Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Урок по окружающему миру для 1 класса "Травянистые раннецветущие растения ". Растения для 1 класса


"Мир растений" для 1 класса (познание мира)

ТЕМА  « Мир растений» Познание мира, 1 класс

Цели:

•    Познакомить детей с названиями групп растений.

•    Развивать умения различать растения, относящиеся к той или иной группе.

•    Воспитание бережного отношения, любви к природе своего края;

•    Развитие внимания, мышления, познавательного интереса и речи учащихся, развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Методы: словесные, практические, наглядные, частично – поисковые, творческие.

Методики: «Интеграция в обучении», здоровье сберегающие.

Формы работы: коллективные, индивидуальные.

Элементы творческой деятельности: выразительное чтение стихотворений, художественное чтение, составление кластера, индивидуальные сообщения детей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Растения», березка, березовый сок, подбор музыкальных мелодий, веточки сосны и ели.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А к кому и куда, вы сейчас узнаете.

 

II. Сообщение темы и целей урока.

- Отгадайте загадку: ДЫШИТ, РАСТЕТ, А ХОДИТЬ НЕ МОЖЕТ.

- Что это? (Растение)

Сегодня мы с вами отправимся в гости к Лесовичку. Который знает о растениях очень много. Но прежде прочитайте, что написано на доске.

«Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».

- Как вы понимаете эти слова? (Только природа может сделать человека добрее, богаче и красивее.)

- Вот мы и отправимся в гости к Лесовичку. Как вы думаете, где живет Лесовичок? (в лесу)

Открываем волшебные ворота.

(рассматривание картинок, звучит музыка Чайковского)                                                      

- Что растет в лесу?

- Молодцы, лес - это не просто растущие деревья, кустарники, травы.

Это волшебное царство с удивительными жителями.

С ними нас и ознакомит Лесовичок.

- А также мы узнаем, на какие группы делятся растения.

 

1.      Физминутка: Только в лес мы вошли, появились комары...

 

 

 

 

2. ДЕРЕВЬЯ

- Назовите самые высокие растения (ДЕРЕВЬЯ)

-Посмотрите, Лесовичок принес нам загадку. Давайте мы ее отгадаем.

 

Ее всегда в лесу найдешь.

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит зеленая, как еж,

Зимою в платье летнем, (ель или сосна)

- Какой самый любимый праздник детей не обходиться без елки?

 

Скоро праздник Новый год,

Встанем в дружный хоровод,

Звонко песенку споем,

Всех поздравим с этим днем.

Приготовим всем подарки,

Этот праздник очень яркий.

Варе, Маше и Аленке

Мы подарим по буренке, 

А Андрюше и Витюше -

По малине и по груше.

Саша будет рад Петрушке

И большой цветной хлопушке.

Ну, а Танечке - Танюше –

Бурый мишка в сером плюше.

Вы, друзья, гостей считайте,

Имена их называйте.

 

Практическая работа

 

- На парте у вас лежат веточки ели. Покажите их. Хорошо. Но не все правильно показали ее. Рассмотрим веточки и найдем именно веточку ели.

 

- Измерьте линейкой иголки ели и сосны.

- Как растут иголки у ели, у сосны?

- Сравните их по цвету.

- Покажите ветку сосны, ели.

- Что вы видите у этих растений вместо листьев? (Хвоинки — листики).

- Как называются эти растения одним словом. (Хвойные деревья) заполняем кластер

- Назовите хвойные деревья

 

- Ребята, посмотрите на Лесовичка, он доволен, но у него есть леса, где растут только сосны. Как называются сосновые леса? (Сосновый бор).картинка

- А еловые? (Ельник) картинка. В еловых - темных лесах находит убежище в непогоду птицы и звери.

Работа с учебником

Давайте откроем учебник на с.

- Какие деревья вы там видите? (дуб, береза, яблоня).

- Что вы можете сказать про эти деревья? (У них у всех листья)

- Это лиственные деревья, форма листа - широкая пластина.

 

Какие еще лиственные деревья вы знаете? (тополь, карагач и т д)

 - Чем отличаются деревья от других растений?

Запомним признак деревьев: у деревьев 1 твердый ствол.

Дерево - это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем - стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону.

Как вы думаете, нужны ли деревья в нашем городе? В поселке? Почему? Послушайте сообщение ученика.

 

Почему в городе нельзя обойтись без деревьев?

 

Деревья не только дают нам кислород, но оберегают наши дома от пыли, вредных веществ, принимая все это но свою листву. Вот сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном: дуб - 54кг,   клеи - 33кг, сосна - 35кг, ель – 32 кг

 

 

1.       ФИЗМИНУТКА Ветер дует нам в лицо...

 

4.   Игра "Чей листик?" - А умеете ли вы различать листья деревьев? Вот ветер-озорник сорвал листья с деревьев. Узнайте, с каких деревьев эти листочки. (Береза, дуб, каштан, клен, ива)

 

5. КУСТАРНИКИ

- Какие еще растения растут в лесу у нашего Лесовичка.

-Дети читают названия в учебнике, (сирень, тамариск, смородина)

- Чем они отличаются от деревьев? (у них нет ствола)

- А что у них вместо ствола? (ветви). Эти растения называются –КУСТАРНИКАМИ  (в кластер)

По сравнению с деревьями кустарники болеенизкорослы. У них обычно несколько тонкихстволиков. Молодые побеги кустарников быстро растут, ветвятся и покрываются корой.

 

- Кустарник - это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли.

 

Запомним признак: у кустарников несколько твердых стволов.

- Назовите известные вам кустарники. (Шиповник, бузина, сирень...)

6. ТРАВЫ

- Назовите следующие растения (учебник), которые мы видим у Лесовичка. (одуванчик, клубника, ромашка)

- Что это за растения? (травы и цветы)

 

7 Физкультминутка

 

На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь.

- Что можно сказать про них? (Это травы и цветы)

- Чем они отличаются от деревьев и кустарников?

- Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Эти растения, называются –ТРАВЯНИСТЫМИ

 

 

 

 

Травянистые растения,

имеют зеленые сочные стебли: они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет БАНАН, имеющий высоту 7 метров. Также к травянистым растениям относятся подсолнечник, зерновые и овощные культуры.

 

Запомним признак трав: у трав мягкие стебли.

Посмотрите, какая схема у нас получилась. КЛАСТЕР

 

Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травянистые растения

                   Деревья, кустарники, травы

                                

                          

                        

7. Практическая работа.

Соединить стрелками группы растений.

 

Мир растений чрезвычайно разнообразен. Посмотрите, какие они разные - и низкие, и высокие растения можно встретить не только в лесу у Лесовичка, но и на лужайке, а сколько необыкновенных красавцев можно встретить в саду!

 

8. Работа с учебником.

Давайте прочитаем об этих растениях в учебнике на с.

- Говорят: "Растение - земли украшение". Как вы понимаете смысл этой поговорки? (Ответы детей).

- Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами.

 

 

9. Игра "Отгадай цветы". - Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом (рис. 21). Да вот беда, буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов. АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН), АЗОР(РОЗА), ОНПИ (ПИОН)

- Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде. «Охранять природу - значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек

 

 

 

 

Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов - любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживаются, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида.

 

Если Я сорву цветок,

Если ТЫ сорвешь цветок...

Если ВСЕ: и я, и ты –

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты...

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только Я и ТЫ –

Если МЫ сорвем цветы...

 

10. Секрет цветов.

- И в завершении разговора о растениях я вам открою секрет цветов

 

На лугу растут разные цветы. Вы хотите собрать букет для мамы. Она любит полевые цветы.

Вы принесли и поставили цветы в вазу. Смотрите и видите: цветы в вазе почему-то не так красивы, как в поле.

Голубые колокольчики без синего неба побледнели, Лепестки самой крупной ромашки не так воздушны: их не раскачивает ветер. Желтые серединки не такие золотые: их не золотит солнце. Дикие гвоздички в зеленой траве горели, как искорки. В комнате они закрыли свои венчики.

Полевым цветам нужны ветер и солнце, небо и простор. И вы не трогайте эти цветы. - В чем же секрет полевых цветов? (Ответы детей.)

Во время прогулок в лесу, в парке, на лугу не собирайте цветов,  не ломайте и не рубите ветки деревьев и кустарников.

Наблюдайте природу, любуйтесь ее красотой. Постарайтесь сделать все, чтобы сохранить эту красоту

 

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля!

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

 

IV. Рефлексия.

- У вас на партах лежат цветы. Изобразите на них своё настроение. А теперь каждый цветочек прикрепим на наше дерево. Вот с каким настроением мы заканчиваем наш урок. Я думаю, что радость,

доброта и улыбка всегда помогут человеку.

 

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

 Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

 

V. Подведение итогов.

- Что нового для себя вы сегодня узнали из нашего путешествия?

- О чем сможете рассказать дома родителям?

- Докажите, что растения живые. (Они растут, размножаются, умирают.) На какие группы делятся растения?

- Понравился вам урок? Продолжите предложение, выбрав начало словами... «Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)».

 

 

infourok.ru

Конспект урока для 1 класса "Группы растений, органы растений и их функции"

Алдашева Урал Жанбатыровна

Учитель начальных классов

Кантемировской ОШ

Тайыншинского района

Северо Казахстанской области

Класс: 1

Предмет: Познание мира

Урок: 22

Тема: «Группы растений, органы растений и их функции»

Цель: Познакомить с группами растительного мира.

Задачи:

Развивающие: умение определять цели предстоящей учебной деятельности; делать выводы, задавать вопросы; умение планировать своё высказывание по заданной ситуации; умение слушать и оценивать ответ по содержательности; развивать умения сравнивать предметы и по отличительным признакам объединять растения в группы. Развивать умения анализировать картинки и различать по существенным признакам растения

Образовательные: познакомить с группами растений, с видами культурных растений и со значением культурных растений для человека; расширить знания учащихся о природе; учить распознавать съедобные и несъедобные грибы.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование – интерактивная доска, слайды, картинки, рисунки, учебник, рабочая тетрадь.

1.Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2.Повторение пройденного.

Слайд 1 -2

- Сегодня у нас необычный урок. Это урок – путешествие. Сегодня мы будем путешествовать по одному из царств природы и продолжим изучать мир, который нас окружает, поэтому повторим изученное: влияние сезонных изменений в природе на жизнь растений.

Слайд №3

Работа по рисункам.

- Назовите времена года? Назовите месяца каждого времени года.

- Назовите времена года.

- Назовите названия осенних месяцев.

-Назовите явление природы, которое бывает только осенью?

- Какие изменения в природе произошли с наступлением холодов?

- Что произошло с растениями?

Игра «Какая картинка лишняя и почему?»

Слайд №4

- Какая картинка лишняя?

-На какие 2 царства можно разделить оставшиеся картинки?

(царство растений и царство животных)

- Чего больше растений или животных?

- Так как вы думает, в каком царстве мы сегодня будем путешествовать?

-Правильно в царстве растений. Сегодня мы узнаем, на какие группы делятся растения и чем отличаются друг от друга. На какие виды делятся растения. Какие органы бывают у растений.

3. Объяснение нового материала.

-Растения – это часть живой природы. Они растут и в лесах, и в степях, и в горах, и в воде.

У растений как и у животных и у человека есть органы. Это- стебель, лист, корень, цветок и плод. У каждого органа существуют свои функции, можно сказать обязанности. Например – корень, он удерживает растение на почве от сильного ветра и наводнения, листья задерживают влагу и не дают засохнуть растению, по стеблю движутся все питательные вещества, цветок превращается в плод и семя для размножения растений на земле. Вот так каждый орган выполняет свою функцию. Если один орган перестанет выполнять свою работу, растение погибнет, поэтому каждый орган очень важен.

Слайд № 5

- Одни части растений растут на земле, а другие под землей. Их так и называют подземные и наземные части растений.

Слайд № 6

-А вы знаете, что растения живут в группах. Одни на верхнем ярусе, другие ниже, а третьи и совсем низко.

-Рассмотрите картинки. Какие растения вы видите? Сделаем вывод. На какие 3 группы можно разделить растения?

- Деревья, кустарники и травы.

Поговорим о деревьях. Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону. Они не только дают нам кислород, но и защищают от пыли.

Слайд № 7

Деревья бывают двух видов – лиственные и хвойные. В чем различие хвойных деревьев от лиственных?

- Назовите лиственные деревья. Хвойные?

Слайд №8

- следующая группа растений это кустарники. Кустарник – это растение с несколькими небольшими стволами, с ветвями, начинающимися сразу от земли. Они ниже деревьев. Кустарники ты мог видеть в саду. Это смородина , малина, крыжовник, жимолость, сирень…

- Назовите известные вам кустарники.

- Отличительные признаки разных групп растений.

Слайд №9

Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Живут травы недолго. Обычно один или два года. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту 7 метров. Также к травянистым растениям относится подсолнечник, зерновые и овощные культуры.

Слайд № 10

4.Физминутка «Елочка»

Слайд № 11

5.Письменная работа в рабочих тетрадях.

- подчеркните только лиственные деревья

- листочки потерялись

«С какого дерева листочки?»

-Молодцы справились с заданием

6. Это интересно!

-Мы продолжаем знакомиться с группами и видами растений.

- Дикорастущие растения – эти растения произрастают где им удобно и есть благоприятные условия для жизни. Они не все приносят пользу и полезны для человека.

Культурные растения – растения, которые выращивает человек, растения, которые приносят пользу человеку, они играют огромную роль в жизни человека. Приносят на наш стол овощи, фрукты, лекарства и здоровье.

Слайд № 12

Слайд № 13

- Почему вдруг доктор на картинке?

О каких растениях мы будем говорить?

Загадки

Растение, которое заживляет раны. А его название говорит о том, где оно растет. Как называется растение? (подорожник)

На зеленой хрупкой ножке

вырос шарик у дорожки.

Ветерок прошуршал

и развеял этот шар. (одуванчик)

Лекарственные растения — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения лекарств. В качестве лекарственных растений в начале широко используются: алоэ, брусника, зверобой, календула, клюква, малина, мать-и-мачеха, мята, облепиха, подорожник, ромашка, солодка, тысячелистник, шалфей, шиповник и многие другие.

-Грибы – это особое царство, так как относятся и к растениям и животным.

-Какие грибы ядовитые?

-Какой гриб растет под березой? Под осиной? В каком названии гриба есть название животного?

Слайд №14

6. Игра "Отгадай цветы”.

- Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом. Да вот беда, буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.

АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН), РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН)

Слайд №15

Если Я сорву цветок,

Если ТЫ сорвешь цветок...

Если ВСЕ: и я, и ты –

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты...

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только Я и ТЫ –

Если МЫ сорвем цветы...

- А знаете ли вы, что тюльпан занесен в красную книгу. Он находится под защитой государства.

В Красной книге мы узнаем о тех растениях и животных, которые находятся на грани исчезновения. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживаются, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида.

7.Итог урока

-Мы познакомились с группами растений, что им живется не просто. Теперь вы знаете о подземных и наземных частях растений. Знаете о важности каждого органа и их функциях. Пожары, браконьеры, посетители, которые не соблюдают правила поведения на природе, приносят вред. Горят леса, гибнет природа, а ведь она приносит пользу ( кислород, продукты, вещи) и делаем вывод, что надо беречь и любить природу.

Слайд № 14

8.Игра на внимательность.

- Если я называю дерево - вы поднимаете руки вверх, кустарник – садитесь, травянистое растение – хлопаете в ладоши.

Клен, береза, сирень, помидор, ива, банан, шиповник, дуб, роза, пшеница, тополь.

- Очень важно беречь природу. И помнить, что охранять природу, значит охранять Родину!

Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь:

Всё это называется природой.

Давайте же всегда её беречь!

9.Рефлексия.

- Понравился вам урок? Продолжите предложение, выбрав начало словами… «Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)».

10.Творческое домашнее задание.

Нарисовать в тетрадке деревья и его листочки, выучить признаки растений стр. 31; проведите научное исследование и выясните, какие растения вы употребляете в пищу.

doc4web.ru

План-конспект урока окружающего мира для 1 класса по теме "Дикорастущие и культурные растения"

1

2

3

5

6

7

1.

Целеполагание и мотивация.

Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой:

Позвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда,

Мы начнём урок друзья.

Настраиваются на рабочее настроение.

2 мин

2.

Актуализация опорных знаний.

ЭОР №1

Одуванчик.

ЭОР №2

Капуста.

ЭОР №3

Липа.

Демонстрирует ЭОР и

предлагает сравнить одуванчик и капусту.

(Общее;

различия: где растут, ухаживает ли человек за ними, приносят ли пользу). Так же сравнивают липу и яблоню, крыжовник и можжевельник. (Показывает картинки)

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод, что общее у этих растений то, что это травянистые растения, оба они приносят пользу человеку; различия в том, что одуванчик растёт в поле, на лугу, а капуста в огороде, и человек за ней ухаживает. Так же сравнивают пары других растений.

6 мин

3.

Выявление места и причины затруднений.

Организует беседу по вопросам:

Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

Приведите примеры, какие растения кормят, лечат, одеваю, дают строительные материалы.

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые он сам сажает и ухаживает за ними. Приведите примеры. Как вы думаете, как называются такие растения?

Есть растения, которые растут сами, независимо от человека.

Какое название вы дали бы такой группе растений?

Приведите примеры?

Отвечают на вопросы учителя: растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей для человека.

5 мин

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

ЭОР №4

Разнообразие растений.

Предлагает дать объяснение значения слов «дикорастущие» и «культурные».

Демонстрирует презентацию.

Дети смотрят презентацию, называют каждое растение и определяют, к какой группе растений относятся.

4 мин

5.

Физкультминутка.

Организует проведение физкультминутки.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Дети маршируют на месте.

Ладонь прикладывают к глазам.

Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку».

Машут руками.

Хлопают в ладоши.

Топают ногами.

Маршируют, делают вдох – выдох.

Дети садятся на свои места.

2 мин

6.

Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.

ЭОР №5

Цветы полевые и садовые.

Демонстрирует ЭОР, просит определить название растения и группу, к которой это растение относится (культурное или дикорастущее).

Выполняют интерактивное задание.

4 мин

7.

Самостоятельная работа и самопроверка по эталону.

Организует работу по учебнику на стр. 73.

Найдите в учебнике дикорастущие и культурные растения, обозначьте разными фишками, проверьте себя на «Страничках Умного Совёнка».

Обсуждают информацию учебника через побуждающий диалог, работают самостоятельно в парах, выполняя задание на стр. 73 учебника и проверяют себя на стр. 93

6 мин

8.

Включение в систему знаний и повторение.

Организует работу в тетради на стр. 56 задания №1, 2.

Организует игру «Мальчики-девочки». Если называет дикорастущее растение, встают мальчики, если культурное – девочки.

(Лопух, крапива, гладиолус, лебеда, смородина, капуста, берёза, астра, подорожник, клубника, роза, липа).

Осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания.

Выполняют игровые упражнения, повторяя культурные и дикорастущие растения.

7 мин

9.

Рефлексия.

Итог урока.

Проводит рефлексию по вопросам:

- Какой вывод для себя вы сделали?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднения?

- Оцените свои достижения на уроке?

_ Давайте подведём итог урока, для этого воспользуемся фразами: «Я узнал…», «Я удивился…», «Я запомнил…».

Высказывают свое мнение. Оценивают себя и своих товарищей.

3 мин

10.

Домашнее задание.

Дает домашнее задание:

нарисуйте одно культурное и одно дикорастущее растение, которые растут на территории нашего посёлка, напишите их название и что особенного в этих растениях.

Это будет наша энциклопедия «Растения посёлка Мучкапский».

1мин

40 мин

multiurok.ru

Этапы развития растений презентация 1 класс — Блог Милы

Сейчас по ФГОС дети в рамках школьной программы должны вести проектную деятельность. По окружающему миру в первом классе был обязательным к выполнению один проект — по теме «Растения» (все остальные презентации были рекомендованы к выполнению, но не обязательны). Дети должны были посадить семя какого-нибудь растения, выращивать его и фотографировать этапы его развития. Вот какая Этапы развития растений презентация у нас получилась.

Мы изучали этапы развития растений на примере кабачка (честно говоря, не самое удачное растение для комнатных условий — требует довольно много места, но мы справились).

1.

посадили семечко в землю

2.

семечко взошло

3.

появились первые настоящие листья

4.

кабачок быстро растет

5.

пе5рвое цветение (мужские цветы)

6.

первый женский цветок

7.

завязался первый плод

8.

плод кабачка быстро растёт

9.

за растением нужно ухаживать: если его не поливать, то оно погибнет

Презентацию мы оформили в виде таблицы с фотографиями и описанием этапов развития кабачка по датам. А выросший кабачок принесли на урок показать одноклассникам и учительнице.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ

laksena.ru

Урок по окружающему миру для 1 класса "Травянистые раннецветущие растения "

Травянистые раннецветущие растения.

Р.к. Первоцветы Кирилловского района.

Ход урока:

 

1.    Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня у нас опять необычный урок. Необычный потому, что у нас присутствуют гости и наше весёлое Солнышко. Оно вам вновь улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению.

         - А теперь давайте настроимся на работу: откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

Я желаю вам успехов!

 

2.    Актуализация знаний и сообщение темы урока.

- Ребята, но в каждом деле нужна разминка. Поэтому вспомните, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке окружающего мира?

( О том, что скоро наступит весна)

Работа в четвёрках.

   - А сейчас поиграем в игру “Выбери правильный ответ”.

вам на карточках дан тест, ваша задача выбрать правильный ответ, напротив выбранного ответа поставьте плюсик.

1. После какого времени года наступает весна?

  • Лето.

  • Зима.

  • Осень.

 2. Как в народе называют весну?

  • День года.

  • Утро года.

  • Ночь года.

3. Кто плачет только весной?

  • Дети.

  • Сосульки.

  • Взрослые.

4. Что происходит со льдом на реке весной?

  • Ледопрыг.

  • Ледобег.

  • Ледоход.

5. Какие птицы прилетают весной первыми?

  • Ласточки.

  • Соловьи.

  • Грачи.

6.Что появляется на полях, когда тает снег?

  • Проталинки.

  • Заталинки.

  • Обталинки.

-Проверка .        (поднимите руку у кого все правильные ответы?

Поднимите руку у кого есть ошибки?)

Таким образом, давайте не будем больше допускать ошибок, будем слушать внимательно  и всё запоминать.               

Весна как девчонка игривая,

Ручьями задорно поёт,

На лоно природы зовёт.

- Ребята, весна приглашает нас в гости на лесную полянку.

(Вывешивается картина весенней лесной поляны)(картина на которой изображены голые деревья и кустарники)

- Ребята, а какие объекты живой природы вы видите на этой прекрасной поляне? (Мы видим деревья).

Нравится ли вам эта полянка?

- А можно ли эту поляну сделать ещё более красивой? Как?

(Украсить цветами)

- Верно, украсят нашу полянку цветы , но непростые, а необычные. А какие – вы прочитаете сами в телеграмме, которую до урока принёс почтальон. Но он так торопился, что вписал туда лишние буквы: КМЛ.

Работа в парах.

Зачеркните их и прочитайте название растений: КПЛЕРЛВКОМЦКВЛЕМТКЫ

- Какое слово получилось?

ПЕРВОЦВЕТЫ.

- Как вы думаете, что это за цветы?

Тайна цветов скрывается в названии.

Кто разгадал эту тайну?

(Цветы, которые появляются первыми)

- А еще их называют раннецветущие, почему?

(Они зацветают ранней весной)

Травянистые раннецветущие растения.

Р.к. Первоцветы Кирилловского района.

-Назовите тему урока.

Раннецветущие растения. Первоцветы.

Цель. Научиться различать раннецветущие растения.

-Деформированный план.

1).Работа в парах.

2).работа в группах

3) работа с учебником

4) работа с тетрадью

Откройте, пожалуйста, учебник на странице 48-49

- Представьте, что мы летим с вами на вертолёте.

Маша и Миша зовут нас в полёт,

Сядем, друзья, поскорей в вертолёт!

Мы над полями и над лесами

Быстро летим под облаками.

Будем внимательны, будем дружны,

Чтобы увидеть приметы весны!

- Можем ли мы увидеть с вертолёта, цветущие деревья и распустившиеся листочки?

( нет)

- Мы можем увидеть только изменения окраски кроны деревьев и кустарников?

(да. Ивы и орешник нам кажутся жёлтыми шарами, а у осины нежный зелёный цвет).

- Лишь спустившись   на землю можно рассмотреть цветущие деревья и кустарники.

- Рассмотрите рисунок-подсказку левого разворота.

- Прочтите названия деревьев и кустарников.  

Орешник

Ива

Осина

 - Внимательно рассмотрите веточки, чем они похожи ? ( Все они цветут, но листьев нет , у них  

        есть «серёжки»)

 -Чем отличаются друг от друга? ( «Серёжки» на разных растениях разные)

 - Орешник или лещина – это кустарник цветёт в апреле, В наших лесах он не встречается.

- По берегам лесных рек, по ручьям, канавкам растет ива. 

А сейчас давайте послушаем сообщение которое приготовил нам ученик.

  -Когда еще лес не оделся зеленью (ранней весною). Цветет ива желтыми пуховинками. Особый   род ивы называется вербой. Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветет она, когда еще лежит в лесах не растаявший снег. Цветение вербы – верный признак прихода весны.

Что нового узнали о иве?

Верба, верба, верба,

Верба зацвела.

Это значит верно,

Что весна пришла.

        (А. Барто)

-Осина весну встречает рано, зацветает вслед за ольхой и лещиной, соцветия – серёжки

-После цветения созревают мелкие плоды-коробочки, наполненные крошечными лёгкими  семенами. У каждого семени парашют из тонких волосков, пух. На этих парашютах будущие осинки летят туда, куда их несёт ветер.            

 -Растут ли в наших краях ивы и осины? ( Растут)

Таким образом, нас окружают много интересных кустарников и деревьев, которые имеют свои характерные особенности.

Физкультминутка.

Мы приходим с вами в лес.Сколько здесь вокруг чудес!На опушке посидели,Всё вокруг мы посмотрели.Отправляемся вперёд –Нас дорога вдаль зовёт.Посмотрели вправо, влево,Наклонились и присели,Заниматься тихо сели.

а) знакомство с раннецветущими травянистыми растениями.

- а сейчас, Давайте прогуляемся по весеннему лесу вместе с Машей и Мишей.

- Весна – пора пробуждения природы. Солнце светит ярко и посылает на

землю много тепла. Тает снег, и появляются первые весенние цветы.

- Ребята, а кто из вас знает, как называются цветы, появляющиеся ранней

весной?

(Это подснежники).

- Верно, ребята! (выходит ученик с рисунком подснежника, читает

стихотворение и крепит рисунок на доску).

                                               

Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется подснежник!

- Ребята, едва сходит снег, зацветают травянистые растения, которые назвали подснежниками. Кто-то говорит, что подснежник голубой, как весеннее небо, другие утверждают, что он золотистый, как солнечный луч, а третьи твердят, что он белый, как снег, который не успел растаять. Кто же из них прав? Как ни странно все! Часто подснежниками называют любые цветы, которые первыми показываются из-под снега – порой даже прежде, чем он сойдёт. Среди всех так называемых подснежников есть один настоящий – галантус. Это многолетнее растение, выпускающее ранней весной два узких листа и стрелку с белым изящным цветком. Издавна подснежник считался символом надежды. Старинная легенда рассказывает, что в момент изгнания Адама и Евы из рая было холодно, шёл снег, и Ева озябла. В утешение ей несколько снежных хлопьев превратились в цветки подснежника – вестника весны.

- А какие ещё цветы часто так же называют подснежниками?

А теперь, давайте рассмотрим рисунок-подсказку правого  разворота.

- Прочитайте названия цветов, рассмотрите их внимательно

  1. Перелеска

  2. Первоцвет

  3. Ветреница

  4. Мать-и-мачеха

  5. Хохлатка

  6. Прострел (сон-трава)

Об одном из раннецветущих растений нам сегодня расскажет…

(подготовленные заранее дома ученик, называют растение, читают стихотворение, крепят рисунок на доску).

      Медуница.

Что случилось с медуницей,

Медуницей-небылицей?

Вроде розовой была?

Посинела… Отцвела!

 

         - Ребята, медуницу ещё называют цветок-колдунья, потому что от весны до осени она четырежды меняет окраску своих лепестков. Сначала колокольчики розовые, потом становятся пурпурными, затем фиолетовые, а когда начнут отцветать, они уже синие, поблёкшие.

Спасибо, ……..

- А Какие цветущие травянистые растения видят Миша и Маша? (ветреницу, и мать- и -мачеху)

-что вы можете рассказать об этих растениях?

- Ветреница цветёт всего несколько дней. Очень любит свет и стараются закончить своё развитие раньше, чем лес оденется листвой.

Мать-и мачеха самый смелый весенний цветок.  

         - Это растение получило такое название за то, что его цветок на тонком стебельке качается даже от лёгкого ветерка. К тому же это растение ядовито. Содержащиеся в нём вещества действуют на сердце. Но листья ветреницы используют в медицине, как потогонное и усиливающее действие почек и лёгких средство.

           

Узнайте по описанию о каком знакомом цветке идёт речь:

- этот весенний цветок  называют ещё золотыми ключиками. В конце весны это растение  украшается прелестными жёлтыми цветками, собранными в группы, и напоминающие связку миниатюрных ключиков. (первоцвет)

- Цветки лиловые или фиолетово-розовые, собраны в кисть. У каждого цветка венчик из четырёх сросшихся лепестков, верхний со шпорцем. Растение лекарственное.(хохлатка)

- Стоит земле освободиться от снежного покрова, как в тенистых лесах зацветает маленькое растение с голубыми листами.( печёночница,)

А сейчас ,ребята давайте немного поработаем с текстом, у вас на столе у каждого лежит научный текст, который я нашла из очень интересной энциклопедии. Прочитайте его внимательно и карандашиком отметьте ,те выражения, которые относятся к нашему плану, внимание план на доске, но вам нужно не просто подчеркнуть нужные слова, но еще и рассказать нам об этом растении по нашему плану .

Расскажи по плану.

1. Внешний вид растения.

2. Где растёт.

3. Как используется в медицине.

 

 - Подснежником называют и прострел или сон-траву. Ранней весной в сосновом бору можно увидеть фиолетовые цветы на короткой ножке. Почему же прострел зовут сон-травой? Существует поверье, что люди, попавшие вечером на поляну с этими цветами, якобы засыпают от испарения растения. Однако, оно, хотя и ядовито, такого действия не оказывает.  

!найти как исп. В медицине!!!!!!!

- а сейчас я предлагаю вам открыть рабочие тетради на странице 33 и раскрасить тот цветок ,который больше всех вам запомнился, больше всех вам понравился, не забудьте подписать название вашего цветка, если затрудняетесь, можно использовать рисунки правого разворота    учебника.

5.Динамический момент урока « Экскурсия в музей первоцветов»

( дети проходят по рядам друг за другом и любуются рисунками своих одноклассников), выбирают самые лучшие рисунки.

беседа с учащимися об охране первоцветов.

- Итак, ребята, вот и познакомились мы с растениями-первоцветами. Они не только радуют наш взор, но некоторые из них приносят большую пользу человеку – возвращают здоровье, помогают бороться с болезнями.

- Как называются такие растения?

(Лекарственные).

- Ребята, к сожалению, многие раннецветущие стали очень редки в наших краях. Многие из них погибают, сорванные любителями весенних букетов. Все ранневесенние растения цветут всего лишь несколько дней. Стоит ли рвать эти цветы, если стоят они в доме лишь всего 1 день, а то и меньше?

- Ребята, берегите первоцвет! Ведь многое из них занесены в Красную книгу, то есть находятся под охраной нашего государства. Собирать их и продавать запрещено Законом. И если бы цветы могли говорить, они попросили бы о помощи, о пощаде! Природу легко уничтожить, труднее её сохранить для будущего. А наша с вами задача – беречь каждую былинку, каждый цветочек! Всё живое на Земле!

Чтение стихотворений детьми

Если я сорву цветок,Если ты сорвешь цветок,Если все: и я и ты,Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляныИ не будет красоты.Дерево, цветок, трава и птицыНе всегда умеют защититьсяЕсли будут уничтожены они,На планете мы останемся одни!

 

творческая работа учащихся

- А теперь давайте полянку делать ещё более красивой.

(со стола ученики берут рисунок цветка и украшают им полянку, называя его название, звучит весенняя мелодия).

- Ожила полянка, запестрела цветами. Посмотрите ещё раз на неё.

- Какой она была в начале урока?

- А какой стала теперь?

- Благодаря кому она так похорошела?

 

5.    Итог урока.

- Ребята, к сожалению, наш урок подходит к концу, поэтому давайте подведём его итог.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам особенно запомнилось?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

(Дети отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение)

- Ребята, а теперь посмотрите друг на друга. Что вам хочется сделать?

- Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь мне!

- Какое у вас настроение?

- У меня тоже прекрасное настроение, как и у нашего Солнышка, потому что вы порадовали и меня и гостей.

Спасибо вам!

- На земле должно остаться много первоцветов. Не будем губить эти растения, собирать их в букеты. Пусть наш класс будет украшать веселая цветочная поляна, сделанная своими руками.

Выберите тот цветок, который соответствует вашему ощущению от урока.

Если на уроке вам всё было понятно, не было затруднений – прикрепляете цветок синего цвета.

Если вы чувствовали себя неуверенно, были затруднения при выполнении заданий – прикрепляете цветок красного цвета.

infourok.ru

Конспект урока для 1 класса "Растения"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 1 класса "Растения" для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Конспект урока по окружающему миру

на тему «Растения»

1 класс

Развивающая система Л.В. Занкова

Подготовила:

учитель начальных классов

Ладыгина Елена

Владимировна

Белгород – Прохоровка, 2013

Цель урока: организация работы по формированию понятия «растение».

Планируемые результаты (предметные):

  • обучающийся научится определять понятия «растение», «дерево», «кустарник», «травянистое растение»;

  • различать и называть основные части растений, использовать иллюстративный материал;

  • обучающийся получит возможность научиться соблюдать правила экологического поведения в природной среде, описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы обучения: фронтальная, парная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский.

Основное содержание темы, понятия и термины:

  1. Растения: деревья, кустарники, травы.

  2. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

Образовательные ресурсы:

  1. Дмитриева Н.А., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1класса: в 2 частях. - Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.

  2. Дмитриева Н.А., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс. - Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2012. 56с.

  3. Гербарий травянистых растений, рисунки с изображением растений. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л.В.Занкова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zankov.ru.

Ход урока

1.Организационный этап.

 Есть просто храм, есть храм науки,А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими рукиНавстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время суток,Открыт для нас в жару и стынь,Входи сюда, будь сердцем чуток,Не оскверняй его святынь. С.Смирнов

- Проверим готовность к уроку.

Личностные УУД: интерес к учебному материалу.РегулятивныеУУД: волевая саморегуляция.

2. Проверка домашнего задания.

(Звучит музыка «Времена года» П.И.Чайковского.) 

Учащиеся рассказывают о погоде сегодняшнего дня. Называют основные признаки осени. Как эти изменения в неживой природе влияют на живую природу. (О растениях, животных, человеке.)

- Чтобы вы предложили делать своим товарищам, чтобы не заболеть?(Делать утреннюю зарядку, обтираться или обливаться водой, проветривать комнату, пить травяные чаи, соки, гулять на свежем воздухе.)

ЛичностныеУУД: формирование здоровьесберегающего поведения.ПознавательныеУУД: находить несколько вариантов решения поставленной задачи.

3. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята подготовили загадки к уроку:

Стоят в поле сестрички: Желтый глазок – белые реснички.(СЛАЙД 2Ответ: ромашки.)

В шубе летом, А зимой — раздеты Их весной и летом Видим мы одетыми. А осенью с бедняжек Сорвали все рубашки, Но зимние метели В меха их разодели. (СЛАЙД 3Ответ: деревья.)

Чёрных ягод пышный куст – Хороши они на вкус! (СЛАЙД 4Ответ: смородина.)

- Как можно назвать все отгадки одним словом? (СЛАЙД 5Растения.)- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?- Познакомимся с видами растений, узнаем, из каких частей они состоят.

ЛичностныеУУД: положительное отношение к познавательной деятельности.РегулятивныеУУД: формирование учебной задачи.ПознавательныеУУД: понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ.КоммуникативныеУУД: формирование собственного мнения.

4. Подготовка к работе на основном этапе. СЛАЙД 6

Работа с гербариями в группах.Задача: внимательно рассмотреть растение, описать внешний вид, рассказать, что знают об этом растении. Выделить общие части всех травянистых растений: корень, стебель, листья, цветок, плод и семена.

ПознавательныеУУД: анализ изучаемых объектов окружающего мира (растений) с выделением их частей.РегулятивныеУУД: принятие и сохранение учебной задачи.КоммуникативныеУУД: умение контролировать действия партнёра.

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа с учебником с.22.- Давайте проверим, правильно мы выделили части растений?- Найдите и назовите на рисунке части растений.- Какие части растения расположены над землёй?- Зачем растению корень?- Объясните народные приметы.- Как природные явления влияют на жизнь растений.

Игра «Не ошибись».

Ребятам нужно назвать части растений (на рисунках). Если ученик ошибается, то остальные хлопают в ладоши. СЛАЙД 7

Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, использование знаково-символических средств, установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.Коммуникативные УУД: учёт разных мнений, выработка единого решения.

Физкультминутка «Рябина»

На холме стоит рябинка Держит прямо, ровно спинку.Ей непросто жить на свете:Ветер крутит, вертит ветер. Но рябинка только гнётся, Не печалится – смеётся. Вольный ветер грозно дует На рябинку молодую.

Личностные УУД: формирование здоровьесберегающих технологий.

6. Реализация построенного проекта.

Игра «Угадай растение» (используются картинки на доске).- У него зелёные листья. Что это?- У него есть листья и корень. О чём речь?- У него есть листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое?- Какой существенный признак помог определить растение?- Какие признаки относятся ко всем трём группам растений?- Назовите существенный признак, который поможет определить кустарник, травянистое растение?

Работа с учебником с.23  (в парах).Задача: определить, какому из растений на рисунке соответствует понятие «дерево», «кустарник», «травянистое растение». Назвать его части. Сравнить их.

Личностные УУД: положительное отношение к исследовательской деятельности.Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.Коммуникативные УУД: договариваться с партнёром, использовать в общении правила вежливости.

7. Первичное закрепление во внешней речи. СЛАЙД 8

Представленные рисунки растений классифицировать по критериям в таблицу:

Деревья

Кустарники

Травянистые растения

ДубЕль

ШиповникКалина

ТюльпанПолынь

Задание выполняется по цепочке. Каждый ученик выходит и прикрепляет карточку в нужный столбик.

Личностные УУД: формирование представления о природоохране и ЗОЖ.Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.Познавательные УУД: общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – осуществление сравнения, синтеза.Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Физкультминутка.

Мы листики осенние.На ветках мы сидим.Дунул ветер – полетели.Мы летели, мы летелиИ на землю тихо сели.

Ветер снова набежал И листочки все поднял.Закружились, полетелиИ на землю тихо сели.

8. Самостоятельная работа.

Выполнить задание №19 в рабочей тетради.Задача: дорисовать недостающие части растений и соединить линией каждое растение со словом – понятием.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция.

9. Включение в систему знаний и повторение.

Повторение учебного содержания организуется при выполнении задания №20 в рабочей тетради (непрерывность учебного содержания).- На какие группы можно распределить объекты природы. - Назовите растения для каждого понятия.Наклеить изображение в соответствующий квадрат таблицы.

Личностные УУД: иметь представление о границах собственного знания и «незнания».Познавательные УУД: использование знаково – символических средств для решения задачи.Регулятивные УУД: прогнозирование.

10. Рефлексия учебной деятельности. СЛАЙД 9

Урок:

  • привлек меня тем ...

  • показался интересным ...

  • взволновал ...

  • заставил задуматься ...

  • навел меня на размышления ...

Познавательные УУД : умения структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.Регулятивные УУД: осознание того, что усвоено, и что ещё подлежит усвоению.

docbase.org