Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Виды и стили формирования бонсай. Виды бонсай названия растений


6 лучших растений для бонсай

4. Эреция мелколистная

Это растение по праву считается не только одним из самых эффектных, но и крупных бонсай.

Бонсай из кармоны мелколистной

Воздушные корни, светлая кора, причудливо изгибающийся ствол и опушенные листья выделяют эрецию (Ehretia microphylla, синоним – кармона мелколистная, Carmona retusa) в любой коллекции. Выращивают этот бонсай и в зимних садах, и во всех видах жилых комнат.

Эреция мелколистная это вечнозеленое дерево высотой от 15 до 80 см требует некоторых усилий по сдерживанию габаритов. Но зато у кармоны есть немало других преимуществ. Кора светлая, коричневато-серая, с очень красивыми разрезами, подчеркивающими изгиб ствола и ветвей. А темные листья эреции, опушенные наверху листовой пластины белыми волосками, кажутся и миниатюрными, и массивными одновременно.

Цветение кармоны, в отличие от многих других деревьев, используемых для получения бонсай, продолжается практически круглый год. И наблюдать метаморфозы – от крошечных бутонов до белоснежных цветков, а затем к зеленым, постепенно краснеющим ягодам – можно бесконечно.

Самое сложное в выращивании кармоны – поддержание высокой влажности воздуха. Да и требования только равномерной увлажненности почвы также не облегчает процесс выращивания. Но зато это дерево можно выращивать и «поливать» методом погружения в воду (прямо со стволом), а удобрения лучше вносить именно таким способом, погружая растение в слабый раствор.

Эреция отлично себя чувствует в комнатных условиях, но с мая и до сентября лучше все же найти ей место на свежем воздухе. Проветривание комнат очень важно, как и интенсивное освещение.

Бонсай из кармоны мелколистной. © Cliff

Этот вид бонсай нуждается в постоянном сдерживании. Растение громоздкое и склонно возвращать свои природные габариты. Поэтому кармону не столько стригут, сколько обматывают проволокой для более агрессивного сдерживания. Очень эффектна кармона не в пряморастущей, а в свисающей «горной» форме и каскаде.

Зимовать кармона может не только в прохладе. Приемлемые значения температуры воздуха – от 12 до 22 градусов. Так что это одно из нескольких бонсай, хорошо чувствующих себя в комнатных условиях круглый год.

Продолжение списка лучших растений для бонсай смотрите на следующей странице.

www.botanichka.ru

Виды и стили формирования бонсай — Все о бонсай на mirbonsai.com

Бонсай – небольшое, можно сказать даже крохотное деревце, мода на выращивание которого пришла к нам из Японии. Там, в стране восходящего солнца, уход за миниатюрными деревцами считается древней традицией. Растения выступают своеобразным символом семейного счастья и благополучия, потому торжественно переходят от одного поколения к другому. К нам тенденция выращивания бонсай пришла относительно недавно, но уже известны основные секреты и приемы этого искусства. Маленькое дерево вызывает чувство восхищения, оно притягивает взгляд необычностью, изысканностью и миниатюрностью формы. Примечательно, что данный тип растений бывает различных видов. Каждый уникален и прекрасен, потому сможет стать украшением или очаровательным дополнением любого интерьера современного жилого либо офисного помещения.

Виды деревьев бонсай

Большое количество деревьев бонсай относится к вечнозеленым. Такие растения создают вокруг себя теплую обстановку комфорта и уюта. Вечнозеленое дерево будет радовать глаз круглый год, независимо от погоды за окном. Насыщенно-изумрудные оттенки листочков бонсай подчеркнут очарование зарождающейся весны и буйное окружение зелени лета. Они смогут также легко составить гармоничную палитру с желто-багряной листвой осени и яркий контраст снежно-белой зиме. Как в природе меняются сезоны, так разнообразятся и виды крохотных комнатных деревьев. Некоторые из них проявляют себя наиболее эффектно, наряжая листочки в краски осени, другие впечатляют нежными расцветками весеннего цветения.

Существуют виды бонсай, вся красота которых в полной мере открывается летом – насыщенные оттенки зелени успокаивают и будто вносят в дом уют. Отдельно стоит отметить вид деревьев, отличающихся от остальных причудливой формой веточек и самого ствола. Загибающиеся и переплетающиеся в разных направлениях ветки будто создают уникальный узор, скрывая в себе некую тайну. Глядя на такой бонсай, особенно, когда дерево сбросило листву, представляется то буйное течение реки, то перекаты морских волн, то ребристые облака, плывущие по небу.

Основные формы и стили миниатюрных деревьев

Если вы попали под очарование миниатюрных деревьев, которые можно растить прямо дома, следует обратить внимание на основные возможные формы и стили этого очаровательного растения. Распределения на такие категории происходило в естественных условиях. Потому модели бонсай повторяют их форму произрастания на природе.

Сякан. Сякан – один из самых популярных стилей, характеризующийся наличием наклонного ствола. Древесная композиция может иметь толстый или не очень толстый наклоненный в сторону ствол, с обеих сторон украшенный раскидистыми мини-кронами. Опытные коллекционеры любят оголять корни растения, создавая иллюзию, будто дерево чуть выкорчевано из земли свирепым ураганом. Стиль Сякан приемлем для выращивания почти всех видов деревьев (липа, сосна, клен, туя и прочие). Смотреть фотогалерею

Сожу. Наиболее простым, соответственно, незатруднительным в выращивании и формировании является стиль Сожу. Для его создания достаточно нескольких деревьев бонсай, высаженных в одном небольшом пространстве. Разные формы и размеры растений гармонично объединяются в достаточно симпатичный для визуального восприятия стиль Сожу. Смотреть фотогалерею

Теккан. Дерево в стиле Теккан практически не нуждается в формировании – оно просто растет и радует окружающих своим присутствием. Его основная особенность – в отсутствии особенностей. Это деревце тянется вверх, создавая простые и ясные линии очертания. Такая форма является основоположницей многих классических стилей выращивания бонсай. Смотреть фотогалерею

Банкон. Наверное, самым причудливым и замысловатым можно по праву назвать стиль Банкон. Он выражен в наличии тугого узла у основания деревца. Если вы выбираете такие стили формирования бонсай, следует знать – здесь наиболее оптимально подойдут гинкго или фикус. Причем, формировать ствол необходимо, когда растение еще совсем молодое, а сам ствол достаточно гибок. Смотреть фотогалерею

Бундзинги. Бундзинги – стиль, довольно сложный по уровню формирования. Здесь присутствуют обороты ствола, частые изгибы и наклон общей линии. Для выращивания данного стиля лучше всего подходят такие породы бонсай, как сосна или кедр. Важным условием формирования является старое основание ствола и молодая верхняя часть. Нижняя часть освобождается от веток, тогда как верхняя остается густоветвистой. Смотреть фотогалерею

Мойоги. Мойоги по-другому называют неправильным прямостоящим стилем. Его основное отличие от Теккан в том, что ствол может быть изогнут в любом направлении в любом месте. Как правило, такие деревья выращиваются с несколькими изгибами, формирующимися в нижней части ствола. При этом обязательным условием выступают корни, которые видны над поверхностью земли. В таком стиле можно выращивать дуб и клен, сосну и можжевельник. Смотреть фотогалерею

Хокидати. Метлообразный Хокидати представляет собой большую крону на ровном стволе. Для этого стиля рекомендуются такие породы как кипарисовик, клен, дзельква, вяз. Дуб, ива или береза, напротив, категорически не подходят. Ветви и кроны дерева должны расходиться в разные стороны, напоминая по форме метлу или объемный веер, установленные на ручке. Смотреть фотогалерею

Фукинагаси. Дословный перевод названия этого стиля – ствол на ветру. Из такой интерпретации названия сразу становится понятна форма растения. Формируют данный стиль простым, но не совсем легким способом – здесь необходимо, чтобы и ветви, и ствол были направлены в одну и ту же сторону. Идеальным выбором для Фукинагаси станет береза или сосна. Смотреть фотогалерею

Выбирая бонсай как комнатное растнеия следует знать, что некоторые виды требуют особого ухода, нуждаются в контроле за уровнем влаги, температуры и особого формирования. При выращивании необходимо, в зависимости от породы дерева бонсай и его будущего стиля, осуществлять своевременную подрезку, обрезку, прищипку новых побегов и верхушки, удаление сухих ветвей. При соблюдении несложных правил, легко добиться желаемого результата и любоваться миниатюрным деревцем, форму которого вы создали самостоятельно.

mirbonsai.com

Бонсай – виды

Бонсай – искусство воссоздавать миниатюры реальных деревьев, вынужденных произрастать в тех или иных условиях. В зависимости от этих самых гипотетических условий, есть немало видов и стилей выращивания бонсая.

Стили бонсай

Нужно сказать, что занятие это довольно увлекательное, тем более, что получаемый результат поражает и вдохновляет. Приведем классические виды бонсаев с названиями и их расшифровкой, чтобы вы могли выбрать и создать для себя свой собственный бонсай.

Стиль Теккан (правильный прямостоящий) – первая форма бонсая для начинающих. Характеризуется прямым и конусообразным стволом, толстыми корнями, свободной от ветвей нижней частью ствола. Ветки постепенно уменьшаются к верхушке. Выращивать в этом стиле можно практически любое растение. Символизирует гордое одиночество и несгибаемую волю.

Мойоги (неправильный прямостоящий) – от правильного отличается изогнутым стволом. Может присутствовать несколько изгибов. Корни видны на поверхности, крона не выходит за рамки плошки. Выращивать в этом стиле можно можжевельник, сосну, клен или дуб.

Фукинагаси (ствол на ветру) – повторяет форму деревьев, растущих на морском берегу, где ветер имеет всегда одно направление и ветви наклонены в одну сторону. Лучше всего для этого стиля подходит береза и сосна.

Сякан (наклонный ствол) – часто встречается в бонсай-коллекциях. Растение растет с толстым или тонким, но обязательно наклонным стволом, ветки имеются по обеим его сторонам. Для более реалистичной картины вывороченного дерева, часть корней должна быть видна снаружи. Таким способом можно выращивать дуб, липу, можжевельник, клен, тую, сосну и многие другие растения.

Икада (плот) – бонсаи в этом стиле встречаются редко. Формируются из односторонне растущего дерева с горизонтально расположенным и укорененным стволом. Ветки такого дерева располагаются вертикально и выглядят как много стволов. Подходящие сорта растений – фикус, бересклет и некоторые виды можжевельника.

 

womanadvice.ru

Стили бонсай — FloweryVale.ru

Классические стили бонсай сложились согласно многовековым японским традициям, ориентирующимся на внешний вид естественно растущих в природе деревьев.

Дерево может изменяться от воздействий внешней среды. Зачастую в неблагоприятных климатических условиях деревья сильно видоизменяются, возникают карликовые формы, которые часто едва похожи на своих высокорослых собратьев. Взять, например, горную сосну (Pinus mugo).

В условиях высокогорья (каменистая почва, постоянные ветры, короткое лето, низкая температура зимой) у дерева образуются сильноизогнутые пологие стволы, хотя на равнине она растет как типичное дерево с хорошо выраженным вертикальным стволом и овальной кроной.

Или обычная береза в лесостепной зоне с раскидистой, свисающей кроной совершенно отличается от березы, выросшей в условиях тундры, где она образует небольшую кустарниковую поросль с сильноизогнутыми, прижатыми к земле, стволиками. И таких примеров в природе очень много.

Или еще один пример, который мы все могли наблюдать: одиночное дерево, растущее на опушке леса, имеет широкую крону, ниже ростом, чем аналогичные деревья, растущие в чаще леса.

Что же такое бонсай? Это искусственный способ выращивания миниатюрных деревьев. Появление различных стилей основывается на наблюдениях за природой, и любое отклонение от нее, сколько бы ценным оно ни было в садоводстве, решительно отделяется от традиционного определения бонсай.

Наиболее важным в искусстве бонсай представляется сохранение связи между выращиваемым деревом в выбранном стиле бонсай и дикорастущими растениями. Например, существует в природе какой-то определенный экземпляр, принадлежащий к виду, произрастающему в болотистой, плодородной среде. Поэтому, не нужно даже начинать его формирование в стиле «корни на скале», потому что в природе такая ситуация не является жизнеспособной.

Бонсаи можно классифицировать, исходя из определенных особенностей каждого экземпляра, напрямую зависящих от того, как он выращивался. Строгой классификации бонсаев не существует, их можно подразделять по форме кроны, положению, виду и количеству стволов, форме роста ветвей или по композиции.

Классификация бонсай по размеру

Если брать за основу классификации высоту ствола, то все бонсаи можно разделить на три основные группы: малые, средние и большие. Высота бонсая измеряется без учета высоты посадочного контейнера, во внимание берется только высота самого растения, от верхушки до основания.

  • Малые бонсай, «Шоккин» (shokkin), в эту группу входят совсем маленькие растения с высотой от 8 до 15 сантиметров;

Средняя группа бонсаев делится на две подгруппы:

  • «Комоно» (Komono) с растениями с высотой от 15 до 30 сантиметров;
  • «Чумоно» (Chumono) с растениями высотой от 30 до 60 сантиметров.

Бонсаи средней группы — самые распространенные.

К третьей группе относятся большие бонсаи:

  • «Омоно»(Omono), высота растений составляет около 1 метра.
  • Бонсай выше 120 см — садовый бонсай.

Бонсаи третьей группы смотрятся величественно. Но они занимают гораздо больше места, чем средние бонсаи. Поэтому их чаще всего выращивают в саду. Для поддержания формы им нужен свежий воздух, да и смотрятся они в саду идеально.

Классификация бонсай по числу стволов

Более распространенные бонсаи — деревья, растущие одним стволом из одного корня. На их основе выращивается очень много разновидностей стилей бонсай.

Есть многоствольные бонсаи, когда из одной корневой системы растет сразу несколько стволов.

Есть стили, когда в контейнеры высаживается несколько деревьев одного или нескольких видов с индивидуальной корневой системой, образующих небольшую рощу деревьев. В этой разновидности бонсай количество стволов должно быть нечетным, кроме стиля «два ствола».

Многоствольный стиль, «Куст» (кабудати)

Несколько стволов ( нечетное число), растущие от одного корня в виде куста. Все стволы отличаются по высоте и толщине: у самых маленьких стволики тоньше, у более крупных — покрепче и потолще. Ветви всех деревьев образуют единую крону.

Стиль «Створки устричной раковины» (карабуки)

Из одного корня растет несколько стволов (нечетное количество), которые напоминают створки устричной раковины.

Стиль «Извилистые стволы» (нетсунагари)

Из одного основания растет несколько неправильных, извилистых стволов с извилисвыми корнями.

Стиль «Группа из трех стволов» (самбон-ёсэ)

Композицию составляют три самостоятельных ствола.

Стиль «Группа из пяти стволов» (гохон-ёсэ)

Композицию составляют пять самостоятельных стволов. С увеличением количества стволов (всегда нечетного числа) стиль получает новое название.

Стиль «Многоствольное дерево» (тсуками-ёсэ)

Несколько стволов растут из одного корня.

Стиль «Рощица» (ямаёри)

Несколько разных по высоте стволов (чаще всего более девяти) высаживают рядом. Всей композиции придается естественный вид рощи.

Лесной стиль (ёсэ-уэ)

Стиль, имитирующий миниатюрный лес. Деревья (нечетное количество) должны быть разными по высоте. Главное, самое высокое, дерево сажают впереди. По обе стороны и чуть позади от него высаживают два других высоких дерева.

Для усиления эффекта задние деревья с густой и плотной кроной высаживают очень компактно, у переднего дерева оставляют открытый ствол. Неровный рельеф поверхности, камни, а также дополнительно подсаженные низкорослые травянистые растения создают единую композицию.

Классификация бонсай по стилю

Независимо от размеров и количества стволов бонсай, все они выращиваются при помощи одних и тех же приемов, или норм, которые преподносят оригинальные решения, определяющие внешний вид каждого экземпляра.

Отсюда и происходит различие стилей бонсай. При определении стиля чаще всего учитывается расположение ствола и ветвей, хотя иногда обращается внимание и на форму корней.

Стили бонсай различаются между собой наклоном ствола, расположением ветвей и корней, компоновкой нескольких экземпляров деревьев в одной плошке.

К основным стилям бонсай можно отнести «классический прямостоячий», «наклоненное дерево» и «каскад». Остальные являются их производными, отличающимися лишь сложностью используемых приемов или количеством экземпляров, растущих в одной плошке.

Классический прямостоячий стиль (тёккан)

Классический прямостоячий, или вертикальный стиль бонсай полностью повторяет стиль одиночного прямостоячего дерева с мощными, равномерно расположенными по сторонам ветвями и корнями.

Дерево имеет идеально прямой ствол, равномерно сужающийся к вершине. Ветви, немного провисая, растут горизонтально. Самая нижняя ветвь — самая мощная, последующие ветви по направлению к верхушке должны становиться постепенно более тонкими. Этот стиль подходит для деревьев всех пород.

Неправильный прямостоячий стиль (моёги, татики)

Стиль так же, как и классический прямостоячий, характерен одним прямостоячим стволом, но имеющим немного неправильную, возможно, слегка изогнутую форму. Ветви, вырастающие из изгибов ствола, также искривлены. Данный стиль характерен для различных видов хвойных растений, например, для кипариса, кипарисовика.

Стиль «Дерево, согнутое ветром» (фукинагаси)

Данный стиль представляет собой деревце с извилисто наклоненным стволом под некоторым углом относительно вертикали. Ветви растут только в одном направлении параллельно земле: на одной стороне ствола, в сторону предполагаемого направления ветра.

Стиль «Изогнутое дерево» (недзикан)

Характеризуется сильноизогнутым у основания стволом. Извилистые ветви повторяют изгибы ствола.

Стиль «Ломкое дерево» (сабамики)

Основной ствол разделен на две части глубокой открытой раной без коры.

Метлообразный стиль бонсай (хокидаси)

Стиль считается классическим, при котором соблюдается основной принцип — абсолютно правильный прямостоячий ствол с кроной в виде веера, зонтика или метлы. Ветви группируются в верхней части ствола и растут во всех направлениях.

Стиль формируется прищипкой верхушечного побега на 1/3 общей высоты ствола. Из спящих боровых почек начинают отрастать боковые побеги. В дальнейшем эти побеги также прищипываются, что, в конечном итоге, и создает метлообразную форму кроны. Для этого стиля подходят лиственные деревья с широкой, раскидистой кроной.

«Наклоненное дерево», или наклонный стиль (сякан)

Деревья, выращенные в наклонном стиле, имеют слегка наклоненный в любую сторону ствол. Ветви располагаются упорядоченно, но их рост не слишком равномерен.

Наклонный стиль бонсай формируется аналогично классическому вертикальному стилю. Дерево, выполненное в наклонном стиле, символизирует сопротивление ветру.

«Стволы-близнецы», или стиль сдвоенного ствола, (сокан)

Два дерева растут из одного корня. Одно из них должно быть большим и сильным, второе — маленьким и тонким. Ветви, расходящиеся горизонтально, образуют общую крону. Этот стиль также называют «отец и сын» или «близнецы».

Стиль «Два ствола» (содзу)

Два растущих рядом, но разнокоренных ствола разного размера и толщины создают очень привлекательную композицию.

Плотообразный стиль (икада)

Стиль характеризуется тем, что имитирует положение дерева, упавшего в болото. Его нижние ветви сломаны, сначала часть ствола, а потом и весь ствол погружаются в болотистую почву, непотопленные ветви начинают расти вверх, превращаясь в отдельные, разновеликие деревца, растущие на одном «плоту». Со временем старый ствол сгнивает, а молодые деревца образуют собственные корни и кроны.

Полукаскадный стиль (хан-кенгай)

Стиль имитирует дерево, которое как бы зависает над обрывом или утесом. Характерная особенность этого стиля — верхушка ствола доходит до середины контейнера. Полукаскадный бонсай выращивается в высоких контейнерах, чтобы подчеркнуть природный феномен.

Каскадный стиль (кенгай)

Стиль имитирует горные деревья, ниспадающие с отвесных скал. Характерная особенность данного стиля — ствол деревца, круто наклоненный по отношению к глубокому контейнеру, с мощными, выраженными корнями. Верхушка ствола может спускаться ниже основания контейнера.

Элитарный, или литературный стиль (будзинги)

Сложный стиль, один из старейших, характеризуется стройным и длинным, нередко причудливо изогнутым стволом, форма которого напоминает каллиграфический знак. Немногочисленные ветви с также немногочисленными листьями размещаются в верхней трети ствола. Крона должна быть правильной по форме и разветвленной скорее в ширину, чем в высоту. Такой бонсай высаживают в очень маленькую и яркую плошку.

Стиль «Пораженный молнией» (саримики)

Данный стиль отражает самое настоящее природное явление. Характерен разбитым стволом, у которого остаются живыми лишь несколько веток на самой верхушке.

Стиль «Обнаженные корни» (ниагари)

Стиль повторяет такое природное явление, как эрозия почвы. Почва или песок вымывается, корни обнажаются и со временем обрастают корой.

Стиль «Укоренившийся в камне» (иситсуки)

Корни дерева полностью покоятся в скальной полости. Рост ветвей изменяется в зависимости от вида дерева.

Стиль «Корни на скале» (сёкидзёдзу)

Процесс эрозии почвы на камне, когда каменные глыбы, выступающие из-под земли, заставляют растущие на них деревья углублять свои корни в расщелины и трещины, чтобы удержать крону и не погибнуть.

Использованная литература: Вернер Буш, Бонсай в нашем доме.1998;Франсиско Хавьер Алонсо де ла Пас, Бонсай. Большой атлас.2001.Источник изображений: flickr.com: Steve Greaves (4), Mike (2), Changho Kim (2), Rodrigo Sousa (3), Ceki .. Marriott (2), Paul Cheng (4), Bernard d'Astous, Roger Ferrer Ibáñez (5), Walkuere123, publikaccion, Colin Morris, BeiJing Bonsai

Komono

 

floweryvale.ru

Виды и стили бонсай

В Японии наблюдение за природой и следование ей — одна из основ мировоззрения. Поэтому для начинающего любителя, прежде всего, необходимо ознакомиться с видами и классическими стилями бонсай.

Вида бонсай

Бонсай принято разделять на несколько основных видов:

  1. вечнозеленые, красиво выглядящие весь год;
  2. те, что выращивают ради весеннего цветения;
  3. деревья, поражающие эффектной летней зеленью;
  4. деревья, красота которых в яркой осенней окраске;
  5. деревья со своеобразной формой ствола и веток, что особенно хорошо заметно после сбрасывания листьев.

Стили бонсай

Группа 1. Один ствол

1.1. Правильный прямостоящий (Теккан). 

Благодаря своим простым и ясным линиям эта форма является первой и наиболее важной для начинающего любителя бонсай. Она характеризуется прямым, конусообразным стволом, толстыми корнями, равномерно распространенными в разные стороны. Нижняя треть ствола свободна от ветвей, ветви уменьшаются к вершине. Этот стиль подходит почти для любого дерева. Многие более сложные стили основываются именно на этой форме. 

Для дерева, выращенного в этом стиле характерны следующие признаки:• прямой конусообразный ствол, сужающийся кверху;• толстые корни, расходящиеся в разные стороны;• развитые ветки, слегка прогнувшиеся книзу;• верхушка конической формы (реже шаровидной).

Ствол бонсай в стиле тёккан как бы разделен на три равные части.Нижняя часть свободна от ветвей, благодаря чему видны кора, ствол и поверхностные корни бонсай.От средней трети ствола растут три главные ветви. Первая из них растет вправо, вторая — влево, а третья — в сторону от зрителя. Именно эта, третья ветвь, придает бонсай эффект пространственной глубины. Она должна быть хорошо разветвленной и пушистой. Две боковые ветви слегка повернуты на зрителя, но не заслоняют контур ствола. Они растут горизонтально, или слегка наклонены вверх или клонятся вниз.Верхняя часть ствола занята следующими тремя, более мелкими ветвями, обычно поднимающимися кверху и создающими густую лиственную крону верхней части дерева.Ветки деревьев - бонсай не должны быть симметричными, верхние ветви должны быть короче и тоньше нижних. Ствол должен быть сбежистым, то есть толстым у основания и сужающимся к вершине.Правильный прямостоячий стиль подходит для всех хвойных пород (для ели, лиственницы), а так же для дзельквы и гинкго.

1.2. Наклонный ствол (Сякан).

Стиль, часто встречающийся в коллекциях бонсай. Бонсай выращивается с наклонным стволом, толстым или тонким, ветви растут с обеих сторон дерева. По возможности должна быть видна часть корней, чтобы создавалось впечатление, будто дерево немного выворочено из земли ветром. В этом стиле можно выращивать почти все деревья: сосну, тую, можжевельник, клен, березу, дуб, липу и др. 

В этом стиле самая нижняя ветвь растет в направлении противоположном общему наклону ствола. Все ветви изогнуты, верхушка слегка наклонена вперед. Бонсай сажают в овальный или продолговатый контейнер, таким образом, чтобы основная масса дерева размещалась примерно над половиной контейнера. В круглый контейнер растение нужно сажать строго в центре.С одной стороны деревца поверхностные корни развиты сильно, кажется, что они прочно держатся за землю, а с другой стороны, где ствол склоняется к земле, корни уходят в глубь.В природе такие деревья встречаются на затененных участках, когда растение тянется к солнцу.

1.3. Каскадный (Кенгай).

Каскадные формы деревьев встречаются в природе на крутых обрывах и отвесных скалах. Они очень глубоко укореняются в скальных породах и растут вниз, свисая со скал. Ствол дерева в каскадном стиле также круто наклонен к горшку. Контейнер должен быть высоким, верхушка дерева может опускаться ниже контейнера. Для этого стиля подбирают пластичные растения, такие как азалия, можжевельник, кизильник. 

Крона деревца бонсай должна располагаться ниже верхней кромки контейнера. Это довольно трудный для формирования стиль, так как любое растение стремится расти вверх. Иногда в этом стиле вместо ствола на одну сторону контейнера склоняется одна из главных ветвей. Для бонсай в стиле «каскад» подбирают глубокие контейнеры. Часто, вся композиция помещается на специальную декоративную подставку.Стиль бонсай «каскад» подходит для сосен, кизильников, пираканты и можжевельника. Не подходит для деревьев с крепкими, толстыми, плохо гнущимися стволами. Канон запрещает выращивание гинкго билоба в стиле кэнгай.

1.4. Банкон (Банкан).

Ствол закручивается в тугой узел у основания. Для этого стиля подойдут фикус и гинкго. Формирование нужно начинать в очень молодом возрасте, чтобы ствол не ломался. При дальнейшем росте растения части ствола, завязанные в узел, будут утолщаться и со временем срастутся в красивое утолщение. 

Стиль Банкан является подстилем моёги (неправильный прямоствольный стиль).Рисунок ствола постоянно изгибается и носит название банкан, то есть «кольца змеи». Банкан — бонсай с очень скрученным стволом. Все правила, касающиеся ветвей, корней и пропорций соответствуют правилам для стиля тёккан (правильный прямоствольный стиль).

Производные стили бонсай

1.5. Татики- неклассический прямой.
1.6. Полукаскадный (Хан-Кенгай).

Полукаскад — стиль бонсай, производный от стиля кенгай. В природе деревья, выросшие в форме полукаскада встречаются на берегах рек, когда из-за близости воды ствол растет не вниз, а горизонтально. Крона деревца бонсай опускается чуть ниже верхней кромки контейнера. В стиле хан-кенгай растение либо растет почти горизонтально по отношению к контейнеру, либо ствол сначала растет прямо вверх, а затем резко наклоняется в сторону. Три главные ветви различаются, если смотреть на бонсай с обратной стороны каскада. Для этого стиля желательно сажать бонсай в высокий контейнер, он подчеркнет отличительные черты и необычность формы. Чтобы придать устойчивость всей композиции, маленькую ветвь верхушки направляют в противоположную общему направлению ствола сторону. Как и «каскад», «полукаскад» подходит для формирования всех видов, кроме крепких, плохо гнущихся деревьев.

1.7. Писатель или литературный (Бундзинги).

Это очень своеобразный стиль с частыми изгибами и оборотами ствола и слегка наклонной общей линией. В качестве исходного материала используют густоветвистые деревья, нижнюю часть ствола которых освобождают от веток. Обязательным условием является молодая верхняя часть на очень мощном, старом основании ствола. Эта форма является естественной для дерева. Для этого стиля походят кедр, сосна. 

Элитарный стиль, «литературный», «путь просвещенных» — особая манера рисования, которую использовали японские художники, рисуя воображаемые деревья.Некоторые необычные формы деревьев этого стиля пропагандировала школа «Южная Сун» XI в. Ее принципы развивали художники – литераторы, художники – ученые и художники – философы, поэтому эта школа получила название «живопись ученых», или веньженьхуа. В XVIII в. В сферу их интересов попало искусство бонсай. Для бонсаев этой школы характерны необычные формы стволов с небольшим количеством ветвей. Художники этого направления намеренно не учились подражать природе, считая, что фантазия человека богаче материального мира. Особенность этого стиля — элегантно изогнутая линия ствола, при полном отсутствии нижних веток крона располагается только в верхней части дерева. Изюминка этого стиля в его надуманности, фантазийности. Здесь ценится то, что японцы называют ара-кавате — дерево с грубой корой.В стиле бунжин нет никаких четких правил, кроме того, что акцент делается на высоком, довольно тонком и сильно искривленном стволе. Данный стиль бонсая сформировался одним из последних. Правила, обязательные для более древних стилей, в новом стиле не соблюдались, художнику предоставлялась полная свобода творчества. Для бонсай в стиле бунжин требуется контейнер особой формы: круглый, с приподнятыми краями.В природе можно встретить подобные деревья в лесу, когда из-за недостатка света и тесноты у них отмирают нижние ветки, а ствол причудливо изгибается.Литературный стиль подходит для сосен, а так же для большинства хвойных и широколиственных деревьев.

1.8. Метлообразный (Хокидати).

Это прямостоящий стиль, ветви дерева по форме напоминают веер или метелку, поставленную на ручку. Ветви, и даже корни равномерно расходятся во все стороны. В безлиственном состоянии кроны бонсай с метлообразной кроной выглядят очень изящно, напоминая тонкую графику. Используются вяз, дзельква, клен, кипарисовик. Категорически не подходят береза, ива, дуб.

Ствол строго вертикальный, но не слишком длинный, и все ветви расходятся из одной точки. Крона сферическая, очень плотная и пушистая, напоминающая метелку. Благодаря множеству тонких ветвей дерево имеет эффектный вид даже без листвы.Стиль хокидати подходит для широколиственных деревьев с тонкими ветвями, таких как дзельква, вяз и граб.

1.9. Сабамики - частично оголенная часть ствола с трещинами или расщепленная
1.10. Сяримики (Шаримики).

Ствол лишен коры по типу мертвого дерева. В природе можно увидеть дерево, в которое попала молния, и его часть обгорела, а другая остается живой. Этот стиль довольно сложен, нужно искусственно умертвить часть дерева так, чтобы это выглядело красиво и не привело к гибели всего растения. Подходят почти все долгоживущие деревья.

Этот стиль особенно подходит для можжевельника, так как именно у можжевельников, растущих на горных склонах, значительные части ствола не покрыты корой и отбелены солнцем.В бонсай участки мертвой древесины играют значительную роль и являются центром композиции. Омертвевшие участки ствола называют «сяри», а омертвевшие ветки — «джины». Они создаются искусственно путем срезания определенных участков коры и отбеливания срезов специальными составами. В той части ствола, где срезана кора, сокодвижение прекращается. Нужно помнить, что дерево будет питаться и жить только за счет не обрезанных частей ствола.

1.11. Ствол на ветру (Фукинагаси). 

Обозначение этой формы не нуждается ни в каких пояснениях — великолепные наглядные примеры можно увидеть на морском берегу, где ветер дует всегда в одном направлении. Бонсай формируют таким образом, что ствол и ветви направлены в одну сторону. При этом создается впечатление, что дерево постоянно обвевается сильным ветром. Можно использовать сосну, березу. 

Дерево согнутое ветром. Бонсай в этом стиле представляет собой дерево, которое склонилось в определенном направлении, как бы под сильным ветром. Все ветви дерева растут в данном направлении. Одна сторона бонсай может быть полностью лишена ветвей.

1.12. Дерево, стоящее на корнях (Неагари).

Корни дерева выступают из почвы, что придает ему необычный вид. Для этого стиля подходят растения, которые образуют воздушные корни, например: фикус притупленный, фикус крохотный, фикус бенгальский. Фикусы очень быстро и обильно образуют воздушные корни, которые причудливо переплетаются между собой, придавая дереву неповторимый облик. 

1.13. Стиль Нэку - дерево с воздушными корнями
1.14 Стиль Сэкидзёдзю

Корень на камне. Ствол находится на выступающем над поверхностью земли камне, который оплетён корнями.

Этот стиль бонсай максимально приближен к природным наскальным ландшафтам.В композиции стиля иси-дзуки деревья растут из трещин в камнях. В основе композиции лежит галька, гравий, или отполированный камень, а бонсай растет сверху, из расщелины. Камень должен иметь внутри сквозное отверстие, которое заполнятся почвой, и в которое высаживается бонсай. В качестве субстрата используют смесь из равных частей глины и торфа. Этой смесью хорошо промазывают углубление, и плотно заполняют его после высадки бонсай. В дальнейшем грунт в расщелине никогда не будет заменяться. Замене подлежит только земля в контейнере, которой достигают кончики корней бонсай.Контейнер подбирают совсем плоский. В качестве контейнера может быть использован плоский камень с выемкой для грунта.Для бонсай этого стиля очень важен регулярный полив, поскольку земли очень мало, и она быстро пересыхает. Камень можно разместить в неглубоком блюдце с водой. В этом стиле можно вырастить бонсай из сосны, азалии, айвы и клена. Подходят растения с крепкими, выразительными, красивыми корнями. Корни должны быть достаточно длинными, чтобы, пройдя через камень, они могли достичь дна контейнера с питательной почвой.

1.15 Стиль Исидцуки (Дерево на камне)

Растущий-на-камне. Корни дерева растут в расщелинах камня. Этот стиль используется для иллюстрации выносливости дерева (по причине ограниченности места для корней).

Этот стиль бонсай максимально приближен к природным наскальным ландшафтам.В композиции стиля иси-дзуки деревья растут из трещин в камнях. В основе композиции лежит галька, гравий, или отполированный камень, а бонсай растет сверху, из расщелины. Камень должен иметь внутри сквозное отверстие, которое заполнятся почвой, и в которое высаживается бонсай. В качестве субстрата используют смесь из равных частей глины и торфа. Этой смесью хорошо промазывают углубление, и плотно заполняют его после высадки бонсай. В дальнейшем грунт в расщелине никогда не будет заменяться. Замене подлежит только земля в контейнере, которой достигают кончики корней бонсай.Контейнер подбирают совсем плоский. В качестве контейнера может быть использован плоский камень с выемкой для грунта.Для бонсай этого стиля очень важен регулярный полив, поскольку земли очень мало, и она быстро пересыхает. Камень можно разместить в неглубоком блюдце с водой. В этом стиле можно вырастить бонсай из сосны, азалии, айвы и клена. Подходят растения с крепкими, выразительными, красивыми корнями. Корни должны быть достаточно длинными, чтобы, пройдя через камень, они могли достичь дна контейнера с питательной почвой.

1.16 Стиль Нэдзикан - ствол дерева частично скручен
1.17 Стиль Такодзукури "спрут"
1.18. Неправильный прямостоящий (Мойоги).

Отличается от правильного тем, что ствол, может быть, изогнут в любой части. Изгибов может быть несколько, и они уменьшаются к вершине дерева. Ветки или ствол могут быть немного искривлены, но верхушка ствола всегда находится на прямой линии перпендикулярно земле. Корни должны быть видны над поверхностью земли, крона не должна выходить за рамки контейнера. Растения для этого стиля: клен, можжевельник, сосна, дуб.

Изогнутая вертикаль, неправильный прямоствольный стиль — широко распространенный стиль бонсай. Ствол дерева имеет ряд изгибов, нижний из которых должен быть ярко выраженным. Вершина дерева наклонена вперед, но при этом находится на одной вертикальной линии с основой ствола.Все правила, касающиеся ветвей, корней и пропорций соответствуют правилам для стиля тёккан (правильный прямоствольный стиль).Деревья в таком стиле часто встречаются в природе. Этот стиль подходит практически для всех древесных пород, очень хорош для новичков.

1.19 Стиль Отодоси-еда-кенгай (Восходящий каскад) - ветви направлены вниз, но формируются на нормальном, высоком стволе

Группа 2. Многочисленные стволы, отходящие от одного основания

2.1. Раздвоенный ствол (Сокан).

Два ствола растут от одного корня, один ствол зовется «родитель», другой — «дитя». «Родитель должен быть толще и выше, красота бонсая зависит от сбалансированности в толщине и высоте стволов. Из одного корня могут расти 3-5 стволов, которые могут быть различны по размеру и образовывать одну крону. Подходят ель, сосна, береза, секвойя, вяз, можжевельник. 

«Раздвоенный ствол» — стиль, широко распространенный в природе, когда из одного корня вырастает два ствола, причем один гораздо мощнее другого. Это важно, поскольку японской эстетике не близка симметрия. В бонсае такая разновидность называется комоти — «бонсай с двойным стволом».Этот вид бонсай может быть создан, когда второй ствол формируется из нижней ветки. Необходимо убедится, что ветка не расположена слишком высоко, иначе образуется развилка, которая никак не вписывается в стиль бонсай.Стиль Сокан подходит для всех видов деревьев, кроме лиан.

2.2 Стиль Кабудати (Группа)

Многоствольный стиль, в котором из одной корневой системы растут три, пять и более стволов, формирующих единую крону. Символизирует преемственность поколений.

2.3 Стиль Корабуки - несколько стволов отходят от одного основания, имеющего форму панциря черепахи
2.4 Стиль Икадабуки "плотообразный" 

«Плотообразный» стиль, является ответвлением стиля «многоствольное дерево», интересен, но сложен по исполнению. В природе такое явление встречается редко. Иногда упавшее дерево может выжить, выбрасываю вверх боковые ветки, из которых образуются стволы новых деревьев. Этот стиль используется для создания бонсай при наличии исходного материала, у которого ветви растут с одной стороны.Техника выращивания «плотообразного» бонсай такова. В первую очередь необходимо вырастить корни под основанием новых стволов. Для этого на нижней части горизонтального ствола срезаются квадратные участки коры 1х1 см и зачищаются до древесины. Срезу присыпаются стимулятором корнеобразования. На кусок полиэтилена насыпается слой грунта, под срезанную кору подкладываются куски мха сфагнума, присыпанного корневином, и вся конструкция обертывается вокруг ствола. Полиэтилен в нескольких местах закрепляется проволокой. Почву необходимо поддерживать во влажном состоянии, с помощью полива через шприц или трубочку. Ветки будущего бонсай выпрямляются с помощью проволоки в горизонтальном направлении. В течение всего вегетационного периода полиэтиленовую обмотку увлажняют сначала растворами ауксинов, а потом — добавками жидких удобрений. Следующей весной полиэтилен можно снять. Методика корректируется в зависимости от породы дерева.Стиль Икадабуки подходит для всех видов деревьев.

2.5 Стиль Нэцунагари - от одного основания отходят многочисленные изогнутые стволы

Группа 3. Многочисленные стволы (Лес)

Бонсай всегда высаживаются в нечетном количестве, за исключением деревьев, специально посаженных парой.

3.1 Стиль Содзю - два ствола
3.2 Стиль Самбон-ёсэ - три ствола
3.3 Стиль Гохон-ёсэ - пять стволов
3.4 Стиль Нанахон-ёсэ - семь стволов
3.5 Стиль Кюхон-ёсэ - семь стволов
3.6 Стиль Ёсэ-уэ (Лесная форма) "Шелест листвы - тишина в лесу"- нечетное количество растений (более девяти) высаживается асимметрично маленькими группами.

Лесная форма или «рощица» — небольшие группы деревьев концентрируются в разных местах. Этот прием придает композиции живописность и целостность.Деревца должны сочетаться по размеру и форме. Общее расположение композиции должно отвечать индивидуальной характеристике каждого отдельного дерева. Например, деревья с красивыми ветвями, растущими влево, располагают в левой части группы.Для создания лесной формы хорошо подходят клены, а так же практически все лиственные и хвойные деревья.

3.7 Стиль Ямаёри (Ямаёси) - естественная группа
3.8 Стиль Цуками-ёсэ - многочисленные стволы, отходящие от одного основания

3.9. Роща (Есуэуэ).

Сажают в один контейнер деревья одного вида, но разные по возрасту и толщине, имитирующие лесной пейзаж. Обычно используют деревья одного вида, но для усиления впечатления иногда применяют сочетание вечнозеленых и листопадных деревьев. Минимальное число растений — пять. Для этого стиля необходим контейнер овальной формы. 

3.10. Плот (Икада).

Плотообразная форма встречается в коллекциях бонсай редко. Ее формируют из односторонне растущего дерева, ствол которого располагают горизонтально на почве и заново укореняют. Благодаря этому, часть ветвей дерева располагается почти вертикально, и через некоторое время выглядит как много стволов. Это возможно, если растение хорошо укореняется. Подходят некоторые виды можжевельника, бересклет, фикус. 

3.11. Сяримики (Шаримики).

Ствол лишен коры по типу мертвого дерева. В природе можно увидеть дерево, в которое попала молния, и его часть обгорела, а другая остается живой. Этот стиль довольно сложен, нужно искусственно умертвить часть дерева так, чтобы это выглядело красиво и не привело к гибели всего растения. Подходят почти все долгоживущие деревья. 

Группа 4

Эта группа не является бонсай в строгом смысле этого слова.

4.1 Бонкэй - пейзажи
4.2 Кусамоно или Ситакуса - композиции из трав или луковичных растений
4.3 Композиции из трав или сезонных растений.

 

exotic.plantarium.by

Бонсай: выращивание, уход, формировка, стили бонсай (статьи)

Бонсай в буквальном переводе с японского означает « растение в плошке«. Считается, что искусство выращивания и создания природных миниатюр зародилось примерно в IV-II вв. до н. э. в Китае. По одной из легенд, « пан-син» – так называлось это искусство по-китайски – было особенно популярно в крупных, густо населенных городах, где дорожили каждым клочком земли.

В Японию умение выращивать деревья в плошках завезли китайские монахи в Средние века, вместе с буддизмом. В Европу же оно впервые попало уже в XX в. Термин « бонсай» в разговорной речи употребляется в самых разных значениях. Так называют и сами деревца, и агротехнику их выращивания, и искусство создания растительных миниатюр. Это слово не склоняется и не имеет множественного числа. Мастеров, занимающихся выращиванием бонсай, принято называть бонсаистами.

Однако не каждое растение, посаженное в плошку, можно называть бонсай. Существуют довольно строгие каноны, регламентирующие все, что относится к этому искусству: форму растения и пропорции его частей, соответствие растения и контейнера, приемы демонстрации, сочетаемость видов в композиции и т. д. В Японии эти каноны особенно строги, в Китае и других восточных странах свободнее. Миниатюрные деревья можно сравнить со скульптурой, только живой и растущей. У древних, совершенных бонсай есть даже свои имена (например, «Полет дракона в облаках»).

В технике бонсай могут развиваться очень многие виды растений. Среди них представлены не только деревья, но и кустарники, травы и даже водные растения. Наиболее популярны самые долговечные – деревья. Не поддаются миниатюризации очень немногие виды, в основном это растения с очень крупными листьями. Классический бонсай предполагает высоту дерева от 30-40 см до 1 м, но есть и совсем крошечные миниатюры высотой от 1,5-2 до 10-15 см.

Национальности и каноны

Бонсай зародился в Китае, и все соседние страны – Вьетнам, Корея, Таиланд, Япония, – перенимая это искусство, преломляли его в соответствии со своими географическими и культурными условиями.

Наибольшее распространение в мире получил японский бонсай, самый канонизированный из всех. В японской традиции существуют очень строгие законы формирования самого растения, а также подбора контейнера и столика. В основном все европейские миниатюрные деревца – это вариации на тему именно японских стилей бонсай. Для европейца дерево, выращенное в технике бонсай, привлекает прежде всего своим внешним обликом, возрастом. У японских и китайских мастеров отношение к нему более глубокое, это способ самовыражения, философского постижения мира.

Каждое растение, согласно классическим японским канонам, должно удовлетворять нескольким основным требованиям.

Во-первых, иметь общую треугольную форму кроны. Углы треугольника символизируют три единства – небо, землю и связующее их звено, дерево.

Во-вторых, ветви должны размещаться ярусами, очень четко обозначенными.

В-третьих, каждый ярус – это не сплошные заросли из веток и листьев, а отдельные сформированные зоны, в пределах которых листва особенно густа.

Недопустимыми считаются перекрещивающиеся ветви у деревьев. Что интересно, вся эстетика бонсай обусловлена биологией растений. Треугольная форма кроны необходима для того, чтобы верхние ее части не затеняли нижние. Ветви размещают ярусами для обеспечения вентиляции и доступа ко всем частям растения нужного количества света. Загущения с биологической точки зрения – это зоны микроклимата с необходимой влажностью.

Контейнер (плошка) должен сочетаться с растением по форме, размеру, фактуре и цвету. У видов с вертикальным стволом глубина контейнера равна диаметру ствола, а длина (или диаметр для круглых) приблизительно равняется ширине кроны. Для молодых растений с плавными контурами подбирается круглый или овальный контейнер, а для мощных старых деревьев – прямоугольный.

Хвойные породы выращивают в темно-коричневых емкостях. Ярко цветущие, лиственные – наоборот, в цветных. Как правило, эти сосуды окрашены в различные оттенки желтого, кремового и синего. Большинство контейнеров керамические, реже встречаются плошки, вырезанные из цельного камня.

Самыми ценными считаются антикварные китайские контейнеры, найденные, как правило, на затонувших судах. Плоские плошки предпочтительнее глубоких, растения в них кажутся более устойчивыми, такая форма способствует формированию плоской корневой системы бонсай, облегчает аэрацию корней. В глубоких горшках выращивают влаголюбивые виды (например, мирт) или экземпляры со свисающими и полусвисающими формами.

Большинство столиков (около 90%), предназначенных для демонстрации бонсай, изготавливаются из ситана (Pterokarpus Santalinus) . Его ярко-оранжевая древесина со временем темнеет до коричневого цвета. Встречаются также столики из эбенового дерева, айвы китайской, винограда, груши. Чем массивнее бонсай, тем более внушительным должен быть и столик для него.

Изящные молодые деревца располагают на визуально легких, «воздушных» столиках с низкими ножками. Высокие модели подходят для наклонных и ниспадающих растений (стили каскад и полукаскад). Если бонсай обладает причудливо изогнутым стволом, лучше выбрать резной столик, сделанный из корневой части дерева или имитирующий ее. Травы размещают на плоских деревянных пластинах, изготовленных из торцевых спилов.

В отличие от лаконичного японского, китайский бонсай более вычурный и менее канонизированный. Здесь не предъявляют стольких требований к форме ствола и кроны. Плошки и столы нагружены разнообразными декоративными элементами и окрашены в яркие тона, тогда как в Японии эти предметы очень сдержанны. В Китае даже существуют школы, пропагандирующие минимальное вмешательство человека в развитие растительных миниатюр. Есть и чрезмерное «трюкачество» – деревьям придают форму иероглифов или животных, например драконов.

Во вьетнамской традиции популярен стиль « растение на скале«: корни дерева овивают камень и сразу опускаются в воду, так что в контейнере вообще нет почвы. И китайский, и вьетнамский бонсай могут дополняться фигурками-рыболовами с удочками, глиняными домиками, одноногими цаплями, журавлями, статуэтками Будды, которые размещают в контейнере, прямо рядом с деревом. В японском варианте такое украшательство встречается крайне редко.

Близкими к бонсай считаются суйсэки («суй» – вода, «сэки» – камень) и бонкэй (« растения на камне«). Суйсэки – это символические изображения различных пейзажей с двумя главными элементами – камнями и водой. Это может быть ниспадающий с горы поток или озеро в горах. Причем вода бывает натуральной или заменяется сухим песком, а то и вообще отсутствует, лишь подразумеваясь.

Композиции бонкэй в китайской и вьетнамской традиции представляют собой нагромождение скал, растений, фигурок животных и людей, крошечных домиков. У японцев бонкэй лаконичнее – одновидовая композиция из вязов или буков на камне и др.

Токонома – это прямоугольная ниша в стене шириной около полутора метров, окрашенная, как правило, в неброский монотонный цвет, например кремовый. Внешнее оформление токонома очень лаконично и ненавязчиво – это может быть декоративное обрамление с использованием ствола бамбука или балок неошкуренного дерева. На дно ниши стелется циновка, само растение экспонируется на столике. Кроме бонсай, в токонома может находиться еще 2-3 сопутствующих предмета, призванных выступить по отношению к нему контрастом или подчеркнуть время года.

Сопутствующими элементами обычно служат дополнительное растение (кустарник или бонсай из трав), а также картина или свиток на стене. Картина, как правило, выполняется в технике росписи по шелку, сюжеты – пейзажные: восход солнца, полет стрекозы… Декоративный же свиток внешне очень прост: это всего несколько иероглифов кисти известного каллиграфа, в которых заключен великий смысл философского изречения или стихотворной строки.

Стили бонсай

Всякий бонсай должен производить впечатление естественного, растущего в диких природных условиях растения. Ствол дерева, пробивающегося из-под камня, вначале изогнется, повторяя его форму, и, лишь выбравшись на свет, пойдет прямо вверх. А если ему суждено было родиться на открытой скале, то направление роста будет задано преобладающими в этой местности ветрами. Именно на основе различных природных форм произрастания деревьев были разработаны стили. Каждый из них рисует свой, непохожий на остальные образ. В японской традиции известно более 10 стилей для одиночных бонсай и несколько для групповых посадок.

Некоторые стили более просты в создании, как, например, неформальный вертикальный, веерный или наклоненный ветром, другие сложнее – консервативный стиль мачтовый или «мертвая древесина». Один бонсай может удовлетворять требованиям сразу нескольких стилей.

Бонсай – искусство «драматическое«. Подражая природе, художник выбирает для копирования деревья, которые в естественных условиях прошли сквозь множество тяжелых испытаний.

Какие же драмы могут подстерегать растение? Возможно, оно родилось в неподходящих условиях – на скале, где почва крайне скудна и недостает влаги. Возможно, его объедали животные, кора повредилась, ствол кое-где засох. И уж, скорее всего, не удалось миновать постоянных ветров, снега, гроз и града – стихия гнет и ломает даже самые стойкие экземпляры.

Побеги растения, прошедшего все эти испытания, не могут быть ровными, ствол обязательно искривлен, междоузлия маленькие. Особо ценными считаются бонсай, которые были найдены в природе. Но даже облик растения, развившегося в домашних условиях, в полном достатке и уюте, должен быть максимально драматичным. Поэтому ствол и ветви специально искривляют – с помощью проволоки или оттяжек, кору в некоторых местах снимают или искусственно выбеливают.

Выбор растения

Как бонсай можно выращивать очень многие виды – хвойные и лиственные деревья, травы. Однако новичку лучше не начинать со «сложных» и капризных пород, например сосен или елей, которые почему-то очень популярны именно у начинающих. Потребуется, как минимум, 5-6-летний опыт ухода за неприхотливыми растениями (фикусами или вязами), чтобы общение с более привередливыми оказалось удачным. На Востоке умение выращивать хвойные считается верхом мастерства бонсаиста.

Начинающим поклонникам комнатных бонсай рекомендуется выбирать виды, которым не нужна зимовка, – в условиях обычной городской квартиры организовать ее бывает непросто.

Неприхотлива муррайя – теневыносливое растение с очень интересной фактурой коры светлых оттенков, ароматными белыми цветами и съедобными ярко-красными плодами. Правда, и у нее есть свои минусы: листья мурайи довольно крупны и даже в миниатюре редко бывают меньше 4 см, что для совершенного бонсай слишком много. Также можно посоветовать приобрести подокарпус, у которого хвоя по форме очень напоминает листья ивы, мелколистные фикусы (например, фикус притупленный).

Кстати, все эти виды, повсеместно выращиваемые в технике бонсай у нас и в Западной Европе, почти не встречаются в Японии. Начинающему бонсаисту можно рекомендовать обзавестись гранатом (не пугайтесь, если осенью он вдруг сбросит листья), вязом китайским (если его постоянно держать в комнате, то старая листва опадает уже после появления новой и дерево превращается в вечнозеленое), китайским можжевельником (правда, не стоит покупать большие и дорогие экземпляры, лучше начинать с маленьких черенков или с проростков), кленом трехраздельным, мальпигией, кармоной, псидиумом, бамбуком или оливой.

Если вас не прельщает посадка семенами и долгое ожидание результата, приобретайте бонсай готовыми или полуготовыми (так называемые пребонсай) в специализированных магазинах или на садовых рынках. Пребонсай – это уже взрослое комнатное растение (от 2-3 лет и более), но еще не сформированное – после покупки его обрезают и пересаживают в плоский сосуд. Наиболее благоприятное время года для этого – весна, для некоторых видов – осень.

Дорогой экземпляр следует приобретать лишь в том случае, если вы имеете возможность в любой момент получить консультацию специалиста либо достаточный опыт выращивания бонсай.

При покупке растения обратите внимание на развитие корневой системы, форму и внешние достоинства бонсай (или пышную крону и сильный ствол у пребонсай), здоровый вид растения в целом. В течение первого года выращивайте свой будущий бонсай как самое обычное дерево, не спешите начать процесс формирования шедевра. За это время растение успеет адаптироваться к вашим условиям, а вы – привыкнуть к новому жильцу и получше узнать его «повадки».

Стили бонсай для деревьев с одним стволом

Chokkan (тëккан) – формальный вертикальный, или мачтовый, стиль. Это миниатюрная копия тех деревьев, которые в природе растут при благоприятных условиях, получая в достатке воду, питание и свет.

Единственный стиль с почти идеально прямым стволом. Ствол устремлен вертикально вверх, по мере роста уменьшается в диаметре, причем нижняя его треть совсем лишена веток. Верхние ветви очень густо покрыты листвой, они короче и тоньше нижних. Обычно этот стиль используют для дзельквы, ели, лиственницы, кедра, криптомерии.

Shakan (сякан) – наклонный, склоненный стиль. Ствол дерева слегка изогнут и немного отклоняется от вертикали, словно оттого, что растение жило на склоне гор или «убегало» от глубокой тени. Самая нижняя ветвь направлена в сторону, противоположную наклону дерева, – так сохраняется равновесие.

Стиль подходит для большинства растений – как хвойных (сосны, туи, можжевельника, секвойи и др.), так и лиственных (клена, березы, дуба и др.).

Moyogi (моëги) – неформальный вертикальный стиль, или изогнутый ствол. Это один из основных стилей, а по количеству образов, пожалуй, самый многочисленный. Если японец затрудняется в выборе стиля бонсай, обычно используется moyogi. Он отличается от прочих тем, что его образцы могут быть совершенно не похожими друг на друга. Ствол имеет неправильную, изогнутую форму, причем изгибов может быть несколько, и нижний обычно выражен наиболее ярко.

Ближе к вершине эти «волны» становятся более мягкими, причем вершина дерева располагается точно над его основанием. Используют этот стиль почти для всех видов деревьев, но особенно часто для сосны, дуба, клена, можжевельника.

Ishitsuki (исицуки) – «обнявший камень», «вцепившийся в скалу». Бонсай этого стиля словно растут из камня и в его глубине находят все необходимое питание и воду.

На самом же деле в камне есть углубления, заполненные землей. Подходит для деревьев с сильной корневой системой – сосен, кленов, рододендронов.

Fukinagashi (фукинагаси) – дословно с японского – «флажок», наклоненный ветром.

Дерево (обычно хвойное) словно изогнулось от сильного порыва ветра: ствол и ветви растут в одном направлении, а там, откуда «дует ветер», веток нет.

Hokidachi (хокидати) – веерный, или метелка. Ствол строго вертикальный, но не слишком длинный, голый, без ветвей в нижней его части. Ветви расходятся из верхней точки ствола равномерно во все стороны, словно раскинулись веером. Крона симметричная, сферической формы и очень плотная.

Благодаря множеству тонких ветвей дерево имеет привлекательный вид даже без листвы. В природе этот стиль практически идеально выражен у Zeikova (дзельквы). Подходит для дзельквы, вяза, клена и граба.

Kengai (кэнгай) – каскад. Прообразом этого стиля послужили деревья, вынужденные бороться за свое существование на скалистых террасах, – они изгибаются под градом падающих камней, под массой снега, из-за недостатка света или под собственной тяжестью. Ветвление начинается уже в нижней части ствола. Сам ствол, устремившийся было вверх, неожиданно «падает», «стекает» в сторону, опускаясь ниже основания контейнера.

Чтобы растение хорошо смотрелось, его помещают на высокую подставку или на край стола. Подходит для сосны, можжевельника, кизильника, рододендрона, сливы, ивы, плюща, азалии, поскольку часто наблюдается у них и в естественных условиях. Не рекомендуется для деревьев с крепкими, плохо гнущимися стволами.

Hankengai (ханкэнгай) – полукаскад. Ствол изогнут не так сильно, как в каскаде, он обычно не опускается ниже основания плошки.

Маленькая ветвь верхушки направлена в сторону, противоположную наклону дерева, так композиция выглядит устойчивой. Подходит для всех видов деревьев, за исключением крепких, плохо гнущихся.

Sharimiki (сяримики) – стиль «мертвая древесина». Подходит для хвойных. У деревьев, выросших на горных склонах, отдельные части ствола не покрыты корой и отбелены солнцем. Некоторые ветви могут быть даже полностью сухими.

В бонсай эти участки мертвой древесины создаются искусственно, путем срезания определенных фрагментов коры с последующим отбеливанием стволовой части. Это очень сложный стиль.

Neagari (нэагари) – «выступающие корни». Все внимание зрителя сосредоточивается на красивых и мощных корнях, выступающих вокруг ствола и как бы приподнимающих все дерево, – оно словно стоит на ходулях.

Стиль хорош для растений, которые образуют воздушные корни, например различных видов фикуса (притупленный, мелкоплодный, мелколистный).

Ikadabuki (икадабуки) – «упавшее дерево».

Это поваленный какой-нибудь природной стихией, но еще на многое способный ствол, полузанесенный землей и давший множество молодых побегов. Подходит для всех видов деревьев.

Bunjingi (бундзинги) – «литературный» стиль. Этот термин отражает не эстетику стиля, а скорее историю его возникновения. В свое время бонсай стал очень популярным среди творческой интеллигенции Китая, которая создала для себя особый стиль бонсай. Bunjingi может быть сформирован гораздо быстрее классических форм и оценивается не по каноническим критериям. Ствол дерева длинный, тонкий и изящный, ветви начинаются в верхней его трети.

Именно форме ствола здесь уделяется основное внимание, поэтому листвы мало, крона нераскидистая. Она легка, воздушна и выглядит, словно нарисованная тушью иллюстрация из старинных японских книг.

Формирование бонсай

Для грамотного формирования бонсай необходимо как можно больше узнать о конкретном виде растения, которым вы обзавелись: где оно обитает в естественных условиях, каковы его биологические особенности – скорость роста, отношение к воде, свету, почве, температуре, влажности воздуха.

Формируют не только ствол и ветви бонсай, но и корни. Обычно это делают при пересадке растения. Оставляют несколько главных корней, которые радиально расходятся от ствола. Выступающие корни делают деревце более «взрослым», их форма зависит от выбранного стиля. Часть почвы в контейнере, как правило, покрыта мхом, но в обычных комнатных условиях выращивать его сложно – мху требуются низкие температуры и высокая влажность.

Выращивание дерева в ограниченном объеме почвы уже способствует его уменьшению в размере, замедлению его роста, миниатюризации.

Для направления роста ветвей используют несколько техник: наложение проволоки, оттягивание с помощью грузов или подвязывания к корням.

Проволоку лучше использовать медную, пластичную, хорошо отожженную, можно тонированную в цвет коры. Ее диаметр должен равняться примерно 1/3 толщины ветви или ствола. Накладывают проволоку только в одном направлении – от ствола к ветвям, под углом 45°. Лучшее время для проведения работ – ранняя весна, перед началом распускания почек, или же перед зимним покоем – тогда растение обладает наибольшей гибкостью. В зависимости от скорости роста бонсай, проволока накладывается на период от одного месяца до полутора лет. Если вы никогда не сталкивались с осуществлением подобных работ, потренируйтесь на ветках и прутиках, принесенных из леса.

Листва любого бонсай должна быть мелкой, плотной, насыщенной окраски. У лиственных пород уменьшения размеров листьев добиваются удалением листовой пластинки в период с начала июня до начала августа. Листья удаляют полностью, оставляя только часть черешка. Спустя некоторое время после обрезки растение вновь зазеленеет, переживет «вторую весну». Этот метод используют только для здоровых растений и не применяют для цветущих, плодовых и хвойных.

Уход за бонсай

Основные мероприятия по уходу за растительными миниатюрами – аккуратный полив, своевременные подкормки, стрижка 2-3 раза в год и периодические пересадки – раз в несколько лет.

При формировании и уходе за бонсай понадобится целый набор инструментов: секатор, изогнутые кусачки для обрезки веток, проволоки разного диаметра, ножницы для тонкой работы, крючки для распутывания корней, препараты для отбеливания древесины (если вы формируете бонсай в стиле «мертвая древесина») и т. п. Размер инструментов зависит от величины дерева.

Полив бонсай

После полива почва должна быть полностью увлажнена, следующий же полив проводят после ее высыхания. Водопроводную воду рекомендуется предварительно отстаивать на протяжении нескольких часов, а если в ней содержится много солей – фильтровать. Поливайте бонсай водой комнатной температуры, ни в коем случае не холодной – тропические растения от этого могут погибнуть. Контейнеры для бонсай должны иметь большие дренажные отверстия (диаметром 1,5- 2 см) и небольшие ножки. Контейнер обычно ставят в поддон, воздушная прослойка между дном контейнера и поверхностью поддона обязательна – чтобы излишки воды вытекали из емкости. Растения рекомендуется держать вдали от отопительных приборов и сквозняков.

Зимовка бонсай

Для многих видов (особенно субтропических – мирта, маслины, граната, розмарина и др., а также деревьев средней полосы) зима – период покоя, когда процесс вегетации замедляется и растение спит. В это время бонсай следует держать при температуре от легкой минусовой до +10-15° (в зависимости от вида), защищенным от ветра и прямых лучей солнца – в подогреваемой теплице, на застекленной лоджии, балконе или даже в гараже. Правда, темные помещения вроде гаража пригодны лишь для лиственных пород, хвойные же растения и зимой нуждаются в свете. Полив во время зимовки очень умеренный.

Продолжительность периода покоя зависит от конкретного вида. Считается, что для сосны обыкновенной лесной необходимо около 150 дней с отрицательными температурами. Если же лишить дерево такой зимовки, то через 2-3 года оно погибнет. У сирени, напротив, период зимнего покоя весьма непродолжителен – 1,5-2 месяца при температуре +5-10°С.

Период глубокого покоя очень важен, от него зависит благополучное развитие растения в последующий сезон. Чтобы подготовить бонсай к зимовке, не проводите обрезок после середины августа. С начала августа не используйте богатые азотом удобрения, а в сентябре подкормите своего питомца удобрением с высоким содержанием кальция и фосфора – это способствует большей морозоустойчивости. В осенне-зимний период остальные, не зимующие виды (в основном это выходцы из тропиков) будут нуждаться в дополнительной подсветке фитолампами.

Пересадка бонсай

Раз в несколько лет бонсай необходимо пересаживать в емкость большего размера (примерно на 2 см больше в диаметре и чуть глубже предыдущей). Контейнеры обычно приобретают сразу целым набором – они выполнены в едином стиле и укладываются друг в друга, подобно матрешкам. Признаками назревшей необходимости в пересадке могут быть корни, появившиеся из дренажных отверстий или абсолютно заполнившие плошку. Молодые бонсай возрастом максимум 3-4 года обычно пересаживают ежегодно, более взрослые растения – раз в 3-4 года, а деревья, достигшие нескольких десятков лет, еще реже – раз в 10-15 лет. Самое подходящее время для проведения этой процедуры – весна, когда у растений начинается активная вегетация. У выходцев из теплых тропиков таких периодов в году может быть несколько, и все они одинаково хороши для пересадки.

Стили бонсай для многоствольных посадок

Sokan (сокан) – сдвоенный ствол. Два ствола, растущие из одного основания, не одинаковые по высоте и объему. У японцев символизируют отца и сына.

«Отец» – тот, который толще и выше, его крона не должна перекрывать и заслонять крону «сына». Подходит для ели, сосны, березы, секвойи, вяза, можжевельника.

Sankan (санкан) – тройной ствол. Из одного корня растут сразу три ствола, символизирующие отца, мать и сына.

Gokan – пять стволов. Пять растений, посаженные рядом. Их корни со временем переплетутся, и деревья станут неразделимы.

Kabudachi (кабудати, или кабудачи) – спрут. Несколько стволов растут из одного основания.

Стволы и ветви хорошо просматриваются и не образуют сплошных зарослей. Наиболее подходящие растения – клены, а также вяз, граб, кармона, серисса, мальпирия.

Yose-ue (ëсэ-уэ) – «рощица», или «лес на ладони». Имитация пронизанной светом трепещущей рощицы.

Выбирают нечетное количество растений с мелкой листвой. В композиции из деревьев одного вида играют формами кроны, перспективой и ритмом посадки.

Экспозиция бонсай

Бонсай – это воплощение всей красоты и мудрости природы, миниатюрная вселенная. Поэтому каждое растение должно экспонироваться строго индивидуально, а не в соединении с другими. Все внимание при просмотре уделяется ему одному. Причем у каждого растения есть свой период наибольшей декоративности и привлекательности. Так, гранат и азалии лучше всего выставлять в момент цветения, бук – глубокой осенью, когда ветви покрыты желтыми листьями, клен трехраздельный – зимой, без листьев, чтобы показать необычайно красивую структуру его ветвей, а клены пальматумы – весной или осенью, когда листва полыхает красным огнем.

В Японии бонсай выращивают на улице, в дом же заносят лишь на несколько дней – на праздники или к приходу гостей (во время экспозиции растение не поливают). В домах для демонстрации построена специальная ниша-токонома, где и располагается столик с бонсай. Мини-бонсай – деревца высотой 10-15 или всего 1,5- 3 см – выставляют на этажерках, причем каждый контейнер может стоять на своем миниатюрном столике.

Согласно классическим японским канонам, у каждого растения есть лицевая сторона – во время демонстрации она обращена к зрителю. У сформированного бонсай «лицо» определить несложно – здесь хорошо видны ствол, основное сплетение ветвей, очень выразительно прорисован наиболее драматический изгиб. Дерево как будто кланяется зрителю: сначала, чуть выше основания, ствол отклоняется назад, а своей верхушкой снова нагибается вперед – классическая поза приветствия на Востоке. «Парадную» сторону определяют в самом начале формирования миниатюрного дерева и все последующие обрезки проводят, учитывая ее расположение.

В Европе, где интерьеры редко обустраиваются демонстрационными нишами на японский манер и где распространено выращивание комнатных бонсай, более развита традиция кругового обзора. Поэтому у растений здесь нет явно выраженного «лица». Бонсай может быть установлен, например, в самом центре холла, на отдельном столике.

Важно лишь, чтобы окружение позволяло подчеркнуть всю изысканность миниатюрного дерева. Столик для демонстрации – предельно простой: деревянная поверхность, укрытая плотной бумагой кремового цвета, циновкой или гладкой однотонной скатертью. Внимание зрителя не должны отвлекать посторонние предметы – статуэтки или вышитые салфетки. Общий фон тоже светлый и ненавязчивый – белый, бежевый или серый, чтобы силуэт растения вырисовался максимально отчетливо. Если в комнате экспонируется несколько бонсай, их необходимо разнести.

Растения очень чувствительны к вниманию со стороны людей и отзываются на него – иногда сразу же, а иногда спустя многие годы. Как показал опыт, выращиванием бонсай занимаются в основном зрелые люди, с уже сформировавшимся мировоззрением и устоявшимся отношением к жизни.

ukrsad.org