Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Технологическая карта урока биологии по теме «Ткани». 5-й класс. Технологическая карта ткани растений


Технологическая карта урока "Ткани растений"

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

биология

Класс

5 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

УМК под редакцией В.В.Пасечника

Тема учебного занятия

Клеточное строение организмов

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Ткани

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Девятый урок из десяти

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Овладеть теоретическим знанием в области понятия ткани, виды тканей у растений и способами его прикладного использования. Вовлечь обучающихся в организационно-деятельностную ситуацию

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся формулировать определение понятия «ткань», выделять существенные признаки тканей

Обучающиеся получат возможность научиться находить сходство и отличие в строение клеток тканей растений

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют способом работы в группах, работы с таблицами

Обучающиеся получат возможность увидеть исследуемые объекты на микропрепаратах, схематически изображать увиденное в тетради

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся сформируют научное мировоззрение о тканях как следующем уровне организации организмов из клеток

Обучающиеся получат возможность для формирования (позиции, понимания, убеждения, установки, оценки)

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

- имеют опыт: определения темы и цели урока, работы с текстом

- знают: строение клетки

- могут определять части клетки

- могут сравнивать организмы по особенностям строения и жизнедеятельности, сопоставлять часть клетки с особенностями строения и выполняемыми функциями

- могут планировать свою деятельность

- могут контролировать, оценивать

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

фронтальная работа

Выполнение тестовой работы

Заполнение таблицы

Работа в группе

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Называть что такое ткань,виды тканей

Уметь выделять существенные признаки тканей, находить сходство и отличие в строение клеток тканей растений

Определять тип ткани на микропрепарате и рисунке

Описывать значение тканей в жизни растений

Развиваются навыки работы с текстом, иллюстрациями учебника; учиться преобразовывать (структурировать) содержание текста в схему и таблицу, осуществлять сравнение

Обучающиеся осознают жизнь

как уникальную особенность

и ценность, необходимость

бережного отношения к ней;

формируется научное миро

воззрение на основе знаний о тканях

Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный (7 мин)

1.1. Вхождение в контакт

(1 мин)

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса

Приветствие учителя.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

(5 мин)

Учитель обращает внимание обучающихся на запись понятий на доске

Корень, вода, ядро, тубус, цитоплазма, крахмал, вакуоль, стебель, деление клетки, клеточная оболочка, окуляр, лист, жиры, хлоропласты, рост, белки, минеральные вещества(слайд1)

Задание 1.Учитель просит самостоятельно и правильно распределить слова на соответствующие группы

После ответов учитель показывает правильный вариант ответов (слайд 2)

Задание 2 .Соотнесите органоиды с их функциями (слайд 3)

Органоиды клетки

Выполняемые функции

1 – хлоропласты

2 – ядро

3 – вакуоль

4 – цитоплазма

5 - оболочка

А. Запасает питательные

вещества и продукты обмена веществ клетки.

К. Обеспечивает деление клетки

Н. Внутреннее содержимое

клетки, обеспечивает связь между всеми компонентами

клетки, способна к движению.

И. Предохраняет клетку от

внешних воздействий, выполняет опорную функцию и придает форму клетке.

Т. Зернистые образования,

придают растению зеленый цвет.

Л. Зернистые образования. придают клетке малиновый цвет.

Учитель на доске записывает верные ответы: 1т2к3а4н5и.

Обучающиеся выполняют задание, группируют слова и обосновывают свой выбор

Проверяют правильность выполненного задания, обсуждают полученный результат.

1.3. Создание проблемной ситуации

(1 мин)

Какое слово вы получили?

Что вам известно о тканях?

С одной стороны понятие «ткань» нам известно из повседневной жизни, как материал для пошива различных платьев, костюмов и т.д. Но известно ли вам понятие «ткань» как группа растительных клеток?

Какие возникают вопросы при раскрытии понятия?

Ткани

Из повседневной жизни мы знаем, что под тканью подразумевают материал, из которого шьют различные вещи: платья, брюки 

Что такое «ткань». Какие есть ткани у растений.

2. Операционно – исполнительский

(18мин)

2.1. Целеполагание и планирование

(1 мин)

Какая тема урока?(слайд 4)

Какая цель урока?

(слайд 5)

Ткани

Формулируют цель урока

Выяснить, что такое ткань, какие есть виды тканей у растений, какую функцию они выполняют, по каким признакам отличаются друг от друга

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации (1 мин)

Как мы сможем решить проблему, что нам для этого надо?

Предлагают способы решения:

Прочитать по учебнику

Рассмотреть ткани в микроскоп

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

(1 мин)

Фронтальная работа

Работа в группе

Предлагает вести фиксацию результатов в форме таблицы

Группа из 4 человек

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

(15 мин)

Самостоятельная работа с учебником по рис. 27 (стр. 46), ответить на вопросы:

1.В чем сходство и различие клеток растений?

2.Самостоятельно составить определение понятия «ткань».

3. Почему ткани бывают разные?

Слайд 6. Определение понятия «ткань»

Выделяет 5 основных типов тканей: образовательная, основная, проводящая, покровная, механическая. (слайд 7)

Учитель организует работу в группах

Обучающиеся, используя микроскоп, учебник , самостоятельно заполняют таблицу «Виды тканей»

Название ткани

Выполняемые функции

Особенности строения клеток

Слайд 8

1.Клетки разных органов растений состоят из клеток, различающихся по форме, размерам, выполняемой функции. Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет.

2.Ткань – это группы клеток, сходные по строению, происхождению.

Из тканей построены различные органы растений (стебли, листья, корни и т.д.)

3.Потому что выполняют разные функции.

Записывают в тетрадь определение

Записывают в тетрадь схему типы тканей

Работают с микроскопом, учебником, заполняют таблицу

3. Рефлексивно – оценочный

(20 мин)

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий(15мин)

Проверяет правильность выполнения задания

Ответы обучающихся сопровождаются слайдами 9,10,11,12,13

Обобщение темы

Что такое «ткань»?

- Какие виды тканей выделяют у растений?

- Как называется ткань, клетки которой постоянно делятся?

- У какой ткани клетки имеют хлоропласты?

- Как называется самая тонкая покровная ткань?

- Какая ткань образует каркас растений?

Выполнить задание. (слайд 14)

Выбери верное утверждение

1.Группа клеток и межклеточного вещества, имеющих общее строение, происхождение и выполняющая одинаковые функции, называется тканью.

2.Клетки механической ткани имеют утолщённую оболочку.

3.Покровные ткани обеспечивают прочность растения.

4.Покровные ткани образованы только мёртвыми клетками.

5.Проводящие ткани имеют вид трубочек или сосудов.

6.Камбий относится только к покровной ткани.

7.Основные ткани являются только проводником воды и питательных

Ответы:1,4,5

Оценка «5» ставится, если нет ошибок, «4»- 1 ошибка, «3» если 2 ошибки.)

Обсуждение результатов выполнения самостоятельной работы .

После заполнения таблицы учащиеся делают вывод, что строение ткани зависит от выполняемой функции.

