Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Ткани семенных растений. Ткани по биологии растений


Конспект по биологии "Растительная ткань"

РАСТИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ

Растительная ткань — группа клеток, имеющих общее происхождение, строение и приспособления к выполнению одной или нескольких функций. Классификация растительных тканей основана на анатомо-физиологических признаках. 

Различают пять типов растительных тканей: образовательные, покровные, механические, проводящие, основные.

  •  Образовательная ткань. Клетки мелкие, быстро делятся, находятся в точках роста, осуществляют рост растения
  •  Покровная ткань. Клетки плотно прилегают друг к другу, находятся на границе с внешней средой, выполняют защитную функцию
  •  Механическая ткань. Клетки с толстыми стенками, находятся во всех частях растения, придают ему форму и выполняют защитную функцию
  •  Проводящая ткань. Клетки образуют сосуды и ситовидные трубки, находятся во всех частях растения, проводят питательные вещества по растению
  •  Основная ткань (паренхима). Клетки крупные, с тонкими стенками, находятся в корнях, плодах, стеблях, листьях растения, запасают питательные вещества

Тело высшего растения образовано клетками, которые отличаются друг от друга строением и функцией Клетки, имеющие общее происхождение и выполняющие свойственную им функцию, образуют растительную ткань.

Примеры типов растительных тканей

1. Образовательная ткань

Функция: эта растительная ткань обеспечивает рост и регенерацию растений.

Примеры тканей и их расположение Характеристика
Верхушечные (зародыш, конусы нарастания побегов и корней). Вставочные (в основаниях междоузлий). Боковые (камбий в многолетних побегах) Состоят из мелких, плотно сомкнутых клеток с тонкими оболочками и крупными ядрами, другие органеллы на стадии формирования, вакуоли мелкие или вообще отсутствуют. Клетки постоянно делятся путём митоза. Дифференцируясь и специализируясь, они превращаются в клетки других тканей
2. Покровная ткань

Функции: защищают растение от внешних неблагоприятных факторов: излишнего испарения, колебаний температуры,проникновения микроорганизмов, механических повреждений и др.

Примеры тканей и их расположение Характеристика
Эпидермис (покрывает однолетние органы растений) Клетки живые, плотно сомкнутые, с утолщёнными наружными-стенками; обычно располагаются в один слой. Выделяют на поверхность жироподобное вещество — кутин, формирующее кутикулу, которая защищает клетку от потерь влаги. Для регуляции газообмена и транспирации служат устьица — специализированные образования, состоящие из двух полулунных замыкающих клеток и устричной щели между ними
Пробка (сменяет по мере роста растения эпидермис) Вторичная покровная ткань. Состоит из слоёв плотно сомкнутых мёртвых клеток с утолщёнными стенками, пропитанными жироподобными веществами. Для газообмена и транспирации в пробке присутствуют чечевички, заполненные рыхлой тканью из живых тонкостенных клеток. Пробка имеет малую теплопроводность и обеспечивает большую защиту растения от излишнего испарения и микроорганизмов
Корка (покрывает старые ветки, стволы и корни) Комплекс мёртвых тканей, включающий слои пробки и иных отмерших между ними тканей. Для газообмена служат чечевички, расположенные на дне трещин. Является надёжной защитой от перегрева и ожогов
3. Механическая ткань

Функции: придают растениям прочность, образуя каркас, поддерживающий все органы.

Примеры тканей и их расположение Характеристика
Колленхима (расположена под эпидермисом в виде тяжей вдоль жилок листьев) Состоит из живых, вытянутых клеток с неравномерно утолщёнными стенками. Не мешает росту растения, т. к. сама способна расти
Склеренхима (луб, древесина) Представлена волокнами вытянутых мёртвых клеток с равномерно утолщёнными стенками. Наиболее важными являются лубяные и древесные волокна, которые формируют основной каркас растения
Склереиды (встречаются в плодах) Сферические клетки с равномерно утолщёнными стенками
4. Проводящая ткань

Функции: эта растительная ткань служат для транспорта веществ по растению.

Примеры тканей и их расположение Характеристика
Ксилема (древесина) — осуществляет восходящий ток веществ по растению Состоит из трахеид и сосудов, которые построены из расположенных друг над другом мёртвых клеток с неравномерно утолщёнными стенками и отверстиями в боковых частях
Флоэма (луб) — осуществляет нисходящий ток веществ по растению Состоит из ситовидных трубок, которые образованы живыми клетками, расположенными одна над другой. Их поперечные стенки продырявлены в виде сита, через которое проходят тяжи цитоплазмы, ядра и другие органеллы разрушаются. Рядом с ними лежат живые клетки-спутницы, которые содержат ядра и участвуют в транспорте
5. Основная ткань (паренхима)

Функции: занимает наибольший объём в организме растения, составляя основу органов.

Примеры тканей и их расположение Характеристика
Ассимиляционная, или хлоренхима (расположена под эпидермисом в листьях, молодых зелёных стеблях и плодах) Фотосинтезирующая ткань, содержащая много хлоропластов. Различают столбчатую (осуществляет фотосинтез) и губчатую (отвечает за газообмен и транспирацию) ткань
Запасающая (запасающие органы — корнеплоды, клубни, плоды и т. и.) Состоит из тонкостенных клеток, заполненных углеводами (крахмалом), белками и жирами. Растения засушливых мест обитания имеют водоносную паренхиму, запасающую воду
Воздухоносная (характерна для водных растений, испытывающих недостаток кислорода) Ткань из тонкостенных клеток с большими воздухоносными межклетниками, сообщающимися с атмосферой через устьица или чечевички

Таблица «Растительная ткань цветковых растений»

Это конспект по теме «Растительная ткань». Выберите дальнейшие действия:

Растительная ткань

5 (100%) 3 votes

uchitel.pro

Ткани семенных растений — Энциклопедия по биологии

Группы клеток одинакового происхождения, строения и выполняющие одни и те же функции называются тканями. В растении существует несколько видов различных тканей.

Тело растения одето покровной тканью (кожица, пробка) (рис. 17, А, Б),защищающей его от излишнего испарения, резких колебаний температуры и повреждений. Кожицей покрыты однолетние стебли и листья. Клетки кожицы плотно сомкнуты, их наружные стенки утолщены. Снаружи клетки кожицы покрыты особой пленкой — кутикулой, состоящей из жироподобных веществ, вырабатываемых клетками кожицы. На кожице нередко развиваются многочисленные волоски, образуется восковой налет. Все эти приспособления надежно защищают растение от излишних потерь воды.

Пробка покрывает стебли и корни многолетних растений. Оболочки клеток пробки пропитаны особым жироподобным веществом — суберином и не пропускают ни воды, ни воздуха, поэтому их цитоплазма и ядро быстро отмирают. Эти мертвые клетки предохраняют растения от неблагоприятных воздействий среды.

Прочность растению придают механические ткани (рис. 17, В), клетки которых отличаются сильным утолщением клеточных оболочек. Растению приходится оказывать сопротивление ветру и дождю, выдерживать тяжесть ветвей и листьев. Механические ткани составляют как бы каркас растения, который заполнен мягкими и тонкостенными клетками остальных тканей.

Ассимиляционная ткань развита в листьях и наружных частях стебля, доступных солнечным лучам; в ее клетках содержится большое количество хлоропластов, в которых осуществляется фотосинтез. Запасающая ткань служит для накопления питательных веществ: крахмала, сахара, белков, жиров. Особенно сильно развиты запасающие ткани в плодах, семенах, корнеплодах. Максимум запасных питательных веществ откладывается осенью, весной же они расходуются при прорастании семян, образовании новых листьев и цветков (рис. 17, Г).

По проводящим тканям передвигаются питательные вещества. От корней к другим органам растения подается вода с растворенными в ней минеральными солями. Она движется по сосудам — сплошным полым трубкам, образованным из лишенных живого содержимого клеток, между которыми разрушены поперечные перегородки.

От листьев органические вещества — продукты фотосинтеза — перемещаются по ситовидным трубкам. Эти трубки представляют собой ряд вытянутых живых клеток, поперечные перегородки между ними перфорированы (продырявлены) и потому не препятствуют продвижению веществ из клетки в клетку (рис. 17, Д).

Все перечисленные виды тканей возникают из образовательной ткани. Клетки этой ткани имеют очень тонкие оболочки и густую цитоплазму со слаборазвитыми вакуолями и постоянно находятся в состоянии деления (митоза). Клетки образовательной ткани, дифференцируясь и специализируясь, превращаются в клетки других тканей.

biologiya.net

Урок биологии по теме "Растительные ткани"

Урок по теме "Ткани растений",

6-й класс

Цели урока:

  1. Изучить особенности строения тканей растительных организмов.

  2. Раскрыть взаимосвязь строения растительной ткани от выполняемой функции.

  3. Продолжить формировать умение работать с микроскопами и микропрепаратами, сравнивать, анализировать, обобщать, работать с рисунками как источниками информации.

Оборудование:

  • микроскопы,

  • микропрепараты,

  • таблицы,

  • рисунки учебника по данной теме.

Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.

Основные понятия и термины урока:

Ткань, её виды (образовательная, основная, покровная, механическая, проводящая). Жилки. Проводящий пучок.

Ход урока

1.Создание проблемной ситуации:

Так как учащиеся шестого класса не обладают достаточным уровнем развития для самостоятельного формулирования проблемной ситуации, то ситуация возникает в ходе предварительной беседы. Для этого доска разделяется на две части и в каждой прописывается, что учащиеся знают, а что не знают по данной теме.

Знаем:

Не знаем:

Определение ткани.

Основные места расположения тканей. (частично)

Виды тканей растений.

Как строение ткани связано с выполняемой функцией.

2.В ходе беседы с учащимися решается проблема, как строение ткани связано с выполняемой функцией. Для этого с помощью таблиц, рассматривания микропрепаратов и живых объектов (побеги растений, листья, комнатные растения) заполняется следующая таблица:

Тип тканей

Где расположена

Форма и размеры клеток

Внутреннее строение

Особенности жизнедеятельности

Функции

образовательная

Верхушка корня, стебля.

 

 

 

 

основная

Мякоть листа

Мякоть плодов

Середина корня, стебля

Мягкие части цветка

Главная масса коры

 

 

 

 

Механическая

Жилки листа

Волокна стебля

Косточка абрикоса

Скорлупа грецкого ореха

 

 

 

 

Покровная

Кожица листа, кора дерева.

 

 

 

 

Проводящая

Жилки листа, в корне, стебле

 

 

 

 

3. Так как у учащихся шестого класса заполнение таблицы может вызвать затруднения, учитель должен в ходе беседы с ребятами не только направлять их деятельность, но и поощрять правильные ответы и акцентировать их внимание именно на взаимосвязи строения и функции.

4. Учащиеся, заполнив таблицу, делают вывод, что строение ткани зависит от выполняемой данной тканью функции.

3. Рефлексия: учащиеся проговаривают, что им понравилось в уроке, что вызвало сложности. Как они себя чувствовали на уроке.

4. Домашнее задание: прочитать текст учебника: “Строение тканей растительного организма”

Таблица в готовом виде:

Тип тканей

Где расположена

Форма и размеры клеток

Внутреннее строение

Особенности жизнедеятельности

Функции

образовательная

Верхушка корня, стебля.

Округлые, мелкие.

Крупные ядра, нет вакуолей.

Постоянное деление.

Рост корня и стебля.

основная

Мякоть листа, плодов.

Середина корня, стебля

Мягкие части цветка

Главная масса коры

Округлые,

крупные и средние

Хлоропласты.

Ядро у стенки, крупные вакуоли.

Хорошо развито межклеточное вещество

Образуются органические вещества из неорганических

Превращение и накопление веществ.

Фотосинтез

Запас питательных веществ

Механическая

Жилки листа

Волокна стебля

Косточка абрикоса

Скорлупа грецкого ореха

вытянутые

Оболочка утолщена, одревесневела, цитоплазма часто отсутствует

Мёртвые клетки

Опора,

Защита.

Покровная

Кожица листа, кора дерева.

Мелкие и средние

Плотно прилегают друг к другу

Мёртвые и живые клетки. Оболочка одревесневает

Защита.

Связь с внешней средой

Проводящая

Жилки листа, в корне, стебле

вытянутые

Остались оболочки клеток, между ними есть отверстия

Сосуды – мёртвые клетки

Ситовидные трубки - живые

Передвиже-

ние веществ

Список литературы:

1. Игошин Г.П. “Уроки биологии в шестом классе” Ярославль. Академия развития. 2002г.

videouroki.net