Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Растения – часть живой природы. Разнообразие растений. Разнообразие растений в природе


Урок-экскурсия в природу "Разнообразие растений"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ШАХОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

ШМО

Урок-экскурсия в природу на тему

«Разнообразие растений»

Учитель: Белякова С.В.

2015 год

Тема урока-экскурсии:  «Разнообразие растений»

Цель: систематизировать знания о разнообразии растений на Земле.

Задачи:

Развивающие:  развивать умение анализировать и различать по существенным признакам растения, умение определять цели предстоящей учебной деятельности, делать выводы, задавать вопросы, умение планировать своё высказывание по заданной ситуации, умение слушать и оценивать ответ по содержательности; развивать умения сравнивать растения и по отличительным признакам объединять в группы.   

Образовательные: повторить и обобщить материал о разнообразии, строении и систематики растений, расширить знания учащихся о природе.     

Воспитательные:  воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение видеть красоту природы.

Ход урока.

Учитель:

– Ребята, мы сейчас с вами пойдём на экскурсию.

А знаете ли вы правила поведения в природе?

Ваши знания проверим в виде игры.

(Дети сигнализируют: зеленый - да, можно; желтый - осторожно; красный - нет, нельзя)

Экологический светофор

Красный свет - природе вред!

Желтый - осторожно!

Свет зеленый - так красиво,

Лес сказал тебе спасибо!

1. Можно ли в лесу собирать лекарственные растения? (осторожно)

2. Можно ли разорять муравейники? (нет)

3. Можно ли собирать в лесу грибы? (осторожно)

4. Можно ли с поля, луга уносить букеты цветов? (нет)

5. Нуждаются ли в защите хвойные деревья? (да)

6. Можно ли из леса выносить яйца птиц, птенцов и детенышей животных? (нет)

7. Уходя из леса после похода, экскурсии, нужно ли убирать за собой мусор? (да)

Весёлая наука

Наглядно изучается:Из репчатого лукаЗелёный получается!

- О какой науке идёт речь? (о ботанике)

- Что изучает наука ботаника? (изучает растения)

Растения занимают четвертую часть живой природы, насчитывают около 500 тысяч видов. На территории нашей страны произрастает около 20 тысяч видов растений.

Чтобы разобраться в многообразии видов растений учёные делят все растения на группы.

Растения можно разделить на 2 группы: культурные и дикорастущие. За культурными ухаживает человек, дикорастущие растут сами.

Учитель оформляет первую версию на доске в виде схемы:

Поднимите руки, кто разделил растения на три группы.

Расскажите, по какому признаку вы это сделали.

(Деревья – береза, ель; кустарники – малина; травы – ромашка, папоротник. Главный признак, по которому мы разделили растения на группы это высота растений или ярусность)

- Одни растения живут в верхнем ярусе, другие ниже, а третьи и совсем  низко.

- Рассмотрите  таблицу.  Какие растения вы видите?

На какие 3 группы можно разделить растения?

- Деревья, кустарники и травы.

Поговорим о деревьях. Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону. Они не только дают нам кислород, но и защищают от пыли.

Деревья бывают двух видов – лиственные и хвойные. В чем различие хвойных деревьев и лиственных? Назовите лиственные и хвойные деревья.

- следующая группа растений это кустарники. Кустарник – это растение с несколькими небольшими стволами, с ветвями, начинающимися сразу от земли. Они ниже деревьев. Это смородина, малина, крыжовник, жимолость, сирень…

- Назовите известные вам кустарники.

Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками.  Живут травы недолго. Обычно один или два года. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту 7 метров. Также к травянистым растениям относится подсолнечник, зерновые и овощные культуры.

Жизненные формы растений

Деревья

Кустарники

Травы

Теперь поднимите руки те, у кого другие версии деления растений

Расскажите про свои версии.

(Растения можно разделить на две группы по признаку – среда обитания: вода или суша)

Учитель оформляет третью версию на доске

(Растения можно разделить на пять групп по среде обитания: в саду, в лесу, на лугу, в воде, в огороде)

Учитель оформляет четвертую версию на доске:

А теперь, как бы вы ответили на вопрос: Почему одни и те же растения можно разделить на большое количество групп? Ведь только в нашем классе появилось четыре версии, а если мы спросим взрослых людей, возможно, количество версий увеличится.

(Растения очень разные, у них много разных признаков, поэтому их можно разделить на много разных групп).

Заметили, вы несколько раз употребили слово “разные”.

Кто сможет назвать тему урока (Разные растения), (Разнообразие растений)

Учитель обращается к версиям на доске.

Итак, у нас возникло 4 версии, которые прозвучали от вас.

Учитель оформляет пятую схему на доске, в которой нет названий групп, но есть примеры.

Как вы думаете, а каким я признаком пользовалась?

Дети молчат

Я вам помогу

На доске появляется схема “Органы растения”

Что вы видите на доске (Схему с вопросительными знаками)

Кто выйдет и заменит вопросительные знаки словами.

(Ребенок выходит к доске и называет органы растений)

Теперь вы догадались, какой признак я использовала (У всех растений есть органы, вы разделили растения на группы по строению растений)

Вы сказали, что у всех растений есть органы, но ведь в моей версии 5 групп.

Что вас удивило? Какой вопрос у вас возникает? (Почему, по признаку органы растения вы разделили на пять групп, ведь у всех растений есть органы)

На этот вопрос мы будем отвечать, работая в группах, т.е. мы должны узнать, а все ли растения имеют все органы.

(Деление групп произвольное).

Каждая группа получает:

  1. Схему “Органы растений”.

  2. Таблицу и карточку.

  3. План выполнения работы:

  1. Рассмотрите версию учителя.

  2. Какие данные в ней отсутствуют.

  3. Заполните таблицу и схему.

  4. Расскажите о результатах своей работы.

Отчитывается каждая группа.

(Задания:

  1. Дополните мою версию, изменив вопросительные знаки на названия групп.

  1. Заполните таблицу о строении растений разных групп.

Проверка работы групп:

Какой вопрос мы себе задавали перед выполнением групповой работы?

(Почему растения разделяют на 5 групп по признаку “Органы растения”?)

Мы ответили на этот вопрос? (Да)

Давайте заполним итоговую таблицу и сформулируем ответ на наш вопрос.

Группа

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Семена

Водоросли

-

-

-

-

-

-

Мхи

-

+

+

-

-

-

Папоротники

+

+

+

-

-

-

Хвойные

+

+

+

-

-

+

Цветковые

+

+

+

+

+

+

Используя таблицу, сформулируйте ответ на вопрос:

Почему растения разделяют на пять групп по признаку «Органы растения», ведь все растения состоят из органов?

( Все растения разные. Водоросли не имеют органов. Мхи имеют только стебель и листья. Папоротники состоят из корня, стебля и листа, но не имеют цветков и плодов. Хвойные растения имеют корень, стебель, лист – хвою и семена, которые созревают в шишках. Только цветковые растения имеют все органы, поэтому они и господствуют на Земле).

1. Водоросли – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей  зеленого цвета. Третьи (морская капуста)  похожи на длинные бурые ленты. У водорослей нет известных нам органов.

2. Мхи – растут во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья,  но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

3. Папоротники – у них красивые листья, похожие на красивые перья.  Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Плодов, цветков и семян у них не бывает.

4. Хвойные растения -  это сосна, ель, можжевельник. Хвоинки – это их листья. У хвойных не бывает плодов и цветков. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.

5. Цветковые растения – это те растения, у которых есть цветки и плоды, они имеют и все другие органы.

Водоросли

У водорослей отсутствуют основные части растений: корень, стебель, листья, цветки и плоды с семенами. Слово «водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.

Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах.

По цвету, водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.

Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде.

Мхи

Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.

Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту имеют только стебель и листья. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.

На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.

Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.

Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная. Изо мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.

Папоротники

Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники. Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц. По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм. Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки. Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.

Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.

Голосеменные (Хвойные)

Хвойные деревья, их насчитывают всего около 600 видов. Включают сосну, лиственницу, ель, пихту, можжевельник и др. Обычно листья длинные, узкие, похожие на иглы, хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена, отсюда и другое название хвойных – голосеменные, т. е. семена не заключены в плод, они находятся на поверхности чешуи шишек. Почти все относятся к вечнозеленым. Сеть корней - стержневая или мочковатая система распространяется и на поверхности, и глубоко в почве.

Покрытосеменные (Цветковые)

Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела. У цветковых растений есть все органы.

Практическая работа.

Выполните задание на карточке.

Задание для самостоятельной работы на экскурсии «Разнообразие растений»

На участке в 1 ар найдите разные виды растений и запишите данные о них в таблицу.

Название растения

Жизненная форма (дерево, кустарник, трава)

К какой группе относится (мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные)

1

Ель

Дерево

Голосеменные

2

Малина

Кустарник

Покрытосеменные

3

Если Я сорву цветок,

Если ТЫ сорвешь цветок.

Если ВСЕ: и я, и ты –

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только Я и ТЫ –

Если МЫ сорвем цветы.

Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживаются, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида.

Природу надо не только любить и изучать, но и оберегать и охранять, те растения, которых осталось очень мало или они редко встречаются занесены в Красную книгу.

Каждый из вас слышал о ней, но не каждый знает ее историю.

В 1948 году  в небольшом городке недалеко от Парижа на международной конференции был организован международный союз охраны природы и природных ресурсов.

Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

Тогда была создана  специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составляла мировой список с пояснениями, в который входили и животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

Учитель:  А как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей, зеленой?

Красная книга, почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – СТОЙ! Остановись, еще один короткий шаг и может быть поздно!

- На земле исчезают цветы,

с каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты,

оставляет нам каждое лето.

- Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений.

Дерево, трава, цветок и птицы,

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

- И чтобы такое не случилось, мы должны помогать природе.

Нас много, ребята,

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас.

Учитель: Сохранить и сберечь этот чудесный, яркий и неповторимый мир – наша основная задача.

7.Итог урока.

- сегодня на экскурсии мы повторили материал о разнообразии, строении и систематики растений, расширили знания о природе.     

– Все свои сокровища природа отдает человеку и за все это просит только одного: беречь ее! Давайте же будем беречь нашу природу! Это зависит от каждого из нас. Старайтесь не уносить из природы ее сувениры: растения, насекомых, птиц, зверушек. Они должны жить на воле, радовать нас. А от общения с природой старайтесь уносить здоровье и бодрость, хорошее настроение, хорошие впечатления, желание помочь природе.

Чтение стихотворений учащимися:

1. Ты - человек. Любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

2. В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши.

Она - твой добрый давний лекарь,

Она - союзница души.

3. Не жги ее напропалую.

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую

Нас много, а она одна.

Рефлексия:

– Понравился ли вам урок?

- Продолжите предложение, выбрав начало словами… «Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)».

Домашнее задание:

оформить практическую работу.

Задание на карточке:

соедините стрелками названия органов растения и соответствующие функции органов.

  • Цветок

  • Семена

  • Корень

  • Плод

  • Лист

  • Стебель

  • Орган, поглощает минеральные вещества, необходимые для развития.

  • Орган растения, который растёт на побегах. С его помощью растение питается и дышит.

  • Орган растения, который растет вверх, по нему проходят питательные и минеральные вещества.

  • Орган, который образуется из цветка, в нем развиваются семена.

  • Орган растения, из которого развивается плод.

  • Органы растения, которые находятся в плодах, с помощью них растения размножаются.

Органы растения

multiurok.ru

Растения – часть живой природы. Разнообразие растений.

Вступительная беседа

– Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.С глубокой древности человек, собирая, а затем ,возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав ключевое слово.

Вы должны узнать ключевое слово

  1. Стоит над кручей богатырь могучий:Голова - до тучи, плечи пораздвинул,Руки пораскинул, пальцы узловаты,Силы непочаты...

(3 буква) Б

  1. Стоит в саду кудряшка -Белая рубашка,Сердечко золотое.Что это такое?

(2 буква) О

  1. Высока и зеленаБудет скошена она.Овцы, козы и коровыЕсть всегда её готовы

(1 буква) Т

  1. Только тронь -Отдернешь ладонь:Обжигает траваКак огонь. 

(3 буква) А

  1. На мне колючие иголки,Но я не пихта и не ёлка.Стройна, прекрасна, зеленаВесь год красавица ... . (сосна

(4 буква) Н

  1. Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила. А о чём она грустит, Никому не говорит.

(1 буква) И

  1. Сучки рогатые, Плоды крылатые, А лист - ладошкой, С длинной ножкой.  (1 буква) К

  1. Сладких ягод соберите,Для варенья припасите,От простуды, от ангиныС чем поможет чай? - С...

Последняя буква А

Буквы алфавита ботаника

М.о Ботаника – наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» – трава.

Слайд

Актуализация опорных знаний

Учёные  утверждают, что растения– живые организмы.А как вы думаете, это действительно так?– Учёные-ботаники делят царство растений на группы.

: “Разнообразие растений”

На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом  ботаника – наука о растениях.

– На какие вопросы будем искать ответы на нашем уроке?– На какие группы делится царство растений?– Что такое группа растений?– По каким признакам учёные разделили растения на группы?– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Попробуйте сформулировать цель урока.

Физкультминутка

Мы немного отдохнёмВстанем, глубоко вздохнём.Дети по лесу гуляют,За природой наблюдают.

Изучение нового материала

Хвойные  растения

Сообщение ученика: Хвойные растения –деревья и кустарники с листьями – иголками . К этой группе относятся, например, сосны, ели, пихты, лиственницы, кипарисы, можжевельники , секвойи.  У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных –вечнозелёные. Хвойные деревья делятся по сроку жизни листьев — на листопадные и вечнозелёные. В листопадных хвойных деревьев все листья теряют зелёную окраску и опадают. Например лиственница. В вечнозелёных хвойных деревьев листва находится на дереве в любой момент года, и смена листьев происходит постепенно, в течение всей жизни дерева. 

Сообщение ученика: Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т. к.запах сосны убивает всех микробов. Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов. У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.

Лиственные деревья

Первыми на Земле появились  хвойные виды деревьев. Произошло это в конце каменноугольного периода и лишь спустя десятки миллионов лет появились деревья лиственных пород.

Сегодня учёным известно около 650 видов хвойных деревьев.Видов лиственных деревьев значительно больше – счёт идёт на тысячи. Особенно поражает их разнообразие в тёплом и дождливом климате тропиков. 

. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена.

Дует ветер с юга, Дует ветер с вьюгой,И с востока налетает,Но меня он не сломает!Дуйте, ветры, - не боюсь –Дубом как-никак зовусь!

Клён под солнышком купался

И ладошкой умывался.

Осень красная пришла

Все ладошки обожгла.

Дождик пламя потушил,

Ветер ветки подсушил.

Желтые ладошки 

К нам летят в окошки.

Зябнет осинка,Дрожит на ветру,Стынет на солнышке,Мёрзнет в жару...

Дайте осинкеПальто и ботинки,Надо согретьсяБедной осинке.

Эта модница леснаяЧасто свой наряд меняет:В шубке белой – зимой,Вся в сережках – весной,Сарафан зеленый – летом,В день осенний – в плащ одета.Если ветер налетит,Золотистый плащ шуршит

Делим растения на группы

Деревья кустарники травы

Клен – это дерево или кустарник или трава?

Почему вы так думаете?

Берёза смородина сирень клевер тополь крапива малина сосна кукуруза шиповник лещина люпин

Рефлексия. Итог урока

Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.

–  очень интересно   ? –  остались вопросы    * –  урок понравился

  • Кто остался доволен своим результатом?

  • Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?

  • Что было самым трудным?

  • Что помогало вам справиться с заданиями?

  • Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?

  • Что полезного для себя  вы узнали на уроке?

  • Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?

Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо:

Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у ног моих...

multiurok.ru

Разнообразие растений в природе - начальные классы, уроки

Тема урока: «Разнообразие растений»

Цель урока: познакомить с основной квалификацией растений.

Задачи:

1. Выделить характерные особенности царства растений.

2. Развивать умение наблюдать, систематизировать.

3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Класс разделён на группы по 4 человека.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

1. Учитель раздаёт рабочие тетради с заданием по теме «Почва»

2. Фронтальный опрос:

- Что такое почва?

- Из чего состоит почва?

- Как образуется почва?

- Какие животные существа живут в почве и как они влияют на её плодородие?

III. Самоопределение деятельности.

Учитель загадывает загадку:

Дышат, растут,

А ходить не могут.

Зимой замирают,

Весной оживают,

Зелёными бывают.

Что это?

Учитель:

- Правильно, это растения.

IV. Работа по теме.

1. Учитель:

- На этом уроке мы поговорим о растениях. Они образуют леса и луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой. Как и всё живое растения дышат, растут, размножаются, при этом они могут поглощать вредные вещества, а выделять в окружающую среду кислород, которым мы дышим. И хотя растения очень разнообразны, многие из них имеют такие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод.

3. Учитель:

- Ребята, как вы думаете, маленький рост – это беда или не беда?

Из-за маленького роста многие неприятности минуют мхи. Например, ветер. Бывает так, что он рвёт и мечет – выворачивает с корнями деревья, обламывает кусты, треплет безжалостно травы. Ну а мхи, прижались к земле и ветра не боятся.

- Рассмотрите мох и послушайте о нём сообщение.

-Мхи - самые маленькие растения нашей планеты. Многие из них не выше нескольких миллиметров. Мхи в лесу обычно сразу не заметишь, трава для них, как для нас деревья. Живут они не в одиночку, а скучено, образуя коврики, подушечки. Так легче переносить холод и жару, легче сопротивляться вытаптыванию: и звери, и люди ходят по мхам, а мхи не исчезают. Устроены они не сложно: у них нет корней, не бывает цветков и плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Часто селятся во влажных местах. Не имея корней, они всем своим телом поглощают дождевые капли, снег, росу. Если присмотреться к мхам, то можно заметить, что над зелёными веточками поднимаются тонкие коричневые стебельки, на верхушках которых сидят маленькие коробочки. В них созревают споры, которые заменяют мхам семена. Существует несколько видов мхов. Мох сфагнум в переводе с греческого обозначает губка. Он может впитывать в себя много воды, больше, чем вата. Поэтому во время войны его использовали при перевязке ран. Кроме того им конопатили избы, а особенно бани.

- Рассмотрите картинку и скажите что это?

- Правильно, на папоротник. ( на доске появляется ещё одна табличка –папоротники)

- Папоротник в переводе означает «трава, перистая как птичье крыло». Когда-то в давние времена папоротники были основными растениями нашей планеты. Это были могучие деревья. Они росли на болотах. Целых 65 млн. лет продолжалось царствование папоротников. Но климат изменился, стало суше – папоротники стали вымирать. Многие виды папоротников исчезли, но некоторые выжили и стали скрываться от жарких солнечных лучей в тени деревьев. Отвары из его листьев заживляют раны, уменьшают боль.

- Ребята, скажите, а какие растения всегда живут в воде?

- Правильно, водоросли. ( На доске появляется новая табличка - водоросли).

Водоросли – это группа низших растений, содержащих хлорофилл. Они не имеют корней, стеблей, листьев, цветков. Водоросли обитают в воде. Они поглощают из воды углекислый газ и выделяют кислород, которым дышат живые организмы. Морские водоросли имеют бурый и красный цвет. Из них добывают йод, уголь, смолу, ацетон. Морскую капусту и морской салат употребляют в пищу. Морские водоросли прикрепляются ко дну водоёма корнеобразными выростами – ризоидами и тянутся на десятки километров, образуя подводные луга и леса.

Учитель:

- Нам осталось познакомиться ещё с двумя группами растений. (Самостоятельная работа по учебнику).

– Какие ещё две группы растений выделяют учёные?

(На доске появляются ещё две таблички – хвойные, цветковые)

– Как называется наука о растениях?

– Где растут водоросли?

– Где можно встретить мхи?

– Назовите хвойные растения.

– Какая из групп царства растений наиболее разнообразна?

10. Работа в рабочих тетрадях: з.1,2.3, с.29.

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Расставить под изображениями названия групп растений.

2. Выбери растения, которые не относятся к той же группе, что и остальные.

(Обучающий диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 кл., урок №8, з.6,8.)

VII. Рефлексия. Работа в группах.

1. Задание: нарисовать планету в одежде, которую создают разные группы царства растений. Пл

kopilkaurokov.ru

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа

Среди растений есть такие, тело которых не расчленено на отдельные органы. Поэтому их называют низшими растениями. К низшим растениям относятся, например, водоросли. Но у большинства растений тело состоит из органов, например, таких как побег (стебель с листьями и почками) и корень. Такие растения называют высшими. К ним относятся мхи, папоротники, хвощи, плауны, семенные растения. Большинство высших растений встречаются на суше, но есть и такие, которые растут в водоёмах (ряска, рогоз, камыш, элодея).

Вообще мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни. 

Одни растения радуют красивыми цветками и украшают наш дом, другие дают витамины, пищу, лекарства. Из древесины сосны, дуба и ели сделаны двери, полы, оконные рамы домов. Бумага для тетрадей и книг тоже получена в результате переработки растений.

Растения постоянно находятся с нами. Их можно видеть на подоконниках в школе, в кабинете биологии, во дворе у дома, на газонах, в огороде, в лесу, в поле и даже в реке, озере и море.

Одни растения живут очень долго, много лет, и поэтому их называют многолетними. Другие живут лишь несколько месяцев, не более одного года. Это однолетние растения.

В природе встречаются растения, у которых в первый год формируются только облиственные побеги и корни, а на второй год у них образуются цветоносные побеги и плоды. Это морковь, капуста, репа и др. Такие растения живут не один год, а два, поэтому их называют двулетними.

Общий внешний облик растений называют жизненной формой. 

Жизненная форма тополя, ели, яблони – дерево; смородины, сирени, шиповника  – кустарник; черника и брусника представляют собой кустарнички; пырей, клевер, лебеда, тюльпан, подсолнечник – травы. 

Многие растения, обладающие яркими цветками или листьями, привлекательным внешним видом, выращивают в садах, оранжереях и дома. Их называют декоративными. Некоторые из них еще недавно были дикорастущими.

Есть растения, которые обладают лечебным действием. Их используют в медицине и в ветеринарии (для лечения животных). Такие растения называют лекарственными.

Многие из них, например календулу и валериану, специально выращивают на полях, т.е. они стали культурными растениями.

Мир культурных растений велик и разнообразен, он постоянно пополняется новыми представителями, выведенными человеком.

Люди активно используют дикорастущие растения для своих потребностей, но недостаточно их охраняют. В результате многие дикорастущие "сухопутные" и морские растения находятся на грани уничтожения. Значительно сократилась в природе численность раннецветущих красивых "подснежников", таких как цикламен, галантус, тюльпан, печёночница, адонис, пион, сон-трава. Активно вырубаются деревья, исчезают леса. Из-за распашки целинных земель исчезают степные растения.

В результате охрана дикорастущих растений стала одной из важнейших задач нашего времени.

Дикорастущие и культурные растения – богатый источник различных продуктов питания и витаминов для человека, а также кормов для животных. Во всем мире растения используют как строительный материал, природное сырье для химических и других предприятий. Причем культурные растения человек выращивает и охраняет, а дикорастущие возобновляются сами.

Все растения – богатство Земли.

Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните задания № 2, 6, 7, 9, 10 и 11)

Растительный мир велик и многообразен. Среди растений различают низшие и высшие растения; есть культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные. Деревья, кустарники, кустарнички, травы – это разные жизненные формы растений, которые отличаются друг от друга внешним обликом. Все вместе они представляют многообразие растительного мира. 

< Предыдущая страница "Царство Растения"

biolicey2vrn.ru

Проект "Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие"

Урок – защиты проекта на тему:

 « Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие»

 Цели урока: - расширить, уточнить, обобщить представления школьников о разнообразии на Земле представителей флоры;

 - раскрыть роль растений в природе и жизни человека;

 - познакомить со способами сохранения растений на Земле;

- формировать учебные умения: сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с компьютером, дополнительной и справочной литературой;

- формировать у детей нравственное и эстетическое отношение к растениям как части живой природы;

 - привлечь учащихся к экологическим проблемам;

 - воспитывать в детях бережное отношение к природе.

 Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, схемы, диагностическая игра, презентация, выполненная в Роwer Point, учебник «Окружающий мир 3 класс. Автор Н.Ф. Виноградова», рабочая тетрадь № 1 «Учимся познавать мир» 3 класс.

 Выставка: книжка-малышка, фотоальбом, книги о растениях.

 Ход урока

I. Организация на работу.

Наш урок я бы хотела начать слова Ж.Ж.Руссо. «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много знаете и хорошо умеете делать, если будете ставить цели и стремиться к их достижению… » Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Руссо.

II. Актуализация знаний.

Заполнение схемы «Растение – организм»

Схема «Растение-организм»

III. Мотивация – 3 мин.

Выявить проблемы: учебник стр.36, 56.

 

IV. Применение знаний.

Защита проектов по поставленным проблемам.

 

1. Защита 1 группы – 7 мин. - доклад

Возможна ли жизнь на Земле без растений?

а) растение – источник пищи для человека и животного;

б) растения улучшают природную среду;

в) растения – материал для деятельности людей.

 

2. Защита 2 группы – 7 мин. - сообщение

Почему растения нуждаются в защите?

 

3. Защита 3 группы – 7 мин. - выступление

Как сохранить разнообразие растений на Земле?

 

4. Защита индивидуальных проектов, выполненных в разных версиях – 14 мин.

Презентации «Растения, которые занесены в Красную книгу»

 

V. Контроль за усвоением знаний – 5 мин.

Тестовая работа « Растения Земли»

 

VI. Подведение итогов – 2 мин.

Обобщение, выводы.

Выступление экспертной группы:

 

Состав экспертной группы

Завуч  начальных классов

Старшая пионерская вожатая

Выявить знания по предмету, умения применять знания информационных технологий.

 

Задача

Проанализировать работы, оценить сильные и слабые стороны.

Определить научный уровень проекта.

Удалось ли ученикам показать связь проблемы с изучаемой темой.

Отметить уровень организации.

Подвести итог, поощрить участников проекта.

  

Подведение итогов работы проекта

Результаты

Учеников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, отметить дипломами.

Поощрить каждого ученика, участвовавшего в выполнении проекта.

Поощрение

Общий приз всему классу за успешное представление проекта – поездка в г. Воронеж в областной краеведческий музей.

 

 VII. Рефлексия.

Вспомните свои впечатления на уроке.

Закончите предложения:

  1. Я _________работал на уроке.
  2. Я_________ работой каждого участника проекта.
  3. Я испытывал затруднения, когда____________.
  4. Реализация проекта _____________решит экологические проблемы.

www.openclass.ru

Видовое разнообразие растений

В исследовательской работе "Видовое разнообразие растений" необходимо было на примере выбранного участка природы рассказать о видах растений на нем, провести исследование их жизнедеятельности и сделать собственные выводы.

Но перед тем, приступить к знакомству с нашим докладом, давайте узнаем - какова роль растений в нашей жизни.

Планета растений.

Если бы инопланетяне задумали дать Земле имя по названию господствующей на ней формы жизни, то, скорее всего, в галактических каталогах Земля значилась бы как «Зеленая Планета» или «Планета Растений».Растения приносят на нашу планету жизнь. Они поглощают из атмосферы углекислый газ, а взамен поставляют кислород, без которого не может существовать большинство организмов.

В результате фотосинтеза ежегодно на Земле образуется примерно 150 млрд. т. органических веществ. За год растения выделяют до 200 млрд. т. кислорода. При этом 80% его производят морские водоросли и лишь 20% - наземные растения. Так что «легкими» нашей планеты сейчас, как и прежде, является Мировой океан. Впечатляет и тот факт, что более 90% всей биомассы Земли составляют растения (около 2 трлн. т. сухого органического вещества).

Царство растений неоднородно.

К низшим растениям относят водоросли - от простейших, одноклеточных, до морских гигантов длиной в десятки метров. Их тело не расчленено на органы. Листообразные выросты некоторых водорослей нельзя даже назвать примитивными листьями. Ткань, образующая эти «листья», практически ничем не отличается от ткани «стебля», от которого они отходят. В настоящее время ученым известно около 30000 видов водорослей.Все остальные растения, стимулом к развитию которых послужило освоение суши, называются высшими. У растений появились корни, стебли и листья. А разнообразие условий обитания отозвалось многообразием видов.

Отделы растений.

Эта обширная империя высших разделена на восемь отделов. Шесть из них относят к высшим споровым растениям. Около 350 млн. лет назад это были господствующие формы. Но сейчас два из этих отделов, риниофиты и псилофиты, известны только по редким окаменелостям.

Чуть больше повезло хвощам и плаунам. Разрозненные группы этих растений хоть и встречаются кое-где довольно большими скоплениями, но фактически находятся на грани вымирания.Из высших споровых в современном мире не потерялись, пожалуй, только мхи и папоротники. Если мхов насчитывается 25 тыс. видов, то папоротников вдвое меньше - 12 тыс. Зато они более заметны. Их немало в умеренных широтах, но основная часть отступила к тропикам. Там в лесах до сих пор растут древовидные папоротники, достигающие 25 м. в высоту.

Хозяева планеты.

Сегодня хозяевами планеты являются представители двух отделов, относящихся к высшим семенным растениям. Это голосеменные, к которым принадлежат хвойные породы деревьев, и покрытосеменные (цветковые). Голосеменных немного, всего около 800 видов.

Среди них нет трав, только деревья. И растут голосеменные там, где из-за суровых условий не способно выжить никакое другое дерево.

А на вершине растительного царства обосновались покрытосеменные. Всего насчитывается около 250 тыс. видов цветковых растений - больше, чем всех остальных, вместе взятых. Их объединяет не только наличие цветков, но и внутренние особенности. Все покрытосеменные делят на два класса: двудольные и однодольные.

 

 

Скачать бесплатно и без регистрации:
Vidy_rasteniy.pdf203 Скачивания

school-present.ru

Растения – часть живой природы. Разнообразие растений.

Вступительная беседа

– Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.С глубокой древности человек, собирая, а затем ,возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав ключевое слово.

Вы должны узнать ключевое слово

  1. Стоит над кручей богатырь могучий:Голова - до тучи, плечи пораздвинул,Руки пораскинул, пальцы узловаты,Силы непочаты...

(3 буква) Б

  1. Стоит в саду кудряшка -Белая рубашка,Сердечко золотое.Что это такое?

(2 буква) О

  1. Высока и зеленаБудет скошена она.Овцы, козы и коровыЕсть всегда её готовы

(1 буква) Т

  1. Только тронь -Отдернешь ладонь:Обжигает траваКак огонь. 

(3 буква) А

  1. На мне колючие иголки,Но я не пихта и не ёлка.Стройна, прекрасна, зеленаВесь год красавица ... . (сосна

(4 буква) Н

  1. Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила. А о чём она грустит, Никому не говорит.

(1 буква) И

  1. Сучки рогатые, Плоды крылатые, А лист - ладошкой, С длинной ножкой.  (1 буква) К

  1. Сладких ягод соберите,Для варенья припасите,От простуды, от ангиныС чем поможет чай? - С...

Последняя буква А

Буквы алфавита ботаника

М.о Ботаника – наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» – трава.

Слайд

Актуализация опорных знаний

Учёные  утверждают, что растения– живые организмы.А как вы думаете, это действительно так?– Учёные-ботаники делят царство растений на группы.

: “Разнообразие растений”

На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом  ботаника – наука о растениях.

– На какие вопросы будем искать ответы на нашем уроке?– На какие группы делится царство растений?– Что такое группа растений?– По каким признакам учёные разделили растения на группы?– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Попробуйте сформулировать цель урока.

Физкультминутка

Мы немного отдохнёмВстанем, глубоко вздохнём.Дети по лесу гуляют,За природой наблюдают.

Изучение нового материала

Хвойные  растения

Сообщение ученика: Хвойные растения –деревья и кустарники с листьями – иголками . К этой группе относятся, например, сосны, ели, пихты, лиственницы, кипарисы, можжевельники , секвойи.  У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных –вечнозелёные. Хвойные деревья делятся по сроку жизни листьев — на листопадные и вечнозелёные. В листопадных хвойных деревьев все листья теряют зелёную окраску и опадают. Например лиственница. В вечнозелёных хвойных деревьев листва находится на дереве в любой момент года, и смена листьев происходит постепенно, в течение всей жизни дерева. 

Сообщение ученика: Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т. к.запах сосны убивает всех микробов. Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов. У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.

Лиственные деревья

Первыми на Земле появились  хвойные виды деревьев. Произошло это в конце каменноугольного периода и лишь спустя десятки миллионов лет появились деревья лиственных пород.

Сегодня учёным известно около 650 видов хвойных деревьев.Видов лиственных деревьев значительно больше – счёт идёт на тысячи. Особенно поражает их разнообразие в тёплом и дождливом климате тропиков. 

. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена.

Дует ветер с юга, Дует ветер с вьюгой,И с востока налетает,Но меня он не сломает!Дуйте, ветры, - не боюсь –Дубом как-никак зовусь!

Клён под солнышком купался

И ладошкой умывался.

Осень красная пришла

Все ладошки обожгла.

Дождик пламя потушил,

Ветер ветки подсушил.

Желтые ладошки 

К нам летят в окошки.

Зябнет осинка,Дрожит на ветру,Стынет на солнышке,Мёрзнет в жару...

Дайте осинкеПальто и ботинки,Надо согретьсяБедной осинке.

Эта модница леснаяЧасто свой наряд меняет:В шубке белой – зимой,Вся в сережках – весной,Сарафан зеленый – летом,В день осенний – в плащ одета.Если ветер налетит,Золотистый плащ шуршит

Делим растения на группы

Деревья кустарники травы

Клен – это дерево или кустарник или трава?

Почему вы так думаете?

Берёза смородина сирень клевер тополь крапива малина сосна кукуруза шиповник лещина люпин

Рефлексия. Итог урока

Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.

–  очень интересно   ? –  остались вопросы    * –  урок понравился

  • Кто остался доволен своим результатом?

  • Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?

  • Что было самым трудным?

  • Что помогало вам справиться с заданиями?

  • Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?

  • Что полезного для себя  вы узнали на уроке?

  • Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?

Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо:

Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у ног моих...

multiurok.ru