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

Взаимопроверка

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов(5 мин)

Корректирует оценки обучающихся

Проверяет и оценивает лабораторную работу

Оценивают тестовое задание

Оценивают свое эмоциональное состояние

kopilkaurokov.ru

Технологическая карта урока 6 класс "Ткани растений и их виды"

Технологическая карта урока в 6 классе «Ткани растений и их виды»

Разработал: учитель биологии Николаева Виктория Петровна

МОУ СОШ с. Комсомольское

Чернышевский район

Забайкальский край

Технологическая карта урока биологии

Дата проведения: 26.11.2016г

Учитель: Николаева Виктория Петровна

Количество часов по теме: 2

Место урока в данной теме: 1

Формы работы: групповая, фронтальная,

индивидуальная

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: Комбинированный.

Место занятия в структуре образовательного процесса:

урок по учебному плану.

Цели урока: создать условия для изучения особенностей строения тканей растений

Личностные задачи урока

  • проявлять интерес к новому

  • оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений

  • воспринимать речь учителя

  • воспитывать бережное отношение к природе, а именно к растениям, как к производителям кислорода и органических веществ.

Регулятивные задачи урока

  • анализировать собственную работу при выполнении самостоятельной и практической работ

  • Удерживать свою цель деятельности до получения ее результата

  • развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное;

Познавательные задачи урока:

  • Воспринимать текс с учетом поставленной учебной задачи

  • Описывать особенности строения и выполняемые функции типов тканей

  • Высказывать предположения о связи строения ткани с выполняемой функцией

  • сформировать представления о растительных тканях и их многообразии, раскрыть их особенности строения в связи с выполняемой функцией.

Оборудование для учителя:

компьютер,

проектор для показа демонстрационных слайдов,

цветные жетоны из клеящейся бумаги,

конструктор,

для удобства класс делится на три группы (3 варианта заданий).

Оборудование для учащихся:

технологическая карта - “Маршрутный лист”,

наглядный материал (спилы сосны, микропрепараты), микроскоп.

Основные этапы урока/время

Название используемых информационных технологий

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методы

обучения

Мотивационно-ориентированный компонент:

1.Организационный момент

(1 – 2 мин.)

Проектор, ПК

Обеспечивает

Благоприятный настрой.

Настраиваются на работу

Словесные

2.Актулизация опорных знаний

Проектор, ПК

Организует работу по актуализации опорных знаний

Словесные

3 Проверка домашнего задания. (5 мин.)

Проектор, ПК

http://www.biodan.narod.ru

Вступительное слово учителя: Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с элементарной структурной единицей растительного организма и всего живого в целом – это КЛЕТКА (слайд 3).

Выступление учащихся с исторической справкой об изучении клетки, ее открытии (Янсен, Левенгук – изобретение микроскопа; Т. Шванн и М. Шлейден – клеточная теория), (слайд 2),(приложение 1).

Наглядно-иллюстративный

4. Этап мотивации

Проектор, ПК

Давайте же вспомним, какие структуры характерны для растительной клетки (слайд 3 – динамическая схема, учащиеся соотносят название и изображение органоидов клетки). Хорошо, молодцы справились с заданием! А функции органоидов все помнят?! Кто желает заполнить таблицу (слайд 4 – интерактивная таблица “Проверь себя”, на знание функций органоидов клетки). За правильные ответы учащиеся получают цветной жетон и приклеивают его к своему “Маршрутному листу”.

У вас у каждого “Маршрутный лист” (приложение 2,3,4) - где прописано подробно, что нужно делать на каждом этапе урока. Подпишите свой лист и выполните задания на повторение пройденного материала - № 1, 2, 3*- по желанию (для любознательных ребят). Выполняем быстро и не отвлекаемся,

Словесные

Наглядные

практические

Операционно-содержательный компонент

Изучение нового материала

(15 – 20 мин.)

Физкультминутка

(2 – 3 мин.)

http://www.floranimal.ru

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием ткань и многообразием растительных тканей, которые образуют организм растений. (Рассказ учителя с демонстрацией слайдовой презентации) – (слайды 5-12). Выполняем задания в маршрутном листе № 4, 5, 6, 7* используя полученный материал на уроке, материал учебника параграф 9 и выполним лабораторную работу № 6.

Физкультминутка. Встаем между рядами. Все присели, ручками обхватили колени и замерли. Вы нераскрывшийся бутон. Вот вышло солнце, пригревает, и мы ручки раскрываем как бутон цветка, поднимаемся медленно, тянемся как растение к солнышку, поднялись. Подул ветерок, наклон вправо, влево. Ветер сменил направление – наклоны вперед, назад. Солнышко садится, и бутон закрывается, мы приседаем и ручками обхватываем колени. Молодцы! Садимся на свои места.

Работают по маршрутным листам

Все ребята делают физкультминутку.

1Словесно-иллюстративный и

Практически-иллюстративный и практически-исследовательский.

Первичное закрепление

(7 мин.)

Отдохнули немножко, продолжаем работу дальше. Отвечаем на задания № 8, 9*- по желанию. При выполнении всей работы, ребята сдают “Маршрутные листы”.

Рефлексивно-оценочный

Контроль и самопроверка знаний

http://pro-school.ru

Подведем итог, выписываем на доску выводы (выслушиваем варианты учащихся, за правильные рассуждения вручаем цветной жетон):

Клетка – структурная и функциональная единица живого.

Ткань – это группа клеток, сходных по строению и по выполняемым функциям (строим ткань (ассоциация) из крупного конструктора разного цвета).

Растительный организм образуют – основная, проводящая, механическая, покровная, образовательная ткани.

Каждая ткань выполняет определенную функцию, но тесно взаимосвязана с другими, обеспечивая жизнь и развитие организма.

Организм – единое целое.

Клетка не только воспроизводит сама себя, но и создает особые ткани, которые образуют тело растения, дают ему упругость, защитные внешние покровы, обеспечивают поступление в организм питательных веществ. Их передвижение и хранение. Клетки благодаря способности создавать ткани соединили все органы растения в одно целое – организм. Жизнедеятельность организма полностью зависит от жизнедеятельности его клеток.

Схема на доске:

КЛЕТКА —> ТКАНЬ —> ОРГАН —> СИСТЕМА ОРГАНОВ —> ОРГАНИЗМ

Делают выводы у доски 3 учащихся, остальные дети работают с учителем.

наглядно-исследовательский.

Подведение итогов

Самые активные участники – у кого 3 жетона получают “5”, у кого 2 жетона “4”, один жетон “3”. Сегодня все молодцы! Работали на уроке хорошо! Вам понравился урок? (Ребята поднимают правую руку – все понравилось, а левую руку – не все).

Рефлексия (2 - 3 мин.)

Словесный

Информация о дом. задании

Творческое домашнее задание: используя знания, полученные на уроке о строении растительных тканей и их функциях, изготовьте любую творческую работу (проект) – поделку из природного материала, икебана, разделочная доска и т.д.

Записывают домашнее задание

Словесный

Приложение №1

1 выступающий

В 1590 голландский оптик З. Янсен изобрел микроскоп с двумя линзами. С 1609-1610 оптики-ремесленники во многих странах Европы изготавливают подобные микроскопы, а Галилей использует в качестве микроскопа сконструированную им зрительную трубу. Необычайного мастерства в шлифовании линз достиг Левенгук (1632-1723), который сделал микроскоп из единственной линзы, но необычайно тщательно отшлифованной. Левенгук впервые наблюдал микроорганизмы.

