Лекарственные растения и травы

Меню сайта

элективный курс "Биология растений, грибов, лишайников". Растения биология весь курс


Биология: уроки, тесты, задания.

    1. Направления биологии
    2. Методы исследования в биологии. Устройство увеличительных приборов
    1. Растительная клетка
    2. Ткани растений
    1. Общая характеристика бактерий, их роль в природе и жизни человека
    1. Общая характеристика грибов, их роль в природе и жизни человека
    1. Водоросли. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники
    2. Голосеменные растения
    1. Корни и корневые системы
    2. Побег: стебель, лист и почки
    3. Цветы и соцветия
    4. Плоды и семена
    1. Минеральное питание растений
    2. Фотосинтез
    3. Дыхание и обмен веществ у растений
    4. Размножение растений
    5. Рост и развитие растений
    1. Основы систематики растений
    1. Класс Двудольные
    2. Класс Однодольные
    3. Покрытосеменные растения — обобщение. Сравнение классов Покрытосеменных
  1. Класс заполнен на 100%

    1. Основные признаки животных
    1. Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики
    2. Жгутиконосцы, Инфузории
    1. Типы Кишечнополостные и Губки
    2. Тип Плоские черви
    3. Тип Круглые (Первичнополостные) черви
    4. Тип Кольчатые черви (Кольчецы)
    5. Итоговая проверка знаний по темам Плоские, Круглые и Кольчатые черви
    6. Тип Моллюски
    1. Классы Ракообразные и Паукообразные
    2. Класс Насекомые. Основные отряды
    1. Подтипы Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные
    2. Надкласс Рыбы. Классы Хрящевые и Костные рыбы
    3. Класс Земноводные, или Амфибии
    4. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
    5. Класс Птицы
    6. Класс Млекопитающие, или Звери
    1. Эволюция строения органов и их систем
    2. Многообразие видов как результат эволюции
  1. В дальнейшем в этом разделе появятся...

    1. Человек как биологический вид. Науки о человеке
    2. Ткани человека
    1. Скелет человека
    2. Мышцы, их строение и работа
    3. Болезни опорно-двигательной системы, их профилактика
    1. Внутренняя среда организма. Кровь и лимфа
    2. Система органов кровообращения
    3. Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях
    1. Органы дыхания. Механизм дыхания. Газообмен
    2. Заболевания органов дыхания, их профилактика
    1. Строение органов пищеварения
    2. Этапы пищеварения
    3. Болезни системы пищеварения и их предупреждение
    1. Обмен веществ и энергии
    1. Строение и функционирование почек. Заболевания органов мочевыделения, их профилактика
    1. Строение и функции кожи
    2. Гигиена кожных покровов
    1. Строение нервной системы и её значение
    2. Центральная нервная система - головной и спинной мозг
    3. Рефлекс. Дуга рефлекса
    1. Высшая нервная деятельность
    1. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор
    2. Слуховой, вестибулярный и другие анализаторы
    1. Основные секреторные железы
    2. Работа эндокринной системы и её нарушения
    1. Строение половой системы человека
    2. Оплодотворение. Беременность. Роды. Индивидуальное развитие
  1. Класс заполнен на 100%

    1. История развития биологии
    2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы
    1. Клеточная теория. Органоиды клетки, их функции
    2. Сходства и различия в строении клеток живых организмов
    3. Химический состав клетки
    1. Обмен веществ и энергии в клетке
    2. Питание клетки. Фотосинтез
    3. Хранение и передача генетической информации. ДНК и РНК. Генетический код
    4. Биосинтез белка
    1. Деление клеток. Митоз и мейоз
    2. Формы размножения организмов
    3. Индивидуальное развитие организма — онтогенез
    1. История развития генетики
    2. Моногибридное скрещивание
    3. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование
    4. Дигибридное скрещивание
    5. Хромосомная теория наследственности
    6. Взаимодействие неаллельных генов
    7. Генетика пола
    8. Мутации
    9. Селекция и биотехнология
    1. Организмы и среда обитания. Факторы среды
    2. Экологические взаимодействия организмов
    3. Популяции
    4. Динамика популяций
    5. Экологические сообщества — биоценоз, биогеоценоз, экосистема
    6. Взаимосвязь организмов в сообществах (пищевые цепи, трофические уровни, экологические пирамиды)
    7. Сукцессии
    8. Биосфера
    9. Влияние человека на окружающую среду. Охрана природы
    1. Вид, критерии вида. Биологическая классификация
    2. Наследственность в популяциях
    3. Изменчивость организмов
    4. Развитие эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина
    5. Борьба за существование и естественный отбор
    6. Видообразование или микроэволюция
    7. Макроэволюция. Основные закономерности эволюции
    1. Основные гипотезы происхождения жизни
    2. Развитие жизни на Земле
    3. Антропогенез (эволюция человека)

www.yaklass.ru

Биология - весь школьный курс 2.0.1 apk free Download

Description

Лучшая шпаргалка по биологии!Содержит материал по всем разделам школьного курса.Справочник поможет систематизировать знания, подготовиться к урокам, контрольным работам, а также к ОГЭ и ЕГЭ.В приложении вы найдете:Биология как наука. Методы научного познания:- Биология как наука- Уровневая организация и эволюция- Биологические системыКлетка как биологическая система- Современная клеточная теория- Прокариотические и эукариотические клетки- Химический состав клетки- Углеводы и липиды- Белки и нуклеиновые кислоты- Строение клетки- Обмен веществ и превращения энергии- Брожение и дыхание- Фотосинтез и хемосинтез- Генетическая информация в клетке- Биосинтез белка и нуклеиновых кислот- Хромосомы, их строение и функции- Жизненный цикл клетки- Митоз — деление соматических клеток- Мейоз- Развитие половых клеток у растений и животныхОрганизм как биологическая система- Разнообразие организмов- Способы размножения- Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных- Онтогенез- Генетика, её задачи- Хромосомная теория наследственности- Законы наследования Г. Менделя. Законы Т. Моргана- Генетика пола. Взаимодействие генов- Генетика человека- Закономерности изменчивости- Ненаследственная и Наследственная изменчивости- Виды мутаций- Наследственные болезни человека, их причины- Селекция, её задачи и методы, закон гомологических рядов- Биотехнология. Клеточная и генная инженерия, клонированиеСистема и многообразие органического мира- Многообразие организмов, работы К. Линнея и Ж.Б. Ламарка- Царство бактерий- Царство грибов- Лишайники- Царство растений- Строение и функции органов растений- Корень, побег, почка, стебель, лист- Цветок, семя, плод- Жизнедеятельность растительного организма- Размножение растительного организма- Многообразие растений- Низшие растения. Отделы водорослей- Высшие споровые растения- Высшие семенные растения- Покрытосеменные- Роль растений в природе и жизни человека- Одноклеточные- Многоклеточные животные- Плоские черви- Круглые черви- Кольчатые черви- Моллюски- Ракообразные- Паукообразные- Насекомые- Хордовые животные- Позвоночные- Рыбы- Земноводные, или Амфибии- Пресмыкающиеся, или Рептилии- Птицы- МлекопитающиеОрганизм человека и его здоровье- Ткани- Пищеварительная система- Дыхательная система- Выделительная система- Опорно-двигательная система. Скелет- Мышцы- Покровная система- Система кровообращения- Лимфатическая система- Размножение и развитие человека- Внутренняя среда организма человека- Группы крови- Иммунитет- Обмен веществ- Витамины- Нервная система 146- Эндокринная система- Анализаторы. Органы чувств- Орган зрения- Органы слуха, обоняния, вкуса и осязания- Высшая нервная деятельность- Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление- Гигиена, здоровый образ жизниЭволюция живой природы- Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция- Эволюционная теория Ч. Дарвина- Формы естественного отбора. Виды борьбы за существование- Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции- Доказательства эволюции живой природы- Макроэволюция. Направления и пути эволюции- Гипотезы возникновения жизни на Земле- Основные ароморфозы в эволюции растений и животных- Человеческий вид. Гипотезы происхождения человека- Движущие силы и этапы эволюции человека- Человеческие расы, их генетическое родствоЭкосистемы и присущие им закономерности- Среды обитания организмов. Экологические факторы, их значение- Экологические факторы: абиотические, биотические- Антропогенный фактор- Экосистема и её компоненты: продуценты, консументы, редуценты- Структура экосистемы- Трофические уровни- Цепи и сети питания- Правила экологической пирамиды- Разнообразие экосистем- Саморазвитие и смена экосистем- Биосфера — глобальная экосистема.- Учение В.И. Вернадского о биосфере- Живое вещество, его функции- Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере- Эволюция биосферы

Editor's Comment

Old Versions

www.apkhere.com

элективный курс «Биология растений, грибов, лишайников» | DOBROSLET.RU

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чумайская средняя общеобразовательная школа»

БИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ, ГРИБОВ,

ЛИШАЙНИКОВ

Программа элективного курса

Составитель:

Носкова Евгения Николаевна

учитель химии и биологии

$

2014г.

Пояснительная записка

Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента Государ$ственного стандарта общего образования и программы среднего (полного) образования по биологии и рассчитана на 34 часа в 10 классе средней школы.

Профильное обучение направлено на дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся. Данная программа носит интегрированный характер, она объединяет химические и биологические знания в области цитологии, ботаники, микологии, микробиологии.

Значимость, роль, место курса определяется тем, что разделы курса являются важным компонентом в системе общего образования и направлена на углубленное изучение разделов биологии, на использование приобретенных знаний.

Предполагается широкое использование иллюстративного материала, выполнение лабораторных работ, использование возможностей компьютерного класса.

Цели курса: - развитие интереса при изучении биологии;

$- обеспечение углубленного изучения темы;

- воспитание культуры труда при использовании

компьютерных технологий;

Данный курс решает задачи:

- углубить знания об особенностях строения и

функционирования различных клеток;

- формировать практические умения$ и навыки в изучении

клеток бактерий, грибов, растений, животных,

- детально изучить процессы, протекающие при

катаболизме и анаболизме в клетке;

Методы работы:

- словесный ( лекция, беседа, дискуссия),

- практический (выполнение лабораторных работ),

( самостоятельное приготовление микропрепаратов),

- наглядный (демонстрации объектов, коллекций, гербариев),

- частично-поисковый, проблемный ( обсуждение путей

решения задач

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Тема 1. Растения. (23 часа )

Клетка. (1час).

Изучение клеточного строения растений с помощью увеличительных приборов. Строение растительной клетки.

Л.р. 1. Приготовление микропрепарата растительной клетки и рассматривание его с помощью микроскопа.

Ткани. (2часа).$

Рост растения и образование тканей. Характеристика тканей растений в связи с их функциями. Образовательные, покровные, основные, механические, проводящие, выделительные ткани. Ткани наружной и внутренней секреции.

Л.р.$ 2. Рассматривание под микроскопом тканей листа и стебля.

Органы растений. (7часов).

Организм растения как совокупность органов. Вегетативные и генеративные органы.

Главный, боковые, придаточные корни. Видоизменения корней. Зоны молодого корня. Корневое питание растений. Функции корня. Экологические факторы, определяющие рост корней.

Развитие побега из зародышевой почки семени. Строение почки. Конус нарастания. Разнообразие почек.

$Стебель – осевая часть побега. Внутреннее строение древесного стебля. Рост стебля в ширину. Передвижение питательных веществ по стеблю. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. Биологическое и хозяйственное значение видоизмененных побегов.

Лист – боковой орган побега. Внешнее строение листа. Разнообразие форм листьев, их видоизменения. Листья простые и сложные. Листорасположение.

Жилкование листьев. Внутреннее строение листа. Функции кожицы, устьиц, клеток столбчатой и губчатой тканей. Фотосинтез. Космическая роль растений. Дыхание листьев. Испарение воды листьями. Листопад.

Л.р. 3. Типы корневых систем.

Л.р. 4. Строение почек.

Л.р. 5. Внутреннее строение стебля.

Л.р. 6. Видоизмененные подземные побеги.

Л.р. 7. Клеточное строение листа.

Водоросли. (2часа).

Водоросли: зеленые, бурые, красные. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточ$ных водорослей. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Использование водорослей в промышленности и сельском хозяйстве.

Л.р. 8. Строение водорослей.

Высшие споровые растения. (3часа).

Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение. Роль сфагнума в образовании торфа.

Плаун булавовидный – один из древнейших представителей современных споровых растений.

Хвощи. Биологические особенности хвощей.

Папоротники. С$реда обитания, особенности строения и размножения папоротников.

Л.р. 9. Строение мха.

Л.р. 10.Строение хвоща.

Л.р. 11.Строение папоротника.

Семенные растения. (8часов).

Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных.

Роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.

Общая характеристика покрытосеменных растений. Классификация .

Цветок – видоизмененный побег, образующий семена и плоды. Строение цветка. Цветки обоеполые и однополые. Однодомные и двудомные растения.

Соцветия простые и сложные.

$Опыление и оплодотворение. Образование плодов и семян. Типы плодов.

Многообразие семян. Строение семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян.

Классы однодольных и двудольных растений. Биологические особенности семейств: пасленовых, крестоцветных, розоцветных, бобовых, сложноцветных, лилейных, злаковых.

Л.р. 12. Семена и шишки хвойных.

Л.р. 13. Строение и состав семени.

Л.р. 14. Определение цветковых растений класса Двудольные.

Л.р. 15. Определение цветковых растений класса Однодольные.$

Тема 2. Грибы. (7часов).

Общая характеристика грибов. Систематика грибов. Царство Настоящие грибы: Хитридиомицеты , Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты. Питание грибов. Размножение грибов. Дрожжи и плесени. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы – паразиты.

Л.р. 16. Получение культуры плесневого гриба. Строение мукора.

Л.р. 17. Строение шляпочных грибов.

Л.р. 18. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Л.р. 19. Грибы – паразиты.

Тема 3. Лишайники. (2часа).

Общая характеристика лишайников. Экология лишайников. Строение, питание, размножение. Симбиоз. Роль лишайников в природе.

Л.р. 20. Накипные, кустистые и листоватые лишайники.

Тема 4. Этапы развития растительного $мира. (2часа).

Возникновение жизни на Земле. Усложнение строения растений в связи с переходом от жизни в водной к жизни в наземно – воздушной среде обитания. Важнейшие изменения в архейской, протерозойской, палеозойской, мезозойской, кайнозойской эрах

Тематическое планирование

$

Тема

Количество

часов

Кол-во

лаборат.работ

1.

Растения

23

15

2.

$

Грибы

7

4

3.

Лишайники

2

1

4.

Этапы развития растительного мира

2

$

итого

34

20

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

$

Тема занятий

Дата

$Примеч.

1.

Клетка. 1час.

Л.р. 1. Приготовление микропрепарата растительной клетки и рассматривание его с помощью микроскопа.

$2.

Ткани. 2 часа.

Характеристика тканей растений в связи с их функциями.

3.

Л.р. 2. Рассматривание под микроскопом тканей листа и стебля.

$

4.

Органы растений. 7 часов.

Строение корня. Л.р. 3. Типы корневых систем.

$

5.

Развитие побега из почки.

Л.р. 4. Строение почек.

6.

Стебель – осевая часть побега.

Л.р. 5. Внутреннее строени$е стебля.

7.

Видоизменения побегов.

Л.р. 6. Видоизмененные подземные побеги.

8.

$

Лист: внешнее строение, простые и сложные листья, листорасположение, жилкование.

9.

Л.р. 7. Клеточное строение листа.

$

10.

Жизненные свойства листа: фотосинтез, дыхание, испарение воды листьями.

11.

Водоросли. 2 часа.

Биологические особенн$ости одноклеточных и многоклеточных водорослей.

12.

Водоросли зеленые, бурые, красные.

Л.р. 8. Строение водорослей.

$

13.

Высшие споровые растения. 3 часа.

Мхи. Л.р. 9. Строение мха.

14.

$Биологические особенности хвощей.

Л.р. 10. Строение хвоща.

15.

Особенности строения и размножения папоротников. Л.р. 11. Строение папоротника.

16.

Семенные растения. 8 часов.

$Общая характеристика голосеменных.

17.

Л.р. 12.$ Семена и шишки хвойных.

18.

Общая характеристика и классификация цветковых.

$

19.

Цветки, соцветия.

20.

Опыление и оплодотворение. Образование семян и плодов.

$

21.

Л.р. 13. Строение и состав семян.

22.

Л.р. 14. Определение растений класса Двудольные.

$

23.

Л.р. 15. Определение растений класса Однодольные.

24.

Грибы. 7 часов.

Общая хар-ка грибов. Царство Настоящие грибы.

25.

$

Питание и размножение грибов.

26.

$Дрожжи. Плесени.

27.

Получение культуры плесневого гриба.

Л.р. 16. Строение мукора.

28.

Л.р. 17. Строение шляпочных грибов.

29.

Л.р. 18. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

30.$

Л.р. 19. Грибы – паразиты.

31.

Лишайники. 2 часа.

Общая характеристика лишайников.

$32.

Л.р. 20. Накипные, кустистые и листоватые лишайники.

Этапы развития растительного мира. 2 часа.

33.$

Усложнения строения растений в связи с переходом от жизни в воде на сушу.

34.

Важнейшие изменения растений в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое.

$
$
$

Ожидаемые результаты

В результате посещения курса учащиеся должны:

- знать: основные особенности строения

растительной и грибной клеток, современную

биологическую терминологию и символику,

- характеризовать особенности строения ,функции клеток

бактерий, грибов, растений и животных,

- объяснять механизмы катаболизма, фотосинтеза,

- рассматривать биологические функции веществ,

- осущестлять самостоятельный поиск информации,

- приобрести опыт поиска информации по заданной теме,

составления реферата, навыки проведения лабораторных

работ

$

ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

Антеридии

Архегонии

Гаметофит

Калленхима

Ксилема

Паренхима

Пиреноиды

Симбионт

Спорофит

Таллом

Феллема

$

Филлодии

Флоэма

Эпидерма

$

Список литературы для учителя.

1. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. – М.: Дрофа. – 2008.

2. Общая биология. Профильный общеобразовательный курс. – М.: Дрофа. – 2008.

3. Захаров, В. Б.; Мамонтов, С. Г.; Сонин, Н. И.; Захарова, Е.Т. Общая биология.10 класс. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа. – 2008.

4.Иванова, Т.В.; Козлова, Т.А.; Мягкова, А.Н. Итоговая проверка знаний

учащихся по биологии. М.: - «Школа – Пресс».- 1997.

5. Мамонтов, С.Г.; Захаров, В.Б.;$ Козлова, Т.А. Основы биологии. - М.: Просвещение. – 1992.

6.Мухамеджанов, И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы. – М.: - «Вако». – 2006.

7. Общая биология. Учебник для 10 – 11 классов школ с углубленным изучением биологии./ Под редакцией профессора А.О. Рувинского.

М.: Просвещение, - 1993.

8 .Пособие по биологии для поступающих в вузы./ Под редакцией Лемезы. Минск.:- Университетское.

9. Сергеев, В. Е. Биология. Программа углубленного изучения. (Текст)/

В. Е. Сергеев. – Кемерово. – 1995.

Список литературы для учащихся.

1. Захаров, В. Б. ; Мамонтов, С. Г. ; Сонин, Н. И. ; Захарова, Е. Т.

Общая биология. 10 класс. Профильный уровень. Учебник для

общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа. – 2008.

2. Альберс, Б. Молекуля$рная биология клетки. – М.: Мир. – 1998.

3. Демьянков, Е.Н. Биология в вопросах и ответах.- М.: Просвещение.- 1996.

4. Естествознание. Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия. – 2002.

5. Ксенофонтова, В.В. Словарь – справочник по биологии для поступающих

в вузы. – М.: - 1995.

6. Реймерс, В. Основные биологические понятия и термины. – М.:

$Просвещение. – 1988.

7. Рувинский, А. О. Общая биология. Учебник для 10 – 11 классов с

углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение. – 1993.

8. Сборник тестов, задач и заданий.- М.: - Мнемозина. – 1998.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

$Сравнение сперматозоида и яйцеклетки.

1.Пользуясь учебником, изучите особенности строения

яйцеклетки и сперматозоида млекопитающих.

Приготовьте микроскоп к работе, поместите микропрепарат на

предметный столик и рассмотрите его.

Рассмотрите препараты яйцеклетки и сперматозоида, зарисуйте их, сравните.

2. Оформите отчет о работе, выполнив следующие задания:

2.1.Из слов и предложений составьте описание половых клеток.

Имеет головку, шейку, хвостик, округлая,

подвижный, есть запас питательных веществ,

неподвижная, крупная, мелкий, нет запаса

питательных веществ, их число в 4 раза больше,

мелкий, образуется меньше, чем сперматозоидов.

2.2. Какие особенности строения позволяют:

А) сперматозоиду передавать наследственную

информацию мужского организма потомкам?

$ Б) яйцеклеткам обеспечивать развивающихся

зародышей питательными веществами?

2.3. Сколько хромосом содержат:

А) зигота человека,

Б) половые клетки человека?

$

Итоговый тест.

1. Ботаника не изучает:

А. строение растений Б. взаимосвязи растений с животными

В. строение почв Г. влияние растений на окружающую среду.

2. Клеточный сок обычно заполняет:

$А. молодые вакуоли Б. ядро клетки

В. межклетники Г. цитоплазму

3. Мертвыми клетками могут быть образованы:

А. проводящие сосуды Б. клетки мякоти листа

В. верхушка стебля Г. корневые волоски

4. У лука мочковатая корневая система. Сколько семядолей в зародыше семени лука:

А. одна Б. два

В. три Г. четыре

5. Ткань, из который формируется корневой чехлик, называется:

А. образовательной Б. покровной

В. всасывающей Г. проводящей

6. Почки, из которых вырастают яблоки, называются:

А. вегетативные Б. генеративные

В. придаточные Г. верхушечные

7.Если в одном узле побега развивается более двух листьев, то располо$жение листьев на этом побеге:

А. супротивное Б. мутовчатое

В. очередное Г. спиральное

8. Сходство между корнем и стеблем проявляется в том, что оба органа:

А. растут своей верхушкой Б. делятся на одинак. функциональ. зоны

В. имеют почки Г. растут из почки

9. Из перечисленных растений устьице на обеих сторонах листа имеет:

А. пшеница Б. ряска

В. слива Г. элодея

10. Жилки листа не выполняют функции:

А. фотосинтеза Б. транспорта минеральных веществ

В. опоры листа Г. транспорта органических веществ

11. Органические вещества транспортируются по:

А. ситовидным трубкам Б. волокнам

В. сосудам Г. ситовидным трубкам, волокнам, сосудам

12. Дайте определение

Кора-

13. Дайте определение:

Ситовидные трубки-

14. Самостоятельное питание проро$стка фасоли начинается с момента:

А. появление корешка Б. выхода семядолей на поверхность

В. появление зеленых листочков Г. набухание в почве

15. Главный корень быстро отмирает у проростка:

А. моркови Б. томата

В. кукурузы Г. редиса

16. Плод-коробочка у:

А. мака Б. лещины$

В. подсолнечника Г. капусты

17. Сочный плод с большим количеством семян называется:

А. ягода Б. коробочка

В. костянка Г. семянка

18. К покрытосеменным растениям относятся все:

А. цветковые растения Б. растения Земли

В. растения, дающие семена Г. опыляемые растения

19. К однодольным растениям относят:

А. все покрытосеменные растения Б. только злаки

В. все культурные растения Г. злаки, осоки и лилейные

20. Двойной околоцветник состоит из:

А. чашечки и венчика Б. тычинок и пестика

В. чашечки и тычинок Г. пестика и венчика

$21. Органоидом, реагирующие на свет, у хламидомонады является:

А. хроматофор Б. жгутик

В. глазок Г. ядро

22. Хлорелла отличается от хламидомонады является:

А. у неё нет хроматофора Б. у неё нет жгутиков

В. она не образует спор Г. она вырабатывает меньше орган. в-в

23. Мхи относят к высшим растениям,потому что у них ест$ь:

А. ризоиды Б. хлорофилл

В. органы растения Г. споры

24. Споры от зиготы отличаются тем, что:

А. спора состоит из одной клетки, а зигота из многих

Б. зигота состоит из одной клетке

В. в споре в два раза меньше хромосом, чем в зиготе

Г. в зиготе в два раза меньше хромосом, чем в споре

25. Из споры папоротника вырастает:

А. заросток Б. спорангий

В. взрослое растение Г. зигота

26. Оплодотворение у папоротников происходит:

А. на листьях Б. в спорангиях

В. в цветках Г. на заростке

27. К голосеменным растениям относятся:

А. кедр, туя, секвойя Б. сосна, ель, банан

В. тисс, кокос, кипарис Г. можжевельник, лиственница, финик. пальма

28. Исключите лишнее:

Хламидо$монада: дом, хлам, идол, храм, мох

29. Съедобная часть белого гриба называется:

А. грибницей Б. пеньком

В. шляпкой Г. плодовым телом

30. Грибы размножаются:

А. спорами Б. грибницей

В. половым путём Г. всеми указанными способами

31. По характеру питания грибы относятся к :

А. гетеротрофам Б. автотрофам

В. автотрофам и гетеротрофам одновременно

32. Антибиотики готовят из:

А. пеницилла Б. спорыньи

В. дрожжей Г. мукора

33. В состав лишайнико$в входят:

А. грибы и одноклеточные водоросли

Б. грибы – паразиты и многоклеточные водоросли

В. трубчатые грибы и бурые водоросли

Г. пластинчатые грибы и одноклеточные водоросли

34. Лишайники не растут в промышленных городах, потому что в городах:

А. нет грибов Б. нет водорослей

В. загрязнен воздух Г. нет почвы для роста

35. Ксантория настенная относится к:

А. кустистым лишайникам Б. накипным

В. листовым Г. мхам

$

Итоговый тест по курсу: «Физиология растений».

1. В клетке листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в клетке корня томата в случаях:

А) перед началом деления---------- Б) в конце деления-------------------

2. Из споры папоротника вырастает:

А) заросток Б) спорангий

В) взрослое растение Г) зигота

3.При избытке воды в почве скорость созревания плодов на растении:

$

А) замедлится Б) ускорится

В) сначала ускорится, потом замедлится Г) не изменится

4.Проставьте буквы в той последовательности, в которой происходит рост отдельных частей корня:

А) Рост боковых корней Б) Растяжение клеток

В) Деление клеток Г) Образование тканей

5. Органические вещества образуются в хлоропластах листьев из:

А) воды и кислорода Б) хлорофилла

В)воды и углекислого газа Г) крахмала

6.По ситовидным трубкам в растворе передвигается:

А) крахмал Б) сахар

В) минер$альные соли Г) к$рахмал, сахар, минеральные соли

7.Испарение воды листьями обеспечивает:

А) охлаждение листьев в жаркую погоду Б) целостность клеток

В) подъем воды по растению Г) все перечисленные функции

8. Органические вещества транспортируются по стеблю:

А) ксилемой Б) флоэмой

В) сердцевиной Г) пробкой

9. Наибольшим количеством белка обладает семя:

А) подсолнечника Б) фасоли

В) пшеницы Г) льна

10. При переносе пыльцы насекомыми с цветка на цветок происходит:

А) самоопыление Б) оплодотворение

В) пер$екрестное опыление Г) размножение

11.В каком порядке расцветают перечисленные растения?

Расставьте буквы в необходимой последовательности.

А) медуница Б) липа

В) мать - и – мачеха Г) ива

12.Обобщите группы понятий:

А) питание - дыхание - выделение

Б) клубень – луковица

В) крахмал – жир – сахар

Г) ситовидные трубки – лубяные волокна

Д) початок – кисть – сложный зонтик

dobroslet.ru

весь школьный курс v 1.0.1 на андроид

Лучшая шпаргалка по биологии!Содержит материал по всем разделам школьного курса.

Справочник поможет систематизировать знания, подготовиться к урокам, контрольным работам, а также к ОГЭ и ЕГЭ.

В приложении вы найдете:

Биология как наука. Методы научного познания:- Биология как наука- Уровневая организация и эволюция- Биологические системы

Клетка как биологическая система- Современная клеточная теория- Прокариотические и эукариотические клетки- Химический состав клетки- Углеводы и липиды- Белки и нуклеиновые кислоты- Строение клетки- Обмен веществ и превращения энергии- Брожение и дыхание- Фотосинтез и хемосинтез- Генетическая информация в клетке- Биосинтез белка и нуклеиновых кислот- Хромосомы, их строение и функции- Жизненный цикл клетки- Митоз — деление соматических клеток- Мейоз- Развитие половых клеток у растений и животных

Организм как биологическая система- Разнообразие организмов- Способы размножения- Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных- Онтогенез- Генетика, её задачи- Хромосомная теория наследственности- Законы наследования Г. Менделя. Законы Т. Моргана- Генетика пола. Взаимодействие генов- Генетика человека- Закономерности изменчивости- Ненаследственная и Наследственная изменчивости- Виды мутаций- Наследственные болезни человека, их причины- Селекция, её задачи и методы, закон гомологических рядов- Биотехнология. Клеточная и генная инженерия, клонирование

Система и многообразие органического мира- Многообразие организмов, работы К. Линнея и Ж.Б. Ламарка- Царство бактерий- Царство грибов- Лишайники- Царство растений- Строение и функции органов растений- Корень, побег, почка, стебель, лист- Цветок, семя, плод- Жизнедеятельность растительного организма- Размножение растительного организма- Многообразие растений- Низшие растения. Отделы водорослей- Высшие споровые растения- Высшие семенные растения- Покрытосеменные- Роль растений в природе и жизни человека- Одноклеточные- Многоклеточные животные- Плоские черви- Круглые черви- Кольчатые черви- Моллюски- Ракообразные- Паукообразные- Насекомые- Хордовые животные- Позвоночные- Рыбы- Земноводные, или Амфибии- Пресмыкающиеся, или Рептилии- Птицы- Млекопитающие

Организм человека и его здоровье- Ткани- Пищеварительная система- Дыхательная система- Выделительная система- Опорно-двигательная система. Скелет- Мышцы- Покровная система- Система кровообращения- Лимфатическая система- Размножение и развитие человека- Внутренняя среда организма человека- Группы крови- Иммунитет- Обмен веществ- Витамины- Нервная система 146- Эндокринная система- Анализаторы. Органы чувств- Орган зрения- Органы слуха, обоняния, вкуса и осязания- Высшая нервная деятельность- Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление- Гигиена, здоровый образ жизни

Эволюция живой природы- Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция- Эволюционная теория Ч. Дарвина- Формы естественного отбора. Виды борьбы за существование- Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции- Доказательства эволюции живой природы- Макроэволюция. Направления и пути эволюции- Гипотезы возникновения жизни на Земле- Основные ароморфозы в эволюции растений и животных- Человеческий вид. Гипотезы происхождения человека- Движущие силы и этапы эволюции человека- Человеческие расы, их генетическое родство

Экосистемы и присущие им закономерности- Среды обитания организмов. Экологические факторы, их значение- Экологические факторы: абиотические, биотические - Антропогенный фактор- Экосистема и её компоненты: продуценты, консументы, редуценты- Структура экосистемы- Трофические уровни- Цепи и сети питания- Правила экологической пирамиды- Разнообразие экосистем- Саморазвитие и смена экосистем- Биосфера — глобальная экосистема. - Учение В.И. Вернадского о биосфере- Живое вещество, его функции- Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере- Эволюция биосферы

happydroid.ru

Программа элективного курса по биологии «Растения и животные в жизни человека»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Чистоозерная средняя общеобразовательная школа №1»

Программа элективного курса

по биологии

«Растения и животные в жизни человека»

7 класс

2013г. – 2014 уч. г.

Автор-составитель

Погоняйченко Светлана Валерьевна,

Учитель биологии

Второй квалификационной категории

Рабочая программа рассмотрена

на заседании МС МКОУ ЧСОШ №1

«__» ________ ____ г.

Председатель МС ___________

(Е. В. Конкина)

Рабочая программа утверждена

Директор школы __________

«__» ________ ____ г.Чистоозерное

2013

Пояснительная записка

Программа «Растения и животные в жизни человека» Р.А.Петросовой и А.В. Теремова (Дрофа, М.,2006) адаптирована мною за счет изучения раздела «Растения и животные Новосибирской области» - 10 часов и вопросов охраны природы в Новосибирской области в разделе «Заключение» - 4 часа.

Предлагаемый факультатив направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Кроме того, он призван содействовать профессиональной ориентации и профилизации учащихся, помочь в выборе будущей профессии. Экологическая направленность курса будет содействовать формированию личностно-ценностных ориентации, этических знаний, эмоционально-волевой, а также мотивационно-потребностной сферы личности учащегося.

Курс связан с базовыми курсами биологии основной и полной средней школы и является их естественным дополнением. Он рассчитан на учащихся как основной, так и старшей школы и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. Изучение растений и животных в их значении в природе и жизни человека значительно расширит как общебиологические, так и общекультурные знания учащихся.

В программе предусматривается изучение растений и животных в контексте значимости их для человечества.

Проведение курса целесообразно осуществлять в 7 классе.Цель курса

Развить знания о растительном покрове, о многообразии и планетарном значении растений и животных в развитии жизни на Земле и для человека; сформировать знания о зависимости жизни человека в настоящем и будущем от растений и животных, познакомить с тем положительным значением, которое они имеют для различных областей человеческой деятельности.

Задачи курса

Обобщение знаний учащихся о растениях и животных, их значении в природе, для жизни на планете.

Демонстрация (на многочисленных примерах) значения растений и животных в природе: формирование ландшафтов Земли, первичное усвоение энергии Солнца, образование первичного органического вещества, почвы, опыление и распространение семян и плодов у растений, регуляция численности других видов организмов, круговорот и накопление органических веществ в биосфере.

Обобщение знаний учащихся об использовании растений человеком; расширить знания о необычных растениях планеты, их особенностях.

Формирование насущной потребности всесторонней оценки роли каждого вида растения и животного для природы и человека; преодоление ошибочности антропоцентрического деления большинством людей растений и животных на «полезных», «безразличных» и «вредных»; формирование убеждений в потенциальной «полезности» каждого дикого вида флоры и фауны для человека как объекта лекарственного сырья, пищи, эстетического наслаждения и т. д.

Доказательство целесообразности конструктивных решений, реализованных природой в строении и функциях организмов нашей планеты, служащих людям естественными биологическими прототипами для создания различных технических аппаратов, устройств и высокоточных приборов.

Осознание конечности и исчерпаемости биоресурсов нашей планеты, проблем охраны растительного и животного мира, необходимости рациональной организации использования человеком дикорастущих и лекарственных растений, диких животных, поиска путей сохранения биоресурсов Земли.

Содействие экологическому и природоохранному воспитанию школьников, развитию и формированию устойчивого интереса к изучению разнообразия органического мира.

Формы организации и методы обучения учащихся

Преподавание факультатива предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала учащихся, индивидуализации и персонализации образования. В этой связи при изучении курса предусматривается лекционно-семинарская система занятий, проектная деятельность, дискуссии, конференции, предполагающие самостоятельную деятельность и творческое погружение учащихся в ту или иную ситуацию. Смена форм учебной деятельности явится одним из факторов развития компетентностей учащихся.

На школьной лекции предусматривается крупноблочное, обобщенное изложение материала, раскрытие основных ключевых позиций. Доля лекционной части по отношению к остальным формам организации учебной деятельности имеет соотношение 1:3.

Семинар является специфической формой организации учебной деятельности, предполагающей творческое изучение программного материала. На этих занятиях происходит углубление, расширение и детализация материала. Подготовка к ним предусматривает организацию индивидуальной и групповой деятельности учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы. Семинары могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, «круглых столов», дидактических игр и т. д.

На базе учебного материала предполагается также проектная деятельность учащихся по наиболее интересным и актуальным биологическим проблемам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. В этом случае учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач проекта. Важным фактором является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетентности личности.

При проведении занятий предполагаются демонстрации диафильмов, слайдов, учебных и документальных видеофильмов, что будет способствовать визуализации предоставляемой информации и успешному усвоению учебного материала.

В программе предусматриваются широкие возможности для организации семинарских занятий, конференций, защиты проектов.Способы оценивания результатов достижений учащихся

Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по точности воспроизведения основного содержания курса. Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умению составлять доклады и рефераты, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение получаемой информации, по способности к критическому мышлению и рефлексии. При оценке результатов творческого уровня учитываются знания, которые демонстрируют учащиеся в процессе проектной деятельности, выступлений на семинарах, учебных конференциях, «круглых столах», умения вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свое мнение, вступать в спор; уровень поликультурной грамотности.

Для оценки результатов достижений учащихся используется зачетная система. Зачет выставляется по каждому разделу курса на основании личного участия школьника в семинарских занятиях, дискуссиях, проектной деятельности и т. д. По окончании изучения всего курса выставляется общий зачет на основе зачетов по разделам. В некоторых случаях, для оценивания достижений отдельных учащихся, достигших творческого уровня усвоения учебного материала, подготовивших наиболее интересные проекты или сообщения, выставляется зачет с оценкой «отлично».Содержание образования (Общее количество часов — 35)

Введение (1 ч)

Введение растений и животных в культуру и становление древнейших человеческих цивилизаций. Основные центры происхождения культурных растений (по Н. И. Вавилову). Пять основных сфер использования растений человеком: продукты питания для человека и корма для домашних животных; источники сырья для промышленной и хозяйственной деятельности; сырье для получения лекарственных препаратов; декоративное озеленение; охрана и улучшение окружающей среды. Роль растений и животных в жизни биосферы.

Растительный и животный мир как компонент биосферы (4 ч)

Разнообразие растений и животных. Растительный и животный мир нашей планеты — важнейший компонент биосферы. Растения как средообразующие факторы природы. Планетарное значение растений, обеспечивающих существование всех организмов на нашей планете. Фотосинтез и его значение в развитии и процветании жизни на Земле. Значение растении и животных в формировании ландшафтов и природных зон Земли. Растительность и климат Земли.

Лес — важнейший ресурс планеты. Природоохранительная, почвозащитная, водоохранная и климаторегулирующая роль лесов. Лесные зоны планеты. Значение леса для животных и здоровья человека. Лес — источник древесины, пищевого, технического, химического и лекарственного сырья. Уничтожение лесов в процессе развития человеческой цивилизации. Сокращение площади тропических лесов (последствия). Лесные пожары. Охрана лесных ресурсов нашей планеты. Лесоразведение как мероприятие для сохранения лесных ресурсов.

Растения и полезные ископаемые: каменный уголь, торф, нефть, газ. Значение животных в природе. Роль животных и растений в почвообразовании. Взаимоотношения разных видов животных в природе: хищник — жертва, паразит — хозяин, конкуренция, сотрудничество и др. Растения — паразиты и хищники (петров крест, заразиха, повилика, раффлезия Арнольди, росянка круглолистная и т. д.).

Влияние животных на жизнь растений. Животные — опылители, переносчики семян. Вред, наносимый растениям некоторыми животными. Участие растений и животных в круговороте веществ в природе.

Области использования растений и животных человеком (6 ч)

Растения и животные как неиссякаемый источник разнообразных пищевых продуктов, технического и лекарственного сырья, строительных материалов. Пищевое значение растений и животных: источники углеводов, белков, растительных масел, витаминов и микроэлементов. Использование растений в качестве пряностей (гвоздика, черный перец, мускатный орех, кориандр, имбирь и кардамон). Морепродукты, их значение в получении человеком белков, витаминов, микроэлементов и других соединений. Новые направления биотехнологии и создание продуктов питания. Клеточная инженерия и генная инженерия. Выращивание растений из отдельных клеток и тканей. Геномодифицированные продукты.

Положительное воздействие человека на растительность и животный мир. Выведение новых сортов культурных растений, лесовозобновление. Приручение животных человеком для хозяйственных целей. Положительное и отрицательное значение животных для человека. «Полезные», «вредные» и «безразличные» животные для человека. Животные как возбудители заболеваний.

Растения и животные как источник эстетического наслаждения и психогигиенического воздействия. Декоративные растения. Специальные методы селекции для создания новых форм декоративных растений. Миниатюрные деревья Японии. Ландшафтная архитектура и садовый дизайн.

Техническое использование растений. Использование принципов строения растений в технических устройствах и архитектуре. Использование животных как индикаторов загрязнения окружающей среды. Простейшие как индикатор чистой воды. Простейшие — незаменимые объекты в научных экспериментах, испытаниях лекарственных препаратов. Анализаторы животных: особенности и возможности. Использование человеком особенностей различных анализаторов животных.

Воздействие (прямое и косвенное) человека на растительный и животный мир. Отрицательное воздействие человека на растительный и животный мир: прямое уничтожение растений и животных, осушение болот, засоление почв, загрязнение среды вредными химическими соединениями. Сокращение растительного покрова, обеднение видового состава флоры и фауны планеты.

Природная аптека (4 ч)

Лекарственные растения и биологически активные вещества. Сбор и использование лекарственных растений. Растительные яды («зелье» и «отрава»). Ядовитые растения и лекарства. Женьшень — «царь» лекарственных растений. Женьшень — редкое реликтовое растение, эликсир молодости и божественная трава. Использование женьшеня в Китае, Древней Руси, Западной Европе. Сон-трава - прострел обыкновенный. Акониты и мифы. Рекордсмены «зеленой аптеки» — пасленовые. Дикорастущие растения как источники витаминов и микроэлементов. Целебные свойства дикорастущих растений. Их значение для организации рационального питания человека. Значение дикорастущих растений в экстремальных ситуациях.

Использование животных человеком в лечебных целях. Животные яды и лекарства. Медицинская пиявка и ее значение. Использование змеиного яда в медицине и фармацевтической промышленности. Поиск «суперсыворотки» против укусов змей. Разведение змей в серпентариях. Медоносная пчела и ее значение для человека. Лечебные свойства пчелиных продуктов: меда, прополиса, маточного молочка.. Лекарственные растения Мурманской области.

Биологические модели (4 ч)

Бионика — наука, изучающая принципы строения и работы биологических систем; применение полученных знаний для усовершенствования технических систем. Целесообразность устройства организмов природы. «Секреты» действия живых систем и создание принципиально новых машин, аппаратов, приборов, строительных конструкций.

Способы распространения плодов и семян с помощью ветра и использование этих принципов в самолетостроении, создании парашютов. Архитектурные сооружения — конструкции, заимствованные у растений. Арматура листовой пластинки. Принцип тургора и пневматически напряженные строительные конструкции. Цилиндрический свод и сферический купол строительных сооружений.

Паутинные нити и их особенности. Электрические заряды и летательные аппаратики паучков. Полет насекомых и экономичность работы организма. Скорость полета насекомых и энергозатраты. Птеростигмы насекомых и конструкция крыла самолета. Создание летательного аппарата по принципу полета насекомых.

Приборы, созданные на основе строения животных. Акустические приборы медуз. Эхолокация животных — основной способ ориентации в пространстве.

Животные на службе науки. Плодовая мушка дрозофила — самое знаменитое насекомое. Законы генетики и дрозофила. «Мученицы науки» — лягушки. Лягушка как первый объект открытий на пересечении трех естественных наук — биологии, физики и химии. Изучение рефлексов на препаратах лягушки. Природные антифризы амфибий и процессы регенерации.

Дождевые черви — помощники земледельцев. Плодородие почвы и деятельность дождевых червей. Кактус опунция; кактусовая огневка — бабочка, которая спасла Австралию. Нашествие колорадского жука и биологические методы защиты растений.

Растительный и животный мир Новосибирской области (10часов)

Особенности корневых систем северных растений, поверхностное расположение корней. Почвы Новосибирской области.

Разнообразие жизненных форм растений. Характерные особенности строения стеблей. Видоизменения листьев в связи с особенностями минерального и воздушного питания. Озеленение населенных пунктов.

Формы вегетативного размножения растений в местных условиях.

Взаимосвязь растений и окружающей среды. Особенности природных сообществ Новосибирской области.

Многообразие растений Новосибирской области.

Особенности строения и жизнедеятельности этих растений, их место в экосистемах, значение в хозяйственной деятельности человека.

Охрана растений, защита их среды обитания. Красная книга Новосибирской области. Деятельность природоохранных организаций по сохранению видового разнообразия. Заповедники и другие особо охраняемые территории Новосибирской области. Сельскохозяйственные растения Новосибирской области. Возможности и достижения растениеводства.

Животный мир Новосибирской области как составная часть природы, условия обитания и разнообразие животного мира. Отличительные черты местных животных: размеры, покровы тела, питание, места обитания, численность. Значение в природе и жизни человека.

Многообразие беспозвоночных животных. Их важнейшие представители, способы приспособления к среде обитания. Меры охраны, редкие и охраняемые виды беспозвоночных. Средообразующее и ресурсное значение беспозвоночных Новосибирской области. Многообразие и приспособленность хордовых животных к местным условиям. Классы Рыб, многообразие видов. Рыбы внутренних водоемов, места обитания, распространение, значение в природе. Промысловые рыбы и их хозяйственное значение. Рыбная промышленность. Искусственное разведение и охрана рыб. Представители классов земноводных и пресмыкающихся. Приспособленность к среде обитания, численность, причины бедности видового состава, охрана.

Класс Птицы: экологические группы птиц Новосибирской области, их многообразие. Приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе: кочевки, гнездование, перелеты. Приспособления птиц к обитанию в местных условиях.

Класс Млекопитающие: экологические группы млекопитающих, приспособленность к существованию в местных условиях. Значение млекопитающих в природе области и хозяйственной деятельности человека

Сельскохозяйственные животные. Животноводство, звероводство в Новосибирской области.

Антропогенное воздействие на окружающую среду Новосибирской области. Опустынивание, загрязнение среды обитания, меры борьбы с ним. Роль животных в природных сообществах Новосибирской области. Цепи питания. Влияние хозяйственной деятельности на природные сообщества.

Заключение (5ч)

Охрана, рациональное использование и восстановление растительных ресурсов и животных в планетарном масштабе как важнейшая международная задача.

Охрана птиц. Заповедники Новосибирской области, основные направления их работы. Значение птиц в хозяйственной деятельности человека.

Красная книга растений Новосибирской области. Красная книга животных Новосибирской области.

Демонстрации: живых объектов, гербариев, муляжей, коллекций плодов и семян представителей разных таксонов и экосистем региона.

Экскурсии:

«Сезонные изменения в жизни растений (весна, осень, зима)»;

«Разнообразие растений, Новосибирской области, их мест обитания. Распознавание местных видов растений».

«Растительное сообщество».Календарно-тематическое планирование

№п.п Дата Тема занятия
1. Введение растений в культуру. Основные центры происхождения культурных растений. Сферы использования растений человеком.
2. Разнообразие растений и животных.

Экскурсия в природу «Сезонные изменения в жизни растений».

3. Лес – природный ресурс планеты.
4. Экскурсия «Разнообразие растений. Распознавание местных растений».
5. Взаимоотношения растений и животных в природе.
6. Участие растений и животных в круговороте веществ в природе.
7. Растения и животные – источники пищевых продуктов.
8. Биотехнология и клеточная инженерия, их роль в создании продуктов питания.
9. Положительное и отрицательное значение животных.
10. Растения и животные как источник эстетического наслаждения и психогенного воздействия.
11. Семинар: Техническое использование растений. Воздействие человека на растительный и животный мир.
12. Лекарственные растения и биологически активные вещества.
13. Дикорастущие растения как источник витаминов и микроэлементов.
14. Животные яды и лекарства. Медицинская пиявка и ее значение.
15. Лекарственные растения Новосибирской области.
16. Бионика. Целесообразность устройства живых организмов.
17. Приборы, созданные на основе строения животных.
18. Животные на службе науки.
19. Эти удивительные дождевые черви.
20. Особенности корневых систем у растений Новосибирской области.
21. Разнообразие жизненных форм растений Новосибирской области.
22. Характерные особенности строения стеблей в лесостепи.
23. Видоизменения листьев в условиях дефицита минерального питания.
24. Природные сообщества пресных водоемов.
25. Природные сообщества зоны тайги.
26. Природные сообщества лесной и лесостепной зон.
27-28. Животный мир Новосибирской области: беспозвоночные и позвоночные животные.
29. Цепи питания на территории Новосибирской области.
30. Охрана природы – глобальная проблема человечества.
31. Охрана птиц. Охраняемые территории Новосибирской области.
32. «Юдинский заказник».
33. Красная книга растений Новосибирской области.
34. Красная книга животных Новосибирской области.
35. Зачет (в виде презентаций).
Планируемые общие

и специальные компетентности учащихся

В результате изучения факультатива учащиеся научатся следующему.

Называть:

  • основные растения и животных, наиболее часто используемых человеком;
  • наиболее распространенные объекты живой природы, встречающиеся в данной местности и используемые человеком.
Характеризовать:
  • значение растений и животных для жизни на Земле, в развитии биосферы;
  • разнообразие растительного и животного мира, их лекарственное, эстетическое, техническое значение для человека.
Обосновывать:
  • необходимость охраны природных комплексов и ландшафтов;
  • необходимость сохранения биоразнообразия планеты; родного края;
  • эстетическое влияние растений и животных на человека, их значение для лечения различных заболеваний.
Сравнивать:

■ строение и возможности растительных и животных организмов и созданные человеком приборы, технические конструкции.

Оценивать:

  • значение растений и животных в становлении общечеловеческой цивилизации;
  • значение растений и животных для пищевых ресурсов человечества.
Приводить примеры:
  • использования растений и животных в жизни человека;
  • различных лекарственных растений и их использования в медицине;
  • различных животных, имеющих существенное значение в жизни человека.
Делать выводы:

■ о необходимости сохранения биоразнообразия нашей планеты для дальнейшего существования биосферы и человечества.

Участвовать:

  • в обсуждении научных проблем, в дискуссиях, формулировать собственную позицию и отстаивать ее в споре, используя различные сведения для ее аргументации;
  • в групповой работе по поиску и систематизации дополнительной информации при подготовке к семинарским занятиям или выполнении проекта.

Способы оценивания результатов достижения учащихся

Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по точности воспроизведения основного содержания курса. Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умению составлять доклады и рефераты, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение получаемой информации. При оценке результатов творческого уровня учитываются знания, которые демонстрируют учащиеся в процессе проектной деятельности, выступлений на семинарах. Литература

  • Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, ее растительном и животном мире. — М.: Ридерз Дайджест, 1997.
  • Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. — М.: Махаон, 2000.
  • Вент Ф. В мире растений. — М.: Мир, 1972.
  • Верзилин Н. М. По следам Робинзона. — М.: Дрофа, 2003.
  • Воронцова 3. Мастерская природы. — М.: Изобразительное искусство, 1981.
  • Даревский И. С, Орлов Н. Л. Редкие и исчезающие животные. — М.: Высшая школа, 1988.
  • Животные/авт.-сост. Н. Е. Макарова. — М.: Современный литератор, 2001.
  • Корпачев В. В. Целебная фауна. — М.: Наука, 1989.
  • Кощеев А. К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. — М.: Пищевая промышленность, 1981.
  • Михеев А. В. Охрана природы. — М.: Просвещение, 1981.
  • Орлов Б. Н. Ядовитые животные и растения СССР. — М.: Высшая школа, 1990.
  • НовакФ. А. Иллюстрированная энциклопедия растений. — Артия, 1982.
  • Нодэн К., Булег К., Бэйо Н. Энциклопедия для юношества. Природа. — М.: Астрель, ACT, 2001.
  • Ньюмен А. Легкие нашей планеты. — М.: Мир, 1989.
  • ОпришТ. Занимательная бионика. — Бухарест: Альбатрос,1986.
  • Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. — М.: Просвещение, 1981.
  • Наумова Е. Н., Короткова О. А. Растения и человек. Пищевые растения. Ядовитые растения. — М.: CJ1OBO/SLOVO,2002.
  • Симаков Ю. Г. Живые приборы. — М.: Знание, 1986.
  • Стекольников Л. И., МурохВ. И. Спасибо зверю, птице, рыбе. — Минск: Ураджай, 1982.
  • Энциклопедический словарь юного биолога / сост.М. Е. Аспиз. — М.: Педагогика, 1986.
  • Энциклопедия для детей. Биология. Т. 5. — М.: Аванта +,1995.
  • И.А.Петрова, Е.В.Маслова. НРК ГОСТа по естествознанию. Биология. Мурманск,2001.

5-bal.ru