Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Захватывающие домашние эксперименты по биологии. Растения опыты для детей


Опыты и эксперименты для детей с семенами

Большой привет, всем заботливым и внимательным родителям! Сегодня на блоге «Цветы жизни» вновь эксперименты и опыты. Я уже делилась с вами тем, как можно играть с семенами и извлекать пользу даже от соприкосновения с ними. А сейчас я приглашаю вас надеть защитные очки и рабочие халаты, и... заняться экспериментами над семенами.

Устроим весеннюю семенотерапию — узнаем много нового, наберемся сил у матушки природы и зарядимся позитивной энергией и положительными эмоциями! Вот какие весенние опыты для детей с семенами мы провели:

Для этого простого, но занимательного эксперимента нужно:

  • 2 стакана
  • 1 жестяная крышка
  • сушеный горох

Приготовления для эксперимента, не займут много времени. На один стакан поставьте жестяную крышку.Мы использовали крышку от коробки с леденцами. В другой стакан нужно доверху засыпать горох и залить его водой. Горох нужен самый обычный, который мы используем для приготовления блюд.

Стакан с горохом аккуратно поставить на жестяную крышку. Можно начинать наблюдения. Когда количество воды уменьшится, подлейте немного.

И вот, горошины начинают подниматься. Сначала они «выстраивают» горку, затем причудливые «замки» и наконец... начинают падать одна за одной, или группой, ударяясь о металлическую крышку и издавая тем самым, звон.

Вот небольшой кусочек нашего эксперимента, терпеливо отснятый сыном:

Стаканы желательно брать стеклянные с тонкими стенками. Мы взяли одноразовые пластиковые. Эксперимент получился, но он был несколько тихим.

Малышам интересен же сам рост семян и то, как растет горка над стаканом. Детям постарше можно объяснить, что это происходит потому, что горошины впитывают воду и набухают. Им нужно все больше места и нижние горошины начинают выталкивать верхние, освобождая себе место для роста. Горошины падают и громко ударяются о жестяную крышку.

После эксперимента несколько подопытных горошин перебрались в землю. Мальчишки ждут-не дождутся всходов и урожая.

Очень часто мы удивляемся и восхищаемся, видя как посреди дороги, сквозь толщу асфальта пробивается травинка. Представляете, какая неведомая сила кроется в маленьком семечке?.. Наш следующий опыт, показал удивительную силу и возможности зернышек фасоли.

Для проведения опыта необходимо:

  • прозрачный стаканчик
  • миска для разведения гипса
  • гипс
  • вода
  • несколько фасолин

Сначала в миску для разведения гипса насыпаем немного гипса и добавляем воду. Размешиваем смесь до образования вязкой кашицы. Теперь в прозрачный стаканчик наливаем на дно немного воды, кладем пару фасолин, заливаем гипсом. Потом еще пару фасолин и снова гипс.

Ставим стаканчик в теплое место. Вскоре гипс затвердеет. Периодически необходимо опрыскивать гипс из пульверизатора и наблюдать.

Такие маленькие, но невероятно сильные фасолины не сидели на месте. Верхние фасолины раскололи гипс уже на следующий день. Нижние фасолинки так сильно выпирали в стенки стаканчика, что деформировали его.

Этот эксперимент наглядно показал сколько силы таится в маленьких семенах. Зерна фасоли впитывали в себя воду и набухали. Увеличиваясь в размерах, они давили на гипс и раскалывали его, пропуская себе дорогу. Вот какие они удивительные и сильные зернышки и семена растений.

Этим экспериментом, я едва ли вас удивлю. Но проводить его и показывать удивительное детям — занятие интересное!

Берем:

  • несколько половинок яичных скорлупок
  • семена кресс-салата
  • вату
  • воду

Скорлупки необходимо вымыть и и высушить. Можно нарисовать на них забавные рожицы. Заполняем скорлупки ватой с завернутыми в нее семенами. Устанавливаем скорлупки на подставку. Для этого можно воспользоваться картонными роликами, ячейками из-под яиц, или просто тарелочкой.

Теперь поливаем и наблюдаем. Уже через несколько дней (у нас через 4) начнут пробиваться ростки, словно у скорлупок выросли волосы, которые кстати говоря, успешно можно срезать и употреблять в пищу Правда теперь, опытным путем, мы знаем, что проводя такой опыт семян сыпать нужно побольше

И вновь удивительные свойства семян: они могут расти даже без земли. Все, что им нужно — это вода и питательные вещества, хранящиеся в самих семенах, ну, и в яичных скорлупках.

Вот такие необычные опыты для детей можно провести с семенами обычных растений. А вы проводите с детьми такие эксперименты?

Спасибо, что вы есть и удачных вам экспериментов!

Присоединяйтесь к нашей галерее «Забавный календарь. Весна.»!

С уважением,

Людмила Поцепун.

Загрузка...

tsvetyzhizni.ru

Занимательные опыты по ознакомлению детей с растениями в теплице

ОПЫТЫ ПО ВЕГЕТАТИВНОМУ РАЗМНОЖЕНИЮ РАСТЕНИЙ

«Размножение растений стеблевыми черенками»

Цель: освоить способ размножения растений стеблевыми черенками.

Оборудование: горшок с землей, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.

Ход работы

1. Осторожно срежьте стеблевой черенок с 3-4 листьями с растения гибискус.

2. Удалите с них два нижних листа.

3. Сделайте в почве углубление

4. Поместите черенок в почву так, чтобы нижний узел был скрыт почвой.

5. Присыпьте черенок землей.

6. Аккуратно полейте.

7. Накройте черенок стаканом.

8. Оформите протокол опыта

9. Сделайте вывод.

«Размножение растений листовыми черенками»

 

Цель: освоить способ размножения растений листовыми  черенками.

Оборудование: горшок с влажным песком, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.

 

Ход работы

1. Осторожно срежьте лист с растения пеперомия

2. Сделайте в песке углубление.

3. Поместите листовой черенок в углубление и присыпьте черенок песком.

4. Полейте небольшим количеством воды

5. Накройте черенок стеклянным стаканом

6. Оформите протокол опыта

7. Сделайте вывод.

 

 

«Размножение   растений ползучими побегами»

 

Цель: освоить способ размножения растений ползучими побегами

Оборудование: горшок с почвой, ножницы, стакан с водой,  резиновые перчатки.

 

Ход работы

 

1. Осторожно срежьте с материнского растения хлорофитум маленькое растеньице с корешками

2. Сделайте в почве углубление

3. Поместите туда маленькое растение и аккуратно присыпьте землей

4. Полейте растение

5. Оформите протокол опыта

6. Сделайте вывод.

 

 

«Размножение растений отводками»

 

Цель: освоить способ размножения комнатных растений отводками

Оборудование: горшок с почвой, стакан с водой, шпильки, резиновые перчатки.

 

Ход работы

 

1. Осторожно пригните побег сингониума так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх.

2. Закрепите этот побег на грунте другого горшка с помощью шпилек (1-2)

3. Закрепив отводок сингониума, слегка присыпьте его землей.

4. Полейте небольшим количеством воды

5. Отделяется дочерний побег не сразу, а после укоренения молодого растения.

6. Оформите протокол опыта

7. Сделайте вывод.

 

Опыт «Движение к свету»

 

Цель опыта: установить, что растению нужен свет, и оно ищет его.

Оборудование: растение (напр., лимон, гибискус, пеларгония).

Ход опыта: поставить растение у окна на три – четыре дня. Развернуть растение на 180 градусов и оставить еще на три-четыре дня.

Наблюдения: листья растения поворачиваются к окну. Развернувшись, растение

меняет направление листьев, но через некоторое время они снова поворачиваются к свету.

Вывод: Растение содержит вещество под названием ауксин, который  способствует удлинению клеток. Накопление ауксина происходит на темной  стороне стебля. Излишки ауксина заставляют находящиеся на темной стороне клетки вырастать длиннее, из-за чего стебли растут по направлению  к свету. Это движение называется фототропизм. Фото -

значит свет, тропизм - движение.

 

Опыт «Дыхание растений»

 

Цель опыта: узнать, с какой стороны листа в растение проникает  воздух.

Оборудование: растение (традесканция, плющ, пахистасис), вазелин.

Ход опыта: намазать толстый слой вазелина на верхнюю поверхность нескольких листьев. Намазать толстый слой вазелина на нижнюю поверхность нескольких листьев. Ежедневно в течении недели наблюдать за растением, есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу.

Наблюдения: листья, на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали.

Вывод:  Отверстия на нижних поверхностях листьев – устьица служат для движения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа избытков кислорода.

 

Опыт «Испарение воды растениями».

 

Цель: познакомить детей как растение теряет влагу через испарение.

Оборудование: растение (аукуба, декабрист, лимон), полиэтиленовый пакет, клейкая лента.

Ход опыта: поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клей

кой лентой. Поставить растение на 3-4 часа на солнце. Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.

Наблюдения: на внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется,  будто пакет заполнен туманом.

Выводы:  растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды за день. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру и влажность воздуха. Потеря влаги растением через устьица называется транспирацией.

 

Опыт «Растению нужен свет»

 

Цель опыта: подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.

Оборудование: два маленьких одинаковых зелёных растения (кислица), черный пакет.

Ход опыта: поместить одно растение на солнце, а другое спрятать под черный пакет. Оставить растения на неделю. Сравнить затем их цвет. Поменять растения местами. Оставить растения также на неделю. Сравнить опять растения.

Наблюдения: растение находящееся под пакетом, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.

Вывод: для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество - хлорофилл который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут.

 

Опыт «Воздушные корни»

 

Цель опыта: выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.

Оборудование: хлорофитум, камнеломка, монстера, прозрачная емкость, с плотной крышкой и с водой на дне, решётка.

Ход опыта: выяснить, почему в джунглях есть растения с воздушными корнями (в

джунглях мало воды в почве, корни могут её взять из воздуха). Рассмотреть с детьми воздушные корни монстеры. Рассмотреть растение хлорофитум, найти почки - будущие корни. Поместить растение в емкость с водой на решётку. Закрыть плотно крышкой. Наблюдать в течении месяца за появлением «тумана», а затем капель на крышке внутри емкости (как в джунглях).

Рассматривают появившиеся воздушные корни и сравнивают с монстерой и другими растениями.

Наблюдения: это говорит о том, что растение приспособлено брать воду из воздуха, хотя мы его и не поливали, а затем необходимо поставить это растение в комнате как другие растения. Растение живет, как и прежде, но корни на растении засохли.

Вывод:  в джунглях в почве влаги очень мало, а в воздухе ее много. Растения приспособились брать ее из воздуха при помощи воздушных корней. Там где сухой воздух они берут влагу из земли.

 

Опыт «Растение хочет пить»

 

Цель эксперимента: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.

Оборудование: два цветка пеларгонии, лейка с водой.

Ход опыта: выяснить у детей, нужна ли вода растениям. Два растения поставить на солнышко. Одно растение полить, а другое нет. Понаблюдать за растениями и сделать вывод. Полить это растение и понаблюдать еще неделю.

Наблюдения: цветок, которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.

Вывод:  растение не может жить без воды и может умереть.

 

Опыт «Что выделяет растение»

 

Цель опыта: установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Оборудование: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.

Ход опыта: выяснить почему в лесу так легко дышать? Предположение: растения

выделяют кислород для дыхания человека.

Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок). Ставят его в теплое место (если растение даёт кислород в банке его станет больше).

Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в банке кислород. Проверить зажженной лучиной.

Наблюдения: наблюдают за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия

крышки.

Вывод:  растения выделяют кислород, который хорошо горит. Можно сказать, что растения нужны человеку и животным для дыхания.

 

Опыт «вверх или вниз»

 

Цель опыта: выявить, как сила тяжести влияет на рост растений.

Оборудование: Пилея Кадье, подставка.

Ход опыта: прижать стебель растения к земле скобой. В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев.

Наблюдения: стебли и листья поворачиваются к верху.

Вывод:  в растении содержится ростовое вещество – ауксин, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.

 

Опыт «где лучше расти?»

 

Цель опыта: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Оборудование: черенки традесканции, чернозём, глина, песок.

Ход опыта: вместе с детьми выбрать почву для посадки растений. Дети сажают черенки традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за ними в течение двух недель. Делают вывод.

Пересаживают черенки из глины в чернозем и наблюдают за ними в течение двух недель

Наблюдения: в глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте.

Вывод: в черноземе растение растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая в песке. Растение вначале растет, потому что в нем много влаги для образования корней, но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ.

Опыт «Для чего нужны корни?»

Цель: доказать, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции корней.

Оборудование: черенок герани или гибискуса с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Ход опыта: Обучающиеся рассматривают черенки гибискуса или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле), всасывают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней (воды стало мало). Предположение детей проверяют через 7—8 дней (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корнями. Результат дети зарисовывают.

Опыт «Как увидеть движение воды через корни?»

Цель: доказать, что корни растения всасывают воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции корней.

Оборудование: черенок гибискуса или герани с корешками, вода с пищевым красителем.

Ход опыта: Обучающиеся рассматривают черенки герани или гибискуса с корешками, уточняют функции корней (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корни из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель — «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корни могут забирать не только воду (корни должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в дневнике наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества)

Опыт с размножением растения

Цель: показать детям на примере традесканции, как можно размножать растения.

Последовательность наблюдения: на первом этапе рассмотреть с детьми сам цветок традесканцию: форму, окрас листьев, длину стеблей. На втором этапе рассказать, что этот цветок можно размножить и каким образом. Выбрать 3 старые, самые длинные стебли цветка, отрезать их под корень (цветок не должен цвести). Затем отрезать его концы с молодыми листьями и поставить в стакан с водой. Дать постоять отросткам в стакане несколько дней до тех пор, пока не появятся корни. Затем уже ростки с корнями необходимо посадить в горшок с влажной землёй. Накрыть горшок стеклянной посудой и наблюдать в дальнейшем как растение принимается, увлажнять периодически почву.

 

oldhq.b-edu.ru

Биологические эксперименты для детей. Интересные опыты по биологии

Задумывался Ты когда-нибудь над тем, как маленькое семя превращается в растение? И действительно ли оно умеет дышать, как уверяют биологи? Эти утверждения мы сегодня проверим с помощью трех интересных опытов. Готов экспериментировать? Тогда не будем медлить!

13 33 т.

От семян к растениям

С приходом весны природа оживает и все вокруг пестрит зеленым цветом. Начинают появляться первые растения, что так долго ждали пробуждения, чтобы встретить теплое весеннее солнышко.

Тебе, очевидно, известно, что растение вырастает из семени? Но была ли у Тебя возможность самостоятельно понаблюдать за тем, как из него формируется корень и росток? Если нет, тогда давай проведем эксперимент и посмотрим на этот процесс вместе.

Это исследование очень простое, поэтому Тебе с легкостью удастся провести его самостоятельно. Для эксперимента нужны:

  • семена фасоли;
  • стеклянная банка;
  • бумажное полотенце.

Для начала нужно намочить бумажное полотенце и положить его в банку. Теперь под стенками разложи семена фасоли.

Это важно! Перед тем, как положить семена в банку, их нужно тщательно осмотреть и выбрать только здоровые и неповрежденные.

Банки нужно поставить на подоконник, ведь для того, чтобы растение проросло, нужно достаточное количество солнечного света.

Ты можешь экспериментировать с различными растениями. В таком случае обязательно подпиши каждую банку, чтобы не спутать.

За растениями нужно наблюдать ежедневно. Заведи себе небольшой блокнот и записывай происходящие изменения. И даже если их нет, это также нужно указывать.

Если Ты будешь внимательно следить за семенами, то заметишь, как меняется их форма и размер. А уже через несколько дней они прорастут.

Выделение кислорода растениями

О том, что растения выделяют кислород, случайно узнал химик Джозеф Пристли. А произошло это вот как. Однажды Пристли вез чемодан с растением в банке. Туда неизвестно как пролезла мышь. Она пробыла там довольно долгое время и не задохнулась. Так Джозеф Пристли понял, что растения выделяют кислород.

Еще одним доказательством этого является невероятная история о чудаке из Англии Дэвиде Латимере, который поместил в банку традесканцию на 40 лет. А она не только не завяла, но и благодаря фотосинтезу превратилась в целый зеленый сад.

Мы с Тобой можем повторить этот опыт и доказать, что выделение кислорода растениями не миф: они все же его выделяют.

Вспомни! Возможно, Ты уже знаешь, что в процессе фотосинтеза, для которого необходим солнечный свет, растения производят питательные вещества из воды и углекислого газа. При этом в окружающую среду выделяется кислород.

Итак, возьми две банки, помести в них петунии и закрой плотными крышками.

Одну банку нужно оставить на подоконнике, а другую поставить в шкаф.

Через неделю можно продолжить эксперимент. Зажги свечи и помести их в банки. Ты убедишься, что в банке, которая стояла на подоконнике, свеча будет гореть дольше.

Это объясняется тем, что на свету осуществляется фотосинтез, поэтому в банке с подоконника накопился кислород, который поддерживает горение. А вот в растении, которое оставалось в темноте, фотосинтез не состоялся, поэтому необходимого для горения кислорода там нет.

Травянчик для самых маленьких

Напоследок предлагаю Тебе сделать собственноручно травянчик. Конечно, такой эко-сувенир можно приобрести в магазине, но гораздо приятнее сделать что-то своими руками.

Для этого нужно взять:

  • носки;
  • пуговицы;
  • иглу и нить;
  • ножницы;
  • почву;
  • семена.

Небольшое количество земли перемешай с семенами и заполни нижнюю часть носка, а верхнюю — только землей. Свяжи носок и с помощью иголки с ниткой сформируй носик, а также пришей пуговицы для глаз.

Помести травянчик в тарелку с водой и поставь в теплое светлое место. Уже через 5-6 дней травка прорастет и у нашего «колобка» появятся волосы. Главное — не забывай доливать воду в тарелку.

Читай также:

Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

pustunchik.ua

Вместе растем - Живая природа: эксперименты с растениями

Сейчас лето, мы живем на даче, и сын почти все время проводит на улице. Поэтому все наши занятия так или иначе проводятся на свежем воздухе и связаны в основном с практическим изучением окружающего мира. А а в этом деле главное - наблюдения и эксперименты. Сегодня я хочу рассказать о двух интересных экспериментах, которые помогают понять природу растений. Эти опыты важны еще и тем, что помогают понять, живые ли растения на самом деле. Ведь дети не видят, как растения дышат, едят и т.д., поэтому детям сложно поверить на слово, что деревья и трава - живые организмы.

 

Опыт 1. Растения пьют воду через корни и стебель.

Сын знает, что растению нужен корень, чтобы пить водичку из почвы. А без воды совсем никуда! Ведь это практически еда для растения. Но все же в этом вопросе приходится доверять маме и книгам, ведь сын не видит, как растение пьет воду, и пьет ли в действительности. Как проверить эти утверждения? Очень просто. Мы срезали ромашки (они белые, это важно), поставили их в воду. Воду я подкрасила синим пищевым красителем. Разумеется, цветы сразу стали «пить» воду. Их лепестки окрасились. Вывод: растения пьют воду, через стебель она поступает к листьям и лепесткам.

Опыт 2 Фотосинтез в действии.

Растениям нужен солнечный свет. Солнышко помогает растениям создавать полезные вещества, необходимые растению для жизни, при этом растения выделяют кислород. Весь кислород в атмосфере нашей планеты был получен в результате фотосинтеза. Но как это проверить? Очень просто. Мы сорвали с дерева лист и опустили его в воду. Прижали камнем для надежности и выставили на солнце. Через некоторое время в воде появились пузырики воздуха. Откуда он там взялся? На солнце лист продолжил вырабатывать питательные вещества и выделять кислород. Кислород легче воды, его то мы и видим в качестве пузырьков. Сыну я объясняла это еще и так. Я попросила его показать, как он дышит. Он показал: он активно вдыхал и выдыхал воздух. А как дышат деревья? Через листочки. Они вдыхают и выдыхают воздух, только мы этого не видим. А в воде этот процесс заметен. Выдыхаемый воздух мы видим в качестве пузырьков воздуха в воде.

А еще мы рисовали листьями. Рисование листьями – важная составляющая наших летних творческих занятий. Угадайте, что на рисунке? Конечно же, дождь. У нас все разговоры о дожде, растениях и насекомых.

 

school-baby.ru

Удивительные опыты с растениями

Удивительные опыты с растениями.

Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д.Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.—Мн.: Нар. асвета, 1991.—208 с.: ил.Почему лепестки ромашки белые, а первые весенние листочки тополя красноватые? Как приготовить краску из цветков василька? Почему растения плохо растут на зеленом свету? Разли­чают ли проростки стороны света? Почему табач­ный дым «убивает» листья? Как сделать косын­ку из крапивы? Почему кленовый сок сладкий? Можно ли заставить сирень зацвести в декабре?

На эти и другие вопросы вы получите от­веты, проделав опыты, предлагаемые в книге.СОДЕРЖАНИЕ

От авторов 5

ИГРА ЦВЕТОВ 7

БЕЛЫЙ ЦВЕТ 10

1 Почему лепестки цветков белые 12

КРАСНЫЙ РОЗОВЫЙ СИНИЙ ФИОЛЕТОВЫЙ 13

2 Выделение антоцнанов. Изменение цвета под действием кислот и щелочей 16

3 Приготовление индикаторной бумаги из растворов антоцианов 18

4 Изменение окраски цветков в букете 20

5 Надписи на лепестках 24

6 Муравьиные художества 25

7 Влияние ионов металлов на окраску цветков гортензии 26

8 Мозаика из всходов 29

9 Обесцвечивание антоцианов сернистым газом 31

10 Акварельные краски из антоцнанов 32

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ 33

11 Получение облепихового (морковного) масла 35

12 Получение желтого красителя из сухой чешуи лука 38

КОРИЧНЕВЫЙ И ЧЕРНЫЙ ЦВЕТА 41

13 Обнаружение катехинов в клетках растений 44

14 Получение чернил из растительного материала 45

15 Почему органы растении после гибели чернеют 48

16 Многие ли растения содержат дубильные вещества 49

17 В какой части стебля накапливаются дубильные вещества 51

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ —

18 Какие пигменты содержатся в зеленом листе 52

19 Разделение пигментов по методу Крауса 54

20 Действие щелочи на хлорофилл 55

21 Какого цвета хлорофилл 57

22 Взаимодействие хлорофилла с кислотой 60

23 Письмо на зеленом листе 61

24 Образование колец отмирания на листьях 62

25 Получение отпечатков фотографии с помощью раствора хлорофилла (по К А Тимирязеву) 64

26 Фотография жизнью (по К А Тимирязеву) 67

27 Фотографии на листьях 69

28 Окрашивание цветков искусственными красителями 71

РОСТ РАСТЕНИЙ 75

29 Периодичность роста древесных побегов 79

30 Выращивание растения с 2 стеблями из 1 семени 81

31 Причудливые стебли 83

32 Березовый сок и старение растении 86

33 Салициловая кислота— ингибитор роста растений 87

34 Влияние ростовых веществ дрожжей на укоренение черенков 89

35 Влияние качества света на рост растений 91

36 Тормозящее влияние света на рост растений 96

37 Влияние табачного дыма на рост растении 97

38 Срастание корневых систем древесных растений 98

39 Взаимное влияние растений 100

40 Влияние газообразных выделений растении на прорастание семян 103

41 Бактерицидное действие фитонцидов горчицы 104

РАЗДРАЖИМОСТЬ И ДВИЖЕНИЯ У РАСТЕНИИ 106

РАЗДРАЖИМОСТЬ РАСТЕНИЙ 107

42 Обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке 108

43 Опыт с зеленой горошиной 110

44 Стоит ли трогать растения без надобности 112

ГИГРОСКОПИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ 114

45 Движения чешуи шишек хвойных сухого мха сухоцветов

46 Гигроскопические движения семян. Гигрометр из семян аистника 117

ТРОПИЗМЫ 120

47 Гидротропизм корня —

48 Влияние силы земного тяготения на рост стебля и корня 122

49 Влияние этилена на геотропическую реакцию проростков гороха 125

50 Как поднимаются полегшие стебли ржи 127

51 Изучение фототропизма растении 129

52 Движение корзинки подсолнечника 131

53 Магнитное поле Земли и рост корня 133

НАСТИИ 134

54 Наблюдения за движениями венчиков цветков 135

55 Термонастии цветка тюльпана 142

56 Как движутся листья кислицы обыкновенной и робинии лжеакации 143

57 Влияние ауксина на закручивание усиков гороха 147

58 Хмель завивается 149

РАСТЕНИЯ ОСЕНЬЮ И ЗИМОЙ 151

ЛИСТОПАД И ВЕТВЕПАД 153

59 Искусственный листопад

60 Опадение листьев под влиянием табачного дыма 155

61 Береза — растение комнатное? 157

62 Как сохранить естественную окраску засушиваемых цветов 161

63 Влияние листовой пластинки на длительность жизни черешка 163

64 Получение растительного волокна 165

ОСЕННИЕ КРАСКИ 171

65 Влияние условий освещения на пожелтение листьев 172

66 Необходимость кислорода для разрушения хлорофилла 173

67 Искусственная осень 174

68 Надписи и рисунки на плодах 176

69 Тайны созревающих плодов 177

ПОКОЙ - ЭТО ТОЖЕ ЖИЗНЬ 182

70 Много ли питагельных веществ в опавших листьях 183

71 Судьба запасного крахмала 184

72 Повышение морозоустойчивости тканей растений 187

73 Продолжительность периода глубокого покоя у разных видов растении 190

74 Цветы зимой 194

75 Теплые ванны для растения 197

76 Почки осенние и весенние 198

77 Покой семян 200ОТ АВТОРОВ

«Без нас прожила бы природа — без нее мы не можем прожить»,— сказал поэт. Этим объясняется неиссякаемый интерес к позна­нию природы. А всякое познание начинается с любознательности. Совсем не обязательно быть ученым, чтобы увидеть поле ржи не малахитово-зеленым, а красным: достаточно посмотреть через синее стекло. Но чтобы объ­яснить увиденное, одного созерцания мало.

Еще в XVIII в. женевский пастор Жан Сенебье задумался над вопросом: почему этот зеленый мир зелен? Изучив действие сол­нечного света, он показал, что благодаря процессу образования кислорода и поглощения углекислого газа, происходящему в зеленом листе, питается растение, а через него и живот­ный мир. Так было сделано одно из величай­ших открытий. Но вопрос о зеленой окраске листьев так и остался открытым.

Ученые-естествоиспытатели всего мира искали на него ответ. Более 35 лет отдал вели­кий русский ученый Климент Аркадьевич Ти­мирязев изучению зеленого листа, запасающе­го впрок солнечные лучи. Была открыта важ­нейшая роль пигмента хлорофилла в процессе фотосинтеза и значение растений на Земле.

Огромное количество вопросов задает нам мир растений. И как интересно самостоя­тельно поискать ответы на них. Почему сте­бель растения растет вверх, а корень вниз? Откуда берется сахар в березовом соке? Поче­му растения, выращенные на синем свету, приземистые? Отчего зеленые листья осенью желтеют, краснеют? Почему семена не прорастают внутри плода? Можно ли вывести из состояния зимнего покоя «спящие» почки?

Сами по себе опыты прямых ответов не дают. Но они помогают добыть факты, без которых предположение, догадка так и не становятся

истинным знанием.

Большинство предлагаемых опытов было выполнено студентами факультета естество­знания Брестского государственного педаго­гического института им. А. С. Пушкина и уча­щимися школ г. Бреста под руководством доцента Тамары Дмитриевны Фенчук.

В качестве объектов рекомендуются, как правило, широко распространенные в Бело­руссии растения. При этом нельзя забывать о необходимости правильного поведения в при­роде, бережного к ней отношения. Из приве­денных в перечне растений используйте в пер­вую очередь комнатные, декоративные, сорные, растущие на пустырях и бросовых землях. Бе­рите для опытов побеги деревьев и кустарников, которые хорошо переносят обрезку, быстро ра­стут и возобновляются.

Нужные реактивы имеются в каждой школе. Желающих проделать опыты дома пусть не смущают трудности с приготовлением раство­ров нужной концентрации. Вполне удовлетвори­тельные результаты можно получить с приме­нением разбавленных растворов кислот и щелочей, например 1 объем кислоты и 10 объе­мов воды. Перед постановкой опыта полу­чите консультацию у учителя.

Авторы будут признательны юным исследо­вателям, которые сочтут возможным поде­литься радостью маленьких открытий или трудностями на пути к этим открытиям.ИГРА ЦВЕТОВКто не восхищался красками цветущего луга, лесной опушки, осенней листвы, даров сада и поля? Но далеко не всем известно, отку­да у природы такая богатая палитра цветов. Всей этой красотой обязаны мы специальным красящим веществам — пигментам, которых в растительном мире известно около 2 тысяч.

Цвет вещества, в том числе и пигмента, определяется его способностью к поглощению света. Если свет, падающий на вещество или какой-либо орган растения, равномерно отра­жается, они выглядят белыми. Если же все лучи поглощаются, объект воспринимается как черный. Человеческий глаз способен раз­личать до 300 оттенков ахроматического, т. е. нецветного, серого цвета. Если вещество по­глощает только отдельные участки видимой части солнечного спектра, оно приобретает определенную окраску.

Электромагнитные волны с длиной волны 400—700 нм составляют видимую часть солнеч­ного излучения. В этой части спектра выде­ляются отдельные участки: с длиной волны 400—424 нм — фиолетовый цвет, 424—491 нм — синий, 491—550 нм — зеленый, 550—585 нм — желтый, 585—647 нм — оранжевый, 647—740 нм — красный. Излучение с длиной волны меньше 400 нм — ультрафиолетовая,

7

а с длиной волны более 740 нм — инфракрас­ная область спектра.

Зрительный аппарат человека способен раз­личать до 10 млн различных хроматических, т. е. окрашенных, цветов и оттенков. Макси­мальное цветоразложение солнечного света приходится на 13—15 часов. Именно в это время луг, поле кажутся нам, наиболее ярко и пестро расцвеченными.

В растительных клетках чаще всего встре­чаются зеленые пигменты хлорофиллы, жел­то-оранжевые каротиноиды, красные и синие антоцианы, желтые флавоны и флавонолы. Каждая из этих групп представлена несколь­кими отличающимися по химическому строе­нию, а следовательно, по поглощению све­та и окраске пигментами. Например, группа хлорофиллов высших растений включает 2 пигмента, а каротиноидов — свыше 300.

Растительные пигменты — это крупные органические молекулы, имеющие группи­ровки, ответственные за поглощение света. Для этих группировок характерно наличие цепочки чередующихся простых и двойных связей (—С=С—С==С—). У желто-оранже­вого пигмента бетта-каротина 11 двойных связей, у красного ликопина — 13. Кроме того, по­глощение света усиливается при наличии в молекуле кольцевых структур. Так, желтые флавоны и флавонолы, сине-фиолетовые ан­тоцианы, коричневые катехины содержат по 3 кольца. Цвет пигмента может меняться при изменении кислотности среды, темпера­туры, при взаимодействии его с металлами, образовании солей.

В природе нет двух растений, которые имелиРис. 1. Эписция: а — общий Вид. б — схема строения листабы абсолютно одинаковый цвет. Следова­тельно, окраска зависит не только от количе­ства и типа пигментов, но и от строения ткани: ее толщины, количества межклетников, плот­ности находящегося на поверхности клеток воскового налета, химического состава клет­ки, особенно вакуолей.

Правда, не всегда окраска обусловлена избирательным поглощением света. Так, «ме­таллический» цвет листьев некоторых расте­ний объясняется преломлением света и рассе­янием его с поверхности особых «оптических» чешуек или клеток. У эписции медной сильно опушенные коричневые листья, середина кото­рых отливает перламутром от голубоватого до медного цвета (рис. 1). Особенность листьев эписции в том, что под прозрачным эпидермисом находятся клетки, отражающие свет в направлении падения лучей на предмет. Это вызывает эффект, напоминающий све­чение дорожного знака в темноте при освещении его фарами.

Многие растительные пигменты исполь­зуются в качестве красителей. Например, из корнеплодов моркови получают желтый, а из свеклы столовой — красный пищевые кра­сители. Из листьев индигоферы красильной — синий краситель индиго, широко применяемый в текстильной промышленности, а из листьев лавсонии — хну, оранжево-красную краску, издавна используемую для окраски волос, шерстяных и шелковых тканей, пищевых продуктов. Из плодов барбариса амурского по­лучают красный пищевой краситель, из ры­лец пестиков шафрана посевного — желтый.

Но даже, если орган не содержит никакого' пигмента, он все равно не прозрачен, а имеет свой цвет — белый.БЕЛЫЙ ЦВЕТВ природе белый цвет распространен очень широко: белые цветки, белые стебли, белые пятна на листьях. Больше всего расте­ний с белыми цветками в высокогорных и приполярных областях, где они составляют до 30—40% обитающих там видов. В средней

10

полосе их меньше (до 25% видов) и совсем мало в пустынях и степях.

Белый красящий пигмент называется бетулином (от лат. «бетула»—береза). Накап­ливаясь в клетках коры молодых деревьев, бетулин окрашивает ствол березы в тот прекрас­ный белый цвет, который так любим и воспет поэтами. Удивительно, что во флоре средней полосы Европейской части СССР береза — единственное растение, образующее этот пигмент.

Выделить из клеток коры березы бетулин можно, хотя и не очень просто. Для этого применяют метод возгонки: мелко измельчен­ную сухую кору помещают в колбу и медлен­но нагревают. При этом бетулин выделяется из клеток и оседает на стенках колбы в виде белого налета.

У других растений причиной белой окраски венчиков являются обширные межклетники в сочетании с клетками, лишенными пигмен­тов. Белые лепестки белы по той же причине, по какой снег белый. Каждая снежинка в отдельности бесцветна, так как свободно про­пускает солнечные лучи. Но снежинки, падая друг на друга, отражают солнечные лучи, и снег кажется белым. А вот лед, не имеющий воз­душных полостей, прозрачен, поскольку свет свободно проходит через него.

Убедиться в том, что белый цвет лепест­ков ромашки, белой лилии и других цветов обус­ловлен не наличием красящего вещества, а развитой системой межклетников, можно несколькими способами.

11

1. Почему лепестки цветков белые

Вариант I (самый простой). Лепесток осто­рожно сожмите пальцами. Воздух из меж­клетников выходит, и лепесток становится бес­цветным и прозрачным, как лед.

Вариант II (более продолжительный). Погрузите лепестки в воду. Через неско­лько часов, когда вода через устьица про­никнет в межклетники, лепестки станут бес­цветными.

Вариант III (самый надежный). Лепестки поместите в шприц и заполните его водой. Уста­новив шприц наконечником вверх (без иглы), задвиньте поршень, чтобы вытеснить воздух. После этого закройте пальцем отверстие наконечника и отведите поршень вниз. В ре­зультате создавшегося вакуума из воды и ле­пестков начнут выделяться пузырьки возду­ха. Через 1—2 мин воздух из межклетников выйдет. Вновь задвиньте поршень в шприц. При этом вода поступит в межклетники и ле­песток станет прозрачным.

Задание. Используя приведенные вари­анты опытов, проверьте, как изменяют окраску лепестки нивяника обыкновенного, ромашек, лилий, нарциссов, жасмина садового (чубушника), яблони.КРАСНЫЙ, РОЗОВЫЙ, СИНИЙ. ФИОЛЕТОВЫЙ

Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, Поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли. Он умеет такое, что никто На земле не умеет Например. Он берет крупинку Мягкой черной земли, Затем он берет дождя дождинку, И воздуха голубой лоскуток, И лучик, солнышком пролитой. Все смршает потом (но где?! Где пробирок, и колб, И спиртовок рядьр!), И вот из одной и той же Черного цвета земли Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!

В. Солоухин

Как это ни удивительно, но эти цвета опре­деляет одна группа пигментов — антоцианы (от греч. «антос» — цветок, «цианос» — голу­бой), впервые выделенные из цветков ва­силька синего.

Антоцианы хорошо растворимы в воде. Со­держатся в клеточном соке (вакуолях), значи­тельно реже — в клеточных оболочках. Могут существовать в различных формах. При дей­ствии минеральных и органических кислот образуют соли красного, при действии щело­чей — синего цвета. На цвет антоцианов вли­яет не только кислотность клеточного сока, но и способность этих пигментов образовывать комплексные соединения с металлами. На­пример, для проявления синего цвета необхо­димо наличие в клетках комплексного соеди-

13

нения антоцианов с магнием, алюминием, оло­вом, а также белками и сахарами.

Поскольку в клетках содержится обычно несколько различных антоцианов, а химичес­кий состав растений изменяется с возрастом, то окраска даже кратковременно живущих венчиков может изменяться на протяжении дня. Так, у чины весенней они сначала красные, за­тем зеленовато-синие. Иногда меняется окраска только части венчика. Например, у конского каштана желтое пятнышко на лепестке сна­чала становится оранжевым, потом красным, причем нектар выделяется только в желтой стадии.

Ярко-красные розы, голубые васильки, фиолетовые анютины глазки содержат раст­воренные в клеточном соке антоцианы. Яб­локи, вишни, виноград, черника, голубика своим цветом обязаны антоцианам. Клеточный сок листьев и стеблей гречихи, краснокочанной капусты, листьев и корнеплодов столовой свеклы, молодая красная кора эвкалипта, крас­ные осенние листья также содержат антоцианы. Больше всего антоцианов накапливают расте­ния в местностях с суровыми климатическими условиями (Арктика, высокогорные луга), а также ранневесенняя флора. Антоцианы по­глощают свет в ультрафиолетовой и зеле­ной областях спектра. Поглощенная энер­гия частично превращается в тепло, повышая на 1—4°С температуру листьев, пестиков, ты­чинок. Это создает более благоприятные усло­вия как для фотосинтеза, так и для оплодотво­рения и прорастания пыльцы в условиях пони­женных температур. У высокогорных растений антоцианы, поглощая избыток солнечной ра-

14

диации, защищают хлорофилл и наследствен­ный аппарат клетки от повреждений. Несом­ненно, яркая окраска цветков и плодов играет большую роль в привлечении насекомых-опы­лителей и в распространении плодов. Инте­ресно, что «антоциановые» растения обла­дают повышенной стойкостью к загрязнению воздуха кислыми газами промышленных предприятий.

Поступая в организм человека с фруктами и овощами, антоцианы проявляют действие, сходное с действием витамина Р: они поддер­живают нормальное состояние кровяного давления и сосудов, предупреждая внутрен­ние кровоизлияния. Образуя комплексы с ра­диоактивными элементами, антоцианы спо­собствуют быстрому выведению их из орга­низма. Кроме того, эти пигменты способны улучшать зрение.

Если орган растения имеет голубой, синий, фиолетовый цвет, то нет никакого сомнения в том, что его окраска обусловлена антоцианами. А вот с красной окраской несколько сложнее. У некоторых, немногочисленных по сравнению с «антоциановой» группой видов растений оранжевая, красно-коричневая окраска цветков (тагетес прямостоячий, настурция большая), плодов (томаты, шипов­ник, ландыш майский) обусловлена не раст­воренными в клеточном соке антоцианами, а находящимися преимущественно в желтых и оранжевых пластидах (хромопластах) пиг­ментами группы каротиноидов (от лат. «карота» — морковь).

Наиболее распространен красный пигмент ликопин, близкий по строению к каротину

15

Каротиноиды не растворимы в воде, но хоро­шо извлекаются из пластид органическими растворителями. Их цвет, в отличие от антоцианов, не зависит от кислотности среды.

Используя свойство антоцианов изменять цвет в зависимости от реакции среды, можно поставить ряд интересных опытов.

topuch.ru

Опыты с растениями Серия опытов №1

Опыты с растениями

Серия опытов №1

«Растениям для жизни нужна вода».

Цель: Формирование у детей знаний о зависимости состояния растения от влажности почвы, о потребности в воде и направленности поливки на ее удовлетворение, без воды растения жить не сможет. При недостатке воды листья становятся мягкими, опускаются. Если растению хватает воды, листья у него упругие, не опущены. Чтобы растению хватало воды, растение нужно поливать. Учить детей определять степень удовлетворенности в воде по сухости почвы и особенностям состояния листьев растений. Вызвать у детей интерес к растениям как к живым организмам и желание заботится о них.

В процессе наблюдения за растениями создавалась проблемная ситуация. Для этого отбирались растения, быстро реагирующие на изменения влажности почвы (колеус, бальзамин).

Наблюдение проводили после двухдневного перерыва в поливе (из-за выходных дней).

«С водой и без воды».

Цель: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

«Что внутри».

Цель: Установить, почему стебель может проводить воду к листьям. Подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями.

«Выпрямившийся стебель».

Цель: Доказать, что стебель проводит воду к листьям.

«Запасливые стебли».

Цель: Выяснить, как стебли могут накапливать влагу и сохранять её долгое время.

«Испарение влаги с листьев растений».

Цель: Проверить, куда исчезает вода.

«Почему меньше».

Цель: Установить зависимость количества испаряемой воды от величины листьев.

«Бережливые растения»

Цель: Установить зависимость между структурой поверхности листьев и потребностью их в воде.

«Что чувствуешь».

Цель: Выявить, что происходит с растением при испарении воды с листьев.

«Почему цветы осенью вянут».

Цель: Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.

«Ознакомление с функцией корня растения, связанной с усвоением воды и некоторые способы ухода».

Цель: растение берет воду корнями, и без корней жить не может.

Чтобы растению хватало воды, его нужно поливать, рыхлить землю. Поливать тонкой струей, чтобы не размывать землю, иначе корни засохнут и не смогут впитывать воду, поливать столько, чтобы весь ком земли был мокрым. Рыхлить осторожно по краю горшка, чтобы не повредить корни. На основе знаний воспитывать ответственность при выполнении работы по уходу за растениями.

«Для чего корешки?»

Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения.

«Нужен ли корешкам воздух».

Цель: Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

«Как увидеть движение воды через корешки»

Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции.

«Растение – насос».

Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду и стебелёк проводит её; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями.

Серия опытов №2.

«Ознакомление с потребностью комнатных растений в свете».

Цель: дать знания детям о зависимости состояния растений от света и направленности возмещения растений на его удовлетворения, без света растение жить не может. При недостатке света листья бледнеют, стебли вытягиваются и наклоняются. Если растению хватает света, листья у него ярко-зеленые, стебли прямые. Чтобы растению хватало света, его нужно ставить на хорошо освещенные места. Учить детей определять степень удовлетворения в свете по особенностям состояния стеблей, направленно изменять условия, ориентируясь на состояние растений. Воспитывать осознанное активное бережное отношение к растениям.

«На свету и в темноте».

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

«В погоне за светом».

Цель: Установить, как растение ищет свет.

«Что нужно для питания растениям».

Цель: Установить, как растение ищет свет.

«За светом».

Цель: Установить зависимость видоизменения растения от количества света.

Серия опытов №3.

«Ознакомление с потребностями комнатных растений в почвенном питании».

Цель: формировать знания о зависимости состояния растений от качества почвы, от удовлетворения потребности растения в почвенном питании, направленности удобрения растений на удовлетворение этих потребностей.

В плохой земле растение растет плохо, листья у него становятся мелкими, стебли слабыми и тонкими. Чтобы растению хватало питания в земле, его нужно сажать в хорошую почву, удобрять. Учить детей по состоянию растения определить степень его потребности в почвенном питании.

«Кому лучше».

Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

«Кто быстрее».

Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

«Где лучше расти».

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

«Зеленые фигурки».

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Серия опытов №4.

Ознакомление с потребностью растений в дыхании.

«Может ли растение дышать?»

Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

«Есть ли у растений органы дыхания».

Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

«Во всех ли листьях есть питание».

Цель: Установить наличие в листьях питания для растений.

«Фабрика питания».

Цель: Определить, что растение может само себя обеспечить питанием.

«Что потом?»

Цель: Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

gigabaza.ru

Эксперименты и опыты для детей

Для того чтобы проводить химические и физические опыты и попытаться изучить законы природа, не обязательно ждать, когда наступит пора идти в школу. Провести занимательные эксперименты в виде игры можно и дома с детьми дошкольного возраста. Конечно, это будут простые опыты, не требующие специальных знаний и подготовки. Проводить их необходимо все же исключительно в присутствии взрослых во избежание непредвиденных ситуаций, опасных для жизни детей. Некоторые из перечисленных ниже и другие эксперименты вы сможете просмотреть на видео на нашем сайте.

Примеры

Итак, посмотрим, какие интересные научные эксперименты в виде игры можно сделать дома?

Прежде всего, определимся, с какими веществами увлекательно и безопасно проводить домашние опыты для детей дошкольного возраста.

  1. Во-первых, с водой. В ней можно растворять разные вещества и наблюдать проявление их свойств.
  2. Во-вторых, с воздухом.
  3. И, наконец, со всеми подручными средствами: мылом, содой, солью, резиной и т.д.

Вода (1 вариант)

Для начала проведем несложный эксперимент с водой. Чтобы сделать этот эксперимент, понадобятся:

  1. четверть стакана подкрашенной воды,
  2. четверть стакана подсолнечного масла
  3. и четверть стакана сиропа.

Далее предложим ребятам предположить, что произойдет, если все жидкости слить в один стакан.

В результате у детей в процессе игры формируется понятие о различной плотности  жидкостей.

В итоге экспериментов должна получиться следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осядет на дно, посередине окажется вода, а масло всплывет наверх.

Домашние эксперименты с водой наиболее легкие. Они состоят, как правило, в смешивании различных веществ с водой.  С детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно сделать еще один шокирующий эксперимент, который, тем не менее, ничем не отличается от обычной мальчишеской игры.

2 вариант

Наполните сосуд водой, добавьте четверть таблетки Алка-Зельцер, накройте крышкой и отойдите в сторону. Очень интересно наблюдать, как крышка отлетит в сторону под давлением углекислого газа. Подобные эксперименты вы можете просмотреть на фото.

Интересные научные эксперименты можно выполнить дома, используя различные химические вещества. Конечно, для детей дошкольного возраста для игры мы не будем брать опасные для жизни кислоты или щелочи. Занимательные опыты получаются, даже если использовать знакомые с рождения вещи: мыло, уксус, соль и т.д.

Надуваем шарики

Для следующих экспериментов понадобятся:

  1. пластиковая бутылка,
  2. уксус,
  3. пищевая сода,
  4. воздушный шарик,
  5. воронка.

Эксперимент начинаем с того, что наливаем в пластиковую бутылку одну и четверть чашки уксуса. Наполняем воздушный шарик тремя четвертями чашки соды и прикрепляем шарик к верху бутылки. Аккуратно позволяем соде опуститься в бутылку и следим за тем, как шарик надувается, однако летать он при этом не будет. Снимите на видео подобный эксперимент и покажите своим знакомым: они наверняка захотят его повторить.

Видео

Масло

Занимательные эксперименты можно проделывать со сливочным маслом. В результате подобных экспериментов любой ребенок почувствует себя настоящим волшебником. Возьмите пакет молочных сливок, перелейте их в сосуд с плотно закрывающейся крышкой. Крышку закройте и начинайте взбивать. Эксперимент длится довольно долго – около 20 минут. Сначала сливки превращаются в густой крем, а затем в домашнее масло. Ребенок действительно удивляется подобному превращению. Когда сливки загустеют, слейте остаток воды, процедив через марлю.

Вот что у Вас должно получится:

Видео по теме

Занимательные домашние опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры,  учат детей быть любознательными, внимательными к явлениям природы, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе. Веселые эксперименты для детей дошкольного возраста  помогают раскрыться талантам и способностям, готовят будущих ученых.

Растения

В ходе  экспериментов с растениями дети могут познакомиться с таким физическим явлением, как абсорбция. Это способность материала или живого существа впитывать составляющие другого вещества. Чтобы провести эксперимент, понадобятся несколько стеблей сельдерея и подкрашенная вода, например красного цвета. Воду наливаем в стакан и опускаем туда стебли сельдерея. Конечно, для данного опыта нужно время. Через несколько дней стебли начнут впитывать воду и сами станут красного цвета. Если на стеблях затем распустятся листья, они тоже будут красного цвета. Таким образом, довольно сложное теоретическое понятие абсорбции становится простым и наглядным благодаря увлекательным опытам.

Делаем желе

Веселые эксперименты для детей могут приносить не только пользу познания, но и вполне материальное удовлетворение. Например, результатом экспериментов может стать создание вкусного блюда, которое одновременно будет являться и учебным пособием. Такой эксперимент удобно проводить не только для детей дошкольного, но и школьного возраста. Предлагаем вам изучать вместе с детьми строение клеток растений и животных на … желе, которое потом можно съесть всей семьей. Для данных экспериментов понадобятся кухонные наборы для приготовления желе и наборы различных конфет небольшого размера:

  • желейки,
  • зефир,
  • карамель.

Открываем наборы для приготовления желе и делаем все согласно инструкции на пакетах. Желе заливаем в формы, желательно квадратные. Это и будет основа для наших клеток. Клетки растений можно сделать зеленого цвета, а клетки животных – оранжевого. Соответственно, в магазинах выбираем наборы желе этих цветов. Когда желе застынет, открываем наборы с конфетами и выкладываем из них составляющие клетки. Материал об этом нетрудно найти в интернете или школьном учебнике.  Из подобных сладких поделок можно сделать целое учебное пособие, засняв их на видео.

Как сделать молочное желе?

Молоко

Занимательные научные эксперименты для детей можно проводить дома  с использованием обычного молока, создавая настоящую цветовую симфонию. Для экспериментов такого рода понадобится:

  1. немного молока,
  2. пищевые красители разных цветов,
  3. кусочек мыла,
  4. ушные палочки
  5. и столовая тарелка.

Налейте в тарелку немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр тарелки. Красители можно купить в жидком виде или приобрести наборы в виде порошка, которые затем необходимо развести водой. Далее окуните ушную палочку в середину молока. Не смешивайте цвета! На другой конец ушной палочки капните жидкого мыла. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10-15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок!

Опыт работает очень просто. Молоко по своей консистенции напоминает воду, но содержит жиры, минералы, витамины и другие вещества. Секрет симфонии цветов заключается в капле мыла. Дело в том, что основное свойство мыла – ликвидировать жиры. Когда мыло помещается в молоко, молекулы мыла стараются атаковать молекулы жиров, в свою очередь, молекулы жиров стараются избежать «нападения». Именно этот процесс и отражает стремительное движение цветов.

Вот что у Вас должно получится:

Итак, эксперименты для детей в виде игры в домашних условиях – одно из важнейших условий развития эрудиции и дальнейшего интереса к учебе.   Даже если вы не сильны в физике или химии, на нашем сайте вы сможете найти множество видео и описание инструкций к выполнению. При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

Похожие статьи

Загрузка...

steshka.ru