Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление. Жизнедеятельность клетки растения


Жизнедеятельность клетки — Науколандия

Клетка — это элементарная единица живого, а, значит, она должна обладать свойствами живого, которые все вместе отличают живое от неживого. Это обмен веществ и энергии, рост и развитие, раздражимость, размножение.

Чтобы жить, клетке необходимо поступление определенных веществ извне. Это должны быть как органические, так и неорганические вещества. В клетке они используются непосредственно (например, вода) или из них синтезируются необходимые клетке вещества. Растительные клетки, содержащие пигмент хлорофилл (который находится в хлоропластах), могут синтезировать органическое вещество (глюкозу) из неорганических веществ (углекислого газа и воды). В остальных случаях органические вещества в клетках синтезируются из других органических веществ, поступающих извне. При этом в этих реакция могут участвовать многие неорганические вещества. Таким образом, важным элементом жизнедеятельности клетки является ее питание.

В клетке образуются вещества, которые ей не нужны. Они выводятся за пределы клетки. Таким образом, для клетки свойственно выделение.

Поступление веществ в клетку осуществляется через клеточную мембрану. В случае растений - еще и через поры клеточной стенки. Мембрана проницаема для одних веществ и непроницаема для других.

Для жизни клетке необходимы не только вещества, но и энергия. Именно она дает возможность осуществлять химические реакции, транспорт веществ и другие активные процессы. Энергию клетка получает, расщепляя органические вещества до более простых или неорганических. При этом энергия, запасенная в химических связях, «передается» молекулам АТФ. Уже от этих молекул легко отщепляются остатки фосфорной кислоты и выделяется энергия там, где она нужна. Синтез молекул АТФ происходит в митохондриях, где для расщепления органических веществ с высвобождением из них энергии нужен кислород. Поэтому для живых организмов так важен такой процесс, как дыхание. В процессе дыхания из внешней для клетки среды поглощается кислород, а во внешнюю среду выделяется углекислый газ, который является одним из продуктов расщепления органических веществ.

Клетки живых организмов способны к делению. При этом генетическая информация обоих дочерних клеток оказывается такой же как у материнской клетки. Это возможно за счет того, что хромосомы перед делением удваиваются и состоят уже из двух хроматид. При обычном делении (речь не идет о половых клетках) в каждую дочернюю клетку попадает одна хроматида от каждой хромосомы.

Деление клеток и рост клеток обеспечивают рост организма. Рост растительных клеток сопровождается образованием в них одной большой центральной вакуоли.

Одним из свойств живого является раздражимость, под которой подразумевается, что организмы реагируют на различные раздражители. Для отдельных клеток раздражимость тоже характерна. Так одноклеточные организмы способны реагировать на свет (двигаться к нему), соленость воды и др. Клетки многоклеточных организмов также реагируют на изменение условий. Так при определенной температуре цитоплазма клеток начинает двигаться сильнее.

scienceland.info

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление

Клетка — наименьшая единица жизни.

Каждая клетка питается, дышит, реагирует на воздействие внешней среды, выделяет ненужные ей вещества, размножается, то есть живет.

Внутренняя среда клетки ― полужидкое содержимое ─ называется цитоплазмой (от греч. κύτος ─ «клетка» и πλάσμα ─ «содержимое»).

В состав цитоплазмы входят органические и неорганические вещества многих видов. Основное вещество цитоплазмы — вода.

В ней находятся обязательные клеточное компоненты ― органеллы, каждый из которых выполняет какие-то определенные функции.

Важнейшая роль цитоплазмы — объединение всех клеточных структур (компонентов) и обеспечение их химического взаимодействия.

Одно из важнейших проявлений жизнедеятельности клетки — движение цитоплазмы. Благодаря движению цитоплазмы ко всем частям клетки доставляются нужные ей вещества.

Движение цитоплазмы можно наблюдать под микроскопом в клетках листа элодеи. С этим водным растением вы уже знакомы.  Элодею часто выращивают в аквариумах.

Чтобы увидеть движение цитоплазмы, надо приготовить препарат с живыми клетками и рассмотреть при увеличении в 300 раз. Для этого окуляр микроскопа должен иметь 20-кратное увеличение, а объектив — 15-кратное (20 х 15 = 300).

Зеленые пластиды клеток листа элодеи, перемещаясь вместе с цитоплазмой, позволяют увидеть медленное движение бесцветной цитоплазмы.

Движение цитоплазмы может замедляться или ускоряться под воздействием экологических факторов окружающей среды — света, температуры, снабжения кислородом, водой.

Если зеленый лист элодеи подсветить ярким светом или положить в слегка подогретую каплю воды, то цитоплазма в клетках такого листа будет двигаться быстрее.

И наоборот, при охлаждении листа скорость движения цитоплазмы замедляется. В этом проявляется реакция живых клеток растения на изменение условий среды обитания.

Движение цитоплазмы свойственно как клеткам растений, так и клеткам животных. Например, благодаря цитоплазматическому потоку перемещается микроскопический одноклеточный организм ─ амёба. Водится он в прудах, во влажной почве, а также во внутренностях животных.

Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолирована от цитоплазмы других живых клеток, расположенных рядом. В клеточных оболочках есть поры, через которые нити цитоплазмы соединяются с соседними клетками.

Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются. Возникают межклетники, заполненные воздухом.

Так происходит при варке клубней картофеля. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки также легко разъединяются.

Любая живая клетка питается, то есть захватывает из внешней среды съедобные для себя вещества (в виде отдельных молекул или больших групп молекул ― пищевых частиц, иногда даже целых клеток меньшего размера) и так или иначе использует эти вещества.

Питанием называют совокупность процессов, которые включают поступление в организм, переваривание, всасывание и усвоение им пищевых веществ. В процессе питания организмы получают химические соединения, используемые ими для всех процессов жизнедеятельности.

Питание клетки происходит в результате целого ряда сложных химических реакций. В ходе этих реакций неорганические вещества, поступившие в клетку из внешней среды (углекислый газ, минеральные соли, вода), преобразуются в органические и входят в состав тела самой клетки в виде белков, сахаров, жиров, масел и др.

Большая часть веществ, поступающих из окружающей среды, расходуется не для получения энергии, а на синтез новых веществ, необходимых клетке или организму.

Помимо поступления различных питательных веществ в клетку в ней происходит и другой немаловажный процесс ― дыхание.

Дыхание клетки — это сложный процесс химических реакций, дающих клетке энергию. Реакции протекают в цитоплазме и митохондриях (специальных органеллах ― энергетических станциях клетки).

В ходе этих реакций поступившие в клетку органические вещества (углеводы, липиды, аминокислоты) окисляются кислородом до углекислого газа и воды. В итоге происходит выделение энергии, которая используется клеткой и всем организмом по мере необходимости.

В результате питания и дыхания происходит рост и развитие клетки.

Клетка возникает благодаря делению другой клетки. Затем она несколько увеличивается, главным образом за счет увеличения веществ цитоплазмы.

В старой клетке обычно имеется одна большая вакуоль, поэтому цитоплазма, в которой находится ядро, прилегает к клеточной оболочке, а молодые содержат много мелких вакуолей. Молодые клетки, в отличие от старых, способны делиться.

Клетка увеличивается в размере (растягивается), а затем дифференцируется. Так происходит ее развитие. То есть в ней появляются какие-то отличия от других клеток. В результате чего клетки начинают выполнять определенные возложенные на них функции.

После дифференциации клетка снова делится. Согласно клеточной теории, возникновение новых клеток происходит путём деления предыдущей, материнской клетки.

Жизнь клетки от момента её появления и до собственного деления, включая само деление, а также гибель клетки называется жизненным циклом клетки.

В результате деления происходит рост организмов.

Деление клетки — сложный процесс, состоящий из ряда этапов, последовательно идущих друг за другом. Главную роль в нем играют события, происходящие в ядре.

Сначала ядро увеличивается, и в нём становятся хорошо заметны тельца (обычно цилиндрической формы) — это хромосомы.

Хромосомы — это очень важные структуры. В них заложена вся необходимая информация об организме. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.

В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части.

Так же происходит изменение и других клеточных структур. Исчезает ядерная оболочка и ядрышко.

Благодаря специальным структурам хромосомы выстраиваются на экваторе клетки. Эти структуры тянут хромосомы с двух сторон к полюсам клетки.

При этом каждая хромосома расщепляется на две хроматиды ─ половинки двойной хромосомы.

Таким образом у двух полюсов клетки оказывается одинаковый генетический наследственный материал. Такой же, как был в клетке до начала деления.

В каждой вновь образованной клетке формируются ядерные оболочки и ядрышки. Ядро молодой клетки располагается в центре.

Всё содержимое также равномерно распределяется между двумя новыми клетками.

Благодаря делению клеток и их растяжению осуществляется рост организма. Например, растения, в отличие от других живых существ, растут всю жизнь. Отсюда и происходит их название ─"растения".

videouroki.net

Основные процессы жизнедеятельности клетки

Клетка — элементарная единица всех организмов. От ее состояния зависит степень активности, способность приспосабливаться к условиям среды. Процессы жизнедеятельности клетки подчинены определенным закономерностям. Степень активности протекания каждого из них зависит от фазы жизненного цикла. Всего их выделяют две: интерфаза и деление (фаза М). Первая занимает время между образованием клетки и ее гибелью или делением. В период интерфазы активно протекают практически все основные процессы жизнедеятельности клетки: питание, дыхание, рост, раздражимость, движение. Размножение клетки осуществляется только на фазе М.

Периоды интерфазы

Время клеточного роста между делениями разделяется на несколько этапов:

  • пресинтетический, или фаза G-1, — начальный период: синтез матричной РНК, белков и некоторых прочих клеточных элементов;
  • синтетический, или фаза S: удвоение ДНК;
  • постсинтетический, или фаза G-2: подготовка к митозу.

Кроме того, некоторые клетки после дифференциации перестают делиться. В их интерфазе отсутствует период G-1. Они находятся в так называемой фазе покоя (G-0).

Обмен веществ

Как уже было сказано, процессы жизнедеятельности живой клетки по большей части протекают в период интерфазы. Основным из них считается обмен веществ. Благодаря ему протекают не только различные внутренние реакции, но и межклеточные процессы, связывающие отдельные структуры в целый организм.

Обмену веществ присуща определенная схема. Процессы жизнедеятельности клетки во многом зависят от ее соблюдения, отсутствия каких бы то ни было нарушений в ней. Вещества, прежде чем повлиять на внутриклеточную среду, должны проникнуть сквозь мембрану. Затем они подвергаются определенной переработке в процессе питания или дыхания. На следующем этапе образовавшиеся продукты переработки используются для синтеза новых элементов или преобразования имеющихся структур. Оставшиеся после всех преобразований продукты обмена, которые вредны для клетки или просто не нужны ей, удаляются во внешнюю среду.

Ассимиляция и диссимиляция

Регуляцией последовательной смены преобразований одних веществ в другие занимаются ферменты. Они способствуют более быстрому протеканию определенных процессов, то есть выступают в качестве катализаторов. Каждый такой «ускоритель» влияет лишь на конкретное преобразование, направляя течение процесса в одну сторону. Вновь образованные вещества далее подвергаются воздействию других ферментов, способствующих дальнейшему их превращению.

При этом все процессы жизнедеятельности клетки так или иначе связаны с двумя противоположными тенденциями: ассимиляцией и диссимиляцией. Для обмена веществ их взаимодействие, баланс или некоторое противостояние являются основой. Разнообразные вещества, поступившие извне, преобразуются под действием ферментов в привычные и необходимые для клетки. Эти синтетические преобразования и называются ассимиляцией. При этом для подобных реакций необходима энергия. Ее источником являются процессы диссимиляции, или разрушения. Распад вещества сопровождается выделением энергии, необходимой для того, чтобы могли протекать основные процессы жизнедеятельности клетки. Диссимиляция также способствует образованию более простых веществ, которые затем используются для нового синтеза. Часть продуктов распада при этом выводится.

Процессы жизнедеятельности клетки связаны часто с балансом синтеза и распада. Так, рост возможен только при преобладании ассимиляции над диссимиляцией. Интересно, что бесконечно расти клетка не может: в ней заложены определенные границы, по достижении которых рост останавливается.

Проникновение

Транспортировка веществ из окружающей среды в клетку осуществляется пассивно и активно. В первом случае перенос становится возможен благодаря диффузии и осмосу. Активная транспортировка сопровождается затратой энергии и часто происходит вопреки указанным процессам. Таким образом, например, проникают ионы калия. Они нагнетаются в клетку, даже если их концентрация в цитоплазме превышает ее уровень во внешней среде.

Характеристики веществ влияют на степень проницаемости для них клеточной мембраны. Так, органические вещества попадают в цитоплазму легче, чем неорганические. Для проницаемости имеет значение и размер молекул. Также свойства мембраны зависят от физиологического состояния клетки и таких особенностей окружающей среды, как температура и освещенность.

Питание

В поступлении веществ из окружающей среды принимают участие довольно хорошо изученные процессы жизнедеятельности: дыхание клетки и ее питание. Последнее осуществляется с помощью пиноцитоза и фагоцитоза.Механизм обоих процессов схож, но во время пиноцитоза захватываются менее крупные и плотные частицы. Молекулы поглощаемого вещества адсорбируются мембраной, захватываются специальными выростами и погружаются вместе с ними внутрь клетки. В результате образуется канал, а затем возникают пузырьки из мембраны, содержащие пищевые частички. Постепенно они освобождаются от оболочки. Далее частички подвергаются воздействию очень близких к пищеварению процессов. После ряда преобразований вещества расщепляются на более простые и используются для синтеза элементов, необходимых клетке. При этом часть образовавшихся веществ выводится в окружающую среду, поскольку не подлежит дальнейшей переработке или использованию.

Дыхание

Питание - не единственный процесс, способствующий появлению в клетке необходимых элементов. Дыхание по своей сути с ним очень схоже. Оно представляет собой ряд последовательных преобразований углеводов, липидов и аминокислот, в результате которых возникают новые вещества: углекислый газ и вода. Важнейшая часть процесса заключается в образовании энергии, которая запасается клеткой в виде АТФ и некоторых других соединений.

С участием кислорода

Процессы жизнедеятельности клетки человека, как и многих других организмов, немыслимы без аэробного дыхания. Главным веществом, необходимым для него, является кислород. Освобождение столь необходимой энергии, а также образование новых веществ происходит в результате окисления.

Процесс дыхания делится на две стадии:

Гликолиз — это расщепление глюкозы в цитоплазме клетки под действием ферментов без участия кислорода. Он представляет собой одиннадцать последовательно сменяющих друг друга реакций. В результате из одной молекулы глюкозы образуются две молекулы АТФ. Продукты распада при этом попадают в митохондрии, где начинается кислородный этап. В результате еще нескольких реакций образуются углекислый газ, дополнительные молекулы АТФ и атомы водорода. В целом клетка получает из одной молекулы глюкозы 38 молекул АТФ. Именно из-за большого количества запасаемой энергии аэробное дыхание и считается более эффективным.

Анаэробное дыхание

Для бактерий свойственен другой тип дыхания. Они вместо кислорода используют сульфаты, нитраты и прочее. Такой тип дыхания менее эффективен, однако он играет огромную роль в круговороте веществ в природе. Благодаря анаэробным организмам осуществляется биогеохимический цикл серы, азота и натрия. В целом процессы протекают аналогично кислородному дыханию. После окончания гликолиза образовавшиеся вещества вступают в реакцию брожения, результатом которого может стать этиловый спирт или молочная кислота.

Раздражимость

Клетка постоянно взаимодействует с окружающей средой. Ответ на влияние различных внешних факторов называется раздражимостью. Она выражается в переходе клетки в возбудимое состояние и возникновении реакции. Тип ответа на внешнее воздействие отличается в зависимости от функциональных особенностей. Мышечные клетки отвечают сокращением, клетки желез — выделением секрета, а нейроны — генерацией нервного импульса. Именно раздражимость лежит в основе многих физиологических процессов. Благодаря ей, например, осуществляется нервная регуляция: нейроны способны передавать возбуждение не только аналогичным клеткам, но и элементам других тканей.

Деление

Таким образом, существует определенная циклическая схема. Процессы жизнедеятельности клетки в ней повторяются во время всего периода интерфазы и завершаются либо гибелью клетки, либо ее делением. Самовоспроизведение является залогом сохранения жизни в целом после исчезновения конкретного организма. Во время роста клетки ассимиляция превышает диссимиляцию, объем растет быстрее, чем поверхность. В результате процессы жизнедеятельности клетки затормаживаются, начинаются глубокие преобразования, по завершении которых существование клетки становится невозможным, она переходит к делению. По окончании процесса формируются новые клетки с увеличенным потенциалом и обменом веществ.

Нельзя сказать, какие процессы жизнедеятельности клетки играют самую важную роль. Все они взаимосвязаны и бессмысленны в отрыве друг от друга. Тонкий и отлаженный механизм работы, существующей в клетке, очередной раз напоминает о мудрости и грандиозности природы.

fb.ru

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ - СТРОЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ - РАСТЕНИЯ - Биология 7 класс

Раздел 1. РАСТЕНИЯ

 

Тема 1.СТРОЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ

 

§ 8. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

 

Клеточное строение живых организмов. Вы уже знаете, что живые организмы построены из клеток, которые обеспечивают процессы их жизнедеятельности. Организм растения может состоять из одной клетки, колонии (группы клеток, соединенных между собой) или множества клеток. Например, водоросль хламідомонада есть одноклітинною растением, водоросль вольвокс - колония клеток, а подсолнечник - многоклеточный организм (рис. 13).

Клетки растений и их разнообразие. По внешнему виду клетки растений разнообразны. Формой они могут напоминать призму, спираль, куб, овал, цилиндр. Форма клеток зависит от их размещения в организме растений и функций, которые они выполняют.

 

 

Рис. 13. Растения: 1 - одноклеточная водоросль хламідомонада;

2 - колониальная водоросль вольвокс; 3 - багатоклітинна растение подсолнечник

Размеры клеток тоже разнообразные. Есть клетки-«гиганты», которые можно видеть невооруженным глазом. Иногда встречаются клетки, длина которых достигает нескольких миллиметров. Например, клетки стебля льна и конопли длиной 40 мм и больше, тогда как клетки мякоти арбуза и яблока - 1 мм. У цветковых растений размеры клеток 10-60 мкм.

Строение растительной клетки. Каждая растительная клетка имеет плотную прозрачную оболочку, которая отграничивает внутреннее содержимое клетки от внешней среды. Это клеточная оболочка (рис. 14). Она защищает клетку от вредного воздействия внешней среды, высыхания, обеспечивает ей опору и придает форму.

Клеточная оболочка пронизана микроскопическими отверстиями - порами, через которые происходит обмен веществ. Между клетками находится міжклітинна жидкость, которая объединяет клетки. Если она разрушается, клетки разъединяются. Это можно наблюдать, например, в спелых плодах арбуза, помидора.

Рис. 14. Строение растительной клетки: 1 - клеточная оболочка;

2 - цитоплазма; 3 - ядро; 4 - ядрышко; 5 - хлоропласты; 6 - вакуоли

Основным составляющим компонентом оболочки растительной клетки является клетчатка, или целлюлоза. Она делает клеточную оболочку прочной и плотной.

Внутри клетка заполнена цитоплазмой (рис. 14). Это бесцветная вязкая жидкость. Она неоднородна, имеет сетку разветвленных канадец, трубочек и пузырьков. При сильном нагревании и замораживании цитоплазма разрушается, и тогда клетка погибает. В цитоплазме содержатся все органеллы клетки. Она объединяет их и обеспечивает процессы жизнедеятельности клетки.

Ядро клетки окружено двойной оболочкой, имеет одно или несколько ядрышек (рис. 14). Оно отвечает за рост клетки, ее размножения, или разделение. Ядро содержит хромосомы, которые являются носителями наследственной информации. Основная функция ядра - передача наследственной информации от материнской клетки к дочерним.

Характерной особенностью растительных клеток является наличие пластид (рис. 14). Это маленькие шаровидные органеллы клетки. В зависимости от цвета, которого предоставляют пластидам пигменты, различают хлоропласты (зеленые пластиди), хромопласти (желто-красные пластиди) и лейкопласты (бесцветные пластиди). Каждый тип пластид выполняет свою функцию. Хлоропласты содержат пигмент хлорофилл, который придает зеленую окраску листьям и молодым побегам и обеспечивает фотосинтез. Хромопласти окрашивают плоды, цветки растений в желтый, красный и розовый цвета. В лейкопластах откладываются про запас питательные вещества.

Пластиди имеются только в растительных клетках. Они могут легко переходить из одного типа в другой. Например, преобразование лейкопластів на хлоропласты проявляется в позеленінні клубней картофеля, хлоропластов на хромопласти - в окраске листьев осенью в красный, желтый и оранжевый цвета. В процессе жизнедеятельности растений пигменты пластид могут разрушаться. Это происходит перед ноябрем.

В центре клетки находится шаровидная вакуоля, у молодых клеток их несколько (рис. 14). Она заполнена клеточным соком, который является водным раствором органических и минеральных веществ. В клеточном соке есть разные красители, которые придают цвета цветкам, плодам растений. Если вакуоля вдоволь наполнена водой, то она похожа на воздушный шар. Спелые плоды, сочные стебли растений имеют крупные вакуоли. Наверное, вы не раз видели увядшие листья или цветки растений. Это следствие того, что вакуоли клеток теряют воду, клетка также при этом теряет форму, что приводит к этим же изменениям и в органах растения.

В процессе жизнедеятельности растения в ее клетках откладываются про запас питательные вещества. В цитоплазме они представлены крахмальными зернами, липидами (жирами), протеинами (белками). Например, клетки семени риса, гречки богаты на крахмальные зерна, а клетки семян подсолнечника и конопли содержат жиры. Вакуоли тоже могут иметь запасные питательные вещества. Например, в вакуолях клеток сахарной свеклы откладывается глюкоза.

Жизнедеятельность растительной клетки. Каждая живая клетка дышит, питается, растет и размножается. Из окружающей среды в нее постоянно поступают необходимые вещества (кислород, углекислый газ, минеральные и органические вещества). Обмен веществ между клеткой и окружающей средой обеспечивают клеточная оболочка и цитоплазма. Размножение клеток происходит под контролем ядра. Клеткам присуща раздражимость. Проявлением ответы клетки на действия извне движения ее цитоплазмы.

Количество клеток в растении возрастает в результате их разделения, во время которого из одной материнской клетки образуются две и более дочерних.

schooled.ru

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа

Жизнедеятельность клетки

Клетка питается, обладает раздражимостью, дышит, выделяет ненужные ей вещества, размножается, т. е. живет.

Одно из важных проявлений жизнедеятельности клетки – движение цитоплазмы. Благодаря движению цитоплазмы ко всем частям клетки доставляются нужные ей вещества и удаляются в вакуоли вещества, выработанные клеткой (ненужные ей), и запасные вещества – на хранение.

Питание клетки происходит в результате целого ряда сложных химических реакций, в ходе которых вещества, поступившие в клетку из внешней среды (углекислый газ, минеральные соли, вода), входят в состав тела самой клетки в виде белков, сахаров, жиров, масел, азотных и фосфорных соединений.

Дыхание клетки – тоже сложный процесс химических реакций, дающих клетке энергию. Внешне он выражается в поглощении кислорода и выделении углекислого газа (газообмен).

Все эти сложные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание и другие) происходят в отдельных частях клетки. Вещества, образовавшиеся при этом, во время движения цитоплазмы соединяются с другими веществами, вновь распадаются, становятся иными, обеспечивая клетку энергией, необходимой для жизни. Такие процессы образования веществ и их расщепления в клетке называются обменом веществ. Обмен веществ клетки происходит в цитоплазме с участием всех ее компонентов.

Обмен веществ – главное проявление жизнедеятельности клетки и всего организма.

Живая клетка обладает способностью расти, т. е. увеличиваться в размерах. Рост обеспечивается увеличением объема цитоплазмы и вакуоли.

Рост растительной клетки. (Анимация)

Важнейшим процессом жизнедеятельности клетки является ее способность к делению – так клетка размножается.

Деление – сложный процесс, состоящий из ряда этапов, последовательно идущих один за другим.

Главную роль в нем играют события, происходящие в ядре. Наследственный материал (хромосомы) разделяется на две одинаковые части, которые расходятся к противоположным концам клетки. Затем идет разделение цитоплазмы. В итоге из одной материнской клетки образуются две подобные ей дочерние клетки.

Деление растительных клеток. (Анимация)

 

 

Деление – это процесс размножения клетки.

 

Благодаря делению клеток и их растяжению осуществляется рост всего растения. Растения в отличие от других живых существ растут всю жизнь. Отсюда и происходит их название – «растения».

Интерактивный урок-тренажёр "Рост и деление клетки". (Выполните все задания урока)

В многоклеточном организме клеток много, они разные по форме, размерам, функциям. Во всех живых клетках идут сходные процессы: питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие и деление (размножение) клетки.

Нормальный ход процессов жизнедеятельности зависит от благоприятных условий среды, где произрастает растение.

biolicey2vrn.ru

Строение и жизнедеятельность растительной клетки.

1. Строение растительной клетки: целлюлозная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма с органоидами, ядро, вакуоли с клеточным соком. Наличие пластид — главная особенность растительной клетки.

2. Функции клеточной оболочки — придает клетке форму, защищает от факторов внешней среды.

3. Плазматическая мембрана — тонкая пленка, состоит из взаимодействующих молекул липидов и белков, отграничивает внутреннее содержимое от внешней среды, обеспечивает транспорт в клетку воды, минеральных и органических веществ путем осмоса и активного переноса, а также удаляет вредные продукты жизнедеятельности.

4. Цитоплазма — внутренняя полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро и органоиды, обеспечивает связи между ними, участвует в основных процессах жизнедеятельности.

5. Эндоплазматическая сеть — сеть ветвящихся каналов в цитоплазме. Она участвует в синтезе белков, липидов и углеводов, в транспорте веществ. Рибосомы — тельца, расположенные на ЭПС или в цитоплазме, состоят из РНК и белка, участвуют в синтезе белка. ЭПС и рибосомы — единый аппарат синтеза и транспорта белков.

6. Митохондрии — органоиды, отграниченные от цитоплазмы двумя мембранами. В них с участием ферментов окисляются органические вещества и синтезируются молекулы АТФ. Увеличение поверхности внутренней мембраны, на которой расположены ферменты, за счет крист. АТФ — богатое энергией органическое вещество.

7. Пластиды (хлоропласты, лейкопласты, хромопласты), их содержание в клетке — главная особенность растительного организма. Хлоропласты — пластиды, содержащие зеленый пигмент хлорофилл, который поглощает энергию света и использует ее на синтез органических веществ из углекислого газа и воды. Отграничение хлоропластов от цитоплазмы двумя мембранами, многочисленные выросты — граны на внутренней мембране, в которых расположены молекулы хлорофилла и ферменты.

8. Комплекс Гольджи — система полостей, отграниченных от цитоплазмы мембраной. Накапливание в них белков, жиров и углеводов. Осуществление на мембранах синтеза жиров и углеводов.

9. Лизосомы — тельца, отграниченные от цитоплазмы одной мембраной. Содержащиеся в них ферменты ускоряют реакцию расщепления сложных молекул до простых: белков до аминокислот, сложных углеводов до простых, липидов до глицерина и жирных кислот, а также разрушают отмершие части клетки, целые клетки.

10. Вакуоли — полости в цитоплазме, заполненные клеточным соком, место накопления запасных питательных веществ, вредных веществ; они регулируют содержание воды в клетке.

11. Клеточные включения — капли и зерна запасных питательных веществ (белки, жиры и углеводы).

12. Ядро — главная часть клетки, покрытая снаружи двухмембранной, пронизанной порами ядерной оболочкой. Вещества поступают в ядро и удаляются из него через поры. Хромосомы — носители наследственной информации о признаках организма, основные структуры ядра, каждая из которых состоит из одной молекулы ДНК в соединении с белками. Ядро — место синтеза ДНК, иРНК, рРНК.

 

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Жизнедеятельность клетки. 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Продолжительность: 1 урок 45 минут.

Классы: 6-е.

1 этап: оргмомент. Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся. Учащиеся приветствуют учителя.

2 этап: мотивация, актуализация знаний.

3 этап: целеполагание. Подводит к постановке цели – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.

4 этап: изучение нового материала. Процессы жизнедеятельности клетки (дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост.)

5 этап: информация о домашнем задании. Изучить п. 8, доработать опорный конспект, приготовить вопросы.

6 этап: Закрепление материала. Сказка и ответы на вопросы.

Цели по содержанию:

  • Образовательная:
  • способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки; должны усвоить понятия: жизнь, жизнедеятельность клетки, дыхание, питание, рост, размножение клетки, движение цитоплазмы.
  • Развивающая:
  • продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  • Воспитательная:
  • создать условия для учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, способствовать формированию коммуникативных качеств у учащихся, развитию способностей конкретизировать, анализировать, обобщать.

Задачи:

  • Закрепить первичные сведения о клетке.
  • Раскрыть представление о клетке как структурной и функциональной единице живого.
  • Показать практическое применение полученных знаний.
  • Оборудование: ноутбук, презентация в программе Power Point, раздаточный материал (конверты с заданием), журнал наблюдений (опорный конспект для заполнения), оборудование для демонстрации опыта.

    Ход урока

    На доске цитата “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь!”. Козьма Прутков.

    Мы находимся в несколько необычных условиях, а для того, чтобы наша встреча не была бесполезной, мы должны сотрудничать. Представьте, что мы обитатели другой планеты, и сегодня путешествуем на планету Земля. Презентация слайд 1. Для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (приложение №1) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение. Какие живые организмы вы можете встретить здесь? И первые организмы, которых мы встречаем в изучении предмета биологии – это растения.

    1. Подготовка к восприятию нового материала (Актуализация знаний).

    Фронтальная беседа.

    А из чего состоят все растения, как и любой другой живой организм? Ребята, еще Козьма Прутков говорил: “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”. Вспомним, какое строение имеет клетка?

    И для этого, вам предстоит выполнить задание №1 (приложение №2), лежит на парте в конверте. Прочитать внимательно. Закончите предложения. При этом идет демонстрация Презентация слайда 2.

    2. Изучение нового материала.

    Мы вспомнили строение клетки, а сегодня мы с вами погрузимся в тайну жизни клетки. Как вы понимаете термин жизнь? Если мы затрудняемся определить значение слова. Где следует искать? (Словарь положить на стол, попросить ребенка наитии определение термина) Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах. Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь? (карточки вывешиваю на доске: питание, размножение, рост, развитие, дыхание). Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.

    Тема урока закрыта не написана на доске, мне бы хотелось, чтобы в конце нашей встречи вы назвали тему сами.

    А начнем работу с просмотра слайда. Вам предстоит определить к какому из перечисленных процессов может относиться то, что вы увидите на экране /дыхание клетки/ (Презентация слайд 3) Обозначьте на схеме опорного конспекта поступление кислорода и выделение угл. газа.

    Что еще необходимо клетке для нормальной жизнедеятельности? Питание. А для того чтобы узнать, каким образом обеспечивается эта важнейшая потребность, предлагаю посмотреть результаты опыта. Я взяла три морковки, опишите как выглядит морковь. Одна из морковок подходит под ваше описание, а другая завяла. Морковь, которая завяла, я положила в бутылку с водой. Как изменяется морковка, объяснить почему? Давайте посмотрим благодаря чему в клетку могут поступать вещества? (Презентация слайд 4). Благодаря полупроницаемости клеточной оболочки, регулирует поступление веществ. (отметьте в конспектах поступление веществ в клетку).

    Ребята, как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку? (Презентация слайд 5) Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются не нужные, при помощи цитоплазмы (Презентация слайд 6). Сейчас самостоятельно запишите в конспектах Значение движения цитоплазмы. Вы знаете, что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой клетки не изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки взаимосвязаны.

    Но иногда, клетки постепенно изнашиваются и гибнут. И чтобы жизнь организма продолжалась, он должен производить новые с той же скоростью, с какой умирают старые. Скорость деления у клеток разная. (примеры), а принцип деления один. Презентация слайд 7

    Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48. Деление клеток картофеля можно представить схемой

    Составьте схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки в конверте №2 (приложение №3) из которых необходимо правильно расставить этапы, проверка на экране.

    Презентация слайд 8. Как должно быть проверьте. Отложите конверты с заданием.

    Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы не рассмотрели. Конечно.

    А для этого вы поработаете самостоятельно учебник на странице. Как происходит рост клетки и его значение. Проверяем. Как же происходит рост клетки…….молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаются питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. Значение – рост растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет (

    Презентация слайд 9).

    3. Домашнее задание.

    Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели все процессы жизнедеятельности (отметить на конспекте название процессов), но если посмотрим на ваш опорный конспект, то увидим, что заполнен не полностью. Так вот вашим домашним заданием будет: закончить конспект наклеить схему деления, зарисовать рост клетки, подготовить вопросы, а дополнительно – ответить на вопрос, лежит на ваших столах.

    4. Закрепление,

    А сейчас, мы еще раз зайдем в гости к нашей таинственной клетке. И для этого прочитаем сказку.

    Презентация слайд 10.

    Сказка о житие – бытие растительной клетки

    Загляните на часок В нашу клетку-теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям. Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук. В клетку пища поступает Очень даже непростая, Днем и ночью круглый год Поступает кислород. Должен пищу он окислить, А из клетки – углекислый. Часть веществ построит клетку, (Так растет листок иль ветка) Часть – отложится в запас, Что не нужно в тот же час Удаляется из клетки. Коли пища поступает, Клетка быстро подрастает. Наступает миг деленья, Это не одно мгновенье. Длится рост и размножение Столько, сколь живет растение. И название “растение” Получило объяснение. Мы вам сказку рассказали. Что о клетке вы узнали?

    Прочитайте сказку еще раз, самостоятельно, отметьте, какие процессы происходят в клетке? Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ. Презентация слайд 11.

    И вернемся к началу урока, как бы вы назвали тему __________. Оказывается и я назвала ее также. (жизнедеятельность клетки; жизнь клетки – вариантов много)

    Возвращение к цитате, которая написана на доске!

    Ну, вот мы и побыли в гостях у клетки – единице всего живого на Земле. А сейчас, возвращаемся на нашу выдуманную планету, для того, чтобы на следующем уроке вновь вернутся, и познать новые тайны живой природы. Презентация слайд 12.

    Оценивание работы.

    Видео-материалы

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai