Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Конспект урока окружающего мира на тему: « Строение растений ». Строение растения нач школа


Строение растений. - Начальные классы

Окружающий мир Урок №___ Дата________

Тема: Строение растений (на примере цветковых растений)

УМК «Гармония»  Окружающий мир О.Т. Поглазова , В.Д. Шилин.

Цели: 

  • дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;

  • развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;

  • способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства,  развивать навыки общения;

  • прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;

  • воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Формирование  универсальных  учебных  действий.

 Личностные  УУД:

·        Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

·        Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

·        Формировать бережное отношение к природе.

 Регулятивные  УУД:

·        развивать  умение  принимать  и  сохранять  задачу,  планируя  свои  действия  в  соответствии  с  ней;

·        в  сотрудничестве  с  учителем  ставить  новые  творческие  и  учебные  задачи.

  Познавательные  УУД:

·        осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

·        использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

 Коммуникативные  УУД:

·        учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

·        строить речевое высказывание в устной форме.

  Оборудование  и  материалы:

 Для  учителя: компьютер, проектор, ноутбук, корнеплоды, плоды.

Для  учеников: учебник,  рабочая  тетрадь.

 

 

 

 

 

Сценарий урока:

Самоопределение к деятельности

Позвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда,

Мы начнём урок друзья.

 Актуализация знаний.

1)    К нам на урок пришли воспитатели, они хотят посмотреть на вас. Как вы повзрослели, чему научились. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта.  Отгадайте одно из слов:

·        Это живая природа.

·        Их более 350 000 видов на планете.

·        Это «лёгкие земли».

·        Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Открываем 1 слово темы урока   РАСТЕНИЯ.

2)    Рассмотрите растения.   Что общего? 

Открываем 2  слово темы урока - СТРОЕНИЕ.

Сообщение темы и целей урока

 - Назовите тему. 

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)

-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?

  1. Проблемный вопрос.

-  А вот и сами части растений.  

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

- Кто главный?

- Какую задачу будем решать? 

(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).

 

 Изучение нового материала. 

– Какие части растения вы видите? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

  1. Корень.– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей) 

  2. ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ

  3. БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ

  4. УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ

  5. ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)

- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)

- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья) 

- Нужен корень растению?

- Для чего?

(На доске обозначить корень).

2)    Стебель.

–- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

- Посмотрите на слайд? Что увидели?  Какой вывод можно сделать?

-  Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.

- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

- Может растение жить без стебля?

(На доске обозначаем стебель.)

Физкультминутка. Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем.

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

 

 

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)

 

 

3.Листья

    - Какая у растений листва?

-Почему вверх  тянутся листочки?

 - В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

- Важны листья для растения?

Обозначаем часть на доске.(Листья)

 

 

4. Цветок.

-  Для чего создан цветок?

- Почему красивый? Так ароматен?

- Проверим ваши предположения.

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри  которого семена)

Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)

Как понять, перед нами плод или нет? (разрезать)

У плода внутри семена.

Как назвать морковь, репу, редис, свёклу. (корнеплоды)

Игра «Плод ли?»

В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это.  Учитель разрезает и проверяет, если там семена.  Если есть – плод)

Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.

Закрепление

1)    - Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

 

  1. Работа в тетрадях.

-  Проверим, как вы их запомнили.

Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.

- Какое растение изображено? (Ландыш)

- На что похожи цветки?

 - Плоды  - мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.

- Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.

  Рефлексия.    Итог.     

 Продолжите предложения, выбрав начало словами:   

            -   «Я узнал …»

-  «Я удивился …»

- «Я хочу узнать..»

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Положите в корзину:

- зелёное яблочко, если на уроке было всё понятно и со всеми заданиями справились самостоятельно

- жёлтый апельсин, кому на уроке было не всё понятно, не сразу всё получалось

- красный помидор, кому многое на уроке было не понятно.

 

 

КОРЕНЬ

СТЕБЕЛЬ

ЛИСТЬЯ

ПЛОДЫ

СЕМЕНА

ЦВЕТОК

multiurok.ru

"Растения" - начальные классы, уроки

Тема урока: 

«Растение – живой организм».

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений.

Задачи:  

Образовательная: дать представление о растении как живом организме. 

Развивающая: развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений; 

Воспитательная:воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: презентация, кроссворд «Растения», схемы «Группы растений», «Признаки жизни растений», тест, иллюстрации лекарственных растений.

Ход урока.

1. Организационный момент. Нет ничего прекраснее цветов, Пришедших в палисады и жилища. Они пришли из глубины веков, Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

С. Красиков. 

2. Объявление темы урока и постановка целей. - Давайте разгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего урока.

Кроссворд «Растения"

1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)

2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)

3. Что за дерево стоит - Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)

4. Последняя улыбка осени. Звезда на клумбе (Астра.)

5. Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой, растут под горой. (Береза.)

6. Ветка в грозди разодета Фиалкового цвета. Это в летний жаркий день, Расцвела в саду ……. (сирень.)

7. С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)

8. Платье потеряла, Пуговки остались. (Рябина.)

Растения

- Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – растениях. ( дети читают стихотворение наизусть) Не спеша растут деревья Целый век стоят на месте, Уходя корнями в землю, Простирая руки к солнцу. Ничего они не ищут, Ни о чем они не просят – Им ведь нужно так немного – Свет, Земля, Вода и ветер – То, чего искать не надо, То, что всем дается даром. А еще деревьям нужно, Чтоб земля была прекрасна, И живут они, деревья, Украшая нашу землю: Красотою тонких веток, Красотой стволов могучих, Несказанной красотою Доброты своей извечной. Б. Заходер.

3. Актуализация опорных знаний. Введение в тему. 

- Что такое растение? Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. Давайте, мы составим схему «Группы растений»Наводящие вопросы:

- Что относится к растениям?- Какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю? 

4.Рассказ учителя о дикорастущих и культурных растений.

5. Изучение нового материала. 

- Почему растения считают живыми организмами? - Что нужно растению для роста и развития?(проблемный вопрос) Работа с текстом учебника (c.34-36) Работа в группах.

Обобщение материала по учебнику.Составление схемы в тетради «Признаки жизни растений»

Чем отличается каждая группа растений? (рассказы ребят) 

Физминутка.

 Сообщения детей со слайдами.

1. Водоросли- растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней. 

2. Мхи - небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами. 

3. Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает. 

4. Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья- хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие. 

5. Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег. Цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа. 

Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите. Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение. Цветы, как люди, на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца обогревая, Как маленькие теплые костры. К Женэ. 

Сообщение учителя о лекарственных растениях

Учитель читает стихотворение и демонстрирует лекарственные растения:

Рассмотри и запомни эти цветы, В них столько тепла и земной красоты! Все, человек, что тебя окружает, Любит и лечит тебя, охраняет.

Листок подорожника ты не топчи, Ссадину, рану ты им залечи.

Ты заболел, а аптека закрыта. Банка с малиной мамой открыта. Это варенье, оно же лекарство, Быстро уходит болезни коварство.

Мята поможет в зимние дни, Летом ее насуши, сохрани. В зимнюю стужу чай завари, Выпей его и спи до зари.

Вот зверобой и ромашка с ним рядом. Смотрят цветы на тебя нежным взглядом. Ты, человек, их понимай, Пользуйся ими, не обижай. Н.Д.Коваленко. - Какие лекарственные травы применяются при простуде? (шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды малины.) - какие лекарственные травы помогают при лечении ран? (чистотел, подорожник, отвар крапивы.) 

Историческая справка

Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана Купалы, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также к поискам таинственного Перунова огнецвета (Перун – языческий бог молнии) – цветка папоротника, который, по легенде, расцветал только в разгар летнего равноденствия, в ночь с шестого на седьмое июля, и мог раскрыть секреты подземных сокровищь. Однако увидеть цветущее растение было очень трудно, ибо цветок охраняли злые духи и лесные дивы, которые напускали на людей разные беды. В ночь на Ивана Купалу на высоких холмах зажигались костры, густым дымом окутывались поля, окуривался скот, люди прыгали через яркое пламя. Все это было обрядами очищения и защиты будущего урожая, всего живого от темных сил. После этого все начинали веселиться. Молодежь собирала цветы, пела песни, водила хороводы вокруг костров. Самые смелые купались в ночной таинственной реке. Девушки гадали на плывущих по речной заводи венках.

6. Повторение и закрепление.

 Тест 

1. Какое из этих растений выращивают в садах? а) пшеница, б) слива, в) помидор. 2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах? а) рожь, б) ель, в) огурцы. 3. Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях? а) дыня, б) овес, в) яблоня. 4. Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахче? а) свекла, б) арбузы, в) картофель. 5. Как одним словом можно назвать плоды садовых деревьев? а) овощи, б) фрукты, в) корнеплоды. 

7. Домашнее задание. 

Учебник с.34-36

8. Итог.

- Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.)

- Что необходимо для жизни растению?

Просмотр содержимого документа «"Растения"»

Тема урока: 

Растения

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений.

Задачи:  

Образовательная: дать представление о растении как живом организме. 

Развивающая: развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений; 

Воспитательная:воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: презентация, кроссворд «Растения», схемы «Группы растений», «Признаки жизни растений», тест, иллюстрации лекарственных растений.

Ход урока.

1. Организационный момент. Нет ничего прекраснее цветов, Пришедших в палисады и жилища. Они пришли из глубины веков, Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

С. Красиков. 

2. Объявление темы урока и постановка целей. - Давайте разгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего урока.

Кроссворд «Растения"

1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)

2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)

3. Что за дерево стоит - Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)

4. Последняя улыбка осени. Звезда на клумбе (Астра.)

5. Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой, растут под горой. (Береза.)

6. Ветка в грозди разодета Фиалкового цвета. Это в летний жаркий день, Расцвела в саду …….. (сирень.)

7. С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)

8. Платье потеряла, Пуговки остались. (Рябина.)

Растения

- Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – растениях. ( дети читают стихотворение наизусть) Не спеша растут деревья Целый век стоят на месте, Уходя корнями в землю, Простирая руки к солнцу. Ничего они не ищут, Ни о чем они не просят – Им ведь нужно так немного – Свет, Земля, Вода и ветер – То, чего искать не надо, То, что всем дается даром. А еще деревьям нужно, Чтоб земля была прекрасна, И живут они, деревья, Украшая нашу землю: Красотою тонких веток, Красотой стволов могучих, Несказанной красотою Доброты своей извечной. Б. Заходер.

