Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Органические и неорганические вещества семени. Зародыш растений в семени. Разнообразие семян. Зародыш растений в семени


Зародыш семени.

Зародыш семян состоит из находящихся в зачаточном состоянии корешка, стебелька (подсемядольного колена), почечки и первых листьев, называемых семядолями. Часто корешок, подсемядольное колено и почечку называют общим термином «корешок-почечка».

Важнейшие ткани корешка-почечки включают покровные ткани - эпидермис, основную (запасающую) ткань, сердцевину, прокамбиальные тяжи, представляющие собой проводящую и механическую ткань. Основная ткань и сердцевина состоят из коротких цилиндрических клеток. Как правило, эти ткани относительно более устойчивы к механическим воздействиям по сравнению с другими тканями зародыша (рис. 4).

Рис. 4. Строение тканей зародыша семени подсолнечника (по В. А. Нассонову):1 - эпидермис, 2 - основная (запасающая) ткань, 3 - прокамбиальные тяжи, 4 - сердцевина.

Семядоли состоят главным образом из тканей двух видов - покровной (наружный и внутренний эпидермис) и основной (губчатая и палисадная). В толще семядоли находятся прокамбиальные тяжи - проводящая и механическая ткань - будущие жилки листа. Покровные ткани зародыша однорядные, их защитные функции проявляются незначительно. Основная ткань многорядная и состоит из клеток, несколько вытянутых в радиальном направлении. Корешок-почечка расположена обычно у острого конца семени между семядолями.

У зародыша семян разных масличных культур сохраняется однотипный план строения, но по степени развития, размерам составляющих частей и их строению (прежде всего, семядолей) обнаруживаются различия. Так, у семян без эндосперма (например, у подсолнечника) семядоли толстые, мясистые, так как все запасные вещества сконцентрированы в семядолях, у хлопчатника - семядоли тонкие, но зато площадь их сравнительно большая. Они свернуты в несколько несрастающихся рядов. Наоборот, у семян с хорошо развитым эндоспермом, например у клещевины, семядоли состоят из двух тонких листочков, разделенных полостью, заполненной воздухом.

Эндосперм.

Эндосперм состоит из основной ткани, аналогичной по строению основной ткани зародыша. У семян без эндосперма этой ткани практически нет - она составляет один или два ряда клеток, частично сросшихся с семенной оболочкой.

У семян хлопчатника, например, эндосперм представляет собой ткань, заполняющую складки свернутых семядолей, которая состоит из нескольких рядов клеток в зависимости от глубины складки или выемок и образует выравнивающий слой. У семян промежуточного типа объем эндосперма становится равным объему зародыша.

И наконец, у семян с эндоспермом эндосперм - это основная маслосодержащая ткань, которая занимает почти все свободное пространство внутри семенной оболочки.

www.comodity.ru

Зародыш растений в семени прорастание глубина заделки семян...

Семена растений не прорастают сразу, они могут оставаться в покое достаточно долгое время. Лишь попав в благоприятные условия, они прорастают, формируя новое растение. Таким образом, прорастание — это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

Главное необходимое условие прорастания семян — это попадание воды в семя через семявход. После попадания воды семя набухает, питательные вещества растворяются в воде и зародыш уже может их использовать для начала своего роста и развития.

Однако вода далеко не единственное условие прорастания семян. Не менее важен и воздух, а точнее находящийся в нем кислород. Ведь зародыш семени, как и все живые организмы, дышит. Даже сухие семена дышат, хотя и очень слабо. Поэтому семена нельзя хранить в емкостях не пропускающих воздух, например, в полиэтиленовых пакетах. Семена прорастают в почве, потому что в ней содержится достаточно воздуха.

Еще одним условием прорастания семян является наличие в них запасных питательных веществ. Зародыш, чтобы расти, должен питаться. Так как сам он еще не может синтезировать органические вещества, они откуда-то должны поступать. Этим местом являются семядоли или эндосперм. Если запаса питательных веществ мало, то зародыш либо развивается медленно, либо погибает.

Таким образом, зародыш растения, поглощая питательные вещества семени и кислород воздуха, осуществляет обмен веществ. В процессе обмена веществ он выделяет углекислый газ.

Температура также играет немаловажную роль в прорастании семян. Для прорастания семян разных растений благоприятными являются разные температуры. Одни прорастают при температуре выше +15 °C (огурцы, перец, кукуруза), другим достаточно чуть выше +2 °C (укроп, редис, пшеница, рожь, морковь). Поэтому в сельском хозяйстве разные растения сеют в разное время, какие-то в апреле, а какие-то в начале лета.

