Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Открытый урок по теме: " Сезонные изменения в природе и жизни растений". Сезонные изменения в жизни растений


Презентация по биологии на тему "Сезонные изменения в жизни растений"

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему "Сезонные изменения в жизни растений"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Сезонные явления в жизни растений. Фенологические наблюдения. Ларионова В. Б.

2 слайд Описание слайда:

1 вариант. 1. Всем известно, как темно и сыро в еловом лесу, а в сосновом – тепло и сухо. Объясните, почему. Почему в еловом лесу часто можно встретить папоротники, мхи? 2. Почему после бури чаще можно встретить вырванную с корнем из почвы ель, а не сосну? 2 вариант. 1. Сосна испаряет воды в 9 раз меньше, чем берёза. Какие приспособления у сосны имеются для уменьшения испарения воды? 2. Рассмотрите картину И. И. Шишкина «Корабельная роща». Почему художник дал такое название своей картине? Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

3 слайд Описание слайда:

В Нижегородской области с умеренным климатом условия жизни растений меняются по временам года, так как меняется количество тепла, света, влаги. Рассмотрим, как меняется жизнь растений по сезонам. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

4 слайд Описание слайда:

Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

5 слайд Описание слайда:

Короче день; Разноцветные листья; Листопад; Туманы; Распространение плодов и семян; Переменчивая погода. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

6 слайд Описание слайда:

Время подготовки к зиме. Однолетние растения заканчивают свой вегетационный период образованием плодов и семян, сочные побеги отмирают. Многолетние травы откладывают в подземных органах: корневищах, клубнях, луковицах, корнях – запас питательных веществ, а у деревьев и кустарников стебель покрывается слоем мёртвых клеток, который называется пробкой. У многолетних растений на побегах формируются почки. Вечнозелёные хвойные деревья теряют яркую окраску хвои. Хвоинки пропитываются смолой, которая предохраняет содержащуюся в них влагу от испарения Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

7 слайд Описание слайда:

Предохраняет деревья от - иссушения; - механических повреждений. Вместе с листвой дерево освобождается от накопившихся за лето вредных и ядовитых веществ. Опавшие листья как одеяло укрывают почву, сохраняют в ней влагу и являются удобрением, образуя с помощью грибов и бактерий почвенный перегной. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

8 слайд Описание слайда:

Под ледяной Своей корой Ручей немеет, Всё цепенеет Седою мглой. Лишь ветер злой, Бушуя, воет. Деревья голы; Ковёр зимы Покрыл холмы. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

9 слайд Описание слайда:

Все виды растений находятся в состоянии глубокого покоя. В почве остались зимовать клубни, луковицы, корневища, которые тронуться в рост, как только оттает почва. Однако, если раскопать снег, то под ним можно увидеть зелёные растения –чернику, бруснику. Они уходят под снег зелёными, так и зимуют. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

10 слайд Описание слайда:

Многие растения к концу зимы переходят из глубокого покоя в вынужденное состояние, то есть ветки ольхи, орешника, берёзы в домашних условиях начнут распускать почки. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

11 слайд Описание слайда:

Зима ещё хлопочет И на весну ворчит, Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит. Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… А. С. Пушкин Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

12 слайд Описание слайда:

Предвесенье. Ранняя весна. Поздняя весна. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

13 слайд Описание слайда:

Начинается – в начале марта образованием и углублением лунок вокруг стволов деревьев. Это приводит к прогреву стволов деревьев. Раньше всех оно начинается у клёна и берёзы. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

14 слайд Описание слайда:

Берёзовый сок люди собираю и использую как источник первых витаминов весной. В местах сбора сока на коре образуются раны, через которые внутрь дерева могут попасть споры грибов-трутовиков. Поэтому раны на коре деревьев обязательно надо замазывать. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

15 слайд Описание слайда:

Конец марта и начало апреля. Тает снег, Появляются проталины, зацветают первые цветущие растения: мать-и-мачеха, хохлатка, ольха, ива, орешник. Прорастают семена растений, зимовавшие в почве и на её поверхности. У деревьев и кустарников набухают, увеличиваются в размерах почки. Начинается сокодвижение. Некоторые деревья и кустарники: берёза, тополь, ива (верба) –зацветают до распускания листьев. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

16 слайд Описание слайда:

Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

17 слайд Описание слайда:

Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

18 слайд Описание слайда:

Воздух прогревается до температуры +10˚С. У многолетних растений набухают и раскрываются почки, кроны одеваются лёгкой зеленоватой дымкой, энергично растут побеги. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

19 слайд Описание слайда:

Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

20 слайд Описание слайда:

Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

21 слайд Описание слайда:

Природа проснулась! Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

22 слайд Описание слайда:

Сияет солнце, воды блещут, На всём улыбка, жизнь во всём, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Тютчев Ф. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

23 слайд Описание слайда:

Наиболее благоприятная пора в жизни растений. Летом они растут, запасают питательные вещества, образуют плоды. Большинство растений лугов, болот, дубрав цветут и плодоносят в течение всего лета до поздней осени. Луга наряжаются в пёстрые наряды. Максимум цветения приходится на середину июля. Во второй половине лета солнечный день укорачивается –это сигнал к сезонным изменениям осени. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

24 слайд Описание слайда:

Самые тёплые месяцы года. Июнь - важный период в жизни природы, в росте и развитии растений. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

25 слайд Описание слайда:

Июль…Цветут лесные поляны. Всюду аромат липы и земляники, у дорог благоухает донник. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

26 слайд Описание слайда:

Листва у деревьев яркая, сочная. Улыбается солнцу ясная полянка ромашек. Как выколосятся и запылят лесные и полевые злаки - Наступит пора сенокоса. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

27 слайд Описание слайда:

В садах созревают плодово –ягодные культуры, Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

28 слайд Описание слайда:

поспевают семена жёлтой акации, Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

29 слайд Описание слайда:

в лесу созрела черника, земляника, на болотах цветёт росянка. У многих растений заканчивается рост побегов, формируются плодовые и вегетативные почки, идёт одревеснение побегов. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

30 слайд Описание слайда:

Это пора увядания лета, время созревания плодов. С половины августа ночью Заметно холодает. Утрами бывают обильные и холодные росы. В полях убирают зерновые, сеют озимые. В лесах изобилие ягод и грибов. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

31 слайд Описание слайда:

Задание 1. Выберите дерево, удобное для фенологических наблюдений. Отметьте зимние явления вашего растения по плану. Зарисуйте крону дерева. Рассмотрите и зарисуйте веточку побега. Зарисуйте форму и цвет почки. Покажите рисунком, как расположены почки. Найдите рубец от листа. Напишите, есть ли на вашем дереве плоды и семена. Понаблюдайте, прилетают ли к дереву птицы. Напишите какие. Ларионова В. Б. Ларионова В. Б.

