Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Развитие растения из семени. Семя растения развивается из


Семя растения

Большая часть семян растений обречена на гибель, но размножение семенами дает растениям и множество преимуществ. Семена развиваются из одной или нескольких семяпочек (семязачатков), находящихся в завязи пестика, после оплодотворения. В семени находятся зачатки всех вегетативных органов — корня, стебля и листьев, а также запас питательных веществ, без которых проросток не может обойтись, пока у него не разовьются зеленые листья.

Каждый плод гороха содержит 4—10 семян, состоящих из двух семядолей

Многообразие семян

Семена чрезвычайно многообразны по размерам и внешнему виду. Самые мелкие семена имеет паразитическое растение вертляница, ее семечко весит 0,000003 г. А вот семя сейшельской пальмы достигает веса 20 кг. Большинство семян покрыты кожурой, защищающей зародыш. Иногда кожура разделяется на внешнюю и внутреннюю. Например, у семян граната и крыжовника мясистая наружная кожура и твердая внутренняя. Кожура семян ореха очень тонкая, поэтому его плод одет в прочный панцирь. Наиболее плотную кожуру имеют семена растений семейств бобовых, мальвовых, тыквенных, а также большинства пальм. Отдельные паразитические растения совсем не наделяют свои семена кожурой, это ускоряет процесс прорастания зародыша.

У некоторых растений (камнеломка, гречиха) семена прорастают в еще незрелых плодах на материнском организме. Это явление получило название вивипарии (живорождения). Одни семена могут оставаться жизнеспособными очень долгое время, а другие погибают через несколько часов, если не попадут в почву.

Бобовые

Проще всего познакомиться со строением семени на примере крупного семени фасоли (двудольного растения). Если семя предварительно замочить, то оно набухает, и его плотная кожура, предохраняющая семя от высыхания и повреждений, лопается и легко снимается. Под ней находится зародыш семени, большую часть которого составляют две большие семядоли, в которых и находится запас питательных веществ. По своей природе семядоли — это сильно видоизмененные листья.

Семя фасоли прорастает при температуре не ниже 10 °С, всходы появляются через 1—2 недели

У фасоли при прорастании они выносятся вверх, зеленеют, но отпадают, когда питательные вещества в них иссякнут. Семядоли крепятся к зародышевому стебельку, оканчивающемуся почечкой. Если вооружиться лупой, то можно рассмотреть, что почечка состоит из зародышевых листочков, окружающих бугорок — конус нарастания, или апекс. Из этой почечки и развивается побег — стебель с листьями, нижняя часть которого переходит в зародышевый корень, который станет главным корнем.

Строение семени фасоли: 1 — почечка; 2 — зародышевый стебелек; 3 — семядоли; 4 — кожура

При попадании семени в подходящие условия влажности и температуры именно корешок начинает расти первым, прорывает семенную оболочку выходит наружу, закрепляется в почве и начинает всасывать воду.

Злаковые

Семя пшеницы (однодольного растения) устроено иначе. Оно тоже покрыто кожурой, но она плотно облегает семя, и чтобы рассмотреть его внутреннее строение, семя надо разрезать вдоль по хорошо заметной борозде. Вся внутренняя часть семени занята белым содержимым, но это не семядоля, а запасающая ткань эндосперм, содержащая питательные вещества.

Семена кукурузы собраны в плотный початок

Зародыш пшеницы совсем крохотный, но в хорошую лупу можно рассмотреть, что он тоже состоит из зародышевой почечки, переходящей в зародышевый корешок. Есть в этом зародыше и единственная семядоля, плотно прилегающая к эндосперму, но она очень маленькая и плоская, ее называют щитком. Через нее проросток и получает питательные вещества из эндосперма. При прорастании семени зародышевый стебелек быстро увеличивается в длину и выносит почечку, которая становится похожа на толстую иглу, к поверхности почвы.

Для прорастания семени необходимы вода, кислород и тепло. Но многим семенам нужен еще и период покоя, а некоторые прорастают только после периода охлаждения — это приспособление, обеспечивающее прорастание семян именно весной. Семена некоторых растений могут оставаться жизнеспособными очень долгое время. Семена злаков пустыни Сахары способны десятилетиями ждать дождя, чтобы пуститься в рост, причем это должен быть очень сильный дождь — в оболочке семян есть вещества, тормозящие прорастание, и они должны быть вымыты из нее водой. А рекорд в этом принадлежит лотосу, семена которого проросли, пролежав в торфе 2 тыс. лет.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

«Развитие растения из семени»

«Развитие растения из семени» - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

Окружающий мир

3 класс

«Развитие растения из семени»

Учитель СОШ №9

Орлова Е.М. ст. Темиргоевская Тема: Развитие растения из семени. Цель: установить последовательность развития растения из семени; развивать речь учащихся;

воспитывать любовь к окружающей природе. Ход урока

1. Организация начала урока.

  1. Приветствие гостям, присутствующим на уроке.
  2. Подготовка рабочего места.
  3. Сообщение темы и цели урока.
Я держу в руках маленькие семена. Посмотрите на них. Они спят, т.е. находятся в состоянии покоя.

Чтобы они проснулись для этого нужно создать все необходимые условия. Как вы думаете какие? Тепло, воздух и вода - это главные условия развития из семени.

Любое семечко - это будущее зеленое растение. Зеленые растения - одни из древнейших живых организмов на Земле. И они же - главное звено в вечном движении жизни.

- Как из такого крохотного создания природы вырастает растение? Как развивается растение из семени?

Об этом мы и поговорим сегодня. 2. Изучение нового материала. (семена фасоли и подсолнуха) - Разбудим семена?! Я хочу разбудить свое семя. А вы разбудите свое. Договори-

лись? (Ваше легче рассматривать)

- Возьмите семя фасоли №1 в руки. Попробуйте снять верхнюю кожуру.

Получается? Вывод: с сухого семени кожура не снимается.

Попробуйте поцарапать кожуру. Целостность кожуры не нарушается.

- Зачем же нужна такая кожура семени? Какую роль она играет? (защищает от повреждения и высыхания)

Любое растение начинает свою жизнь с того, что его семья попадает в почву.

Пошел дождик, полил наше семечко. – Что с ним произошло?

Берем в руки семя №2 и сравниваем его с семенем №1. (семя увеличилось в размерах, сырое).

Вывод: в семя через кожуру проникает вода и оно набухает, увеличиваясь в размерах.

Осторожно снимаете с набухшего семени кожуру. Результат. Кожура легко снимается с набухшего семени.

- Что находится под кожурой? (две половинки, две дольки семени)

Отсюда и их название семядоли.

- Что мы видим на одной из семядоль?

Это зародыш будущего растения. Он еще очень мал, и в нем трудно рассмотреть части будущего растения. Однако семя проснулось, об этом свидетельствует наличие зародыша.

- Откуда же берутся питательные вещества?

Обратите внимание на две половинки, семядоли. Они крупные, мясистые. В них и находятся питательные вещества, которые питают зародыш семени, и он начинает расти.

Пригрело солнышко, коснулось своим теплым лучиком наше семечко и из семени показался крохотный корешечек.

Возьмите семя №3.

- Что произошло с семенем?

Семядоли постепенно стареют, сморщиваются, засыхают.

- Почему?

Уменьшается количества питательных веществ. Снимите кожицу с семени №3, осторожно разъедините половинки. Что мы видим? Зародыш заметно подрос и можно рассмотреть какие-то части.

Найдите длинную часть зародыша, похожую на червячка, это корень.

Найдите два маленьких листочка, это будущие листья. Между корнем и почкой находится круглый «шарик». Это будущий стебель. А семядоли все стареют, засыхают и совсем отпадают. (открой рисунок 2).

Н а поверхности появляются листочки.

- Какую роль семядоли выполняли в семени? Кто теперь будет исполнять роль «кормильца»? (корень)

- Как будет кормить?

(всасывать воду с растворенными в ней минеральными солями).

Молодые побеги любят слизни, гусеницы, улитки.

- Как вы думаете почему?

Дело в том, что в проросшем зерне на 1-1,5 мм отмечается максимальная биологическая ценность зерна.

В таких зернах витамина группы В в 6 раз больше, чем до прорастания, а Е в 100 раз.

Если употреблять проросшие зерна пшеницы от 50 -1ОО граммов ежедневно, восстанавливается острота зрения, цвет и густота волосяного покрова головы, укрепляются зубы.

Проходит время (открой рисунок 3) вслед за корнем заметно увеличиваются в размере листья. Они становятся большими и зелеными. Они теперь тоже стали помогать корню кормить растение. Как?

Растут листочки один за другим и вот (открой рисунок 4) уже набухает бутон.

Посмотрите, изменилась и корневая система растения.

- Какой она стала?

Но не все, ребята, растения имеют такую ветвистую корневую систему.

У меня в руках свекла и морковь.

- Кто покажет нам где находится корень у этих овощей?

Среди овощных культур есть много растений, запасающих питательные вещества в утолщенных корнях. Ради этих корней их и выращивают. Такие растения называют корнеплодами. (корень плод)

Ф и з м и н у т к а.

Проходит время и цветок раскрывается (открой рисунок 5). Представим луг: один цветок краше другого. Чтобы легче было представить, мы нарисовали цветы.

- Ребята, объясните. Почему цветы такие красивые и душистые?

Нам на этот вопрос ответит экстренный дневной выпуск программы «Спокойной ночи, малыши».

Даша: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Филя, а Степашка куда по девался?

Филя: Здравствуй, Даша, не знаю ...

Степашка: У -у-у (плачет)

Даша и Филя: Что случилось?

Степашка: Я цветы нюхал, у-у-у, а меня пчела укусила за носик, у-у. Зачем нужны эти пчелы. Хоть бы их вовсе не было.

Даша: Все понятно. Покажи свой носик. Перво-наперво, когда укусила пчела нужно вытащить жало, оставленное пчелой.

Вот и все. Мне хоть и жаль твой носик, но ты, Степашка, не прав. Если не будет пчел, то все наши красивые и душистые цветы просто исчезнут с Земли.

