Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Тесты по физиологическим основам устойчивости растений. Тесты по интродукции растений


Фитоценотический метод интродукции растений

Интродукция растений — комплексная проблема, основывающаяся на данных экологии, ботанической географии, флористики, систематики, фитоценологии, генетики и физиологии растений.

Она понимается как «целеустремленная деятельность человека по выращиванию в данном естественно-историческом районе растений, ранее в нем не произраставших, или перенос их в культуру из местной природы». В определении подчеркивается, что интродукция — экспериментальная наука, положения и выводы которой подтверждаются и проверяются непосредственным экспериментом по выращиванию растений.

Как база экспериментальных исследований в ботанических садах создаются крупные коллекции растений, многолетние наблюдения за которыми позволяют установить адаптационные возможности интродуцента, полиморфизм вида, сходство и различия близких видов разного географического происхождения, генотипическую и фенотипическую изменчивость, характер онтогенеза, закономерности сезонной ритмики роста и развития и т. п.

Фактический материал, проанализированный в указанном аспекте, дает возможность подойти к решению таких теоретических проблем биологии, как понятие о виде и внутривидовой систематике, квалификация генотипических и фенотипических признаков, выявление приспособительных особенностей растений и их связей с условиями местообитания и фитоценотическим окружением, с историей формирования вида и т. п.

Одна из основных теоретических задач интродукции — обоснование методов выбора объектов для интродукционного эксперимента и способов прогнозирования и оценки результативности такого опыта.

Комплексный характер интродукции нашел выражение в разнообразии теоретических подходов к решению этой задачи.

Экологический подход наиболее ярко отражен в теории климатических аналогов Майра, рекомендовавшего переносить растения лишь в тождественные климатические и экологические условия.

Изучение флор как источника видов для интродукции с выявлением их эколого-исторических особенностей и флорогенетического характера применялись В. Л. Малеевым, A. M. Кормилицыным, К. А. Соболевской, Беннетом.

Анализ систематических единиц с использованием интродукционного эксперимента заложен в основу метода родовых комплексов, применяется при изучении внутривидовой систематики, популяционного разнообразия видов в природе и культуре.

Однако большинство исследователей не отмечали и не учитывали положения интродуцируемого вида в растительном сообществе и характера этого сообщества. Лишь В. Л. Малеев указал на значение фитогеографического метода, не останавливаясь на его разработке, а Ф. Н. Русанов и A. M. Гродзинский предлагали учитывать преимущество для интродукции эдификаторов и доминантов как наиболее жизнеспособных видов. В данной работе делается попытка обосновать фитоценотический метод отбора интродуцентов, при использовании которого в качестве источника растений для интродукции рассматривается такое естественное единство, как фитоценоз, его организация. При этом фитоценоз понимается как «более или менее постоянное сочетание видов растений, приспособленных к совместному обитанию в определенных условиях среды». Фитоценозы формировались из видов, которые в процессе сопряженной эволюции приспособились к совместному обитанию. Поэтому, чем древнее фитоценоз, тем менее антагонистичны в нем взаимовлияния растений, тем сложнее пространственная и временная гетерогенность сообщества. Организация фитоценоза выражена в его структуре и составе: флоры, фитоценотипов, жизненных форм.

Структурная часть фитоценоза — ярус — отличается специфической экологической обстановкой, а составляющие его виды относительно близки по экологическим особенностям. Это имеет большое значение для интродуктора, так как объектами интродукционного испытания целесообразно выбрать виды одного яруса. Ведь именно таким образом можно экстраполировать эффективность интродукции отдельных видов на всю группу видов данного яруса, опираясь на некоторую общность их экологических свойств: имитировать по возможности в культуре условия их природного экотопа, рекомендовать в производство ассортимент видов для данных экологических условий.

Важным моментом описания фитоценоза как источника интродукции растений является изучение его флоры (ее объема, генезиса, состава редких и полезных видов) . Флористический состав фитоценоза связан с условиями его местообитания и историей формирования. Наиболее интересны как источники интродукции древние коренные фитоценозы с богатой флорой, содержащей представителей разных флористических комплексов, отличающихся различными адаптационными возможностями.

Принадлежность к фитоценотипу (особенно к эдификаторам и доминантам) во многом определяет ценотическую значимость вида, его способность влиять на окружающие растения, что имеет определенное значение при его выращивании в культуре.

Спектр жизненных форм фитоценоза отражает совокупность приспособлений видов к условиям среды, а богатство такого спектра — показатель экологической гетерогенности видов ценоза. Важным для исследователя-интродуктора является тот факт, что жизненная форма вида указывает и на характер его размножения. Наиболее богатым спектром жизненных форм характеризуются древние коренные фитоценозы. Это повышает их ценность как источников видов для интродукции.

На основе вышесказанного наибольшее внимание в качестве источников видов для интродукции привлекают сообщества, богатые флористически, гетерогенные экологически, что расширяет возможности интродукционного эксперимента.

Анализировать в качестве источников интродукции растений можно разные в иерархическом отношении единицы растительности, но наиболее интересен анализ единиц, таких, как тип растительности. Тип растительности представляет известное единство, проявляющееся в близком родовом составе эдификаторов и доминантов, в известном единстве условий среды, в которых развивается данный тип растительности, в едином их временном происхождении.

В данной работе в качестве источника интродукции растений рассматривается тип растительности — широколиственные леса СССР, а виды их травянистого яруса избраны объектами интродукционного испытания.

Правильность такого подхода подтверждается тем, что, например, результаты интродукции видов древесного яруса колхидского леса в Москве могут быть иными, чем травянистого, хотя их виды имеют одинаковую историю и географическое распространение.

Прогноз интродукции видов отдельного яруса будет более действенным, чем прогноз интродукции видов фитоценоза в целом, так как он отражает логику построения ценоза, связь экологических возможностей и фитоценотического положения видов.

Данные, полученные при изучении фитоценоза как источника видов для интродукции, могут быть использованы при разработке метода фитоценотических аналогов. При проведении климатических аналогий учитываются лишь данные климата, т. е. аэротопа. При этом из поля зрения исследователя выпадает такое важное звено экотопа, как эдафотоп. В особенностях же организации фитоценоза отражается влияние как аэротопа, так и эдафотопа, поэтому использование фитоценотических аналогий приведет к более точному выводу. Например, при интродукции лесных растений в засушливую зону степей предварительный расчет с использованием климатических аналогий указывает на отрицательный результат опыта. Однако интродукция лесных растений в степную зону на участки, занятые древесно-кустарниковыми куртинами (балки, овраги, поймы рек), оказывается успешной (опыт создания парка в Аскания-Нова).

Описание организации коренных фитоценозов, кроме того, может стать основой расчетов при создании искусственных фитоценозов, которые в условиях культуры должны не копировать природные, но следовать логике их построения и принципам оптимального использования среды за счет заполненности жизненного пространства.

Итак, фитоценотический метод интродукции растений предполагает анализ природного фитоценоза для отбора видов с целью их интродукции. Применение данного метода дает дополнительные основания для прогноза эффективности интродукции видов, составляющих тот или иной ярус фитоценоза, опираясь на некоторую их экологическую общность; позволяет рассматривать приспособительные особенности растений в условиях фитоценоза в качестве прообраза их поведения в условиях интродукции; имитировать по возможности в культуре основные особенности их природного экотопа; рекомендовать в производство ассортимент видов, объединенных общностью экологических потребностей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info

Интродукция растений

впервые была обоснована в 1855 А. Декандолем, а затем развита и углублена Н. И. Вавиловым на основе созданной им теории центров происхождения культурных растений. В первичных центрах сосредоточен основной генофонд диких сородичей и древнейших форм культурных растений - носителей генов, ценных в селекционном отношении. Во вторичных географических центрах многих культурных растений (вследствие мутаций и гибридизации) часто сосредоточены носители новых признаков, перспективных для селекции (урожайность, высокое качество продукции, скороспелость и др.). В результате вмешательства человека растения из этих центров переселялись в новые области, расширялся ареал того или другого вида. Таким образом от диких видов, которые часто представляют ценность и сами по себе, произошли современные культурные пшеница, ячмень, рожь, овёс, кукуруза, соя, хлопчатник, подсолнечник и др. География важнейших культурных растений изменилась. Ареалы их значительно расширились. При этом связь с первичными центрами нередко терялась: например, родина кофе - Эфиопия, а ныне основное производство его сосредоточено в Латинской Америке; основное производство арахиса, родина которого Северная Аргентина, сосредоточено в Экваториальной Африке. По Н. И. Вавилову, источниками для Интродукция растений могут быть: 1) генцентры, из которых можно черпать важные доминантные гены, определяющие устойчивость к болезням и вредителям, высокое качество продукции и др.; 2) окраины ареалов высокоразвитого земледелия, где сосредоточены носители рецессивных генов, определяющих многочисленные ценные в селекционном отношении признаки.

  Материал для Интродукция растений поставляют главным образом научные экспедиции, направляемые многими странами мира в первичные и вторичные центры происхождения культурных растений. Повседневную интродукцию дикорастущих видов с последующей их акклиматизацией ведут ботанические сады и др. ботанические и селекционные учреждения.

 

  Лит.: Вавилов Н. И., Избранные труды, т. 5, М., 1965; Жуковский П. М., Новые очаги происхождения и генцентры культурных растений и узкоэндемичные микроцентры родственных видов, «Ботанический журнал», 1968, т. 53, № 4; Whyte R. O., Plant exploration collection and introduction, Rome, 1958.

  Д. В. Тер-Аванесян.

Статья про слово "Интродукция растений" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 5283 раз

Интересное

bse.sci-lib.com

ИНТРОДУКЦИЯ РАСТЕНИЙ - PDF

Транскрипт

1 ИНТРОДУКЦИЯ РАСТЕНИЙ УДК :635.9: (477.60) ИТОГИ ИНТРОДУКЦИИ DIANTHUS DELTOIDES L. НА ЮГО-ВОСТОКЕ УКРАИНЫ Н.В. Усманова Донецкий ботанический сад НАН Украины Изложены результаты изучения биоморфологических особенностей Dianthus deltoides L. в Донецком ботаническом саду НАН Украины. Установлено, что при интродукции растения исследованного вида полностью проходят весь цикл роста и развития, что свидетельствует о достаточной степени адаптации вида к условиям региона. Выявлено, что оптимальными способами размножения D. deltoides в культуре являются семенной и черенкование. Дана оценка успешности интродукции и перспективности использования вида в озеленении на юго-востоке Украины. Ключевые слова: интродукция, Dianthus deltoides L., ритм сезонного развития, размножение, онтогенез, успешность интродукции. В последнее время в декоративном садоводстве усиливается тенденция использования новых многолетних растений с продолжительным периодом цветения и декоративного эффекта. С этой точки зрения сем. Гвоздичные (Caryophyllaceae Juss.) представляет существенный интерес. Представители семейства характеризуются изяществом и утончённостью, которые утрачены многими садовыми декоративными формами и гибридами, различаются по высоте, габитусу куста, окраске листьев и цветков. Многие виды сохраняют зелёные листья и зимой, а потому декоративны в течение всего года. К условиям произрастания виды семейства нетребовательны, т.к. в природных условиях они растут на бедных, преимущественно каменистых и песчаных почвах. Одним из таких видов является Dianthus deltoides L. (гвоздика дельтовидная или гвоздика-травянка) красивоцветущее и декоративнолиственное растение. Широкое применение гвоздикитравянки, как и большинства дикорастущих видов сем. Caryophyllaceae, в современном озеленении на юго-востоке Украины сдерживает недостаточная изученность её биологических и декоративных особенностей и отсутствие научно обоснованных рекомендаций по выращиванию и размножению вида в условиях культуры. В связи с этим интродукционное изучение D. deltoides является актуальным для расширения ассортимента цветочнодекоративных растений в озеленении и для сохранения генофонда видов природной флоры ex situ. В связи с вышеизложенным, цель данной работы оценить перспективность введения D. deltoides в культуру на юговостоке Украины на основе изучения биоморфологических особенностей вида в условиях интродукции. В задачи входило изучение ритмики сезонного развития, онтогенеза, особенностей семенного и вегетативного размножения вида в Донецком ботаническом саду НАН Украины (ДБС). 19

2 Материал и методика Объектом исследования является D. deltoides многолетнее вечнозелёное поликарпическое растение, рыхлодерновинный хамефит с плагиотропными укореняющимися безрозеточными побегами. В естественных условиях произрастает на сухих лугах, в разреженных лесах, по лесным опушкам и полянам в Европе, Сибири и на Дальнем Востоке (Флора СССР, 1936; и др.). В ДБС интродуцирован семенами из ботанического сада г. Берлин в 1996 г. Интродукционные испытания проводили согласно общепринятым методикам (Методика фенологических, 1975; Былов, 1978). Онтогенез растений изучали по методике И.П. Игнатьевой (1983). Терминология периодов онтогенеза и возрастных состояний приводится по А.А. Уранову (1960), морфологическая терминология по П.Ю. Жмылёву, Ю.Е. Алексееву (Жмылёв и др., 2002). Оценку успешности интродукции проводили по В.В. Бакановой (1984). При оценке декоративности и перспективности для введения в культуру использована авторская 100-балльная шкала (Усманова, 2012). Результаты и их обсуждение Успешность интродукции травянистых растений в значительной степени зависит от полноты прохождения ими цикла сезонного развития, что является проявлением жизнеспособности вида в новых условиях выращивания и определяет практическую целесообразность его интродукции в данном регионе. Результаты фенологических наблюдений показали, что в условиях ДБС вегетация у D. deltoides начинается после устойчивого перехода среднесуточной температуры воздуха через 0 С, т.е. вид относится к растениям с ранневесенним началом отрастания. Сроки начала отрастания за годы наблюдений колебались 20 от второй декады марта до второй декады апреля (табл. 1). Амплитуда колебаний сроков отрастания за исследованный период достигала 30 дней. Один из наиболее важных моментов в жизни растения цветение. Многолетние наблюдения позволили установить, что растения исследованного нами вида в условиях интродукции регулярно цветут. По срокам начала цветения гвоздика травянка отнесена к группе поздневесеннецветущих: в фазу начала цветения растения вступают во второй половине мая. Для вида характерно дружное, в пределах дней, массовое цветение. Общая продолжительность периода цветения не превышает 50 дней. За годы наблюдений сроки начала цветения варьировали в пределах 7 дней. Следует также отметить, что в условиях ДБС у вида отмечено повторное цветение с конца августа и до заморозков. Полное прохождение растением при интродукции всего жизненного цикла, вплоть до созревания семян показатель его успешной адаптации к новым условиям. В ДБС у D. deltoides отмечено регулярное плодоношение. Период созревания семян у вида растянут: начинается созревание в конце июня, а заканчивается через дней. после окончания цветения. После полного созревания семян у интродуцента наблюдается активный рост и развитие вегетативных побегов, продолжающиеся до конца октября начала ноября. Заканчивается вегетация после перехода среднесуточных температур через 0 С. В целом средняя продолжительность вегетационного периода интродуцента составляет дней. По результатам десятилетних фенологических наблюдений нами был составлен феноспектр изученного вида, где графически отображены особенности ритма его развития (рис. 1).

3 Таблица 1 Основные фенологические фазы Dianthus deltoides L. при интродукции в Донецком ботаническом саду НАН Украины Фенофаза Сроки наступления min max M ± m Амплитуда Начало вегетации ± 5,7 31 Бутонизация ± 1,4 6 Начало цветения ± 1,4 7 Конец цветения ± 0,5 2 Созревание семян ± 0,6 3 Конец вегетации ± 2,1 24 Примечание: M ± m среднее значение, ± ошибка средней Как видно из графика, по ритму развития гвоздика травянка относится к вечнозелёным видам поздневесеннего цветения, по продолжительности вегетации к длительновегетирующим растениям. Изучение вопросов размножения растений является необходимым условием при их интродукции и культивировании. Это один из хозяйственно-биологических признаков, который учитывается при оценке степени успешности интродукции растений. Отсутствие плодоношения или его нерегулярность свидетельствуют о недостаточной приспособленности интродуцента к новым условиям (Некрасов, 1973). Исследования показали, что в условиях юго-востока Украины D. deltoides плодоносит регулярно и характеризуется довольно высокими показателями реальной семенной продуктивности (40 50 семян на плод и до семян на растение). Наряду с высокой лабораторной (более 90%) и полевой (не менее 50%) всхожестью это свидетельствует как о достаточно высокой степени адаптации интродуцента к новым условиям, так и о перспективности семенного размножения данного вида в данном регионе. Рис. 1. Феноспектр Dianthus deltoides ( гг.): 1 вегетация, 2 бутонизация, 3 цветение, 4 созревание семян. 21

4 Вегетативный способ размножения имеет большое практическое значение, так как гарантирует получение растений, повторяющих все признаки материнских. При исследовании способности вида к вегетативному размножению установлено, что хотя растения образуют придаточные корни и укореняются, они не могут самостоятельно размножаться вегетативно. Их можно размножать только искусственно, делением куста. Коэффициент вегетативного размножения вида невысокий и колеблется от 5 до 8 п.ед. на трехлетнее растение, у четырёхлетних растений этот показатель увеличивается на 2 3 п.ед. Таким путем невозможно быстро получить большое количество посадочного материала. В результате исследования регенерационных способностей интродуцированного вида было установлено, что для него характерна очень высокая степень укоренения (табл. 2). Установлено, что для данного вида оптимальным является весеннее и осеннее черенкование, а лучшим субстратом перлит. К тому же, для D. deltoides характерна высокая продуктивность черенкования: за период вегетации с одного трёхлетнего растения можно получить от 70 до 160 черенков. Таким образом, в условиях культуры для гвоздики травянки приемлемы как черенкование, так и семенное размножение. Размножение растений делением куста нецелесообразно. Следует также отметить, что исследованный вид характеризуется высокой степенью устойчивости к неблагоприятным погодным условиям юго-востока Украины и при оценке успешности интродукции по 7-балльной шкале В.В. Бакановой получил оценку 6 баллов. Введение в культуру дикорастущих видов требует изучения индивидуальных особенностей и оценки жизненного состояния при адаптации к новым условиям существования. Онтогенез D. deltoides в ДБС изучали в течение 5 лет. Был изучен цикл развития вида от семени до зрелого генеративного состояния. На рис. 2 приведена схема малого жизненного цикла интродуцента. Латентный период. Плод одногнёздная коробочка, вскрывающаяся Укореняемость стеблевых черенков Dianthus deltoides L. в зависимости от субстрата и сроков черенкования Таблица 2 Укореняемость, % min max M ± m Сроки укоренения весеннее (2-я декада апреля) ,6 ± 2,1 летнее (2-я декада июля) ,4 ± 1,6 осеннее (2-я декада сентября) ,2 ± 2,3 перлит ,6 ± 2,1 Субстрат песок ,7 ± 1,6 22 почвосмесь ,1 ± 2,1 Примечание: M ± m среднее значение, ± ошибка средней

5 Рис. 2. Схема малого жизненного цикла Dianthus deltoides L.: se семена, pl проростки, j ювенильное состояние, im имматурное состояние, v виргинильное состояние, g1 молодое генеративное состояние. 5 зубчиками. Семена эллипсовидные, плоские, чёрные, мелкобугорчатые. Крупный подковообразный зародыш согнут вокруг мучнистого перисперма. Размеры семян: дл. 1,19 мм, шир. 0,79 мм. Масса 1000 шт. семян составляет 0,25 г. Количество семян в коробочке от 40 до 50 шт. Период покоя отсутствует: прорастание начинается на 2 3 день, и все жизнеспособные семена прорастают в течение 5 6 дней. Лабораторная всхожесть свежесобранных семян высокая (до 93%) и после двух лет хранения снижается незначительно. Проростки. Семена прорастают быстро. Зародышевый корешок появляется на 3 4-ый день. Зародышевый корешок длиной 6,5 мм густо покрыт корневыми волосками. Прорастание семян надземное: семядоли выносятся гипокотилем над поверхностью почвы, семенная кожура соскальзывает и остается в почве. Семядоли развертываются на 6 7 день, они яйцевидной формы, на небольшом (до 1,5 мм) черешке, тонкие, гладкие, ярко зелёные, 2,0 2,5 мм дл., 1,5 мм шир. Фаза проростка длится дн., до появления первой пары настоящих листьев. Ювенильное состояние. Первые листья появляются на ый день. В это же время начинается ветвление корня. Первые листья продолговатые, тупые, зелёные, супротивно расположенные. У ювенильных растений имеется 3 пары настоящих листьев. Корень разветвлённый, длиной 3,0 3,5 см. В ювенильном состоянии растения находятся дней. Имматурное состояние. В фазе 3 пар настоящих листьев из пазушных почек настоящих и семядольных листьев появляются побеги первого порядка. Корневая система сильно разрастается. Ветвление боковых корней достигает 2 3- го порядка, длина главного корня 7,0 см. Увеличиваются размеры листа: длина составляет 0,7 1,1 см, ширина 2 3 мм. В целом продолжительность имматурного периода составляет дней. Виргинильное состояние. К концу вегетационного периода растения 23

6 приобретают черты, свойственные взрослым особям. Увеличивается вегетативная сфера, сильно разрастается корневая система. К концу первого года жизни растение представляет собой кустик высотой 5,0 6,0 см, состоящий из 5 7 равноценных хорошо разветвлённых побегов длиной 10,0 12,0 см. В пазухах листьев этих побегов по всей их длине расположено до 30 побегов второго порядка длиной 5,0 9,0 см. На большинстве побегов второго порядка развивается до 15 побегов третьего порядка длиной от 0,3 до 2,5 см. Корень стержневой, хорошо разветвлённый, 8 10 см дл. Листья зелёные, мелкие, длиной 1,0 2,0 см, шириной 3,0 5,0 мм. Нижние продолговатые, тупые; стеблевые линейно-ланцетные, острые, с тремя жилками. Зимует растение зелёным. Генеративный период наступает на второй год жизни растений. Бутонизация наступает во второй декаде мая. Начало цветения третья декада мая. К моменту цветения на молодом генеративном растении развивается генеративных побегов. Репродуктивные побеги восходящие, тонкие, ветвистые, как и листья, коротко шероховато опушённые, достигающие в период цветения 18,0 22,0 см. Листья зелёные, линейно ланцетные, заострённые, с тремя жилками, 1,0 2,5 см дл., 2,0 3,0 мм шир. Цветки розово малиновые, 1,4 1,6 см в диаметре, одиночные на конце вильчато разветвлённых побегов. Прицветные чешуи обычно в количестве 2, они шиловидно заострённые, достигают половины длины чашечки. Чашечка узкоцилиндрическая, 14,0 18,0 мм дл., 3,0 4,0 мм шир., частично пурпурноокрашенная. Венчик розово-малиновый, состоит из 5 обратноклиновидных, по краю зубчатых лепестков, у зева с кольцом пурпурных пятнышек и более светлыми точками, с немногочисленными волосками на верхней стороне пластинки. Плод коробочка, размеры соответствуют размерам чашечки. Семена созревают в июле. Во второй половине августа у вида отмечено повторное цветение. В августе-сентябре при наличии достаточного увлажнения в базальной части плагиотропных побегов в пазухах листьев формируются придаточные корни, благодаря которым побеги укореняются. Зрелое генеративное состояние (рис. 3) наступает на третьем году жизни. Растения достигают максимальной декоративности. Диаметр куста составляет 18,0 23,0 см. Количество генеративных побегов доходит до Значительно увеличивается число вегетативных побегов. В базальной части приподнимающихся побегов и по всей длине плагиотропных побегов в пазухах листьев образуются придаточные корни, продолжается процесс укоренения побегов. Продолжительность зрелого генеративного состояния 3 4 года. Рис. 3. Зрелое генеративное растение Dianthus deltoides L. Сенильной стадии за период исследований растения не достигли. Оценка перспективности для введения в культуру гвоздики травянки была проведена по признакам, имеющим 24

7 наиболее существенное значение для практического использования. К числу этих признаков относится: обильность и продолжительность цветения, декоративные качества цветков, габитус куста, способность к семенному и вегетативному размножению, устойчивость к вредителям и болезням. Суммарная оценка вида по этим признакам составила 94 балла по 100-балльной шкале, что позволяет отнести D. deltoides к числу очень перспективных видов для использования в озеленении на юговостоке Украины. На основании проведённых исследований D. deltoides рекомендуется нами как декоративное, устойчивое и неприхотливое растение для использования в зелёном строительстве на юго-востоке Украины для цветников ландшафтного типа, рокариев и гравийных садов, каменистых горок и миксбордеров. В экспозициях хорошо сочетается с другими видами гвоздик (тяншаньской, туркестанской, багровой, картузианской), ясколкой, ирисом злаколистным, очитком видным, аквилегией, иберисом вечнозеленым, а также низкорослыми однолетниками. Выводы Таким образом, изучение биоморфологических особенностей индивидуального развития D. deltoides и комплексная оценка его перспективности при интродукции показали, что данный красивоцветущий и декоративнолиственный вид может успешно культивироваться на юговостоке Украины. Установлено, что при интродукции исследованный вид полностью проходит весь цикл роста и развития. По ритму развития гвоздика травянка относится к длительновегетирующим вечнозёленым видам поздневесеннего цветения. Растения декоративны с марта по октябрь, наиболее эффектны в течение дн. в период цветения. Оптимальными способами размножения данного вида в культуре являются семенной и черенкование. Оценка успешности интродукции и перспективности использования в озеленении показала, что вид успешно адаптировался в условиях региона и является очень перспективным для озеленения. Растение рекомендуется нами для использования в рокариях, каменистых горках и миксбордерах. Л и т е р а т у р а Баканова В.В. Цветочно-декоративные многолетники открытого грунта. Киев: Наукова думка, с. Былов В.Н., Карписонова Р.А. Принципы создания и изучения коллекции малораспространённых декоративных многолетников // Бюл. Гл. ботан. сада АН СССР Вып С Жмылев П.Ю., Алексеев Ю.Е., Карпухина Е.А., Баландин С.А. Биоморфология растений: иллюстрированный словарь. М., с. Игнатьева И.П. Онтогенетический морфогенез вегетативных органов травянистых растений: Методические рекомендации. М.: ТСХА, с. Методика фенологических наблюдений в ботанических садах СССР. М., с. Некрасов В.И. Роль семенной репродукции в оценке степени акклиматизации растений // Ритм роста и развития интродуцентов: тез. докл. М., С Уранов А.А. Жизненные состояния вида в растительном сообществе // Бюл. МОИП. Сер. биол Т. 67. Вып. 3. С Усманова Н.В. Оценка видов семейства 25

8 Caryophyllaceae Juss. по декоративным и хозяйственно-биологическим признакам // Промышленная ботаника Вып. 12. С Флора СССР. Т. 6. М., Л.: Изд-во АН СССР, С RESULTS OF THE INTRODUCTION OF DIANTHUS DELTOIDES L. IN THE SOUTH-EASTERN UKRAINE Usmanova N.V. Donetsk Botanical Garden of the National Academy of Sciences of Ukraine. Key words: introduction, Dianthus deltoides L., seasonal development rhythm, reproduction, ontogeny, introduction successfulness. Biomorphological peculiarities of Dianthus deltoides L. in Donetsk Botanical Garden, National Academy of Sciences of Ukraine have been given. It has been stated that while introduced, plants of the species under consideration go through the complete cycle of growth and development, which speaks about sufficient rate of adaptation of the species to the conditions of the region. It has been revealed that the optimal ways of reproduction for D. deltoides in harvest are semination and grafting. The introduction successfulness and perspectives of the use of the species in landscape gardening in the southeast of Ukraine. Tabl. 2. Il. 3. Bibl

docplayer.ru

Тест с ответами по курсу Физиология растений

1.Является ли правильным утверждение, что раздражение — это способность живых организмов, их клеток соответственно реагировать на внешние изменения физиологическими приспособительными реакциями:

А) да; * Б) нет.

2.Кто с ученых впервые доказал, что у растений раздражение возникло в процессе эволюции:

А) Пристли; Б) Дарвин; * В) Гейлс; Г) Пфеффер.

3.Геотропизм- это реакция растения на:

А) контакт с твердым предметом; Б) одностороннее освещение;

В) неравномерное распределение кислорода; Г) силу тяжести. *

4. Как называется экспериментальная адаптация приспособления растительного организма к искусственно созданных условиях:

А) акклиматизация; Б) акклимации; * В) генетическая; Г) быстрая.

5.Какой ученый предложил термин «фитострес»:

А) Селье; Б) Таран; В) Генкель; * Г) Блюм.

6. Дефицит или избыток влаги, низкие, высокие температуры, разная освещенность относятся к факторам:

А) физические; * Б) химические; В) биологические; Г) неспецифические.

7. Отличаются понятия секреция и экскреция?

А) Нет; Б) Да. *

8.Какой ученый предложил разделить все продукты выделения растения на внешние и внутренние:

А) Зауралов; * Б) Саламатов; В) Холодный; Г) Гродзинский.

9.Изменение пространственной укладки белковой молекулы, ее 3 и 4 структур это:

А) денатурация; * Б) ренатурация.

10.Сколько фаз имеет апоптоз у растений:

А) 5; Б) 2; В) 3; * Г) 7.

11.Растения, которые не способны регулировать свой водный баланс:

А) гомеогидровые; Б) пойкилогидровые; * В) олигогидровые;

Г) нет правильного ответа.

12.К какой фазе роста относится остановка роста, структурно-метаболические перестройки, усиление связи между окислением и фосфорилированием:

А) Первой; * Б) Второй; В) Третьей; Г) В зависимости от условий.

13.Растения тропического пояса не способны выдерживать незначительные снижение температуры до

А) 0..4˚; Б) 5..8˚; В) 10-12˚; * Г) 16-20˚.

14.Как называются теплолюбивые растения с высоким значением кардинальных точек:

А) фригофильные; Б) термофильные; * В) галофильные; Г) устойчивые.

15.Критическая доза γ-излучения для семян редиса:

А) 1000..2500; * Б) 400..680; В) 75..300; Г) 100..200.

16.В зависимости от дозы различают облучения:

А) острое и пролонгированное; *

Б) быстрое и медленное;

В) первой и второй степени.

17.Способность теплолюбивых растений выдерживать температуры несколько выше 0˚С это:

А) холодостойкость; *

Б) морозостойкость;

В) зимостойкость.

18.Время от начала действия раздражителя до начала видимой реакции называют:

А) потенциалом действия; Б) адаптацией; В) время реакции; * Г) градиентом нарастания.

19.Движения, вызванные односторонним влиянием фактора окружающей среды:

А) тропизмы; * Б) настии; В) нутации; Г) тургорные.

20.Видилення конечных продуктов обмена веществ, которые уже не используются в метаболизме:

А) секреция; Б) экскреция. *

21. Свободное передвижение у растений происходит с помощью:

А) ресничек; Б) жгутиков; * В) невозможно; Г) ресничек и жгутиков.

22.Сине-зеленые водоросли, существующие в горячих источниках гейзера, выдерживают температуры до

А) 100˚; Б) 85˚; * В) 45˚; Г) 69˚.

23.До растений-бомбардиров можно отнести:

А) разрыв-траву; * Б) подсолнечник; В) мимозу застенчивую; Г) плющ.

24.Максимальную радиоустойчивость имеют растения:

А) злаковых; Б) гречка; В) крестоцветных; * Г) лютиковых.

25.Ростовые движения, обусловленные строением органа и вызванные общей диффузной изменением соответствующего фактора:

А) тропизмы; Б) настии; * В) нутации; Г) тургорные.

26.Большые клетки, которые по своему строению, форме и функции очень отличаются от клеток той ткани, где они расположены:

А) осмофоры; Б) идиобласты; * В) трихомы; Г) волоски.

27.Какие температуры устанавливают на первом этапе закалки злаков:

А) 10..7; Б) 5..0; В) 5 ..- 5, * Г) 0 ..- 10.

28. Наблюдается гелиотропизм у:

А) сои; * Б) одуванчиков; В) мимозы стыдливой; Г) Венериной мухоловки.

29.Растения, способные накапливать тяжелые металлы из почвы разной степени загрязнения:

А) аккумуляторы; * Б) индикаторы; В) элиминаторы; Г) фригофилы.

30.За характером реакции на наличие токсичных газов различают:

А) газостойкие и газонестийкие;

Б) газочувствительные и газостойкие; *

В) газостийкие и газонетерпимые;

Г) нет привильного ответа.

31.Какие ученые выдвинули гормональную теорию тропизмов:

А) Хамнер и Боннер; Б) Любименко и Дорошенко;

В) Адамис и Янг; Г) Вент и Холодный. *

refworm.ru

интродукция растений - Стр 12

хозяйственной спелости семян – 109 – 114 дней. Отрастание весной и после укосов хорошее.

Сорт высокоурожайный. Зимостойкость высокая, засухоустойчивость средняя. В средней степени поражается снежной плесенью, бурой ржавчиной, мучнистой росой.

Пырей бескорневищный

Благодаря отсутствию корневищ и наличию мочковатой корневой системе, пырей бескорневищный является хорошим пластообразователем в полевых севооборотах в смеси с люцерной. Он не расползается по соседним участкам, как ползучий пырей, и в севобоороте не засоряет посевы следующих за ним зерновых культур. По урожайности и кормовым достоинствам и зеленой массы он не уступает пырею ползучему, который является ценнейшим кормовым растением на лугах и пастбищах. На дополнительное увлажнение реагирует сильнее, чем житняк, и по урожайности значительно превосходит его.

В Забайкалье возделываются сорта: Читинский местный, Хутэл

(с 1995 г.).

Читинский местный. Местный сорт Читинской области. Куст прямостоячий, многостебельный (до 50), высота – 80 -100см.

Стебли прямые, тонкие, жесткие, гладкие, неопушенные. Листья светло – зеленые, узкие, тонкие, мягкие.

Колосья прямые, при созревании семян иногда слегка пониклые, 10 – 15 см длины.

Семена мелкие, ланцетовидные.

Сорт среднеспелый. В год посева развивается медленно, со второго года жизни дает один укос. Зимостойкость и засухоустойчивость средние. Среднее число дней от начала вегетации до созревания семян – 85 – 100. Срок использования – 2 – 4 года.

Урожайность зеленой массы доходит до 30 – 40 ц/га, сена – 15 – 16 ц/га и семян – до 3 ц/га.

Сено несколько грубоватое, но его питательность высокая. Используется главным образом, как силосное растение.

Районирован в Читинской области с 1943 г., в Бурятии с 1968 г. Хутэл. Выведен в Бурятском НИИСХ СО РАСХН методом массового группового отбора из элитных растений, выделенных из

сортов Восковой 197, ННД – 422 и Д- 396.

Куст прямостоячий, средней плотности, многостебельный (до 55). Стебли прямые, тонкие, неопушенные, высота 85 – 120 см. Узлы имеют антоциановую окраску. Листья мягкие, шероховатые, с

studfiles.net

Тесты по физиологическим основам устойчивости растений

  1. К биотическим факторам, оказывающим влияние на растения, относятся

а) фитопатогены, переувлажнение, ионизирующее излучение

б) фитопатогены, животные, другие растения

в) животные, вредные газы, засуха

г) дефицит элементов питания, другие растения, фитопатогены

  1. К абиотическим факторам внешней среды, влияющим на растения, не относится

а) недостаток или избыток влаги в почве

б) взаимовлияние растений

в) высокая температура воздуха

г) недостаток или избыток питательных веществ почве

  1. Основными причинами гибели растений при низких отрицательных температурах является

а) образование льда в межклетниках, обезвоживание цитоплазмы и повреждение мембран

б) замерзание воды в цитоплазме и повреждение мембран

в) нарушение синтеза органических веществ

г) гидролиз белков и нарушение транспорта веществ

  1. Способность растений приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды носит название

а) стресс

б) аллелопатия

в) иммунитет

г) адаптация

  1. Образование и функционирование шоковых защитных систем у растений характерно для адаптации

а) срочной

б) эволюционной

в) онтогенетической

г) поведенческой

  1. Способность растений формировать высокую урожайность в неблагоприятных условиях среды называется устойчивостью

а) биологической

б) популяционной

в) агрономической

г) адаптационной

  1. Растения наиболее чувствительны к неблагоприятным воздействиям в период

а) формирования репродуктивных органов

б) покоя

в) прорастания семян

г) созревания семян

  1. Максимальная мера воздействия стрессового фактора, при которой растения могут формировать жизнеспособные семена, называется устойчивостью

а) популяционной

б) агрономической

в) биологической

г) адаптационной

  1. Реакция растений на изменение продолжительности дня и ночи носит название

а) фототропизм

б) фотоиндукция

в) фотопериодизм

г) фототаксис

  1. Анатомо-морфологические особенности суккулентов являются примером адаптации

а) популяционной

б) онтогенетической

в) эволюционной

г) срочной

  1. Восстановление поврежденных или утраченных частей растений носит название

а) реутилизация

б) регенерация

в) резистентность

г) стабилизация

  1. В условиях стресса в клетках растения возрастает содержание

а) цитокинина

б) ауксина

в) абсцизовой кислоты

г) гиббереллинов

  1. Повреждения клеток активными формами кислорода обусловлены

а) окислением макромолекул

б) гидролизом крахмала

в) гидролизом белков

г) синтезом лигнина

  1. Засухоустойчивость растений повышают удобрения

а) фосфорные и калийные

б) калийные и азотные

в) фосфорные и азотные

г) бактериальные

  1. Устойчивыми к засухе являются

а) пшеница, нут, рис

б) просо, сорго, нут

в) овес, соя, горох

г) кукуруза, бобы, горох

  1. Способ защиты эфемеров от недостатка влаги

а) развитие мощной корневой системы

б) ксероморфизм листьев

в) избегание периода засухи

г) формирование шоковых защитных систем

  1. Растения засушливых местообитаний относятся к

а) галофитам

б) мезофитам

в) гликофитам

г) ксерофитам

  1. Большинство сельскохозяйственных растений относится к

а) ксерофитам

б) гигрофитам

в) мезофитам

г) гидрофитам

  1. Почвенная засуха оказывает негативное влияние в первую очередь на

а) фотосинтез

б) водный обмен

в) дыхание

г) транспорт веществ

20.Засухоустойчивость растений определяется высокими показателями

а) водоудерживающей способности

б) активности ферментов

в) синтеза сахаров

г) гидролиза крахмала

  1. Для борьбы с полеганием хлебных злаков используют

а) гербициды

б) ретарданты

в) десиканты

г) дефолианты

  1. Десатуразы повышают холодостойкость растений путем превращения

а) насыщенных жирных кислот в ненасыщенные

б) ненасыщенных жирных кислот в насыщенные

в) кетокислот в аминокислоты

г) сахаров в антоцианы

  1. Мембраны не холодостойких видов растений отличаются высоким содержанием

а) ненасыщенных жирных кислот

б) насыщенных жирных кислот

в) аминокислот

г) амидов

  1. Минимальная температура для прорастания семян пшеницы, ржи, ячменя, овса составляет

а) 0-5 °С

б) 5-10 °С

в) 10-15 °С

г) 15 -20°С

  1. Способность растений переносить комплекс неблагоприятных факторов зимнего периода носит название

а) закалка

б) холодоустойчивость

в) морозоустойчивость

г) зимостойкость

  1. Морозоустойчивость озимых культур повышают удобрения

а) фосфорные и калийные

б) фосфорные и азотные

в) калийные и азотные

г) азотные

  1. Первым сигналом для перехода растений в состояние покоя является

а) сокращение продолжительности дня

б) понижение среднесуточной температуры воздуха

в) листопад

г) созревание плодов

  1. В период закаливания и подготовки к зиме в клетках растений накапливаются

а) крахмал

б) фитонциды

в) целлюлоза

г) моно- и олигосахара

  1. Механическую прочность клеткам растений придает

а) альбумин

б) рутин

в) лигнин

г) кумарин

  1. Растворы, в которых антагонизм ионов проявляется в максимальной степени, называют

а) уравновешенными

б) гипертоническими

в) неуравновешенными

г) концентрированными

  1. Повторное использование растением минеральных веществ

а) трансформация

б) транспирация

в) реутилизация

г) локализация

  1. Хлороз листьев у растений вызывает недостаток в среде

а) железа и серы

б) железа и фосфора

в) серы и фосфора

г) фосфора и калия

  1. Заболевание «гниль сердечка» у корнеплодов возникает при дефиците

а) калия

б) железа

в) азота

г) бора

  1. Пустозерность у хлебных злаков вызывается недостатком

а) азота

б) цинка

в) меди

г) молибдена

  1. Растения, которые могут произрастать на засоленных почвах благодаря способности выводить соли из клеток с помощью специальных желез или волосков называются

а) криптогалофитами

б) эвгалофитами

в) гликогалофитами

г) ксерофитами

  1. Кратковременное засоление повышает интенсивность

а) транспирации

б) дыхания

в) транспорта веществ

г) фотосинтеза

  1. Состояние (например, при засолении почвы), при котором растение не может поглощать воду, несмотря на ее большое количество в почвенном растворе, называется засухой

а) почвенной

б) физиологической

в) экстремальной

г) временной

  1. Для озеленения территорий, загрязненных вредными газами можно использовать древесные растения

а) пихта и береза

б) лиственница и сосна

в) туя и ива

г) сирень и белая акация

  1. К высоким дозам радиоактивного излучения устойчивы

а) хвойные древесные

б) листопадные древесные

в) луговые травы

г) мхи и лишайники

  1. Селекция сортов сельскохозяйственных культур с высокой урожайностью обычно сопровождается

а) повышением устойчивости

б) снижением устойчивости

в) срочной адаптацией

г) онтогенетической адаптацией

  1. Недостатком лабораторных методов оценки экологической устойчивости сортов является

а) нестабильность среды

б) малая производительность

в) не полное соответствие агрономической устойчивости

г) большая трудоемкость

  1. Достоинством полевых методов оценки экологической устойчивости сортов является

а) естественное сочетание факторов среды

б) стабильность факторов среды

в) моделируемость факторов среды

г) низкая трудоемкость

Верные ответы выделены жирным шрифтом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info

Тест по теме «Экология растений и основы геоботаники» (тест)

1. Фитоценоз — это совокупность

  1. организмов биотопа;
  2. видов животных и растений;
  3. организмов и окружающей их неживой природы;
  4. растительных организмов;
  5. организмов одного вида.

2. Видовое богатство растительного сообщества зависит

  1. от возраста фитоценоза;
  2. неоднородности условий среды;
  3. типа местообитания;
  4. климатических условий;
  5. продолжительности жизни растений.

3. Ярусное сложение фитоценоза определяется

  1. различной потребностью видов в условиях освещения;
  2. неоднородностью условий увлажнения в пределах биотопа;
  3. различной потребностью видов в почвенно-грунтовых условиях;
  4. рельефом местообитания.

В результате сукцессии происходит

  1. изменение интенсивности фотосинтеза растений;
  2. смена одного сообщества другим;
  3. обеднение фитоценоза;
  4. повышение устойчивости сообщества;
  5. деградация растительного сообщества.

5. Под влиянием хозяйственной деятельности человека происходит

  1. упрощение структуры растительных сообществ;
  2. усложнение структуры растительных сообществ;
  3. уменьшение видового разнообразия сообществ;
  4. ускорение процесса динамики сообществ;
  5. замедление процесса восстановления нарушенных сообществ.

6. В растительном покрове тундры господствуют

  1. деревья;
  2. мхи и лишайники;
  3. кустарнички;
  4. кустарники;
  5. травянистые цветковые растения.

7. Для растений тундры характерны

  1. низкорослость;
  2. размножение семенами;
  3. подушечная форма травянистых многолетников;
  4. корневые системы, глубоко проникающие в почву.

8. Для каких лесов средней России характерно обилие эфемероидов?

  1. еловых;
  2. широколиственных;
  3. сосновых;
  4. мелколиственных.

9. В южной степи в растительном покрове господствуют:

  1. ковыли;
  2. лишайники;
  3. разнотравье;
  4. деревья.

10. Какие пустыни имеют наиболее богатую и разнообразную флору?

  1. глинистые;
  2. солончаковые;
  3. песчаные;
  4. каменистые.

11. Для тенелюбивых растений характерны

  1. укороченные междоузлия;
  2. мелкие опушенные листья, расположенные вертикально;
  3. крупные, тонкие, без опушения листья, расположенные горизонтально;
  4. кроны деревьев ажурные, слабо облиственные.

12. Какие морфологические особенности характерны для растений холодных местообитаний?

  1. удлинённые прямостоячие побеги;
  2. небольшие размеры растений, стелющиеся и подушкообразные формы;
  3. вертикальное расположение листьев на побеге;
  4. густое опушение листьев.

13. Какие приёмы ухода за растениями способствуют повышению их морозоустойчивости?

  1. внесение азотных удобрений в осенний период;
  2. внесение фосфорных и калийных удобрений в осенний период;
  3. рыхление почвы;
  4. обильный полив в осенний период.

14. Почки побегов берёзы повислой, поставленные в воду комнатной температуры в декабре, не раскрываются, так как

  1. находятся в состоянии вынужденного покоя;
  2. находятся в состоянии глубокого покоя;
  3. находятся в стадии формирования;
  4. не завершился процесс вызревания побегов.

15. Какие из перечисленных признаков характерны для гигрофитов?

  1. мелкие плотные листовые пластинки с толстой кутикулой;
  2. высокая водоудерживающая способность;
  3. тонкие нежные листовые пластинки, не имеющие толстой кутикулы;
  4. отсутствие межклетников в тканях.

16. Как приспосабливаются к недостатку влаги в почве суккуленты?

  1. путём добывания её из глубоких горизонтов почвы;
  2. путём уменьшения испарения воды через стебли и листья;
  3. путём запасания влаги в стеблях или листьях;
  4. путём сбрасывания листьев.

17. Какое из перечисленных растений относится к ксерофитам?

  1. тысячелистник обыкновенный;
  2. кошачья лапка;
  3. василёк луговой;
  4. овсяница луговая.

18. Приспособлением к какому неблагоприятному фактору можно объяснить наличие в органах гидрофитов воздушных полостей и межклетников?

  1. к избытку углекислоты;
  2. к высокой плотности воды;
  3. к недостатку кислорода;
  4. к недостатку света.

19. Как приспосабливаются растения пустынь на сыпучих песках?

  1. образуют стелющиеся формы;
  2. образуют придаточные корни от ствола на любой высоте; Материал с сайта http://doklad-referat.ru
  3. образуют подушкообразные формы;
  4. образуют формы перекати-поле.

20. Самоизреживание растений происходит в результате

  1. межвидовой конкуренции;
  2. внутривидовой конкуренции;
  3. деятельности животных;
  4. действия абиотических факторов среды.

21. Растениями-паразитами являются

  1. ландыш майский;
  2. майник двулистный;
  3. повилика европейская;
  4. иван-да-марья.

22. Какие факторы окружающей среды играют ведущую роль в регулировании сезонного развития растений?

  1. температура и фотопериод;
  2. влажность почвы и содержание в ней питательных веществ;
  3. температура и содержание воды в почве;
  4. фотопериод и влажность почвы.
На этой странице материал по темам:
  • Экология растений реферат

doklad-referat.ru