2 выступающий

Т. Шванн. ШВАНН Теодор (годы жизни 7 декабря 1810— 11 января 1882), немецкий биолог, основоположник клеточной теории.

Шванн пришел к выводу, что растения и животные развиваются на одной и той же основе и что закон строения клеток у них один и тот же. Им были сформулированы основные положения его клеточной теории:

  • единство строения свойственно как растениям, так и животным;

  • основой структуры всех организмов является клетка;

  • образование все новых и новых клеток – принцип органического роста и развития растений и животных;

  • клетка является элементарной биологической единицей;

  • организм в целом есть сумма образовавших его клеток.

3 выступающий

ШЛЕЙДЕН Маттиас Якоб ( годы жизни 5 апреля 1804— 23 июня 1881), немецкий ботаник.

В 1837 совместно с зоологом Теодором Шванном Шлейден занялся микроскопическими исследованиями, которые привели ученых к разработке клеточной теории строения организмов. Ученый считал, что решающую роль в образовании растительных клеток играет клеточное ядро – новая клетка как бы выдувается из ядра и затем покрывается клеточной стенкой.

Ф. И., класс _______________________________ число _____________

« Маршрутный лист» к уроку по теме: Ткани растений и их виды.

Вариант I

Здравствуй! Сегодня я предлагаю тебе проверить свои знания и выполнять задания урока, используя этот «Маршрутный лист». Выполняй четко данные инструкции и у тебя все получится! Желаю успеха!

Задания по первому блоку урока, на проверку знаний по теме «Клетка растений»:

  1. Обеспечивает рост, размножение и жизнедеятельность клетки. При отсутствии его клетка погибает. Что за органоид? Напиши _______________________________.

  2. Содержат вещества (пигменты), придающие растению окраску. Что за органоид? Напиши _______________________________.

3* Разгадай, какие органоиды клетки здесь зашифрованы?

РОДЯ - ___________________

ЗЛАТОПЦИМА - ___________________

КАВУЬОЛ - ___________________

ЛОЧБОКАО - ___________________

Задания по второму блоку урока на изучение нового материала «Лабораторная работа № 6». При выполнении лабораторной работы соблюдай правила по технике безопасности, будь аккуратен и внимателен, результаты записывай в лист ручкой, а рисунки выполняй карандашом.

  1. Рассмотрите микропрепарат «Строение корня» и рис. 1. Найдите образовательную ткань. На стр. 33 §9 учебника прочитайте о местонахождении образовательной ткани, особенностях ее строения в связи с выполняемой функцией. Данные внесите в таблицу. В кружочке зарисуйте, что увидели под микроскопом.

5.Рассмотрите корневой чехлик рис.1. Определите вид ткани, его образующей. На стр. 34 §9 учебника прочитайте об этом виде ткани. Данные внесите в таблицу.

6.Ответьте на вопрос, используя материал учебника стр.33-34.

Вопрос: - Как отличить основную ткань от покровной?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7* Восстановите логическую цепочку.

КЛЕТКА …?……. ОРГАН СИСТЕМА ОРГАНОВ ОРГАНИЗМ

Задания по третьему блоку урока на закрепление знаний.

8. Вставьте пропущенные слова:

  1. У растения чаще всего делятся клетки ____________ ткани.

  2. Функция покровной ткани - ___________.

  3. Ткань, состоящая из клеток с утолщенными одревесневшими оболочками, которая придает опору растению и его органам, называется ______________.

  4. У растений мякоть листа и плодов состоит из _____________ ткани.

  5. Группа клеток сходных по размеру, строению и выполняемым функциям, называется _________________.

  6. Образующиеся при фотосинтезе органические вещества перемещаются в корень по __________________.

  7. Минеральные вещества, растворенные в воде, из корня в стебель и другие органы перемещаются по ___________________.

  8. Кожица, которой покрыт лист растений, состоит из ___________ ткани.

  9. Сочную мякоть листа в основном образует ______________ ткань.

9 *. Через что у растений осуществляется испарение воды и газообмен? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа закончена, сдай свой «Маршрутный» лист.

Ф. И., класс _______________________________ число _____________

« Маршрутный лист» к уроку по теме: Ткани растений и их виды.

Вариант II

Здравствуй! Сегодня я предлагаю тебе проверить свои знания и выполнять задания урока, используя этот «Маршрутный лист». Выполняй четко данные инструкции и у тебя все получится! Желаю успеха!

Задания по первому блоку урока, на проверку знаний по теме «Клетка растений»:

  1. Предохраняет клетку от внешних воздействий, служит опорой и придает форму. Что за структура клетки? Напиши _______________________________.

  2. Обеспечивает связь между всеми частями клетки, способна к движению. Что за структура клетки? Напиши _______________________________.

3* Разгадай, какие органоиды клетки здесь зашифрованы?

РОЛОХПАТС - ___________________

ЗЛАТОПЦИМА - ___________________

КАВУЬОЛ - ___________________

ТОХМИОИДРИЯ - __________________

Задания по второму блоку урока на изучение нового материала «Лабораторная работа № 6». При выполнении лабораторной работы соблюдай правила по технике безопасности, будь аккуратен и внимателен, результаты записывай в лист ручкой, а рисунки выполняй карандашом.

4.На микропрепарате «Продольный срез стебля кукурузы» рассмотрите механическую ткань стебля. Обратите внимание на то. Что клетки этой ткани имеют утолщенные одревесневшие оболочки, а живое содержимое отсутствует. Прочитайте об этой ткани на стр. 34 §9 учебника. Данные внесите в таблицу. В кружочке зарисуйте, что увидели под микроскопом.

5.Рассмотрите рисунок проводящей ткани в учебнике стр.75 (рис.57,58). Сравните его с увиденным под микроскопом (рис. 2), прочитайте информацию об этой ткани на стр. 34 §9 учебника. Данные внесите в таблицу.

6.Ответьте на вопрос, используя материал учебника стр.33-34.

Вопрос: - Почему клетки покровной ткани близко прилегают друг к другу?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7* Восстановите логическую цепочку.

ГРУППА КЛЕТОК + …?……. ТКАНЬ

Задания по третьему блоку урока на закрепление знаний.

8. Выбери верные утверждения и обведи буквы в кружок:

  1. Все живые организмы состоят из клеток, которые образуют ткани.

  2. Ткань – это группа клеток сходных по размеру, строению и выполняемым функциям.

  3. Основная ткань обеспечивает рост органа и растения в целом.

  4. Покровная ткань образованна мертвыми или живыми клетками с толстыми оболочками без межклеточного вещества, которые защищают организм от неблагоприятных воздействий и повреждений.

  5. Механическая ткань образована клетками, которые дают опору органам и организму в целом .

  6. Проводящая ткань образована сосудами и обеспечивает образование и накопление питательных веществ.

  7. Клетки в тканях соединены межклеточным веществом.

  8. Роль скелета у растений выполняет покровная ткань.

9 *. Из каких тканей состоит лист? ___________________________________________

Работа закончена, сдай свой «Маршрутный» лист.

Ф. И., класс _______________________________ число _____________

« Маршрутный лист» к уроку по теме: Ткани растений и их виды.

Вариант III

Здравствуй! Сегодня я предлагаю тебе проверить свои знания и выполнять задания урока, используя этот «Маршрутный лист». Выполняй четко данные инструкции и у тебя все получится! Желаю успеха!

Задания по первому блоку урока, на проверку знаний по теме «Клетка растений»:

Допиши предложение,

  1. Живые организмы состоят из _________________.

  2. Клеточный сок содержится в _________________.

3* Разгадай, какие органоиды клетки здесь зашифрованы?

РОЛОХПАТС - ___________________

ЗЛАТОПЦИМА - ___________________

КАВУЬОЛ - ___________________

ТОХМИОИДРИЯ - __________________

Задания по второму блоку урока на изучение нового материала «Лабораторная работа № 6». При выполнении лабораторной работы соблюдай правила по технике безопасности, будь аккуратен и внимателен, результаты записывай в лист ручкой, а рисунки выполняй карандашом.

  1. Для изучения основной ткани листа рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты (рис.3). Обратите внимание на особенность строения этой ткани – наличие хлоропластов, которые содержат хлорофилл. Он придает растению зеленый цвет. Прочитайте об этой ткани на стр. 34 §9 учебника. Данные внесите в таблицу. В кружочке зарисуйте, что увидели под микроскопом.

5.Рассмотрите рисунок покровной ткани листа (рис.3,4). Сравните его с увиденным под микроскопом, прочитайте информацию об этой ткани на стр. 34 §9 учебника. Данные внесите в таблицу.

Ответьте на вопрос, используя материал учебника стр.33-34.

Вопрос: - Что такое устьица? Каковы их функции?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7* Восстановите логическую цепочку.

ГРУППА КЛЕТОК + …?……. ТКАНЬ

Задания по третьему блоку урока на закрепление знаний.

8. Выберите один или несколько правильных ответов, и обведи букву в кружок:

1. Ткань – это …:

А). группа клеток, сходных по строению, происхождению и функциям;

Б). группа рядом расположенных клеток;

В).группа клеток, отличающихся друг от друга.

2. Образовательная ткань выполняет следующие функции:

А). дыхание растений;

Б). рост растения;

В). фотосинтез.

3. Покровная ткань:

А). обеспечивает рост органа и всего растения в целом;

Б). защищает от неблагоприятных воздействий и повреждений;

В). дает опору органам и растению в целом.

4. Механическая ткань:

А). обеспечивает рост органа и всего растения в целом;

Б). защищает от неблагоприятных воздействий и повреждений;

В). дает опору органам и растению в целом.

5. Основная ткань:

А). обеспечивает образование и накопление питательных веществ;

Б). защищает от неблагоприятных воздействий и повреждений;

В). дает опору органам и растению в целом.

9 * Что такое фотосинтез? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа закончена, сдай свой «Маршрутный» лист.

infourok.ru

Технологическая карта урока по ФГОС на тему "Растительные ткани"

Технологическая карта урока

Предмет БИОЛОГИЯ

Класс 5

Тема урока Растительные ткани

Тип урока изучение нового материала

Оборудование: проектор, микроскопы, микропрепараты растительных тканей: (образовательная, фотосинтезирующая, проводящая, механическая, покровная), образцы текстильных тканей.

Учитель Пазухина Людмила Анатольевна

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

1 этап – организационный момент

Приветствует детей, просит проверить готовность к уроку, объясняет правила работы в группах

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, принимают правила работы в группах

самоконтроль

Понимать и воспринимать на слух объяснения учителя

2 этап - Мотивация

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Представляет черный ящик и предлагает определить, что в нем находится? Загадка: «Здесь находится изделие рук человеческих, изготовленное из волокон с помощью текстильного станка». Демонстрирует различные виды тканей.

Предлагает ответить на вопрос: зачем я принесла ткани на урок биологии?

Пытаются отгадать загадку (ткани). Рассматривают ткани. Определяют связь между биологией и тканями (у живых организмов тоже есть ткани)

Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственные связи

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Воспринимать на слух ответы учащихся.

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь

3 этап – Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

1.Предлагает задать учащимся интересующие их вопросы о тканях и фиксирует их на доске.

1.Задают вопросы («Что такое ткань?» «Какие бывают ткани?» «Зачем нужны ткани?» «Где находятся ткани?»)

Умение формулировать вопросы

Мотивация учебной деятельности

2. Спрашивает кто знает ответы на все вопросы? прикрепите стикер в центр солнышка, изображенного на доске. А кто не знает ответов на все вопросы прикрепите стикер на лучики солнца.

2.Прикрепляют стикеры в соответствии со своими знаниями

Адекватная оценка своих знаний

3. предлагает сформулировать цель урока (стикеры прикреплены на лучиках)

3. Формулируют цель урока (узнать ответы на поставленные вопросы)

Постановка целей и задач на предстоящий урок.

4 этап – изучение нового материала

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

1.Предлагает рассмотреть изображения тканей и сформулировать ответ на вопрос: «Что такое ткань?»

1. Рассматривают изображения тканей, анализируют и формулируют определение («ткань – это группа одинаковых клеток, выполняющих одинаковую функцию»)

Формулировка определения понятия «ткань», путем анализа, синтеза и установления причинно-следственных связей

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Воспринимать на слух ответы учащихся.

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь

2.Предлагает отправиться мысленно в магазин растительных тканей и выбрать типы тканей, необходимых растениям, впервые вышедшим на сушу. Задает наводящие вопросы.

Дает названия тканей (покровная, механическая, фотосинтезирующая, проводящая, образовательная)

Отвечают на вопросы. ( С какими проблемами столкнется растение, впервые вышедшее на сушу? Как решить данные проблемы? Ткани с какими свойствами им нужны?)

Анализируют, обобщают, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Строить понятные для собеседника речевые высказывания.

3.Организует работу в группах и выполнение лабораторной работы по инструктивной карте.

Каждая группа изучает один тип ткани и заполняет таблицу.

3.выполняют лабораторную работу, рассматривают микропрепараты, изучают изображения тканей, заполняют таблицу и отвечают на вопросы.

Проводят наблюдения, извлекают необходимую информацию, переводят информацию из одного вида в другой.

Планировать учебную деятельность при выполнении лабораторной работы в рамках предложенных условий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания.

Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

4.Предлагает обсудить результаты деятельности групп и заполнить общую таблицу.

4.Обсуждают результаты работы группы. Обобщают полученные сведения и заполняют таблицу.

Обобщать и интерпретировать информацию, представленную в табличной форме.

Осуществлять классификацию, составлять классификационную таблицу. Строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Осознанно использовать речевые средства, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Грамотно обращаться с микроскопом и микропрепаратами. Верить в свои возможности.

5 этап – рефлексия.

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Предлагает вспомнить цель урока (найти ответы на вопросы), оценить степень своего продвижения к цели урока и переклеить стикер с лучиков солнца в центр, если уже могут ответить на все поставленные вопросы.

Вспоминают цель урока, оценивают свои знания и переклеивают стикер.

Оценка степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Осуществлять самоконтроль

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

6 этап – закрепление полученных знаний

Цель: применить знания в новой ситуации

Предлагает выполнить задание на соответствие и проверит правильность его выполнения

Выполняют задание и сверяют с эталоном. Делают вывод о приобретении новых знаний

Умение сравнивать, обобщать, делать выводы

Осуществлять самоконтроль

Умение адекватно реагировать на ситуацию успеха или неудачи

7 этап – домашнее задание

Предлагает проанализировать свои записи, найти «белые пятна» и предположить какой информации не хватает и где ее найти

Анализирую записи, предполагают каких записей не хватает, предлагают пути поиска информации.

Умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Самоконтроль и взаимоконтроль

Осознанно строить речевое высказывание, уметь слушать собеседника; адекватно использовать устную речь.

Технологическая карта урока биологии

Тема урока …………………………………………….

1.Запишите определение понятия

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Заполните схему «Типы тканей»

3. В каждой колонке выберите нужную информацию

Название ткани

Особенности строения

Функция

Местоположение

Покровная

1.Клетки мелкие с крупным ядром

2.Клетки плотно прижаты друг к другу

3.Вклетках находятся хлоропласты

4.Клетки имеют толстые стенки

5.Клетки имеют трубчатое строение

1.фотосинтез

2.проведение(транспорт)веществ

3.защита

4.опора

5.деление клеток, рост растения

1.кончик корня, верхушка стебля

2.кожица стебля, листа, корня

3.стебель, жилки листа

4.зеленые части растения

Фотосинтезирующая

1.Клетки мелкие с крупным ядром

2.Клетки плотно прижаты друг к другу

3.Вклетках находятся хлоропласты

4.Клетки имеют толстые стенки

5.Клетки имеют трубчатое строение

1.фотосинтез

2.проведение(транспорт)веществ

3.защита

4.опора

5.деление клеток, рост растения

1.кончик корня, верхушка стебля

2.кожица стебля, листа, корня

3.стебель, жилки листа

4.зеленые части растения

Механическая

1.Клетки мелкие с крупным ядром

2.Клетки плотно прижаты друг к другу

3.Вклетках находятся хлоропласты

4.Клетки имеют толстые стенки

5.Клетки имеют трубчатое строение

1.фотосинтез

2.проведение(транспорт)веществ

3.защита

4.опора

5.деление клеток, рост растения

1.кончик корня, верхушка стебля

2.кожица стебля, листа, корня

3.стебель, жилки листа

4.зеленые части растения

Проводящая

1.Клетки мелкие с крупным ядром

2.Клетки плотно прижаты друг к другу

3.Вклетках находятся хлоропласты

4.Клетки имеют толстые стенки

5.Клетки имеют трубчатое строение

1.фотосинтез

2.проведение(транспорт)веществ

3.защита

4.опора

5.деление клеток, рост растения

1.кончик корня, верхушка стебля

2.кожица стебля, листа, корня

3.стебель, жилки листа

4.зеленые части растения

Образовательная

1.Клетки мелкие с крупным ядром

2.Клетки плотно прижаты друг к другу

3.Вклетках находятся хлоропласты

4.Клетки имеют толстые стенки

5.Клетки имеют трубчатое строение

1.фотосинтез

2.проведение(транспорт)веществ

3.защита

4.опора

5.деление клеток, рост растения

1.кончик корня, верхушка стебля

2.кожица стебля, листа, корня

3.стебель, жилки листа

4.зеленые части растения

4.Вывод……………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………

5. Домашнее задание: 1) Заполните «белые пятна» в технологической карте, используя параграф 26.

2) Узнайте, что такое «метод культуры тканей» и выясните, где и для чего он применяется.

Задание для команды №1.

Цель работы: изучить особенности, функции и местоположение покровной ткани.

1.Рассмотрите микропрепарат «Кожица лука» под микроскопом

2. Рассмотрите фотографию микропрепарата «Эпидермис листа»

3. Выберите из конверта «Особенности строения» соответствующую карточку. В технологической карте в графе «Особенности строения» обведите выбранную вами информацию.

4. Подумайте, обсудите в команде и ответьте на вопрос: «Какую функцию может выполнять ткань с таким строением?» Выберите соответствующую карточку из конверта «Функция». В технологической карте в таблице обведите выбранную информацию.

5. Подумайте, обсудите в команде и ответьте на вопрос: «Где может располагаться данная ткань в растении?» Выберите соответствующую карточку из конверта «Местоположение». В технологической карте в таблице обведите выбранную информацию.

6. Подготовьте отчет о работе команд

ы, сформулировав ответы на вопросы: «Какую ткань изучали? Какая была цель работы? Какие результаты получены?»

Задание для команды №2.

Цель работы: изучить особенности, функции и местоположение фотосинтезирующей ткани.

1.Рассмотрите микропрепарат, установленный в микроскопе.

2. Рассмотрите фотографию микропрепарата фотосинтезирующей ткани.

3. Выберите из конверта «Особенности строения» соответствующую карточку. В технологической карте в графе «Особенности строения» обведите выбранную вами информацию.

4. Подумайте, обсудите в команде и ответьте на вопрос: «Какую функцию может выполнять ткань с таким строением? Выберите соответствующую карточку из конверта «Функция». В технологической карте в таблице обведите выбранную информацию.

5. Подумайте, обсудите в команде и ответьте на вопрос: «Где может располагаться данная ткань в растении?» Выберите соответствующую карточку из конверта «Местоположение». В технологической карте в таблице обведите выбранную информацию.

6. Подготовьте отчет о работе команды, сформулировав ответы на вопросы: «Какую ткань изучали? Какая была цель работы? Какие результаты получены?»

Задание для команды №3.

Цель работы: изучить особенности, функции и местоположение механической ткани.

1.Рассмотрите фотографии микропрепарата «Механические волокна»

поперечный срез продольный срез

2.Выберите из конверта «Особенности строения» соответствующую карточку. В технологической карте в графе «Особенности строения» обведите выбранную вами информацию.

3. Подумайте, обсудите в команде и ответьте на вопрос: «Какую функцию может выполнять ткань с таким строением? Выберите соответствующую карточку из конверта «Функция». В технологической карте в таблице обведите выбранную информацию.

4. Подумайте, обсудите в команде и ответьте на вопрос: «Где может располагаться данная ткань в растении?» Выберите соответствующую карточку из конверта «Местоположение». В технологической карте в таблице обведите выбранную информацию.

5. Подготовьте отчет о работе команды, сформулировав ответы на вопросы: «Какую ткань изучали? Какая была цель работы? Какие результаты получены?»

Задание для команды №4.

Цель работы: изучить особенности, функции и местоположение проводящей ткани.

1.Рассмотрите фотографии микропрепарата «Проводящая ткань»

Продольный срез Поперечный срез Вид сбоку

2.Выберите из конверта «Особенности строения» соответствующую карточку. В технологической карте в графе «Особенности строения» обведите выбранную вами информацию.

3. Подумайте, обсудите в команде и ответьте на вопрос: «Какую функцию может выполнять ткань с таким строением? Выберите соответствующую карточку из конверта «Функция». В технологической карте в таблице обведите выбранную информацию.

4. Подумайте, обсудите в команде и ответьте на вопрос: «Где может располагаться данная ткань в растении?» Выберите соответствующую карточку из конверта «Местоположение». В технологической карте в таблице обведите выбранную информацию.

5. Подготовьте отчет о работе команды, сформулировав ответы на вопросы: «Какую ткань изучали? Какая была цель работы? Какие результаты получены?

Задание для команды №5.

Цель работы: изучить особенности, функции и местоположение образовательной ткани.

1.Рассмотрите микропрепарат «Кончик корня» под микроскопом.

2. Рассмотрите фотографию микропрепарата «Образовательная ткань»

3.Выберите из конверта «Особенности строения» соответствующую карточку. В технологической карте в графе «Особенности строения» обведите выбранную вами информацию.

4. Подумайте, обсудите в команде и ответьте на вопрос: «Какую функцию может выполнять ткань с таким строением? Выберите соответствующую карточку из конверта «Функция». В технологической карте в таблице обведите выбранную информацию.

5. Подумайте, обсудите в команде и ответьте на вопрос: «Где может располагаться данная ткань в растении?» Выберите соответствующую карточку из конверта «Местоположение». В технологической карте в таблице обведите выбранную информацию.

6. Подготовьте отчет о работе команды, сформулировав ответы на вопросы: «Какую ткань изучали? Какая была цель работы? Какие результаты получены?»

videouroki.net

Технологическая карта урока по теме "Растительные ткани"

Приложение 1

Технологическая карта урока по теме «Ткани растений»

1.Слова – подсказки для формулирования темы урока: растения, ткани.

2. Слова-помощники для формулирования задач урока: «ткань», виды тканей растений, строение тканей, функции тканей, расположение ткани в растении. Например: познакомиться с понятием «ткань» и т.д.

Лабораторная работа

Строение тканей растительного организма

Инструктивная карточка

1.Рассмотрите рисунки покровной, механической, проводящей, основной и образовательной тканей в учебнике.

2.Изучите в тексте параграфа описание данных видов тканей.

3.Заполните пробелы в таблице «Ткани растений» в технологической карте с помощью учебника.

Ткани растений

Функция __________________

2. Механическая

Клетки с ____________ оболочками. У некоторых клеток оболочки одревесневают.

Придает растению _________

3. Проводящая

Образована клетками ______________ или мёртвыми. Клетки вытянутые, имеют вид _______________

По клеткам _______________ растворенные в воде питательные вещества

4.Основная

Состоит из ______________ клеток. располагается между другими тканями.

_________________ и _________________ различных веществ.

5.Образовательная

Клетки мелкие, оболочка клеток _____________, ядро крупное

Образует другие ткани, обеспечивает __________растения

4.Рассмотрите с помощью микроскопа микропрепараты листа камелии, кончика корня, среза ветки липы. Найдите покровную, основную, образовательную ткани. Обратите внимание на толщину оболочек клеток, размеры клеток, окраску клеток.

Выберите и закончите предложение

До урока

После урока

Не знал…

Выяснил…

Не понимал…

Выучил…

Не мог представить…

Познакомился

Не мог выразить…

Запомнил…

infourok.ru

Технологическая карта урока по теме "Ткани растений" 5 класс

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации

Сценарий учебного занятия по предмету

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Ча-Са-Ман Ирина Викторовна

Район

Канавинский

Место работы

МБОУ СОШ «Школа №109 им.Героя России Д.В.Жидкова»

Должность

Учитель биологии и географии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

биология

Класс

5 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

УМК под редакцией В.В.Пасечника

Тема учебного занятия

Клеточное строение организмов

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Ткани

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Девятый урок из десяти

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Овладеть теоретическим знанием в области понятия ткани, виды тканей у растений и способами его прикладного использования. Вовлечь обучающихся в организационно-деятельностную ситуацию

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся формулировать определение понятия «ткань», выделять существенные признаки тканей

Обучающиеся получат возможность научиться находить сходство и отличие в строение клеток тканей растений

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют способом работы в группах, работы с таблицами

Обучающиеся получат возможность увидеть исследуемые объекты на микропрепаратах, схематически изображать увиденное в тетради

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся сформируют научное мировоззрение о тканях как следующем уровне организации организмов из клеток

Обучающиеся получат возможность для формирования (позиции, понимания, убеждения, установки, оценки)

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

- имеют опыт: определения темы и цели урока, работы с текстом

- знают: строение клетки

- могут определять части клетки

- могут сравнивать организмы по особенностям строения и жизнедеятельности, сопоставлять часть клетки с особенностями строения и выполняемыми функциями

- могут планировать свою деятельность

- могут контролировать, оценивать

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

фронтальная работа

Выполнение тестовой работы

Заполнение таблицы

Работа в группе

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Называть что такое ткань,виды тканей

Уметь выделять существенные признаки тканей, находить сходство и отличие в строение клеток тканей растений

Определять тип ткани на микропрепарате и рисунке

Описывать значение тканей в жизни растений

Развиваются навыки работы с текстом, иллюстрациями учебника; учиться преобразовывать (структурировать) содержание текста в схему и таблицу, осуществлять сравнение

Обучающиеся осознают жизнь

как уникальную особенность

и ценность, необходимость

бережного отношения к ней;

формируется научное миро

воззрение на основе знаний о тканях

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

1)Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс учебник для общеоб.учр. В.В. Пасечник

2) В.В.Пасечник Методическое пособие к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения

Электронное приложение к учебнику

Техническое обеспечение

Мультимедийное устройство

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование
Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)
Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности

  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)

  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.

  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

• Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними

  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях

  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный (7 мин)

1.1. Вхождение в контакт

(1 мин)

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса

Приветствие учителя.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

(5 мин)

Учитель обращает внимание обучающихся на запись понятий на доске

Корень, вода, ядро, тубус, цитоплазма, крахмал, вакуоль, стебель, деление клетки, клеточная оболочка, окуляр, лист, жиры, хлоропласты, рост, белки, минеральные вещества(слайд1)

Задание 1.Учитель просит самостоятельно и правильно распределить слова на соответствующие группы

После ответов учитель показывает правильный вариант ответов (слайд 2)

Задание 2 .Соотнесите органоиды с их функциями (слайд 3)

Органоиды клетки

Выполняемые функции

1 – хлоропласты

2 – ядро

3 – вакуоль

4 – цитоплазма

5 - оболочка

А. Запасает питательные

вещества и продукты обмена веществ клетки.

К. Обеспечивает деление клетки

Н. Внутреннее содержимое

клетки, обеспечивает связь между всеми компонентами

клетки, способна к движению.

И. Предохраняет клетку от

внешних воздействий, выполняет опорную функцию и придает форму клетке.

Т. Зернистые образования,

придают растению зеленый цвет.

Л. Зернистые образования. придают клетке малиновый цвет.

Учитель на доске записывает верные ответы: 1т2к3а4н5и.

Обучающиеся выполняют задание, группируют слова и обосновывают свой выбор

Проверяют правильность выполненного задания, обсуждают полученный результат.

1.3. Создание проблемной ситуации

(1 мин)

Какое слово вы получили?

Что вам известно о тканях?

