Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Маленькая древняя группа растений. Самый древний отдел растений


Представитель самого древнего отдела растений, обитающий на суше — КиберПедия

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2012-2013 учебном году.

Класс

Задание 1. В каждом тестовом задании выберите один правильный ответ. Каждое правильно выполненное задание оценивается 2 баллами. Всего 40 баллов.

Представитель самого древнего отдела растений, обитающий на суше

а. можжевельник б. щитовник мужской

в. сфагнум г. спирогира

К временным паразитам относится

а. божья коровка б. жук-скарабей

в. слепень г. жук-носорог

Способностью моргать обладает

а. веретеница б. гадюка в. уж г. медянка

К паразитическим растениям относится

а. наперстянка б. осот в. росянка г. повилика

К многолетним растениям относится

а. кувшинка б. пастушья сумка в. календула г. пшеница

Наибольшее количество белков содержится в семенах

а. овса б. чечевицы в. картофеля г. капусты

В природном круговороте воды наибольшее значение имеют

а. растения б. грибы в. бактерии г. организмы, живущие в воде

Родственниками одуванчика являются

а. мать-и-мачеха, шиповник, василек, астра

б. хризантема, шиповник, подсолнечник, астра

в. мать-и-мачеха, шиповник, подсолнечник, василек

г. хризантема, подсолнечник, василек, астра

Дыхание необходимо живым организмам для обеспечения клеток

а. минеральными веществами б. энергией

в. органическими веществами г. водой

К половой форме относится размножение

а. мукора спорами б. гидры почкованием

в. подсолнечника семенами г. бактерий делением пополам

Ткани отсутствуют у

а. кукушкина льна б. улотрикса в. подорожника г. пихты

Классы однодольных и двудольных систематики объединяют в более крупную

категориюа. отдел б. царствов. род г. тип

Больше всего витамина С, повышающего устойчивость к инфекционным

заболеваниям, содержится ва. бананах б. картофеле

в. смородине г. моркови

К покрытосеменным растениям относится

а. ель б . хвощ в. спирогира г. элодея

Самое молодое эволюционное приобретение животных

а. двухслойность б. кровеносная система

в. половое размножение г. трехслойность

Из тканей построены

а. сообщества б. клетки в. системы органов г. органы

Основу питания человечества составляют следующие злаки

а. пшеница, рожь, рис б. пшеница, рис, кукуруза

в. пшеница, рис, ячмень г. рожь, рис, кукуруза 18. Сезонная смена окраски характерна дляа. волка б. полевки в. суслика г. ласки 19. Бактерии, в отличие от растений

а. поглощают кислород в процессе дыхания

б. имеют клеточное строение

в. не имеют оформленного ядра

г. способны к делению клетки

Клетка выполняет все функции живого организма у

а. ламинарии б . кокцидии в. сфагнума г. элодеи

Задание 2. Оцените суждения, то есть поставьте знак «+» или «-» рядом с

Номером правильного суждения. Каждый правильный выбор оценивается в 2

Балла. Всего 20 баллов.

1. Клубень картофеля образуется на боковых корнях.

2. Рост деревьев в толщину происходит за счет клеток камбия.

3. Яблоню и лапчатку относят к семейству розоцветных.

4. У подорожника соцветие колос.

5. Холерный вибрион – паразитическое простейшее.

6. Верхушечная часть корневища защищена чехликом.

7. Горбуша нерестится только один раз в жизни.

8. Носители возбудителя чумы – копытные.

9. Грипп – бактериальное заболевание.

10.В стебле двудольных запасные питательные вещества находятся в клетках древесины.

Задание 3. Задание включает вопросы с несколькими вариантами ответа.

Обведите буквы верных ответов. Каждый правильный выбор оценивается в 1

Балл. Всего 9 баллов.

К паразитическим грибам относятся

а) спорынья б) трутовик в) фитофтора

г) пеницилл д) дрожжи е) мухомор

Низшими растениями являются

а) спирогира б) хлорелла в) кукушкин лен

г) плаун д) папоротник е) улотрикс

Бактериальными заболеваниями являются

а) стригучий лишай б) брюшной тиф в) туберкулез

г) малярия д) дифтерия е) лямблиоз

Задание 4. Впишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Всего 10 баллов.

Установите соответствия между классами и их особенностями.

а) представитель - кокцидия 1) саркодовые

б) постоянная форма тела 2) споровики

в) образуют ложноножки

г) способны активно передвигаться

д) некоторые представители имеют раковины

а б в г д
         

 

 

Установите соответствия между классами и их особенностями.

а) представитель - чеснок 1) однодольные

б) большинство - травы 2) двудольные

в) жилкование листьев сетчатое

г) стержневая корневая система

д) число элементов цветка кратно трем

а б в г д
         

 

Задание 5. Впишите в таблицу под каждой цифрой соответствующую букву.

Задание 6. Напишите название каждого растения напротив

Соответствующего семейства. Задание оценивается в 11 баллов.

Белена, клевер, чина, дурман, люцерна, рябина, черемуха, груша, перец, бобы,

баклажан.

Розоцветные:___________________________________________________________

Пасленовые:____________________________________________________________

Бобовые:_______________________________________________________________

 

 

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2012-2013 учебном году.

Класс

Задание 1. В каждом тестовом задании выберите один правильный

ответ. Каждое правильно выполненное задание оценивается 2 баллами. Всего 40 баллов.

Суше, является

а. можжевельник б. щитовник мужской в. сфагнум г. клен

Семейством являются

а. сложноцветные б. крестоцветные в. пасленовые г. бобовые

Задание 4. Впишите в таблицу под каждой цифрой соответствующую

Осуществляется рефлекс.

а) центральная нервная система

б) рецептор

в) двигательный путь

г) рабочий орган

д) чувствительный путь

 

Следующих групп животных.

а) круглые черви б) ракообразные

в) паукообразные г) насекомые

д) плоские черви

Задание 5. Впишите в таблицу под каждой буквой соответствующую

Задание 6. Напишите название каждого животного напротив

Соответствующего отряда. Задание оценивается в 9 баллов.

Пищуха, бурундук, полевка, белка, землеройка, ёж, выхухоль, крот, ондатра.

Насекомоядные:____________________________________________________

Грызуны: _________________________________________________________

Зайцеобразные:_____________________________________________________

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2012-2013 учебном году.

Класс

ЗАДАНИЕ 1В каждом тестовом задании выберите правильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

Примером биотических взаимоотношений двух видов по типу

«паразитизм» является

а. росянка и насекомое б. воробей и синица

в. собака и блоха г. клевер и клубеньковые бактерии

Оценивается в 10 баллов.

Название отряда Номера названий животных  
   
   

1.- козёл 2.- баран 3.- осёл 4.-зебра 5.-носорог 6.-кабан 7.-бегемот 8.-жирафа 9. кулан 10- свинья

ЗАДАНИЕ 4Выберите признаки, характерные для кольчатых и для плоских червей (поставьте соответствующие буквы). Задание оценивается в 8 баллов.

Кольчатые черви ________________________________________________

Плоские черви___________________________________________________

а.у свободноживущих есть органы чувств б.в основном - паразиты в.

замкнутая кровеносная система г.у всех есть пищеварительная система

д.у некоторых есть органы дыхания – жабры е.гермафродиты

ЗАДАНИЕ 5Что общего между приведёнными понятиями? Впишите

фразы, объединяющие их. Задание оценивается в 8 баллов.

1. копыта, шерсть, когти_-____________________________

2. фибриноген, гемоглобин -__________________________

3. лимфа, тканевая жидкость -__________________________________

4. эхинококк, аскарида, острица -_________________________________

ЗАДАНИЕ 6Определите принцип, по которому нужно объединить в

группы грибы, и допишите после тире название группы. Впишите под

названием группы перечень грибов. Задание оценивается в 14 баллов.

Грибы - ____________________ Грибы - _____________________

Список грибов:

Фитофтора, Пеницилл, Головня, Аспергилл, Ржавчинные грибы,

Мукор, Трутовик

ЗАДАНИЕ 7Дополните фразы. Задание оценивается в 20 баллов.

1.Спинной мозг человека расположен внутри

_______________________________, он начинается от_________________________ и имеет вид белого шнура диаметром около _______________.

2. Период размножения рыб называется ________________, оплодотворение у большинства рыб ________________________, хотя встречаются рыбы, у которых оплодотворение ________________________, например, ____________________.

3. Сосна относится к отделу ______________________ растений, красноватые женские шишки находятся на _______________________ молодых побегов, опыление происходит с помощью ____________________________

 

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2012-2013 учебном году.

Класс

ЗАДАНИЕ 1В каждом тестовом задании выберите правильный ответ

(отметьте букву ). Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

Называются

а. хромосомами б. хроматином в. хроматидами г. хромомерами

Клетка хрящевой ткани – это

а. миоцит б. остеоцит в. хондроцит г. нейроцит

Растений - это

а. более мелкие размеры б. отсутствие настоящего ядра

в. половое размножение г. гетеротрофное питание

У бабочек ротовой аппарат

а. лижущий б. сосущий в. грызущий г. колюще-сосущий

Оценивается в 10 баллов.

Название отряда Номера, соответствующие названию животных
   
   

1- белка 2- соболь 3-норка 4-суслик 5- ондатра 6-куница 7-выдра 8- росомаха 9- бобр 10-сурок

ЗАДАНИЕ 4В анаболических реакциях клетки из простых соединений

синтезируются более сложные (часто высокомолекулярные) вещества,

например,

А. белки из ________________________________________

Б. целлюлоза из_____________________________________

В. жиры из ________________________________________

Г. нуклеиновые кислоты из ___________________________

Впишите соответствующие термины. Задание оценивается в 8 баллов.

ЗАДАНИЕ 5

Распределите насекомых в соответствии с типом их развития. Задание

Оценивается в 8 баллов.

1. Развитие с неполным превращением _____________________________

2. Развитие с полным превращением _______________________________

а. жук- плавувец, б. пчела, в. комар, г. комнатная муха, д. стрекоза, е. клоп,

ж. бабочка- крапивница, з. саранча

ЗАДАНИЕ 6 Напишите термины, исходя из определений

Соответствующих понятий. Задание оценивается в 10 баллов.

1. Мельчайшие тельца внутри хлоропластов, содержащие хлорофилл

называются _______________________

2. Постоянное или временное сожительство видов, при котором один из партнёров извлекает одностороннюю пользу, не причиняя хозяину вреда- это ______________

3. Клетки в зародышевом мешке покрытосеменных растений,

составляющие вместе с яйцеклеткой яйцевой аппарат-_______________________

4. Способность к размножению в личиночной стадии развития-_________________

5. Процесс переписывания генетической информации с ДНК на иРНК-______________

ЗАДАНИЕ 7 Вставьте пропущенные слова. Задание оценивается в 12

Баллов

1. Мужские гаметы у покрытосеменных называются _________________, а у папоротниковидных __________________.

2. Инсулин – это _______________ __________ железы,

регулирующий уровень _________________________ в крови.

3. У многих грызунов в пищеварительном тракте особенно развита

____________________ кишка, в которой грубая растительная пища

разлагается с помощью _______________________.

4. Суммарная реакция энергетического обмена клетки:

С6Н12О6 + ___________ = 6 СО2 + ___________ + ___________

5. В метафазе митотического деления все хромосомы

______________________________________________________

6. В анафазе хроматиды__________________________________________

 

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2012-2013 учебном году.

Класс

Задание 1В каждом тестовом задании выберите правильный ответ

(отметьте букву). Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

Растений

а. более мелкие размеры б. активная подвижность

в. питание готовыми органическими веществами г. половое размножение

Нуклеотид – это

а. центральная часть ядра б. мономер белка

в. мономер ДНК г. участок гистонов

7. Устойчивость насекомых к пестицидам - это пример изменчивости

а. модификационной б. фенотипической

в. мутационной г. комбинативной

Считается организм, где

а. проходит большая часть жизни б. происходит половой процесс

в. созревают яйца г. образуется личинка

ЗАДАНИЕ 2 Оцените суждения(поставьте рядом с номером знак «+»,

если правильные или знак «–», если неправильные суждения). Каждый

верный выбор оценивается в 2 балла. Задание оценивается в 22 балла.

1. Гидрофобные хвосты молекул липидов всегда состоят из насыщенных

жирных кислот

2. У ленточных червей пищеварительная система отсутствует

3. Просо относится к однодольным растениям

4. Анальное отверстие у хордовых формируется на месте первичного рта

5. Развитие эмбриона у позвоночных всегда происходит в жидкой среде.

6. У всех высших растений половой процесс оогамный

7. Синапсы образуются в месте контакта любых типов клеток

8. Вода поступает в клетку через мембрану в основном за счёт осмоса

9. Вирусы могут размножаться только в живых клетках

10. Каждой аминокислоте соответствует своя т-РНК

11. В хлоропластах темновые реакции фотосинтеза происходят в строме

ЗАДАНИЕ 3.Распределите рыб по отрядам, поставив соответствующие

буквы. Задание оценивается в 18 баллов.

Лососёвые ______________________________________,

Карпообразные __________________________________,

Тресковые ______________________________________.

а. горбуша, б. сазан, в. навага, г. сёмга, д. карп, е. налим ж. лещ, з. кета,

и. плотва

ЗАДАНИЕ 4.Напишите соответствующий хромосомный набор в ядрах

клеток. Задание оценивается в 10 баллов.

1.Таллома многоклеточной зелёной водоросли _____________,

2. Заростка папоротника _________,

3. Плодового тела шляпочного гриба ___________,

4. Спороносного побега хвоща ______,

5. Эндосперма семян цветковых растений___________________

ЗАДАНИЕ 5.Впишите термины, исходя из определений

соответствующих понятий. Задание оценивается в 10 баллов.

1. Возможный размах фенотипических изменений при данном генотипе -

_______________________________________

2. Согласно правилу _______________________________ выступающие

части тела теплокровных животных в холодном климате короче, чем в

тёплом (чтобы уменьшить теплоотдачу).

3. Химические элементы, постоянно входящие в состав живых организмов

и необходимые им для жизнедеятельности, называются__________________.

4. Происхождение какой-либо систематической группы организмов от

единого общего предка- ________________________________________

5. Соединение, возникающее при конденсации двух аминокислот, -______________

Задание 6.Дополните фразы, вписав нужные термины. Правильно

вписанный термин оценивается в 1 балла. Задание оценивается в 10

Баллов.

1. Рибоза, дезоксирибоза, фруктоза – углеводы группы___________________.

2. Основные жизненные формы растений _________________,

__________________, ______________________.

3. Фотосинтетические пигменты высших растений- ___________ и_____________.

4. Кроты, землеройки, ежи – представители отряда____________________.

5. Царства эукариотов - __________________, __________________,_______________.

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2012-2013 учебном году.

Класс

Задание 1. В каждом тестовом задании выберите один правильный ответ. Каждое правильно выполненное задание оценивается 2 баллами. Всего 40 баллов.

Представитель самого древнего отдела растений, обитающий на суше

а. можжевельник б. щитовник мужской

в. сфагнум г. спирогира

cyberpedia.su

Маленькая древняя группа растений - Растения и Цветы

Первые голосеменные появились на нашей планете более 300 млн. лет назад и, вместе с древовидными папоротниками, хвощами и плаунами, составляли каменноугольный лес. Среди голосеменных нет и не было трав — только деревья и кустарники. Современные голосеменные не могут похвастаться обилием видов: их всего 800 (для сравнения: у папоротниковых 10 000 видов). Однако они очень широко представлены на нашей планете, особенно в Северном полушарии.

Современные голосеменные разделены ботаниками на 4 класса. Класс саговниковых объединяет растения, похожие на пальмы и папоротники (саговники, цикасы, замии и т. д.). К классу гнётовых относится, помимо прочих, такое уникальное растение, как вельвичия удивительная. Класс гинкговых представлен одним-единственным видом: гинкго двулопастный. Самый обширный класс хвойных — 600 видов растений, среди которых привычные нам сосны и ели, а также можжевельники, кипарисы, тиссы, секвойи и другие.

Чем же отличаются голосеменные от других растений? Из самого названия отдела можно заключить, что туда входят растения, размножающиеся семенами, а не спорами. Появление семени — серьёзный шаг вперёд по пути эволюционного развития. Вспомним, что у споровых растений оплодотворение происходит только в воде, пусть хотя бы в её капле. Только в воде сперматозоид может продвинуться к яйцеклетке. Семенные растения способны размножаться даже в пустыне, от наличия воды их половое размножение уже не зависит. Мужские гаметы переносятся к женским по воздуху. Голосеменными эти растения называются потому, что их семена не защищены плодом, как у цветковых растений. Плод образуется только из цветка, а цветов у голосеменных нет. Правда, семена кедра напоминают орехи, тисса — ягоды, а гинкго — сливы, но всё это не настоящие плоды, а лишь развитая семенная чешуя или мясистый присеменник.

Органы размножения у большинства голосеменных — это шишки. Они бывают мужскими и женскими. Мужские шишки образуют микроспоры. В них развиваются мужские гаметы — спермин. В женских шишках образуются мегаспоры, в которых развиваются женские гаметы — семязачатки. Спермин в виде пыльцы попадают на женские шишки к семязачаткам. Через некоторое время (у сосен — через год) происходит оплодотворение и образуется семя.

rasteniy.net

Какие древние растения вы знаете?

О флоре далекого прошлого земли свидетельствуют не только палеонтологические материалы, но и так называемые реликтовые формы. Это отдельные виды с комплексом признаков, характерных для давно вымерших групп прошлых эпох. Такие древние растения являются редкими и исчезающими на глобальном уровне.

Культивирование в искусственных условиях спасло многие виды растений от полного исчезновения. Интродукция направлена на сохранение генофонда растительного мира в искусственных резерватах. Одной из наиважнейших задач ботанических садов является сохранение биоразнообразия растений ex situ – создание коллекций для целей охраны.

Своеобразие, древность флоры Приморья, наличие в ней редких и реликтовых видов существенно отличает её от флор других регионов России. В Приморье не было сплошного покровного оледенения. Однако в результате общего похолодания выпал ряд теплолюбивых древесных растений: метасеквойя (Metasequoia), бук (Fagus), каштан (Castanea), платан (Platanus), птерокария (Pterocaria), ликвидамбор (Liqidambar) и др. Они встречаются только в ископаемом виде. В рефугиумах сохранились многие представители аралиевых (Araliaceae), бархат (Phellodendron), тис (Taxus), граб (Carpinus), орех (Juglans) и многие другие. Работая с древними растениями, мы предполагали путем интродукции вернуть их в ту географическую область, где они когда-то произрастали.

Совместно с лабораторией палеоботаники биолого-почвенного института ДВО РАН были определены доминирующие растения древних фитоценозов Приморья. Рассматривались растительные сообщества, обитавшие на территории Приморья в промежутке поздний эоцен – олигоцен – миоцен, т. е. 40 – 5 миллионов лет назад. Выбор таких временных границ объясняется тем, что до 40 млн. лет назад растительные сообщества в значительной мере состояли из вымерших родов, позднее 5 млн. лет назад они, напротив, уже почти не содержали экзотических элементов. Что же касается рассматриваемого периода (40 – 5 млн. ) то в это время преобладали представители современных родов, но вымерших видов. Однако наиболее архаичными видами, близкими ископаемым являются: гинкго (Ginrgo L.), метасеквойя (Metasequoia Hu et Cheng), секвойя (Sequoia Endl.), магнолии (Magnolia L.), которые входили в доминантные сообщества и 140 – 200 млн. лет назад.

otvet.mail.ru