Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Окружающий мир:Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. (2 класс). Растения осенью изменения


Растения осенью (окружающий мир, 1 класс)

После жаркого солнечного лета в природе наступает период покоя – осень. Солнечных дней становится все меньше, земля и воздух постепенно остывают, меняется погода. Все растения осенью начинают подготовку к предстоящей зимней спячке: деревья сбрасывают свою листву, травы перестают расти и высыхают.

Почему меняется окраска листьев?

Один из самых верных признаков прихода осени – изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках. В течение всего лета листья оставались зелеными потому, что в них содержится особое красящее вещество – хлорофилл. Также в каждом листике есть красящие вещества красного и желтого цветов. Но хлорофилла так много, что он заглушает все остальные оттенки.

Рис. 1. Осенний наряд деревьев.

На протяжении весны и всего лета хлорофилл постепенно разрушается. Но он обладает удивительной способностью – вновь появляться под воздействием солнечных лучей. Летом солнце ярко светит целый день, и его света хватает, чтобы листья все время оставались зелеными.

Но с приходом осени световой день укорачивается, хлорофилл начинает разрушаться и уже больше не восстанавливается. Ему на смену приходят другие оттенки, которые он раньше подавлял: желтые, красные, багряные, оранжевые. В результате деревья примеряют новый наряд – очень яркий и красочный, и стоят в нем до первых заморозков.

Есть деревья, у которых даже осенью листья остаются зеленого цвета. Например, ольха и сирень все время остаются в зеленом убранстве. Это говорит о том, что кроме зеленого, других красящих веществ в их листьях попросту нет.

Листопад

Яркий осенний наряд у деревьев держится недолго. С приходом заморозков листья начинают опадать с веток.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Рис. 2. Листопад.

Листопад – это нужный и полезный для деревьев процесс:

  • Осенью влага в почве охлаждается, и корни деревьев не могут всасывать ее. Они не в состоянии питать листья, и сбрасывают их. Если бы этого не происходило, деревья могли бы засохнуть от излишнего испарения влаги.
  • Если бы листья оставались на зиму на ветвях, это бы создавало дополнительную нагрузку вместе с выпавшим снегом, и многие ветки обламывались под тяжестью.
  • Без листьев деревья могут отдохнуть в течение зимы, набраться новых сил, чтобы весной вновь появилась свежая, молодая листва.

Во время листопада листья отделяются от веток безболезненно. Отрыв происходит в определенном месте – там, где черешок крепится к ветке. Достаточно легкого дуновения ветерка или дождика, чтобы лист под собственной тяжестью упал на землю.

Не у всех деревьев есть листья. У хвойных пород вместо листочков растут иголки. Они покрыты плотной кожицей и гораздо меньше испаряют влаги. Им нужно совсем немного воды, и осенью деревья их не сбрасывают. Кроме того, на тонких иголочках снег очень плохо удерживается, и ветви не рискуют обломиться. К хвойным деревьям относится сосна, ель, лиственница, кедр.

Рис. 3. Хвойные деревья.

Что мы узнали?

При изучении темы «Растения осенью» по программе окружающего мира 1 класса мы узнали, каковы особенности жизни растений осенью. Мы узнали, что самые важные изменения в жизни многих растений – это изменение окраски их листьев и листопад.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Что происходит осенью в природе?

Осень – одно из самых красочных времён года. Осень, как и весна, поражает и привлекает нас своим непрерывным изменением – ни один день осени не похож на остальные. Переход от тёплых дней конца лета к первому снегу зимы совершается постепенно в течение осени.

В кажущемся «умирании» осенней природы таятся ростки будущей весны. Осенний период имеет огромное значение для жизни растений и животных. Осень является переходным периодом от лета к зиме.

Листопад

       Начало осенней раскраски деревьев можно считать первой приметой осени. Это величественное и красочное явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими почти у всех дикорастущих деревьев в холодные периоды года.

Листва опадает и дает возможность таким образом растениям отдохнуть, подготовиться к долгой зимней спячке, когда все жизненные процессы внутри дерева приостанавливаются, а соки перестают циркулировать. Без листьев деревья расходуют намного меньше воды, не скапливают на ветках много снега в период снегопадов.

А значит, и риски механических повреждений снижаются. К тому же, вместе с листьями растения сбрасывают и всевозможных вредителей, которые затем погибают в период, когда настают холода. Можно сказать, что осенние изменения в природе начинаются с листопада. Но это – в живой природе (ведь деревья тоже живые существа, обладающие способностью дышать и расти).

А как проходят осенние изменения в неживой природе, связанные с близким наступление холодов?

Туманы

    Бабье лето – период недолгий, обычно заканчивающийся с наступлением октября. Появляются уже первые признаки ненастной погоды.

Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью и прелым запахом. По своей сущности туман – густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы. Как только потеплеет – туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея.

Иней

    К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней.

По сути своей – это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура.

Ветры и облака

      Осенью холодный фронт атмосферы приносит с собой более холодные воздушные массы.

Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе.

Ледоход и гололед

    В конце ноября, бывает, температура воздуха падает до отрицательных значений. Водная поверхность различных водоемов сковывается первыми корочками льда. Это чаще всего происходит в прудах и озерах, где почти отсутствует течение. Лед не совсем еще окрепший, поэтому ветер и течения относят его, образуя так называемый осенний ледоход. Гололед, покрывающий почву в середине и в конце осени, образуется при легком морозе, который не дает дождю превратиться в снег.

Земля еще не достаточно остыла, чтобы укрыться снежным покрывалом, предвестником сильных морозов.

Осенние изменения в живой природе

      У растений осень – тщательная подготовка к зимнему периоду, когда все они (живущие в естественных условиях) впадают в зимнюю спячку: жизнедеятельность и обмен соками уменьшается многократно.

     Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку.

Это защитная реакция на понижения температурных показателей. Множество насекомых (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это не так. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.

    Холоднокровные животные «засыпают» в результате того, что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования.

Змеи, лягушки, рептилии и амфибии – все впадают поздней осенью в спячку.

       В самом начале осени птицы готовятся к перелетам в теплые края. Затем начинается их отлет. Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.

      Некоторые млекопитающие также впадают в спячку в конце осени-начале зимнего периода.

Но связано это скорее не с наступлением холодов, а с отсутствием кормовой базы для них зимой. К таким животным относятся: медведь, барсук, сурок, еж, некоторые грызуны (суслик, хомяк, соня).

      Зимующие млекопитающие усиленно накапливают вес, чтобы в зимние холода расходовать собственный жир для обогрева и питания.

     Таким образом, животный мир готовится к приближению зимнего холодного периода, по разному реагируя на осенние изменения в природе.

     Прекрасно сказал об осени К. Паустовский:

«Больше всех времен года я люблю и жалею осень, может быть, за то, что ей очень мало отпущено времени для ее шелестящей и облетающей жизни».

ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

В ПРИРОДЕ

        Подготовил:

        Минькин Егор

        Ученик 2 «А» класса

Ежегодно осенью звери в лесу тщательной готовятся к тяжёлому периоду года. Пропитание в своих кладовых заготавливают, норы утепляют, летние шубки меняют на зимние

Кто улетел, а кто остался

Улетают из наших мест осенью те птицы, которые не могут зимой прокормиться.

Большая часть семян падает на землю и оказывается под снегом.

А многие птицы питаются семенами трав, деревьев, кустарников. Для некоторых птиц основная пища — насекомые, с наступлением холодов они исчезают: одни погибают, другие прячутся. Становятся недоступными для птиц лягушки, жабы, рыбы.

Трудно добывать мышей и других мелких зверьков, которые укрылись под глубоким снеговым покровом или впали в спячку.

Вот и тянутся косяками, вереницами журавли, гуси, чайки в теплые края.

Птицы, которые остаются зимовать в наших лесах, осенью делают себе запасы. Сойка выбирает самые крупные жёлуди и прячет их под мох, под корни, закапывает в листву.

Поползень подбирает орехи лещины, орешки липы и крылатки клёна, загоняет их в щели коры деревьев на большой высоте. Любопытные запасы делают маленькие совы-сычики. Они прячут в дупла убитых мышей и мелких воробьиных птиц.

Те, кто не может улететь

 Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю.

Они поступают по-другому: сбрасывают листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает и корни не могут её выкачивать. К тому же листья зимой только навредили бы дереву. Под тяжестью налипшего на них снега поломались бы ветки и сучья. Терять листья не больно: на ветках нет ран от опавших листьев, если летом черешки листьев прочно соединены с ветками, ведь по ним движутся питательные вещества, то осенью там, где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно, словно перегородкой, отделяет черешок от ветки.

Травы прячутся под землю

Эти хитрецы расстаются с надземной частью растения.

Главное для них — спасти подземную кладовую — корневище, клубень или луковицу, в которых летом копились питательные вещества. Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья.

О жителях леса

Белка к зиме дупло делает большое, теплое, с понатыканной во все стенки паклей, беличьей шерстью и пухом.

В одном уголке лежат сушеные грибы, в другом — орехи, в третьем -яблоки. Бобры укрепляют плотины и ремонтируют хатки. Медведи в глухих лесных чащобах подыскивают место для берлоги, куда залягут с начала зимы на спячку.

Голодная лисица бродит по берегам рек и ручьев, высматривает молодых неопытных уточек. Насекомые: жуки, пауки, мухи забиваются в щелки в коре деревьев и кустов, прячутся под листвой, зимуют в сухих пнях и корягах.

«Охлаждённые» черви и… зерновая интервенция

Кроты проделывают глубокие подземные ходы и прячут в них дождевых червей: крот прокусывает голову своей жертве и черви не могут двигаться, хотя и остаются живыми, поэтому у крота зимой всегда есть свежий корм.

Серая полёвка, живущая в поле, запасает в своих норах два-три килограмма зёрен пшеницы, проса, ржи, а как приправу к этому — листья и корни многих трав.

А рыжая лесная полёвка заготавливает орехи, жёлуди, крылатки клёна, орешки липы, разные ягоды.

А что делают люди в это время

К примеру, для арендаторов Чарышского лесничества, а их более 50, о чем нам рассказал лесничий Чарышского лесничества Петр Кислый, осеннее время особенно хлопотное.

Сено заготавливается с июля по сентябрь, а когда дорога «встанет» — вывозят. Скот практически весь уже поставлен на стойловое содержание с первым снегом. А вот лошади продолжают пастись и на снегу, разгребая его и доставая сухую траву. И так до весны. Весной маточное поголовье лошадей ставится на стойловое содержание, а молодняк остается в лесу.

Пасечники, по словам арендатора Дениса Кучеренко из Солтонского лесничества, составляют пчел на зиму с первыми заморозками, кстати, у некоторых пчелы зимуют на воле, а у других — в омшаниках.

Екатерина Иванова, директор охотхозяйства «Приобье», рассказывает:

— К зиме готовятся и дикие животные, и мы, люди. Мы заготавливаем корм, чтобы в зимний «кризис» дикие животные могли подкормиться на наших площадках.

Если говорить о многолетних наблюдениях за животными, то чаще всего меняют они к зиме «одежду», есть много особенностей в их поведении. Еще черная земля, а заяц уже белый. У кабана вырастает подшерстка, пропитанная сальными железами, не промокнет зимой! Кабаны годами живут вместе на одной территории и здесь зимуют, им не свойственно делать «жилье», где придется — вырыли канаву на болоте до теплого талого места и здесь их дом.

Лось тоже не привередлив, там, где застала ночь, там его дом. У лося осенью гон, зовет самочек, чешет рога о дерево, таким образом, сбрасывает их.

Рысь зимой становится еще красивее — шубка становится белой. Встретишь ее — поражаешься, никогда трусливо не убежит, гордо повернется эта огромная кошка и достойно удалится со своим семейством с твоей дороги. А в общем, осенью у животных повсеместно брачный период, а уж весной будут детки, у кого сколько — у кабана до 15 штук, у лося — один-два теленка, у рыси — один-два котенка.

СТРАНИЧКА ЛЕСНИКА

Изменения в природе осенью

Листопад – замечательное явление природы, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года.

Именно во время листопада наступает период бабьего лета. Последние максимально теплые температуры радуют умеренным солнцем. Поспевают поздние фрукты, которые наполняются сладостью и особым ароматом. Ночью уже чувствуется дыхание близких холодов, но днем очень красиво и умиротворенно.

Бабье лето длится недолго, начинаясь в 20-е числа сентября, оно заканчивается с наступлением следующего месяца, его сменяют первые серьезные признаки осенних ненастий. На землю опускается густой туман, липкий и молочный, наполняющий воздух прелой сыростью.

Для чего нужен деревьям листопад

Листья — это легкие дерева. Без них невозможен фотосинтез — процесс, который является для растения и дыханием, и питанием одновременно. Лучше всего фотосинтез протекает, когда дереву достаточно света и тепла.

Поэтому с первыми лучами весеннего солнца они начинает распускать юные клейкие листочки.Но в зимние холода листья становятся обузой. И первая причина, побуждающая дерево избавиться от пышной кроны — это недостаток влаги и холод. Зимой верхний слой почвы промерзает, и добывать из него воду становится невозможно. Листья испаряют очень большое количество влаги. Если бы растение не сбросило их в зимние холода, оно погибло бы от жажды.

Еще один веский повод избавиться от листвы — зимние осадки.

Бывает, даже без листьев снег и наледь, налипая на ветки, своей массой ломают дерево. А представьте, сколько такого груза скапливалось бы на листьях! Немногие деревья дожили бы до весны в целости и сохранности.

Подготовку к осеннему листопаду растение начинает загодя. В августе-сентябре на основании листа вырастает гладкая перегородка — так называемый пробковый слой. Увеличиваясь в объеме, он постепенно отделяет черешок от ветки. Какое-то время лист еще держится за счет "водоносных" сосудов, однако стоит налететь легкому ветру, и он опадает.

Верным признаком того, что листопад скоро начнется, является пожелтение или покраснение листвы.

Это происходит оттого, что от недостатка дневного света не успевает восстанавливаться хлорофилл — вещество, участвующее в процессе фотосинтеза и окрашивающее лист в зеленый цвет. Его постепенно замещают другие вещества, отчего лист и меняет окраску.

По своей сути, туман – это густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в воздух, концентрируя ее в нем.

Как только температура поднимется, туман рассеется, а влага снова выпадет на землю, покрывая пожухлую траву слоем инея, если земля достаточно остыла.

Иней – это частички застывшей росы.

Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.

С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная. Кучево-дождевые облака несут с собой большое количество осадков. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть еще в начале осени дожди со снегом, сильные ветра, появление различных холодных циклонов.

Ближе к декабрю температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лед еще не совсем крепкий, поэтому вода несет его вниз по течению, образуя осенний ледоход.

В середине осени землю покрывает гололед, он образуется только при условии легкого мороза, который не дает дождю превращаться в снег. Воздух уже холодный, но земля еще не настолько остыла, чтобы все вокруг покрылось белым покрывалом снега – первого предвестника сильного мороза.Так природа подготавливает переход к зиме, долгой и затяжной, снежной и холодной.

Морозное дыхание уже чувствуется в холодных ночах, а ненастье и слякоть перестраивают вокруг все живое, вводят его в спячку, помогающую справиться с приближающимися холодами.

Туман – это скопление продуктов конденсата. Огромное количество капелек воды или кристалликов льда собираются вместе и образуют облако у поверхности земли. Иногда оно такое плотное, что не видно ничего на расстоянии вытянутой руки.

Физические принципы образования тумана

Туман образуется вследствие соприкосновения холодного воздуха с теплым при относительной влажности воздуха – более 85%.

Но в населенных пунктах нередко туман возникает и при небольшой влажности. Это происходит в результате конденсации водяного пара, который появляется при сгорании топлива (в печах, двигателях машин и пр.).

Туман. Фото: Christoffer H.

Сезонность в туманообразовании

Туман может быть в любое время года. Это нередкое явление в низинах, над водоемами, в горах. В осенне-зимний период туман возникает наиболее часто. В эти месяцы преобладает повышенная влажность. Температуре воздуха свойственно меняться скачкообразно. Поэтому потоки теплого и холодного воздуха активно перемещаются над землей.

Длительность туманов во временном промежутке может варьироваться от нескольких десятков минут до суток и даже более. Иней – вид атмосферных осадков, представляющих собой кристаллы льда, образуется в процессе сублимации атмосферной влаги на горизонтальных и субгоризонтальных поверхностях.

Как образовывается иней

Механизм образования инея представляет собой комбинацию процессов конденсации и кристаллизации. Атмосферные водяные пары конденсируются на поверхностях, охлажденных до отрицательных температур, более низких, чем температура воздуха, с последующим замерзанием.

Как правило, это явление встречается в холодное время года, чаще осенью и весной, в ночное или предутреннее время в результате заморозков.

Обычно, появлению инея предшествует потепление способствующее повышению влажности, с последующим резким похолоданием. Охотнее всего иней образуется на поверхностях с низкой теплопроводностью – земляном покрове, древесине, траве и прочих подобных.

Безветренная погода и слабый ветер – представляют собой благоприятствующие условия, для образования кристаллов инея. Сильный ветер – наоборот, препятствует процессу.

Одна из интересных форм инея – инеевые цветы, представляют собой образования из кристаллов льда, расположенных отдельными группами, в виде, напоминающем цветы, листья, деревья и прочие необычные формы.



Сочинение «Что можно увидеть в  осеннем лесу?..»

               Однажды осенним днём мы с ребятами собрались в лес просто  погулять, подышать свежим воздухом, поболтать, в  общем,   отдохнуть.

Стояла  солнечная погода. Было   по – летнему тепло. Мы шли с ощущением спокойствия, лёгкости, с чувством исполненного  долга —  за плечами  трудовая  неделя. Нас подгонял тихий и тёплый ветерок. Он ласково  пробегал по  нашим щёкам. А мы торопились в лес, желая увидеть чудо.

              И действительно, в  лесу осенью можно увидеть столько интересного. Вот на  нашем  пути встретилась  поляна ярко-красных мухоморов. На пожухлой  осенней  траве они казались яркими  огоньками, которые грели наши сердца.

К тому  же все  эти  грибы были разной  формы: один похож на  розовое блюдечко с  бордовой  каёмочкой, другой — на яркий  и сочный  помидорчик (ах, так и  хотелось бы его съесть!), третий нахлобучил красную шапочку по  самые уши и сидит,  не шелохнётся. А какие  на  безукоризненно белых ножках юбочки – просто  загляденье! Покидали полянку с чувством сожаления. Опас-ная красота! Вдруг   мы  наткнулись на прозрачную паутинку, которая просто «висела» в воздухе  и ни за что  не  держалась. Она  блестела на солнце, а  её  тонкие   ниточки переливались  разными цветами.

Паука на  ней  не было,  зато  много  мелких мушек навечно осталось в  этой  западне. Такая вот  смертельная красота тоже  бывает  только осенью!

Тихо в лесу. Слышен только шелест  листьев, шёпот  травинок и вдруг пронзительный  крик.

Кто это? Зверь, птица, че-ловек? Огляделись  кругом. Никого  нет. Только зелёные ели стоят на страже,  охраняя покой лесных жителей, высокие сосны о чём-то  шепчутся там, на са-мом верху, кусты  бузины манят багровыми  гроздьями. Наш взгляд привлекла шустрая  ящерица.

Сама вся  чёрненькая. Быстро  убежала, чтобы  скрыться  от  нас. Мы весело смеёмся и немножко  завидуем ей, потому что  она может бегать везде,  где  ей  захочется.

А вдали виднеются маленькие  рябинки. Кто посадил их здесь? Стволы  тоненькие. Деревца гнутся  и от ветра, и  от соседства с более взрослыми деревьями. Но не сдаются: наклонятся – опять встанут. Листочки покраснели, а кое-где  ещё  и зелёные. Настоящая мозаика! Да если рядом  и  берёзка растёт! Это просто  чудо!

Наше внимание привлекли  и последние  цветочки как отголосок  прошедшего  лета. Они нам показались  такими  милыми и родными. Захотелось подойти, погладить, поговорить. Вот фиолетовый колокольчик  затерялся в  чаще  леса.

А это малиновые часики склонили свои  головки к  земле. Один репейник прочно стоит на  ногах и цепляется за всех, проходящих мимо.

                 Мы и не заметили, как прошло уже два часа.

Отдохнули  в осеннем лесу душой и телом. Домой уходить из  этого сказочного царства вовсе не  хотелось. Всю обратную  дорогу  вновь и вновь вспоминали все чудеса  осенней природы, встреча с которыми  надолго останется в наших сердцах и на фотографиях.

ekoshka.ru

Деревья и кустарники осенью. Осенние изменения. Почему листья желтеют и опадают.

Когда дни становятся короче, а солнце уже не так щедро делится с землей своим теплом, наступает одно из самых красивых времён года — осень. Она, словно загадочная волшебница, меняет мир вокруг и наполняет его сочными и необычными красками. Заметнее всего эти чудеса происходят с растениями и кустарниками. Они одни из первых откликаются на перемены погоды и наступление осени. Впереди у них целых три месяца, чтобы подготовиться к зиме и расстаться со своими главными украшениями — листьями. Однако, сначала, деревья непременно порадуют всех вокруг переливами цвета и безумством красок, а опавшая листва бережно укроет своим покрывалом землю и защитит ее самых мелких жителей от сильных морозов.

Осенние изменения с деревьями и кустарниками, причины этих явлений

Осенью происходят одни из самых главных перемен в жизни деревьев и кустарников: изменение цвета листвы и листопад. Каждое из этих явлений помогает подготовиться им к зиме и пережить столь суровое время года.

Для лиственных деревьев и кустарников одной из главных проблем в зимнее время года является недостаток влаги, поэтому осенью все полезные вещества начинают накапливаться в корнях и сердцевине, а листья опадают. Листопад помогает не только увеличить запасы влаги, но и сэкономить их. Дело в том, что листья очень сильно испаряют жидкость, что очень расточительно зимой. Хвойные деревья в свою очередь могут позволить себе покрасоваться иголками и в холодное время года, так как испарение жидкости с них происходит очень медленно.

Еще одной причиной листопада является большой риск для веток быть сломанными под напором снежной шапки. Если бы пушистый снег ложился не только на сами ветки, но и на их листья, они не выдержали такой тяжелой ноши.

Кроме того, в листьях со временем накапливается много вредных веществ, избавиться от которых получается только при листопаде.

Одной из недавно раскрытых загадок является тот факт, что лиственные деревья, помещенные в теплую среду, а, значит, не нуждающиеся в подготовке к холодам, также сбрасывают листья. Это говорит о том, что листопад связан не столько со сменой времен года и подготовкой к зиме, сколько является важной частью жизненного цикла деревьев и кустарников.

Почему осенью листья меняют цвет?

С наступлением осени деревья и кустарники решаются сменить изумрудный цвет своих листьев на более яркие и необычные цвета. При этом, у каждого дерева свой набор пигментов—«красок». Эти изменения происходят из-за того, что в листьях содержится особое вещество, хлорофилл, который превращает свет в питательные вещества и придает листве зеленый цвет. Когда дерево или кустарник начинают запасать влагу, и она уже не поступает к изумрудным листьям, а солнечный день становится значительно короче, хлорофилл начинает распадаться на другие пигменты, которые и придают осеннему миру багряные и золотистые тона. 

Яркость осенних красок зависит от погодных условий. Если на улице стоит солнечная и относительно теплая погода, то осенние листья будут яркими и пестрыми, а если часто идет дождь, то коричневыми или тускло-желтыми.

Как осенью меняют цвет листья разных деревьев и кустарников

Буйству красок и их неземной красотой осень обязана тому, что у листвы всех деревьев разные сочетания цветов и оттенков. Наиболее часто встречается багряный цвет листьев. Багряным окрасом могут похвастаться клен и осина. Эти деревья очень красивы осенью.

Клён

Осина

Листья березы становятся светло-жёлтыми, а дуба, ясеня, липы, граба и орешника — буровато-желтыми.

Берёза

Дуб

Ясень

Липа

Граб

Орешник (лещина)

Тополь быстро сбрасывает свою листву, она лишь начинает набирать желтизну и вот уже опала.

Тополь

Кустарники также радуют разнообразием и яркостью красок. Их листва становится желтой, фиолетовой или красной. Виноградные листья (виноград - кустарник) приобретают неповторимый темно-пурпурный цвет.

 

Пунцово-красным оттенком выделяются на общем фоне листья барбариса и вишни.

 

Барбарис

От желтого до красного цвета  могут быть осенью листья рябины.

Рябина

Алеют вместе с ягодами листья калины.

Бересклет одевается в фиолетовые одежды.

Красный и пурпурные оттенки листвы определяет пигмент антоцианин. Интересным является тот факт, что он полностью отсутствует в составе листьев и может образовываться только под воздействием холода. Это означает, что чем морознее дни, тем более багряным будет окружающий лиственный мир. 

Однако, есть растения, которые не только осенью, но и зимой сохраняют свою листву и остаются зелеными. Благодаря таким деревьям и кустарникам оживает зимний пейзаж, а многие животные и птицы находят в них свой дом. В северных краях к таким деревьям относят деревья: сосну, ель и кедр. Южнее количество таких растений еще больше. Среди них выделяют деревья и и кустарники: можжевельник, мирт, тую, барбарис, кипарис, самшит, горный лавр, абелию.

Вечнозеленое дерево - ель

Вечнозеленый кустарник - можжевельник

Некоторые лиственные кустарники тоже не расстаются со своей изумрудной одежкой. К ним относят клюкву и бруснику. На Дальнем Востоке есть интересное растение багульник, листья которого не меняют осенью окраску, а сворачиваются осенью в трубочку и отпадают.

Почему листья опадают, а хвоинки нет?

Листья играют большую роль в жизни деревьев и кустарников. Они помогают создавать и запасать питательные вещества, а также накапливают минеральные компоненты. Однако, зимой, когда возникает острая нехватка света, а, значит, питания, листья только увеличивают расход полезных компонентов и вызывают чрезмерное испарение влаги.

Хвойные растения, которые чаще всего растут на территориях с довольно суровым климатом очень нуждаются в питании, поэтому не сбрасывают свои иголки, выполняющие роль листьев. Хвоя прекрасно приспособлена к холодам. В иголках сосредоточено очень много пигмента хлорофилла, который и преобразует из света питательные вещества. Кроме того, они имеют небольшую площадь, что значительно уменьшает испарение с их поверхности столь необходимой зимой влаги. От холодов иголки защищены особым восковым покрытием, а благодаря веществу, в них содержащемуся, они не промерзают даже в сильные морозы. Воздух, который захватывают иголки создает вокруг дерева своеобразный изоляционный слой.

Единственным хвойным растением, которое расстается на зиму со своими иголками является лиственница. Она появилась в глубокой древности, когда лето было очень жарким, а зимы невероятно морозными. Эта особенность климата привела к тому, что лиственница стала сбрасывать свои иголки и не нужно было защищать их от холодов.

 

Когда заканчивается листопад у разных деревьев? 

Листопад, как сезонное явление, наступает у каждого растения в свой определенный срок. Это зависит от породы дерева, его возраста и особенностей климата.

Раньше всего расстаются со своими листьями тополь и дуб, затем наступает время рябины. Яблоня одной из последних сбрасывает листья, и, даже, в зимнее время, на ней могут еще оставаться несколько листочков.

Листопад  у тополя начинается в конце сентября, а к середине октября он полностью заканчивается. Молодые деревья дольше сохраняют свою листву и позже желтеют.

Дуб начинает терять свои листья в начале сентября и через месяц полностью лишается своей кроны. Если заморозки начинаются раньше, то листопад происходит значительно быстрее. Вместе с листьями дуба начинают осыпаться и желуди.

Рябина начинает свой листопад в начале октября и до 1 ноября продолжает радовать своими розовыми листьями. Считается, что после того, как рябина расстается с последними листьями, начинаются промозглые зябкие дни. 

Листья на яблоне начинают золотиться к 20 сентября. К концу этого месяца начинается листопад. Последние листья осыпаются с яблони во второй половине октября.

Вечнозеленые деревья и кустарники

Вечнозеленые растения и кустарники не теряют свою листву даже с наступлением холодов, как это делают обычные лиственные породы. Постоянный лиственный покров позволяет им пережить любые погодные условия и сохранить максимальный запас питательных веществ. Конечно, такие деревья и кустарники обновляют свои листья, но процесс этот происходит постепенно и практически незаметно. 

Вечнозеленые растения не сбрасывают сразу все свои листья по нескольким причинам. Во-первых, тогда им не приходится тратить большие запасы питательных веществ и энергии для выращивания молодых листьев весной, а во-вторых, их постоянное наличие обеспечивает беспрерывное питание ствола и корней. Чаще всего вечнозеленые деревья и кустарники произрастают на территориях с мягким и теплым климатом, где и зимой стоит теплая погода, однако, встречаются они и в суровых климатических условиях. Наиболее распространены такие растения во влажных тропических лесах.

Такие вечнозеленые растения, как кипарисы, ели, эвкалипты, некоторые виды вечнозеленых дубов, родендрон можно найти на широкой территории от суровой Сибири до лесов Южной Америки.

Одним из наиболее красивых вечнозеленых растений является голубая веерная пальма, которая произрастает в Калифорнии. 

Необычным видом и высотой более 3 метров отличается средиземноморский кустарник олеандр.

Олеандр

Еще одним вечнозеленым кустарником является гардения жасминовая. Ее родиной является Китай.

Осень — одно из самых красивых и ярких времен года. Всполохи пурпурных и золотистых листьев, готовящихся разноцветным ковром покрыть землю, хвойные деревья, пронизывающие своими тонкими иголками первый снег и вечнозеленые растения, всегда радующие глаз, делают осенний мир еще более восхитительным и незабываемым. Природа постепенно готовится к зиме и даже не подозревает, насколько завораживают взгляд эти приготовления. 

7gy.ru

Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений.

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. Цели урока.Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.Учить учащихся наблюдать за природой.Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.Развивать мышление, наблюдательность, речь.Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства. Ход урока. 1. Организационный момент Звонок прозвенел – отвечай поскорей,Время года, какое стоит у дверей? (осень) слайд 1Сегодня, ребята, урок листопада.Вспомнить, узнать многое надо. 2.    Актуализация темы урока У: - Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие, во время которого вы покажете свои знания и умения. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы. За каждый правильный ответ вы получите листочек. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь! Вызов (побуждение)- Сегодня, ребята, мы начнем наш урок со сказки.(Звучит музыка «звуки леса») В далеком-далеком лесу, на светлой солнечной полянке, где журчал весёлый ручеек, жили-были цветочки. Они были маленькие, и поэтому они всему удивлялись. слайд 2,3 Ах, как интересно было кругом! На полянке вместе с цветочками росли их братья и сестры: мягкая сочная травка, высокие стройные деревья, шелестящие листвой, пушистые кустарники с яркими ягодками. Над ними порхали разноцветные легкие бабочки, жужжали пчелы, собирая нектар, и звонко пели птицы. Иногда на полянку выбегали веселые зверушки, чтобы поваляться в мягкой травке и полакомиться ягодками. Все вместе они наслаждались теплым солнышком, приятной родниковой водой и свежим ветерком.Но постепенно жизнь на полянке стала изменяться. Все меньше тепла давало солнышко, все чаще моросил холодный дождик, дул резкий порывистый ветер. Исчезли бабочки и пчелы, перестали петь и стали улетать птицы, попрятались в норы звери. Цветочкам было холодно и сыро. Он смотрели на своих братьев и сестер и видел, что с ними тоже происходят изменения. «Что же это с нами происходит?» - думали цветочки «И почему?». Но вскоре они завяли и облетели. Ветер подхватил их семена и развеял по полянке, что бы из них весной вновь выросли прекрасные цветы. Но вот один самый любознательный решил узнать тайну и пришел к нам на урок. - Ну что, ребята, попробуем объяснить цветочку, что же произошло? 3. Осмысление(заполнение большого кластера во время беседы) ОСЕНЬ Изменения  Растения - Когда в жизни на полянке стали происходить изменения? В какое время года? (Осенью)-слайд4 - Какие признаки осени вы заметили? Вспомните самые первые изменения. (Похолодало, холодный дождик, резкий ветер) - Это изменения в неживой природе. - А как вы думаете, изменения в неживой природе влияют на живую природу? (Да) слайд 5 - Назовите, что относится к живой природе. (Люди, животные, растения). - Кто является главным действующим лицом сказки? (Цветочек) - Они к какой группе относится? (К растениям)- слайд 6 3. Сообщение темы и задач урока. Определим тему нашего урока: Изменения в жизни растений осенью. слайд 7,8 – И сегодня мы узнаем некоторые тайны осени. – Как изменялась погода осенью? (ОТВЕТЫ НЕ ТРЕБУЮ) – Как изменились растения? Почему осень

univerfiles.com

Осенние изменения в жизни растений

  • Home
  • Documents
  • Осенние изменения в жизни растений
  • Published on12-Feb-2016

  • View350

  • Download0

DESCRIPTION

Осенние изменения в жизни растений. МБОУ гимназия №5 г. Морозовска Ростовской области. Кнышова Марина Евгеньевна Учитель начальных классов 2013. Осенние изменения в жизни растений. Осенние изменения в жизни растений. Лес, точно терем расписной, Лиловый , золотой, багряный - PowerPoint PPT Presentation

Transcript

Осенние изменения Осенние изменения в жизни растений МБОУ гимназия №5 г. Морозовска Ростовской области Кнышова Марина Евгеньевна Учитель начальных классов 2013 Осенние изменения в жизни растений Осенние изменения в жизни растений Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.(И. Бунин) Осенние изменения в жизни растений НА КАКИЕ ГРУППЫ МОЖНО РАСПРЕДЕЛИТЬ КАРТИНКИ? Летом все деревья имеют одну окраску — зеленую. Зелёный цвет листьям придаёт хлорофилл. Конечно, зелёный цвет имеет разные оттенки , но кажется, что их покрасили одной кистью. А вот осенью те же самые листья приобретают разную окраску. Откуда берутся эти цвета? Осенние изменения в жизни растений Почему осенью меняется окраска листьев? Осенние изменения в жизни растений Летом день долгий. Хлорофилл успевает разрушиться и восстановиться. Поэтому листья всё время зелёные. Осенью дни короткие, света мало, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Другие красящие вещества становятся ярче. Осенние изменения в жизни растений В листьях есть вещество «ксантофилл», которое делает лист желтым. Осенние изменения в жизни растений Каротин придаёт листьям оранжевый оттенок. Существует еще антоцианин, придающий сахарному клену и красному дубу их яркие красные оттенки. Яркость и прочность окраски во многом зависят и от погоды. Сухая солнечная осень дарит нам не только хорошее настроение, но и сочно окрашенные листья. На яркость осенних тонов влияет и возраст дерева. Чем оно моложе, тем свежее у него листья, тем крепче они держатся на ветках.   Благоволит к ярким нарядам и теплая умеренно влажная осень. Напротив, в дождливую, пасмурную осень изменение окраски листьев происходит медленнее. В холод и дождь краски леса не такие яркие и быстро исчезают. Почему осенью меняется окраска листьев? 1.Уменьшается световой день 2.Хлорофилл не восстанавливается 3.Меняется окраска РАБОТА В ТЕТРАДИ №7 С.13 КРОССВОРД ЛИСТОПАД Почему листья осенью опадают? Понижение температуры Замедление движения соков Пробковый слой Листопад Зачем листья осенью опадают? Нет лишнего испарения – спасают дерево от засухи Избавляют дерево от лишних минеральных солей Почему у хвойных деревьев нет листопада? 1.Восковой налёт хвоинок спасает от «зимней засухи» 2.Ненужные дереву вещества накапливаются медленно, смена хвои идёт постепенно Лиственница - исключение у хвойных деревьев Осенью её мягкая хвоя желтеет и опадает. Почему? У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя Травянистые растения осенью ФИЗМИНУТКА Т Е С Т Растения осенью РАБОТА В ГРУППАХ КАРТИНКА НАЗВАНИЕ ТЕКСТ Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила. Могучему дубу подарила медную кованую броню, а липам убор из золотой парчи. Остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. РАБОТА В ГРУППАХ ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила. Могучему дубу подарила медную кованую броню, а липам убор из золотой парчи. Остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. ИТОГ УРОКА ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РЕФЛЕКСИЯ урок был мне интересен и полезен урок прошел без пользы для меня В ЗА КЛЮЧЕ НИЕ Снова осень взялась за краски И вовсю золотит листву. Прекратив на время осадки, Она спешит показать красоту. Красоту осенних деревьев, Красоту тёплых дней осенних, Чтоб в холодные дни у печки Было что вспоминать о них. Кнышова М.Е. 9.10.2013г СПАСИБО ЗА РАБОТУ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: Источник шаблона: Шевляк Ирина Алексеевна, http://pedsovet.su/ Видеофильм «Осень в лесу» Янкова Ирина Викторовна http://viki.rdf.ru/cat/vremena_goda/?page=8#list; Картинки http://images.yandex.ru/ Физминутка http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E Физминутка «Осень» Галкиной И.А., http://pedsovet.su/load/244-1-0-2616

documents.tips

Окружающий мир:Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. (2 класс)

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. (2 класс)

Цели урока. Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений. Учить учащихся наблюдать за природой. Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения. Развивать мышление, наблюдательность, речь. Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.

Ход урока.

1. Организационный момент

Звонок прозвенел – отвечай поскорей,Время года, какое стоит у дверей? (осень) слайд 1Сегодня, ребята, урок листопада.Вспомнить, узнать многое надо.

2.    Актуализация темы урока

У: - Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие, во время которого вы покажете свои знания и умения. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы. За каждый правильный ответ вы получите листочек. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!

Вызов (побуждение)- Сегодня, ребята, мы начнем наш урок со сказки.(Звучит музыка «звуки леса»)

В далеком-далеком лесу, на светлой солнечной полянке, где журчал весёлый ручеек, жили-были цветочки. Они были маленькие, и поэтому они всему удивлялись. слайд 2,3 Ах, как интересно было кругом! На полянке вместе с цветочками росли их братья и сестры: мягкая сочная травка, высокие стройные деревья, шелестящие листвой, пушистые кустарники с яркими ягодками. Над ними порхали разноцветные легкие бабочки, жужжали пчелы, собирая нектар, и звонко пели птицы. Иногда на полянку выбегали веселые зверушки, чтобы поваляться в мягкой травке и полакомиться ягодками. Все вместе они наслаждались теплым солнышком, приятной родниковой водой и свежим ветерком.Но постепенно жизнь на полянке стала изменяться. Все меньше тепла давало солнышко, все чаще моросил холодный дождик, дул резкий порывистый ветер. Исчезли бабочки и пчелы, перестали петь и стали улетать птицы, попрятались в норы звери. Цветочкам было холодно и сыро. Он смотрели на своих братьев и сестер и видел, что с ними тоже происходят изменения. «Что же это с нами происходит?» - думали цветочки «И почему?». Но вскоре они завяли и облетели. Ветер подхватил их семена и развеял по полянке, что бы из них весной вновь выросли прекрасные цветы. Но вот один самый любознательный решил узнать тайну и пришел к нам на урок.

- Ну что, ребята, попробуем объяснить цветочку, что же произошло?

3. Осмысление(заполнение большого кластера во время беседы)

- Когда в жизни на полянке стали происходить изменения? В какое время года? (Осенью)-слайд4

- Какие признаки осени вы заметили? Вспомните самые первые изменения. (Похолодало, холодный дождик, резкий ветер)

- Это изменения в неживой природе.

- А как вы думаете, изменения в неживой природе влияют на живую природу? (Да) слайд 5

- Назовите, что относится к живой природе. (Люди, животные, растения).

- Кто является главным действующим лицом сказки? (Цветочек)

- Они к какой группе относится? (К растениям)- слайд 6

3. Сообщение темы и задач урока.

Определим тему нашего урока: Изменения в жизни растений осенью. слайд 7,8

Мы будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые нам надо найти ответы. слайд 9

- Почему у хвойных деревьев нет листопада?

- Что происходит осенью с травянистыми растениями?

- Почему начинается листопад?

- Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.

Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.

У. – Я благодарю вас, ребята, самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.

Почему происходит изменение окраски листьев осенью? ð

Почему начинается листопад? ð

Почему у хвойных деревьев нет листопада? ð

Что происходит осенью с травянистыми растениями? ð

Про осень говорят: “Осень – перемен восемь”-на доске. А сможете ли вы назвать восемь изменений которые происходят осенью? Слайд10

Дети: Дни стали короче. Листья пожелтели. Вода в море холодная. Время сбора урожая. Птицы улетают. Звери впадают в спячку. Стало холоднее. Часто идут дожди. – на доске.

А какие пословицы и поговорки об осени знаете вы?

VI. Открытие новых знаний.

У. –Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.

У. –Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии.

Что изменяется в жизни растений осенью?

Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?

Осенью в листьях не появляется никаких желтых и красных пигментов: они содержались в них и раньше, но были незаметны из-за преобладания зеленого пигмента – хлорофилла. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. Осенью хлорофилл разрушается и содержащиеся в нем ценные вещества (магний) запасаются в стеблях (стволах), в результате чего в листьях становятся видны другие цветные оттенки.

Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев). Проверим. СЛАЙД 11.

Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

У. –Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд СЛАЙД 12-20

У. – Проверим, что получилось. (Ключевое слово – листопад).

У. –Проверим вашу наблюдательность и любознательность

Целый день играют в пряткиС ветром рыжие заплатки.

Что это такое?

Дети: Осенние листья.

Учитель: Как вы догадались?

Работа по группам. Исследовательская деятельность.

Учитель: Я попрошу каждую группу собрать по букету из осенних листьев. СЛАЙД 21

4. Практическая работа

Дети собирают букеты из листьев.

У детей – листья.

– Рассмотрите осенние листья.

– Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона? Покажите ладошки вот так – это внутренняя сторона, а так – внешняя. А на листьях – это изнанка, т. е. внутренняя сторона. А это – лицевая сторона, т. е. внешняя.

Примета, т. е. так раньше говорили: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

Задание 1. По дороге домой понаблюдайте, как легли листья на землю и сделайте вывод, какая будет зима по этой примете.

Какие приметы осени вы еще знаете?

Учитель: Назовите растения, листья которых оказались в ваших букетах. Какого цвета получились ваши букеты?

Физминутка.

Руки подняли и помахали.Это деревья в лесуРуки согнули, кисти встряхнули.Ветер сбивает листву.Листья запорхалиКак бабочки на карнавале. Листопад, листопад,Листья кружатся, летят.Полетели, покружились и на землю опустились.Ветер дунул, вновь взлетели,И за парты тихо сели.

Учитель: Почему осенью листья опадают с деревьев? Почему весной и летом, когда тоже бывает много ветреных дней, не бывает такого листопада как осенью?

Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.

Рассмотрите с помощью лупы веточки разных деревьев. Есть ли на них ранки от опавших листьев? Сделайте вывод.

Учащиеся рассматривают веточки и не находят ранок.

Вывод: ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой. У опавших листьев разных деревьев одинаково гладкий, округлый край черешка.

– А что еще можно рассмотреть на месте опавших листьев? Почки. Они спят до весны. Весной на них вырастут новые веточки со стебельком и листьями

ИТАК, В НАЧАЛЕ УРОКА МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ, ЧТО ВЫ – УЧЕНЫЕ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Вы провели сейчас небольшую исследовательскую работу. Что вы исследовали? А ТЕПЕРЬ КАКОЙ СДЕЛАЕТЕ ВЫВОД? Лиственные растения осенью сбрасывают листья, так как в это время в черешке листа вырастает особая пробковая перегородка. Так они к зиме готовятся.

У. –Выделите причины листопада. (понижение температуры воздуха и почвы; замедление сокодвижения; уменьшение испарения влаги; образование пробкового слоя).

У. –Всем известная с детства загадка: зимой и летом одним цветом. (ель и сосна) Как одним словом назвать эти деревья?

У. –О какой особенности хвойных деревьев говорится в загадке?

У. – Почему у хвойных деревьев нет листопада?

Наблюдение.

– Посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева?

– Чем они похожи друг на друга?

– Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Они сидят парами.

– Какие они по длине? Длинные, узкие.

– А что скажете про иголочки у ели? Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие. Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. Душистые, смолистые.

– А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? Да

Листья-хвоинки покрыты восковым налетом, плотные, они испаряют меньше влаги, чем лиственные деревья, поэтому зимняя засуха им не страшна.

– Интересно узнать, сбрасывает ли ель и сосна листья-хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? Откуда взялись хвоинки, если нет листопада.

Они не сбрасывают всю хвою. И все же листопад у них идет понемногу и постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели одни и те же листья.

– ИТАК, ДОРОГИЕ УЧЕНЫЕ, какое открытие для себя вы еще сделали?

Вывод: ель и сосна не сбрасывают свою листву в отличие от других деревьев, стоят в эту пору зелеными. Листья-иголки у них маленькие, узкие, смолистые. Воды они испаряют меньше, чем лиственные деревья. Зимняя засуха елям и соснам не страшна.

Вывод: хвойные деревья не меняют окраску своих листьев, т.к. в листьях этих растений, кроме зеленого, других красящих веществ нет.

У. – Самостоятельно сделайте отметку в маршрутном листе.

У. – На какой вопрос нам предстоит найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.

У. – Вспомните и назовите известные вам травянистые растения.

У. – Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

У. –. Поделитесь своими наблюдениями. Как меняется окраска травы осенней порой?

Учитель: Куда деваются зимой травянистые растения?

С наступлением холодов травянистые растения погибают, рассеивая семена (из них весной вырастут новые растения) или прячутся под землю и там ждут весну. Главное для них – спасти свою подземную кладовую: клубень, луковицу, корневище, в которых за лето накопились питательные вещества. Как вы думаете, почему?

Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья. Деревья и кустарники не могут на зиму расстаться со стволом и ветками, спрятаться под землю. Они поступают по – другому – сбрасывают свою листву. Если дерево не сбросит на зиму листву, то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.

У. –. Завершите работу с маршрутными листами.

Еще одна загадка жизни растений осенью – ветвепад.

Рассмотрите опавшие ветки, разломите их. Что заметили?

Ветвепад ярко выражен у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, некоторых ив, тополей, когда они стареют. Если присмотреться, на земле около этих растений можно увидеть опавшие веточки. Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки – почки. Если их разломить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? Внимательно рассмотрите тот конец веточки, где она отделилась от дерева. Что заметили?

Вывод: Конец веточки ровный, округлый. Никакой поломки не было. Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно также как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от “лишних” ветвей.

VII. Закрепление нового материала.

Учитель: Итак, наша экскурсия подошла к завершению.

Закончим путешествие поэзией. (домашнее задание) слайд 7

Почему осенью в природе происходят изменения?Какие же изменения происходят в жизни растений с приходом осени?

Что такое листопад, “ветвепад”?

 Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными.

- Вы хорошо выполнили все задания, показали, что знаете, какие изменения принесла осень.

Хорошо, дружно работали в командах.

Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.

10.Домашнее задание. СЛАЙД

У. – Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. …….На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Осень в природе».

Оцените свою работу на экскурсии: выберите в своем осеннем букете тот листик, который соответствует вашему настроению в конце нашей прогулки, и объясните свой выбор.

(Дети поднимают руки с листочками, анализируют свое настроение.)

7. Динамическая минутка

– Положите веточки в корзину. Мы их используем для поделок на уроке труда.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ. УРОК ОКОНЧЕН.

Мимические упражнения.

Изобразить Раннюю Осень: она – радостная, добрая, красивая.

Изобразить Позднюю Осень: она – грустная, печальная.

Увидели гриб – сморчок: сморщить лицо.

Увидели высокую березу и удивились.

Нашли сломанную ветку рябины – огорчились.

Упражнения для губ и щек.

Хомячок – толстячок. Показать какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щечки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щечки.

Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубками.

Упражнения для языка.

Язычок в чащобе. Показать как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Мелькает среди веток беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом не подвижны.

Развитие речевого дыхания и голоса.

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз, два, три» выдох ртом.

Дует осенний легкий ветерок. «У – у – у – у – у – у»(тихо).

Подул сильный ветер. «У – У – У – У – У » (ГРОМКО)

Осенние листочки на ветках висят,осенние листочки с нами говорят: «А – о у – и ».

Развитие слухового внимания.

Заблудились в лесу. Предложите ребенку позвать на помощь своих друзей. (Читаем рифмовку и выполняем действия)

Заблудилась я в лесу Мы в лес пойдем,

И кричу: «Ау – ау!». Тихо маму позовем:

Мы в лес пойдем, «ау – ау –ау !

Громко маму позовем: Мама, я тебя зову!»

«АУ – АУ –АУ !

мама, я тебя зову!»

infourok.ru

Наблюдаем за осенними изменениями в жизни растений

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра теории и методики начального образования

«Наблюдаем за осенними изменениями в жизни растений»

Выполнила:

Ягупова Татьяна Сергеевна

(Гр. ПБSZ-32)

Проверила:

к.п.н., доцент

Машкова С.В.

Волгоград

2016 г.

Экскурсия для 1 класса

Тема: Наблюдаем за осенними изменениями растений.

Цель:

Понаблюдать за осенними изменениями в неживой природе. Обобщить знания о них; Наблюдать за осенними изменениями в жизни растений; учить работать в группах, взаимодействовать с членами группы, определять по листьям растения, наблюдать, делать выводы, обобщать полученные знания.

Оборудование: карточки задания для 2х групп Коробочки для сбора листьев, веточек, семян, плодов.

Ход экскурсии.

Подготовительный этап.
  1. Подготовка учителя.

  1. Подготовка учащихся

- Рассмотреть растущие на пришкольном участке деревья (лиственные и хвойные), кустарники, травянистые растения. Подготовка карточек с заданиями:

1 группа:

  1. Собрать веточки хвойных деревьев.

  2. Собрать желтые листья деревьев

  3. Собрать плоды кустарников.

2 группа:

  1. собрать веточки лиственных деревьев

  2. Собрать красные листья кустарников

  3. Собрать плоды деревьев.

Беседа в классе.

Ребята, скажите, какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето, осень)

Какие времена года не похожи друг на друга ни одним признаком? (Зима – лето)

Какое время года сейчас? (Осень.)

Чем осень отличается от основных времен года? (Осень переходное время года от лета к зиме.)

Назовите главные признаки отличий осени от лета. (Дни стали холоднее и короче.)

Какая сегодня погода?

Какое небо? Как светит солнце? Сравниваем с летними днями. (Небо не такое яркое, как было летом.)

Как вы считаете, с чем связано похолодание осенью?

(Солнце стало всходить позже и заходит раньше. Земля получает меньше света и тепла, так как солнце не поднимается высоко. Дожди стали холоднее.)

Итог беседы: Переходное время года от лета к зиме – осень. Дни стали короче и прохладнее, так как солнце стоит ниже, чем летом.

Ребята, сейчас мы с вами отправимся на пришкольный участок, чтобы понаблюдать за осенними изменениями растений. Я разделю вас на две группы и вы получите карточки – задания на каждую группу. После того, как мы все выполним, мы поднимемся в класс и поделимся тем, что узнали.

Дети делятся на 2 группы, получают по карточке с заданиями для каждой группы, коробочки для сбора материалов.

  1. Основной этап.

Беседа на месте экскурсии

Посмотрите на деревья. Изменились ли они по сравнению с летом.

(Да. Появились желтые и багровые листья.)

Какие растения растут вокруг нас? (Травы, кустарники, деревья.)

По какому признаку мы их различаем? (Пытаемся вместе с ребятами дать определения и признаки растений.)

(Предположения.)

Растение-тело живой природы, питается, дышит, размножается.

Деревья выше всех растений. У них есть древесный ствол.

Кустарники - они ниже деревьев и у них несколько стволов. Листья кустарников похожи по размеру с листьями деревьев, но отличаются по форме.

Травы - ниже кустарников. У них нет древесного ствола, а есть травянистый стебель. Их листья отличаются от листьев деревьев и кустарников.

Сравним. Есть ли непохожие листья у растений по форме и размеру? Чем отличаются листья березы и ели, сосны и осины и т.д.

Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб липа, орешник, рябина)

Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, можжевельник.)

Найдите сходство и отличие между хвоей и обычным листом.

(Отличие.

Хвоя - жесткая, листок - мягкий. Она меньше по площади, чем лист.

Сходство.

Хвоя и лист могут быть одинаковыми по цвету.)

Как изменился вид листьев, хвои и трав с приходом осени? (листья раскрасила осень в разные цвета: багровый, жёлтый, а хвойные остались зелеными.)

Как называется явление, когда опадают листья?

(Листопад.)

Как осенью изменились травы? (они повяли, выгорели.)

Посмотрите ребята, а чем еще отличаются растения на нашем участке? ( у некоторых есть плоды, семена, цветы)

Итог беседы.

Растения делятся на травы, кустарники и деревья. По форме листья растений бывают хвойными и лиственными. Листья окрашиваются в разные цвета, а потом опадают. Это явление называют листопадом. Цветов поздней осенью почти нет.

  1. Самостоятельная работа в группах.

Итак, ребята, вы получили карточки и коробочки, ваша задача выполнить задания и собрать материал

1 группа:

  1. Собрать веточки хвойных деревьев.

  2. Собрать желтые листья деревьев

  3. Собрать плоды кустарников.

2 группа:

  1. собрать веточки лиственных деревьев

  2. Собрать красные листья кустарников

  3. Собрать плоды деревьев.

Работают в группах

Молодцы ребята, все справились с заданиями.

  1. Проверка выполненного

Беседа в классе.

Вывод о том, что все растения, кроме хвойных изменяются осенью, меняется цвет листьев, они опадают. Хвойные растения не меняют цвет, но следует отметить, что лиственница теряет листочки – иголки на зиму.

У каждой группы были задания, связанные с листьями, плодами и семенами. Рассказывают чьи листы и плоды собрали, что заметили с изменением цвета листьев.

  1. Загадки с картинками – подсказками по теме

Раскраска по теме

Загадки:

1) Белый цвет,

Зеленое на ней висит,

Красное с нее падает. (яблоня)

2) Красненько, кругленько, листочки продолговатенькие . (рябина)

3) Синий мундир,

Белая подкладка,

В середине сладко (слива)

4)  На поляне девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (березы)

5) Что за дерево растет

Снег в июне нам несет.

Снег же тот не тает,

В воздухе летает. (тополь)

6) Вот бочонок с шапочкой

С дерева упал

Год прошёл  - и деревцем

Маленьким он стал (жёлудь)

Каждый получил листочек, но вам нужно не просто раскрасить его, а раскрасить так, как осень раскрасила его в природе.

  1. Обобщающий этап

Что нового узнали во время экскурсии? Что понравилось?

Узнали, что листья всех растений – травы, кустарники, деревья, меняют свой цвет, желтеют, краснеют, высыхают…

Больше всего понравилось собирать и определять от какого это дерева плод, лист, и в какой цвет осень раскрасила листья разных деревьев и кустарников. Понравилось самим быть на месте осень и раскрашивать листики.

  1. Рефлексия

У каждого из вас есть свой листик, давайте теперь вместе с вами на нашей доске прикрепим эти листочки магнитами к нарисованным деревьям, листочки которые вы собрали тоже прикрепим магнитами.

infourok.ru