Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Тестирование по биологии на тему" Разнообразие растений и жизненная форма". Жизненные формы растений тест


Тестирование по биологии на тему" Разнообразие растений и жизненная форма"

6 класс. Тест по теме "Разнообразие растений. Жизненные формы"

ВАРИАНТ 1 

1.Культурные растения:

    А) развиваются без помощи человека      Б) выращиваются человеком

    В) расселяются без помощи человека       Г) выведены человеком     

2.К дикорастущим растениям относятся

    А) клевер   Б) перец     В) пшеница    Г) клен

3.Если растение живёт долго, то оно относится:

    А) к однолетним    Б) многолетним     В) двулетним

4.Малина относится:

    А) к травам      Б) кустарникам    В) кустарничкам     Г) деревьям

5.Наука биология изучает

     А) Особенности растений                   В) Особенности животных

     Б) Особенности человека                    Г) Особенности всей живой природы

6. Первые на Земле растения

     А) Имели цветки                                  В) Были одноклеточными

     Б) Были многоклеточными                 Г) Были сложно устроены

7. К культурным растениям относится

     А) Мать-и-мачеха                               В) редис

     Б) Капуста                                           Г) рожь

8.Растения имеют следующие жизненные формы:

      А) Деревья, кустарники, травы                 В) Кустарники, травы, кустарнички

      Б) Деревья, кустарнички, травы                Г) Кустарники, кустарнички, травы, деревья

9. Растения, обладающие ярким, привлекательным внешним видом, называются

      А) Декоративными                             В) Лекарственными

      Б) Дикорастущими                             Г) Пищевыми

______________________________________________________________________________________

 

ВАРИАНТ 2 

1.Подорожник относится:

    А) к травам      Б) кустарникам    В) кустарничкам     Г) деревьям

2.Если растение живёт один год, то оно относится:

     А) к однолетним    Б) многолетним     В) двулетним

3. Дикорастущие растения:

А) развиваются без помощи человека      Б) выращиваются человеком

В) расселяются без помощи человека       Г) выведены человеком     

4.К культурным  растениям относятся:

    А) череда    Б) картофель     В) кабачок     Г) пихта

5. Наука, изучающая царство растений

     А) Биология                               В) Естествознание

     Б) Растениеводство                   Г) Ботаника

6. Царства объединяют организмы

      А) Обитающие на одной территории               В) Одноклеточные

      Б) Сходные по строению                                   Г) Только растения

7.К дикорастущим растениям относится

       А) Одуванчик                            В) Капуста

       Б) Тыква                                     Г) Дуб

8. Кустарничком является

       А) Яблоня                                   В) Сирень

       Б) Черника                                  Г) Подсолнечник

9. Растения, обладающие лечебными свойствами, называются

        А) Пищевыми                              В) Лекарственными

        Б) Декоративными                      Г) Дикорастущими

infourok.ru

Видеоматериалы. Занятие № 48 «Разнообразие жизненных форм растений»

Кинопособие « Экология растений» 58 занятий.Глава XII. Жизненные формы растений  

Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учите­лю на всех этапах проведения уроков.

Актуальность:

Жизненные формы — это группы растений со сходным внеш­ним видом надземных и подземных частей и сходными сезонны­ми изменениями.

Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм

Основные понятия

Полукустарники. Полукустарнички. Растения-подушки

Вопросы для обсуждения

1.Что называют жизненной формой растений?

2.Чем различаются жизненные формы и экологические группы растений?

3.Какие растения относят к жизненной форме полукустарни­ков? Чем полукустарники отличаются от кустарников?

4.В чем отличия полукустарников и полукустарничков?

5.Что представляют собой растения-подушки? Где они растут?

Жизненные формы — это группы растений со сходным внеш­ним видом надземных и подземных частей и сходными сезонны­ми изменениями. Вы знаете, что жизненные формы растений — это деревья, кустарники, кустарнички и разнообразные травы. Жизненная форма в отличие от экологической группы отражает приспособления не к одному, а ко множеству условий среды. В каждой природной зоне господствуют характерные жизненные формы. В лесной зоне — это деревья, в тундрах — низкорослые кустарники и кустарнички, в степях — засухоустойчивые травы, в особенности злаки (ковыли, типчак, тонконог). Именно такие жизненные формы особенно хорошо приспособлены к зональным условиям.

Классификация жизненных форм. Наиболее известны клас­сификации жизненных форм по их внешнему виду. Деревья, кус­тарники, кустарнички, травы — это как раз пример такой клас­сификации. Однако знакомые вам из учебника ботаники жизнен­ные формы растений далеко не исчерпывают их разнообразия.

