Лекарственные растения и травы

Меню сайта

4. Система живой природы. Место растений в системе природы. Растения живая система


Организм как живая система

Органы растений и животных

Живые организмы состоят из органов.

Орган — это часть организма, которая имеет особое строение, определенное расположение в организме и выполняет определенную функцию. Например, к органам животных относятся сердце, почки, желудок. Органами растений является листок, корень, стебель. Каждый орган в живом организме имеет особые, присущие только ему функции.

Так, у растений листья выполняет такие функции, как фотосинтез и испарение; корень всасывает воду с растворенными в ней питательными веществами из почвы; стебель обеспечивает связь между корнем и листьями. Вместе с листьями и почками стебель образует побег — надземный орган растений. Корень и побег — это вегетативные органы растений.

У большинства растений образуются цветки. Такие растения называются цветочными. Из завязи цветка образуются плоды с семенами внутри. Поэтому цветок, плод и семена — органы, обеспечивающие размножение растений.

Организм животных состоит из различных органов: сердце, легкие, желудок, артерии и тому подобное. Для выполнения жизненно важных функций органы объединяются в системы органов. Например, пищеварительная система состоит из ротовой полости, пищевода, желудка, кишечника.

У животных есть такие системы органов:

  • опорно-двигательная — обеспечивает движения тела
  • дыхательная — обеспечивает организм кислородом и выводит углекислый газ;
  • кровеносная — осуществляет транспорт различных веществ в организме;
  • пищеварительная — обеспечивает поступление и усвоение организмом питательных веществ;
  • половая — отвечает за размножение организмов;
  • нервная — согласовывает и контролирует функции всего организма.

Системы органов взаимодействуют между собой для обеспечения всех процессов жизнедеятельности организма. Поэтому организм любого живого существа является биологической системой.

Свойства живых организмов. Рост и развитие

В организм попадают вещества из внешней среды, обеспечивающие процессы жизнедеятельности этого организма. Во время питания попадает пища и вода, дыхание обеспечивает поступление кислорода. Организм перерабатывает эти вещества, часть усваивает, а часть выводит наружу, то есть происходит процесс выделения. Таким образом, между организмом и средой происходит обмен веществ.

Поступления с пищей питательных веществ обеспечивает рост и развитие, все эти процессы вместе необходимы для вступления очень важного свойства организма — способности к размножению.

Изменение условий окружающей среды вызывает соответствующие реакции организма (изменения в поведении живых существ). Это свойство называется раздражительностью. Основные свойства живых организмов — это питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражительность.

Рост — это увеличение размеров и массы организмов.

Растения растут в течение всей своей жизни. Их рост сопровождается увеличением размеров и образованием новых вегетативных органов. Такой рост называется неограниченным .

Рост животных также сопровождается увеличением размеров — пропорционально увеличиваются все органы, образующие тело животного, но новые органы не образуются. Рост продолжается определенный период жизни животных, то есть является ограниченным.

Организмы в течение жизни не только растут, но еще и развиваются, изменяя свой вид; приобретают новые качества.

Развитием называются необратимые закономерные изменения, происходящие в организме живых существ с момента его зарождения до конца жизни.

Новые качества, которые появляются у растений и животных при развитии, — это способность к размножению.

Развитие, в процессе которого новый организм от рождения подобен взрослого животного, называют прямым. Такое развитие характерно для большинства рыб, птиц, млекопитающих.

У некоторых животных развитие происходит с удивительными превращениями. Например, у бабочек из яиц вылупляются личинки-гусеницы, которые через некоторое время образуют куколку. На стадии куколки происходят сложные процессы преобразования, и уже из нее выходит новый бабочка. Такое развитие называют косвенным, или развитием с преобразованиями. Косвенное развитие характерно для бабочек, жуков, лягушек.

Питание и его типы

Питанием называется процесс поступления в организм, преобразования и усвоения им питательных веществ.

Благодаря питанию организмы получают различные химические соединения, которые обеспечивают рост, развитие и другие процессы жизнедеятельности. К питательным веществам относятся органические и неорганические соединения.

Растения, как и все живые организмы, питаются. При этом главная особенность растений — это способность образовывать органические соединения из неорганических под действием солнечных лучей. Этот процесс называется фотосинтезом . Необходимую для фотосинтеза воду с растворенными в ней минеральными веществами растения поглощают из почвы через корни, а углекислый газ поступает в листья через отверстия-устьица из воздуха. Процесс фотосинтеза происходит в клетках, содержащих хлорофилл, который и придает растению зеленую окраску. Для осуществления фотосинтеза необходима энергия солнечного света. Энергию солнечного света растения превращают в химическую энергию, образуя сложные органические вещества, например, глюкозу, крахмал.

Присущий растениям тип питания называется автотрофным.

Животным для питания нужна пища растительного или животного происхождения, содержит готовые органические соединения. Одни животные (например, олень, заяц, овца) употребляют в пищу только растения. Их называют растительноядными животными. Другие — лев, волк, лиса и т.д. — питаются только другими животными. Таких животных называют хищниками, или плотоядными. Некоторые животные (например, вороны, чайки, медведи) — всеядные : они употребляют и растительную, и животную пищу.

Свойственный животным организмам тип питания называется гетеротрофным .

Итак, питание растений и животных отличается. Важную роль в природе играют органические вещества, созданные растениями в процессе фотосинтеза, поскольку от них зависит жизнь животных.

Дыхание растений и животных. Значение дыхания для организмов

В большинстве организмов дыхания сопровождается поглощением кислорода и выделением углекислого газа, то есть газообменная . Но для организма важно то, что кислород участвует в преобразованиях органических веществ с выделением энергии. Для дыхания всем живым существам необходим кислород.

Дыхание — это совокупность процессов, обеспечивающих поглощение организмом кислорода, его использование в преобразовании веществ и удаления углекислого газа. Дыхание — одна из основных свойств организмов.

У растений нет специальных органов дыхания, поэтому воздух попадает в растительного организма через специальные отверстия-устьица, размещенные на стебле и листьях. Дышат растения все время в течение суток, но используют гораздо меньше кислорода, чем выделяют в ходе фотосинтеза. Именно поэтому растения называют «зелеными легкими» нашей планеты.

Дыхание животных обеспечивают специальные органы — органы дыхания. Так, рыбы поглощают кислород, растворенный в воде, жабрами. Лягушки могут дышать с помощью легких и через свою влажную кожу. Птицы требуют много кислорода, поэтому у них очень сложная система дыхания: их легкие заканчиваются воздушными мешками, проникающими даже в свободные пространства между костями скелета. У насекомых есть специальные трубочки — трахеи, через которые воздух поступает в организм. Отличные по строению системы органов дыхания являются результатом приспособления живых организмов к различным условиям существования. Однако, несмотря на различие строения, все эти системы дыхания выполняют одну функцию — обеспечивают поступление кислорода в кровь, которая разносит его по всему телу, где он используется для химических реакций, постоянно происходящих в организме.

Итак, поступления кислорода и выделение углекислого газа в растительном организме обеспечивают устьица, в животном — органы дыхания.

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ — это совокупность процессов поглощения веществ из окружающей среды, их превращений в организме и выведения из него продуктов жизнедеятельности.

В теле живых организмов постоянно происходит обмен веществ и превращения энергии. Основу обмена составляют процессы синтеза — образование сложных органических соединений из простых, на которые расходуется энергия, и процессы распада — превращение сложных органических соединений на простые, при которых энергия выделяется. Энергия необходима организмам для поддержания жизнедеятельности, обеспечения таких процессов, как питание, дыхание, рост, развитие, движение, размножение, раздражительность.

В природе постоянно происходит обмен веществ. Все живые организмы осуществляют обмен веществ с окружающей средой: поглощают питательные вещества и выделяют продукты жизнедеятельности.

Для живых организмов Земли основным источником энергии является солнечный свет. Зеленые растения способны синтезировать органические соединения из неорганических, используя энергию света. Они непосредственно поглощают солнечную энергию и тратят ее для обеспечения процессов жизнедеятельности или запасают ее в виде синтезированных соединений (белков, жиров, углеводов). Энергия, которую растения запасают во время фотосинтеза в органических веществах, выделяется в процессе дыхания, когда эти вещества разрушаются. Так обеспечиваются процессы жизнедеятельности растительного организма: всасывание воды, раскрытие лепестков, вращение листьев к свету, прорастание семян.

Для животных источником энергии является готовые органические вещества, которые они получают с пищей (растительного или животного происхождения). Расщепление сложных соединений сопровождается высвобождением энергии, обеспечивает процессы жизнедеятельности организмов, в том числе синтез новых органических соединений. При этом синтезируются вещества, присущие данному организму, которые являются строительным материалом и поэтому играют важную роль в процессах роста и развития. Энергия, которая выделяется, обеспечивает движение, поддерживает постоянную температуру тела животных и все другие процессы жизнедеятельности.

Виды размножения животных и растений

Все организмы оставляют после себя потомство. Способность организмов оставлять потомков и передавать им какие-то свои признаки называется размножением. Благодаря этому жизнь на нашей планете существует непрерывно миллиарды лет.

Известно немало способов размножения организмов, но их все можно объединить в две группы — бесполое и половое .

При половом размножении новое существо возникает при участии двух родительских организмов. Почти все животные и растения размножаются половым путем. При этом в особых органах образуются половые клетки. Слияние этих клеток называется оплодотворением. Зарождение человеческого существа начинается с слияния мужской и женской половых клеток. Из них образуется одна клетка — зигота , из которой развивается новый организм.

У растений оплодотворение может произойти только после того, как пыльца достанется рыльца цветка. Этот процесс называется опылением. Все цветочные растения размножаются половым путем, образуя семена. Внутри семени развивается зародыш. При благоприятных условиях из зародыша развивается взрослое растение. Так происходит размножение растений семенами, или половое размножение.

При бесполом размножении потомства обеспечивает одна родительская особь. Многие цветочных растений размножаются бесполым путем. Поскольку при этом новое растение развивается из вегетативных органов — побегов, листьев, почек, — такой способ размножения был назван вегетативным.

В основе процесса вегетативного размножения лежит способность растений восстанавливать целый организм из его части. Одним из распространенных способов является размножение черенкованием. Черенки бывают стеблевые и листовые. Например, смородина размножается стеблевыми черенками, а комнатная фиалка узамбарская — листовыми. Вегетативное размножение позволяет растениям быстро развиваться и распространяться на новых территориях.

У грибов и некоторых растений средством размножения есть крошечные клетки — споры , которые распространяются с помощью дождя, ветра или насекомых. Из них развиваются новые организмы. Размножение организмов спорами относится к бесполому размножению.

Независимо от способа размножения живые существа воспроизводят организмы, подобные себя. Благодаря размножению организмы не только остаются на освоенных ими участках земли, но и распространяются, занимая новые территории.

Поведение животных и растений

Под поведением организмов понимают их способность изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов.

Формы поведения могут быть различными. Если поставить комнатное растение в горшке на подоконник, то за несколько дней можно заметить, что ее листья повернулись к окну. Соцветия подсолнечника тоже вращаются в сторону солнца. Поскольку растения укоренившиеся в почве, двигаться могут только отдельные их части. Примерами движений растений могут быть свертывания листьев мимозы, кислицы, если к ним прикоснуться, а также вращения вьющихся стеблей фасоли, гороха вокруг опоры.

Поведение животных более разнообразно и сложно, поскольку они могут передвигаться и, следовательно, изменять условия существования. Поэтому у них очень хорошо развиты органы движения, чувств и нервная регуляция. Можно привести следующие примеры поведения животных: охота хищников или насекомоядных животных, выкармливания птенцов взрослыми птицами, брачные игры, миграции, то есть путешествия, которые осуществляют животные по суше, морю, воздуху и тому подобное.

Все формы поведения животных можно объединить в две группы — врожденные и приобретенные. Пищевое поведение и миграции относятся к врожденной формы поведения. Примером приобретенной поведения может служить обучение — процесс приобретения организмом собственного опыта. Так, взрослые птицы учат птенцов находить пищу и избегать опасности.

Значение приспособления организмов к условиям существования

Приспособление организмов к условиям существования обусловливают не только различные формы поведения, но и особенности их строения, процессов жизнедеятельности, обеспечивающих возможность существования организмов в определенных условиях окружающей среды. Так, например, животные с защитной окраской или формой тела становятся менее заметными для врагов. В нашей местности много птиц и зверей, которые меняют темную летнюю окраску на светлую зимнюю, приспосабливаясь таким образом к изменению красок окружающей среды.

И наоборот, окраска и поведение животных могут быть очень заметными. Так, ярко окрашенные ядовитые (колорадский жук, божья коровка) или жалоносные (осы, пчелы) насекомые «извещают» об опасности встречи с ними. А угрожающие позы различных змей и хищников отпугивают врагов. Также яркую окраску и специфическое поведение вызывает, например, встреча особей разных полов.

Примеры приспособления к условиям окружающей среды можно увидеть у организмов, которые живут в условиях недостаточной увлажненности (кактусы, верблюды), в глубине почве (кроты, слепцы), в воде (рыбы, водоросли) и др.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Растения обладают сознанием! Доказано наукой

18.06.2018

Дело происходило в девяностых годах прошлого столетия. Звено лесорубов валило лес в окрестностях Нижнего Тагила. В бригаде состоял один любознательный субъект, который во время общих перекуров, поскольку не имел никотиновой зависимости, искал, чем бы занять свой пытливый ум и от нечего делать начал считать годовые кольца на поваленных столетних деревьях.

Вскоре он с удивлением обнаружил, что практически все растения в просеке имеют схожие и расположенные друг за другом ущербные кольца, которые отличались от прочих нездоровым оттенком древесины и уродливыми искривленностями.

Данный факт озадачил лесоруба, и он решил высчитать, на какие годы приходится эта странная «хворь» растений. Результат вычислений его ошеломил, поскольку оказалось, что все деревья «болели» в период с 1941 по 1945 год. Выходит, что растения вместе с людьми переживали за судьбу страны и вместе с народом несли тяжкое бремя Великой Отечественной войны?

Неужели деревья обладают способностью чувствовать, что в мире происходит что-то ужасное, и страдают от этого? На сегодняшний день существует масса доказательств, что это действительно так.

Разве растениям не все равно?

Современные ученые – биологи экспериментальным путем доказали, что растительный мир обладает способностью слышать, видеть, осязать и даже ощущать вкус. Как оказалось у растений есть сознание, память и они могут осуществлять простейшие мыслительные процессы. Более того, они общаются друг с другом, хорошо различают такие чувства и эмоции, как любовь, безразличие, ненависть и так далее.

К примеру, когда жителям Соломоновых островов необходимо очистить часть леса для того, чтобы возделывать на этом участке культурные растения, они не берут в руки ни топоров, ни пил, а собираются всем племенем и начинают громко осыпать деревья ругательствами и проклятиями. В итоге уже через несколько дней растения начинают засыхать и, в конечном счете, гибнут.

Очень показателен пример американского криминалиста спецслужб Клива Бакстера, который в 1966 году случайным образом открыл существующее взаимодействие между растениями и людьми. На то время Бакстер возглавлял исследовательский комитет Академии криминалистических наук, и в его функции входило обучение сотрудников ЦРУ работе на полиграфе (детекторе лжи).

Однажды ученому пришла в голову безумная идея подключить данное устройство к драконовому дереву (драцене), которое находилось в лаборатории. Кливу захотелось выяснить, сколько времени займет прохождение слабого электрического тока через растение (от начала корней до самых кончиков листьев). Бакстер подсоединил электроды к наиболее крупным листьям с намерением поджечь спичку, чтобы слегка подсушить лист, как растение тут же отреагировало, и самописец прибора вдруг ожил, очертив кривую линию. Удивительно то, что Клив даже не успел зажечь огонь, а лишь подумал об этом, как тут же произошла молниеносная ответная реакция дерева. Как только ученый покинул комнату, растение успокоилось и вернулось к своему обычному состоянию.

Данный эксперимент стал началом длительного труда, который принес Бакстеру славу и признание во всем мире.

Как оказалось растения обладают способностью запоминать тех, кто причиняет им боль, и готовятся к этому, приводя в полную боевую готовность все свои силы. И хотя у них отсутствуют внешние признаки наличия органов слуха, зрения, но, при этом они чувствуют взаимодействие на уровне тонких полей, которые пока неподвластны для восприятия человеком.

Далее Бакстер провел еще один эксперимент. Он присоединил полиграф к листьям филодендрона. Датчики на протяжении долгого времени молчали, пока кто-то из сотрудников лаборатории случайно не разбил рядом с растением куриное яйцо. Цветок тут же болезненно отреагировал на гибель живого организма.

Вскоре самописец включился еще несколько раз, когда сотрудники лаборатории для приготовления ланча стали бросать в кипящую воду живых креветок. Случайность? Оказалось, что нет. Каждый раз, как только креветки падали в кипяток, филодендрон болезненно реагировал на их гибель.

Как оказалось, цветок подобным образом реагируют и на людей, а в особенности на тех, кто проявляет к нему заботу и ухаживает за ним. Так, однажды Бакстер случайно порезал руку, и в момент прижигания ранки йодом самописец снова отреагировал резким скачком. Похоже, что растение чувствует чужую боль.

Страх или чувство самосохранения?

Интересный опыт над двумя цветками герани провел в своей лаборатории английский ученый Л.Уотсон. Для участия в эксперименте он пригласил шестерых человек, которым по жребию выпало сыграть определенные роли. При этом кому и какая роль досталась, до конца не было известно ни руководителю, ни прочим участникам опыта.

По поручению биолога, испытуемые по одному заходили в комнату с цветами и должны были находиться внутри в течение десяти минут. При этом один из присутствующих обязан был в итоге сломать один цветок. К нетронутой герани подключили самописец. Когда по окончанию  эксперимента все участники по одному входили в комнату, оставшееся в живых растение бурно отреагировало на «убийцу», поскольку стрелка полиграфа резко отклонилась в сторону. Это доказывает, что растения обладают способностью запоминать людей.

Обладает ли растительный мир памятью?

Ученые – биологи Клермонтского университета провели интересный эксперимент. Как только из-под земли пробился свежий росток и на нем образовались два первых симметричных листочка, они один листок несколько раз прокололи иглой, а через некоторое время оба листика оторвали.

Как это ни странно, но растение осознало, что та сторона, с которой ему наносили раны, таит в себе опасность, и хотя у него более не осталось поврежденных тканей, при дальнейшем формировании ростка стала просматриваться явная асимметрия. Растение росло и развивалось, как обычно, образуя новые листья и формируя соцветия, но все это буйство доминировало исключительно на «безопасной» стороне. Даже спустя время, росток хорошо помнил, с какой именно стороны ему был нанесен вред и остерегался этого.

Побеседуем?

Знаменитый американский селекционер Л. Бурбанк еще в прошлом столетии начал проводить удивительные эксперименты над растениями, просто подолгу «общаясь» с ними и при этом, убеждая их изменить те, или иные свойства. Это поразительно, но таким образом ученому впервые удалось вырастить сорт кактуса, абсолютно лишенного колючек.

На протяжении длительного периода биолог просто повторял растению одни и те же слова: «Колючки вам не нужны, бояться вам нечего. Я вас защищу…». В итоге кактус не только сбросил свои острые иглы, но и передал это свойство по наследству.

При этом убеждение растений с помощью слов было единственным (!) методом, который использовал ученый. Как это ни удивительно, но факт остается фактом.

Применяя лишь метод словесного внушения, биологу удалось вырастить достаточно много удивительных сортов культурных и декоративных растений, цветов, которые по сей день носят его имя.

Можно подумать!

В шестидесятых годах прошлого века в Советском Союзе появился научный материал под авторством В. Карманова с неброским заголовком «Использование автоматики и кибернетики в сельском хозяйстве». В статье были описаны опыты, произведенные в лаборатории биокибернетики при Институте Агрофизики Академии Наук СССР. В материале приводится описание поразительного эксперимента.

Исследователи установили на ростках фасоли сверхчувствительные датчики, которым удалось зафиксировать, что при недостатке влаги растения начинают излучать низкочастотные импульсы. Ученые попытались зафиксировать данную связь, поэтому с появлением таких импульсов стали немедленно включать систему орошения. Благодаря этому у растений вскоре выработался своеобразный условный рефлекс. При недостатке влаги ростки фасоли целенаправленно подавали сигналы низкой частоты, самостоятельно регулируя идеальную для себя модель полива.

В итоге вместо разового обильного орошения, которое практиковалось ранее, растения выбрали наиболее приемлемый для себя режим полива и стали «включать» систему орошения на непродолжительное время (не более двух минут), спустя каждый час.

Несколько слов об условных рефлексах

Академик Павлов был убежден, что условные рефлексы являются исключительно функцией высшей нервной деятельности. Так ли это на самом деле?

Любопытный эксперимент над филодендроном провели ученые Алма-атинского университета. Они изучали реакцию цветка, время от времени пропуская через стебель растения слабый электрический ток. Датчики наглядно демонстрировали, что цветку явно не нравится данная процедура, и он реагировал на нее довольно пронзительно.

Далее, перед тем, как пустить ток, биологи стали класть рядом с растением обычный камень. Положили камень, пустили ток, убрали камень. Снова положили, дали ток, убрали... Данное действие они проделывали многократно в течение длительного времени и в итоге добились того, что каждый раз, как только они клали камень, филодендрон тут же начинал бурно реагировать, ожидая удара током. Таким образом, биологи смогли сформировать у цветка условный рефлекс.

Система коммуникации между растениями. Есть ли она на самом деле?

Интересный эксперимент был проведен учеными над ореховым деревом, которое экспериментаторы время от времени били палкой. Анализ листьев растения продемонстрировал, что во время «избиения» в орешнике мгновенно возрастало количество танина. А ведь данное вещество не только придает листьям и плодам терпкий и вяжущий вкус, поскольку содержит большое количество дубильных веществ, но и оказывает губительное воздействие на различных вредителей и паразитов.

В ходе исследования ученые пошли еще дальше, решив взять на анализ листву недалеко растущего дуба. Результат исследования оказался ошеломляющим, поскольку подвергающийся постоянной экзекуции орех, каким-то образом распространял вокруг сигнал бедствия, приняв которые дуб тут же увеличивал содержание танина в своей листве.

Подтвердить данный факт удалось ученым из Англии. Они проводили опыты в Саванне, где растительность довольно скудная и располагается на значительном расстоянии друг от друга. Оказалось, что когда стадо антилоп приближается к кустарнику или дереву, которое представляло собой объект питания этих животных, они начинали распространять вокруг себя мощный сигнал опасности. Этот сигнал мгновенно принимали находящиеся неподалеку растения и тут же приступали к выработке особого вещества, которое делает листву несъедобной.

Экспериментаторы не раз становились свидетелями того, как целые стада антилоп погибали от голода, непосредственно находясь в зоне зеленых насаждений. Спасение они могли отыскать лишь тогда, когда решались перейти на новые территории.

Этот факт доказывает, что растения действительно обладают некими коммуникационными способностями и могут «общаться» друг с другом, передавая сигнал опасности, который мгновенно распространяется, охватывая при этом довольно значительные расстояния. А раз так, то на самом деле, растения мало чем отличаются от животных и человека.

Вскоре, людям придется решать: признавать или не признавать растения разумными существами.

Гадание на цветках. Любит, не любит?

В лаборатории одного из научных центров находился шикарный фикус, подключенный к самописцу, за которым ежедневно ухаживала симпатичная девушка-лаборант. Вскоре сотрудники центра заметили, что растение проявляет по отношению к славной сотруднице нескрываемую радость, эмоционально реагируя на каждое ее появление, что тут же отражалось на мониторах в виде ярко - алой синусоиды.

Более того, при легком флирте девушки с коллегами противоположного пола, фикус проявлял явные признаки беспокойства, и полоса на мониторе тут же приобретала черный оттенок, как показатель того, что растение влюблено и страстно проявляет признаки ревности.

Есть ли у растений душа?

Понятно, что даже в крошечное живое семечко изначально заложена некая программа, которая предопределяет его дальнейшее развитие. Безусловно, что растительный мир значительно отличается от животного, но это отнюдь не означает, что у растений нет, пусть примитивного с точки зрения человека, но все-таки сознания. Да, «центральная нервная система» растений кардинально отличается от модели прочих живых организмов, но они, как, оказалось, также боятся смерти и чувствуют боль, когда их калечат, или обрывают цвет.

Поэтому человеку, как венцу природы, приходится лишний раз констатировать, что все, что существует на нашей планете (растения и животный мир) является по сути единым и взаимозависимым организмом. Просто свои эмоции растения проявляют по-иному, имея для этого свои собственные органы чувств на уровне, пока малопонятном и недоступном для нас.

agrostory.com

Система живой природы. Место растений в системе природы

АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика

 

Систематика выработала свою систему понятий и символов, свой язык, служащий для классификации организмов. Любая система классификации является неизбежно системой иерархически соподчиненных единиц. Такая система взаимоподчиненных групп является единственным логически возможным средством расположения организмов в определенной упорядоченной системе. Поэтому каждая система классификации независимо от того, является она искусственной, естественной или эволюционной, подразделяется на определенные, соподчиненные друг другу систематические категории, или единицы. Таковы вид, род, семейство, порядок и т. д. Для обозначения систематических единиц любого ранга на Международном ботаническом конгрессе в 1950 г. был принят термин «таксон» (ед. ч. taxon, мн. ч. taxa).

Все растительное царство, представляющее собой таксон высшей категории, охватывается системой таксонов, расположенных в порядке иерархии. Благодаря этому систематические категории выполняют свою функцию сведения существующего в природе многообразия форм в стройную систему. Но они могут выполнить эту функцию лишь при условии, чтобы классификация была достаточно удобной. Это требование удобства, бывшее руководящим принципом при построении искусственных систем классификации, отнюдь не утратило своего значения и в построениях эволюционной систематики. Но в то время как искусственная систематика преследовала исключительно практические цели, пытаясь создать порядок из беспорядка, задача эволюционной систематики гораздо сложнее: она должна стремиться к созданию такой системы классификации, которая отражала бы отношения, объективно существующие в природе, но таким образом, чтобы классификация была достаточно практичной. Для этого она должна пользоваться некоторым оптимальным числом соподчиненных систематических категорий, которое не должно быть ни слишком большим, ни слишком малым. Это количество систематических категорий более или менее определилось, и большинство их общепринято.

Как гласит статья 2 Международного кодекса ботанической номенклатуры, «каждое растение рассматривается как принадлежащее к ряду таксонов последовательно соподчиненных рангов, среди которых основным является ранг вида (species)». Вид представляет собой важнейшую таксономическую категорию не только для систематики, но и для всей биологии вообще. Каждое растение, с которым имеет дело исследователь, должно быть определено с точностью до вида, а во многих случаях даже точнее. Не меньшая точность требуется при хозяйственном или медицинском использовании растений, например в лесном хозяйстве и при сборе лекарственных растений. К сожалению, вид, как, впрочем, и все другие таксономические категории, с трудом поддается сколько-нибудь точному логическому определению. Очень трудно, в частности, дать такое определение вида, которое одинаково хорошо подходило как к растениям, размножающимся половым путем, так и к растениям, размножающимся бесполым путем. В одном случае вид представляет собой систему популяций, а в другом случае он есть система клонов. Но в обоих случаях вид характеризуется некоторой целостностью и определенной биологической обособленностью от других видов. Целостность видов выражается в том, что входящие в их состав клоны или популяции связаны между собой переходами. Как бы ни была велика внутривидовая изменчивость и как бы резко не различались крайние формы, при наличии достаточного материала всегда можно расположить представителей вида таким образом, что они составят непрерывный ряд форм. Обособленность же вида заключена в том, что даже группа близких видов представляет собой прерывистый, дискретный комплекс, где, как правило, нет переходных форм.

Виды различаются также условиями их существования, а в случае видов, размножающихся половым путем, также барьерами изоляции, препятствующими скрещиванию. Поэтому если внутри такого вида скрещивания происходят обычно свободно, то между видами они обычно затруднены или полностью отсутствуют.

Каждый вид относится к какому-нибудь роду (ед. ч. genus, мн. ч. genera). Род представляет собой собирательную таксономическую категорию, состоящую из видов, тесно связанных между собой родственными отношениями. Хотя род представляет собой дискретный комплекс видов, эта дискретность не столь велика, чтобы затемнить родовую общность. В то же время роды отделены друг от друга явно выраженным разрывом. Если бы степень различий между видами была совершенно одинакова, т. е. если бы можно было изобразить виды в виде точек, находящихся на одинаковых расстояниях друг от друга, то систематик не имел бы возможности объединить их в различные роды. В действительности эти точки образуют определенные сгущения, внутри которых филогенетические связи теснее, чем связи между разными сгущениями. Такие сгущения и будут соответствовать таксономическому понятию рода. Другими словами, род, как и вид, соответствует отношениям, реально существующим в природе. Считается, что разрывы между родами должны быть обратно пропорциональны их размерам. Род может состоять из многих видов (политипные роды), нескольких видов (олиготипные роды) или только из одного вида (монотипные роды). Род может делиться, в свою очередь, на подроды, а последние могут состоять из секций.

 

 

studopedya.ru

Признаки, свойства и критерии живых систем. Что такое живая система?

Издавна ученые пытались дать определение понятию "жизнь". Но сделать это достаточно сложно, ведь организмы, населяющие планету, очень разнообразны. Каковы критерии живых систем и особенности их функционирования, вы узнаете из нашей статьи.

Что такое система

Системой называют совокупность элементов, которые соединены в определенной последовательности. Такое строение обеспечивает их целостность и способность к функционированию. По происхождению системы бывают искусственными и естественными. К первым относятся все структуры, которые создал человек. Примеры их разнообразны: от шариковой ручки до небоскреба. Согласитесь, и в первом, и во втором случаях все составные части данных систем подчинены четким закономерностям и соединяются в определенном порядке. Их малейшее нарушение может изменить весь механизм работы.

Живые системы - это все структуры, которые нас окружают, но не создавались человеком. Они являются "произведениями" природы. Микроскопические клетки амебы, гигантские хвойные деревья, огромные голубые киты - все это живые системы. В этих организмах действительно есть много элементов, которые взаимодействуют определенным образом между собой. А каковы вообще критерии живых систем? И относится ли к данному понятию белковые глобулы или молекулы воды? Ведь они тоже состоят из отдельных элементов, соединенных в определенной последовательности. Ученые утверждают однозначно, что жизнью является только совокупность элементов, заключенных в клеточную структуру.

Уровни организации живых систем

Живые системы в природе существуют на разных уровнях организации, которые отличаются особенностями строения и взаимодействия между их компонентами. Молекулярный также является одним из них, однако его самостоятельное существование вне клетки невозможно. Самый главный процесс, происходящий на этом уровне - хранение и реализация генетического материала. Критерии живых систем наиболее наглядны на примере клетки. Именно она является структурной и функциональной единицей всего живого. Из клеток состоят растения, животные, грибы и бактерии. Исключением являются вирусы, которые являются совокупностью молекул нуклеиновых кислот и белка.

Далее происходит усложнение живых систем. Клетки объединяются в ткани. Каждая из них специализируется на выполнении определенной функции. Совокупность тканей представляет следующий уровень - организменный. Однако, в природе особи не существуют разрозненно. Они взаимодействуют между собой и с факторами неживой природы. При этом они последовательно образуют популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный уровни. Последний является самым глобальным, объединяя абсолютно все живые организмы, населяющие все среды обитания.

Особенности химического состава

Основные свойства живых систем, независимо от уровня их организации, характеризуются, прежде всего, определенным химическим составом. Основу данных структур образуют четыре химических элемента. Это углерод, кислород, азот и водород. Их еще называют органогенными. Они, в свою очередь, образуют молекулы биополимеров - белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот.

Обмен веществ

Любой живой организм представляет собой открытую систему. Это значит, что в ней происходит беспрерывный обмен веществ с окружающей средой. Поступление веществ, их преобразование, выведение конечных продуктов обмена - неотъемлемые признаки живых систем. Поступая в организм, сложные молекулы расщепляются с выделением определенного количества энергии. Она необходима для осуществления роста и развития.

Способность к самовоспроизведению

Способность к размножению или самовоспроизведению и регенерации - это также критерии живых систем. Эти свойства обеспечивают преемственность на всех уровнях, делая возможным жизнь на планете в целом. Способы размножения зависит от особенностей строения биологического вида. К примеру, бактерии размножаются делением клетки надвое, растения - вегетативно и при помощи спор, а животные - половым путем.

Регенерация помогает многим организмам как можно дольше сохранять свою жизнеспособность. К восстановлению утраченных или поврежденных частей тела способны кишечнополостные, черви, пресмыкающиеся и растения. Особенно активно делятся клетки пресноводной гидры, тело которой может восстановиться с 1/200 части.

Движение

Недаром говорят, что движение - это жизнь. И действительно, перемещаясь в пространстве, животные ищут пищу, особей противоположного пола или лучшие условия для существования. Их одноклеточные представители передвигаются с помощью органелл - жгутиков, псевдоподий или ресничек. Удивительно, но растения также способны к движению. Каждый наблюдал, как листья и цветки поворачиваются по направлению к свету, а побеги лиан обвивают любые поверхности. Это и есть ростовые движения растений.

Рост и развитие

Рост и развитие - неотъемлемые свойства живых систем. Первое предполагает количественные изменения организмов. Рост происходит за счет деления клеток. Причем у растений он неограниченный. Это значит, что они растут в течение всей жизни. А вот животные - только до определенного периода. Рост сопровождается и количественными изменениями организма - развитием. Этот процесс заключается в приобретении все более сложных черт организации и физиологии. От уровня развития организмов зависит их положение в системе органического мира. К примеру, покрытосеменные растения достигли широкого распространения благодаря прогрессивным чертам строения, к которым относятся наличие цветка и двойное оплодотворение.

Раздражимость

Еще одним признаком живых систем является их способность реагировать на любые изменения в окружающей среде. Такое свойство называют раздражимостью. Так, цветки тюльпанов открываются в тепле, а листья мимозы складываются во время прикосновения. У животных раздражимость осуществляется при помощи нервной системы и проявляется в виде рефлексов. Часть из них является врожденными. К ним относятся дыхательный, защитный, хватательный, сосательный, мигательный рефлексы. Они обеспечивают жизнеспособность с первых минут жизни. В ходе изменений существования животные приобретают новые поведенческие реакции.

Свойства живых систем обеспечивают их существование на протяжении их индивидуального и исторического развития. К ним относятся клеточное строение, единство химического состава, обмен веществ, способность к размножению, росту, развитию, раздражимость и адаптация.

fb.ru

Растения – живой организм

Просмотр содержимого документа «Растения – живой организм»

Растения – живой организм

СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

  • Дышат
  • Питаются
  • Размножаются
  • Растут
  • Развиваются
  • Реагируют на внешнее воздействие
  • Умирают
  • СОСТОЯТ ИЗ КЛЕТОК

КЛЕТКИ

ОРГАН

ОРГАНИЗМ

ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Жизнедеятельность - это процессы, протекающие в организме и обеспечивающие его существование.

Питание и дыхание

кислород

углекислый газ

Обмен веществ, выделение

а

б

в

АБ

Е

г

Размножение

Размножение растений

Бесполое

Половое

Рост и развитие

Организм – живая система (биосистема). Жизнь растительного организма зависит от слаженной работы его органов и от условий, в которых обитает растение. Основные процессы жизнедеятельности растения как живого организма: питание, дыхание, выделение, размножение, обмен веществ, рост и развитие

Процесс поглощения веществ растением из окружающей среды, превращение и удаление из организма конечных продуктов жизнедеятельности называется:

  • а) питанием;
  • б) дыханием;
  • в) обменом веществ;
  • г) выделением.

Только для живых организмов характерно:

  • а) уменьшение веса;
  • б) изменение окраски;
  • в) дыхание;
  • г) взаимодействие со средой.

Что растительный организм выделяет в процессе дыхания?

  • а) углекислый газ;
  • б) кислород;
  • в) азот;
  • г) водород.

Как называется часть организма, имеющую определенное строение и выполняющую определенные функции?

  • а) организм;
  • б) орган;
  • в) тело;
  • г) элемент.
  • http://www.pmedia.ru/go/mon/iumk/science/bio_1 /
  • http://www.forchel.ru/user/yaranova/news/page/15 /
  • http:// zdorov10.ucoz.ru/index/cvetok/0-147
  • http://images.yandex.ru /

multiurok.ru

4. Система живой природы. Место растений в системе природы.

Систематика выработала свою систему понятий и символов, свой язык, служащий для классификации организмов. Любая система классификации является неизбежно системой иерархически соподчиненных единиц. Такая система взаимоподчиненных групп является единственным логически возможным средством расположения организмов в определенной упорядоченной системе. Поэтому каждая система классификации независимо от того, является она искусственной, естественной или эволюционной, подразделяется на определенные, соподчиненные друг другу систематические категории, или единицы. Таковы вид, род, семейство, порядок и т. д. Для обозначения систематических единиц любого ранга на Международном ботаническом конгрессе в 1950 г. был принят термин «таксон» (ед. ч. taxon, мн. ч. taxa).

Все растительное царство, представляющее собой таксон высшей категории, охватывается системой таксонов, расположенных в порядке иерархии. Благодаря этому систематические категории выполняют свою функцию сведения существующего в природе многообразия форм в стройную систему. Но они могут выполнить эту функцию лишь при условии, чтобы классификация была достаточно удобной. Это требование удобства, бывшее руководящим принципом при построении искусственных систем классификации, отнюдь не утратило своего значения и в построениях эволюционной систематики. Но в то время как искусственная систематика преследовала исключительно практические цели, пытаясь создать порядок из беспорядка, задача эволюционной систематики гораздо сложнее: она должна стремиться к созданию такой системы классификации, которая отражала бы отношения, объективно существующие в природе, но таким образом, чтобы классификация была достаточно практичной. Для этого она должна пользоваться некоторым оптимальным числом соподчиненных систематических категорий, которое не должно быть ни слишком большим, ни слишком малым. Это количество систематических категорий более или менее определилось, и большинство их общепринято.

Как гласит статья 2 Международного кодекса ботанической номенклатуры, «каждое растение рассматривается как принадлежащее к ряду таксонов последовательно соподчиненных рангов, среди которых основным является ранг вида (species)». Вид представляет собой важнейшую таксономическую категорию не только для систематики, но и для всей биологии вообще. Каждое растение, с которым имеет дело исследователь, должно быть определено с точностью до вида, а во многих случаях даже точнее. Не меньшая точность требуется при хозяйственном или медицинском использовании растений, например в лесном хозяйстве и при сборе лекарственных растений. К сожалению, вид, как, впрочем, и все другие таксономические категории, с трудом поддается сколько-нибудь точному логическому определению. Очень трудно, в частности, дать такое определение вида, которое одинаково хорошо подходило как к растениям, размножающимся половым путем, так и к растениям, размножающимся бесполым путем. В одном случае вид представляет собой систему популяций, а в другом случае он есть система клонов. Но в обоих случаях вид характеризуется некоторой целостностью и определенной биологической обособленностью от других видов. Целостность видов выражается в том, что входящие в их состав клоны или популяции связаны между собой переходами. Как бы ни была велика внутривидовая изменчивость и как бы резко не различались крайние формы, при наличии достаточного материала всегда можно расположить представителей вида таким образом, что они составят непрерывный ряд форм. Обособленность же вида заключена в том, что даже группа близких видов представляет собой прерывистый, дискретный комплекс, где, как правило, нет переходных форм.

Виды различаются также условиями их существования, а в случае видов, размножающихся половым путем, также барьерами изоляции, препятствующими скрещиванию. Поэтому если внутри такого вида скрещивания происходят обычно свободно, то между видами они обычно затруднены или полностью отсутствуют.

Каждый вид относится к какому-нибудь роду (ед. ч. genus, мн. ч. genera). Род представляет собой собирательную таксономическую категорию, состоящую из видов, тесно связанных между собой родственными отношениями. Хотя род представляет собой дискретный комплекс видов, эта дискретность не столь велика, чтобы затемнить родовую общность. В то же время роды отделены друг от друга явно выраженным разрывом. Если бы степень различий между видами была совершенно одинакова, т. е. если бы можно было изобразить виды в виде точек, находящихся на одинаковых расстояниях друг от друга, то систематик не имел бы возможности объединить их в различные роды. В действительности эти точки образуют определенные сгущения, внутри которых филогенетические связи теснее, чем связи между разными сгущениями. Такие сгущения и будут соответствовать таксономическому понятию рода. Другими словами, род, как и вид, соответствует отношениям, реально существующим в природе. Считается, что разрывы между родами должны быть обратно пропорциональны их размерам. Род может состоять из многих видов (политипные роды), нескольких видов (олиготипные роды) или только из одного вида (монотипные роды). Род может делиться, в свою очередь, на подроды, а последние могут состоять из секций.

studfiles.net

ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА. ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 «ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СТРОЕНИЕМ РАСТЕНИЙ» - ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС - конспекты уроков - План урока - Конспект урока - Планы уроков

УРОК 3. ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА. ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 «ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СТРОЕНИЕМ РАСТЕНИЙ»

 

Цель: сформировать понятие «организм», «орган»; выявить особенности строения растений; развивать умение распознавать органы растений и определять их функции; воспитывать наблюдательность, экологическое мышление.

Оборудование: живые комнатные растения, гербарии растений, таблица «Органы цветочного растения», тетради, учебники.

Основные понятия: организм, орган, корень, побег, стебель, лист, цветок, плод, семена.

Тип урока: изучения и первичного усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

1. Вопрос

Вспомните, что такое система. Каким требованиям должен отвечать группировки, чтобы его можно было назвать системой?

2. Игра «Да — нет»

Учитель зачитывает утверждение. Ученики соглашаются или не соглашаются с услышанным и объясняют свою точку зрения.

• искусственные системы созданы человеком;

• систему очень трудно разрушить;

• все природные системы являются открытыми;

• все искусственные системы являются закрытыми;

• природные системы намного проще, чем искусственные;

• город — это искусственная система;

• организм — это живая система.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

неужели организм — это система? Для того чтобы окончательно согласиться с этим утверждением, давайте вспомним, что такое организм, и определим, соответствует ли он критериям системы.

 

ИV. Изучение нового материала

1. Организм и органы

Задача 1. назовите тела живой и неживой природы. Какие из них являются организмами?

Организм — это любое живое тело (существо или растение), которому присуща определенная совокупность признаков и свойств: питание, дыхание, рост, развитие, размножение, реагирование на раздражение, приспособление к условиям существования. К организмам относятся бактерии, грибы, животные, растения. Они составляют органический мир нашей планеты. Организмы имеют клеточное строение. Одни из них — одноклеточные, другие — многоклеточные (по количеству видов таких большинство). Многоклеточный организм состоит из клеток, которые выполняют различные функции.

Задание 2. Опираясь на конкретные примеры, докажите существование связей между живыми организмами.

Одна группа организмов, которые называют организмами-производителями, или автотрофами, способна образовывать органические вещества из неорганических, используя энергию Солнца или энергию, которая освобождается в химических реакциях. Автотрофами являются растения.

Другие организмы — животные, люди, грибы и большинство бактерий являются гетеротрофами, т. е. организмами-потребителями. Они потребляют готовые органические вещества.

Организмы живых существ состоят из компонентов — органов.

Орган — это часть организма, имеющая особую форму, строение, расположение в организме и выполняет определенную функцию.

Задача 3. приведите примеры органов и объясните, какую функцию они выполняют.

2. Органы растений. Практическая работа 1 «Ознакомление со строением растений»

Ознакомимся подробнее с органами растений. Рассмотрим органы цветочного растения (к рассмотрению предлагаются комнатные растения, гербарии растений, таблица «Органы цветочного растения», рисунки учебника).

Корень — осевой орган; он закрепляет растение в почве (опорная функция), поглощает из почвы воду и минеральные вещества (поглощающая функция) и проводит их в стебель, откладывает питательные вещества про запас (запасаюча функция).

Стебель — также осевой орган. Оно несет листья, поднимая их к свету, а также цветки и плоды, являются для них опорой (опорная функция). По стеблю из корня в листья движутся вода и минеральные вещества, а питательные вещества, которые образуются во время фотосинтеза, переходят из листьев в корень (ведущая функция). В стебле часто откладываются про запас питательные вещества.

Корень вместе со стеблем образуют побег — надземный орган растения.

Лист — боковой орган растения. Листья выполняют важные функции: фотосинтез, дыхание, испарение воды.

Цветок — особый орган растения, который выполняет только единственную функцию — размножение.

Все органы, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности, рост и развитие организма, называют вегетативными. У растений это корень, лист, стебель. Органы, которые обеспечивают процесс размножения, называются генеративными. Генеративными органами растений есть цветок, плод, семена.

 

V. Закрепление изученного материала

Продолжение практической работы 1

Задание 4. Сделайте схематический рисунок цветочной растения. Подпишите ее главные органы.

Задание 5. Используя текст параграфа, заполните таблицу.

 

Название органа

Особенности строения органа

Функции органа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 6. Используя полученные знания, сделайте вывод о том, можно ли считать организмы живыми системами.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать параграф .

2. Творческое задание «Мое любимое животное». Работу выполнить в виде книжечки-самоделки, плаката с рисунками и фотографиями, рассказы.

3. Опережающее: прорастить и посадить семена (фасоли, пшеницы, гороха, подсолнечника и др).

schooled.ru