3. Актуализация опорных знаний. Введение в тему. 

- Что такое растение? Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. Давайте, мы составим схему «Группы растений» Наводящие вопросы:

- Что относится к растениям?- Какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю? 

4.Рассказ учителя о дикорастущих и культурных растений.

5. Изучение нового материала. 

- Почему растения считают живыми организмами? - Что нужно растению для роста и развития?(проблемный вопрос) Работа с текстом учебника (c.34-36) Работа в группах.

Обобщение материала по учебнику.Составление схемы в тетради «Признаки жизни растений»

Чем отличается каждая группа растений? (рассказы ребят) 

Физминутка.

Сообщения детей со слайдами.

1. Водоросли- растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней. 

2. Мхи - небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами. 

3. Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает. 

4. Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья- хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие. 

5. Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег. Цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа. 

Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите. Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение. Цветы, как люди, на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца обогревая, Как маленькие теплые костры. К Женэ. 

Сообщение учителя о лекарственных растениях

Учитель читает стихотворение и демонстрирует лекарственные растения:

Рассмотри и запомни эти цветы, В них столько тепла и земной красоты! Все, человек, что тебя окружает, Любит и лечит тебя, охраняет.

Листок подорожника ты не топчи, Ссадину, рану ты им залечи.

Ты заболел, а аптека закрыта. Банка с малиной мамой открыта. Это варенье, оно же лекарство, Быстро уходит болезни коварство.

Мята поможет в зимние дни, Летом ее насуши, сохрани. В зимнюю стужу чай завари, Выпей его и спи до зари.

Вот зверобой и ромашка с ним рядом. Смотрят цветы на тебя нежным взглядом. Ты, человек, их понимай, Пользуйся ими, не обижай. Н.Д.Коваленко. - Какие лекарственные травы применяются при простуде? (шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды малины.) - какие лекарственные травы помогают при лечении ран? (чистотел, подорожник, отвар крапивы.) 

Историческая справка

Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана Купалы, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также к поискам таинственного Перунова огнецвета (Перун – языческий бог молнии) – цветка папоротника, который, по легенде, расцветал только в разгар летнего равноденствия, в ночь с шестого на седьмое июля, и мог раскрыть секреты подземных сокровищь. Однако увидеть цветущее растение было очень трудно, ибо цветок охраняли злые духи и лесные дивы, которые напускали на людей разные беды. В ночь на Ивана Купалу на высоких холмах зажигались костры, густым дымом окутывались поля, окуривался скот, люди прыгали через яркое пламя. Все это было обрядами очищения и защиты будущего урожая, всего живого от темных сил. После этого все начинали веселиться. Молодежь собирала цветы, пела песни, водила хороводы вокруг костров. Самые смелые купались в ночной таинственной реке. Девушки гадали на плывущих по речной заводи венках.

6. Повторение и закрепление.

 Тест 

1. Какое из этих растений выращивают в садах? а) пшеница, б) слива, в) помидор. 2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах? а) рожь, б) ель, в) огурцы. 3. Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях? а) дыня, б) овес, в) яблоня. 4. Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахче? а) свекла, б) арбузы, в) картофель. 5. Как одним словом можно назвать плоды садовых деревьев? а) овощи, б) фрукты, в) корнеплоды. 

7. Домашнее задание. 

Учебник с.34-36

8. Итог.

- Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.)

- Что необходимо для жизни растению?

kopilkaurokov.ru

Строение растений. - Начальные классы

Окружающий мир Урок №___ Дата________

Тема: Строение растений (на примере цветковых растений)

УМК «Гармония»  Окружающий мир О.Т. Поглазова , В.Д. Шилин.

Цели: 

  • дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;

  • развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;

  • способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства,  развивать навыки общения;

  • прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;

  • воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Формирование  универсальных  учебных  действий.

 Личностные  УУД:

·        Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

·        Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

·        Формировать бережное отношение к природе.

 Регулятивные  УУД:

·        развивать  умение  принимать  и  сохранять  задачу,  планируя  свои  действия  в  соответствии  с  ней;

·        в  сотрудничестве  с  учителем  ставить  новые  творческие  и  учебные  задачи.

  Познавательные  УУД:

·        осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

·        использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

 Коммуникативные  УУД:

·        учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

·        строить речевое высказывание в устной форме.

  Оборудование  и  материалы:

 Для  учителя: компьютер, проектор, ноутбук, корнеплоды, плоды.

Для  учеников: учебник,  рабочая  тетрадь.

 

 

 

 

 

Сценарий урока:

Самоопределение к деятельности

Позвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда,

Мы начнём урок друзья.

 Актуализация знаний.

1)    К нам на урок пришли воспитатели, они хотят посмотреть на вас. Как вы повзрослели, чему научились. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта.  Отгадайте одно из слов:

·        Это живая природа.

·        Их более 350 000 видов на планете.

·        Это «лёгкие земли».