32 слайд Описание слайда:

Задание 2. Заполните таблицу. Фенологические наблюдения. Выводы: Ларионова В. Б. Время года Изменения у растений Изменения у животных Осень Зима Весна Лето Ларионова В. Б.

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-343563

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

" Сезонные изменения в природе и жизни растений"

Конспект открытого урока биологии в 6-В классе

Тема: Сезонные изменения в природе и в жизни растений.

Цели урока:

1.Научиться определять сезонные изменения, происходящие в природе, в жизни растений

2. Объяснять причины этих изменений;

3.Закрепить знания правил поведения на природе ;

Задачи урока:

предметные:

1) формировать представления детей об осенних изменениях в жизни растений.

2) показать связь осенних изменений в мире растений с признаками осени в неживой природе;

метапредметные:

3) развивать умения анализировать, сравнивать и находить необходимую информацию в тексте;

4) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, делать выводы;

5) развивать умение работать со схемой;

личностные:

6) развивать эмоциональное восприятие осенней природы;

7) воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.

Межпредметные связи: География, музыка

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, карточки

Ключевые понятия: листопад, пигменты, хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез, биологические ритмы, фотопериодизм, фенология.

Методы: описание, сравнение, наблюдение, анализ

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

I.Организационный момент.

Давайте в начале урока прикоснемся к прекрасному. (ВИДЕО)

Вы прослушали музыку Чайковского и просмотрели картины Левитана. В данном видеофрагменте отображена тема нашего урока. Какая же тема нашего урока?

Что происходит в природе в разные временна года?

Итак, тема урока: Сезонные изменения в природе и в жизни растений.

II. Актуализация знаний:

- Сколько сезонов вы знаете?

- Какова последовательность времен года?

Сезонные явления – изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона.

Где вы получили знания о сезонных явлениях?

IIIМотивация: А как вы думаете, почему мы заговорили об этом на уроке биологии? Зачем нам нужно знать, какие изменения происходят в жизни растений в связи с сезонными изменениями в природе?

Потребность в изучении сезонных явлений возникла у человека очень давно в связи с развитием земледелия, рыболовства, охоты.

Цель урока: установить взаимосвязь изменений в жизни растений в связи с сезонными изменениями в природе.

IV. Изучение нового материала:

  1. Работа с карточками

Перед вами лежат карточки с заданиями, а вы попробуйте определить какое время года описанное в тексте. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое определяет время года.

Художественный текст (разделен на 4 сезона)

Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.

Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.

Деревья пробуждаются по мере схода снега и размерзания почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёживается до дней тёплых и звонких. Набегут первые дождички и от старого сезона никаких следов не останется. “Первый дождик корешки обмоет”, наставляет старинная примета. Тепло пригонит птиц издалеча.

Только что дни росли и росли, и вот настал зенит света - пора солнцестояния. Как хорош лес! Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчёл, шмелей и запах … этот травяно-лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Сейчас куда ни взгляни – везде увидишь обновы середины года с их яркими красками и пышным великолепием. Кажется, всё в лесной стороне предстало в своих лучших нарядах.

Как вы думаете, что описано в тексте?

У кого описание зимы, лета, весны, осени?

В природе периодически происходят изменения и повторения климатических условий. Наука которая изучает эти сезонные явления- фенология.( запись в тетрадь)

Живым организмам нужно приспособиться к этим условиям. И эти изменения называют биологическими ритмами.

 Биологические ритмы — периодически повторяющиеся изменения в ходе биологических процессов в организме или явлений природы. (запись в тетради.)

2.Лекция с элементами беседы « Путешествие по лесу»

Сегодня на уроке мы отправимся в лес, раскрыть тайны сезонных явлений в природе и в жизни растений.

Для того чтобы наблюдать за сезонными изменениями, у вас на столах лежат дневники наблюдений, которые мы будем с вами заполнять, наблюдая за каждым сезоном.

Обычно объектами наблюдений служат растения и растительные сообщества в «дикой» природе.

(Видео осенний лес)

- Определите, какое это время года?

- Охарактеризуйте погоду осенних явлений, опираясь на план на доске :

Солнце

Осадки

Ветер

Температура

Длина светового дня

Запишем в дневник наблюдений.

По какому признаку растения определяют, что пришла осень?

Фотопериодизм - изменение продолжительности светлого периода суток

(показ слайда). Это единственная характеристика не изменяющаяся и повторяющаяся каждый год.

Мы с вами изучаем биологию, давайте теперь как биологи подумаем, что же происходит с растениями осенью? Как они готовятся к тем изменениям, которые происходят осенью? (останавливается сокодвижение )

На какой процесс в жизни растений может повлиять понижение температуры?

Уменьшение поступления воды и минеральных веществ через корневую систему. Значит, какой процесс надо остановить?

Испарение ( презентация)

Какими органами выполняется эта функция?

Листьями.

Поэтому и происходит листопад.

От чего зависит зеленая окраска листьев?

Наличие пигмента хлорофилла (Видео« Почему желтеют и падают листья»)

Ребята, так почему желтеют и падают листья?

Кроме хлорофилла присутствуют другие пигменты, в частности золотисто-желтые, красные. В листьях осенью разрушается хлорофилл. Другие пигменты более устойчивые к понижению температуры, поэтому осенью становится заметным их наличие в листьях. Похолодание замедляет в растениях процесс сокодвижения, а от этого рост растений замедляется. Говорят, что деревья спят. Желтые листья - признак засухи.

Первичная проверка понимания

Вывод: листопад- процесс одновременного сбрасывания листьев на период неблагоприятных условий.

Листопад – приспособление растений для защиты от чрезмерных потерь воды. Клетки черешка вблизи стебля начинают усилено делиться, образуя так называемый отделительный слой.

При сбрасывании листьев от чего еще могут избавиться растения?

Благодаря листопаду из растений удаляется разные вредные продукты обмена веществ, накопленные в листьях на протяжении вегетативного периода.

Чем славиться осень? Урожаями.

Почему фрукты, овощи такие вкусные?

Накопление органических веществ.

Где образуются органические вещества?

Перед листопадом усиливается отток органических веществ от листьев в стебель и корень.

Продолжаем наше путешествие

- Какое время года приходит на смену осени? (Видео )

- Назовите признаки зимы.

Солнце низко

Осадки снег

Световой день короче

Температура

Заполним дневник наблюдений

Почему же растения не замерзают?

Температура замерзания раствора органических веществ ниже, чем температура замерзания воды.(Эксперимент дома)

Что происходит зимой с однолетними и двухлетними растениями?

Какие изменения в жизни растений происходит зимой?

Вывод: Зимой процессы жизнедеятельности замедляются

Физкультминутка

И так продолжим путешествие по лесу.

На смену зимнему сну приходит весна. (Видео )

Найдите в учебнике признаки весны стр.133слайд

Солнце

Осадки

Световой день

Ветер

Температуры.

Заполним дневник наблюдений

Как растения определяют, что пришла весна?

Длина светового дня увеличивается

Какие изменения происходят в растениях?

Распускаются и готовятся к цветению деревья и кустарники

Первые весенние явления у растений внимательный глаз может подметить задолго до того, как станут видны общепризнанные и зримые приметы весны — набухшие почки на деревьях. Еще не убран снег на улицах и газонах, но слой его все тоньше - начало пригревать солнце. .

Какие первые растения появляются весной на территории нашей школы?

Раноцветущие: Подснежник (Galanthus) Пролеска (Scilla) Крокус, шафран (Crocus) Тюльпан (Tulipasp.) Нарцисс (Narciccus) Гиацинт (Hyacinthus)

Какую роль играют цветок в жизни растений?

Первичная проверка понимания

Вывод: возобновление процессов жизнедеятельности, развитие побегов и подготовка растений к размножению.

Ну, вот наступают каникулы, значит, наступило лето! Наверное самое любимое время года всех школьников, да и учителей тоже.

Что происходит с растениями летом? (Видео)

Первичная проверка понимания

Вывод: Лето — сравнительно «спокойная» фенологическая пора, когда события в мире растений уже не сменяют друг друга с такой скоростью, как весной.

Летний сезон — пора цветения большинства травянистых растений, как культурных, так и диких и образование плодов.

Вот и подошло к концу наше путешествие на этом уроке.

Мы с Вами покидаем наш лес.

V. Закрепление знаний :

-С какими изменениями в неживой природе связаны изменения в жизни растений?

Какой можно сделать вывод подводя итоги?

Вывод: растения связаны с неживой природой и приспосабливаются к определенным природным условиям.

Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу , все мы знаем, а вот зачем лесу человек? (охрана, защита)

Домашнее задание.50

Написать сказку « Временна года ( по желанию).

Рефлексия. Итоги урока.

-Что нового открыли для себя на уроке?

Какая цель была нашего урока?

Мы установили взаимосвязь между живой и неживой природы?

Оцените свою работу на уроке. ( Выставление оценок с комментариями)

Вы хорошо поработали, узнали много нового, делились друг с другом своими знаниями. Если вам понравился урок, напишите свое впечатление. Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева и прикрепите их на дерево познания.

Наш урок закончен и хочется пожелать вам, чтобы наше творческое сотрудничество продолжалось.

infourok.ru

Сезонные явления в жизни растений

Выполнила:

Учитель биологии Сакской общеобразовательной школы I-III ступеней № 1

им.Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова

Пономаренко А.С.

Цели урока:

1.научиться выделять сезонные изменения, происходящие в природе, в жизни растений

2. объяснять причины этих изменений

3.закрепить знания правил поведения в природе

Задачи урока:

1. научить выделять сезонные изменения в жизни растений.

2. наблюдать связь растений с окружающей средой

3. расширить знания учащихся об основных изменениях в жизни растений

4. воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.

Сезонные явления – это процесс изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона.

Фенология – наука о сезонных явлениях

Фенологическим явлениям посвящены многие научно-популярные книги и очерки в журналах. Обычно объектами наблюдений служат растения и растительные сообщества в «дикой» природе.

Пластиды растений

Хромопласты

Хлоропласты

Лейкопласты

Пигменты

Ксантофил - желтая окраска.

Каротин - рыжий оттенок

Антоцианин - яркие красные оттенки.

Пигменты

Безцветные

Пигменты

Хлорофилл – зеленый цвет

Подписать части побега

Что развивается из почек?

Изобразить рисунком

Семя и плоды

Се́мя  — особая многоклеточная структура сложного строения, служащая для размножения и расселения семенных растений, обычно развивающаяся после оплодотворения из семязачатка (видоизменённый женский спорангий) и содержащая зародыш.

Плод (лат.  fructus ) — видоизмененный в процессе двойного оплодотворения цветок; орган размножения покрытосеменных растений, образующийся из одного цветка и служащий для формирования, защиты и распространения заключенных в нём семян. Многие плоды — ценные продукты питания, сырьё для получения лекарственных, красящих веществ и т. п.

Ядовитые растения Крыма

Дурман

обыкновенный

Пятнистый болиголов

Белладонна

Белена

Ломонос

виноградолистный

Тис ягодный

Ясенец

(Купина неопалимая)

Вороний глаз

Растения

Раноцветущие

Поздноцветущие

Георгина

Подснежник

Пролеска

Бузульник

Очиток

Крокус

- Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу – все мы знаем, а вот зачем лесу человек?

-Что нового открыли для себя на уроке?

-С какими изменениями в неживой природе связаны изменения в жизни растений

- Что скажете о своей работе на уроке?

  • Подготовьте правила поведения в лесу в любое время года (на выбор)
  • Написать сочинение на тему

“ Лес будущего”

Спасибо за урок!

11/08/16

videouroki.net

Сезонные изменения в природе — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

Основная статья: Приспособленность организмов

Содержание (план)

Одним из замечательных свойств природы являются её сезонные изменения. Температура, влажность, свет и другие экологические факторы в течение года подвергаются периодическим изменениям. Сезонные изменения абиотических экологических факторов, в свою очередь, оказывают большое влияние на жизнедеятельность живых организмов. В разных регионах период, благоприятный для жизни, имеет различную продолжительность. Например, в средней полосе земного шара этот период продолжается около 6—7 месяцев. Здесь же ярко проявляется период зимнего покоя.

В результате понижения температуры и завершения вегетационного периода у многих растений замедляется обмен веществ, начинается листопад. Период зимнего покоя наблюдается у насекомых, земноводных, пресмыкающихся и других животных. Многие птицы мигрируют в тёплые края.

Фотопериодизм

Рост и развитие растений и животных зависят от продолжи­тельности светового дня. Это явление называется фотопериодизмом.

Фотопериодизм — это зависимость активности физиологических процессов живых организмов от продолжительности светового дня. Данное явление можно наблюдать в опытах на растениях и животных с искусственным изменением освещения в течение дня. С фотопериодизмом связаны и процессы фотосинтеза растений.

Фотопериодизм в жизни растений

Изменение продолжительности дня сопровождается годовыми колебаниями температуры. Поэтому длина дня служит сигналом для сезонных изменений. В зависимости от ответной реакции растений на продолжитель­ность дня они подразделяются на растения длинного, короткого дня и нейтральные. Цветение нейтральных растений не зависит от про­должительности дня.

Фотопериодизм у животных

Длина дня оказывает также большое влияние на рост и развитие животных. Так, гусеницы шелкопряда хорошо развиваются в условиях короткого дня. Фотопериодизм оказывает также сильное влияние на сроки наступления периода размножения, на эмбрио­нальное развитие, линьку, миграцию птиц и зимнюю спячку млекопитающих и других животных.

Использование человеком

Человек, изучая закономерности фотопериодизма у растений и животных, широко использует их в своих практических целях. При­мером этого является круглогодичное выращивание овощей и цветов в теплицах, повышение яйценоскости кур на птицефабриках.

На основе фотопериодизма у растений и животных на протяжении эволюции возникли биологические ритмы, проте­кающие с определённой периодичностью. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Биологические ритмы — это периодически повторяющиеся изменения интенсивности биологических процессов. Они могут быть суточными, сезонными и годичными. В качестве примера суточных биоритмов можно указать на изменение интенсивности фотосинтеза у растений, изменение скорости движения, выработки гормонов и клеточного деления у животных. У человека также наблюдаются ритмические изменения в течение суток частоты дыхания, уровня артериального давления и других процессов. Поскольку биоритмы являются наследственными реакциями, для правильной организации режима труда и отдыха человека нужно хорошо знать их механизмы.

Таким образом, реакции организмов на суточные и сезонные изменения обусловливают их способность измерять время, делают их обладателями «биологических часов».

Человек в своей практической деятельности широко использует явления биоритма.

На этой странице материал по темам:
  • Какие изменения происходят в жизни растений и животных в разное время года

  • Сезонные изменения в природе определяет

  • Скачать информацию сезонные изменения в природе

  • Основной фактор вызывающий сезонные изменения в природе

  • Сообщение на тему сезонные изменения погоды

Вопросы к этой статье:
  • Что такое фотопериодизм?

  • Что такое биологические ритмы?

  • Что такое биологические часы?

  • Какие изменения происходят в природе?

  • Какой фактор является основным для сезонных изменений у растений и животных?

wikiwhat.ru

Удивительное рядом. Сезонные изменения в жизни растений и насекомых (презентация)

«Удивительное рядом. Сезонные изменения в жизни растений и насекомых»

Обучающаяся Калантарова Елизавета

Руководитель Калантарова Е. Р.

Объединение « Юные натуралисты»

МУ ДО Центр внешкольной работы

г. Маркс 

Цель исследовательской работы:

  • Проследить сезонные изменения в жизни растений и насекомых в осенний и зимний периоды.

Задачи:

  • Определить, отчего зависит осенняя окраска листьев.
  • Выявить наличие пигментов в осенних листьях опытным путём.
  • Изучить растения, зимующие под снегом в зеленом состоянии. Определить роль снега в жизни растений.
  • Выявить и определить зимующих насекомых, определить место их зимовки.

Определение пигментов в осенних листьях

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса….

Чем же обусловлен красный и жёлтый цвета осенних листьев? Они обусловлены наличием в клетках растений особых веществ - пигментов. Красный пигмент очень легко извлечь из любых красных или синих частей растения.

Наряду с красным пигментом в листьях присутствуют и другие пигменты. Один из них чисто желтого цвета, другой имеет оранжевый оттенок. Желтые пигменты всегда есть в зелени растения, но летом они совершенно незаметны, так как замаскированы интенсивно-зеленой окраской хлорофилла, но их очень легко выделить при помощи несложного опыта.

ОПЫТЫ ПО ВЫДЕЛЕНИЮ ПИГМЕНТОВ

  • . Красный пигмент - антоциан очень легко извлечь из любых красных или синих частей растения. Для этого необходимо сухие яркоокрашенные листья залить горячей водой, чтобы они размякли и растереть до кашицы. Затем к полученному раствору прибавить несколько капель какой-нибудь кислоты, например, уксусной, и он сейчас же примет интенсивно-красную окраску.
  • Зеленые части растений, если их бросить в крепкий спирт, начинают бледнеть, тогда как спирт, напротив, быстро зеленеет. Этот процесс обесцвечивания листьев вызван тем, что хлорофилл растворяется в спирту.

Определение пигментов в осенних листьях

Красный пигмент антоциан зелёный пигмент хлорофилл

Вывод: В листьях растений присутствуют пигменты, определяющие окраску осенних листьев.

Определение растений, зимующих под снегом.

Вторая загадка природы - что же происходит зимой с зелёными травянистыми растениями?

В выбранных местах, экологически отличающихся друг от друга необходимо заложить площадки 1х1м. C помощью лопат, снег с площадки удаляется. Очищенную от снега площадку описывают, т.е. определяют видовой состав всех зеленых растений.

Определение растений, зимующих под снегом

№ Площадки

Виды растений, найденные под снегом

1. Поляна в смешанном лесу

Ежевика, вероника лекарственная, мхи, земляника обыкновенная.

2. Луг

Клевер луговой, мятлик луговой, мышиный горошек, тысячелистник обыкновенный

Вывод: Жизнь под снегом есть. Снег играет защитную роль. Обнаружено 8 видов зимующих в зелёном состоянии под снегом растений.

Жизнь под снегом .

Ежевика

ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ ЗИМОЙ

  • Под старой корой можно обнаружить разнообразные ходы, дырочки. Здесь могут поселиться различные насекомые (жуки-типографы, короеды и их личинки, муравьи), в сырых местах – мокрицы, которые питаются гниющей древесиной, во влажных трещинах прячутся слизни. 
  • Исследуя акацию, я вспомнила, что во время весенней экскурсии, в аллее, я встречала очень большое количество клопов солдатиков. Мне стало интересно, куда же они делись зимой. Мне стало интересно, куда же они делись зимой. Мне повезло, в коре деревьев, ближе к почве я смогла обнаружить замерших насекомых.
  • Я решила провести собственные исследования коры. Вот, что я обнаружила.

Зимующие насекомые

КЛОП-СОЛДАТИК

Вывод: С наступлением холодов насекомые прячутся в укромные места и в их жизни наступает период покоя. Кора дерева служит местом обитания и зимовки насекомых.

 

 

БОЖЬЯ КОРОВКА

  • Самое любимое моё насекомое- божья коровка. Божья коровка  - это полезное насекомое, личинки которого поедают тлю, которая губит множество растений сада и огорода.
  • Зимует божья коровка в трещинах под корой, под опавшими листьями в садах, лесопо­лосах. Бывает, что целое скопление коровок зимует на стволе одного дерева . Чтобы на морозе не превратиться в лед, божьи коровки с осени теряют воду. В их тельцах к зиме падает активность ферментов: зимой в период спячки надо экономить на обмене веществ. А уже ранней весной божья коровка начинает выходить из своих укрытий и радовать свой красотой.
  • Мне удалось обнаружить спящую божью коровку.

НАСЕКОМЫЕ ВРЕДИТЕЛИ

  • Кроме полезных насекомых. в коре могут зимовать и вредители, к которым относится короед. Короеды образуют сравнительно немногочисленное семейство жуков, жизнь которых тесно связана с деревом. У них короткое тело цилиндрической формы с небольшой головой. Длина самого большого короеда из встречающихся в России 300 видов около 9 мм, а самого маленького 1 мм. Цвет жуков обычно коричневый, бурый или черный. Тело покрыто прочными кожистыми надкрыльями.

СЛЕДЫ НАСЕКОМЫХ

  • В результате своей жизнедеятельности, короеды оставляю ходы под коре, представляющий интересный узор. Вот что мне удалось обнаружить на одном из деревьев
  •  

Выводы

  • В жизни каждого растения происходят жизненно необходимые сезонные изменения, такие как листопад, подготовка к зиме.
  • За осеннюю окраску листьев отвечают пигменты - особые красящие вещества, которые можно выделить опытным путём.
  • Под снегом могут перезимовывать некоторые травянистые растения. Снег играет защитную роль, не давая почве промерзать.
  • Большинство насекомых в осенне - зимний период замирают и перезимовывают в коре древесных растений.

 

Литература

Школьный экологический мониторинг. Т. Я. Ашихмина. Изд-во « Агар», 2000

 

Экология растений А. М. Былова Москва 1999 г.

 

Книга для чтения по ботанике:/Сост. Д. И. Трайтак.- М. Просвещение, 1985.- 223с., ил.

 

Календарь русской природы

Стрижев А. Н.- М., « Моск. Рабочий», 1973. 272 стр.

 

Биологический эксперимент в школе

А. В. Бинас, Р. Д. Мащ, А. Н. Никишов и др.- М.: просвещение, 1990.-192 страницы.: ил.

 

 

  

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

videouroki.net

Сезонные изменения в жизни растений — Студопедия.Нет

Цель. Установить особенности жизнедеятельности растений в связи с сезонными явлениями природы; изучить особенности весеннего обновления жизнедеятельности растений и переход от гетеротрофного питания к автотрофному; охарактеризовать летний период основной ассимиляции и формирования продуктивности растений, определить особенности осенне-зимнего завершения активной жизнедеятельности растений и их переход в состояние покоя.

Методические рекомендации.

Для определения ритмики физиологических процессов жизнедеятельности растений проводят три экскурсии в природу – весеннюю (март, апрель), летнюю (во время полевой практики) и осенне-зимнюю (октябрь, ноябрь четвертого курса). Экскурсии в природу предусматривают возможность самостоятельной работы студентов по определенному преподавателем плану. В качестве объектов наблюдения используют широко известные виды растений, на которых хорошо наблюдать физиологические процессы. Для выполнения этого задания необходимо изучить, по литературным источникам, особенности функционирования растений разных жизненных форм в весенний и летний 36 период. Выделить основные функции и процессы этих растительных организмов. Во время экскурсии в природу определить особенности приспособления растений к существованию в фитоценозах при различных экологических условиях. Для этого необходимо охарактеризовать значение и особенности водного режима, минерального питания, роста и развития растений в зависимости от экологических условий.

Ход работы

 1. По литературным данным определить особенности функционирования растений в весенний и летний периоды.

 2. Во время экскурсии в природу провести наблюдение за особенностями приспособления растений к существованию в фитоценозах с различными экологическими условиями (в весенний, летний период жизни в соответствии с определенными функциями).

 3. В результатах работы необходимо охарактеризовать физиологические основы процессов, обеспечивающих особенность функционирования растений в это время года. Сформулировать вывод.

Сезонные явления в жизни животных

(наблюдения, фиксация и описание наблюдений )

Цель: Установить особенности жизнедеятельности животных в связи с сезонными явлениями природы.

Методические рекомендации.

 

Беспозвоночные.Условия зимовки насекомых и других беспозвоночных. Насекомые, активные в зимний период.

Особенности распределения позвоночных животных по местам обитания. Защитные приспособления к условиям зимовки. Концентрация около жилья человека.

Птицы. Видовой состав оседлых, кочующих, прилетающих с севера птиц. Питание и способы добывания корма.

Млекопитающие, активные зимой. Способы добывания пищи. Подкормка птиц и млекопитающих.

Весенний период в жизни беспозвоночных. Начало активной деятельности насекомых: поведение, питание, размножение, развитие. Характер повреждений растений насекомыми. Насекомые – опылители.

Переселение земноводных в водоемы для размножения. Места икрометания, фазы развития головастиков.

Возвращение птиц на места гнездований. Поведение птиц весной, брачные игры, разбивка на пары, гнездостроение, яйцекладка, насиживание, выкармливание птенцов.

Млекопитающие. Следы их деятельности. Деторождение и воспитание молоди.

 

 

Гидрологических объекты  суши (экскурсия на пресный водоем)

Цель: выявить зависимость гидрологических объектов от совокупности природных условий; овладеть приемами полевых наблюдений за гидрологическими объектами.

Оборудование: шнур длиной 20—30 м, размеченный узелками через 1 м; шест длиной 2—3 м, поплавки (стеклянные бутылки с небольшим грузилом), секундомер, бутылки для пробы воды.

Методические рекомендации

Водоемы суши отличаются динамикой водной массы и имеют два вида: проточные — ручьи, родники, реки, мелиоративные канавы; стоячие— лужи, озера, пруды, болота, водохранилища.

Задание . Изучение малой реки или ручья.

1. Определите по карте местоположение и гидрографические особенности реки (ручья): исток, устье, протяженность, где берет начало (болото, родники). Проследите течение.

2. Определите местоположение точки наблюдения, нанесите ее на карту или схему, опишите характер местности.

3. Составьте схематический профиль речной долины, укажите ее ширину, глубину, террасы, коренные берега, пойму.

4. Отметьте места выхода подземных вод, установите восходящие или нисходящие источники.

5. Измерьте ширину и глубину реки, скорость течения, температуру воды. Определите площадь живого сечения и примерный расход воды.

6. Установите уровень стояния воды в реке в межень и паводок. Определите разницу между уровнями в метрах.

7. Отберите пробу воды для последующего лабораторного анализа.

8. Опишите хозяйственное использование реки.

9. Занесите результаты работы в полевой дневник.

При изучении малой реки определяют ее ширину, глубину и скорость течения, ведут сбор сведений у местных жителей о режиме реки, ее использовании в водоохранных мероприятиях.

Измерение ширины реки.Ширину реки измеряют шнуром, натянутым с одного берега на другой. Глубину измеряют вдоль такого шнура шестом длиной 2—3 м, предварительно размеченным на сантиметры. Счет делений на шесте идет от нижнего конца. Передвигаясь вброд, шест опускают до дна через равные отрезки и фиксируют деление, на уровне которого находится вода. Это и будет глубина реки в данном месте. Измерения принято начинать с левого берега (см. рис. 4) [19].

 

 

Рис. 4. План реки

Измерение скорости течения реки. Для измерения скорости течения воды в реке нужны поверхностные поплавки и секундомер. Секундомер можно заменить часами с секундной стрелкой. Наиболее удобным и употребительным типом поверхности поплавка являются отпиленные от сухого бревна деревянные кружки (плашки) диаметром 10—20 сми толщиной 4—6 см. Чтобы поплавки были хорошо видны на воде их желательно окрасить в яркий цвет.