Степашка: Это почему же?

Даша: Посмотри на копию настоящего цветка. В центре цветка хорошо заметен пестик. Внутри нижней, широкой части пестика-завязи находятся семяпочки. Из них после цветения развиваются семена, а из завязи - плод. Пестик окружен многочисленными тычинками. Каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца.

Чтобы у растений появились семена, нужно перенести пыльцу с одного цветка на другой.

Вот на соцветие села пчелка.

Степашка: Зачем? Зачем она села?

Филя: Какой ты нетерпеливый, Степашка.

Насекомых в цветках привлекают пыльца и сладкий сок - нектар. Пыльца и сладкий нектар - пища многих насекомых.

Даша: Пчела быстро пробирается к скрытым в глубине цветка хранилищам нектара. А в это время к её мохнатому брюшку и прилипает пыльца.

Проходит время, пчела перелетает на другой цветок и невольно переносит пыльцу на другой цветок, опыляет его.

Филя: Перенос пыльцы с одного цветка на другой называется опылением.

Даша: Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами.

Филя: А если опыления не произойдёт, плодов и семян у растений не будет, а значит не будет урожая новых растений. Вот цветы и стараются выделиться своим нарядом и запахом, чтобы пчелка не пролетела мимо.

Даша: А насекомые, которые опыляют растения, называют насекомыми - опылителями.

- Теперь понятно тебе?

Степашка: Я все понял. Насекомые-опылители и цветы живут в мире и согласии, и друг без друга существовать не могут.

Даша: Раз ты все понял правильно Степашка, значит нам нужно поскорее прощаться, чтобы успеть подготовиться к вечернему эфиру. И в заключение передачи смотрите мультфильм.

До новых встреч!

- Вот вы и посмотрели, как развивается растение из семени. И все-таки мне хотелось бы вспомнить из просмотренной передачи: что находится в центре цветка и т.д.

- Ребята, так что же такое опыление? А опыляют цветы не только пчелки.

Бабочки: Во многих древних культурах, считалось, что бабочки - это души и мысли умерших людей. Изображения бабочек можно найти в египетских гробницах. Крылья бабочек покрыты чешуйками разнообразной окраски, и именно поэтому по праву считаются самыми красивыми насекомыми. Огромное большинство бабочек питается жидкой пищей чаще всего нектаром. Поэтому они как и пчелы являются насекомыми опылителями.

/ прикалываю бабочку к нарисованным детьми цветам /

Шмели: - близкие родственники пчел, но выглядят они массивнее, толще, да и волоски на их теле раскрашены богаче. Меда шмели дают совсем немного. Зато они приносят большую пользу, опыляя цветы с узкими и длинными венчиками, например клевер и люцерну.

Мухи: Цветы делают нашу жизнь более радостной; успокаивают нашу душу, радуют наше сердце- это 1 предназначение цветов. Мирные обитатели цветов способствующие их опылению - это мухи. Самые обычные мухи на цветах - журчалки. Они отличаются яркой окраской - желтые пятна и полосы выделяются на темном фоне брюшка и труди. Взрослые мухи-журчалки стоят на втором месте после пчел и шмелей в числе опылителей растений. И это еще не все насекомые, если будете много читать, обязательно познакомитесь с ними. А книг О жизни животных и растений очень много.

/ Показываю на выставку книг. /

Каждое растение тихонько гудит от множества насекомых.

Но проходит время и там где были цветы появляются плоды с семенами. У нас созрели семена подсолнуха. (отк. рис. 6)

И теперь на помощь растению спешат агенты разноса семян.

Какие? Люди, животные, ветер, вода.

Муравьи: Муравьи способны питаться семенами более чем восьмисот видов растений. Пустынные муравьи устраивают специальные зернохранилища и после дождя выносят их содержимое на просушку. Семена относят далеко от материнского растения, где многие и прорастают. Муравьи играют довольно важную роль в расселении многих растений.

Бывает что подхватывает семя птица и понесла его, зажав клювом, не удержала и обронила семечко. Семя попала на землю, пошел дождь ... и жизнь продолжилась.

3. Итог урока.

Так происходит развитие растения из семени до семени, непрерывный круговорот, постоянная передача эстафеты от одного поколения к другому. Давайте вспомним, что новое мы сегодня узнали на уроке.

  1. Как называется 2 половинки под кожурой фасоли?
  2. Какая часть растения развивается первой?
  3. Посмотрите на модель цветка. Что находится в центре цветка?
  4. Чем окружен пестик?
  5. Что нужно сделать, чтобы у растений появились семена? Как называется это явление?
  6. Кто являются одними из главных опылителей?
  7. Как называется сладкий сок, выделяемый цветком для привлечения опылителей?
  8. Что выделяют растения, благодаря которому дышат все живые существа?

Жизнь - это вечное движение. И главным звеном в вечном движении жизни являются ... (хором) растения. / Вспомнить об охране растений/.