С одной стороны понятие «ткань» нам известно из повседневной жизни, как материал для пошива различных платьев, костюмов и т.д. Но известно ли вам понятие «ткань» как группа растительных клеток?

Какие возникают вопросы при раскрытии понятия?

Ткани

Из повседневной жизни мы знаем, что под тканью подразумевают материал, из которого шьют различные вещи: платья, брюки 

Что такое «ткань». Какие есть ткани у растений.

2. Операционно – исполнительский

(18мин)

2.1. Целеполагание и планирование

(1 мин)

Какая тема урока?(слайд 4)

Какая цель урока?

(слайд 5)

Ткани

Формулируют цель урока

Выяснить, что такое ткань, какие есть виды тканей у растений, какую функцию они выполняют, по каким признакам отличаются друг от друга

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации (1 мин)

Как мы сможем решить проблему, что нам для этого надо?

Предлагают способы решения:

Прочитать по учебнику

Рассмотреть ткани в микроскоп

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

(1 мин)

Фронтальная работа

Работа в группе

Предлагает вести фиксацию результатов в форме таблицы

Группа из 4 человек

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

(15 мин)

Самостоятельная работа с учебником по рис. 27 (стр. 46), ответить на вопросы:

1.В чем сходство и различие клеток растений?

2.Самостоятельно составить определение понятия «ткань».

3. Почему ткани бывают разные?

Слайд 6. Определение понятия «ткань»

Выделяет 5 основных типов тканей: образовательная, основная, проводящая, покровная, механическая. (слайд 7)

Учитель организует работу в группах

Обучающиеся, используя микроскоп, учебник , самостоятельно заполняют таблицу «Виды тканей»

Выполняемые функции

Особенности строения клеток

Слайд 8

1.Клетки разных органов растений состоят из клеток, различающихся по форме, размерам, выполняемой функции. Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет.

2.Ткань – это группы клеток, сходные по строению, происхождению.

Из тканей построены различные органы растений (стебли, листья, корни и т.д.)

3.Потому что выполняют разные функции.

Записывают в тетрадь определение

Записывают в тетрадь схему типы тканей

Работают с микроскопом, учебником, заполняют таблицу

3. Рефлексивно – оценочный

(20 мин)

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий(15мин)

Проверяет правильность выполнения задания

Ответы обучающихся сопровождаются слайдами 9,10,11,12,13

Обобщение темы

Что такое «ткань»?

- Какие виды тканей выделяют у растений?

- Как называется ткань, клетки которой постоянно делятся?

- У какой ткани клетки имеют хлоропласты?

- Как называется самая тонкая покровная ткань?

- Какая ткань образует каркас растений?

Выполнить задание. (слайд 14)

Выбери верное утверждение

1.Группа клеток и межклеточного вещества, имеющих общее строение, происхождение и выполняющая одинаковые функции, называется тканью.

2.Клетки механической ткани имеют утолщённую оболочку.

3.Покровные ткани обеспечивают прочность растения.

4.Покровные ткани образованы только мёртвыми клетками.

5.Проводящие ткани имеют вид трубочек или сосудов.

6.Камбий относится только к покровной ткани.

7.Основные ткани являются только проводником воды и питательных

Ответы:1,4,5

Оценка «5» ставится, если нет ошибок, «4»- 1 ошибка, «3» если 2 ошибки.)

Обсуждение результатов выполнения самостоятельной работы .

После заполнения таблицы учащиеся делают вывод, что строение ткани зависит от выполняемой функции.

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

Взаимопроверка

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов(5 мин)

Корректирует оценки обучающихся

Проверяет и оценивает лабораторную работу

Оценивают тестовое задание

Оценивают свое эмоциональное состояние

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

infourok.ru

Технологическая карта: "Ткани растительного организма"

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Дурнева Ирина Владимировна

Место работы: МБОУ «Сосновкая ООШ»

Предмет: биология

Класс: 6

Тема урока: Ткани растительного организма

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы: групповая, фронтальная,

Индивидуальная

Цели урока: создать условия для изучения особенностей строения тканей растений

Личностные задачи урока

  • проявлять интерес к новому

  • оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений

  • воспринимать речь учителя

  • воспитывать бережное отношение к природе, а именно к растениям, как к производителям кислорода и органических веществ.

Регулятивные задачи урока

  • анализировать собственную работу при выполнении самостоятельной и практической работ

  • Удерживать свою цель деятельности до получения ее результата

  • развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное;

Познавательные задачи урока:

  • Воспринимать текс с учетом поставленной учебной задачи

  • Описывать особенности строения и выполняемые функции типов тканей

  • сформировать представления о растительных тканях и их многообразии, раскрыть их особенности строения в связи с выполняемой функцией.

Организационная структура урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методы

обучения

Мотивационно-ориентированный компонент:

1.Организационный момент

(1 – 2 мин.)

Проектор, ПК

Обеспечивает

Благоприятный настрой.

Настраиваются на работу

Словесные

2.Актулизация опорных знаний

Проектор, ПК

Организует работу по актуализации опорных знаний

Словесные

3 Проверка домашнего задания. (5 мин.)

Проектор, ПК

http://www.biodan.narod.ru

Вступительное слово учителя: Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с элементарной структурной единицей растительного организма и всего живого в целом – это КЛЕТКА (слайд 3).

Выступление учащихся с исторической справкой об изучении клетки, ее открытии (Янсен, Левенгук – изобретение микроскопа; Т. Шванн и М. Шлейден – клеточная теория), (слайд 2),(приложение 1).

Наглядно-иллюстративный

4. Этап мотивации

Проектор, ПК

Давайте же вспомним, какие структуры характерны для растительной клетки (слайд 3 – динамическая схема, учащиеся соотносят название и изображение органоидов клетки). Хорошо, молодцы справились с заданием! А функции органоидов все помнят?! Кто желает заполнить таблицу (слайд 4 – интерактивная таблица “Проверь себя”, на знание функций органоидов клетки). За правильные ответы учащиеся получают цветной жетон и приклеивают его к своему “Маршрутному листу”.

У вас у каждого “Маршрутный лист” - где прописано подробно, что нужно делать на каждом этапе урока. Подпишите свой лист и выполните задания на повторение пройденного материала - № 1, 2, 3*- по желанию (для любознательных ребят). Выполняем быстро и не отвлекаемся,

Словесные

Наглядные

практические

Операционно-содержательный компонент

Изучение нового материала

(15 – 20 мин.)

Физкультминутка

(2 – 3 мин.)

http://www.floranimal.ru

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием ткань и многообразием растительных тканей, которые образуют организм растений. (Рассказ учителя с демонстрацией слайдовой презентации) – (слайды 5-12). Выполняем задания в маршрутном листе № 4, 5, 6, 7* используя полученный материал на уроке, материал учебника параграф 9 и выполним лабораторную работу № 6.

Физкультминутка. Встаем между рядами. Все присели, ручками обхватили колени и замерли. Вы нераскрывшийся бутон. Вот вышло солнце, пригревает, и мы ручки раскрываем как бутон цветка, поднимаемся медленно, тянемся как растение к солнышку, поднялись. Подул ветерок, наклон вправо, влево. Ветер сменил направление – наклоны вперед, назад. Солнышко садится, и бутон закрывается, мы приседаем и ручками обхватываем колени. Молодцы! Садимся на свои места.

Работают по маршрутным листам

Все ребята делают физкультминутку.

1Словесно-иллюстративный и

Практически-иллюстративный и практически-исследовательский.

Первичное закрепление

(7 мин.)

Отдохнули немножко, продолжаем работу дальше. Отвечаем на задания № 8, 9*- по желанию. При выполнении всей работы, ребята сдают “Маршрутные листы”.

Рефлексивно-оценочный

Контроль и самопроверка знаний

http://pro-school.ru

Подведем итог, выписываем на доску выводы (выслушиваем варианты учащихся, за правильные рассуждения вручаем цветной жетон):

Клетка – структурная и функциональная единица живого.

Ткань – это группа клеток, сходных по строению и по выполняемым функциям (строим ткань (ассоциация) из крупного конструктора разного цвета).

Растительный организм образуют – основная, проводящая, механическая, покровная, образовательная ткани.

Каждая ткань выполняет определенную функцию, но тесно взаимосвязана с другими, обеспечивая жизнь и развитие организма.

Организм – единое целое.

Клетка не только воспроизводит сама себя, но и создает особые ткани, которые образуют тело растения, дают ему упругость, защитные внешние покровы, обеспечивают поступление в организм питательных веществ. Их передвижение и хранение. Клетки благодаря способности создавать ткани соединили все органы растения в одно целое – организм. Жизнедеятельность организма полностью зависит от жизнедеятельности его клеток.

Схема на доске:

КЛЕТКА —> ТКАНЬ —> ОРГАН —> СИСТЕМА ОРГАНОВ —> ОРГАНИЗМ

Делают выводы у доски 3 учащихся, остальные дети работают с учителем.

наглядно-исследовательский.

Подведение итогов

Самые активные участники – у кого 3 жетона получают “5”, у кого 2 жетона “4”, один жетон “3”. Сегодня все молодцы! Работали на уроке хорошо! Вам понравился урок? (Ребята поднимают правую руку – все понравилось, а левую руку – не все).

Рефлексия (2 - 3 мин.)

Словесный

Информация о дом. задании

Творческое домашнее задание: используя знания, полученные на уроке о строении растительных тканей и их функциях, изготовьте любую творческую работу (проект) – поделку из природного материала, икебана, разделочная доска и т.д.

Записывают домашнее задание

Словесный

infourok.ru

Технологическая карта урока биологии по теме «Ткани». 5-й класс

Предмет Биология Класс 5 УМК:  В.В. Пасечник, 2015, ФГОС
Глава 1. Клеточное строение организма.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений; сформировать представления о растительных тканях и их многообразии, о строении и функциях растительных тканях Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. Формирование ответственного отношения обучению, умение самостоятельно приобрести знания, способность к самоконтролю.
Решаемые учебные проблемы Формирование системы знаний о растительных тканях: многообразии, особенностях строения и функциях.
Основные понятия, изучаемые на уроке Ткань, образовательная, покровная (кожица, пробка, кора), основная (фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная), механическая (опорная), проводящая и выделительная ткани.
Вид используемых на уроке средств ИКТ Таблицы: “Ткани растений”, “Клеточное строение корня”, “Клеточное строение листа” и др.,

включенные в логику презентации “Ткани растений”.

Методическое назначение средств ИКТ Усиление мотивации, повышение интерактивности обучения. Создание ситуации, дающей возможность ученику пережить  успех с установкой на непрерывное образование в течение жизни.
Аппаратное и программное обеспечение Компьютер с выходом в Интернет. Мультимедийный проектор.
Образовательные интернет-ресурсы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ -- Хранилище коллекции цифровых образовательных ресурсов по предметам базисного учебного плана.

Инструменты учебной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Актуализация знаний.

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Выполнение тестовой работы по теме “Жизнедеятельность клетки”

Выдвижение гипотезы, повышение мотивации учащихся к изучению проблемы через демонстрацию микропрепаратов тканей

Длительность этапа 7 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Живая учебная ситуация. Выполнение задания: рассматривание микропрепаратов тканей растений. Построение гипотезы на основе изучения микропрепаратов тканей растений..  Наблюдение за демонстрацией слайдов.
Методы обучения Частично-поисковый. Метод вынужденного предположения.
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности 1. Демонстрация слайдов к тестовой работе (сл. 3 – 7).

2. Демонстрация слайдов различных тканей растения (сл. 8).

Формы организации деятельности учащихся 1. Индивидуальная.

2. Групповая

Функции/роль учителя на данном этапе Формирует познавательный интерес к изучению тканей растений.
Основные виды деятельности учителя Создание проблемной ситуации: Почему в разных органах растения клетки отличаются по цвету, форме, размеру? (сл. 8)

Демонстрация слайдов презентации.

Формирование комплекса заданий на данный урок.

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация ученика в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Развитие умения работать с различной информацией, отбирать главное для первичного усвоения нового материала.
Длительность этапа 7 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Самостоятельная работа школьника по отбору и сравнению материала из ЭОР, параграфа учебника 10, выполнение задания в рабочей тетради (сл. 9-12).
Методы обучения Ассоциативный метод обучения (на основе свободного отбора материала учеником, который руководствуется своими  ассоциациями).
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности Информационный ЭОР  
Формы организации деятельности учащихся Индивидуальная.
Функции/роль учителя на данном этапе Роль организатора.
Основные виды деятельности учителя Помогает составить индивидуальный алгоритм работы для учащихся с разным уровнем знаний.
ЭТАП 3. Практикум
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Сравнение строения различных видов тканей. Выявление черт сходства и различия.

Оформление результатов в виде таблицы в рабочей тетради.

Длительность этапа 15 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Описание моделей различных видов тканей растений по плану: название, особенности строения, функции.
Методы обучения Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности Демонстрация слайдов образовательной, покровной, основной, механической и проводящей тканей (сл. 13-22).
Формы организации деятельности учащихся Групповая – малая группа.
Функции/роль учителя на данном этапе Роль координатора.
Основные виды деятельности учителя Отслеживает деятельность учащихся при обратной связи
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Обобщение. Коррекция.
Длительность этапа 7 минут
Проверка результатов таблицы. Коррекция.

Обобщение.

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Сравнение результатов таблицы (сл. 23).

Ткани отдельного органа (на примере среза листа – сл. 24).

Выполнение тестового задания, комментирование ответов (сл. 25).

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности Контрольный ЭОР 
Методы контроля Самоконтроль. Взаимопроверка. Обсуждение результатов.
Способы коррекции Комментирование  ответов одноклассников учащимися, которые работают на продвинутом уровне.
Формы организации деятельности учащихся Индивидуальная, фронтальная
Функции/роль учителя на данном этапе Роль организатора коммуникации.
Основные виды деятельности учителя Корректирует решение заданий.  Обеспечивает диалог с учащимся.
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание.  
Длительность этапа 4 минуты
Рефлексия по достигнутым, либо не достигнутым образовательным результатам Высказывание  учащихся  по вопросу: “Как можно использовать знания о строении растительных тканей”

Оцените Ваше самочувствие  на уроке.

Домашнее задание: п.10.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai