Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Конспект урока по развитию речи на тему: "Растения осенью". Растения осенью для детей


Конспект урока по развитию речи на тему: "Растения осенью"

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Тема урока:

«Растения осенью».

Выполнила: Лутфулина Т. А.

учитель начальных классов

Цель занятия:

  • закрепить знания о осенних природных явлениях и состоянии природы осенью, полученные на предыдущих уроках и после экскурсии.

  • сформировать знания об осеннем периоде в жизнирастений.

Задачи:

  • познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в осенний период;

  • развивать устную речь обучающихся;

  • формировать положительную мотивацию учения;

  • воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;

  • развивать логическое мышление, познавательный интерес;

  • закрепить знания об осенних изменениях в природе;

  • уточнить признаки осени.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности:

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Руки? – На месте.

Ноги? – На месте.

Локти? – У края.

Спина? – Прямая.

- Ребята, сейчас у нас урок развития речи.

- Как вы должны отвечать на уроке?

( Поднимаем руку. Отвечаем полными предложениями).

-Да, вы должны давать полные ответы. Говорить правильно и красиво. Это и будет нашим главным правилом на уроке.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, прочитаю стихотворение, вы внимательно послушайте и подумайте, о чём мы будем говорить на уроке. Догадайтесь.

Ветки голые стучат, галки чёрные кричат,

В ветках редко просинь.

Льдинка хрустнет не звонко, крикнет птица тонко,

Будто есть попросит.

- О чём говорится в стихотворении?

( В стихотворении говорится об осени.) (слайд)

- Правильно. А что такое осень?

( Осень – это время года. Осень длится 3 месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь…)

- Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите.

- Сколько осенних месяцев?

- Посмотрите на таблицу и составьте рассказ об осени.

-Осенью солнце греет не так сильно, часто прячется за тучи.

- Осенью часто идут дожди.

- Осенью деревья сбрасывают листья.

Как называется это явление?

- Листопад.

- Какого цвета листья на деревьях осенью?

- Осенью листья становятся красными, жёлтыми и оранжевыми.

- Осенью птицы улетают в тёплые края. Насекомые прячутся в кору деревьев, старые пни. Готовятся к зиме.

- Осенью становится холодно, люди надевают тёплую одежду. Берут зонт, т. к. идут дожди.

- Осенью люди собирают овощи и фрукты.

- Молодцы, ребята. Сколько много признаков осени вы знаете.

3. Физминутка

Давайте немного отдохнём.

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

                         Дунул ветер – полетели и на землю тихо сели.

                         Ветер снова набежал и листочки все поднял

                         Закружились, полетели и на землю снова сели.

- Садитесь на свои места.

4. Сообщение темы .

Подул ветер и разбросал все листочки. Сколько много листьев, сосчитайте. Под листочками зашифрованы слова. На каждом листочке есть цифра, каждой цифре соответствует своя буква. У вас на партах лежат таблицы.

- Замените цифру на букву, и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.

Скажем хором. (Растения осенью)

- Верно, тема нашего урока «Растения осенью».(слайд) 5. Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке мы рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

- Давайте представим, что мы в осеннем лесу. Что вы видите в лесу? (слайд) (Деревья, кустарники, травы)

- Что происходит с деревьями осенью? (Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, затем они опадают. – Как называется это явление в природе? Листопад. Деревья стоят голые.)

- А вы знаете, почему листья падают с деревьев? Это происходит из-за того, что осенью начинает холодать, почва постепенно замерзает, и корням деревьев становится всё труднее добывать из неё воду. К зиме дерево совсем перестанет получать воду и питание из почвы, если бы листья продолжали оставаться на дереве, то вся вода испарилась бы через их поверхность и дерево погибло. Поэтому дерево и сбрасывает листья.- В нашем лесу много деревьев. Какие деревья вы знаете? (Осина, ель, сосна, пихта, дуб, берёза, рябина)

- А чем же отличается береза, осина от сосны и ели? (Береза, осина – лиственные деревья, а сосна и ель – хвойные деревья) (слайд)

- А что же происходит с хвойными деревьями осенью? (Хвойные деревья не сбрасывают хвоинки осенью)

- А что же происходит с кустарниками? ( Кустарники желтеют и засыхают)

- Что происходит с цветами и травами? (Цветы и травы желтеют, увядают и засыхают)

- Молодцы, правильно ответили на вопросы.

Мы продолжаем гулять по осеннему лесу. Прислушайтесь, какие звуки вы слышите? (Шорох листьев, капли дождя, ветер).Посмотрите – красный фонарик, это листочек осинки. (слайд) Жёлтая звёздочка – листочек клёна. (слайд) А чьи эти красивые листочки? ( Берёзы, дуба) (слайд) Очень красив осенний лес. И. Бунин был поражён его красотой, написал стихотворение. Послушайте.

Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной.

-С чем сравнивает лес И. Бунин? Почему?

- ребята, вы знаете, что у многих растений есть свои особенности. По которым мы можем их узнать – плоды.

- Посмотрите какое перед нами тоненькое красивое деревце. Что это за дерево? (Рябина) (слайд)

- Как вы узнали? (По ягодам)

- Осенью плоды у рябины становятся оранжевыми красными.

- Это плод с какого дерева, кто знает как он называется? (слайд) (Плод клёна. Называется крылатками. Как думаете почему? (Имеет форму крыльев). В крылатках находятся семена, осенью падают с дерева и разносятся по всему лесу. Весной могут вырасти новые деревья.

- Как называется этот плод? С какого он дерева? (слайд) (Это плод дуба, жёлудь) - Желуди созревают осенью и падают с дерева. Полакомиться ими любят многие животные: кабаны, олени, полевые мыши.

- Вот кусты брусники и клюквы. Мы их можем узнать по ярко красным ягодам. Также как и хвойные деревья они остаются зелёными.(слайд)

6. Закрепление изученного материала.

- Ребята, сейчас мы проверим, как внимательно вы меня слушали. У вас на партах лежат листочки с текстом, но в некоторых предложениях допущены ошибки. Ваша задача прочитать текс и исправить ошибки. Будьте внимательны.

Осень

Пролетела весёлая зима, наступила осень. На деревьях позеленели листочки. На поляне зацвели цветы.

7. Итог занятия. Оценивание. - Вы сегодня хорошо поработали на уроке, внимательно слушали, отвечали полными предложениями, показали свои знания.

- Давайте оценим себя на уроке.(слайд) – Урок окончен!

infourok.ru

Что рассказать ребёнку об осени

   Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.

Растения осенью

      Основное изменение в неживой природе — похолодание — влечет за собой изменения в живой природе.     С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые. Постепенно начинается листопад. Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.    Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман. 

Птицы осенью    Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.    Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края.    Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи. Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди. Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы. Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.

Звери осенью

   Звери тоже готовятся к зиме. Мыши полевки, кроты, хомяки, крысы вырыли зимние кладовые. Мыши и хомяки заполняют их зерном. В одной такой кладовой может оказаться до пяти килограммов зерна. Кроты и крысы носят с полей картофель, бобы, морковь, зерна и семена.    Белки развешивают на ветках деревьев грибы, а орешки и шишки прячут в гнезде. Одна белка запасает примерно 15 килограммов орехов, грибов и различных семян.Еж готовит себе на зиму теплое уютное гнездо, в котором проспит всю зиму. Змеи, лягушки, жабы, улитки, ящерицы спрятались в укромных местах. Барсуки запасают семена и корни растений, высушенных лягушек, желуди. У многих зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть. Ежи, барсуки, медведи откладывают под кожей много жира. Осенью барсуки увеличивают свой вес до шести килограммов. Жир для этих животных — зимний запас пищи. В середине осени у зайцев, белок, песцов изменяется окраска меха. У зайца она становится белой, у белки — серой, а у песца серо-голубой. Такие изменения окраски и густоты меха называются линькой.    Многие звери и птицы могут найти пищу зимой — это лисы, волки, зайцы, лоси, сороки, вороны, воробьи. Они активны в любое время года.

Домашние животные осенью

  Домашние животные осенью продолжают пастись на пастбищах, но с приходом холодов и дождей их переводят в специальные помещения и дают подкормку — силос, сенаж, солому. Домашним животным нужен особый уход. Они боятся сквозняков, поэтому все щели в коровниках и свинарниках тщательно закрывают. Помещения изнутри белят известью. Это делает их более светлым и уютным, и, кроме того, известь убивает болезнетворные бактерии.

Труд людей осенью

   Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.    Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.   Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.    Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.   Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.    В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.   Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

drujhnaia.blogspot.com

Конспекты занятий в детском саду. Растения осенью

Конспекты занятий в детском саду. Растения осенью.

Тема: «Время года – осень». Растения осенью. Младшая группа.

Цели:

Раскрыть детям понятие: «Время года – осень». Продолжать знакомить детей с некоторыми характерными особенностями этого времени года. Формировать элементарные представления о растениях сада (астры, циннии, бархатцы). Различать и называть стебель, листья, цветок. Обогащать словарный запас детей. Прививать любовь к природе.

Приемы обучения: Игровой, показ с объяснением, вопросы, напоминание, индивидуальный подход, оценка.Индивидуальная работа: Поощрять отвечать на вопросы воспитателя предложением, состоящим из 2-х слов:Словарная работа: Астры, циннии, бархатцы, стебель, листья, цветок.Материалы и оборудование: Игрушка Капелька. Картинки с изображениями осени. Живые цветы (астры, циннии, бархатцы). Цветы из бумаги по количеству детей. Игрушечный ёжик. Сухие разноцветные листочки.

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь.В о с п и т а т е л ь. Дети, слышите, кто-то стучит? (Выходит за дверь и вносит в группу игрушку Капельку). Смотрите, кто к нам пришел! Это Капелька. Она хочет вам что-то рассказать.К а п е л ь к а. Здравствуйте, дети. Меня зовут Капелька. Я живу далеко-далеко отсюда – в большом океане. Однажды я стала легкой-легкой. Поднялась из океана и полетела на небо. Там с подружками, другими капельками, мы собрались в большую тучку. И когда тучка плыла по небу над землей, я увидела как красиво все вокруг. Высокие деревья с зелеными и желтыми листьями, яркие красивые цветы. Также я увидела ваш садик и решила оставить тучку и прийти к вам в гости, чтоб познакомиться и поиграть с вами.В о с п и т а т е л ь. Очень хорошо, Капелька, мы рады знакомству с тобой и с удовольствием с тобой поиграем.

К а п е л ь к а. Как красиво у вас в группе! Так много цветов. А как называются эти цветы? (Обращает внимание на вазу, в которой стоят бархатцы, циннии и астры.)В о с п и т а т е л ь. Это цветы из нашего сада. Дети, давайте их рассмотрим. (По одному достаются из букета цветы - астры, циннии, бархатцы. Воспитатель говорит, как называется данный цветок. Дети хором повторяют его название. Педагог обращает внимание детей на то, что цветок состоит из частей (стебля, листьев и цветка). Рассматриваем его, ощупываем, нюхаем).В о с п и т а т е л ь. Как называется данный цветок? (Астра)Что есть у растения? (Листья, стебель, цветок)Какого цвета стебель и листья у цветка? (Стебель и листья-зеленые)Какого цвета цветок? (Цветок - белый)Есть ли у него запах? (Да)

(Воспитатель обращает внимание детей на то, что астры и циннии могут быть разных цветов. Объясняет, что бархатцы имеют такой резкий запах, чтобы отпугивать вредных насекомых, которые могут навредить цветку.)

Игра «Назови, какой?»

(Дети достают из букета по цветку, описывают его.)Астра какая? (Астра - красная (желтая, оранжевая, белая), красивая, приятно пахнет.

К а п е л ь к а. Очень красивые цветы. Но они скоро отцветут, ведь уже наступила осень.

Правильно – осень.

Если осень наступила,Значит, лето отступило.По утрам в лесу прохладно,Но красиво и нарядно.(В. Борисов)

Вы заметили, дети, что по утрам стало прохладнее? В какой одежде вы пришли сегодня в детский сад? (В кофточках и курточках).На улице становится прохладнее. Листья на кустах и деревьях начинают менять цвет – становятся желтыми, красными. Сухие листочки опадают с деревьев.

В о с п и т а т е л ь. Посмотрите, какие красивые деревья на картинах. (Показ осенних пейзажей).Какое время года изображено на картинах? (Осень)Какого цвета листья на деревьях? (Листья - желтые, красные, оранжевые)Что лежит на земле? (Опавшие листочки)В о с п и т а т е л ь. Дети, давайте повторим, какое сейчас время года? (Осень).Какие изменения происходят в природе осенью? (Становится холоднее, листья на деревьях начинают менять цвет)

Физминутка: «Деревцо»

В о с п и т а т е л ь. Ой, что это за шорох? (Достает из под стола ёжика с разноцветными искусственными листочками). Смотрите, кто это к нам пришел! (Ежик) А, что нам принес ежик? (листочки)

Принес нам ёжик листики.Разные – разные.Оранжевые листики,Желтые и красные.

Какие красивые листочки принес нам ёжик! (Рассматриваем листочки, называем цвета.)

К а п е л ь к а. А еще осенью часто идут дожди. Я очень люблю, когда идёт дождь. Я же капелька, мне дождь не страшен.Нам тоже дождь не страшен. Когда на улице идет дождь, что мы берем с собой? (Зонтики.) (Воспитатель достает зонтик, раскрывает его над собой, читает стихотворение).

Небо стало вдруг темней,Дождик капает с ветвей.На прогулку без калошНе выходит умный еж.

В о с п и т а т е л ь. А теперь давайте встанем в хоровод и споем песенку.

Песенка «Дождь».

Тучи в небе кружатся,     (Дети идут по кругу, держась за руки).Дождь идет на улице.Дождь идет, дождь идет, 2раза ( Дети поворачиваются лицом в круг,Дождь идет на улице.                         встряхивают кистями рук).

День осенний хмурится,              (Идут по кругу, держась за руки).Что ни шаг, то лужица.Что ни шаг, что ни шаг, 2раза  (Поворачиваются лицом в круг, руки наЧто ни шаг то лужица.                 поясе, делают шаг вперед, шаг назад…)

К а п е л ь к а. Мне очень у вас понравилось, я узнала много интересного, но мне пора домой. Я обязательно еще приду к вам в гости, и мы с вами поиграем. До свидания.

В о с п и т а т е л ь. Дети, давайте попрощаемся с Капелькой (Дети прощаются с Капелькой, воспитатель уносит ее за дверь.)

Итог занятия:

Дети, кто к нам сегодня приходил в гости? (Капелька, ежик)А чем мы занимались? (Играли, рассматривали цветы и листочки, пели, танцевали…)Какие цветы мы сегодня рассматривали? (Мы рассматривали астры, циннии, бархатцы).О каком времени года мы сегодня говорили? (Мы говорили об осени).Какие изменения происходят в природе осенью? (На улице становится холоднее, листья на деревьях меняют цвет).

  Copyright © ВНИМАНИЕ! Сайт deti-mama.com защищен законом об авторском праве. Данный материал исключительно для личного использования. Копирование контента и размещение на других интернет ресурсах ЗАПРЕЩЕНО.  

deti-mama.com

"Осенние цветы" - Дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»

Презентация для детей старшего дошкольного возраста

«ОСЕННИЕ ЦВЕТЫ»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Лядская Елена Александровна

ОСЕННИЕ ЦВЕТЫ.

Осень – волшебная пора, когда природа готовится отдохнуть от буйства красок и пышности цветов. Однако даже в этот период в садах расцветают самые разнообразные растения, продолжая нас радовать своим изяществом и красотой.

Их ещё называют осеннецветущими или растениями короткого дня, потому что именно в это время года солнце уже не такое жаркое, а светлая часть дня значительно сокращается. Конечно, количество осенних цветов не так велико и многообразно как летних, но, тем не менее, их достаточно, чтобы украсить осенний сад и наполнить его приятным ароматом, сделав при этом уникальным и неповторимым.

Сентябрьские цветы.

Итак, золотая пора нас встречает своим первым месяцем – сентябрём.

Какие же цветы подготовил для садоводов этот месяц? Мы рассмотрим названия некоторых осенних цветков, описания и фото.

Хризантемы (Дубки) - именно этим цветам мы предоставим право открыть наш парад осенней красоты.

Астры

Существует множество сортов, зацветающих в первые два месяца осени, за что они получили свое народное название «сентябрины» и «октябрины».

Это неприхотливое растение устойчиво к несильным морозам, а его обильное цветение продолжается до самой зимы, украшая сад яркими звездочками цветов.

Часто цветков так много на кусте, что они скрывают под собой листву растения.

Георгины

Георгины являются теплолюбивыми, поэтому их цветение продолжается обычно до первых холодов, так как даже небольшие морозы действуют на них губительно.

Рудбекия волосистая

Всем известны эти красивые яркие жёлтые и оранжевые цветы с темно-коричневой сердцевиной, очень напоминающие большую ромашку. Растение обладает прямыми упругими шершавыми стеблями и густыми шершавыми удлинёнными листьями.

Цветёт рудбекия до самых заморозков .

Цинния изящная («Майоры» или «Майорики»)

Стебли циннии сильнорослые и стоящие прямо, с жёстким пушком. Цветки имеют широкую цветовую гамму. Цветок нуждается в питательном грунте, обилии солнца и защищённости от ветров.

К сентябрьским видам цветов можно также отнести такие, как анютины глазки, гладиолусы, подсолнухи декоративные, герань, бальзамин (Ванька мокрый), эхинацея, космея, молочай, петуния, декоративная капуста, амарант, бархатцы, фуксия, душистый горошек, колеус, душица, гвоздика перистая, календула, василёк многолетний и многие другие виды, способные сделать садовый участок поистине разноцветным и радостным.

Другие сентябрьские цветы.

Среди цветущих октябрьских растений можно назвать: Анютины глазки (виола или фиалка Витрокка), настурция, бархатцы, бегония, вербена, гортензия, душистый горошек, крокус, маргаритки, пеларгонию, петунию, розу, сальвию, хризантему, львиный зев ( « собачки » ), колхикум ( « безвременник » ) - это загадочное растение приобрело своё название благодаря запоздалому осеннему цветению в отличие от своих собратьев. Это настоящий весенний всплеск красоты и нежности среди увядающих красок осени. Несмотря на свою привлекательность, растение является ядовитым и требует осторожного с ним обращения.

Октябрьские цветы

И вот, наконец, осень подходит к концу.

Приходит ноябрь – месяц, когда сад опустел, деревья сбросили листву и природа уже почти готова к зимнему сну. Как раз в это время особенно хочется увидеть красочный уголок цветущих растений, наполняющий воздух уходящей осени особым запахом, напоминая о пёстром лете. Цветущие растения в ноябре -это как взрыв положительных эмоций. Многие растения начинающие цвести в сентябре и октябре сохраняют свою привлекательность. Бархатцы (тагетис), петуния, флоксы, эхинацея, астра, бальзамин, фуксия, хризантема, анютины глазки и конечно же нельзя не упомянуть королеву цветочной красоты — розу, некоторые зимостойкие сорта которой продолжают радовать взгляд даже после небольших морозов.

Ноябрьские цветы

Все эти растения своим ароматом и пышным цветением сохранят частичку лета в нашем сердце!

Источники изображений:

http:// img-fotki.yandex.ru/get/6512/132352990.cf/0_8a8bb_3b37298e_L.jpg фоновый рисунок

http:// img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/116/160/116160715_4.png лейка с листьями

http:// img-fotki.yandex.ru/get/6003/svetlera.1bc/0_57df8_c200634_S угловая виньетка с осенними листьями

http://easyen.ru/load/metodika/k_prezentacijam/kollekcija_ramok_dlja_sozdanija_prezentacij/277-1-0-21925

Автор рамки: Ранько Елена Алексеевна

Автор шаблона: Кулакова Наталья Ивановна

Источник:  http://1decor.org/rasteniya/cvety/osennie-cvety.html

multiurok.ru

Дошкольникам про осень

Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.

Растения  осенью Основное изменение в неживой природе — похолодание — влечет за собой изменения в живой природе. С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые. Постепенно начинается листопад. Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой. Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман.

Птицы осенью Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну. Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края. Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи. Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди. Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы. Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.

Звери осенью Звери тоже готовятся к зиме. Мыши полевки, кроты, хомяки, крысы вырыли зимние кладовые. Мыши и хомяки заполняют их зерном. В одной такой кладовой может оказаться до пяти килограммов зерна. Кроты и крысы носят с полей картофель, бобы, морковь, зерна и семена. Белки развешивают на ветках деревьев грибы, а орешки и шишки прячут в гнезде. Одна белка запасает примерно 15 килограммов орехов, грибов и различных семян. Еж готовит себе на зиму теплое уютное гнездо, в котором проспит всю зиму. Змеи, лягушки, жабы, улитки, ящерицы спрятались в укромных местах. Барсуки запасают семена и корни растений, высушенных лягушек, желуди. У многих зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть. Ежи, барсуки, медведи откладывают под кожей много жира. Осенью барсуки увеличивают свой вес до шести килограммов. Жир для этих животных — зимний запас пищи. В середине осени у зайцев, белок, песцов изменяется окраска меха. У зайца она становится белой, у белки — серой, а у песца серо-голубой. Такие изменения окраски и густоты меха называются линькой. Многие звери и птицы могут найти пищу зимой  — это лисы, волки, зайцы, лоси, сороки, вороны, воробьи. Они активны в любое время года.

Домашние животные осенью Домашние животные осенью продолжают пастись на пастбищах, но с приходом холодов и дождей их переводят в специальные помещения и дают подкормку — силос, сенаж, солому. Домашним животным нужен особый уход. Они боятся сквозняков, поэтому все щели в коровниках и свинарниках тщательно закрывают. Помещения изнутри белят известью. Это делает их более светлым и уютным, и, кроме того, известь убивает болезнетворные бактерии.

Труд людей осенью Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами. Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается. Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму. Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку. В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

А. А. Форощук Н. Е. Форощук

Помоги другим! Жми

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolenok.kiev.ua

Познавательно-информационный проект «Как меняется жизнь растений осенью» для детей младшего дошкольного возраста - Публикации - Педагогика 21 век

Автор:Мастерова Любовь Владимировна воспитатель, БДОУ "Нефтяник", г.Тара Омская область

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Нефтяник» г. Тары»

Тарского муниципального района Омской области

Познавательно-информационный проект

«Как меняется жизнь растений осенью»

для детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Мастерова

Любовь Владимировна

Тара – 2016 год

Актуальность. Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во второй младшей группе на основе парциальной программы «Добро пожаловать в экологию» Н.Н.Кондратьевой был проведен мониторинг раздела О.О. «Познание» (развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе) который показал, что дети не устанавливают зависимость жизни растений от сезонных изменений. Для решения возникшей проблемы, был разработан среднесрочный проект «Как меняется жизнь растений осенью». Для реализации проекта были использованы объекты ближайшего окружения, с которыми дети сталкиваются наиболее часто. В частности, растения фитоогорода, лиственные деревья уголка леса, рябиновая аллея экологической тропы детского сада.

Цель: расширение и усложнение представлений о природе младшими дошкольниками.

Задачи:

1.Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению сезонных изменений в природе.

2. Обогащать имеющийся у детей читательский опыт (опыт слушания).

3. Развивать у младших дошкольников интерес, целенаправленность восприятия.

4. Формировать эмоционально-ценностное отношение к природе.

Вид проекта:

Познавательно-информационный, групповой.

Продолжительность:

Среднесрочный (с 01.10.2015 по 31.10.2015 гг.)

Участники:

Воспитатель, дети второй младшей группы, родители воспитанников.

Продукт проектной деятельности:

Альбом рисунков «Осенняя фантазия», презентация проекта.

Предполагаемые результаты:

получение детьми конкретных познавательных навыков, повышение уровня познавательного развития; уменьшение числа дошкольников, имевших низкий уровень (до реализации проекта 45 процентов таких детей). Формирование следующих компетенций у младших дошкольников: любознательность, активность, заинтересованное участие в образовательной деятельности.

Предварительная работа:

• подбор иллюстративного материала по теме;

• подбор литературы по теме;

• подбор дидактических игр по экологии;

• оформление центра «Мир природы» в группе;

• наблюдения на прогулках;

• изготовление дидактической игры «Деревья осенью»

Сотрудничество с семьёй:

• Анкетирование родителей по теме.

• Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»

• Изготовление памяток для родителей «Игры на прогулке», «Учимся наблюдать».

• Совместное творчество родителей с детьми.

Методы работы с дошкольниками:

наглядные, словесные, практические, игровые.

План реализации проекта:

Содержание деятельности

сроки

цель

1

2

3

1. Тематическая прогулка «Деревья»

1 неделя

(01.10 –

04.10.)

Формирование знаний о деревьях, обратить внимание на сезонные изменения.

2. Художественное творчество: аппликация «Выкладывание для осени зеленого и желтого шарфика»

1 неделя

(01.10 –

04.10).

Создание творческого продукта, развитие фантазии.

3. Экскурсия «Путешествие по экологической тропе».

2 неделя

(07.10 –

11.10.)

Воспитание интереса и бережного отношения к природе, показ многообразия растений и красок золотой осени.

4. Художественное творчество: рисование (по контуру) «Какое это время года?».

2 неделя

(07.10 –

11.10).

Создание творческого продукта, уточнение знаний об осенних явлениях в природе.

5. Коллекционирование природного материала

2 неделя

(07.10 –

11.10).

Формирование желания изучать объекты живой природы

6. НОД «Золотая осень»

3 неделя

(14.10 –

18.10).

Составление описатель-

ных рассказов о явлениях природы по личным впечатлениям.

7. Художественное творчество:

рисование «Дорисуй веточку»

3 неделя

(14.10 –

18.10).

Создание творческого продукта изобразительной деятельности

8. Настольные игры: «Времена года», «Четыре сезона», «Деревья, плоды, листья», «Цветы».

В течение месяца

(01.10 –

31.10)

Развитие коммуникативных навыков, уточнение

приспособлений растений к сезону.

9. Подвижные игры:

«Беги к дереву», «Листопад», «Мы осенние листочки», «Найди свой домик»,

В течение месяца

(01.10 –

31.10.)

Закрепление знаний о растениях, цвете, величине осенних листьев.

10. Домашнее задание

для детей и родителей – Рисование с использованием листьев «Осенняя фантазия».

4 неделя

(21.10 –

25.10)

Содействие сотрудничеству детей и взрослых

11. Дидактические игры по экологии «Найди такую же картинку», «Где спряталась матрешка?», «Найди дерево по описанию», «Загадайте, я отгадаю», «Кто знает, пусть продолжает», «Что изменилось?», «Найди листок, какой покажу», «Что сначала, что потом», «Найди в букете такой же листочек».

В течение месяца

(01.10 –

31.10)

Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста

12. Беседы:

«Осень – это хорошо или плохо»

1 неделя

(01.10 –

04.10.)

Закрепление знаний об окружающем мире

«Правила поведения на участке детского сада во время прогулки».

2 неделя

(07.10 –

11.10.)

Формирование ценностного отношения к природе.

13.Ситуативный разговор «О чем думал листик, когда летел с дерева?».

3 неделя

(14. 10 –18.10.)

Развитие связной речи, наблюдательности, любознательности.

14. Импровизация «Мы – осенние листики».

5 неделя

(28.10 –

31.10.)

Развитие чувственности, фантазии, активности.

15. Разучивание стихов: «Осень» А. Плещеев, «Осень» К. Бальмонт, чтение рассказа М. Пришвина «Листопад».

В течение месяца.

(01.10 –

31.10)

Развитие памяти, эмоциональной отзывчивости.

16. Экспериментирование «Почему цветы осенью вянут?»

5 неделя

(28.10. –

31.10.)

Установление зависимости роста растений от температуры и поступаемой влаги.

Проект реализован через следующие формы деятельности:

экскурсии по экологической тропинке детского сада; наблюдения «Волшебные превращения листьев», «Свойства листьев»; коллекционирование природного материала; украшение природного центра осенними листьями, растениями и цветами; экологические игры; подвижные игры; выставку рисунков «Осенняя фантазия» с привлечением родителей; ситуативные разговоры «О чем думал листик, когда летел с дерева», «Мы – осенние листья»; беседу «Осень это хорошо или плохо ; разучивание стихов А.Плещеева «Осень», К.Бальмонта «Осень»; чтение рассказа М.Пришвина «Листопад»; экспериментирование «Почему цветы осенью вянут?»; импровизацию; продуктивную деятельность – рисование «Дорисуй веточку», «Нарисуй пейзаж», аппликацию «Выкладывание для осени желтого и зеленого шарфика».

Результат:

Повышение уровня экологических знаний (после реализации проекта уменьшение числа дошкольников, имевших низкий уровень развития с 45 процентов до 5 процентов), познавательной и творческой активности детей младшего дошкольного возраста. Ведь только в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Список литературы:

1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» в соответствии с ФГТ. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. 2011 год.

2.Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.

3.Воронкевич. О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб., Детство-пресс. 2008.

4.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми).

5.Киселева Л.С «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».М., 2004.

6.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.

7.Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения: детская энциклопедия. М.:ТЦ Сфера,2004.

8.Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей – СПб, 2006.

Приложение №1.

Подвижные игры:

«Листопад»

Цель: закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев. Конкретизировать понятие – листопад.

Материал: осенние листья.

Ход игры:

Взрослый рассказывает: «листья легкие, они медленно летят по воздуху». Вы будете листочками, выберите себе листочек, который понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький.

Дети показывают и называют, какие листы они выбрали по цвету и величине.

(Дети бегают, взмахивают руками.)

Листопад! Листопад!

Листья желтые летят!

Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)

Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)

Покружились и уселись все на землю (все приседают). Сели! Уселись и замерли (не шевелятся) .

Прилетел легкий ветерок, подул (дует сам, за ним дети).

Взрослый продолжает: «Поднялись листья, разлетелись в разные стороны (дети разбежались по площадке). Закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят».

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья. Педагог читает стихотворение В. Мирович «Листопад»

По желанию детей игра повторяется 2 – 3 раза.

«Беги к дереву»

Цель: закрепление названий деревьев, развитие умений бегать «стайкой», слушать взрослого.

Ход игры:

Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет.

Педагог объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите, и будете ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три к березе (тополю, вишни) – беги! Дети стайкой бегут к деревьям. Воспитатель идет за ними, не спешит, предоставляя детям время передохнуть.

«Мы – осенние листочки»

Ребята хором вместе с воспитателем говорят слова и делают движения, которые он показывает:

Мы – листочки, мы – листочки,

(Дети стоят кружком с листочками в руках)

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул - полетели.

(Дети разбегаются.)

Мы летали, мы летали,

(Дети бегают, помахивая листочками)

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок -

(Дети приседают на корточки, поднимая листочки)

Мы присели все в кружок,

Ветер снова вдруг подул,( Дети снова разбегаются, помахивая листочками)

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

(Дети подбрасывают листочки вверх и следят куда они упадут)

И на землю тихо сели.

«Найди листок, какой покажу»

Задачи: - найти предметы по сходству;

- развивать двигательную активность детей;

- воспитание бережного отношения к природе.

Ход игры.

Во время прогулки, воспитатель показывает детям какой – либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет детям по одному листу с разных деревьев. Затем педагог поднимает, например, берёзы и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья берёзы, кружатся, и по команде воспитателя останавливаются.

Игра повторяется с разными листьями.

«Кто быстрее найдёт берёзу, сосну, рябину»

Цель: развитие умений находить предмет по описанию.

Ход.

Воспитатель называет хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдёт берёзу? Раз, два, три – к берёзе беги! » Дети должны найти дерево и подбежать к любой берёзе, растущей на участке, где проводится игра.

«Все по домам!»

Воспитатель раздает детям листья и говорит: «Представим, что мы пошли в поход. каждый отряд поставил палатку под каким-либо деревом. У вас в руках листья от дерева, под которым ваши палатки. Мы гуляем. Но вдруг пошел дождь. «Все по домам! » Дети по этому сигналу бегут к своим палаткам, становятся рядом с тем деревом, от которого лист.

Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, ребенка предлагают сравнить свой лист с листьями на дереве, к которому он подбежал

Приложение№2.

Дидактические игры:

«Найди такую же картинку»

Воспитатель на несколько минут показывает детям 8 картинок с осенним пейзажем. Затем убирает одну так, чтобы дети не видели, и спрашивает, какого пейзажа не хватает.

«Что сначала, что потом»

Ребёнку предлагается 4 картинки по теме «Осень», связанные одним сюжетом. Ребёнок выкладывает картинки в сюжетной последовательности и составляет по ним рассказ.

«Найди в букете такой же листочек»

Воспитатель раздаёт детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой – нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три – такой лист покажи! »

Дети поднимают руку с кленовым листом.

Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

«Найди листок»

Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве.

«А теперь попробуйте найти такие же на земле, - говорит педагог.

- Раз, два, три – ищи! Кто нашёл, неси ко мне».

Дети находят лист и несут воспитателю.

«Найди дерево по описанию»

Воспитатель описывает знакомые детям деревья.

Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.

Что бы ребятам было интересно искать по описанию, около дерева можно что-нибудь спрятать (например, матрешку).

«Загадайте, я отгадаю»

Воспитатель становится спиной к деревьям. Дети должны загадать ему загадку – описать дерево, отвечая на вопросы педагога. Он спрашивает: «Какой у дерева ствол? (высокий, толстый). Какого он цвета? » затем интересуется формой, окраской листьев, есть ли плоды, семена. По ответам ребят воспитатель угадывает, что за дерево они загадали.

«Найди, о чем расскажу»

Д/задача: найти растение по перечисленным признакам.

Игровое действие: угадывание растения по описанию признаков.

«Найди пару»

Д/задача: найти предмет по сходству.

Игровое действие: поиски похожего предмета. (Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.)

«Когда это бывает?»

Д/задача: определение и называние времени года по признакам.

Игровое действие: нахождение картинки с соответствующим временем года (по загадкам).

«Что изменилось?»

Д/задача: заметить в пейзаже изменения.

Игровое действие: дети на время закрывают глаза, воспитатель в это время меняет что-то в пейзаже. Надо назвать, что изменилось.

Приложение №3.

Экспериментирование.

«Почему цветы осенью вянут?»

Цель: помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

Материал: горшок со взрослым растением.

Оборудование: изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 мм, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость.

Ход экспериментирования.

1.Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям перед поливом измерить температуру воды (вода теплая), полить оставшийся от стебля пенек, на который предварительно надевают резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Дети наблюдают за стеканием воды из стеклянной трубки.

2. Прогнозирование результата.

Воспитатель. Что произойдет, если воду охладить?

3. Выполнение эксперимента.

Охлаждаем воду с помощью снега, измеряем температуру (стала холоднее), поливаем, но вода в трубку не поступает.

Вывод. Осенью цветы вянут, хотя воды много, потому что корешки не переносят холодной воды.

Рисунки «Осенняя фантазия»

pedagogcentr.ru

Экскурсия по окружающему миру по теме: «Жизнь растений осенью».

Экскурсия по окружающему миру по теме:

«Жизнь растений осенью».

1 класс.

Цели:

  • познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период;

  • познакомить с некоторыми представителями растений;

  • развивать внимание, наблюдательность, речь, память, логическое мышление, аналитические способности детей;

  • укрепление физического здоровья, душевного равновесия, бережного отношения к природе.

Цель планируемого педагогом действия

Ход занятия

Что при этом получает ребенок

Комментарии\риски

Настроить на рабочий лад, заинтересовать учащихся.

I Вводная беседа.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся путешествовать по лесу вместе с самым красивым временем года, а какое это время года, вы скажите сами, отгадав загадку.

Пришла без красок и без кисти,И перекрасила все листья.

Как вы догадались?

Умение анализировать с целью выделения признаков, доказать свою точку зрения, создавать устные высказывания.

Введение в тему урока

Сегодня вы с вами попутешествуем по осеннему лесу, полюбуемся разноцветными красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода – листопада. Послушаем, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях, весело посвистывают птички. Как вы думаете, что еще мы можем увидеть в лесу?

Развитие воображения, умения рисовать мысленные картины.

Дети предлагают свои варианты.

Актуализация знаний

Но чтобы всё это увидеть и услышать в лесу нужно хорошо себя вести. Расскажите, какие правила поведения нужно соблюдать в лесу? Для этого разделимся на три группы, и каждая группа назовет свои правила.

Умение контролировать, корректировать, оценивать действия свои и партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение

соотносить поступки с принятыми

нормами, умение выделить нравственный аспект поведе

ния.

Учитель заранее продумывает состав групп.

Дети перечисляют правила поведения в лесу.

Но прежде, чем начать наше путешествие необходимо получить пропуск в лес. Отгадайте загадки о тех деревьях, которые нам встретятся на пути. Чем быстрее вы это сделаете, тем быстрее мы начнём путешествовать.

Русская красавица стоит на поляне, В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза)

Никто не пугает, а вся дрожит.

(Осина)

Сучки рогатые, Плоды крылатые, А лист - ладошкой, С длинной ножкой. (Клён) 

В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб)

Умение контролировать, корректировать, оценивать действия свои и партнёра.

Дети остаются в тех же группах и группами отгадывают загадки.

Изучение нового материала

II Путешествие по лесу.

Остановка № 1 «В мастерской художницы Осени».

-Первая наша остановка называется «В мастерской художницы Осени». Давайте полюбуемся яркими красками расписного осеннего шатра.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. Бунин

-Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников?

Умение наблюдать

Ученики называют цвета и оттенки листьев.

-Посмотрите внимательно, отличаются ли листья разных деревьев по цвету. Посмотрите, какого цвета листья на берёзе? На клёне? На рябине? На осине? На каштане? На дубе?

Умение наблюдать, анализировать с целью выделения признаков.

Ответыучащихся.

-А знаете, отчего листья желтеют?

Умение выдвинуть гипотезу и её обосновать, умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы.

Предположения детей.

-Летом листья зелёные потому, что в них содержится много зелёного красящего вещества — хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. А осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, они желтеют, а где больше красного цвета, краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и раскрашиваются множеством разнообразных оттенков.

Умение слушать.

- А теперь посмотрите на листья сирени и ольхи, какого они цвета?

Почему они осенью не меняют свою окраску?

Умение установить причинно-следственные связи, построить логическую цепь рассуждений.

Высказывания детей.

-Правильно, потому что в листьях этих деревьев, кроме зелёного других красящих веществ нет.

-А вы знаете, что лесной воздух богат кислородом и очень полезен и для зверей, и для человека. Он отличается чистотой и содержит полезные вещества, которые, губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.

-Вспомните, какое дыхание – через нос или через рот – полезнее и почему?

-Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших тёплых носиках, прежде чем он попадёт в лёгкие. Давайте сделаем дыхательную гимнастику, тем самым укрепим здоровье.

Остановка № 2 «Листопадная».

-Почему осенью с растений облетают листья?

-Нет, не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.

-Посмотрите вот на эту сломанную ещё летом ветку. Листья на ней засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать листочек с неповреждённой ветки. Лист отделяется легко. Почему?

-Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.

- Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?

Учитель предлагает ученикам рассмотреть опавшие листья разных деревьев и кустарников и убедиться, что у всех гладкий, округлый край черешка.

-Как думаете, почему нет ранок?

-Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.

Ребята, скажите, пожалуйста, для чего же нужен листопад?

-Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.

-Мы идём по мягкому цветочному ковру. Приглядитесь, листьев, каких деревьев больше всего вы видите на земле?

Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.

Дети вместе с учителем переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья.

Остановка № 3 «Загадочная». -Ветвепад — еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, ива, тополь. Ребята, посмотрите на землю под этой старой осиной. Здесь валяется много веточек разной длины. Рассмотрите их.

Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки — почки. Если их разломить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите на тот конец веточки, где она отделилась от дерева.

Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было. Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей. Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью - ветвепад.

Дети рассматривают веточки и предлагают свои варианты ответа.

Остановка № 4 «Игровая».

- А теперь давайте поиграем. Угадайте, с какого дерева этот листок.

Я раздам вам листочки и когда скажу "Раз, два, три – беги", вы бежите к тому дереву, листок с которого у вас в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы». Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.

Учитель раздает каждому группе по листку, при этом надо учитывать близость деревьев, чтобы учащиеся не потерялись.

Закрепление

-Вот и закончилась наша экскурсия в осенний лес. Сегодня вы узнали и увидели много нового и интересного. Расскажите, какие изменения в жизни растений происходят осенью?

Посмотрите, друг на друга, как здорово вас раскрасила художница Осень. Ваши щёки стали румяными, глаза светящимися. Почему?

Правильно, потому, что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив.

Рефлексия

Давайте поблагодарим Осень за гостеприимство, за красоту и радость, которыми она щедро поделилась с нами. И подарим ей несколько поэтических строк.

Дети читают наизусть несколько стихотворений об осени.

-Думаю, осени понравились стихи и в подарок она дарит нам возможность порадовать своих близких большим ярким букетом осенних листьев.

Сбор осенних букетов.

infourok.ru