Откройте дневники, запишите домашнее задание: стр. 83 познакомьтесь с материалом по с. 83 + знать толкование терминов; дополнительное задание Руденко, Слюнкова, Болянов, Батютенко подготовят доклады о насекомых-опылителях о тех, о которых мы на уроке не говорили.

Всем, кто помог мне в проведении урока и те, кто активно участвовал на уроке получают отметку " 5 " это ...

Для чего мы рассматриваем эту тему? Мы - жители сельской местности. Наступила весна. Теперь мы знаем, что происходит с растением и сможет оказать помощь маме в посадке растений.

davaiknam.ru

Развитие растения из семени

Развитие растения из семени

Научно-исследовательский проект учеников 2 «А» класса

МОУ СОШ№1

город Светлый

Руководитель : Перистая Е.А.

Апрель 2011 года

Цель: пронаблюдать развитие растения из семени, на примере бобовых. Задачи: узнать, какие условия необходимы для прорастания семян; узнать, как постепенно развивается растение, проходя определенные стадии от набухания семени до взрослого растения с плодами и семенами; научиться добывать нужную информацию из различных источников; Гипотеза: из семени может развиться растение.

Изучили научную литературу

Узнали как должно развиваться растение из семени

В словарях нашли понятия и термины. Которыми будем пользоваться: Се́мя — особая многоклеточная структура сложного строения, служащая для размножения и расселения семенных растений, содержащая зародыш. Развитие- изменение Расте́ния (лат. Plantae или лат. Vegetabilia) — одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Нередко (как в данной статье) к растениям относят также все водоросли или некоторые их группы. Растения (в первую очередь цветковые) представлены многочисленными жизненными формами — среди них есть деревья, кустарники, травы, и др.

Мы решили пронаблюдать процесс развития растения на примере бобовых. Принесли с собой в школу семена гороха, фасоли, бобов.

Рассмотрели семена

Приготовили посадочный материал

Семена поместили во влажную среду для набухания

Оставили семена для набухания

Семена дали корешки

Посадили пророщенные семена в почву, на десятый день появился росток

Вот он, маленький росточек

Для роста растения были созданы все условия: свет, полив , тепло, уход.

Через пятнадцать дней появились два настоящих листа

Самые здоровые растения быстро тянулись к свету и уже выбросили усы

Вот такие растения были через восемнадцать дней.

Результаты наблюдений заносим в таблицу

Вывод

Используемая литература

  • Фильм «Развитие растений из семени» -http://video.yandex.ru/search.xml

  • .К. Люцис. Малая детская энциклопедия.

  • .Журнал”начальная школа”, 2004, n2,

  • “возможности и специфика применения проектного метода”.

  • .журнал “начальная школа” 2004,n2,”метод проектов в начальной школе”.

  • журнал “начальное образование”,2005, N2,N5, “ иследовательская работа на уроках окружающего мира “.

rpp.nashaucheba.ru

Предполагаемый ответ:из семени развивается растение. Семя зачаток будущего растения. Семя играет очень большую роль в жизни растения.

Транскрипт

1 Конспект урока Предмет: Биология Класс: 6 класс Тема: «Значение семян» Место проведения занятия: Кабинет биологии Продолжительность занятия: 45 минут Цель урока:сформировать представление о значении семян. Задачи урока: Учебные: Закрепить знания о строении и составе семян. Расширить представление учащихся о значении семян для растения, животных, человека. Продолжить формировать умения проведения биологических экспериментов и работы с лабораторным оборудованием. Развивающие: Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика). Развивать коммуникативные навыки. Развивать умения и навыки самостоятельной работы, исследовательской работы, навыки проведения эксперимента, умение наблюдать, фиксировать результаты, формулировать выводы Воспитательные: Воспитывать культуру общения, умение слушать и слышать. Воспитывать культуру речи. Воспитывать умение воспринимать и оценивать другого человека. Класс разделен на микрогруппы лаборатории У микрогрупп технологические карты, оборудование для лабораторных опытов, «Книга для чтения по ботанике» Д. И. Трайтака, кулинарные книги. Учебник И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Средства обучения:компьютер, проектор, компьютерная презентация к уроку. У 1 группы: набухшее семя фасоли, препаровальные иглы, лупа. У 2 группы: баночка с сухими семенами гороха, баночка с проросшими семенами гороха, баночка с семенами гороха, полностью залитыми водой. У 3 группы: баночка с проросшими семенами огурцов, баночка с непроросшими семенами огурцов (эта банка стояла в холодильнике) и баночка с проросшими семенами подсолнечника и баночка с непроросшими семенами подсолнечника (семена потеряли всхожесть). У 4 группы: стаканчик с водой, марля, раствор йода, пипетка, комочек теста, семена подсолнечника, листок бумаги, ступка с пестиком. Деятельность учителя Ход урока Деятельность учащихся I. Организационный момент. Формулировка цели. Создание настроя обучающихся на учебную деятельность, направленную на освоения содержания урока, дисциплины на уроке. Формулировка темы урока. Постановка целей и задач урока. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор об органах цветкового растения Для начала, отгадайте загадку: В малой хатке спаленке Спит ребѐнок маленький. В кладовой еда лежит. Как проснѐтся, будет сыт. Предполагаемый ответ:хатка семенная кожура, ребенок маленький зародыш, кладовая запасающая ткань. Проснется значит, 1

