Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Гидропоника – выращивание растений без почвы: современно, легко, эффективно. Выращивание комнатных растений без почвы


Комнатные растения. Вредители и как с ними бороться (Илья Мельников, 2012)

ВЫРАЩИВАНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ БЕЗ ПОЧВЫ

ГИДРОПОНИКА. Гидропоникой называется способ выращивания растений без почвы на искусственных питательных средах, в которых все необходимые элементы питания даются в легкоусвояемой форме, нужных соотношениях и концентрациях. В зависимости от характера питательной среды различают водную культуру (собственно гидропоника), субстратную культуру (растения выращивают на твердых заменителях почвы – субстратах, которые периодически смачивают питательным раствором) и воздушную культуру (или аэропонику).

Гидропонный способ выращивания растений построен на следующих принципах.

Для нормальной жизнедеятельности растений на водных растворах необходимо создать благоприятные условия для развития и питания корней. Главными из них являются: обеспечение постоянного доступа воздуха к корням; создание оптимальных условий увлажнения в пространстве, где размещаются корни, так как они, обладая большой всасывающей поверхностью и нежными покровами, при недостатке влаги быстро высыхают; установление простейшего контакта корней с питательным раствором, обеспечивающим наилучшее всасывание воды и растворенных в ней минеральных солей.

Существующие способы гидропонного метода выращивания растений построены на различных вариантах подачи питательного раствора к корням и соблюдении перечисленных выше условий.

При культуре растений в субстрате применяются инертные заменители земли: гравий, вермикулит, перлит, керамзит, крупнозернистый песок, мох, торф. По названию субстратов, используемых в чистом виде или в смеси, дается название способу выращивания: гравийная культура, песчаная культура, торфяная культура и т. д. Инертные субстраты легко поддаются дезинфекции, не вступают в химические реакции с растворенными в воде минеральными солями и хорошо обеспечивают доступ воздуха к корням.

Чаще всего в комнатном цветоводстве при гидропонике применяются следующие способы подачи питательных растворов к корням, находящимся в субстрате:

– увлажнение субстрата с высаженными в него растениями производится обычным поливом сверху;

– стационарное разовое наполнение емкостей питательным раствором, в который корни проникают через субстрат и через воздушную прослойку. В результате 2/з корней находятся в увлажненной воздушной зоне, обеспечивающей нормальное кислородное питание;

– подпитывающий полив (субирригационный), при котором питательный раствор поступает к корням снизу, с поддона.

При гидропонном способе выращивания растений субстраты, как уже указывалось, должны быть инертными, стерильными, прочными, достаточно легкими, влагоемкими, воздухопроницаемыми и нетоксичными.

Корни в них должны хорошо развиваться и удерживать растения в вертикальном положении.

Наилучшими физическими свойствами обладают керамзит, вермикулит, торф. Они наиболее влагоемки, воздухо– и водопроницаемы, стерильны. Кроме того, можно использовать верховой мох, песок и некоторые другие субстраты. Все субстраты, кроме торфа и мха, перед употреблением очищают от посторонних примесей, просеивают, отбирая фракции нужных размеров (от 0,1 до 2 см), тщательно промывают 5%-ным раствором серной кислоты, а затем водой.

Наиболее перспективен в качестве субстрата широко применяемый в строительстве керамзит. Он изготовляется заводским способом и представляет собой округлые комочки глины, обожженные при 1100-1400 °С. Диаметр этих комочков 2-3 см. Крупные округлые зерна керамзита лучше раздробить на частицы размером 0,1-0,5 см.

Дробленые кусочки керамзита имеют хорошую пористость, характеризуются легкостью, сыпучестью, стерильностью. Керамзит воздухопроницаем, водопроницаем, влагоемок. Корни в нем хорошо удерживаются и увлажняются. Высаженное в керамзит растение не травмируется, корневая шейка не выпирает на поверхность, а хорошо разветвленные корни не повреждаются и пронизывают весь субстрат. Керамзит в эксплуатации не нужно часто дезинфицировать, он дешев и не вреден для растений. Все эти качества выдвигают его на одно из первых мест при выращивании растений гидропонным методом в комнатных условиях.

Субстратом может служить и минерал из гидрослюд – вермикулит. Он состоит из тонких слоистых пластинок (силикаты алюминия, магния и железа) золотисто-коричневого цвета, легок и очень влагоемок. Перед использованием вермикулит прокаливают при температуре 250-500 °С. После прокаливания он вспучивается и увеличивается в объеме более чем в 20 раз.

При заполнении вермикулитом ящиков, горшков, стеллажей и других емкостей на дно насыпают сначала слой гальки (2 см), а затем слой крупного кварцевого песка (0,5 см). Это дренажные слои. Поверх дренажа, слоем 11-15 см насыпают пористый вермикулит.

Хорошим субстратом является торф. Наиболее пригоден сфагновый торф верховых болот, почти не разложившийся, с нормальной зольностью (не более 12%). Высокозольный торф можно использовать лишь как удобрение, но не как субстрат. Относительная влажность торфа должна находиться в пределах 60-65%. Более сухой торф при поливе растений водой хуже смачивается. Верховой сфагновый торф имеет довольно высокую кислотность (рН), поэтому перед употреблением торфяной субстрат нейтрализуют мелом или доломитовой мукой.

Цветоводы-любители для определения кислотности могут пользоваться универсальным индикатором (продается в магазинах, торгующих химическими препаратами). Индикатор состоит из полосок фильтровальной бумаги, окрашенной раствором лакмуса, и шкалы, обозначающей рН от 1,0 до 10,0. Для определения рН полоски индикаторной бумаги погружают в питательный раствор и тотчас же сравнивают полученную окраску с имеющейся шкалой на индикаторе.

Заготовленный торф складывают в кучи в саду, на балконе и проветривают два-три месяца. Перед использованием его измельчают лопатой, ножом на куски длиной 0,5-2,5 см.

Одним из способов применения торфа стало использование микропарников (торфопарников), торфяных пластин.

Микропарник представляет собой полиэтиленовый мешок с отверстиями на одной стороне, заполненный торфом, в который добавлены питательные минеральные соли.

В качестве основы микропарника берут верховой сфагновый торф низкой степени разложения (7-10 %). В основу добавляют минеральные удобрения (суперфосфат, азотнокислый калий, аммиачная селитра, сульфат магния, доломитовая мука, цинк, бура, медь, марганец, железо, кобальт, йод).

Торфопарники широко применяются для выращивания цветов и овощей на балконах, верандах и в комнатах. Благодаря тому, что субстрат (торф), в котором размещаются корни, заключен в полиэтиленовый мешок, он лучше прогревается, особенно в тех случаях, когда применяется черная пленка, создающая более благоприятные условия роста и развития растений. В микропарнике субстрат высыхает очень медленно, продолжительное время сохраняя умеренную влажность.

Наличие в торфе, обладающем хорошими физическими свойствами, всех необходимых элементов питания в легкоусвояемой форме обеспечивает более быстрый рост и развитие растений по сравнению с почвенной культурой.

Кроме микропарников, для посевов и выращивания черенков используют обогащенные и необогащенные питательными веществами торфоблоки.

Торфоблоки представляют собой прямоугольной формы плиты, состоящие из отдельных квадратных ячеек, размером 10х10 см, разделенных штампованными бороздками глубиной 2-2,5 см. Размеры блока: длина 50 см, ширина 50 см и высота 4 см. В центре каждой ячейки могут быть углубления 1-3 см для семян или черенков. После посева или посадки отверстия засыпают размельченным торфом. Блок легко можно разделить по бороздкам на любые конфигурации, вплоть до расчленения на одиночные ячейки, которые можно поместить в любое место. Субстратные торфоблоки делают из верхового торфа со степенью разложения не более 10-15% и кислотностью рН (солевой) 2,9-3,0, добавляя известняковую муку, содержащую 85-88% углекислого кальция и магния.

При изготовлении обогащенных субстратных торфоблоков в торфяную массу добавляют минеральные удобрения. Если же в торфоблоки не введены элементы питания, то в период выращивания растений торфоблоки поливают питательным раствором. Торфоблоки стерильны, хорошо сохраняют форму. Корни в них развиваются нормально. Для торфоблоков не нужны емкости (ящики и т. п.). Засеянные семенами газонных растений, они пригодны как для внутреннего озеленения, так и для озеленения террас, веранд, балконов и т. д.

Наряду с микропарниками и торфоблоками можно использовать торф как доступный, удобный заменитель различных земляных смесей. Торф по существу универсален, так как пригоден для всех комнатных растений. В нем прекрасно укореняются черенки, прорастают семена, растут молодые растения. Он годен и для ящиков на балконах и верандах. Торф легко смешивается с керамзитом, песком, мелкой галькой, образуя объемную пористую среду, благоприятную для роста корней. Он хорошо удерживает влагу, обеспечивает нормальное развитие декоративных растений и их долговечность, если его не пересушивать (пересушенный торф плохо увлажняется). Кислотность его (рН) должна быть 5,5-6,5 и степень разложения более 25%.

Торф с удобрительными примесями продается в цветочных магазинах. Его можно применять в торфогоршочках. Их доверху заполняют грунтом, горшочки с растениями устанавливают на песке, гравии или полиэтиленовой пленке. Разросшиеся растения раздвигают во избежание переплетения корней и для лучшего освещения и воздухообмена. Периодически растения следует подкармливать минеральными удобрениями. При большой осадке торфа его надо подсыпать.

Горшочки с растениями помещают в кашпо, ящики на балконах или окнах. Торфогоршочки не препятствуют развитию корней и обеспечивают полную приживаемость выращиваемой рассады при ее пересадках. Можно насыпать в торфогоршочки и обычные земляные смеси.

При выращивании на балконах или в оконных ящиках однолетних или двулетних красивоцветущих растений можно с большим успехом земляные смеси заменить мхом сфагнумом. Волокна мха измельчают на отрезки 1,5-2 см и высушивают. Для уменьшения кислотности добавляют гашеную известь или мел так, как это делают с торфом. При редком поливе питательным раствором получается влагоемкий аэрируемый питательный субстрат.

Песок как субстрат следует применять крупнозернистый, кварцевый. Перед применением его несколько раз промывают (до тех пор, пока стекающая вода не станет прозрачной). Он пригоден главным образом для гидропонной культуры суккулентов и других растений при поливе сверху, а также для укоренения черенков.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ РАСТВОРОВ. Питательные растворы приготавливают, растворяя в воде химические соли, которые содержат азот, фосфор, калий, магний, кальций, железо, серу, марганец (т. е. макроэлементы), а также бор, медь, цинк и другие необходимые для развития растений микроэлементы.

Для приготовления раствора отвешивают соль в определенных пропорциях.

Сухие соли хранят (каждую отдельно) в стеклянной закрытой посуде. Соли, содержащие макроэлементы, можно заранее отвесить (рассчитывая их количество на определенный объем воды), тщательно перемешать и хранить в сухом виде до употребления. Соли, содержащие микроэлементы, и соли железа в сухом виде смешивать нельзя.

Каждую соль растворяют в отдельной посуде, но борную кислоту, соли марганца, меди и цинка можно растворять вместе и хранить в одном сосуде. В растворенном виде соли, за исключением солей железа, можно сохранять продолжительное время. Для солей железа необходимо брать посуду из темного стекла и хранить их отдельно в сухом виде, растворяя перед употреблением.

Можно заготовить впрок крепкий (концентрированный) питательный раствор. Для этого отвешивают столько соли, сколько надо, например, для получения 50 л питательного раствора, в котором на 1 л воды приходится 1,5 г солей. Отвешенные соли (75 г) растворяют в 0,5 л воды и сливают в бутылку. Полученный крепкий раствор в нужный момент разбавляют до необходимой концентрации, то есть в 49,5 л воды, так как 0,5 л было использовано для составления концентрированного раствора. Концентрированный раствор долго хранить не рекомендуется, и не следует допускать выпадения растворенных солей в виде осадка.

Конец ознакомительного фрагмента.

kartaslov.ru

Гидропоника — разведение комнатных растений без почвы на питательном растворе — Зелёный Мир

Гидропоника — новое направление домашнего цветоводства и заключается в беспочвенном выращивании растений на питательной основе, где все элементы питания подаются в форме раствора. Поэтому беспочвенные культуры имеют свои особенности ухода, чем почвенные (почва вообще дает растению лишь 5% минеральных соединений, а 95% растение образует само из воды и углекислоты при помощи солнечной энергии). Что может заменить почву? Органические субстраты, вода и специально приготовленные растворы. Эта статья расскажет об некоторых общих правилах выращивания комнатных растений методом гидропоники и раскроет некоторые секреты, о которых не стоит забывать при выращивании растений таким методом.

ДЛЯ КАКИХ ЦВЕТКОВ ЭТОТ МЕТОД ОЧЕНЬ ПОДХОДИТ  

Некоторые виды комнатных растений при гидропонном способе выращивания чувствуют себя лучше, чем при почвенном. Какие? Это азалия, аспарагус, бегония, бромелиевые, вереск, колеус, колумнея, очиток, пеперомия, традесканция, толстянка, фуксия, хлорофитум и цинерария. И даже кактусы хорошо себя чувствуют без почвы. Кактусы, выращенные на гравии, превосходят в размере колючек и декоративных достоинствах своих почвенных собратьев.

ВОДА ДЛЯ СОСТАВА   

Как говорилось в первом абзаце в качестве питательной среды для водных культур необходим специальный питательный раствор, содержащий все соединения, которые помогут растению полноценно развиваться. Под раствор можно взять воду, пригодную для питья (дождевая или дистиллированная). Применение дождевой воды допускается при хорошем состоянии кровли. Нельзя собирать воду с ржавеющей кровли или кровли, пропитанной смолами. Запасы воды следует хранить в темном прохладном месте, чтобы избежать образование водорослей.

РАСПОЛОЖЕНИЕ РАСТЕНИЯ   

Чтобы корневая система насыщалась кислородом, в питательный раствор погружают только часть корней. Корневую шейку гидропонного растения закрепляют с помощью ваты или поролона на крышке горшка таким образом, чтобы 1/3 корней находилась в питательной растворе, а 2/3 корней между раствором и крышкой горшка. Также корни необходимо ежедневно опрыскивать из пульверизатора питательным раствором. Полную замену раствора производят ежемесячно в летний период и 1 раз в 5-8 недель в зимний период. Использованный раствор можно использовать для полива садово-огородных культур.КАК СДЕЛАТЬ ПИТАТЕЛЬНЫЙ РАСТВОР

Питательный раствор можно приобрести в готовом виде в цветочном магазине либо в жидком виде, либо в форме водорастворимых таблеток. На упаковке должно быть указано, что раствор предназначен для выращивания гидропонных растений.

Во время вегетационного периода в питательный раствор добавляют водный раствор азотной кислоты (1 часть азотной кислоты на 10 частей воды). Также цветущие растения можно подкормить фосфорной кислотой.

Хотите приготовить раствор сами? Тогда следует помнить, что излишняя концентрация питательной раствора может привести к быстрому увяданию растения, так как оно не в состоянии поглотить не растворенные частицы минеральных солей. Слишком концентрированный раствор будет высасывать соки растения. Оптимальная концентрация питательного раствора: 1-5 г солей на 1 литр воды. Оптимальная кислотность раствора должна составлять pH 5-6,5. Особое внимание концентрации питательного раствора следует уделять в летний период, так как в результате испарения уменьшается объем воды. Также во время покоя растения концентрацию питательного раствора также следует снижать. При обновлении раствора в зимний период воду можно немного подогревать, чтобы не нанести растению холодовой шок.

Статьи схожие по теме:

zeleny-mir.ru

Исследовательская работа" Выращивание комнатных растений без почвы в условиях общеобразовательной школы методом гидропоники"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №3

«Выращивание растений без почвы в условиях общеобразовательной школы методом гидропоники»

Автор: Шевелько Софья, ученица 5б класса

научный руководитель: Петренко Елена

Николаевна, учитель биологии

г. Сургут, 2016

Содержание

Введение

стр. 2

Глава 1. История развития гидропоники

стр. 4

Глава 2. Методы гидропоники

стр. 5

Глава 3. Сосуды для комнатных растений, выращиваемых гидропонным методом.

Стр. 5

Глава 4. Субстраты

4.1. Общая характеристика субстратов

4.2. Свойства субстратов

4.3. Керамзит

4.4. Агровермикулит

4.5. Торф

4.6. Песок

стр. 6

стр. 6

стр. 7

стр. 7

стр. 8

стр. 8

стр. 8

Глава 5. Питательные растворы

5.1. Состав питательных растворов

5.2. Причины изменения концентрации питательных растворов

5.3. Правила использования питательных растворов

5.4. Приготовление питательных растворов

5.5. Реакция растений на концентрацию питательного раствора.

Стр. 8

стр. 8

стр. 9

стр. 9

стр. 9

стр. 9

Глава 6. Основные способы выращивания на гидропонной культуре

стр.10

Глава 7. Преимущества и недостатки гидропоники

стр.11

Глава 8. Практическая часть исследования

8.1. Эксперименты

8.2. Результаты экспериментов

8.3. Выводы

стр.12

стр.12

стр.15

стр.16

Список литературы

стр.18

Приложение 1-8

стр.19

Введение

Сургут-это город, который окружаю многочисленные болота с огромными отложениями торфа, сформировавшегося за длительный период времени. В местах, где болота отсутствуют, почва песчаная, а вот плодородная, которую можно было бы использовать для выращивания растений, требовательных к составу почвы, к сожалению отсутствует. В природе произрастают те растения, которые приспособились к таким почвам, при создании агроценоза, жители города используют привозную почву, которая достаточно дорого стоит. При озеленении города, подбираются такие виды растений, которые и морозоустойчивы и нетребовательны к составу почвы, создавая газоны, применяется перегнивший торф.

Но лето балует нас недолго, яркая зелень распустившейся листвы, пестрота клумб быстро сменяются серыми красками. Поэтому в своих квартирах, учреждениях, где проходит большая часть дня, люди, стремятся выращивать комнатные растения, ведь не секрет, что они поднимают эмоциональный настрой и влияют на самочувствие человека. Но для того чтобы вырастить комнатное растение нужна почва, которая содержит все необходимые элементы и её тоже приходится покупать в цветочных магазинах или оранжереях.