·        Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Открываем 1 слово темы урока   РАСТЕНИЯ.

2)    Рассмотрите растения.   Что общего? 

Открываем 2  слово темы урока - СТРОЕНИЕ.

Сообщение темы и целей урока

 - Назовите тему. 

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)

-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?

  1. Проблемный вопрос.

-  А вот и сами части растений.  

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

- Кто главный?

- Какую задачу будем решать? 

(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).

 

 Изучение нового материала. 

– Какие части растения вы видите? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

  1. Корень.– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей) 

  2. ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ

  3. БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ

  4. УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ

  5. ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)

- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)

- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья) 

- Нужен корень растению?

- Для чего?

(На доске обозначить корень).

2)    Стебель.

–- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

- Посмотрите на слайд? Что увидели?  Какой вывод можно сделать?

-  Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.

- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

- Может растение жить без стебля?

(На доске обозначаем стебель.)

Физкультминутка. Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем.

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

 

 

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)

 

 

3.Листья

    - Какая у растений листва?

-Почему вверх  тянутся листочки?

 - В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

- Важны листья для растения?

Обозначаем часть на доске.(Листья)

 

 

4. Цветок.

-  Для чего создан цветок?

- Почему красивый? Так ароматен?

- Проверим ваши предположения.

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри  которого семена)

Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)

Как понять, перед нами плод или нет? (разрезать)

У плода внутри семена.

Как назвать морковь, репу, редис, свёклу. (корнеплоды)

Игра «Плод ли?»

В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это.  Учитель разрезает и проверяет, если там семена.  Если есть – плод)

Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.

Закрепление

1)    - Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

 

  1. Работа в тетрадях.

-  Проверим, как вы их запомнили.

Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.

- Какое растение изображено? (Ландыш)

- На что похожи цветки?

 - Плоды  - мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.

- Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.

  Рефлексия.    Итог.     

 Продолжите предложения, выбрав начало словами:   

            -   «Я узнал …»

-  «Я удивился …»

- «Я хочу узнать..»

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Положите в корзину:

- зелёное яблочко, если на уроке было всё понятно и со всеми заданиями справились самостоятельно

- жёлтый апельсин, кому на уроке было не всё понятно, не сразу всё получалось

- красный помидор, кому многое на уроке было не понятно.

 

 

КОРЕНЬ

СТЕБЕЛЬ

ЛИСТЬЯ

ПЛОДЫ

СЕМЕНА

ЦВЕТОК

multiurok.ru

Конспект урока окружающего мира на тему: « Строение растений »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

с.Круглолесское, Александровский район

Урок ознакомления с окружающим миром

в 1 классе

Тема: « Строение растений »

(УМК «Гармония»)

Разработала:

Сулименко Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей категории

Пед.стаж - 21 год

ноябрь 2015

Тема урока: Строение растений.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Цель:

- Познакомить детей с названием органов растений и их значением для растения

- Показать отличие плода с семенами от корнеплода

Задачи:

  1. Образовательная: учить извлекать информацию из схем и рисунков.

  2. Развивающая: развивать умение самостоятельно делать выводы и умозаключения.

  3. Воспитательная: воспитывать доброе отношение к растениям.

Громко прозвенел звонок—

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем—

Ни минуты не теряем!

Садятся правильно, слушают.

Умение слушать учителя

2. Актуализация знаний

- Ребята, на какие две большие группы условно можно разделить природу?

- Посмотрите на доску. Схема какой природы изображена на доске?

( на доске схема живой природы, составленная с помощью картинок, но отсутствует картинка с изображением растения, вместо неё вопросительный знак)

- Всё верно! Но посмотрите, ребята, одна группа живой природы отсутствует. А именно о ней мы будем говорить сегодня на уроке. Подумайте и скажите:

-О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Живая и неживая природа.

- На доске изображена схема живой природы.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях.

Строить простейшее речевое высказывание в устной форме

Восстанавливать недостающий компонент в схеме

3. Постановка проблемы.

- Ребята, на нашей планете существует несколько миллионов видов растений. Вы сейчас увидите только крошечную часть - 25.

Смотрите внимательно и будьте готовы ответить потом на следующий вопрос:

Все ли растения имеют одинаковый внешний вид?

Показ презентации « В мире растений», одновременно звучит пение птиц.

- Ну, полюбовались на растения? Все ли растения имеют одинаковый внешний вид?

Смотрят презентацию

Возможны ответы и «Да», и «Нет».

Извлекать научную информацию из прослушанного текста

Извлекать информацию из увиденного

4. Генерирование и накопление идей.

-Ребята, которые ответили «Да» - докажите, что растения имеют похожий внешний вид.

-А теперь я обращаюсь к ребятам, которые ответили «Нет». Почему вы со мной не согласны?

- У всех растений есть листья.

- В земле у растений корень.

- Растения цветут.

…….

- Растения бывают разных размеров.

- Листья бывают самые разные.

- Растения отличаются по цвету.

Высказывать свои предположения и аргументировать их

Приведение доказательств

5. Обобщение предложений, выход на правило.

- Молодцы, ребята! Правы и одни, и другие. А значит, какой вывод о внешнем виде растений можно сделать?

( дети могут ответить, а могут и затрудниться)

- Я помогу вам.

- Растения могут быть похожи или различаться своими органами.

- Сегодня вы узнаете, как точно и правильно называются органы растений.

Работа с таблицей «Части растений» ( на доске)

В таблице показано строение помидора.

- Слушайте внимательно и угадывайте.

  1. Этих частей у растения может быть 1-2, а может быть очень много, тысячи. С их помощью растения получают доступ к солнечному свету, они задерживают воду и питательные вещества. Что это?

  1. Они появляются на растении весной или летом, а на комнатных растениях могут появиться и в зимнюю стужу. Что это такое?

  1. А эта часть растения является осью, опорой для листьев и цветков. Как она называется, догадались? Ребята, а как называется стебель у деревьев?

  1. Основная задача следующей части—поглощать из почвы воду и питательные вещеста, которые нужны растениям для роста и развития. Эта часть находится в земле. Как она называется?

  1. А что образуется на месте цветка?

  1. А эти части растений созревают в плоде и служат для размножения и расселения растений.

Пробуют ответить.

- Листья!

- Цветки!

- Стебель!

- Ствол!

- Корень!

- Плод!

- Семена!

Каждую угаданную часть растения дети по одному показывают в таблице на доске (указкой)

Делать вывод, основываясь на фактах

Отгадывать органы растений, анализируя их отличительные признаки

- Сколько всего частей растения мы выделили?

- Шесть!

6. Физминутка.

Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Заморозил их мороз?

Или ветер их унёс?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?

Не морозил их мороз!

Да и ветер не унёс!

Не спалило их огнём!

Не побило их дождём!

И птицы не клевали!

Их дети оборвали!

Выполняют различные движения туловищем и руками.

Повторять стихотворение по памяти

7. Творческая работа с новым материалом.

- Открываем учебник на странице 76. Прочтите, что написано на жёлтой линии.

- Ребята, и на этой странице тоже есть схема строения растений. Она вам может пригодиться, ведь сейчас вы будете работать в парах. Найдите рисунки на странице 77.

- Давайте распределим их:

1 парта—смородина

2 парта—роза

3 парта—черёмуха

4 парта—фиалка

5 парта - арбуз

6 парта—персик

7 парта—арахис

Учитель раздаёт на каждую парту листочки.

- Для каждой пары я приготовила листочек, на котором перечислены все органы растений. Давайте хором прочтём:

Лист

Стебель

Корни

Цветок

Плод

Семена

- Сейчас каждая пара должна внимательно рассмотреть своё растение. Те органы, которые есть на вашем рисунке, отметьте на листочке плюсиком, а которые художник не нарисовал —минусом. Приступайте.

По мере выполнения работы учитель проверяет листочек по ключу, оценивает.

- Строение растений.

Находят в учебнике рисунки

Читают хором

Работают в парах.

.

Работать в паре

Анализировать рисунок на наличие или отсутствие того или иного органа растения

8. Закрепление изученного материала.

- Ребята, а сейчас я хочу вам предложить очень интересное задание. Будете работать в группах. Каждой группе даю вот такую большую корзину. Загляните, что там.

( В корзинах фасоль—в стручках и семена, болгарский перец, виноград, изюм, апельсин, яблоко, груша, урюк, морковь, свёкла, редька, кукуруза—початки и семена, подсолнух, арахис в пакетике, киви, пшеничные колоски, семена цветов в коробочке…).

Ваша задача—распределить всё, что в корзине, на 3 группы:

  1. Плоды с семенами.

  2. Плоды без семян.

  3. Отдельные семена.

После окончания работы учитель проверяет правильность выполнения работы каждой группы.

- Ребята, хочу обратить ваше внимание на группу « Плоды без семян». Ещё раз назовите, что вы выделили в эту группу.

- Где рождаются эти плоды?

- Правильно, ребята. Они появляются не на месте цветка, как все плоды, а в земле.

- А какой орган растения находится в земле?

- Попробуйте догадаться, как называют морковь, свёклу, редиску, репку, если корни и одновременно плоды?

- Молодцы! Корнеплоды!

- Свёкла!

- Редька!

- Морковь!

- В земле.

- Корень.

Корнеплоды!

( трудно, но может быть, дети назовут)

Классификация объектов

Воспринимать новый научный термин

9. Рефлексия урока.

- Ребята, что вы узнали сегодня на уроке такого, чего раньше не знали?

- Что вам на уроке было интересно?

- А какое задание для вас было трудным?

- Мы сегодня узнали, как называются органы растений….

- Смотреть фотографии растений…

- Последнее задание было трудным.

Анализировать, оценивать свою деятельность на уроке

10. Завершение урока.

- Ребята, вы сегодня очень активно работали, молодцы! И, как обычно, за своё старание на уроке получаете жетоны. Наш урок закончен.

Cамоанализ урока.

  1. Анализ цели урока:

Целью моего урока было познакомить детей с названием органов растений и их значением для растения, а также показать отличие плодов с семенами от корнеплодов. Считаю, что цель выбрана правильно, соответствует теме, выбраны разнообразные формы и методы, которые помогли её достижению. Степень достижения поставленной цели— достаточно высокая.

  1. Анализ структуры и организации урока:

Тип урока—урок первичного ознакомления с новым материалом. В его структуре можно выделить следующие этапы, которые логически следуют друг за другом и взаимосвязаны:

- Организационное начало.

- Актуализация знаний.

- Постановка проблемы.

- Генерирование и накопление идей.

- Обобщение предложений, выход на правило.

- Физминутка.

- Творческая работа с новым материалом.

- Закрепление изученного материала.

- Рефлексия.

- Завершение урока.

Старалась целесообразно распределить время по этапам урока, использовала имеющееся оборудование кабинета, соблюдала организацию начала и конца урока. Темп ведения урока был достаточно динамичный. Выполнение плана -………….

  1. Анализ содержания урока:

Урок соответствует требованиям ФГОС, соблюдён системно-деятельностный подход в обучении.

Дети сами пытались сформулировать тему урока, разрешали проблемную ситуацию, а затем сами пытались сформулировать вывод.

Новый для детей материал старалась излагать логично, на доступном языке, также соблюдалась научность изложения: теперь дети знают, что цветок—это не только цветущее растение (астра, роза, лилия), но и орган растения. Также дети познакомились с таким научным термином, как «корнеплод», и услышали, сколько видов растений на планете Земля. А работа в парах была почти что исследовательской, так как дети выявляли наличие или отсутствие у растений того или иного органа. Соблюдалась связь содержания урока с жизнью— групповая работа.

На протяжении всего урока у детей формировались самостоятельное мышление, активная учебная деятельность, познавательные интересы учащихся средствами материала самого урока. Большие плюсы парной и групповой работы - дети учатся взаимодействовать со сверстниками - слушать друг друга, вступать в диалог, сдерживать свои эмоции.

  1. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя):

Разнообразные методы, приёмы и средства обучения отбирались с учётом темы и цели урока, возможностей класса, моих возможностей и учебно-материальной базы.

Использовались следующие средства обучения:

- учебник «Окружающий мир 1 класс»

- тетрадь с печатной основой (ТПО)

- таблица «Строение растений»

- карточки для работы в парах

- слайд-шоу

- ноутбук

- видеопроектор

  1. Анализ работы учащихся:

Активность -……….

Работоспособность -………..

Интерес к теме или к уроку -………….

Рациональные приёмы работы, научная организация труда (НОТ) -………………..

Культура труда -………………

Выполнение учащимися единых требований -………………..

Наличие навыков самоконтроля -………………..

Качество ЗУНов-………………………….

Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений -………

Культура межличностных отношений -…………….

Реакция на оценку учителя -………………..

Работу учащихся по данным критериям можно оценить только после проведения урока и сделать это должны, на мой взгляд, другие учителя.

  1. Оценка санитарно-гигиенических условий проведения урока:

Кабинет освещён согласно санитарно-гигиеническим нормам, уютный и чистый. Классная доска, парты и стулья тоже соответствуют требованиям. Особое внимание на каждом уроке уделяю здоровьесбережению детей. Ведь только здоровый ребёнок может быть умным и успешным. Правильная посадка, динамическая пауза, положительный эмоциональный настрой. Но главное на современном уроке не переусердствовать с использованием компьютера. Использую на нужном этапе урока и сразу же отключаю!

7. Общие выводы: (делают коллеги, побывавшие на уроке)

- оценка самоанализа

- общая оценка достижения поставленной цели

- аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, результативность

- недостатки, их причины, конкретные предложения по их устранению

- рекомендации по самообразованию

infourok.ru

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Строение растений"

Тема: Строение растений (на примере цветковых растений)

УМК «Гармония»  Окружающий мир О.Т. Поглазова , В.Д. Шилин.

Цели: 

  • дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;
  • развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;
  • способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства,  развивать навыки общения;
  • прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;
  • воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Формирование  универсальных  учебных  действий.

 Личностные  УУД:

·        Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

·        Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

·        Формировать бережное отношение к природе.

 Регулятивные  УУД:

·        развивать  умение  принимать  и  сохранять  задачу,  планируя  свои  действия  в  соответствии  с  ней;

·        в  сотрудничестве  с  учителем  ставить  новые  творческие  и  учебные  задачи.

  Познавательные  УУД:

·        осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

·        использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

 Коммуникативные  УУД:

·        учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

·        строить речевое высказывание в устной форме.

  Оборудование  и  материалы:

 Для  учителя: компьютер, проектор, ноутбук, корнеплоды, плоды.

Для  учеников: учебник,  рабочая  тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Организационный момент.

Позвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда,

Мы начнём урок друзья.

 Актуализация знаний.

1)    К нам на урок пришли воспитатели, они хотят посмотреть на вас. Как вы повзрослели, чему научились. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта.  Отгадайте одно из слов:

·        Это живая природа.

·        Их более 350 000 видов на планете.

·        Это «лёгкие земли».

·        Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Открываем 1 слово темы урока   РАСТЕНИЯ.

2)    Рассмотрите растения.   Что общего? 

Открываем 2  слово темы урока - СТРОЕНИЕ.

Сообщение темы и целей урока

 - Назовите тему. 

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)

-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?

  1. Проблемный вопрос.

-  А вот и сами части растений.  

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

- Кто главный?

- Какую задачу будем решать? 

(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).

 

 Изучение нового материала. 

– Какие части растения вы видите? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

  1. Корень. – Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)  
  2. ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ
  3. БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ
  4. УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ
  5. ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)

- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)

- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья) 

- Нужен корень растению?

- Для чего?

(На доске обозначить корень).

2)    Стебель.

–- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

- Посмотрите на слайд? Что увидели?  Какой вывод можно сделать?

-  Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.

- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

- Может растение жить без стебля?

(На доске обозначаем стебель.)

Физкультминутка. Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем.

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

 

 

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)

 

 

3.Листья

    - Какая у растений листва?

-Почему вверх  тянутся листочки?

 - В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

- Важны листья для растения?

Обозначаем часть на доске.(Листья)

 

 

4. Цветок.

-  Для чего создан цветок?

- Почему красивый? Так ароматен?

- Проверим ваши предположения.

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри  которого семена)

Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)

Как понять, перед нами плод или нет? (разрезать)

У плода внутри семена.

Как назвать морковь, репу, редис, свёклу. (корнеплоды)

Игра «Плод ли?»

В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это.  Учитель разрезает и проверяет, если там семена.  Если есть – плод)

Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.

Закрепление

1)    - Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

 

  1. Работа в тетрадях.

-  Проверим, как вы их запомнили.

Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.

- Какое растение изображено? (Ландыш)

- На что похожи цветки?

 - Плоды  - мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.

- Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.

  Рефлексия.    Итог.     

 Продолжите предложения, выбрав начало словами:   

            -   «Я узнал …»

-  «Я удивился …»

- «Я хочу узнать..»

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Положите в корзину:

- зелёное яблочко, если на уроке было всё понятно и со всеми заданиями справились самостоятельно

- жёлтый апельсин, кому на уроке было не всё понятно, не сразу всё получалось

- красный помидор, кому многое на уроке было не понятно.

 

 

Просмотр содержимого документа «Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Строение растений" »

Тема: Строение растений (на примере цветковых растений)

УМК «Гармония» Окружающий мир О.Т. Поглазова , В.Д. Шилин.

Цели:

  • дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;

  • развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;

  • способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства, развивать навыки общения;

  • прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;

  • воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

  • Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

  • Формировать бережное отношение к природе.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

Коммуникативные УУД:

  • учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • строить речевое высказывание в устной форме.

Оборудование и материалы:

Для учителя: компьютер, проектор, ноутбук, корнеплоды, плоды.

Для учеников: учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

Организационный момент.

Позвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда,

Мы начнём урок друзья.

Актуализация знаний.

  1. К нам на урок пришли воспитатели, они хотят посмотреть на вас. Как вы повзрослели, чему научились. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта. Отгадайте одно из слов:

  • Это живая природа.

  • Их более 350 000 видов на планете.

  • Это «лёгкие земли».

  • Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Открываем 1 слово темы урока РАСТЕНИЯ.

  1. Рассмотрите растения. Что общего?

Открываем 2 слово темы урока - СТРОЕНИЕ.

Сообщение темы и целей урока

- Назовите тему.

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)

-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?

  1. Проблемный вопрос.

- А вот и сами части растений.

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

- Кто главный?

- Какую задачу будем решать?

(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).

Изучение нового материала.

– Какие части растения вы видите? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

  1. Корень. – Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)

  • ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ

  • БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ

  • УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ

  • ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)

- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)

- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья)

- Нужен корень растению?

- Для чего?

(На доске обозначить корень).

  1. Стебель.

–- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

- Посмотрите на слайд? Что увидели? Какой вывод можно сделать?

- Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.

- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

- Может растение жить без стебля?

(На доске обозначаем стебель.)

Физкультминутка. Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем.

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)

3.Листья

- Какая у растений листва?

-Почему вверх тянутся листочки?

- В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

- Важны листья для растения?

Обозначаем часть на доске.(Листья)

4. Цветок.

- Для чего создан цветок?

- Почему красивый? Так ароматен?

- Проверим ваши предположения.

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри которого семена)

Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)

Как понять, перед нами плод или нет? (разрезать)

У плода внутри семена.

Как назвать морковь, репу, редис, свёклу. (корнеплоды)

Игра «Плод ли?»

В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это. Учитель разрезает и проверяет, если там семена. Если есть – плод)

Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.

Закрепление

  1. - Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

  1. Работа в тетрадях.

- Проверим, как вы их запомнили.

Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.

- Какое растение изображено? (Ландыш)

- На что похожи цветки?

- Плоды - мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.

- Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.

Рефлексия. Итог.

Продолжите предложения, выбрав начало словами:

- «Я узнал …»

- «Я удивился …»

- «Я хочу узнать..»

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Положите в корзину:

- зелёное яблочко, если на уроке было всё понятно и со всеми заданиями справились самостоятельно

- жёлтый апельсин, кому на уроке было не всё понятно, не сразу всё получалось

- красный помидор, кому многое на уроке было не понятно.

kopilkaurokov.ru

Строение растений - начальные классы, презентации

Предназначено для фронтальной  работы в классе.

Презентация включает слайды, которые можно использовать при: ознакомлении с многообразием растений, средами их произрастания, частями растений.

Просмотр содержимого документа «Строение растений»

"Ты с улыбкой, с песней

Выйди к травам, людям, птицам....

И весёлым, интересным день твой должен получится".

Е. Серова

листья

плод с семенами

цветы

листья

ствол

стебель

корни

Корни растений

Стебли растений

Листья растений

Цветок

Стрелитция королевская, Цветок райской птицы.

Давай пройдёмся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Сергей Вургун

Интернет источники

http://www.pelinggator.ru/ekskursiya-na-lug/

http://tana.ucoz.ru/load/232

http://pantarei.ru/?p=1068

http://www.litprichal.ru/work/28707/

http://yaltatv.com.ua/news/1278403402/

http://images.yandex.ru/yandsearch?nl=1&ed=1&rpt=simage&img_url=i082.radikal.ru%2F0908%2F56%2F4df7503edc0a.jpg&text=%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0&p=4

http://moslenta.wordpress.com/2010/08/24/на-севере-москвы-нашли-болото-с-редким/

http://forum.wec.ru/index.php?showtopic=21191&st=20440

http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&rpt=simage&text=%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B5&img_url=3sotki.ucoz.ru%2F_ph%2F2%2F2%2F436671857.jpg&p=0

http://s51.radikal.ru/i132/0902/52/ffa4889e5f54.jpg

http://www.dachi74.ru/kartoshka/karto.htm

http://forexaw.com/uploads/news/19/1262873463.jpg

http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&rpt=simage&text=%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85&img_url=s39.radikal.ru%2Fi084%2F1005%2F8c%2Ff7681dfdd456.jpg&p=5

http://photo.sibnet.ru/users/winik666/alb4399/ft74162/

http://fotki.yandex.ru/users/shershukova/view/131388/

http://www.solnsad.ru/kryzhovnik39-chernoslivovii.htm

http://fotki.yandex.ru/users/var-alex1977/view/150668/

http://www.good-food.ru/index.php/distributors/facts/show_all/35/

http://seed-shop.com.ua/seed.php?razdel=vegetable

http://www.liveinternet.ru/users/natathe3/post78965472/

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку природоведения "Строение растений"(1 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Строение растения

2 слайд Описание слайда:

Сегодня на уроке нам нужно найти ответы на такие вопросы: - Из каких частей состоят растения? - Какое значение имеют для растений эти части? - Нужно ли охранять растения?

3 слайд Описание слайда:

РАСТЕНИЯ ЧТО ОБЩЕГО У ЭТИХ РАСТЕНИЙ?

4 слайд Описание слайда:

Корень нужен растениям для того, чтобы впитывать влагу и брать питание из почвы, а также прочно удерживать растение в земле. Стебель (ствол) нужен для того, чтобы доставлять питательные вещества от корня к другим частям растений. На стебле крепятся листья, цветы, плоды. В листьях растений углекислый газ, вода и питательные вещества превращаются в сахар и крахмал, благодаря которым растения растут. При этом выделяется кислород, которым мы дышим. На месте цветка образуется плод с семенами. Из семян вырастают новые растения. Из семян вырастают новые растения.

5 слайд Описание слайда:

КОРЕНЬ

6 слайд Описание слайда:

СТЕБЕЛЬ

7 слайд Описание слайда:

ЛИСТЬЯ

8 слайд Описание слайда:

ЦВЕТОК

9 слайд Описание слайда:

ПЛОД

10 слайд Описание слайда:

Корень нужен растениям для того, чтобы впитывать влагу и брать питание из почвы, а также прочно удерживать растение в земле. Стебель (ствол) нужен для того, чтобы доставлять питательные вещества от корня к другим частям растений. На стебле крепятся листья, цветы, плоды. В листьях растений углекислый газ, вода и питательные вещества превращаются в сахар и крахмал, благодаря которым растения растут. При этом выделяется кислород, которым мы дышим. На месте цветка образуется плод с семенами. Из семян вырастают новые растения. Из семян вырастают новые растения.

11 слайд Описание слайда:

Какое строение у растений? ЦВЕТОК СТЕБЕЛЬ ЛИСТОК ПЛОД С СЕМЕНАМИ КОРЕНЬ

12 слайд Описание слайда:

Сохрани растения

13 слайд Описание слайда:

Сегодня на уроке нам нужно найти ответы на такие вопросы: - Из каких частей состоят растения? - Какое значение имеют для растений эти части? - Нужно ли охранять растения?

14 слайд Описание слайда:

http://www.bg-znanie.ru/articles/346333/1.jpg http://english-topics.ucoz.ru/Books/013.gif http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/9/94daefdb-27af-cc6f-a235-47c958e7a3fd/0827_001.jpg http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo3/i1008/malus-big.jpg http://s58.radikal.ru/i162/0903/18/12857a4edda0.jpg http://www.photoshop-master.ru/lessons/les799/21.jpg http://www.vestnik-cvetovoda.ru/topmenu/journal/article/11777_1.jpg http://st.free-lance.ru/users/VivaVera/upload/f_4902c905c82f5.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4/vibpxhgglzd.231/0_a2f7_dbb1679f_XL

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-113948

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru