Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Виртуальная экскурсия по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений". Процесс жизнедеятельности растений


Жизнедеятельность растительной клетки — Науколандия

В клетке протекают основные процессы жизнедеятельности. Клетка дышит, питается, выделяет вещества, размножается, реагирует на воздействие внешней среды. В живой клетке цитоплазма все время двигается. Это обеспечивает перенос веществ, доставку нужных в определенном месте и отвод ненужных. Запасные вещества и ненужные обычно отводятся в вакуоли.

Движение цитоплазмы можно наблюдать под микроскопом при увеличении более чем в 300 раз. При этом можно видеть, как движутся зеленые пластиты (хлоропласты). Это свидетельствует о том, что цитоплазма движется.

Скорость движения цитоплазмы не одинакова. Она зависит от света, температуры и других факторов внешней среды. На ярком свету цитоплазма обычно двигается быстрее, так как активнее идет процесс синтеза органических веществ, а следовательно дыхания и обмена веществ. Таким образом растения реагируют на изменения окружающей среды.

Питание клетки — это множество различных химических реакций, в результате которых неорганические вещества преобразуются в органические — сахара, жиры, масла, белки и другие. Эти вещества могут оставаться в самой клетке, накапливаться в ней или использоваться. Могут выводиться из клетки.

Дыхание клетки обеспечивает ее энергией. В процессе дыхания протекает химическая реакция, в результате которой с помощью кислорода разлагается сложное органическое вещество и получается энергия, более простые вещества и углекислый газ.

Рост также является процессом жизнедеятельности клетки. Клетка увеличивается в размерах за счет увеличения объема вакуоли, цитоплазмы и растяжения клеточной стенки.

Обмен веществ — это все процессы образования и расщепления веществ в клетке. В обмен веществ входит питание, дыхание, выделение и др. Процессы обмена веществ протекают в разных частях клетки. Взаимосвязь обеспечивается движением цитоплазмы.

Еще одним процессом жизнедеятельности клетки является размножение. Клетка размножается делением. Деление клетки представляет собой сложный процесс, состоящий из последовательных этапов. При делении клетки хромосомы удваиваются, после чего делятся на две одинаковые части и расходятся в противоположные концы клетки. После этого делится уже цитоплазма, органоиды клетки распределяются примерно поровну, некоторые образуются заново в дочерней клетке.

Благодаря делению образуются ткани, осуществляется рост (в том числе и за счет их растяжения).

scienceland.info

Строение и жизнедеятельность растений

Жизнь - качественно специфическая биологическая форма движения материи. Главными признаками живого является обмен веществ и энергии, питания, дыхания, рост и развитие, движение, раздражимость, размножение, саморегуляция и самообновления, способность приспосабливаться к изменениям внешней среды.

Обмен веществ и энергии - это совокупность процессов поступления в организм веществ и энергии из внешней среды, их преобразование, усвоения в организме, распад с выделением энергии и выведения из организма.

Питание - процесс поступления в организм веществ, необходимых для поддержания жизнедеятельности, и их усвоение, это составная часть обмена веществ. Существуют два типа питания: автотрофных и гетеротрофных. Автотрофное питание - образование (синтез) органических веществ из неорганических и за использование, в основном, энергии солнечного излучения. В процессе синтеза органического вещества из неорганических у растений выделяется кислород. Часть его растения используют для дыхания, а остальной газ попадает в атмосферу.

Гетеротрофы используют для питания готовые органические вещества. Гетеротрофы делятся на паразитов и сапротрофы. Паразиты - организмы, использующие для питания органические вещества живых организмов. Сапротрофы - питаются органическими веществами отмерших организмов.

Фотосинтез - самая функция листа. В листьях происходят также важные функции - дыхание и испарение воды (транспирация). При фотосинтезе из неорганических соединений образуются органические за счет усвоения растением энергии света. Необходимым условием фотосинтеза является наличие света, воды и углекислого газа. Воду растения получают преимущественно из почвы, углекислый газ - из воздуха. Потребление растениями углекислого газа из атмосферы называют воздушным питанием. Углерод углекислого газа является основой для образования молекул органических веществ. Во время фото-синтеза на свете растения разлагают воду и выделяют из нее кислород. Интенсивность фотосинтеза зависит от освещенности, температуры окружающей среды, количества углекислого газа (в атмосфере его 0,03%), поступления воды. Оптимальные условия для фотосинтеза - температура +20 ... 25 ° C и достаточное увлажнение почвы.

Дыхание - сложный процесс; все организмы дышат кислородом и выделяют при этом углекислый газ. Дыхание является одним из основных процессов обмена веществ и энергии, поддерживающий связь между организмом и средой. Во время дыхания проходят процессы окисления органических соединений с высвобождением энергии, которая связана в них. Эта энергия необходима растениям для обеспечения процессов жизнедеятельности. Во время дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ в окружающую среду. Температура и другие факторы внешней среды оказывают большое влияние на дыхание растения.

Испарение воды растениями (транспирация) - это выделение водяного пара через устьица, чечевичками подобное. Вода испаряется через все части растения, и интенсивно это делается листья. Скорость испарения регулируют устьица. По системе межклетников водяной пар попадает в устьиц щели и через них выходит наружу. Возможна потеря воды непосредственно с поверхности листка, хотя она и невелика. Транспирация имеет важное значение для жизни растения: снижает ее температуру и защищает от перегрева, а главное - обеспечивает восходящий поток растворов от корня в надземную часть. Все процессы жизнедеятельности растения происходят только при наличии воды. Основная масса воды, которую поглощают растения, испаряется, лишь незначительная ее количество используется непосредственно для образования органических веществ. Ветер, температура и влажность воздуха определяют интенсивность транспирации. При увеличении влажности скорость испарения воды уменьшается, может даже совсем прекратиться, а при повышении температуры и усилении ветра - растет.

Взаимосвязи частей растительного организма. Функции растительного организма - фотосинтез, дыхание, минеральное питание, транспорт воды, органических и неорганических веществ, рост и развитие, размножение и т.д. - изучает наука физиология растений. Все части растения тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и составляют единое целое. Нарушения строения или функции любой из них сразу же отражается на деятельности других частей и организма в целом. Повреждение и отмирание корней не только нарушит закрепления растения в почве, но и сделает невозможным поглощение ею из почвы растворов минеральных веществ. Листок - орган, где у растения образуются органические вещества, без которых невозможен рост клеток и тканей корней и побегов, а следовательно, организма в целом. Вместе с тем листок и стебель нуждаются в минеральных растворах, поступающих из корня. Связь между различными частями растения осуществляет проводящая ткань, которая пронизывает весь организм - от корня через стебель до клеток листа. Согласование работы органов осуществляется благодаря выработке растением особых соединений - фитогормонов. Фитогормоны образуются в одних клетках и через проводящую ткань попадают в другие, где проявляется их действие. Одни из них ускоряющие деление и рост клеток, другие могут тормозить их, т.е. регулируют прорастание семян, почек, образования цветков, плодов и т..

Одним из основных проявлений жизни является обмен веществ. Растение растет, размножается, реагирует на изменения условий окружающей среды благодаря постоянному обмену веществ и превращению энергии. Одни вещества постоянно поступают в организм и используются им, испытывая в его клетках преобразований, другие вещества (конечные продукты обмена) - выводятся из организма в окружающую среду. То есть обмен веществ составляют два взаимосвязанных процесса: ассимиляция - образование сложных веществ из более простых для построения тела растения и диссимиляция - разложение сложных веществ, из которых построено тело, на простые вещества. Сложным ассимиляционным процессом является фотосинтез, а Диссимиляционная - дыхание.

В организм растения поступают необходимые ему вещества и энергия, происходит их превращение и усвоение - это питание растения. Зеленые растения за счет энергии света образуют сложные органические соединения из простых неорганических - это происходит в процессе фотосинтеза. Строение листа приспособлена к осуществлению его функций. Клетки основной ткани листа содержат хлорофилл, который находится в хлоропластах. Для осуществления фотосинтеза, помимо света, необходимы вода и углекислый газ. Углекислый газ поступает, в основном, через устьица листа при газообмена (воздушное питание). Благодаря неравномерному утолщению оболочки клеток устьиц, в зависимости от количества, устьиц щели открываются и закрываются. Через устьица щели углекислый газ поступает в хлорофилоносным ткани, а освободившийся в ходе фотосинтеза кислород выходит наружу. Во время дыхания поглощается кислород и высвобождается углекислый газ. Процесс фотосинтеза идет с поглощением энергии Солнца, а в процессе дыхания энергия высвобождается (направляется на нужды). Итак, процессы фотосинтеза и дыхания определенным образом противоположны друг другу, но одновременно связаны между собой. Кислорода при фотосинтезе высвобождается значительно больше, чем потребляется растением при дыхании, поэтому зеленые растения обогащают им атмосферу.

Фотосинтез - очень сложный процесс. Изучать его начали давно. Русский ученый К. А. Тимирязева в конце XIX века впервые высказал мысль о космической роли растений. Зеленые растения, а точнее хлорофилл, преобразующие энергию Солнца в энергию химических связей сложных органических соединений. Именно зеленым растениям принадлежит ведущая роль в обеспечении энергией всех живых существ на нашей планете.

vidminnyk.com

Суточный периодизм жизнедеятельности растений

Суточный периодизм жизнедеятельности растений

Некоторые вопросы физиологии растений. Суточный периодизм жизнедеятельности растений.

Физиология растений – это наука о процессах, которые происходят в растительных организмах. К основным процессам жизнедеятельности растений относят фотосинтез и дыхание. Они носят сложный характер и происходят при участии веществ, называемых ферментами. Кроме того, растения постоянно испаряют влагу, этот процесс называется транспирацией.

Процессы фотосинтеза и дыхания в течение суток происходят с разной интенсивностью или даже вовсе прекращаются при определенных условиях. Так днем в растении осуществляются реакции фотосинтеза, дыхания и транспирации. Ночью происходит дыхание и транспирация с прекращением реакции фотосинтеза. Физиологи растений считают, что постоянно, как днем, так и ночью, растения извлекают из почвы воду, органические и минеральные вещества (так же углекислоту почвы).

И только совокупное использование продуктов почвенного и светового питания (продуктов фотосинтеза) позволяет растениям образовывать новые молекулы, размножать клетки, строить новые ткани и органы. В этом и состоит процесс роста и развития растения, когда увеличиваются его размеры и формируются дифференцированные органы.

Интенсивность и эффективность перечисленных процессов, проходящих в растении, впрямую зависит как от внешних (экзогенных) факторов, так и от внутренних (эндогенных) и поддаются регулировке. Поэтому для того, чтобы говорить о том, как с помощью освещенности, температуры, влажности и режимов питания и полива влиять на скорость роста и развития растений, следует подробней остановиться на сущности основных физиологических процессов растения.

Под фотосинтезом понимается тип питания углеродом, при котором синтез органических соединений происходит с использованием энергии солнечного света из простых неорганических веществ: углекислого газа (С02) и воды (Н20).

Фотосинтез протекает в любых зеленых частях растения (стеблях, плодах и даже корнях у эпифитных растений), но в основном - в листьях. Этому способствует анатомическое строение листа и его большая поверхность на единицу массы. Густая сеть жилок обеспечивает не только поступление воды, но и быстрый отток углеводов, которые в листьях образуются в процессе фотосинтеза.

Углекислый газ из атмосферы поступает в листья через устьица и проникает в любую часть листа по межклеточным пространствам.

Фотосинтез осуществляется в хлоропластах - органоидах, содержащихся в клетках листьев и других зеленых частях растений. Размеры хлоропластов 4-6 мкм, наиболее часто они имеют овальную форму. У высших растений в одной клетке обычно бывает несколько десятков хлоропластов. Зеленый цвет хлоропластов зависит от содержания в них пигмента хлорофилла. От цитоплазмы хлоропласт отделен двумя мембранами - наружной и внутренней. Наружная мембрана гладкая, без складок и выростов, а внутренняя образует много складчатых выростов, направленных внутрь хлоропласта. Поэтому внутри хлоропласта сосредоточено большое количество мембран, образующих особые структуры - граны.

В мембранах гран располагаются молекулы хлорофилла, и именно здесь происходит фотосинтез, который, очень упрощенно, можно рассматривать как реакцию усвоения углекислого газа атмосферы с помощью солнечной энергии (при участии воды). И результатом этой реакции являются органические вещества, прежде всего - сахара. В хлоропластах синтезируется АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). Между внутренними мембранами хлоропласта содержатся ДНК, РНК и рибосомы. Следовательно, в хлоропластах происходит синтез белка, необходимого для деятельности этих органоидов. Хлоропласты размножаются делением.

Интенсивность фотосинтеза в значительной мере зависит от большого числа внешних факторов, среди которых наиболее важными являются: свет (интенсивность и спектральный состав), температура, концентрация СО2 и О2, водный режим, минеральное питание, а также внутренних особенностей растения: его возраста, содержания хлорофилла и ферментов, количества воды в листе, структуры листа, степени открытости устьиц.

Увеличение концентрации СО2 в воздухе активирует интенсивность фотосинтеза и ингибирует дыхание растений. Под влиянием СО2 растягивается период дегидратации (обезвоживания) тканей растения, так как снижается интенсивность потери воды. Рост концентрации СО2 увеличивает возможности адаптации растений к повышению температуры, особенно у слабоустойчивых сортов.

Механизм усвоения углекислого газа, являющегося основным у фотосинтезирующих организмов, описан М. Кальвином ( M. Calvin), получившим за эту работу Нобелевскую премию в 1961 г. Описанная им последовательность всех ферментативных реакций, приводящих к образованию сахаров из углекислого газа с помощью энергии солнечного света, носит название цикл Кальвина. Типов фотосинтеза растений обнаружено несколько, но общим для всех типов является способность превращать энергию света в доступные клетке формы энергии, которая потребляется затем во всех энергозависимых процессах, в том числе и для биосинтезов.