Поэтому мы решили выяснить, а возможно ли выращивать растения без почвы, изучив научную литературу, пришли к выводу, что возможно.

Цель исследования: выращивание комнатных растений в искусственных питательных средах с использованием различных субстратов.

Задачи:

1. Освоить методы гидропоники.

2. Вырастить образцы хлорофитума в питательной смеси и в почве.

3. Выявить различия в развитии растений, выращенных в почве и

питательной смеси.

4. Используя метод гидропоники осуществить озеленение классной

комнаты.

Объект исследования: комнатные растения.

Методы исследования: эксперимент, обработка данных.

Гипотеза исследования: метод гидропоники имеет преимущества при выращивании комнатных растений и может использоваться в условиях общеобразовательной школы.

Актуальность темы исследования: применяя метод гидропоники можно выращивать комнатные растения и некоторые овощные культуры в отсутствии плодородной почвы. Для нашего региона это наиболее значимо, так как почва привозится с других регионов, является дорогостоящей, кроме того растения поражаются вредителями, которые чаще всего содержатся в грунте и требуются дополнительные финансы на приобретение ядохимикатов, что сказывается как на состоянии растений, так и на здоровье человека, который занимается выращиванием растения.

Новизна исследования: до настоящего времени в нашем образовательном учреждении никто не занимался выращиванием растений в отсутствии грунта.

Практическая значимость: используя метод гидропоники, можно удешевить и ускорить процесс выращивания комнатных растений и некоторых видов овощных культур.

Глава 1. История развития гидропоники.

Гидропоникой называется способ выращивания растений без почвы на искусственных питательных средах, в которых присутствуют все необходимые для роста растения элементы в нужных соотношениях и концентрациях. Археологические раскопки указывают на то, что сады древнего Вавилона - одно из семи Чудес Света были выращена на искусственных субстратах. Висячие сады Семирамиды были построены вавилонским царём Навуходоносором II около 600 г. до н. э. Плавающие сады Ацтеков в Центральной Америке также пример применения гидропоники.

Метод гидропоники был основан для изучения корневого питания растений. Примерно в одно и то же время в 19 веке немецкий ботаник Ф. Кноп, в России К. А. Тимерязев и Д.Н. Прянишников разрабатывали в научных целях метод культуры растений в водных растворах. В 1929 г. в США У.Ф. Герикке в Калифорнийском университете осуществил промышленное выращивание овощных культур в водных растворах. В 1896 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде К. А. Тимирязев выставил стеклянный домик, в котором росли растения, но тогда этот метод не получил распространения. В нашей стране первые успешные опыты выращивания овощей без почвы были проведены 1938-1939 гг. [6].

Глава 2. Методы гидропоники

В зависимости от используемого субстрата существует следующая классификация методов:

1. Субстратная гидропоника.

Метод гидропоники, при котором растения укореняются в толстом слое: песка, гравия, керамзита, минеральной ваты.

2. Гидропоника (водная культура).

Растения, при таком методе гидропоники, могут находиться в сосуде с питательным раствором, или на водяной плавающей платформе с растениями в корзине.

3. Аэропоника (воздушная культура).

Весящие в воздухе корни растений периодически обрызгивают питательным раствором, но при этом методе возможно, когда нижняя часть корней находится в питательном растворе, а верхняя часть корней находится над раствором [2].

Глава 3. Сосуды для комнатных растений, выращиваемых гидропонным методом

Комнатные растения, помещаются в гидрогоршки – это двойные горшки или сосуды (один внутри другого). Горшки должны соответствовать следующим требованиям:

- наружный сосуд не должен пропускать воду;

- внутренний горшок должен быть с прорезями или отверстиями для активного взаимодействия корней с гидропонным раствором;

- наружный горшок не должен быть прозрачным;

-оба горшка или сосуда должны быть изготовлены из материала, который не вступает в реакцию с питательным раствором. Лучше использовать обожжённые керамические горшки из глины.

- наиболее подходящая форма горшка – сферическая, т. к. его объём будет больше чем объём обычного горшка.

Рис. 1. Схема гидрогоршка

а – воздух; б-внутренний горшок; в-питательный раствор

Глава 4. Субстраты

4.1. Общая характеристика субстратов

Первоначально растения на гидропонике выращивались исключительно в водной среде, но снабжение корней кислородом оказалось недостаточным, отдельные корни и целые растения быстро отмирали. Поэтому чисто водная культура растений не нашла применения, но позднее были разработаны субстраты, которые не содержат питательные элементы, обладают улучшенными водно-воздушными свойствами. Это заменители почвы: гравий, агровермикулит, керамзит, крупнозернистый песок, мох, торф (приложение 1).

По названию субстратов, используемых в чистом виде или смеси, даётся название способу выращивания: гравийная культура, песчаная культура, торфяная культура и т. д.

Эти субстраты легко поддаются дезинфекции, не вступают в реакции с растворёнными в воде минеральными веществами и обеспечивают хороший доступ воздуха к корням растения.

4.2. Свойства субстратов:

- Субстрат должен хорошо пропускать воздух и раствор, хорошо смачиваться им;

-Субстрат не должен вступать в химические реакции с растворёнными веществами;

- Субстрат не должен препятствовать развитию корневой системы и удерживать растения в вертикальном положении.

При правильном использовании субстрат из керамзита может использоваться до 6-10 лет, из вермикулита 2-3 года.

4.3. Керамзит

Для выращивания растений на гидропонике используется субстрат из мелкого керамзита (0,1-0,5 см), так как он обладает лучшей водоудерживающей способностью. Керамзит воздухопроницаем, водопроницаем, влагоёмок (приложение 1). Корни в нём хорошо удерживаются и увлажняются. Высаженное в керамзит растение не травмируется, хорошо разветвлённые корни не повреждаются и пронизывают весь субстрат.

Керамзит не нужно часто дезинфицировать, он более дешёвый и не вреден для растений. При длительной эксплуатации (в течение 3-4 лет) в керамзите возможно накопление продуктов жизнедеятельности растений, которые будут плохо влиять на рост растений. Поэтому керамзит необходимо периодически промывать водой или перекисью водорода слабой концентрации (3%).

4.4. Агровермикулит

Используется обожжённый агровермикулит. В результате обжига он приобретает лёгкость, стерильность, влагоёмкость и долговечность. Очень важно, чтобы размер не превышал 0,5-2 см, так как в субстрате с более мелкой фракцией нарушается подача воздуха к корням растения (приложение 1).

При обжиге происходит увеличение пластинок в несколько раз, они приобретают форму «гармошек» с большим количеством воздухоносных полостей. Этот субстрат удерживает количество воды в 5-6 раз превышающее его собственный вес. Он легко всасывает воду и легко отдаёт её растениям, хорошо пропускает воздух к корням растения.

4.5. Мох

Хорошим субстратом является сфагновый мох, так как он поглощает 60-65% воды, легко увлажняется и длительное время сохраняет в себе влагу (приложение 1).

4.6. Песок

В качестве субстрата применяется крупнозернистый песок. Перед применением его несколько раз промывают. Он пригоден для гидропонной культуры суккулентов и других растений, полив которых осуществляется сверху.

Глава 5. Питательные растворы.

5.1. Состав питательных растворов.

Питательные растворы приготавливают путём растворения в воде солей, которые содержат азот, фосфор, калий, магний, серу, марганец-это макроэлементы, которые необходимы растению в большом количестве для нормального роста. Но требуются и соли бора, меди, цинка и другие, которых должны присутствовать в меньших количествах – это микроэлементы. Питательный раствор должен содержать эти элементы в соотношениях, не превышающих норму потребления их растениями (приложение 2). При повышении концентрации растения погибают.

5.2. Причины изменения концентрации питательных растворов

Концентрация питательных растворов может повыситься из-за того, что растения быстрее поглощают корнями воду, чем растворённые в ней минеральные соли. Вода частично испаряется – это также приводит к повышению концентрации питательного раствора.

5.3. Правила использования питательных растворов

Очень важно следить за питательным раствором летом, когда испарение воды в сосудах усиливается. Питательный раствор в наружном сосуде всегда находился на одном уровне, т.е. заполнял его до половины объёма, если раствора становится меньше, то его необходимо долить водой до первоначального объёма. Летом добавление воды осуществляется через 2-3 дня, а зимой испарение уменьшено, следовательно, реже. В зимних условиях и в холодных помещениях. Растения находятся в периоде покоя, поэтому можно использовать раствор пониженной концентрации-50% от нормы.

5.4. Приготовление питательных растворов

Для приготовления растворов соль берётся в определённых пропорциях, концентрация питательного раствора должна не превышать 1-5 г. минеральной соли на 1 л. воды (приложение 2).

5.5. Реакция растений на концентрацию и температуру питательного раствора

Если концентрация выше 13,5 г. на 1 л. воды, то многие растения угнетаются, а при концентрациях 1,5-2,5 г. на 1л. идёт нормальное их развитие. Концентрация раствора 0,5-0,6 на 1л. воды сдерживает рост и развитие растений.

Правильно приготовленный питательный раствор может храниться 3 – 4 месяца.

Питательный раствор, готовый к употреблению, должен иметь температуру, одинаковую с температурой воздуха в помещении, в котором выращиваются растения. Если температура будет ниже или выше, то происходит угнетение роста растения.

В зимнее время в питательном растворе должен преобладать калий, а в весеннее – летний период азот, так как происходит интенсивный рост растения [5].

Глава 6. Основные способы выращивания на гидропонной культуре

1. В емкость или специальный горшок наливается питательный раствор и в него помещается корневая система растения. По мере испарения раствора добавляют воду, а через определенные промежутки времени раствор полностью заменяется свежим, так как со временем в растворе наступает дисбаланс пропорций питательных веществ. Существенным недостатком этого способа является то, что снабжение корней кислородом затруднено, а это переносят далеко не все растения [2].

2. Для другого способа используются два горшка, один больше другого. В меньший горшок, имеющий много мелких отверстий, помещают корни растения и засыпаются гравием, керамзитом или другим материалом. Затем этот горшок помещают в больший по объему и наливают питательный раствор, при этом корни должны оказаться погруженными в раствор не более чем на 2/3. При необходимости замены питательного раствора, внутренний горшок с растением вынимают, дают стечь воде. Внешний горшок промывают и после помещения в него снова горшка с растением, наливают свежий раствор.

.

Глава 7. Преимущества и недостатки гидропоники

Проведя наше исследование, мы пришли к выводу, что метод гидропоники имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным (почвенным) способом выращивания растений:

  1. растение всегда получает нужные ему вещества в необходимых количествах;

  2. растение растет более крепким, здоровым и намного быстрей, чем в почве;

  3. корни растений никогда не страдают от пересыхания или недостатка кислорода при переувлажнении, что происходит при почвенном выращивании;

  4. расход воды легче контролировать, нет необходимости каждый день поливать растения. В зависимости от выбранной ёмкости и заменителя грунта добавление питательного раствора осуществляется от раза в три дня до раза в месяц;

  5. нет проблемы недостатка удобрений или их передозировки;

  6. растения ненужно обрабатывать ядохимикатами, так как почвенные вредители и болезни, которые они вызывают, отсутствуют;

  7. при пересадке растений процесс ускоряется, так как нет необходимости освобождать растения от грунта и соответственно не происходит их травмирования;

  8. не нужно покупать новую почву или горшки для пересадки, достаточно использовать пластиковые ёмкости большего объёма, следовательно, происходит удешевление процесса выращивания комнатных растений;

  9. горшки с растениями мало весят, а потому их можно размещать не только на подоконнике, но и стенах кабинета сделав самостоятельно кашпо опять же из сырья, которое отслужило свой век и подлежит утилизации;

  10. этот метод можно использовать и при вертикальном озеленении классных комнат;

  11. так как в питательный раствор добавляются только вещества необходимые растению, то не происходит накапливания веществ, вредных для здоровья человека, которые, конечно же, присутствуют в почве;

  12. используя максимальный уровень питательного раствора растение можно длительное время оставлять без полива например во время каникул.

Конечно же, нельзя сказать, что метод выращивания растений без почвы идеален на сто процентов, мы считаем, что как и при любом другом методе существуют свои минусы. Возможно, их гораздо больше, но мы хотим остановиться на тех, которые нам удалось выявить в результате нашего исследования:

  1. не все виды комнатных растений, можно выращивать, применяя метод гидропоники, например фиалки при вегетативном размножении могут дать корни, если поместить лист в питательный раствор, но после посадки его в заменители почвы растение перестаёт развиваться и погибает;

  2. невозможно подобрать универсальный питательный раствор для всех видов комнатных растений, так как они нуждаются в разном количестве микро и макроэлементов;

Глава 8. Практическая часть исследования

8.1. Эксперименты

Изучив теоритический материал о методе выращивания растений методом гидропоники, мы решили применить полученные знания на практике и сравнить два метода выращивания растений: гидропонический и стандартный (в питательном грунте).

Эксперимент 1. «Изготовление установки для посадки растений»

Мы изготовили наипростейшую установку. Для этого нам потребовались две пластиковые бутылки объёмом 2л. и 1л. Мы отрезали в бутылке объёмом 2 л. верхнюю половину, тоже проделали и с бутылкой объёмом 1л., но её мы срезали на половину и прорезали в ней на дне небольшие отверстия для проникновения питательного раствора, а также улучшения подачи воздуха к растению. Вставили бутылку с отверстиями в 2 л. бутылку.

Для посадки растения в грунт мы изготовили установку из одной пластиковой бутылки, также проделов отверстия в нижней части для проникновения воздуха к растению, установили бутылку на поддон (приложение 3).

Эксперимент 2. «Посадка растений в керамзит и грунт»

Мы взяли комнатное растение хлорофитум и отделили от него четыре одинаковых молодых отростка, поместили их в ёмкость с небольшим объемом воды и дождались, когда они дадут небольшие корешки.

Затем промыли керамзит под проточной водой и применили его вместо питательного грунта при посадке одного отростка. Для этого удерживая растения в верхней части установки, на уровне, на котором в дальнейшем оно будет находиться, засыпали керамзит, так чтобы корни растения оказались полностью засыпаны им.

Во вторую установку поместили грунт, который приобрели в цветочном магазине. Почва содержала все необходимые вещества, для нормального роста хлорофитума и посадили в него второй отросток, почву увлажнили (приложение 4).

Эксперимент 3. «Приготовление питательного раствора для выращивания растения на гидропонике».

Посетив рад цветочных магазинов с целью приобретения питательного раствора мы не получили результата, нам объяснили, что данные смеси дорогие и не раскупаются населением, поэтому в продаже бывают очень редко и в единичных экземплярах.

Мы решили изучить интернет источники и выяснили, что существует множество рецептов различных авторов, как можно самостоятельно приготовить питательные смеси. Изучив материал [6] мы подобрали для себя наиболее подходящий, исходили из наличия определённых солей в школьном кабинете химии. Им оказался состав питательной смеси по Герикке:

Монокалийфосфат – 1,4 г/лКалийная селитра – 5,5 г/лКальциевая селитра – 1,0 г/лСульфат магния – 1,4 г/лСульфат железа двухвалентного – 0,2 г/лСульфат марганца – 0,02 г/лСульфат цинка – 0,01 г/лСульфат меди – 0,01 г/л

На электронных весах мы взвешивали определённое количество вещества, а затем растворяли отдельно в небольшом объеме воды. Воду использовали водопроводную, но предварительно профильтровали её, заморозили в пластиковой бутылке в морозильной камере в течении двух суток, затем разморозили, и отстояли. Таким образом, мы убрали примеси водопроводной воды и сделали её наиболее мягкой, так как рекомендуется использование дистиллированной воды, а мы её не имели. После этого наливали в мерный сосуд приблизительно 700-800 мл воды, добавляли первый раствор, хорошо размешивали, доливали второй, размешивали и т.д. Затем долили воду до общего объема 1 л. Проследили, чтобы в приготовленном растворе не было осадка (приложение 2).

Таким образом, мы приготовили 1 л. питательной смеси для выращивания растения методом гидропоники. Этот раствор мы поместили в ёмкость, изготовленную из 2 л. пластиковой бутылки, где было высажено первое экспериментальное растение. Раствор наливали до определённого уровня с расчётом, что корни должны оказаться в растворе на 2/3.

Эксперимент 4. «Посадка растения в агровермикулит».

В этом эксперименте мы использовали также пластиковые бутылки, установку изготовили, как и в первом эксперименте, но вместо грунта использовали агровермикулит. Питательный раствор мы использовали тот же, так как его осталось в достаточном количестве. Технология посадки третьего отростка прежняя.

Агровермикулит тщательно увлажнили (приложение 5).

Эксперимент 5. «Посадка растения в кокосовые стружки».

Кокосовые стружки мы приобрели в магазине «Всё для сада и огорода». Изготовили установку для посадки четвёртого отростка уже описанным нами выше способом и высадили растение, используя всё тот же питательный раствор (приложение 6).

Все четыре самостоятельно изготовленных «цветочных горшка» были размещены на подоконнике в классной комнате. Все четыре растения одинаково освещались, находились при одной и той же температуре. Мы следили за тем, чтобы уровень питательного раствора в емкостях был постоянным, а растение, высаженное в грунт, поливали по мере высыхания. Через 15 дней корни растений, высаженных в керамзит, агровермикулит и кокосовые стружки промывались под проточной водой, а питательный раствор заменяли вновь приготовленный (приложение 6).

Эксперимент 5. «Проращивание кресс – салата в грунте и сфагнуме».

Следующее, что мы решили выяснить, а возможно ли использовать метод гидропоники не только для выращивания некоторых комнатных растений, но и овощных культур. Для этого мы использовали одноразовые пластиковые тарелочки. В одну из них мы поместили мох, а в другую грунт, предназначенный для выращивания овощных культур. Семена трех сортов салата поместили в мох и посеяли в грунт, при этом соблюдая правила посадки, а именно размещая семена на небольшую глубину, так ка они имеют не большие размеры. После посадки увлажнили грунт водой, а мох питательным раствором, и также поместили на подоконник для нормальной освещённости (приложение 6).

8.2. Результаты экспериментов

Используя результаты дневника наблюдений (приложение 2) видно, что наиболее активным ростом обладало растение, выращиваемое методом гидропоники, где в качестве грунта использовался керамзит. Растение было наиболее кустистым, листья имели насыщенный зелёный цвет.

На втором месте растение, выращиваемое в грунте, оно росло медленнее, но также имело насыщенный зелёный цвет.

На третьем месте растение, выращиваемое в агровермикулите, оно росло медленно, цвет листьев не имел столь насыщенного зелёного цвета.

Растение, выращиваемое в кокосовых стружках, в росте прибавило совсем незначительно, листья имели бледно зеленоватый цвет, по краям пожелтели.

При проращивании семян разных сортов крест – салата во мху на второй день были замечены первые всходы, на четвёртый день вся ёмкость покрылась густой зеленью, а во второй ёмкости первые всходы появились на шестой день, на десятый день количество проростков увеличилось незначительно, некоторая часть семян не проросла.

8.3. Выводы

1. Метод гидропоники может использоваться для выращивания комнатных растений в условиях общеобразовательной школы.

2. Метод гидропоники может использоваться для выращивания овощных культур и проращивания семян (приложение 8). Семена кресс – салата проросли в субстрате из мха в два раза быстрее чем в почве, причём проросли все посеянные семена, в почве проросли небольшая часть семян. При дальнейшем развитии растения на заменители грунта также опережали в росте растения, произростающие на почве.

3. Использование концентрации1,67 мл. на литр воды оказалась благоприятной для выращивания растений хлорофитума на гидропонике.

4.Использование керамзита в качестве заменителя грунта является наиболее подходящим, так как происходит активный доступ воздуха, к корням растения обеспечивая корневое дыхание. Кроме того керамзит легко промывается и может неоднократно использоваться.

5. Самым неподходящим субстратом оказался субстрат из кокосовых стружек, в нём растение практически не росло и наблюдалось пожелтение по краям листьев. Такой процесс наблюдается, когда растению не хватает азота. Возможно, именно кокос явился причиной недостатка этого элемента.

6.Пластиковым бутылкам можно превратить в горшки для выращивания комнатных цветов, если проделать в дне отверстия для подачи воздуха к корням, облагородить их, используя своё фантазию.

7. Питательный раствор необязательно покупать в магазинах, можно изготовить его самостоятельно, используя химические вещества, что имеются в каждой школе в кабинете химии.

8.Используя питательные растворы необходимо производить подлив их в ёмкости по мере уменьшения объёма, а через 30 – 40 дней полностью заменять.

9. Метод гидропоники можно использовать для выращивания не всех комнатных растений.

Список литературы

1. Бедриковская Н. П. Гидропоника комнатных цветов. – Издательство Наукова думка, 2012. – 65 с.

2. Кемп П. Введение в биологию [Текст] / П. Кемп, К. Армс; пер. с английского Л.И. Александрова и др; под редакцией Ю. И. Полянского. – М.: Мир, 2009. – 671 с.

3. Кирилова Е. Н. Гидропоника [Текст] / Е.Н. Кирилова. – издательство Росмэс-пресс, 2011.- 96с.

4. Матвеев В. П., Рубцов М. И. Овощеводство [Текст]: учебник и учебное пособие для высших сельскохозяйственных учебных заведений. – М.: Агропромиздат, 2013. – 431 с.

5. Чесноков В. А. Выращивание растений без почвы [Текст] / В. А. Чесноков, Е. Н. Базырина, Т. М. Бушуев, Н. Л. Ильинских. – М.: Мир, 2010. – 169 с.

6. http://gidroponika.com/content/view/35/#ixzz410p1Y1zB

Приложение 1. «Заменители почвы»

Приложение 2. «Приготовление питательного раствора»

Приложение 3 «Изготовление установки для посадки растений»

Приложение 4. «Посадка растений в керамзит и грунт»

Приложение 5. «Посадка растения в агровермикулит»

Приложение 6. «Посадка растения в кокосовые стружки»

Приложение 7. «Проращивание кресс – салата в грунте и сфагнуме»

2 день после посева семян 5 день после посева семян

4 день после посева семян 7 день после посева семян

8 день после посева семян 12 день после посева семян

10 день после посева семян

14 день после посева семян

Приложение 8. «Интенсивность прорастания семян кресс – салата во мху и почве»

Таб. 1.

Дата

Мох

Почва

11.02.16

Посев семян

Посев семян

13.02.16

Семена проросли

Проростков не видно

15.02.16

Проростки 2 см.

Проросла небольшая часть семян

17.02.16

Проростки 3,5 см.

Проростки 1,5 см.

22.02.16

Проростки 5 см.

Проростки 3 см., количество проросших семян не увеличилось

25.02.16

Растения 7 см.

Проростки 3,5 см.

3.03.16

Растения 10 см.

Растения 5 см.

13. 03.16

Растения 13 см.

Растения 7 см.

infourok.ru

современно, легко, эффективно.. Животные и растения. Добавила Елена Хасанова — VilingStore.net

Многие слышали о гидропонике, но не все хорошо представляют себе суть этой популярной методики. Попробуем разобраться. Итак, гидропоника – что это? Существует мнение, что это нечто сложное, высокотехнологичное и ненатуральное. На самом деле все не так.

Гидропоника – выращивание растений без почвы: современно, легко, эффективно.

Гидропоника – это система выращивания и культивирования растений без использования почвы. Роль поставщика всех необходимых растению элементов в этом случае играет водный раствор. Причем для каждой группы растений такой раствор подбирается индивидуально.

В жидкости для питания растений нет ничего ненатурального, никаких стероидов или других вредных стимуляторов. Химический состав этого питательного экстракта несложен, органичен и направлен на то, чтобы обеспечить потребности растения, не более того. Также в этом случае речь не идет о каких-либо генетических мутациях. Это не имеет отношения к гидропонике.

Ничего сложного в гидропонике нет. Можно выращивать растения этим способом дома, самостоятельно. Можно даже самим изготовить специальные горшки или более сложные и объемные установки для гидропоники. Мы рассмотрим это ниже. Конечно, в гидропонике промышленных масштабов используются различные эффективные технологии для облегчения ухода за большим количеством растений, но гидропоника в домашних условиях – это просто и доступно всем, в том числе и по затратам. Выращивать растения способом гидропоники ничуть не дороже, чем обычные комнатные растения.

Некоторые особенности метода

Обычно растение берет все, что ему нужно, из почвы. Однако почва почве рознь и, к тому же, не все элементы расположены в ней равномерно. Поэтому, для добывания всех необходимых ему элементов, растение развивает предельно объемную и мощную систему корней. При выращивании способом гидропоники, у растения есть все, что ему нужно и в тех количествах, которые необходимы. Поэтому необходимости увеличивать корни нет. И весь потенциал растения направляется в рост, набор зеленой массы, в цветение и плодоношение. Поэтому растение, выращенное таким методом само формирует небольшие корни, но мощную надземную часть. Выращивать гидропонику можно и на улице, и в комнате, и в теплице. Разница в том, что выращивая растения на открытом воздухе, вы вынуждены приспосабливаться к природным сезонам, а в теплице можете руководить временами года и снимать по несколько урожаев за год. Ну а в комнате можно выращивать цветы или другие растения в небольших объемах, если позволяют освещение и температура. Распространение гидропоники в мире Гидропоника в последние годы стала очень популярна во многих уголках земного шара. Особенно это касается тех мест, где по каким-либо причинам трудно заниматься сельских хозяйством на обычной почве: из-за бедности почвенного состава или из-за неблагоприятного для растений климата. Например, в некоторых областях США почвы стали очень токсичными, из-за интенсивного использования химических удобрений в предыдущие десятилетия. Теперь там выращивают хорошие урожаи в теплицах, методом гидропоники. Большое распространение гидропоника получила и в Британской Колумбии. Здесь практически все тепличное производство овощей и фруктов основано на гидропонике. В Голландии таким способом выращивают знаменитые тюльпаны. В России тоже существует большой интерес к гидропонике. Особенно это удобно для малых фермерских хозяйств, которые выращивают таким методом зелень, овощи, клубнику и другие культуры. Нужно отметить, что гидропоника – вовсе не новое изобретение. Еще в древнем Вавилоне существовали известные на весь мир висячие сады, где цветы и другие растения культивировались методом гидропоники. В Индии также издревле выращивают множество культур таким способом, используя кокосовое волокно и погружая корни растений в воду. Преимущества выращивания растений методом гидропоники Быстрый рост, растение здоровое и развитое, потому что получает ровно столько питательных веществ, сколько нужно. Повышается урожайность. В случае декоративных растений – более долгое и пышное цветение. Корни не подвергаются пересыханию и в нужном количестве насыщаются кислородом. Не нужно поливать растения ежедневно. Решена проблема недостаточности или, наоборот, переизбытка удобрений. Растения, даже многолетние , с развитой корневой системой, легко пересаживать.

Для выращивания не нужна почва – это актуально в случаях нехватки земли. Растение не накапливает в своих плодах ненужных или даже вредных веществ, так как все вещества для его питания строго дозированы. Отпадает проблема вредителей и болезней почвы. Питательные элементы не подвержены вымыванию или выветриванию. Для выращивания большого количества растений нужно совсем немного места. Домашние методы гидропоники Что такое гидропоника и какие она дает преимущества, мы теперь знаем. Рассмотрим, как использовать эти знания на практике. В гидропонике используется водный раствор и подходящий субстрат. Субстрат – любое пористое вещество, которое способно впитывать, накапливать и отдавать воду. В роли субстрата могут выступать: Кокосовое волокно. Керамзит. Минеральная вата. Вермикулит. Поролон. Нити пропилена. Нейлон. Капрон. Гранулированный полиэтилен. Гранит. Кварц. Есть варианты, когда используется водный раствор без субстрата, в других случаях необходим субстрат, который тем или иным способом пропитывается водным раствором. Итак, рассмотрим, как можно организовать выращивание методом гидропоники дома. Питательный раствор наливают в емкость, туда же помещают корни растения, предварительно закрепив его у поверхности, чтобы оно не погружалось больше, чем нужно. Когда часть водного раствора испарится, в емкость добавляют нужное количество воды. По прошествии какого-то времени раствор полностью меняют. Этот способ можно применять для растений, сильная корневая система которых может переносить недостаток кислорода, так как в этом случае поступление к корням кислорода затрудняется. Используется двойной цветочный горшок. В первый, больший по объему, заливают раствор питательных веществ. Во втором находятся корни растения, засыпанные субстратом. Второй горшок должен иметь множество мелких отверстий по всей поверхности. Второй горшок погружают в первый, причем жидкость должна заполнить корневую систему не больше, чем на две трети. Когда нужно заменить раствор, находящийся внутри горшок вынимают и меняют воду во внешнем. Этот вариант самый простой и популярный. В специализированный магазинах в настоящее время можно найти большое количество горшков для гидропоники. Внешний цветочный горшок обычно выполнен из водопроницаемых материалов и может иметь декоративные украшения, внутренний – прозрачный, с отметкой, которая отмечает уровень воды. При выращивании большого количества растений удобно использовать погружной способ. Для этого нужна большая емкость (ванночка) с водным раствором. Сверху располагается плавающая платформа, ее можно изготовить из пенопласта. В ней должны быть отверстия, куда помещаются растения в перфорированных горшках, заполненных субстратом. Иногда растения просто погружают корнями в воду, закрепляя в отверстиях без использования горшков. На дне ванночки следует расположить аэратор для того, чтобы водный раствор непрерывно насыщался необходимым растениям кислородом. В качестве аэратора можно использовать обычный аквариумный компрессор. По мере испарения и усвоения растениями питательных веществ из раствора, раствор заменяют на новый. Питательный раствор Главный элемент гидропоники – это раствор для питания культивируемых растений. Есть немало способов и рецептов его приготовления для каждого вида растений, эти рецепты, при желании, можно найти в специальной литературе. Но есть способ проще: раствор можно купить в магазине. Выбор этих растворов в цветочных или садово-огородных магазинах очень велик. Каждая культура нуждается в особом растворе, предназначенном конкретно для нее. Ну, и конечно, обязательно следует соблюдать прочитать инструкцию на бутылке и строго следовать рекомендациям.

Больше информации: http://www.rutvet.ru/in-chto-takoe-gidroponika-sovremenno-legko-effektivno-4361.html#ixzz3aOyCpF9K

vilingstore.net