Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Урок биологии на тему: РАЗНООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ. Разнообразие растений урок биологии


Разнообразие растений - биология, уроки

Конспект урока по учебной дисциплине Окружающий мир для 3 класса

Тема урока: «Разнообразие растений»

Цель урока: познакомить с основной квалификацией растений.

Задачи:

1. Выделить характерные особенности царства растений.

2. Развивать умение наблюдать, систематизировать.

3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Ход урока

I Организационный момент.(мотивация)

Орешек знаний тверд,

Но все же мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет –

Девиз урока «хочу все знать».

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания:

1. Учитель раздаёт карточки-задания по теме «Почва»

2. Фронтальный опрос:

- Что такое почва?

- Из чего состоит почва?

- Как образуется почва?

- Какие животные существа живут в почве и как они влияют на её плодородие?

- Для чего нужна почва?

III. Самоопределение деятельности.

Загадка

Дышат, растут,

А ходить не могут.

Зимой замирают,

Весной оживают,

Зелёными бывают.

Что это?

-Определите тему урока.

IV. Работа по теме.

-Что вы знаете о растениях? (заполняется 1 столбик таблицы)

знаю

Хочу узнать

узнал

-Что вы хотели узнать о растениях? (заполняется 2 столбик таблицы)

Работа с учебником.

-Прочитайте параграф учебника и на полях знаком + отметьте то, что вы не знали о растениях.

-Что нового вы узнали? (заполняется 3 столбик таблицы)

Работа в парах

- Составь кластер со словом растения. (ученики классифицируют растения)

- Ребята, как вы думаете, маленький рост – это беда или не беда?

(дополнительные сведения учителя)

Из-за маленького роста многие неприятности минуют мхи. Например, ветер. Бывает так, что он рвёт и мечет – выворачивает с корнями деревья, обламывает кусты, треплет безжалостно травы. Ну а мхи, прижались к земле и ветра не боятся.

-Мхи  - самые маленькие растения нашей планеты. Живут они не в одиночку, а скучено, образуя коврики, подушечки. Так легче переносить холод и жару, легче сопротивляться вытаптыванию: и звери, и люди ходят по мхам, а мхи не исчезают.

-Что вы узнали о мхах?

- Что это? (показывается большое перо птицы ) 

- Рассмотрите природный материал и скажите на что похоже это перо?

- Правильно, на папоротник.

-Что вы узнали о папоротниках?

(дополнительные сведения)

- Папоротник в переводе означает «трава, перистая как птичье крыло». Когда-то в давние времена папоротники были основными растениями нашей планеты. Это были могучие деревья. Они росли на болотах. Целых 65 млн. лет продолжалось царствование папоротников. Но климат изменился, стало суше – папоротники стали вымирать. Многие виды папоротников исчезли, но некоторые выжили и стали скрываться от жарких солнечных лучей в тени деревьев. Отвары из его листьев заживляют раны, уменьшают боль.

- Морская капуста что это?

(Дополнительные сведения о водорослях)

Водоросли – это группа низших растений, содержащих хлорофилл. Морские водоросли имеют бурый и красный цвет. Из них добывают йод, уголь, смолу, ацетон. Морские водоросли прикрепляются ко дну водоёма корнеобразными выростами – ризоидами и тянутся на десятки километров, образуя подводные луга и леса.

– Какие ещё две группы растений выделяют учёные?

– Какая из групп царства растений наиболее разнообразна?

Самостоятельная работа

-Дополните сведения в таблицу

Работа в рабочих тетрадях: з.1,2.3, с.29.

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Расставить под изображениями названия групп растений.

2. Выбери растения, которые не относятся к той же группе, что и остальные.

(Обучающий диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 кл., урок №8, з.6,8.)

VII. Рефлексия. Работа в группах.

- Прочитайте таблицу, которая у нас получилась.

-Что нового для себя вы узнали?

- На все ли вопросы второго столбика таблицы получили ответ?

- Какие вопросы остались неудовлетворенными?

- Выберите из них заинтересовавший вас вопрос. (работа в группах ,задание выполняется к следующему уроку)

- Оцените свою работу на уроке.(смайликом)

VIII. Домашнее задание. С.69-73, ответить на вопросы, рабочая тетрадь. с.31, з. 7,8.

kopilkaurokov.ru

Разработка урока "Разнообразие растительного мира"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Алтайский район

с. Новороссийское

МБОУ Новороссийская средняя общеобразовательная школа

Сценарий урока (6 класс) на тему

«Разнообразие высших растений»

Автор-составитель

Чернова Галина Александровна,

учитель биологии.

с. Новороссийское, 2015 год

Цель урока: знакомство с разнообразием высших растений планеты.

Задачи: сформировать представление о многообразии дикорастущих растений;

познакомить с разнообразием мест обитания;

познакомить с некоторыми представителями местной флоры;

выяснить значение растений для жизни человека;

продолжить развитие интереса к изучаемому предмету;

развитие творческих способностей учащихся, умения выступать перед аудиторией;

развитие умений работать с дополнительными источниками информации – дополнительной литературой и сетью INTERNET;

развитие умений наблюдать, анализировать, делать выводы;

воспитывать толерантное отношение к культуре других народов, чувство прекрасного, любви к природе, бережного к ней отношения.

Тип урока: урок – игра.

Подготовка к уроку:

Заранее среди учащихся класса назначаются журналисты и распределяются роли. Учитель – роль мисс Флоры. Журналисты: Корешок, Стебелек, Тычинка, Цветочек, Лепесток, Пестик. Эти же учащиеся самостоятельно находят информацию о растениях, которые предлагает учитель, а так же, возможно, будет найдена информация о растениях, которые заинтересовали этих детей. После этого совместно с учителем составляются репортажи с места событий. Идет подготовка костюмов и «снаряжения». Подготовка с ребенком «танца шамана», костюма и его выступления; подготовка выступления с ребенком, который будет изображать Ричарда Шомбурда; подготовка детей, которые будут водить хоровод возле березы.

Совместно с этими детьми, обязательно составляется электронная презентация данного урока, именно она будет одним из главных звеньев данного урока.

Оборудование: ПК, мультимедиа, большой экран (желательно 3 на 4м), стоящий на полу, или навести мультимедийное устройство на ровную белую стену, гербарий растений, игрушечная собачка, искусственный цветок, противогаз.

Примечание: значком * показан момент, когда нужно сменить фото или анимацию на слайде. Репортажи о растениях представлены с примерным их описанием, их можно сократить, либо дополнить.

Урок соответствует требованиям ФГОС

Ход урока

I. Орг. момент

(На экране слайд №1)

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас не обычный урок (слайд №2). Он будет проходить у нас в виде телевизионного журнала* «Вокруг света за 45 минут»*. И здесь вы сегодня не увидите учителя, а с вами будет работать… разрешите представиться, мисс Флора (учитель надевает элементы костюма) – я главный редактор нашего журнала, а так же разрешите представить моих корреспондентов- помощников, очень увлеченных своей профессией: Корешок, Стебелек, Тычинка, Цветочек, Лепесток, Почечка.

II Вводное слово учителя

Велик растительный мир Земли. Огромное количество растений, разнообразных по размерам, внешнему виду, биологическим особенностям населяют нашу планету.

Растения – это многообразная группа живых организмов, сегодня мы с вами в этом убедимся. Тема нашего урока «Разнообразие растительного мира». Цель нашего урока – познакомиться с разнообразием растительного мира. Мне бы хотелось, чтобы на уроке вы и немного отдохнули, окунувшись в удивительный мир растений. Итак, мы начинаем.

III Проведение телевизионного журнала

Учитель (далее в роли мисс Флоры): И еще раз здравствуйте. Мы начинаем наш киножурнал «Вокруг света за 45 минут». Сегодняшняя наша программа посвящается растениям. И сегодня вы увидите наши рубрики (слайд №3)*: «Знакомые незнакомцы»*, где Цветочек, Стебелек, Тычинка расскажут вам о растениях нашей республики, здесь мы побываем даже в гостях у шамана, посетим священный обряд поклонения символу Росси – березе, попробуем добыть цветок папоротника; рубрика «Гости - рекордсмены издалека*, мы вместе с нашими корреспондентами Корешком, Стебельком, Почечкой и Пестиком побываем в гостях у необычных растений других зон обитания и узнаем о них много интересного, а так же познакомимся с интересными людьми.

Представляем наши репортажи с места событий в рубрике «Знакомые незнакомцы» (слайд №4). С какими же растениями нашей республики познакомят нас наши корреспонденты?

Цветочек?!

Цветочек: (выходит с игрушечной собачкой на поводке) Мисс флора!? Я на связи. (сл№5) Сегодня мы с вами встречаемся ночью, но не простой ночью, сегодня волшебное время - ночь с 6 на 7 июля, которую в народе называют Купальской. У народов считается, что в это время все лекарственные растения набирают в себя все полезные вещества. А еще из поколения в поколение бытует легенда, что в эту ночь расцветает папоротник*. Бесстрашные люди отправлялись в чащу в надежде найти там цветок папоротника, который будто бы распускается раз в году и именно в ночь на Ивана Купала. Цветок этот яркий, будто огонь горит — заметить его легко, да вот сохранить трудно. Вокруг цветущего папоротника просто клубится нечисть: очень он им нужен, а сорвать его они не могут. Поэтому и ждут человека, который сделает эту работу за них. Ну, а как цветок папоротника будет сорван, начнут они предлагать за него любые богатства, будут пугать и соблазнять. Горе тому, кто оглянется — пропадет. Если же выдержит смельчак все испытания, сорвет этот цветок и на него наступит, то обогатится — цветок покажет своему хозяину все клады, которые лежат под землей, а так же его хозяин будет понимать голоса животных и птиц.

Сейчас мы с моим Бобиком попробуем найти цветок папоротника. На моих часах 11часов 55 минут. Здесь невдалеке растет папоротник (слайд №5), мы попробуем подобраться к нему в темноте и увидеть все своими глазами. (Далее под страшную музыку Цветочек подползает к цветку папоротника (на слайде он расцвел), изображает, что сорвала цветок* (на слайде цветок исчезает), незаметно вынув искусственный цветок из рукава, наступает на него)*.

Цветочек: Это, конечно только легенда. Но мы то с вами знаем, что этого не может быть, ведь папоротник относится к высшим споровым растениям и размножается он не семенами, а спорами и поэтому никогда не цветет. На этом я заканчиваю свой репортаж с места событий. Уходит и разговаривает с Бобиком: «Ну, что Цветочек, Цветочек. Мне тоже, знаешь, как страшно было. Сейчас придем, я тебя накормлю. Ну, «Педи гри», так «Педи гри». Ладно, куплю. Как скажешь».

Мисс Флора: А сейчас мы с вами отправимся с нашим корреспондентом Стебельком в гости к настоящему шаману. (сл №6)*

Играет хакасская музыка и шаман исполняет ритуальный танец. При этом он окуривает помещение дымом чабреца.

Стебелек: Добрый день, дорогие наши телезрители. Сейчас нам посчастливилось побывать на очень интересном обряде изгнания злых духов. «Ну а причем же здесь растения?» - спросите вы. Внимательный зритель видел, что шаман окуривал помещение дымом какого-то растения. Давайте узнаем, что это за растение. Обращается к шаману:

- Уважаемый господин Голос Медведя, вы не откроете секрет, что за растение Вы применяли для своего обряда?

- Какой же это секрет? Это растение вы все знаете, по-хакасски он называется ирбен, а по-русски в народе - чабрец, богородская, трава*. По - научному тимьян ползучий.

- О! Глубокие научные познания! Ну а расскажите нам, пожалуйста, поподробнее, что за целебные силы у этого растения?

- Ирбен в древности применялся как дезинфицирующее средство, дымом которого очищали помещение от всякой нечисти. Больного начинали окуривать с ног, затем кадили над головой и заканчивали окуриванием постели и жилища (начинает опять окуривать корреспондента и зрителей).

Алас – алас! Умывшись водой из молочного озера,

Окурившись богородской травой из горы Сумеру,

Пусть человек очистится от злых сил!

Пусть дьяволы вернуться в свой мир!

Пусть жилище станет чистым и красивым.

Алас – Алас!

- Спасибо за интересный рассказ и за лечение.

Мисс Флора: Спасибо, коллега. А у нас на связи с места событий наш корреспондент Тычинка. (сл №7)

Тычинка: Приветствую вас, господа. Я сейчас нахожусь в одном поселении, жители просили не раскрывать его названия. Ну а растение, о котором идет речь, вы сейчас видите рядом со мной (слайд на экране и на сцене маленькое деревце березы (использовать сушняк в лесу) в крестовине с наклеенными на него листочками из бумаги). Среди многих тысяч видов деревьев, произрастающих на территории России, береза, занимает одно из ведущих мест. По представлениям языческих славян эти деревья росли в саду богини Берегини и у них были бессмертные корни: засыхал один корень, вырастал другой. Это была мечта о вечной жизни.

Языческий праздник Семик численно совпадал с троицей. Постепенно эти два праздника слились, и в дни празднования Троицы отмечаются обряды.

Далее выходят 4 девушки в русских костюмах, водят хоровод вокруг березы и поют:

Радуйтесь, березы, радуйтесь зеленые!

К вам девушки идут, к вам красные,

К вам пироги несут, лепешки, яичницы.

Далее девушки плетут венок и поют:

Мы пойдем в лесок, мы сплетем венок.

Белая березонька, милости просим к нам.

Выходят 3 парня и вместе с девушками поют:

«Пойдем, девоньки, во луга - лужочки.

Мы завьем веночки на ягоды добрые,

На жито густое, на ячмень колосистый,

На овес росистый, на гречку черную, на капустку белую.

Далее участники садятся под березку, привязывают к ней ленточки.

Тычинка: Под березкой угощались, просили добрых духов, а позже Бога повлиять на урожай. Потом срубленную березу уносили, (участники уносят ее) и бросали либо в воду, либо в поле. Считалось, что брошенная береза в воду, предохраняла от засухи, а брошенная в поле, защищала от плохого урожая.

До новых встреч, друзья!

Мисс Флора: Какие удивительные растения окружают нас! Спасибо нашим коллегам за столь интересные и познавательные репортажи. А далее мы с вами посетим рубрику «Гости - рекордсмены издалека». (сл № 8) Передаем слово нашим корреспондентам. На связи у нас Корешок.

Корешок: Всем привет! А рассказать мне хочется о цветках. Вы знаете, какие из них самые маленькие и самые большие?

Самым маленькие по размеру цветки у растения плавающей ряски из Австралии, (сл №9) диаметр всего растения составляет всего 0,1 мм. Какого же размера цветок, даже представить трудно – его можно разглядеть только при помощи увеличительных приборов, его размер 0,250 мм.

Но есть среди растительного мира рекордсмены с огромными цветками.

В 1818 во время путешествии по острову Суматра исследователи Жозеф Арнольд и Томас Раффлез обнаружили перед собой громадный, раскинувшийся по земле цветок. (сл №10) В нем было все необычно: окраска, величина, отсутствие стебля и листьев. Диаметр цветка достигал 1 метра! Толщина его мясистых лепестков равнялась 5 см, а вес достигал 7 кг. В честь открывших его ученых этот цветок был назван Раффлезией Арнольди.

Раффлезия — растение-паразит, которое, подобно вампиру, питается соком определенного сорта деревьев. Причем, эти деревья должны расти неподалеку от реки, куда слоны устремляются на водопой. А нужны они для того, чтобы, раздавив цветок-гигант, слоны могли разнести по всему лесу прилипшие к ногам его семена. Семена эти маленькие и их очень много. Если попадут они на сухую почву, то умрут. Да только у реки — влажная почва.

Попробую и я подойти поближе к этому цветку и вкусить его чудесный аромат.*(Подходит к цветку на экране, машет руками, затыкает нос, надевает противогаз) Отходит от экрана и продолжает рассказ: Вместо присущего всем цветам аромата, этот цветок источает отвратительный запах гнилого мяса, друзья мои. Оказалось, что этот цветок опылялся мясными мухами. Далее не могу проводить репортаж (делает вид, что очень дурно вокруг пахнет), выбираюсь на свежий воздух.

Мисс Флора: Спасибо, коллега. Надеемся, что Вы будете себя чувствовать хорошо. Передаем слово нашему корреспонденту Стебельку.

Стебелек: На связи.

Среди водных растений так же встречаются рекордсмены. (сл №11) В джунглях Амазонки много удивительных растений. В 1837 году английский путешественник Ричард Шомбург сделал здесь важное открытие. Впрочем, дадим слово ему самому.

Ричард Шомбурд: Я задумчиво смотрел на расстилавшуюся вокруг меня водяную гладь, — как вдруг какой-то удивительный предмет вдали приковал к себе мое внимание. Я стал ускоренно продвигаться к нему в своем челноке. Скоро я очутился перед одним из чудес растительного мира и забыл все свои тревоги и горести!* Передо мной расстилались гигантские листья, имевшие больше полутора метров в поперечнике, сверху ярко-зеленого цвета, снизу светло-фиолетового, грациозно плававшие на воде. Распустившийся цветок* имел 30 сантиметров в поперечнике и состоял из сотен лепестков. Ни с чем несравнимая прелесть этой водяной лилии соединяется с чудным ароматом.

Стебелек: Сенкью, Ричард! Следует добавить, что это чудо вы назвали Викторией, в честь английской королевы. Спустя некоторое время этот цветок стали называть еще Регией, то есть — Викторией царственной.

Листья Виктории выдерживают груз до 50 килограммов, чем и примечательно данное растение. Детям можно на нем покататься.*

МиссФлора: Благодарю, коллега, очень интересно. Передаем слово нашему следующему корреспонденту Почечке.

Почечка: Я сейчас нахожусь в одном удивительном месте Северной Америки. (сл №12) Здесь растут самые высокие и долгоживущие деревья (их возраст 4 тысячи лет и больше) — секвойи.

Самое крупное из достоверно измеренных в прошлом веке деревьев росло в Национальном парке секвой США, имело высоту 120 м и называлось «Отец лесов». Самая высокая из ныне живущих секвой растет в штате Калифорния. Ее высота в 1990 году составляла 110 м и 33 см. Дерево имеет собственное имя – «Говард Либби». Это хвойное нецветковое растение.* Полюбуйтесь на них* (показ видеофрагмента).

Эти деревья американцы обнаружили лишь в XIX веке. Всего было найдено 72 рощи, и каждое дерево в них получило собственное имя: "старый холостяк", "три сестры", "хижина рудокопа", а упавшее дерево с дуплом, в которое мог въехать всадник, нарекли "школой верховой езды". Есть даже секвойя, носящая имя писателя Марка Твена.

Предприимчивые дельцы купили эти рощи, и за деньги пускали туда туристов*. Ну, в самом деле, где еще можно увидеть туннель, прорезанный в стволе, куда свободно проезжает конный экипаж. Этот туннель существует и сейчас — по нему проложена дорога, и потоком идут машины.

Где еще на пне может разместиться оркестр и шестнадцать пар танцоров!

К сожалению, эти пни и туннели сделали люди специально, чтобы показать, как велики секвойи, и заработать на этом немалые деньги. Счастье хоть в том, что гиганты чрезвычайно живучи: их можно изувечить, но убить очень трудно*.

Решили специально для выставки срубить одну из самых высоких секвой — не получилось: пилы очень быстро тупились. Тогда пошли в дело мощные сверла. Почти месяц пять рабочих старались с разных сторон продырявить ствол. Но и тогда дерево не упало. Секвойя рухнула на землю лишь после того, как шквал ураганного ветра налетел на ее изрешеченное тело. Удар был подобен землетрясению. Ствол развалился на несколько кусков, а ветви глубоко врезались в землю. Вывезти упавшего гиганта из леса так и не удалось. Доставили только ободранную с него кору. В Сан-Франциско из нее собрали огромную круглую комнату, высотою в семь метров. Внутри поставили пианино и устроили сиденья для 40 зрителей.

Увы, на этом издевательства над секвойями не закончились. Лесоруб Траск решил обогатиться, обокрав дерево, которое было известно как "Мать Леса". Он вбивал в ствол железные скобы, чтобы добрался до верхушки, а затем снял кору с дерева и отправил "древесную одежду" в Лондон.

Обычно деревья без коры умирают. "Мать Леса" выжила. Она возвышалась над кронами деревьев, укоряя своим видом людей за их жадность и неоправданную жестокость. И сейчас, спустя многие годы, американцы краснеют, вспоминая чудовищный поступок Траска.

Надо сказать, что новые деревья появляются очень редко, но, с другой стороны, никто не видел, как секвойи умирают от старости. Именно об этом писал Росс, главный лесничий Национального парка секвой в Калифорнии: "Еще никто не видел гигантскую секвойю, умирающую по старости. Те же стволы, которые покоятся на земле, упали не из-за возраста, а по причине стихийного бедствия".

Мисс Флора: Благодарим за рассказ. Передаем слово нашему корреспонденту Пестику.

Пестик: Привет! Привет! Мне хочется рассказать сразу о нескольких растениях.

Самым древним деревом на нашей земле считается Гинкго двулопастный (сл №13) – предшественник хвойных деревьев, широко распространенное в мезозойскую эру растение. Родиной его считаются леса Юго-Восточного Китая.

Какое дерево самое толстое? Это, конечно, африканский баобаб (сл №14). При сравнительно небольшой высоте (10 – 12 метров, редко 20 – 25 метров) ствол баобаба достигает диаметра 4 – 10 метров*. Рекордный экземпляр имеет в обхвате 54,5 метра. Баобаб – долгожитель среди растений. Продолжительность его жизни 2 – 3 тысячи лет, хотя многие биологи утверждают, что некоторые из баобабов доживают до 4 – 5 тысяч лет.

Рекордсменом по площади, занимаемой кроной, считается индийский баньян (сл №15). Это дерево образует на боковых ветвях огромное количество воздушных корней, которые, достигнув земли, укореняются и превращаются в ложные стволы. В результате огромная крона дерева держится на своеобразных подпорках.

Самый известный из баньянов растет в ботаническом саду города Калькутты. В 1929 году, когда производились измерения, окружность его кроны превышала 300 метров, а число ложных стволов 600.

Мисс Флора: Итак, мы заканчиваем свой рассказ об удивительных растениях. Вот такие интересные растения обитают на нашей прекрасной планете Земля. До новых встреч!

Учитель: Мы познакомили вас с отдельными представителями зеленого царства. Думаю, что наш урок никого сегодня не оставит равнодушным. Говоря сегодня об отдельных представителях растений, вы не могли не услышать о разном к ним отношении. В старину человек обожествлял растения, наделял их целебной силой. Позже же появилось к ним абсолютно другое отношение. Человек стал уничтожать растения. Ничего и сейчас не стоит без всякой на то причины сорвать растение, и при этом не задумываться о том, что ты его убил. Ничего не стоит вырубать вековые леса на планете, забыв о том, что это наша фабрика по производству кислорода. Ничего не стоит ради забавы весной поджечь наши степь и лес и, тогда в огне погибает все живое. Как страдает наша природа! Если бы растения и животные умели говорить! Что бы мы услышали!? Только стон, боль и плач. Это горькая действительность нашего времени.

И здесь мне хочется прочитать стихотворение замечательного поэта Рамсула Гамзатова. Вдумайтесь в эти слова. (во время стихотворения идет показ видеофрагмента «Вальс цветов» на слайде №16)

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы как люди плачут,

И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад-

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

IV Закрепление (разноуровневое)

Во время выполнения заданий на экране смена фотографий растений, с приятной тихой музыкой

1. Обязательное для всех задание. Заполнить таблицу

(максимальное количество баллов 2):

Рассказ о каком растении вам запомнился?

Какая информация о нем вам показалась особенно интересной?

О каких растениях вы бы еще хотели узнать.

2. Выберите какое дерево есть в природе (максимальное количество баллов 3): Золотое дерево, алмазное дерево, железное дерево, каменное дерево, клюквенное дерево, земляничное дерево, смородиновое дерево, черничное дерево, хлебное дерево, конфетное дерево.

3. Викторина (максимальное количество баллов 5)

1. Что называют белым золотом? (хлопок)

2. Какие растения образовали залежи каменного угля? (папоротники)

3. Какой цветок изображен на государственном флаге Японии? (хризантема)

4. Какое из хвойных деревьев иначе именуют сибирским кедром? (сосну сибирскую)

5. В американском штате Айдахо этому растению поставили памятник из чистого золота. (кукуруза)

V Подведение итогов.

Подсчет баллов (методику расчета см. в приложении 6)

VI Домашнее задание

Распечатывается на отдельном листочке каждому учащемуся.

Обязательное задание: Выучить § 11 (по учебнику Пасечника), заполнить тетрадь на печатной основе по этому параграфу. Опираясь на материал учебника, составить общую классификацию растений в виде схемы.

Творческие задания: Составить свой фоторепортаж о любом интересном для тебя растении. Подготовить электронную презентацию на темы: «Красота родного края», «Представители зеленого царства». Составить кроссворд по теме. Составить тест по теме. Составить ботаническую экскурсию на тему «Растения Хакасии» с использованием ПК.

VII Рефлексия. (Как пример – прикрепить к доске рожицу, которая выразит какое у тебя настроение после урока. Так же см. приложение 3)

Список использованной литературы

  1. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов.- Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996

  2. Денисова Г.А. Удивительный мир растений.- М.: 1981

  3. Дронова О.Н. Хрестоматия по биологии: Бактерии. Грибы. Растения.- Саратов: Лицей, 2002

  4. Прокопьев О.Н. Удивительное рядом.- М.: 1973

  5. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике.- М.: Просвещение, 1978

kopilkaurokov.ru

Урок биологии на тему: РАЗНООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

Автор: Орлова

Ольга Владимировна,

МОУ СОШ 9

с углубленным изучением английского языка

учитель химии и биологии

г.Таганрог.

6 класс.

ТЕМА:

РАЗНООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

ТИП:

обобщение и систематизация знаний

(с применением игровой технологии).

ОБОРУДОВАНИЕ:

плакаты с кроссвордом и опорным конспектом, раздаточный материал в конвертах с заданиями для команд, фломастеры, живые растения, карточки с загадками, таблица для фиксирования счета команд, часы.

ЦЕЛИ:

1.сформировать представления о значении и разнообразии растений

2.развивать умение работать с текстом

3.развивать память

4.воспитывать коллективизм

5.повышать культурный уровень учащихся.

ХОД УРОКА.

Деятельность учителя

Здравствуйте, ребята.

Наш сегодняшний урок не совсем обычный, почему – вы скоро узнаете. А пока ответьте мне на несколько вопросов:

-Какие растения вы знаете?

-Где они обитают?

-Как вы считаете, какую роль играют растения в природе и жизни человека?

Чтобы побольше узнать о том, как разнообразны растения и какова их роль, мы встретились сегодня на уроке, тему которого вы можете, наверное, определить сами.

Посмотрите на доску – тему вы угадали (открыть доску с написанной темой).

Давайте теперь определимся с целями нашего урока.

Чтобы достичь этих целей, мы сегодня поиграем:

вы разделились на 3 команды,

выбрали себе капитанов,

жюри,

ведущего.

Каждая команда преодолеет несколько конкурсов и будет оценена нашим строгим жюри.

На ваших столах есть конверты с заданиями для каждого конкурса. Вы будете их открывать по ходу игры.

Правила нашей игры:

Ведущий объявляет номер и начало конкурса, его стоимость, время для обдумывания, читает задание, после чего команда может приступать к выполнению.

Игроки, получив задание, обсуждают его, и капитан определяет, кто будет отвечать. Обсуждение прекращается по сигналу ведущего.

Итак, начинаем нашу игру. Я передаю слово ведущему.

Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами поиграем в карты. Вы выбираете карточку с загадкой и отгадываете ее.

Вот и результат. Игроки победившей команды получают оценку «5», остальные – «4».

А теперь скажите: достигли мы с вами поставленных целей?

Спасибо за работу, до свидания.

Деятельность ученика

Отвечают на вопросы.

Определяют тему «Разнообразие и значение растений».

Дети определяют цели:

-узнать, насколько разнообразны растения

-выяснить значение растений

-учиться учению

-дружно работать.

Представляются команды,

жюри,

ведущий.

Ведущий объявляет конкурс №1 «Разгадай кроссворд».

Его стоимость – 5 баллов, время для работы – 3 минуты.

По сигналу ведущего команда прекращает обсуждение и представляет в жюри разгаданные кроссворды. Та команда, которая справилась быстрее и вернее, оглашает ответы и вписывает их в таблицу с кроссвордом (на доске).

Жюри объявляет результат.

Конкурс №2 «Угадай растение» – ведущий читает описание растения, а игроки должны определить название растения.

2 балла, 1 минута.

Жюри объявляет результат.

Конкурс №3 «Найди ошибки» – найти в представленном тексте биологические ошибки.

3 балла, 2 минуты.

Объявление результата.

Конкурс №4 «Ботаническое лото» - у команд есть карты с изображениями растений – обычных садовых, Красной книги, лекарственных. Ведущий показывает вам маленькие карточки с изображениями таких же растений. Игроки должны угадать, которой из команд нужна эта карточка, и назвать растение. Если назвали – получаете карточку, не назвали – не получаете. Тот, кто раньше всех закрыл карточками свою большую карту – получает 5 баллов.

Конкурс №5 «Восстанови ОК» - посмотрев на плакат с ОК в течении минуты, нужно восстановить его по памяти на листочке.

5 баллов, 3 минуты.

Дети перечисляют,

что они выяснили на уроке.

Конкурс №1.

Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

1.самое массивное дерево на Земле, высота около

100 м.

3.травянистое растение, злак, имеющий обманчивый облик – его стебли достигают толщины древесного ствола.

4.дынное дерево, растет в Центральной Америке, плодоносит 1 раз в жизни, дает по 40-50 плодов весом по 2-3 кг, очень похожих на вкус на обычные дыни.

6.оливковое дерево, его старинное русское название – синель, завезена в Европу из Малой Азии в 16 веке. Родственница сирени.

По вертикали:

2.дерево, растущее в тропиках Западной Африки. Размол его семян используют как тонизирующее средство. «Тезка» известного напитка.

3.трава с самыми крупными листьями и гроздьями плодов – любимого лакомства многих.

5.дерево-корова, высотой до 15 м, плоды которого по питательности приравнивают к мясу, по усвояемости – к сливочному маслу, масса их – 50-400 г.

Конкурс №2.

Угадай растение.

1.растение, обитающее в воде – на дне или в толще воды. Образует скользкие ярко-зеленые комки, похожие на вату. Организм этого растения состоит из вытянутых клеток, покрытых слизью, внутри которых – хроматофоры в виде спирально закрученных лент;

2.растение, которое можно встретить в виде зеленых налетов в нижней части деревьев, на заборах, фундаментах домов. Источник влаги для них – атмосферные осадки. При изучении под микроскопом можно увидеть одиночные клетки или группы из 4 клеток;

3.уникальный живой организм, систематическое положение которого до сих пор не выяснено до конца, известный под названием «олений мох», распространен в тундре, служит кормом для оленей.

Конкурс №3.

Найди ошибки.

Царство Растения объединяет более 700 видов живых организмов и представлено разнообразными формами – от многоклеточных растений, которые можно рассмотреть только в микроскоп, до деревьев – рощ, занимающих площадь в десятки квадратных метров.

В это царство входят как низшие растения – грибы со сравнительно простым строением, так и высшие растения: мхи, бактерии, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные. Их тело не разделено на органы, выполняющие разные функции.

Карточки с загадками.

На плечах Игнашки

Сорок три рубашки –

Все из ткани отбеленной,

А поверх - пиджак зеленый. (кочан капусты).

Хоть прячется Алена

За веточкой зеленой,

Но красна щека

Видна издалека.

(яблоко).

У мамы дочки –

На шнурочке.

(усы земляники).

Из земли вырастает,

Весь мир одевает.

(лен).

10 мальчиков

Живут в зеленых чуланчиках.

(горох).

Стоят в поле

Сестрицы,

Платьица белены,

Шапочки зелены.

(березы).

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(желудь).

Никто их не пугает, а они все дрожат.

(осина).

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(лес).

Стоят в лугах сестрички:

Золотой глазок,

Белые реснички.

(ромашки).

Зимой и летом

Одним цветом.

(хвойное дерево).

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом

Дунул легкий ветерок-

И остался стебелек.

(одуванчик).

Подсказка для жюри.

Конкурс 1.

По горизонтали:

1.секвойя 3.бамбук 4.папайя 6.маслина

По вертикали:

2.кола 3.банан 5.авокадо.

Конкурс 2.

1.спирогира 2.плеврококк 3.ягель.

Конкурс 3.

700 видов – 350 тыс. видов

многоклеточных – одноклеточных

грибы – водоросли

бактерии – плауны

не разделено – разделено.

Текст для ведущего.

Начинаем конкурс №1 «Разгадай кроссворд». Оценка его – 5 баллов, время для работы – 3 минуты.

Господа игроки, возьмите кроссворды из конвертов и карандаши. Приступайте к работе, время пошло.

...Время закончилось, прошу капитанов сдать результаты работы в жюри.

Давайте откроем наш кроссворд и сверим ответы:

По горизонтали:1.Секвойя 3. Бамбук 4.Папайя 6.Маслина

По вертикали: 2.Кола 3.Банан 5.Авокадо

Вы видите, какие разные растения встречаются!

Жюри, прошу объявить результат.

Конкурс №2 «Угадай растение». Оценка его 2 балла, время – 1 минута.

Я читаю вам описание трех растений, вы должны угадать их и в течении 1 минуты написать их названия в том же порядке, как я читаю. Итак,

1.растение, обитающее в воде – на дне или в толще воды. Образует скользкие ярко-зеленые комки, похожие на вату. Организм этого растения состоит из вытянутых клеток, покрытых слизью, внутри которых – хроматофоры в виде спирально закрученных лент;

2.растение, которое можно встретить в виде зеленых налетов в нижней части деревьев, на заборах, фундаментах домов. Источник влаги для них – атмосферные осадки. При изучении под микроскопом можно увидеть одиночные клетки или группы из 4 клеток;

3.уникальный живой организм, систематическое положение которого до сих пор не выяснено до конца, известный под названием «олений мох», распространен в тундре, служит кормом для оленей.

Передайте свои работы в жюри.

Пока жюри оценивает, мы переходим к конкурсу №3 «Найди ошибки» – вам предоставлен текст – найдите его в конвертах. Вы должны найти и подчеркнуть карандашом биологические ошибки. Оценка конкурса – 3 балла, время – 1 минута.

...Прошу капитанов сдать работы.

Прошу жюри объявить результат второго конкурса. ...

Конкурс №4 «Ботаническое лото».Его оценка 5 баллов.

Прошу капитанов достать из конвертов карты для этого конкурса. На ваших картах изображены растения – садовые, растения Красной книги, лекарственные. Я буду показывать вам маленькие карточки с такими же изображениями, а вы должны догадаться, кому нужна такая карточка и назвать это растение. Если догадались и назвали – получаете эту карточку и закрываете ею соответствующее изображение на вашей большой карте. Кто быстрее всех закроет свою карту – то получает 5 баллов. Начинаем наш конкурс!

...Первой закрыла свою карту команда №.... Прошу жюри отметить это в протоколе соревнования.

Наш последний конкурс - №5 «Восстанови опорный конспект».

Сейчас вы в течении минуты будете рассматривать опорный конспект, на котором вы видите информацию о значении растений. Потом я плакат убираю, и вы в течении 2 минут должны его восстановить – нарисовать то, что запомнили. Начинаем работать.

...Прошу сдать работы в жюри.

Пока жюри подсчитывает результаты, мы с вами поиграем в карты. Я подхожу по очереди к каждой команде, вы выбираете карту с загадкой, я загадываю ее, вы отвечаете (подняв руку).

...Жюри готово подвести итоги, даю им слово.

Протокол соревнования.

Команды

Конкурс

Баллы

№1

№2

№3

№1

5 баллов

№2

2 балла

№3

3 балла

№4

5 баллов

№5

5 баллов

Итоговая оценка

Литература:

  • Интернет

  • «Я иду на урок биологии». Книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2001 г.

  • С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Совсем необычный урок. Практическое пособие. Воронеж: «Учитель», 2001 г.

  • Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. Современный урок. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2007 г.

  • Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. М.: Мир книги, 2002 г.

infourok.ru

Разработка урока по биологии "Разнообразие растительного мира"

МБОУ СОШ с.Улу-Теляк Иглинского района Республики Башкортостан

Урок Биологии

Тема:

Разнообразие растительного мира

Выполнил: Учитель Биологии

Евгенов А.В.

Улу – Теляк 2012 г.

Разнообразие Растительного мира

Цель: Познакомить с дикорастущими и культурными растениями, их многообразием; продолжить формирование экологической грамотности

Задачи: 1) познакомить с разнообразием растительного мира;

2)сформировать об «одомашнивании» дикорастущих растений

Оборудование: презентации, гербарные образцы дикорастущих и культурных растений, таблицы с изображением цветковых и нецветковых растений.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

Индивидуальный опрос

1)Какие признаки живого присущи растениям?

2)Каковы особенности питания растений

3)Что произойдет с растением, если у него прекратится дыхание?

4)Какое значение имеет размножение в жизни растений?

III. Изучение нового материала

1.Разнообразие растительного мира.

Велик растительный мир Земли. Огромное количество растений, разнообразных по размерам, внешнему виду, биологическим особенностям, населяют нашу планету. Одни гиганты, достигающие десятков метров в высоту, другие так малы, что видны только под микроскопом; одни отличаются сложнейшим строением, другие просты и состоят всего из одной клетки.

2. Растения цветковые и нецветковые

Многие растения с наступлением тепла зацветают. Одни цветут ранней весной, когда ещё не везде сошел снег, другие летом. В период цветения кустарники, деревья, травы становятся очень нарядными, они своей окраской и запахом привлекают насекомых, животных, радуют человека.

У всех цветущих растений есть удивительный орган – цветок. Цветы… Разнообразные по форме, размерам, строению и окраске, они доставляют радость, эстетическое наслаждение. Цветок имеется далеко не у всех растений, поэтому в зависимости от наличия или отсутствия цветка ученые ботаники разделили все растения на две группы: цветковые и нецветковые (см.приложение)

3. Многообразие цветковых растений.

Растения живут в разных природных условиях. Так, в хвойном лесу из-за густой кроны елей, которая пропускает мало солнечных лучей, всегда сумрачно. В этих условиях поселяются теневыносливые цветковые растения: кислица, грушанка, зимолюбка. В сосновом лесу, наоборот света много, и здесь живут светолюбивые растения кошачья лапка, брусника, черника.

(см.приложение)

4. Цветковые дикорастущие растения

(см.приложение)

5.Лекарственные растения

(см.приложение)

6. Использование растений в питании и жизнедеятельности человека и окружающего нас мира.

(см.приложение)

IV.Обобщение изученного материала

Составление учащимися таблицы Лекарственные растения по Изученному материалу

Лекарственные растения.

Растение

Какую часть используют

Значение

1. Одуванчик лекарственный

Лист

Корень

Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечат ожоги, выводит вредные вещества, лечат заболевания желудка

2.Ромашка аптечная

Цветы

Противовоспалительное средство, полоскание и промывание ротовой полости, волос;

3.Подорожник большой

Листья

Заживляет раны, помогает при ушибах

4. Чистотел большой

Надземную часть

Лечение кожи, туберкулёза

5. Тысячелистник обыкновенный

Надземную часть

Кровоостанавливающее, заживление ран.

V.Подведение итогов.Выставление оценок за урок

VI.Информации о домашнем задании.

§39; записать в тетради названия комнатных, дикорастущих и культурных растений, раскрыть их значение.

multiurok.ru

Урок по биологии "Разнообразие растений" 7 класс

Методическая разработка урока по биологии 7 класс

Тема: «Разнообразие растений».

МКОУ «Ашинская школа-интернат № 5 города Аши для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Подготовил учитель биологии и географии

Воднева Ирина Александровна.

Урок составлен по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронковой.

Цель: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений.

Задачи:

1) научить детей распознавать культурные и дикорастущие растения;

2) развивать внимание, память, мышление;

3) воспитывать доброжелательное отношение к природе;

4) повышать интерес к предмету.

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; различать культурные и дикорастущие растения.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!

Я тетрадь свою откроюИ с наклоном положу,Я от вас, друзья, не скрою,Ручку я вот так держу.Сяду прямо, не нагнусь,За работу я возьмусь.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях. Чем растения отличаются друг от друга, на какие группы делятся растения.

3. Сообщение нового материала

Растения можно встретить повсюду: в лесу. В водоеме, около дорог. Эти растения никто не сажал специально. Они выросли сами. Человек за ними не ухаживает. Такие растения называются дикорастущими.

Приведите примеры дикорастущих растений.

Ответы учеников.

В поле, саду, на огороде растут яблоня, смородина, морковь, пшеница, картофель. Эти растения человек специально выращивает, а затем ухаживает за ними.

Подумайте, для чего это надо человеку?

Ответы учеников.

Такие растения называют культурными.

Физкультминутка

Просыпается цветок

Тянет к солнцу лепесток

И от ветра он качается

Низко, низко к земле наклоняется

А потом опять поднимается

И всем мило улыбается

Растения очень разнообразны. Есть очень высокие, а есть совсем низкие. Разнообразны и отдельные их части. У одних стебли твердые, деревянистые, у других – мягкие, травянистые. Различаются стебли и по толщине. По количеству и особенностям стеблей различают деревья, кустарники и травы. У деревьев только один деревянистый стебель. Обычно он довольно толстый. Его называют стволом. У кустарников от земли растет несколько деревянистых стеблей-стволов. У травянистых растений стебли мягкие, сочные, чаще всего зеленые. Надземная часть этих растений к зиме погибает. У деревьев и кустарников этого не происходит.

Растения, которые в определенный период своей из ни цветут, получили название цветочных. Цветки растений разнообразны то форме, цвету, размерам.

Есть и такие растения, которые никогда не цветут.

4. Работа по карточкам.

5. Закрепление пройденного материала

  1. Приведите примеры дикорастущих растений?

  2. Где мы встречаем дикорастущие растения?

  3. Приведите примеры культурных растений?

  4. Где растут культурные растения?

  5. Как человек использует культурные растения?

6. Рефлексия. Итог урока.

7. Домашнее задание: стр. 5-6.

infourok.ru

Урок по биологии "Разнообразие растений" (6класс)

6 класс

Разнообразие растений.

Высшие и низшие растения

Цели: дать представление о высших растениях и их отличиях

от низших; познакомить с многообразием и внешним строением

цветковых растений; дать представление о вегетативных и гене-

ративных органах растений.

16 Раздел 1. Общее знакомство с растениями

Оборудование и материалы: живые растения, гербарии, табли-

цы: ≪Органы цветкового растения≫, ≪Голосеменные растения≫,

≪Папоротники≫, ≪Водоросли≫, ≪Мхи≫.

Ключевые слова и понятия: высшие растения, низшие растения,

цветковые растения, орган, вегетативные органы, генеративные

органы, корень, побег, стебель, лист, цветок, плод, семя, почка;

жизненные формы растений, однолетние, многолетние и дву-

летние растения; водные и сухопутные растения; влаголюбивые

и засухоустойчивые растения; теплолюбивые и морозостойкие ра-

стения; светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения.

Х о д у р о к о в

I. Актуализация знаний

– Дайте определения терминов ≪царство≫, ≪микология≫,

≪микробиология≫, ≪ботаника≫, ≪зоология≫, ≪доядерные

организмы≫, ≪ядерные организмы≫.

– Ответьте на вопросы.

1. Что изучает биология?

2. Что означает слово ≪биология≫?

3. Что означает слово ≪ботаника≫?

4. Кто впервые ввел термин ≪биология≫?

5. Кто считается основоположником ботаники?

6. Какие науки выделяют в рамках науки ботаники?

II. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя с элементами беседы

Растительный мир нашей планеты очень разнообразен.

– Когда вы говорите ≪растения≫, что вы себе при этом пред-

ставляете? (Цветы, кусты, деревья, водоросли, мхи и т. д.)

Вот видите, как много входит в понятие ≪растения≫! Одни

из них обитают в глубинах океана, другие растут около дома или

на пришкольном участке. Одни дают нам пищу, из других мы

изготавливаем одежду, третьи используем в медицинских це-

лях и т. д. Одни радуют нас своими яркими красивыми цветами,

а другие не цветут никогда. Некоторые из них огромны, другие

настолько малы, что их можно разглядеть только в микроскоп.

У одних мощная корневая система, приспособленная для добы-

вания воды с большой глубины, а иные не имеют корней вообще.

Некоторые живут много сотен лет, а жизнь других длится меньше

года. Как же разобраться во всем этом многообразии?

– Вспомните, когда мы с вами делили органический мир

на царства, то говорили о систематике. Что это такое? (От-

веты учащихся.)

Уроки 2, 3. Разнообразие растений. Высшие и низшие растения 17

Систематика – это наука о классификации, т. е. нам необхо-

димо разбить все множество растений, существующих на Земле,

на отдельные группы по какому-либо признаку. Примерно то же

самое с вами произошло, когда вы пришли в школу. Первым де-

лом вас разделили на классы. Основным признаком распределе-

ния был ваш возраст. Потом множество шестиклассников разбили

на отдельные классы: 6 ≪А≫, 6 ≪Б≫, 6 ≪В≫ и т. д. Вас объединяли

по признаку изучаемого иностранного языка: английский, не-

мецкий, французский (или по специализации: математический

класс, гуманитарный, естественно-научный и т. д.). Так же си-

стематизируют и растения.

–Какая самая крупная единица систематики? (Предположе-

ния учащихся.)

Самая крупная единица систематики –царство. Царство ра-

стений делят на два подцарства: высшие растения и низшие.

Низшие растения более древние, соответственно, и строение

их более простое. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листь-

ев. К низшим растениям относятся водоросли. Водоросли оби-

тают в воде и во влажных почвах, так как для размножения им

необходима вода. Размножаются они спорами. Среди водорослей

встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные. Именно

низшие растения первыми начали осваивать сушу (высших расте-

ний тогда еще не существовало).

Высшие растения многоклеточные. Большинство из них жи-

вут на суше, но есть и водные растения, например, рдест, элодея.

Высшие растения имеют дифференцированные органы: корень, ко-

торый обеспечивает водно-минеральное питание растения, и по-

бег (стебель, обеспечивающий передвижение веществ, и листья,

где проходит фотосинтез). У высших растений имеется чередова-

ние двух поколений: полового и бесполого. К высшим растени-

ям относятся мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные

и цветковые растения. К цветковым относят растения, которые

цветут хотя бы раз в жизни. Есть растения, которые могут много

десятков лет не образовывать цветов и не плодоносить, а потом

зацвести. Некоторые из них после цветения погибают, например

агава или бамбук.

Но кроме такой классификации растений, их можно распре-

делить и по другим признакам.

– Что вы видите, когда приходите в лес? (Деревья, кустарники,

травы и т. д.)

В первую очередь мы замечаем не различия в строении ли-

стьев, не цвет, не особенности строения корневой системы. Мы

видим общие различия во внешнем облике растений. Одни из них

18 Раздел 1. Общее знакомство с растениями

высокие и имеют одеревеневший ствол, другие пониже, третьи

еще ниже и т. д. Исходя из этих внешних отличий, можно вы-

делить жизненные _______формы растений. Обычно их четыре: деревья,

кустарники, кустарнички и травы.

2. Самостоятельная работа учащихся с учебником

– Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой

§ 1; учебник В.В. Пасечника § 16, 17), дайте определение

каждой из жизненных форм растений и приведите приме-

ры. Ответ можно оформить в виде таблицы.

Жизненная форма Описание Примеры

3. Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

Растения можно классифицировать и по срокам жизни.

– На какие группы по срокам жизни вы можете разделить

растения? (По срокам жизни растения делят на три группы:

однолетние, многолетние и двулетние.)

– Приведите примеры растений из каждой группы. (Учащие-

ся приводят примеры, учитель подводит итог.)

Многолетние растения живут в течение нескольких лет. У тра-

вянистых многолетних растений зимой побеги отмирают, а весной

из почек, находящихся под землей, вырастают новые отростки.

К многолетним относятся все деревья, все кустарники, некоторые

травы, например злаки.

Однолетние растения отмирают каждую зиму, а весной из се-

мян, оказавшихся в земле, вырастают новые. К однолетним отно-

сится большинство трав: крапива, лебеда, полынь, табак, астра,

томат, редис, кукуруза, горох и т. д.

Двулетние растения в первый год не цветут и не дают семян,

а накапливают питательные вещества в корнях и стеблях. Зимой

надземная часть частично или почти полностью отмирает, на вто-

рой год из оставшихся почек вырастает плодоносящий побег,

а уже осенью растение погибает. К двулетним относятся неко-

торые травы, например капуста, морковь, свекла, репа, лопух,

тмин, цикорий.

Существует также экологическая классификация растений

по среде обитания, которая делит растения на водные и наземно-

воздушные.

