Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Открытый урок по биологии "Характерные признаки семейства лилейных". Выберите признаки растений семейства лилейных


Открытый урок по биологии "Характерные признаки семейства лилейных"

Открытый урок в 6 класс «Г»

3.03.2015 г.

Учитель биологии ОШ № 142

Большакова Наталья Анатольевна

Тема: Характерные признаки семейства лилейные

Цель: сформировать представление о растениях семейства лилейные, признаках их внешнего строения, отличительных признаках от растений других семейств, основных представителях семейства

Ожидаемый результат: учащиеся должны уметь распознавать растения лилейных в природе и на гербариях, отличать их от растений других семейств, классифицировать растения.

Ключевые слова: систематика, семейства, лилейные, коробочка, ягода, однодольные, дугообразное жилкование, простой околоцветник, мочковатая корневая система, ландыш, лилия, тюльпан

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у обучающихся представления об общих признаках семейства лилейных. Организовать деятельность обучающихся по восприятию понятий, признаков семейства лилейных, факторов, присущих многообразию семейства лилейных. Организовать деятельность обучающихся по соответствию практического материала новым понятиям и фактам; закрепить умения составлять морфологическое описание растений, давать систематическую характеристику растений.

Развивающие: содействовать формированию обще учебных умений и навыков: работа с учебником, опорными карточками, классификацией и систематизацией нового изученного материала.

Воспитывающие: обеспечивать экологическое воспитание, бережное отношение к окружающему миру.

Дидактическое оснащение урока: цветущие комнатные растения; модели цветков вишни, картофеля, гороха; тюльпана, презентация «строение лилейных»

На уроке формируются компетентности учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема “вызов – осмысление – размышление”. Стратегиями урока являются основные приемы – кластер и схема «Характерные признаки по семействам» На уроке также используются приемы: ключевые слова, синквейн – форма письменной рефлексии. Форма работы – группы. Основной принцип урока – принцип взаимодоверия и взаимопомощи.

Ход урока:

  1. Орг. момент, цель: Добрый день, друзья, гости. Поприветствует друг друга – улыбнемся сидящим рядом, пожмем руки сидящим перед вами и начнем наш урок.

Девиз урока:«Мало знать, надо и применять.Мало хотеть, надо и делать».

В. Гете.

Девизом нашего урока будут слова Гете, прочитайте их про себя, … теперь вслух, … встаньте …, найдите себе пару и объясните собеседнику, как вы понимаете эти слова, …. перемешиваемся и вновь выслушиваем собеседника.

Как понял эти слова ваш оппонент, вы с ним согласны? (ОПРОС учащихся)

  1. Вывоз (актуализация)

Итак, ребята, прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, повторим пройденный. А для начала послушайте сказочку. Да не простую, с изюминкой. Вот изюминку вы и должны найти.

О чем мы сейчас вспомнили? Что это за группы? Какая наука занимаетсяраспределением растений по этим группам? Для чего их распределяют по группам? Изучениемкаких групп мы сейчас занимаемся? Какие семейства нами были изучены?

А) (фронтальный опрос с применением сигнальных карточек) Ребята зачитывают свои рассказы и сказки, в которых присутствуют растения из семейств: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные. Ребята, используя сигнальные карточки, определяют к какому из перечисленных семейств относятся растения и поднимают карточку с названием семейства данного растения. Консультанты фиксируют правильность ответов учащихся.

Б) (ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ)

На столе лежат карточки цветковых растений. Сейчас наша задача распределить их по семействам (работаем методом КЛАСТЕРА - ГРОЗДЬ), каждая группа выбирает растения определенного семейства. Представители от каждой группы заполняют кластер по своему семейству.Защищают.

  1. Стадия осмысления

Сегодня на уроке мы поговорим о растениях одного из семейств, которое получило название по одному из представителей. ПОСЛУШАЙТЕ ТЕКСТ и, я думаю, вы сами догадаетесь о каких растениях сегодня мы будем говорить. 

Белые цветы этих растений вызывают целый ряд образов. Они получили свое название от древнегальского слово «ли-ли» - «белый – белый». Столица древней Персии называется Суза – город этих цветов. Особое место занимали они в истории Франции. Король франков Людвиг одержал победу над германцами у реки Ли, где росли эти красивейшие цветы. Возвращаясь с поля битвы, солдаты украсили свои шлемы и щиты этими цветами. С тех пор знамена Франции украшают три …. 300 лет назад были вычеканены монеты «Золотые и серебряные ….». Цветы лилии заполняли сады, и Францию называли королевством лилий.

С древних времён на Руси, в странах Востока, в Европе лилия - символ чистоты, непорочности, надежды. Поэты во все времена славили её в своих стихах. А. Н. Бунин о лилии писал так:

«Тёмной ночью белых лилий

Сон неясный стих. Ветерок ночной прохладой

Обвивает их. Ночь их чашечки закрыла,

Ночь хранит цветы

В одеянии невинном

Чистой красоты»

Название семейства – лилейные. И так тема нашего урока «Семейство Лилейные».

Работа в парах (самостоятельная работа с текстом учебника)

Выписывают характерные признаки лилейных по схеме:

Тип

Покрытосеменные

Класс

однодольные

Семейство

лилейные

Род

Лилия

Вид

кудреватая

Жизненные формы

Многолетние травы

Кол-во семядолей

одна

Стебель

травянистый

Корень

Мочковатая

Лист

Цельно-крайние

жилкование

Дуговое или параллельное

Цветок

*О3+3Т3+3П1 (тюльпан)

*О(6)Т6П1 (ландыш)

плод

Сухой - коробочка (тюльпан),

сочный – ягода (ландыш)

многообразие

Лилия, тюльпан. ландыш

Хоз.значение

Декоративные, медицина, пищевые

Просматриваем презентацию по семейству лилейных и проверяем схемы в тетрадях

Закрепление новой темы: выполняют лабораторную работу в специальных тетрадях. Используя заполненные схемы и гербарии растений.

  1. Закрепление Хорошо. А теперь проверим ваши знания. На столах лежат тесты.

  2. Выполняем их с проверкой.

Тест №1 Выберите из списка растения относящиеся к семейству (крестоцветные, пасленовые, бобовые, розоцветные, сложноцветные) семействам:

I - крестоцветные

II - розоцветные

III – бобовые

IV- пасленовые

V- сложноцветные

1. вишня

2. горох

3. перец

4.подсолнечник

5. горчица

6. груша

7. одуванчик

8. фасоль

9. земляника

10. капуста

11. дурман

12. астра

13. баклажан

14. клевер

15. редис

16. томат

17.мать и мачеха

Тест№2. Соотнесите признаки с соответствующими семействами.

I- крестоцветные

II - розоцветные

III – бобовые

IV- пасленовые

V. - сложноцветные

1. Плод боб

2. Лепестка четыре, расположены крестиком

3. Тычинок множество

4. Плод ягода или коробочка

5. Плод яблоко, костянка, ягода.

6. Лепестки образуют парус, весла и лодочку.

7. Чашелистики не доразвиты

8. 5 лепестков сросшихся, 5 чашелистиков сросшихся

9. Тычинок обычно десять

10. Соцветие корзинка

11. Лепестков пять свободных

12. Плод стручок или стручочек

13. Плод семянка

14. Тычинок обычно 6

Задание 3. Распределите по группам растения семейства сложноцветные.

Пищевые.

Лекарственные.

Декоративные.

1. Салат 6. Подсолнечник

2. Ромашка аптечная 7. Астра китайская

3. Топинамбур 8. Пижма обыкновенная

4. Хризантема 9. Цинния изящная

5. Мать - и - мачеха

Задание 4. Логические цепочки.

А) Найдите растение семейства сложноцветные  

Яблоня - ромашка - вишня - роза - табак.

Б) Найдите растение семейства не относящиеся к сложноцветным

Цикорий - пижма - горох - георгин - бархатцы.

Взаимопроверка с использованием ключа

семейство

Номера растений

Тест 1

Номера признаков

Тест 2

I - крестоцветные

5, 10, 15

2, 12, 14

II - розоцветные

1, 6 ,9

3 ,5, 11

III – бобовые

2, 8, 14

1, 6, 9

IV- пасленовые

3, 11, 13, 16

4, 8

V- сложноцветные

4, 7, 12, 17

7, 10, 13

итого

Задание 3

Пищевые – 1,3,6

Лекарственные – 2, 5, 8

Декоративные – 4,7,9

Задание 4

Логическая цепочка

А) – ромашка

Б) – горох

  1. Итог урока

Учитель: А напоследок я вам приготовила ещё одно, интеллектуальное задание – составить синквейн. Напомню вам, что синквейн – это творческая работа, имеющая форму стихотворения, состоящего из 5 нерифмованных строк. Давайте вспомним  правила его составления.Ответы детей:1 строка – существительное, выражающее главную тему синквейна.2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.3 строка -  три глагола, описывающих действия в рамках темы.4 строка - фраза, несущая определённый смысл.5 строка – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом.Учитель: Умницы, тогда первая команда составляет синквейн по теме «Растение класса Двудольные», а вторая – по теме «Растение класса Однодольные».

Примерные ответы детей:ЛандышМайский тенелюбивый.Цветёт, плодоносит, лечит.семейство лилейныхЦветок.

Капуста.Культурная краснокочанная.Растёт, пьёт, кормит.семейство крестоцветныхОвощ.

Учитель: У вас очень хорошо получилось составить синквейн. Вы сегодня очень старались на уроке, выполнили все задания, которые я приготовила для вас. 

  1. Дом.задание: составить кроссворд по любому пройденному семейству или подготовить сообщения о значении и многообразии растений любого изученного семейства

  2. Рефлексия. Скажите, пожалуйста,Интересно ли было вам на уроке?Что вам больше всего запомнилось на уроке?Хотелось ли бы вам работать так же на следующих наших с вами уроках? У вас на столах лежат смайлики, покажите своё отношение к нашему сегодняшнему уроку.Ответы детей. Учащиеся демонстрируют своё настроение с помощью смайликов 

www.metod-kopilka.ru

Растения семейства лилейных можно узнать по

Растения часть В

Растения семейства лилейных можно узнать по

1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником

2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ

4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

5) образованию плодов – ягода или коробочка

6) образованию плодов – орех или стручок

Установите соответствие между характерными признаками растений и их отделами.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫА) листостебельные растения, не имеющие корней 1) Моховидные

Б) имеют хорошо развитую проводящую систему 2) Папоротниковидные

В) некоторые растения содержат водоносные клет­ки, в которых запасается вода

Г) недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограни­чен

Д) половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом)

Е) спорофит преобладает над гаметофитом3. Установите последовательность процессов, характерных для листопада.

А) образование отделительного слоя на черешке

Б) накопление в листьях вредных веществ в течение лета

В) опадение листьев

Г) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света

Д) изменение окраски листьев

Выберите признаки, характерные для класса Однодольные

1) мочковатая корневая система

2) стержневая корневая система

3) жилкование листьев параллельное или дуговое

4) жилкование листьев сетчатое

5) листья всегда простые

6) из зародышевого корешка развивается явно выраженный главный корень

Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

А) в большинстве – травянистые растения 1) Папоротниковидные

Б) преобладают деревья и кустарники 2) Голосеменные

В) размножаются спорами

Г) размножаются семенами

Д) оплодотворение не связано с водной средой

Установите последовательность расположения зон в корне, начиная с корневого чехлика.

А) проведения

Б) всасывания

В) деления

Г) растяжения

Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, к которой оно принадлежит.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

А) первые, наиболее древние растения 1) водоросли

Б) господствующая группа растений на Земле 2) покрытосеменные

В) не имеют органов и тканей

Г) имеют вегетативные и генеративные органы

Д) имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян

Е) тело состоит из одной или множества сходных клеток

Папоротники относят к царству растений, так как

1) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

2) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

3) их клетки содержат хлоропласты

4) их клетки содержат цитоплазму

5) выполняют роль консументов в экосистеме

6) выполняют роль продуцентов в экосистеме

Голосеменные, как и покрытосеменные растения,

1) образуют плод с семенами

2) размножаются семенами

3) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических

4) в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ

5) цветут хотя бы раз в течение жизни

6) опыляются с помощью насекомых

10. Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:

1) цветок четырёхчленного типа

2) соцветие кисть

3) цветок пятичленного типа

4) соцветие корзинка

5) плод стручок или стручочек

6) плод боб

Особенности, характерные для лишайников,

1) представляют самостоятельную группу организмов

2) занимают промежуточное положение между царствами растений и животных

3) чувствительны к загрязнению окружающей среды

4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы

5) состоят из сросшихся с корнями растений гифов

6) состоят из одинаковых клеток

12. Бактерии, в отличие от растений, –

1) доядерные организмы

2) содержат рибосомы

3) только одноклеточные организмы

4) размножаются митозом

5) хемосинтетики и гетеротрофы

6) имеют клеточное строение

Какие признаки присущи растениям?

1) ограниченный рост

2) рост в течение всей жизни

3) автотрофный способ питания

4) гетеротрофный способ питания

5) наличие клетчатки в оболочках клеток

6) наличие хитина в оболочках клеток

14. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и

1) майскими жуками

2) черемухой

3) грибами

4) шиповником

5) орешником

6) мышами15. Растения семейства розоцветных отличаются от растений семейства капустных (крестоцветных) наличием

1) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником

2) цветка четырёхчленного типа с двойным околоцветником

3) плода – яблока, ягоды, костянки

4) плода – стручка или стручочка

5) разнообразных листьев: сложных, простых

6) нижних листьев, образующих прикорневую розетку16. По каким признакам грибы можно отличить от животных?

1) питаются готовыми органическими веществами

2) имеют клеточное строение

3) растут в течение всей жизни

4) имеют тело, состоящее из нитей-гифов

5) всасывают питательные вещества поверхностью тела

6) имеют ограниченный рост17. Установите последовательность развития папоротников, начиная со взрослого организма.

А) развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет

Б) образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами

В) передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение

Г) прорастание споры и развитие из неё маленькой зелёной пластинки – заростка

Д) развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение папоротника

Растения, как и грибы,

1) растут в течение всей жизни

2) имеют ограниченный рост

3) поглощают из почвы воду и растворенные минеральные вещества

4) питаются готовыми органическими веществами

5) содержат хитин в оболочках клеток

6) имеют клеточное строение

Установите последовательность расположения слоёв на распиле дерева, начиная с наружного.

А) луб

Б) камбий

В) сердцевина

Г) древесина

Д) пробка

Установите соответствие между признаком организмов и группой, для которой он характерен.

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

А) выделяют в особое царство 1) грибы

Б) тело представляет собой слоевище 2) лишайники

В) имеют плодовое тело

Г) по способу питания – автогетеротрофы

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

А) Редька

Б) Крестоцветные

В) Двудольные

Г) Редька дикая

Д) Покрытосеменные23. Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВО

А) число частей цветка кратно пяти 1) Крестоцветные

Б) органы большинства растений содержат ядовитые вещества 2) Пасленовые

В) плоды – ягода или коробочка

Г) чашелистики и лепестки расположены взаимно перпендикулярно

Д) плоды – стручки или стручочки

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наибольшей.

А) Белена

Б) Белена чёрная

В) Двудольные

Г) Паслёновые

Д) Покрытосеменные

Установите последовательность систематических групп, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

А) Мятлик

Б) Мятлик луговой

В) Однодольные

Г) Покрытосеменные

Д) Злаки (Мятликовые)26. Установите соответствие между внешним строением плодов и семян растений и способом их распространения.

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

А) сочный околоплодник 1) животными

Б) наличие крючочков 2) ветром

В) наличие парашютиков

Г) наличие крылаток

Д) кожура яркой окраски

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

А) Покрытосеменные

Б) Паслёновые

В) Двудольные

Г) Паслён чёрный

Д) Паслён

Установите соответствие между приспособлением растения к опылению и его способом.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

А) наличие в цветках нектара 1) насекомыми

Б) заметная окраска венчика 2) ветром

В) длинные висячие тычинки

Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика

Д) цветки имеют запах

Е) крупные одиночные цветки

ПРИЗНАК ОТДЕЛ

А) размножение не связано с водой 1) Моховидные

Б) размножаются с помощью спор 2) Голосеменные

В) наличие ризоидов

Г) гаметофит доминирует над спорофитом

Д) представителями отдела являются кукушкин лён и сфагнум

Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

Растения часть В

Растения семейства лилейных можно узнать по

1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником

2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ

4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

5) образованию плодов – ягода или коробочка

6) образованию плодов – орех или стручок



infopedia.su

Рабочий лист по семейству Лилейные

Семейство Лилейные

У растений семейства лилейных листья цельные, без прилистников длинные линейные. С параллельным и дуговым жилкованием. Исключение вороний глаз – имеет сетчатое жилкование листьев. Надземный побег простой, подземный побег, видоизменён в корневища, луковицы или клубнелуковицы. Опыляются насекомыми.

Цветки правильные крупные, обоеполые. Околоцветник простой венчиковидный и ярко окрашенный. Число частей околоцветника и тычинок = 6. пестик 1 с 3-х раздельным рыльцем *О 3+3 Т 3+3 П 1 Соцветие кисть (ландыш зонтик, лук) или одиночные цветки (тюльпан).

Плод — трёхгнёздая коробочка, лопающаяся при созревании на три створки, или ягода.

Лекарственные: безвременник желтый занесен в Красную книгу РК, все растение ядовито, из него получают препарат колхицин,Алоэ древовидное (столетник),купена лекарственная.

Декоративные – лилия, тюльпан, гиацинт

Т ехнические –эремурус

Овощные – спаржа (аспарагус)

Задание 1.Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства Лилейных.

  1. Околоцветник простой, состоит из шести листочков.

  2. В цветке много тычинок.

  3. В цветке один пестик и шесть тычинок одинаковой величины.

  4. Околоцветник состоит из пяти чашелистиков и пяти лепестков.

  5. Плод — зерновка.

  6. В цветке один пестик и пять тычинок.

  7. Листья с параллельными или дуговым жилкованием.

  8. Плод — семянка.

  9. Плод — ягода или коробочка.

  10. Растения многолетние, с луковицами или корневищами.

Задание 2.Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

У растений семейства лилейных цветки имеют …....................околоцветник, состоящий из …....................листочков. В цветке................................ тычинок и …............................... пестик. Плод - …......................... или …..........................

Задание 3.Выпишите номера растений, относящихся к семейству Лилейных.

    1. Тюльпан лесной. 2. Василек луговой. 3. Пырей ползучий. 4. Лук репчатый. 5. Рябина обыкновенная. 6. спаржа лекарственная. 7. Лилия кудреватая. 8. Рожь посевная. 9. Алоэ древовидное. 10. Чина лесная.

infourok.ru

Параграф 29. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки



1. Какие признаки характерны для растений класса однодольных?

-Зародыш растения имеет одну семядолю.

-Листья с параллельным или дуговым жилкованием.

-Мочковатая корневая система.

-Цветки с простым околоцветником, а не двойным. Число частей цветка кратно трём (3 чашелистика, 3 лепестка, 6 тычинок).

-Проводящие пучки в стебле расположены «беспорядочно» и обычно лишены камбия.

-Нет ясно дифференцированной коры и сердцевины.

2. Чем простой околоцветник отличается от двойного?

Если околоцветник состоит из чашечки и венчика, то его называют двойным.

У некоторых растений, главным образом у однодольных, все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым.

3. Что называют узлом стебля?

Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами.

4. Что такое междоузлия?

Участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега — междоузлия.

Лабораторная работа

Строение пшеницы (ржи, ячменя)

1. Рассмотрите корневую систему злакового растения. Чем она отличается от корневых систем растений класса двудольных?

Корневая система злакового растения мочковатая, а у двудольных стержневая.

2. Рассмотрите стебель пшеницы (ржи, ячменя). Как называют такой стебель? В чём его особенность?

Стебель, у которого междоузлия полые, а узлы заполнены тканями, называют соломиной.

3. Изучите строение листа злаков. Рассмотрите основание листа — влагалище. Какое оно имеет значение для растения?

Листья злаков, как правило, узкие, длинные, с параллельным жилкованием. Выше узла, от которого отходит лист, стебель охватывает влагалище — широкое основание листа, имеющее вид трубки. Влагалище защищает нежные делящиеся клетки, находящиеся в основаниях междоузлий. Именно наличие влагалищ отличает злаки от растений других семейств. В месте отхождения листовой пластинки от влагалища находится плёнчатый вырост — язычок. Он не позволяет воде проникнуть между стеблем и влагалищем.

4. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как его называют?

Сложный колос.

5. Выделите из соцветия цветок пшеницы и рассмотрите его. Найдите цветковые чешуи. Сколько тычинок в цветке? Найдите пестик, рассмотрите его. Сколько рылец имеет пестик?

Цветки имеют по 2 цветковые чешуи, 2 цветковые плёнки, 3 тычинки и один пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами. Формула цветка: ↑0(2) + 2Т3П1.

6. Рассмотрите плод пшеницы. Как его называют?

Вопросы

1. Какие растения семейства лилейных вы знаете?

Многие лилейные выращиваются как овощные (спаржа, репчатый лук, чеснок) и как декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты, алоэ и драцена) растения. Есть среди лилейных и ядовитые растения (вороний глаз, ландыш майский), обладающие также лекарственными свойствами.

2. На основании каких признаков лилейные растения отнесены к классу однодольных?

-Зародыш растения имеет одну семядолю.

-Листья с параллельным или дуговым жилкованием.

-Мочковатая корневая система.

-Цветки с простым околоцветником, а не двойным. Число частей цветка кратно трём (3 чашелистика, 3 лепестка, 6 тычинок).

3. В чём сходство и различие в строении цветков тюльпана и ландыша?

Сходство: цветки правильные, имеют простой околоцветник (6 лепестков), с 6 тычинками и 1 пестиком.

Отличие: у тюльпана раздельнолистный околоцветник, а у ландыша сростнолистный.

4. Какие плоды бывают у лилейных растений?

Плоды у лилейных либо коробочки, либо ягоды.

5. Какой стебель называют соломиной?

Стебель, у которого междоузлия полые, а узлы заполнены тканями, называют соломиной.

6. Как соломина растёт в длину?

Соломина растет в результате деления клеток в основании каждого междоузлия. Такой рост называют вставочным.

7. Каковы отличительные признаки семейства злаков?

Травянистые растения с мочковатой корневой системой

У большинства злаков стебель - соломина.

Листья злаков, как правило, узкие, длинные, с параллельным жилкованием.

Выше узла, от которого отходит лист, стебель охватывает влагалище — широкое основание листа, имеющее вид трубки. Именно наличие влагалищ отличает злаки от растений других семейств.

В месте отхождения листовой пластинки от влагалища находится плёнчатый вырост — язычок.

Цветки злаков мелкие и невзрачные, они образуют простые соцветия — колоски, нередко составляющие сложные соцветия — сложный колос, метёлку. Почти у всех злаков у основания каждого колоска находятся две колосковые чешуи. Число цветков в колосках у разных злаков различно — от одного до нескольких.

Цветки имеют по 2 цветковые чешуи, 2 цветковые плёнки, 3 тычинки и один пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами. Формула цветка: ↑0(2) + 2Т3П1.

Плод злаков — зерновка.

8. Какие культурные и дикорастущие злаки вы знаете?

Наибольшее хозяйственное значение имеют такие зерновые культуры семейства злаков, как пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, рис, овёс. В тропических странах культивируют сахарный тростник.

В семейство злаков входят и дикорастущие травы, например пырей ползучий, тимофеевка луговая, ковыли.

Подумайте

Чем можно объяснить, что среди растений семейства лилейных часто встречаются первоцветы?

Т.к. цветки невзрачные, так увеличивается шанс опыления.

Задания

На основании строения цветка злаков предположите, каким способом опыляются эти растения. Приведите доказательства своих предположений.

Цветки злаков опыляются ветром. Это доказывают длинные тычиночные нити, которые выносят пыльники за пределы пленок и чешуй, чтобы ветер легко мог унести пыльцу. А пестик с мохнатыми рыльцами позволяет лучше её уловить.

resheba.me

Растения семейства лилейных можно узнать по

Растения семейства лилейных можно узнать по

1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником

2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ

4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

5) образованию плодов – ягода или коробочка

6) образованию плодов – орех или стручок

Установите соответствие между характерными признаками растений и их отделами.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫА) листостебельные растения, не имеющие корней 1) Моховидные

Б) имеют хорошо развитую проводящую систему 2) Папоротниковидные

В) некоторые растения содержат водоносные клет­ки, в которых запасается вода

Г) недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограни­чен

Д) половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом)

Е) спорофит преобладает над гаметофит

Установите последовательность процессов, характерных для листопада.

А) образование отделительного слоя на черешке

Б) накопление в листьях вредных веществ в течение лета

В) опадение листьев

Г) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света

Д) изменение окраски листьев

Выберите признаки, характерные для класса Однодольные

1) мочковатая корневая система

2) стержневая корневая система

3) жилкование листьев параллельное или дуговое

4) жилкование листьев сетчатое

5) листья всегда простые

6) из зародышевого корешка развивается явно выраженный главный корень

Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

А) в большинстве – травянистые растения 1) Папоротниковидные

Б) преобладают деревья и кустарники 2) Голосеменные

В) размножаются спорами

Г) размножаются семенами

Д) оплодотворение не связано с водной средой

Установите последовательность расположения зон в корне, начиная с корневого чехлика.

А) проведения

Б) всасывания

В) деления

Г) растяжения

Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, к которой оно принадлежит.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

А) первые, наиболее древние растения 1) водоросли

Б) господствующая группа растений на Земле 2) покрытосеменные

В) не имеют органов и тканей

Г) имеют вегетативные и генеративные органы

Д) имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян

Е) тело состоит из одной или множества сходных клеток

Папоротники относят к царству растений, так как

А в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

Б) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

В) их клетки содержат хлоропласты

Г) их клетки содержат цитоплазму

Д) выполняют роль консументов в экосистеме

Е) выполняют роль продуцентов в экосистеме

Голосеменные, как и покрытосеменные растения,

1 образуют плод с семенами

2 размножаются семенами

3 в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических

4 в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ

5 цветут хотя бы раз в течение жизни

6 опыляются с помощью насекомых

168 Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:

1 цветок четырёхчленного типа

2 соцветие кисть

3 цветок пятичленного типа

4 соцветие корзинка

5 плод стручок или стручочек

6 плод боб

Особенности, характерные для лишайников,

1) представляют самостоятельную группу организмов

2) занимают промежуточное положение между царствами растений и животных

3) чувствительны к загрязнению окружающей среды

4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы

5) состоят из сросшихся с корнями растений гифов

6) состоят из одинаковых клеток

162. Бактерии, в отличие от растений, –

1) доядерные организмы

2) содержат рибосомы

3) только одноклеточные организмы

4) размножаются митозом

5) хемосинтетики и гетеротрофы

6) имеют клеточное строение

Какие признаки присущи растениям?

1) ограниченный рост

2) рост в течение всей жизни

3) автотрофный способ питания

4) гетеротрофный способ питания

5) наличие клетчатки в оболочках клеток

6) наличие хитина в оболочках клеток

164. 174В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и

1) майскими жуками

2) черемухой

3) грибами

4) шиповником

5) орешником

6) мышами175. Растения семейства розоцветных отличаются от растений семейства капустных (крестоцветных) наличием

1) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником

2) цветка четырёхчленного типа с двойным околоцветником

3) плода – яблока, ягоды, костянки

4) плода – стручка или стручочка

5) разнообразных листьев: сложных, простых

6)нижних листьев, образующих прикорневую розетку176. По каким признакам грибы можно отличить от животных?

1) питаются готовыми органическими веществами

2) имеют клеточное строение

3) растут в течение всей жизни

4) имеют тело, состоящее из нитей-гифов

5) всасывают питательные вещества поверхностью тела

6)имеют ограниченный рост177. Установите последовательность развития папоротников, начиная со взрослого организма.

А) развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет

Б) образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами

В) передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение

Г) прорастание споры и развитие из неё маленькой зелёной пластинки – заростка

Д) развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение папоротника

Растения, как и грибы,

7) растут в течение всей жизни

8) имеют ограниченный рост

9) поглощают из почвы воду и растворенные минеральные вещества

10) питаются готовыми органическими веществами

11) содержат хитин в оболочках клеток

12) имеют клеточное строение

Установите последовательность расположения слоёв на распиле дерева, начиная с наружного.

А) луб

Б) камбий

В) сердцевина

Г) древесина

Д) пробка

Установите соответствие между признаком организмов и группой, для которой он характерен.

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

А) выделяют в особое царство 1) грибы

Б) тело представляет собой слоевище 2) лишайники

В) имеют плодовое тело

Г) по способу питания – автогетеротрофы

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

А) Редька

Б) Крестоцветные

В) Двудольные

Г) Редька дикая

Д) Покрытосеменные168. Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВО

А) число частей цветка кратно пяти 1) Крестоцветные

Б) органы большинства растений содержат ядовитые вещества 2) Пасленовые

В) плоды – ягода или коробочка

Г) чашелистики и лепестки расположены взаимно перпендикулярно

Д) плоды – стручки или стручочки

Б 184 Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наибольшей.

А) Белена

Б) Белена чёрная

В) Двудольные

Г) Паслёновые

Д) Покрытосеменные

Б Установите последовательность систематических групп, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

А) Мятлик

Б) Мятлик луговой

В) Однодольные

Г) Покрытосеменные

Д) Злаки (Мятликовые)168 В Установите соответствие между внешним строением плодов и семян растений и способом их распространения.

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

А) сочный околоплодник 1) животными

Б) наличие крючочков 2) ветром

В) наличие парашютиков

Г) наличие крылаток

Д) кожура яркой окраски

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

А) Покрытосеменные

Б) Паслёновые

В) Двудольные

Г) Паслён чёрный

Д) Паслён

Установите соответствие между приспособлением растения к опылению и его способом.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

А) наличие в цветках нектара 1) насекомыми

Б) заметная окраска венчика 2) ветром

В) длинные висячие тычинки

Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика

Д) цветки имеют запах

Е) крупные одиночные цветки

ПРИЗНАК ОТДЕЛ

А) размножение не связано с водой 1) Моховидные

Б) размножаются с помощью спор 2) Голосеменные

В) наличие ризоидов

Г) гаметофит доминирует над спорофитом

Д) представителями отдела являются кукушкин лён и сфагнум

Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

Растения семейства лилейных можно узнать по

1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником

2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ

4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

5) образованию плодов – ягода или коробочка

6) образованию плодов – орех или стручок

Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Проверочная работа по биологии для 6 класса на тему "Семейства Злаковые и Лилейные"

Проверочная работа по биологии для 6 класса на тему «Семейства Злаковые и Лилейные».

Выберите один верный ответ.

1.Корневая система Лилейных образована

А) придаточными корнями Б) боковыми корнями В) стержневыми корнями Г)всеми типами корней.

2.Одним из основных признаков Злаковых является

А) плод семянка Б) плод зерновка В) одна семядоля в семени Г) верхушечный рост побега.

3.Растения семейства Лилейных можно узнать по строению

А) цветков пятичленного типа, напоминающих мотылька Б) вегетативных органов: стебля(соломина),сидячих листьев, видоизменённого корня В) цветков трёхчленного типа с простым околоцветником и наличию видоизменённых подземных побегов Г) вегетативных органов: стебля(соломина), видоизменённых подземных побегов.

4.Какой тип плода характерен для представителей семейства Злаковых?

А) зерновка Б) костянка В) коробочка Г) семянка.

5.Какой плод имеет кукуруза?

А) боб Б) семянка В) зерновка Г) коробочка.

6.Формула цветка О3+3Т3+3П1 характерна для растений семейства

А) Лилейных Б) Сложноцветных В) Бобовых Г) Розоцветных.

Выберите несколько верных ответов.

7.Выберите только те признаки, которыми обладают растения семейства Лилейных

А) одна семядоля в семени Б) стержневая корневая система В) сетчатое жилкование листьев Г) параллельное жилкование листьев Д) мочковатая корневая система Е) простой околоцветник Ж) двойной околоцветник.

8.Установите соответствие между растениями и семействами, к которым они относятся

Растения Соцветия

А) вишня 1.Розоцветные

Б) Топинамбур 2.Сложноцветные

В) ландыш 3.Лилейные

Г) малина

Д) хризантема

Е) чеснок

9.Подберите соответствия между растениями и семействами, к котором они относятся

Растения Семейства

А) сахарный тростник 1. Лилейных

Б) ландыш 2. Злаковых.

В) тюльпан

Г) ячмень

Д) лук

Е) чеснок

Ответы на проверочную работу по биологии для 6 класса на тему «Семейства Злаковые и Лилейные»

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ответы

А

Б

В

А

В

А

АГДЕ

123123

211211

infourok.ru

Урок на тему: "Семейство Лилейные"

Цветок (количество пестиков, тычинок, чашелистиков, лепестков)

Плод (сухой, сочный)

Первичное закрепление знаний: А теперь закрепим полученные знания, выполнив тест.

Ответы:

Работа в парах с текстом и рассказ по плану:

  1. О каком растении идет речь, его краткая биологическая характеристика

  2. Где произрастает, родина

  3. Чем оно интересно

1.Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

2.Приведите примеры растений семейства лилейных, которые человек употребляет в пищу.

У растений семейства лилейных цветки имеют …… или … околоцветник, состоящий из … листочков. В цветке … … тычинок и … пестик. Плод … или … .

1. На основании каких признаков лилейные растения отнесены к классу Однодольных?

2. Тест: Семейство Лилейные

1.Лилейные, как правило, зацветают рано весной или в начале лета. Какие приспособления позволяют им так быстро вырасти и зацвести?

2. Тест: Семейство Лилейные

3. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

У растений семейства лилейных цветки имеют …… или … околоцветник, состоящий из … листочков. В цветке … … тычинок и … пестик. Плод … или … .

IV. Закрепление знаний.

Закрепление знаний:

Выполнение лабораторной работы № 27 «Строение цветка и плода семейства Лилейных».

V. Домашнее задание.

§47 (читать), стр. 161 (задание для выполнения)

VII. Рефлексия.

- На сегодняшнем уроке вы узнали что-нибудь новое для себя?

- Как вы оцените сегодняшний урок? А свою работу на уроке? (Можно обсудить).

Оценки за урок.

Технологическая карта урока

«Семейство Лилейные»

  1. Цифровой биологический диктант.

Распределить растения по семействам.

Семейство Розоцветные-1.

Семейство Мотыльковые-2.

Семейство Крестоцветные-3.

Семейство Паслёновые-4.

Семейство Сложноцветные-5.

Представители: роза, горох, репа, перец, подсолнечник, томат, картофель, капуста, фасоль, малина, соя, вишня, редька, астра, одуванчик.

  1. Прочитав текст, опредедите тему и цели урока.

Белые цветы этих растений вызывают целый ряд образов. Они получили свое название от древнегальского слово «ли-ли» - «белый – белый». Столица древней Персии называется Суза – город этих цветов. Особое место занимали они в истории Франции. Король франков Людвиг одержал победу над германцами у реки Ли, где росли эти красивейшие цветы. Возвращаясь с поля битвы, солдаты украсили свои шлемы и щиты этими цветами. С тех пор знамена Франции украшают три …. 300 лет назад были вычеканены монеты «Золотые и серебряные ….». Цветы лилии заполняли сады, и Францию называли королевством лилий.

  1. Составить характеристику лилейных (по плану):

  1. Жизненная форма.

  2. Местообитание.

  3. Корневая система (стержневая, мочковатая)

  4. Побег (надземный, подземный)

  5. Лист (простой, сложный), жилкование (сетчатое, параллельное, дуговое)

  6. Соцветие (кисть, колос, зонтик, корзинка или одиночные цветки)

  7. Цветок (количество пестиков, тычинок, чашелистиков, лепестков)

  8. Плод (сухой, сочный)

  1. Выполнить тест:

1.Признак растений семейства Лилейные:

А) сетчатое жилкование листьев; Л) простой околоцветник; В) стержневая корневая система

2.К лекарственным растениям относят:

И) ландыш; О) гиацинт; А) тюльпан

3.Сколько видов растений в списке: ландыш майский, лук, пролеска, тюльпан культурный:

Н) 4; Л) 2; Д) 1

4.Запас питательных веществ у лука хранится в:

А) клубнях; Е) луковицах; И) корневище

5.Плод у лилейных:

Ё) боб; Й) ягода; Э) стручок

6.Лилейные относят к классу:

Н) однодольных; П) двудольных; К) стержневых

7.Какая из формул обозначает строение цветка тюльпана:

А) Ч 3О3 Т6 П1; Ы) О3+3 Т3+3 П1; Е) О3 Т 3П3

8.Вставьте в скобки недостающее слово про ( ) ка, чтобы получилось название растения семейства лилейных:

А) беж; Е) лес; Р) гул

5) Работа в парах с текстом и рассказ по плану:

  1. О каком растении идет речь, его краткая биологическая характеристика

  2. Где произрастает, родина

  3. Чем оно интересно

  1. Самостоятельная работа.

1.Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

2.Приведите примеры растений семейства лилейных, которые человек употребляет в пищу.

У растений семейства лилейных цветки имеют …… или … околоцветник, состоящий из … листочков. В цветке … … тычинок и … пестик. Плод … или … .

1. На основании каких признаков лилейные растения отнесены к классу Однодольных?

2. Тест: Семейство Лилейные

1.Лилейные, как правило, зацветают рано весной или в начале лета. Какие приспособления позволяют им так быстро вырасти и зацвести?

2. Тест: Семейство Лилейные

3. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

У растений семейства лилейных цветки имеют …… или … околоцветник, состоящий из … листочков. В цветке … … тычинок и … пестик. Плод … или … .

Тест: Семейство Лилейные

1. Какое ядовитое растение относят к семейству Лилейных?

А) белена черная

Б) наперстянка

В) дурман обыкновенный

Г) паслен черный

Д) ландыш майский

2. Как называется видоизмененный стебель у тюльпана?

А) луковица

Б) корневище

В) клубень

Г) корнеплод

3. Формула цветка ландыша:

А)* О6 Т6 П1

Б) *Ч6 Л6 Т6 П1

В)* О6 Т3 П1

Г)* О(6) Т6 П1

4. Какие лилейные не имеют пищевого значения?

А) алоэ

Б) спаржа

В) лук

Г) чеснок

Д) тюльпан

5. Плод тюльпана называется:

А) ягода

Б) коробочка

В) семянка

Г) зерновка

Чеснок посевной (Allium sativum)

Allium (аллиум) назывался чеснок древними римскими писателями; отсюда и название рода. По другой версии от кельтского слова all - «жгучий». А латинское Sativum (сативум) переводится как посевной.

Чеснок - многолетнее травянистое растение семейства лилейных, состоящее из 6 - 40 долек (зубков) с плоскими линейными листьями. Из луковицы вырастает круглый стебель до 50 - 100 см. высоты. Чеснок - холодостойкая культура, переносит небольшие заморозки. Родина - Средняя Азия.

В Древнем Риме чеснок входил в обязательный рацион легионеров, т. к. по мнению римлян, кроме целебных свойств он обладал способностью придавать воинам силу и мужество.

В Египте на строительство пирамид сгоняли тысячи рабов, которым ежедневно давали лук и чеснок, чтобы они не болели. За время строительства пирамиды Хеопса, как гласит надпись на камне, на репчатый лук, чеснок было истрачено 1600 талантов, то есть более 40 тонн чистого серебра.

Древние греки и славяне в древние и средние века считали чеснок незаменимым средством против укусов ядовитых змей. Поэтому они называли чеснок «змеиной травой». Чеснок и сейчас избавляет от болезней. Так, его свежий сок для спасения от гриппа капают, по 2 - 3 капли в нос трижды в день. При простудных заболеваниях растёртые зубки чеснока принимают внутрь как дезинфицирующее и отхаркивающее, смягчительное средство. Фитонциды чеснока вредоносны для самых различных микробов: стрептоккоков, стафилоккоков, туберкулёзной палочки, тифозных бактерий. Пожевав немного чеснока, вы избавитесь от всех видов бактерий поселившихся в ротовой полости. Свежей чесночной кашицей, завёрнутой в марлю, лечат гнойные раны и плохо заживляющие язвы. Так в годы первой войны разведённый в воде сок из свежих головок (1:4) успешно применялся как антисептик в походных госпиталях для лечения гнойных ран.

Чеснок принимается также в ветеринарии и садоводстве. Он хорош в борьбе с вредителями и болезнями. Так настой чеснока является надёжным и безвредным для человека средством защиты оранжерейных и комнатных растений от тли. Чеснок спасает продукты при хранении. Для борьбы с амбарным долгоносиком или озимой совкой (на 1ц кладут 0, 2 кг). Чеснока, кладут его также в крупы, муку.

Чеснок необходим под рукой и мастеровому человеку. Ведь его сок с прибавлением яичного белка или мёда - хорошее средство для склеивания фарфора.

В народе говорят: «С чесноком всё вкусно - не жуй, не глотай, только брови поднимай». А, чтобы от вас не пахло чесноком, достаточно пожевать лист мяты или кусочек свежего корня петрушки (годится и зелень), квашеную капусту, выпить глоток молока. Запах исчезнет, а польза останется.

Ландыш майский (Convallaria majalis)

Научное название происходит от греческих слов convallis - «долина» и eirion - «Лилия». Видовое название majallis в переводе - «цветущий в мае». Ландыш майский встречается в тенистых лесах Европейской части нашей страны. Ранней весной между двумя большими листами появляется стебелёк, усыпанный, будто жемчужинками, ослепительно белыми маленькими колокольчиками, благоухающими неповторимо - нежным ароматом. Очарование этого цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным. Поэты посвящают ему восторженные строки. Вот как писал об этом удивительно нежном и прекрасном представителе семейства лилейных великий русский лирик А. Фет:

«О первый ландыш! Из - под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!»

Предание утверждает, что ландыш - это счастливый смех русалки Мавки, рассыпавшийся по весеннему лесу, когда она впервые узнала радость любви. Греки считают, что ландыш - это капельки душистого пота богини охоты Дианы, падавшие на траву, когда она убегала от влюблённого в неё Фавна. Не только легенды, сказания, стихи посвящались очаровательному цветку, в его честь устраивались праздники, гулянье. В древние времена в Германии ландыши приносили в дар богине восходящего солнца, лучезарной зари и весны Остаре. С 17 в. накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей французы. Ландыши считают символом любви. Это и не только красивое растение, но и прекрасное лекарственное сырьё, лечащее многие недуги. Нужно помнить, что ландыш ядовит. Скот, наевшись ландыша, в большом количестве, может погибнуть. Сегодня фармакологическая промышленность России ежегодно востребует около 200 т. этих растений для получения сердечных препаратов.

Крокус весенний (Crocus sativus)

Родиной крокуса является Средиземноморье. Это многолетнее луковичное растение. Листья прикорневые, ланцетные или элиптические. Цветки воронковидно - колокольчатые

«Лиловый маленький шафран,

Растущий у обочины,

Похож на солнце знойных стран

И на дыханье ночи». С. Красиков

Очень красивы крокусы белые, белые с фиолетовыми прожилками на лепестках, лиловые, но особенно хороши блестящие ярко - жёлтые и оранжевые.

У древних греков крокус считался цветком богини утренней зари Авроры и символизировал счастье. Крокус используют в озеленении, а так же в пищевом производстве, из пыльцы получают пищевой краситель.

Крокус осенний (Colchicum)

Крокус осенний, часто называют ещё безвременником за то, что он зацветает в конце лета - начале осени - в безвременье, когда отцветают астры, флоксы, с деревьев облетают листья. Родина крокуса осеннего Средиземноморье. Это растение давно известно цветоводам, но всё ещё редко в наших садах. В Европе их выращивают с середины XVI в.

В природе известно 65 дикорастущих видов крокусов, в нашей стране их распространено 12. У безвременников клубнелуковица и надземные органы содержат алколоиды, поэтому растения эти ядовиты. Многие виды безвременника - лекарственные растения. Например, из клубнелуковиц безвременника великолепного получают алколоид колхамин, применяемый в онкологии. И конечно, они ценные декоративные растения.

Гиацинт восточный (Hyacintniis orientalis)

«Цветок с лиловыми кудрями,

Ты чем так сильно озадачен?

О чём и днями и ночами

Дождь над тобою горько плачет» С. Красиков

«Гиацинт» в переводе с древнегреческого «цветок дождей». У себя на родине - в Турции он распускается в период дождей. Это многолетнее луковичное растение до 29 см высоты. Цветок сочный, безлистный. Цветков два или шесть, они колокольчатые, собраны в рыхлое кистевидное соцветие, душистые. Листья четыре - восемь, прикорневые, лилейные, желобчатые 15 - 20 см длины и 1 - 1,5 см ширины. Плод - мясистая коробочка. У себя на родине известны ещё с XV в. В Россию завезён в 1730 году и выращивался в основном в оранжереях.

Особой любовью гиацинты пользовались в странах Востока.Иногда его считали символом печали (тёмные, лиловые сорта), в других случаях символом надежды, возрождения природы.

Не оставался гиацинт незамеченным и поэтами. Вот как персидский поэт Фирдоуси сравнивает волосы прекрасной женщины с завитками лепестков гиацинта:

«Её уста благоухали лучше,

чем всякий ветерок,

А гиацинтоподобные волосы

Приятней, чем скифный мускус»

Множество новых сортов гиацинта появилось в мире: обычные, махровые с оригинально закрученными лепестками. Окраска настолько разнообразна, что подобно спектру радуги веселит наши глаза.

Гиацинты используются в парфюмерной промышленности, рекомендуются для различного цветочного оформления, срезки и выгонки.

Выгонка-это специальный приём, с помощью которого можно заставить зацвести растение во внеурочное для него время. Благодаря этому методу на уроке зимой любуемся ландышами, крокусами, лилиями, гиацинтами. А можно «выгонять» и тюльпаны, родиной которых является Голландия, и растения других семейств: ирисы, примулы, аквилегии.

Алоэ (Aloe arborescens)

Алоэ древовидное ещё часто в народе называют «столетником». Родина - сухие области Африки. Стебель тонкий, изогнутый, желтовато-коричневый. От одного корня отходят несколько стеблей. На верхушке стебля сидят листья, плотно обхватывая его своим основанием. Листья толстые, мясистые, снизу выпуклые, а сверху вогнутые. Края листа зазубрены, но без колючек.

Самое замечательное применение алое сделано русским академиком Владимиром Петровичем Филатовым, который широко известен своими операциями на роговице глаз, возвращающими зрение слепым. Как известно, после смерти человека клетки тканей продолжают некоторое время жить и, поэтому, ткани глаз, кожи и даже кровь умерших могут быть использованы при операциях.

Благодаря алоэ академик В. П. Филатов сделал замечательное открытие: в тканях, находящихся «при смерти», в борьбе за жизнь вырабатываются особые вещества - биогенные стимуляторы, которые влияют на заживление ран, уничтожение бактерий и способствуют выздоровлению организма, ускоряют рост клеток. Отрезанный лист алоэ выдерживался в темноте 25 дней при температуре 3 тепла, то есть на «Грани смерти». Сок такого листа сначала впрыснули в почку сирени. Рост её резко усилился. Затем экстракт сока «умирающего» листа алоэ ввели под кожу 18 больным, страдавшим воспалением роговой оболочки глаз. 15 больных стали выздоравливать. Такие опыты с алоэ В. П. Филатов проводил в своей клинике в Одессе. Так в открытии русского врача сыграло известную роль и алоэ. Сок алоэ считался ценным, а потому его собирают из отрезанных листьев и высушивают. Получают зеленовато-бурые куски смолы, называемые сабуром; высушенный сок алоэ необходим для приготовления лекарств. Сегодня известно целебное средство «Тинктал». Его лечебное действие широко — от гриппа до туберкулёза, заболевания желудочно — кишечного тракта, при атеросклерозе им лечатся «бляшки» в кровеносных сосудах, проводится противоинфарктная профилактика.

Первые сведения о лечебных достоинствах сабура можно найти даже у античных врачей Диоскорида и Плинея, высоко ценивших алоэ. В трактатах арабского путешественника Идриси (середина ХПв.) говорится, что именно из-за этого растения Александр Македонский стремился завоевать остров Сокотра, где туземцы из произрастающего там алоэ готовили сгущенный сок, по преданиям это снадобье продлевало молодость.

Из листьев некоторых видов алоэ добывали волокна, из которых изготовляли ковры и морские канаты. Канаты получались лёгкие, крепкие и дольше пеньковых противостояли действию воды.

Вороний глаз (Paris guadrifolia)

Вороний глаз - это достаточно ядовитое травянистое растение, близкий родственник ландыша. Встречается в Европейской части нашей страны. Такое причудливое народное прозвище растение получило за чёрную ягоду на конце стебля. Научное название Paris guadrifola дано в честь Париса, сына троянского царя. Видовая помета «квадрифолия» намекает на строение мутовки в ней четыре крупных листа. Когда набредёшь в лесу на такую траву, заметишь сразу ягоду, одну единственную на куст и чёрную - чёрную, с сизой поволокой, точно вороний глаз. Цветок у растения перед тем был тоже один, зато красовался он весьма продолжительное время. У вороньего глаза особенно ядовиты для человека корневище и плоды, в них содержится бесструктурное вещество - парастифин. Оно опасно для крупного рогатого скота и лошадей. Но мелко копытный скот вообще меньше восприимчив к растительным ядам, как и птицы, которые поедают чёрные ягоды в большом количестве и не гибнут. Ошеломление, судороги, паралич - вот признаки отравления вороньим глазом. Причём части этого растения действуют неодинаково: ягоды нарушают сердечную деятельность, корневище вызывает рвоту. Конечно же, контакт с вороньим глазом, особенно у детей, совершенно недопустим.

Многообразна флора луковых. Она насчитывает около 4000 видов растений.

Я тоже сделаю сообщение о луке. Латинское название репчатого лука Allium – сера. Лук культивируется очень давно. Он, как и чеснок, был известен ещё в древнем Египте, у древних греков и римлян. Воины Цезаря считали, что сила и мужество солдат увеличиваются при употреблении лука, и включали лук в свой рацион.

Лук, особенно зелёный, содержит много витаминов. В 100 г зелёного лука содержится 6 мг витамина А и 60 мг витамина С, несколько больше суточной потребности в них человеческого организма.

Русские учёные открыли замечательные бактерицидные свойства лука. Летучие «луковые» бактерициды убивают дизентерийную, дифтерийную палочки и другие бактерии. Есть и сладкие сорта лука - испанский, итальянский. Они не имеют острого запаха. В последнее время многие селекционеры разных стран очень заинтересованы в луке Стригуновском. Этот сорт лука известен не только в нашей стране, но и далеко за её пределами благодаря вкусовым качествам, урожайности и лежкости. Самый большой урожай Стригуновского лука был в 1998 г. - 720 ц с гектара.

А знаете ли вы, что на Белгородчине произрастают редкие растения семейства лилейных, это: (учитель называет растения и распределяет по лепесткам ромашки) купена душистая (Polygonatum odaratum), рябчик русский (Fritillaria ruthenica), тюльпан Биберштейна (Tulipa biebersteiniana), пролеска сибирская (Scilla sibirica), ландыш майский (Convallaria majalis). Ребята, а я вам подготовила в подарок карту Белгородской области, которую вы должны вклеить в свою рабочую тетрадь и указать в ней места произрастания редких растений семейства лилейных, о которых узнали сегодня на уроке.

Ещё одно удивительное растение рода Veratrim Lobelianum Bernh. Название дано в честь голландского ботаника Лобеля (1538 - 1616 г. г.) в нашей полосе чаще всего встречается белая черемица Лобеля. Это чрезвычайно долголетнее растение, может жить десятками лет - не менее 50 лет. Цветёт с перерывами в 2 - 3 года в июне и июле. Опыляется мухами.

Растёт в основном по сырым и пойменным лугам.

Чемерица - это очень ядовитое растение, и при отравлении наблюдается сильное возбуждение, пот, слюнотечение, рвота, замедление пульса, слабость и общие судороги. Чтобы спасти человека в качестве лечения необходимо промывание желудка, т. к. в соке чемерицы содержится один из сильнейших мышечных и сердечных ядов - вератрин.

Даже соприкосновение черемицы с кожей пагубно для человека, т. к. «пыльца» с цветков, листьев этого растения легко проникают в поры кожи и дыхательные пути, что вызывает поражение тканей и органов. Растение ядовито также и для скота. Но корневая часть черемицы широко применяется в медицине как наружное, болеутоляющее средство в виде спиртовой настойки, отвара или мази при различных невралгиях, а также как чихательное средство.

infourok.ru