Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Признаки растений, отличия отделов, классов и семейств высших растений + систематика растений; задания составленные из открытого банка заданий. Признаки отделов растений


Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле

 

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: водоросли, голосеменные растения, мохообразные, кукушкин лен, оплодотворение, покрытосеменные, разнообразие, ризоиды, споры, хроматофор, цикл развития, эволюция растений, экология растений.

 

 

Жизненный цикл водорослей

 

Отдел Зеленые водоросли включает в себя одноклеточные колониальные и многоклеточные растения. Всего около 13 тыс. видов. К одноклеточным относятся хламидомонада , хлорелла . Колонии образованы клетками вольвокса и пандорины . К многоклеточным зеленым водорослям относятся ульва , улотрикс , спирогира и другие. Общим для всех Зеленых водорослей является наличие хроматофора , содержащего хлорофилл.

Размножаются зеленые водоросли бесполым и половым путями. Бесполое размножение осуществляется жгутиковыми зооспорами, формирующимися внутри материнской клетки или частями тела – таллома . Половой процесс связан с образованием гамет и последующим их слиянием с образованием зиготы. При этом не у всех водорослей гаметы подразделяются на мужские и женские: у некоторых водорослей сливаются две одинаковые гаметы. Из зиготы либо образуется новая особь, либо зооспоры. В жизненном цикле водорослей гаплоидная фаза преобладает над диплоидной.

Жизненные циклы споровых растений. Моховидные, или Мохообразные, растения насчитывают более 20 тыс. видов. Все они представляют собой листостебельные растения, у которых нет корней и проводящих тканей. Поэтому воду они получают из осадков, тумана, росы. К субстрату некоторые мхи прикрепляются ризоидами – клеточными выростами, которые у молодых растений всасывают водные растворы минеральных солей из почвы. Позже они эту функцию утрачивают и служат органами прикрепления. В жизненном цикле мхов преобладает зеленое растение с листьями – гаметофит . Это половое поколение мха. Гаметофит развивается из гаплоидной споры, попавшей во влажную среду. У зеленого мха Кукушкин лен гаметофит представлен мужскими и женскими растениями. На мужском гаметофите в антеридиях и на женском – в архегониях образуются гаметы. Сперматозоиды кукушкина льна снабжены жгутиками. Оплодотворение происходит только во влажных условиях. После этого на женских растениях развивается спорофит – коробочка на ножке. Коробочка паразитирует на гаметофите. В коробочке из диплоидных клеток-предшественниц мейотическим путем образуются гаплоидные споры. Из споры, попавшей на землю, сначала вырастает зеленая нить – протонема . Из части протонемы образуются ризоиды (выросты отдельных клеток, углубляющиеся в почву), а из другой ее части – стебель и листья кукушкина льна. Таким образом размножаются мхи как с помощью спор, так и с помощью гамет.

Сфагновые мхи.Отличаются от зеленых мхов отсутствием ризоидов. Воду поглощают всей поверхностью тела, благодаря воздухоносным клеткам. Цикл развития такой же, как и у зеленых мхов. Из отмерших частей растения в условиях недостатка кислорода образуется торф.

Папоротниковидные.Многолетние травянистые или древесные растения, тело которых расчленено на стебель, лист (вайи) и корни или корневища. Развиты покровные и проводящие ткани. Спорангии находятся на нижней стороне листовой пластинки. Споры прорастают, попадая в почву. Из спор вырастают обоеполые (у равноспоровых) или разнополые (у разноспоровых) заростки, имеющие ризоиды. На заростках формируются антеридии и архегонии. После оплодотворения образуется зигота, из которой развивается диплоидный зародыш, а затем спорофит – листостебельное растение. На нижней стороне листьев развиваются сорусы – спорангии со спорами. У некоторых водных Папоротниковидных имеются мужские и женские заростки.

Голосеменные растенияпроизошли от древнейших папоротниковидных в девонском периоде. В настоящее время насчитывают около 700 видов деревьев и кустарников. Основную группу составляют хвойные деревья : ель, сосна, лиственница, кедр, пихта, можжевельник, туя, кипарис и т.д. В жизненном цикле господствует диплоидный спорофит. Он представляет собой ствол с хорошо развитой корой и древесиной, пронизанными смоляными ходами. В ходах накапливаются смолы, эфирные масла, бальзамы. Листья хвойные или чешуевидные.