2 О чем идет речь? А как вы считаете, зачем нам необходимы знания о семени? Почему мы уделяем этому органу столько внимания? Как же мы назовем наш сегодняшний урок? прорастет. Предполагаемый ответ:из семени развивается растение. Семя зачаток будущего растения. Семя играет очень большую роль в жизни растения. Предполагаемые ответы: Значение семян. Дети записывают тему урока в технологическую карту. Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке мы». Что же мы с вами можем узнать на этом уроке? Ребята, запишите цель нашего урока в свои технологические карты. Предполагаемые ответы: Мы должны узнать значение семени для самого растения, для животных и для человека. Дети формулируют цель и записывают ее в технологические карты. II. Актуализация знаний учащихся. Организация подготовки обучающихся к открытию нового знания. Организация планирования деятельности по достижению цели. Как вы считаете, какие знания нам помогут разобраться в этом вопросе? Что нам надо повторить? Сегодня на нашем уроке будут работать лаборатории. 1 лаборатория изучит строение семени и докажет, что семя зачаток будущего растения. 2 и 3 лаборатории условия прорастания семян. 4 лаборатория изучит состав семян. Возьмите свои технологические карты, прочитайте и выполните задания первого этапа. Справились, ребята? Давайте вернемся к нашему младенцу из загадки. Первая лаборатория расскажет нам о результатах своих наблюдений. Молодцы, ребята. Скажите нам, пригодятся ли ваши исследования при изучении новой темы? Ребята, а что необходимо для то го, чтобы семя стало новым растением? Предполагаемые ответы: Строение семени, условия прорастания семян, состав семян. В течение 4-5 мин. Дети выполняют групповые задания: Задания для лабораторий 1 лаборатория: Изучите строение семени фасоли. На его примере докажите, что семя зачаток будущего растения. (Оборудование: набухшее семя фасоли, препаровальные иглы, лупа). 2 лаборатория: Перед вами результаты опыта, который мы с вами заложили на прошлом уроке. Расскажите о данном опыте и объясните свои наблюдения. (Оборудование:баночка с сухими семенами гороха, баночка с проросшими семенами гороха, баночка с семенами гороха, полностью залитыми водой). 3 лаборатория: Перед вами результаты опыта, который мы с вами заложили на прошлом уроке. Расскажите о данном опыте и объясните свои наблюдения. (Оборудование: баночки с проросшими и с непроросшими семенами огурцов, с проросшими и с непроросшими семенами подсолнечника). 4 лаборатория: Используя все необходимое, докажите, что в состав семян входят органические вещества. (Оборудование: комочек теста, стаканчик с водой, раствор йода, семянка подсолнечника, ступка, пестик, литок бумаги). Предполагаемый ответ первой группы: С семени фасоли сняли кожуру. Под кожурой увидели зародыш. Рассмотрели строение зародыша. Увидели зародышевый корень и зародышевый побег, который состоит из стебелька, почечки и двух семядолей. Из зародышевого корешка при прорастании образуется главный корень, а из зародышевого побега главный побег. Таким образом, семя является будущим растением, то есть зачатком нового растения. Предполагаемый ответ первой группы: Да, пригодятся. На основании этого можно сделать вывод, что с помощью семян растения размножаются. Предполагаемый ответ: оно должно прорасти. 2

