Лекарственные растения и травы

Меню сайта

8. Взаимосвязь воздушного питания растений. Воздушное питание растений это


Почвенное и воздушное питание растений

Технологическая карта урока по биологии по теме: «Почвенное и воздушное питание растений»,

6 класс.

Учитель биологии МБОУ «Гимназия №1» г. Липецка Чикина Н.А.

УМК Н.И. Сонина

Педагогическая цель

Сформировать представления об особенностях питания растений

Задачи урока

Образовательная: изучить сущность понятий «почвенное» и «воздушное» питание;

- выявить условия протекания фотосинтеза;

- показать планетарное значение фотосинтеза.

Развивающая: - развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

- развитие критического мышления;

- развитие коммуникативной культуры;

- развитие умения использовать раннее приобретённые знания для получения новых знаний.

Воспитательная

- формирование научного мировоззрения;

- формирование бережного отношения к природе;

- формирование экологической компетентности.

Тип, вид урока

Освоение нового материала, комбинированный

Планируемые результаты

(предметные)

формировать умение объяснять процесс питания, характеризовать типы питания, влияние растений на природу; объяснять значение растений в жизни человека

Личностные результаты

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

УУД (метапредметные)

Регулятивные УУД

1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

2.Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3.Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4.Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Познавательные УУД

1.Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

2.Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

3.Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские

Понятия и термины

фотосинтез

Оборудование

мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал для работы в группах

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Актуализация знаний

Какими свойствами обладают живые организмы

- Закончите определение - питание – это процесс…

- Назовите, на какие группы делятся организмы по типу питания?

Учащиеся отвечают на вопросы, слушают мнение одноклассников.

Личностные: Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности

Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Постановка проблемного вопроса. Просмотр видео его обсуждение.

-Как можно сформулировать тему нашего урока и что мы будем изучать на уроке.

Формулировка и запись темы урока.

«Почвенное и воздушное питание растений»

Вопросы для учащихся на повторение.

-Вспомните из курса географии, что такое почва и воздух, из чего они состоят и как называют эти оболочки Земли.

-Строение корня и листа.

- В каких питательных веществах нуждаются растения?

Учитель формулирует вывод: у растений нет пищеварительной системы, питательные вещества образуются в клетках или проникают через клеточную мембрану. У растений существует два способа питания: воздушное и почвенное.

Формулируют тему урока ставят цели

Выслушиваются мнения учащихся.

Формулировка и запись темы урока: «Почвенное и воздушное питание растений»

Ответы учеников о составе атмосферы и литосфере

Ответы учащихся об особенностях строения корня и листа в связи с выполняемыми функциями.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; устанавливать причинно следственные связи

Усвоение новых знаний и способов действий

Работа с учебником стр. 62. Составление текста в бланке заданий (индивидуальная и парная работа )

1.Почвенное питание растений

2.Воздушное питание растений

Беседа с учащимися.

Ребята, у воздушного питания есть синоним. Этот синоним вы сейчас постараетесь назвать мне сами. Для этого я предлагаю вам минуту мысли. У вас в рабочих листах указаны термины (найдите их): солнце, хлоропласты, растение, автотрофы, синтез, органические вещества. Подумайте, как иначе можно назвать воздушное питание растений. Совершенно верно! Фотосинтез - это уникальный процесс. Внимательно посмотрите на это определение. Какие главные части в нём можно выделить (фото- свет и синтез – образование….молодцы! а что же образуется в ходе фотосинтеза мы выясним с вами немного позже)

Приём «Высказывания великих»

Послушайте, что говорил о фотосинтезе учёный Климент Тимирязев

«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха…, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастичным человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растения».

Ребята, какую мысль до нас пытался донести Климент Тимирязев?

В фотосинтезе непосредственное участие принимают лишь клетки основной ткани (столбчатые или палисадные), среди которых располагается особый органоид – хлоропласт.

А какое вещество, придающее растению зелёную окраску входит в состав хлоропластов?

И вот мы с вами переходим к очень важному моменту нашего урока- протекание процесса фотосинтеза.

Ребята, а сейчас прочитайте в рабочих листах текст «Фотосинтез» и выделите карандашом условия протекания этого сложного процесса.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

В рабочих листах записывают

1.Почвенное питание растений

работают с материалом учебника

Обсуждение ответов учащихся:

- вещества поступают в растение в виде растворов, благодаря строению корня и его всасывающей функции;

Сформулируйте вывод, что же такое почвенное питание

Вывод: почвенное питание связано с поглощением неорганических веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания.

В рабочих листах записывают

Воздушное питание

Вещества поступают в виде газов (углекислый газ) в лист растения

Ответы учащихся: фотосинтез.

работают с материалом презентации

огромная роль растений в природе и жизни человека; уникальность фотосинтеза

(хлорофиллы).

Ответы учащихся: главные условия фотосинтеза- свет, вода, углекислый газ, хлорофилл.

Вывод: воздушное питание растений связано с образование органических веществ их неорганических при помощи энергии света.

Познавательные: устанавливать причинно следственные связи

Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом виде и развернутом в соответствии с целью учебного задания, способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Первичное закрепление

изученного материала

Ребята, у вас в рабочих листах имеются схемы по воздушном и почвенному питанию растений. Работаем в парах задача – заполнить пропуски в этих схемах. Приступаем к выполнению задания.

Воспринимают информацию, работают с тетрадями

Тип питания – почвенное

Тип питания – воздушное

Орган – корень

Орган – лист

Ткань – всасывающая

Ткань – основная

Клетки- корневые волоски Клетки- столбчатые (палисадные)

Коммуникативные:

Формирование умения самостоятельно работать над творческим заданием.

Коммуникативные:

Умение слушать других людей.

Личностные:

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Познавательные: умение структурировать материал, анализировать информацию.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись,А теперь назад прогнулисьРазминаем руки, плечиЧтоб сидеть нам было легче,Чтоб писать, сгибать, читатьИ совсем не уставать.Голова устала тожеТак давайте ей поможем.Вправо – влево, раз и дваДумай, думай головой.Хоть зарядка коротка,Отдохнули мы слегка.

Учащиеся выполняют упражнения:

1.наклоны вперед и назад2.рывки руками перед грудью

3.вращение головой

(садятся за парты)

Применение знаний в новой ситуации

Работа в группах с дополнительным материалом по вопросам

Приложение

Выполнение теста

Изучение материала, обсуждение, представление в виде ответа на вопрос.

Рефлексия учебной деятельности

Итак, ребята, а теперь давайте проведём рефлексию (осмысление) нашего урока. На слайде выведены предложения, закончите их.

1.Сегодня на уроке я узнал (-а)

2.Мне было интересно узнать…

3.Для меня самым трудным сегодня было…

4.Я сегодня поняла, что…

Осуществляют самоанализ деятельности

Познавательные:

Определяют степень овладения новыми знаниями

Регулятивные: Проводят самооценку своим действиям

Коммуникативные:

сотрудничества с учителем и обучающимися

Подведение итогов

Отмечаю степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Оцениваю работу учащихся на уроке, комментирую оценки.

Обращаю внимание на выставку книг.

Слушают учителя

Смотрят книги, слушают учителя

Записывают задание

Личностные:

Формируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию

Домашнее задание

Стр. 62- 63 РТ № 74, 75, 76

Сделать сообщение

Приложение

ВОПРОС. Существуют ли в природе животные, которые способны к фотосинтезу.

Морской слизень также известен как «восточная изумрудная элизия». Это первое известное учёным животное, способное, подобно растениям, осуществлять процесс фотосинтеза. Средняя длина тела составляет 2–3 см., иногда встречаются «гиганты», вырастающие до 6 см. Продолжительность их жизни, составляет 9–10 месяцев.

Подробное изучение слизней начали биологи Техасского сельскохозяйственного университета. Они пришли к выводам, что морской слизень питается только особым видом водорослей- содержимое, которое идет на переработку, а хлоропласты размещает в своих клетках. Это приводит к их накоплению в организме животного и способности осуществления фотосинтеза, что характерно только для растений. Процесс фотосинтеза позволяет слизню долгое время обходиться без употребления этих водорослей. Ученые выяснили, что юные слизняки появляются на свет полностью готовыми к этому процессу. Им просто необходимо набрать нужную дозу пластид.

ВОПРОС. В чем опасность загрязнения почв?

По сути, любое загрязнение окружающей среды сводится в конечном счете к загрязнению почвы.

Прежде всего, загрязненная почва может утратить свои плодородные качества. Загрязнение и истощение почвы приводит также к тому, что растения накапливают в себе вредные элементы, а затем эти элементы попадают в организм человека напрямую или посредством животных продуктов, снабжаемых загрязненными растениями. Весь пластик, стекло, бензин и другие вещества долго остаются в почве отравляя ее.

Как вы понимаете выражения

«Растения – легкие нашей планеты»

«Все мы дети солнца»

Значение фотосинтеза для жизни на Земле.

До появления на нашей планете фотосинтезирующих клеток и организмов атмосфера Земли была лишена кислорода. С появлением фотосинтезирующих клеток она стала насыщаться кислородом. Первые клетки, способные использовать энергию солнечного света, возникли, очевидно, около 3 млрд. лет назад.

Благодаря фотосинтезу, ежегодно из атмосферы поглощаются миллиарды тонн углекислого газа (он образуется при дыхании, сгорании топлива). В результате фотосинтеза на Земле образуется 150 млрд. тонн. органического вещества и выделяется около 200 млрд. тонн свободного кислорода в год. Фотосинтез создал и поддерживает современный состав атмосферы, необходимый для жизни на Земле. Он препятствует увеличению концентрации CO2 в атмосфере, предотвращая перегрев Земли ( парниковый эффект ).

Созданная фотосинтезом атмосфера защищает живое от губительного ультрафиолетового -излучения (озоновый экран атмосферы ) озоновые дыры.

ВОПРОС. Что такое плодородные почвы? Почему при выращивании растений вносят удобрения?

Почву богатую органическими и минеральными ве­ществами называют плодородной. Для питания растению нужны не только вода и углекислый газ, но и минеральные вещества. Культурные растения на плодородных почвах дают высокие урожаи. Такую землю крестьяне называют кормилицей. Вещество, которое образуется в результате неполного разрушения и перегнивания остат­ков организмов, называют перегноем (гуму­сом). Самые плодородные почвы получили название чернозёмов. Россия очень богата ими.

Плодородие почвы — одно из главных бо­гатств любой страны.

Для нормального развития растений нужны вода и минеральные соединения, или неорганические питательные вещества. Недостаток питательных веществ в почве компенсируют внесением удобрений.

удобрения

органические

неорганические

зеленые

бактериальные

1. Навоз.

2. Птичий помет.

3. Торф.

1. Азотные (селитры, сульфат аммония, мочевина).

2.Фосфорные (суперфосфат, фосфоритная мука).

3.Калийные (сильвинит, хлорид калия)

Люпин, люцерна, клевер, горчица и др.

азотобактерин,

нитрагин,

фосфобактерин

Азот — один из важнейших для растения элементов. Потребность растений в нем велика. Так, плодоносная яблоня берет из почвы до 7 кг этого элемента в год. Поэтому необходимо снабжать растение азотом регулярно, но одновременно и нельзя переборщить.

Фосфор особенно важен для вызревания плодов. У цветковых растений при недостатке фосфора образуется меньше цветов, а их цвета теряют выразительность.Калий — элемент, который усиливает морозостойкость растений.

Кальций, в отличие от других питательных элементов, растение накапливает в своем организме постоянно. Особенно нужен кальций косточковым растениям, главный компонент при формировании косточек.

Магний нужен растению для образования хлорофилла.

Железо. Недостаток железа проявляется на зеленых листьях: растения блекнут.

ВОПРОС. Существуют ли растения, у которых питание происходит ни при помощи фотосинтеза?

Хищные растения считаются чудом природы. Обитая в местах с недостатком питательных веществ в почве, они выработали уникальную для растительного мира стратегию выживания - способность ловить и "поедать" живую добычу.

Это не плод разыгравшегося воображения. Хищные растения не только реально существуют, но и необычайно широко распространены. Насчитывается 450 видов таких растений. Поскольку эти хищные растения питаются в основном мелкими насекомыми, то их еще называют насекомоядными

Пузырчатка ловит добычу (как правило, дафний - водяных блох) с помощью небольших пузырьков на листьях.

Захлопывающиеся ловушки

Наиболее известным примером захлопывающиеся ловушки является венерина мухоловка. Это происходит, когда насекомое потревожит один из волосков. Но только при касании второго волоска из основания растения поступает достаточно мощный электрический импульс, заставляющий ловушку захлопнуться.

Липучие ловушки

Росянки, жирянки и росолисты используют клейкое вещество. Как только насекомые садятся на лист, они вязнут в сахаристой жидкости.

Знаете ли вы?

- Размеры ловушки-кувшинчика непентеса, одного из самых больших видов насекомоядных растений, позволяет ему ловить крыс и мелких птиц.

Тест на тему: «Воздушное и почвенное питание растений».

ФИ ___________________________________________ класс 6_

Выбрать правильный ответ

1. Какое вещество образуется в процессе фотосинтез:

а) органическое вещество б) вода в) углекислый газ г) азот

2. В каких клеточных органоидах протекает фотосинтез:

а) в ядре б) в хлоропластах в) в вакуолях г) в рибосомах

3. Наличие какого газа в атмосфере необходимо для фотосинтеза:

а) азота б) углекислого газа в) кислорода г) воды

4. В процессе фотосинтеза происходит:

а) поглощение кислорода б) выделение кислорода в) выделение азота а) поглощение азота

5. Фотосинтез по-другому называют:

а) водным питанием б) воздушным питание в) почвенным питанием

6. Какая зона корня обеспечивает поглощение воды растением:

а) зона проведения б) зона деления в) зона роста г) зона всасывания

7. Что получают растения из почвы:

а) органические вещества б) углеводы в) воду г) воду и минеральные соли

compedu.ru

Урок 21. Воздушное питание растений

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

    3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

    Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные:.

    Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    Формирование навыка смыслового чтения.

      Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

      Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

      Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

      Цели: познакомить с процессами, происходящими в зеленом листе растения; дать представление о фотосинтезе и дыхании; по­казать значение зеленых растений в жизни планеты.

      Оборудование и материалы: биологический конструктор «Кле­точное строение листа», ванночка с водой и полотенце для рук; комнатные растения, несколько растений, выдержанных пред­варительно в темноте, гербарии различных растений, схема про­цесса фотосинтеза, результаты опытов, заложенных ранее, черная бумага, не пропускающая свет, горячая вода, спирт, ванночки, пинцет, водный раствор йода, стеклянный колпак, кусок стекла, вазелин, емкость с раствором едкой щелочи, емкость с пищевой содой или кусочки мрамора, раствор соляной кислоты, лучинка.

      Ключевые слова и понятия: воздушное питание растений, фо­тосинтез, фотосинтезирующая ткань, дыхание, космическая роль зеленых растений, органические вещества, энергия солнечного света, энергия химических связей.

      Ход урока

      Актуализация знаний

        Игра «Биологический конструктор»

        Следует заранее изготовить биологический конструктор «Кле­точное строение листа», как описано в творческом домашнем за­дании к уроку 20. Особенность этого конструктора состоит в том, что вырезанные из клеенки клетки хорошо крепятся на обычную школьную доску при помощи обыкновенной воды. Для этого не­обходимо намочить деталь с одной стороны и приложить к доске.

        К доске вызывают ученика. Ему дают набор конструктора, ванночку с водой, полотенце для рук и задание собрать схему по­перечного разреза листа камелии. На выполнение этой работы отводится около 2 мин. (В это время учитель проверяет домашнее задание или проводит устный опрос.) Через 2 мин учитель просит другого ученика исправить ошибки (если они есть) и собрать схе­му поперечного разреза листа пшеницы или кукурузы. Еще через 2 мин третий ученик исправляет ошибки (если они есть) и делает схему поперечного разреза листа кувшинки. Опять через 2 мин еще один ученик выходит к доске, проводит сравнение клеточно­го строения трех типов листьев и объясняет причины различий.

        Можно также поручить собрать схему клеточного строения листа сирени, растущего на самой освещенной части дерева и в се­редине кроны. (У листа, растущего на освещенной части дерева, будет несколько слоев столбчатой ткани.) Или можно собрать схе­му строения листа элодеи (водного растения). У этого растения устьица будут расположены на обеих сторонах листа.

        Изучение нового материала

          Рассказ учителя с элементами беседы

            Вспомните, как еще называется основная ткань листа.

            Основная ткань листа является также и фотосинтезирующей.

            Что это значит?

            Правильно, это значит, что здесь происходит процесс фото­синтеза. Само слово фотосинтез произошло от греч. «фотос» — свет и «синтез» — соединение, т. е. этот процесс происходит на свету. В процессе фотосинтеза в зеленых листьях растения на свету происходит образование органических веществ (углево­дов) из неорганических — углекислого газа и воды.

            Давайте попробуем это доказать на ряде опытов.

            Опыты

            ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА (КРАХМАЛ) В ЗЕЛЕНЫХ ЛИСТЬЯХ РАСТЕНИЯ НЕ ОБРАЗУЮТСЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ СВЕТА

            Оборудование: комнатное растение, выдержанное предвари­тельно в темноте несколько дней; горячая вода; спирт; ванночка; пинцет; водный раствор йода.

            Ход опыта

            Срежем лист комнатного растения, выдержанного несколь­ко дней в темноте.

            Обесцветим лист. Для этого опустим его сначала в ванночку с кипятком, а потом в горячий спирт. Пигменты хлоропластов при этом разрушатся, и лист обесцветится.

            Промоем лист водой, положим в ванночку и зальем слабым раствором йода.

              Итог. Лист не изменил окраску (или приобрел слегка желто­ватый цвет за счет йода).

              Вывод. В листьях растения, находившегося длительное вре­мя в темноте, не образовались органические вещества (крахмал).

              Итак, мы доказали, что при отсутствии света органические вещества не образуются. Давайте теперь посмотрим, что же про­исходит с зелеными листьями на свету.

              ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ОБРАЗОВАНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (КРАХМАЛА) В ЗЕЛЕНЫХ ЛИСТЬЯХ РАСТЕНИЯ НА СВЕТУ

              Оборудование: комнатное растение, выдержанное предваритель­но в темноте несколько дней, горячая вода, спирт, ванночка, пин­цет, водный раствор йода, черная бумага, не пропускающая свет.

              Ход опыта

              Возьмем комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте несколько дней, и прикрепим с обеих сторон на лист этого растения полоску, не пропускающую свет, из черной бумаги.

              Выставим растение на яркий свет.

              На следующий день аккуратно срежем этот лист и обесцве­тим его так, как описано в предыдущем опыте.

              Промоем лист водой, положим в ванночку и зальем слабым раствором йода.

                Итог. Та часть листа, которая была закрыта черной бумагой, не изменила цвет, а та, которая получала солнечный свет, стала сине-фиолетовой.

                Вывод. В той части листа, которая была освещена, образовался крахмал, а в той, на которую солнечный свет не попал, крахмал не образовался.

                Из проделанных нами опытов можно сделать вывод, что процесс фотосинтеза в темноте не идет и что органические ве­щества в растениях образуются только на свету. Но как доказать, что растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород? Давайте для этого проведем еще несколько опытов.

                ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО ПРОЦЕСС ФОТОСИНТЕЗА НЕ МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА

                Оборудование: комнатное растение, выдержанное предвари­тельно в темноте несколько дней, горячая вода, спирт, ванночка, пинцет, водный раствор йода, стеклянный колпак, кусок стекла, вазелин, емкость с раствором едкой щелочи.

                Ход опыта

                Возьмем комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте несколько дней.

                Поместим его на кусок стекла под стеклянный колпак. Ря­дом с растением поместим открытую емкость с раствором едкой щелочи. (Это вещество поглощает углекислый газ из воздуха.)

                Края стеклянного колпака в месте соприкосновения со стек­лом замажем вазелином, чтобы исключить попадание воздуха извне.

                Растение поместим в освещенное место.

                На следующий день обработаем один лист растения так, как мы делали это ранее, и зальем его водным раствором йода.

                  Итог. Лист не окрасился.

                  Вывод. Поскольку цвет листа не изменился, мы можем сделать вывод о том, что процесс фотосинтеза в этом растении не проис­ходил из-за отсутствия углекислого газа.

                  Чтобы подтвердить наши выводы, можно проделать еще один опыт.

                  ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО РАСТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОТОСИНТЕЗА ПОГЛОЩАЮТ УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ ИЗ ВОЗДУХА

                  Оборудование: комнатное растение, выдержанное предвари­тельно в темноте несколько дней; горячая вода; спирт; ванночка; пинцет; водный раствор йода; стеклянный колпак; кусок стекла; вазелин; емкость с пищевой содой или кусочки мрамора; раствор соляной кислоты.

                  Ход опыта

                  Поместим комнатное растение, выдержанное предваритель­но в темноте несколько дней, под стеклянный колпак, как опи­сано в предыдущем опыте, но вместо раствора едкой щелочи под колпак поместим емкость с пищевой содой или кусочки мрамора, смоченные раствором соляной кислоты.

                  Поместим растение в освещенное место.

                  На следующий день обработаем один из листьев растения так, как мы делали это ранее, и зальем его водным раствором йода.

                    Итог. Лист окрасился в сине-фиолетовый цвет.

                    Вывод. В листьях растения образовались органические ве­щества (крахмал), следовательно, процесс фотосинтеза протекал.

                    Для того чтобы доказать, что растения в процессе фотосинтеза выделяют кислород, проведем следующий эксперимент.

                    ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО РАСТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОТОСИНТЕЗА ВЫДЕЛЯЮТ КИСЛОРОД

                    Оборудование: комнатное растение, стеклянный колпак, кусок стекла, вазелин, лучина, спички.

                    Ход опыта

                    Поместим комнатное растение внутрь стеклянного колпака, накроем сверху кусочком стекла, стыки замажем вазелином.

                    Поставим растение в освещенное место.

                    Через сутки аккуратно сдвинем стекло и опустим внутрь колпака горящую лучину.

                      Итог. Лучина не только не потухла, но и стала гореть еще ярче.

                      Вывод. В процессе фотосинтеза образовался кислород, кото­рый и поддерживает горение лучины.

                      3.Беседа

                      Если проделать тот же опыт, но растение поместить не на свет, а в темноту, то опущенная в стеклянный колпак лучина погаснет, так как растение израсходовало весь кислород на дыхание, а про­цесс фотосинтеза в темноте не происходит.

                      Таким образом, мы с вами доказали, что растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород, что процесс фотосинтеза происходит только на свету и что в резуль­тате этого процесса образуются органические вещества.

                      Но процесс фотосинтеза может происходить только на свету. В темноте растение не выделяет, а поглощает кислород в процессе дыхания и выделяет углекислый газ. Необходимо заметить, что ды­шат растения не только в темноте, но и на свету. Процесс дыхания происходит одновременно с процессом фотосинтеза.

                      В процессе фотосинтеза зеленые растения из углекислого газа, содержащегося в воздухе, и воды, поглощаемой ими из поч­вы, под действием солнечного света производят органические ве­щества. Таким образом, зеленые растения в процессе фотосин­теза переводят энергию солнечного света в энергию химических связей. А уже в виде готовых органических веществ энергия может употребляться другими обитателями Земли, например животны­ми. Ни человек, ни животные, ни растения, не имеющие хлоро­филла, ни грибы не могут усваивать солнечную энергию. Только зеленые растения, содержащие хлорофилл, способны усваивать энергию солнца и переводить ее в форму, доступную другим жи­вым организмам. В этом и заключается космическая роль зеленых растений.

                      Кроме того, заключенная в органическом веществе энергия может сохраняться многие годы, века и даже тысячелетия. На­пример, вы знаете, что каменный уголь — полезное ископаемое, которое добывает человек и использует его, сжигая и высвобождая энергию, — это не что иное, как стебли древних растений, видо­изменившиеся под действием давления и с течением времени.

                      Закрепление знаний и умений

                        Ответьте на вопросы.

                        Что такое фотосинтез?

                        Какие условия необходимы для протекания процесса фо­тосинтеза?

                        Опишите опыт, доказывающий, что протекание процесса фотосинтеза возможно только на свету.

                          4. Опишите опыт, доказывающий, что в процессе фотосинтеза растение поглощает углекислый газ и выделяет кислород.

                          5. При каких условиях растения дышат?

                          6. Какой газ растение поглощает, а какой выделяет в процессе дыхания?

                          7. Какой газ растение поглощает, а какой выделяет в процессе фотосинтеза?

                          8. В чем заключается космическая роль зеленых растений?

                          9. В чем состоит приспособленность формы листовой пластинки к эффективному осуществлению процесса фото-синтеза?

                          10. Способны ли растения, не содержащие хлорофилл, к фотосинтезу? Почему?

                           

                          Творческое задание. Написать, каковы функции комнатных растений. Составить список рекомендаций: какие комнатные ра­стения, в каких кабинетах школы и на каких местах необходимо разместить.

                          Задание для учеников, интересующихся биологией. Придумать и описать опыты, доказывающие, что растения дышат (поглощают кислород и выделяют углекислый газ).

                          Опыт, доказывающий образование крахмала в листьях.

                           

                           

                           

                          Фотосинтез и дыхание растений

                           

                           

                           

                          Фотосинтез. Образование глюкозы в клетках растений. Биология в живой природе.

                           

                           

                           

                          Ресурсы:

                          И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

                          Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

                          Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

                          В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

                          Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

                          Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

                          учебник «Биология», 6-й класс

                          Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

                          Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

                          Хостинг презентаций

                          - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

                          xn--j1ahfl.xn--p1ai

                          Фотосинтез, или воздушное питание растений

                          Растения — одни из самых замечательных существ на Земле. Лишь они, а также цианобактерии и хемосинтезирующие бактерии способны синтезировать органические вещества из неорганических, основу жизни для всех остальных живых существ.

                          Однако, цианобактерии уже сыграли свою роль на заре эволюции, а хемосинтезирующие бактерии живут себе тихонько где-то на дне океана, у черных курильщиков. И только растения трудятся каждый световой день, преобразуя энергию солнечного света в органику — субстрат, с помощью которого животные и человек получают строительный материал для клеток и энергию для жизни. Процесс этот называется фотосинтезом, или воздушным питанием растений.

                          Происходит он в хлоропластах — пластидах, которые присутствуют в зеленых частях растения — листьях, стеблях, иногда в цветах. Пожалуй, только в корнях нет хлоропластов.

                          Как происходит процесс фотосинтеза

                          В хлоропластах содержится зеленый пигмент — хлорофилл. Он активируется фотонами солнечного света, и разлагает молекулу воды. В результате данной реакции (фотолиза) выделяется водород и кислород, который частично уходит в атмосферу. В это же время внутри хлоропласта образуются два активных вещества — АТФ, высокоэнергетическая молекула аденозинтрифосфорной кислоты, и НАДФ — переносчик атома водорода. Эта фаза называется световой, так как требует обязательного присутствия света.

                          В следующую фазу — темновую, происходит химическая реакция восстановления , в результате которой из углекислого газа образуется глюкоза, процесс этот идет при участии АТФ и НАДФ.

                          Таким образом, процесс фотосинтеза — это образование органических веществ (глюкозы) из воды и углекислого газа, происходящий на свету в хлоропластах. При этом выделяется кислород.

                          Из глюкозы в дальнейшем синтезируются другие, более сложные органические вещества, которые поступают в цитоплазму и транспортируются во все части растения, используясь для строительства новых клеток и целлюлозных клеточных оболочек, участвуя в работе различных органелл, синтезе белков и жиров, откладываются про запас  и являются топливом для получения энергии в клетке.

                          Благодаря тому, что растения могут сами создавать себе пищу — органические вещества,они являются автотрофами, то есть самопитающимися (аутос — сам, трофе — питание в переводе с греческого), тогда как другие организмы — животные, в том числе и человек, грибы и большинство бактерий не способны на это, и являются гетеротрофами (гетерос-другой, трофе — питание). Они питаются органическими веществами, синтезированными растениями, и, следовательно, зависят от них.

                          kid-mama.ru

                          8. Взаимосвязь воздушного питания растений.

                          Все сельскохозяйственные культуры питаются через корни и листья, так как они обитают одновременно в двух средах: корни – в почве, а стебли – в воздухе. Поэтому условно различают два типа питания – воздушное питание и почвенное (корневое).

                          Под воздушным питанием понимают поступление в листья и ассимиляцию (усвоение) ими углекислого газа из атмосферы, а также усвоение некоторых солей. Под почвенным питанием подразумевают усвоение корнями растений из почвы воды и различных ионов минеральных солей, а также некоторых органических веществ. Оба типа питания взаимосвязаны и не могут существовать раздельно, так как корни питают листья и стебли, которые, в свою очередь, питают корни. В листья и корнях протекают многочисленные процессы, продуктами которых непрерывно обмениваются надземные и подземные органы растений.

                          При воздушном питании растения в первую очередь обогащаются углеродом, кислородом и водородом. В среднем растения содержат 45% углерода, 42% кислорода и 6,5% водорода. Эти три элемента – материальная основа сложнейшего биологического процесса – фотосинтеза.