Растения, семена которых могут нормально прорастать только при высоких температурах, называются теплолюбивыми. Растения, семена которых прорастают при низких температурах, являются холодостойкими.

Причина, по которой семена прорастают при разной температуре, связана с происхождением растений. Растения, которые произошли в теплых широтах, теплолюбивы. Выходцы из северных районов холодостойкие.

Свет также может быть условием прорастания семян. Бывают растения, семена которых могут прорастать только в темноте или только на свету. Чаще всего семена лучше прорастают в темноте.

При посеве семян важна глубина, на которую они помещаются в почву (глубина заделки). При этом руководствуются следующим правилом: чем крупнее семена растения, тем глубже их заделывают в почву. Очень мелкие семена сеют прямо на поверхности почвы, а семена фасоли, например, заделывают на 4-5 см.

Оцени ответ

nebotan.com

Органические и неорганические вещества семени. Зародыш растений в семени. Разнообразие семян.

Основная часть.

( 15 мин)

(10 мин)

Подведение к теме урока.

(демонстрация видео ролика).

О чем этот видео ролик?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Да, действительно, сегодня мы с вами поговорим о том, какие условия необходимо создать для того, чтобы семя проросло. А, кроме того, узнаем, какие вещества входят в состав семени, а также как семена распространяются.

Деление на группы.

Стратегия «Разрезанное предложение» (Приложение 3)

Теперь мы продолжим с вами работу в группах. Для этого я попрошу вас взять лист со словом на вашем столе и найти своих одноклассников со сходными терминами.

1 группа – Разнообразие семян. Прорастание, глубина заделки семян в почву. Распространение семян.

2 группа – условия прорастания семян.

3 группа – органические и неорганические вещества семени.

В состав семени растений входят органические (белки, жиры, углеводы) и неорганические вещества (минеральные вещества).

Записываем в тетрадь таблицу № 1

Органические

Неорганические

Белок

Минеральные вещества

Крахмал

Вода

Жир

Все запасные вещества семени накапливаются в семядолях (это у двудольных растений) и эндосперме (это у однодольных).

Белки, жиры и углеводы ученые называют органическими, так как они легко сгорают. Помимо органических веществ в состав семени входят и минеральные вещества, к которым относятся минеральные соли и вода. Воды в высохших семенах содержится 6-14%, а минеральных веществ 2-4%. А вот органических веществ в семенах всех растений значительно больше, чем воды и минеральных веществ. При сжигании семян органические вещества обугливаются и сгорают. Этим они отличаются от минеральных веществ. Вода в семенах растений содержится в совершенно небольшом количестве, необходимом для поддержания жизни зародыша семени. Для человека играет огромное значение количество воды содержащейся в семенах, так как если воды будет слишком много, семена будет очень трудно сохранить в зернохранилищах. В семенах обязательно присутствуют различные ферменты. С их помощью запасные вещества семени преобразуются в усвояемую для формирующегося зародыша форму. 

 Распространение плодов и семян.

- Ребята, расскажите мне, пожалуйста, какие способы распространения семян и плодов вы знаете?

Существует несколько способов распространения семян

С помощью ветра: семеня в этом случае, разлетаются на большие расстояния, для этого у них есть специальные приспособления.

-семена, снабженные крыльями (напр. Крылатки клёна)

-у ивы и тополя семена имеют хохолки из тонких волосков

-у одуванчика есть парашютики.

Птицами: Не все семена используются человеком, есть даже и ядовитые семена, несмотря на то что человек избегает контакта с ними, они очень привлекательны для птиц. Толстая кожура семени не может перевариваться в желудке у птиц и вместе с помётом семена целые и невредимые выходят наружу, за частую очень далеко от родительского организма.

Животными: есть семена, у которых существуют специальные приспособления для распространения животными, это своеобразные – шипы, колючки и. т. д.

Водой: некоторые семена плавают в море годами при этом, совершенно не теряя всхожести (семена кокосовой пальмы).

Работа в группах.

Задание 3. Прочитайте §11 в учебнике на с.39, а также используйте инструктивные карты, выделите главное по вашей теме.

Обсудите в группе и создайте проект или схему, отражающую основные моменты вашей темы

Задание 4. Проведите защиту постера

Все члены группы защищают постер.

Работа в группе.

Задание 5. Создайте кластер на тему: «Значение семян»

Создает общий кластер на доске на тему: «Значение семян»

Задание 6.

