Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Конспект урока познание мира "Растения. Ярусы леса". Растения 1 яруса леса


Какие деревья составляют верхний ярус лиственного леса?

Что такое лес

Лес - это часть природы, отдельная экологическая система, включающая в себя растения, животные, все организмы, живущие в данной местности, также неживые составляющие -вода, почва и воздух. В первом смысле лес - это насаждение деревьев, сделанное искусственным или естественным путем. Во втором смысле - это часть биосферы, в третьем - природно-зональная область. Леса Земли занимают большую площадь - около сорока миллионов километров квадратных, из них только около семи процентов посажено человеком, остальная часть - это естественное произрастание.

Что такое ярусы леса

В зависимости от особенностей и характера того или иного растения, произрастающего в лесу, выделяют лесные ярусы. Причем один лесной ярус может быть образован как одним видом растений так и огромным количеством видов.

Виды естественных лесов:

  • девственные - которые не тронуты деятельностью человека;
  • стихийно-естественные - человек или стихия хоть раз подвергли его воздействию;
  • естественные - контролируемые человеком - леса хозяйственного назначения.

Виды ярусов

Древостой - это все сомкнувшиеся между собой кроны деревьев. Таких ярусов может быть как один (леса умеренных широт), так и много (тропические леса). Тут количество может достигать 5 штук. Иногда выделяют ярус очень высоких деревьев, которые выше основной части, выше полога леса. Следующий ярус - подлесок - низкие деревья и кустарники леса. Третий ярус-Травяной (травяно-кустарничковый) ярус. Мхи и лишайники - самые теневыносливые обитатели растительного мира леса занимают 4-ый ярус. Лесная подстилка - это органически переработанные листья и другие естественные продукты леса - кора, ягоды, ветки и другое- это 5-ый ярус. Последний ярус- подземный - это корни растений, грибницы, обитатели почв.

В зависимости от зоны произрастания леса бывают тропические, субтропические, леса умеренных широт, северные леса.

Верхний ярус лиственных лесов представлен дубом, кленом, ясенем, вязом, липой. Самыми светолюбивыми деревьями леса, так как нижние ярусы уже не получают такое количество солнечного света.

vashurok.ru

Экскурсия лес, ярусы леса

Министерство образования РФ

Московский городской педагогический университет

Кафедра педагогики и психологии начального обучения

для 2 - 3 класса

по теме:

«Экскурсия: лес, ярусы леса»

студентки 4 курса 2000 года, в/о, 1 группы

Артамохиной Александры Олеговны

Москва 2002 год

Цели экскурсии :

1. Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

2. Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

3. Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование :

1. Блокноты и простые карандаши.

2. Маленькие грабельки и совок.

3. Нож.

Предварительная подготовка :

1. Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

2. Разделить класс на 3 группы.

3. Приготовить задания для практической работы по группам.

Задание для 1 группы.

1) Какие растения относятся к первому ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 2 группы.

1) Какие растения относятся ко второму ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 3 группы.

1) Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?

Назовите и покажите эти растения .

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Время проведения экскурсии : 30 марта 2002 года.

Ход экскурсии.

1.Организационный момент.

Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве.

Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

- Как нужно вести себя на природе?

- Где вы можете ходить?

- Что можете делать?

- Чего нельзя делать на природе?

2. Вводная беседа.

- Ребята, где мы с вами находимся?

- Вам здесь нравится?

- Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?

- Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.

(Дети читают наизусть четверостишия.)

- Понравились вам отрывки из стихотворений?

- Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)

- А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)

- О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)

- А какое время года сейчас?

- Какой сейчас месяц, год и число?

- Какая погода стоит на дворе?

- Как выглядит лес 30 марта?

4. Изучение новой темы.

- А что такое лес?

- Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

- Чем они отличаются друг от друга?

- Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

- На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ : высокие, средние и низкие растения. )

- Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потомучто они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)

- Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.

- А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники,мхи, деревья, травы.

(Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

- Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)

- Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)

- * К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)

5. Практическая работа.

- Только ли растения живут в лесу?

- Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.

- Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя (или бригадира).

(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

6. Отчет по практической работе.

По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

6. Подведение итогов экскурсии.

- Понравилась ли вам экскурсия?

- Какие открытия вы сделали сегодня?

- Как размещаются растения и животные в лесу?

- * Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?

- Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

- Зачем нужен лес?

Приложение.

ЛЕСНЫЕ ЭТАЖИ И ВЛАДЕНИЯ

Мы знаем, что лес—это многоэтажный дом. И все этажи этого дома заняты птицами. Есть птицы, которые живут в подвальных этажах. Обычно их дом находится по берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле на обрывистом бе­регу реки. Так живут ласточки-береговушки.

На нижних этажах живёт соловей, козодой. Мы уже знаем, что соловей делает своё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле и потом сидит на них, прикрывая их со­бой от врагов. Рябчик делает своё гнездо в виде глубокой ямки, а лесной конёк —под кустом или маленькой ёлочкой. На нижних этажах также жи­вут славки.

А вот свиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старых заболоченных лесах. В средних этажах делает своё большое гнез­до кедровка. А коршун —житель только высоких этажей. Ястреба можно назвать жителем чердач­ного этажа. Своё гнездо он делает на самом высоком дереве. Мы говорили сейчас об открыто гнездящихся птицах. Но и дуплогнёздники живут на разных этажах леса.

Ниже всех из дуплогнёздников живёт синичка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её «старшая сестра»—лазоревка—тоже живёт в нижних этажах, но может жить и в средних... А самая старшая—большая синица—предпо­читает средние и высокие этажи.

Горихвостка делает своё гнездо в дуплах, ко­торые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка—на средних этажах и иногда на вы­соких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползня можно увидеть и в средних этажах, и в нижних.

Почти все лесные птицы живут на определён­ных этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда не увидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, кле­сты, чижи. Другие—в смешанных или листвен­ных. А есть среди птиц и такие, гнёзда которых ты никогда не увидишь в лесах средней полосы. Здесь нет гнёзд свиристелей и чечёток. Эти птицы при­летают к нам только зимой, а весной они улетают на север и там делают свой гнёзда. Но в любом ме­сте, в любом лесу птицы живут на определённом «этаже».

В лесах Москвы ранней весной можно встретить птиц: скворца, кукушку, дятла, зяблика и дрозда; зверей: белку, зайца, ежа, крота и лесную мышь; насекомых: мух, муравьев, бабочек, пауков; растения: гриб-сморчок, мох кукушкин лен и сфагнум, первоцвет мать-и-мачеху, копытень, волчье лыко (цветущее), ель обыкновенную, сосну, елку, дуб, березу, ясень, клен, липу, орешник, бересклет, жимолость.

mirznanii.com

Шпаргалка - Экскурсия лес, ярусы леса

Министерство образования РФ

Московский городской педагогический университет

Кафедра педагогики и психологии начального обучения

Практическая работа

по методике естествознания

для 2 — 3 класса

по теме:

«Экскурсия: лес, ярусы леса»

студентки 4 курса 2000 года, в/о, 1 группы

Артамохиной Александры Олеговны

Москва 2002 год

Цели экскурсии:

1. Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

2. Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

3. Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование :

1. Блокноты и простые карандаши.

2. Маленькие грабельки и совок.

3. Нож.

Предварительная подготовка:

1. Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

2. Разделить класс на 3 группы.

3. Приготовить задания для практической работы по группам.

Задание для 1 группы.

1) Какие растения относятся к первому ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 2 группы.

1) Какие растения относятся ко второму ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 3 группы.

1) Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?

Назовите и покажите эти растения .

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Время проведения экскурсии: 30 марта 2002 года.

Ход экскурсии.

1.Организационный момент.

Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве.

Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

— Как нужно вести себя на природе?

— Где вы можете ходить?

— Что можете делать?

— Чего нельзя делать на природе?

2. Вводная беседа.

— Ребята, где мы с вами находимся?

— Вам здесь нравится?

— Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?

— Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.

(Дети читают наизусть четверостишия.)

— Понравились вам отрывки из стихотворений?

— Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)

— А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)

— О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)

— А какое время года сейчас?

— Какой сейчас месяц, год и число?

— Какая погода стоит на дворе?

— Как выглядит лес 30 марта?

4. Изучение новой темы.

— А что такое лес?

— Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

— Чем они отличаются друг от друга?

— Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

— На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ : высокие, средние и низкие растения. )

— Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потомучто они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)

— Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.

— А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы.

(Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

— Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)

— Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)

— * К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)

5. Практическая работа.

— Только ли растения живут в лесу?

— Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.

— Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя (или бригадира).

(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

6. Отчет по практической работе.

По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

6. Подведение итогов экскурсии.

— Понравилась ли вам экскурсия?

— Какие открытия вы сделали сегодня?

— Как размещаются растения и животные в лесу?

— * Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?

— Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

— Зачем нужен лес?

Приложение.

ЛЕСНЫЕ ЭТАЖИ И ВЛАДЕНИЯ

Мы знаем, что лес—это многоэтажный дом. И все этажи этого дома заняты птицами. Есть птицы, которые живут вподвальных этажах. Обычно их дом находится по берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле наобрывистом бе­регу реки. Так живутласточки-береговушки.

На нижних этажах живёт соловей,козодой. Мы уже знаем, что соловей делает своё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле и потом сидит на них, прикрывая их со­бой от врагов. Рябчик делает своё гнездов виде глубокойямки, а лесной конёк —под кустом или маленькой ёлочкой. На нижних этажах также жи­вут славки.

А вот свиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старыхзаболоченных лесах. В средних этажах делает своё большое гнез­докедровка. А коршун —житель только высоких этажей. Ястреба можно назвать жителемчердач­ного этажа. Своё гнездо он делает на самом высоком дереве. Мы говорили сейчас об открыто гнездящихся птицах. Но и дуплогнёздники живут на разных этажах леса.

Ниже всех из дуплогнёздников живётсиничка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её «старшая сестра»—лазоревка—тоже живёт в нижних этажах, но может жить и в средних… А самая старшая—большая синица—предпо­читает средние и высокие этажи.

Горихвостка делает своё гнездо в дуплах, ко­торые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка—на средних этажах и иногда на вы­соких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползня можно увидеть и в средних этажах, и в нижних.

Почти все лесные птицы живут наопределён­ных этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда не увидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, кле­сты, чижи. Другие—в смешанных или листвен­ных. А есть среди птиц и такие, гнёзда которых ты никогда не увидишь в лесах средней полосы. Здесь нет гнёзд свиристелей и чечёток. Эти птицы при­летают к нам только зимой, а весной они улетают на север и там делают свой гнёзда. Но влюбом ме­сте, в любом лесу птицы живут на определённом «этаже».

В лесах Москвы ранней весной можно встретить птиц: скворца, кукушку, дятла, зяблика и дрозда; зверей: белку, зайца, ежа, крота и лесную мышь; насекомых: мух, муравьев, бабочек, пауков; растения: гриб-сморчок, мох кукушкин лен и сфагнум, первоцвет мать-и-мачеху, копытень, волчье лыко (цветущее), ель обыкновенную, сосну, елку, дуб, березу, ясень, клен, липу, орешник, бересклет, жимолость.

При подготовке к экскурсии была использована литература :

1. Дмитриев Ю. Д. Необыкновенное путешествие в обыкновенный Лес. — М.: Русский язык, 1991.

2. Петров В. В. Растительный мир нащей Родины. – М.: Просвещение, 1981.

3. Сухарев Ю. Ф. Природоведение //Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). – Самарская область, г. Чапаевск, 1996.

www.ronl.ru

Сочинение - Экскурсия: лес, ярусы леса

Министерствообразования РФ

Московскийгородской педагогический университет

Кафедрапедагогики и психологии начального обучения

 

 

 

 

 

 

Практическая работа по методике естествознания

для 2 —  3 класса

по теме:

«Экскурсия: лес, ярусы леса»

студентки 4 курса 2000 года, в/о, 1 группы

Артамохиной Александры Олеговны

Москва 2002 год

Цели экскурсии:

1.  Дать знания о лесных ярусах, орастениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

2.  Научить распознавать на практикедеревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

3.  Развивать умение сравниватьобъекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природныхобъектов с натуры.

4.  Воспитывать бережное отношение кприроде.

Оборудование:

 

1.  Блокноты и простые карандаши.

2.  Маленькие грабельки и совок.

3.  Нож.

Предварительнаяподготовка:

1.  Выучить наизусть отрывки из стихотворений,приведенные ниже

 Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

                                  Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

  

2.  Разделить класс на 3 группы.

3.  Приготовить задания дляпрактической работы по группам.

Задание для 1 группы.

1)  Какие растения относятся к первомуярусу?

     Назовите и покажите их.

     Как их отличить друг от друга?

2)  Пронаблюдайте за деревьями:какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи уучителя).

3)  * Подумайте, почему эти животныепоселились именно на деревьях?

4)  Выполните зарисовки всех четырехярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 2 группы.

1)   Какие растения относятся ковторому ярусу?

     Назовите и покажите их.

     Как их отличить друг от друга?

2)  Пронаблюдайте за кустарниками:какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя),у корней.

3)  * Подумайте, почему эти животныепоселились именно на кустарниках?

4)  Выполните зарисовки всех четырехярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 3 группы.

1)  Какие растения относятся ктретьему и четвертому ярусу?

     Назовите и покажите эти растения .

     Как их отличить друг от друга?

2)  Пронаблюдайте за травами и мхами:какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)

3)  * Подумайте, почему эти животныепоселились именно на нижних ярусах?

4)  Выполните зарисовки всех четырех ярусовлеса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Время проведения экскурсии: 30 марта 2002 года.

Ход экскурсии.

 

1.Организационныймомент.

 

   Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом,чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве.

   Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилахповедения на природе, а сейчас нужно их повторить.

-    Как нужно вести себя на природе?

-    Где вы можете ходить?

-    Что можете делать?

-    Чего нельзя делать на природе?

2.Вводная беседа.

 

-    Ребята, где мы с вами находимся?

-    Вам здесь нравится?

-    Гуляя по лесу, я часто вспоминаюразличные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?

-    Сейчас ребята (назвать четырехзаранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русскихпоэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.

    (Дети читают наизусть четверостишия.)

-   Понравились вам отрывкииз стихотворений?

-   Что общего у всех этихчетверостиший?  (Они все олесе.)

-    А как выглядит лес в этихстихотворениях? Какие различия вы нашли?  (В них описан лес в разные времена года.)

-     О каком времени года говорится впервом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальныечетверостишия.)

-    А какое время года сейчас?

-    Какой сейчас месяц, год и число?

-    Какая погода стоит на дворе?

-    Как выглядит лес 30марта?

4.  Изучение новой темы.

 

-   А что такое лес?

-    Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные исмешанные.)

-     Чем они отличаются друг от друга?

-    Рассмотрите внимательно растения,окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

-    На какие группы можно разделитьрастения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные илиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)

-    Не мешают ли расти друг другурастения леса? (Нет,потомучто они растут ярусами – этажами:выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самомнизу – мхи.)

-    Ярусы леса принято считать сверхувниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего ичетвертого.

-    А теперь назовите номера этажей –ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы.

(Можно повторить такие упражнения несколько раз длязакрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

-    Как вы думаете, случайно лиразмещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)

-    Как вы думаете, растутли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корниу деревьев и т. д.)

-    * К какому ярусу вы отнесли бы молодые и ещепока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу,несмотря на их рост.)

5.  Практическаяработа.

 

-    Только ли растения живут в лесу?

-    Сейчас мы попытаемсявыяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.

-    Для этого мы разделимся на группы,каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должныобследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своихисследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты,карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя (или бригадира).

(Дается некоторое время, чтобы дети моглиразбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты сзаданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, аучитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

6. Отчет по практическойработе.

    По сигналу учителя группы собираются вместе ипредоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникаммогут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоитрешить на месте, если для этого не будет препятствий.

   

6.  Подведение итоговэкскурсии.

-    Понравилась ли вам экскурсия?

-    Какие открытия вы сделали сегодня?

-    Как размещаются растения и животныев лесу?

-    * Почему в лесу нужноходить по тропинкам, а не где вам захочется?

-    Как нужно относиться к растениям,животным и почему?

-    Зачем нужен лес?

Приложение.

ЛЕСНЫЕ  ЭТАЖИ  И  ВЛАДЕНИЯ

Мызнаем, что лес—это многоэтажный дом. И все этажи этого дома заняты птицами.Есть птицы, которые живут вподвальных этажах. Обычно их дом находитсяпо берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле наобрывистом бе­регуреки. Так живутласточки-береговушки.

Нанижних этажах живёт соловей,козодой. Мы уже знаем, что соловей делаетсвоё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле ипотом сидит на них, прикрывая их со­бой от врагов. Рябчик делает своё гнездов виде глубокойямки, а лесной конёк—под кустом или маленькойёлочкой. На нижних этажах также жи­вут славки.

А вотсвиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старыхзаболоченныхлесах. В средних этажах делает своё большое гнез­докедровка. А коршун—жительтолько высоких этажей. Ястреба можно назвать жителемчердач­ного этажа.Своё гнездо он делает на самом высоком дереве. Мы говорили сейчас об открыто гнездящихсяптицах. Но и дуплогнёздники живут на разных этажах леса.

Ниже всех из дуплогнёздниковживётсиничка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её«старшая сестра»—лазоревка—тоже живёт в нижних этажах, но может жить и всредних… А самая старшая—большая синица—предпо­читает средние и высокиеэтажи.

Горихвостка делает своё гнездо вдуплах, ко­торые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка—на среднихэтажах и иногда на вы­соких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползняможно увидеть и в средних этажах, и в нижних.

Почти все лесные птицы живут наопределён­ных этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда неувидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, кле­сты,чижи. Другие—в смешанных или листвен­ных. А есть среди птиц и такие, гнёздакоторых ты никогда не увидишь в лесах средней полосы. Здесь нет гнёздсвиристелей и чечёток. Эти птицы при­летают к нам только зимой, а весной ониулетают на север и там делают свой гнёзда. Но влюбом ме­сте, в любомлесу птицы живут на определённом «этаже».

В лесах Москвы ранней веснойможно встретить птиц: скворца, кукушку, дятла, зяблика и дрозда; зверей: белку,зайца, ежа, крота и лесную мышь; насекомых:мух, муравьев, бабочек, пауков; растения: гриб-сморчок, мох кукушкин лени сфагнум, первоцвет мать-и-мачеху, копытень, волчье лыко (цветущее), ельобыкновенную, сосну, елку, дуб, березу, ясень, клен, липу, орешник, бересклет,жимолость.

При подготовке к экскурсиибыла использована литература:

1.  Дмитриев Ю. Д. Необыкновенное путешествие вобыкновенный Лес. — М.: Русский язык, 1991.

2.  Петров В. В. Растительный мир нащей Родины. – М.:Просвещение, 1981.

3.  Сухарев Ю. Ф. Природоведение //Учебно-методическоепособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательныхшкол (Разработки рабочих уроков). – Самарская область, г. Чапаевск, 1996.

www.ronl.ru

Конспект урока познание мира "Растения. Ярусы леса"

Урок "Познание мира" в 1 классе

Учитель: Дзюба Наталья Михайловна.

Город Усть – Каменогорск,

Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа № 26».

Тема: "Растения. Ярусы леса"

Цель: показать разнообразие растений, изучить сходство и различие групп растений.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с группами растений и их признаками;

  2. учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;

  3. воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.

1.Организационный момент:

- Ребята, отгадайте загадку:

Есть у меня зеленый друг, веселый друг, хороший.

Он нам протянет сотни рук, и тысячи ладошек. (Лес). Слайд 1.

- А кто из вас был в лесу?

- Какие растения вы знаете? К какой природе мы относим растения – живой или неживой? Почему? Работать будем в группах.

- А что нужно для жизни растений? Слайд 2.

НЕ случайно мы вспомнили о растениях, так как сегодня мы узнаем о них много нового. Ученые изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи друг на друга, поэтому они разделили их на несколько групп. Слайд 3..

- А как вы думаете, по каким признакам ученые разделили группы растений?

- Что такое группа растений?

Обратимся к словарю. Слайд 4.

- Значит, для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Итак, первая группа.

Чтобы определить, какие растения относятся к этой группе, нам надо решить примеры. И если мы правильно решим, то узнаем, как называются растения этой группы. Слайд 5 – 6.

( Вместо каждого ответа на 6 слайде появляются буквы, название группы).

3 -2 = 3 + 2 = 5 (в)

4 -2 = 4 + 2 = 6 (ь)

5 -2 = 7 – 0 = 7 (я)

6 -2 =

1 - д, 2 – е, 3 – р, 4 – е, 5 – в, 6 – ь, 7 – я. Слайд 7.

Попробуйте отгадать, о каких деревьях идет речь? Слайд 8.

1). Высоконько стоит, далеконько глядит,

Станет старушкой, будет избушкой. (Сосна).

2). Я из бочки – крошки вылез, корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч, ни боюсь ни гроз, ни туч. (Дуб).

3). В колыбельке подвесной, летом житель спит лесной.

Осень пестрая придет, на зубок он попадет. (Орех).

4). У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

5). Русская красавица стоит на поляне.

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза).

- Как одним словом назвать эти растения? Какие бывают деревья? Как называются деревья, на которых растут листочки? А если на дереве иголочки? Деревья бывают хвойные и лиственные. Они составляют первый ярус в лесу и в саду. Потому, что им нужно много света и тепла.

Дерево могуче, дерево сильно,

Ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его, не поленись:

Ствол дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору –

Надежно защищает оно дерево в лесу. Слайд 9.

- Рассмотрите деревья. Какие у них стволы, сколько их? Назовите части дерева.

Вывод: у деревьев – ствол один.

«Физминутка» Слайд 10.

- Ну что же, вы внимательно и активно работали и прежде, чем перейти к следующему заданию, немного отдохнем.

- А теперь узнаем название 2 яруса. Ой, что случилось? Налетел ветер и рассыпал буквы. Давайте соберем слово.

У всех на столе ромашка с цифрами на каждом лепестке. На каждом лепестке буква. Нужно записать эти буквы по порядку и мы прочитаем название следующей группы растений. Слайд 11.

- Какие растения относятся к кустарникам?

- Отгадайте загадки:

1. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина).

2. Черных ягод пышный куст – хороши они на вкус. (Смородина)

3. Растет зеленый куст с белыми и розовыми душистыми цветами: дотронешься – поранит. (Шиповник). Слайд 12.

- Чем отличается дерево от кустарника? Сравните. Слайд 13.

- А теперь давайте узнаем, какие растения относятся к третьему ярусу. Чтобы узнать, как называются растения этой группы, нужно сложить пазл. Какая группа быстрее. Что получилось? Какие растения относятся к третьей группе?

Нужно дальше продвигаться, на другой этаж пробраться,

В мире трав побывать и о них многое узнать.

Отгадать загадки. Слайд 14.

1). Эй, звоночки, синий цвет, с языком, а звону нет. (Колокольчики).

2). Белые горошки, на зеленой ножке. (Ландыш).

3). Я шариком пушистым, белею в поле чистом,

А дунул ветерок, остался стебелек. (Одуванчик).

4). Пробивается росток, удивительный цветок.

Из – под снега вырастает, солнце глянет, расцветает. (Подснежник).

5). Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь.

Ярко – синий и пушистый, только жаль, что не душистый. (Василек).

- Корни у трав бывают разные. Это зависит от места, где они растут. Много в почве влаги, корни короткие, а мало влаги – длинные. Третий ярус радует нас своими цветами. На земле много лекарственных трав.

Обобщение знаний.

- Давайте подведем итог. Вы как настоящие ученые изучили признаки различных групп и видов растений. Давайте проанализируем и обобщим свои знания. Каждой группе картинка с растениями одного яруса и таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на статью учебника и полученные знания, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.

1 группа – деревья, 2 группа – кустарники, 3 группа – травы.

Вывод: у дерева - ствол один, у кустарника - несколько стволиков, у трав - мягкие сочные стебли. Слайд 15.

Закрепление знаний.

Ученик: Лес не только для нашей забавы,

Он богатство огромной страны.

Все деревья в нем, кустарники, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

- Ну что же, теперь вы сами сможете различать растения разных групп. Давайте посмотрим, как у вас это получится.

- Проведем игру. Выберите лишнее растение и объясните, по каким признакам оно отличается.

1. Береза, малина, дуб, ель

2. Ромашка, роза, сосна, подорожник.

3. Смородина, сирень, георгин, крыжовник.

  1. Домашнее задание (слайд). Слайд 16.

  2. Итог урока. Релаксация.

- А теперь скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?

- Что было самым трудным?

- А что больше всего понравилось делать?

- Что помогало вам справиться с заданиями?

- Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?

- К какой природе мы относим растения – живой или не живой? Почему?

Выставление оценок. Наш закончился урок – спасибо за внимание.

Будем рады новой встрече, всем вам до свидания!

kopilkaurokov.ru

Учебное пособие - Экскурсия лес, ярусы леса

Министерство образования РФ

Московский городской педагогический университет

Кафедра педагогики и психологии начального обучения

Практическая работа

по методике естествознания

для 2 — 3 класса

по теме:

«Экскурсия: лес, ярусы леса»

студентки 4 курса 2000 года, в/о, 1 группы

Артамохиной Александры Олеговны

Москва 2002 год

Цели экскурсии:

1. Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

2. Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

3. Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование :

1. Блокноты и простые карандаши.

2. Маленькие грабельки и совок.

3. Нож.

Предварительная подготовка:

1. Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

2. Разделить класс на 3 группы.

3. Приготовить задания для практической работы по группам.

Задание для 1 группы.

1) Какие растения относятся к первому ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 2 группы.

1) Какие растения относятся ко второму ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 3 группы.

1) Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?

Назовите и покажите эти растения .

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Время проведения экскурсии: 30 марта 2002 года.

Ход экскурсии.

1.Организационный момент.

Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве.

Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

— Как нужно вести себя на природе?

— Где вы можете ходить?

— Что можете делать?

— Чего нельзя делать на природе?

2. Вводная беседа.

— Ребята, где мы с вами находимся?

— Вам здесь нравится?

— Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?

— Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.

(Дети читают наизусть четверостишия.)

— Понравились вам отрывки из стихотворений?

— Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)

— А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)

— О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)

— А какое время года сейчас?

— Какой сейчас месяц, год и число?

— Какая погода стоит на дворе?

— Как выглядит лес 30 марта?

4. Изучение новой темы.

— А что такое лес?

— Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

— Чем они отличаются друг от друга?

— Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

— На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ : высокие, средние и низкие растения. )

— Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потомучто они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)

— Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.

— А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы.

(Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

— Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)

— Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)

— * К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)

5. Практическая работа.

— Только ли растения живут в лесу?

— Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.

— Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя (или бригадира).

(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

6. Отчет по практической работе.

По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

6. Подведение итогов экскурсии.

— Понравилась ли вам экскурсия?

— Какие открытия вы сделали сегодня?

— Как размещаются растения и животные в лесу?

— * Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?

— Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

— Зачем нужен лес?

Приложение.

ЛЕСНЫЕ ЭТАЖИ И ВЛАДЕНИЯ

Мы знаем, что лес—это многоэтажный дом. И все этажи этого дома заняты птицами. Есть птицы, которые живут вподвальных этажах. Обычно их дом находится по берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле наобрывистом бе­регу реки. Так живутласточки-береговушки.

На нижних этажах живёт соловей,козодой. Мы уже знаем, что соловей делает своё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле и потом сидит на них, прикрывая их со­бой от врагов. Рябчик делает своё гнездов виде глубокойямки, а лесной конёк —под кустом или маленькой ёлочкой. На нижних этажах также жи­вут славки.

А вот свиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старыхзаболоченных лесах. В средних этажах делает своё большое гнез­докедровка. А коршун —житель только высоких этажей. Ястреба можно назвать жителемчердач­ного этажа. Своё гнездо он делает на самом высоком дереве. Мы говорили сейчас об открыто гнездящихся птицах. Но и дуплогнёздники живут на разных этажах леса.

Ниже всех из дуплогнёздников живётсиничка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её «старшая сестра»—лазоревка—тоже живёт в нижних этажах, но может жить и в средних… А самая старшая—большая синица—предпо­читает средние и высокие этажи.

Горихвостка делает своё гнездо в дуплах, ко­торые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка—на средних этажах и иногда на вы­соких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползня можно увидеть и в средних этажах, и в нижних.

Почти все лесные птицы живут наопределён­ных этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда не увидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, кле­сты, чижи. Другие—в смешанных или листвен­ных. А есть среди птиц и такие, гнёзда которых ты никогда не увидишь в лесах средней полосы. Здесь нет гнёзд свиристелей и чечёток. Эти птицы при­летают к нам только зимой, а весной они улетают на север и там делают свой гнёзда. Но влюбом ме­сте, в любом лесу птицы живут на определённом «этаже».

В лесах Москвы ранней весной можно встретить птиц: скворца, кукушку, дятла, зяблика и дрозда; зверей: белку, зайца, ежа, крота и лесную мышь; насекомых: мух, муравьев, бабочек, пауков; растения: гриб-сморчок, мох кукушкин лен и сфагнум, первоцвет мать-и-мачеху, копытень, волчье лыко (цветущее), ель обыкновенную, сосну, елку, дуб, березу, ясень, клен, липу, орешник, бересклет, жимолость.

При подготовке к экскурсии была использована литература :

1. Дмитриев Ю. Д. Необыкновенное путешествие в обыкновенный Лес. — М.: Русский язык, 1991.

2. Петров В. В. Растительный мир нащей Родины. – М.: Просвещение, 1981.

3. Сухарев Ю. Ф. Природоведение //Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). – Самарская область, г. Чапаевск, 1996.

www.ronl.ru

Шпаргалка - Экскурсия: лес, ярусы леса

Министерствообразования РФ

Московскийгородской педагогический университет

Кафедрапедагогики и психологии начального обучения

 

 

 

 

 

 

Практическая работа по методике естествознания

для 2 —  3 класса

по теме:

«Экскурсия: лес, ярусы леса»

студентки 4 курса 2000 года, в/о, 1 группы

Артамохиной Александры Олеговны

Москва 2002 год

Цели экскурсии:

1.  Дать знания о лесных ярусах, орастениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

2.  Научить распознавать на практикедеревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

3.  Развивать умение сравниватьобъекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природныхобъектов с натуры.

4.  Воспитывать бережное отношение кприроде.

Оборудование:

 

1.  Блокноты и простые карандаши.

2.  Маленькие грабельки и совок.

3.  Нож.

Предварительнаяподготовка:

1.  Выучить наизусть отрывки из стихотворений,приведенные ниже

 Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

                                  Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

  

2.  Разделить класс на 3 группы.

3.  Приготовить задания дляпрактической работы по группам.

Задание для 1 группы.

1)  Какие растения относятся к первомуярусу?

     Назовите и покажите их.

     Как их отличить друг от друга?

2)  Пронаблюдайте за деревьями:какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи уучителя).

3)  * Подумайте, почему эти животныепоселились именно на деревьях?

4)  Выполните зарисовки всех четырехярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 2 группы.

1)   Какие растения относятся ковторому ярусу?

     Назовите и покажите их.

     Как их отличить друг от друга?

2)  Пронаблюдайте за кустарниками:какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя),у корней.

3)  * Подумайте, почему эти животныепоселились именно на кустарниках?

4)  Выполните зарисовки всех четырехярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 3 группы.

1)  Какие растения относятся ктретьему и четвертому ярусу?

     Назовите и покажите эти растения .

     Как их отличить друг от друга?

2)  Пронаблюдайте за травами и мхами:какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)

3)  * Подумайте, почему эти животныепоселились именно на нижних ярусах?

4)  Выполните зарисовки всех четырех ярусовлеса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Время проведения экскурсии: 30 марта 2002 года.

Ход экскурсии.

 

1.Организационныймомент.

 

   Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом,чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве.

   Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилахповедения на природе, а сейчас нужно их повторить.

-    Как нужно вести себя на природе?

-    Где вы можете ходить?

-    Что можете делать?

-    Чего нельзя делать на природе?

2.Вводная беседа.

 

-    Ребята, где мы с вами находимся?

-    Вам здесь нравится?

-    Гуляя по лесу, я часто вспоминаюразличные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?

-    Сейчас ребята (назвать четырехзаранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русскихпоэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.

    (Дети читают наизусть четверостишия.)

-   Понравились вам отрывкииз стихотворений?

-   Что общего у всех этихчетверостиший?  (Они все олесе.)

-    А как выглядит лес в этихстихотворениях? Какие различия вы нашли?  (В них описан лес в разные времена года.)

-     О каком времени года говорится впервом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальныечетверостишия.)

-    А какое время года сейчас?

-    Какой сейчас месяц, год и число?

-    Какая погода стоит на дворе?

-    Как выглядит лес 30марта?

4.  Изучение новой темы.

 

-   А что такое лес?

-    Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные исмешанные.)

-     Чем они отличаются друг от друга?

-    Рассмотрите внимательно растения,окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

-    На какие группы можно разделитьрастения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные илиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)

-    Не мешают ли расти друг другурастения леса? (Нет,потомучто они растут ярусами – этажами:выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самомнизу – мхи.)

-    Ярусы леса принято считать сверхувниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего ичетвертого.

-    А теперь назовите номера этажей –ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы.

(Можно повторить такие упражнения несколько раз длязакрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

-    Как вы думаете, случайно лиразмещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)

-    Как вы думаете, растутли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корниу деревьев и т. д.)

-    * К какому ярусу вы отнесли бы молодые и ещепока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу,несмотря на их рост.)

5.  Практическаяработа.

 

-    Только ли растения живут в лесу?

-    Сейчас мы попытаемсявыяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.

-    Для этого мы разделимся на группы,каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должныобследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своихисследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты,карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя (или бригадира).

(Дается некоторое время, чтобы дети моглиразбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты сзаданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, аучитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

6. Отчет по практическойработе.

    По сигналу учителя группы собираются вместе ипредоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникаммогут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоитрешить на месте, если для этого не будет препятствий.

   

6.  Подведение итоговэкскурсии.

-    Понравилась ли вам экскурсия?

-    Какие открытия вы сделали сегодня?

-    Как размещаются растения и животныев лесу?

-    * Почему в лесу нужноходить по тропинкам, а не где вам захочется?

-    Как нужно относиться к растениям,животным и почему?

-    Зачем нужен лес?

Приложение.

ЛЕСНЫЕ  ЭТАЖИ  И  ВЛАДЕНИЯ

Мызнаем, что лес—это многоэтажный дом. И все этажи этого дома заняты птицами.Есть птицы, которые живут вподвальных этажах. Обычно их дом находитсяпо берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле наобрывистом бе­регуреки. Так живутласточки-береговушки.

Нанижних этажах живёт соловей,козодой. Мы уже знаем, что соловей делаетсвоё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле ипотом сидит на них, прикрывая их со­бой от врагов. Рябчик делает своё гнездов виде глубокойямки, а лесной конёк—под кустом или маленькойёлочкой. На нижних этажах также жи­вут славки.

А вотсвиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старыхзаболоченныхлесах. В средних этажах делает своё большое гнез­докедровка. А коршун—жительтолько высоких этажей. Ястреба можно назвать жителемчердач­ного этажа.Своё гнездо он делает на самом высоком дереве. Мы говорили сейчас об открыто гнездящихсяптицах. Но и дуплогнёздники живут на разных этажах леса.

Ниже всех из дуплогнёздниковживётсиничка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её«старшая сестра»—лазоревка—тоже живёт в нижних этажах, но может жить и всредних… А самая старшая—большая синица—предпо­читает средние и высокиеэтажи.

Горихвостка делает своё гнездо вдуплах, ко­торые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка—на среднихэтажах и иногда на вы­соких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползняможно увидеть и в средних этажах, и в нижних.

Почти все лесные птицы живут наопределён­ных этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда неувидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, кле­сты,чижи. Другие—в смешанных или листвен­ных. А есть среди птиц и такие, гнёздакоторых ты никогда не увидишь в лесах средней полосы. Здесь нет гнёздсвиристелей и чечёток. Эти птицы при­летают к нам только зимой, а весной ониулетают на север и там делают свой гнёзда. Но влюбом ме­сте, в любомлесу птицы живут на определённом «этаже».

В лесах Москвы ранней веснойможно встретить птиц: скворца, кукушку, дятла, зяблика и дрозда; зверей: белку,зайца, ежа, крота и лесную мышь; насекомых:мух, муравьев, бабочек, пауков; растения: гриб-сморчок, мох кукушкин лени сфагнум, первоцвет мать-и-мачеху, копытень, волчье лыко (цветущее), ельобыкновенную, сосну, елку, дуб, березу, ясень, клен, липу, орешник, бересклет,жимолость.

При подготовке к экскурсиибыла использована литература:

1.  Дмитриев Ю. Д. Необыкновенное путешествие вобыкновенный Лес. — М.: Русский язык, 1991.

2.  Петров В. В. Растительный мир нащей Родины. – М.:Просвещение, 1981.

3.  Сухарев Ю. Ф. Природоведение //Учебно-методическоепособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательныхшкол (Разработки рабочих уроков). – Самарская область, г. Чапаевск, 1996.

www.ronl.ru