                          Фотосинтез – единственный природный процесс связывания солнечной энергии. Благодаря ему из простых веществ – углекислого газа, воды и небольшого количества минеральных солей, не содержащих энергии и не способных при обычных условиях совершать химическую работу, создаются сложнейшие органические соединения, обладающие высокий потенциальной энергией. Они используются гетеротрофными организмами во всей сложной их жизнедеятельности. В процессе фотосинтеза создается до 90% сухого вещества растений.

                          В процессе фотосинтеза растения одновременно выделяют в атмосферу свободный кислород, незначительная часть которого используется на дыхание растений. В результате дыхательных процессов в растительном организме возникает энергия, необходимая для поддержания жизненных процессов. Часть энергии запасается а АТФ и используется для последующих превращений веществ в «темновой» фазе фотосинтеза.

                          Углерод, кислород и водород – основные элементы при фотосинтезе углеводов и другие более сложных органических продуктов для всех последующих биохимических и синтетических процессов. С участием кислорода и водорода осуществляются важнейшие окислительно-восстановительные энергетические процессы. Наряду с образованием органических веществ в растениях происходят процессы их распада, связанные с дыханием.

                          Дыхание растений – это совокупность реакций, приводящих к распаду органических веществ до более простых соединений. Эти реакции непосредственно связаны с процессом обмена веществ, происходящего в клетке. Дыхание осуществляется благодаря сахарам, а также белкам, органическим и жирным кислотам

                          9. Периодичность питания растений и роль удобрений в регулировании условий питания, роста и развития растений.

                          Потребление элементов питания в течение вегетации неравномерно.

                          Периоды, выделяемые в связи с периодичностью питания растений:

                          1) Критический период питания

                          2) Период максимального потребления питательных веществ

                          Во время критического периода потребляется не большое количество веществ, но они крайне необходимы и их недостаток или отсутствие сильно ограничивает развитие растения и в итоге приводит к резкому снижению урожайности. Критический период обычно совпадает с начальными фазами развития растения. Пример: критический период по отношению к Р который наблюдается у всех культур сразу после всходов. Недостаток его в этот период нельзя исправить поздними внесениями.

                          Период максимального потребления характеризуется наиболее интенсивным поглощением питательных веществ. Он, как правило, совпадает с периодами быстрого роста и накопления массы растениями. Пример: яровые зерновые потребляют максимальное количество элементов в фазы выхода в трубку и колошения. Лен в фазу цветения.

                          Неравномерность потребления необходимо учитывать при применении удобрений. Для создания оптимальных условий минерального питания растений на протяжении всего вегетационного периода используют следующие сроки и способы внесения.

                          1. Основное (предпосевное, допосевное)

                          Внесение удобрений до посева культур в высоких дозах, рассчитанных на питание растений в течение всей вегетации, особенно в период максимального потребления. До посева применяются все органические и большая часть минеральных удобрений. Удобрения вносят под зяблевую вспашку или предпосевную культивацию в зону распространения основной массы корней.

                          2. Припосевное (рядковое, припосадочное)

                          Внесение удобрений одновременно с посевом (посадкой) в невысоких дозах в рядки вместе с семенами или комбинированными сеялками на некотором удалении (на2,5 см ниже или в сторону). Припосевное удобрение предназначено для усиления питания молодых растений, корневая система которых слабая и не может использовать элементы из почвы и допосевные удобрения. Чаще вносят фосфорные удобрения для предупреждения голодания растений фосфором.

                          3. Послепосевное (подкормка)

                          Внесение удобрений во время вегетации. Подкормки позволяют усилить питание растений в определенные периоды, прежде всего в периоды максимального потребления веществ. Подкормки имеют вспомогательное значение и целесообразны, если оптимальные условия питания растений не удается создать внесением основного удобрения.

                          Различают подкормки:

                          - корневые

                          - не корневые

                          При проведении корневых подкормок на культурах сплошного сева (зерновые, травы) удобрения разбрасываются по поверхности поля, на пропашных вносятся на глубину междурядной обработки. Таким образом, растение поглощает элементы питания корнями.

                          Не корневые подкормки – опрыскивание посевов слабыми растворами удобрений, при этом питательные вещества поступают через листья. Не корневые применяются в защищенном грунте и в интенсивных технологиях. Наиболее распространены некорневые подкормки мочевиной и микроудобрениями. Грамотное сочетание сроков и способов обеспечивает наиболее рациональное применение удобрений.

                          studfiles.net

                          Воздушное питание растений

                          Интенсивность фотосинтеза и продуктивность посевов в значительной мере зависят от уровня обеспеченности растений СО2.

                          Еще в середине прошлого века было доказано, что содержание СО2 в воздухе — 0,03 % по объему (0,47 % от массы воздуха), явно недостаточно для удовлетворения потребности сельскохозяйственных культур в углеродном питании. Лучшее развитие растений по краям, нежели в середине поля («краевой эффект») обусловлено в основном с более высоким содержанием в воздухе углекислоты. Равновесное содержание СО2 в воздухе (0,03%) является следствием двух противоположно направленных процессов — минерализации различных органических веществ многочисленными организмами, проживающими на суше и в водной среде, включая дыхание животных, и ассимиляции углекислоты высшими и низшими фотосинтезирующими растениями. Однако такое равновесное содержание СО2 не соответствует реальной потребности большинства сельскохозяйственных растений. В период их интенсивного роста, за редким исключением, они пребывают на «голодном углекислотном пайке». При уменьшении содержания СО2 в атмосферном воздухе до 0,01 % фотосинтез значительно снижается и приостанавливается, при этом многолетние растения менее чувствительны к дефициту углекислоты, чем однолетние. Обеспеченность растений углеродом воздуха в обозримом будущем представляется достаточной, особенно, если иметь в виду единодушно прогнозируемое повышение его содержания в атмосфере.

