Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Программа по предмету " Мир растений " 9 класс (со сложной структурой дефекта). Программа мир растений


Программа кружка "Мир растений"

Разделы: Биология, Начальная школа

Введение

В современных условиях одной из важных задач школы является развитие творческого потенциала личности, формирование исследовательских умений, вовлечение учащихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окружающей среде. 

Программа кружка рассчитана на учащихся начальных классов и  является пропедевтическим курсом по биологии. Каждое занятие носит  развивающий характер и сопровождается иллюстративным материалом: фотографиями, таблицами, опытами…. В занятия включены интересные сведения из жизни растений, ребусы, головоломки. Дети рисуют, занимаются лепкой, готовят небольшие сообщения по пройденной теме. Кроме того, учащиеся занимаются исследовательской работой, учатся писать рефераты.

Занятия строятся с учётом  психолого-педагогических особенностей учащихся младшего школьного возраста, поэтому дети без труда усваивают сложные понятия из курса биологии 6 класса.

 Формы занятий разнообразны: лекции, практические работы, опыты, экскурсии, викторины, праздники.

Большинство занятий построено по следующей схеме:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Первичное закрепление.
  5. Итог.
  6. Рефлексия.

Предлагаемая программа кружка, тематическое планирование, поурочные разработки, прежде всего, адресованы учителям начальных классов, но могут быть полезны и педагогам дополнительного образования.

Пояснительная записка

Программа кружка «Мир растений»   предназначена  для учащихся 3 – 5 классов, проявляющих интерес к биологии. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю (теоретическое изучение материала,  практическая работа, опыты). Всего 60 часов в год. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии.

Эта программа как составная часть курса «Природоведение» выполняет несколько функций:

  1. Углубляет знания по ботанике.
  2. Расширяет содержание курса «Природоведение», готовит к изучению биологии в средних классах.
  3. Способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии.
  4. Способствует более глубокому и качественному пониманию процессов, происходящих в мире растений.

Цели данного курса:

  1. Подготовить детей к осознанному изучению биологии в средних классах.
  2. Помочь осознать степень своего интереса к биологии.
  3. Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся.
  4. Познакомить с основными методами изучения биологии.
  5. Повысить экологическую культуру учащихся.

Задачи данного курса:

  1. Формирование у детей научного мировоззрения, творческого воображения.
  2. Воспитание  бережного отношения к природе.
  3. Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу.
  4. Расширение и конкретизация знаний о растениях.
  5. Обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению растений.
  6. Развитие основных приёмов мыследеятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).

В целом программа кружка позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал  биологических  знаний.

Основными методами преподавания являются наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой.

Формы организации деятельности учащихся: экскурсии, прогулки, практические работы, занятия в аудитории.

Содержание программы

Раздел I.  Разнообразие растений (11 часов)

Самые древние растения. Разнообразие растений. Первые наземные растения.  Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они?  Условия для существования растений.

Практические занятия. Фантастические растения. Работа с гербарными материалами. Изготовление гербария. Определение растений в кабинете.

Экскурсии. «Осенний лес».

Раздел II. Строение растений (16,5 часов)

Как устроено растение. Лист, особенности строения. Виды листьев.

Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений. Побег, его строение. Видоизменения побегов. Строение и значение цветка. Строение и состав семени. Движение растений.

Практические занятия. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений. Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными. Оформление альбома «Строение растений». Работа с карточками – определителями, с гербарием. Опыт №1 «Дыхание листьев». Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)».  Опыт №3 «Испарение воды листьями». Составление паспорта дерева. Зарисовка строения цветка. Опыт №4 «Строение и состав семени». Отпечатки листьев. Опыт №5 «Движение стебля и листьев».

Экскурсии.  «Зимний лес.  Изготовление отпечатка коры».

Раздел III. Размножение растений (7,5 часов)

Вегетативное  размножение растений. Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян. Условия прорастания семян. Распространение семян.

Практические занятия. Определение всхожести семян.

Определение выделения углекислого газа и тепла, прорастающими семенами. Разнообразие семян. Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, отводками, клубнями, луковицами. Опыт №6 «Проращивание картофеля».

Прививка. Опыт №7 «Можно ли прививать клубни картофеля?»

Опыт №8 «Размножение традесканции, фиалки узумбарской».  Опыт №9. «Как определить, что при дыхании семян выделяется углекислый газ и тепло?» Опыт №10 «Посадка цветов, овощных культур (томатов), в зависимости от размера семян». Опыт №11 «Прививка томата на картофель».

Раздел IV.  Человек и растения (25 часов)

Растения и химия. Медицина и растения. Влияние человека на растения. Правила поведения в природе. Растения – индикаторы.

Практические занятия. Опыт №12 «Получение эфирных масел душистой герани, ели, сосны». Опыт №13 «Получение краски из коры ивы, осины, лишайника «стенная золотянка». Изготовление листовок о лекарственных растениях.   Планирование  клумб около школы и высадка рассады овощных и цветочных культур.

Экскурсии. «Изучение влияния деятельности человека на растения нашего поселка».  «Весенний лес».

Основные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Учащиеся должны знать.

- группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые,  их отличительные признаки; - органы растений; -способы размножения растений, - условия прорастания семян и роста растений, - значение растений в природе и жизни человека,

Учащиеся должны уметь.

- различать наиболее распространённые в ХМАО растения; - устно описывать растения; - пропагандировать знания об охране природы; - выполнять правила поведения в природе; - ухаживать за комнатными, овощными и цветочно-декоративными растениями;

 Ожидаемые результаты.

Успешная самореализация школьников в изучении биологии, знание строения растения и его органов, желание наблюдать природу, повышение экологической грамотности. Умение наблюдать, прогнозировать результат работы.

Формы занятий.

Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, справочной литературой позволяют на протяжении длительного времени поддерживать интерес учащихся.

Тематическое планирование

См. Приложение.

Литература для учителя

  1. «Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. – 106 с. Ил.
  2. «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. – 704 с.
  3. А. И. Тарасов.  «Эколого-ботанические экскурсии в природу»  (Учебно – методическое пособие) Сургут: информационно-издательский концерн. Х – М. «Северный дом» 1995 г.- 88 с., ил.
  4. В. В. Петров. «Лес и его жизнь» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1986 г. 159 с., ил.
  5. В. В. Петров. «Растительный мир нашей Родины» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1991г., 205 с +2
  6. В. И. Кузнецова. «Уроки ботаники» (Пособие для учителя) М. «Просвещение» 1985. – 173 с., ил. +2
  7. В. Н. Фёдорова, Н. И. Шапошников и др.; «Методическое обучение ботанике» Под общей редакцией Н.В. Падалко, В. Н. Фёдоровой. – 3-е издание, переработка. М. «Просвещение» 1982. – 351 с. Ил.
  8. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2
  9. И. В. Ирмаилов, В. Е. Михмен , Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. «Биология. Экскурсии» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1983 г. 224 с., ил.+1

Литература для учащихся

  1. «Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. – 106 с. Ил.
  2. «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. – 704 с.
  3. А. М. Розенштейн. «Самостоятельные работы учащимся по биологии. Растения» 2-ое издание, переработанное. М. «Просвещение» 1988 г – 144 с ., ил.
  4. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2
  5. Гальперштейн Л. Я. Растения: Научно-популярное издание для детей/ Ил. Г. А. Мацигина; Оформл. Серии И. П. Смирнова. – М.: ООО «Росмэн-Издат», 2000. – 31с. – (Я открываю мир)
  6. Д. И. Трайтак. «Книга для чтения по ботанике. Для учащихся 5 – 6 классов» 2-ое издание, переработанное. М. «Просвещение» 1985 – 223 с., ил.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Образовательная программа «мир растений»

скачать Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №3» п. Чернянка Белгородской области

«Утверждаю»

Директор школы _________/Чуб М.В./

28 августа 2010 года

Модифицированная образовательная программа

« МИР РАСТЕНИЙ»

на 1 год

возраст воспитанников 11-12 лет

Педагог дополнительного образования

Андреев Михаил Викторович

Пояснительная записка

Программа кружка «Мир растений»   предназначена  для учащихся 5 -6 классов, проявляющих интерес к биологии. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 1 час в неделю Всего 35 часов в год. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии.

Эта программа как составная часть курса «Природоведение» выполняет несколько функций:

  1. Углубляет знания по ботанике.
  2. Расширяет содержание курса «Природоведение», готовит к изучению биологии в средних классах.
  3. Способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии.
  4. Способствует более глубокому и качественному пониманию процессов, происходящих в мире растений.
Цели данного курса:
  1. Подготовить детей к осознанному изучению биологии в средних классах.
  2. Помочь осознать степень своего интереса к биологии.
  3. Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся.
  4. Познакомить с основными методами изучения биологии.
  5. Повысить экологическую культуру учащихся.
Задачи данного курса:
  1. Формирование у детей научного мировоззрения, творческого воображения.
  2. Воспитание  бережного отношения к природе.
  3. Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу.
  4. Расширение и конкретизация знаний о растениях.
  5. Обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению растений.
  6. Развитие основных приёмов мыследеятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).
В целом программа кружка позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал  биологических  знаний.

Основными методами преподавания являются наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой.

Формы организации деятельности учащихся: экскурсии, прогулки, практические работы, занятия в аудитории.

Содержание программы

Раздел I.  Разнообразие растений (11 часов)

Самые древние растения. Разнообразие растений. Первые наземные растения.  Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они?  Условия для существования растений.

Практические занятия. Фантастические растения. Работа с гербарными материалами. Изготовление гербария. Определение растений в кабинете.

Экскурсии. «Осенний лес».

Раздел II. Строение растений (16,5 часов)

Как устроено растение. Лист, особенности строения. Виды листьев.

Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений. Побег, его строение. Видоизменения побегов. Строение и значение цветка. Строение и состав семени. Движение растений.

Практические занятия. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений. Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными. Оформление альбома «Строение растений». Работа с карточками – определителями, с гербарием. Опыт №1 «Дыхание листьев». Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)».  Опыт №3 «Испарение воды листьями». Составление паспорта дерева. Зарисовка строения цветка. Опыт №4 «Строение и состав семени». Отпечатки листьев. Опыт №5 «Движение стебля и листьев».

Экскурсии.  «Зимний лес.  Изготовление отпечатка коры».

Раздел III. Размножение растений (7,5 часов)

Вегетативное  размножение растений. Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян. Условия прорастания семян. Распространение семян.

Практические занятия. Определение всхожести семян.

Определение выделения углекислого газа и тепла, прорастающими семенами. Разнообразие семян. Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, отводками, клубнями, луковицами. Опыт №6 «Проращивание картофеля».

Прививка. Опыт №7 «Можно ли прививать клубни картофеля?»

Опыт №8 «Размножение традесканции, фиалки узумбарской».  Опыт №9. «Как определить, что при дыхании семян выделяется углекислый газ и тепло?» Опыт №10 «Посадка цветов, овощных культур (томатов), в зависимости от размера семян». Опыт №11 «Прививка томата на картофель».

Основные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Учащиеся должны знать.

- группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые,  их отличительные признаки;

- органы растений; -способы размножения растений, - значение растений в природе и жизни человека,

Учащиеся должны уметь.

- различать наиболее распространённые в ХМАО растения;

- устно описывать растения; - пропагандировать знания об охране природы; - выполнять правила поведения в природе; - ухаживать за комнатными, овощными и цветочно-декоративными растениями;

 Ожидаемые результаты.

Успешная самореализация школьников в изучении биологии, знание строения растения и его органов, желание наблюдать природу, повышение экологической грамотности. Умение наблюдать, прогнозировать результат работы.

Формы занятий.

Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, справочной литературой

  1. Тематическое планирование
Наименование темы Кол-во часов

всего

Кол-во часов теория Кол-во часов практика Форма проведения Образовательный продукт
I Разнообразие растений. 11 6 5
1 Организационное занятие. Разнообразие растений. 1 1

Фантастические растения (рисование по представлению).

Работа с гербарными материалами.

Лекция, практическая работа в парах Записи в тетрадях, оформление альбома фантастических растений.
2 Самые древние растения. 1 0,5

Работа с гербарными материалами.

Практическая работа в группах, просмотр видеофильма. Записи и зарисовки в тетрадях
3 Первые наземные растения. 1 0,5

Работа с гербарными материалами.

Практическая работа в группах, просмотр видеофильма Записи и зарисовки в тетрадях
4 Растения у тебя дома. Значение растений. 1 Практическая работа, экскурсия по школе, просмотр видеофильма Записи и зарисовки в тетрадях
5 Ядовитые растения, нужны ли они? 1 Практическая работа в группах, просмотр видеофильма Конспект
6 Условия для существования растений. 1 Лекция Составление таблицы.
7 Изготовление гербария. 1 Практическая работа. Гербарий
8 Экскурсия. «Осенний лес». 1 Экскурсия. Записи и зарисовки в тетрадях
9 Определение растений в кабинете. 1 Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
II Строение растений. 16,5 8 7,5
1 Как устроено растение. 0,5 0,5

Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов

Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
2 Оформление альбома «Строение растений». Работа с карточками – определителями, с гербарием. 1

Опыт №1 «Дыхание листьев», Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)». Опыт №3 «Испарение воды листьями».

Практическая работа. Альбом «Строение растений».
3 Лист, особенности строения. Виды листьев. 1 Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
4 Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений. 1 Лекция Записи и зарисовки в тетрадях
5 Отпечатки листьев. 1

Проверка опытов № 1,2,3

Практическая работа. Оформление альбома
6 Побег, его строение. 1 Лекция Записи и зарисовки в тетрадях
7,8 Такие разные побеги. Видоизменения побегов. 1 1

Составление паспорта дерева.

Лекция Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
9 Экскурсия. «Зимний лес. Изготовление отпечатка коры». 1 Экскурсия. Записи и зарисовки в тетрадях
10 Для чего нужны цветы?

Цветочная викторина.

1 Лекция Записи и зарисовки в тетрадях
11 Рассматривание различных цветов. Зарисовка строения цветка. 1 Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
12 Хитрости цветов. 1 Лекция Записи в тетрадях
13 Праздник цветов. 1 Праздник
14, 15 Семя. Строение и состав семени. Значение семени. 1 1

Опыт №4 Строение и состав семени.

Лекция Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
16

)

Движение растений. Могут ли растения двигаться?

Цветочные часы.

1 Опыт №5 «Движение стебля и листьев». Лекция Практическая работа. Зарисовки в тетрадях
III Размножение растений. 7,5 5 2,5
1,2 Размножение растений. Способы вегетативного размножения растений. (На примере комнатных растений) 1 1

Опыт №6 Проращивание картофеля.

Опыт №7 Можно ли прививать клубни картофеля?

Опыт №8 Размножение традесканции, фиалки узумбарской.

Лекция Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
3 Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян. 1 0,5

Опыт №9. Как определить, что при дыхании семян выделяется углекислый газ и тепло?

Лекция Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
4,5 Условия прорастания семян. 1 Опыт №10 Посадка цветов, овощных культур (томатов), в зависимости от размера семян. Лекция Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
6 Определение всхожести семян. 0,5 0,5 Практическая работа. Таблица
7 Хитрости семян. Распространение семян. 1 Лекция Зарисовки в тетрадях
Литература для учителя
  1. «Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. – 106 с. Ил.
  2. «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. – 704 с.
  3. А. И. Тарасов.  «Эколого-ботанические экскурсии в природу»  (Учебно – методическое пособие) Сургут: информационно-издательский концерн. Х – М. «Северный дом» 1995 г.- 88 с., ил.
  4. В. В. Петров. «Лес и его жизнь» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1986 г. 159 с., ил.
  5. В. В. Петров. «Растительный мир нашей Родины» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1991г., 205 с +2
  6. В. И. Кузнецова. «Уроки ботаники» (Пособие для учителя) М. «Просвещение» 1985. – 173 с., ил. +2
  7. В. Н. Фёдорова, Н. И. Шапошников и др.; «Методическое обучение ботанике» Под общей редакцией Н.В. Падалко, В. Н. Фёдоровой. – 3-е издание, переработка. М. «Просвещение» 1982. – 351 с. Ил.
  8. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2
  9. И. В. Ирмаилов, В. Е. Михмен , Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. «Биология. Экскурсии» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1983 г. 224 с., ил.+1
Литература для учащихся
  1. «Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 2003. – 106 с. Ил.
  2. «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. – 704 с.
  3. А. М. Розенштейн. «Самостоятельные работы учащимся по биологии. Растения» 2-ое издание, переработанное. М. «Просвещение» 2005 г – 144 с ., ил.
  4. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2
  5. Гальперштейн Л. Я. Растения: Научно-популярное издание для детей/ Ил. Г. А. Мацигина; Оформл. Серии И. П. Смирнова. – М.: ООО «Росмэн-Издат», 2000. – 31с. – (Я открываю мир)
скачать

nenuda.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Мир растений" для 6 класса

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕДВЕДЕВСКАЯ ШКОЛА» ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА

296121, Российская Федерация, Джанкойский район, с. Медведевка , ул. Ленина, 8

телефон: (06564) 5-24-54, e-mail: [email protected]

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения

учителей естественно – математического цикла

протокол №1 от «31» августа 2016г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

____________С.Э.Усеинова

«31» августа 2016 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_____________Н.Н.Васильев

№___от «31» августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ

«МИР РАСТЕНИЙ»

класс 6

на 2016/2017 учебный год

Составитель: Вьюн М.Е

Учитель биологии

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………….…2

  2. Структура программы…………………………………………………………….……..2

  3. Ожидаемые результаты……………………………………………………………….…3

  4. Основное содержание……………………………………………………………………3

  5. Тематическое планирование…………………………..………………………………..4

  1. Пояснительная записка.

Программа «Мир растений» ориентирована на обучающихся 6 класса, изучающих биологию в рамках ФГОС.

Программа внеурочной деятельности по биологии «Мир растений» соответствует целям ФГОС. На изучение биологии в 6 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.

Программа «Мир растений» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.

На реализацию программы отводится 34 часа (1 час в неделю).

  1. Структура программы.

Программа «Мир растений» способствует более успешному усвоению знаний по биологии. Происходит развитие общеучебных умений и навыков; навыков работы с лабораторным оборудованием; умений применять полученные знания на практике. Программа осуществляет расширение кругозора обучающихся.

Формы работы: лабораторные и практические работы, экскурсии, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа.

3.Ожидаемые результаты.

Личностные

  • сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;

  • развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)

Метапредметные

  • овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;

  • умение работать с различными источниками информации;

Предметные

  1. Познавательная сфера:

  • выделение отличительных признаков живых организмов;

  • определение роли биологии в практической деятельности человека;

  • умение сравнивать биологические объекты и процессы

  • овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;

  1. Ценностно – ориентационная сфера:

  • знание правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

  1. Трудовая сфера:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • знание правил работы с лабораторным оборудованием;

  1. Эстетическая сфера:

  1. Основное содержание

6 класс 34 часа.

Кто наши соседи

Невидимое станет видимым

Как устроено растение

Эти замечательные листья

Узнай растение по листьям

Истории о деревьях

Странные растения.

Необычные растения

Зеленая аптека

Конкурс кроссвордов

«Зачем растению паспорт?»

Химический состав растений

Физиология растений

Этот прекрасный цветок

Раз цветок, два цветок

Легенды о цветах

Прорастание семян

Чем занимается наука систематика?

Крестоцветные – кто вы?

Розоцветные – кто вы?

Пасленовые – кто вы?

Бобовые – кто вы?

Сложноцветные – кто вы

Лилейные – кто вы?

Злаковые – кто вы?

Заповедные растения Крыма

Загадки о растениях .

Угадай растение

Сбор гербария

Оформление гербария

Растения школьного двора

Защита проектов.

  1. Тематическое планирование

Календарно – тематическое планирование курса

№ п/п

Тема

Кол. часов

Форма

Количество часов

план

факт

1.

Введение.

1

беседа

Все о растениях

17

2.

Кто наши соседи

1

Экскурсия – игра «Найди растение»

3.

Невидимое станет видимым

1

Лабораторная работа «Работа с микроскопом. Строение клетки»

4.

Как устроено растение

1

Творческая работа «Органы растения. »

5.

Эти замечательные листья

1

Творческая мастерская «Распознавание листьев. Создание аппликаций из листьев»

6.

Узнай растение по листьям

1

Игра

7.

Истории о деревьях

1

Рассказ - презентация

8.

Странные растения.

1

Проект «Растения -хищники»

9.

Необычные растения

1

Творческая мастерская «Создание коллажей необычных, декоративных растений»

10.

Зеленая аптека

1

Проект «Лекарственные растения»

11.

Конкурс кроссвордов

1

Творческая мастерская «Составление и разгадывание кроссвордов о растениях»

12.

«Зачем растению паспорт?»

1

Творческая мастерская «Паспортизация комнатных растений»

13.

Химический состав растений

1

Лабораторная работа «Изучение химического состава растений»

14.

Физиология растений

1

Лабораторная работа «Испарение воды листьями»

15.

Этот прекрасный цветок

1

Творческая мастерская «Создание макетов цветков растений разных семейств»

16.

Раз цветок, два цветок

1

Творческая мастерская «Создание макетов соцветий»

17.

Легенды о цветах

1

Проект

18.

Прорастание семян

1

Лабораторная работа «Условия прорастания семян»

Многообразие растений

11

19.

Чем занимается наука систематика?

1

Творческая мастерская «Создание конструктора Царств живой природы»

20.

Крестоцветные – кто вы?

1

Творческая мастерская

21.

Розоцветные – кто вы?

1

Творческая мастерская

22.

Пасленовые – кто вы?

1

Творческая мастерская

23.

Бобовые – кто вы?

1

Творческая мастерская

24.

Сложноцветные – кто вы

1

Творческая мастерская

25.

Лилейные – кто вы?

1

Творческая мастерская

26.

Злаковые – кто вы?

1

Творческая мастерская

27.

Заповедные растения Крыма

1

Путешествие по Красной книге.

28.

Загадки о растениях .

1

Игра – конкурс.

29.

Угадай растение

1

Игра

Растения вокруг нас

5

30.

Сбор гербария

1

Практическая работа

31.

Оформление гербария

1

Практическая работа

32-33.

Растения школьного двора

2

Проект «Составление экологической тропы»

34.

Защита проектов.

Мини – конференция.

infourok.ru

Программа мини-курса «Путешествие в мир растений»

«рассмотрено»

Руководитель МО:

________________

Пехова Н.А.

«____» сентября 2016 г.

« «согласовано»

ЗДВР:

________________

Нурмухамбетова Е.В.

«____» сентября 2016 г.

 

«Утверждено»

Лицей директоры:

Директор лицея:

________________

Жедоуова Н. К.

«____» сентября 2016 г.

 

Программа мини-курса

«Путешествие в мир растений»

 

Ф.И.О. автора: Токсанова А.С.

Должность: учитель биологии

Место работы: ГУ лицей г.Аксу

Пояснительная записка

Программа предусматривает изучение мира растений учащихся пятых и шестых классов, расширение кругозора в области биологии, развитие навыков ухода за растениями, формирование бережного отношения к окружающему миру, повышение мотивации здорового образа жизни, закрепление речевых навыков, совершенствование умения вести наблюдения, работать с информационными источниками, делать сообщения, оформлять результаты своей деятельности.

Программа разработана в соответствии с требованиями коррекционно-развивающей работы. Изучение материала осуществляется системно, последовательно, от простого к сложному. В данном курсе большое внимание отводится практическому значению растений, их влиянию на здоровье человека, роли растений в природе и взаимосвязи с другими организмами.

Неотъемлемой частью программы является изучение комнатных растений, правил ухода за ними, их влияния на человека. Программа предусматривает формирование общеучебных интеллектуальных умений и навыков: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Пропедевтика биологических знаний в 5 классе способствует усвоению знаний учащимися в 6 классе.

Цель: знакомство учащихся с миром растений, его разнообразием, значением растений в природе и жизни человека,

использованием растений для укрепления здоровья и создания благоприятного психологического климата.

Задачи:

1. Подготовить учащихся к изучению биологии.

2. Расширить кругозор в области биологических знаний.

3. Повысить мотивацию изучения биологии.

4. Формировать общеучебные интеллектуальные умения и навыки.

5. Закреплять навыки правильной, красивой речи; умение говорить четко, ясно, внятно.

Формы занятий:

* путешествие

* игра

* сказка

* соревнование

* проект

* презентация

* викторина

* экскурсия

* живая газета

Формы работы:

* Практическая работа

* Самостоятельная работа

* Наблюдение

* Эксперимент

* Индивидуальная работа

* Групповая работа

Методы:

Свободного выбора (свободная беседа; выбор способа действия; выбор способа взаимодействия).

Активные методы (ученики в роли учителя; обсуждение, дискуссия, ролевая игра; ученик как исследователь).

Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимопомощи).

    Приемы:

    Демонстрация натуральных объектов, таблиц, схем, иллюстраций и т.д.

    Предполагаемый результат:овладение учащимися знаниями о жизни растений, навыками ухода за растениями, выращивания растений;

    бережливое отношение к растениям;

    умение вести наблюдения и оформлять результат своей работы;

    устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

    Критерии для мониторинга:

    Овладение знаниями о жизни растений;

    Сформированность навыков ухода за растениями;

    Овладение умениями:

    вести наблюдения за растениями;

    оформлять результат своей работы;

    - устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.

    Календарно-тематическое планирование миникурса «Путешествие в мир растений».

    п.

    Тема занятия

    Форма

    занятия

    1

    Вводное занятие по курсу

    Анкетирование

    2

    Жители Царства Растения

    Сказка

    3

    Низшие Растения

    путешествие

    4

    «Мир растений»

    игра

    5

    Цветковые растения

    Виртуальная экскурсия

    6

    Цветки и соцветия

    Соревнование

    7

    Размножение комнатных растений

    практикум

    8

    Что мы узнали о растениях?

    Предзащита проектов

    9

    Защита научных проектов

    Защита проектов

    Литература:

    1. Я познаю мир. Растения: энциклопедия /авт.- сост. Л.А. Багрова.- М.; АСТ Хранитель, 2008.
    2. Комнатные растения в вашем доме. – М.; ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2005.
    3. Тайный язык цветов. – С.-Пб.; Издательство «Тригон», 2004.
    4. Растения. Полная энциклопедия. М.; Эксмо, 2007.
    5. Атлас комнатных растений. Лимаренко А. Ю., Палеева Т. В. – С.-Пб.; Сова. М., Эксмо, 2003.
    6. Ботаника для учителя. Яковлев Г. П., Аверьянов Л. В. - М.; Просвещение, 1996.
    7. Энциклопедия живой природы. – М.; АСТ-ПРЕСС, 1999.
    8. Тайны живой природы. – М.; Росмэн, 1996.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир растений» для 5 класса

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 12

    с углубленным изучением отдельных предметов»

    городского округа город Стерлитамак

    Республики Башкортостан

    Рассмотрено

    МО учителей биологии, географии, химии и экономики

    МАОУ «СОШ №12 с УИОП»г. Стерлитамак

    Протокол № ___ от______

    Боровикова А.Ю.________

    Согласовано

    зам. директора МАОУ «СОШ №12 с УИОП»

    г. Стерлитамак

    Широкова И.В.________

    «___»________________

    Утверждено

    Директор МАОУ «СОШ №12 с УИОП» г. Стерлитамак

    Маркелова Е.Н._________

    Приказ №____ от_______

    Рабочая программа внеурочной деятельности

    «Мир растений»

    для 5 класса

    на 2015 – 2016 учебный год

    Составитель: Чуряк И.Ю.

    учитель биологии

    2015

    Пояснительная записка

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир Растений»разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе следующих документов:

    1. Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

    2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Авторы: Смирнов Д.В., Горский В.А., Тимофеев А.А. Издательство: Просвещение, 2011.

    3. План внеурочной деятельности МАОУ «СОШ №12 с УИОП» за 2015 – 2016 учебный год

    Программа составлена для обучающихся 5 классов, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

    Общая характеристика

    Цели внеурочной деятельности:

    Подготовить детей к осознанному изучению биологии в средних классах.

    Помочь осознать степень своего интереса к биологии.

    Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся.

    Познакомить с основными методами изучения биологии.

    Повысить экологическую культуру учащихся.

    Задачи данного курса:

    Формирование у детей научного мировоззрения, творческого воображения.

    Воспитание бережного отношения к природе.

    Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу.

    Расширение и конкретизация знаний о растениях.

    Обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению растений.

    Развитие основных приёмов мыследеятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).

    В целом программа внеурочной деятельности позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал биологических знаний.

    Основными методами преподавания являются наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой.

    Формы организации деятельности учащихся: экскурсии, практические работы, занятия в аудитории.

    Формы занятий.

    Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, справочной литературой позволяют на протяжении длительного времени поддерживать интерес учащихся.

    Описание курса в учебном плане

    Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО, с учетом учебного плана МАОУ "СОШ№12 с УИОП" на 2015 – 2016 учебный год, на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Авторы: Смирнов Д.В., Горский В.А., Тимофеев А.А. Издательство: Просвещение, 2011.

    Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), предусмотрено выполнение 7 практических работ, 5 опытов, 2 экскурсии.

    Используемые виды и формы контроля: практические работы, практические занятия, устный и письменный опросы, викторины.

    Описание ценностных ориентиров содержания

    внеурочной деятельности «Мир Растений»

    Изучение данного курса обусловливает достижение следующих личностных результатов:

    1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

    2. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,

    3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

    4. формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

    Метапредметные результаты должны отражать:

    1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    Предметными результатами являются:

    1. формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития;

    2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;

    3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

    По окончании изучения данной программы обучающиеся должны:

    Знать:

    - группы растений и их отличительные признаки;

    - органы растений;

    -способы размножения растений,

    - условия прорастания семян и роста растений,

    - значение растений в природе и жизни человека,

    Уметь:

    - различать наиболее распространённые в РФ и РБ растения;

    - устно описывать растения;

    - пропагандировать знания об охране природы;

    - выполнять правила поведения в природе;

    - ухаживать за комнатными, овощными и цветочно-декоративными растениями.

    Содержание программы

    Общее количество часов - 34

    Введение (1час)

    Вводное занятие. Организация труда. Построение курса. Техника безопасности при работе в кабинете биологии.

    Растения и человек. Роль растений в жизни человека. Взаимосвязь в системе «растении - человек». Охрана растений.

    Разнообразие растений (12 часов)

    Самые древние растения. Разнообразие растений. Первые наземные растения. Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они? Условия для существования растений. Разнообразие растений. Рекорды растений

    Практические занятия:

    Пр. раб. №1 Определение растений по гербарию

    Пр. раб. №2. Изготовление гербария.

    Пр. раб. №3. Определение растений в кабинете.

    Экскурсия. «Осенний лес».

    Викторина «Самые, самые, самые….»

    Строение растений(21 час)

    Как устроено растение. Лист, особенности строения. Виды листьев.

    Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений. Побег, его строение. Такие разные побеги. Видоизменения побегов. Строение и значение цветка. Строение и состав семени. Движение растений. Корень – поставщик питательных веществ и воды. Виды корней и корневых систем. Для чего нужны цветы? Хитрости цветов. Стебель – строение и функции. Движение растений. Могут ли растения двигаться? Цветочные часы. Семя. Строение и состав семени. Значение семени. Плоды. Строение, функции, распространение

    Практические занятия:

    Пр. раб. №4. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений.

    Пр. раб. №5. Отпечатки листьев.

    Пр. раб. №6. Рассматривание различных цветов. Зарисовка строения цветка.

    Пр. раб. №7. Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными.

    Опыт №1 «Дыхание листьев»,

    Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)».

    Опыт №3 «Испарение воды листьями».

    Опыт №4 Строение и состав семени.

    Опыт №5 «Движение стебля и листьев».

    Экскурсия. «Зимний лес. Изготовление отпечатка коры».

    Цветочная викторина.

    Праздник цветов.

    Учебно-методический план

    Введение

    1

    1

    1

    Организация труда. Техника безопасности. Растения и человек. Вводный инструктаж по ТБ.

    1

    4.09

    Разнообразие растений.

    12

    7

    5

    2

    Разнообразие растений. Первичный инструктаж по ТБ.

    1

    11.09

    3

    Самые древние растения.

    1

    18.09

    4

    Первые наземные растения.

    1

    25.09

    5

    Пр. раб. №1 Определение растений по гербарию

    1

    2.10

    6

    Растения у тебя дома. Значение растений.

    1

    16.10

    7

    Ядовитые растения, нужны ли они?

    1

    23.10

    8

    Условия для существования растений.

    1

    30.10

    9

    Рекорды растений

    1

    6.11

    10

    Пр. раб. №2. Изготовление гербария.

    1

    13.11

    11

    Экскурсия.«Осенний лес».

    1

    20.11

    12

    Пр. раб. №3.Определение растений в кабинете.

    1

    4.12

    13

    Викторина «Самые, самые, самые….»

    1

    11.12

    Строение растений.

    21

    11

    10

    14

    Как устроено растение.

    1

    18.12

    15

    Пр. раб. №4. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений.

    1

    25.12

    16

    Лист, особенности строения. Виды листьев.

    1

    15.01

    17

    Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений.

    1

    22.01

    18

    Опыт №1 «Дыхание листьев», Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)». Опыт №3 «Испарение воды листьями».

    1

    29.01

    19

    Пр. раб. №5. Отпечатки листьев.

    1

    5.02

    20

    Корень – поставщик питательных веществ и воды. Виды корней и корневых систем.

    1

    12.02

    21

    Побег, его строение.

    1

    19.02

    22

    Такие разные побеги. Видоизменения побегов.

    1

    5.03

    23

    Экскурсия.«Зимний лес. Изготовление отпечатка коры».

    1

    12.03

    24

    Для чего нужны цветы? Цветочная викторина.

    1

    19.03

    25

    Пр. раб. №6. Рассматривание различных цветов. Зарисовка строения цветка.

    1

    26.03

    26

    Хитрости цветов.

    1

    2.04

    27

    Праздник цветов.

    1

    9.04

    28

    Семя.Строение и состав семени. Значение семени.

    1

    16.04

    29

    Плоды. Строение, функции, распространение

    1

    23.04

    30

    Пр. раб. №7. Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными.

    1

    30.04

    31

    Опыт №4 Строение и состав семени.

    1

    7.05

    33

    Стебель – строение и функции

    1

    14.05

    33

    Движение растений. Могут ли растения двигаться? Цветочные часы.

    1

    21.05

    34

    Опыт №5 «Движение стебля и листьев».

    1

    28.05

    Итого

    34

    19

    15

    Материально-техническое обеспечение

    Книгопечатная продукция:

    1. Ионцева А.Ю. И75 Биология в схемах, терминах, таблицах / А.Ю. Ионцева. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 127 с. : ил. – (Библиотека школьника).

    2. Богоявленская А.Е. Б74 Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.-192 с.: ил.

    3. Воронцов В.В. Комнатные растения Новое руководство по уходу.-М.:ЗАО «Фитон+»,2001.-228с.,ил.

    4. Козлова ,Т.А Биология в таблицах . 6-11 классы : справочное пособие / Авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко.- 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2005.- 234,(6) с.

    5. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся , учителей и родителей.-М.: АСТ-ПРЕСС,2002.-432 с.

    6. С.Н. Ловягин, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан.Отех,кторастет,но не бегает. Биология.Задачник-практиум для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. А.А. Вахрушева.- М.: Баласс, 2007.-80 с.

    7. Т.А. Дмитриева. Биология : 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / Т.А. Дмитриева, С.И. Гуленков, С.В. Суматохин и .-М.: Дрофа, 1999.- 432 с.

    Печатные пособия:

    Комплект таблиц «Растения»

    Комплект таблиц «Размножение цветковых растений»

    Комплект портретов для кабинета биологии.

    Настенные стенды: «Уровни организации живой природы», «Эволюция органического мира»

    Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения.

    CD-ROM. Наглядная биология. Растения, грибы, бактерии. Версия 2.0

    CD-ROM. Наглядная биология. Растение – живой организм. Версия 2.0

    Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/

    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

    Технические средства обучения:

    Ноутбук, стационарный мультимедиа проектор, многофункциональное копировальное устройство, интерактивная доска, классная доска. На доске при необходимости размещаются демонстрационные таблицы с помощью магнитов.

    Экранно-звуковые пособия:

    Видеофильм «Жизнь растений»

    Учебно-лабораторное оборудование:

    Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»

    Комплект микропрепаратов «Ботаника 2»

    Лупа ручная

    Микроскоп школьный

    Модель строения корня

    Модель строения растения

    Модель строения листа

    Модель цветка капусты

    Модель цветка подсолнечника

    Модель цветка пшеницы

    Модель цветка тюльпана

    Модель цветка яблони

    Муляжи «Набор грибов»

    Набор муляжей овощей

    Набор муляжей фруктов

    Рельефная таблица «Размножение мха»

    Рельефная таблица «Размножение сосны»

    Натуральные объекты:

    Коллекция семян различных растений

    Формы сохранности ископаемых растений и животных

    Коллекция различных видов древесины

    Гербарий «Основные группы растений»

    Гербарий «Растительные сообщества»

    Гербарий «Сельскохозяйственные растения России»

    комнатные растения

    Оборудование класса:

    Комплект ученических столов со стульями, регулируемые по высоте, в количестве 15 шт.; учительский стол; шкафы для хранения литературы, моделей, муляжей, в количестве 5 шт.

    infourok.ru

    Программа кружка "Мир комнатных растений"

    Программа кружка

    «Мир комнатных растений »

    2017-2018 учебныйгод

    Руководитель:

    Петухова И.С.

    учитель биологии

    Кемерово 2018г.

    Пояснительная записка

    Актуальность программы

    Важное направление в развитии личности нравственно-эстетическое воспитание ребёнка посредством расширения его кругозора. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и познание нового, и овладения основами правильного ухода за комнатными растениями.

    В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать для условия динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа “Мир комнатных растений».

    Cейчас комнатное цветоводство чрезвычайно распространено. За несколько веков люди, работающие с растениями, накопили немало знаний о том, как правильно выращивать в помещении растения тех или иных семейств, какие для них необходимо создавать условия, как защитить их от вредителей и болезней, а так же как с помощью домашних растений сделать дом или рабочее место намного уютнее и красивее. Именно об этом и многом другом учащиеся узнают, изучая кружок “Мир комнатных растений”.

    Даная программа включает углубленное теоретического и практического материала.

    Таким образом, сегодня знания биологии востребованы современным обществом, а их использование имеет большие экономические возможности. С улучшением благосостояния людей стал важным вопрос обустройства квартир, учебных помещений и рабочих.

    Цель программы “Мир комнатных растений ”:

    – Создать условия для расширения полученных знаний на уроках о комнатных цветах и подкрепление теоретических знаний, полученных на уроках биологии, практическими специально-предметными навыками, т.к. в процессе изучения ботаники крайне мало времени отводится на практические работы.

    – Показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности.

    – Сформировать интерес к цветоводству.

    – Дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

    Задачи:

    – Сформировать у учащихся приемы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведение практических работ и наблюдений за комнатными цветами.

    – Обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков ухода за растениями. Это может оказаться полезным в повседневной жизни, а возможно и в будущей профессии цветовода или работе в тепличном хозяйстве.

    Планируемые результаты:

    Учащиеся должны уметь:

    1. Самостоятельно проводить практические работы.

    2. Ухаживать за комнатными растениями.

    3. Уметь пересаживать растения и знать виды вегетативного размножения.

    Формы подведение итогов:

    – Организация выставки растений.

    – Защита реферата.

    - Создание презентаций, проектов.

    Тематическое планирование

    Кол-во

    часов

    Примечания

    1.

    Введение (из истории комнатного цветоводства)

    1

    2.

    Условия для комнатного растения. Акклиматизация.

    1

    3.

    Знакомство с определителем комнатных растений.Пр. р. № 1 “Определение цветов в классе

    1

    4.

    Расположение зеленых растений в классе

    1

    5.

    Комнатные растения для северного окна.

    1

    6.

    Комнатные растения для северного окна.Пр. р. № 2 “Растения для северного окна”

    1

    7.

    Комнатные растения для северного окна.

    1

    8.

    Комнатные растения для южного окна.

    Пр. р. № 3 “Растения южного окна”

    1

    9.

    Комнатные растения для южного окна.

    1

    10.

    Комнатные растения для южного окна.

    1

    11.

    Составление композиций.

    1

    12.

    Составление композиций.

    Пр. р. № 4 “Сад на подоконнике”

    1

    13.

    Практическая работа: «Составление композиций»

    1

    14.

    Подвесные кашпо, одиночные растения.

    1

    15.

    Зелёная стенка. Цветочница.

    1

    16.

    Семейства растений. Семейства Бромелиевые

    1

    17.

    Семейство Кактусовые

    1

    18.

    Семейства Бегониевые.

    1

    19.

    Семейство Пальмовые.

    1

    20.

    Семейство Орхидных.Практическая работа “Составление паспортов растений”

    1

    21.

    Семейство Амариллисовых, Ароидных

    1

    22.

    Семейство Аизовых, Малочайных.

    23.

    Папоротники.

    1

    24.

    Папоротники.

    1

    25.

    Папоротники.

    1

    26.

    Семейство Рутовых. Семейство Марантовых.

    1

    27.

    Бонсай.

    1

    28.

    Бонсай.

    1

    29.

    Требование к содержанию комнатных растений

    30

    Режим освещения

    1

    31-32

    Тенелюбивые растения

    2

    33-34

    Тенелюбивые растения.

    2

    35-36

    Полив растений.Пр. р. № 5 “Правильный полив растений”

    2

    37

    Влаголюбивые. Засухоустойчивые

    1

    38

    Влаголюбивые. Засухоустойчивые

    1

    39

    Влажность воздуха. Тропические растения Пустынные растения

    1

    40

    Влажность воздуха. Тропические растения Пустынные растения

    1

    41

    Температурный режим. Теплолюбивые. Холодоустойчивые растения

    1

    42

    Температурный режим. Теплолюбивые. Холодоустойчивые растения.

    Пр. р. № 6 “Определение растений”

    1

    43-47

    Составление паспорта растений.Пр. р. № 7 “Составление паспорта”

    2

    48

    Вегетативное размножение (стеблевыми черенками и верхушечными черенками).Пр. р. № 7 “Размножение стеблем и верхушечными черенками”

    1

    49

    Вегетативное размножение (отпрысками, отводками).

    1

    50

    Вегетативное размножение (усами, отводками, делением корня и корневища).

    1

    51

    Вегетативное размножение (стеблевыми и верхушечными черенками)

    1

    52

    Вегетативное размножение (листовыми черенками).Пр. р. № 8 “Размножение листовыми черенками”

    1

    53

    Вегетативное размножение (отпрысками и отводками).

    1

    54

    Вегетативное размножение (усами, воздушными отводками).

    1

    55

    Вегетативное размножение (деление куста и корневища).

    1

    56

    Размножение суккулентов.

    1

    57

    Размножение суккулентов.Пр. р. № 9 “Размножение суккулентов”

    1

    58

    Размножение пальм

    1

    59

    Размножение пальм

    1

    60

    Размножение кактусов.

    1

    61

    Размножение кактусов.

    Пр. р. № 10“Размножение кактусов”

    1

    62

    Размножение папоротников.

    1

    63

    Размножение папоротников.

    1

    64

    Размножение орхидей и луковичных растений.

    1

    65

    Размножение орхидей и луковичных растений.

    1

    66

    Размножение семенами

    1

    67

    Размножение семенами.Пр. р. № 11 “Посев семян”

    1

    68

    Подкормка удобрениями

    1

    69

    Виды удобрений

    1

    70

    Периодичность внесения подкормки.

    1

    71

    Периодичность внесения подкормки.

    Пр. р. № 12 “Удобряем цветы”

    1

    72

    Формирование комнатного растения.

    1

    73

    Формирование комнатного растения.

    1

    74

    Полировка комнатного растения

    1

    75

    Полировка комнатного растения

    1

    76

    Выгонка луковичных растений.

    1

    77

    Выгонка луковичных растений.Пр. р. № 13 “Выгонка луковицы”

    1

    78

    Беспочвенное выращивание комнатных растений. Гидропоника. Ионитопоника.

    1

    79

    Беспочвенное выращивание комнатных растений

    1

    80

    Проблемы, возникшие, при выращивании комнатных растений(сквозняки, прямые солнечные лучи)

    1

    81

    Проблемы, возникшие, при выращивании комнатных растений(сквозняки, прямые солнечные лучи)

    1

    82

    Вредители (ложноножки, щитовки, клещи, тли)

    1

    83

    Вредители (ложноножки щитовки)

    1

    84

    Вредители (клещи)

    1

    85

    Вредители (тли)

    1

    86

    Вредители (трипсы, листовые нематоды, белокрылки, червецы)

    1

    87

    Вредители (трипсы, листовые нематоды)

    1

    88

    Вредители (белокрылки, червецы).

    Пр. р. № 14 “Борьба с вредителями растений”

    1

    89

    Болезни (мучнистая роса, корневая гниль)

    1

    90

    Болезни (мучнистая роса, корневая гниль)

    1

    91

    Болезни (мучнистая роса, корневая гниль)

    1

    92

    Болезни (мучнистая роса, корневая гниль)

    1

    93

    Болезни (серая гниль, ржавчина, пятнистость листьев).Пр. р. № 15 “Первая помощь”

    1

    94

    Пересадка растений. Пикировка.

    1

    95

    Пересадка растений. Пикировка.

    Пр. р. № 16 “Пикировка”

    1

    96

    Классификация почв. Механический состав почвы. Структура почвы.

    1

    97

    Классификация почв. Механический состав почвы. Структура почвы.Пр. р. № 17 “Структура почвы”

    1

    98

    Уход за растениями во время отпуска

    1

    99

    Уход за растениями во время отпуска

    1

    100

    Обобщение знаний

    1

    101

    Обобщение знаний

    1

    102

    Подведение итогов

    1

    Итого:

    102

    Литература:

    1. Жизнь растений / под ред.Федорова А.А. – М..; Просвещения, 1998.

    2. Клинковская, Н.И., Пасечник, В.В. Комнатные растения в школе. М.: Просвещение, 1989.

    3. Кузнецова, В.И. Уроки биологии. 6–7 класс. – М.: Просвещение 1991.

    4. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. – М.: Просвещение, 1995.

    5. Комнатные растения от А до Я. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Гранд, 2004.

    6. Комнатные растения. – М.: АСТ: Астрель, 2001.

    infourok.ru

    Программа по предмету " Мир растений " 9 класс (со сложной структурой дефекта)

    ПРОГРАММА

    по предмету Мир растений

    для учащихся с умеренной умственной отсталостью 7-8 классов.

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа составлена на основе государственной программы и в соответствии с требованиями минимума содержания образования.

    Преподавание «Мира растений» должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой природой, влияние на нее.

    Содержание данной программы базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.

    Программа рассчитана на 2 года обучения в 7, 8 классах при нагрузке 1 час в неделю по учебному плану.

    Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи:

    • Расширение кругозора детей путем формирования знаний и представлений о мире растений и природном окружении.

    • Сообщение учащимся знаний о строении и жизни растений леса, сада, огорода, поля, луга, болота и водоема.

    • Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето - в жизни растений.

    • Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни растений), бережного отношения к природе.

    • Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на пришкольном участке) и ухода за ними.

    • Воспитание у детей любви к природе, стремление ее беречь и защищать.

    Программа предусматривает изучение элементарных сведений о растениях, доступных детям. Растения объединены в группы по месту их произрастания. Данное структуирование программного материала является более доступным для понимания детьми со сниженным интеллектом.

    У глубоко умственно отсталых детей нарушен не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, процессы познания недоразвиты, в результате чего дети получают неполное, искаженное представление об окружающем мире. Страдает процесс восприятия. Для таких детей требуется больше времени, чтобы воспринять предлагаемый материал. Они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями. Их восприятием необходимо руководить.

    Данная программа предлагает ведение наблюдений, организацию практических работ и проведение экскурсий. Все это дает возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

    Недостаточно сформировано мышление. При анализе предметов дети выделяют только общие свойства предметов, а не его индивидуальные признаки. Из – за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предмете отдельные части, дети не могут установить связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Сравнение проводят по несуществующим признакам. Хотя отмеченные особенности носят стойкий характер, это отнюдь не означает, что такие дети не обучаемы.

    Программа учебного курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи в единстве с непосредственным наблюдением предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.

    За 2 года обучения предмету «Мир растений» рассматриваются: разнообразие растительного мира, даются понятия культурные растения и дикорастущие, даются сведения о значении и охране растений.

    Данная программа предлагает изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам.

    В процессе обучения учащиеся с умеренной умственной отсталостью знакомятся с основными наиболее яркими отличительными признаками растений и на их основе учатся распознавать и правильно называть деревья, кустарники, травянистые и цветковые растения, произрастающие на пришкольном участке, возле дома, в ближайшем парке и в лесу; знакомятся с некоторыми видами культурных растений (овощные растения, фруктовые деревья и ягодные кустарники).

    Процесс обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью должен способствовать их всестороннему развитию. На уроках следует уделять внимание развитию речи ребенка, учить его правильно строить предложения. Особое внимание следует уделять развитию диалогической речи, умению отвечать на вопросы учителя, выполнению практических упражнений.

    На каждом уроке решаются определенные воспитательные задачи. Необходимо воспитывать у детей деятельную любовь к природе, умение заботиться о растениях на пришкольном участке, нетерпимость к порче растений, способность воспринимать красивое в природных явлениях. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьники должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений. Необходимо рассказывать о задаче охраны природы, в доступной форме познакомить с законами об охране природы, с растениями, подлежащими охране.

    Познавая мир природы, дети переносят свои впечатления в мир рисунка. У них лучше развиваются творческие способности. Все увиденное в природе: деревья, кусты, трава, цветы, плоды, листья, мхи, водоросли - оживает в творческих работах в изобразительной деятельности.

    ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

    УЧАЩИХСЯ

    Учащиеся должны знать:

    1. Внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада.

    2. Общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений.

    3. Признаки сходства и различия между растениями.

    4. Особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур (особенно местных), некоторые приемы ухода за ними.

    5. Разницу ядовитых и съедобных грибов.

    Учащиеся должны уметь:

    1. Узнавать изучаемые растения по внешнему виду.

    2. Различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам.

    3. Устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений).

    4. Осуществлять уход за цветочно – декоративными, комнатными растениями и овощными культурами.

    5. Работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.

    Учебный план по предмету « МИР РАСТЕНИЙ»

    7 – 8 классов.

    Введение – 1 ч.

    Многообразие растений (размеры, формы, места произрастания). Природа живая и неживая.

    Цветковые и бесцветковые растения.

    Общие сведения о растениях – 11 ч.

    Растения – часть живой природы.

    Растения дикорастущие, культурные.

    Общее понятие об органах растений

    Размножение растений (насекомыми – опылителями, плодами, развитие растения из семени).

    Роль растений в жизни животных и человека.

    Значение растений и их охрана.

    Практические работы:

    Органы цветкового растения.

    Определение всхожести семян.

    Экскурсия в лес: наблюдения за сезонными изменениями растений -осень

    Растения леса – 28 ч.

    Лиственные деревья (7 ч.)

    Особенности внешнего строения деревьев.

    Сравнительная характеристика.

    Лиственные леса.

    Внешний вид, условия произрастания.

    Знакомство с деревьями: береза, дуб, липа, осина, рябина, клен.

    Использование древесины различных пород.

    Листопад и его значение

    Хвойные деревья (4 ч.)

    Особенности внешнего строения деревьев.

    Сравнительная характеристика.

    Хвойные леса.

    Внешний вид, условия произрастания.

    Знакомство с деревьями: ель, сосна, лиственница.

    Использование древесины различных пород.

    Смешанные леса. (1 ч.)

    Лесные кустарники (3 ч.)

    Особенности внешнего строения кустарников.

    Отличие деревьев от кустарников.

    Калина, шиповник, можжевельник, малина, бузина – использование человеком.

    Отличительные признаки съедобных и ядовитых плодов.

    Ягодные кустарники (2 ч.)

    Особенности внешнего строения. Биология этих растений.

    Сравнительная характеристика. Правила их сбора и заготовки.

    Лекарственное значение изучаемых ягод.

    Изучаемые кустарники – брусника, черника.

    Травы (3 ч.)

    Многообразие трав в лесу. Особенности внешнего строения.

    Практическое значение изучаемых трав.

    Изучаемые травы – кислица, подорожник, мать – и - мачеха, зверобой, земляника.

    Грибы (3 ч.)

    Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.

    Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

    Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

    Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу.

    Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка).

    8 класс - Охрана леса (3 ч.)

    Что лес дает человеку? Лекарственные травы и растения.

    Растения Красной книги. Лес – наше богатство (работа лесничества по охране и разведению лесов).

    Практические работы:

    Зарисовки в тетрадях, подбор иллюстраций и оформление альбома «Растения леса». Подбор литературных произведений с описанием леса («Русский лес в поэзии и прозе»).

    Экскурсии: зима, весна – 2 ч.

    Экскурсия в природу для ознакомления с разнообразием растений, с распространением плодов и семян, с сезонными явлениями в жизни растений.

    Комнатные растения (4 ч.)

    Разнообразие комнатных растений.

    Светолюбивые – герань, теневыносливые – традесканция, влаголюбивые – каланхоэ, засухоустойчивые – кактус.

    Особенности внешнего строения и биологические особенности растений.

    Особенности ухода, выращивания, размножения.

    Размещение в помещении.

    Польза, приносимая комнатными растениями. Климат и красота в доме.

    Практические работы:

    Черенкование комнатных растений. Пересадка и уход за комнатными растениями: полив, обрезка.

    Зарисовка в тетрадях. Составление композиций из комнатных растений.

    Растения поля – 4 ч.

    Злаковые культуры

    Пшеница, рожь, овес, ячмень, овес, кукуруза и другие злаковые культуры.

    Труд хлебороба. Отношение к хлебу.

    Растения луга – 2 ч.

    Травы: клевер, колокольчик, тимофеевка и другие.

    Использование лугов как пастбищ и для сенокоса.

    Растения огорода – 7 ч.

    Овощи (3 ч.)

    Картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох.

    Зеленые культуры (3 ч.)

    Лук, чеснок, укроп, петрушка, салат.

    Особенности внешнего строения. Выращивание: посев, уход, уборка.

    Польза овощных растений. Овощи – источник здоровья (витамины).

    Использование человеком. Блюда, изготавливаемые из овощей.

    Практические работы:

    Выращивание рассады.

    Растения сада – 10 ч.

    Плодовые деревья (2 ч.)

    Яблоня, груша, вишня, слива.

    Ягодные кустарники (2 ч.)

    Смородина, крыжовник, садовая земляника, малина.

    Биологические особенности растений сада: созревание плодов, особенности размножения.

    Вредители сада, способы борьбы с ними.

    Способы уборки и использование плодов и ягод.

    Польза свежих фруктов и ягод. Заготовка на зиму.

    Декоративные растения (3 ч.)

    Весенние: тюльпаны, нарциссы.

    Летние: пионы, розы, гладиолусы.

    Осенние: астры, хризантемы.

    Практические работы (3 ч.)

    Вкапывание приствольных кругов плодовых деревьев.

    Выращивание рассады цветов и посадка на клумбы.

    Уборка прошлогодней листвы.

    Экскурсия в цветущий сад.

    Растения водоемов - 2 ч.

    Растения водоемов: водоросли и цветковые.

    Растения болота – 2 ч.

    Растения болота: травы, мхи, багульник.

    Ягодные растения: клюква.

    Итоговый урок – 1 ч.

    Растения – живой организм. Обобщение материала о растениях.

    Тематическое планирование по миру растений

    7 – 8 класс.

    1

    34.

    Использование лугов для пастбищ и сенокоса.

    1

    Растения огорода – 7 ч.

    35.

    Овощи: картофель, морковь, свекла.

    1

    36.

    Овощи: капуста, кабачок, горох.

    1

    37.

    Овощи: помидор, огурец, перец.

    1

    38.

    Зеленые культуры: лук, чеснок.

    1

    39.

    Зеленые культуры: укроп, петрушка, салат.

    1

    40.

    Овощи – источник здоровья.

    1

    41.

    Практическая работа. Посев семян укропа и петрушки.

    Декоративных цветов – астры.

    1

    Комнатные растения – 4 ч.

    42.

    Многообразие комнатных растений.

    1

    43.

    Лекарственные комнатные растения: Герань, каланхоэ.

    1

    44.

    Практическая работа. Уход за комнатными растениями.

    1

    45.

    Практическая работа. Составление композиций из комнатных растений.

    1

    Растения сада – 10 ч.

    46.

    Плодовые деревья: яблони, груши.

    1

    47.

    Плодовые деревья: вишня, слива.

    1

    48.

    Ягодные кустарники: смородина, крыжовник.

    1

    49.

    Ягодные кустарники: садовая земляника, малина.

    1

    Декоративные растения -3 ч.

    50.

    Весенние: тюльпаны, нарциссы.

    1

    51.

    Летние: пионы, розы, гладиолусы.

    1

    52.

    Осенние: астры, хризантемы.

    1

    53.

    Практическая работа. Вкапывание приствольных кругов деревьев.

    1

    54.

    Практическая работа. Посадка на клумбы рассады цветов.

    1

    55.

    Экскурсия в лес « Сезонные изменения в жизни растений».

    Растения водоемов - 2 ч.

    56.

    Растения водоемов. Водоросли.

    1

    57.

    Растения водоемов. Цветочные.

    1

    Растения болот – 2 ч.

    58.

    Растения болот: травы, мхи, багульник.

    1

    59.

    Ягодные растения: клюква.

    60.

    Итоговый урок. Растения живой организм. Обобщение материала о растениях.

    infourok.ru