Лекарственные растения и травы

Меню сайта

«Есть трава, рвет замки...». Поверья о разрыв-траве. Ипполитова А.Б. Разрыв трава фото растения


Разрыв-трава — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Сербии только ёж может найти расковник и помочь в его поисках людям.

Разрыв-трава (рус. спрыг-трава, скакун-трава, трава прыгун, трава огонь, укр. закарпат. клин-трава, польск. rozryw, болг. разков, разковниче, серб. отвор трава, расковник, детелина, хорв. trava od otvora, se-otpira) — магическая трава, с помощью которой можно открывать любые замки. Легенды о разрыв-траве распространены у всех славянских народов. Считается, что поиск такой травы — очень трудное дело, и лишь определённые хтонические животные могут её обнаружить[1][2][3].

ru.wikipedia.org

Волшебные травы на Руси

«... Говори, высчитывай, какие есть чародейные травы ? Да говори же, колдун! — ... Всякие есть травы. Есть колюка-трава, сбирается в Петров пост. Обкуришь ею стрелу, промаху не дашь. Есть тирлич-трава, на Лысой горе под Киевом растет. Кто ее носит на себе, на того ввек царского гнева не будет. Есть еще плакун-трава, вырежешь из корня крест да повесишь на шею, все тебя будут как огня бояться!.. Есть еще адамова голова, коло болот растет, разрешает роды и подарки приносит. Есть голубец болотный; коли хочешь идти на медведя, выпей взвару голубца, и никакой медведь тебя не тронет. Есть ревенка-трава; когда станешь из земли выдергивать, она стонет и ревет, словно человек, а наденешь на себя, никогда в воде не утонешь. — А боле нет других ? — Как не быть, батюшка, есть еще кочедыжник, или папоротник; кому удастся сорвать цвет его, тот всеми кладами владеет. Есть иван-да-марья; кто знает, как за нее взяться, тот на первой кляче от лучшего коня удерет. — А такой травы, чтобы молодушка полюбила постылого, не знаешь? Мельник замялся. — Не знаю, батюшка, не гневайся, родимый, видит бог, не знаю! — А такой, чтобы любовь свою перемочь, не знаешь? — И такой не знаю, батюшка; а вот есть разрыв-трава: когда дотронешься ею до замка али до двери железной, так и разорвет на куски! — Пропадай ты со своими травами! — гневно сказал Вяземский и устремил мрачный взор свой на мельника».А. К. Толстой. «Князь Серебряный»

Сказания о добрых и злых растениях пришли к нам из седой старины. Сколько о них сложено легенд, песен и рассказов! Добрые травы ласково называли травушка-муравушка, трава шелковая, а злые прозвали лихими, лютыми кореньями, бесовскими отравами. Особенно почитались растения-целители, с помощью которых врачевали от различных недугов и хвороб. Знахари считались людьми особыми, ведунами, которые знали секреты, недоступные простым жителям и могли общаться с "нездешними существами". Чародеи-целители крепко хранили свои врачебные секреты, из уст в уста передавали свои знания только доверенным лицам, посвящая их в тайны общения с потусторонними силами, которые, якобы, помогали им при лечении травами.

До наших дней дошли повествования о девяти волшебных травах, с помощью которых можно совершать чудеса. Это плакун-трава, цветущий папоротник, разрыв-трава, тирлич, одолень-трава, Адамова голова, орлихин, прикрыш и нечуй-ветер.

Плакун-трава издавна пользовалась во всех деревнях уважением и страхом. Считали, что эта трава обладает удивительной силой: приводит к смирению нечистых духов, изгоняет колдунов и кикимор, заставляет плакать бесов и демонов. Чародеи собирают плакун-траву в Иванов день на утренней заре и только руками, не использую никаких орудий. Важно было найти корень и цветы. Нашедший траву должен произнести заклинание: " Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не кати твои слёзы по чистому полю, не разноси твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, старым ведьмам. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь мне слово крепко и твердо. Век веков!".

Современное название плакун-травы дербенник иволистый. Растёт она по берегам рек и озёров и не имеет особых медицинских свойств. Но в поверьях плакун-трава - всем травам мати. Знахари делали из неё порошки и настойки, которые помогали от многих болезней. Принимали траву даже от тоски и депрессии, говоря современным языком. И ведь помогало! Старинный травник гласит: "Плакун-трава добра, держи её в чистоте, давай скоту, который вертится или которые ребята не спят, клади в головы, а крест из неё вырезать и носить при себе зело добро".

Папоротник или Перунов огнецвет пожалуй самое знаменитое растение, окутанное тайнами и легендами. На Руси всегда собирали целебные растения в день Аграфены-купальницы (6 июля по новому стилю), когда устанавливается жаркая погода. Ворожеи называли этот день "Агрофены - злые коренья", поскольку из этих кореньев изготовляли сильнодействующие снадобья, от которых нередко больные умирали. Знахари почитали этот день ещё и потому, что за ним стоял праздник Ивана Купалы - время сбора волшебных трав. Иванова ночь - особенная, только в полночь совершаются самые невероятные чудеса. Колдуны и ворожеи в это время собирали много разных чудесных трав. Но самое главное чудо - это цветение папоротника или Перунова огнецвета.

Происходит это так. Сначала между листями поднимается святящий огонёк. Он движется, прыгает и даже щебечет. В полночь почка папоротника с треском раскрывается и появляется огненный цветок, который озаряет всё вокруг. При этом раздаётся гром и дрожит земля.

Тот, кому посчастливилось найти и сорвать цветок, должен бежать домой, не оглядываясь, несмотря на то, что его с воем и гиканьем, преследуют черти и демоны. Если обернуться, то пропадёшь. Бесы нагонят, утащат в болото и там утопят. Тот, кто преодолел все напасти и благополучно донёс цветок до дома, станет обладать всеми тайнами и чарами. Папоротник, по народному поверью, очень полезен тем, кто желает быть умным, богатым и удачливым. Обладатель цветка может с его помощью быстро находить клады, делаться невидимым, иметь власть над чертями и домовыми. Вера в чудесную силу папоротника жива до сих пор, особенно в сельской местности.

Разрыв-трава по преданию встречается крайне редко. О ней всегда мечтали воры и кладоискатели, ведь она обладает свойством разрывать запоры и решетки тюрем, срывать любые замки. Называли её и скакун и прыгун-травой, как так цветок будто бы в Иванову ночь скачет и прыгает.

Рассказывали, что в старину разбойники зарывали свои клады под землю и запирали их на огромные железные замки, а ключи бросали в реки. Даже тот, кто находил такой клад, не мог открыть его, так как сокровища сторожила нечистая сила, которая не позволяла совладать с железными запорами. И только обладатель разрыв-травы может отпирать заговорённые клады.

Считается, что разрыв-травой называли бальзамин обыкновенный, однако это не совсем корректно, поскольку не каждый бальзамин, который растет в природе, будет той самой разрыв-травой.

Найти разрыв-траву сложно, но можно сделать это и случайно. Если в Иванову ночь косить траву и коса переломится, то значит, наткнулся на разрыв-траву. Но существует и другой способ отыскания травы. Для этого разыскивают гнездо черепахи и ждут, когда черепаха выйдет из гнезда и отползёт в сторону. Тут же не медля, гнездо огораживают железными гвоздями, вколотив их в землю так, чтобы черепаха не смогла проникнуть в своё жилище. Затем надо спрятаться и ждать. Когда черепаха возвратится и увидит, что гнездо закрыто, тогда она удаляется на некоторое время, а затем возвращается обратно. Во рту у неё можно видеть кусочки травы. Черепаха подходит к железному забору, дотрагивается до него травой, и происходит чудо. Все железные гвозди ломаются и разлетаются прочь. Таким образом, проход становится свободным. Теперь нужно забрать траву у черепахи и скорее бежать с этого места. А дальше каждый использует разрыв-траву по своему усмотрению, причём свойства травы действуют только один сезон. На следующий год надо снова находить свежую траву.

Духи ночные произвели на свет чудодейную разрыв-траву. Сила ее разрушает крепчайшее железо. Прикосночнеие ею к мечу изломает его в куски. Она скрывается от ока человеческого во глубине непроходимых лесов: стерегут ее вечно по два змея, которые на день и на ночь сменяются.Н.И.Лажечников "Басурман"

У древних славян имелся миф, связанный с разрыв-травой. Согласно ему, молодой воин, отставший от своей рати, шел уставший по опушке леса. На улице стояла осень. Вдруг внимание юноши привлекло шипение множества змей, которые ползли в сторону горы, брали на язык травинку, касались ею скалы – она открывалась, и заползали внутрь. Тогда удивленный воин тоже сорвал эту травинку. Он почувствовал острую боль в пальце, но стерпел и коснулся камня. Скала расступилась, и юноша оказался внутри пещеры. Вокруг повсюду было золото и серебро, сверкали драгоценности. В самом центре пещеры стоял золотой престол, на котором восседала огромная змея. Вокруг нее, свернувшись в клубки, крепко спали змеи. Тогда юноша стал гулять по пещере, отложив в сторону меч, лук и щит, трогал золотые слитки, пересыпал монеты и драгоценные камни, совсем забыв о времени. Вдруг он услышал, что змеи проснулись и заговорили. Они переспрашивали друг у другу: «Не пора ли нам?». Тут главная змея сказала: «Теперь пора!» – сползла с престола, и все поползли вон из пещеры. Воин, испугавшись, что останется здесь навсегда, кинулся за ними. Едва успев выскочить, он от неожиданности опешил — на опушке стояла весна. Юноша понял, что всю зиму он провел внутри пещеры и стал ругать себя за то, что не взял с собой ни монет, ни золота, ни камней, да еще и оставил свое вооружение там. Расстроенный, он побрел по опушке и вдруг увидел, что к нему скачет толпа всадников, занося мечи над головой юноши. Ему оставалось только выставить вперед руки, и неожиданно из его пальца вырвалось пламя, которое поразило врага. Всадник упал на землю без дыхания. Остальные, увидев такой исход событий, испугались, развернули коней и помчались прочь.

Молодой воин догадался, что поразил врага он именно тем пальцем, которым порезался о травинку. Тогда-то юноша и понял, что он унес самое главное сокровище, сделавшее его непобедимым.

Одолень-трава пользовалась уважением и почитанием в народе. Она обладает даром охранять людей в дороге от разных бед и сатанинских наветов. Её носили с собой как амулет. Перед дорогой обязательно говорили: " Еду я в чистом поле, а в чистом поле растёт одолень-трава. Одолень-трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил, породила тебя мать-сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы - самокрутки. Одолей ты злых людей, лиха бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея, ябедника. Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса тёмные. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке".

Одолень-трава - это кувшинка, водяная лилия. Было и другое название у неё - русалочий цветок.

Знахари использовали это растения как средство от зубной боли и для успокоений нервов. Считалось, что если дать корень одолень-травы своему недругу, то тот не сможет ничего против тебя сделать. А если пастух пожуёт такой корень, то его стадо никогда не потеряется и само найдёт пастуха в случае его исчезновения или отлучки. Молодые ребята в деревне, когда шли на свидание к девушке всегда брали с собой одолень-траву, которая придавала огромную мужскую силу и способность обворожить свою возлюбленную.

"Царь всех трав" - так почтительно называли растение под названием Адамова голова или мандрагора, как величали её в Западной Европе. Рассказывали, что "кто хочет видеть еретика или дьявола, тот возьми корень мандрагоры, освяти и положи на престол в храме. Через сорок дней возьми и носи при себе - узнаешь водяных и воздушных демонов. А когда кто ранен - приложи к ране, и тотчас всё заживёт".

В магическое действие Адамовой головы на Руси верили в основном охотники. Перед походом в лес на охоту полагалось окуривать листьями растения охотничье снаряжение, и оно приобретало силу и удачливость. И в этот день охота всегда была хорошей, особенно на диких уток.Согласно поверьям, искать мандрагору нужно с особой осторожностью. Необходимо было повернуться лицом к западу, очертить три раза ножом место, где ищешь растение. Затем привязать Адамову голову к хвосту черной собаки и заставить её выдернуть корень. При этом в момент выдергивания раздавался страшный крик. Если пытаться самому вырвать растение без собаки, то погибель неминуема.

Тирлич или Ведьмино зелье - это трава, которую считают бесовской. Накануне праздника Ивана Купалы ведьмы и колдуньи отправляются на Лысую горы собирать тирлич-траву. Из травы выжимают сок, которым ведьмы смазывают себе руки и ноги. Это помогает при совершении чар. Кто полностью натрётся травой, тот становится оборотнем и может превратиться в кого угодно. Если простой крестьянин найдёт эту траву и будет делать то же самое, то сможет общаться с ведьмами и вурдалаками. Зная это, колдуньи стараются оградить те места, где растёт тирлич от простых людей, всячески сбивая их с пути.

Золототысячник, или тирлич Трава Прикрыш собирается кудесниками в конце лета. Применяют её против свадебных наговоров. Когда невесту привозят из церкви в дом, тогда знахарь кладёт прикрыш под порог дома молодоженов. Невеста, узнав об этом, должна обязательно при входе в дом перепрыгнуть через порог. Если она случайно наступит на траву, то все зловредные наветы колдунов обрушаться на девушку. Трава-прикрыш называлась еще волкобой, омег, блекот, дегтярка, недоспелка, копеечный чистяк, овечье рунишко, черное зелье, одномесячник. По научному — борец шерстистоустый из семейства лютиковых.

Про нечуй-траву говорят, что рвать её нужно только ртом. Только тогда она передаётся способность останавливать ветер и ловить рыбу без удочек и невода.

Нечуй-трава, нечуй-ветер, или бессмертник Чертополох, по мнению крестьян, отгоняет чертей и вообще всякую нечисть. Если тебя преследуют черти, то надо стать среди чертополохов и бросить в бесов шишки этой травы. Все колдуны и демоны сразу же пропадут. А если пригнуть чертополох к земле, при этом приговаривая: " Сгони червей с моей скотины - отпущу", напасть со скотины сойдёт.

С незапамятных времен ведется поверие, что если кто хочет быть цел в дороге, тот запасайся для этого вощанками, в которых сварен был чертополох. В великорусских губерниях промышляют вощанками старушки-переходницы, исходившие все пути и дорожки от Москвы-реки до Иордана. Для совершения обряда чертополох предварительно кладется на семь дней и ночей под подушку. Его не должен никто ни видеть, ни трогать. На восьмую ночь, последнюю на святках, приносят чертополох к старушке-переходнице. Она варит его, с особенными обрядами, с воском и ладоном. Вываренная вощанка зашивается в ладонку.Cказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым

Крапива, по народному преданью, обладает свойством определять, будет ли больной жить или умрёт. Для этого надо в свежую мочу больного положить крапивы и дать постоять некоторое время. Если, спустя сутки, крапива высохнет, сожмётся и потеряет цвет, то больной умрёт. Когда же крапива останется зелёной и не потеряет свежести, то скоро наступит выздоровление. А ещё крапиву применяют от ломоты, ревматизма и простуды.

Любовные яблоки - через них можно получить любовь желанной девушки. Для этого надо разрезать яблоко пополам, в середину положить записку с именем любимой и положить на солнце. По мере того, как яблоко будет сохнуть, будет страдать и любимая девушка. Когда же яблоко совсем высохнет, девушка сама прибежит к своему воздыхателю.

Петуния - это известное садовое растения. Ему приписывали свойство оберегать человека от опьянения. Если вы отправляетесь на пирушку или на важную встречу, где необходимо много выпить, но при этом сохранять ясную голову, то здесь поможет только петунья. Необходимо за час до выпивки принять две ложки порошка этой травы и запить ложкой оливкового масла. Теперь можно смело пить сколько угодно и оставаться совершенно трезвым.

welemudr.mirtesen.ru

Разрыв-трава

Это растение столь редко, что только люди, посвященные в таинство чернокнижия, могут находить его. Думают, что имеющий цвет кочедыжника, т. е. папоротника, и у кого есть плакун-трава — может обладать и этой драгоценной травой. Чародеи приписывают этой траве разные свойства: разрушать железо, сталь, золото, серебро, медь на мелкие куски. В народных преданиях доселе есть поверье о кладах, скрытых по разным местам. В старину, говорят старики, разбойники зарывали награбленное имущество на известное число лет, запирали и ключи бросали в воду. Сила человеческая бывает недостаточна для разрушения дверей и замков, потому что нечистая сила, которой поручено стеречь клад, защищает его. Кладоискатели издерживают большие деньги для получения разрыв-травы (Сахаров).

Эта таинственная трава достается человеку следующим образом: отыскивают гнездо черепахи и выжидают, когда она уйдет, затем огораживают железными гвоздями так, чтобы она не могла пройти к гнезду. Тогда черепаха приносит во рту разрыв-траву, которую можно от нее отнять (Забылин).

Разрыв трава — то самое сказочное зелье, которое способно разрушать железные кандалы, взламывать замки. Герои сказок часто носили с собой это зелье, которое помогало им разрушать оковы и тюремные решетки.

От влажных запахов цветочныхНачнет кружиться голова.И будет в тихий час урочныйЦвести огнем разрыв-трава.

Схвати цветок, беги по лесу,Он все замки тебе сорвет.Освободит красу-принцессуИз-за чугунных тех ворот

М. Забылин так писал об этой траве:

«Чародеи приписывают этой траве, называемой также прыгун, скакун, разные свойства: разрывать и разрушать железо и другие металлы на мелкие кусочки. В старину, говорят старики, разбойники зарывали клады на известное число лет и их стерегли нечистые силы. Добывали разрыв-траву с помощью черепахи, гнездо которой огораживали частоколом из гвоздей. Черепаха, чтобы попасть к своим детям, уползала в темноту и откуда-то приносила во рту разрыв-траву. Тогда наблюдатель подходит смело к гнезду, берет траву и врезает ее в ладонь левой, но не правой, руки, иначе тогда ему нельзя будет держать в правой руке оружие. Такого человека нельзя заключить в темницу; благодаря траве, он легко освобождается.»

У растения много имен — Недотрога, прыгун, скакун трава. Растет оно в дубово-буковых лесах, возле ручьев, рек, любит влагу. Цветет в середине лета крупными желтыми цветками с красными крапинками.Собирают ее в Иванов день на утренней заре. Выкапывают без применения железных орудий.

А почему так названа? Говорят, это связано с тем, что после дозревания плодов створки продолговатой коробочки открываются, скручиваются в спираль. И достаточно нажать пальцем на созревший плод, как растение «стреляет, разрывается» семенами.

«..на первый взгляд, выглядела как трава-травой, со стручками и нежными цветочками, но стоило подойти поближе, лапочки-цветочки тычины-глазищи выпучивать начинали, веточки шипы, доселе спрятанные, выпускали и норовили в бедолагу вцепиться да поранить; стручки, вздыбившись, открывались — и прицельная пальба ядовитой картечью-горошинами по недругам начиналась.В процессе разведения и гибридизации, убойная сила Н.О. увеличивалась наряду с расширением сферы ее применения: она стала способна раскрошить любой металл, разнести любой замок, а также вырывать клады из-под земли, — правда, все это держалось в строжайшей тайне, доступной только избранным ведунам.»(c) В. Cолоухин

По одной из самых распространенных версий, разрыв-трава — это разновидность бальзамина обыкновенного. Вот только далеко не каждый бальзамин, который встретится вам в природе, будет той самой разрыв-травой.

По старым преданиям, духи волшебства произвели на божий свет сказочную разрыв-траву. Её чудодейственная сила имеет разрушительное воздействие на крепчайшее железо. Прикосновение этого волшебного растения к мечу раздробит его на мелкие кусочки. Разрыв-трава прячется от человеческого ока во глубине непроходимых зарослей, охраняют её два змия.

Царю птиц – орлу — одному доступно добыть её из-под стражи этих кровожадных драконов. Чтобы добыть разрыв-траву господа повелевали своим слугам искать в дремучих лесах орлиные гнёзда. Когда птенцы в гнёздах оперятся, изготавливали сеть из прутьев, которая должна была быть толщиной с клинок меча. Выслеживали, когда орлица с орлом улетали искать добычу для своих деток. Если орлица оставалась, слуги пытались её спугнуть, чтобы она вылетела с гнезда. Когда гнездо оставалось без присмотра, на него накидывали сеть и прикрепляли её так, чтобы родители не могли ни пролезть в гнездо, ни кормить своих детёнышей через сеть. Орёл доставал где-то разрыв-траву, разрезал ею сеть и прятал её на всякий случай в гнезде. Подобным способом, как рассказывают нам легенды, люди добывали эту волшебную траву.

Также сказочную траву добывали с помощью дятла или черепахи. Согласно народным легендам разрыв-траву могли добыть те, у кого имелся цветок папоротника и корень плакун-травы. Разрыв-трава распускает свой огненно-красный цветок в ночь на праздник Ивана Купалы. В эту ночь слуги выходили косить траву. Если вдруг при покосе на каком-то участке коса переломится – ищи под ногами разрыв-траву. Но, как же определить, где эта самая разрыв-трава. Люди собирали всю траву, срезанную в месте перелома косы, и несли её на реку или ручей. Опускали её в водоём и следили за течением. Обычная трава плыла по течению, а разрыв-трава – против.

Разрыв-траве характерен броский яркий вид: листья, похожие на крестики и ярко-алые, как огонь, лепестки этих замечательных цветов. Бутон раскрывается ровно в полночь на всеми известный праздник — день Ивана Купалы и продолжает своё существование не дольше 5 минут. Где именно обитает разрыв-трава, никто не знает, однако каждый, кто ее достанет, подвергнется испытаниям чертей, которые будут пытаться лишить его жизни.

Где растет — никому неведомо; достать ее весьма трудно и сопряжено с большою опасностью, потому что всякого, кто найдет ее, черти стараются лишить жизни. Если приложить разрыв-траву к запертой двери или замку, они немедленно разлетятся на части, а если бросить в кузницу — ни один кузнец не в состоянии будет сваривать и ковать железо, хоть бросай работу!

Разрыв-трава ломает и все другие металлические связи: сталь, золото, серебро и медь. Против нее не устоит никакое оружие, и ратники дорого бы дали за обладание ею, потому что тогда даже самые крепкие доспехи не защитят врага.

Воры, когда им удастся добыть эту траву, разрезают себе палец, вставляют ее внутрь разреза и потом заживляют рану; от одного прикосновения такого пальца замки отпираются и сваливаются с дверей и сундуков. Если тронуть этим пальцем человека, тот скоропостижно умирает.

Чтобы достать разрыв-траву, надо в полночь накануне Иванова дня забраться в дикий пустырь и косить траву до тех пор, пока переломится железная коса: этот перелом и служит знаком, что лезвие косы ударило о разрыв-траву. В том месте, где свалится коса, должно собрать всю срезанную зелень и бросить в ручей или реку: обыкновенная трава поплывет вниз по воде, а разрыв-трава против течения тут ее и бери!

«Есть еще способ, известный в западных славянских племенах. Надо отыскать весною гнездо дятла и заложить в нем отверстие куском железа или гвоздем, а внизу разостлать полотно; птица, желая открыть вход в свое гнездо, принесет разрыв-траву.»

ВОЛШЕБНЫЙ КЛЮЧ

Молодой воин отстал от своей рати, заблудился и брел, усталый, по опушке осеннего леса. Вдруг услышал он шипение и увидел вокруг множество змей. «Неужто настал мой смертный час?» — подумал он, однако змеи словно не замечали его. Все они стекались к невысокой горе, причем увидал воин, что каждая берет на язык какую-то травинку и касается ею твердой скалы; скала после этого открывалась и змеи одна за другою исчезали в горе.

Воин тоже сорвал травинку. Она была такая острая, что палец разрезало до крови, но он стерпел боль и наудачу притронулся к камню. Трещина разверзлась перед ним, и он вошел в глубь горы. Здесь все сверкало серебром и золотом, посреди пещеры стоял золотой престол, а на нем лежала огромная старая змея. Вокруг спали все прочие змеи, свившись в клубки, — спали так крепко, что ни одна даже не шевельнулась, когда вошел воин. Он положил в сторонку свой меч и щит, лук со стрелами, чтобы не мешали, и долго бродил по пещере, то хватаясь за золотые слитки, то набирая пригоршни серебряных монет, то пересыпая из горсти в горсть самоцветные камни. Забыл обо всем, не ведал, сколько времени прошло. Вдруг шипение послышалось вокруг: это просыпались змеи.

— Не пора ли нам? — вопрошали они громкими, свистящими голосами. — Не пора ли?

— Теперь пора! — ответствовала огромная старая змея, сползла со своего престола и поползла к стене. Пещера отворилась, и все змеи быстро поползли прочь. Воину стало страшно, что камень сейчас сомкнется и похоронит его в этой пещере навеки, и он ринулся следом.

Выскочил на волю — и ахнул, ошеломленный. Где осенний желтый лес? Все сверкало свежей зеленой листвой, на дворе была весна. Тогда воин понял, что пробыл в волшебной пещере всю зиму, и принялся бранить себя за то, что не набрал себе золота и драгоценностей, вышел из сокровищницы таким же бедным, каким был раньше. Он грустно побрел неведомо куда и вдруг услышал злобный крик.

Несколько всадников мчались прямо к нему, занося мечи. А его оружие осталось лежать в пещере! Вот один из всадников спешился, свирепо усмехнулся при виде беззащитного человека, занес меч… а молодой воин только и мог, что беспомощно выставить вперед руку и коснуться его щита.

В ту же минуту из руки его вырвалось пламя, пронзило и щит, и панцирь, и грудь врага. Он упал бездыханный. При виде этого прочие всадники немедленно поворотили коней и пустились наутек.

Победитель ошеломленно поглядел на свою руку и вспомнил, как порезался об острую траву, которая отмыкала гору. А вот и травинка, прилипшая к царапине. Неужели все дело в ней? И только тогда понял молодой воин, что нашел сокровище, которое дороже и серебра, и золота, и драгоценностей. Ведь он обрел чудесную разрыв-траву, а ее обладатель становится непобедимым.

Источник

shuwany.rs

«Есть трава, рвет замки...». Поверья о разрыв-траве. Ипполитова А.Б. » Перуница

В 1715 году крестьянин Воротынского уезда Ларион Федотов донес в канцелярию Сенатского правления в Москве, что слышал от одного крестьянина, будто тот знает погреб с сокровищами. По словам доноса, крестьянин сам видел сквозь решетчатую дверь, «прилепя на посох свечу», четыре бочки больших сороковых да четырнадцать средних и малых, «и из тех больших бочек одна развалилась и деньги лежат грудою, да в том же погребу стоит котел большой, железный, а что в нем, про то де неведомо, только знатно в том котле наверху посуда — блюда и тарелки, да на том же котле стоит, наверху, кадочка медная, а на ней икона в окладе, по стороне де того котла стоят два куба винных с жемчугом, а погреб заперт замком и залит оловом, и приняться де под страхом ни за что не даст».

В результате следствия, к которому были привлечены три попа, дьякон, три пономаря и одиннадцать крестьян, выяснилось, что слух о погребе с сокровищами, которые можно добыть только с разрыв-травой, уже шесть лет баламутил Воротынский и соседние уезды, и вся энергия кладоискателей направилась на поиски чудесного зелья настолько, что место, где был спрятан клад, потеряли. Наконец, поп Симон Захарьев, чтоб выведать местонахождение клада, обманно объявил, что имеет разрыв-траву. Явившийся к нему вскоре кладоискатель Василий Арининков для проверки принес старый запертый замок. Захзрьев же, пользуясь отлучкой Арининкова, при помощи Лариона Федотова замок разбил, а при Арининкове замок «разорвался» от соприкосновения с мнимой разрыв-травой, на деле оказавшейся крапивой. При этом на следствии Арининков продолжал утверждать, что видел не крапиву, а разрыв-траву, потому что она была «сиза, а листом узенька».

Другое дело на кладоискателей было заведено в 1720 году. Крестьянин Нестор Иванов просил знакомого дьячка Никиту Васильева, встретившегося ему как-то на ярмарке, найти человека, который бы знал, как вынуть клад: «Что есть де у него на примете у некоторого мужика клад... и просил ево Никиту, чтоб он сыскал такова человека, который бы знал этот клад вынять». Таковым оказался монах Троице-Сергиева монастыря Варлаам, указавший, что для клада нужна особая трава, и «есть де такая трава у дьячка Данилы, а чей сын... не знает, которой живет в Суздалском уезде в селе Семеновском». Однако дьячок разрыв-траву не достал, зато подал на кладоискателей донос.

В 1725 году в угличской тюрьме капрал Павел Перфильев обратился к заключенному Афанасию Соколову с просьбой, «не знает ли он, Соколов, где промыслить травы такой, чтобы замки отпирались, есть де у нас такой погреб, в котором лежит много казны, и никто не может без той травы того погреба отомкнуть». На что Соколов ответил, «что он, Соколов, этова дела не знает, и в тюрьме никаких трав нет».

В. И. Даль писал о судебном деле (правда, без точного указания времени: «не так давно еще было»), по которому проходил отставной солдат, выманивавший деньги у кладоискателей, показывая им несколько испанских талеров XVII столетия, якобы добытых при помощи травы спрыг (или спрык) (спрыг-трава — одно из названий разрыв-травы в русских говорах).

Как видим, поверья о разрыв-траве, одном из самых популярных волшебных растений вевропейском фольклоре наряду с цветущим папоротником и корнем мандрагоры, были весьма востребованы в русской кладо-искательской практике XVIII века. Однако во всех приведенных примерах поиск разрыв-травы либо завершается неудачей, либо «подложная» разрыв-трава становится только приманкой, чтобы выманить у незадачливых кладоискателей деньги.

Между тем в том же столетии широкое хождение имели рукописные тексты, в которых подробно описывалось, как выглядит разрыв-трава, где и каким образом ее искать и для чего она может пригодиться. Эта информация содержалась в травниках — рукописях, посвященных описанию разных растений и их полезных для человека свойств.

Интересно, что в рукописях встречается вовсе не одна разрыв-трава, а около десятка растений, могущих по своим свойствам отпирать замки и помогать в поиске и «взятии» кладов. Разрыв-трава в рукописях часто называлась так, что сразу было ясно, для чего ее можно использовать: прыгун или скочек (чтобы замки отпрыгивали и отскакивали запоры), размык (размыкать те же замки), сильный лом (ломать железные предметы), «трава о которой ломаются носы» (ломать косы). Встречаются и более простые названия: бель, муравей. В других случаях название разрыв-травы звучало для русского уха загадочно: арсис земезея.

Где же следовало искать чудесные растения? Рукописи вполне единодушны в том, где растет разрыв-трава. Это чаще всего водоемы, их берега или же сенокосные угодья. Так, например, траву, о которую ломаются косы, нужно было искать «по лугам, и по дубровам, и по березникам, и где сено косят»; сильный лом — на лугах, при море и на пожнях. Трава бель, согласно травникам, растет либо в самом водоеме, либо на его берегу, но при этом верхний ее конец обязательно опущен в воду и направлен против течения. Если это растение вырвать и бросить в воду, оно поплывет вверх по течению. Траву размык следовало искать у воды: «Размык ростет в небольших речьках в подобие осоки, только что лист покороче, а листочьков два, по воде раскидываются». Интересно, что именно на лугах искали разрыв-траву сербы и болгары. По чешской легенде, один человек, заснувший на лугу, проснувшись, обнаружил, что все зубы у него выпали. Это случилось из-за того, что спал он на разрыв-траве.

Внешне разрыв-травы достаточно сильно отличаются от других растений, описанных в травниках. Главная их особенность — неприметность, они стремятся затеряться среди других трав (именно поэтому многие из них растут на лугу, где густой травостой), не попадаться на глаза (поэтому у них, как правило, нет цветков — самой заметной и запоминающейся части; если же цветок есть, то он обычно неяркого цвета, например синий; по той же причине разрыв-травы в основном невысокие — не больше пяди (20 см) в высоту).

Однако неброскость для глаза с лихвой компенсируется необыкновенной силой этих растений. Острые, подчас колючие, они сопротивляются течению, проходят сквозь камень и проявляют особенную активность в том случае, если к ним прикоснуться — случайно наступить, коснуться рукой, металлом (косой, подковой), какой-либо одеждой. В описаниях они могут даже сравниваться с разными колющими предметами. Так, у травы арсис лист напоминает наконечник стрелы. Трава земезея тонкая и острая, как игла. Трава сильный лом «в четверть росътом, на конец востра, листья нет, толщиною в ыглу, сама синя».

Встреча с таким растением считалась небезопасной. Так, трава, о которую ломаются косы, «растет невелика, вместе три листика долги в вершок и в полтора, а шириною в полперста, кверху остры, жестоки добре, зелены. А бывает, что человек на нея и ногу прокалывает босую до крови». Еще опаснее было встретиться ненароком с земезеей: «...а кто ея возьмет, не ведаючи и не знаючи, ино руку порушит, до самыя кости все рознесет, а руда не пойдет ис тое раны только, а после станет садеть и долгое время не заживет, и кто ногою ступит не ведаючи — и ногу подрушит».

Некоторые разновидности разрыв-травы, известные по рукописям, по мнению их авторов, все же цветут, но только раз в году, в ночь на Ивана Кулалу (24 июня старого стиля). Цветение это необычно, как и сама волшебная ночь. У травы розмын «листочьков два, по воде раскидываются; июня 24-го числа в средине тех листочьков выростают в подобие двум блескам». Сильный лом рекомендуется искать в ночь на Ивановой неделе: «Его таким случаем искать на Иванской недели в ночи: как роса нападет, смотри, она, как огонь, горит».

Уподобление цветка разрыв-травы огню находит аналогии в русских устных поверьях об этом волшебном растении. Так, в Тамбовской губернии верили, что волшебная трава замок расцветает в полночь на Ивана Купалу, при этом она сияет и горит, как звездочка. По вятским поверьям, чудесную спрык-траву могли найти лишь самые искусные знахари по покрывавшим ее на утренней заре до восхода солнца блесткам. Сходные поверья известны и южным славянам. Так, сербы полагали, что расковник (сербское название разрыв-травы) вырастает, цветет и исчезает за одну ночь, причем он светится, как три свечи.

Страница из западно-европейского средневекового рукописного гербария.В связи с тем, что по визуальным признакам найти разрыв-траву довольно сложно, а Иванова ночь бывает только раз в году, травники предлагали множество хитроумных способов заполучить чудесное растение. При поиске разрыв-травы предполагалось ориентироваться не столько на внешний облик растения, сколько на его «поведение», особенности которого в отличие от внешних характеристик излагались в травниках достаточно подробно. Траву муравей опознавали потому, что, наткнувшись на нее, коса косаря переламывалась, а со стреноженного коня спадали «железа» (путы): «И на ту траву коса на[и]дет — и она переломитца, или конь найдет в железах — железа скинуца». Сильный лом травники рекомендовали искать там, где сломается коса. При этом нужно было снять с себя рубаху и крест, положить с правой стороны и щупать рукой поверх рубахи. Как только руку что-то уколет и пройдет сквозь рубаху — это и есть сильный лом. Рвать его нужно было «с крестом».

Для «травы, о которой ломаются косы» травники предлагали несколько способов сбора. На том месте, где сломалась коса, надо было вырвать всю траву до самой земли и бросить в воду: та трава, которая поплывет вверх по течению, и есть разрыв-трава.

Можно было искать волшебное растение и другим способом: там, где сломалась коса, бросить на землю зипун, бить его прутьями или ходить по нему голыми нога ми и прижимать руками к земле, тогда разрыв-трава проколет зипун. Однако лучше было не ждать, пока сломается коса, а весной забить гнездо желны (дятла) клиньями, а под дерево с гнездом положить рогожу. Прилетит желна с разрыв-травой, положит ее на клинья, и гнездо откроется, а чудесное растение упадет вниз. Однако не всякая желна умеет искать разрыв-траву, поэтому травник советует у тех желн, которые знают разрыв-траву, забивать гнезда почаще, хотя бы раз в неделю. Кстати, легенда о дятле приносящем разрыв-траву, была известна еще в античности.

Поверье о том, что разрыв-трава сбрасывает у лошади, наступившей на нее, подковы или путы, имеет давние истоки. Уже в XVI веке оно встречается в немецких старопечатных травниках и во французской поэзии. Это поверье хорошо известно также в устной и книжной традиции славян. В польском травнике Симонг Сиреньского (1613) свойство сбрасывать подковы и путы с лошадиных ног приписывается траве wytrych. По сербским поверьям, у коня наступившего на детелину (клевер) с четырьмя листочками, вывалятся все гвозди из подков. В Восточной Сербии считали, что найту расковник можно, выпустив коня на пастбище в железных путах, там, где путы распадутся следует искать чудесную траву; в других местах расковник искали, привязав к колу длинной цепью коня и пустив его по кругу. Там, где цепь оборвется, и есть волшебное зелье.

Свойство разрыв-травы плыть против течения и ломать косы также находит аналогии ( русской и европейской устной традиции. Е Вятской губернии полагали, что если спрык трава «во время сенокоса случайно попадет под косу, коса непременно разлетится на несколько частей или по крайней мере переломится пополам», после чего всю скошенную траву надо бросить в реку. «Из кучи травы мгновенно выделится спрык и поплывет вверх по течению реки» . По поверью архангельских поморов, змея хорошо плавает в воде потому, что держит при этом во рту траву лом, отирающую любой замок.

Поляки западной Малопольши считали, что разрыв-траву приносит дятел, чтоб открыть гнездо с заключенными в нем птенцами, открыв гнездо, он бросает несколько трав, в том числе и разрыв, на постеленное внизу красное сукно, полагая, что это огонь. Искатель разрыв-травы должен взять эти травы и бросить на бегущую воду. Та, что поплывет против течения, и будет разрыв-трава.

Сербы в окрестностях Иваница полагали, что если во время косьбы сломается коса, то надо собрать траву из последнего замаха и приложить ее к запертому висячему замку. Когда очередь дойдет до расковника, замок сам собой отворится. В нижней Бретани существовало поверье о золотой траве, «пользуемой для нахождения потерянных вещей и в любовной магии. При ее поиске, после соблюдения определенного ритуала, собиратель должен был сорвать у своих ног столько травы, сколько вмещалось в его шапку, а потом бросить их в ближайший ручей. При этом все травы поплывут вниз, и лишь золотая трава — вверх по течению.

Но вот чудесное зелье наконец-то добыто. Что же с ним делать дальше? Главное свойство разрыв-травы — отпирать замки и вообще портить железные предметы. Чтобы открыть замок, корень бели рекомендовалось взять в руку или положить в рот, траву муравей — врастить в руку, а земезеей просто дотронуться до замка. Кроме того, траве муравей приписывалось свойство развязывать всякий узел, а если положить его в рот — спасать от удавления петлей.

Сопротивление железным предметам проявлялось у муравья не только в свойствах ломать косы, срывать замки и подковы, но и в негативном влиянии на производителя этих культурных благ: «...кузнецу кинуть в горн — то понеси с места и кузницу, а кузнец тот в век испорчен будет от той травы». Противление железу у земезеи выражалось также в том, что она якобы сбрасывает железные путы с ног лошади и затупляет ножи.

Как уже отмечалось, разрыв-трава пользовалась особой популярностью у кладоискателей. Трава прыгун могла помочь овладеть заговоренным кладом: «Где лежит казна старая заговорная — и та трава все разрушит». В поиске клада должна была помочь и трава размык: «Пригодна для кладов и замки отпирает, не стоят». Согласно сербскому преданию, в одном месте клад показывался в виде черного человека, окованного цепями, который требовал, чтоб ему дали брата расковнико. Когда принесли расковник, цепи упали, а на месте человека оказался казан золота.

Как видим, разрыв-трава была пригодной не только для воровских дел. Воздействие на кровь и человеческое тело считалось одним из существенных свойств этого растения. Так, например, траве земезее приписывалось свойство останавливать кровь, а прыгуну — вылечивать болячки. Интересно, что такие «претенденты» на роль разрыв-травы в мире реальных растений, как кровохлебка, купена и тысячелистник, известны в народной медицине в том числе и в качестве замечательных кровоостанавливающих и ранозаживляющих средств.

Свойства разрыв-травы не ограничивались воздействием на материальный мир. Так, обладателя арсиса или прыгуна никто не должен был побороть: «А она добра зело с собою носить, ино человек противо тебя не может стоять никакой на ногах, станешь кулаками битца или боротися. Та ж трава и замки ломает и ничто не держит» (арсис). А бели и «траве о которой ломаются косы» приписывалась функция оберега — они должны были оберегать от еретиков, ведунов, противников: «Естли у кого при нем будет та трава, и он ведунов видеть будет всех, и чары его никакие не возмут, и дух лукавы не приближится» («трава о которой ломаются косы»). Последнее свойство вполне объяснимо. Железные предметы (в том числе замок, коса, нож, подкова) и разного рода узы, узелки в народной культуре славян наделялись, с одной стороны, апотропейной семантикой, с другой — могли быть знаком колдовства. Поэтому разрыв-трава, разрушая их, тем самым разрушала либо колдовство, либо оберег, а значит, сама являлась оберегом еще более сильным.

Итак, разрыв-трава не случайно была весьма популярным зельем в XVIII столетии. Поверья о ней отражали повседневные устремления определенных слоев русского общества. Надеясь получить легкий доступ к кладам и потаенным сокровищам, «обладатель» разрыв-травы тем самым реализовывал то, что русский философ Евгений Трубецкой назвал в свое время «воровским идеалом»: «Самое элементарное проявление этого жизнечувствия — мечта о богатстве, которое само собою валится в рот человеку без всяких с его стороны усилий». Правда, реалии XVIII века требуют внесения некоторых корректив в это понятие. Действительно, предания о разрыв-граве повествуют о жажде обогащения незаконным путем. Однако путь к этому богатству оказывался вовсе не таким легким, как можно было предполагать вначале, и часто заканчивался не у котла с золотыми монетами, а в местах не столь отдаленных...

www.perunica.ru

Как выглядит разрыв-трава, о которой говорится, что она замки открывает

Одна из версий: Разрыв-трава — это бальзамин обыкновенный. Свое название разрыв-трава получила из-за того, что после дозревания плодов, створки продолговатой коробочки открываются, скручиваются в спираль, разбрасывая при этом семена. Достаточно нажать пальцем на созревший плод - и растение "стреляет".

Это растение принадлежит к семейству бальзаминовых, большая часть видов которых произрастает в тропиках. Представители этого семейства одно- и многолетние с сочными стеблями. Разрыв-траву обыкновенную в народе зовут "недотрога", "роскоростник", "не тронь меня". Она распространена в лесах, во всех влажных местах - возле ручьев, рек, цветет среди лета крупными желтыми цветами с красными крапинками.

В фольклоре разрыв-трава - сказочное зелье, которое будто бы способно разрушать железные кандалы, взламывать замки и т.п. Легенды рассказывают, что Кармалюк всегда носил с собой волшебное зелье - разрыв-траву, которая помогала ему разрушать оковы и тюремные решетки…

Интересно, что среди редкостных и исчезающих растений заказника "Кармалюкова гора" есть разрыв-трава обыкновенная. (это с http://pagan.ru/slowar/r/razryw-trawa2.php ) П.с.: недотрога обыкновенная - довольно обычное растение.. (фото моё из Байкальского заповедника)

А вот другая легенда (названия нет, а на фото в статье по ссылке розетки листьев Молодила):

По старым преданиям, духи волшебства произвели на божий свет сказочную разрыв-траву. Её сила имеет разрушительное воздействие на крепчайшее железо. Прикосновение этого волшебного растения к мечу раздробит его на мелкие кусочки. Разрыв-трава прячется от человеческого ока во глубине непроходимых зарослей, охраняют её два змия.

Царю птиц – орлу, одному доступно добыть её из-под стражи этих кровожадных драконов. Чтобы добыть разрыв-траву господа повелевали своим слугам искать в дремучих лесах орлиные гнёзда. Когда птенцы в гнёздах оперятся, изготавливали сеть из прутьев толщиной с клинок меча. Выслеживали, когда орлица с орлом улетали искать добычу для своих деток. Если орлица оставалась, слуги пытались её спугнуть, чтобы она вылетела с гнезда. Когда гнездо оставалось без присмотра, на него накидывали сеть и прикрепляли её так, чтобы родители не могли ни пролезть в гнездо, ни кормить своих детёнышей через сеть. Орёл доставал где-то разрыв-траву, разрезал ею сеть и прятал её на всякий случай в гнезде. Подобным способом люди добывали эту волшебную траву.

Также сказочную траву добывали с помощью дятла или черепахи. Согласно народным легендам разрыв-траву могли добыть те, у кого имелся цветок папоротника и корень плакун-травы. Разрыв-трава распускает свой огненно-красный цветок в ночь на праздник Ивана Купалы. В эту ночь слуги выходили косить траву. Если вдруг при покосе на каком-то участке коса переломится – ищи под ногами разрыв-траву. Но, как же определить, где эта самая разрыв-трава. Люди собирали всю траву, срезанную в месте перелома косы, и несли её на реку или ручей. Опускали её в водоём и следили за течением. Обычная трава плыла по течению, а разрыв-трава – против.

Обладатель добытого цветка разрыв-травы имел огромную силу в руках, он мог преодолеть любые запоры на дверях, а также на него не действовали сатанинские заговоры, которые должны были беречь клады. Поэтому разрыв-траву ещё называли «ключ-трава».

Разрыв-траве характерен броский яркий вид: листья, похожие на крестики и ярко-алые, как огонь, лепестки этих замечательных цветов. Бутон раскрывается ровно в полночь на всеми известный праздник - день Ивана Купалы и продолжает своё существование не дольше 5 минут. Где именно обитает разрыв-трава, никто не знает, однако каждый, кто ее достанет, подвергнется испытаниям чертей, которые будут пытаться лишить его его жизни. (с http://www.topauthor.ru/CHto_takoe_razriv-trava_04b6.html )

otvet.mail.ru

Камнеломка. Трава, которая уничтожит цивилизацию

Во времена мой молодости на летних танцплощадках была популярна песня:

Тёмный лес стоит стеной.

Там в лесу, в глуши самой,

На суку сидит сова,

Шепчет мудрые слова.

Вот пойду я к той сове,

Может, даст она совет,

Может, скажет мне сова,

Где растёт разрыв-трава.

Зачем же потребовалась трава с таким говорящим названием герою песни? Сейчас узнаем...

Легенды о разрыв-траве (рус. спрыг-трава, скакун-трава, трава прыгун, трава огонь, укр. закарпат. клин-трава, польск. rozryw, болг. разков, разковниче, серб. отвор трава, расковник, детелина, хорв. trava od otvora, se-otpira) широко распространены среди славянских народов.

Что интересно, ничего подобного в фольклоре других стран, как европейских, так и у народов, проживающих на других континентах, не отмечено. Причём совершенно.

Ценность разрыв-травы заключалась в том, что её обладатель мог совершенно не опасаться разного рода темниц, камер и т.д. По той причине, что разного рода замки или иные запоры сами открывались, а каменные стены становились столь непрочными, что рассыпались в пыль/песок от малейшего прикосновения.

Более того, он ещё и получал неуязвимость от любого железного или стального оружия, которое просто ломалось, едва коснувшись тела.

Именно это свойство разрыв-травы использовалось для её поиска.

Понятно ведь, что растение с такими редкими качествами не растёт на каждом шагу.

Канонический способ добычи заключался в том, что надо было ровно в полночь, накануне Иванова дня, забраться в дикий пустырь и косить траву до тех пор, пока не переломится железная коса: этот перелом и служит знаком, что лезвие косы ударило о разрыв-траву.

А дальше в том месте, где свалится коса, должно собрать всю срезанную зелень и бросить в ручей или реку: обыкновенная трава поплывёт вниз по воде, а разрыв-трава против течения. Тут её и бери!

Могли в этом нелёгком деле помочь и животные, но далеко-далеко не все.

Например, добывали разрыв-траву с помощью черепахи, гнездо которой огораживали частоколом из гвоздей. Черепаха, чтобы попасть к своим детям, уползала в темноту и откуда-то приносила во рту разрыв-траву.

Западные славяне предпочитали отыскать весною гнездо птицы-дятла и заложить в нём отверстие куском железа. Птица, желая открыть вход в своё гнездо, принесёт разрыв-траву. В этот момент наблюдателю следовало закричать изо всех сил.

От страха птица роняла разрыв-траву. Именно этот стебель (если поднять его с земли красной или белой тряпицей) и был тем талисманом, который открывает все замки.

Более того: обладание этим растением якобы должно сделать вас невидимым; а если вы будете носить его в кармане, вас не смогут ранить ни пуля, ни свинец.

Сербский расковник мог найти (или помочь в его поисках) только ёж.

Этот загадочный зверь определял её по запаху, срывал и подносил к яблоне, немедленно сбрасывавшей все созревшие плоды.

Все оставались довольны - и человек, и зверь получали желаемое.

Интересно, что в любом случае, независимо от источника, описание разрыв-травы совпадает - листья этой загадочной травы имеют форму крестиков.

И чаще всего там, в описаниях, упоминают четырёхлистный клевер, или Марсилию четырёхлистную (Marsílea quadrifólia). На самом деле это не совсем клевер, вернее, совсем не клевер, а один из видов водных папоротников рода Марсилия.

Папоротник...да ещё в ночь на Ивана Купалу... никому ничего не напоминает?

Впрочем, об этом немного погодя.

На роль разрыв-травы были и другие претенденты - бальзамин, молочай и даже цикорий.

Однако действительность оказалась куда более прозаичной и интригующей одновременно. И, добавлю, пугающей.

В 1984 году молодой (тогда) британский учёный Уинстон Амплфорт Смит (Winston Ampleforth Smith), исследуя некоторые аспекты нетрадиционных верований малочисленных западнославянских народностей (в основном вагров, ратари и мильчан), обратил внимание на упоминающееся в некоторых обрядах таинственное растение, первоначально ошибочно идентифицированное им как легендарный цветок папоротника. Тот самый, что помогает отыскивать клады.

Однако впоследствии, проанализировав и сопоставив массу других данных, исследователь отказался от этой гипотезы, и после многолетних трудов смог наконец уверенно опознать в разрыв-траве... камнеломку (Saxifrága), достаточно широко распространённую по всей Европе... и не только.

Излюбленные места произрастания камнеломки – скалы, склоны гор, горные леса, где она выбирает скальные трещины, зазоры между камнями. Её мощная корневая система способна разрушать структуру камней и извлекать оттуда весь необходимый набор питательных элементов. В дикой природе её можно увидеть в горных районах Северного полушария - на Кавказе, Памире, Тянь-Шане, Тибете, а также и в Африке, на горе Килиманджаро.

Цветки обладают пятью(sic!) лепестками, собраны в симметричные относительно центра метельчатые или зонтичные соцветия.

Однако, хотя и чрезвычайно редко, встречаются мутации с четырёхлепестковыми цветками, похожими на четырёхлистный же клевер до степени смешения.

Цветущая камнеломка. Если присмотреться, то можно заметить, что один из цветков в верхней части фото имеет четыре лепестка

Вот откуда пошла легенда о таинственных свойствах клевера! Да и папоротника тоже. Наши предки просто банально перепутали растения.

Только один из видов камнеломки, а именно Камнеломка тибетская (Saxifraga tibetica), обладает способностью в редчайших случаях, примерно 1 раз на 2 500 000, производить на свет уникальные экземпляры.

