Лекарственные растения и травы

Меню сайта

"Экваториальный лес". Презентация по окружающему миру. Растения экваториального леса 3 класс


Экваториальные леса (3 класс) - презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

"Экваториальный лес". Презентация по окружающему миру.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Разработала Нурюкенова Зухра Ермековна, учитель начальных классов МБОУ Наримановского района «СОШ №10» Астраханской области

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

Деревья в экваториальных лесах сбрасывают листву не сразу, а меняют её постепенно. поэтому лес всегда зелёный.

5 слайд Описание слайда:

Многие растения экваториальных лесов дают не только ценную древесину, но и плоды, сок, кору, которые используются в технике, строительстве и медицине.

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Раффлезия – растение-паразит с неприятным запахом и самым крупным в мире цветком, диаметром 1 м и весом до 8 кг. Лианы – вьющиеся растения

8 слайд Описание слайда:

Животный мир экваториальных лесов очень разнообразен. На деревьях живут многочисленные обезьяны- мартышки и шимпанзе. Здесь же водятся кистеухие свиньи, карликовые бегемоты, леопарды, гориллы, которые больше нигде встречаются.

9 слайд Описание слайда:

Лягушка-голиаф - самая крупная лягушка в мире. Длина её достигает 35 см, а вес 3,5 кг. В экваториальных лесах Африки живет родственник жирафа — окапи. К наземным обитателям относят мелких копытных (африканский Оленек).

10 слайд Описание слайда:

В рыхлой почве водятся разные змеи и ящерицы. Ещё там обитает муха цеце, укус которой вызывает опасное заболевание у человека и животных.

11 слайд Описание слайда:

Пантера

12 слайд Описание слайда:

Известным хищником экваториальных лесов является ягуар.

13 слайд Описание слайда:

В реках экваториальных лесов водятся хищные рыбы – пираньи, а также крокодилы.

14 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

15 слайд Описание слайда:

Источники информации: 1. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/12/12 2. referats.allbest.ru/geography/8700298103.html 3. nsportal.ru/shkola/.../library/.../vlazhnye-ekvatorialnye

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-110160

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок по теме "Разнообразие природы на земле. Растения экваториального леса."

Человек и мир 3 класс.

Тема: Разнообразие природы на земле.

Растения экваториального леса.

Обучающая цель: предполагалось, что к окончанию урока учащиеся будут:

  • иметь представление о разнообразии природы на Земле;

  • знать о существовании экваториальных лесов и их месторасположении;

  • знать особенности экваториальных лесов, их ярких представителей;

  • уметь объяснять особенности строения растений как приспособления к условиям жизни;

развивающая цель: содействовать развитию умения анализировать и находить причинно-следственные связи, а также содействовать развитию познавательного интереса к предмету «Человек и мир» через привлечение дополнительного материала;

воспитательная цель: способствовать воспитанию восхищения удивительным разнообразием природы и бережного отношения к окружающему миру.

  1. Организационный момент. Слайд 1

Оздоровительная минутка «Подари тепло другу».

(Цель: повышение функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановление здоровья, эмоционального настроения)

- Садитесь, ребята. Повернитесь, пожалуйста, лицом друг к другу. Одни из вас пусть раскроют свои ладошки, а другие накроют их своими ладонями. Посмотрите в глаза друг другу так ласково, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук?

А теперь каждый скажите друг другу нежные и ласковые слова-пожелания на урок, чтобы от этих пожеланий ваши ладошки потеплели ещё сильнее.

  1. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы завершили изучение растительного и животного мира Республики Беларусь. И дома я просила вас поискать в энциклопедиях и подготовить малоизвестные сведения о животных разных природных сообществ нашего края. Кто готов? Помним, что сведения должны быть очень интересными, а излагать их вы должны коротко. Начинать своё сообщение будете словами: «А знаете ли вы…»

- За каждый правильный ответ на протяжении урока берём по одной фишке.

  1. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

- Как вы думаете, ребята, на нашей огромной и красивой Земле везде такой же растительный и животный мир, как и в Беларуси?

-Сегодня мы с вами должны познакомиться с разнообразием природы на Земле. Слайд 2

- Хочу вам сказать, что картины природы на Земле удивительно разнообразны. Слайд 3

Где-то раскинулся лес, где-то бескрайние просторы заняты травянистыми равнинами или жаркой пустыней, а где-то земля покрыта огромной толщей льда и снега.

И наша цель – понять, почему природа так разнообразна? Слайд 4

«Мозговой штурм»

Давайте попробуем ответить на такие вопросы: Слайд 5

  1. Какие условия нужны растениям для роста и развития?

  2. Чем отличаются эти картины природы?