                          При благоприятных агротехнических и экологических условиях урожайность полевых и овощных культур часто лимитируется не столько недостатком элементов минерального питания, сколько дефицитом СО2 в приземном слое воздуха. Интенсивность фотосинтеза растений в загущенных посевах всегда значительно ниже, чем разреженных. Стелющие растения (огурец, тыква, бахчевые и др.) страдают от дефицита СО2 значительно сильнее, чем прямостоячие и лучше отзываются на внесение органических удобрений, продуцирующих углекислоту. Растения практически не способны усваивать СО2 при содержании его в воздухе менее 0,01%. В безветренные дни, когда газообмен приземного воздуха с атмосферой в посевах крайне затруднен, интенсивность фотосинтеза сельскохозяйственных культур значительно снижается из-за острого углекислотного голодания. Умеренный ветер значительно повышает газообмен в приземном слое и фотосинтез растений. Более того, колебание листьев в воздушном потоке вызывает усиленный газообмен (принудительное всасывание и выталкивание воздуха из паренхимы листа) через устица в результате изменения межклеточного пространства губчатой паренхимы.

                          Особенно остро вопросы углеродного питания стоят перед тепличными хозяйствами, перешедшими на малообъёмные и минеральные грунты (керамзит, перлит, минеральную вату, цеолиты и др.), которые в отличие от прежних органических грунтов, приготавливаемых на основе органических субстратов: торфа, соломы, опилок и почвы, не продуцируют СО2.

                          Различные растения обладают весьма неодинаковой чувствительностью к увеличению содержания СО2 . К настоящему времени установлено, что практически все растения положительно отзываются на повышение концентрации СО2 в 10-15 раз по сравнению с его содержанием в воздухе. В зависимости от биологических особенностей возделываемых культур, освещенности и уровня минерального питания растений, повышение концентрации СО2 в воздухе с 0,03% до 0,3-0,6% увеличивает урожайность на 30-60%. При низкой освещенности оптимальная концентрация СО2 по объему составляет 0,2-0,3%, средней — 0,4-0,5 и высокой — 0,5-0,6%. Аналогичная зависимость наблюдается также при повышении уровня минерального и, прежде всего, азотного питания растений. В то же время, при слабой обеспеченности растений питательными веществами увеличение концентрации СО2 в воздухе не оказывает заметного влияния на урожайность растений.

                          Повышенная концентрация СО2 в воздухе также негативно сказывается на растениях. Большая часть овощных культур начинают страдать, когда содержание СО2 в атмосфере теплицы превышает 1,4%. Выращивание их в атмосфере, содержащей боле 2% СО2 вызывает угнетение растений.

                          Таким образом, продуктивность сельскохозяйственных культур обусловливается оптимальным сочетанием комплекса незаменимых и равнозначных факторов жизни растений, действие которых необходимо учитывать при обосновании приемов оптимизации минерального питания растений и системы удобрения.

                          В этой связи высокая продуктивность сельскохозяйственных культур может быть достигнута в том случае, когда многочисленные факторы, определяющие в той или иной мере рост и развитие растений гармонично удовлетворяют физиологические потребности сельскохозяйственных культур в течение всего периода вегетации.

                          Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

                          www.activestudy.info

                          Разработка урока биологии по теме "Воздушное питание растений". 6-й класс

                          Разделы: Биология

                          Цели

                        1. развивать в детях способность к логическому мышлению, умение работать со схемами, устанавливать связь между внутренним строением органа и его функциями;
                        2. углубить и расширить представление о питании растений, изучить суть фотосинтеза и его значение в жизни растения;
                        3. формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.
                        4. Тип урока: изучение нового материала.

                          Растение – посредник между небом и землей. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. похищенный им луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик паровой машины, и кисть художника. и перо поэта. К.А. Тимирязева

                          Актуализация знаний.

                          Около 300 лет многие ученые разгадывали тайну растения. Давайте и мы с вами попытаемся проникнуть в эту тайную. Мы будем работать по следующим этапам:

                          1. Питание растения.

                          2. Лист-лаборатория.

                          3. Значение фотосинтеза

                          Изучение нового материала

                          1 этап

                          Фронтальная беседа

                          - Что такое питание? (Поглощение питательных веществ)

                          - Зачем нужно питание всем живым организмам? (Для нормальной жизнедеятельности растительного организма)

                          - Какой тип питания вам известен? (Корневой, хищничество, паразитизм)

                          - Какая система органов участвует в почвенном питании? (Корневая система)

                          - Какие вещества поступают в корень? (Вода с растворенными минеральными веществами)

                          - Предположите, какие органы растения будут участвовать в воздушном питании? (Листья)

                          - Как вы думаете, какое вещество поступает в листья при воздушном питании? (Углекислый газ)

                          Проверим ваше предположение. Расскажите об опыте, доказывающем процесс фотосинтеза.

                          (Для опыта берут две банки из светлого стекла. В каждую помещают по 2-3 веточки растения, чтобы растения не завяли, в банки налить немного воды. Свечи, укрепленные на проволоке, зажигают и опускают в банки, закрыв их пробками. Свечи гаснут, что указывает на отсутствие кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении. Свечи вынимают. Банки с растениями закрывают крышками, одну ставят в темное место, а другую – на свет. На следующий день банки открывают и опять опускают зажженные свечи. В банке, стоящей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в темноте, - гаснет).

                          - Какой газ, поддерживающий горение, образовался? (Кислород)

                          - Какое условие потребовалось для течения процесса фотосинтеза? (Солнечный свет)

                          - Какие вещества для этого потребовались? (Углекислый газ и вода)

                          Вы оказались правы. Но если мы нальем в стакан воды, пропустим углекислый газ, поставим на подоконник, и будем ждать появления крахмала. Дождемся ли мы? (Нет, т.к. фотосинтез происходит в клетках с хлорофиллом).

                          Тимирязев писал: “Дайте самому лучшему повару сколько угодно воздуха, солнечного света и целую речку воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил сахар, жиры и он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что человеку кажется совершенно фантастичным, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растения”.

                          2 этап

                          - В чем же кроется тайна зеленого листа? Давайте попробуем разобраться.

                          Хлорофилл – самое удивительное вещество на земле. Он придает листьям зеленый цвет – его называют цветом жизни. Запишем в тетрадь “Хлорофилл поглощает солнечную энергию и превращает ее в химическую энергию органических веществ”.

                          - Сколько этапов выделяют в процессе фотосинтеза? (Темновой и световой)

                          Рассматриваем карточки, отражающие этапы фотосинтеза.

                          - При каких условиях происходит фотосинтез? (Углекислый газ, вода, хлорофилл, солнечный свет)

                          - А в пожелтевших листьях возможен фотосинтез? (Нет, т.к. в них разрушен хлорофилл).

                          Надо сказать, что “питаться воздухом” совсем нелегко. Ведь в воздухе всего 0,03% углекислого газа. Чтобы вырастить один кубометр еловой древесины, растению надо “выкачать” углекислый газ из более чем миллиона кубометров воздуха.

                          3 этап

                          Фотосинтез является едва ли не самым замечательным процессом на нашей планете. Благодаря нему существует все живое на нашей планете.

                          Растения — настоящие фабрики органических веществ, работающие на солнечной энергии. Как это ни удивительно, но растительное происхождение имеют и органические вещества, из которых состоят организмы животных, в том числе и наши с вами. Животные лишь преобразуют вещества, первоначально созданные растениями.

                          Климент Тимирязев писал по этому поводу: “Человек вправе наравне с самим китайским императором величать себя сыном солнца”. Дрова, каменный уголь, нефть, горючий газ, торф — всё это “консервы” из солнечных лучей. Причём каменный уголь и нефть донесли до нас тепло лучей Солнца, дошедших до Земли десятки миллионов лет назад!

                          - Как называются организмы, способные самостоятельно образовывать органические вещества? (Автотрофы)

                          - Животные и человек способны получать энергию в “готовом виде”. Следовательно, они – гетеротрофы.

                          Значение фотосинтеза (записываем в тетрадь)

                          • растение использует органические вещества для жизнедеятельности и как строительный материал;
                          • работая на растение, листья через устьица выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания всех живых организмов;
                          • растения, благодаря фотосинтезу, запасают питательные вещества в разных органах.

                          Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.

                          Закрепление.

                          Сегодня у нас работают группы “математиков”, “фантазеров”, “историков”. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат вашей работы.

                          Работа в группах.

                          На ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания.

                          1. “Фантазеры”

                          1. Вспомните сказку. К Чуковского “Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести?

                          2. “Математики”

                          Решите задачу:

                          Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выделяет 800 г углекислого газа. Какое количество кислорода нужно в сутки жителям города в 1 млн. человек? Какое количество углекислого газа при этом выделится? Сколько га леса “работает” на жителей этого города, если 1 га поглощает столько углекислого газа, сколько выделяет 200 человек?

                          3. “Историки”

                          В 1630 году ученый Ван-Гельмонт посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет ива выросла и стала весить 55 кг, а вес почвы уменьшился на 50 г. За счет чего выросла ива? Объясните результаты опыта.

                          - А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? (Посадить дерево). А в комнате? (Посадить растение).

                          Все молодцы справились с очень непростыми задачами.

                          Сегодня на уроке мы с вами очень хорошо работали.

                          Закончить урок хотелось такими словами:

                          Фотосинтез идет на свету круглый год. И он людям дает пищу и кислород. Очень важный процесс - фотосинтез, друзья, Без него на Земле обойтись нам нельзя. Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова – Фотосинтез всему этому голова. Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать! И озоновый слой будет нас защищать.

                          Выставление отметок.

                          Домашнее задание.

                          24.07.2012

                          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                          Воздушное и корневое питание растений.

                          Воздушное питание

                          На световой стадии процесса фотосинтеза происходит реакция разложения воды с выделением кислорода и образованием богатого энергией соединения (АТФ) и восстановленных продуктов. Эти соединения участвуют на следующей темновой стадии в синтезе углеводов и других органических соединений из СО2.

                          При образовании в качестве продукта простых углеводов (гексоз) суммарное уравнение фотосинтеза выглядит следующим образом:

                          6 СО2+6Н2О+ 2874 кДж ®С6 Н12 O6 +6 O2

                          Из простых углеводов в растениях образуются более сложные органические соединения. Синтез аминокислот, белка и других органических азотсодержащих соединений в растениях осуществляется за счет минеральных соединений азота (а также фосфора и серы) и промежуточных продуктов обмена — синтеза и разложения — углеводов. На … образование органических веществ затрачивается энергия, аккумулированная в виде макроэргических фосфатных связей АТФ (и других макроэргических соединений) при фотосинтезе и выделяемая при окислении — в процессе дыхания.

                          Интенсивность фотосинтеза и накопление сухого вещества зависят от освещения, содержания углекислого газа в воздухе, обеспеченности растений водой и элементами минерального питания.

                          При фотосинтезе растения усваивают углекислоту, поступившую через листья из атмосферы. Лишь небольшая часть СО2. (до 5% общего потребления) может поглощаться растениями через корни. Через листья растения могут усваивать серу в виде SО2. из атмосферы, а также азот и зольные элементы из водных растворов при некорневых подкормках растений.

                           

                          Корневое питание

                          Азот и зольные элементы поглощаются из почвы деятельной поверхностью корневой системы растений в виде ионов (анионов и катионов). Азот может поглощаться в виде аниона NO3— и катиона Nh5+ (только бобовые растения способны в симбиозе с клубеньковыми бактериями усваивать молекулярный азот атмосферы), фосфор и сера — в виде анионов фосфорной и серной кислот — Н2РО4— и SO42-, калий, кальций, магний, натрий, железо — в виде катионов К+, Са2+, Mg2+, Fe2+, а микроэлементы — в виде соответствующих анионов или катионов.

                          Растения усваивают ионы не только из почвенного раствора, но и ионы, поглощенные коллоидами. Растения активно (благодаря растворяющей способности корневых выделений, включающих угольную кислоту, органические кислоты и аминокислоты) воздействуют на твердую фазу почвы, переводя необходимые питательные вещества в доступную форму.

                          refac.ru