Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Урок по кубановедению " Растения, которые нас окружают". Растения которые нас окружают


Растения, которые нас окружают. | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

«Растения, которые нас окружают» Работу выполнила ученица 6 «а» класса МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова Жидкова Диана Руководитель – учитель музыки, кубановедения , искусства, ОПК – Грось Ю.В. 2015-2016 учебный год

Слайд 2

Растительность Краснодарского края Смена растительности в крае идет с северо – запада на юго – восток. Степная растительность: ковыль, донник , зверобой , тысячелистник, пижма, шалфей, молочай, барвинок, мак – самосейка. Лесная растительность: дуб, ясень, бук, кизил, кавказская пихта, восточная ель, шиповник. Луговая растительность: лютик, лилия, колокольчик, щавель, горечавка, мытник, гвоздика…

Слайд 3

В Краснодарском крае произрастает более 3-х тысяч видов растений, несколько десятков видов водорослей и более 500 видов лишайников.

Слайд 4

Амброзия Амброзия – сорняк, вызывающий тяжёлую аллергию (сенную лихорадку). Завезён в Краснодарский край из Северной Америки. Может достигать высоты до 180 см . Размножается только семенами. Одно хорошо развитое растение даёт до 40 тысяч семян. Всхожестью обладают даже семена молочной зрелости. Цветение начинается в конце июля — начале августа и продолжается до октября. П одлежит уничтожению путём многоразового выкашивания или прополки молодых растений.

Слайд 5

Василёк Травянистое растение семейства астровых или сложноцветных Встречается почти всюду в Европе среди посевов, как сорное растение, встречается преимущественно в озимых хлебах, особенно во ржи. Листья василька используются как приправа при консервировании и в мясных продуктах, обладают ароматом мяты, гвоздики и лимона. Применяются при приготовлении паштетов, консервов, колбас, при засолках. Васильки являются медоносами, а также часто используются как декоративные растения. Василёк синий используется в медицине, его цветки обладают мочегонным действием, применяются при отёках, связанных с болезнями почек. Васильки используются в косметике.

Слайд 6

Горец птичий (спорыш) Сорное и, о дновременно, лекарственное растение (семейство Гречишных), кормовое (для птицы ). Молодые листья можно употреблять в пищу в салатах, супах, пюре из листьев. В Дагестане используют для начинки пирогов . Буйно разрастается, образуя сплошной ковёр (называемый в народе «трава-мурава»), подавляя другие растения. Из травы получают красители (из корней — синий ). Русское название « споры́ш » дано растению за способность быстро, споро восстанавли-вать повреждённые побеги. В восточно-славянской мифологии Спорыш — символ плодородия.

Слайд 7

Подснежники Группа первоцветов, занесённых в Красную книгу. Многолетние растения с коротким периодом вегетации. Размножаются вегетативно и семенами. Их сбор запрещен ! *** На поля дохнуло ветром вешним, Ивы распустились за прудом, У тропинки маленький подснежник Загорелся белым огоньком. Закачался, слабенький и гибкий, Удивлённо радуясь всему, И в ответ с приветливой улыбкой Солнце наклоняется к нему.

Слайд 8

Ландыш Теневыносливое растение (семейство спаржевые), произрастающее в лиственных и смешанных лесах Кавказа. Встречается на опушках и полянах. Время цветения — с мая по июнь . Размножается как семенами, так и вегетативно — корневищами. При развитии из семян зацветает в природе на седьмом году жизни. Ландыш майский — широко известное лекарственное растение. Из сырья производят кардиотонические препараты, а также ландыш используют при производстве желчегонных средств. Ландыши давно выращивают как декоративные растения. Растение ядовито!

Слайд 9

Пион кавказский Многолетнее травянистое растение семейства Пионовые высотой 0,7—1 м. Цветки крупные, одиночные, 8—10 см в диаметре, часто малинового, иногда розового цвета. Эндемик Кавказа. Произрастает на лугах и просеках в горных лесах, от предгорий до субальпийской зоны . Используется в медицине в качестве успокаивающего, кровоостанавли-вающего средства. Вид занесён в Красную книгу.

Слайд 10

Ясенец кавказский Высокое , травянистое многолетнее растение семейства рутовых до 90 см высоты . Имеет кистевидное соцветие с цветовой гаммой разных тонов. Розовато-белые и темно-фиолетовые встречаются чаще всего. Цветёт летом. Плоды растения в виде коробочки . В народе ясенец кавказский называют неопалимой купиной. И з-за того, что в нем очень много эфирных масел, если в жару к цветку поднести спичку, он вспыхнет, но при этом не пострадает. Растение в солнечный день может вызвать сильные ожоги кожи из-за большого количества эфирных масел. В пасмурный день ясенец безопасен. Распространено в декоративном садоводстве с глубокой древности.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвёшь цветок… Если ВСЕ: и Я и ТЫ - Если МЫ сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты… И не будет красоты. И не будет доброты. Если только Я и ТЫ- Если МЫ сорвём цветы…

nsportal.ru

Нас окружают полезные растения | Делимся советами

Знаете ли вы, что одуванчик — это отличный источник витаминов, а подорожником можно лечить не только раны, но и прыщи? Оказывается, многие знакомые нам с детства растения обладают удивительными полезными свойствами, о которых известно далеко не всем.

ТЫСЯЧЕЛИСТНИК Кроме этого, пожалуй, самое известное свойства тысячелистника — это его благоприятное воздействие на аппетит. Он входит в состав так называемого «аппетитного чая», куда, кроме него, добавляют еще полынь и одуванчик. С этой же целью можно употреблять и сок тысячелистника — не более 3 чайных ложек в день вместе с медом, чтобы погасить его горечь.

ЗВЕРОБОЙ Устрашающее название зверобой получил не зря. Дело в том, что его сок, при попадании на кожу под солнечными лучами способен вызвать довольно сильный ожог. Это нередко происходит с животными, пасущимися на лугах. Однако, как это часто бывает, то, что в одних обстоятельствах может вредно, в других оказывается весьма полезно.

В России встречается два вида зверобоя — обыкновенный («продырявленный») и четырехгранный. Найти проще всего именно первый — он и является наиболее популярным в народной медицине. Растет зверобой практически повсеместно, образуя иногда целые заросли вдоль дорог или на границах лесов.

С древних времен отвар зверобоя был известен как антисептик и противовоспалительное средство. В древности его применяли при обработке ран и лечении заболеваний полости рта. Отвар пили в случае желудочных или кишечных заболеваний. А масло зверобоя — известное средство против ожогов.

Кроме этого, с недавних пор выяснилось и еще одно интересное свойство растения — судя по всему, он является вполне эффективным антидепрессантом. По крайне мере, его клинические испытания показали, что он как минимум не менее эффективен, чем традиционные лекарства.

Но не спешите лечиться зверобоем самостоятельно — в некоторых ситуациях он может давать очень опасные побочные эффекты. А если переборщить с ним, то зверобой способен нанести серьёзный вред печени, желудку, кишечнику и иммунитету. Поэтому сперва надо обязательно проконсультироваться с врачом. БЕССМЕРТНИК Для медицинского применения годятся только нераспустившиеся цветки, как на фотографии. К счастью, большее время бессмертник проводит именно в таком состоянии. Собранный материал высушивают и готовят из него отвар. Он обладает антибактериальными свойствами, помогает при гастритах, запорах и колитах, способствует регуляции желчи. Так же может прекращать рвоту и тошноту, нормализуя пищеварение. ЧИСТОТЕЛ На самом деле, прием чистотела внутрь может быть крайне опасен для здоровья. Растение содержит целый комплекс ядовитых веществ, которые нельзя полностью удалить ни высушиванием, ни вывариванием. Тем не менее, в народной медицине известен рецепт водного настоя чистотела как желчегонного и бактерицидного средства при заболеваниях печени и желчного пузыря.

Главные же полезные свойства чистотела, как можно догадаться из названия, ограничиваются его наружным применением. Ранее им с успехом лечили некоторые кожаные заболевания, а также использовали для сведения бородавок и сухих мозолей. На основе сока чистотела и сегодня делают многие лекарственные препараты наружного применения. ОЧАНКА Очанка является одним из самых популярных растений народной медицины, используемых в наше время. Ее настой используется для лечения воспалительных процессов в глазах как минимум с XIV века. Из нее делают компрессы, а также принимают внутрь для профилактики здоровья глаз. Кроме этого, очанка может быть полезна для иммунитета, если принимать ее регулярно. РОМАШКА Его используют в качестве противовоспалительного и антисептического средства, для нормализации работы кишечника и как успокоительное. Также существует мнение, что ромашковый чай помогает при весенней аллергии, хотя автор этой статьи, будучи аллергиком, в ромашке разочаровался.

В целом, ромашка — это одно из самых безобидных целебных растений. Правда, таковым оно представляется не для всех культур. Например, в Центральной Африке местное население уничтожило практически всю завезенную сюда европейцами ромашку, так как посчитало, что цветок привлекает злых духов. ПОДОРОЖНИК Это одно из самых популярных в народе средств народной медицины. Кто из нас в детстве не прикладывал к ранам и ссадинам подорожник? Его заживляющие и кровоостанавливающие свойства известны с древних времен и тот факт, что знание об этом сохраняется даже в сегодняшней городской культуре, говорит о пользе этого растения лучше всего.

Есть, правда, в этом деле несколько нюансов. Чтобы подорожник действительно помог, а не навредил, его следует сорвать в чистом месте и предварительно промыть водой (чтобы ненароком не занести в рану инфекцию), после чего растолочь или, на крайний случай, разжевать — тогда растение пустит сок. Только в этом случае подорожник будет действительно эффективен.

Кроме этого, самого известного свойства, подорожник обладает и другими. Его отваром можно лечить конъюнктивит, а протертую массу используют для сведения угрей и прыщей. Для этого проблемные места кожи смазывают соком подорожника по несколько раз в день до достижения результата. ОДУВАНЧИК Да-да, самый обычный одуванчик, растущий в каждом дворе, также обладает целебными свойствами. В-первую очередь, он является целым складом различных полезных веществ, в том числе — витаминов. Многие этого не знают, но молодые листья одуванчика можно употреблять в пищу. Их добавляют в салаты, причем, для лучшего вкуса, предварительно подержав полчаса в подсоленной воде (хотя можно класть и сырыми). Так же листья можно добавлять в супы — существует рецепт борща с одуванчиком. ЛОПУХ Сырой корень растений, которым не больше года, является также ценным ингредиентом японской кухни, хотя используется и у других народов. Его можно как есть сырым, так и жарить или варить, добавляя в различные блюда — супы, котлеты, хлеб и много чего другого. ВАСИЛЕК Несмотря на то, что василек — один из традиционных символов русского пейзажа, в современных городах его становится, к сожалению, все меньше. Однако, стоит лишь выехать в ближайшее поле, и богатый урожай этих простых и красивых синеньких цветков вам обеспечен.

Василек как средство народной и традиционной медицины известен очень давно. Отвары и настои из его цветков используются для лечения глазных заболеваний, а также как противовоспалительное средство, особенно при болезнях печени и почек. Также василек входит в состав мочегонных сборов.

 

Авг 8, 2015Сергей

nasovet.info

Полезные растения, которые нас окружают

Полезные растения, которые нас окружают

При появлении первых признаков какого-либо заболевания мы сразу ищем свою домашнюю аптечку и начинаем искать в ворохе различных лекарств нужное снадобье. Витамины мы также предпочитаем доставать из баночек, а не получать их из природных источников.

А ведь природа и ее обитатели могут предложить нам все, что необходимо для того, чтобы наш организм был здоровым, они же помогут излечиться от различных недугов и насытят наш организм всеми необходимыми минералами и витаминами. На какие окружающие нас растения стоит обратить внимание, и чем они могут нам помочь?

Камыш – одно из самых распространенных и полезных растений, это настоящее богатство болот. Компрессами из его корней можно лечить укусы, порезы и ожоги, а гель, находящийся между листьев растения можно использовать в качестве местного анестетика.

Тысячелистник растет на лугах и полях по всей Евразии. Чай из его цветков поможет вылечить такие заболевания как язва желудка, диарея, грипп, простуда, головные боли. Листья, приложенные к кровоточащим ранам, ускорят свертывание крови.

Одним из лучших средств для лечения ангины и простуды считаются плоды шиповника, являющиеся отличным источником витаминов A,C и E. Они обладают антиоксидантными и противовоспалительными свойствами, помогают при лечении ревматоидных артритов.

Множеством полезных медицинских свойств может похвастаться крапива. Чаями и настоями из этого растения можно лечить диарею, желудочные боли и застои. Отвар из листьев крапивы можно использовать для очищения инфицированных ран.

Грецкий орех способен обеспечить нас не только здоровой легкой закуской. Жуя кору дерева можно уменьшить зубную боль, а из заваренных листьев получится чай, которым успешно лечится диарея и запор. Отвар из грецкого ореха не рекомендуется пить только беременным женщинам.

Далее - Фитобочка для похуденияПерейти в меню разделаИнтересная статья - Зеленый сок для профилактики гриппа

narmede.ru

Растения которые нас окружают | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: «Растения, которые нас окружают»Работу выполнила ученица 6 «а» класса МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова Жидкова ДианаРуководитель – учитель музыки, кубановедения, искусства, ОПК – Грось Ю.В.2015-2016 учебный год Растительность Краснодарского краяСмена растительности в крае идет с северо – запада на юго – восток. Степная растительность: ковыль, донник, зверобой, тысячелистник, пижма, шалфей, молочай, барвинок, мак – самосейка. Лесная растительность: дуб, ясень, бук, кизил, кавказская пихта, восточная ель, шиповник. Луговая растительность: лютик, лилия, колокольчик, щавель, горечавка, мытник, гвоздика… В Краснодарском крае произрастает более 3-х тысяч видов растений, несколько десятков видов водорослей и более 500 видов лишайников. АмброзияАмброзия – сорняк, вызывающий тяжёлую аллергию (сенную лихорадку). Завезён в Краснодарский край из Северной Америки.Может достигать высоты до 180 см. Размножается только семенами. Одно хорошо развитое растение даёт до 40 тысяч семян. Всхожестью обладают даже семена молочной зрелости.Цветение начинается в конце июля — начале августа и продолжается до октября.Подлежит уничтожению путём многоразового выкашивания или прополки молодых растений. Василёк Травянистое растение семейства астровых или сложноцветныхВстречается почти всюду в Европе среди посевов, как сорное растение, встречается преимущественно в озимых хлебах, особенно во ржи.Листья василька используются как приправа при консервировании и в мясных продуктах, обладают ароматом мяты, гвоздики и лимона. Применяются при приготовлении паштетов, консервов, колбас, при засолках.Васильки являются медоносами, а также часто используются как декоративные растения.Василёк синий используется в медицине, его цветки обладают мочегонным действием, применяются при отёках, связанных с болезнями почек.Васильки используются в косметике. Горец птичий (спорыш)Сорное и, одновременно,

educontest.net

SvetСanada: Растения, которые нас окружают.

Сейчас у нас что-то немного задождило. Но вот недели две назад, когда погода стояла солнечная и теплая, я сделала несколько фотографий растений, которые нас окружают. Опять же, гуляя по нашему району. Потом мы на несколько дней уехали с друзьями в горы, и я не успела выложить эти фото. С небольшим опозданием, но выкладываю. Это еще конец мая. Почти все деревья в цвету. В общем, красота:)Единственное недоразумение - я не знаю названия многих деревьев и кустарников. Но это мне нисколько не мешает наслаждаться их видом ;)  Поэтому извиняюсь за невежество. Думаю, знающие люди сразу определят деревья и цветы по картинкам. А такие, как я, "горе-биологи", просто будут смотреть на симпатичную растительность Калгари ;)

Как я думаю, основные лиственные деревья, которые растут тут повсеместно - это осины. Их здесь великое множество! Растут, как бурьян, в любых местах и в любую погоду :) Наверное,  их больше всего в Калгари. В нашем дворе тоже они имеются.

Моих любимых представителей хвойных пород тоже достаточно. Целые леса из елок-пихт-сосен, посадки этих деревьев во дворах.. Они очень украшают город в долгие зимние месяцы. А дворы горожан были бы просто безжизненными без них! Ведь почти с октября по май у нас в Калгари нет листьев на деревьях и кустарниках. Выручают зеленью только хвойные.

Разных туй и можжевельника тоже много. Почти в каждом дворе их сажают, потому что и зимой они глаз радуют, и летом. Если, конечно, не засыпет сильно снегом ;)

Очень мы любим березки! Их тут тоже достаточно :) Они хорошо растут в Калгари, так как почва подходящая, близко глина, которая задерживает для них воду.

Когда мы купили наш дом, то обрадовались, увидев в конце двора высокую березу. И Андрей очень огорчился, насчитав аж 8 тополей (у них просто жуткая корневая система, которая портит все вокруг). Тополя потихоньку он спиливает и выкорчевывает, они его по-прежнему раздражают ;) А вот на их место он, со временем, планирует посадить березки. Пока лишь мы посадили фруктовые деревья и кустарники. И аж 8 елок :)

Тополей в Калгари тоже великое множество. Думаю, они здесь родственники осин. И - слава Богу! - от них здесь нет пуха! От которого все страдают в Краснодаре.

Зато их быстро разрастающаяся корневая система мешает жить другим растениям :( Года три назад в Калгари был сильный ветер. И у кого-то из горожан упал старый тополь. Так его корни за собой потянули почти весь двор! Было жуткое фото в прессе: упавший тополь и стоячий огромный кусок земли((((  Брр!

Многие садят во дворах и перед домами цветущие черемуху, дикую яблоню..У нас во дворе тоже они есть. От черемухи в мае стоит просто обалденный запах! Но мы не едим ее ягоды, которые есть летом. Как-то не приучены. Я даже не знаю, что из них вкусное можно сделать..

Также и дикая яблоня..Ее плоды мелкие и кислые. Стоит у нас во дворе пока для декора ;) А некоторые люди - я знаю - варят из этих яблочек варенье.

Когда прохожу мимо цветущих деревьев, понимаю, что это что-то фруктовое. Но не знаю, что именно, к сожалению. Слышала, что хорошо растут в Калгари слива и вишня. У нас во дворе пока маленькая вишенка, которая не дает плоды.

Много у нас в городе разной сирени - и большие  прямо деревья, и низкорослые кустарники. У нас во дворе есть и то, и другое. Причем - спасибо старым хозяевам! - наша сирень разных сортов и цветет чуть ли не три месяца! С мая по июль :)

Многие хозяева садят на своих участках или на входе в дома такие вот колосковые сухостои. Честно говоря, не наш вариантик;) Хотя многим нравится. Оригинально:)

Почти у каждого третьего калгарийца  можно увидеть вот такие "плакучие" деревья. Это и хвойные, и лиственные. Лично у нас - акация. Смотрятся очень прикольно, считаю ;)

Лиственницы тоже встречаются довольно часто. У нас во дворе есть маленькая. Думаем, что занесло от нашей соседки .Спасибо ей!

Еще у нас повсеместно растет здесь шиповник. Прямо тоже, как бурьян. Причем, если он завелся во дворе, то бороться с ним придется долго и нудно - очень разрастается. Еще и колючий :(  А плоды очень мелкие. Хотя тоже можно варить  вкусные и полезные напитки.

Насчет цветов я вообще ничего не знаю, так как кроме роз, ромашек и петуний больше ничего не помню :) Просто посмотрите фото декоративных цветов на участках калгарийцев.

Пока гуляла, видела еще разные деревья и кустарники  - что-то с цветами, что-то с плодами. Знаю, что в  нашем лесу можно встретить облепиху. Друзья собирали ягодки :)

А вот и наши растения. Это вот "плакучая" акация и можжевельник перед домом.

Потом идут какие-то кусты. Одни из них - низкорослая сирень, которая только начинает расцветать. На заднем дворе тоже какие-то небольшие цветущие кустики.

Конечно же тополя, куда же без них. Большая черемуха. Две крупные  вечнозеленые туи. Сквозь ветки черемухи проглядывает куст ранней сирени. И вот еще одна сирень. В прошлом году мы ее хорошо подстригли, она до сих пор маленькая. А это - вишенка-малютка. Все никак не вырастет :(  А вторую вишню съел мерзкий заяц, как только мы ее посадили :( Красная смородина  на фоне неухоженного пригорка :( Не успели еще его оформить. Вернее, руки не доходят ;( И еще есть немного малины по-над забором. Яблонька, которую посадили 2 года назад. И в прошлом году наши 13 яблок на ней куда-то в одну ночь исчезли :( Наша любимая березка в конце двора :) Все хорошо в ней, только облетает осенью одна из первых. И многочисленные, радующие глаз и зимой, и летом,  елки-пихты-сосны.. Наша яблонька-ранетка. Для декора :)  И опять наш цветочек Дарсик на фоне моих домашних растений. Они-то у меня более ухоженные, чем во дворе :)

Очень люблю орхидеи. Они у меня цветут по многу раз. Всегда привлекают внимание.

Все следующие лианообразные растения были выращены из маленьких отросточков, а то и листиков. Часто местные хозяйки просто выставляют на улицу домашние растения в горшках. Чтоб их кто-нибудь забрал. Конечно, все они, обычно, в плачевном состоянии. Так я подобрала и реанимировала вот этот высокий папоротник (не знаю, как он точно называется, не нашла в интернете). А также две фиалочки, которые просто надо было пересадить, не заливать водой, как это делала предыдущая хозяйка, и дать им вторую жизнь.

Люблю домашние растения! Они поднимают мне настроение, когда я забочусь о них или просто смотрю. Даже, когда я была девочкой, у меня всегда в комнате жили зеленые друзья. Причем, это, действительно, были именно мои питомцы, не родительские.

Вот эту любовь я и несу по жизни ;)

svetcanada.blogspot.com

Урок по кубановедению " Растения, которые нас окружают"

План – конспект урока

Урок 4. « Растения которые нас окружают».

Дата : 26.09.2016

Цель: познакомить учащихся с растительным миром Кубани, его уникальными возможностями и необходимостью охраны.

Предметные результаты:

– формировать умение объяснять причину появления многообразия растений на Кубани;

–формировать умение приводить примеры приспособлений растений к среде обитания и объяснять их значение;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: флора, эндемики, реликтовые растения, травянистые растения, сорные растения, культурные растения.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Тип урока: комбинированный урок-практикум

Оборудование: цифровые образовательные ресурсы, таблицы, фотоиллюстративный материал, ИКТ, презентация « Растения Краснодарского края. Редкие и исчезающие виды», карточки с заданиями

I.

Проблемная ситуация и актуа-лизация знаний.

Сегодняшний урок посвящён организмам, с которыми мы встречаемся в природе ежедневно. Но многого о них не зная, мы зачастую истребляем, топчем их, наносим неповторимый вред. Иногда мы их ломаем, губим, не понимая того, что без них будет очень грустно. Что без них вообще невозможно жить. Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт сегодня у нас речь на уроке?

– Какой вопрос (тему) будем обсуждать на уроке? Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске. Определение темы и цели урока.

3. – Расскажите мне, что вы уже знаете о растениях, и что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения.

Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы по карточкам под заголовком «Вспоминаем то, что знаем».

– Где можно встретить сорные растения? (Жизненный опыт.)

– А какие растения произрастают около вашего дома? (Жизненный опыт.)

– Как называют растения, которые возделывает человек? (Жизненный опыт.)

– Какие растения можно назвать лекарственными ? (Жизненный опыт.)

А теперь давайте проверим домашнее задание. (Мини-сочинение «Особенности природы нашей местности»).

Ответы учащихся

Индивидуальная работа с карточками.

Просмотр презентации (слайд 1,2)

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

II.

Совместное открытие знаний.

1. Работа в парах с учебником .

– Дать определение терминам: флора, эндемики, реликтовые растения, травянистые растения, сорные растения, культурные растения

2. – Какие условия жизнедеятельности складываются у подорожника?

3. – Какие карантинные растения обитают на Кубани?

Ищут в тексте учебника определения терминов, основываясь на знании терминов, отвечают на вопросы (письменно)

Слайды 3,4.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать само-стоятельно выработан-ные критерии оценки.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

III. Самосто-ятельное приме-нение знаний.

Физкультминутка.

(Работа в группах)

1.В течение 3-х минут каждой команде из предложенного списка выбрать как можно больше растений, проклассифицировать их по группам

и занести в таблицу

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. 

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.) Ветер веет над полями Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) Там немного отдохнём. (Дети садятся.) Ветер тихо клен качает Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет: Раз — наклон и два — наклон, Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.) 

2.Решение экологических задач:

Задача 1 . Во время экскурсии школьники шли по лесной тропинке вдоль реки. Обратили внимание на обилие плодоносящих рябин. Переправившись на другой берег, пошли в обратном направлении. Ученик заметил, что на этом берегу растут совсем иные древесные породы и вовсе нет красивых плодоносящих рябин. И вдруг, на опушке леса, выходящей к реке, обнаружили маленькие рябинки, растущие группами. Как они могли появиться здесь?

Задача 2

В одном хозяйстве всю луговую траву скосили до цветения, а в другом – после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ для вскармливания животных и почему?

Задача 3

Весной часто можно видеть костры, в которых на ряду с накопившемся зиму мусором сжигают прошлогодние побуревшие листья растений, отмершие сухие остатки прощлогодней травы. Считается, что при этом быстрее и лучше будет расти новая, зелёная трава. Что на этот счёт думают экологи? Согласны ли вы с такими действиями? Ответ обоснуйте.

Викторина «Лесная аптека»

- Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль?

-Каким настоем лечат простуду, кашель.

- Плоды каких кустарников богаты витамином С

-Какое растение, по народным поверьям, любят кошки? При каких заболеваниях она помогает?

- Расскажите известные вам народные способы лечения лекарственными растениями.

Обсуждение экологической проблемы, связанной с уменьшением видового состава растительного мира.

Предположите, что необходимо делать, чтобы уменьшить нагрузку на растительный мир Кубани?

Выполняют задания в тетради, затем один ученик озвучивает свой вариант ответа, осуществляет самоконтроль по эталону

Предлагают свои варианты ответа на вопросы (устно), проверяют правильность ответов

Слайды 5,6,7.

Слайд 8.

Слайды 9,10,11.

Слайд 12., 13, 14,15

Ответы детей

ТОУУ

. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).

Подведение итогов и выставление оценок.

§ 3. Отвечать на поставленные вопросы Подобрать пословицы, поговорки, загадки о растениях ( на выбор).

Подготовить сообщения: «Реликтовые растения», «Сорные растения и «Эндемики» ( на выбор).

Слайд 16,17

infourok.ru

Конспект урока на тему: Растения, которые нас окружают

Тема: «Растения, которые нас окружают»

Дата: 25.09.17 Класс 6 Г

Цель: создавая условия для становления личностных компетенций учащихся, способствовать формированию знаний о растительном мире Кубани.

Задачи:

  1. Образовательные: обеспечить формирование знаний о растительном мире Кубани и своей местности.

  2. Развивающие: создать условия для развития самостоятельной, творческой и поисковой деятельности, умению анализировать, обобщать, делать выводы.

  3. Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к природе родного края.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы - групповая. Оборудование: мультимедийная презентация, фотографии природы Краснодарского края, листы (желтые, зеленые).План урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя, создание проблемной ситуации.3. Опрос домашнего задания по вопросам п.2, учебник с.184. Биологический турнир.5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учеников

  1. Вступительное слово учителя, создание проблемной ситуации.

Сегодня наш урок посвящен организмам, с которыми мы встречаемся в природе каждый день. Но многого о них не зная, мы зачастую истребляем, топчем их, наносим непоправимый вред. Иногда мы их ломаем, губим, не понимая того, что без них будет очень грустно.

Природа Кубани интересна и прекрасна! Выйдите в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно - и вы увидите настоящее чудо. (Слайд 1).

Что за чудо нас окружает, сегодня на уроке мы узнаем о нем.

Определение названия темы урока через отгадывание загадок (учащиеся по первым буквам отгадок собирают слово, являющейся темой урока).

(Слайд 2). Приложение 1.

Загадки

  1. Шел я лугом по тропинке,Видел солнце на травинке.Но совсем не горячи солнца белые лучи. (Ромашка)

  2. К нам приехали с бахчи полосатые мячи. (Арбузы)

  3. Хоть колюча, но не елка, подлинней ее иголки, а кора тонка, красна! Та красавица - …(Сосна)

  4. Вот печальная картина: затянула пруд весь … (Тина).

  5. Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим: стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель).

  6. Голубой цветок, голубой бережок, голубеет в дали – какие цветы зацвели? (Незабудки).

  7. Очень часто под водою, словно согнута бедою, вся печальна, молчалива, узколиста плачет …(Ива).

  8. Этот злак похож на пшеницу и на рожь, но в колоске один цветок – так будь внимательней, знаток. (Ячмень).

Соединяем первые буквы ответов и получим слово: РАСТЕНИЯ.

Растительный мир Краснодарского края очень богат и разнообразен. На Кубани более трех тысяч видов растений: одни растения помогают спрятаться от летней жары это деревья, другие радуют нас, поднимают настроение яркими красками и приятным запахом. Плодовые деревья готовы угостить сочными душистыми фруктами. Некоторые из деревьев сохранились еще с древних времен это такие как липа, тис, каштан, дуб, самшит, папоротник. Эти растения называют реликтовыми. Реликты – виды растений – памятники – наследники древней флоры. (Слайд 3)

Существует и другая категория растений – это эндемики. Эндемики – виды растений, свойственные относительно небольшой территории, например, подснежник кавказский, пион кавказский, колокольчик Комарова, горицвет пламенный, цикломен кавказский, произрастают только на территории Краснодарского края. (Слайд 4)

Ни в одном районе нашей страны нет такого разнообразия растительного покрова как на Кубани.

А как вы думаете, почему наш край богат разнообразными видами растений? (Ответы учеников)

У нас разный рельеф, а отсюда и разные природные условия. А в разных условиях растут разные растения. Каждые 100 метров меняется t на 1о, давление, а как следствие меняются и климатические условия, и природные зоны. С высотой климат становится холоднее, а до некоторого уровня и влажнее.

Сегодня мы познакомимся с растениями, которые нас окружают.

  1. Опрос домашнего задания по вопросам п.2, учебник с.18

  2. Биологический турнир.

1 тур «Определи вид растения»

Каждой команде из предложенного списка выбрать как можно больше растений, проклассифицировать их по группам. (Слайд 5).(Приложение №3)

Список растений: подсолнечник, яблоня, мята, белена, подснежник, амброзия, каштан, крапива, колокольчик, бодяк, дурман, баклажан, мать-и-мачеха, горец птичий (спорыш), акация, болиголов, лук репчатый, береза, пион, капуста краснокочанная, подорожник, василек, цикламен кавказский, осина, зверобой.

2 тур «Лесная аптека»

Блиц-опрос. Команды отвечают на вопросы. (Слайд 5-8)(Приложение №4)

Блиц-опрос

  1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Какое растение может помочь? (Подорожник)

  2. Каким растением лечат кашель? (Мать-и-мачеха)

  3. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник)

  4. Какое растение любят кошки? При каких заболеваниях оно помогает? (Валерьяна. При расстройствах нервной системы)

  5. Это растение применяется как кровоостанавливающее средство. Хоть и жжется, но красива, всем известная… (Крапива)

  6. Отвар из коней этого растения применяют для лучшего аппетита и хорошего пищеварения. Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок, на него подуй слегка: был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)

3 тур «Заморочки из бочки»

Необходимо определить растение по описанию. (Приложение №5)

«Заморочки из бочки»

  1. Это кустарник или небольшое деревце, растущее по долинам рек в лесной и степной зонах. Один из важнейших православных праздников сопровождается с церковным обрядом с ветками этого растения. Освященные в церкви пучки веток, по поверью, обретают очистительную силу. С их помощью приводили в порядок жилища, выметая мусор, накопившийся за зиму. Мусор сжигали, а затем парились в бане, стегая себя этими ветками. (Верба)

  2. Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, которую люди надеялись перенести на поля. Поэтому оно стало символом праздника Колосяницы, после принятия на Руси христианства – Троицы. Дерево это украшали лентами, вокруг водили хороводы, плели из его ветвей венки. (Береза).

  3. Часто это дерево называют проклятым, по преданию, на нем удавился Иуда. Построенные из него строения рушатся, придавливая хозяев. Но эта слава им не заслужена. Из древесины этого дерева в старину клали срубы колодцев, в наше время делаю спички и фанеру. Листья, кора и сок используются в народной медицине. (Осина).

  4. Красива во время цветения, отличается красноватой листвой и ярко-красными гроздьями сочных плодов осенью. Плоды горькие, но полезные. (Калина)

  5. Это растение является сорным, часто растет на щебне железнодорожного полотна. Когда-то это растение было завезено к нам из Северной Америки. (Мелколепестник канадский).

  6. На территории нашего края произрастает дерево, которое живет до 4000 лет, не гниет в воде и вырастает до 25 метров в высоту. Из него можно делать части подводных сооружений, мебель, из его коры варят клей. (Тисс)

  1. Подведение итогов урока.

Выставление отметок. Награждение самых активных ребят.

  1. Рефлексия.

- Мне было интересно на уроке (листок: зеленый)

- Я скучал (листок: желтый)

- Я узнал…(ответы детей)

  1. Домашнее задание.

Прочитать §3, стр. 19-21 – для слабых учащихся;

Для сильных и средних учащихся - выполнение мини-проекта на тему: «Растительный мир ст. Полтавской»

Учащиеся разбиваются на команды (каждая команда представляет одну из групп растений: лекарственные, ядовитые, исчезающие, сорные, культурные, древесные) и получают задания-исследования.

Этапы выполнения работы.

1. Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом растении, спросить у других людей, использовать Интернет, пронаблюдать.

2. Сделать рисунок или фотографию, поделку.

3. Провести обследование своего двора, огорода, придорожного участка и составить перечень обнаруженных растений (использовать определитель, собственные знания, помощь родителей).

4. « Экологическая листовка». Написать письмо от имени лекарственного растения людям с просьбой о помощи и советами.

На следующем уроке ребята защищают свои работы.

Использованные источники информации

  1. Биология. Растительный и животный мир Кубани. 6 класс / Краснодар: Вика-Принт, 2006 / Составители Казарян К.П., Бурлаченко Т.Л.

  2. Борисов В. И. “Занимательное краеведение”, Краснодарское Кубанское книжное издательство, 2005г

  3. Поурочное планирование к учебнику кубановедения: 6 кл. / Н.Ю. Голикова, О.Ю. Морозова, А.А. Прядущенко. – Краснодар: Традиция, 2011

  4. Лотышев И.П. Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края. Краснодар: Перспективы образования, 2009

  5. http://sornuk.siteedit.ru/page19

  6. http://www.dprgek.ru/redbook/index.htm

infourok.ru