В целом, химический баланс фотосинтеза может быть представлен в виде простого уравнения:

6CO2 + 6h3O = C6h22O6 + 6O2

Нужно заметить, что количество воды, потребляемой для образования углеводов при фотосинтезе, представляет незначительную часть по сравнению с общим содержанием воды, необходимым для поддержания клетки в тургорном состоянии. И заметное снижение интенсивности фотосинтеза отмечается только при увеличении водного дефицита свыше 15—20%.

В то же время в литературе встречается парадоксальное, на первый взгляд, утверждение, что и полное насыщение листьев водой приводит к снижению фотосинтетических реакций. Объясняют это явление сдавленностью устьиц, их неспособностью открываться полностью при полном насыщении водой тканей листа. Однако этот эффект носит кратковременный характер, так как вследствие транспирации насыщение листьев водой снижается.

Недостаток воды прежде всего приводит к закрытию устьиц. Если устьица закрыты, поглощение СО2 листьями резко снижается, что снижает фотосинтез. Кроме того, закрытые устьица снижают транспирацию, что приводит к повышению температуры листьев и перегреву растения. При сильном обезвоживании клеток наступают структурные изменения фотосинтетического аппарата: повреждается структура тилакоидов (полостей внутри хлоропластов, в которых происходят светозависимые реакции), снижается активность ферментов. Длительное обезвоживание может привести к тому, что растение не восстанавливается даже после насыщения влагой, так как в структуре его клеток произошли необратимые изменения, а устьица утратили способность открываться и закрываться.

Под дыханием растений понимается процесс газообмена: поглощения кислорода воздуха (02) и выделения углекислого газа. Такое дыхание - на уровне целого растения, называют внешним дыханием.

Газообмен происходит через покровные ткани и специализированные структуры - устьица. Скорость дыхания различных органов и тканей неодинакова: наиболее интенсивно дышат быстрорастущие ткани (меристемы, зоны растяжения, недифференцированные ткани).

Клеточное дыхание растений протекает в митохондриях – клеточных органоидах и является процессом окисления органических веществ кислородом воздуха с выделением энергии.

Митохондрии содержатся в цитоплазме большинства животных и растений. Митохондрии хорошо видны в световой микроскоп, с помощью которого можно рассмотреть их форму, расположение, сосчитать количество. Внутреннее строение митохондрий изучено с помощью электронного микроскопа. Оболочка митохондрии состоит из двух мембран - наружной и внутренней. Наружная мембрана гладкая, она не образует никаких складок и выростов. Внутренняя же мембрана образует многочисленные складки, которые направлены в полость митохондрии. Складки внутренней мембраны называют кристами. Число крист неодинаково в митохондриях разных клеток. Их может быть от нескольких десятков до нескольких сотен, причем особенно много крист в митохондриях активно функционирующих клеток. Основная функция митохондрий - синтез аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Эта кислота синтезируется в митохондриях клеток всех организмов и представляет собой универсальный источник энергии, необходимый для осуществления процессов жизнедеятельности клетки и целого организма. Митохондрии размножаются делением.

Функции дыхания одинаковы у растений и животных: во-первых, это обеспечение клетки энергией (энергия, высвобождающаяся при окислении углеводов, преобразуется в клеточную энергию АТФ), во-вторых, обеспечение клеток метаболитами (промежуточными продуктами распада), которые образуются при окислении глюкозы и используются растениями в синтезе разнообразных необходимых растениям веществ. В-третьих, функция дыхания – термогенез, то есть рассеивание энергии в виде тепла.

Необходимо отметить так же, что процесс дыхания невозможен без участия окислительно-восстановительных ферментов.

У растений хлоропласты в ночное время прекращают синтез молекул АТФ, в это время суток эти высокоэнергетические молекулы синтезируются в митохондриях.

Центральная часть общего пути катаболизма (разложения сложных веществ на более простые) описана циклом Кребса. Это циклический биохимический процесс, в ходе которого происходит превращение соединений, образующихся как промежуточные продукты при распаде углеводов, жиров и белков, до CO2. При этом освобождённый водород в дальнейшем окисляется до воды, принимая непосредственное участие в синтезе универсального источника энергии - АТФ.

Суммарное уравнение может быть записано в следующем виде:

C6h22O6 + 6h3O ------------------> 6CO2 + 4ATФ +12h3

За эту работу Х. Кребс (совместно с Ф. Липманом) в 1953 г. был удостоен Нобелевской премии.

Интенсивность дыхания определяют по количеству выделенного растением углекислого газа, по количеству поглощенного кислорода или по убыли сухой массы (эти показатели рассчитываются на единицу массы в единицу времени).

Как всякая ферментативная реакция, дыхание усиливается при повышении температуры. Однако в интервале 30С – 40С дыхание растений ослабляется. Физиологи объясняют это явление тем, что с началом подъема температуры усиливаются ферментативные процессы, но затем наступает нехватка кислорода (его поглощение с температурой не усиливается) и это не дает возможности усиливаться процессу дыхания дальше.

В процессе эволюции расте­ния приспосабливаются к определенным температурным условиям. На характер реагирования влияет происхождение растений, то, к каким температурным условиям они приспособлены генетически. Так хойи безболезненно переносят подъем температуры до 35С и даже 40С.

Для протекания дыхания необходим кислород. Увеличение содержания кислорода до 5—8% сопровождается повы­шением интенсивности дыхания. Дальнейшее возрастание концентрации 02 обычно уже не сказывается на интенсивности дыхания. Большое значение в снабжении кислородом отдельных органов и тканей имеет система межклетников, способствующая циркуляции воздуха. Воздух, прони­кая через устьица листа, достигает по межклетному пространству других орга­нов, что и позволяет им осуществлять аэробное дыхание. Необходимо помнить так же, что растения, хойи в частности, нуждаются еще и в доступе кислорода непосредственно к корням, поэтому почва, в которой они растут, должна быть хорошо аэрируемой, рыхлой.

Углекислый газ является конечным продуктом дыхания. При концентрациях выше 40% процесс дыхания тормозится: инактивируются некоторые дыхательные ферменты, так же закрываются устьица, что приводит к недостаточному поступлению кислорода.

Интенсивность дыхания сильно зависит от снабжения рас­тения элементами минерального питания. Такие элементы, как фосфор, сера, железо, медь, марганец, принимают непосредственное участие в процессе дыха­ния, входя в промежуточные продукты (фосфор) или являясь составной частью дыхательных ферментов.

Содержание воды в растении достигает 95% от его массы и она прямо или косвенно участвует во всех жизненных процессах растения. Вода входит в состав мембран и клеточных стенок, является основной частью цитоплазмы (благодаря воде ее коллоиды и белки поддерживают свою структуру, а все содержимое находится в подвижном состоянии). Поскольку вода является растворителем, она обеспечивает передвижение и циркуляцию по растению питательных веществ, которые в ней растворены. Кроме того, вода сама принимает непосредственное участие во многих важнейших реакциях: гидролиза, окислительно-восстановительных при фотосинтезе и дыхании. Вода защищает ткани растений от резких колебаний температуры и обеспечивает упругость растения.

В растении вода находится как в свободном, так и связанном состоянии, с физиологической точки зрения значение свободной и связанной воды различно. Большинство физиологов считает, что основные физиологические процессы, в том числе и темпы роста, в первую очередь зависит от количества в растении свободной воды. А вот устойчивость растения к неблагоприятным условиям впрямую зависит от содержания в нем связанной воды.

Для нормального существования растение должно содержать много воды. Но, развив большую листовую поверхность для поглощения углекислого газа (его в атмосфере мало, всего 0,03%) растение вынуждено много воды терять в процессе транспирации. И, чтобы восполнять эту потерю от испарения, растение должно постоянно получать воду. Два непрерывно идущих процесса – испарение и поступление воды, называют водным балансом растения. Растения в процессе естественного отбора выработали приспособления как для поглощения воды (развитая корневая система), так и для ее передвижения (специальная проводящая система). Для сокращения испарения воды у растений существует система покровных тканей и система автоматически закрывающихся устьичных отверстий. И все-таки очень часто поступление воды в растение и ее расход не уравновешиваются, наступает водный дефицит.

Процесс транспирации усиливается тем сильнее, чем ниже влажность воздуха и выше его температура. Сильное влияние на транспирацию оказывает свет. На свету повышается температура листа, и это вызывает усиление процесса транспирации. Свет влияет на транспирацию тем сильнее, чем выше в листьях содержание хлорофилла. У зеленых растений даже рассеянный свет повышает транспирацию на 30—40%.

На интенсивность процесса транспирации оказывает влияние влажность почвы. С уменьшением влажности почвы транспирация уменьшается, так как чем меньше воды в почве, тем меньше ее в растении. А уменьшение содержания воды в растении включает процессы устьичной и внеустьичной регулировки, транспирация снижается.

Транспирация зависит и от внутренних факторов, прежде всего от содержания воды в листьях. Всякое уменьшение содержания воды уменьшает интенсивность транспирации. Транспирация изменяется в зависимости от величины листовой поверхности, а также при изменении соотношения корни/побеги. Чем больше развита листовая поверхность и больше побеги, тем значительнее общая потеря воды.

Интенсивность транспирации зависит и от фазы развития. С увеличением возраста растений транспирация, как правило, падает. Высокая интенсивность испарения у молодых листьев может происходить за счет высокой кутикулярной транспирации, так как кутикула у молодых растений еще слабо развита.

Транспирация изменяется в течение суток: ночью она резко сокращается. Это связано как с изменением внешних факторов (повышается влажность воздуха, снижается температура, отсутствует свет), так и с внутренними особенностями (закрываются устьица). Измерения показывают, что ночная транспирация составляет всего 3—5% от дневной. Днем транспирации обычно изменяется в зависимости от метеорологических условий: освещенности, температуры, влажности воздуха. Наиболее интенсивно транспирация происходит в 12—13 ч.

Основным органом поглощения воды являются корни. Дальнейшее передвижение воды в растении идет по сосудистой системе корня, стебля и листа. Транспорт воды в корне зависит от интенсивности процесса дыхания.

Наземные растения в основном поглощают воду из почвы. Однако некоторое количество воды может поступать из атмосферы. Есть растения, для которых атмосферная влага является основным источником. К таким растениям относятся, прежде всего, эпифиты, живущие на поверхности других растений, но не являющиеся паразитами. Эпифиты принадлежат к различным семействам, особенно много их в тропической флоре. Они обладают воздушными корнями, в которых имеется многослойная ткань, состоящая из полых клеток с тонкими стенками. Такое строение позволяет им поглощать как пары воды, так и воду осадков, подобно губке. У некоторых эпифитов дождевая вода собирается листьями и затем поглощается с помощью волосков.

Поступление воды через корневую систему зависит от температуры. С понижением температуры скорость поступления воды резко сокращается. Это может оказать заметное влияние на растение, особенно в осенний период, когда испарение идет еще достаточно интенсивно, а поступление воды задерживается из-за пониженной температуры почвы. В результате растение завядает и даже может погибнуть от обезвоживания. Причин, по которым понижение температуры вызывает уменьшение поступления воды, по-видимому, несколько: это и уменьшение подвижности воды (увеличивается ее вязкость) с уменьшением проницаемости цитоплазмы, и уменьшение скорости всех метаболических процессов, и торможение роста корней.

Снижение аэрации почвы также тормозит поступление воды. Это можно наблюдать, когда после сильного дождя все промежутки почвы заполнены водой и вместе с тем на солнце при сильном испарении растения увядают.

Характерной чертой ростовых процессов растений является то, что они локализуются в определенных точках – меристемах. Апикальные (верхушечные) меристемы располагаются в верхушках стебля или корня, интеркалярные (вставочные) меристемы обеспечивают рост междоузлий. Рост стебля в толщину (камбий, феллоген) обеспечивают латеральные меристемы.

Необходимо заметить при этом, что на интенсивность роста растений влияют не только внешние (экзогенные) факторы: температура, наличие влаги, свет, но и такие внутренние (эндогенные) факторы, как интенсивность нуклеинового и белкового синтеза, темпы образования, накопления и активность ферментов, фитогормонов и других продуктов метаболизма. Темпы роста растения впрямую связаны с питанием растения и его водным балансом.

Наиболее сильно внутренние факторы сказываются на росте тех растений, которые выращиваются в регулируемых условиях.

Температура. Для каждого вида растений существуют определенные температурные границы, благоприятные для роста. Эти границы определяются географическим происхождением данного вида. Различают три кардинальные для растения температурные точки: минимальная температура, при которой рост только начинается, оптимальная - наиболее благоприятная для ростовых процессов, и максимальная, при которой рост прекращается. С повышением температуры от минимальной до оптимальной скорость роста растений резко возрастает. При этом оптимальные температуры могут быть неодинаковыми для роста разных органов одного и того же растения. Как правило, оптимальная температура для роста корней ниже по сравнению с оптимальной температурой для роста надземных органов. А для роста боковых побегов оптимальная температура ниже по сравнению с температурой, нужной для роста главного стебля.

Свет впрямую влияет на рост растения. При этом на разные стороны ростовых процессов влияние света проявляется неоднозначно. Так, свет необходим для протекания процесса фотосинтеза, и поэтому накопле­ние массы растения без света не происходит. Вместе с тем рост клеток растяжением (увеличение длины побега) может идти в темноте, а на свету рост стебля тормозится, при этом рост листьев усиливается и они принимают обычную форму. Под влиянием света происходят так же анатомические изменения стебля (фотоморфогенез), когда дифференцируется эпидермис, появляются волоски, изменяется окраска - син­тезируется хлорофилл.

Процесс роста растения требует больших затрат энергии, источником которой являются процессы дыхания. Дыхательные процессы обеспечивает кислород. При его снижении ниже 5% рост растения тормозится.

Для нормального протекания ростовых процессов не­обходимо достаточное снабжение растения всеми необходимыми минеральными элемен­тами. Особенно специфична роль снабжения растений азотом. Это связано не только с тем, что азот входит в состав белков и нуклеиновых кислот, но и с обра­зованием двух основных групп гормонов, регулирующих ростовые процессы (ауксинов и цитоконинов).

Содержание воды. В процессе своего роста растения особенно чувствительны к не­достатку воды. Уменьшение содержания воды в почве приводит и к уменьшению содержания ее в растении, а это, в свою очередь, резко тормозит процессы роста. В ситуации водного дефицита снижается скорость деления клеток и особенно их рост растяжением. Для различных физиологических процессов нужна разная насыщенность водой. Наибольшая насыщенность водой требуется для процессов роста. Степень насыщенности клетки или ткани растений водой называют гидратурой, она выражается в про­центах. За 100%-ную гидратуру принимается такая насыщенность, при которой данное тело находится в равновесии с атмосферой, имеющей 100%-ную отно­сительную влажность. Рост клеток идет лишь в том случае, если гидратура не падает ниже 95%. Для того чтобы поддержать такую гидратуру, точки роста над­земных органов растения защищены смыкающимися листочками с хорошо раз­витой кутикулой. Точки роста корня не имеют подобной защиты и поэтому тре­буют повышенной влажности почвы для своего роста.

Установлено, что растения интенсивнее растут в ночной период суток. Для роста многих растений благоприятной является изменение температуры в течение суток - днем повышенная, а ночью пониженная. Это явление Ф. Вент назвал термопериодизмом. Показано (Н.И. Якушкина), что пониженные ночные температуры ускоряют рост корневой системы и боковых побегов у растений. Такое влияние может быть объяснено тем, что при понижении температуры более активно ра­ботают ферменты, катализирующие распад крахмала на сахара. В листьях обра­зуются растворимые транспортные формы углеводов, легко передвигающиеся к точкам роста корня и боковых побегов, благодаря чему их рост усиливается.

Однако по подобной схеме растения растут только в самых благоприятных условиях, близ экватора, где продолжительность дня и ночи приблизительно равны, ночи всегда теплые и благоприятствуют росту. В наших условиях короткого лета, коротких и не очень теплых ночей растения вынуждены использовать для роста все теплое время суток: и ночь, и часть дня. Наблюдениями было установлено, что большое количество растений наших широт растет днем заметно быстрее, чем ночью. В то же время отмечается, что растения, растущие и у нас быстрее ночью, чем днем, представляются более жизнеспособными, более податливыми на агротехнические приемы повышения урожайности.

Для измерения и регистрации роста стебля в 70-х и 80-х гг. XIX в. был создан целый ряд приборов, названных ауксанометрами. Принцип механической регистрации роста стебля и первая простейшая модель ауксанометра были предложены Саксом в 1872 г. Прирост стебля, к верхушке которого привязывалась нить, перекинутая через вращающийся блок, отмечался по перемещению прикрепленной к блоку стрелки. В домашних условиях простейший ростомер изготавливается из миллиметровой бумаги, закрепленной рядом со стеблем, на которой делаются отметки рядом с верхушкой измеряемого стебля.

При помощи ауксанометрических измерений было подтверждено влияние внешних условий на процесс роста (положительное влияние тепла и влажности, задерживающее рост влияние света и т. д.).

Физиолог растений Баранецкий (1879 г.) изучал суточную периодичность роста и обнаружил, что у одних растений максимальный прирост происходит ночью или ранним утром, а у других - днем или вечером. По мнению Баранецкого, этот ритм связан с определенным ритмом биохимических процессов в листьях и меристемах, а эти процессы в свою очередь зависят от периодичности смены дня и ночи.

При этом до сих пор список растений, суточный периодизм роста которых изучен, остается очень скудным: на одной и той же гряде могут одновременно жить виды или сорта растений, совершенно различные по своим суточным периодам и темпам роста.

Явление суточной периодичности и ритмичности роста было разработано в трудах физиолога В. С. Шевелухи – академика ВАСХНИЛ. Он и его сотрудники создали оригинальные ауксанографы, с помощью которых в течение 12 вегетационных периодов (1965—1976 гг.) проводили в условиях Белоруссии подробные исследования многих культур. Им было установлено, что по ночам растут гораздо быстрее, чем днем люпин, клевер, картофель, свекла сахарная, свекла кормовая, брюква, морковь, цикорий, помидоры.

И позже проводились интересные исследования, которые касались изучения того, в какое время, ночью или днем растения растут быстрее. Так выяснилось, что в районе Калуги практически все злаковые и бобовые культуры растут днем быстрее. Но некоторые виды растений растут быстрее ночью: груша дикая, малина, ампелопсис (виноградовик), спирея (таволга), рудбекия, фасоль и подорожник. Корнеплодные растения, картофель и томаты тоже проявляют дневное торможение роста и усиление его в вечерние и ночные часы.

В литературе сообщается, что из лесных пород к ночному росту склонна сосна. А на Крайнем Севере в июне, в условиях, когда световой день продолжается практически все сутки, растения демонстрируют невиданные темпы роста.

И, тем не менее, для основной массы растений принято считать, что с 6 часов вечера до 6 часов утра (приблизительно) скорость роста растений постепенно повышается. Затем от утра к вечеру замечается постепенное замедление роста.

Ну, а как же обстоят дела с хойями: когда, ночью или днем растут они?

Никаких сведений о том, чтобы кто-то исследовал суточный периодизм роста хой (да и комнатных растений вообще), не обнаружилось. Исходя из того, что хойи являются тропическими растениями, расти они, преимущественно, должны ночью, используя высокую ночную температуру и значительную продолжительность ночи. Но, с другой стороны, хойи настолько пластичны и легко приспосабливаются к условиям квартиры, что они могут расти и днем, так как летние ночи наших широт слишком коротки. Прояснить для себя этот вопрос легко, соорудив в домашних условиях простейший ростомер.

Но следует помнить, что успешный рост хой возможен только в том случае, если им обеспечивают все возможности для фотосинтеза и дыхания, поливом и увлажнением поддерживают их водный баланс и обеспечивают полноценным питанием.

hoyas.ru

Виртуальная экскурсия по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"

Вопросы (учитель) Предполагаемые ответы
Какой процесс изображен на этом полотне? Процесс питания
Как вы понимаете, Что такое “питание растения”? Питание растения – это потребление растениями минеральных и органических веществ.
Для чего необходима пища? Пища – источник энергии, без которой невозможно протекание основных процессов жизнедеятельности.
Какой процесс показан на этом полотне? Показано почвенное питание.

Что значит почвенное питание растений?

Получение растениями с помощью корней растворов минеральных веществ.
А мы продолжаем свою экскурсию и перед нами следующее полотно, на котором изображено…. Воздушное питание.
Как называется воздушное питание? Фотосинтез
Дайте определение “Что такое фотосинтез?” Процесс образования органических веществ из неорганических в листьях на свету.
А теперь посмотрите на эту картину и скажите мне: Что изображено на ней? На этой картине изображено как происходит образование органических веществ.
Какие условия необходимы для процесса фотосинтеза? Вода, зеленые клетки, солнечная энергия, углекислый газ.
Что в процессе фотосинтеза образуется в листьях? Органическое вещество
Какие процессы показаны на этом полотне? Процесс дыхания, процесс фотосинтеза.
Почему вы так решили? При процессе дыхания поглощается - кислород, выделяется - углекислый газ.

При процессе фотосинтеза поглощается – углекислый газ, выделяется кислород.

Ребята! теперь мы вернемся в класс с экскурсии и поработаем с таблицей. Приложение 1
   
Какие способы питания организмов существуют в природе? Схема: автотрофное и гетеротрофное.
Посмотрите внимательно на рисунки, которые весят у меня на доске. С помощью фломастера подпишем, что может растение брать из окружающей среды, что может отдавать в окружающую среду

Рисунки: брать - воду, кислород, углекислый газ, минеральные вещества, солнечную энергию.

Отдавать- кислород, органические вещества, углекислый газ.

Какой процесс изображен на рисунке? Обмен веществ.
Прочитайте текст и скажите

К какому процессу жизнедеятельности растений относится данная характеристика?

Водный обмен у растений.
А мы возвращаемся опять в картинную галерею и продолжаем рассматривать картины и читать их.

Какой процесс жизнедеятельности изображен на этом полотне?

Процесс размножения.
Какие способы размножения характерны для растений? (Работа со схемой) Половой, бесполый.
Какие виды бесполого размножения характерны для растений? (Работа со схемой) Вегетативный, деление, спорами.
Ребята! сейчас мы с вами будем рассматривать полотна и попытайтесь определить:

Какой способ и вид размножения изображен на картинах?

 
Картина первая: Какой способ размножения показан на этой картине? На картине показано 2 способа размножения: половой и бесполый (деление клетки)
Картина вторая: Какой способ размножения изображен на этой картине? Бесполый, вегетативный-черенками, отводками. Листьями, усами.
Картина третья: Какой способ размножения и вид изображен? Бесполый-спорами
Картина четвертая: Какой способ и вид размножения изображен? Половой – семенами
Картина пятая: Какой способ и вид размножения изображен? Бесполый- вегетативный-прививки..
Ребята! А теперь посмотрите на это полотно и скажите: Какой процесс жизнедеятельности изображен на этом удивительном полотне?

 

Рост и развития организма.
Ребята! Мы совершили виртуальную экскурсию по процессам жизнедеятельности растений, давайте обобщим наши знания

Перечислите мне все основные процессы жизнедеятельности растений.

Питание растений:

почвенное,

воздушное - фотосинтез.

Процесс дыхания.

Процесс размножения:

половой,

бесполый,

Процесс обмена веществ.

Водный обмен.

Процессы рост и развитие.

Назовите мне ключевые слова Минеральное питание

Фотосинтез

Бесполое размножение

Половое размножение

Обмен веществ

Автотрофы

Гетеротрофы

Водный обмен

Рост и развитие

Дыхание.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Основные процессы жизнедеятельности растительного организма

Каждый орган в живом растении выполняет определенную работа. Корень поглощает из почвы воду с минеральными веществами и укрепляет растение в почве. Стебель выносит листья к свету. По стеблю передвигается вода, а также минеральные и органические вещества. В хлоропластах листа на свету из неорганических веществ образуются органические вещества, которыми питаются клетки всех органов растения . Листья испаряют воду.

Теперь представьте, что корневая система растения заболевает. Вода и минеральные вещества перестают поступать в растение из почвы или их поступает мало. Заболевание корней немедленно отразится на всем растении. Без воды растение не сможет создавать органические вещества, перегреется и завянет.

При серьезном повреждении стебля вещества из корня не поступят в листья и из листьев во все другие органы. Фотосинтез и испарение воды прекратятся. В конце концов погибнет все растение.

Многие из вас видели большие дуплистые деревья. У таких деревьев полностью разрушена сердцевина и многие сосуды древесины. Листья перестают получать воду, и нормальная жизнедеятельность растения нарушается.

При особенно активном росте и развитии отдельных органов растения изменяются и все остальные органы. Например, после подкормки растений селитрой листья становятся более крупными, темно-зелеными, в них образуется больше органических веществ. Усиливается питание растения. Это вызывает рост других органов.

Так как органы растения взаимосвязаны, развитие надземной части зависит от подземной, и наоборот. Так, весной в пустыне развиваются растения, которые живут очень недолго, всего несколько недель. Их слабые корневые системы способны извлекать влагу скудных весенних дождей только из поверхностных слоев почвы. Поэтому их надземные части развиты слабо и уже летом после образования плодов и семян отмирают. Другие пустынные растения, например верблюжья колючка и колосняк, обладают сильно развитой корневой системой, уходящей в почву на глубину до 15 м. На такой глубине находятся грунтовые воды. Вполне обеспеченные водой надземные части этих растений растут и развиваются даже в самое жаркое время года, когда дожди совсем не выпадают. Тесная взаимосвязь между всеми органами показывает, что каждое цветковое растение — единый целостный организм.

В отличие от животных цветковые растения не могут передвигаться с места на место в поисках пищи. Но, как и все живые организмы, они питаются, дышат, растут, размножаются.

При питании клетки фотосинтезирующих тканей поглощают углекислый газ, клетки всасывающей ткани корня — воду и минеральные вещества. На свету в хлоропластах зеленых клеток, поглощающих энергию солнечного света, из углекислого газа и воды образуется сахар — основа для создания всех других органических веществ. За их счет живут клетки всего растения Животные, в отличие от растений, питаются готовыми органическими веществами, созданными в клетках зеленых растений.

Дышат клетки растений круглосуточно кислородом, выделяя углекислый газ. При этом освобождается энергия, без которой растение не может жить, то есть расти, всасывать из почвы воду и минеральные вещества, создавать органические вещества, размножаться. Лишенные возможности дышать, растения, как и животные, погибают.

Таким образом, одни вещества из внешней среды постоянно поступают в растение, а другие вещества из растения переходят во внешнюю среду. Этот процесс называют обменом веществ. Обмен веществ происходит в каждой клетке живого растения. Когда обмен прекращается, растение умирает.

Рост растений, то есть увеличение размеров их корней, листьев, стеблей, цветков и плодов, происходит в результате делений и роста клеток. Деление клеток камбия вызывает утолщение стебля. За счет деления клеток образовательных тканей в кончиках корней, верхушках побегов и в молодых междоузлиях растут корни и побеги.

Каждое цветковое растение после опыления и следующего за ним оплодотворения развивается в многоклеточный организм из одной клетки — зиготы. Зигота образуется при слиянии двух гамет — яйцеклетки и спермия. Затем зигота делится на две клетки, потом на четыре, восемь и т. д. Развивается многоклеточный зародыш. Он находится в семени.

Из зародыша при благоприятных условиях вырастет взрослое цветковое растение. Так происходит размножение растений семенами, то есть семенное размножение.

При вегетативном размножении новые растения образуются тоже в результате деления клеток. Почки, а из них и побеги могут возникнуть на корнях, стеблях и листьях.

Каждое цветковое растение начинает размножаться в определенную пору своей жизни. И независимо от того, семенным или вегетативным способом размножается растение, оно воспроизводит организмы, подобные материнскому.

Размножаясь, растения не только сохраняются на участках, обжитых ими, но и расселяются, занимая новые территории.

studlib.info

Основные процессы жизнедеятельности растительного организма

Биология Основные процессы жизнедеятельности растительного организма

просмотров - 223

Каждый орган в живом растении выполняет определœенную работа. Корень поглощает из почвы воду с минœеральными веществами и укрепляет растение в почве. Стебель выносит листья к свету. По стеблю передвигается вода, а также минœеральные и органические вещества. В хлоропластах листа на свету из неорганических веществ образуются органические вещества, которыми питаются клетки всœех органов растения. Листья испаряют воду.

Теперь представьте, что корневая система растения заболевает. Вода и минœеральные вещества перестают поступать в растение из почвы или их поступает мало. Заболевание корней немедленно отразится на всœем растении. Без воды растение не сможет создавать органические вещества, перегреется и завянет.

При серьезном повреждении стебля вещества из корня не поступят в листья и из листьев во всœе другие органы. Фотосинтез и испарение воды прекратятся. В конце концов погибнет всœе растение.

Многие из вас видели большие дуплистые деревья. У таких деревьев полностью разрушена сердцевина и многие сосуды древесины. Листья перестают получать воду, и нормальная жизнедеятельность растения нарушается.

При особенно активном росте и развитии отдельных органов растения изменяются и всœе остальные органы. К примеру, после подкормки растений селитрой листья становятся более крупными, темно-зелœеными, в них образуется больше органических веществ. Усиливается питание растения. Это вызывает рост других органов.

Так как органы растения взаимосвязаны, развитие надземной части зависит от подземной, и наоборот. Так, весной в пустыне развиваются растения, которые живут очень недолго, всœего несколько недель. Их слабые корневые системы способны извлекать влагу скудных весенних дождей только из поверхностных слоев почвы. По этой причине их надземные части развиты слабо и уже летом после образования плодов и семян отмирают. Другие пустынные растения, к примеру верблюжья колючка и колосняк, обладают сильно развитой корневой системой, уходящей в почву на глубину до 15 м. На такой глубинœе находятся грунтовые воды. Вполне обеспеченные водой надземные части этих растений растут и развиваются даже в самое жаркое время года, когда дожди совсœем не выпадают. Тесная взаимосвязь между всœеми органами показывает, что каждое цветковое растение — единый целостный организм.

В отличие от животных цветковые растения не могут передвигаться с места на место в поисках пищи. Но, как и всœе живые организмы, они питаются, дышат, растут, размножаются.

При питании клетки фотосинтезирующих тканей поглощают углекислый газ, клетки всасывающей ткани корня — воду и минœеральные вещества. На свету в хлоропластах зелœеных клеток, поглощающих энергию солнечного света͵ из углекислого газа и воды образуется сахар — основа для создания всœех других органических веществ. За их счет живут клетки всœего растения Животные, в отличие от растений, питаются готовыми органическими веществами, созданными в клетках зелœеных растений.

Дышат клетки растений круглосуточно кислородом, выделяя углекислый газ. При этом освобождается энергия, без которой растение не может жить, то есть расти, всасывать из почвы воду и минœеральные вещества, создавать органические вещества, размножаться. Лишенные возможности дышать, растения, как и животные, погибают.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, одни вещества из внешней среды постоянно поступают в растение, а другие вещества из растения переходят во внешнюю среду. Этот процесс называют обменом веществ. Обмен веществ происходит в каждой клетке живого растения. Когда обмен прекращается, растение умирает.

Рост растений, то есть увеличение размеров их корней, листьев, стеблей, цветков и плодов, происходит в результате делœений и роста клеток. Делœение клеток камбия вызывает утолщение стебля. За счет делœения клеток образовательных тканей в кончиках корней, верхушках побегов и в молодых междоузлиях растут корни и побеги.

Каждое цветковое растение после опыления и следующего за ним оплодотворения развивается в многоклеточный организм из одной клетки — зиготы. Зигота образуется при слиянии двух гамет — яйцеклетки и спермия. Затем зигота делится на две клетки, потом на четыре, восœемь и т. д. Развивается многоклеточный зародыш. Он находится в семени.

Из зародыша при благоприятных условиях вырастет взрослое цветковое растение. Так происходит размножение растений семенами, то есть семенное размножение.

При вегетативном размножении новые растения образуются тоже в результате делœения клеток. Почки, а из них и побеги могут возникнуть на корнях, стеблях и листьях.

Каждое цветковое растение начинает размножаться в определœенную пору своей жизни. И независимо от того, семенным или вегетативным способом размножается растение, оно воспроизводит организмы, подобные материнскому.

Размножаясь, растения не только сохраняются на участках, обжитых ими, но и расселяются, занимая новые территории.

oplib.ru

Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"

Разделы: Биология

Цель урока: закрепить и обобщить материал темы «Основные процессы жизнедеятельности растений»; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ.

Задачи урока:

  • систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растения;
  • обобщить знания о питании, дыхании, об испарении воды растением;
  • углубить понятие «индивидуальное развитие растения»;
  • закрепить знания о размножении, росте и развитии растений;
  • дать учащимся представление о формах приспособления растений к различным условиям окружающей среды, о влиянии факторов внешней среды на роль и развитие растений;
  • формироватькомпетенции: объяснять биологическую роль обмена веществ у растений, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
  • выявить уровень сформированности компетенций выделять существенные признаки, свойства явлений, применять знания на практике.

Оборудование: динамическая модель «Растение и его жизнедеятельность».

Планируемые результаты: учащиеся должны называть общие признаки живого организма, приспособленности растений к среде обитания; характеризовать строение и жизнедеятельность растительного организма, обмен веществ и превращение энергии, размножение, рост и развитие растительного организма, экологические факторы; обосновывать взаимосвязь организма и среды как основу целостности организма; владеть умениями выполнения заданий разной степени сложности, используемыми в КИМ, сравнивать и обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.

Ключевые слова и понятия урока: признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение, развитие, раздражимость, смерть; обмен веществ и энергией между организмом и средой; взаимосвязь между органами растения; экологические факторы среды.

Личностная значимость изучаемого для школьника: организм – это открытая саморегулирующаяся система.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

Формы организации учебной деятельности: контрольно-обобщающий урок, игра.

Приемы деятельности учителя: организация повторения и обобщения знаний, тестирования.

Организация деятельности учащихся: характеризуют живое, дают определение понятий, принимают участие в составлении динамической модели «Жизнедеятельность растения», делают выводы, работают с инструкцией и картой-заданием КИМ.

Развитие компетенций учащихся: привлекать имеющиеся знания, работать в заданном темпе, использовать имеющиеся знания, делать выводы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1-2 мин.)

II. Закрепление и обобщение материала темы (25 мин.)

Учитель: мы с вами в течение полугода изучали растения, рассматривали внешнее и внутреннее строение цветковых растений, неоднократно говорили о том, что растения, как грибы и животные, являются живыми организмами. Вспомните, какими признаками обладают все живые организмы?

Ответ учеников: все живые организмы обладают следующими свойствами: дыхание (поглощение и выделение газов), питание (поглощение различных веществ, усвоение и их перестройка в вещества своего тела), размножение (воспроизведение себе подобных), рост (увеличение массы и размеров организма), развитие (качественные изменения организма), раздражимость (реакция на изменение окружающей среды), смерть.

Учитель: итак, мы с вами пришли к выводу, что растение является живым организмом, так как обладает всеми признаками, характерными для живых организмов. Но какова взаимосвязь между процессами, протекающими внутри живого организма?

Учащиеся пытаются дать ответ на данный вопрос, учитель помогает и подводит итог.

Учитель: Между организмом и средой происходит обмен веществами и энергией. Как происходит дыхание и какие вещества поглощает и выделяет растение в окружающую среду?

Ученики: в процессе дыхания растение поглощает углекислый газ и выделяет кислород.

Учитель: вот перед нами растение картофеля. Используя динамические стрелки с указанием веществ, покажите как осуществляется дыхание.

Ученик: выходит к магнитной доске, где расположен плакат с изображением растения картофеля и выбирает со стола стрелки с указанием нужных веществ и подставляет их на схему.

Учитель: как происходит фотосинтез?

Учащиеся: углекислый газ необходим растению для создания (синтеза) органических веществ, которые оно потом использует на строительство клеток своего организма в период роста или запасает для дальнейшего использования в период цветения и плодоношения.

Учитель: процесс фотосинтеза происходит с поглощением энергии. Откуда берется эта энергия?

Ученик: для протекания этих процессов необходима энергия солнечного света. Одновременно с процессом синтеза органических веществ идет и распад сложных веществ до более простых, при этом происходит выделение энергии, которую растение использует на обеспечение различных процессов жизнедеятельности.

Учитель: вот перед нами растение картофеля. Используя динамические стрелки с указанием веществ, покажите как осуществляется фотосинтез.

Ученик: выходит к доске, где расположен плакат с изображением растения картофеля и выбирает со стола стрелки с указанием нужных веществ и подставляет их на схему.

Учитель: при сжигании дров в костре или печке сложные вещества окисляются и распадаются до более простых. Этот процесс идет с выделением энергии, которую мы можем ощущать в виде тепла. Таким образом, энергия солнца, накопленная растением при жизни и «законсервированная» в тканях растения, возвращается в виде тепловой энергии. Различные превращения веществ в живых клетках: поглощение, синтез, выделение – составляют обмен веществ. Это один из признаков живого. У нас на доске получилась динамическая модель, демонстрирующая механизмы обмена веществ в растении. Смерть живого организма заканчивается со способностью к обмену веществ. Обмен веществ тесно связан с различными энергетическими процессами. Энергия поглощается растением, концентрируется или расходуется. Эти процессы составляют энергетический обмен организма со средой. Как вы знаете, все органы растений между собой тесно взаимосвязаны. Какова функция корней растения?

Ученик: корни получают из почвы минеральные вещества и воду, необходимые для жизнедеятельности растений.

Учитель: а каковы функции надземной, зеленой части растения?

Ученик: окрашенные в зеленый цвет органы растения содержат особый пигмент – хлорофилл, обеспечивающий протекание процесса фотосинтеза.

Учитель: вещества, образовавшиеся в каком-либо органе растения, чаще всего не откладываются здесь же, а перемещаются в другие органы растения. Приведите примеры таких перемещений веществ и укажите их на схеме. Запасенные питательные вещества растение тратит на рост и развитие потомства. Для растений в отличие от животных характерен постоянный рост на протяжении всей жизни. Подумайте, откуда происходит название растения? За счет чего происходит рост растения?

Ученик: рост различных растительных органов происходит за счет деления и растяжения клеток.

Учитель: но для такой слаженной работы всех точек роста необходимо какое-то управление ими. Учеными были обнаружены особые вещества, регулирующие слаженность всех ростовых процессов. Они получили название «гормоны роста», вырабатываются различными клетками образовательной ткани и передвигаются по растению, регулируя рост отдельных участков растения. Что такое развитие?

Ученик: это качественные изменения, происходящие в растении.

Учитель: какие же периоды выделяют в онтогенезе?

Ученик: зародышевый период, период молодости, период зрелости, период старости и смерти.

Учитель: найдите и исправьте биологические ошибки в тексте. Рассказ с ошибками раздается в печатном виде каждому из учеников [2].

Ученикам дается 3-4 минуты, чтобы его прочитать и исправить все ошибки. Затем происходит устная проверка рассказа. Каждый из учеников читает по одному предложению из рассказа и говорит, есть ли в этом предложении ошибки. Если ошибки есть, он их называет и исправляет.

В жизни цветковых растений можно выделить несколько возрастных периодов. Обычно выделяют четыре возрастные периода, которые идут друг за другом в следующем порядке: период молодости, период зрелости, зародышевый период, период старости.Зародышевый период растения начинается с момента образования цветков материнского организма и продолжается до момента образования семени растения.В начале образуется зигота – оплодотворенная одним из спермиев центральная клетка. Зигота многократно делится, в результате чего образуется многоклеточный зародыш будущего растения – семязачаток.В зародышевом периоде большинство растений проводит не более года. Если семена пролежали больше, то они становятся нежизнеспособными и погибают. Науке не известны случаи сохранения семян жизнеспособными в течение более длительного времени.Период молодости – период от прорастания семени до момента образования семян на этом растении. Первое время проросток молодого растения питается за счет корневой системы материнского организма. Потом у него развивается своя корневая система. У однолетних растений период молодости длится дольше, чем у многолетних.Период зрелости является исключительно вегетативным периодом в жизни растения. У многолетних растений этот период обычно самый короткий в жизни растения.Период старости характеризуется активизацией всех жизненных процессов в организме растения. Растение начинает активно цвести и плодоносить, образовывать новые органы.

III. Контроль знаний учащихся по теме с использованием заданий – КИМ (15 мин.)

Учитель: вы получили карточки-задания, инструкции для выполнения работы и бланки ответов (Приложение 1). Внимательно прочитайте инструкцию к работе и задание. Выполняйте работу в бланке ответов аккуратно.

Список использованной литературы:

1. Демьянков Е.Н. Биология. Мир растений. Задачи. Дополнительные материалы. – М.: ВЛАДОС, 2004. 2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 (7) класс. – М.: ВАКО, 2005. 3. Калинова Г.С. и др. Дидактические карточки. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. 6 кл. – М.: Изд. Школа-Пресс, 2001. 4. Калинова Г.С. и др. Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2005. 5. Калинова Г.С. и др. Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2006. 6. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Биология. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. – М.: Просвещение, 2006. 7. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. М.: Интеллект-Центр, 2004. 8. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. М.: Интеллект-Центр, 2005.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai