Лекарственные растения и травы

Меню сайта

2. Размножение низших споровых растений (водорослей). Размножение споровых растений схема


Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа

Размножение споровых растений

Повторите: 1) Водоросли; 2) Мхи; 3) Папоротники.

Розмножение водорослей. Способы размножения у водорослей очень разнообразны. Рассмотритм размножение одноклеточных водорослей на примере хламидомонады. Летом, при благоприятных условиях, она быстро размножается с помощью двужгутиковых зооспор – бесполым размножением. Из одной клетки образуется 4 споры. При разрыве оболочки материнской клетки они выплывают в воду.

Бесполое размножение хламидомонады. (Анимация)

При похолодании, при пересыхании водоёмов у хламидомонады образуются двужгутиковые половые клетки – гаметы. Они сливаются попарно, образуя зиготу. Зигота покрывается плотной оболочкой и пережидает неблагоприятные (зимние) условия. Весной зигота два раза делится, и образуются 4 клетки – молодые особи выходят из материнской оболочки и начинают самостоятельное существование – это половое размножение.

Половое размножение хламидомонады. (Анимация)

Размножение многоклеточных водорослей удобно рассмотреть на примере улотрикса. Улотрикс – нитчатая водоросль. Все его клетки, кроме бесцветной клиновидной клетки, нить которой прикрепляется к субстрату, похожи друг на друга. Клетки делятся, и нить улотрикса растёт. Хроматофор имеет вид незамкнутого кольца. Эта водоросль размножается бесполым путём с образованием 2–4 зооспор в благоприятных условиях и половым, с образованием гамет и зиготы в неблагоприятных условиях.

Многоклеточные водоросли могут размножаться и вегетативно - кусочками слоевища. Так нитчатая зелёная водоросль спирогира размножается или вегетативно, или половым путём. При вегетативном размножении нить спирогиры разрывается на кусочки, каждый из которых даёт начало новому организму. При половом процессе участки параллельно расположенных нитей обволакиваются слизью. Клетки образуют выросты, которыми соединяются две нити. Соприкасающиеся оболочки клеток растворяются, содержимое одной клетки перетекает в другую. Здесь образуется зигота. После периода покоя из зиготы образуется новая спирогира.

Размножение мхов. Мхи размножаются бесполым и половым путём. При бесполом размножении возникает огромное количество мельчайших спор. Из проросшей споры образуется тонкая зелёная нить, похожая на разветвлённую нитчатую водоросль. На ней появляются почки, из которых вырастают мужские или женские побеги. Среди мхов есть как двудомные, так и однодомные растения: у одних видов мужские и женские побеги появляются на одном растении, у других видов – на разных. На мужских побегах развиваются мужские подвижные гаметы – сперматозоиды, а на женских – яйцеклетки. Оплодотворение может произойти только в воде, в которой передвигаются сперматозоиды.

При слиянии мужской и женской гамет (половое размножение) образуется зигота. Находится она на верхушке женского побега. Из зиготы вырастает коробочка на длинной ножке. Коробочка закрыта крышечкой и покрыта колпачком. В коробочке развиваются споры. Они очень мелкие и лёгкие, поэтому могут далеко разноситься даже при отсутствии ветра, при простом раскачивании коробочки на ножке. В одной коробочке может образоваться до 50 млн. спор. В сухую погоду колпачок и крышечка опадают и споры рассыпаются. Попав во влажную почву, споры прорастают. Цикл завершается. Произошло чередование двух поколений: из споры развились зелёные растения, на которых образовались гаметы, – это половое поколение, или гаметофит. Из зиготы образовалась коробочка на длинной ножке, в которой сформировались споры, – это бесполое поколение, или спорофит.

Размножение мхов. (Анимация)

Размножение папоротников. Летом на нижней стороне листьев папоротника образуются буроватые бугорки. Это группы особых мешочков со спорами. В сухую погоду, когда споры созреют, мешочки растрескиваются, а споры разносятся ветром на большие расстояния. Упав на влажную почву, споры прорастают. Сначала образуется зелёная нить, которая разрастается в зелёную сердцевидную пластинку. Это – заросток папоротника. На его нижней стороне вырастают ризоиды и развиваются половые органы с гаметами. В мужских органах формируются сперматозоиды, а в женских – яйцеклетки. 

Под заростком обычно задерживается роса или дождевая вода. По воде сперматозоиды подплывают к яйцеклетке. Происходит оплодотворение и образуется зигота. Из зиготы развивается молодой папоротник. Таким образом, у папоротника происходит чередование поколений. Папоротник, образующий споры – это бесполое поколение, спорофит. Заросток папоротника – половое поколение, гаметофит.

Размножение папоротника. (Анимация)

С размножением других споровых растений - плаунов и хвощей можно познакомиться в разделе сайта "Царство Растения" на страницах "Плауны" и "Хвощи" соответственно.

< Предыдущая страница "Способы размножения растений"

Следующая страница "Размножение голосеменных растений" >

biolicey2vrn.ru

2. Размножение низших споровых растений (водорослей)

Размножение одноклеточных водорослей

Для некоторых одноклеточных водорослей, например, хлореллы, характерно только бесполое размножение.

 

Обычно же водоросли размножаются как бесполым, так и половым путём. Способы полового размножения у водорослей очень разнообразны. Рассмотрим размножение одноклеточных водорослей на примере хламидомонады.

 

При благоприятных условиях хламидомонада размножается бесполым способом. Перед делением она перестаёт двигаться и теряет жгутики. В материнской клетке в результате деления образуются \(2\), \(4\) или \(8\) подвижных клеток — зооспор. Зооспоры покидают материнскую клетку и вырастают до размеров взрослой хламидомонады.

 

 

Половым путём хламидомонада размножается при наступлении неблагоприятных условий (похолодание, пересыхание водоёма). В этом случае внутри хламидомонады возникают половые клетки — гаметы. Гаметы разных хламидомонад выходят в воду и соединяются попарно, образуя зиготу, которая покрывается толстой оболочкой. С наступлением благоприятных условий зигота делится, образуя четыре клетки — молодые хламидомонады.

Размножение многоклеточных водорослей

Размножение многоклеточных водорослей рассмотрим на примере улотрикса. Как и другие многоклеточные водоросли, улотрикс размножается бесполым и половым путями.

В благоприятное время размножение идёт бесполым путём. Каждая клетка, кроме той, с помощью которой нить прикрепляется, может разделиться на \(2\) или \(4\) подвижные клетки со жгутиками — зооспоры. Они выходят в воду, плавают, прикрепляются к какому-либо подводному предмету и делятся. Так образуются новые нити водоросли.

При неблагоприятных условиях в некоторых клетках водоросли образуются многочисленные мелкие подвижные гаметы со жгутиками. В воде они попарно сливаются, образуя зиготу. Обычно сливаются гаметы, возникшие в клетках нитей разных водорослей. Зигота покрывается толстой оболочкой и может долго находиться в состоянии покоя. При наступлении благоприятных условий зигота делится на \(4\) клетки — безжгутиковые споры. Каждая из них, опустившись на подводный предмет, может дать начало новой нитчатой водоросли улотриксу.

 

 

Многоклеточные водоросли могут размножаться и вегетативно — кусочками слоевища.

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко B. C. Биология. 6 класс // ИЦ ВЕНТАНА-ГРАФ.

Викторов В. П., Никишов А. И. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 7 класс // Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

Иллюстрации:

http://www.science-spravochnik.ru/atom.xml?redirect=false&start-index=1&max-results=100

www.yaklass.ru

Разработка урока "Способы размножения растений. Размножение споровых растений" (6 класс)

Раздел: « Жизнь растений»

№9

Тема урока: «Способы размножения растений. Размножение споровых растений.»

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением и контролем знаний.

Цель урока(цель освоения учебного содержания): познакомить учащихся со способами размножения растений, сформировать признаки отличия полового размножения от бесполого; сформировать знания о размножении растений, о биологическом значении полового и бесполого размножения, о способах размножения, особенностях бесполого размножения.

Обучающая:

учить устанавливать причинно-следственные связи, пользуясь различными источниками информации;

учить подбирать и группировать материал по теме;

учить сотрудничать при решении учебных задач;

учить выслушивать и объективно оценивать другого.

Развивающая:

продолжить развитие умений выделять главное и существенное;

самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию;

устанавливать причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности

Воспитательная:

продолжить формирование познавательного интереса к предмету;

способствовать воспитанию культуры общения, эстетических взглядов и вкусов, чувства ответственности за результаты своего труда

Планируемые результаты:

1. Личностные:

– Развитие высших чувств – эстетических чувств (чувство прекрасного), интеллектуальных чувств (радость познания).– Формирование чувства сопричастности ответственности человека за благосостояния общества.

2. Регулятивные:

– Целеполагание как постановка учебной задачи.– Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Оценка – оценивание качества и уровня усвоения.– Коррекция

3. Познавательные:

– Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать собственные знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.– Логические: подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

4. Коммуникативные:

– Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;– Развитие инициативного сотрудничества в поиске и обработке информации;– Умение выражать свои мысли, используя монологическую и диалогическую форму речи.

Оборудование и материалы к уроку:

– для учителя: ПК, мультимедийный проектор, презентация, термины «размножение, половое, бесполое, зигота, гаметы, яйцеклетка, сперматозоид, спермий), таблица «Органы растений»

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Задание 1.

Обмен веществ

Можно ли поставить знак равенства? Объяснить почему вы так считаете.

Размножение

Рост

Дыхание

Живой организм

Развитие

Смерть

Обмен веществ и энергии - совокупность процессов превращения веществ и энергии, происходящих в живых организмах, и обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой.

Дыха́ние - совокупность процессов, обеспечивающих поступление из атмосферного воздуха в организм кислорода, использование его в биологическом окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа. В результате биологического окисления в клетках освобождается энергия, идущая на обеспечение жизнедеятельности организма.

Рост - увеличение массы и линейных размеров организма и его отд. органов, происходящее за счёт увеличения числа и массы клеток.

Развитие - последовательность изменений на протяжении всей жизни организма.

Смерть — прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма.

Название процесса жизнедеятельности, который мы будем изучать на уроке

¬1´ 2х2=4 (Размножение)

Домашнее задание: §40,41

Задание 2.

Определим уровень знаний по данной теме, заполнив таблицу «Знаете ли вы…»

(поставить + или -)

«Знаете ли вы…»

Начало урока

В конце урока

  1. Какой процесс называется размножением?

  1. Какие типы размножения существуют?

  1. Как отличать типы размножения?

  1. Какие особенности размножения есть у водорослей, мхов, хвощей, папоротников?

Оцените уровень своих знаний, отметив нужный смайлик

Сформулируйте свою цель урока, продолжив начатое предложение

Я хочу узнать ….

Я хочу научиться ….

Я хочу выяснить …

  1. Изучение нового материала.

Задание 3.

Прочитайте три варианта определения понятия «размножение» и отметьте верное. Подтвердите правильность выбора.

  1. Размножение – это одно из обязательных свойств любого тела природы, в результате которого происходит увеличение числа особей.

  2. Размножение – это одно из обязательных свойств любого живого организма, в результате которого происходит воспроизведение себе подобного.

  3. Размножение – это одно из обязательных свойств любого живого организма, в результате которого происходит увеличение числа особей.

Выделить главные словосочетания.

Рассказать своему соседу.

Поднять руки тем, кто не допустил ошибку.

Задание 4.

Изучить текст «Способы размножения растений», заполнить пробелы в схеме и определите местоположение указанных понятий. См. учебник с.190-191

У растений различают бесполое и половое размножение.

Бесполое размножение подразделяют на собственно бесполое, или спорообразование, и вегетативное.

Спорами размножаются одноклеточные и многоклеточные водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны. Спора — специализированная клетка. Она отделяется от материнского растения и, попав в благоприятные условия, прорастает, образуя новое растение. Одно растение может образовать тысячи и миллионы спор, из которых лишь некоторые прорастут и дадут новые поколения растений.

При вегетативном размножении новые особи развиваются из клеток органов (или их частей), за счет которых происходит рост и питание растений, т. е. вегетативных органов. Новая особь наследует все признаки и свойства материнского организма.

Половое размножение происходит при помощи особых половых клеток — гамет. Различают мужские гаметы (сперматозоиды — подвижные и спермии — неподвижные) и женские гаметы (яйцеклетки),

После слияния гамет образуется зигота (от греческого слова «зиготос» —- соединенный вместе). Процесс слияния мужской и женской гамет получил название оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш будущего растения, который несет признаки обоих родителей.

При половом размножении новый организм образуется в результате слияния половых клеток (мужской и женской гамет), каждая из которых имеет свои наследственные признаки, их передают хромосомы, находящиеся в ядрах клеток. В результате перекомбинации признаков у растения могут появиться новые свойства, которые помогут ему лучше приспособиться к окружающей среде.

У многих водорослей и всех высших растений происходит закономерная смена бесполого размножения половым

РАЗМНОЖЕНИЕ

БЕСПОЛОЕ

ПОЛОВОЕ

СПОРООБРАЗОВАНИЕ

ГАМЕТЫ

СПЕРМИИ И СПЕРМАТОЗОИДЫ

ЯЙЦЕКЛЕТКА

СПОРА

+

СОБСТВЕННО БЕСПОЛОЕ

ВЕГЕТАТИВНОЕ

ЗИГОТА

ЧАСТЯМИ ТЕЛА

1 группа – бесполое, вегетативное, гаметы,

2 группа – спорообразование, частями тела, спермии и сперматозоиды

3 группа – размножение, спора, яйцеклетка,

4 группа – половое, собственно бесполое, зигота

Первичное закрепление знаний.

1. Какой тип размножения можно представить в виде схемы. Объяснить свой выбор.

1) 2)

+ =

2. Какому способу размножения соответствует результат

А) Потомство имеет признаки и отцовского и материнского организма;

Б) потомство является точной копией материнского организма.

3. Какой тип размножения вы будите использовать, если нужно …

А) размножить куст садовой земляники;

Б) создать новый сорт культурного растения.

Физкультминутка.

Рисуй глазами треугольник

Рисуй закрытыми глазами треугольник.

Теперь его переверни Вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)

Задан

infourok.ru

Размножение споровых растений

Documents войти Загрузить ×
  1. No category
advertisement advertisement
Related documents
Размножение споровых растений
Краткие рекомендации для педагога
Папоротниковидные
Областной конкурс «Юные дарования» 2010/2011 Юный знаток биологии 7 класс Финал
КИМ. Моховидные. Папоротникообразные
Вегетативное размножение растений
Использование вегетативного размножения человеком
карты 2x
Плакаты по ботанике
ТЕМА «Бесполое размножение организмов» 1. Бесполое
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru

Размножение папоротников — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс).

У папоротников, так же как и у мхов, чётко представлено чередование полового и бесполого поколений.

 

Летом на нижней стороне папоротника образуются маленькие бурые бугорки. В бугорках находятся пучки мелких мешочков — спорангиев, в которых созревают споры.

Созревшие споры выпадают из спорангиев. Их разносит ветер. Если они попадают в благоприятные условия, то прорастают, образуя заросток (половое поколение — гаметофит). Он живёт самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами.На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки). Под заростком задерживаются капельки росы или дождевой воды, в которых сперматозоиды могут подплыть к яйцеклеткам. Происходит оплодотворение.

 

Обрати внимание!

Оплодотворение невозможно без воды!

Из зиготы развивается зародыш, который сначала получает питательные вещества от зелёного заростка. Он растёт, и постепенно развивается корень и очень короткий стебель с первым листом. Со временем из зародыша на заростке развивается взрослое растение, которое мы обычно называем папоротником. Это бесполое поколение — спорофит.

В процессе жизни папоротника происходит смена двух поколений — спорофита и гаметофита.

Взрослое растение папоротника, образующее споры, — это спорофит (бесполое поколение).

Заросток папоротника — это гаметофит (половое поколение).

 

Многие папоротники хорошо размножаются вегетативно, например, с помощью корневища или выводковых почек.

Так же происходит размножение у хвощей и плаунов.

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко B. C. Биология. 6 класс // ИЦ ВЕНТАНА-ГРАФ.

Викторов В. П., Никишов А. И. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 7 класс // Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

Иллюстрации:

http://decoratives-plants.ru/load/dokumenty/doklad_po_biologii_na_temu_paporotniki/6-1-0-12

www.yaklass.ru

Размножение споровых растений | Параграф 41

"Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс". В.В. Пасечник

Вопрос 1. Как происходит размножение у одноклеточных водорослей?Бесполое размножение осуществляется с помощью зооспор, которые формируются внутри материнской клетки. Чаще всего формируется 2-4-8 двужгутиковых зооспор, каждая из которых после выхода в воду дорастает до размеров взрослой особи. При половом размножении под оболочкой материнской клетки образуются двужгутиковые гаметы, которые попарно сливаются и образуют зиготу. Зигота покрывается толстой оболочкой и зимует. Весной ядро в ней мейотически делится, и в результате формируются четыре молодые гаплоидные одноклеточные водоросли.

Вопрос 2. Какими способами размножается улотрикс?Размножается улотрикс вегетативным, бесполым и половым путем. Четырехжгутиковые зооспоры формируются внутри клеток улотрикса, выходят в воду, плавают, затем прикрепляются к подводным предметам и начинают делиться, формируя новые нити. В результате первого деления клетка образует две разнокачественные клетки: одну бесцветную (ризоид), другую зеленую. При делении этой клетки происходит нарастание нити тела водоросли. При половом размножении в клетках образуются двужгутиковые гаметы. Половой процесс изогамный. Выйдя из материнской клетки, гаметы сливаются в воде, образуя четырехжгутиковую зиготу, которая, проплавав определенное время, одевается оболочкой. После периода покоя в зиготе в результате мейотического деления формируются 4 гаплоидных зооспоры, которые после выхода в воду прорастают в новые нити. Таким образом, большую часть жизненного цикла улотрикс проводит в гаплоидном состоянии, диплоидна у него только зигота.

Вопрос 3. Как размножаются мхи?Бесполое размножение у мхов происходит с помощью спор. Споры образуются в коробочках и при созревании высыпаются на почву. Из проросшей споры образуется тонкая зеленая нить, похожая на водоросль, — предросток. На нем появляются почки, из которых затем вырастают мужские или женские экземпляры мха.При половом размножении на мужских растениях развиваются мужские гаметы — сперматозоиды, на женских растениях развиваются женские гаметы — яйцеклетки. Во время дождя сперматозоиды переплывают по воде к яйцеклетке. Происходит оплодотворение (оплодотворение у мхов невозможно без воды!). При слиянии гамет образуется зигота. Из зиготы на женском растении образуется коробочка со спорами. Споры рассеиваются и прорастают в предростки и т.д.Таким образом, у мхов четко выражено чередование бесполого и полового поколений.

Вопрос 4. Что такое заросток?Заросток — это маленькая зеленая пластинка диаметром несколько миллиметров, которая развивается из проросшей споры папоротника. Он живет самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки). Для передвижения сперматозоида к яйцеклетке необходима вода. После оплодотворения из зиготы развивается зародыш, который первое время существует за счет питательных веществ заростка. Зародыш имеет специальную ножку с присоской, с помощью которой он потребляет органические вещества из заростка, и небольшой лист. Через некоторое время заросток отмирает, и молодой спорофит переходит к самостоятельному существованию. Следовательно, заросток — это половое поколение папоротника.

Вопрос 5. Как происходит половое и бесполое размножение у папоротников?Летом на нижней стороне вайи папоротника (бесполое поколение) образуются маленькие бурые бугорки. В бугорках находятся пучки мелких мешочков — спорангиев, в которых созревают споры. Созревшие споры разносятся ветром. Попадая в почву, они прорастают, образуя маленькую зеленую пластинку диаметром несколько миллиметров — заросток (половое поколение) папоротника. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки). Под заростком задерживаются капельки росы или дождевой воды, по которой сперматозоиды могут подплыть к яйцеклеткам. Происходит оплодотворение.Из зиготы на заростке развивается зародыш. Из зародыша — растение папоротника. Многие папоротники хорошо размножаются вегетативно, с помощью корневища.

buzani.ru

Размножение споровых растений | Параграф 41

"Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс". В.В. Пасечник

Вопрос 1. Как происходит размножение у одноклеточных водорослей?Бесполое размножение осуществляется с помощью зооспор, которые формируются внутри материнской клетки. Чаще всего формируется 2-4-8 двужгутиковых зооспор, каждая из которых после выхода в воду дорастает до размеров взрослой особи. При половом размножении под оболочкой материнской клетки образуются двужгутиковые гаметы, которые попарно сливаются и образуют зиготу. Зигота покрывается толстой оболочкой и зимует. Весной ядро в ней мейотически делится, и в результате формируются четыре молодые гаплоидные одноклеточные водоросли.

Вопрос 2. Какими способами размножается улотрикс?Размножается улотрикс вегетативным, бесполым и половым путем. Четырехжгутиковые зооспоры формируются внутри клеток улотрикса, выходят в воду, плавают, затем прикрепляются к подводным предметам и начинают делиться, формируя новые нити. В результате первого деления клетка образует две разнокачественные клетки: одну бесцветную (ризоид), другую зеленую. При делении этой клетки происходит нарастание нити тела водоросли. При половом размножении в клетках образуются двужгутиковые гаметы. Половой процесс изогамный. Выйдя из материнской клетки, гаметы сливаются в воде, образуя четырехжгутиковую зиготу, которая, проплавав определенное время, одевается оболочкой. После периода покоя в зиготе в результате мейотического деления формируются 4 гаплоидных зооспоры, которые после выхода в воду прорастают в новые нити. Таким образом, большую часть жизненного цикла улотрикс проводит в гаплоидном состоянии, диплоидна у него только зигота.

Вопрос 3. Как размножаются мхи?Бесполое размножение у мхов происходит с помощью спор. Споры образуются в коробочках и при созревании высыпаются на почву. Из проросшей споры образуется тонкая зеленая нить, похожая на водоросль, — предросток. На нем появляются почки, из которых затем вырастают мужские или женские экземпляры мха.При половом размножении на мужских растениях развиваются мужские гаметы — сперматозоиды, на женских растениях развиваются женские гаметы — яйцеклетки. Во время дождя сперматозоиды переплывают по воде к яйцеклетке. Происходит оплодотворение (оплодотворение у мхов невозможно без воды!). При слиянии гамет образуется зигота. Из зиготы на женском растении образуется коробочка со спорами. Споры рассеиваются и прорастают в предростки и т.д.Таким образом, у мхов четко выражено чередование бесполого и полового поколений.

Вопрос 4. Что такое заросток?Заросток — это маленькая зеленая пластинка диаметром несколько миллиметров, которая развивается из проросшей споры папоротника. Он живет самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки). Для передвижения сперматозоида к яйцеклетке необходима вода. После оплодотворения из зиготы развивается зародыш, который первое время существует за счет питательных веществ заростка. Зародыш имеет специальную ножку с присоской, с помощью которой он потребляет органические вещества из заростка, и небольшой лист. Через некоторое время заросток отмирает, и молодой спорофит переходит к самостоятельному существованию. Следовательно, заросток — это половое поколение папоротника.

Вопрос 5. Как происходит половое и бесполое размножение у папоротников?Летом на нижней стороне вайи папоротника (бесполое поколение) образуются маленькие бурые бугорки. В бугорках находятся пучки мелких мешочков — спорангиев, в которых созревают споры. Созревшие споры разносятся ветром. Попадая в почву, они прорастают, образуя маленькую зеленую пластинку диаметром несколько миллиметров — заросток (половое поколение) папоротника. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки). Под заростком задерживаются капельки росы или дождевой воды, по которой сперматозоиды могут подплыть к яйцеклеткам. Происходит оплодотворение.Из зиготы на заростке развивается зародыш. Из зародыша — растение папоротника. Многие папоротники хорошо размножаются вегетативно, с помощью корневища.

buzani.ru