Перед началом измерительных работ вдоль одного из берегов реки откладывают рулеткой расстояние, соответствующее примерно 3—4-кратной ширине реки, перпендикулярно оси реки намечают 4 створа, обозначаемые на обоих берегах вёшками (см. рис. 5) [19].

 

Рис. 5. Расположение створов

 

Через главный створ натягивают промерную веревку со свешивающимися над водой приметными метками. На одинаковом от него расстоянии вверх и вниз по течению разбивают соответственно верхний и нижний створы.В 5—10 м выше верхнего створа намечают пусковой створ для того, чтобы в момент прохода поплавка через верхний створ он уже принял скорость течения реки.

Измерение строится по плану: бригадир с секундомером и записной книжкой находится у главного створа. Он руководит работой и фиксирует время. Один член бригады стоит с поплавками у пускового створа, второй— у верхнего створа, третий — у нижнего створа, четвертый — у промерной веревки, пятый — ниже последнего для вылавливания поплавков. Обязанности наблюдателей сводятся к тому, чтобы отметить момент прохождения поплавков через створ. Наблюдатель должен стоять так, чтобы вешка, отмечающая створ на его берегу, закрывала вешку противоположного берега.

Первый наблюдатель у пускового створа по команде забрасывает поплавок. Второй наблюдатель в момент прохождения поплавка через верхний створ дает сигнал бригадиру, который запускает секундомер. Когда поплавок подплывает к главному створу, третий помощник говорит «Есть!» и сообщает, на каком расстоянии от уреза прошел поплавок. Бригадир замечает время (не останавливая стрелки секундомера). После того как поплавок войдет в нижний створ, о чем сигнализирует четвертый помощник, бригадир останавливает секундомер.

Количество поплавков зависит от ширины реки. На небольшой реке можно пустить от 5 до 10 штук. Поплавки распределяются равномерно по ширине русла реки, пуская каждый следующий поплавок только после того, как предыдущий пройдет нижний створ. Поплавки нумеруют в порядке их пуска.

Зная расстояние между верхним и нижним створами и продолжительность хода поплавка на данном участке, легко вычислить скорость поплавка и, значит, — скорость течения путем деления этого расстояния на число секунд, соответствующее продолжительности хода поплавка. Средняя скорость течения в реке равна среднему арифметическому скоростей движения всех поплавков.

Список рекомендуемой литературы: 2, 3,11, 12, 19, 21.

Сообщество пресного водоема

Цель: знакомство с видовым составом и морфобиологическими особенностями водных и околоводных растений и животных, характером распределения их в водоеме, особенностями среды обитания.

Оборудование: сачки, ботанические папки, лопатки, морилки, лупы.

Методические рекомендации

Растения водоемов в отличие от наземных имеют ярко выраженные приспособления к жизни в воде. При этом следует отметить, что растения связаны не только с водой, но и с почвой и атмосферой.

В зависимости от того, к какой среде и в какой мере растения приспособлены, они располагаются дальше от берега или ближе к нему, на большей или меньшей глубине. Растения в водоеме распределяются по зонам.

Наиболее интересна первая (прибрежная) зона глубиной до 1 м, которую можно назвать земноводной. Иногда она пересыхает, поэтому растения приспособлены к жизни в условиях непостоянного затопления. Часто встречающимися растениями первой зоны являются: ситник, осока, частуха, рдест, стрелолист, водяная сосенка, гречиха земноводная и др. Здесь же наблюдается наибольшее разнообразие животных, где обитают многочисленные водные беспозвоночные: губки, черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски. Из позвоночных можно встретить земноводных: гребенчатого и обыкновенного тритона, прудовую и озерную лягушек. Иногда неподалеку от воды или в самой воде встречаются ужи, которые охотятся на земноводных. Из птиц можно встретить чаек — озерную и сизую, а также крачек. По следам жизнедеятельности (кормовой столик— это кочка, выступающая над водой, на которой остаются недоеденные стебли водных растений) нетрудно определить пребывание водяной крысы (ондатры).

Ход работы

Задание 1. Изучение растительности водоема.

1. Рассмотрите расположение растений в водоеме и определите видовое разнообразие растений первой зоны водоема.

2. Выкопайте с помощью лопатки растение с корнем, преобладающее в первой зоне. Определите его систематическое положение.

3. Определите морфологические особенности вегетативных органов растения:

1) развитие корневой системы, к какому типу она относится;

2) высоту растения, характер расположения стебля;

3) тип листа, форму листовой пластинки, жилкование, листорасположение, длина и ширина листьев;

4) какие приспособления позволяют растению жить в условиях непостоянного затопления.

4. Соберите 3—4 экземпляра наиболее распространенных в данном сообществе видов растений для их последующего изучения и определения.

Задание 2. Изучение животного мира пресного водоема.

1. На небольшой глубине рядом с водными растениями взмахните сачком по воде и рассмотрите добычу. Изучите личиночные стадии пойманных насекомых.

2. Понаблюдайте за передвижениями насекомых в воде. Определите, какие их виды наиболее часто встречаются около водоемов. Возьмите нескольких насекомых одного вида и изучите их размеры, способ передвижения исделайте вывод о среде обитания насекомого.

3. Рассмотрите другие виды животных, встречающиеся в сообществе. Каким образом они размешены в пределах местообитания.

Список рекомендуемой литературы: 1, 3, 6, 7, 8, 11, 13,14, 16, 19.

20, 22.

 

 

studopedia.net

сезонные изменения в жизни растений

Сезонная периодичность относится к числу наиболее общих явлений в живой природе. Она особенно ярко выражена в умеренных и северных широтах. В основе внешне простых и хорошо знакомых нам сезонных явлений в мире организмов лежат сложные приспособительные реакции ритмического характера, которые выяснены сравнительно недавно. Сезонность в природе В качестве примера рассмотрим сезонную периодичность в центральных районах нашей стра ны Щ . Здесь ведущее значение для растений и животных имеет годовой ход температуры. Период, благоприятный для жизни, продолжается около шести месяцев. Признаки весны появляются, как только начинает сходить снег. Еще не распустив листья, зацветают некоторые ивы, ольха, лещина; на проталинах даже сквозь снег пробиваются ростки первых весенних растений; прилетают перелетные птицы; появляются перезимовавшие насекомые. В середине лета, несмотря на благоприятную температуру и обилие осадков, рост многих растений замедляется или полностью прекращается. Уменьшается количество цветущих растений. Заканчивается размножение птиц. Вторая половина лета и ранняя осень - период созревания плодов и семян у большинства растений и накопления питательных веществ в их тканях. В это время уже заметны признаки подготовки к зиме. У птиц и млекопитающих начинается осенняя линька, перелетные птицы сбиваются в стаи. Еще до прихода устойчивых морозов в природе наступает период зимнего покоя. Состояние зимнего покоя Зимний покой не просто остановка развития, вызванная низкой температурой, а очень сложное физиологическое приспособление. У каждого вида состояние зим него покоя наступает лишь на определенной стадии развития. Так, у растений (в зависимости от вида) зимуют семена, надзем ные и подземные части с покоящимися почками, а у некоторых травянистых растений - прикорневые листья. На разных стадиях развития наступает зимний покой у насекомых. Малярийный комар и бабочки-крапивницы зимуют в стадии взрослого насекомого, бабочки-капустницы - в стадии куколки, непарный шелкопряд - в стадии яйца. Зимующие стадии растений и животных имеют много сходных физиологических особенностей. Значительно снижена интенсивность обмена. Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много запасных питательных веществ, особенно жиров и углеводов, за счет которых поддерживаются сниженные процессы обмена в течение зимовки. Обычно уменьшается количество воды в тканях, особенно в семенах, зимних почках растений. Благодаря всем этим особенностям покоящиеся стадии способны длительно переживать суровые условия зимовки. Причины биологических ритмов. Фотопериодизм У каждого вида в процессе эволюции выработался характерный годичный цикл интенсивного роста и развития, размножения, подготовки к зиме и зимовки. Это явление получило название биологического ритма. Совпадение каждого периода жизненного цикла с соответствующим временем года имеет решающее значение для существования вида. Наиболее заметна связь всех физиологических явлений у организма с сезонным ходом температуры. Но хотя она влияет на скорость жизненных процессов, все же не служит главным регулятором сезонлых явлений в природе. Биологические процессы подготовки к зиме начинаются еще летом, когда температура высока. Насекомые при высокой температуре все-таки впадают в зимующее состояние, у птиц наступает линька и появляется стремление к перелету. Следовательно, какие-то другие условия, а не температура влияют на сезонное состояние организма. Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства растений и животных является изменение продолжительности дня. Реакция организмов на продолжительность дня получила название фотопериодизма.

Слишком много

зимой-спят, весной-просыпаются, цветут, летом- постепенно умирают, осенью- засыпают

Сезонная периодичность относится к числу наиболее общих явлений в живой природе. Она особенно ярко выражена в умеренных и северных широтах. В основе внешне простых и хорошо знакомых нам сезонных явлений в мире организмов лежат сложные приспособительные реакции ритмического характера, которые выяснены сравнительно недавно. Сезонность в природе В качестве примера рассмотрим сезонную периодичность в центральных районах нашей стра ны Щ . Здесь ведущее значение для растений и животных имеет годовой ход температуры. Период, благоприятный для жизни, продолжается около шести месяцев. Признаки весны появляются, как только начинает сходить снег. Еще не распустив листья, зацветают некоторые ивы, ольха, лещина; на проталинах даже сквозь снег пробиваются ростки первых весенних растений; прилетают перелетные птицы; появляются перезимовавшие насекомые. В середине лета, несмотря на благоприятную температуру и обилие осадков, рост многих растений замедляется или полностью прекращается. Уменьшается количество цветущих растений. Заканчивается размножение птиц. Вторая половина лета и ранняя осень - период созревания плодов и семян у большинства растений и накопления питательных веществ в их тканях. В это время уже заметны признаки подготовки к зиме. У птиц и млекопитающих начинается осенняя линька, перелетные птицы сбиваются в стаи. Еще до прихода устойчивых морозов в природе наступает период зимнего покоя. Состояние зимнего покоя Зимний покой не просто остановка развития, вызванная низкой температурой, а очень сложное физиологическое приспособление. У каждого вида состояние зим него покоя наступает лишь на определенной стадии развития. Так, у растений (в зависимости от вида) зимуют семена, надзем ные и подземные части с покоящимися почками, а у некоторых травянистых растений - прикорневые листья. На разных стадиях развития наступает зимний покой у насекомых. Малярийный комар и бабочки-крапивницы зимуют в стадии взрослого насекомого, бабочки-капустницы - в стадии куколки, непарный шелкопряд - в стадии яйца. Зимующие стадии растений и животных имеют много сходных физиологических особенностей. Значительно снижена интенсивность обмена. Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много запасных питательных веществ, особенно жиров и углеводов, за счет которых поддерживаются сниженные процессы обмена в течение зимовки. Обычно уменьшается количество воды в тканях, особенно в семенах, зимних почках растений. Благодаря всем этим особенностям покоящиеся стадии способны длительно переживать суровые условия зимовки. Причины биологических ритмов. Фотопериодизм У каждого вида в процессе эволюции выработался характерный годичный цикл интенсивного роста и развития, размножения, подготовки к зиме и зимовки. Это явление получило название биологического ритма. Совпадение каждого периода жизненного цикла с соответствующим временем года имеет решающее значение для существования вида. Наиболее заметна связь всех физиологических явлений у организма с сезонным ходом температуры. Но хотя она влияет на скорость жизненных процессов, все же не служит главным регулятором сезонлых явлений в природе. Биологические процессы подготовки к зиме начинаются еще летом, когда температура высока. Насекомые при высокой температуре все-таки впадают в зимующее состояние, у птиц наступает линька и появляется стремление к перелету. Следовательно, какие-то другие условия, а не температура влияют на сезонное состояние организма. Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства растений и животных является изменение продолжительности дня. Реакция организмов на продолжительность дня получила название фотопериодизма.

Сезонная периодичность относится к числу наиболее общих явлений в живой природе. Она особенно ярко выражена в умеренных и северных широтах. В основе внешне простых и хорошо знакомых нам сезонных явлений в мире организмов лежат сложные приспособительные реакции ритмического характера, которые выяснены сравнительно недавно. Сезонность в природе В качестве примера рассмотрим сезонную периодичность в центральных районах нашей стра ны Щ . Здесь ведущее значение для растений и животных имеет годовой ход температуры. Период, благоприятный для жизни, продолжается около шести месяцев. Признаки весны появляются, как только начинает сходить снег. Еще не распустив листья, зацветают некоторые ивы, ольха, лещина; на проталинах даже сквозь снег пробиваются ростки первых весенних растений; прилетают перелетные птицы; появляются перезимовавшие насекомые. В середине лета, несмотря на благоприятную температуру и обилие осадков, рост многих растений замедляется или полностью прекращается. Уменьшается количество цветущих растений. Заканчивается размножение птиц. Вторая половина лета и ранняя осень - период созревания плодов и семян у большинства растений и накопления питательных веществ в их тканях. В это время уже заметны признаки подготовки к зиме. У птиц и млекопитающих начинается осенняя линька, перелетные птицы сбиваются в стаи. Еще до прихода устойчивых морозов в природе наступает период зимнего покоя. Состояние зимнего покоя Зимний покой не просто остановка развития, вызванная низкой температурой, а очень сложное физиологическое приспособление. У каждого вида состояние зим него покоя наступает лишь на определенной стадии развития. Так, у растений (в зависимости от вида) зимуют семена, надзем ные и подземные части с покоящимися почками, а у некоторых травянистых растений - прикорневые листья. На разных стадиях развития наступает зимний покой у насекомых. Малярийный комар и бабочки-крапивницы зимуют в стадии взрослого насекомого, бабочки-капустницы - в стадии куколки, непарный шелкопряд - в стадии яйца. Зимующие стадии растений и животных имеют много сходных физиологических особенностей. Значительно снижена интенсивность обмена. Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много запасных питательных веществ, особенно жиров и углеводов, за счет которых поддерживаются сниженные процессы обмена в течение зимовки. Обычно уменьшается количество воды в тканях, особенно в семенах, зимних почках растений. Благодаря всем этим особенностям покоящиеся стадии способны длительно переживать суровые условия зимовки. Причины биологических ритмов. Фотопериодизм У каждого вида в процессе эволюции выработался характерный годичный цикл интенсивного роста и развития, размножения, подготовки к зиме и зимовки. Это явление получило название биологического ритма. Совпадение каждого периода жизненного цикла с соответствующим временем года имеет решающее значение для существования вида. Наиболее заметна связь всех физиологических явлений у организма с сезонным ходом температуры. Но хотя она влияет на скорость жизненных процессов, все же не служит главным регулятором сезонлых явлений в природе. Биологические процессы подготовки к зиме начинаются еще летом, когда температура высока. Насекомые при высокой температуре все-таки впадают в зимующее состояние, у птиц наступает линька и появляется стремление к перелету. Следовательно, какие-то другие условия, а не температура влияют на сезонное состояние организма. Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства растений и животных является изменение продолжительности дня. Реакция организмов на продолжительность дня получила название фотопериодизма.

Сезонная периодичность относится к числу наиболее общих явлений в живой природе. Она особенно ярко выражена в умеренных и северных широтах. В основе внешне простых и хорошо знакомых нам сезонных явлений в мире организмов лежат сложные приспособительные реакции ритмического характера, которые выяснены сравнительно недавно

Летом растения цветут, а зимой растительность замирает. Основная причина сезонных изменений - солнечное тепло.

Смена времен года в умеренном поясе влечет значительные изменения в жизни природы, связанные, в первую очередь, с изменением температуры. Весной жизнь активно пробуждается от зимнего сна. Зацветают первоцветы. На Украине это пролески, шафран, гусиный лук, жабник, мать- и-мачеха и другие. Зацветают опыляемые ветром деревья: ольха, ива, орешник; появляются листья у деревьев. Просыпаются насекомые. Прилетают перелетные птицы. Начинается период размножения у многих видов рыб, земноводных, млекопитающих, птиц. Далее все больше и больше цветущих растений, все больше насекомых. В середине лета рост многих видов растений приостанавливается, уменьшается число цветущих растений, заканчивается размножение птиц. Начинается созревание плодов и семян; становится заметней подготовка к зиме. У растений скапливаются запасные питательные вещества в перезимовывающих органах: корнях, корневищах, луковицах, клубнях. У насекомых в специальных органах — жировых телах — накапливается жир. В подкожной клетчатке многих млекопитающих также откладывается жир. Осенью у птиц и млекопитающих происходит линька. Опадают листья с деревьев и кустарников. У различных видов растений состояние зимнего покоя переживают различные органы. У луковичных растений — луковицы, у папоротника и ряда других — корневища, у душистого горошка — подземные клубни, у чертополоха — прижатые к земле розетки листьев, у большинства же растений — семена.

Сезонная периодичность относится к числу наиболее общих явлений в живой природе. Она особенно ярко выражена в умеренных и северных широтах. В основе внешне простых и хорошо знакомых нам сезонных явлений в мире организмов лежат сложные приспособительные реакции ритмического характера, которые выяснены сравнительно недавно. Сезонность в природе В качестве примера рассмотрим сезонную периодичность в центральных районах нашей страны. Здесь ведущее значение для растений и животных имеет годовой ход температуры. Период, благоприятный для жизни, продолжается около шести месяцев. Признаки весны появляются, как только начинает сходить снег. Еще не распустив листья, зацветают некоторые ивы, ольха, лещина; на проталинах даже сквозь снег пробиваются ростки первых весенних растений; прилетают перелетные птицы; появляются перезимовавшие насекомые. В середине лета, несмотря на благоприятную температуру и обилие осадков, рост многих растений замедляется или полностью прекращается. Уменьшается количество цветущих растений. Заканчивается размножение птиц. Вторая половина лета и ранняя осень - период созревания плодов и семян у большинства растений и накопления питательных веществ в их тканях. В это время уже заметны признаки подготовки к зиме. У птиц и млекопитающих начинается осенняя линька, перелетные птицы сбиваются в стаи. Еще до прихода устойчивых морозов в природе наступает период зимнего покоя. Состояние зимнего покоя Зимний покой не просто остановка развития, вызванная низкой температурой, а очень сложное физиологическое приспособление. У каждого вида состояние зим него покоя наступает лишь на определенной стадии развития. Так, у растений (в зависимости от вида) зимуют семена, надзем ные и подземные части с покоящимися почками, а у некоторых травянистых растений - прикорневые листья. На разных стадиях развития наступает зимний покой у насекомых. Малярийный комар и бабочки-крапивницы зимуют в стадии взрослого насекомого, бабочки-капустницы - в стадии куколки, непарный шелкопряд - в стадии яйца. Зимующие стадии растений и животных имеют много сходных физиологических особенностей. Значительно снижена интенсивность обмена. Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много запасных питательных веществ, особенно жиров и углеводов, за счет которых поддерживаются сниженные процессы обмена в течение зимовки. Обычно уменьшается количество воды в тканях, особенно в семенах, зимних почках растений. Благодаря всем этим особенностям покоящиеся стадии способны длительно переживать суровые условия зимовки. Причины биологических ритмов. Фотопериодизм У каждого вида в процессе эволюции выработался характерный годичный цикл интенсивного роста и развития, размножения, подготовки к зиме и зимовки. Это явление получило название биологического ритма. Совпадение каждого периода жизненного цикла с соответствующим временем года имеет решающее значение для существования вида. Наиболее заметна связь всех физиологических явлений у организма с сезонным ходом температуры. Но хотя она влияет на скорость жизненных процессов, все же не служит главным регулятором сезонлых явлений в природе. Биологические процессы подготовки к зиме начинаются еще летом, когда температура высока. Насекомые при высокой температуре все-таки впадают в зимующее состояние, у птиц наступает линька и появляется стремление к перелету. Следовательно, какие-то другие условия, а не температура влияют на сезонное состояние организма. Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства растений и животных является изменение продолжительности дня. Реакция организмов на продолжительность дня получила название фотопериодизма.

touch.otvet.mail.ru