Лекарственные растения и травы

Меню сайта

ТЕСТ по теме “Растения леса”. Растения характерные для леса


ТЕСТ по теме “Растения леса”

I вариант

1. Опознай растения по описанию, запиши названия.

Светолюбивое дерево с мелкими листьями, стволом необычного цвета, с чёрными чёрточками и полосками.

___________________________________________________________

Крона пирамидальная, ветви до самой земли, иголки колючие, короткие, шишки крупные, цилиндрические.

_____________________________________________________________

Ствол зеленоватый, гладкий, листья округлые с выемками, сверху тёмно-зелёные, снизу серовато-зелёные, на длинных сплюснутых с боков черешках, дрожат даже при слабом ветре.

______________________________________________________________

Для справок: ель, осина, берёза.

2. Продолжи перечисленное.

Во втором ярусе в смешанных лесах произрастают кустарники: лещина,____________________________________________________

_____________________________________________________________

3. Раздели растения на две группы.

Черника, перелеска благородная, земляника, папоротник орляк, ветреница дубравная, майник двулистный, брусника, зверобой.

Растения смешанного леса:____________________________________

______________________________________________________________

Растения соснового леса:______________________________________

______________________________________________________________

5. Ответь на вопросы.

Как растения приспособлены к совместному произрастанию?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Почему сосна, берёза, дуб растут в первом ярусе?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

I вариант

1.Подчеркни, какие из перечисленных признаков характерны

•для дуба:

могучий; долго живущий; мощный ствол; жёлудь; лист кожистый, мягкий, продолговатый с выемками; округлый с зубчиками; крепкая древесина; мощные корни; корни поверхностные;

•для сосны:

высокая; ветки высоко над землёй; ветки касаются земли; светолюбивая; теневыносливая; корни глубокие; иголки короткие; иголки длинные; шишки треугольной формы, цилиндрические.

2.Продолжи перечисленное.

Первый ярус в смешанных лесах образуют такие деревья, как

дуб,__________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Во втором ярусе произрастают кустарники:

лещина,_______________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

3. Раздели растения на две группы.

Черника, брусника, прострел луговой (сон-трава), земляника, ветреница лесная, ландыш майский, иван-чай.

Растения смешанного леса:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Растения соснового леса:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

4. Опознай и подпиши растения.

______________________________________________________________

5. Ответь на вопросы.

Как растения приспособлены к совместному произрастанию?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Почему сосна, берёза, дуб растут в первом ярусе?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

I вариант

1.Подчеркни, какие из перечисленных признаков характерны

•для дуба:

могучий; долго живущий; мощный ствол; жёлудь; лист кожистый, мягкий, продолговатый с выемками; округлый с зубчиками; крепкая древесина; мощные корни; корни поверхностные;

•для сосны:

высокая; ветки высоко над землёй; ветки касаются земли; светолюбивая; теневыносливая; корни глубокие; иголки короткие; иголки длинные; шишки треугольной формы, цилиндрические.

2.Продолжи перечисленное.

Первый ярус в смешанных лесах образуют такие деревья, как

дуб,__________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Во втором ярусе произрастают кустарники:

лещина,_______________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

3. Раздели растения на две группы.

Черника, брусника, прострел луговой (сон-трава), земляника, ветреница лесная, ландыш майский, иван-чай.

Растения смешанного леса:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Растения соснового леса:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

4. Опознай и подпиши растения.

5. Вставь пропущенные слова, закончи предложения.

Ярусы в лесу — это__________________________________________растений к____________________________________________________произрастанию.

В верхнем ярусе растут деревья, которым нужно ________________________.

Растениям второго и нижнего яруса нужно_______________________________

___________________________________________________________________

uma.by

условия жизни. Растения и животные леса. Влияние человека



Стр.64

Наблюдения

• Во время экскурсии определи условия жизни в лесу (освещённость, температуру, влажность воздуха и почвы).

Освещенность в лесу недостаточная, поэтому растения расположены ярусами. Самые светолюбивые образуют верхний ярус. Чем ниже ярус, тем меньше света попадает растениям. Влажность в лесу хорошая, особенно в лиственном, так как листья испаряют много воды. Почвы в лесу богаты перегноем. Температурный режим без колебаний.

• Понаблюдай за растениями. Определи: как выглядят их надземные органы, как опыляются цветки, как распространяются плоды или семена, как растение относится к свету и влаге.

Ели растут на влажных глинистых почвах. Ели – теневыносливые растения. Это деревья, имеющие высокие стволы, их листья – короткие иголки. На елях образуются шишки, внутри которых находятся семена. Каждое семя снабжено крылышком, чтобы отлетать подальше от взрослого растения. В еловом лесу мало света, влажно и прохладно. Немногие растения приспособились к жизни в таких условиях. Кустарников здесь почти нет. Под елями растут теневыносливые травянистые растения: кислица, майник, седмичник, вороний глаз. У них белые или розовые цветки. И это не случайно. Благодаря светлой окраске они хорошо заметны в тени насекомым опылителям. На одиноком стебле вороньего глаза друг против друга расположены четыре листа. Между ними возвышается одна чёрная ягода, напоминающая глаз большой птицы. Для человека и многих животных плод этого растения опасен. В нём содержатся ядовитые вещества.

• Понаблюдай за животными. Определи: особенности и значение наружных органов животных, способы передвижения, чем они питаются, как добывают пищу, как защищаются от врагов.

В лесу обитает жук-короед. Его жесткий хитиновый покров защищает от врагов. Взрослый жук и его личинка оставляют в стволах деревьев отверстия-ходы, которые образуют сложный рисунок. Питаясь древесиной, короеды наносят лесу большой ущерб. Дятел добывает из повреждённых стволов деревьев жуков-короедов и их личинок. Насекомыми он питается весной и летом, а осенью и зимой поедает семена хвойных растений.

• Определи, какое влияние на лес оказывает человек.

Лес — источник строительных материалов, древесины для изготовления мебели, бумаги, тканей, лака и красок. Он даёт человеку грибы, ягоды, лекарственные растения. Человек оказывает сильное влияние на жизнь леса. От вырубки деревьев гибнут растущие под ними теневыносливые растения, погибают обитающие здесь животные. Самый опасный враг леса — пожар. От огня гибнут растения и животные, выгорает почва. Долгие годы пройдут, прежде чем на месте пожарища вырастет новый лес. Главная причина лесных пожаров — неосторожное обращение с огнём. Работники лесного хозяйства охраняют лес, лечат или срубают заболевшие деревья. На месте срубленных деревьев сажают новые.

Стр.67

1. Сравни условия жизни в сосновом, еловом и лиственном лесах.

В сосновых лесах светло и сухо, так как кроны сосен пропускают много света. Сосны растут на песчаных, бедных почвах, поэтому в таких лесах мало влаги и перегноя. В еловом лесу мало света, влажно и прохладно. В лиственном лесу почва содержит много минеральных солей. Здесь светлее, чем в еловом лесу. Листья испаряют много воды, поэтому воздух влажный и прохладный. Лиственный лес отличается большим разнообразием растений.

2. Какие растения там растут?

В сосновом лесу из-за недостатка воды и перегноя кустарники и травянистые растения почти не растут. На почве встречаются засухоустойчивые растения: очиток, кошачьи лапки, вереск и самые неприхотливые организмы — лишайники. В еловом лесу кустарников почти нет. Под елями растут теневыносливые травянистые растения: кислица, майник, седмичник, вороний глаз. Лиственный лес отличается большим разнообразием растений. Здесь растут светолюбивые деревья: дуб, берёза, ясень, липа, осина, рябина, клён, черемуха. Под их кронами много кустарников: лещина, бересклет, крушина, жимолость, калина. Из травянистых растений чаще всего в лиственном лесу встречается сныть. Рано весной зацветают медуница, ветреница, хохлатка, гусиный лук.

3. Приведи примеры влияния деревьев на другие растения леса.

Например, ель – растение, которое забирает весь свет для себя. В еловом лесу нет кустарников, а среди трав только теневыносливые растения. В лиственном лесу, где растут береза, дуб, осина, рябина, есть группа раннецветущих растений. Эти растения зацветают ранней весной, до того, как на деревьях появятся листья. Иначе деревья будут затенять эти растения.

4. Какие растения растут в лесу в твоей местности? Как можно назвать этот лес?

В нашем лесу растут березы, осины, реже встречаются сосны. Это все деревья. Кустарники леса – шиповник, вишня. Травы – костяника, земляника, папоротник. Это пример смешанного леса.

Стр.68

1. Чем условия жизни в лесу отличаются от условий жизни на лугу?

Луговые растения хорошо освещаются солнцем, получают много света и тепла. Но в то же время со всех сторон их обдувают сильные ветры. В лесу меньше света, чем на лугу. Воздух в лесу прохладный и влажный. Почва покрыта опавшими листьями, которые образуют лесную подстилку. Под действием бактерий лесная подстилка постепенно перегнивает, и почва пополняется перегноем.

2. Как растения леса приспособлены к совместной жизни?

Одно из приспособлений растений леса к совместной жизни заключается в расположении их этажами — ярусами. Самый верхний ярус образуют деревья. Под их шатром расположен ярус кустарников. Следующий ярус составляют травянистые растения, а в самом нижнем ярусе растут мхи и грибы. Количество света в лесу уменьшается от яруса к ярусу. Поэтому светолюбивые растения занимают верхние ярусы, а теневыносливые — нижние. Корни лесных растений располагаются подземными ярусами. Благодаря этому одни растения могут добывать воду и минеральные вещества из глубинных слоёв почвы, а другие из поверхностных.

Стр.71

1. Почему в лесу может обитать много разных животных?

Лес – многоярусное сообщество. В каждом ярусе приспособлены жить определенные виды животных, где они находят корм, строят жилища и выращивают потомство. Лес пронизан обитателями сверху до низу.

2. Как животные леса приспособлены к условиям жизни? Приведи примеры.

На хорошо освещённых сухих участках леса греются на солнце ящерицы и змеи: медянка и гадюка. Во влажных местах леса можно увидеть бурых лягушек. Жуки-короеды и его личинки оставляют в стволах деревьев отверстия – ходы, которые образуют сложный рисунок. Питаясь древесиной, короеды наносят лесу большой ущерб. Дятел своим долотовидным клювом долбит древесину, добывая из-под коры короедов и их личинок. Кукушки подкладывают свои яйца в гнезда других птиц. Очень хорошо лазают по отвесной поверхности деревьев поползни. Длинный острый клюв помогает этим птицам доставать насекомых из глубоких трещин в коре дерева.

3. С помощью рисунка расскажи, как животные леса связаны с растениями и друг с другом.

Животные питаются растениями. Поедая их плоды и семена, животные способствуют распространению растений. Многие птицы являются санитарами леса, поедая опасных вредителей деревьев.

4. Вспомни, какое значение для растений и животных леса имеют грибы.

Грибы являются пищей многих животных. Их грибница оплетает корни деревьев и отдает им минеральные соли, получая взамен органические вещества. Это пример взаимовыгодных отношений.

5. Какие животные обитают в лесу в вашей местности?

Кабаны, дятлы, поползни, тетерева, белки, лоси, медведи.

6. Составь характерные для леса цепи питания:

а) из трёх звеньев

желудь > мышь >лиса

б) из четырёх звеньев

древесина > жук-короед > дятел > ястреб

resheba.me

25 Типичные растения лесов сосновой формации

Растительный и животный мир резервата исключительно богат и разнообразен. Это связано с высокой степенью сохранности и разнообразием природных экосистем. Наиболее широко здесь представлена лесная растительность. Преобладают сосновые леса (все их типы распространненные в Беларуси представлены в резервате). Небольшими фрагментами или массивами представлены почти все формации лесов Беларуси, за исключением сероольховых. Главными лесообразующими породами являются: сосна, ольха серая, береза, дуб. Однако также в древостое представлены грабовые, еловые, кленовые, липовые, ясеневые и осиновые леса. Интересны и своеобразны лесные сообщества представленные в окрестностях рыбхоза. Здесь сухие континентальные песчаные дюны, поросшие сосновыми борами, переходные и верховые болота, чередуются с небольшими открытыми и закустаренными низинными болотами и черно-ольшаниками. Субатлантические и среднеевропейские дубовые и дубово-грабовые леса с лесными сообществами западной тайги, представленные еловыми лесами находящимися здесь в островных местонахождениях за границами ареала и являющиеся наиболее крупными из островных ельников в Беларуси

26 Формации грабовых, кленовых, ясеневых лесов

Второе место по площади (0,9%) среди широколиственных пород занимают грабовые древостои, предпочитающие богатые супесчаные почвы, подстилаемые суглинком. Это насаждения различного возраста (10-180 лет) и средним возрастом около 85 лет. Грабовые леса являются производными насаждениями и образовывались, как правило, на месте выпадения широколиственных и хвойно-широколиственных лесов. Чистые грабняки довольно редки. В их составе обычно участвуют дуб, ель и другие древесные породы.

Коренные ясеневые насаждения растут примерно на 0,7% лесопокрытой площади. Они приурочены к старым поймам рек с повышенным проточным увлажнением и произрастают на богатых влажных супесчаных почвах, образуя, зачастую, смешанные с другими породами древостои. Средний возраст ясеневых лесов – 140 , а максимальный – 180 лет. В последние годы отмечаются неблагоприятные процессы массового усыхания ясеня в результате того, что его ослабленные деревья поражаются корневыми и сердцевинными гнилями из-за развития паразитических грибов.

Кленовники в пуще являются производными от дубрав и занимают всего 107 га на довольно богатых, оптимально увлажненных почвах. Поскольку они возникли на месте высоковозрастных дубрав, то, как правило, содержат значительное количество высоковозрастных деревьев-великанов. Средний же возраст кленовых древостоев – около 145 лет. Под их пологом возобновляются только граб и ясень. Кленовая формация, наряду с липовой, относится к редким типам лесной растительности. Здесь зачастую произрастает комплекс редких травянистых растений, характерных для естественных широколиственных лесов пущи, обитают многие раритеты европейской флоры

27 Понятие о лесе как о системе на уровне биогеоценоза.

Биогеоценоз широколиственного леса. Среди наземных биогеоценозов одним из наиболее сложных является широколиственный лес, например дубрава. Дубрава – совершенная и устойчивая экологическая система, способная при неизменных внешних условиях существовать веками. Биогеоценоз дубравы составляют более сотни видов растений и несколько тысяч видов животных.

Растения дубравы. Основную биологическую продукцию создают высшие растения. В лесу это преимущественно многолетние древесные породы.

Характерная черта лиственного леса заключается в видовом разнообразии растительности. Между растениями происходит усиленная конкуренция за основные жизненные условия: пространство, свет, воду с растворенными в ней минеральными веществами. В результате длительного естественного отбора у растений выработались приспособления, позволяющие разным видам существовать совместно. Это ярко проявляется в характерной для дубравы ярусности.

Верхний ярус образуют наиболее светолюбивые древесные породы. Ниже располагаются сопутствующие им менее светолюбивые деревья. Еще ниже расположен ярус подлеска, образованный различными кустарниками. Наконец, на почве произрастает ярус травянистых растений. Чем ниже ярус, тем более теневыносливы образующие его растения.

Дубрава характеризуется высокой биологической продуктивностью. Вследствие ее сложной многоярусности общая площадь листьев растений, произрастающих на каждом гектаре, достигает 4-6 га. Такой мощный фотосинтезирующий аппарат улавливает и трансформирует в потенциальную энергию органическую вещества около 1 % годового притока солнечной радиации.

Цепи питания в дубравах. Богатство и разнообразие растений, производящих громадное количество органического вещества, которое может быть использовано в качестве пищи, становятся причиной развития в дубравах многочисленных потребителей из мира животных, от простейших до высших позвоночных – птиц и млекопитающих.

Среди млекопитающих пищевую цепь, например, составляют растительноядные мышевидные грызуны и зайцы, а также копытные, за счет которых существуют хищники. Все виды позвоночных служат средой обитания и источником питания для различных наружных паразитов, преимущественно насекомых и клещей, а также внутренних паразитов: плоских и круглых червей, простейших, бактерий.

Пищевые цепи в лесу переплетены в очень сложную пищевую сеть, поэтому выпадение какого-нибудь одного вида животных обычно не нарушает существенно всю систему. Значение разных групп животных в биоценозе неодинаково

studfiles.net