Просмотрите видео ролик «Значение семян» долните кластер.

Учащиеся выдвигают свои предположения гипотезы.формулируют тему урока. Определяют цели и задачи. Учащиеся делятся на группы.

Учащиеся объединяются в группы.

Учащиеся в группе знакомятся с текстом учебника и инструктивными картами. Распределяют задания среди всех участников группы.

Работают над созданием проекта.

Учащиеся проводят защиту постера. Остальные учащиеся проводят оценивание группы. Задают вопросы.

Учащиеся в группе создают кластер на тему: «Значение семян».

Учащиеся смотрят видео ролик, дополняют кластер. Обсуждают.

Итог

Рефлексия

Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, какие вещества входят в состав семян, каковы условия прорастания семян и как можно использовать эти знания в жизни, каковы способы распространения семян.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, записанные в рефлексивной карте. (слайд )

Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.( слайд 6)

Урок

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял

Дом зад изучить параграф 11 подготовить сообщение на тему: «значение семян».

Учащиеся осмысливают свою деятельность на уроке.

Проводят самооценку своей деятельности. Заполняют оценочные листы

Учащиеся записывают домашнее задание.

Самоанализ урока.

Данный урок является 11-ым в курсе биологии 6 класса и 2-ым по счету в теме «Семя».

Тип урока:Урок изучения нового материала

Перед уроком ставилась следующая цель:Продолжить формировать понятие о веществах входящих в состав семени, об условиях прорастания семени, способах их распространения.

Данный урок проходил по программе трех уровневого обучения с интеграцией семи модулей уровневых программ в практику преподавания.

Содержание урока соответствовало теме и целям. Использованы фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности.

На уроке применялись различные методы обучения: наглядные, практические, поисковые, словесно-репродуктивные. Работа проходила в сотрудничестве с учителем.

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

На уроке осуществлены межпредметные связи с химией, географией.

Одним из этапом на уроке было обобщение и проверка знаний учащихся, с этой целью были применены различные виды контроля: устный, письменный.

Целесообразно использованы наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, что способствовало активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, созданию ситуации успеха, формированию интереса к изучению материала темы.

Активность учащихся была достаточно высокой, этому способствовали исследовательские моменты, элементы занимательности.

Проведение урока в групповой форме дало возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило вызвать у учащихся умственное напряжение, напряжение глаз. Таким образом был учтен здоровьесберегающий компонент.

Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом и правильно выполняли задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.

kopilkaurokov.ru

Как образуется зародыш семени? Плииз... помогите!!!

Заро́дыш, или эмбрио́н — в ботанике: зачаток нового спорофита — бесполого (диплоидного) поколения в цикле развития высших растений. Характерен как для высших споровых, так и для семенных растений. Развивается из зиготы — клетки, образующейся при слиянии двух гамет при половом процессе. В значительной степени состоит из образовательных тканей.

СТРОЕНИЕ ЗАРОДЫША. У семенных растений зародыш являются частью семени и состоит из следующих частей:

Заро́дышевый корешо́к — часть, из которой развивается главный корень растения.

Гипоко́тиль, или гипокотиле, или заро́дышевый стебелёк, или подсемядо́льное коле́но — часть, находящаяся в зародыше между зародышевым корешком и плюмулой; позднее — часть растения, которая расположена между главным корнем и главным побегом; в анатомическом плане гипокотиль также занимает промежуточное положение между корнем и стеблем. При прорастании семени над поверхностью почвы первым обычно становится виден именно гипокотиль — сначала он имеет форму петельки, а затем, распрямляясь, вытягивает из почвы семядоли и зародышевую почечку.

Заро́дышевая по́чечка, или плю́мула — часть, из которой развивается главный побег растения.

Семядо́ли, или семенодо́ли, или заро́дышевые ли́стья — первые листья растения, развивающиесяся у зародыша ещё в семени; часто существенным образом отличаются от последующих листьев — и по форме, и по внутреннему строению, а иногда и по функции. У голосеменных растений число семядолей составляет от двух до восемнадцати, причём их число может различаться даже в пределах вида. У однодольных семядоля одна, у двудольных — обычно две (но есть исключения: к примеру, у некоторых видов магнолии могут быть как две, так и три семядоли, а у дегенерии — или три, или четыре семядоли, но никогда две, что рассматривается как примитивный признак, унаследованный от голосеменных предков) . У некоторых высокоспециализированных однодольных растений семядоля трансформировалась в особый орган, защищающий зародышевую почечку — колео́птиль, который имеет вид колпачка (щитка) ; при прорастании семени он пробивает почву твёрдой верхушкой.

Имеется немало представителей цветковых растений, у которых зародыш не дифференцирован. В одних случаях такая организация зародыша является признаком примитивности, в других — признаком редуцированности (вторичностой упрощённости) . У орхидей, а также у многих паразитических (например, из семейств Заразиховые) и сапрофитных (например, из подсемейства Грушанковые семейства Вересковые) растений зародыш именно редуцирован, но нередко бывает трудно установить, первичный это признак или вторичный.

Строение зародыша. http://www.coolreferat.com/Семена

Удачи Вам!

otvet.mail.ru

Задание Зародыш растений в семени прорастание глубина заделки семян... -

Семена растений не прорастают сразу, они могут оставаться в покое достаточно долгое время. Лишь попав в благоприятные условия, они прорастают, формируя новое растение. Таким образом, прорастание — это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

Главное необходимое условие прорастания семян — это попадание воды в семя через семявход. После попадания воды семя набухает, питательные вещества растворяются в воде и зародыш уже может их использовать для начала своего роста и развития.

Однако вода далеко не единственное условие прорастания семян. Не менее важен и воздух, а точнее находящийся в нем кислород. Ведь зародыш семени, как и все живые организмы, дышит. Даже сухие семена дышат, хотя и очень слабо. Поэтому семена нельзя хранить в емкостях не пропускающих воздух, например, в полиэтиленовых пакетах. Семена прорастают в почве, потому что в ней содержится достаточно воздуха.

Еще одним условием прорастания семян является наличие в них запасных питательных веществ. Зародыш, чтобы расти, должен питаться. Так как сам он еще не может синтезировать органические вещества, они откуда-то должны поступать. Этим местом являются семядоли или эндосперм. Если запаса питательных веществ мало, то зародыш либо развивается медленно, либо погибает.

Таким образом, зародыш растения, поглощая питательные вещества семени и кислород воздуха, осуществляет обмен веществ. В процессе обмена веществ он выделяет углекислый газ.

Температура также играет немаловажную роль в прорастании семян. Для прорастания семян разных растений благоприятными являются разные температуры. Одни прорастают при температуре выше +15 °C (огурцы, перец, кукуруза), другим достаточно чуть выше +2 °C (укроп, редис, пшеница, рожь, морковь). Поэтому в сельском хозяйстве разные растения сеют в разное время, какие-то в апреле, а какие-то в начале лета.

Растения, семена которых могут нормально прорастать только при высоких температурах, называются теплолюбивыми. Растения, семена которых прорастают при низких температурах, являются холодостойкими.

Причина, по которой семена прорастают при разной температуре, связана с происхождением растений. Растения, которые произошли в теплых широтах, теплолюбивы. Выходцы из северных районов холодостойкие.

Свет также может быть условием прорастания семян. Бывают растения, семена которых могут прорастать только в темноте или только на свету. Чаще всего семена лучше прорастают в темноте.

При посеве семян важна глубина, на которую они помещаются в почву (глубина заделки). При этом руководствуются следующим правилом: чем крупнее семена растения, тем глубже их заделывают в почву. Очень мелкие семена сеют прямо на поверхности почвы, а семена фасоли, например, заделывают на 4-5 см.

Оцени ответ

eurasia96.ru

Зародыш растений в семени прорастание глубина заделки семян в печеву

Семена растений не прорастают сразу, они могут оставаться в покое достаточно долгое время. Лишь попав в благоприятные условия, они прорастают, формируя новое растение. Таким образом, прорастание - это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

Главное необходимое условие прорастания семян - это попадание воды в семя через семявход. После попадания воды семя набухает, питательные вещества растворяются в воде и зародыш уже может их использовать для начала своего роста и развития.

Однако вода далеко не единственное условие прорастания семян. Не менее важен и воздух, а точнее находящийся в нем кислород. Ведь зародыш семени, как и все живые организмы, дышит. Даже сухие семена дышат, хотя и очень слабо. Поэтому семена нельзя хранить в емкостях не пропускающих воздух, например, в полиэтиленовых пакетах. Семена прорастают в почве, потому что в ней содержится достаточно воздуха.

Еще одним условием прорастания семян является наличие в них запасных питательных веществ. Зародыш, чтобы расти, должен питаться. Так как сам он еще не может синтезировать органические вещества, они откуда-то должны поступать. Этим местом являются семядоли или эндосперм. Если запаса питательных веществ мало, то зародыш либо развивается медленно, либо погибает.

Таким образом, зародыш растения, поглощая питательные вещества семени и кислород воздуха, осуществляет обмен веществ. В процессе обмена веществ он выделяет углекислый газ.

Температура также играет немаловажную роль в прорастании семян. Для прорастания семян разных растений благоприятными являются разные температуры. Одни прорастают при температуре выше + 15 °C (огурцы, перец, кукуруза), другим достаточно чуть выше + 2 °C (укроп, редис, пшеница, рожь, морковь). Поэтому в сельском хозяйстве разные растения сеют в разное время, какие-то в апреле, а какие-то в начале лета.

Растения, семена которых могут нормально прорастать только при высоких температурах, называются теплолюбивыми. Растения, семена которых прорастают при низких температурах, являются холодостойкими.

Причина, по которой семена п

iotvet.com

Тема:Органические и неорганические вещества семени. Зародыш растений в семени. Разнообразие семян. Прорастание, глубина заделки семян в почву. Распространение семян.Хозяйственное значение семян.

Урок 11 биологии 6 класс дата

Тема:Органические и неорганические вещества семени. Зародыш растений в семени. Разнообразие семян. Прорастание, глубина заделки семян в почву. Распространение семян. Хозяйственное значение семян.

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.

Задачи:

Образовательные

  • Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.

  • Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

Развивающие

  • Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.

  • Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы

  • Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.

  • Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Элементы осваиваемых компетенций

  • формирование навыков работы с различными источниками информации, самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, преобразовывать ее;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, паре, выступать с устным сообщением;

  • обозначать свое понимание и непонимание по отношению к изучаемой проблеме, выступать устно о результатах своего исследования, организовывать самооценку своей учебной деятельности, рефлексию.

Оборудование: информационные листы, результаты опытов (лабораторное оборудование), мультимедийный проектор, презентация, набор семян, таблицы, картинки "Удивительное рядом", DVD диск "Условия прорастания семян", магнитофон, телевизор.

План урока

Давай пройдемся медленно по лугуИ "Здравствуй!"Скажем каждому цветку.Ты должен над цветами наклонитьсяНе для того, чтоб рвать или срезать,А чтоб увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им показать.С. Вургун

I. Вызов.

1. "Во мне есть все, я должен стать красивым, большим зеленым, как родитель мой. Пока - покой. И я пока счастливый. А мир вокруг хоть тесный, но живой" (Семя).

(демонстрация слайда 3) Почему семя - зачаток нового растения? (беседа).

2. Тесты: выберите правильные утверждения.

1. При прорастании семена поглощают углекислый газ и выделяют кислород. (-)

2. При прорастании зародыш питается запасом питательных веществ эндосперма или семядолей. (+)

3. Проросшие зерновки пшеницы имеют сладковатый вкус. (+)

4. Проросток растения образуется в результате деления клеток зародыша. (+)

5. Мелкие семена лучше прорастают и дают сильные проростки. (-)

6. При дыхании семян выделяется тепло. (+)

7. Сухие семена не дышат. (-)

8. Проростки двудольных растений имеют мочковатую корневую систему. (-)

9. Для прорастания семян необходимы влага, воздух, тепло. (+)

10. Первым у проростка появляется корень. (+)

(Ученики работают в тетради, если не уверены в ответе цифру обводят кружочком).

Учитель: возникли у вас трудности, вопросы? В ходе сегодняшнего урока мы ответим на все вопросы.

- Нам предстоит заполнить схемы:

1. условия прорастания; (на доске схемы)

2. Типы прорастания.

- Выяснить каковы этапы прорастания семян?

Для работы сформированы группы. Каждая группа заранее получила задания и с помощью опытов, получив определенный результат, сделать вывод о роли определенного фактора окружающей среды в прорастании семян. Использовав информацию, учащиеся каждой группы объясняют значение определенного фактора в прорастании семян. Делают записи в тетрадях, обсуждают проблемные вопросы, делают вывод.

II. Осмысление:

1. Условия прорастания семян.

Рассказ учителя. Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут начать прорастать сразу. Им необходим период покоя - время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода. Когда период покоя завершен, семена, попав в благоприятные условия, могут начать прорастать. Это означает, что находящийся в семени, зародыш начинает расти и развиваться. Например, огурцы могут начать прорастать, пролежав в покое несколько лет. О таких семенах мы можем сказать, что они долго не теряют свою всожесть, то есть способность прорастать. По-другому можно сказать, что у них большой срок годности (обычно его указывают на пакетиках с семенами). Всхожесть, т.е. способность семян к прорастанию в соответствующих условиях определяется процентами семян, из которых развились нормальные проростки. Демонстрация опытов по определению всхожести семян. (СЛАЙД 4)

Презентация.

- Что такое прорастание? (СДАЙД 5)

Основная функция семян - распространение и размножение растений. Для того чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти. Прорастание семян - процесс роста зародыша. Появившееся при прорастании семени молодое растение называют проростком.

Для того чтобы семя проросло, зародыш должен быть живым.

- Какое семя прорастет? (СЛАЙД 6)

(На рисунке заштрихованы погибшие части семени).

- Почему гибнут семена? Выдвигаются гипотезы: от механических повреждений, воздействия вредителей и болезней, длительности хранения. При сборе необходимо соблюдать условия для сохранения семян живыми, а также правильно их хранить.

- Какие условия необходимы, чтобы зародыш стал развиваться?

Отчет 1 группы. "Роль воды в прорастании семян".

В два стакана помещают одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставляют сухими, а во второй немного воды. Через 3-4 дня в стакане, где была вода, семена проросли.

ВЫВОД: Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.

(Ученики других групп после просмотра фильма рецензируют выводы первой группы)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки, питаясь, начинают делиться и увеличиваться в размерах. Зародыш использует растворимые соединения и семя прорастает.

Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды. (СЛАЙД 7)

Семена засухоустойчивых растений (просо) поглощают воды в несколько раз меньше собственного веса, семена огурцов и кабачков поглощают воды больше, чем просо. А вот семена риса, который всегда растет "стоя в воде", очень хорошо прорастает под водой.

Отчет II группы. "Роль кислорода в прорастании семян".

В два стакана положили семена. В один - налили воды так, чтобы частично закрывала семена, в другой воды до краев. Оставили в тепле. Через несколько дней получили результат: семена частично залитые водой набухли и проросли, а полностью залитые водой - набухли, но не проросли.

ВЫВОД: толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, семена и зародыш погибли. (СЛАЙД 7) Демонстрация фильма и рецензирование вывода.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Зачем нужен кислород? Для роста зародыша нужна энергия, которая заключена в питательных веществах. Во время дыхания под действием кислорода энергия освобождается и используется зародышем для роста. Этот процесс сопровождается выделением тепла.

Дыша и сухие семена, если они живые. Но у сухих семян это процесс идет очень слабо. Поэтому следует сохранять семена в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках, но не упаковывать в полиэтиленовые пакеты, которые не пропускают воздух.

Отчет III группы. "Роль температуры в прорастании семян".

Одну часть семян поместили в теплое место, другую - в холодильник. Спустя несколько дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, а семена в холодильнике лишь слабо проклюнулись, а некоторые не проросли.

ВЫВОД: при проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена. Демонстрация фильма и обсуждение вывода.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

На прорастание семян влияют температурные условия. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15, +18 градусов, это теплолюбивые растения. Их чаще сначала проращивают дома и в виде рассады уже высаживают в теплое время на грядки. Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса. Это холодостойкие растения. Перечисленные особенности учитываются при определении сроков посева. (СЛАЙД 8)

Заполнение схемы "Условия прорастания" в тетради и на доске. Демонстрация (СЛАЙДА 9)

- Это важные условия необходимые для прорастания семян.

- Как вы думаете, будут ли влиять еще какие-либо факторы на прорастания семян?

Влияние глубины заделки семян в почву. Демонстрация фильма и обсуждение. (СЛАЙД 10)

При посадке семян необходимо учитывать глубину заделки в почву.

При посадке семян необходимо учитывать:

1. Глубина заделки зависит от размера семени:

а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.

б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм

в) крупные сеют на глубину до 5 см

г) средних размеров - на глубину 2-3 см

2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой - влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

(СДАЙД 11). Распредели глубину заделки семян.

(Ученикам на столе предложены семена, которые необходимо классифицировать по глубине заделки в почву).

Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян.

Демонстрация фильма и его обсуждение с учениками.

Вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.

Влияние света на прорастание семян.

Но есть некоторые исключения. Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный не даст всходы на свету, также не прорастут на свету фацелия, клоповник, персидская вероника.

Некоторые семена прорастаю только на свету. Семена петуньи гибридной прорастут только на свету.

Семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах прорастут при наличии света. Но для большей части семян присутствие света необязательно.

- Мы добавляем к нашей схеме еще факторы, влияющие на прорастание семян.

Но чтобы семена остались живыми к моменту посадки, необходимо соблюдать условия хранения семян.

  1. Семена закладывают на хранение хорошо просушенными. (Задает вопрос "Почему?", учащиеся отвечают). В период прорастания семена активно дышат, выделяется энергия и тепло, семена нагреваются и могут от высокой температуры погибнуть, потерять всхожесть. Во влажных условиях могут появиться болезни, плесень, что тоже приводит к гибели семян. В зернохранилищах устанавливают вентиляцию, помещение систематически проветривают.

  2. Семена перед хранением обрабатывают специальными препаратами от болезней и вредителей.

Также агротехника посева имеет большое значение.

  • Необходимо знать сроки посева семян.

  • Глубина заделки семян разных размеров.

  • Рыхление почвы перед посевом для сохранения влаги и воздуха.

  • Отношение семян к температурным условиям во время проращивания.

  • Свойства почвы

Поверхностное повреждение твердых оболочек некоторых семян (клевера, люпина, донника) в специальных машинах для ускорения всхожести семян. К зародышу быстрее проникает вода и воздух, а это ускоряет прорастание семян.

2. Этапы прорастания семян.

СЛАЙД 12.

Типы прорастания семян. Работа со схемой на доске и СЛАЙДОМ 13.

Различают два типа прорастания - подземное и надземное. Чем отличаются? Какой тип прорастания более совершенен и почему?

Вывод делают ученики:

Надземное прорастание - семядоли выносятся на свет и становятся зелеными (фасоль, редис). Подземное - семядоли остаются в почве (горох, пшеница, подсолнечник).

СЛАЙД 14. При прорастании зерновок злаков семядоля остается в семени, а через почву, как таран, пробивается первый лист, защищая почку от повреждений.

Вывод: подземное считается более совершенным, так как обеспечивает защиту от поедания животными, вытаптываний, колебаний температур и других неблагоприятных факторов.

Семена тех растений, у которых семядоли выносятся наружу, не должны при посеве заделываться глубок, так как всходы не смогут пробить толстый слой почвы и погибнут.

III. Рефлексия.

1. Тесты, которые были предложены в начале урока. СЛАЙД 15.

Ученики распределяют в таблице цифры вопросов в три колонки на информационных листах. Что Вам было уже известно? Какая информация была для вас новой? С чем вы не согласны? Что оказалось наиболее важным? Что необходимо запомнить?

2. Синквейн и стихотворение учеников.

3. Работа с презентацией: (СЛАЙДЫ 16 по 20).

В 6-м классе мы начали изучать раздел биологии - ботанику - науку о растениях. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях и сегодняшний урок не исключение.

Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле (слайд 16).Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими (слайд 17).

Растения являются источником пищи для всех гетеротрофов - животных, человека. Мы используем в пищу зеленые части растений, фрукты, овощи, ягоды, грибы, семена (слайд 18, 19).

Но чтобы продолжать использовать дары растений, человек должен бережно относиться к природе (слайд 20).

4. Дифференцированные задания.

1 и 2 уровень:

Выберите правильный ответ:

А 1. Вода необходима для прорастания семян потому, что: 1) в воде находятся минеральные вещества 2) в воде растворены органические вещества 3) зародыш может использовать только растворенные в воде питательные вещества 4) при прорастании необходимо увеличить массу семян.

А 2. В опыте, выясняющем необходимость света для прорастания семян, были получены следующие результаты: семена проросли и на свету, и в темноте. Следовательно: 1) оба условия необходимы для прорастания семян 2) свет необходим для прорастания семян 3) свет не нужен для прорастания семян 4) опыт ничего не показал.

А 3. Содержание кислорода в герметично закрытом сосуде с прорастающими семенами по сравнению с содержанием кислорода в сосуде с сухими семенами: 1) меньше 2) больше 3) одинаково 4) зависит от вида растения.

А 4. Какие условия нужны для прорастания семян? 1) вода, свет, тепло 2) питательные вещества, целый зародыш, вода, тепло и воздух 3) почва 4) свет.

А 5. Чем питается зародыш прорастающего семени в первое время? 1) водой и минеральными веществами почвы 2) водой 3) питательными веществами, отложенными в эндосперме или семядолях 4) ничем не питается.

А 6. Требуется наиболее высокая температура (выше 10 градусов) для прорастания семян растений: 1) ячменя 2) ржи 3) моркови 4) дыни.

В 1. Определите последовательность событий при прорастании семени фасоли:

А) появление семядолей и стебелька с почечкой

Б) появление зеленых листочков

В) появление корешка

Г) сбрасывание семядолей

Д) набухание семени

С 1. Какие из семян можно сажать глубже, чем остальные, и почему? Семена лука, огурца или фасоли.

Ответы: А 1-3; А 2 - 3; А 3 - 1; А 4 - 2; А 5 - 3; А 6 - 4; В 1 - ДВАБГ; С 1 - фасоли, так как содержит большой запас питательных веществ.

3 уровень:

Творческие задачи.

1. Учитель биологии попросил учеников собрать семена календулы. Школьники собрали семена в полиэтиленовый пакет, плотно завязали его, чтобы не рассыпать. Через несколько дней они сдали семена учителю. Однако, вместо хороших семян, учитель увидел почерневшие и влажные семена. Что произошло с семенами? Какую ошибку допустили школьники?

2. Каков биологический смысл пословицы: "От худого семени не жди доброго племени"? Мелкие и щуплые семена имеют маленький зародыш, содержат небольшой запас питательных веществ, прорастают медленно и недружно, дают маломощные всходы. Урожай семян таких растений низкий.

3. Вы - агроном хозяйства. Будете ли Вы учитывать экспозицию склонов (северная или южная) при проведении агротехнических приемов (посев, уборка) на склоновых землях? Почему? Склоны северной стороны и южной экспозиции получают неодинаковое количество солнечной энергии. Южные склоны обогреваются больше, северные - меньше. Поэтому на южных склонах посев и уборку следует проводить раньше, а на северных позже.

4. Различают два типа прорастания семян: надземный - семядоли выносятся на поверхность почвы и подземный - семядоли остаются в почве. А) какой тип прорастания семян более совершенен и почему? Б) Учитывают ли особенности прорастания семян при возделывании растений? Подземное прорастание семян считается более совершенным, так как обеспечивает семядолям защиту от поедания животными, вытаптывания, колебаний температуры и других. Семена тех растений, у которых семядоли выносятся наружу, не должны заделываться при посеве глубоко, так как всходы не смогут пробить толстый слой почвы и погибнут.

5. Почему так говорят? "Сей овес в грязь, будешь князь" или "Весенний день год кормит". Весной почва быстро высыхает и с посевом семян опаздывать нельзя. Иначе снизится урожай из-за несоблюдения условий посева семян.

6. Почему, прежде чем засыпать зерно в хранилище, его просушивают, проветривают и охлаждают? Во влажном и теплом хранилище семена не сохранятся. Они начнут прорастать, нагреваться, покрываться плесенью и гнить.

Взаимопроверка 1 и 2 уровня. Выставление оценок

5. СЛАЙД 21. Посмотрите, пожалуйста, на гномов. У них у всех разное настроение. Какой гном наиболее близок к Вам по настроению? Какого гнома Вы забрали бы с собой, уходя сегодня с урока?

6 . Домашнее задание параграф, учить записи в тетради. Дополнительно: кроссворд, составить тесты по п.

Состав семян

Качественный состав семян разнообразен.

В пшеничных зернах много крахмала, значительно меньше белка и совсем мало жира.В семенах фасоли, гороха, бобов много белков, но мало крахмала.В семенах масленичных растений находятся растительные масла. 

Масса семян широко варьирует;

так, семя пальмы весит 8-15 кг, а тысячи семян орхидеи весят доли грамма.Эти запасные питательные вещества находятся в семядолях у двудольных растений и в эндосперме - у однодольных. Их называют органическими веществами, они легко сгорают. В состав семян входят также неорганические вещества - это вода и минеральные соли.Воды в сухих семенах содержится 6-14%, а минеральных веществ 2-4%. Органических веществ в семенах всех растений значительно больше, чем воды и минеральных веществ. При сжигании семян органические вещества обугливаются и сгорают. Этим они отличаются от минеральных веществ. Вода в семенах содержится в небольшом количестве, необходимом для зародыша семени. Для человека очень важно, чтобы воды в семенах было немного, т.к. семена, содержащие много воды, не могли бы храниться в зернохранилищах. В семенах обязательно присутствуют различные ферменты. С их помощью запасные вещества семени преобразуются в усвояемую для формирующегося зародыша форму.

Химический состав семян:

Вывод: Семя-это зародыш, который имеет зачаточные органы и запас питательных веществ, необходимый ему при прорастании.

infourok.ru