– Приведите примеры водных и наземно-воздушных расте-

ний. (Ответы учащихся.)

В воде обитают большинство водорослей и некоторые высшие

растения, например элодея и рдест, кувшинка белая (водяная ли-

Уроки 2, 3. Разнообразие растений. Высшие и низшие растения 19

лия), кубышка и многие другие. На суше произрастают большин-

ство высших растений и некоторые водоросли, которые живут

во влажной почве.

Существуют еще влаголюбивые растения, например осоки,

рогоз, камыш, и засухоустойчивые растения, которые обитают

в пустынях и полупустынях.

Еще растения можно разделить на теплолюбивые и морозо-

стойкие. В средней полосе вы никогда не встретите виноград,

инжир, мандарин – это теплолюбивые растения. А на юге вам

вряд ли встретятся вереск, карликовая ива, ерник. Эти растения

холодостойкие.

Растения, обитающие на суше, можно распределить на свето-

любивые, тенелюбивые и теневыносливые.

– Попробуйте самостоятельно объяснить, что это означает.

(Ответы учащихся.)

Светолюбивые растения предпочитают селиться в местах, где

много света, на сильно затененных участках они не будут расти.

Например, вряд ли в хвойном лесу вы найдете луговые травы, они

любят открытые пространства, где много солнца. Тенелюбивые

растения, наоборот, любят рассеянный свет. Их бесполезно искать

на солнечных полянках. Эти растения можно встретить в густом

еловом лесу. Теневыносливые растения растут в слегка затенен-

ных в местах, но неплохо себя чувствуют и в местах с более густой

тенью. Например, это растения, которые произрастают в сосно-

вых лесах, где затененность не очень сильная.

Водоросли в морях и океанах тоже распределяются по глу-

бине, в зависимости от потребности в свете. Ближе к поверхно-

сти, там, где больше света, обитают зеленые и бурые водоросли.

На больших глубинах встречаются в основном красные водоросли.

Как мы уже говорили, высшие растения имеют дифференци-

рованные органы.

– Что же такое орган? (Орган – часть организма, имеющая

определенное строение и выполняющая определенные функции.)

Выделяют вегетативные и генеративные (репродуктивные)

органы растений. Вегетативные органы (от лат. ≪вегетативус≫ –

растительный) выполняют функцию питания и обмена веществ

с окружающей средой. Это корни и побеги, состоящие из стебля,

листьев и почек.

Корень обеспечивает водно-солевое питание растения. С по-

мощью него растение получает из почвы воду с растворенными

в ней минеральными веществами. Кроме того, с помощью корня

растение укрепляется в почве.

20 Раздел 1. Общее знакомство с растениями

Побег состоит из стебля с расположенными на нем листьями

и почками. Основная задача побега – создание органических ве-

ществ из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза. Основ-

ную роль здесь играют листья.

Стебель доставляет питательные вещества к листьям и под-

нимает их над землей. Кроме питания, все вегетативные органы

выполняют функцию дыхания.

Почка – это зачаточный побег. При благоприятных условиях

(например, весной) из нее появляется молодой росток. Вы мо-

жете это заметить, если зимой сорвать веточку ивы и поставить

ее дома в стакан с водой. Через некоторое время из почек начнут

появляться молодые побеги. С помощью вегетативных органов

растение может размножаться, но это их второстепенная роль.

– Подумайте, какие растения могут размножаться с помо-

щью вегетативных органов. (Например, комнатная фиалка

и бегония могут размножаться при помощи листьев. Пырей

и ландыш – с помощью корневища. Картофель – клубнями.)

Генеративные (от лат. ≪генера≫ – рождать, воспроизводить)

органы представлены цветками, плодами и семенами. Они появля-

ются на растении только в определенный период и закономерно

сменяют друг друга. Основная функция генеративных органов –

размножение. Некоторые растения цветут каждый год, другие –

раз в несколько лет, а иные – раз в жизни. После того как цветы

отцветут, из них образуются плоды, внутри которых созревают

семена, из которых вырастают новые молодые растения.

III. Закрепление знаний и умений

– Ответьте на вопросы.

1. Что такое систематика?

2. На какие подцарства делят царство растений?

3. Какие растения относят к высшим?

4. Какие растения относят к низшим?

5. Что такое орган?

6. Какие жизненные формы растений вы знаете? Приведите

примеры растений каждой из жизненных форм.

7. Какие растения относят к однолетним?

8. Какие растения относят к двулетним?

9. Какие растения относят к многолетним?

10. Перечислите вегетативные органы растения. Каковы их ос-

новные функции?

11. Перечислите генеративные органы растения. Каковы их

основные функции?

IV. Подведение итогов урока

Урок 4. Семенные и споровые растения 21

Домашнее задание

1. Прочитать параграф, выделить основные понятия и запи-

сать их в тетрадь. Ответить на вопросы в конце параграфа. (Учеб-

ник И.Н. Пономаревой § 1, 2; учебник В.В. Пасечника § 11, 17.)

2. Принести тонкую тетрадь в клеточку для практических работ.

Творческое задание. Придумать самостоятельную классифи-

кацию комнатных растений, находящихся в кабинете биологии

(в школе, дома).

Задание для учеников, интересующихся биологией. Найти в до-

полнительной литературе информацию об ученом, который пер-

вым ввел биологическую систематику растений. В чем еще состо-

ит заслуга этого человека?__

infourok.ru

Презентация по биологии на тему " Разнообразие растений"

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему " Разнообразие растений" ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от "Столичного учебного центра" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений

2 слайд Описание слайда:

Вопросы урока: Как различаются растения по строению? Как различаются по размножению? Какова роль растений в жизни нашей планеты?

3 слайд Описание слайда:

Строение растений Среди растений есть такие, тело которых не имеет отдельных органов. Например: водоросли.

4 слайд Описание слайда:

Растения, тело которых образовано разными органами, называют высшими растениями или листостебельными. Например: мхи, папоротники, хвощи, плауны, семенные растения. Орган –это часть организма растения, выполняющая в нем определенную функцию и имеющая особое строение.

5 слайд Описание слайда:

Органы растений Органы растения, выполняющие функции питания, роста и обмена веществ с окружающей средой, называют вегетативными. Растения имеют два важных органа – корень и побег. Побег - это орган, состоящий из стебля, листьев и почек.

6 слайд Описание слайда:

Кроме вегетативных органов растения имеют специальные органы, служащие для полового размножения. Их называют генеративными. К ним относят цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена. В генеративных органах развиваются особые половые клетки (мужские и женские), или гаметы. Мужские гаметы формируются в пыльце, развивающейся в тычинках цветка, а женские гаметы – в завязи пестика цветка. После опыления и оплодотворения на месте цветка образуется плод с семенами.

7 слайд Описание слайда:

Семенные и споровые растения Семенными называют растения образующие семена. Цветковыми называют семенные растения, образующие цветки.

8 слайд Описание слайда:

Также имеются представители, которые размножаются не семенами, а с помощью спор. Споры – очень мелкие особые клетки, едва различимые невооруженным глазом, шарообразные или овальные. Растения, размножающиеся спорами, называют споровыми.

9 слайд Описание слайда:

Д/З стр 11-18 прочитать.

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-034453

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru