Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Неживая природа: определение, признаки и классификация. Растения это неживая природа


какие объекты к ней относятся, их признаки, особенности и классификация

Отличать неживую и живую природу детей учат в начальной школе, но наиболее подробно эту тему рассматривают именно в 3-м классе. Зная главные нюансы, дети научатся правильно воспринимать окружающую среду и бережно относиться к объектам планеты.

Чтобы дети научились легко относить любые предметы к нужной сфере, следует объяснить им различия между разными предметами. Чаще всего проблема в определении сущности возникает при рассмотрении неживых объектов, которые часто путают с искусственными предметами, созданными человеком.

Понятия живой и неживой природы

Под природой понимается окружающая человека среда, которая зародилась и развивается без участия людей. В ней происходит взаимное сосуществование живых и неживых объектов. Живые создания способны дышать, расти, питаться и размножаться, тогда как неживые предметы не обладают такими признаками и практически не меняются.

Это интересно: немембранные органоиды клетки, их особенности.

Природные компоненты — это предметы, которые создаются природой, а не человеком. К живой природе относятся люди, звери, птицы, насекомые, растения, микробы и все, что растет, двигается, питается, развивается, дышит и живет. А к неживой природе относят все остальное.

Если уехать за город и оказаться там, где нет строений и изобретений человека, каждый может заметить, что его окружает множество объектов неживой природы. В стороне можно увидеть струящийся ручей, а вдали — вершины высоких гор. Взглянув вверх, можно лицезреть плывущие по небу облака и ласково пригревающее солнышко.

Эта природа выступает первичной, поскольку именно в ней произошло зарождение жизни на Земле. Все живое использует дары неживой среды и существует за ее счет, а после смерти становится ее частью. Срубленные стволы деревьев, опавшая листва, умершее животное — все это объекты неживой природы.

В рассмотрении темы часто возникают вопросы, к чему относятся такие предметы, как, например, кирпичи, стекло, автомобили, телефоны, дома. Все, что создано, руками человека, является искусственными объектами.

Признаки и особенности объектов

При сравнении неживых организмов с живыми можно сразу сказать, что они не способны дышать, питаться, расти, размножаться и умирать. Например, появившиеся однажды горы всегда будут устремлены своими вершинами в небо. Или планеты со звездами, возникшие миллиарды лет назад и выстроившиеся в определенные системы, так и существуют по сей день.

Объекты этой сферы можно распознать по следующим отличительным признакам:

  • слабая изменчивость;
  • устойчивость;
  • отсутствие способностей питаться и дышать;
  • неспособность к самовоспроизведению. Особенность неживых предметов заключается в том, что они появляются в природе и не исчезают в последующем, хотя они могут переходить в другое состояние под воздействием окружающих условий. Например, спустя некоторое время камни становятся пылью. Самым ярким примером перевоплощения является круговорот воды в природе: вода может переходить в газообразное состояние в качестве пара или твердое в виде льда, а потом снова преобразовываться в жидкость;
  • инертность. Практически все неживые объекты не обладают возможность передвигаться. Камни могут двигаться только при условии внешних воздействий на них. Реки и ручьи текут по той причине, что частицы воды, характеризующиеся внутренними связями, стараются переместиться в наиболее низкие места, из-за чего и образуется водяной поток;
  • отсутствие роста. Внутренний рост у таких объектов отсутствует, но визуально они увеличиваются, что иногда приводит в тупик. Все очень просто: например, увеличение горы происходит за счет «вновь прибывшей» породы в результате постепенного сдвига тектонических плит.

Классификация

Во всем мире существует большое число предметов неживой природы. Огромное разнообразие объектов изучается специалистами химии, физики, геологии, гидрографии, астрологии и других наук.