3 Вторая и третья лаборатории расскажут нам, как разбудить нашего младенца? Вторая группа расскажет нам о результатах опыта по проращиванию семян гороха, который мы поставили на прошлом уроке. А сейчас я попрошу третью лабораторию рассказать о результатах опытов. Молодцы, ребята. А перед тем, как продолжить заслушивать ответы групп, я предлагаю вам разобрать 2-е задание из технологических карт. Давайте, ребята, ваши ответы подтвердим результатами опытов. Третья лаборатория, продолжите свой ответ. Молодцы, ребята. А скажите, пригодятся ли ваши исследования нам при изучении новой темы? А что еще необходимо для того, чтобы растение проросло? О кладовой нашего младенца расскажет нам четвертая лаборатория. Молодцы, как вы считаете, ваши наблюдения пригодятся нам для изучения нового материала? Предполагаемый ответ второй группы: На прошлом уроке мы взяли три баночки. В каждую из них насыпали семян гороха. Первую баночку оставили сухой, во вторую налили немного воды, а в третью - столько воды, чтобы семена были закрыты полностью. Мы видим, что семена проросли только во второй банке. В первом не было воды, в третьей баночке семенам не хватало кислорода воздуха. Предполагаемый ответ третьей группы: На прошлом уроке мы взяли две баночки. В каждую из них положили влажную марлю. В обе баночки положили семена огурцов. Одну баночку с семенами огурцов поставили в холодильник. А другую - оставили в тепле. Мы видим, что в той баночке с огурцами, которая стояла в холодильнике семена не проросли, а в той, которая стояла в тепле проросли. Значит, семенам для прорастания не хватило тепла. Дети работают с технологическими картами, им предлагается объяснить смысл поговорок: От доброго семени добрыйвсход Каково семя, таково и племя От худого семени не жди доброго племени. По семенам и всходы Что посеешь, то и пожнешь. Ответы детей. Предполагаемый ответ третьей группы: В две баночки положили влажную марлю, на нее семена подсолнечника. Оставили баночки в тепле. Но мы видим, что в баночке 2 семена все же не проросли. Значит, в семенах подсолнечника погиб зародыш. Предполагаемый ответ первой группы: Да, пригодятся. Это подтверждает, что с помощью семян растения размножаются. Предполагаемый ответ: необходим запас питательных веществ. Предполагаемый ответ четвертой группы: Нам надо было доказать, что в состав семян входят органические вещества. 1. Докажем, что в состав семян входят углеводы. Для этого возьмем кусочек теста, положим его в марлю. Края марли завернем так, чтобы получился мешочек. Опустим мешочек с марлей в стаканчик с водой. Вода стала мутной. В мутную воду капнем раствор йода. Вода стала темно-синей. Значит, в состав семени пшеницы входит углевод крахмал. 2. Докажем, что в состав семян входят белки. Для этого развернем марлю. На марле осталась клейкая масса. Значит, в состав семян пшеницы входи растительный белок клейковина. 3. Докажем, что в состав семян входят жиры. Для этого на листе бумаги раздавим семена подсолнечника. Мы видим, что на бумаге осталось масляное пятно. Значит, в состав семени входит растительный жир масло. Предполагаемый ответ четвертой группы: Да, пригодятся. Если семена имеют запас питательных веществ, значит, их можно использовать в пищу. 3

4 III. Изучение нового материала Организацию постановки обучающимися конкретной учебной цели на данном этапе урока. Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися. Организация изучения нового учебного материала за счет выполнения ряда заданий. Мотивация (стимулирование) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала. Создание ситуации успешности для каждого обучающегося. А теперь вернемся к цели нашего урока. Ребята, как вы считаете, имеем ли мы с вами знания, необходимые для того, чтобы изучить вопрос о значении семян. Нам осталось только обобщить и дополнить имеющуюся информацию. Ребята, какой вывод мы сделали на основании изучения строения семян и их прорастания? Ответы детей. По мере обсуждения дети заполняют схему: Значение семени Для самого растениядля животных Для человека Предполагаемый ответ:семя необходимо для размножения растений Значит, семя орган генеративного размножения растений (дети записывают в тетрадь) Вспомните результаты опыта с подсолнечником. Что показал данный опыт? И действительно, каждое семя имеет свой срок жизни. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 48 и давайте посмотрим, семена каких растений являются рекордсменами по продолжительности жизни. Предполагаемый ответ:прорасти может только семя с живым зародышем Работа с книгой. Предполагаемый ответ: семена лотоса сохраняют всхожесть лет и семена арктического люпина. Как вы думаете, ребята, важно ли растению иметь семенадолгожители? Продолжаем разговор о значении семян для самого растения. Как вы считаете, для чего еще растению необходимы семена. Для того, чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, я предлагаю вам подумать над таким вопросом: Мангровые деревья растут на полосе ила на побережье тропических морей. Их семена прорастают внутри плода прямо на ветке, падая, втыкаются длинным корешком в ил и прорастают там, рядом с материнским растением. Как вы считаете, выгодно ли это растению? А почему этого не происходит у Предположения детей. Дети делают предположения, но, как правило, затрудняются ответить. Предполагаемый ответ: Семена падают рядом с материнским растением. Молодые растения будут плохо прорастать, их будут затенять взрослые деревья. Возникнет конкуренция между растениями, им не будет хватать места, корни плохо будут развиваться и т. п. Предполагаемый ответ: 4

5 многих других растений? Какой вывод о значении семян можно сделать на основании ваших рассуждений. Послушайте стихотворение: В далеком, далеком туманном просторе Средь волн океанских стоял островок. Кругом волновалось безбрежное море На север, на запад, на юг, на восток. А остров был голый и очень печальный, /на нем никогда ничего не росло. Но раз из страны экзотической, дальней Десяток семян на него занесло. И. Н. Епишева Как же семена попали на этот остров? Я предлагаю вам каждому индивидуально, не обсуждая в группе, поставить стрелочки соответствия между способом размножения и теми плодами, которые изображены в таблице в ваших технологических картах. Выполните индивидуально задания 3 и 4 ваших технологических карт. Давайте посмотрим, что у вас получилось? С помощью какого фактора распространяются плоды одуванчика и клена? Какие приспособления у них имеются для этого? Как вы считаете, ребята, далеко ли они могут улететь. Как распространяются плоды гороха и недотроги? Давайте подумаем, как происходит самораспространение. Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, посмотрим видеофрагмент. Самораспространение еще имеется у растения бешеный огурец. Давайте посмотрим видеофрагмент Семена других растений распространяются. Предполагаемый ответ: Семена необходимы растению для расселения. Дети записывают вывод в своих схемах. Дети работают с технологическими картами. Выполняют индивидуально третье и четвертое задания технологических карт. Задание3 Подумайте, как будут распространяться изображенные на рисунках плоды.объясните, на основании чего вы сделали такие выводы? (см. технологическую карту) Задание 4 Сопоставьте особенности строения плодов и способ их распространения (см. технологическую карту) Предполагаемый ответ:данные плоды распространяются ветром. Предполагаемый ответ:для это они имеют крылышки или парашютики. Для того, чтобы ответить на этот вопрос детям предлагается работа с книгой. Д. И. Трайтака «Книга для чтения по ботанике». Крылатые плоды березы могут улетать от материнского растения на 1,6 км. А крылатки клена на довольно небольшом расстоянии всего 900 м. Плоды одуванчика улетают от материнского растения на огромные расстояния. Предполагаемый ответ:у данных растений самораспространение. Дети делают предположение. Просмотр видеофрагмента «Недотрога» и отвечают на вопрос учителя. Дети просматривают видеофрагмент «Бешеный огурец» и отвечают 5

6 и подумаем, откуда такое интересное название у данного растения. А как будет распространяться плод кокосовой пальмы, ведь он не имеет ни парашютиков, ни крылышек, да и выстреливать свои семена не умеет. Тем ни менее распространяется далеко от того острова, на котором находится материнское растение? Какие приспособления имеет данный плод? А как на наших грядках появляются баклажаны, томаты, огурцы? Как распространяются плоды череды, гравилата? Отгадайте загадку: Под забором у края степей Сладко спал одинокий репей Спал и видел чудесные сны, Как он вцепится в чьи-то штаны Валентин Берестов Какие приспособления помогут лопуху сделать сон явью? Как переносятся данные плоды животными? Какие еще растения расселяются с помощью животных? Какие приспособления для этого они имеют? А какой способ переноса животными у этих плодов? Молодцы! Ребята, посмотрите, какую интересную иллюстрацию я нашел. Помогите мне понять, в чем смысл данного рисунка? на вопрос учителя. Предполагаемый ответ: Плоды кокосовой пальмы распространяются с помощью воды. Предполагаемый ответ:для этого они имеют полости внутри. Предполагаемый ответ:их высаживает человек. Предполагаемый ответ:животными и человеком. Предполагаемый ответ:крючки, шипы и т. п. Предполагаемый ответ:данные плоды переносятся животными на наружных покровах. В своих технологических картах дети находят еще рябину и вишню. Предполагаемый ответ:сочная оболочка плода. Предполагаемый ответ:в пищеварительной системе. Семена не перевариваются. Дети предполагают, что семена данных растений распространяются муравьями. Правильно, ребята, давайте посмотрим видеофрагмент и подумаем, что привлекает муравьев в данных семенах? Правильно, у этих семян имеются жировые придатки Дети смотрят видеофрагмент «Перенос семян муравьями» и делают предположение, что у этих семян имеются какие-то выросты, привлекающие муравьев. Ребята, а как распространяются орехи лещины, желуди дуба? Предполагаемый ответ:тоже животными. 6

7 Семена рябины не перевариваются в пищеварительном тракте, плоды лопуха переносятся на наружных покровах. А как могут расселять животные те растения, у которых съедаются сами семена? Ребята, скажите, а что привлекает животных в данных плода и семенах? Какой можно сделать вывод о значении семян для животных? А где семена может использовать человек? Ребята, снова вернемся к технологическим картам. Выполните задание 5. Предполагаемый ответ:животные, делая запасы, теряют плоды этих растений. Предполагаемый ответ:запас питательных веществ в эндосперме или в семядолях. Дети делают вывод о том, что семена являются кормом для животных и записывают их в свои схемы. Дети просматривают видеофрагмент, делают вывод об использовании семян человеком и записывают его в свои схемы. Дети выполняют в группе задание 5. Из семян каких растений получают эти крупы (см. технологическую карту) Ответы детей. Манная из пшеницы, перловая из ячменя, «Геркулес» - из овса, пшено из проса, гречка из гречихи. Ребята, перед вами кулинарные книги. Подберите из данных книг блюда, которые можно приготовить из семян Дети выполняют 6 задание технологических карт - выбирают в содержании кулинарных книг блюда, которые изготавливают из семян. IV. Закрепление изученного материала Организация деятельности по целостному осмыслению и обобщению полученной информации. Анализ уровня освоения изученного материала. Формирования собственного отношения к изученному материалу. А теперь я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы усвоили материал урока. Выполните 7 задание технологической карты. Дети выполняют задания теста (см. технологическую карту задание 7) Выполнили? А теперь передайте свою работу рядом сидящим, проверьте друг у друга работы. Идет взаимопроверка теста. V. Подведение итогов занятия Определение степени реализации целей и задач урока. Определить степень удовлетворенности обучающихся. Ребята, давайте еще раз посмотрим на ту цель, которую мы с вами ставили в начале урока. Как вы считаете, добились мы этой цели? А теперь проанализируйте свою работу на уроке. В технологических картах отметьте знаком + правильные, на ваш взгляд, утверждения Сейчас, ребята, я попрошу вас оценить вашу работу на уроке. Возьмите оценочные листы, вначале выставьте оценку за работу на уроке сами себе. А затем передайте ее по Ответы детей. Дети работают в технологических картах (см. технологическую карту: задания 8 и 9) Дети работают с листами самооценки (см. ниже) 7

8 кругу, пусть ваши одноклассники тоже оценят вашу работу. Когда лист вернется назад к вам, вы сможете сравнить свою оценку с оценкой товарищей и выставить окончательную оценку. Затем эти листы вы передадите мне. VI. Домашнее задание Определение целей, содержания и способов выполнения самостоятельной домашней работы обучающимися. 12, повторить и записи в тетради, подготовиться к самостоятельной работе по теме: «Семя», выполнить творческие задания по данной теме. 8

9 Технологическая карта урока на тему: 1 группа Сегодня на уроке мы Этап Учебные задания урока 1 *. Изучите строение семени фасоли. На его примере докажите, что семя зачаток будущего растения. На выполнение задания вам дается 5 минут. Подумайте, пригодятся ли выводы, сделанные вами в ходе выполнения первого задания, для изучения нового материала. 2. Объясните смысл поговорок: - «От худого семени не жди доброго племени» - «Каково семя, таково и племя» - «По семенам и всходы» - «Что посеешь, то и пожнешь» 3. Подумайте, как будут распространяться изображенные на рисунках плоды (поставьте стрелки между столбиками). 1. Одуванчик Клен Разбрасывание Рекомендации по выполнению заданий Выполните это задание всей группой Обсудите данный вопрос в группе Обсудите данный вопрос в группе Выполните это задание индивидуально 2. Череда Гравилат Ветер 3. Горох Недотрога Животные 4. Рябина Вишня Объясните, на основании чего вы сделали такие выводы? 4. Сопоставьте особенности строения плодов и способ их распространения (поставьте стрелки между столбиками) 1. Плоды имеют сочную мякоть 1. ветер 2. Плоды имеют парашютики 2. вода 3. Плоды имеют крылышки 3. животные 4. Плоды имеют крючки 5. Плоды имеют воздушные мешочки или пустоты внутри 5. Подумайте, из семян каких растений получают крупы (поставьте стрелки между столбиками) 1. манная 1. просо 2. перловая 2. гречиха 3. «Геркулес» 3. ячмень 4. пшено 4. пшеница 5. гречка 5. овес Выполните это задание индивидуально Обсудите данный вопрос в группе 9

10 6. Среди множества блюд кулинарной книги выберите те, которые готовят из семян растений. 7. Ответьте на вопросы теста «Значение семян». Тест Значение семян Выберите один или несколько правильных ответов: 1. Расселению семян способствуют: а) ветер; б) животные; в) вода; г) температура. 2. Семена многих растений используются в пищу животными и человеком, потому что они: а) содержат воду; б) имеют яркую окраску; в) имеют привлекательный внешний вид; г) богаты питательными веществами. 3. Человек выделяет растительное масло из: а) арахиса; б) гороха; в) мака; г) кукурузы. 4. Приспособления для распространения ветром: а) крылышки; б) жировые придатки; в) парашютики; г) крючки. 5. Приспособления для распространения животными: а) крючки; б) жировые придатки; в) сладкая стенка плода; г) крылышки. 8. Проанализируйте свою работу на уроке. Отметьте знаком + правильные, на ваш взгляд, утверждения: Выполните это задание всей группой Выполните задание индивидуально Выполните задание индивидуально 1.На уроке я работал: активно пассивно 2.Своей работой на уроке я: доволен не доволен 3.За урок я: не устал устал 4.Мое настроение: стало лучше стало хуже 5.Материал урока мне был: понятен не понятен полезен бесполезен интересен скучен легкий трудный 9. Возьмите лист самооценки. Выставьте себе оценку, которой вы, по вашему мнению, заслуживаете. Выполните задание индивидуально Отдайте свой лист самооценки членам своей группы. Пусть они оценят вашу работу на уроке. Моя оценка за урок * Задание 1 для 2 и 3 группы:перед вами результаты опыта, который мы с вами заложили на прошлом уроке. Расскажите о данном опыте и объясните свои наблюдения. Задание 1 для 4 группы:используя все необходимое, докажите, что в состав семян входят органические вещества. 10

11 Лист самооценки Фамилия, имя 1. Поставьте себе оценку за урок: Если Вы были внимательны и уверены, что все вопросы изучены вами, можете воспроизвести, то поставьте себе «5». Если Вы были не весь урок внимательны, но в целом материал усвоили и можете ответить на вопросы, поставьте себе «4». Я ставлю себе оценку: 2. Передайте оценочный лист членам своей группы, пусть они оценят вашу работу. Члены группы 1 ученик 2 ученик 3 ученик 4 ученик 5 ученик Оценка моей работы Моя оценка за урок: 11

docplayer.ru