Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Влияние музыки на растения Актуальность. Воздействие музыки на растения


Проект "Влияние музыки на рост и развитие растений"

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

"ШАГИ В НАУКУ"

Научно исследовательская работа на тему:

Влияние музыки на рост и развитие растений

Выполнил: учащийся МОУ

"ЛИЦЕЙ № 230" 3 "Б" класса Кузнецов Денис

Руководитель: Арнаутова Елена Владимировна ,учитель начальных классов

2018

Содержание

Введение

Основная часть

1. Путешествие в прошлое

2. Исследования ученых

3. Практическое исследование

4. Результаты эксперимента

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

3

5

5

6

8

10

11

12

13

Введение

Музыка сопровождает нас в современном мире везде. Мы слышим ее в магазинах, кафе, дома, на улице. И делаем осознанный выбор, отдавая предпочтение определённому стилю музыки. Мы растем вместе с определённой музыкальной эпохой и не подозреваем, какое воздействие она имеет на наш организм.

Ещё с древних времен особое внимание уделялось влиянию звуков на всё живое: растения, животных, человека. Доказано, что музыкальные звуки и ритмы обладают определенной силой воздействия на живые организмы. Определить, как влияют разные стили музыкальной культуры на организмы очень важно. Именно в этом и есть актуальность данной работы.

Многими учёными поднимался вопрос о том, какая музыка имеет целебную силу, а какая нет. На основе научных экспериментов затрагивается тема, которая до настоящего времени до конца не изучена, но уже есть доказательства, подтверждающие то, что музыка может быть не только благотворно влияющей, но и обладать разрушающей силой.

Поэтому целью нашего исследования стало: выявить, какая музыка благотворно влияет на живые организмы, а какая обладает разрушающей силой.Нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по предмету исследования.

  2. Выяснить, кто из ученых занимался изучением влияния музыки на растения и какие выводы были сделаны в результате исследований;

  3. Провести собственный эксперимент по изучению влияния музыки на прорастание семян и на рост и развитие растений;

  4. Сделать выводы о влиянии музыки на рост и развитие растений.

  5. Составить рекомендации по использованию музыки при выращивании растений с целью стимулирования их роста и развития.

Гипотеза

Предположим, что классическая музыка положительно влияет на рост и

развитие растений, а рок-музыка - отрицательно (или не влияет на рост и развитие).

Методы исследования:1) Теоретические: изучение литературы по данной теме ,работа с информацией из Интернета;2) Практические: проведение эксперимента с целью выявления различий в росте и развитие семян овса под влиянием различной музыки.

Объект исследования: овес.

Предмет исследования: процесс развития растения посредством музыкального сопровождения.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов для выращивания растений при озеленении комнат, кабинетов, при выращивании растений к празднику в качестве подарка.

Основная часть1. Путешествие в прошлое

На протяжении всей истории развития человечества люди не только любили цветы, но и одаривали их заботой и вниманием. Они выращивали растения, скрещивали и выводили новые сорта.

Для того чтобы вырастить растения растениеводам надо хорошо знать особенности их выращивания, физиологии развития. Казалось бы, люди уже хорошо изучили растения и представляют себе, как они растут и что требуют для своего развития, и вроде бы особых загадок тут уже нет,…НО … МУЗЫКА!

Музыка и растения, какая может быть между ними связь? Разве растения способны воспринимать музыкальные звуки?

Целительное воздействие музыки на живые организмы было замечено еще на заре цивилизации. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор.

Оказывается, еще в старых книгах можно было встретить удивительные сведения о взглядах древних мыслителей и философов на природу растений и их чувствительность к музыке, пению и даже к эмоциям людей: любимые растения расцветали, а нелюбимые вяли. Так, в индийских сказаниях упоминается, что, когда бог Кришна играл на арфе, розы раскрывались прямо на глазах изумлённых слушателей.

Люди давно заметили, что растения неравнодушны к музыке и чутко реагируют на нее скоростью роста и плодоношением и стали использовали это для увеличения урожая. Индейцы бассейна Карибского моря посев семян тыквы сопровождали мужским хором, а сев овса вели под женское пение. Когда сажали овощи, играли на дудочках и свирелях, когда лен – пели.

В разных странах мира распространены верования в то, что музыкальное или песенное сопровождение во время посева злаков способствует их последующему благоприятному росту и будущему богатому урожаю. Поэтому до сих пор у многих народов сохраняется своеобразный певческо-танцевальный ритуал перед посевом семян в почву.

2. Исследования ученых.

Особая роль изучения влияния музыки на растения принадлежит индийскому ученому, профессору ботаники Т. Ц. Сингху, из университета Аннамалай в штате Мадрас. Он одним из первых, начиная с 1950 г., обратил внимание на высокую чувствительность растений к музыке. Вместе со своими учениками он многие годы исследовал влияние музыки на растения.

Т. Ц. Сингх вместе со своей помощницей Стелой Понниах провел тщательные наблюдения за влиянием на растения звуков различных музыкальных инструментов. Основываясь на древние индийские сказания, исследователи проигрывали растениям мимозы и бальзамина древние индийские мелодии – раги. Через две недели озвучивания было обнаружено, что у растений число устьиц на листьях было больше.

Растения бальзамина через 1,5 месяца после ежедневного 25-минутного «прослушивания» игры виртуоза-музыканта на старинном инструменте были выше. Были взяты для опытов декоративные растения: астры, петунии и сельскохозяйственные культуры: лук, редис. Каждое из этих растений озвучивалось в течение нескольких недель перед восходом Солнца различными мелодиями, чтобы выяснить эффективность каждой из них. Музыкальное звучание инструментов – флейты, виолончели длилось по получасу ежедневно. Вывод, сделанный учеными по прошествии всего срока исследования, был однозначным – гармонические звуковые волны действуют на рост, цветение, плодоношение и урожайность растений. У озвученных растений наблюдалось положительное действие музыки – увеличивалась высота (на 25%), число листьев (на 50%), корней (на 100%) по сравнению с контрольными, росшими в тишине.

В 1960 г. ботаник и агроном Джордж Е. Смит, узнав об опытах Сингха, взялся за их экспериментальную проверку на кукурузе и сое. Опыты вновь были положительными.

Немногим позже, доказательства влияния музыки на растения были получены в результате опытов, проведённых в строго контролируемых

условиях независимыми исследователями из разных стран.

Исследования в США 70-ые годы: Дороти Ретеллек проведена целая серия экспериментов относительно влияния музыки на растения, в результате которых выявлены закономерности, связанные с конкретными видами воздействующей музыки. Продолжительность прослушивания музыки имеет значение! Три подопытных группы растений содержались в одинаковых условиях, при этом первая группа не «озвучивалась» музыкой, вторая слушала музыку в течение 3 часов ежедневно, третья – в течение 8 часов ежедневно. В итоге растения из второй группы выросли значительно больше, чем растения первой, контрольной группы, а вот те растения, которые были вынуждены прослушивать музыку по восемь часов в сутки, погибли в течение двух недель с начала эксперимента. Прослушивание классической музыки приводило к увеличению урожайности, в то время как тяжёлый рок вызывал гибель растений. Спустя две недели после начала эксперимента растения, «слушавшие» классику, стали однородными по размеру, пышными, зелёными и активно цвели. Растения же, которым достался хард-рок, выросли чрезвычайно высокими и тонкими, не цвели, а вскоре и вовсе погибли. Удивительно, но растения, которые слушали классику, тянулись в сторону источника звука так же, как обычно тянутся к источнику света.

Исследования в Голландии : В Голландии получено подтверждение выводов Дороти Ретеллек относительно негативного влияния рок-музыки. Три расположенных рядом поля были засеяны семенами одного происхождения, а затем «озвучивались» соответственно классической, фольклорной и рок-музыкой. Через некоторое время на третьем поле растения либо поникли, либо пропали вовсе.

Таким образом, влияние музыки на растения в настоящее время научно доказано.

3. Практическое исследование

Этапы проведения исследования

Для проверки нашей гипотезы исследование включало три этапа

1 этап. Теоретическое исследование проблемы:

Изучить научную литературу о растениях.

Сроки: январь 2017г.

2 этап. Практическое исследование проблемы:

Узнать, оказывает ли звучание классической музыки влияние на рост и развитие комнатных растений;

Используемые методы: эксперимент; наблюдение; анализ; сравнение;

Сроки: февраль 2018г.

3 этап. Практическое использование результатов:

Разработать рекомендации по выращиванию культурных растений.

Сроки: март 2018г.

Ход работы: для исследования были взяты одинаковые семена овса, которые были посажены в два одинаковых горшка, в один и тот же грунт. В течение 3 недель растениям были созданы одинаковые условия для выращивания, ухаживали за посаженными растениями тоже одинаково.

При выращивании овса ежедневно в течение 30 минут на протяжении всего эксперимента (21 день) растениям включалось музыкальное сопровождение следующим образом:

Цветочный горшок №1 - рок – музыка

Цветочный горшок №2 – классическая музыка

Результаты эксперимента

Данные, которые мы получили, приведены в таблице

Таблица 1.

Показатель

Горшок №1

(рок - музыка)

Горшок №2

(классическая музыка)

Появление всходов

3 день

2 день

Рост

3-й день после посадки

- средняя высота в см

Первые всходы

2 см

6-й день после посадки

- средняя высота в см

2 см

5 см

9-й день после посадки

- средняя высота в см

5 см

9 см

15-й день после посадки

- средняя высота в см

12 см

18 см

21-й день после посадки

- средняя высота в см

16 см

24см

4. Результаты эксперимента

После того, как мы посадили в 2 одинаковых горшка семена овса, с первого дня эксперимента включали горшку №1 рок-музыку, а горшку №2 классическую музыку для прослушивания.

Первые всходы появились у овса, которая озвучивалась классической музыкой. Это произошло на следующий день. У горшка № 1 - рок-музыка восходы появились на 3 день.

На 6 день средняя высота всходов в цветочном горшке № 1 достигала 2 см; у горшка № 2 средняя высота всходов достигала 5 см.

На 9 день в горшке № 1 средняя высота всходов была равна 5 см; средняя высота всходов в горшке № 2 достигала 9см.

На 15 день средняя высота пшеницы в горшке №1 достигала 12 см,; средняя высота всходов в горшке №2 достигала 18 см .

На последний день эксперимента средняя высота всходов в горшке №1 достигла отметки в 16 см; средняя высота всходов пшеницы в горшке № 2 достигла 24 см.

Таким образом, разница между высотой всходов, озвученных классической и рок-музыкой, составила 8 см за 21 день.

Опираясь на эти данные, после проведённого исследования, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась - классическая музыка, действительно, положительно влияет на физиологию растения, способствует его активному росту и развитию.

Заключение

Растения всегда чутко улавливают перемены состояния среды, потому что ими движет естественная борьба за выживание.

Изучив литературу по влиянию музыки на рост и развитие растений, а так же используя выводы, сделанные учеными по этому вопросу мы выяснили, что классическая музыка благоприятно действует на рост и развитие растений, а рок - музыка приостанавливает процессы роста и развития растений.

Для проверки гипотезы мы провели собственное экспериментальное исследование, результат которого доказал, что растения, уход за которыми сопровождался классической музыкой, прорастание было раньше, они значительно прибавили в росте по сравнению с растениями, уход за которыми сопровождался рок - музыкой.

Исходя из этих данных, мы можем сделать вывод, что классическая музыка лучше чем рок - музыка влияет на рост и растение растений.

Рекомендации.*Для увеличения скорости роста растений нужно использовать музыку, а именно классическую.*В школах, домах, офисах растения растут лучше, где играет классическая музыка, а это большее выделение кислорода и поглощение углекислого газа.

*Там, где много растений лучше не слушать рок-музыку.

Список литературы

  1. Анастасова Л.П. Растения и окружающая среда. Учебное пособие. – М:РИНО,1999.

  2. Дубров А.П. Музыка и растения.- М: Педагогика Пресс,1998.

  3. Исмаилова С. Энциклопедия для детей «Биология». – М.Аванта+, 1994.

  4. Кленов А. С. Я познаю мир. М. : АСТ, 1999.

  5. Ситникова Н. Давайте слушать музыку.Саранск:  Мордовское книжное издательство ,1989

Приложение

Рис 1.1 день .

Рис 2. 2 день (Горшок № 2)

Рис 3. 3день (Горшок № 1)

Рис 4. 3 день (горшок № 2)

Рис 5. 6 день (Горшок №1)

Рис 6. 6 день (Горшок №2)

Рис 7. 15 день

Рис 8. 21 День

infourok.ru

Влияние музыки на растения. Миф или реальность? - Общий

Jump to content
  • Общий
This Topic
  • All Content
  • This Topic
  • This Forum
  • Advanced Search
  • Shop
  • Forums
    • Online Users
    • Staff
    • Guidelines
    • More
    • Gallery
    • Blogs
    • Activity
      • Search
      • More
      • Chatbox
      • Регистрация
        • Войти
        • More
        Магазин Ganja Seeds
        Бонусные семки. Наложенный платеж по Украине и России скидки до 30% Заказать в России Заказать в Украине
        Бонус к заказу
        Бонусные орехи за каждые 15 евро Вашего заказа Заказать в России Заказать в Украине
        • Existing user? Sign In  
          Sign In

        ganjalive.online

        Влияние музыки на растения Актуальность

        Documents войти Загрузить ×
        1. No category
        advertisement advertisement
        Related documents
        Влияние музыки на рост
        мастер-класс по изготовлению топиария
        каждый особый момент или особое событие требует особой
        Столичные идеи на саратовских улицах Видно издалека
        Ассортимент рассады однолетних цветов Весна 2015
        Влияние музыки на рост и развитие растений.
        Аннотация на дополнительную общеразвивающую
        ПРОЕКТ «КАШПО ДЛЯ КЛАССА»
        Эссе «Я – учитель
        Тема 9. Достижения русской музыки XV-XVI веков. XVII
        Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

        studydoc.ru

        Таинственное влияние музыки на растения

        Содержание.

        Краткая аннотация……………………………………………………………………....2 Аннотация…......................................................................................................................3

        Глава 1. Таинственное влияние музыки на растения....................................................
          1. Страницы истории: растения слушают музыку......................................................4-5
        Глава.2 Лабораторный эксперимент...............................................................................

        2.1. Влияние музыки на комнатное растение герань .............................................. …6

        2.2.Результаты эксперимента...........................................................................................6-7

        Заключение..……………………………………………………………………….... 7

        Список литературы....................................................................................................... 8

        Приложение.................................................................................................................... 9-10

        Краткая аннотация Музыка и растения, какая может быть между ними связь? Разве растения способны воспринимать музыкальные звуки?

        В своей исследовательской работе я хочу выяснить влияние музыки на рост и развитие комнатного растения – герани. Для этого я проведу эксперимент: посажу два черенка герани, первое растение будет слушать классическую музыку утром и вечером, а второму растению буду включать рок- музыку тоже утром и вечером. Результаты оформлю в таблице и сделаю вывод.

        Аннотация

        Объект исследования - зависимость роста и развития комнатного растения от музыкального сопровождения.

        Предмет исследования - фенологические наблюдения за ростом и развитием комнатного растения.

        Цель моей работы - в ходе лабораторных исследований выяснить, какое влияние оказывает музыка на рост и развитие растений.

        В соответствии с целью я поставил следующие задачи:

        1) на основе анализа специализированной литературы выяснить, кто из ученых занимался изучением влияния музыки на растения и какие выводы были сделаны в результате исследований;

        2) провести собственный эксперимент по изучению влияния музыки на рост и развитие герани;

        3) сделать самостоятельные выводы о влиянии музыки на рост и развитие растений.

        Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней на основе анализа специализированной литературы и экспериментальных данных обосновывается эффект направленного действия звуков музыки на рост и развитие растений.

        Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов на уроках окружающего мира, при озеленении кабинетов.

        В работе были использованы такие методы исследования, как анализ литературы, сравнительный и сопоставительный анализ при экспериментальном фенологическом наблюдении, проводимом с использованием различных музыкальных произведений.

        Глава 1. Таинственное влияние музыки на растения.

        1.1.Страницы истории: растения слушают музыку.

        Растения всегда чутко улавливают малейшие перемены состояния среды, потому что ими движет естественная борьба за выживание. Комнатные растения адаптируются, приспосабливаются к воздействию синтетиче­ских материалов, железобетонных стен, бытовой техники и электроники.

        Еще в старых книгах и журналах можно было встретить удивительные сведения о взглядах древних мыслителей и философов на природу растений и их чувствительность к музыке, пению и даже к эмоциям людей: любимые растения расцветали, а нелюбимые вяли.

        В разных странах мира распространены верования в то, что музыкальное или песенное сопровождение во время посева злаков способствует их последующему благоприятному росту и будущему богатому урожаю. Поэтому до сих пор у многих народов сохраняется своеобразный певческо-танцевальный ритуал как перед посевом семян в почву, так и перед охотой.

        Все это – далекое прошлое, и оно кажется сказочным и фантастическим, не укладывается в сознании людей, привыкших к тому, что в развитии растений есть определенные фазы и стадии, зависящие только от погодных условий, от светового и температурного режимов, условий полива и питания. И возникает невольный вопрос: стоит ли верить рассказам в древних, пожелтевших от времени фолиантах.

        Но что заставляет нас внимательно отнестись к фактам влияния музыки на растения? Это существование подтверждений и доказательств, полученных уже не так давно в опытах, проведенных в строго контролируемых условиях с соблюдением всех научных требований. Особая роль изучения влияния музыки на растения принадлежит индийскому ученому, профессору ботаники Т. Ц. Сингху, из университета Аннамалай в штате Мадрас. Он одним из первых, начиная с 1950 г., обратил внимание на высокую чувствительность растений к звукам, музыке и даже танцам! Вместе со своими учениками и сотрудниками школы ботаники при университете он многие годы исследовал влияние музыки на растения.

        Т. Ц. Сингх вместе со своей помощницей Стелой Понниах провел тщательные наблюдения за влиянием на растения звуков различных музыкальных инструментов. Основываясь на древних индийских сказаниях, исследователи проигрывали растениям мимозы и бальзамина древние индийские мелодии – раги. Через две недели озвучивания было обнаружено, что у опытных растений число устьиц на листьях было больше, эпидермис листьев толще, чем у контрольных растений, не получавших музыки, но росших в аналогичных условиях.

        Растения бальзамина через 1,5 месяца после ежедневного 25-минутного «прослушивания» игры виртуоза-музыканта на старинном инструменте были выше, и у них активнее шли процессы обмена веществ (на 75%). Были взяты для опытов декоративные растения: астры, петунии, белой лилии - и сельскохозяйственные культуры: лук, редис, батат, тапиока, кунжут. Каждое из этих растений озвучивалось в течение нескольких недель перед восходом Солнца различными мелодиями, чтобы выяснить эффективность каждой из них. Музыкальное звучание инструментов – флейты, виолончели, гармони – длилось по получасу ежедневно.

        Вывод, сделанный учеными по прошествии всего срока исследования, был однозначным – гармонические звуковые волны действуют на рост, цветение, плодоношение и урожайность растений.

        Важно то, что в работах Сингха и его сотрудников было обнаружено резкое изменение физиолого-биохимических свойств растений под влиянием музыки. Лабораторные исследования показали, что такие жизненно важные процессы в растениях, как дыхание, транспирация, поглощение углекислоты, под влиянием музыки увеличиваются почти в 2 раза по сравнению с контролем.

        В 1960 г. ботаник и агроном Джордж Е. Смит, узнав об опытах Сингха, взялся за их экспериментальную проверку на кукурузе и сое, выращиваемых в вегетативных сосудах в 2-х одинаковых по режиму теплицах с той лишь разницей, что в одной из них непрерывно звучала музыка Джорджа Гершвина. Опыты были положительными: вновь, как и в других исследованиях, озвученные проростки у обеих культур появились раньше, их стебли были толще, прочнее и зеленее по цвету, а вес семян превышал контроль на 42% у кукурузы и 24% - у сои.

        Смит проводил измерения температуры почвы в течение всего вегетативного сезона. Оказалось, что температура почвы, непосредственно находящейся перед громкоговорителем, была на 2 градуса выше той, что находилась на некотором расстоянии от него. Смит сделал вывод, что этот фактор может оказывать влияние на почвенные микроорганизмы.

        Очень интересными были также исследования по изучению действия музыки на растения, проведенные в 1969 г. американским музыкантом и певицей Дороти Ретолэк. Свои исследования, она описала в книге «Звук музыки и растения». В ней она подробно рассказала о своей работе по музыкальному озвучиванию растений. Ее первые опыты показали большую биологическую эффективность музыки и неодинаковость реакции растений на нее.

        Глава 2. Лабораторный эксперимент.

        2.1. Влияние музыки на комнатное растение герань.

        Цель: в ходе лабораторного эксперимента установить влияние различных музыкальных произведений на рост и развитие растений.

        Объект изучения: комнатное растение герань (см. Приложение 1)

        Оборудование и материалы: черенки, посадочный материал, магнитофон, сборники классической музыки, сборник рок – музыки.

        Сроки: 15 августа 2009 года - 10 ноября 2009 года .

        Гипотеза: классическая музыка ускоряет процессы роста и развития растения, рок-музыка подавляет и угнетает данные процессы.

        Ход работы: для исследования взяли 2 абсолютно одинаковых черенка герани, имевших вертикальное расположение стебля, каждый из них был длиной 7 см, у них было по11листьев. Выбрали одинаковые листья и измерили: ширина – 5см, длина – 4,2 см. Посадили эти черенки в 2 одинаковых горшка, и в течение 2,5 месяцев ухаживали за ними одинаково, создавая одинаковые условия, соблюдали все агротехнические приемы. При выращивании черенков мы использовали музыкальное сопровождение: классическая музыка ( цветок №1),альбом рок – музыки Linkin Park (цветок №2). Музыку включали 2 раза в день – утром и вечером.

        2.2. Результаты эксперимента

        Данные, полученные в ходе исследования, представлены в таблице 1 и таблице 2. (приложение 2)

        Наблюдая за растениями, мы установили, что стебли растения №1 тянулись к источнику звуков. В то же время на рок-музыку растение №2 отклонялось от источника звука, как будто бы хотело уйти от губительного действия этой музыки. Чтобы убедиться в достоверности такой реакции, растение №2 поворачивали на 180 градусов, и оно вновь отклонялось от источника рок-музыки.

        Выводы.

        1. В ходе эксперимента было установлено, что растение №1, которому включали классическую музыку, каждые 2 недели прибавляло в росте от 2 до 3 см. К концу проведения опыта первое растение было высотой 23 см, а второе – 18 см. У первого растения образовалось 24 листа, у второго – всего17.
        2. В ходе эксперимента мы измеряли ширину и длину одного и того же листа каждого растения. У растения №1 ширина листа увеличилась на 3,5 см, длина листа - на 3 см. У растения №2 – на 2,7 см и 2 см соответственно.
        3. Исследования показали, классическая музыка положительно влияет на физиологию растения, способствуют его активному росту и развитию, ускоряют обмен веществ в растительных клетках.

        Заключение.

        Изучение литературы по влиянию музыки на рост и развитие растений показало:

        1. биологическое действие звуков музыки на растения связано с определенными звуковыми частотами;
        2. классическая музыка благоприятно действует на рост и развитие растений;
        3. рок - музыка угнетает процессы роста и развития растений.
        Для проверки гипотезы мы провели экспериментальное исследование, в результате которого узнали, что растение, уход за которым сопровождался классической музыкой, значительно прибавило в стеблевом росте и процессе листообразования, по сравнению с растением, уход за которым сопровождался рок - музыкой .

        В дальнейшем исследовании мы планируем изучить влияние музыки на процессы плодоношения у овощных культур (томаты).

        Список используемой литературы:

        1. Дубров А. П. Меломаны на грядках // Природа и чело­век. - 1988.
        2. Ничипорович А. А. Энергетическая эффективность фото­синтеза и продуктивность растений. — Пущино: Научный центр биологических исследовании 1989.
        3.Шноль С. Э,. Замятнин А. А., Сервазян А. Му­зыка, молекулы, биология. Знание — сила. — 1988.

        4.Дубров А.П. Сознание у растений и связь их с человеком. – М.: Наука и знание, 1990. 

        5.Анастасова Л.П. Растения и окружающая среда: Учебное пособие. – М., 1999.

        6.Воробьева Р. Комнатные растения: Мини – энциклопедия. – М., 2001.

        ПРИЛОЖЕНИЕ 1

        Герань (Geranium) — род принадлежит к семейству гераниевые. Рекомендуемые для озеленения герани — это корневищные многолетники, способные образовывать плотные, красивые, сферические кусты. У всех гераней очень привлекательные листья с округлыми или пяти-семиугольными пластинками, на 2/3 рассеченными. Нижние и прикорневые листья на длинных (30см) черешках. У некоторые видов листья и стебли с сильным опущением. Они сохраняются до морозов, а иногда и зимуют. Поэтому герани высоко ценятся как декоративно-лиственные растения. А такие виды, как герань плосколепестная, герань мелкотычинковая,

        герань грузинская, имеют очень крупные яркие цветки и обильно цветут.

        Приложение 2 Результаты фенологических наблюдений:

        Таб. 1

        № измерения Дата Растение №1 Растение №2
        Высота, см Число листьев Высота, см Число листьев
        1 15 августа 7 11 7 11
        2 29 августа 9 12 8 11
        3 12 сентября 11 14 9 12
        4 26 сентября 13 16 11 13
        5 10 октября 16 19 13 14
        6 24 октября 19 21 15 15
        7 10 ноября 23 24 18 17

        Результаты фенологических наблюдений:

        Таб. 2

        № измерения Дата Растение №1 Растение №2
        Ширина листа, см Длина листа, см Ширина листа, см Длина листа, см
        1 15 августа 5 4,2 5 4,2
        2 29 августа 5 4,2 5 4,2
        3 12 сентября 6 5,5 5,8 5,2
        4 26 сентября 6,3 6 5,9 5,7
        5 10 октября 7 6,6 6 6
        6 24 октября 7,6 7 6,3 6
        7 10 ноября 8,5 7,2 6,7 6,2

        klevoz.ru

        Воздействие музыки на растения и другие живые организмы. - Характер и воздействие музыки (исследования взятые на разных сайтах) - Каталог статей

        “Музыкальная медицина”

        Целительное воздействие музыки на живые организмы было замечено еще на заре цивилизации. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие “музыкальной медицины”. Целительное воздействие музыки на организм человека было замечено еще на заре цивилизации. Использование музыкального искусства с терапевтической целью описаны в древних папирусах и Библии. Музыка влияет на организм человека всесторонне. Во время прослушивания музыки головной мозг реагирует на неё активизацией нескольких областей. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека. Музыку наш мозг воспринимает одновременно двумя полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое тембр и мелодию. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее.

        По данным московского медицинского центра “Ленц” и Детского Центра лечения, в результате многочисленных исследований установлено, что под действием музыки такие психические процессы, как память и ориентация улучшаются на 45–50%, а внимание – на 25–30%. Музыкальное воздействие на организм человека осуществляется не только на центральную нервную систему, но и на мышечную, пищеварительную системы. Современные научные исследования показали, что именно классическая музыка положительно влияет на физическое и психическое состояние человека, на здоровье больных. “Живая” музыка композиторов–классиков помогает избавиться от депрессивных состояний, стрессов, переживаний, тревог.

        — Успокоиться помогут “Свет луны” Дебюсси, “Аве Мария” Шуберта, прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.

        — “Лунная соната” Бетховена и “Симфония” Гайдна помогут снять раздражительность.

        — При бессоннице слушайте сюита “Пер Гюнт” Грига, “Грезы” Шумана, пьесы Чайковского. Но не любая музыка улучшает зрение и слух, а только та, которая более всего отвечает внутреннему состоянию организма человека. После прослушивания рок – композиции у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови, наблюдается нервный срыв. Так музыка, к сожалению, может превратиться из друга во врага. Известный русский хирург и академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием классической музыки организм начинает работать более слаженно, гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что классическая музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придаёт физическую бодрость.

        Создатель музыкальной фармакологии американский учёный Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, “Лесного царя” Шуберта, оду “К радости” Бетховена из его 9–й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Такое воздействие музыки объясняется тем, что различные по частоте звуки по– разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связано с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека своя частота ритмов. Именно поэтому так различны музыкальные вкусы. Интересный факт, отмеченный психологами, – это “совпадение” искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме человека. В психологии существует такой термин как “слуховой путь”. Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60–70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбуждённые нервные центры (например, гнева и недовольства), снимают состояние стресса, боль, улучшают процессы обмена. Всё это происходит под воздействием классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Чайковский. “Но каждое произведение имеет своё воздействие на психическую деятельность” [3] Классическая музыка, в принципе, морально безупречна.

         

        Эффект Моцарта.

        “Гармония музыкальных звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера”. Кроме того, музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти. Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов.

        Например, музыка Моцарта оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении. “Причём эффект от музыки великого австрийца распространяется не только на людей, но и на домашних животных и даже на неодушевлённые предметы” [6]. В прошлом веке в одном из монастырей монахини исполняли музыкальные произведения для домашних животных. Они заметили, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока. Японцы выяснили, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее. В Канаде струнные квартеты играют Моцарта на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и снизить количество аварий. Этот музыкальный феномен так и назвали – “эффект Моцарта”.

         

         “Звуковой яд”.

        В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки на животных, растения и человека была исключительно велика. К сожалению, с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений, и большинство из них действуют разрушительно на живые организмы, особенно сверхгромкие звуки – подобную музыку специалисты называют “музыкой–убийцей”, “звуковым ядом”. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.

        Русский психолог Д. Азаров однажды признался: “Мне удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства (рок–музыкантов). Когда я несколько раз прослушал эту музыкальную фразу, то ощутил такой прилив мрачного настроения, что сам был готов полезть в петлю”. Множество музыкальных произведений создано из “звуков–самоубийц”. Кто–то скажет: “если такая музыка существует – значит, она кому–то нужна”.

        Да, наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. И, всё же, чтобы уберечь себя и нашу Землю от разрушения, нужно наполнять окружающий мир прекрасным с помощью живописи, музыки, и других видов искусства. И гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо её звуки, проникающие всюду, способны сделать мир прекрасней, а человека – совершенней. Один древний мыслитель говорил: “Слушать Прекрасное и видеть Прекрасное – значит улучшаться”.

        Вывод: Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и духовное развитие человека. Особенно музыка Моцарта положительно воздействует не только на людей и другие живые организмы. А рок музыка действует разрушительно на живые организмы. Таким образом, музыка может из друга превратиться во врага.

         

        Раздел 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ НА ВСЁ ЖИВОЕ

        Задача: изучение воздействия музыки на живые организмы.

        “Музыка и растения... Связь этих слов между собой поначалу кажется невероятной. Один из первопроходцев изучения действия музыки на растения – индийский ученый Сингх. Его ученики провели эксперимент на луковицах репчатого лука. Исследования четко показали, что на музыку шумов ветра и воды растения отзывались положительно, в то время как на тяжелый рок растения отвечали уменьшением размеров листьев и корней, снижением веса.

        Научно установлен факт, что растения неравнодушны к музыке и чутко реагируют на нее скоростью роста и плодоношением. Люди давно это заметили и использовали для увеличения урожая. Индейцы бассейна Карибского моря, например, посев семян тыквы сопровождали мужским хором, а сев овса вели под женское пение. Когда сажали овощи, играли на дудочках и свирелях, когда лен – пели.

        Американский цветовод Локер радиофицировал свою теплицу и регулярно передавал концерты классической музыки. “Озвученные” цветы выросли высокими и прямыми, обильно цвели, цветы отличалась сочностью окраски, и дольше держались на цветоножках.

        Животные тоже “слышат” музыку, активно реагируя на нее. Акулы, услышав классическую музыку, собираются вместе со всего океана.

        Известно также воздействие музыки на организмы, относящиеся к царству грибов. Когда музыка Моцарта звучит в пекарне, дрожжевое тесто поднимается в 10 раз быстрее.

        А рок отрицательно действует даже на слонов. Коровы, слушающие рок – концерты, дают горькое молоко.

        Вывод: Классическая музыка прошлого и настоящего времени всегда будет актуальна и ценима человечеством во все времена, поскольку она пронизана положительным энергетическим потенциалом, приносит слушателю радость. А рок – музыка и сверхгромкие звуки действуют разрушительно на все живые организмы.

        domisol.ucoz.com