Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Искусственный грунт для выращивания растений. Строение для выращивания растений


Техника выращивания растений

Стандартные семена - Почти все семена покупаются в пакетиках незадолго до посева. Эти семена тщательно отобраны и очищены фасовщиком.

Нечищенные семена - В питомнике перед упаковкой семена были обработаны фунгицидом или смесью фунгицида с инсектицидом.

Дражированные семена - Семена покрыты глиняной смесью, чтобы легче было сеять мелкие семена. При этом вы избегаете утомительной процедуры прореживания — сейте семена на расстоянии вдвое меньше окончательного, а после прорастания просто выдерните или пересадите сеянцы через один.

Прошлогодние семена - После посева обычно остается часть семян — семена почти всех сортов можно оставить на следующий год, если положить их в герметичную банку и держать в прохладном месте.

Свои семена - Однолетники и двулетники можно размножать семенами, собранными со своих растений в саду. Соберите семена, когда они созреют, и как следует просушите перед закладкой на хранение в герметичную банку в прохладное место.

Самосев - Многие растения дают самосев — природа занимается размножением и без человека! Эти сеянцы можно оставить или пересадить на другое место. Недостаток тот же, что и у домашних семян — это может быть потомство не самых лучших растений, поэтому из таких семян часто получаются менее красивые или не соответствующие сорту растения.

                                        ДЕЛЕНИЕ

Многолетники для бордюра и рокария

Без выкапывания и деления некоторые многолетники с годами часто вырождаются. Таким образом можно одновременно размножить и омолодить имеющиеся растения.Выберите теплый осенний или весенний день, когда земля влажная, но не мокрая. Вилами выкопайте куст, стараясь не повредить корни больше, чем необходимо. Отряхните лишнюю землю и определите линии основных разделов. Возможно, удастся разломать куст руками, отделяя хорошие посадочные единицы с корнями. Если куст слишком плотен для такого способа, используйте двое вил или две садовые вилки. Воткните вилы спина к спине в середину куста и осторожно раздерите его пополам. Подобным же образом поступите с получившимися половинками или разделите их руками. Для жестких корневищ может потребоваться острый нож.Отберите лучшие периферийные участки куста, выбросив центральную погибшую часть старого растения. Как можно скорее пересадите выбранные кустики и обильно их полейте.Прежде чем выкапывать многолетник, обязательно прочитайте посвященную ему алфавитную статью. Некоторые из них не любят, когда их беспокоят, и после такой операции могут болеть несколько лет. Другие предпочтительно делить или только весной или только осенью.

Корневища

Аккуратно раскопайте сплетение корневищ и выньте их из земли, стараясь не повредить корешки. Отряхните лишнюю землю и острым ножом разделите каждое корневище на куски таким образом, чтобы на каждом сверху были и побеги (или почки) и корешки. Старые и больные участки необходимо выбросить.Посадите здоровые куски корневища на ту же глубину, что материнское растение.

 

Луковицы и клубнелуковицы

Большинство луковичных и клубнелуковичных растений образуют "семьи", которые нужно периодически выкапывать и делить. Лучше всего заняться этим, когда засохла листва. Выкопайте "куст" вилами и разделите руками. Крупные экземпляры сразу же посадите на новое постоянное место, а мелкие (деточку) в стороне, на глубину 5-10 см, и не трогайте их 2-3 года, пока они не достигнут возраста цветения. После первого цветения их можно выкопать и определить на постоянное место в саду.

dachnyiotvet.ru

Веселое Подворье | Загородный дом | Частный дом

Re: "Дикий Мед" дачные истории , начало часть 1Юля набор это одно а 3 стирки в день это другое. Вы вдвоём в одной комнате сидите или в 2 там и свет и телик а у меня в 5 комнатах и в кухне всё горит. Дети из школы в 3 часа пришли и всё загорелось и заиграло, ночью только подсветка на кухне на лестнице и в туалете, если кто ночью пойдёт и в холле ночник. Утюг много берётЛен,у нас точно так же, хоть и живем втроем. Свет не в 5 комнатах,но -------------------------------------------------------------------------------------Re: В нужном направлении в Белгородскую область :)Оксана! Приветик!  А у нас пока снега немного. А коптилка для горячего копчения?-------------------------------------------------------------------------------------Re: Ирина и "Наша деревня"))Светик,ну мы ж местные жители)))не требовательна к государственному аппарату, который ОБЯЗАН организовать подачу электричества, воды, газа, строительство дороги, школ и магазинов. ОБЯЗАН!!!Володя!Нам с раннего детства давали понять,что "Спасение утопащих-дело рук самих утопающих!"  В этой стране государство никому не должно! Но ему ВСЕ! обязаны!!! :-\Светик,и я до сих-------------------------------------------------------------------------------------Re: Корова после отелаАлёна ты упустила момент , поэтому уплотнения остались, не раздоила до  конца. это надо было делать на третий-четвертый день. у меня так было с одной коровой.  не переживай, потихоньку раздоешь это  уплотнение. мыло это хорошо, можешь и дальше мазать. -------------------------------------------------------------------------------------Re: А у нас на дворе...Злость...злоба уродуют человека... Почему то жалко  такого...хочется вытащить из злой скорлупы...очистить и немного пожалеть...Наверное это диагноз  Таня,у меня сейчас именно такое "настроение-состояние".....Причем тяжело смотреть на близкого человека,когда его просто разрывает от злости,зависти,ненависти даже..тут уже куча всего сплелось...И гадости начинает всякие делать-------------------------------------------------------------------------------------

dv0r.ru

субстрат для выращивания растений

Хотя питательная ценность отработанных субстратов после промышленного выращивания грибов широко варьирует, они пригодны для обогащения почвы органическими веществами. В состав таких субстратов в различных пропорциях входят навоз, суглинок и известь. Их вносят на всех типах почв, кроме предназначенных для выращивания рододендрона и других чувствительных к извести растений. Рекомендуемая доза — 3—5 кг/м2. Морские водоросли. На морском побережье садоводы в качестве частичной замены органического удобрения могут воспользоваться морскими водорослями. Штормы выбрасывают их на берег в больших количествах. В водорослях достаточно питательных веществ, необходимых растениям, особенно калия; они быстро разлагаются. Водоросли вносят непосредственно в почву влажными или компостируют с отходами сада и используют уже после частичного разложения. Можно приобрести и сухие морские водоросли. Рекомендуемая доза 5—7 кг влажных морских водорослей на 1 м2.[ ...]

Выращивание цветов основано на строгом регулировании условий среды. Для создания таких условий используются сооружения из стекла, пленки, реек, притеночных тканей, а также искусственные обогревы и охлаждение. Выращивание растений в защищенном грунте все время становится технически более сложным. Субстрат обычно составляется из различных компонентов, стерилизуется для уничтожения сорняков, возбудителей болезней, насекомых и нематод. Соответственно регулируются плодородие и pH почвы. Некоторые хозяйства применяют обогащение атмосферы углекислотой. Режим влажности регулируется автоматически, даже при горшечной культуре. Температуру в теплицах регулируют с помощью парового отопления и испарительного охлаждения (искусственный туман). Продолжительность светового дня регулируют путем притенки или дополнительного освещения в зависимости от необходимости удлинить день или прервать темповой период. Применение искусственного освещения для усиления фотосинтеза обычно не экономично, за исключением отдельных случаев для сеянцев. Борьба с вредителями основывается на сочетании приемов, включая санитарный надзор, использование здоровых растений и применение органических пестицидов. Все более широкое применение находят химические вещества для регулирования роста растений. Особую перспективу для использования вданной отрасли промышленности представляют ингибиторы роста (ретарданты).[ ...]

Для выращивания огурцов без почвы была использована питательная смесь, рекомендованная Чесноковым и Базыриной. Растения огурцов выращивали в сосудах емкостью 20 кг с выводными трубками на высоте 5 см от дна сосуда. В качестве субстратов использовали гранитный щебень и каменноугольный шлак с размером частиц 5—10 мм. Рассаду огурцов сорта Клинский выращивали общепринятым способом в гончарных горшках в течение 40 дней. Опыт проводился в четырех повторностях.[ ...]

