Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Функции корней. Видоизменения (метморфозы) корней. Видоизменение корней примеры растений


Функции корней. Видоизменения (метморфозы) корней

Функции корней

Корни растений выполняют разнообразные функции. Самыми важными из них являются:

  • поглощение воды, минеральных веществ и продуктов жизнедеятельности грунтовых микроорганизмов и корней других растений из грунта и транспорт их в надземные органы;
  • закрепление растения в субстрате;
  • первичный синтез некоторых органических веществ: аминокислот, алкалоидов, гормонов и т. п.;
  • выделение в почву или воздух углекислого газа, органических кислот, слизей и других веществ, которые влияют (позитивно или негативно) на другие растения и почвенные микроорганизмы;
  • накопление запасных питательных веществ;
  • вегетативное размножение.

Видоизменения корня

Важнейшим ароморфозом, появившимся в процессе эволюции у растений как одно из приспособлений к жизни на суше стало появление корня. Настоящие корни впервые появляются у представителей папоротникообразных. Позже у цветковых растений благодаря идиоадаптациям сформировались типы корней, способных исполнять не только основные, но и дополнительные функции. Изменялись условия окружающей среды на планете — соответственно, происходили изменения формы и строения растительных органов. Сформировались и видоизменения корня.

Относительно своего предназначения в жизни растений выделяют такие видоизменения корня:

  • Запасающие — утолщаются и становятся мясистыми главный или придаточные корни, потому что в них откладываются запасные питательные вещества. [Пример] Корнеплоды свеклы, моркови, редиса; корневые клубни (корневые шишки) георгина, батата, чистеца весеннего [/Пример]
  • Воздушные — развиваются у растений-эпифитов (большинство видов — жители тропиков), которые поселяются на стволах и ветвях других растений. Такие корни способны поглощать кислород из воздуха, а воду и минеральные вещества усваивают из атмосферной влаги (осадки).

    Замечание 1

    Растения — эпифиты используют другие растения как субстрат, как место прикрепления, но не паразитируют на них (орхидеи, мхи, лишайники).

  • Дыхательные (пневматофоры) — развиваются у растений, растущих на болотистых местах. Такие почвы содержат мало кислорода, потому корни растут вертикально вверх и обеспечивают подземную часть растения кислородом (болотный кипарис, мангровые деревья).

  • Ходульные — отходят от ствола и веток многих деревьев в тропических областях. Дорастая до земли такие корни укореняются и служат дополнительной опорой для растения.

    Пример 1

    Такие деревья образуют мангровые заросли приливно-отливной прибрежной полосе. Так же такие корни характерны для кукурузы.

  • Опорные досковидные — развиваются от основы стволов больших деревьев в тропических лесах. Имеют вид вертикальных плоских, подобных доскам выростов. В средней полосе встречаются у больших вязов.

  • Столбовидные (корни — подпорки) — отрастают от горизонтальных веток деревьев вниз и превращаются в толстые столбовидные опоры, которые поддерживают крону дерева (индийский баньян).
  • Корни—прицепки — характерны для лазающих лиан, помогая им удерживаться на опорах: стеблях других растений, стенах, потолках и подниматься вверх (некоторые фикусы, плющи).
  • Корни—присоски — образуются у многих растений—паразитов и полупаразитов, поселяющихся на стеблях и корнях других растений- хозяев (омела, повилика).
  • Корни многих цветковых растений приспособлены к симбиозу с грибами, образуя микоризу, или с бактериями, образуя бактериоризу (клубеньковые бактерии бобовых). Микроорганизмы — симбионты населяют ризосферу — почвенного слоя толщиной несколько миллиметров, прилегающего к корням растения. Корни растений выделяют вещества, которыми питаются микроорганизмы, потому в ризосфере и скопляется большое количество микроорганизмов и грибов.

spravochnick.ru

Видоизменения корней - Урок

1. Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

2.1. Фронтальный опрос

Ребята, скажите, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

- Мы познакомились с темой: «Зоны корня».

Какие зоны можно выделить во внутреннем строении корня?

- В корне выделяются зона деления, роста, всасывания, проведения.

Какую роль в корне выполняет корневой чехлик?

- Корневой чехлик выполняет защитную функцию, предохраняя молодые клетки от повреждения почвенных комочков.

А теперь давайте, вспомним функции каждой зоны.

- Первая зона, зона деления, в ней клетки делятся, образуя новые клетки корня;

- Зона деления образована образовательной тканью.

- Следующая зона роста, здесь клетки вытягиваются, поэтому корень становиться длиннее.

- Зона роста также как и зона деления образована образовательной тканью.

Правильно. В какой зоне корня находятся корневые волоски?

- Корневые волоски находятся в зоне всасывания.

Какую они выполняют функцию?

- На корневые волоски приходится самая главная работа - всасывание из почвы растворенных в воде минеральных веществ.

Как вы считаете, продолжителен срок существования корневых волосков?

- Нет, они постоянно разрушаются и вновь образуются, потому что корень растет.

О какой зоне вы еще не сказали?

- Зона проведения самая последняя, находящаяся в во внутреннем строении корня, она является транспортной системой, по которой движутся растворенные минеральные вещества по сосудам в растение.

Молодцы. А теперь я предлагаю еще раз вам закрепить знания прошлой темы урока, выполнив тест.

  1. Придаточные корни образуются от

а) нижней части стебля

б) на боковых корнях

в) на главном корне

г) из зародышевого корешка

2. Главный корень образуется

а) на боковых корнях

б) из зародышевого корешка

в) из нижней части стебля

г) на придаточных корнях

3. Корневая система образована

а) только боковыми корнями

б) только придаточными корнями

в) всеми корнями растения

г) только главным корнем

4. Рост корня обеспечивают клетки

а) покровной ткани

б) механической ткани

в) образовательной ткани

г) проводящей ткани

5. Корневой волосок

а) группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных солей

б) вытянутая клетка кожицы, участвующая в поглощении воды и минеральных солей

в) боковой корень

г) придаточный корень

6. Поглощение воды и минеральных солей из почвы обеспечивают клетки

а) основной ткани

б) образовательной ткани

в) проводящей ткани

г) корневых волосков

7. В поглощении воды из почвы участвует зона

а) всасывания

б) проведения

в) растяжения

г) деления

8. Защиту корня обеспечивают клетки

а) образовательной ткани

б) проводящей ткани

в) покровной ткани

г) основной ткани

9. Передвижение воды и питательных веществ в корне происходит по клеткам

а) проводящей ткани

б) образовательной ткани

в) механической ткани

г) покровной ткани

10. Клетки корневого чехлика обеспечивают

а) поглощение воды

б) защиту корня от повреждений

в) поглощение минеральных солей

г) рост корня

11. Из почвы при помощи корня растения поглощают

а) органические вещества

б) глину

в) воду и минеральные соли

г) перегной

12. Стержневую корневую систему имеет

а) одуванчик

б) лук

в) пшеница

г) рожь

2.2. Подведение итогов 1 части урока (заполнение таблицы результативности)

Правильность написания теста на этот раз оценю я.

3. Подведение учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач урока

4. Изучение нового материала.

Ребята, при изучения корневых систем растений мы выделили две основные, вспомните, какие?

-Мочковатую и стержневую.

Хорошо. А кто может сказать, что явилось основной причиной изменения строения корня?

- Я думаю почва.

- Я считаю, что основным изменением корня и его усложнением стали условия, в которых растет растение.

Все верно. Вот такие изменения, которые влияют на корень, ведут к его внешнему изменению, получили название – видоизменений. Таким образом, тема нашего урока будет называться «Видоизменения корней» (слайд № 1).

Раз на корень влияют различные факторы среды, то внешнее и внутренне строение корня будет изменяться, он будет длиннее в засушливых пустынях, короче во влажной почве. Исходя из сказанного, определите учебные задачи урока.

- мы познакомимся с разнообразными видоизменениями корней;

- будем приводить примеры растений, которые имеют видоизменения;

- на мой взгляд, мы познакомимся с практическим применением знаний по данной теме.

Молодцы, вы совершенно правы. Учебные задачи урока сформулированы на слайде.

Причины видоизменения корней.

Видоизменения корней.

Значения видоизменений для человека.

(слайд № 2)

Итак, почва, температура, другие организмы в значительной степени влияют на растения, на их среду обитания, следовательно, на образование плодов и семян и в целом на жизнедеятельность растительного организма. Это в свою очередь определяет и приспособленность самого растительного организма к тем условиям, в которых он существует. Мы с вами уже знаем, что вегетативный орган растения – корень, жизненно важная часть его жизнедеятельности. Вспомните, какую роль он выполняет?

- корень удерживает растение в вертикальном положении;

- является опорой;

- добывает из почвы растворенные в воде минеральные вещества.

Да, и конечно, при не благоприятных условиях он должен изменяться, приспосабливаться для выживания организма, его приспособленности к условиям окружающей среды. Посмотрите на рисунки, представленные на слайдах и скажите, изменилось ли что-то в строении корней, их внешнем виде?

- Да, у них изменились размеры и в целом весь внешний вид.

Да, и каждый из представленных видов видоизменений имеет свое название и назначение. Их необходимо знать и при необходимости объяснять. Для экономии времени давайте заполним таблицу:

Название видоизменения корня

Особенности строения

Примеры растений

Корневые клубни

Утолщение придаточных и боковых корней

Георгин, чистяк

Корни-прицепки

Короткие корни с мощными прицепками

Плющ, кампсис

Воздушные корни

Длинные корни, всасывающие воду

Монстера, орхидеи

Дыхательные корни

Растут вертикально вверх, выполняют функцию дыхания

Кипарис болотный, ива ломкая

Придаточные корни

Представляют собой подпорки стебля

Баньян

Корни растений-паразитов

Корни-присоски, проникающие в стебель хозяина

Омела белая, повилика

Корнеплоды

Разросшийся главный корень с запасом питательных веществ

Морковь, свекла

(слайд № 3)

Молодцы. Эту таблицу вы можете использовать для подготовки к уроку на уровне ОРО (слайд № 4).

А как же человек, зная особенности видоизменений, может использовать такие растения?

- В первую очередь корнеплоды, как запас питательных веществ ( многие овощные культуры).

- Некоторые растения можно размножать, зная их особое строение корня (баньян, плющ)(слайд № 5-12).

Хорошо. А теперь подведем итоги урока.

5. Закрепление.

  1. Какое влияние оказывают условия среда на корневую систему растений?

  2. С чем связаны видоизменения корней?

  3. Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?

  1. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?

  2. Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?

(слайд № 13)

6. Рефлексия

- С какой темой вы познакомились на уроке?

- Вам было интересно на уроке?

- Что вы узнали нового на уроке?

- Как вы считаете, вам пригодятся знания о видоизменениях корня в вашей жизни?

- Как бы вы оценили свое участие на уроке?

(слайд № 14)

  1. Домашнее задание (слайд № 15)

На оценку «3» параграф 22

На «4» параграф 22, Привести примеры видоизменений дополнительно к таблице.

На «5» параграф 22, Технология хранения корнеплодов

gigabaza.ru

С чем связано видоизменение корней?

С чем связано видоизменение корней у растений Вы узнаете из этой статьи.

Видоизменения корней происходят в процессе приспособления растения к новым условиям существование для того чтобы выполнять дополнительные функции.

С чем связано видоизменения корней?

Видоизменения корней, в первую очередь, связано с выполнением растения особых функций, в связи, с чем значительно меняется их строение. В период отложения питательных запасных веществ в главном корне он стает конусовидной, клубневидной, репчатой формы и называется корнеплодом. Пример растений с корнеплодом – это морковь, редька, свекла, репа.

Вместилища для питательных запасных веществ, которые образуются на боковых и придаточных корнях, называются корневыми клубнями. Они служат не только для более комфортной перезимовки корня растения, но и для его вегетативного размножения. К ним относят  корневые клубни таких растений как:

  • георгины
  • земляные орешки
  • орхидеи нашей полосы

Клубеньки, как новые видоизменения на корнях, представляют собой разрастание паренхимной ткани самого корня под влиянием микроорганизмов, которыеспособны фиксировать молекулярный азот атмосферы. Часть данного азота утилизируется самим растением. Такой симбиоз широко используют в сельском хозяйстве для того чтобы обогащать почвы азотистыми веществами. Значительная часть многолетних растений имеет вид микоризу, которая представляет собой симбиоз высшего растения и гриба.

Помимо всего прочего, различают такие видоизменения корней как:

  • корни-присоски у растений-паразитов,
  • воздушные корни, образующиеся у многих тропических растений,
  • втягивающие корни у корневищных и луковичных растений.

Таким образом, видоизменения в корне связано с выполнением такой дополнительной функции как накопления запасных питательных веществ – сахаров, крахмала и других элементов. При этом корни могут разрастаться, становятся мясистыми и толстыми. Примером таковых является свекла, морковь, репа.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали с чем связано видоизменение корней у растений.

kratkoe.com

Перечислите видоизменения корней Приведите примеры

Видоизменения корней: 

1) Корнеплод — видоизменённый сочный корень. В образовании корнеплода участвуют главный корень и нижняя часть стебля. Большинство корнеплодных растений двулетние. Корнеплоды состоят в основном из запасающей основной ткани (репа, морковь, петрушка). 2. Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней. 3. Корни-зацепки — своеобразные придаточные корни. При помощи этих корней растение «приклеивается» к любой опоре. 4. Ходульные корни — выполняют роль опоры. 5. Воздушные корни — боковые корни, растут вниз. Поглощают дождевую воду и кислород из воздуха. Образуются у многих тропических растений в условиях повышенной влажности. 6. Микориза — сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб — органические вещества. Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков. 7. Бактериальные клубеньки на корнях высших растений — сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями — представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями. Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков. При таком симбиотическом сожительстве бактерии переводят азот, содержащийся в воздухе, в минеральную форму, доступную для растений. А растения, в свою очередь, предоставляют бактериям особое местообитание, в котором отсутствует конкуренция с другими видами почвенных бактерий. Бактерии также используют вещества, находящиеся в корнях высшего растения. Чаще других бактериальные клубеньки образуются на корнях растений семейства Бобовые. В связи с этой особенностью семена бобовых богаты белком, а представителей семейства широко используют в севообороте для обогащения почвы азотом. 8. Дыхательные корни — у тропических растений — выполняют функцию дополнительного дыхания.

Оцени ответ

shkolniku.com