Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Презентация по окружающему миру "Изменения в жизни растений осенью". Растения осенью окружающий мир


Презентация по окружающему миру "Изменения в жизни растений осенью"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Автор: Крюкова Елена Алексеевна Педагог дополнительного образования МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов»

2 слайд Описание слайда:

- Дни ста­но­вят­ся ко­ро­че, - тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха па­да­ет, - чаще дует хо­лод­ный ветер, - небо за­тя­ги­ва­ет ту­ча­ми, - идут за­тяж­ные дожди. Все эти из­ме­не­ния вли­я­ют на жи­вую при­ро­ду. Вспомним, какие из­ме­не­ния про­ис­хо­дят осе­нью в нежи­вой при­ро­де

3 слайд Описание слайда:

Что же про­ис­хо­дит в жизни рас­те­ний осе­нью? Загадка При­ш­ла без кра­сок и кисти, И разу­кра­си­ла все ли­стья. Осень Они го­то­вят­ся к зиме

4 слайд Описание слайда:

При­ход осени со­про­вож­да­ет­ся  сме­ной окрас­ки ли­стьев у листопадных деревьев и кустарников. По­че­му это про­ис­хо­дит? В листьях со­дер­жат­ся кра­ся­щие ве­ще­ства зе­ле­но­го, крас­но­го и жел­то­го цветов.  Летом, когда много сол­неч­но­го света зе­ле­ное ве­ще­ство за­глу­ша­ет все осталь­ные от­тен­ки. Осе­нью дни ста­но­вят­ся ко­ро­че, и рас­те­ния по­лу­ча­ют мало света, зе­ле­ное ве­ще­ство не успе­ва­ет вос­ста­но­вить­ся, ли­стья на­чи­на­ют окра­ши­вать­ся по-раз­но­му, так как проявляются другие красящие вещества.

5 слайд Описание слайда:

Крас­ный, оран­же­вый, жел­тый цвета у ря­би­ны, клена, осины.

6 слайд Описание слайда:

Жел­те­ют липы, бе­ре­зы, тополя

7 слайд Описание слайда:

Но не все древесные рас­те­ния ме­ня­ют окрас­ку:  например, си­рень оста­ет­ся зе­ле­ной до пер­во­го снега. В её ли­стьях нет дру­гих кра­ся­щих ве­ществ, кроме зе­ле­но­го.

8 слайд Описание слайда:

А зачем вообще листопадные деревья и кустарники сбрасывают листья осенью? Листья постоянно испаряют влагу. Зимой вода замерзает и дереву становится сложно её добывать. Поэтому деревья и кустарники приспособились сбрасывать листья осенью, а весной выращивать новые. К тому же зимой, на листья налипает снег и ветви могут поломаться под его тяжестью.

9 слайд Описание слайда:

Как называется явление природы, при котором лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву. Листопад

10 слайд Описание слайда:

Что про­ис­хо­дит осе­нью с хвой­ны­ми де­ре­вья­ми? Ели и сосны стоят зе­ле­ные, ли­сточ­кам-хво­ин­кам мо­ро­зы не страш­ны. Каж­дая хво­ин­ка по­кры­та вос­ко­вым на­ле­том. Ли­стья-игол­ки ма­лень­кие и узкие, по­это­му влаги ис­па­ря­ет­ся мень­ше, чем у лист­вен­ных де­ре­вьев.  Хвой­ным де­ре­вьям зим­няя за­су­ха не страш­на.  Но все же ли­сто­пад есть и у хвой­ных де­ре­вьев. Толь­ко мы его не за­ме­ча­ем, по­то­му что хво­ин­ки опа­да­ют по­не­мно­гу.

11 слайд Описание слайда:

Какое хвойное дерево на зиму сбрасывает листья? Лиственница Осенью лиственница желтеет и сбрасывает листву

12 слайд Описание слайда:

Травянистые растения осенью На какие группы, в зависимости от продолжительности жизни можно разделить все травянистые растения? Травянистые растения однолетние двулетние многолетние

13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:

Многолетники

16 слайд Описание слайда:

Тра­вя­ни­стые рас­те­ния осе­нью тоже ме­ня­ют цвет. Вянут и от­ми­ра­ют, оста­вив плоды с се­ме­на­ми.  У двулетних и мно­го­лет­них рас­те­ний в земле оста­ют­ся зи­мо­вать подземные органы, запасающие питательные вещества (корневища, клубни , луковицы). Что происходит осенью с травянистыми растениями разных групп?

17 слайд Описание слайда:

1.https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwj1loeNq7jOAhXMGCwKHY6YDC8QjRwIBw&url=http%3A%2F%2Fwww.bolshoyvopros.ru%2Fquestions%2F581762-kakie-listja-u-topolja-2.osenju.html&bvm=bv.129422649,d.bGg&psig=AFQjCNHoazx9zNeSbcFLAQi_FHukv5ZXBw&ust=1470969601325115 http://www.чулышман-турист.рф/Foto/Altai_photo_51/05_pervyj_sneg.jpg 3.https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjH9pyntbjOAhWIESwKHbNbDFQQjRwIBw&url=http%3A%2F%2Fwww.greeninfo.ru%2Fdecor_trees%2Fsyringa_vulgaris.html%2FArticle%2F_%2FaID%2F5637&bvm=bv.129422649,d.bGg&psig=AFQjCNFDA32xulan_QwMj42b3lgivlb2eQ&ust=1470972201507632 4.https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjcgIqUu7jOAhVDECwKHey7DNIQjRwIBw&url=http%3A%2F%2Fwww.xrest.ru%2Foriginal%2F%25D0%259F%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B2%25D1%258B%25D0%25B9%2520%25D1%2581%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25B3-525549%2F&bvm=bv.129422649,d.bGg&psig=AFQjCNElcmvGRn0SCKxsisRXxj6TwzufOw&ust=1470973941242782 5.https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwiOqKKRvLjOAhXIkywKHZNzDfoQjRwIBw&url=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%2595%25D0%25BB%25D1%258C_%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%258B%25D0%25BA%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F&bvm=bv.129422649,d.bGg&psig=AFQjCNHCwkWmMj8DizAy25cWz8XqIH6owg&ust=1470974214306543 Интернет-ресурсы:

18 слайд Описание слайда:

6.https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwijuJbVvrjOAhWSbZoKHWU9B84QjRwIBw&url=http%3A%2F%2Fpriroda40a.narod.ru%2Fpinaceae%2Flarix_ris2.htm&bvm=bv.129422649,d.bGg&psig=AFQjCNHCbOfKe74Q-3fhM6u9GMZhb0Fevg&ust=1470974886756584 7.https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjZrrupk7vOAhWh4CwKHSX_AmUQjRwIBw&url=https%3A%2F%2Fwww.stihi.ru%2F2015%2F09%2F08%2F3340&psig=AFQjCNH6JI3d0A7J2sSjAu7GodQF5La2Jg&ust=1471066298699998 8.https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjuzKLHm7vOAhXDKiwKHQmEAWsQjRwIBw&url=http%3A%2F%2Fcollegy.ucoz.ru%2Fload%2F36-1-0-4037&bvm=bv.129422649,d.bGg&psig=AFQjCNHyyVBfdOCbpX5TG2tduO4e1XL2cg&ust=1471068552354024 9.https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwi0m-XCnLvOAhWBGCwKHbdFAC0QjRwIBw&url=http%3A%2F%2Fcollegy.ucoz.ru%2Fload%2F36-1-0-4037&bvm=bv.129422649,d.bGg&psig=AFQjCNHyyVBfdOCbpX5TG2tduO4e1XL2cg&ust=1471068552354024 10.https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjGl9nTn7vOAhWDFSwKHYtDB_8QjRwIBw&url=http%3A%2F%2Foptimisty.com%2Fsveti-katalog1.html&bvm=bv.129422649,d.bGg&psig=AFQjCNh4CSUHMFsi-ur-FL18lFCLeG0DAQ&ust=1471069649288807

19 слайд Описание слайда:

11.https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwiM3Iqco7vOAhXIjCwKHakUD94QjRwIBw&url=http%3A%2F%2Fsad-forever.ru%2Fdekorativnyie-lilii%2F&bvm=bv.129422649,d.bGg&psig=AFQjCNh21isE4I9l65Mgumr8GahheLJyww&ust=1471070594612511 Литература: 1. Сам­ко­ва В.А., Ро­ма­но­ва Н.И. Окру­жа­ю­щий мир 1. – М.: Рус­ское слово. 2. Пле­ша­ков А.А., Но­виц­кая М.Ю. Окру­жа­ю­щий мир 1. – М.: Про­све­ще­ние. 3. Гин А.А., Фаер С.А., Ан­др­же­ев­ская И.Ю. Окру­жа­ю­щий мир 1. – М.: ВИ­ТА-ПРЕСС.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1402476

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Конспект урока по Окружающему миру "Жизнь растений осенью" 1 класс

Класс: 1, «Перспективная начальная школа», О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.

Цель: расширить знания учащихся об изменениях в жизни растений в осеннее время года.

- дать представление о характерных признаках осени в неживой природе;

- развивать внимательность и наблюдательность;

- воспитывать культуру поведения на улице.

Тип урока: урок - экскурсия.

Оборудование: осенние ветки хвойных деревьев, альбом, краски.

Используемые технологии: деятельностный.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.

- фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков

- следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии

-проводить простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации

Метапредметные: умеют планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя

Личностные: понимают, что полученные знания на уроке окружающего мира пригодятся в практической деятельности

- Ребята, какое время года следует за осенью?

- Правильно! Сейчас люди готовятся к зиме, запасают урожай. Как вы думаете, природа тоже готовится к зиме?

- Какую цель мы поставим, прежде чем отправиться на экскурсию?(За чем мы должны пронаблюдать и что отметить?)

- После осени наступает зима.

- Да, и животные и растения готовятся к зиме.

- Научиться выявлять признаки подготовки растений к предстоящим погодным условиям.

Личностные УУД:

самоопределение.

Познавательные УУД: общеучебные

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками

Учитель проводит инструктаж, повторяют правила поведения на экскурсии.

Учащиеся должны усвоить, что нельзя громко разговаривать, рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от учителя, играть.

Регулятивные УУД:

целеполагание

- Закройте глаза, вспомните, какой вы видели природу летом и сравните с осенними изменениями.(небо, солнце, осадки, ветер )

- А теперь посмотрите вокруг, и рассмотрите внимательно изменения, которые произошли осенью в жизни растений.

- Давайте остановимся и прислушаемся к природе. Что вы слышите?

- Шорох, который мы слышим – это шорох листьев, которые срываются и падают на землю.

- Глубоко вдохните и скажите, какие запахи вы чувствуете?

- Подойдите к деревьям. Потрогайте кору и листья, понюхайте веточки деревьев, пожухлую траву.

- Иван Бунин – известный русский поэт написал такие великолепные строки:

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной…

- Как вы думаете, почему поэт сравнивает лес с расписным теремом?

- Какие цвета преобладают в осеннем лесу?

- Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света и зеленое вещество – хлорофилл начинает разрушаться. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а там где красного – краснеют. А так как в листьях разное количество красящих веществ, то растения и окрашиваются в разные цвета.

- Обратите внимание на куст сирени и на ольху. Какого цвета листья? Как вы думаете, почему они до сих пор не поменяли окраску?

- Правильно, молодцы!

- Посмотрите вокруг, начался листопад. Как вы думаете, зачем деревья сбрасывают листья на зиму?

- С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней почвенная влага. Холодную воду растения не всасывают. Помимо этого зимой на листьях скапливалось бы много снега и от тяжести ветви бы ломались.

Осенью на черешках листьев образуется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветра, чтобы лист отделился от ветки.

- Рассмотрите веточку. Есть ли ранки от опавших листьев?

- Листопад у всех деревьев начинается в одно и то же время?

- А есть ли такие деревья, которые не сбрасывают листву?

- Осенью на небе больше облаков, чем летом; осенью дожди затяжные и холодные; осенью становится прохладнее, ясных дней всё меньше, часто пасмурно. Также появляются первые заморозки.

- С приходом осени деревья и кустарники поменяли окраску листвы и начался листопад.

- Мы слышим шорох листьев, шум ветра.

- Поэт сравнивает лес с расписным теремом за его красоту и великолепие.

- Желтый, красный, оранжевый.

- Листья сирени и ольхи зеленые. Наверное в их листьях нет других красящих веществ, кроме зеленого.

Предположения детей.

- Ранок нет, потому что там образовался пробковый слой.

- Нет.

- Да, есть. Это хвойные растения.

Учащиеся рассматривают сосну и ель, сравнивают ствол, крону, расположение хвоинок. И делают выводы об отличительных признаках этих деревьев.

Слушают заранее подготовленный рассказ одноклассника о жизни хвойных деревьев осенью.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками;

познавательные: построение логической цепи рассуждений

doc4web.ru

1 класс. Окружающий мир. Природа и её сезонные изменения - Осень в жизни растений

Комментарии преподавателя

Да­вай­те вспом­ним, какие из­ме­не­ния про­ис­хо­дят осе­нью в нежи­вой при­ро­де. Дни ста­но­вят­ся ко­ро­че, тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха па­да­ет, чаще дует хо­лод­ный ветер, небо за­тя­ги­ва­ет хо­лод­ны­ми ту­ча­ми, идут за­тяж­ные дожди. Все эти из­ме­не­ния вли­я­ют и на жи­вую при­ро­ду. Что же про­ис­хо­дит в жизни рас­те­ний осе­нью? Они го­то­вят­ся к зиме.

При­ш­ла без кра­сок и кисти,

И разу­кра­си­ла все ли­стья.

Так го­во­рят об осени. При­ход осени со­про­вож­да­ет­ся сме­ной окрас­ки ли­стьев. По­че­му это про­ис­хо­дит? В листе со­дер­жит­ся кра­ся­щее ве­ще­ство зе­ле­но­го, крас­но­го и жел­то­го цвета. Летом, когда много сол­неч­но­го света зе­ле­ное ве­ще­ство за­глу­ша­ет все осталь­ные от­тен­ки. Осе­нью дни ста­но­вит­ся ко­ро­че, и рас­те­ния по­лу­ча­ют мало света, зе­ле­ное ве­ще­ство не успе­ва­ет вос­ста­но­вить­ся, ли­стья на­чи­на­ют окра­ши­вать­ся по-раз­но­му. Крас­ный, оран­же­вый, жел­тый цвета у ря­би­ны, клена, осины. Жел­те­ют липы, бе­ре­зы, каш­та­ны. Жел­то-ко­рич­не­вая листва – у дуба. Вся земля по­кры­ва­ет­ся раз­но­цвет­ным ков­ром. Неда­ром осень на­зы­ва­ют ху­дож­ни­цей.

Но не все рас­те­ния ме­ня­ют окрас­ку: си­рень, и ольха оста­ют­ся зе­ле­ны­ми до пер­во­го снега. В ли­стьях этих рас­те­ний нет дру­гих кра­ся­щих ве­ществ, кроме зе­ле­но­го.

Кра­со­ту осен­ней при­ро­ды изоб­ра­зил на свой кар­тине «Зо­ло­тая осень» ве­ли­кий рус­ский ху­дож­ник И.И. Ле­ви­тан.

    

(show.7ya.ru)

Да­вай­те узна­ем, что про­ис­хо­дит осе­нью с хвой­ны­ми де­ре­вья­ми. Лист­вен­ни­ца по­жел­те­ла и сбро­си­ла лист­ву. Ели и сосны стоят зе­ле­ные, ли­сточ­кам-хво­ин­кам мо­ро­зы не страш­ны. Каж­дая хво­ин­ка по­кры­та вос­ко­вым на­ле­том. Ли­стья-игол­ки ма­лень­кие и узкие, по­это­му влаги ис­па­ря­ет­ся мень­ше, чем у лист­вен­ных де­ре­вьев. Хвой­ным де­ре­вьям зим­няя за­су­ха не страш­на. Но все же ли­сто­пад есть и у хвой­ных де­ре­вьев. Толь­ко мы его не за­ме­ча­ем, по­то­му что хво­ин­ки опа­да­ют по­не­мно­гу.

 

Лист­вен­ни­ца (fotokto.ru)

Это яв­ле­ние встре­ча­ет­ся у осины, то­по­ля, дуба и ивы. Эти де­ре­вья не толь­ко сбра­сы­ва­ют свою лист­ву, но и из­бав­ля­ют­ся от лиш­них веток, чтобы зимой мень­ше рас­тра­чи­вать пи­та­тель­ные ве­ще­ства. Этот про­цесс на­зы­ва­ет­ся вет­веп­ад.

Вто­рое из­ме­не­ние в жизни рас­те­ний – это ли­сто­пад. Ли­сто­пад – это про­цесс сбра­сы­ва­ния лист­вы. Де­ре­вья и ку­стар­ник сбра­сы­ва­ют лист­ву не слу­чай­но – это за­щи­та от зим­ней стужи. Ли­стья ис­па­ря­ют воду, летом воды в почве много. А вот зимой из про­мерз­шей почвы много воды не по­лу­чишь. Де­ре­во про­сто по­гиб­нет от за­су­хи. Вот по­это­му рас­те­ния, де­ре­вья и ку­стар­ни­ки, сбра­сы­ва­ют свою лист­ву. Вес­ной снова по­явят­ся новые ли­стья. Это про­дол&shy

www.kursoteka.ru

Конспект открытого урока по окружающему миру "Растения и животные осенью" с презентацией

Тема «Растения и животные осенью. Труд людей осенью».

Тип занятия : урок изучения нового материала.

Методы:

- Мультимедийный: просмотр презентации.

- Наглядно-действенный, словесный; рассматривание изображений и их словесное сопровождение.

- Предметно - практический: классификация картинок.

Оборудование: проектор, компьютер, набор картинок разного размера, классная магнитная доска.

Средства обучения: инструкции, картинные изображения. Самостоятельная деятельность учащихся, динамические паузы, гимнастика для глаз, соблюдение тифлопедагогических требований в оформлении презентации.

Форма занятия: объяснение учителя, фронтальная и индивидуальная работа.

Цели занятия: изучение осенних изменений в живой природе и в жизни людей.

Задачи:

- Образовательные: изучить сезонные изменения в живой природе (растения, животные, птицы) и в жизни человека. Познакомить с дарами осени, перелетными и зимующими птицами, с трудом человека осенью. Обогатить представления об окружающем мире.

- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

- Развивающие: развить пространственное представление, образное мышление, развить способность анализировать, сравнивать, обобщать.

- Коррекционные: коррекция восприятия и зрительной памяти.

Словарь урока: желудь, линька, подшерсток, спячка, перелетные, зимующие, зерновые культуры, комбайн, субботник.

Индивидуальное сопровождение в течение всех видов деятельности не требуется.

Тифлопедагогическое сопровождение (содержание) урока.

В классе учащиеся III вида образовательной деятельности.

Состояние зрения учащихся: миопия средней степени: 4 ученика (Якимова М., Костин Д., Ганиева Л., Зудина А.).

Атрофия зрительного нерва: 2 ученика (Зудина А., Костин Д.) Контраст изображений, изучаемых объектов и процессов 80 – 100%.

- Вот и прозвенел звонок, начался урок.

Очень тихо вы присели и работать захотели.

Руки? На месте! Ноги? На месте!

Локти? У края! Спина? Прямая!

Садятся по местам

II

Актуализация знаний

- Ребята, у нас начинается урок по окружающему миру и на прошлом уроке мы с вами начали изучать тему «Времена года. Осень».

-Мы сможем назвать осенние месяцы? Кто хочет и сумеет?

- Я бы хотела, чтобы,,,,,,, назвал, какой сейчас месяц?

(Фронтально):

Отвечают на вопросы, слушают учителя

- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Сейчас месяц октябрь

- Октябрь – второй месяц осени

- Идут холодные дожди, меньше светит солнце, понижается t воздуха, погода пасмурная

III

Изучение нового материала

1) Подготовка к восприятию нового материала

- А сейчас, ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком признаке осени в нем говорится? (1 слайд)

«Осенний клад»

Падают с ветки желтые монетки…..

Под ногами целый клад!

Это осень золотая дарит листья, не считая,

Золотые дарит листья Вам, и нам,

И всем подряд.

И. Пивоварова

- Что же происходит с листьями осенью?

2) Изучение новых знаний

- Осенью происходит изменения в жизни растений. Так же изменяется жизнь животных и даже наступают изменения в образе жизни людей. Сегодня мы говорим о прекрасном времени года – осени. И тема нашего урока «Растения и животные осенью. Труд людей осенью». (2 слайд)

- Я показываю вам картинки, а вы постарайтесь назвать мне, какие предметы здесь изображены (3 слайд)

- Правильно. Ранней осенью в сентябре созревают орехи, желуди, ягоды калины, шиповника. Это дары осени. Осенью так же вырастает много грибов, которыми не прочь полакомиться и животные и люди.

Вопросы для 4 кл.: Как ты думаешь, на каком дереве выросли желуди? (Показывается картинка дуба).

- Ребята, вы слышали такое выражение, как «Золотая осень». Почему люди так говорят? Вам подскажет эта картинка. (4 слайд)

- Второй месяц осени – октябрь - называют золотой осенью. Листья на деревьях желтеют, начинается листопад.

Вопросы для 4 кл.: Листья каких деревьев показаны на слайде? Какого они цвета?

- А что такое поздняя осень? Сегодня на дворе – поздняя осень или ранняя? Попробуйте описать признаки поздней осени и сравнить с состоянием природы сегодня. (Оценка)

- Ноябрь – поздняя осень. Начинаются заморозки. Деревья и кустарники сбросили листья, трава увяла. Выпал первый снег. (5 слайд)

- Посмотрев на данные рисунки, какой вывод мы можем сделать, ребята? Что происходит с растениями в лесу осенью?

Физкульминутка.

- Мы с вами узнали, что происходит с растениями осенью. И сейчас давайте немного отдохнем и потом продолжим дольше.

Мы листочки осенние, на веточке сидим.

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, закружились

И на землю приземлились.

3) Продолжение изучения новой темы. Коррекция в процессе получения новых знаний.

- Ребята, а как вы думаете, в жизни животных происходят какие-то изменения или все остается по-старому? Им весело и хорошо? Я сейчас покажу вам новые картинки, а потом вы мне скажите, весело и радостно ли этим животным или нет.

- Осенью белка и заяц меняют шерсть (линяют). Старый мех выпадает, появляется новый, более теплый. Меняется его цвет. Летом белка рыжая, а зимой серая. Заяц летом серый, а зимой белый. Таким образом, эти животные готовятся встречать зиму. (6 слайд) Ребята, как вы думаете, почему белка и заяц меняют цвет своей шерсти?

- У лис и волков вырастает теплый подшёрсток. (7 слайд). Их шуба становится толстой и теплой. Они не делают себе заготовок на зиму. Зимой они охотятся на других зверей.

- К осени медведь уже становится жирным и наедается последними ягодами и орехами. Он ищет себе место для зимней спячки. Ежи, змеи и барсук тоже, как и медведи, впадают в спячку. (8 слайд)

Вопросы для 4 кл.: Как вы думаете, зачем медведь накапливает жир и впадает в спячку?

4.) Продолжение изучения новой темы. Коррекция в процессе получения новых знаний.

Ляйсан, а ты сможешь ответить на вопрос, как быть птицам осенью? Они тоже весело чирикают и летают, ищут себе мошек и насекомых? Я сейчас назову такие слова как ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ, может, мы с вами сумеем сказать, как эти слова относятся к жизни птиц? (Оценка)

- Осенью всё меньше становится корма. Исчезают насекомые, травянистые растения увядают. Зимой многие птицы совсем не смогли бы найти себе корм. Поэтому многие птицы, улетают на юг. Они называются ПЕРЕЛЕТНЫМИ птицами, например, гуси, утки, соловьи, скворцы, ласточки. (9 слайд) Вопросы для 4 кл.: Покажи на слайде, где изображены утка и гусь? Прочитай, как зовут остальных перелетных птиц.

- Некоторые птицы остаются зимовать. Например, синица и сорока – птицы, которые не улетают зимой. Они называются ЗИМУЮЩИМИ. А каких птиц ты можешь увидеть в городе зимой?

Гимнастика для глаз

Сейчас немного отвлечемся и дадим нашим глазам отдохнуть. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем букву О, получается легко.

Вверх поднимаем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

5) Коррекция в процессе получения новых знаний. Работа с учебником

Посмотрите на наш учебник. Найдите рисунки на стр. 12. Что мы видим? Кто опишет?

Задание: подумай, кукую пищу выберет птичка, а какую – белка.

6) Продолжение изучения новой темы. Занятия людей осенью (4 класс)

- Ребята, а кто-нибудь из вас был на прошлой неделе или осенью на даче? Что ты там делал с родителями?

- Давайте посмотрим на слайдах. Осень – это время сбора урожая. И люди выходят в поля и огороды собирать дары осени. На полях поспевают зерновые культуры: рожь, пшеница, овес и другие злаки. Их собирают с помощью комбайнов и специальной техники. (10 слайд) Вопросы для 4 кл.: Какие овощи и фрукты можно собрать с огородов и садов?

- С наступлением осени в городе начинаются субботники. Люди убирают опавшие листья, обрезают старые ветки деревьев и сажают новые, молодые кусты, чтобы с наступлением весны они смогла расцвести во всей своей красе. (11 слайд) А ты в этом году участвовал на субботнике в городе или на даче? Что ты делал?

7) Коррекция в процессе получения новых знаний.

- Итак, ребята, что делают осенью люди?

- Для чего они собирают урожай?

- Почему убирают опавшие листья и срезают деревья?

- В стихотворении говорится о листопаде

- Они становятся желтыми и начинают опадать

- Под номером 1 находится картина с изображением желудя, под номером 2 – калины, под номером 3 – грибы, под номером 4 – орехи.

- Желуди выросли на дубе

- Осенью листья желтеют, поэтому осень называют «золотой»

- На первом рисунке нарисованы листья клена, на 2 – березы, на 3 – каштана, на 4 – дуба. Они красного и желтого цвета.

- Во дворе сейчас поздняя осень. Поздней осенью погода пасмурная, трава увядшая, темная. Деревья все уже стоят голые. На земле можно увидеть первый снег.

- Осенью созревают орехи, вырастают грибы. Листья деревьев желтеют и опадают, деревья остаются голыми. Трава увядает.

Ученики выполняют физминутку

- Животным не весело осенью, так как погода становится холодной. Поздней осенью тяжело найти себе корм

- У них начинается линька и растет светлый подшерсток, что частично меняет цвет шубы. Новый цвет шубы защищает зайца и белку от волков и лис, так как они становятся более незаметными среди снега и деревьев

- Потому что медведям тяжело найти зимой пищу и они впадают в спячку, а жир помогает им согреваться и не умереть с голоду

- Нет, осенью насекомые впадают в спячку, прячутся, и птицам тяжело достать корм.

- Птицы, которые улетают на юг, называются перелетными

Выходят к доске, рассматривают зимующих и перелетных птиц.

Показывает утку и гуся, читает «соловей, скворец, ласточка»

- В городе зимой можно увидеть голубей, воробьев, снегирей

Делают гимнастику для глаз

- На одной картинке изображена птица, а на другой белка. И внизу в один ряд картины с изображением ягод, орехов и грибов.

Выполняют задание. Отвечают: белка выберет грибы, орехи и желуди, а птица ягоды калины и шиповника. Так же есть птицы, которые питаются желудями

Ответы детей.

- С огорода можно собрать картошку, морковь, свеклу, тыкву, помидоры, огурцы. А с садов яблоки, груши, виноград

- Собирали листья, убирали мусор, подготовили деревья и кустарники к зимовке.

- Собирают урожай, убирают опавшие листья, сажают новые деревья.

- Чтобы зимой можно было питаться фруктами и овощами.

- Чтобы на улице не лежали прогнившие листья, и вокруг нас было красиво.

IV

Закрепление нового материала

А теперь поиграем. У вас на парте картинки.

Для 4 кл.: карточки с изображением овощей, фруктов. Задание: раздели картинки на две группы – растет в саду, растет в огороде.

Для 2 кл.: карточки с изображением растений осенью, летом, зимой и весной. Задание: выбери картины, которые подходят для осени.

Я сейчас задам вам вопросы, а вы поднимайте руку и отвечайте. За ответы вы будете получать отметки. Посмотрите на картины на доске (медведь, заяц, белка, лиса, волк). Рассмотри животных.

-Кто из них впадает в спячку?

- Кто из них меняет цвет шерстки?

- Кто из них заготавливает корм на зиму?

- Кто из них охотится на других зверей?

Выполняют задания, отвечают на вопросы

- Медведь впадает в спячку.

- Белка и заяц меняют цвет шерсти

- Белка заготавливает себе корм на зиму

- Лиса и волк охотятся на других зверей

V

Подведение итогов, объявление домашнего задания

Ребята, у нас урок приближается к концу и давайте подведем итоги.

- Что тебе сегодня понравилось на уроке?

- Что нового ты узнал на уроке?

- О чем ты сегодня расскажешь дома из изученного на уроке?

Домашнее задание: давайте поможем птичкам, сделаем кормушку вместе с родителями, принесем их в школу и повесим их в нашем дворе.

Выставление оценок в дневники.

Отвечают на вопросы

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру «Растения осенью»

 

Растения осенью

2 класс

Цель: Изучение особенностей растений осенью

Задачи:

Личностная: Формирование бережного отношения к природе посредством игры и доброго дела

Метапредметная: Развивать наблюдательность при анализе растения, умение слушать учителя, рассуждать.

Предметная:Умение распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения

Оборудование: инструктивные карточки, мешки для мусора, перчатки, пакетики для сбора природного материала

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы, формы

Организационный

Подготовительная работа к экскурсии. Учитель изучает место экскурсии, намечает путь, остановки, объекты для изучения, проводит беседу о технике безопасности, об одежде и обуви учащихся.

Ребята а какие вы знаете правила поведения в лесу?

Молодцы! Когда мы идем по лесу, то аккуратно придерживаем веточку, чтобы она не ударила по глазам следом идущему, не поцарапала лицо, не толкаемся, смотрим вперед и под ноги. На сучья не наступаем, перешагиваем их, ведь они могут повредить ногу

Построение, прибытие на место.

 

Никогда не наноси вред природе.

Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе.

Не трогай домиков животных, их детёнышей.

Не трогай птичьи яйца.

Не губи деревья, не ломай, не делай надписей.

Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.

Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.

Подкармливай зверей и птиц зимой.

Не разоряй муравейники.

Не мусори на местах своего отдыха.

В меру бери дары природы.

Учись наблюдать в природе.

Учись слушать голоса природы.

Не засоряй родников и речек.

Не шуми на прогулках, не пугай животных

Регулятивные: волевая саморегуляция

Беседа, инструктаж

Проведение экскурсии

Осмотр местности

- Ребята, посмотрите вокруг, что вы перед собой видите?

Давайте сначала станем в общий круг и возьмемся за руки. Полюбуйтесь красками золотой осени, самого яркого, хоть и короткого периода – листопада. Давайте поздороваемся с обитателями этого леса, пожелаем им красоты, тепла и добра. Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются в ответ.

Скажите теперь, в чем сила улыбки?  Радостно у вас на душе? Настроение хорошее? Если вы научитесь улыбаться красоте, природе, друг другу, то ваша волшебная улыбка будет дарить и вам, и окружающим добро, здоровье, счастье.

Какие растения вы видите вокруг?

По какому признаку мы их различаем?

Что вы, как дети, можете сделать уже сейчас для того, сберечь растения?

 

Деревья, кустарники, травянистые растения, поздние цветы, птицы, насекомые.

Встают в круг. Любуются природой, улыбаются.

Сила в том, что от улыбки становится теплее, радостней, поднимается настроение.

Береза, ель, кустарники, трава и т.д

Растение-тело живой природы, питается, дышит, размножается.

Деревья выше всех растений. У них есть древесный ствол.

Кустарники - они ниже деревьев и у них несколько стволов. Листья кустарников похожи по размеру с листьями деревьев, но отличаются по форме.

Травы - ниже кустарников. У них нет древесного ствола, а есть травянистый стебель. Их листья отличаются от листьев деревьев и кустарников.

Не срывать цветы,листья с деревьев, не ломать ветки

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Наблюдение, беседа

Физминутка

Учитель  предлагает послушать названия цветов, кустов, деревьев, одновременно выполняя движения. Если куст - похлопать, дерево - поднять руки вверх, цветок травы положить руки на пояс.

 

 

 

Практическая работа

А теперь ребята, мы попробуем себя в роли исследователей. Я вам раздаю карточки с заданиями. Вы должны пронаблюдать за растением и ответить на вопросы:

Как называется растение или к какой группе относится?

Внимательно рассмотри и определи органы растения: корень  (у травянистых растений),  стебель,  листья, цветок, плоды, семена, если есть.

Опиши внешний вид органов растения: окраска, величина, форма, твёрдость стеблей, коры  (у деревьев, кустарников). Определи количество стеблей, цветков.

Составь  маленький рассказ о внешних признаках растений.

Исследуют растение, заполняют карточку

Познавательные УУД:

анализировать изучаемые

объекты с выделением

существенных и

несущественных признаков;

подводить анализируемые

объекты под понятия разного

уровня обобщения

Наблюдение, инструктаж

Заключительный этап

Соберите опавшие листья. Домашним заданием у вас будет сделать поделку из собранного природного материала

Мы можем прямо здесь и сейчас сделаем доброе дело, достойное звание человека. А давайте поиграем в экологов:  быстро соберем весь мусор с этого участка и порадуемся за свое доброе дело.

Собирают природный материал для домашнего задания и мусор.

Личностные: формирование бережного отношения к окружающему миру

 

 

kopilkaurokov.ru

У р о к 23. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ | Поурочные планы по окружающему миру 1 класс

У р о к 23. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ

19.08.2015 2123 0

Цели: познакомить детей с осенними изменениями в жизни растений; рассказать о причине листопада; учить узнавать растения по листьям и плодам; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность в учебе.

Оборудование: рисунки с изображением деревьев в летнее и осеннее время; листья и семена растений.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока.

– Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду. Определите, какое это время года? (Осень.)

Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе, о приметах осени и о том, как разные растения осенью готовятся к наступлению суровой зимы.

II. Актуализация знаний.

Б е с е д а  «Изменения в неживой природе осенью».

– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе.

По мере того, как дети называют, на доске появляется запись: облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.

– Какая бывает погода летом?

– Какие вы наблюдали дожди? Если вы видели грозу, расскажите о ней.

– Какая летом бывает вода в водоемах – теплая или холодная?

– Что интересного вы заметили в жизни растений?

– Видели ли насекомых, рыб, птиц и других животных? Если вы наблюдали за ними, то расскажите, что интересного заметили в их жизни.

Учитель обобщает ответы детей и делает  в ы в о д: летом чаще всего бывает теплая погода и даже жаркая, летние дожди непродолжительные, иногда бывают грозы. Вода в водоемах теплая, можно купаться. Все растения зеленые, многие из них цветут. Летом созревают плоды и ягоды. Всюду много насекомых и птиц и т. д.

В ы в о д ы:

1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

– Расскажите о погоде осенью.

О б щ и й   в ы в о д: похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.

III. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  (с. 26–27).

– Рассмотрите центральный рисунок в книге. Какие изменения произошли в жизни растений осенью?

– Какие растения вы видите с вертолета?

– У каких растений листья меняют окраску?

– Что такое листопад?

– Рассмотрите рисунки-подсказки слева. Листья каких деревьев здесь нарисованы? (Клен, сосна, дуб, береза, осина.)

– Расскажите, как меняют цвет листьев эти деревья?

– Рассмотрите рисунки-подсказки справа. Какие деревья здесь нарисованы?

– На какие две группы можно разделить эти деревья? (Лиственные и хвойные растения.)

– У всех деревьев есть листья. Только листья бывают разные. Так, у ели, сосны листья похожи на иголочки. Такие листья называются хвоей, а деревья и кустарники – хвойными.

А бывают длинные-предлинные иголки или нет?

Как отличить ель и сосну? (У ели иголки короткие и растут по одной, у сосны – более длинные и растут по две или по три.)

– Рассмотрите рисунки-подсказки под центральным рисунком. Расскажите о жизни лиственницы в разное время года.

– Рассмотрите ветку лиственницы весной, летом, осенью и зимой. Сравните весеннюю ветку с летней. Чем они отличаются? (Хвоинки летом длиннее, шишки крупнее.)

– Как изменилась ветка осенью? (Хвоинки пожелтели.)

– Что можете сказать о зимней ветке лиственницы? (Хвоинок нет. Шишка крупная.)

– Подумайте, как же по-другому можно назвать хвоинки? Чем они являются для хвойных деревьев? (Хвоинки – это листья.)

 Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы весной сажали сад,

А Семен стоял у гряд.

Вот мы яблоки едим,

А Семену не дадим.

Нам лентяев здесь не надо!

Выходи, Семен, из сада.

2. Р а б о т а   п о   х р е с т о м а т и и.

Учитель читает рассказы «Как растения к зиме готовятся?», «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?», «Идет ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?».

IV. закрепление изученного материала.

1. Р а б о т а   в   п е ч а т н о й   т е т р а д и   (з а д а н и я  18, 19).

– наклейте изображения ягод, овощей и фруктов, которые вы помогали собирать взрослым осенью.

– Раскрасьте рисунки.

– Нарисуйте свои овощи и фрукты.

– Соедините рисунок каждого дерева с рисунком листа этого дерева.

– Какие деревья здесь нарисованы?

– Раскрасьте листья так, как они выглядят осенью.

2. И г р а  «Отгадай растение».

Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, и семена растений – гроздья рябины, семена-«вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев, листья и желуди дуба, листья березы.

– Расскажите, что вы знаете о жизни этих растений.

– А теперь послушайте небольшие рассказы о некоторых деревьях.

Береза

Полюбилась русскому народу белоснежная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.

Дуб

Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листов дуба в банку с солеными огурцами – они станут хрустящими, крепкими, вкусными.

Клен

Клен – желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых музыканты извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена.

В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.

Ель

Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба Яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно.

Обычай украшать елку пришел к нам издалека. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. А домой люди приносили еловые шишки.

Лиственница

Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400–500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина ее не гниет и со временем становится еще тверже, как бы каменеет.

V. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Отгадайте загадку:

Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели.

                                    (Дерево.)

– О каких изменениях в жизни растений в осеннее время рассказывается в этой загадке?

Опавшей листвы разговор еле слышен:

– Мы с кленов…

– Мы с яблонь…

– Мы с вязов…

– Мы с вишен…

– С осинки…

– С черемухи…

– С дуба…

– С березы…

Везде листопад: на пороге – морозы!

                                    Ю. Капотов

tak-to-ent.net

Конспект урока по Окружающему миру "Жизнь растений осенью" 1 класс - VEKOR.RU

— Ребята, какое время года следует за осенью?

— Правильно! Сейчас люди готовятся к зиме, запасают урожай. Как вы думаете, природа тоже готовится к зиме?

— Какую цель мы поставим, прежде чем отправиться на экскурсию?(За чем мы должны пронаблюдать и что отметить?)

— После осени наступает зима.

— Да, и животные и растения готовятся к зиме.

— Научиться выявлять признаки подготовки растений к предстоящим погодным условиям.

Личностные УУД:

самоопределение.

Познавательные УУД: общеучебные

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками

Учитель проводит инструктаж, повторяют правила поведения на экскурсии.

Учащиеся должны усвоить, что нельзя громко разговаривать, рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от учителя, играть.

Регулятивные УУД:

целеполагание

— Закройте глаза, вспомните, какой вы видели природу летом и сравните с осенними изменениями.(небо, солнце, осадки, ветер )

— А теперь посмотрите вокруг, и рассмотрите внимательно изменения, которые произошли осенью в жизни растений.

— Давайте остановимся и прислушаемся к природе. Что вы слышите?

— Шорох, который мы слышим – это шорох листьев, которые срываются и падают на землю.

— Глубоко вдохните и скажите, какие запахи вы чувствуете?

— Подойдите к деревьям. Потрогайте кору и листья, понюхайте веточки деревьев, пожухлую траву.

— Иван Бунин – известный русский поэт написал такие великолепные строки:

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной…

— Как вы думаете, почему поэт сравнивает лес с расписным теремом?

— Какие цвета преобладают в осеннем лесу?

— Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света и зеленое вещество – хлорофилл начинает разрушаться. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а там где красного – краснеют. А так как в листьях разное количество красящих веществ, то растения и окрашиваются в разные цвета.

— Обратите внимание на куст сирени и на ольху. Какого цвета листья? Как вы думаете, почему они до сих пор не поменяли окраску?

— Правильно, молодцы!

— Посмотрите вокруг, начался листопад. Как вы думаете, зачем деревья сбрасывают листья на зиму?

— С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней почвенная влага. Холодную воду растения не всасывают. Помимо этого зимой на листьях скапливалось бы много снега и от тяжести ветви бы ломались.

Осенью на черешках листьев образуется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветра, чтобы лист отделился от ветки.

— Рассмотрите веточку. Есть ли ранки от опавших листьев?

— Листопад у всех деревьев начинается в одно и то же время?

— А есть ли такие деревья, которые не сбрасывают листву?

— Осенью на небе больше облаков, чем летом; осенью дожди затяжные и холодные; осенью становится прохладнее, ясных дней всё меньше, часто пасмурно. Также появляются первые заморозки.

— С приходом осени деревья и кустарники поменяли окраску листвы и начался листопад.

— Мы слышим шорох листьев, шум ветра.

— Поэт сравнивает лес с расписным теремом за его красоту и великолепие.

— Желтый, красный, оранжевый.

— Листья сирени и ольхи зеленые. Наверное в их листьях нет других красящих веществ, кроме зеленого.

Предположения детей.

— Ранок нет, потому что там образовался пробковый слой.

— Нет.

— Да, есть. Это хвойные растения.

Учащиеся рассматривают сосну и ель, сравнивают ствол, крону, расположение хвоинок. И делают выводы об отличительных признаках этих деревьев.

Слушают заранее подготовленный рассказ одноклассника о жизни хвойных деревьев осенью.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками;

познавательные: построение логической цепи рассуждений

vekor.ru