Для глинистых пустынь, например, наиболее характерны жиз­ненные формы полукустарников и полукустарничков. Эти жиз­ненные формы встречаются у многих видов полыни и солянок, оби­ тающих на засоленных почвах . У полукустарников и по­лукустарничков ежегодно отмирают верхние травянистые части по­бегов, а нижние деревянистые перезимовывают и становятся мно­голетними. Полукустарники и полукустарнички отличаются друг от друга размерами. Высота полукустарников 1,5—2 м, полукустар­ничков 0,2—0,3 м, длина зимующих многолетних побегов у полуку­старников 20—30 см, а у полукустарничков всего 3,5—7 см (рис.1).

 

Рис.1. Полукустарник — полынь сантолинолистная: 1 — общий вид растения, 2 — его схема

Рис.2. Ротанговая пальма

Лианы. Растения с побегами, нуждающимися в опоре, относят к жизненной форме лиан. Лианы бывают деревянистые, например плющ, виноград, ротанговые пальмы (рис.1), и травянистые (хмель, вьюнок полевой, горошек мышиный и заборный, чина лу­говая). Особенно разнообразны лианы во влажных тропических лесах. Здесь они достигают рекордно больших размеров. Напри­мер, ротанговые пальмы, обитатели тропической Азии, перебрасы­вают свои побеги с дерева на дерево и достигают длины до 300 м. Представьте себе сто метров, которые вы пробегаете на уроках физкультуры, и увеличьте это расстояние в три раза! У нас в сред­ней России лиан сравнительно мало. В ольховых лесах растет вью­щаяся травянистая лиана — хмель обыкновенный, на лугах — го­рошки и чина, цепляющиеся за побеги высоких трав.

Особая жизненная форма — растения-подушки (рис.3). Они также бывают и деревянистыми (трагакантовые астрагалы), и тра­вянистыми (некоторые виды смолевки).

Рис.3. Растения-подушки: 1 — «растение-овца», 2 — трагакантовый астрагал

Подушки — это растения чаще всего со стержневой корневой системой и обильно ветвящи­мися, но чрезвычайно медленно растущими надземными побега­ми, которые за год прирастают в длину всего на 2-4 мм. Побеги тесно прижаты друг к другу. Издали крупные растения-подушки, обитающие на островах южных морей и в Патагонии, похожи на овец, их иногда так и называют “растения-овцы”. Внутри поду­шек создается особый микроклимат. Встречаются подушки высо­ко в горах, тундрах, пустынях и на океанических островах, где постоянны сильные ветры. В пустынях температура внутри поду­шек ниже, а влажность выше, чем в окружающем воздухе. В тун­драх и горах, наоборот, внутри подушки теплее и суше, чем в воз­духе. Оригинальны жизненные формы растений-суккулентов, о которых вы уже знаете.

Корнеотпрысковые растения также выделяют как особые жизненные формы. Бывают и деревянистые корнеотпрысковые растения (осина, облепиха, вишня), и травянистые (бодяк поле­вой, осот желтый, льнянка обыкновенная, щавелек). У корнеот­прысковых растений мощные корневые системы. На наиболее длинных горизонтальных корнях, расположенных в поверхност­ных слоях почвы, из придаточных почек образуются корневые от­прыски. Корнеотпрысковые растения энергично размножаются ве­гетативным путем, поэтому с такими сорняками (бодяком, осотом) чрезвычайно трудно бороться. Во время вспашки и прополки их корни часто разрезают на куски, а новые растения могут образо­вываться даже из крохотного кусочка корня длиной всего 1—2 см.

Источники информации: А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)

Жизненные формы растений-1

 

 

 

 

Жизненные формы растений-2

 

 

 

 

Облепиха.

 

 

 

 

Полынь трава

 

 

 

 

Лианы (Джунгли в городе)

 

 

 

 

Лиана растение

 

Веревка из пальм

 

 

Трахикарпус - веерная пальма.

 

 

Бодяк поле­вой

 

 

 

 

Осот

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Жизненные формы растений 6 класс

Волощук Л.А.

Учитель биологии

МАОУ «СОШ №4»

Г.Тобольск, Тюменская область

Урок «Жизненные формы растений».

Цель: Сформировать знания учащихся о жизненных формах растений.

Способствовать развитию умения обучающихся приводить примеры, подтверждающие ответ, исходя из своего жизненного опыта.

Воспитывать бережное отношение к растительному миру, стремление охранять и приумножать природу родного края.

Тип урока: изучение нового материала.

Материалы и оборудование:

1. Техническое:

* Мультимедийное оборудовнаие: процессор, проектор.

* Экран

2. Программное: презентация к уроку

3. Методическое: конспект урока, карточки задания, сообщения учеников.

Примечание: для лучшего проведения урока

заранее готовим вместе с инициативной

группой учеников мини сообщения о жизненных

формах растений.

План урока:

  1. Целеполагание.

  2. Проверка домашнего задания – работа с терминами

  3. Изучение нового материала.

  4. Рефлексия.

  5. Домашнее задание.

Сценарий урока

  1. Целеполагание – сообщение плана урока, проведение «Минутки настроения».

2. Проверка домашнего задания – работа с терминами.

Задание: первый термин читает учитель и сращивает ученика, ученик, дав ответ спрашивает своего одноклассника.

Термины:

  1. Изучение нового материала.

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.

Виталий Бианки

  • Термин жизненная форма в отношении растений был предложен в 80-х гг. прошлого века известным ботаником Вармингом. Он понимал под этим понятием “форму, в которой вегетативное тело растения (индивида) находится в гармонии с внешней средой в течение всей его жизни, от колыбели до гроба, от семени до отмирания”.

  • Де́рево — типичная форма деревянистых растений, имеющих ствол, из древесины с лиственной кроной. (Сообщение ученика)

  • Кустарники - жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет. (Сообщение ученика).

  • Кустарнички - одна из форм деревянистых растений. Это низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами. (Сообщение ученика).

  • Травы - растение, не образующее одревесневающих стеблей жизненная форма растений, появившаяся на заре эволюции высших растений, когда они осваивали сушу.

Физминутка

* Однолетники - растение, жизненный цикл которого, включая созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период. Пример — горох, цветная капуста, укроп. Многие однолетние используются в декоративных целях, поскольку обладают яркими и пышными цветами. (Сообщение ученика).

* Двулетники - травянистые растения, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев. В первый год у растения вырастают листья, стебли и корни, после чего оно впадает в состояние покоя на зимние месяцы. Пример: анютины глазки, свекла, морковь, репа, капуста. (Сообщение ученика).

* Многолетники - это обширная группа растений, продолжительность жизни которых исчисляется несколькими годами.

Пример: деревья, кустарники, травы, люпин, тюльпаны, пионы.

Задание: заполните таблицу (работа в парах)

4. Рефлексия.

Ответить на вопросы:

  • Что интересного вы узнали на уроке?

  • Где в дальнейшем мы можем использовать изученный материал?

  • Кто из одноклассников наиболее удачно отвечал на уроке?

  • Что еще по данной теме, вы хотели бы узнать?

5.Домашнее задание:

Параграф №1 стр.9, собрать гербарии листьев 1 ряд – однолетних, 2 ряд – двулетних, 3 ряд – многолетних растений.

infourok.ru

6 класс Разнообразие растений и жизненная форма.docx - тест на тему "Разнообразие растений ...

6 класс. Тест по теме "Разнообразие растений. Жизненные формы"ВАРИАНТ 1 1.Культурные растения:А) развиваются без помощи человека Б) выращиваются человекомВ) расселяются без помощи человека Г) выведены человеком 2.К дикорастущим растениям относятсяА) клевер Б) перец В) пшеница Г) клен3.Если растение живёт долго, то оно относится:А) к однолетним Б) многолетним В) двулетним4.Малина относится:А) к травам Б) кустарникам В) кустарничкам Г) деревьям5.Наука биология изучаетА) Особенности растений В) Особенности животныхБ) Особенности человека Г) Особенности всей живой природы6. Первые на Земле растенияА) Имели цветки В) Были одноклеточнымиБ) Были многоклеточными Г) Были сложно устроены7. К культурным растениям относитсяА) Мать­и­мачеха В) редисБ) Капуста Г) рожь8.Растения имеют следующие жизненные формы:А) Деревья, кустарники, травы В) Кустарники, травы, кустарничкиБ) Деревья, кустарнички, травы Г) Кустарники, кустарнички, травы, деревья9. Растения, обладающие ярким, привлекательным внешним видом, называютсяА) Декоративными В) ЛекарственнымиБ) Дикорастущими Г) Пищевыми______________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 2 1.Подорожник относится:А) к травам Б) кустарникам В) кустарничкам Г) деревьям2.Если растение живёт один год, то оно относится:А) к однолетним Б) многолетним В) двулетним3. Дикорастущие растения:А) развиваются без помощи человека Б) выращиваются человекомВ) расселяются без помощи человека Г) выведены человеком 4.К культурным растениям относятся:А) череда Б) картофель В) кабачок Г) пихта5. Наука, изучающая царство растенийА) Биология В) ЕстествознаниеБ) Растениеводство Г) Ботаника6. Царства объединяют организмыА) Обитающие на одной территории В) ОдноклеточныеБ) Сходные по строению Г) Только растения7.К дикорастущим растениям относитсяА) Одуванчик В) КапустаБ) Тыква Г) Дуб8. Кустарничком являетсяА) Яблоня В) СиреньБ) Черника Г) Подсолнечник

znanio.ru

Рабочий лист по теме Жизненные формы растений

Тема: Органы растений. Жизненные формы растений.

Цветковые растения на Земле – 250 тысяч – цветковые. У цветковых растений есть корни, побеги, цветки, и плоды с семенами Корни и побеги – это вегетативные органы растения. Побег состоит из стебля с расположенными на нем листьями и почками. Цветки характерны только для цветковых растений. Они являются для них органом полового размножения, на месте цветка образуется плод с семенами (генеративные органы), поэтому их называют покрытосемянными . Общий внешний облик растения называют его жизненной формой.

Деревья – это жизненная форма представлена обычно крупными растениями. Главная часть внешнего вида дерева – это мощный ствол, несущий наверху крону из побегов разного возраста

Кустарники отличаются от деревьев тем, что у них не один ствол, а много стволиков разной толщины и высоты . Они отходят от общего основания, скрытого обычно под землей.

Кустарничками называют жизненную форму многолетних растений, похожих на кустарники, но гораздо меньших размеров, не выше полуметра, чаще – 20-30 см. Среди лесных кустарничков известны брусника, черника. В зимний период со всеми своими почками они полностью укрыты снеговым покровом.

Травы, как, правило, имеют зеленые стебли. У многих трав ежегодно надземные органы отмирают. Травы обладают ограниченным ростом. Травы бывают однолетними, двулетними и многолетними с сочными не одревесневшими стеблями.

Задание 1.Определите на рисунке органы растения по образцу.

Задание2. Распределите растения по группам и соедините стрелкой.

деревья

кустарники

травы

infourok.ru

Многообразие жизненных форм растений

МНОГООБРАЗИЕ ЖИЗНЕННЫХ ФОРМ РАСТЕНИЙ

6 КЛАСС

Задание: назовите одним словом

ЯБЛОНЯ

ЕЛЬ

ТОПОЛЬ

ДЕРЕВЬЯ

Задание: назовите одним словом

ШИПОВНИК

СИРЕНЬ

СМОРОДИНА

КУСТАРНИКИ

Задание: назовите одним словом

ЧЕРНИКА

БРУСНИКА

КУСТАРНИЧКИ

Задание: назовите одним словом

ПОДСОЛНЕЧНИК

ТЮЛЬПАН

КЛЕВЕР

ТРАВЫ

ТРАВЫ

ДЕРЕВЬЯ

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ

КУСТАРНИЧКИ

КУСТАРНИКИ

ПОЛУКУСТАРНИКИ

ЕЛЬ

СОСНА

КИПАРИС

ЯБЛОНЯ

ДУБ

КЛЁН

БЕРЁЗА

ОСИНА

ТРАВЫ

ДЕРЕВЬЯ

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ

КУСТАРНИЧКИ

КУСТАРНИКИ

ПОЛУКУСТАРНИКИ

МАЛИНА

ШИПОВНИК

ТРАВЫ

ДЕРЕВЬЯ

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ

КУСТАРНИЧКИ

КУСТАРНИКИ

ПОЛУКУСТАРНИКИ

ГОЛУБИКА

ВЕРЕСК

ТРАВЫ

ДЕРЕВЬЯ

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ

КУСТАРНИЧКИ

КУСТАРНИКИ

ПОЛУКУСТАРНИКИ

ШАЛФЕЙ

ПОЛЫНЬ

ТРАВЫ

ДЕРЕВЬЯ

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ

КУСТАРНИЧКИ

КУСТАРНИКИ

ПОЛУКУСТАРНИКИ

ТРАВЫ

ОДНОЛЕТНИЕ

МНОГОЛЕТНИЕ

ДВУЛЕТНИЕ

МНОГОЛЕТНИЕ ТРАВЫ

ЛЮТИК

МНОГОЛЕТНИЕ ТРАВЫ

КУПАЛЬНИЦА

МНОГОЛЕТНИЕ ТРАВЫ

СНЫТЬ

МНОГОЛЕТНИЕ ТРАВЫ

ЗЕМЛЯНИКА

ОДНОЛЕТНИЕ ТРАВЫ

ТЫКВА

ОДНОЛЕТНИЕ ТРАВЫ

ОГУРЕЦ

ОДНОЛЕТНИЕ ТРАВЫ

ВАСИЛЁК

ПОЛЕВОЙ

ОДНОЛЕТНИЕ ТРАВЫ

ЗВЕЗДЧАТКА

СРЕДНЯЯ

(МОКРИЦА)

ДВУЛЕТНИЕ ТРАВЫ

КАПУСТА

ДВУЛЕТНИЕ ТРАВЫ

МОРКОВЬ

ДВУЛЕТНИЕ ТРАВЫ

ДВУЛЕТНИЕ ТРАВЫ

!

intolimp.org

§ Жизненные формы растений

§ 9. Жизненные формы растенийПродолжительность жизни растений очень разнообразна — от нескольких недель (пастушья сумка, мятлик однолетний) до нескольких сотен и даже тысяч лет (например, дуб до 1000 лет, тис до 2000 лет). По продолжительности жизни, характеру строе­ния стебля и степени его одревеснения различают жизненные формы растений.

Деревья — растения с хорошо выраженным древеснеющим стволом и разветвленной кроной. Ствол дает ежегодный прирост в длину и толщину. Различают деревья первой вели­чины—от 20 м и выше (ель, сосна, дуб, липа), второй вели­чины—от 10 до 20 м (рябина, черемуха, ольха серая), третьей величины —от 5 до 10 м (яблоня, крушина слабительная, клен татарский). Однако эти размеры условны и разные авторы дают их с колебаниями в пределах 5м.

Кустарники —растения с древеснеющим стеблем, который очень рано начинает ветвиться у основания, образуя группы стволиков одинаковой толщины. Высота кустарников от 0,5 до 6 м (орешник, акация желтая).

Лианы — растения с более тонкими древеснеющими вью­щимися или лазящими стеблями до 15 см в диаметре и до 30 м и более в длину (виноград, плющ, актинидия).

Кустарнички — растения высотой от нескольких санти­метров до 1 м, наземные побеги которых образуют покоящиеся почки и одревесневают (брусника, вереск, багульник, голубика, клюква).

Полукустарники — растения, наземные побеги которых не полностью одревесневают и в верхней части за зиму обычно отмирают (некоторые виды полыни) или полностью стебли отми­рают на другой год (малина).

Многолетние травы — растения с неодревесневающими стеблями, наземные части которых ежегодно отмирают и сохра­няются только подземная часть, корневища, клубни, луковицы, образующие на следующий год новые побеги (одуванчик, сныть, ландыш). Среди них особую группу составляют зимне-зеленые растения с не отмирающими на зиму наземными по­бегами и даже зелеными листьями. К ним относятся некоторые лесные травы: кислица, грушанка, копытень, зеленчук.

Двулетние растения — травы, жизненный цикл кото­рых проходит в течение 2 лет. В первый год они образуют уко­роченный побег с прикорневой розеткой листьев. На второй год за счет накопленных питательных веществ они образуют удлинен­ный побег с цветками, плодоносят и отмирают (морковь, редька, капуста).

Однолетние — травянистые растения, полное развитие которых проходит за один вегетационный период (хлебные злаки, лен, гречиха, мокрица). Среди злаков различают озимые и яровые. Яровые растения, высеянные весной, успевают за лето образовать листья, побеги, цветки и плоды. Озимые рас­тения проходят полный цикл развития только в том случае, если на их всходы подействует низкая температура. Высеянные осенью, они зимуют в виде всходов, а на следующее лето нор­мально растут и плодоносят. Высеянные весной, семена озимых растений тоже прорастают, образуют побеги и листву, но не цветут и не плодоносят. К озимым относятся рожь и некоторые сорта пшеницы.

По плодоношению различают две группы растений: монокарпические и поликарпические. Монокарпическими называ­ются растения, плодоносящие один раз в жизни. К ним отно­сятся все однолетние, двулетние и некоторые виды многолетних растений (бамбук, агава, алоэ). Они долгие годы растут не зацветая, затем один раз цветут, плодоносят и отмирают полно­стью. Поликарпические растения цветут и плодоносят много раз в течение жизни. К ним относятся большая часть мно­голетних травянистых и древесные растения.

1piar.ru