Установлено, что способность эта - результат работы рецессивного гена, образовавшегося(возникшего) в ходе продолжавшейся в течение многих поколений бомбардировки космическими лучами мест произрастания цветка на высотах более 6 000 метров над уровнем моря, где защитные свойства атмосферы существенно снижаются.

В Европу же мутант попал в виде спор, на копытах коней монгольских туменов, не ранее XIII века. Именно тогда возникают самые первые легенды о невероятном растении, и именно в тех районах, где монгольские завоеватели встретили наибольшее сопротивление, а следовательно, и провели больше времени, и понесли самые тяжёлые потери. Не только в людях, но и в конях.

Которые (и люди, и кони) до того прошли как раскалённый нож сквозь масло через средневековые государства Средней Азии - в первую очередь Хорезмское (откуда до Тибета - рукой подать... вот их туда и занесло), простиравшееся от Северной Индии до Каспийского и Аральского морей, а также от современного Ирана до Кашгара.

После чего пришли на Русь, в Польшу, Венгрию... впрочем, речь сейчас не о том.

Вернёмся к камнеломке.

Чем же она так опасна, почему, не проявляя никак себя на протяжении сотен лет, и оставив только след в фольклоре, пусть и необычный, привлекла такое внимание?

Всё очень просто.

Буквально за последние 20-25 лет, пока продолжались исследования, количество растений с четырёхлистными цветками, действительно способных крайне разрушающе действовать на металлы, в первую очередь сплавы железа, а также практически все горные породы, начало резко расти.

Установлено, что действующим агентом является чрезвычайно агрессивная растительная квазикислота, вырабатываемая специфическими вакуолями клеток сердцевины стебля (помните? нужен только стебель!)

Вот они, вакуоли-убийцы, тёмно-сине-зелёные. Фото под электронным микроскопом при увеличении в 5 000 раз, в отражённых рентгеновских лучах

Эта кислота избирательно действует на железо и кремний (причём исключительно на них), превращая эти элементы в ходе невозможной с точки зрения современной науки реакции в углерод и азот соответственно.

Вот косы и ломались, едва лишь перерезав стебель...и замки сами по себе (ага...) раскрывались, и стены рушились. И люди умирали от одного-единственного прикосновения - привет гемоглобину крови!

Их (растений) количество возросло от буквально десятитысячных долей процента до десятых.

И тенденция роста сохраняется.

И если вы думаете, что 0.1% - это пренебрежимо мало, попробуйте сами прикинуть, во что они превратятся через 10 лет, если допустить всего лишь ежегодное удвоение. Результат вас, мягко говоря, удивит.

Более того, расширяется ареал обитания разрыв-травы - первые экземпляры найдены на территории Германии, Австрии, Италии и Франции, а год назад цветок обнаружился в испанских Пиренеях.

При сохранении текущих тенденций, прогнозируется, что уже всего лишь через 10-15 лет тибетская гостья заполонит сначала всю Европу, а потом и весь мир, посредством разнесённых самолётами и морскими судами спор.

Будет уничтожена вся инфраструктура - железные дороги, мосты, тоннели, взлётно-посадочные полосы, здания, сооружения - всё это (и многое другое) в первую очередь железо и/или его сплавы.

Конечно, поиски (и активные) средств, способных если не предотвратить, то хотя бы минимизировать негативные последствия, ведутся.

Но, по оценкам учёных, ранее чем через несколько лет хоть каких-либо результатов ожидать, увы, не приходится.

Так что человечеству, возможно, придётся вернуться в бронзовый век, надолго, а может быть, и навсегда, забыв о привычном образе жизни.

Разумеется, это пока (пока!) всего лишь хотя и мрачный, но только прогноз... но также и руководство к действию для тех, кто понимает.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-interes.ru

РАЗРЫВ-ТРАВА

Рaсскaзывaют, что листы рaзрыв-трaвы имеют форму крестиков, a цвет подобен огню: рaспускaется онa в полночь нa Ивaнa Купaлу и держится не более пяти минут. Где рaстет - никому не ведомо; достaть ее весьмa трудно и сопряжено с большою опaсностью, потому что всякого, кто нaйдет ее, черти стaрaются лишить жизни. Если приложить рaзрыв-трaву к зaпертой двери или зaмку, они немедленно рaзлетятся нa чaсти, a если бросить в кузницу - ни один кузнец не в состоянии будет свaривaть и ковaть железо, хоть бросaй рaботу! Рaзрыв-трaвa ломaет и все другие метaллические связи: стaль, золото, серебро и медь. 

Против нее не устоит никaкое оружие, и рaтники дорого бы дaли зa облaдaние ею, потому что тогдa дaже сaмые крепкие доспехи не зaщитят врaгa. 

Волшебный ключ

 

Молодой воин отстaл от своей рaти, зaблудился и брел, устaлый, по опушке осеннего лесa. Вдруг услышaл он шипенье и увидел вокруг множество змей.

 

"Неужто нaстaл мой смертный чaс?" - подумaл он, однaко змеи словно не зaмечaли его. Все они стекaлись к невысокой горе, причем увидaл воин, что кaждaя берет нa язык кaкую-то трaвинку и кaсaется ею твердой скaлы; скaлa после этого открывaлaсь и змеи однa зa другою исчезaли в горе.

 

Воин тоже сорвaл трaвинку. Онa былa тaкaя острaя, что пaлец рaзрезaло до крови, но он стерпел боль и нaудaчу притронулся к кaмню. Трещинa рaзверзлaсь перед ним, и он вошел в глубь горы. Здесь все сверкaло серебром и золотом, посреди пещеры стоял золотой престол, a нa нем лежaлa огромнaя стaрaя змея. Вокруг спaли все прочие змеи, свившись в клубки, - спaли тaк крепко, что ни однa дaже не шевельнулaсь, когдa вошел воин. Он положил в сторонку свой меч и щит, лук со стрелaми, чтобы не мешaли, и долго бродил по пещере, то хвaтaясь зa золотые слитки, то нaбирaя пригоршни серебряных монет, то пересыпaя из горсти в горсть сaмоцветные кaмни. Зaбыл обо всем, не ведaл, сколько времени прошло. Вдруг шипение послышaлось вокруг: это просыпaлись змеи.

 

- Не порa ли нaм? - вопрошaли они громкими, свистящими голосaми.

 

- Теперь порa! - ответствовaлa огромнaя стaрaя змея, сползлa со своего престолa и поползлa к стене. Пещерa отворилaсь, и все змеи быстро поползли прочь.

 

Выскочил нa волю - и aхнул, ошеломленный. Где осенний желтый лес? Все сверкaло зеленой листвой, былa веснa. Тогдa воин понял, что пробыл в волшебной пещере всю зиму, и принялся брaнить себя зa то, что не нaбрaл себе золотa и дрaгоценностей. Вдруг он услышaл злобный крик.

 

Несколько всaдников мчaлись прямо к нему, зaнося мечи. А его оружие остaлось лежaть в пещере! Вот один из всaдников спешился, свирепо усмехнулся при виде беззaщитного человекa, зaнес меч… a молодой воин только и мог, что беспомощно выстaвить вперед руку и коснуться его щитa.

 

В ту же минуту из руки его вырвaлось плaмя, пронзило и щит, и пaнцирь, и грудь врaгa. Он упaл бездыхaнный. При виде этого прочие всaдники немедленно поворотили коней и пустились нaутек.

 

xn----7sbffg7cecoh3b.xn--p1ai