Выращивание рассады в теплицах с последующей высадкой в открытый грунт через несколько недель с момента посева — дорогостоящая и трудоемкая технологическая операция. При этом семена растений высевают в горшочки или посевные ящички с питательной смесью, а затем пересаживают в новые ящички на большем расстоянии друг от друга или в отдельные кубики. Почвенные и торфяные кубики пригодны для многих растений, в частности для выращивания рассады овощных культур и других растений, позднее высаживаемых в открытый грунт. Для посева используют также почвенную смесь «Джон Иннес № 1», но она должна быть более влажной, чем обычно, с тем чтобы при сжатии ее частицы слипались. Для получения нужного количества кубиков на твердой поверхности устанавливают специальную машину, управляемую вручную, которая заполняется приготовленной смесью. С ее помощью получают обычные кубики или цилиндры из субстрата с небольшим углублением сверху для посева семян.[ ...]

Как правило, для выращивания растений на жарких и солнечных внутренних двориках и дорожках пользуются глиняными и пластиковыми горшками диаметром не менее 20 см. В горшках небольшого объема количество почвы ограничено, поэтому растения будут нуждаться в частой подкормке. Быстрое подсыхание субстрата не только ограничивает рост растений, но и создает дополнительные заботы садоводу.[ ...]

Суккулентные растения настолько разнообразны, среди них есть так много мелких видов, никогда не вырастающих до крупных размеров, что они вполне могут довольствоваться тем ограниченным пространством, которое им предоставляется на небольшой площади окна в жилой комнате. При правильном подборе видов даже здесь можно успешно выращивать настоящую их коллекцию. Высокая потребность в свете у большинства кактусов заставляет в первую очередь остановиться на окнах южной, юго-восточной и юго-западной сторон. В то время как большое число других комнатных растений страдает от прямых солнечных лучей и поэтому на длительное время нуждается в пригенении, большинство суккулентов чувствуют себя здесь прекрасно. Для восточных и западных окон также можно подобрать интересные виды, которые довольствуются меньшим количеством света. Это эпифитные кактусы. Окна, направленные на север, непригодны для длительного выращивания кактусов. Лучше всего растения чувствуют себя, если они не выставлены поодиночке в маленьких горшках, а сгруппированы в деревянном или пластиковом ящике куда их погружают вместе с горшками во влагоемкий субстрат. Это защищает их от опасности сильного пересыхания земляного кома. Горшки желательно погрузить в субстрат по самый край, это выглядит более красиво. Такая расстановка облегчает уход, в частности полив, -не нужно поливать каждый отдельный экземпляр. У растений, сгруппированных вместе, наблюдается более равномерный рост, однако возникает опасность угнетения маленьких видов своими более мощными соседями. В результате их развитие как бы подавляется. В этом случае надо просто подумать над подходящим выбором растений. В случае необходимости можно вынуть то или иное растение и переместить его - при культивировании в горшках осуществить это совсем нетрудно. Ящик заполняют обычным субстратом для кактусов, или же берут чистую измельченную пемзу, лавалиг или их смесь, Другой перспективный метод содержания растений - гидрокультура (подробнее см. "Гидрокультура). Растения, которым требуется холодная и сухая зимовка, на окне в теплой жилой комнате почти никогда не цветут. Это, конечно, большой минус, но, с другой стороны, многие из этих растений так красивы и без цветов, что могут весь год радовать своих владельцев. Растения, зимующие в тепле, нужно примерно раз в 10 дней поливать так, чтобы их корни не слишком пересыхали. Иногда окно служит лишь для зимовки растений, которые в теплое время года находились на балконе, в саду или парнике. В этом случае экспозиция окна менее важна, чем температурные условия: главное для этих видов - холодное содержание. Поскольку во время холодной зимовки полив почти не требуется, горшки могут стоять свободно, без погружения в субстрат.[ ...]

Эти банки набивают торфом, гравий или кирпичной крошкой. В середине банки в эти субстраты смоченные питательным раствором, высевают по 1—2 пророй ших семени. В период появления всходов субстрат периодически (через день) увлажняют питательным раствором, а когда корни развивающихся всходов начнут проникать в его толщу, банку с растением помещают в более широкий сосуд (вырезанный, напримэр, из пластмассового ведра или сосуда), в который наливают столько питательного раствора, чтобы в нем на А—Чз был погружен сосуд с растением. Уход за растениями огурцов и помидоров такой же, как и при выращивании их на почве.[ ...]

Гравийная культура. Растения высаживают в каменистый материал с частицами диаметром более 2 мм. Наряду с гравием применяют чистый кварц, щебень, лаву, базальт и т. п. В заполненные субстратом водонепроницаемые поддоны периодически подают питательный раствор, который хранят в специальном резервуаре. Питательный раствор используют многократно, иногда в течение целого года, но содержание отдельных элементов в нем поддерживают на требуемом уровне (для этого раствор периодически анализируют). В 1950 г. в Голландии был проведен ряд опытов по выращиванию гвоздик в песке и вермикулите. Опыты не дали положительных результатов. По-видимому, лучше выращивать ранние тепличные огурцы методом водной культуры и помидоры — методом песчаной культуры.[ ...]

Наряду с промышленным выращиванием цветов М. Бентли касается ■идропоники в комнатных условиях. Это объясняется огромным интере- ом читателей к комнатному садоводству. Несомненно, советы автора ю выращиванию комнатных растений на питательных растворах и субстратах окажутся очень полезными. В книге описаны различные приспособления для автоматического питания горшечных растений.[ ...]

Простая установка для выращивания растений на субстрате из мха или торфа

Гидропоника — сборное понятие для всех методов выращивания, при которых растение укореняется в относительно тонком слое большей частью органического субстрата. Сам субстрат уложен на перфорированную основу, которая, в свою очередь, опущена в корыто (или поддон), наполненное питательным раствором. Корни растений проникают сквозь слой субстрата и отверстия основы в раствор и таким образом удовлетворяют потребность растений в пище и воде.[ ...]

Техника набивки сосудов, посев и уход за растениями такие же, как при постановке песчаных культур. Почва как субстрат для выращивания растений естественно отличается от песка, поэтому в наполненные почвой сосуды следует до посева или сразу после посева засыпать сверху слоем кварцевого песка не более 1 см толщиной около 200 г на сосуд среднего размера. Слой кварцевого песка сверху сосуда предохраняет почву от излишней потери влаги, уменьшая испарение воды с поверхности сосудов, и от размывания поверхности почвы при поливке сверху.[ ...]

Регулировать состояние этой смеси сложнее, чем субстрата с землей. Правильная система подкормок, легкое уплотнение смеси и особенно тщательный систематический полив обеспечат оптимальную среду для выращивания растений.[ ...]

Многочисленные любители кактусов культивируют свои растения с большим успехом в полностью свободных от гумуса минеральных субстратах, таких как гранитная крошка, измельченная пемза, вулканический шлак, битый кирпич или другие материалы. Важно, чтобы этот субстрат имел подходящий показатель pH и был нейтральным, чтобы в нем не проходили химические реакции, вредящие растению. При необходимости снизить показатель pH у пемзы, вулканического шлака или битого кирпича можно самым простым образом - с помощью фосфорного удобрения (суперфосфата) или поливом водой с добавлением нескольких капель подходящей кислоты. Применяемые субстраты имеют зернистую структуру - в виде комочков или зерен 2-16 мм в диаметре. Илистые глинистые частицы нужно удалить, промывая через сито. Грубозернистая структура гарантирует оптимальную воздухопроницаемость, что необходимо для развития и нормального функционирования корней - для всех растений вообще и в частности для кактусов. Ведь в естественных местообитаниях они также растут на хорошо проницаемых почвах. Искусственные субстраты имеют одно важное преимущество перед земельными смесями: опасные вредители корней - кактусовый корневой червец и другие почвенные вредители развиваются в них гораздо хуже, чем в земле, и растения, защищенные от опасности, чувствуют себя значительно лучше. Но несмотря на это по-прежнему практикуется выращивание растений в садовых земельных смесях. Культурная земля представляет собой смесь нескольких основных компонентов, которые сочетают так, чтобы удовлетворить все требования растений.[ ...]

Достаточно близок к гидропонике метод «ионитопо-ники» - выращивание растений на искусственных заменителях почвы. Здесь вместо субстрата обычно используют смеси анионо- и катионообменных смол, насыщенных питательными элементами. Такой способ содержания растений практически подобен традиционному выращиванию в почве. Заменители почв использовались на космических кораблях для экспериментов по выращиванию различных культур в условиях невесомости.[ ...]

Цикламен принадлежит к числу хорошо известных комнатных растений, но очень немногие знают правила его выращивания. Слишком часто приходится видеть, как листья цикламена свисают через край горшка, а цветоножки гниют у самого основания. Следует поливать субстрат, совершенно не допуская увлажнения надземной части растения. Оптимальная температура 10°. Жаль, что после цветения растения часто выбрасывают. Их легко сохранить до следующей весны. Для этого нужно только уменьшить полив, прекратить подкормку и перенести растения в прохладное место (рис. 25).[ ...]

Один из самых перспективных - пенополиуретан. Его можно использовать для выращивания растений в разных средах обитания: он хорошо удерживает питательные элементы, легко их обменивает на «выделения» корней. При выращивании растений на пенополиуретановом субстрате вода и корни нормально функционируют и находятся в постоянном контакте друг с другом.[ ...]

На балконах в ящиках и вазонах можно выращивать гидропонным способом растения открытого грунта. Летники быстро развиваются и обильно цветут в течение всего лета. Для вьющихся растений (душистый горошек, ипомея, настурция) необходима опора в виде колышков, капронового шнура и т. д. В качестве субстрата можно использовать не только керамзит, но и смесь торфа и керамзита, торф, мох в подвешенных оцинкованных корзиночках. Тот же субстрат используют для выращивания герани, клубневой бегонии, фуксии, петунии.[ ...]

На гидропонные гряды нельзя высаживать рассаду, выращенную в поч« ве, так как можно заразить субстрат нематодами. Хорошие результаты дает выращивание рассады в вермикулите. Даже для гравийной культуры лучше выращивать рассаду в вермикулите; при этом не наблюдается никакой задержки в росте. Всегда желательно сеять семена, если они достаточно крупные, прямо в субстрат поддона. На площадь для одного растения высевают два семени. После появления второго листа более слабый проросток вырывают.[ ...]

Посадку производят так же, как и при культуре в почве, то есть корни надо равномерно распределить в субстрате и направить в глубину горшка или ящика, стараясь не поломать их. Горшок осторожно заполняют глинистым гранулятом или другим субстратом. Само растение должно быть не слишком глубоко погружено в субстрат, чтобы корневая шейка была на поверхности. Если растения крупные, используют палку (держатель), имеющийся в контейнере. При выращивании растений в маленьких решетчатых горшках или специальных контейнерах их можно будет со временем пересадить в сосуд большего размера прямо вместе с внутренним горшком. Ведь корни нередко прорастают сквозь отверстия в стенках, и их легко повредить при пересадке. Если используется для питания растений препарат леватит Н05, то его можно при посадке сразу вносить во внешний сосуд. Количество его зависит от поверхности субстрата. На 1 м нужно брать 500-600 см . При размере сосуда 0,5 х 0,5 м достаточно 125-150 см3.[ ...]

В исследованиях последних лет удалось доказать, что присутствие гумусных веществ в культуральном субстрате установки для выращивания растений без почвы оказывает на растения непосредственное и благоприятное влияние. Это ни в коей мере не противоречит нашим прежним рассуждениям, так как гумусные вещества в данном случае не выступают в качестве источника питания растений. Действие гумусных веществ проявляется благодаря следующим их особенностям.[ ...]

Рекомендуемая книга является наиболее полной работой по такому важному и актуальному вопросу, как выращивание растений без почвы на искусственных питательных растворах. В ней дан обстоятельный обзор истории развития гидропоники в различных странах Европы, Африки и Соединенных Штатах. Специальные главы посвящены особенностям культуры на различных субстратах и минеральных растворах овощных, лекарственных, кормовых, декоративных и других растений, характеристике урожаев и качеству продукции, конструкциям оранжерей и специальных гидропонных установок, составлению питательных растворов для различных культур и методам контроля за их составом. Работа хорошо иллюстрирована и снабжена большим списком специальной литературы.[ ...]

Применение вермикулита. Последние четыре года в Энглфилд-Грине ведутся обширные опыты с различными корневыми субстратами. Такие материалы, как песок, нехороши тем, что питательный раствор покрывает только поверхность их частиц; при поверхностной подкормке концентрация солей в корневой зоне изменяется в зависимости от внешних условий. Наиболее удовлетворительные результаты дал вермикулит. Для размножения растений черенками достаточно насытить вермикулит водой, но для выращивания растений из семян необходимо применять минеральные удобрения. Вермикулит выгодно отличается от песка или почвенных компостов тем, что он легок, обладает влагоемкостью и лучше обеспечивает аэрацию корней. Его исключительная легкость позволяет пересаживать растения с минимальной приостановкой роста; корневые волоски и точки роста корней остаются неповрежденными.[ ...]

Гидропоника (от гидро... и греч. — работа) — своеобразный метод, широко используемый в промышленном растениеводстве для выращивания в искусственных условиях цветов, овощей, зеленой массы, лекарственных растений и др. Растения выращиваются в различных сосудах, траншеях и установках с использованием разнообразных субстратов (гравий, щебенка, керамзит, гранулированный полистирол, вермикулит и пр.), которые периодически увлажняются питательным раствором. Так, в Мурманской области успешно применяется вермикулит (из группы гидрослюд) для гидропонного выращивания цветочно-декоративных растений (хризантемы, каллы, агапантусы и др.). Причем вермикулит обладает способностью удерживать много воды (в 5—6 раз превышает собственный вес), что предохраняет корневую систему растений от высыхания, а также стерильностью (в нем не заводятся насекомые и болезнетворные микроорганизмы).[ ...]

Современной тенденцией развития цветоводства защищенного грунта является поиск заменителей садовых земель — инертных субстратов, легко поддающихся дезинфекции, обладающих необходимой воздухопроницаемостью и хорошей способностью поглощать и аккумулировать питательные вещества, необходимые для роста растений. В качестве таких заменителей используют гравий, вермикулит, перлит, керамзит, мох, торф. Способ выращивания растений без почвы на искусственных питательных средах называется гидропоникой. Различные способы гидропонной культуры растений описаны Г. К. Тавлиновой (1982).[ ...]

Подобную стерилизацию необходимо проводить всякий раз, когда убрана какая-нибудь культура и сосуд или установка очищаются для новой культуры. Если не считать торфяной крошки, то все другие субстраты можно снова и снова использовать для выращивания растений. Использованный торф найдет хорошее применение в саду. Благодаря каждой стерилизации мы обеспечиваем здоровый старт следующей культуре.[ ...]

Рост водорослей на поверхности гряд. Появление водорослей в виде зеленого налета служит первым признаком избыточного увлажнения субстрата. Аэрация корневой среды, теплая погода и понижение уровня воды сразу же приводят к исчезновению водорослей. Этому содействует также легкое рыхление, если субстратом служит вермикулит. Цветоводам, использующим для выращивания гвоздики мелкий песок, всегда приходится бороться с водорослями, потому что песок медленно пропускает воду и воздух. Однако в последние годы эта проблема разрешена очень простым способом — на поверхность гряд стали насыпать 2,5-сантиметровый слой гравия. После уборки растений гравий оказывается смешанным с песком, но их можно разделить при помощи сита. Даже рекомендуется извлечь песок и гравий и хорошо промыть их перед наполнением поддона для следующей культуры.[ ...]

Из этого технического описания мы можем сделать вывод, что расслоенный вермикулит представляет собой идеальный материал в качестве субстрата для выращивания растений без почвы: он химически инертен, сыпуч, хорошо поглощает воду и прекрасно сохраняет структуру. По данным практики США, он может применяться для выращивания растений без всякой предварительной обработки.[ ...]

Изучение потока энергии в муравейнике может дать некоторые сведения об энергетических явлениях, связанных с размером, и о поддерживающей емкости, приложимые также и к Homo sapiens. Например, муравьи Attica Colombia, живущие во влажных тропических лесах, срезают кусочки листьев с растений и уносят их в подземные жилища, где используют в качестве субстрата для выращивания грибов, идущих этим муравьям в пищу. Муравьи ухаживают за своими грибными садами и удобряют их (частично своими экскрементами) почти так же, как крестьяне ухаживают за своими пищевыми культурами. Как отметили исследователи, в крупных колониях в любой момент времени 25% муравьев заняты переноской листьев, а 75% расчищают тропы и ухаживают за грибными садами. Когда эти затраты на поддержание уравновешивают поступление энергии, рост колонии прекращается. Положительная обратная связь с другими организмами (например, с детритояд-ными, использующими детрит, оставляемый муравьями на почве в лесу) способствует росту листьев, увеличивает эффективность и поддерживающую емкость среды.[ ...]

Земледельческое освоение почв вносит существенные изменения в естественное развитие почвенных процессов и режимов, в свойства почв. Эти изменения обусловлены обработкой, внесением удобрений, различными мелиорациями и т. п. Качественные и количественные изменения в свойствах и режимах почв, вызванные воздействием человека, характеризуют их искусственное плодородие. В чистом виде оно возникает при создании субстратов для выращивания растений в теплицах, парниках и т. п.[ ...]

К простейшим способам активизации микрофлоры относятся механические. Рыхление, частые вспашки, дискование, распашка загрязненных нефтью земель являются благоприятными факторами, стимулирующими процессы биодеградации нефти в почве, при этом также улетучиваются легкие фракции нефти. Существует также метод смешивания загрязненной почвы с чистой, после чего в ней не только активизируется микрофлора, но и сама почва становится пригодной для выращивания растений, которые впоследствии используются в качестве субстрата, в свою очередь ускоряя биодеградацию [27].[ ...]

В естественных условиях запасы ламинарии японской подвержены сильным колебаниям. Это отражается на объеме заготовок. Большой урон зарослям наносят сильные штормы и торошение льда у берега в холодные зимы; освобождаемые во время промысла участки дпа нередко заселяются непромысловыми водорослями. Поэтому люди издавна пытались искусственно увеличить площади под ламинарией японской. Было найдено несколько способов, с успехом применяемых в Японии, КНР и КНДР. Эти способы используются и для выращивания других видов рода ламинария и прочих водорослей. Самый простой из них — это чистка твердого грунта от других водорослей и животных в период, когда ожидается появление в воде спор ламипарии японской, и последующий уход за зарослями, т. е. удаление сорных растений и растительноядных животных. Для расширения площади под зарослями в море с лодок сбрасывают камни или там, где возможно, взрывают скалы на берегу, обрушивая их в воду. На подготовленный таким образом новый грунт или на очищенный старый для ускорения появления зарослей сбрасывают зрелые слоевища, собранные в других местах. Остальные способы выращивания ламинарии японской связаны с погружением в море субстратов, искусственно засеянных спорами. В качестве таких субстратов используют камни и бетонные блоки, сбрасываемые на дно, или веревки, которые подвешивают к канатам, поддерживаемым у поверхности поплавками и закрепленным на месте якорями.[ ...]

Полив снизу имеет свои преимущества. При этом методе вода попадает в область нахождения корневых волосков, которые ее всасывают. При поливе сверху она не всегда проникает достаточно глубоко, особенно если земляной ком сильно пересушен. Равномерное и основательное увлажнение земляного кома в горшке или земли в большом контейнере требует полива со значительными интервалами. У многих видов очень чувствительна к увлажнению корневая шейка. Сильно опушенные кактусы, а также виды с подушковилной формой роста также нельзя поливать сверху. Для всех этих случаев нижний полив является идеальным. Горшечные растения, выращиваемые поодиночке, обычно ставят на один общий поддон или же составляют из них группу (в зависимости от размеров горшков или потребностей в воде и питательных веществах), помещая ее в пластиковые яшики. Цинковые емкости применять не рекомендуется - они могут своими выделениями плохо влиять на растения. В оранжереях - на стеллажах и подвесных полках - небольшие участки, на которых расположены кактусы, можно отделять друг от друга с помощью полиэтиленовой пленки. Ни в коем случае не следует ставить вместе крупные и маленькие горшки или же растения с разными требованиями к условиям внешней среды. Засаженные кактусами стеллажи или посадки в грунте оранжереи также можно поливать, пользуясь методом полива снизу, только надо обратить внимание на то, что поверхность земли должна быть ровной, без перепадов высот. Здесь может помочь хороший дренаж из крупного гравия, лавалита, кирпичной крошки, измельченной пемзы или подобного материала, применение которого гарантирует равномерное распределение воды или питательного раствора. Вода таким образом постепенно проникает в корневую систему. Можно также полностью отказаться от применения традиционной земли, высаживая растения непосредственно в один из нижеперечисленных минеральных субстратов. Тогда поступление воды и минеральных веществ будет осуществляться, как при гидропонике, с помощью специальных питательных растворов. Для посевов и выращивания сеянцев, состояние которых очень зависит от равномерной влажности почвы, метод подтопления, или полив снизу, является самым надежным. Лучше всего применять при этом исключительно минеральные мелкозернистые субстраты. Перед применением субстрат хорошо промывают, чтобы освободить от мелких илистых частичек, и дезинфицируют паром или кипятком. Однако при применении этого способа полива нельзя недооценивать опасности возникновения застойной влаги. Вся вода, оставшаяся на поддоне и не впитавшаяся через 30 минут, будет лишней. Ее нужно удалить или отвести. Если этого не сделать, корни как бы задыхаются без доступа воздуха и загнивают, земля заболачивается и закисля-ется. Поэтому необходимо на опыте научиться давать кактусам нужное количество воды. Подтопление производится каждые одну-две недели во время периода роста. Вода не должна быть холодной.[ ...]

ru-ecology.info

Выращивание растений на стенках из мха. Гидропоника для любителей

Выращивание растений на стенках из мха

Легендарная вавилонская царица Семирамида оставила потомком седьмое чудо света – сказочные "висячие сады". Сегодня каждый любитель-цветовод может успешно конкурировать с Семирамидой, если он успешно конкурировать с Семирамидой, если он умеет сооружать вертикальные (в буквальном смысле этого слова) грядки. Такую возможность дает культура растений на стенках из мха.

Рис. 2. Схема устройства стенки из мха для вертикального озеленения: 1 – основа; 2 – проволочная сетка; 3 – субстрат.

Стенки из мха, возможно наиболее оригинальный вариант выращивания растений без почвы, представляет собой разновидность метода, известного в Южно-Африканской Республике под названием "Tankfarming" и широко применяемого в этой стране. По этому методу эти растения выращивают не в чисто питательном растворе или на неорганическом субстрате, а в органическом наполнителе, то есть на соответствующем образом приготовленных растительных материалах, периодически увлажняемых питательным раствором. Из ЮАР сведения об этом методе достигли Швейцарии, и здесь метод был подхвачен и большой фантазией разработан со многими удачными вариантами семеноводческой фирмой Фатгер (Samen-Vatter) в Берне. При помощи какой-нибудь простой основы (каркаса) прежнюю горизонтальную грядку превращают в вертикальную. Этим создается идеальная возможность для наилучшего использования пространства для размещения возделываемой площади. (рис. 2).

Первые попытки выращивать полезные растения на вертикальных грядках были сделаны в 1941 г., в трудные времена. Хотелось знать, не удастся ли выращивать больше свежих овощей этим методом. В основном все опыты дали положительный результат, и тем не менее, несмотря на эти обещающие результаты, культура растений на стенках из мха до сегодняшнего дня не нашла признания в промышленном овощеводстве, но тем больший отклик на нашла у цветоводов-любителей. Внимательный наблюдатель с каждым годом видит все больше сверкающих пестрыми красками цветочных стенок в садах, на террасах, балконах, плоских крышах и т.д. И в этом нет ничего удивительного...

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Почвы для выращивания овощей — Правила выращивания овощей, фруктов, цветов на вашем огороде и дачном участке, в теплице или парнике

Все овощные культуры очень требовательны к плодородию почвы. Это объясняется тем, что они создают высокие урожаи на протяжении сравнительно короткого вегетационного периода. Во многих овощных культур (лука репчатого, чеснока, редиса, огурцов и др.) корневая система слабая, расположена в верхнем слое почвы.Вынос элементов питания с урожаем в большинстве овощных культур больше, чем у зерновых. Салат, огурцы и редиска за выносом элементов питания приближаются к зерновым культурам.Чтобы систематически получать на приусадебном участке высокие урожаи овощных культур, почву нужно содержать в таком состоянии, при котором создавались бы наилучшие условия для роста и развития растений. Почвы должны содержать достаточное количество питательных веществ в растворимом состоянии, легко впитывать и задерживать в себе воду, хорошо проветриваться и обеспечивать больший доступ кислорода, необходимого для развития корней и микроорганизмов. Качество почвы определяется уровнем плодородия, т.е. способностью обеспечивать определенный уровень урожая овощных культур и картофеля с единицы площади.

Почвенный горизонт и структура почвенного покрова

Высокие урожаи выращивают на структурных почвах. Хорошая структура почвы создается при достаточном количестве гумуса, извести и глинистых частиц, склеивают отдельные составляющие (песок, пыль, глину, перегной) в крепкие комочки. Почвы, в которых мало гумуса и глинистых частиц — бесструктурные.

Механический состав почв для выращивания овощей

Важнейшей характеристикой грунта является механический состав. По механическому составу почвы Украины разделяют на глинистые, суглинистые, песчаные и супесчаные. Глинистые почвы богаты питательными веществами, но имеют плохие физические свойства. Они медленно прогреваются, содержат большое количество ила, недостаточно гумуса, поэтому заплывают и сильно уплотняются. После дождей на них образуется корка, которая ухудшает доступ воздуха к корням.

Чтобы улучшить плодородие этих почв, нужно систематически вносить органические удобрения (навоз, различные компосты) по 3 — 4 кг на 1 м2 под вспашку или перекопку как осенью, так и весной.Суглинистые почвы характеризуются наиболее благоприятными для развития растений физическими свойствами: имеют четко проявленную зернистую структуру, хорошо впитывают воду и проветриваются, богатые питательными веществами в доступной для растений форме. Это лучшие почвы для выращивания овощных культур.

Структура почвенного профиля глиннистых почв

Песчаные почвы неплодородные, но хорошо прогреваются. Водопроницаемость их очень высока и поэтому питательные вещества легко вымываются водой в нижние слои. Для их улучшения следует вносить органические удобрения из расчета 1,5 — 2,0 кг на 1 м2 под перекопку почвы осенью и столько же весной. Важным мероприятием повышения плодородия этих почв является посев люпина на зеленое удобрение. Нельзя вносить повышенные нормы минеральных удобрений без внесения органических. Минеральные удобрения значительно повышают концентрацию солей, что отрицательно сказывается на росте и развитии растений. Супесчаные почвы содержат больше питательных веществ и лучше удерживают влагу, чем песчаные. При соответствующем удобрении они пригодны для выращивания всех овощных культур.Определить механический состав почвы очень просто. В пригоршни грунта, взятого из верхнего слоя (0 — 20 см), добавляют воду и размешивают до тестообразного состояния. С приготовленной массы вылепливают шнур и скручивают его в кольцо. Если шнур трескается — грунт суглинистый, если нет — глинистый. С песчаного грунта тесто не образуется.

Кислотность почвы

На уровень урожайности растений, кроме плодородия почвы, ее механического состава, еще влияет кислотность. Почвы бывают кислые, нейтральные и щелочные. Степень кислотности обозначают условно знаком рН (концентрация ионов водорода) и соответствующей цифрой: очень кислые почвы — рН — 4; кислые — рН 4 — 5; слабокислые — рН 5 — 6: нейтральные — рН 6 — 7; щелочные — рН 7 — 8; очень щелочные — рН 8 — 9. Овощные культуры требуют слабокислых или близких к нейтральным почв.Кислотность почвы можно определить по виду сорняков на огороде. Так, на кислых почвах хорошо растут хвощ, мята, подорожник, а на слабокислых и нейтральных — березка полевая, ромашка непахучая, чертополох огородный, пырей ползучий.

Струтура почвенного субстрата

No related posts.

agroazbuka.com

Искусственный грунт для выращивания растений

 

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано для выращивания растений в оранжереях и автономных объектах, удовлетворяющих требованиям замкнутых экологических систем, в интерьерах жилых и общественных помещений и т.п. Искусственный грунт состоит из питательного слоя - ионообменного полиакрилонитрильного волокна и корнеобитаемого слоя, выполненного в виде нетканого термоклееного материала из штапелированных полиэфирных или полипропиленовых волокон. Корнеобитаемый слой расположен на водоудерживающем слое из целлюлозных волокон (хлопковых, льняных, вискозных) в виде прочеса или нетканого материала. Изобретение позволяет получить многослойный грунт, дающий возможность снижения удельного содержания засохших растений и повышения объема зеленой массы. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к получению искусственных грунтов на основе волокнистой массы и может быть использовано для выращивания растений в оранжереях и автономно существующих объектах, удовлетворяющих требованиям замкнутых экологических систем (гермопомещения, шахты, подводные лодки, космические корабли), в интерьерах жилых и общественных помещений, а также при создании покрытий открытого грунта, например, с целью художественного оформления, для газонов с различными рисунками (мозаиками), для создания рулонных газонов.

Известен ионообменный субстрат (грунт) волокнистой структуры для выращивания растений /Авторское свидетельство СССР 635923, кл. А 01 G 31/00, 1978/. Субстрат (грунт) состоит из модифицированных полиакрилонитрильных волокон, содержащих различные микроэлементы, необходимые растениям. Однако растения на этом субстрате (грунте) после определенного периода развития засыхают. Наиболее близким из технических решений является искусственный грунт (субстрат) для выращивания растений в виде двухслойного субстрата: верхний слой - питательный - из ткани или нетканого материала из ионообменного волокна на основе модифицированного полиакрилонитрильного, нижний слой - корнеобитаемый - керамзит. В этом случае достигаются высокие водно-воздушные свойства /Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. Л.: Колос. 1982. - С. 46/. Однако через 30-40 дней после посева в период появления второго листа начинается засыхание ростков, к концу вегетационного периода доходящее до 40%, резко падает прирост зеленой массы. Так как одним из слоев грунта является сыпучий керамзит, то такой грунт нельзя свернуть в рулон, перенос грунта возможен только в сосудах. Техническим результатом является получение многослойного грунта для выращивания растений, дающего возможность снижения удельного содержания засохших растений, повышения объема зеленой массы. Поставленная задача достигается тем, что под питательным слоем из ионообменного модифицированного полиакрилонитрильного волокна в виде прочеса или нетканого материала последовательно располагают корнеобитаемый слой в виде нетканого термоклееного материала из штапелированных полиэфирных или пропиленовых волокон и водоудерживающий слой из целлюлозных волокон (хлопковых, льняных, вискозных) в виде прочеса или нетканого материала. Слои связывают между собой пленкообразующим материалом на основе поливинилового спирта или карбоксиметилцеллюлозы или альгината натрия. Ионообменное модифицированное полиакрилонитрильное волокно является питательным слоем (верхний слой). Ионообменное модифицированное полиакрилонитрильное волокно обладает способностью химически присоединять питательные элементы (ионы калия, кальция, магния, соединения азота, фосфора), необходимые для роста растений. Гидрофобное полиэфирное или полипропиленовое волокно - корнеобитаемая капиллярно-пористая среда (средний слой). Целлюлозное волокно (хлопковое, льняное, вискозное) - водоудерживающая и водопоглощающая среда (нижний слой). Существенным отличием заявляемого грунта является наличие гидрофобного волокнистого слоя в виде термоклееного нетканого материала из полиэфирного или полипропиленового волокна, расположенного на гидрофильном водоудерживающем слое из целлюлозных волокон в виде прочеса или нетканого материала, позволяющие снизить удельное содержание засохших растений, повысить объем зеленой массы, получить грунт, удобный в эксплуатации (такой грунт можно свернуть в рулон, легко переносить с одного места на другое). В заявляемом грунте (субстрате) использование гидрофобного волокнистого слоя, находящегося на гидрофильном водоудерживающем слое, приводит к неожиданному эффекту - снижается удельное содержание засохших растений, увеличивается объем зеленой массы растений. Использование в искусственных грунтах гидрофобного волокнистого слоя из полиэфирных или полипропиленовых волокон в виде нетканого термоклееного материала, находящегося на гидрофильном водоудерживающем слое из целлюлозных волокон в виде прочеса или нетканого материала, в известном уровне техники авторами не обнаружено. Искусственный грунт (субстрат) для выращивания растений изготавливают и используют следующим образом. В вегетационный сосуд последовательно помещают слои. Водоудерживающий слой (нижний слой) - целлюлозные волокна (хлопковые, льняные, вискозные) в виде прочеса или нетканого материала, объемная масса которого 0,07-0,09 г/см3, высота слоя 20-30 мм. Корнеобитаемый слой (средний слой) - нетканый термоклееный материал из штапелированного полиэфирного волокна лавсан или полипропиленового волокна с объемной массой 0,010-0,015 г/см3, высотой слоя 30-50 мм. Питательный слой (верхний слой) - модифицированное полиакрилонитрильное ионообменное волокно с общей обменной емкостью (ООЕ) 1,5-3,0 ммоль/г в виде прочеса или нетканого материала. Его объемная масса 0,040-0,050 г/см3, высота слоя 15-25 мм. Слои скрепляются между собой путем нанесения аэрозольного покрытия водным раствором 1,0-2,5%-ного поливинилового спирта или карбоксиметилцеллюлозы или альгината натрия в количестве 5-15 мл на 1 м2. Изготовленный таким образом искусственный грунт насыщается питательным раствором в соотношении масса питательного раствора: масса грунта 2,5-3,5:1. Питательный раствор - натуральный органический биогумус "Идеал" (жидкая фракция естественного продукта жизнедеятельности дождевых червей). Раствор содержит: азот (Nh5++NO3-) 50 мг/л, фосфор (Р2O5) 100 мг/л, гуминовые вещества 20 мг/л. Посевной материал в количестве 25 г на 1 м2 равномерно распределяют на поверхностном слое и закрепляют путем нанесения аэрозольного покрытия 1,0-2,5%-ного водного раствора поливинилового спирта или карбоксиметилцеллюлозы или альгината натрия в количестве 5-15 мл на 1 м2. Посевной материал: "Газон универсальный" - Райграс английский (55%), Овсяница красная рыхлокустовой тип (30%), Овсяница красная плотнокустовой тип (5%), Мятлик луговой (10%). Вегетационный сосуд закрывают крышкой с отверстиями и устанавливают в темное помещение для прорастания, которое наблюдается на 3-5 сутки. Затем вегетационный сосуд переносят в светлое солнечное помещение. В течение всего вегетационного периода для поддержания роста производится полив водой. Полив осуществляется один раз в три дня при соотношении вода : масса грунта 1:1. При достижении растениями высоты более 10 см зеленая масса состригалась, взвешивалась и суммировалась в течение всего вегетационного периода развития растений. Максимальный рост зеленой массы заканчивался на 90-95 сутки после посева. В результате прорастания корней растений через волокнистые слои происходит дополнительная фиксация последних друг относительно друга, при этом сохраняется возможность сворачивания живого коврового газона в рулон. Ниже представлены конкретные варианты грунтов. Пример 1 Питательный слой: прочес из модифицированного ионообменного полиакрилонитрильного волокна, омыленного раствором гидроксида натрия, ООЕ - 2,0 ммоль/г (Получение модифицированных ионообменных полиакрилонитрильных волокон см. Волокна с особыми свойствами /Под ред. Л.А.Вольфа. - М.: Химия, 1980. - С. 75-114). Объемная масса 0,040 г/см3, высота слоя 20 мм. Корнеобитаемый слой: нетканый термоклееный материал из штапелированного полиэфирного волокна лавсан; объемная масса 0,010 г/см3, высота слоя 40 мм. Водоудерживающий слой: прочес льняного волокна; объемная масса 0,070 г/см3, высота слоя 25 мм. Пленкообразующий аэрозоль: 1%-ный водный раствор поливинилового спирта из расчета 15 мл на 1 м2. Соотношение питательный раствор : масса грунта 2,5:1. Пример 2 Питательный слой: нетканый иглопробивной материал из модифицированного ионообменного полиакрилонитрильного волокна, обработанного водным раствором солянокислого гидроксиламина и карбонатом натрия, ООЕ - 3,0 ммоль/г, объемная масса 0,050 г/см3, высота слоя 15 мм. Корнеобитаемый слой: нетканый термоклееный материал из штапелированного полипропиленового волокна, объемная масса 0,015 г/см3, высота слоя 50 мм. Водоудерживающий слой: нетканый иглопробивной материал из смеси волокон хлопка (50%) и льна (50%) с объемной массой 0,090 г/см3, высота слоя 20 мм. Пленкообразующий аэрозоль: 1,5%-ный водный раствор карбоксиметилцеллюлозы из расчета 10 мл на 1 м2. Соотношение питательный раствор: масса грунта 3,5:1. Пример 3 Питательный слой: прочес из модифицированного ионообменного полиакрилонитрильного волокна, обработанного водным раствором ГКЖ-10 и гидразингидрата, ООЕ - 1,5 ммоль/г, объемная масса 0,044 г/см3, высота слоя 25 мм. Корнеобитаемый слой: нетканый термоклееный материал из штапелированного полиэфирного волокна лавсан, объемная масса 0,010 г/см3, высота слоя 30 мм. Водоудерживающий слой: нетканый иглопробивной материал из смеси волокон хлопка (50%) и вискозы (50%), объемная масса 0,086 г/см3, высота слоя 30 мм. Пленкообразующий аэрозоль: 2,5%-ный водный раствор альгината натрия из расчета 5 мл на 1 м2. Соотношение питательный раствор: масса грунта 3:1. Пример 4. Питательный слой: прочес из модифицированного ионообменного полиакрилонитрильного волокна, обработанного водным раствором гидразингидрата с последующим омылением раствором гидроксида натрия, ООЕ - 2 ммоль/г, объемная масса 0,048 г/см3, высота слоя 25 мм. Корнеобитаемый слой: нетканый термоклееный материал из штапелированного полиэфирного волокна лавсан, объемная масса 0,010 г/см3, высота слоя 50 мм. Водоудерживающий слой: прочес хлопкового волокна, объемная масса 0,090 г/см3, высота слоя 20 мм. Пленкообразующий аэрозоль: 2,5%-ный водный раствор поливинилового спирта из расчета 5 мл на 1 м2. Соотношение питательный раствор : масса грунта 3,0:1. Пример 5 (прототип). Питательный слой: нетканый иглопробивной материал из модифицированного ионообменного полиакрилонитрильного волокна, обработанного водным раствором солянокислого гидроксиламина и карбоната натрия, ООЕ - 3,0 ммоль/г, объемная масса 0,050 г/см3, высота слоя 15 мм. Корнеобитаемый слой: керамзит, объемная масса 0,660 г/см3, высота слоя 50 мм. Соотношение питательный раствор : масса грунта 3,5:1. Результаты фенологических наблюдений представлены в таблице. Данные таблицы - сопоставление поз. 5 (прототип) с поз. 1-4 (предлагаемый способ) - подтверждают достижение технического результата. По прототипу появление засохших растений наблюдается через 40 дней после посева, к концу вегетационного периода удельное содержание засохших растений достигает более 40%. В случае использования предлагаемого грунта засохшие растения появляются после 50-60 дней развития и к концу вегетационного периода достигают 15-20%. По прототипу нормальное развитие растений наблюдается в течение первых 30-ти дней, затем происходит снижение прироста объема зеленой массы. При использовании предлагаемого грунта получают больше объема зеленой массы, снижается число засохших растений. По предлагаемому способу возможно грунт свернуть в рулон, что удобно в эксплуатации. Прототип исключает возможность подобного обращения с грунтом. Предлагаемый грунт может быть использован для выращивания растений в оранжереях, автономно существующих помещениях, в интерьерах жилых и общественных помещений, для создания газонов с различными рисунками.

Формула изобретения

1. Искусственный грунт для выращивания растений, состоящий из питательного слоя - ионообменного полиакрилонитрильного волокна - и корнеобитаемого слоя, отличающийся тем, что корнеобитаемый слой выполнен в виде нетканого термоклееного материала из штапелированных полиэфирных или полипропиленовых волокон и расположен на водоудерживающем слое из целлюлозных волокон (хлопковых, льняных, вискозных) в виде прочеса или нетканого материала. 2. Искусственный грунт по п.1, отличающийся тем, что слои связаны между собой пленкообразующим материалом на основе поливинилового спирта, или карбоксиметилцеллюлозы, или альгината натрия.

РИСУНКИ

Рисунок 1

www.findpatent.ru

Проект "Гидропоника- как метод выращивания растений без почвы"

МКОУ «Шайковская средняя общеобразовательная школа №1»

Гидропоника - как метод выращивания растений без почвы

Выполнила учащаяся 5 класса

МКОУ «Шайковская СОШ №1»

Аниконова Светлана Руководитель:

Петухова Елена Геннадьевна

п. Шайковка

2016

Содержание:

  1. Введение 3

  2. Основная часть 4

2.1. Лук. История культуры 4

2.2. Строение лука 4

    1. .Условия выращивания лук 5

    2. .Лечебные свойства лука 5

2.5. Прошлое и настоящее гидропоники 6

2.6.Преимущества выращивания растений методом гидропоники 7

3. Экспериментальная часть 8

3.1. Подготовка лука к посадке 8

3.2. Подготовка посуды для посадки 8

3.3. Изготовление простейшей гидропонной установки 8

3.4. Приготовление питательного раствора 10

3.5. Посадка лука 11

3.6. Наблюдение за ростом луковиц 12

3.7. Результаты и анализ наблюдений 13

4. Заключение 13

5.Список литературы 14

6. Приложения 14

Введение

Весной люди чаще болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период человеческому организму не хватает витаминов после долгой зимы. Так же люди чаще утомляются, не могут долго концентрировать свое внимание, у них часто бывает плохое настроение.

Познакомившись со свойствами витаминов и продуктами, которые их содержат, мы выделили основной витамин, отвечающий за наше весеннее здоровье: витамин С (аскорбиновая кислота). Особенно богаты витамином С следующие продукты: киви, апельсины, лимонный сок с мякотью, малина, грейпфрутовый сок (свежеприготовленный), свекла, лук , зеленый горошек, капуста.

Из всех перечисленных продуктов питания наиболее всего нас заинтересовал лук (точнее перо лука, в котором сконцентрировано наибольшее количество витамина С).

Зеленый лук - прекрасное средство для восполнения запаса витаминов, особенно в период весеннего авитаминоза. Кроме витамина С, он содержит витамины группы В, Е, РР, каротин, органические кислоты, калий, фосфор, кальций, железо, фитонциды, (от греч. рhyton - растение и лат. сaedo - убиваю), которые позволят защитить организм от болезней.

Зеленый лук, купленный в магазине, не подлежит длительному хранению, он увядает и теряет свои полезные свойства. Лук, выращенный в домашних условиях - чудодейственное лекарство, которое всегда будет рядом.

Цель : выяснить действительно, ли гидропоника - наиболее продуктивный способ выращивания лука репчатого на зелень .

Объект исследования: гидропоника - как метод выращивания растений без почвы.

Предмет исследования: репчатый лук.

Гипотеза: если выращивать репчатый лук методом гидропоники, то можно получить хороший урожай, позволяющий обеспечивать себя витаминами круглый год.

Задачи :

  • узнать о пользе лука и его применении, истории культуры

  • изучить литературу по выращиванию овощных культур методом гидропоники;

  • приготовить питательный раствор

  • изготовить гидропонный сосуд для выращивания лука;

  • провести эксперимент по выращиванию лука различными способами;

  • обобщить результаты эксперимента.

Методы исследования: анализ литературы, сравнение, методы систематизации и анализа результатов исследовательской деятельности.

План работы

Мероприятие

15 февраля

Выбор темы проекта

16-29 февраля

Обзор литературы по теме

1-11 марта

Анализ собранного материала и его обобщение

12- 21марта

Консультации с руководителем проекта

22марта-22 апреля

Постановка исследования

23-30 апреля

Подготовка описания проекта

3-6 мая

Подготовка презентации для защиты проекта

Основная часть

2.1.Лук. История культуры

Лук известен человеку с древних времен. Родину его установить сложно: большинство ученых склоняется, что это Средняя Азия.

Лук и чеснок были известны у египтян за 3000 лет до н. э. Они ценили их как пряность и использовали как основной пищевой продукт. Геродот, древнегреческий историк, живший 2500 лет назад, отмечал, что на пирамиде Хеопса была надпись, сколько лука и чеснока истрачено в пищу рабочим. На гробнице Тутанхамона, относящейся к 1352 году до н. э., ученые - археологи обнаружили изображение лука. Лук был доступен всем слоям общества, его ели сырым, добавляли в разные блюда. В Египте луку воздавали почести как божеству.

Известно, что в Китае, Индии его выращивали 5000 лет тому назад.

Римляне считали, что сила и мужество солдат увеличиваются при употреблении лука, поэтому он входил в военный рацион. Римский ученый Плиний в 1 веке н.э. упоминает о том, что лук в этот период уже выращивали в Германии, Англии. У рыцарей был обычай: перед боем вешать на грудь луковицу, как защиту от злых сил. В Америку лук попал благодаря экспедиции Христофора Колумба, который не только открыл сам заморские пряности, но имел отношение к началу выращивания лука на этом континенте. Сначала он был посажен на острове Изабелла, а потом распространился по всей Америке.

Время появления лука на Руси точно не установлено, но известно, что уже с давних пор он являлся одним из главных пищевых продуктов и считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим болезни.

2.2.Строение лука

Лук ре́пчатый (лат. Állium cépa) — многолетнее травянистое растение, вид рода Лук (Allium) семейства Луковые (Alliaceae), широко распространённая овощная культура. Луковица до 15 см в диаметре, плёнчатая. Наружные чешуи сухие, жёлтые, реже фиолетовые или белые; внутренние — мясистые, белые, зеленоватые или фиолетовые, расположены на укороченном стебле, называемом донцем. На донце в пазухах сочных чешуек находятся почки, дающие начало дочерним луковицам, образующим «гнездо» из нескольких луковиц. Листья трубчатые, сизо-зелёные.

2.3. Условия выращивания

Лук – светолюбивое и влаголюбивое растение. Для его выращивания в домашних условиях необходимо создать благоприятные условия. Особое внимание уделяется ёмкости и смеси, в которой выращивается растение.

2.4.Лечебные свойства лука

В средние века растение широко использовали, приписывая ему необыкновенные лекарственные свойства. Может, тогда зародилась пословица «лук от семи недуг». В медицине лук известен со времен Гиппократа. Лечебные свойства лука признавали все народы. При Гиппократе лук прописывали больным ревматизмом, подагрой, а также от ожирения.

Знаменитый персидский врач и ученый Ибн-Сина (Авиценна) в начале XI в. писал о луке: «Съедобный лук особенно помогает от вреда плохой воды, если бросить в нее очистки лука, это одно из средств, уничтожающих ее запах… Луковый сок полезен при загрязненных ранах, смазывать глаза выжатым соком лука с медом полезно от бельма… Луковый сок помогает от ангины. Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит». На Востоке существовала поговорка: «Лук в твоих объятиях — проходит всякая болезнь». Лук является хорошим противоядием. Издавна человеку, укушенному бешеной собакой, рекомендовалось пить больше лукового сока. Если вас укусила пчела или скорпион, то наложите на укушенное место кашицу из протертого лука, она нейтрализует яд.

Эта же «мазь», наложенная на кожу тела, вызовет приток крови к поверхности кожи, что придаст ей свежий вид и приятный оттенок. В странах, где водятся ядовитые змеи, люди катают с собой в дорогу шарики из зеленого лука, на случай укуса змеи. А если вас ночью беспокоят комары, то положите около кровати несколько луковиц. Они будут отгонять надоедливых насекомых.

Время появления лука на Руси точно не установлено, но известно, что уже с давних пор он являлся одним из главных пищевых продуктов и считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим болезни. В старинных русских лечебниках-травниках приводили такую рекомендацию: «во время морового поветрия или иных прилипчивых болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, отчего не проникает в них зараза, да и воздух в покоях очистится… Во время скотского падежа нанизывают на нитку поболее луковиц и чесночных головок и привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы не заразились». Профессор Н. 3. Умиков приводит свидетельства современников о том, что во время большой эпидемии брюшного тифа в 1805г. русские, потреблявшие в большом количестве лук, не заболевали тифом и чумой .

2.5.Прошлое и настоящее гидропоники.

Метод выращивания растений без почвы на питательных средах известен давно. Известно, что впервые в России в 1896 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде К.А. Тимирязев демонстрировал растения, растущие в красивом стеклянном домике. Растения находились в сосудах, заполненных раствором минеральных солей. В те времена такой метод был признан «кощунственным» и далее лабораторных исследований не получил распространения.

В 1929 году в Калифорнийском университете У.Ф. Герикке осуществил промышленное выращивание овощных культур в водных растворах минеральных солей. Этот метод он назвал гидропоникой (от греческого гидро– и pónos – вода и работа).

Исследования, проведенные в начале прошлого века, показали, что растения можно выращивать без почвы в больших масштабах. Сущность метода заключается в замене почвы инертным субстратом, например, гравием, керамзитом. Субстрат служит лишь опорой, в нем размещаются корни растений, а питание они получают из водного раствора, в котором содержатся все необходимые соли.

Большая работа по выращиванию растений без почвы была проведена известным советским ученым Д.Н. Прянишниковым и его учениками. С 1936 года методом гидропоники начали выращивать овощные и цветочные растения в оранжереях у нас в стране. Опыт показал, что увеличение производства тепличных овощей, повышение их урожайности, улучшение качества продукции и снижение затрат труда зависит от применения новых прогрессивных энергосберегающих технологий и создания современной научно-технической базы. Одна из таких технологий – выращивание овощных культур на малообъемной гидропонике.

Выращивание овощных культур на малообъемных субстратах в последнее десятилетие получило широкое распространение в мире. В Скандинавских странах овощными культурами, выращиваемыми по новой технологии, занято более 80% общей площади теплиц, а в Нидерландах – стране классической культуры земледелия на естественных почвах – более 50% (из 4000 га площади, занимаемой овощными культурами, более 2000 га переведено на малообъемные субстраты, преимущественно на минеральную вату). Основной причиной такого широкого распространения этой технологии оказалась высокая экономическая эффективность, получаемая как за счет повышения урожайности, так и вследствие значительной экономии ресурсов.

Для российского овощеводства, функционирующего в условиях рыночной экономики, развитие гидропонных технологий определяют также социально экономические причины, наиболее существенные из которых приводятся ниже. В бывшем СССР правительство уделяло большое внимание развитию гидропонных систем. Были построены первые тепличные комбинаты, применяющие данную технологию выращивания в Москве и Киеве. В городе Ереван (Республика Армения) был создан Институт Гидропоники для проведения исследований в этой области.

2.6.Преимущества выращивания растений методом гидропоники.

Преимущества гидропоники, по сравнению с выращиванием растений в земле очевидны:

  • Растение растет крепким и здоровым, и намного быстрей, чем в почве.

  • Корни растений не страдают от пересыхания или недостатка кислорода при переувлажнении.

  • Расход воды легче контролировать, нет необходимости каждый день поливать растения.

  • Не возникает проблемы недостатка удобрений или их передозировки.

  • Исчезают многие проблемы почвенных вредителей и болезней, что избавляет от применения ядохимикатов.

  • Нет необходимости покупать новую почву для пересадки, что сильно удешевляет процесс выращивания растений.

  • Так как растение получает только нужные ему элементы, оно не накапливает вредных для здоровья человека веществ, неизбежно присутствующих в почве (тяжелые металлы, ядовитые органические соединения, радионуклиды, избыток нитратов и др), что очень важно для овощных растений.

А раз самые основные проблемы - с почвой и поливом - решены, остается только решить проблему освещения, т.е. расположить гидропонную установку так, чтобы растение могло получать необходимое для его роста количество света.

Экспериментальная часть.

Мне стало интересно узнать, когда можно получить больше урожай зелени лука, выращивая его в водопроводной воде, почве с огорода или лук выращенный методом гидропоники? Где лук быстрее пустит свои зеленые перья? Чтобы ответить на эти вопросы я решила посадить лук и наблюдать за ним.

3.1.Подготовка лука к посадке.

Для этого беру 3 луковицы. Для быстрого и одновременного роста листьев лука острым ножом обрезаю шейку луковицы по плечики.

3.2.Подготовка посуды для посадки.

Для посадки лука приготовила стакан с водой, цветочный горшок с почвой с приусадебного участка, простейшая гидропонная установка с питательным раствором.

3.3.Изготовление простейшей гидропонной установки.

Мне понадобилась пустая пластиковая бутылка (Рис. 1) коричневого цвета. Можно, конечно, использовать и прозрачную бутылку, но в прозрачной бутылке на корнях растения через некоторое время начнут расти водоросли, от которых практически невозможно избавиться.

Разрезаю бутылку на две части, приблизительно, посередине (Рис. 2)

и получаю две половинки бутылки (Рис. 3).

Затем проделываю отверстия диаметром - 2-4 мм, в верхней части бутылки, так, как показано на рисунке (Рис. 4). Отверстия проделываются в пробке и по всему периметру бутылки несколькими рядами. Чем больше рядов с отверстиями – тем лучше. Но для нормальной работы установки, достаточно и двух рядов. Самый верхний обеспечивает вентиляцию корней растения, а через нижний ряд и пробку, к корням растения будет поступать питательный раствор.

После этого, вставляю верхнюю часть бутылки, с проделанными в ней отверстиями в нижнюю часть, пробкой вниз (Рис.5)

Установка собрана (Рис. 6).

Теперь наливаю в нижнюю часть нашей установки питательный раствор (рис. 7) так, чтобы пробка и нижние ряды отверстий находились ниже уровня жидкости. По мере впитывания раствора, его необходимо будет доливать, до этого уровня.

Насыпаем в верхнюю часть установки керамзит ,почти до самого верха.

3.4.Приготовление питательного раствора

Составить питательный раствор можно несколькими способами: на основе комплексных удобрений или используя концентраты.

Я решила использовать способ, разработанный научно - исследовательским институтом овощеводства, а именно: на основе комплексных удобрений. Для приготовления питательных растворов все минеральные соли берутся в строго определенных количествах. Для нормального развития большинства растений соотношение

Азот- фосфор - калий - магний составляет 1: 0,5: 2: 0,3.

На 1л воды нужно взять:

известково-аммиачной селитры 0,72 г

простого суперфосфата             0,75 г

сульфата калия                          0,75 г

сульфата магния                        0,12 г

3.5.Посадка луковиц

1 проба: питательный раствор (1 шт.)

2 проба: водопроводная вода (1 шт.)

3 проба: почва с огорода (1 шт.).

3.6 Наблюдение за ростом лука

Заложив опыт, решила вести фенологические наблюдения за ростом лука и результаты фиксировать в дневник наблюдения. Срок уборки лука наступает, когда длина пера достигает 30-40 сантиметров. На основе полученных данных построила график, показывая зависимость роста лука от условий выращивания

3.7. Результаты и анализ наблюдений.

Проанализировав результаты, записанные в дневник, построила график. Длительность выращивание лука считается 25 – 30 дней. В результате фенологических наблюдений проведённых с 30.03 по 25.04 выгонке лука на перо, можно сделать вывод, что первая проба – выращивание лука на гидропонной установке перо достигло нужной длины за 21 день, что на несколько дней раньше срока, при этом луковая зелень более сочная и приятная на вкус. Из двух других заложенных проб лучший урожай получен выращенный на почве, и затем на воде. Это можно наблюдать на графике в Приложении на с.14.

Заключение

В ходе работы было выяснено, что гидропоника, действительно, наиболее продуктивный способ выращивания лука репчатого на зелень .

  • Метод гидропоники можно применять в домашних условиях.

  • Практическое использование метода гидропоники позволит обеспечивать себя витаминами круглый год.

  • Выращивание лука методом гидропоники можно получить хороший урожай, значительно сэкономив ресурсы.

  • Опыт, полученный в ходе исследования, могут позаимствовать все желающие вырастить это полезное растение, что позволит обогатить организм полезными веществами, укрепить здоровье, с минимальными материальными затратами.

5. Список использованной литературы

  1. Вахмистров Д. «Растения без почвы», Москва; «Детская литература», 1961

  2. Зельцер Э. «Гидропоника для любителей», Москва; «Колос», 1965

  3. Небесный С. «Юным овощеводам» Москва; «Детская Литература» 1987

  4. Никишов А. «Внеклассная работа по биологии», Москва; «Просвещение», 1987

  5. Смирнов Н.А «Домашний огород» Москва; «Росагропромиздат» 1988

Интернет ресурсы:

http://www.aqua-farm.ru/catalog.html,

http://grow.kalarupa.com/,

http://rastok.net/index.php/gidroponika-, http://www.hydo.ru/, http://gidroponika.com/content/view/164/132/#axzz1pwrBqmUz, http://www.domrastenia.com/gidroponika/,

http://www.flowersweb.info/hydroponics/,

http://receptpoisk.ru/ingredient/218,

http://ecologico.ru/2011/06/gidroponika-v-domashnikh-usloviyakh/.

6.Приложения

График « Зависимость скорости роста лукового пера от субстрата»

infourok.ru