Основная классификация объектов включает в себя три основные группы:

  • твердые тела. В эту группу входит все разнообразие горных пород, минералов, веществ земли, ледников, айсбергов, а также планет, комет и астероидов. К твердым телам относят солнце и луну, град и снег, песок и хрусталь, камни и золото. Все эти объекты характеризуются четкой формой, а также отсутствием необходимости в дыхании, питании и росте;
  • жидкие тела. Предметы данной группы не имеют определенной формы и находятся в состоянии текучести. К жидким объектам относят дождь, росу, туман, облака, реки, ручьи, вулканическую лаву. Жидкие тела имеют тесную связь с другими видами объектов, но при этом тоже не обладают признаками живой природы;
  • газообразные тела. Такие объекты полностью сформированы из газов. Эта группа состоит из воздушных масс, водяных паров, звезд. Самым большим газообразным объектом является атмосфера Земли. Ее возможные изменения происходят только по причине воздействия окружающих условий.

У объектов всех трех групп отсутствует потребность в дыхании, питании и размножении, однако многие из них являются жизненно необходимыми для людей, животных и растений.

Взаимосвязь с живыми организмами

Большая часть неживых объектов играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Живая природа не может существовать без неживой, так как они полностью взаимосвязаны. Самыми важными предметами неживой среды являются:

  • воздух. Он является крайне необходимой субстанцией для существования многих живых организмов, которые обладают способностью дышать. Растения поглощают воздух не только для дыхания: с помощью него растительные организмы способны образовать питательные вещества;
  • вода. Она является основой основ и первопричиной зарождения жизни на нашей планете. Все живое на Земле нуждается в воде. Для рыб, морских животных и водорослей она выступает средой обитания. Для животных и растений вода является важным компонентом питания;
  • почва. Взаимосвязь литосферы, гидросферы и атмосферы осуществляется за счет химических и физических реакций, происходящих в почве. За миллиарды лет она приобрела свойства, которыми характеризуется сейчас. Почва позволяет появляться различным видам растений; в ней происходит разложение отживших растительных культур и умерших животных, трансформирующиеся в разные типы полезных ископаемых. Одним из главных свойств почвы является защита живых организмов от токсинов и нейтрализация ядовитых веществ;
  • солнце. Оно тоже выступает одной из главных причин зарождения на Земле живых организмов. Энергия и тепло, которые излучает солнце, способствуют росту и размножению. Растительные культуры не могут расти и развиваться без солнечного света. С исчезновением солнца произойдет замирание многих химических и физических циклов и реакций, поддерживающих жизненные процессы на планете.

Объекты неживой и живой природы имеют тесную связь между собой. Люди, животные и растения нуждаются в воздухе, воде и солнце. Растения могут жить только с почвой, водой, солнечным теплом и светом. А наличие в воде живых объектов — рыб, животных и микроорганизмов — способствует поддержанию ее химического состава. Узнав все эти нюансы, дети поймут, что необходимо беречь и защищать окружающую их среду, чтобы жить в гармонии с миром.

obrazovanie.guru

Неживая природа – важный элемент нашего окружения :: SYL.ru

Определение неживой природы

Все, что нас окружает, если, конечно, это не техника или любой другой элемент, созданный руками человечества, является природным компонентом, который принято разделять на живой и неживой. Первый подразумевает растения, животных, а также непосредственно самого человека. То есть это все то, что двигается, развивается, для его жизни требуются определенные ресурсы. Неживая природа, в свою очередь, представляет собой все элементы, которые не дышат, не растут и не развиваются. В отличие от всех живых организмов, они имеют более простую структуру. Им не нужно воздуха, еды или любого другого жизненно необходимого ресурса. Проще говоря, они не живут. Более того, на протяжении нескольких сотен, тысяч и даже миллионов лет вся неживая природа остается неизменной.

Действительно ли неживая?

Многие годы ни один философ не мог дать точного определения понятию жизнь. Более того, современные и устаревшие словари весьма расплывчато описывают это слово. Итак, жизнь представляет собой несколько определенных явлений, которые следуют друг за другом в одном организме или предмете и прекращаются по истечении времени. Стоит отметить, что неживая природа тоже существует по этим законам. Если быть точнее, она им не противоречит. Это уже было не один раз доказано на примере кристаллов. Многие ученые, которые с ними работали, перестали их воспринимать в качестве компонентов природы неживого типа. Дело в том, что кристаллы обладают определенным набором чувств. Они могут стареть, издавать звуки (по большей части недовольства), отдыхать, развиваться или уставать. Для многих металлов или сплавов характерна память. Под различными действиями они могут деформироваться, но затем постепенно возвращаются к своему первоначальному состоянию. Однако среди остальных эксперимент с ионами серебра наиболее точно показывает, как схожи компоненты живой и неживой природы. Они начинают восстанавливаться, когда вступают в контакт с активными металлами. Когда наблюдаешь за процессом в микроскоп, а не на примерах уравнений или химических формул, можно заметить сходство между ними и растениями – развиваются те и другие одинаково. Таким образом, о «бездушности» неживой природы еще можно поспорить. Однако эта гипотеза так и остается только предположением, покуда конкретных доказательств нет.

Смена неживой природы по временам года

Каждый сезон представляет нам новые природные элементы. Некоторые из них взаимно заменяются друг другом, остальные характерны только для определенного времени. Например, неживая природа зимой дополняется снегом, сосульками, льдом. Ими покрываются живые природные элементы, а также творения человечества. Затем сезон сменяется весной, и зимние компоненты природы превращаются в воду. Когда приходит лето, она испаряется, становится мелкими капельками, поднимающимися в воздух. После этого, осенью, вода снова возвращается на землю в виде дождевых осадков. Зима, в свою очередь, опять превращает ее в кристаллики льда.

Неживая, но важная

Нет смысла спорить о том, является ли неживая природа по-настоящему таковой, или она развивается точно так же, как и ее живая сестра, только намного медленнее. Одно можно сказать точно, она играет важную роль в жизни планеты.

www.syl.ru

Неживая природа

 

Человек создан для того, чтобы жить в гармонии с природой. Неудивительно, что она нас окружает повсюду. Растения, животные, поверхностные и подземные воды — это далеко не все компоненты природы. Условно учеными принято подразделять ее на два класса — живой и неживой природы.

Определить, что из окружающей среды относится к первому классу, а что ко второму, поможет ряд определенных признаков. Например, живые организмы могут расти и развиваться. При этом их размеры и форма может меняться. Также живые организмы несут генетическую информацию и воспроизводят себе подобных.

Неживая природа представляет собой совокупность вещества (которое может быть жидким, твердым или газообразным) и поля. Эти составляющие (вещество и поле) обязательно должны обладать энергией. Еще одна отличительная особенность неживой природы — наличие нескольких структурных уровней. Под структурными уровнями следует понимать совокупность элементарных частиц, атомов и других химических элементов.

В отличие от живой, неживая природа не подвергается возрастным, температурным или другим изменениям. Основной принцип неживой природы — наименьшего действия. Системы неживой природы постоянно стремятся обрести наиболее устойчивое состояние. При этом каждое тело принимает такую форму, при которой затраты энергии будут минимальными.

Нельзя забывать о том, что живая и неживая природа находятся в достаточно тесной взаимосвязи, которую изучает такая наука, как экология. Примером подобной взаимосвязи является воздействие солнца на живые организмы. Ученые доказали, что оно служит не только источником питания для живых организмов, но и выполняет функцию согревания, что достаточно важно для растений, земли, воздуха.

Интересно, что каждый живой организм находится под непосредственным влиянием факторов неживой природы. Они в науке называются абиотическими. Они представляют собой не что иное, как совокупность климатических условий, оказывающих влияние на окружающую среду. Важно отметить, что влияние это может быть как положительным, так и отрицательным. Яркий пример разрушительной силы природы — засуха или чрезмерное выпадение осадков.

Рассмотрим более детально, как неживая природа может влиять на живые организмы. Одни из самых влиятельных абиотических факторов — температура, влажность и свет. Многие химические процессы в живом организме зависят от температуры. Особенно это касается растений и животных, которые не способны поддерживать постоянную температуру тела. Сильные морозы, холод – основные и самые непредсказуемые «враги» живых организмов.

Но интересно, что неживая природа зимой (даже при очень низкой температуре воздуха) не погибает, а лишь немного преобразуется. Например, в это время года солнце опускается и занимает самое низкое положение на небосводе.

Роль влажности для наземных организмов достаточно трудно переоценить. Достаточно отметить, что ее недостаток часто становится причиной снижения жизнедеятельности. Исходя из этого, поддержание определенного уровня воды в организме — ключевая задача всего живого.

Достаточно важным фактором неживой природы является свет, без которого многие растения (особенно светолюбивые) просто погибают. Кроме того, свет помогает в осуществлении процессов, которые являются важными для жизни. Благодаря воздействию ультрафиолетовых лучей живой организм получает необходимый для жизни витамин D.

Не следует забывать и об отрицательных явлениях, которые встречаются в неживой природе. К таковым можно отнести оттепель, снегопад, метель. Они не только пагубно влияют на все живое вокруг, но и могут вызвать серьезные негативные последствия.

 

fb.ru

Живая и неживая природа

Разделы: Начальная школа

Цель урока: познакомить детей с живыми организмами и их свойствами.

Задачи:

  • развивать умение наблюдать, логически и творчески мыслить,
  • воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас,
  • способствовать формированию в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого,
  • осуществлять систематизацию и расширение представлений детей о живой и неживой природе, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание любви к окружающей природе.

Оборудование:

  • картина, изображающая детскую игровую площадку
  • контейнеры с землёй, проращенные семена фасоли
  • газета «Мы и природа»

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Самоопределение к учебной деятельности. Постановка проблемного вопроса.

Нет человека, который бы не слышал или не произносил бы с восхищением фразы «Какая природа! Красота!», «Я был на природе». А что же такое природа? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Мысленно выйдем во двор (на доску прикрепляется картина, изображающая детскую площадку). Перед нами детская площадка. Рассмотрите внимательно эту картинку. Назовите то, что создано руками человека, а что существует независимо от нас.

(в соответствии с ответами детей учитель записывает названные предметы по колонкам «Создано руками человека», «Объекты природы»).

Итак, что мы относим к объектам природы? Что такое природа?

Вывод: Всё то, что не создано руками человека, и мы сами называется природой.

3. Актуализация знаний

Что мы можем отнести к природе?

(учитель устанавливает песочные часы и дети в течение 1 минуты высказывают свои мнения, которые учитель фиксирует на доске)

4. Проектирование и фиксация нового знания.

А теперь проверим себя!

(учитель открывает доску, на которой таблица объектов живой природы; учитель комментирует каждый раздел, а дети проговаривают, что из перечисленного относится к каждому разделу.)

Прежде всего к природе относится:

  • человек
  • животные (звери, птицы, насекомые, рыбы)
  • растения (деревья, кустарники, цветы, травы)
  • грибы (растущие на земле и деревьях, грибы одноклеточные, которые используются, например, в хлебопечении, и молочнокислые грибы)
  • микроорганизмы,которые можно увидеть, например, в капельке воды. К ним относятся бактерии, микробы, вирусы.
  • камни, которые существуют миллионы лет, полезные ископаемые
  • воздух-смесь невидимых газов, из него состоит атмосфера земли и вода (она повсюду: в океанах, морях, реках, озёрах, в почве, много воды в атмосфере)
  • к природе относятся Солнце, Луна-спутник Земли, Земля, звёзды и планеты

Разнообразие природы поражает и восхищает людей. Чтобы разобраться в нём, люди классифицируют все объекты природы. Природу делят на живую и неживую.

(Открыть доску, на которой таблица природных объектов.)

Давайте подумаем, что из природных объектов мы можем отнести к живой, а что к неживой природе.

Живая природа Неживая природа
человек камни, полезные ископаемые
животные воздух, вода
растения Солнце, планеты, Луна
грибы  
микроорганизмы      

 По каким признакам мы смогли объединить объекты живой природы в одну группу, что между ними общего?

В процессе обсуждения дети выясняют признаки живых организмов, которые учитель записывает на доске:

  • питание
  • рост
  • дыхание
  • размножение

5. Физкультминутка

Встаньте, пожалуйста, со своих мест. Я буду загадывать загадки. Если отгадка относится к живой природе, то вы приседаете, а если к неживой, то вы хлопаете.

Всем оно нам нравится, Без него мы плачемся, А едва появится- Взгляд отводим, прячемся: Уж очень оно яркое И жаркое-прежаркое! (солнце)

Это кочка? Нет, не кочка. Это бочка? Нет, не бочка. Может, тыква с хвостиком Забежала в гости к нам, Под крылечко юркнула И довольно хрюкнула? (свинка)

На цветок пахучий Сел цветок летучий. (бабочка)

Над лесами, городами, Над просторами полей Проплывают караваны Небывалых кораблей. Держат путь вокруг земли Эти чудо-корабли. (облака)

Стоит Алёна: Платок зелёный, Тонкий стан, Белый сарафан (берёза)

Странная звёздочка С неба упала. Мне на ладошку легла- И пропала. (снежинка)

6. Актуализация знаний

Могут ли живые организмы превратиться в неживые?

Каждый живой организм существует определённое время ,а потом он умирает, а на его месте появляются новые. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны беречь и приумножать её богатства. А как это сделать? Как мы можем проявить заботу о природе?

7. Опыт практической деятельности.

Сегодня мы попробуем приумножить природные богатства, посадим семена фасоли, которые мы прорастили на одном из прошлых уроков. Если мы сделаем это правильно, с любовью и заботой, то появившиеся росточки помогут нам разобраться с темой следующего урока «Растения и животные» (дети сажают проростки в землю)

8. Закрепление изученного.

Что же такое природа? Ответьте на вопрос, пользуясь опорной таблицей на доске.

(Всё, что существовало, существует и будет существовать независимо от человека и его усилий называется природой.)

Какие обьекты живой и неживой природы вы можете назвать?

Какие признаки объектов живой природы вы узнали?

Человек- тоже часть природы. Творческая группа нашего класса подготовила фотогазету «Мы и природа».

(Ученики вывешивают на доску газету)

Главная задача человека - сохранять и умножать природные богатства. Ведь природа- наш большой друг! Будем беречь природу!

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Когда вы придёте домой, и родители спросят вас, что вы узнали на уроке, что вы им расскажите?

Давайте заполним наш экран настроения-сегодня это дерево. Если урок вам не понравился - вы приклеите на дерево жёлтый листик, если понравился, то зелёный, а если очень понравился - цветочек.

28.06.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Природа бывает живая и неживая

НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ ПРИРОДА

Природа бывает живая и неживая.

Солнце, звезды, воздух, вода, камни – это неживая природа.

Растения, грибы, животные, человек – живая природа. Живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями.

Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов). Они называются сезонными явлениями.

ПОГОДА

Термометр – прибор для измерения температуры.

Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

Температура воздуха – холодно, тепло, жарко.

Облачность:

ясно – небо чистое, светит солнце;

переменная облачность – на небе много облаков, они часто закрывают солнце;

пасмурно – небо затянуто облаками, солнца не видно.

Осадки – дождь, снег.

Ветер – сильный, порывистый, слабый.

^ изменения температуры, облачность, осадки, ветер, гроза, метель…

Метеорология – наука о погоде.

Осенние явления в неживой природе: похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав.

^ оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь.

Весенние явления в неживой природе: таяние снега, ледоход, половодье, первая гроза.

ЭКОНОМИКА

Экономика – это хозяйство.

Отрасли экономики – сельское хозяйство, промышленность, транспорт, строительство, торговлю.

^

деревья кустарники травы
лиственные хвойные
дикорастущие культурные
Культурные растения бывают: овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные и др.

^ : кактус, бальзамин, традесканция, пеларгония (герань), плющ.

Растения, занесенные в красную книгу: венерин башмачок, лотос, женьшень.

Ядовитые растения и грибы: волчье лыко, вороний глаз, ягоды ландыша, мухомор, бледная поганка.

^ чистяк весенний, хохлатка, мать-и-мачеха, ветреница лютичная,медуница, печеночница благородная.

Жалящие насекомые: пчела, оса, шершень, шмель.

Животные, занесенные в красную книгу: дровосек реликтовый (жук), белый журавль, зубр.

^ : макропод, гурами, меченосец, гуппи, сомик.

Породы кошек: сиамская, персидская, сибирская, русская голубая.

Породы собак: такса, пудель, колли, ротвеллер, борзая, овчарка.

^

насекомые рыбы птицы звери
животные, у которых 6 ног (три пары) водные животные, тело которых покрыто чешуёй животные, тело которых покрыто перьями животные, тело которых покрыто перьями
Есть и другие группы животных: земноводные (лягушки и жабы), пресмыкающиеся (змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы), паукообразные, ракообразные и другие.
дикие домашние
живут в природе разводят люди

^

наземный водный воздушный подземный
пассажирский грузовой специальный
личный общественный

^

Учреждения культуры: музей, театр, цирк, библиотека.

Образовательные учреждения: школа, лицей, гимназия, колледж, училище, университет, академия.

Учреждения здравоохранения: поликлиника, больница, род.дом.

^

внешнее внутреннее
голова, шея, туловище, верхние и нижние конечности (руки и ноги) головной мозг, легкие, сердце, печень, почки, желудок, кишечник.

^

Горизонт – земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

Линия горизонта – граница горизонта, где небо как бы сходится с землёй.

^

с

сз св

з в

юз юв

ю

Компас – прибор, для определения сторон горизонта.

^

Равнины – это ровные или почти ровные участки земной поверхности.

Холмы – возвышения на равнинах не более 200 м.

Овраги – углубления с крутыми склонами.

Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью (более 200 м).

Горные хребты – горы, расположенные рядами.

Части холма и горы: подошва (подножие), склон, вершина. Склоны бывают крутые и пологие.

^ холмистая равнина.

ВОДОЕМЫ

естественные искусственные
река, озеро, море, океан пруд, водохранилище, канал
^

Исток – начало реки.

Устье – место, где река впадает в другую реку, в озеро или море.

Русло – углубление, по которому течет река.

Берега - правый и левый по направлению реки.

Притоки – впадающие ручьи и другие реки.

КАРТА

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

^ это чертеж местности.

Достопримечательности Москвы: Московский Кремль, храм Христа Спасителя, улица Арбат, Большой театр, Театр зверей имени В.Дурова, Третьяковская галерея, Цирк на Цветном бульваре…

^ Зимний дворец, Дворцовая площадь, Исаакиевский собор, Казанский собор…

Материки (континенты ) – это огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой. Их на Земле шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Евразия так велика, что её делят на две части света – Европу и Азию.

Страны мира: Россия, Великобритания, Франция, Соединённые Штаты Америки, Индия, Япония, Китай…

^

Центр управления полетами – место на Земле, откуда ведется управление спутниками, космическими кораблями и межпланетными станциями.

Космодром – место, где готовят и запускают космические корабли, ракеты, спутники, пилотируемые корабли и межпланетные станции.

Ракета-носитель – космическая ракета, выводящая на орбиту космический корабль.

^ – кабина космического корабля, которая возвращается из космоса на Землю.

Иллюминатор – круглое застекленное окно на космическом корабле или самолете, морском судне.

Скафандр – особый космический костюм.

Невесомость – состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес (становятся легче пушинки).

Орбита – путь, по которому движется планета или летит спутник.

Орбитальная станция – космический дом, который постоянно находится в космосе.

Межпланетная станция – автоматическое устройство для изучения планет и межпланетного пространства.

microbik.ru

Растения часть живой природы. Связь растений с объектами неживой природы

МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета

Тетюшского муниципального района РТ»

МБОУ «Киртелинская средняя общеобразовательная школа

Тетюшского муниципального района РТ»

III Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке»

с.Киртели

Киртелинская СОШ

Класс 2

Направление: Окружающий мир

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: Растения часть живой природы. Связь растений с объектами неживой природы.

Руководитель : Казаева Наталья Валентиновна первая квалификационная категория

Учащийся: Абраконов Кирилл Александрович

2012 год

Содержание

Стр.

1. Введение…………………………………………………………………….3

II Основная часть……………………………………………………………..4

1. Растения - часть живой природы ………………………………………. 4

2.Закладка долгосрочных опытов ………………………………………4

3.Наблюдение за долгосрочными опытами и получение результатов…5

4.Выводы по результатам долгосрочных опытов……………………….. 5

III Заключение………………………………………………………………...6

IV Список литературы……………………………………………………….8

V Приложение……………………………………………………………….9

^

Я, Абраконов Кирилл, учусь во втором классе. В школе мне нравится предмет «Окружающий мир». На этом уроке я узнал очень многое про то, что нас окружает. А окружает нас очень много интересного - это небо, земля, вода, солнце, животные, растения и многое другое.

Я узнал, что растения – это тоже часть живой природы. Так же, как всё живое на Земле, растения появляются на свет из семени, растут, развиваются, оставляют семена, чтобы взойти снова.

Я подумал, а какие же условия нужны для того, чтобы растение могло развиваться и расти. Действительно ли, для полноценного развития растению нужна связь с объектами неживой природы. Всё вышеизложенное определило выбор темы моей работы: « Растения - часть живой природы. Связь растений с объектами неживой природы». Так же помогло сформулировать проблему, которую нужно решить в ходе выполнения работы: « Какие условия необходимы для полноценного развития растений». Цель моей работы - опытным путём доказать, действительно ли для развития растений необходима его связь с объектами неживой природы: водой, воздухом, солнцем и т.д.

В соответствии с темой, целью и проблемой работы я наметил для себя следующие задачи:

  1. Заложить долгосрочный опыт, и вести наблюдение за растениями.
  2. Поместить растения в определённые условия и выяснить, как эти условия влияют на развитие растения.
  3. На основе результатов опытов сделать выводы: действительно ли растениям необходима связь с элементами неживой природы: солнцем, водой, воздухом.
Моя работа состоит из: введения, основной части, в которую входит изучение литературы по теме, описание работы по закладке долгосрочных опытов, наблюдение за изменениями растений, которые находятся в определённых условиях, заключения выводов, а также списка литературы и приложений.

^

  1. Растения – часть живой природы.
Растения - живые организмы. Без них люди и животные не смогли бы выжить Они дают нам пищу, насыщают воздух кислородом необходимым для нашего дыхания и поглощают из него углекислый газ. Растения могут расти в помещении и на открытом воздухе, высоко в горах, в жарких странах, в холодной тундре, в жарких пустынях и на морском дне.

На многих растениях есть цветы. Все растения имеют одинаковые части: сильный стебель поддерживает цветок; корни всасывают из почвы воду; зелёные листья поглощают солнечный свет, плоды дают семена, чтобы из них вскоре появились новые растения.[1]

Действительно ли для роста и развития растений нужны определённые условия?

Чтобы доказать это я провёл опыты.

^

Сегодня 12 октября. Я замочил во влажной вате семена фасоли. Вскоре появились ростки. Я посадил семена в четыре горшочка, чтобы потом поместить каждое растение в определённые условия. 20 октября растения взошли. 27 октября на растениях появились первые настоящие листья. Мои растения продолжали расти и развиваться. Я не забывал за ними ухаживать. Поместил их на подоконник, на самое светлое место, поливал, рыхлил почву в горшках. 28 ноября на моих растениях появились маленькие бутончики, а 2 декабря появились белоснежные цветы. Мне было, очень радостно, видеть среди зимы распускающиеся бутоны цветов. Мне они показались очень нежными и красивыми.

Растения выросли и достаточно хорошо развились. Пришло время провести основную часть опытов, результаты которых помогут мне доказать, что растения связаны с элементами неживой природы: солнцем, водой и воздухом.

Опытное растение №1 я оставил в теплой комнате на хорошо освещённом месте, регулярно поливал его и ухаживал за ним. Опытное растение №2 я поместил в тёмный шкаф и оставил без источника света и тепла, но продолжал поливать. Опытное растение под №3 я оставил на хорошо освещённом месте, но накрыл его стеклянной банкой, чем ограничил допуск воздуха к листьям, цветам и корням растения. Опытное растение № 4 я также оставил на солнечном месте, но не поливал его.

^

Всё это время я наблюдал за растениями. И вот какие результаты опытов я получил.

Опытное растение №1.Растение, которое получало в достаточном количестве воду, воздух и солнечный свет продолжало развиваться и на месте белых цветов завязались плоды фасоли. [2]

^ Это растение не получало в достаточном количестве солнечного света. В результате листья этого растения стали слабыми, начали терять свой зелёный цвет. Цветы этого растения опали. Оно не смогло дальше развиваться и на месте цветов не образовались плоды.[3.1] [3.2]

Опытное растение №3. Данное растение получало достаточное количество тепла, но оно было накрыто стеклянной банкой. Оно не имело необходимого для развития доступа воздуха. Первое, что я заметил при наблюдении за этим растением – это то, что стенки стеклянного сосуда покрылись капельками воды. Это говорит о том, что растение дышит и ему «жарко» без свежего воздуха. Вскоре, листья растения поникли, цветы опали. Также как и в первом случае на месте цветов не смогли завязать плоды. Вскоре растение погибло.[4]

^ Это растение тоже получало в достаточном количестве солнечный свет, но я его оставил без полива. Растение не получало в достаточном количестве воду. Четыре дня растение чувствовало себя неплохо, но потом его листья стали вялыми. Ещё через несколько дней листья растений свернулись в трубочку, а цветы опали. Стебель растения потерял гибкость, его легко можно было сломать.[5]

^

В результате проведённых мной наблюдений я сделал следующие выводы:

Для того чтобы растение росло, развивалось, цвело и образовало плоды необходимо, чтобы оно получало в достаточном количестве: солнечный свет, воду и воздух. Если хотя бы одно из этих условий не будет соблюдаться, то растение погибнет.

Оно не будет расти, цвести, завязывать плоды и давать семена.

В нашем классе есть комнатные растения. Они украшают наш класс, делаю его уютнее. Ведь ещё одна важная задача растений радовать нас красотой своих листьев и цветов. Я со своими одноклассниками ухаживаю за растениями, которые растут в классе. Мы их поливаем, рыхлим почву, что бы и корни растений получали достаточное количество воздуха. Ещё мы протираем листья растений влажной тряпочкой, чтобы листьям было легче дышать. Растения дают огромную пользу. Они поглощают углекислый газ и выделяют необходимый кислород. Растения в классе находятся на хорошо освещённом солнцем месте. Когда цветущие растения начинают цвести, мы радуемся. Любуемся красотой цветов.

^

В результате проведенной работы я смог доказать, что растения это часть живой природы. И они тесно связаны с элементами неживой природы: солнцем, водой и воздухом.

Ведь не случайно наши родители начинают работу на своих участках весной, только тогда, когда почва хорошо прогрета солнечным теплом. Когда день становится длиннее, а на улице идут дожди. Когда лето выдаётся жарким, я помогаю маме поливать растения в огороде, рыхлю почву и пропалываю сорные растения, чтобы растения получали в достаточном количестве свет и воду. Именно после полноценного ухода растения радуют нас хорошим урожаем своих плодов.

Наша задача ухаживать за растениями, которые мы выращиваем, а так же мы обязаны сохранить те растения, которые растут в дикой природе. Ведь очень часто необдуманная деятельность человека губит растения. А ведь ещё в древности мудрые люди говорил: « Пока на Земле живо хотя бы одно растение, планета будет жить».

Я считаю, ухаживая за растениями, человек становится наблюдательнее, трудолюбивее. Он учиться замечать красоту в простом и не заметном: пробивающемся ростке растения, нераспустившемся бутоне цветка и клейком весеннем листочке.

На уроке нравственности, я провел беседу по данной теме.

Считаю, что цели, поставленные мною в начале исследования, достигнуты:

я много нового узнал из книг, из личных наблюдений в течение трех месяцев. Я стал с большим удовольствием ухаживать за растениями в классе. Мои одноклассники вместе со мной наблюдали за моими опытами. Они с удовольствием ухаживают за комнатными растениями

IV Список литературы.

1. А. Ю Бирюкова. Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля».

«Издательство Росмэн- Пресс», 2001.- 657 с.

2. В. А. Маркин. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО

«Издательство АСТ», 2001.-557 с. 3. Г.В. Трофимова «Наш мир»: Учебник: 2 кл. – М.: Академкнига/Учебник,

2009. – 80 с4. О.Н. Федотова и др. «Давай знакомиться, мир»: Хрестоматия: 2 кл. – М.:

Академкнига/Учебник, 2009. – 80 с.

цветы

плоды

стебель

листья

корень

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3.1

Приложение №3.2

Приложение № 4

Приложение №5

shkolnie.ru