Сосна, многолетнее растение, размножающееся семенами, которые образуются в шишках . Шишки двух типов – мужские и женские. Мужские зеленые шишки развиваются у основания молодых побегов. На нижней стороне каждой чешуйки находятся 2 пыльцевых мешка. В них после мейотического деления исходных клеток развиваются гаплоидные микроспоры. Из микроспор образуются пыльцевые зерна . Пыльцевое зерно сосны является гаметофитом. Оно покрыто двумя оболочками, между которыми находится камера, заполненная воздухом. Воздух облегчает вес пыльцы. Внутри каждой микроспоры образуется два спермия и клетки, дающие начало пыльцевой трубке . Женские красноватые шишки развиваются на конце молодых побегов. На их оси находятся семенные чешуйки. На нижней стороне семенных чешуек формируется по 2 семязачатка. В семязачатке есть пыльцевход . Опыление у сосны происходит следующим образом: пыльца приклеивается к семязачаткам смолистым веществом. Вегетативная клетка пыльцы образует пыльцевую трубку , которая проникает в семязачаток. Примерно через 12—14 месяцев происходит оплодотворение. Один из спермиев оплодотворяет яйцеклетку, а другой погибает. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается семя. Семена, снабженные крылатыми выростами, разлетаются. При попадании в почву в благоприятных условиях они дают начало новому растению.

Покрытосеменные растенияпроизошли предположительно в мезозое от голосеменных предков. Насчитывают около 250 тыс. видов. Они господствуют на большей части суши и создают основную часть фитомассы и кислорода. Освоить сушу покрытосеменные смогли благодаря прогрессивным изменениям вегетативных и репродуктивных органов.

К основным ароморфозам , обеспечившим появление и распространение цветковых растений, относятся:

– формирование сосудистых проводящих тканей – ксилемы и флоэмы ;

– появление цветка, из завязи которого развивается плод, защищающий семена;

– возникновение двойного оплодотворения , обеспечивающего формирование триплоидного эндосперма , необходимого для развития диплоидного зародыша; редукция женского гаметофита до 8 клеток зародышевого мешка.

Мужской гаметофит образуется в пыльниках тычинок и представляет собой пылинку. Пылинка содержит генеративную и вегетативную клетки. При попадании на рыльце пестика, пыльца прорастает. Из генеративной клетки образуется 2 спермия. Спермии по пыльцевой трубке, образовавшейся из вегетативной клетки, попадают в зародышевый мешок. Ядро одного спермия сливается с ядром яйцеклетки, а ядро другого спермия сливается с диплоидным центральным ядром. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш, а из триплоидного ядра – ядра запасающей ткани – эндосперм. Этот способ оплодотворения был открыт С.Г. Навашиным и получил название двойного оплодотворения.

 

cyberpedia.su

Признаки покрытосеменных. Цветок как характерный признак отдела. — КиберПедия

У покрытосеменных семена заключены в плод в отличие от голосеменных, у которых семена лежат на мегаспорофиллах открыто (голо). Важнейшие функции плода: защита семян и их распространение. Прочие группы растений не имеют органа, гомологичного плоду, который защищает семена и способствует их распространению. У покрытосеменных происходит максимальная редукция женского гаметофита, представленного 8 клетками зародышевого мешка. Полностью исчезли архегонии, и весь процесс оплодотво- рения стал независимым от присутствия капельно-жидкой среды. Само оплодотворение у покрытосеменных также необычно и получило название двойного оплодотворения. Биологический смысл этого уникального явления состоит в том, что у покрытосеменных растений образуется триплоидный, а значит, и более жизнеспособный эндосперм (в отличие от гаплоидного эндосперма голосеменных). В то же время у голосеменных эндосперм возникает раньше зародыша, а у покрытосеменных - одновременно с ним, и если оплодотворения по каким-либо причинам не произошло и зародыш не возник, то не образуется и эндосперм. Тем самым экономятся энергетические ресурсы растения. Изменения произошли и в структуре вегетативных органов. Важнейшие преобразования претерпела проводящая система. Основными проводящими элементами ксилемы становятся сосуды (взамен трахеид у голосеменных), что значительно ускорило движение восходящего тока. В флоэме появляются ситовидные трубки с клетками-спутницами, пришедшие на смену ситовидным клеткам прочих отделов высших растений. При развитии побегообразования стало преобладать симподиальное ветвление, изменения появились в жилковании листьев и т. д.

Отдел Polypodiophyta. Особенности строения и цикла размножения на

примере Dryopteris filix – max.

Особенности жизненного цикла и строение спорофита папоротников мы рассмотрим на примере равноспорового папоротника щитовника мужского (Dryopterisfilix-mass) из класса полиподиевых (Polypodiopsida).

Щитовник мужской - травянистое бесстебельное растение с крупными листьями, которые называют вайами. В отличие от обычных листьев, вайи нарастают не основанием, а верхушкой, как побеги, и развиваются достаточно долго. На нижней стороне листовых пластинок щитовника находятся скопления спорангиев, именуемые сорусами. Спорангии крепятся к плаценте и сверху прикрыты своеобразным защитным зонтиковидным покрывалом - индузиумом.

Созревшая спора, попав в благоприятные условия, например, на влажную почву прорастает и развивается в небольшую (диаметром около 1 см) сердцевидную зеленую пластиночку - заросток. Заросток является гаметофитом папоротников. На нижней стороне, которой заросток крепится к почве, развиваются многочисленные ризоиды. Здесь же формируются антеридии и архегонии. Оплодотворение происходит при наличии капельножидкой влаги. Возникшая в результате оплодотворения диплоидная зигота дает начало молодому спорофиту, который некоторое время остается прикрепленным к заростку и частично питается за его счет. Однако очень скоро заросток отмирает, а окрепший молодой спорофит начинает самостоятельное существование.

Билет.

1. Особенности размножения Bryophyta на примере Polytrichum commune. Кукушкин лен – многолетнее, невысокое растение без корней (имеются ризоиды) и то неветвящимся, нитевидным, прямостоячим стеблем и очередными, шиловидными листочками, состоящими из 2-х слоев клеток ассимиляционной паренхимы. На верхушке стебля среди листочков формируются половые органы – антеридии и архегонии. Это растение является половым поколением – гаметофитом. Гаметофит кукущкина льна является двудомным: т.е. одни растения формируют архегонии и являются женскими особями; другие формируют антеридии и являются мужскими особями.Половой процесс моховидных возможен только при наличии капельно-жидкой воды.Из множества сперматозоидов только один сливается с яйцеклеткой и образуется диплоидная зигота – новый молодой организм на самой ранней стадии своего развития. Зигота многократно делится митозом, в результате формируется шаровидный комочек клеток образовательной ткани. Это все тот же новый молодой организм, но чуть старше и состоящий пока из клеток одной ткани. Со временем его клетки дифференцируются в зрелый организм, который будет размножаться бесполым путем с помощью спор, а потому и называется этот организм спорофит. Спорофит мхов не имеет обычных органов высшего растения. Он представляет собой овальное или шаровидное образование, состоящее из многоклеточной коробочки на ножке и прикрытой на верху крышечкой, и эту структуру мхов часто называют спорогоном. В 2-х гнездах коробочки сначала специализируются клетки спорогенной ткани, а потом эти клетки делятся мейозом и из них возникают гаплоидные споры – клетки бесполого размножения. Каждая спора представляет собой одну клетку с двумя оболочками – экзиной и интиной и содержит запас питательных веществ. После созревания спор крышечка открывается, и споры высыпаются наружу. От ветра коробочка на тонкой ножке колышется, что способствует лучшему высыпанию спор.

cyberpedia.su

Признаки растений, отличия отделов, классов и семейств высших растений + систематика растений; задания составленные из открытого банка заданий

Признаки растений, отличия отделов, классов и семейств высших растений + систематика растений

Подготовка к ОГЭ биологии

1. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наибольшей.

1) класс

2) семейство

3) вид

4) род

5) Отдел

2. Установите последовательность систематических категорий с учётом их соподчинённости, начиная с наименьшей.

1) Клевер

2) Клевер луговой

3) Бобовые (Мотыльковые)

4) Двудольные

5) Покрытосеменные

3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителя царства Растения, начиная с наименьшей.

1) отдел Покрытосеменные

2) класс Однодольные

3) семейство Злаки

4) вид Пшеница твёрдая

5) род Пшеница

4. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наибольшей.

1) донник

2) донник лекарственный

3) двудольные

4) покрытосеменные

5) бобовые (мотыльковые)

5. Установите последовательность систематических категорий, начиная с наименьшей

1) Губоцветные

2) Яснотка

3) Яснотка белая

4) Покрытосеменные

6. Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана, начиная с наибольшей.

1) Лилиецветные

2) Растения

3) Цветковые, или Покрытосеменные

4) Лилейные

5) Однодольные

6) Тюльпан

7. Какие из перечисленных свойств характерны для большинства многоклеточных растений

1) отсутствие активного передвижения

2) неподвижность

3) хемосинтез

4) автотрофность

5) отсутствие ядер во всех клетках

6) наличие целлюлозной клеточной стенки

8. Что из перечисленного характерно для отдела Покрытосеменные?

1) все представители наземные

2) имеют цветки

3) не имеют корней

4) в семени, как правило, одна или две семядоли

5) могут быть древовидными и травянистыми

6) плоды всегда сочные

9. Какие приведённые характеристики относят к царству растений?

1) в клеточную стенку входит полисахарид хитин

2) клетки содержат хлоропласты

3) организм обладает неограниченным ростом

4) большинство неподвижно

5) питаются другими организмами

6) содержат хлорофилл

10. Отличительной чертой однодольных растений является(-ются)

1) две семядоли

2) дуговое жилкование листьев

3) двойной околоцветник

4) стержневая корневая система

11. Отличительной чертой двудольных растений является

1) одна семядоля

2) дуговое жилкование листьев

3) простой околоцветник

4) стержневая корневая система

12. Представленное на рисунке растение относится к

1) Злакам 2) Крестоцветным

3) Лилейным 4) Бобовым

13. Установите последовательность соотношения систематических категорий у растений, начиная с наименьшей.

1) род Паслён

2) царство Растения

3) класс Двудольные

4) семейство Паслёновые

5) отдел Покрытосеменные

14. Представленное на рисунке растение относится к

1) Злакам 2) Крестоцветным

3) Лилейным 4) Бобовым

15. Из высших растений только придаточные корни есть у

1) Цветковых 2) Хвойных

3) Мхов 4) Папоротников

16. Какими жизненными формами представлены цветковые растения?

1) только деревьями

2) только однолетними травами

3) однолетними и многолетними травами

4) деревьями, кустарниками и травами

17. Тип плода, показанный на рисунке, характерен для растений семейства

1) Розоцветных 2) Крестоцветных

3) Бобовых 4) Лилейных

18. Какое из названных семейств растений относится к классу Однодольные?

1) Паслёновые 2) Крестоцветные

3) Сложноцветные 4) Злаки

19. Какое из перечисленных семейств относится к однодольным?

1) Бобовые 2) Лилейные

3) Сложноцветные 4) Крестоцветные

20. Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки, начиная с наибольшей.

1) Двудольные

2) Ромашка

3) Растения

4) Астроцветные

5) Цветковые, или Покрытосеменные

6) Астровые, или Сложноцветные

21. Какое из перечисленных семейств относится к двудольным?

1) Осоковые 2) Злаки 3) Бобовые 4) Лилейные

22. Цветок и плод, показанные на рисунке, характерны для растений семейства

1) Сложноцветных 2) Мотыльковых

3) Лилейных 4) Злаков

23. Если у растения сетчатое жилкование листьев,

то у него, как правило,

  • мочковатая корневая система

2) одна семядоля в семени

3) развит главный корень

4) цветок трёхчленного типа

24. Установите соответствие между химическим веществом и царством, у которого оно встречается.

ХИМИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО ЦАРСТВО

1) Животные 2) Растения

А) хитин

Б) гемоглобин

В) целлюлоза

Г) крахмал

Д) гликоген

25. Какие из приведённых ниже растений образуют семена? Выберите три верных ответа из шести

1) орляк

2) сосна

3) сфагнум

4) яблоня

5) малина

6) кукушкин лён

26. Какие признаки характерны для семейства Крестоцветные? Выберите три верных ответа

1) четыре лепестка

2) пять лепестков

3) девять тычинок

4) плод коробочка

5) шесть тычинок

6) плод стручок

27. Какое растение размножается семенами?

1) мох сфагнум 2) водоросль спирогира

3) плаун булавовидный 4) земляника лесная

28. В чём сходство грибов и растений? Выберите три верных ответа

1) являются гетеротрофными организмами

2) имеют в клетках оформленные ядра

3) получают питательные вещества в процессе фотосинтеза

4) размножаются бесполым и половым путём

5) ведут прикреплённый образ жизни

6) имеют корневые системы

29. К отделу Покрытосеменные относится

1) мох кукушкин лён 2) сосна сибирская

3) папоротник щитовник 4) ромашка непахучая

30. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наибольшей.

1) класс

2) царство

3) отдел

4) вид

5) род

6) семейство

31. Растение, изображенное на рисунке, относится к отделу

1) Покрытосеменные 2) Хвощевидные

3) Плауновидные 4) Голосеменные

32. Однодомными называются растения, у которых

на одной особи расположены

1) только тычиночные цветки

2) только пестичные цветки

3) и тычиночные, и пестичные

4) цветки и плоды

33. Установите соответствие между признаком растения и отделом:

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

1) Покрытосеменные 2) голосеменные

А) семя содержит одну или две семядоли

Б) среди жизненных форм имеются травы, кустарники, деревья

В) семязачатки лежат на семенных чешуях шишек

Г) размножаются только половым путём

Д) семязачатки развиваются в завязи пестика

Е) у большинства игольчатые или чешуевидные листья

34. Установите соответствие между признаком растений и группой, для которой он характерен:

ПРИЗНАК ГРУППА РАСТЕНИЙ

1) Споровые 2) семенные

А) новый организм развивается из многоклеточного зародыша

Б) развитие происходит без оплодотворения, из одной клетки с плотной оболочкой

В) проростки появляются из зародышей

Г) после прорастания превращаются в предросток

Д) оплодотворение происходит при участии воды

Е) зародыш имеет множество оболочек

35. В чём сходство покрытосеменных и голосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести

1) характеризуются многообразием жизненных форм

2) размножаются семенами

3) имеют хорошо развитые вегетативные органы

4) способны образовывать обширные леса

5) образуют сочные и сухие плоды

6) опыляются насекомыми и птицами

36. По каким признакам цветковые растения относят к классу однодольных? Выберите три верных ответа из шести

1) сетчатое жилкование листьев

2) наличие камбия в стебле

3) число листочков в околоцветнике кратно 3

4) мочковатая корневая система

5) жизненная форма преимущественно травы

6) выражен главный корень

37. По каким признакам цветковые растения относят к классу Двудольные? Выберите три верных ответа из шести

1) мочковатая корневая система

2) сетчатое жилкование листьев

3) число лепестков и чашелистиков кратно 4 или 5

4) отсутствие камбия в стебле

5) стержневая корневая система

6) жизненна форма в основном травы

38. Выберите названия трёх растений, которые образуют плоды,

1) Одуванчик лекарственный

2) Кукушкин лён

3) Берёза бородавчатая

4) Ель обыкновенная

5) Мятлик луговой

6) Хвощ полевой

39. Какие из приведённых признаков в большей степени характеризуют растения? Выберите три верных ответа из шести

1) способность к синтезу органических веществ из неорганических

2) способность к ограниченному росту

3) питание готовыми органическими веществами

4) отсутствие органов и тканей

5) размножение с помощью вегетативных органов

6) множество одинаковых и повторяющихся органов

40. Представитель какого отдела царства Растения

изображён на рисунке?

1) Моховидные

2) Плауновидные

3) Покрытосеменные

4) Голосеменные

41. К однодольным растениям относят, как правило, те, у которых

1) стержневая корневая система и сетчатое жилкование листьев

2) мочковатая корневая система и параллельное жилкование листьев

3) одна семядоля в семени и сетчатое жилкование листьев

4) одна семядоля в семени и стержневая корневая система

42. К какому отделу относят растения, у которых есть генеративный орган цветок?

1) голосеменных

2) папоротниковидных

3) покрытосеменных

4) Моховидных

43. Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?

1) Папоротниковидные

2) Голосеменные

3) Покрытосеменные

4) Моховидные

44. Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?

1) Голосеменные

2) Покрытосеменные

3) Плауновидные

4) Моховидные

45. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,

1) тело составляют вегетативные органы

2) оплодотворение происходит при наличии воды

3) в семени формируется зародыш

4) осуществляется двойное оплодотворение

46. Представитель какого отдела царства Растения изображён

на рисунке?

1) Голосеменные

2) Покрытосеменные

3) Плауновидные

4) Моховидные

47. Семенами размножаются

1) хвощи и плауны

2) мхи и бактерии

3) папоротники и водоросли

4) хвойные и цветковые

48. Представители какого отдела царства Растения

изображены на рисунке?

1) Голосеменные

2) Моховидные

3) Покрытосеменные

4) Зелёные водоросли

49. Цветковые более высокоорганизованные растения, чем папоротники, так как у них в процессе эволюции появились

1) гаметы

2) семена

3) придаточные корни

4) листья разной формы

50. Особенности строения какого органа цветковых растений играют решающую роль при их объединении в классы?

1) цветка 2) плода 3) семени 4) стебля

51. Представитель какого отдела царства Растения

изображён на рисунке?

1) Голосеменные

2) Моховидные

3) Покрытосеменные

4) Папоротниковидные

52. Однодольные растения, в отличие от двудольных, имеют

1) камбий в стебле

2) стержневую корневую систему

3) цветки с двойным околоцветником

4) параллельное жилкование листьев

53. Принадлежность покрытосеменных растений к тому или иному семейству определяют по

1) наличию двойного оплодотворения

2) развитию семян из семязачатков

3) особенностям строения листьев

4) особенностям строения цветка и плода

54. Представитель какого отдела царства Растения изображён

на рисунке?

1) Голосеменные

2) Моховидные

3) Покрытосеменные

4) Хвощевидные

55. К какому классу относят цветковые растения, которые имеют стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев?

1) сфагновых мхов

2) хвойных

3) двудольных

4) Папоротниковидных

56. Какие культурные растения преобладают в семействе злаков?

1) плодово-ягодные

2) овощные

3) масличные

4) зерновые

57. Если у растения одна семядоля в семени, то у него, скорее всего,

1) стержневая корневая система

2) мочковатая корневая система

3) перисто-сетчатое жилкование

4) пальчатое жилкование

58. К какому из перечисленных семейств относится значительная часть овощных растений?

1) Злаки

2) Паслёновые

3) Розоцветные

4) Сложноцветные

59. Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей.

1) класс Двудольные

2) отдел Покрытосеменные

3) род Шиповник

4) царство Растения

5) семейство Розоцветные

60. Укажите растение, для которого характерно самостоятельное распространение плодов и семян.

1) клён остролистный

2) берёза бородавчатая

3) ландыш обыкновенный

4) бешеный огурец

61. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?

1) 2) 3) 4)

62. Цветок имеется у

1) покрытосеменных

2) плауновидных

3) папоротниковидных

4) голосеменных

63. Главный признак, по которому покрытосеменные растения объединяют в семейства, особенности строения

  • Семени 2) корней 3) листьев 4) цветка

64. У представителей семейства Сложноцветные, например у подсолнечника, тип плода

  • Зерновка 2) семянка 3) стручок 4) коробочка

65. Орган цветкового растения, предназначенный для защиты его семян, это

1) завязь пестика

2) плод

3) семязачаток

4) пыльники тычинок

66. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?

1) 2) 3) 4)

67. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?

1) 2) 3) 4)

68. Вставочный рост характерен для семейства

1) Злаковые

2) Лилейные

3) Сложноцветные

4) Розоцветные

69. Главным признаком, отличающим представителей одного семейства класса Однодольные от другого, является

1) дуговое или параллельное жилкование

2) тип корневой системы

3) строение цветка

4) число семядолей в семени

70. Стебель-соломина характерен для представителей семейства

1) Злаковые

2) Крестоцветные

3) Лилейные

4) Розоцветные

71. На каком рисунке продемонстрирован признак, характерный для класса Однодольные растения?

1) 2) 3) 4)

72. Какой признак характерен для растений класса Двудольные?

1) число лепестков в цветках кратно 3

2) стержневая корневая система

3) дуговое жилкование листьев

4) параллельное жилкование листьев

73. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у растений, начиная с наибольшей.

1) семейство Кувшинковые

2) отдел Покрытосеменные

3) вид Кубышка жёлтая

4) род Кубышка

5) класс Двудольные

6) царство Растения

74. У представителей семейства Злаковые плод называют

  • Орех 2) семянка 3) ягода 4) зерновка

75. Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?

1) Покрытосеменные

2) Голосеменные

3) Папоротниковидные

4) Хвощевидные

76. Растения отдела покрытосеменных, в отличие от отдела голосеменных, имеют

1) семена 2) листья 3) плоды 4) шишки

77. К отделу Покрытосеменные относят растения

1) Моховидные

2) Папоротниковидные

3) Голосеменные

4) Двудольные

78. Какая жизненная форма чаще всего встречается у растений класса Однодольные?

1) травы

2) кустарники

3) кустарнички

4) Деревья

79. На рисунке показан представитель одного

из классов покрытосеменных растений.

У представителей этого класса, как правило, имеется

1) одна семядоля в семени

2) шесть листочков в околоцветнике

3) сетчатое жилкование листьев

4) мочковатая корневая система

81. У цветковых растений, в отличие от голосеменных,

1) семена созревают внутри плода

2) имеются вегетативные органы

3) в семени формируется зародыш

4) созревшая пыльца переносится ветром

82. Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке ?

1) Голосеменные

2) Плауновидные

3) Покрытосеменные

4) Моховидные

multiurok.ru

Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ

А)не выносят засушливых условий

Б)в основном деревья и кустарники

В)имеют семязачаток

Г)образуют пыльцу

Д)для полового размножения необходима вода

ОТДЕЛ

1)Папоротниковидные 2)Голосеменные

Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

o 1)размножение семенами

o 2)автотрофное питание

o 3)наличие вегетативных органов

o 4)отсутствие цветка и плода

По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

o 1)имеют плоды и семена 2)половые клетки созревают в шишке

o 3)цветут весной, до распускания листьев 4)имеют ксилему и флоэму

Покрытосеменные растения отличаются от папоротников тем, что

o 1)имеют двойное оплодотворение 2)образуют сухие и сочные плоды

o 3)имеют хлоропласты, в которых происходит фотосинтез 4)имеют вегетативные органы

o 5)имеют цветки разных размеров, формы, окраски 6)не нуждаются в воде при прорастании

Установите соответствие между признаком и отделом растений, к которому он относится.

ПРИЗНАК

А)размножение не связано с водой

Б)размножаются с помощью спор

В)наличие ризоидов

Г)гаметофит доминирует над спорофитом

Д)представителями отдела являются кукушкин лён и сфагнум

Е)представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

ОТДЕЛ

1)Моховидные 2)Голосеменные

Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, к которой оно принадлежит.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ

А)первые, наиболее древние растения

Б)господствующая группа растений на Земле

В)не имеют органов и тканей

Г)имеют вегетативные и генеративные органы

Д)имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян

Е)тело состоит из одной или множества сходных клеток

ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

1)водоросли

2)покрытосеменные

Голосеменные растения отличаются от покрытосеменных отсутствием

o 1)семян 2)цветков и плодов

o 3)проводящих тканей 4)устьиц в листьях-иголках

Папоротниковидные растения, в отличие от цветковых, размножаются с помощью

o 1)спор

o 2)корней

o 3)почкования

o 4)корнеклубней

Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой этот признак характерен.

ПРИЗНАК

А)тело представляет собой таллом, или слоевище

Б)имеют вегетативные и генеративные органы

В)имеют светочувствительный глазок

Г)имеют разнообразные ткани

Д)живут главным образом в водной среде

Е)включают одноклеточные организмы

ГРУППА РАСТЕНИЙ

1)Низшие 2)высшие

Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК

А)двойное оплодотворение

Б)травянистые формы растений практически не встречаются

В)жизненные формы: деревья, кустарники и травы

Г)плоды с семенами

Д)у большинства листья игловидные (хвоя)

ОТДЕЛ

1)Голосеменные 2)Покрытосеменные

Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ

А)в большинстве – травянистые растения

Б)преобладают деревья и кустарники

В)размножаются спорами

Г)размножаются семенами

Д)оплодотворение не связано с водной средой

ОТДЕЛ

1)Папоротниковидные 2)Голосеменные

У хвойных, в отличие от папоротниковидных, появляются

o 1)корни 2)семена 3)плоды 4)гаметы

Ель относят к голосеменным, так как её семена

o 1)развиваются из зиготы 2)содержат эндосперм

o 3)развиваются на побегах 4)лежат открыто на чешуях шишек

У хвойных растений отсутствуют

o 1)плоды 2)семена 3)семязачатки 4)пыльцевые зёрна

Семена хвойных растений, в отличие от цветковых,

o 1)содержат зародыш с запасом питательных веществ 2)образуются в плодах

o 3)не имеют семенной кожуры 4)развиваются на чешуйках шишек

Для всех хвойных и цветковых растений характерно размножение с помощью

o 1)спор 2)семян 3)плодов 4)корневища

Папоротники, в отличие от покрытосеменных, не имеют

o 1)проводящей системы 2)цветков и плодов

o 3)хлоропластов в клетках 4)эпидермиса с устьицами

Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна.

ОСОБЕННОСТЬ РАЗМНОЖЕНИЯ

А)размножаются спорами

Б)для оплодотворения необходима вода

В)половые клетки образуются в семязачатках

Г)для оплодотворения не требуется вода

Д)размножаются семенами

Е)споры образуются на листьях в спорангиях

ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ

1)Папоротниковидные 2)Цветковые

Определите число родов, в которые объединены перечисленные виды растений: колокольчик сборный, клевер красный, василёк полевой, клевер ползучий, горох посевной, василёк луговой.

o 1)один 2)два 3)три 4)четыре

148. Виды берёза бородавчатая и берёза пушистая объединяют в более крупную систематическую категорию – 1)класс 2)порядок 3)семейство 4)род

149. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –

o 1)строение семени 2)строение плода 3)совместное обитание 4)способ размножения

Главный признак, по которому растения объединяют в семейства, – особенности строения

o 1)семени 2)цветка и плода 3)листьев и стебля 4)корневой системы

В семейство объединяют растения на основе

o 1)строения корневой системы 2)жилкования листьев

o 3)строения цветка и плода 4)строения стебля

Принадлежность растения к тому или иному семейству определяют по

o 1)развитию корневой системы 2)развитию семян из семязачатков

o 3)особенностям строения цветка и плода 4)особенностям строения листьев

Растения семейства розоцветных имеют цветки

o 1)напоминающие мотылька 2)трёхчленного типа с простым околоцветником

o 3)пятичленного типа с двойным околоцветником 4)собранные в соцветие колос

Клубеньковые бактерии вступают в симбиоз с растениями семейства

o 1)розоцветных 2)пасленовых 3)крестоцветных 4)бобовых

Растения семейства бобовых

o 1)имеют плоды ягода или коробочка

o 2)существуют только в виде травянистых форм

o 3)имеют мелкие невзрачные цветки без околоцветника

o 4)способны вступать в симбиоз с клубеньковыми бактериями

Томаты, баклажаны относят к семейству

o 1)крестоцветных 2)розоцветных 3)паслёновых 4)бобовых

Выберите признаки, характерные для класса Однодольные

o 1)мочковатая корневая система

o 2)стержневая корневая система

o 3)жилкование листьев параллельное или дуговое

o 4)жилкование листьев сетчатое

o 5)листья всегда простые

o 6)из зародышевого корешка развивается явно выраженный главный корень

Растения отдела покрытосеменных, в отличие от голосеменных,

o 1)имеют корень, стебель, листья

o 2)имеют цветок и плод

o 3)размножаются семенами

o 4)выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза

159. Систематическая категория, которая реально существует в природе, –

o 1)класс 2)семейство 3)род 4)вид

160. Родственные виды растений объединяют в более крупные систематические категории –

o 1)семейства 2)классы 3)роды 4)отряды

161. Большинство лилейных –

o 1)многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами

o 2)многолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами

o 3)однолетние травянистые растения со стержневой корневой системой

o 4)однолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами

Картофель и перец относят к семейству

o 1)крестоцветных 2)розоцветных 3)паслёновых 4)астровых

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная снаименьшей.

o 1)Редька 2)Крестоцветные 3)Двудольные 4)Редька дикая 5)Покрытосеменные

Соцветие сложный колос характерно для большинства растений семейства

o 1)лилейных 2)сложноцветных 3)Злаков 4)паслёновых

Растения семейства лилейных можно узнать по

o 1)цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником

o 2)цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

o 3)видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ

o 4)видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

o 5)образованию плодов – ягода или коробочка

o 6)образованию плодов – орех или стручок

К какому семейству относят пастушью сумку и редьку дикую?

o 1)Бобовые (Мотыльковые) 2)Паслёновые 3)Капустные (Крестоцветные) 4)Розоцветные

Растения, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, относят к семейству

1)розоцветных 2)бобовых 3)капустных 4)лилейных

stydopedia.ru