  3. Что вы можете сказать о наличии влаги в каждом из этих природных сообществ?

  4. Так почему картины природы так разнообразны?

- Проверим свои предположения. Обратимся к учебнику с. 87

А для того, чтобы очень внимательно читать, ничего важного не пропускать, сделаем зарядку для наших глаз.

Физкультминутка для глаз (офтальмотренажер)

  1. Работа по новой теме.

После прочтения заполняем таблицу.

- Так от чего зависит разнообразие растительности на земле? Слайд 6

Слайд 7

Закрепление полученных знаний. Игра «Правда ли, что…»

- чем дальше от экватора, тем холоднее.

- на Северном и Южном полюсах мало растительности.

- территория, которая располагается на экваторе или поблизости от него, весь год получает много тепла и влаги.

- жаркие пустыни получают много тепла и влаги круглый год.

- на полюсах весь год очень холодно.

- смешанные леса располагаются там, где достаточно тепла и влаги для роста как лиственных, так и хвойных деревьев.

Физкультминутка. Упражнение «Дерево»

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.

Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.

Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте креп­кое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15-20 сек).

Опустите руки и расслабьтесь.

Замечательное время года – зима. Слайд 8

Земля укрыта белоснежным , пушистым покрывалом.

Снег искрится и сверкает на солнце.

Всё хорошо(!) , но почему-то иногда становится грустно, хочется тепла и солнечного света.

Я говорю о моих чувствах, которые я испытываю сейчас.

-А что чувствуете вы?

(Свободные высказывания детей.)

- Не совершить ли нам виртуальное путешествие туда, где солнце круглый год дарит солнечное тепло?

- Как вы думаете, в какое из данных природных сообществ нам необходимо отправиться, чтобы насладиться теплом и солнечным светом? Слайд 9

- Посмотрите, пожалуйста, и скажите, на каких материках есть экваториальные леса? Слайд 10

(разговор о том, как по другому называют эти территории и какие именно)

тропические, дождевые, сельва, гилеи, амазония, джунгли.

Слайды 11,12

А теперь мы отправимся в далёкое-далёкое путешествие: за моря и океаны, за дремучие леса, переплывём через Атлантический океан и попадем на материк, расположенный в Южном полушарии, – Южную Америку.

Слайд 13

Находим на карте самую длинную реку Южной Америки – Амазонку. Вокруг неё разместились красивые , богатые экваториальные леса.

-Как по другому можем назвать эти леса? (тропические, дождевые , сельва, амазонские).

- Эти леса ещё называют «легкими планеты»? Почему?

На этот вопрос мы постараемся ответить на уроке.

- Чтобы разгадать все загадки экваториального леса, надо туда войти, попасть в самую глубь. Слайды 14-19

- Какие условия сложились для роста растений?

- Какие особенности экваториального леса вы заметили?

- Любое ли растение может жить в экваториальном лесу?

Опыт: Посмотрите на эти растения (учитель демонстрирует несколько видов растений) и скажите, какие из них по вашему мнению могли бы жить в экваториальном лесу? Почему?

Сравним с учебником?

Нальем воды на листья и понаблюдаем, что происходит с водой. Она собирается в капельки и стекает вниз по листику и стеблям, а сам лист остается практически сухим.

- Фикус и монстера приспособились к жизни в экваториальном лесу. Фикус там имеет вид дерева, а монстера - это лиана.

Работа в парах.

Сейчас мы с вами должны познакомиться с некоторыми видами растений этих необычных лесов.

(работают в парах по карточкам и по учебнику. Пара должна через определенное время представить классу знания, которые они смогли добыть из представленного им материала. Учитель показывает картинки, ученики должны по изображению узнать растение, о котором они читали, и рассказать о нем)

Слайды 20-22

  1. Пальмы- вечнозеленые растения .Среди наиболее известных видов – кокосовая и финиковая пальмы. Пальмы имеют большое хозяйственное значение: они дают съедобные плоды, сахар, строительный материал, масло.

Кокос — плод кокосовой пальмы, в переводе с греческого -

«обезьяна», это из-за пятен на орехе, которые делают его похожим на

морду обезьяны. Одно дерево ежегодно даёт от 60 до 120 орехов.

Финики – съедобные плоды финиковой пальмы. Считается, что

финики содержат все необходимые вещества для человека, так,

питаясь только финиками и водой, можно прожить несколько лет.

Слайды 23-24

  1. Гивея- каучуконосное дерево - основной источник натурального каучука; также из неё делают мебель, которая обладает повышенной прочностью, не гниёт, самый качественный в мире паркет. Из-за этих качеств гивею стали выращивать и в Юго-Восточной Азии. В первую очередь в Малайзии. Из каучука делают автомобильные шины, шины для самолетов и велосипедов, используют в медицине и в строительстве, делают резиновый клей.

Слайды 25 - 27

  1. Кофе́йное де́рево, или Кофе— вечнозелёное растение, небольшое дерево высотой до 4 метров. Зрелый плод кофе представляет собой красную ягоду, по внешнему виду чем-то напоминающую вишню. А под мякотью расположены бобы. Обычно кофейный плод содержит два боба. В просторечьи эти бобы называют кофейным зерном.

Слайды 28 - 29

  1. Какао, или шоколадное дерево. с.92 (второй абзац)

Слайды 30 - 32

  1. Бамбук. с.91 (нижний абзац), с.93

Слайды 33 - 36

  1. Папоротниковидные — одни из древнейших наземных растений. Папоротники встречаются повсеместно. Очень много этих растений в дождевых тропических лесах, около 150 видов. Здесь они имеют вид деревьев высотой до 25 метров. Их стволы используют как строительный материал.

Слайды 37 - 40

  1. Лианы. с.90 (третий абзац)

А слышали ли вы…

Учитель знакомит учеников с необычными растениями экваториальных лесов. (конфетное дерево, виктория-регия, священные растения, орхидея и т.д.) Слайды 41 - 49

-Так почему экваториальные леса называют «легкими планеты»?

Слайды 50,51

  1. Закрепление изученного.

Тестовая работа

  1. Отметь правильный ответ.

а) Экваториальные леса расположены там, где много тепла и влаги летом.

б) Экваториальные леса расположены там, где много тепла и влаги круглый год.

  1. Выбери приметы экваториальных лесов.

а) Вечнозеленые деревья.

б) Все лиственные деревья листопадные.

  1. Выбери признаки, которые являются приспособлением растений к условиям жизни в экваториальных лесах.

а) Листья мелкие, густоопушённые.

б) Большие кожистые блестящие листья.

  1. Выбери верное утверждение:

а) В экваториальных лесах очень богатая растительность, очень много видов деревьев, несколько древесных ярусов.

б) В экваториальных лесах обилие лиан или лазающих деревьев.

  1. Подведение итогов урока. Оценивание. Рефлексия.

Ученики оценивают свою работу по количеству собранных за урок фишек. Учитель высказывает своё мнение по каждому ученику. Выставляет отметки и каждую комментирует.

8. Д/з. (на выбор)

1. Прочитать статью «Растения экваториального леса» ответить

на вопросы к ней.

2. Найти интересные сообщения о растениях экваториальных

лесов в энциклопедиях.

9. Заключительная часть урока.

Учитель показывает видеосюжет о животных экваториальных лесов и читает стихотворение.

Амазония

Эта область загадочна очень.Здесь жутко кричит кто-то ночью.Темен тропический лес,Полный всяких чудес:Насекомые, птицы и звери,Лианы (в них прячутся змеи).В реке Амазонке – вниманье! –Опасные рыбки пираньи.И крокодилы зубастыеНыряют, будто бы с ластами.Надеюсь, дело понятное –Амазония – место приятное!

- Вы догадались, о чем пойдет разговор на следующем уроке?

infourok.ru

Животные влажных экваториальных лесов – фауна и обитатели экваториального леса

Экваториальный лес – это уникальная экосистема планеты. Здесь всегда тепло, а потому что почти каждый день идут дожди, повышена влажность. В таких условиях приспособились жить многие виды животных и птиц. Поскольку деревья растут очень плотно, лес представляется труднопроходимым, и именно поэтому мир фауны здесь мало изучен. Ученые утверждают, что в различных ярусах экваториального леса проживает около 2/3 всех обитателей животного мира, которые есть на земле.

Представители нижних ярусов леса

На нижнем ярусе обитают насекомые и грызуны. Здесь огромное количество бабочек и жуков. К примеру, в экваториальном лесу, живет жук-голиаф, самый тяжелый жук на планете. На различных уровнях водятся ленивцы, хамелеоны, муравьеды, броненосцы, паукообразные обезьяны. По лесной подстилке перемещаются дикобразы. Также здесь бывают летучие мыши.

Жук-голиаф

Ленивец

Хамелеон

Паукообразные обезьяны

Летучая мышь

Хищники экваториальных лесов

Среди крупнейших хищников следует назвать ягуаров и леопардов. Ягуары выходят на охоту в сумеречные часы. Они охотятся на обезьян и птиц, а особенно убивают различных копытных животных. У этих кошачьих очень мощные челюсти, которые способны раскусить панцирь черепахи, и они также становятся жертвами ягуаров. Эти животные прекрасно плавают, и могут даже порой нападать на аллигаторов.

Ягуар

Леопард

Леопарды водятся в различных местах. Они охотятся в одиночку в засаде, убивают копытных и птиц. Также они тихо подкрадываются к жертве и нападают на нее. Окрас позволяет скрываться с окружающей средой. Эти животные обитают в лесах, могут забираться на деревья.

Земноводные и пресмыкающиеся

В водоемах водятся более двух тысяч рыб, а на берегу лесов можно встретить лягушек. Некоторые виды откладывают икру в дождевую воду на деревьях. В подстилке леса можно обнаружить различных змей, питонов, ящериц. В реках Америки и Африки можно обнаружить бегемотов и крокодилов.

Питон

Бегемот

Крокодил

Птичий мир

Мир пернатых экваториальных лесов интересен и многообразен. Здесь водятся маленькие птички-нектариницы, у них яркое оперение. Они питаются нектаром экзотических цветов. Еще одни обитатели леса – туканы. Они отличаются огромным клювом желтого цвета и яркими перьями. Леса переполнены различными попугаями.

Птичка-нектариница

Тукан

Экваториальные леса – это удивительная природа. Мир флоры насчитывает несколько тысяч видов. Поскольку чащи леса густые и труднопроходимые, флора и фауна мало изучена, но в дальнейшем откроется много удивительных видов.

ecoportal.info

Экваториальные леса – легкие нашей планеты

Многие путешественники, побывавшие в непроходимых тропических лесах, дружно называли их «зеленым адом». Постоянный сумрак, сумасшедшая влажность, непроходимые тропы, кишащие ползучими гадами и ядовитыми насекомыми – все это считается довольно привычным явлением для экватора. Без палки, острого ножа и ружья выжить здесь проблематично, потому что в этой местности путника на каждом шагу поджидают опасности.

Экваториальные леса живут своей удивительной жизнью, и многие живые существа к ней привыкли. В этой местности постоянно сохраняется высокая температура, чуть ли не каждый день идет сильный ливень. Растения и животные здесь располагаются на разных уровнях, количество которых иногда достигает пяти. На самом верхнем располагаются деревья-гиганты, достигающие 40 – 50 м в высоту. У них очень прочная древесина и мощные раскидистые корни, позволяющие им удерживать свой вес.

На втором уровне расположились 20-метровые деревья, образующие густую крону и не пропускающие в экваториальные леса солнечные лучи. Чуть реже растут растения высотой 10 м, а затем идут кустарники и травы. На стволах гигантов плетутся, пробираясь ближе к солнечному свету, растения-паразиты. Многие лианы даже не прикасаются к земле, а питаются с помощью воздушных корней. К эпифитам стоит отнести прекрасные орхидеи, привлекающие своими ароматными цветами птиц и насекомых, которые помогают им выжить в этих нелегких условиях.

Первое место по видовому составу (около 3 тысяч видов) занимает сельва Южной Америки, экваториальные леса Африки чуть отстают, но не намного. Эта местность поражает сплошной зеленью, здесь нет пестрых цветов, попадающихся на каждом шагу, лишь одни лианы, заросли кустарников, высокая трава. Даже стволы деревьев зеленые, они либо приобрели такой цвет из-за постоянной влажности, либо покрыты мхами и ползучими растениями-паразитами.

Царство грибов, мхов, водорослей, громадных растений с широкими листьями, ядовитых и не очень насекомых – вот что собой представляет тропический лес. Дождь здесь создает высокую влажность, но животные и местные жители привыкли к такому климату. Путешественнику сложно продержаться в таких жестких условиях даже один день без определенных знаний, поэтому при поездке в такие места важно брать с собой проводников из местных жителей, досконально знающих законы гилей.

Экваториальные леса являются местом обитания многочисленной армии обезьян, слонов, диких кабанов, экзотических птиц, носорогов, тапиров, тигров, солнечных медведей, леопардов, различных насекомых, ящериц, змей и многих других живых существ. Здесь царит свой особый мир, жители которого живут по своим законам.

Экваториальные леса еще называют легкими нашей планеты. Это действительно так, потому что растения выделяют огромное количество кислорода. Их уничтожение приведет к значительному ухудшению качества воздуха. Многие экологи бьют тревогу в связи с вырубкой деревьев и превращением территории леса в кофейные, каучуковые или масличные плантации. Люди так увлеклись покорением новых земель, что напрочь забыли о последствиях, к которым может привести уничтожение флоры и фауны нашей планеты.

fb.ru

Человек и мир в 3 классе - Мои файлы - Каталог файлов

Человек и мир

 

Класс: 3 

Тема: Разнообразие природы на Земле. Растения экваториального леса.

Тип урока: урок получения новых знаний

            Обучающая:      

      предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут:

·        иметь представление о разнообразии природы на Земле;

·        знать о существовании экваториальных лесов и их месторасположении;

·        знать особенности экваториальных лесов, их ярких представителей;

·        уметь объяснять особенности строения растений как приспособления к условиям жизни;

развивающая:    

содействовать развитию умения анализировать и находить причинно-следственные связи, а также содействовать развитию познавательного интереса к предмету «Человек и мир» через  привлечение дополнительного материала;

воспитательная:

способствовать воспитанию восхищения удивительным разнообразием природы и бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование:  презентация к уроку по данной теме; комнатные растения – фиалка, пальма юкка, фикус; задания на цветных листах (Приложение)

Ход урока

                  

I.                  Организационно-мотивационный этап урока                  

 

Слайд 1 - 2

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли…

                                                        Алексей Толстой

    - О какой поре года написал автор? Что происходит весной? Почему именно весной? (влага и тепло)

 

II.               Актуализация опорных знаний     

− А ведь всему живому на Земле нужен кислород.

– Ребята, что является источником кислорода на Земле? (растения, лес, болота) Слайд 3

– Все верно, но говорить мы сегодня будем о растениях.

 

– А что нужно растениям для  хорошего роста? (тепло и влага)

– Итак, растениям всегда нужны тепло и влага.

 

III.           Постановка темы и целей урока

 

– Мы с вами на сегодняшнем уроке найдем места на Земле, где самые благоприятные условия для роста растений, где всё время тепло и много влаги.

слайд 4

Всегда тепло

Много влаги

Эти места нужно найти и изучить их.

 

Слайд 5

– В поиске нам поможет туристическое агентство.

 

          Слайд 6

– «Посетите прекраснейшие места на Южном или Северном полюсе, и вы почувствуете себя гостями Снежной королевы»

– Нам с вами нужно найти место на земле, где всегда тепло и много влаги. Подойдет ли это? Почему? (нет, потому что много влаги, но очень холодно)

 

 Слайд 7

– «Ищете тепло яркого солнца? Вам нужна пустыня».

− Так может, ребята, здесь хорошо живется растениям? (очень жарко, мало влаги, нет воды)

 

Слайд 8

– «Тогда посетите летом смешанный лес».

– Много ли в наших смешанных лесах тепла и влаги для растений?

– Видим ли мы листву на деревьях? Почему? (только в середине весны у нас появится растительность, а осенью листва опадает).

− Сделайте вывод, всегда ли  в смешанных лесах благоприятные условия для роста растений. (Много тепла и достаточно влаги, но не круглый год.)

 

Слайд 9

– И все же есть такое удивительное место, где много тепла и влаги круглый год – это экваториальные леса.

 

Слайд 10

– Прочитайте, пожалуйста, тему нашего урока.

– Ребята, посмотрите на название и догадайтесь, где находятся экваториальные леса? Вблизи какой линии? (экваториальные леса находятся вблизи экватора).

 

Слайд 11

Показ учеником (по необходимости учителем) экватора. Появляется линия экватора:

– Через какие материки на нашей карте проходит линия экватора? (Линия экватора проходит через Южную Америку, Африку). Мы и направляемся с вами в Южную Америку, в долину реки Амазонка, где экваториальных лесов больше всего.

 

– Ребята, а что бы вы хотели узнать во время нашего путешествия? 

Слайд 12

1.                             Какая температура воздуха в течение года?

2.                             Как часто выпадают осадки и какие?

3.                             Какие растения встречаются?

4.                             Какие особенности растений экваториального леса?

− Какие вопросы вы выбрали?

(дети отвечают)

Рассказать вам об этом мне поможет великая путешественница Тумба-Юмба. Знакомьтесь!

 

IV.           Восприятие и первичное осознание учащимися нового материала, первичный контроль                                

   

– Ответы на первый и второй вопрос находятся в учебнике, который расположен у вас на парте. Откройте учебник на с. 89 и внимательно прочитайте  2 абзац.

(Дети читают статью в учебнике)

− Кто прочитал, поднимите руку. Все готовы? В задании на голубом листочке обведите правильные ответы на наши вопросы. Приложение

 

− Поскольку такие условия не меняются круглый год, поэтому растительность экваториальных лесов такая богатая и разнообразная.

 

Слайд 13

− Наконец, мы оказались в экваториальном лесу. Нас встречает Тумба- Юмба.

Слайд 14

– Хозяева экваториального леса – вечнозелёные деревья. А знаете ли вы, почему там деревья называют вечнозелеными? (листва на деревьях есть круглый год).

–                   Поэтому растения экваториальных лесов дают огромное количество кислорода.

– Деревья очень стройные и высокие (до 60 м).

 

Они растут очень близко друг к другу, так как их много, поэтому их кроны плотно смыкаются, не давая проникать свету, внизу под деревьями света очень мало, поэтому травянистая и кустарниковая растительность экваториального леса гораздо беднее, меньше древесной.

 

– Вспомните, какая погода в экваториальных лесах.

Ответы детей.

Как же растения приспособились к постоянному теплу и большому количеству влаги? 

Слайд 15

–                   Листья растений большие, кожистые (плотные, немягкие), часто блестящие. Такие листья не боятся солнца, ведь оно там всегда до обеда. По листьям хорошо стекает дождевая вода, а во второй половине, как мы знаем, там идёт дождь.

Тумба- Юмба желает узнать, как хорошо мы поняли то, что он нам рассказал.        

Слайд 16

Прочитайте предложения. С чем  вы не согласны.

1.     Хозяева экваториального леса – вечнозеленые деревья.

2.     Листья растений большие, кожистые, блестящие.

3.     В экваториальных лесах травянистая растительность богаче древесной.

 

Слайд 17

– Проведём эксперимент. Возьмём два растения. (Одно с нежными бархатистыми листочками - фикус, другое с большими и гладкими - юкка.) «Создадим» дождь. Порассуждайте с соседом и объясните, приживутся ли они в экваториальном лесу? Пара, которая готова, поднимает руки вместе.

Парная работа.

Опрос учащихся. Предполагаемые выводы учеников: приживется юкка, потому что у неё кожистые (плотные), широкие листья. С них легко скатывается вода.

 

! Выполнение задания на белых листочках: 2 ученика у доски  Приложение

Экваториальные леса расположенывблизи                                                                                                     .

Круглый год  в экваториальных лесах температура                                     градусов.

Во                        половине дня идёт дождь.

В экваториальных лесах наиболее благоприятные условия для роста                                                        .

 

     Слайд 18

− В экваториальных лесах большое разнообразие видов деревьев и цветов. Это пальмы, кофейное дерево, древесные папоротники, орхидеи. Цветы и деревья цветут несколько раз в году.

     

     Слайд 19

  - Ты, конечно, видел пальму: если не в ботаническом саду, то хотя бы в комнате, в кадке. Высокий стволу одних пальм гладкий, голый, у других — покрыт бурыми клоками измочаленных остатков старых листьев. Пальма представляется нам как типичное растение тропических экваториальных лесов. На самом деле в густом лесу можно встретить только лазающие пальмы — лианы. Настоящие пальмы обычно растут на полянах, в подлеске разрежённого леса, на опушках вдоль рек, отдельно или небольшими группами в саванне. Ведь пальмам нужно много простора и света. В остальном эти растения выносливые, неприхотливые.

   Видов пальм очень много. И почти от каждой человеку есть польза.

  Финиковая пальма даёт сладкие плоды финики. В Северной Африке — это основная пища человека. Скот кормят мелкими финиками и их косточками.

 

     Плоды масличной пальмы содержат много жира, из них выжимают пальмовое масло.

   А у саговых пальм в сердцевине ствола есть крахмалистая масса, которую промывают, а затем измельчают. Получается беловатая крупа — саго, из которой делают лепёшки, кашу и муку.

   Молодые нераспустившиеся листья некоторых пальм употребляют в пищу. В отваренном виде их называют пальмовой капустой, хотя по вкусу они скорее напоминают не капусту, а спаржу.

 

Слайд 21

Жители островов Океании питаются плодами кокосовой пальмы. В незрелых кокосах содержится кокосовое молоко — хорошо утоляющий жажду сладкий сок. А из волокнистой оболочки зрелых орехов делают верёвки, циновки, веники. Эту оболочку называют койра, а высушенное ядро зрелых орехов копра. Из копры на заводах извлекают кокосовое масло. Койра и копра — основной продукт экспорта (вывоза) многих приморских тропических стран.

В нашей стране нет дикорастущих пальм. Но у нас эти растения разводят для декоративных целей. Стройные, высокие пальмы всегда производили на людей большое впечатление. Пальмовая ветвь и поныне служит одним из символов мира.

 

Слайд 22

−  А многие травянистые растения растут прямо на стволах деревьев. Например, лианы.

- Тумба-Юмба предлагает нам самим узнать о самых распространенных растениях экваториального леса – лианах. На с. 90 читаем 3 абзац со слов «Одна из…».

         Чтение статьи вслух.

− Что вы запомнили о лиане? (Лазающее растение, обвивает деревья до самых верхушек, длина 300 м, толщина 20 см)

 

         Слайд 23

− Пора сделать привал и подкрепиться. Посмотрите, какое удивительное дерево. На что похожи его плоды? (на булки).

− Оно и называется хлебным. Конечно, на нем не растут ни батоны, ни булочки, а круглые тяжёлые плоды по 30 кг каждый. Почти столько, сколько весит каждый из вас. Из их мякоти соплеменники Тумбы-Юмбы пекут в золе лепёшки, похожие по вкусу на настоящий хлеб.

 

Слайд 24

Просмотрите слайд.

− Значит, родина шоколадок –  экваториальные леса.

 

Слайд 25

Как, впрочем, и кофе.

 

Слайд 26

− И еще один интересный факт. В экваториальных лесах растет интересное дерево – гевея (каучуковое дерево). Местные жители с древних времен из сока этого дерева изготавливали себе непромокаемую обувь.

Слайд 27

Орхидеи — дочери влажных тропических лесов, наряжаются в ярчайшие платья самой причудливой расцветки и формы. Их крупные нежные цветы похожи то на фантастических бабочек, то на гигантских золотистых пчёл, то на снежно6елых голубей, то на сказочные лучистые звёзды. К тому некоторые орхидеи так чудесно благоухают, что в сравнении с их нежным ароматом даже запах розы может показаться грубым...

Но добывать эти поистине роскошные растения нелегко, а зачастую даже опасно. Их разыскивают и собирают профессиональные «охотники за орхидеями» — люди отважные и сильные. Самые красивые цветы можно найти лишь в труднодоступных дебрях. И поселяются они не на земле, как их менее привлекательные сородичи, а высоко-высоко на стволах больших деревьев. Орхидеи укореняются в трещинах коры, где скапливаются пыль, обломки веток, опавшие листья. В такой почве орхидеи находят для себя достаточно питательных веществ. Воду же они всасывают прямо из всегда влажного воздуха тропического леса.

Лесные красавицы орхидеи не причиняют дереву-хозяину никакого вреда. Они не живут его соками. Они —лишь квартирантки и заселяют лесные «мансарды — верхние, освещённые солнцем этажи тропического леса.

 

Слайд 28

Впрочем, большинство цветов этих лесов привлекают внимание своими яркими красками.

 

 

VI.           Этап применения знаний и способов деятельности              

 

Слайд 29  

− Прежде, чем отправиться домой, выясним, что мы узнали за наше путешествие. Работать будем в 4-х группах . Каждая группа получает свое задание (см. Приложение-зелёные листки ) и работает над ним 3 минуты, а затем один ученик из группы будет представлять результат работы всей группы у доски.

 

         Учащиеся работают в группах 3 минуты.

                  

V.               Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание       

 

− Ребята, вы очень много узнали об экваториальных лесах, благодаря своей любознательности и помощи Тумбы-Юмбы. Поблагодарим и попрощаемся с ним.

–  Где мы были сегодня во время путешествия?

– Что интересного узнали?

  Слайд 30

 Слайд 31 – домашнее задание

 

freziya.ucoz.ru

Человек и мир. 3 класс. Урок: Экваториальный лес

План конспект урока по предмету Человек и мир в 3 классе

Тема урока: Экваториальный лес

Цели урока:

— формировать представление об амазонском экваториальном лесе как самом уникальном лесе на Земле, занимающем самую большую площадь и выполняющем функцию легких планеты;

— развивать умения: объяснять особенности строения растений как  приспособления к условиям жизни и сравнивать;

— содействовать поддержанию интереса к изучению природы, восхищения удивительной целесообразностью строения живых организмов.

Оборудование: физическая карта полушарий, иллюстрации с изображением растений экваториального леса, фикус, бегония.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка изученного

По методике «Взаимопроверка». Вопросы и задания для работы в парах:

1. Закончи предложение: Чем дальше от экватора, тем …

2. Какая растительность произрастает там, где круглый год много тепла и влаги?

3. Какая растительность произрастает там, где достаточно тепла и влаги?

4. Какие условия характерны для жарких пустынь?

5. Почему в жарких и ледяных пустынях очень скудная растительность?

6. Закончи предложение: Чем дальше от океанов, тем …

7. Какие условия характерны для смешанных лесов?

8. Почему на некоторых участках земли находятся ледяные пустыни?

9. Какая растительность произрастает там, где тепло, но не достаточно влаги?

10. Какие условия характерны для экваториальных лесов?

На первые 5 вопросов отвечает в паре один ученик, на вторые 5 – второй. Затем ученики оценивают друг друга на основании сравнения с эталоном ответов или ответами учителя.

3. Изучение нового материала

— Сегодня мы отправимся в далекое-далекое путешествие: за моря и океаны, за дремучие леса. Куда? Отгадайте: через Атлантический океан, на материк, расположенный в Южном полушарии.

— Да, верно, в Южную Америку, а точнее в неповторимую Амазонию. Найдите на карте полушарий реку Амазонку.

— Территория бассейна этой реки и называется Амазония. Здесь находятся знаменитые амазонские экваториальные леса. Их называют легкими всей планеты. А почему, сегодня мы и узнаем на уроке. Чтобы разгадать все загадки Амазонских лесов, нам нужно попасть в самую глубь, хотя бы на километров 15. Если мы выполняем все задания, мы сможем пройти такой сложный путь.

— Итак, первое задание Экваториальные леса на карте. Цена выполнения каждого задания 2 км.

(Учитель поручает кому-то из учеников вести учет пройденных километров.)

— Посмотрите на карту и скажите, где расположены эти леса?

— Почему они называются экваториальными?

— Какие условия для произрастания растений в этих лесах? Почему? Сравните с текстом учебника.

Второе задание:

— Какие условия для произрастания растений в этих лесах? Почему?

— Сравните с текстом учебника и сделайте вывод, правильно ли мы ответили на вопрос.

Третье задание:

— Установите с помощью текста главные особенности экваториальных лесов (можно легонько карандашом подчеркнуть ключевые слова в тексте учебника).

Задания выполняются в группах или парах.

4-е задание:

— Как растения приспособились к условиям жизни в экваториальных лесах, где почти каждый день после обеда идет дождь?

— Посмотрите на два растения, которые находятся на столе (фикус и бегония). Скажите, какое из этих растений могло бы жить в условиях экваториального леса? Почему?

— Сравним наши предположения с текстом учебника и узнаем, кто прав.

После чтения текста (3-го абзаца) ученики называют растение, которое могло бы выжить в условиях экваториального леса и почему.

— Можно провести небольшой опыт: польем немного воды из лейки на лист фикуса и понаблюдаем, что происходит с водой (вода собирается в капельки, которые стекают вниз по желобку листа в районе средней жилки и черешка, а лист практически остается сухой).

— Фикус тоже родом из лесов – тропических, таких же как и экваториальные леса. Только там он растет в виде высокого дерева.

5-е задание «Чем они отличаются?»

— Сравните леса экваториальные и наши смешанные.

Предлагается для заполнения следующая таблица (здесь дается уже заполненная, которая используется в качестве эталона для самопроверки учащихся):

Признаки сравнения Смешанные леса Экваториальные леса
Условия Достаточно тепла и влаги, теплое лето, холодная зима Круглый год много тепла и влаги
Деревья:
вечнозеленые, листопадные;
высота 20 – 25 м 60 м – самые высокие, средняя высота 35 м
ярусность 1 – 2 4 – 5 (ярусность только древесного яруса)
разнообразие меньшее На 1 га – 100 видов
Другие отличия Досковидные корни,травянистые растения на стволах, много лиан

— Почему экваториальные леса богаче, чем смешанные?

— Хотя и амазонские леса богаче, разнообразнее, чем смешанные, нам все же милее наши: с белоствольной березкой, кряжестым и могучим дубом, красноягодной рябинкой… Амазонский лес интересно увидеть, но жить в нем очень трудно.

6-е задание «Найди лишнее»

А) Береза, папоротник, дуб, пальма,  лещина, осина.

Б) Кофейное дерево, шоколадное дерево, гевея, древовидный папоротник, фикус, бальса.

7-е задание:

— Прочитайте спрятанные здесь названия  растений:

Багельвеясабапанальнма

(Названия растений разбиты по слогам и частям слова: вначале читаем первый слог «ба», через несколько букв продолжение названия; в конечном итоге читаем: бальса, гевея, банан, пальма).

4. Подведение итогов

— Можете ли вы сейчас ответить, почему экваториальные леса являются легкими планеты? (Занимают самую большую площадь, очень богатые, поэтому выделяют очень много кислорода.)

— В последнее время амазонские леса стали активно вырубаться из-за ценной древесины. Что будет, если леса будут продолжать вырубать?

— На сколько километров нам удалось проникнуть вглубь амазонских лесов? За последний ответ можно еще накинуть 3 км. Сколько будет всего?

— Итак, мы прошли весь путь и о многом узнали. Понравилось ли вам путешествие?

— А что нового вы узнали?

— Что больше всего понравилось? Почему?

— Что бы вы хотели еще узнать?

5. Домашнее задание

Прочитать текст о экваториальных лесах, выполнить задания к нему; разделить текст на части, озаглавить их.

Для желающих: принести книги, в которых речь идет об экваториальных лесах или природе других территорий.

Здесь — все уроки в начальной школе

Смотрите также уроки:

Животный мир экваториального леса

Африканская саванна

Животные саванны

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

lit-dety.ru