Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Конспект открытого занятия детей среднего дошкольного возраста «Растение – живой организм. Посадка растений». Понятие растения для детей


Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений

Разделы: Работа с дошкольниками

1. Сущность понятий: растение - живой организм; среда обитания; морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания, их адаптация к дошкольному возрасту.

Пути и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.

Опыт работы с детьми по выбранной теме.

Одно из проявлений экологического воспитания - любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе. В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, ставятся следующие задачи:

  • воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
  • воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны;
  • формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию.

Знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.

Само слово "экология" образовано от греческих "экое" - "дом" и "логос" - "наука". То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. Более в узком смысле экологией называют науку "об отношении растительных и живых организмах и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой".

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по -своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т. д.

Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

1. Сущность понятий: растение - живой организм; среда обитания; морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания, их адаптация к дошкольному возрасту.

Формируя у детей экологические представления в процессе ознакомления с миром растений педагог должен сам понимать, что такое растения, живой организм, среда обитания, адаптация организма к среде обитания. Кроме того, знакомя детей с миром растений, педагогу необходимо подбирать материал с учетом их возрастных особенностей. Необходимо давать знания в интересной и занимательной форме.

Растения - это живые организмы, обладающие комплексом признаков, позволяющих отличать их от представителей других царств (грибов, животных) и связанных с особенностями питания:

  1. Растения потребляют в качестве питания - воздух, источника энергии солнечный свет;
  2. Способность к неограниченному росту в течение всей жизни, благодаря которому происходит постоянное увеличение поверхности тела и увеличение площади питания;
  3. Неподвижный образ жизни, обуславливающий необходимость расселения в виде зачатков: спор, семян, специализированных участков вегетативного тела;
  4. Способ питания (поглощение из окружающей среды газовых смесей и растворов).
  5. Особенности строения клеток: прочная оболочка; пластиды связывающие между собой живые клетки.

Формируя у детей экологические знания, необходимо раскрыть значение растений в природе:

  1. Растения - первое звено в цепи. Благодаря фотосинтезу они представляют собой энергетическую и пищевую базу для всех остальных организмов.
  2. Участие в круговороте кислорода, воды, углекислого газа, минеральных и органических веществ.
  3. Влияние на климат.
  4. Взаимосвязанная с другими организмами эволюция.
  5. Санитарная роль как поглотителей загрязняющих веществ.

Сфера применения растений человеком очень широка.

В зависимости от цели использования их можно разбить на несколько основных групп:

  1. Пищевые и кормовые растения.
  2. Лекарственные растения.
  3. Технические: прядильные, красящие.
  4. Дающие древесину.
  5. Декоративные.

Многие растения человек изымает из природы, другие - выращивает в специализированных хозяйствах, третьи - нашли свое место на участках садоводов-любителей.

Растения - живые организмы, они растут, размножаются, питаются, их развитие зависит от среды обитания, в которой они находятся. Знакомя детей с растениями необходимо формировать у детей представления о том, что растения могут жить в различных климатических зонах, в разной среде обитания, к которой они могут приспосабливается.

Наука об условиях существования живых организмов во взаимодействии их между собой и физической средой обитания называется экологией. Отдельные элементы среды, действующие на растения (воздух, свет, тепло, вода, пища), называются экологическими факторами.

Среда - совокупность экологических факторов, которые влияют на распространение живых организмов. Растения и животные, находясь в тесной связи и взаимозависимости между собой и. условиями неживой природы, создают определенные сообщества (биоценозы, экологические системы), которые в быту мы называем лесом, лугом, степью, водоемом и др. Состав этих сообществ обусловлен сходством требований входящих в них видов растений и животных к физическим условиям мест обитания. Такая взаимозависимость возникает на основе пищевых связей использования получаемой энергии, необходимой для жизненных процессов.

Приспособление растений к условиям среды проявляется в сезонных явлениях природы, в строении органов у растений, а также в различных способах питания, в различных потребностей растений в свете, влаге, воздухе, температуре.

Таким образом, педагог, давая детям понятия о растениях, должен подбирать материал, раскрывая сущность понятий: растение - живой организм, среда обитания, приспособленность к среде. Знания о растениях должны даваться в системе, с учетом систематичности и возрастных особенностей дошкольников.

Пути и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.

В соответствии с программой воспитания и обучения педагог должен в процессе наблюдений за окружающим во все времена года воспитывать у детей "любовь к природе, способность воспринимать ее красоту".

Педагоги с детьми 3-4 лет проводят целевые прогулки. Они кратковременны, эпизодичны, но уже довольно разнообразны по тематике: особенности погоды, наблюдения за растениями, животными.

Постепенно границы наблюдений расширяются: участок детского сада, знакомая улица, речка, поле. Воспитатель ее только сообщает детям первые знания о природе, но и дает пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: "Это луг, смотрите, какой он красивый, сколько разных цветов растет здесь: и желтых, и голубых, и белых..."; "Выглянуло солнышко, и всем сразу стало весело, только сосульки заплакали - им не хочется таять..."

Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем ("Наберем цветы - сплетем венки", "Побегаем по шуршащим листьям", "Соберем шишки - сделаем веселых человечков" и др.). Однако воспитанников младшей группы уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе: растения необходимо поливать, нельзя, например, без нужды рвать цветы, листья. Воспитатель учит детей правильно поливать растения. Первые трудовые поручения в уголке природы или на огороде воспитывают у малышей заботливое отношение ко всему живому и красивому)

Постепенно содержание труда в природе усложняется: посев семяндля корма птицам; посев бобов для озеленения веранды; посадка лука для салата и др.

Малышам не терпится увидеть результат своего труда, поэтому воспитатель терпеливо объясняет ребятам, что не сразу появится зеленый лук, прорастут бобы, зацветут цветы.

Полезно организовать наблюдения за трудом старших дошкольников и совместную работу их с малышами. Например, дети подготовительной к школе группы высаживают в грунт рассаду, а малыши поливают ее; старшие собирают спелые огурцы, помидоры, редис, а малыши складывают их в корзинки. Эти первые трудовые умения в дальнейшем совершенствуются и при правильном педагогическом воздействии переходят в прочные навыки, которые способствуют воспитанию важных нравственных качеств: трудолюбия, заботливости, чуткости, умения дружно работать и т. д.

B соответствии с программой воспитания н обучения в средней группе необходимо развивать у детей интерес и любовь к природе, к ее красоте; приучать детей заботиться о животных, ухаживать за растениями. Знакомить дошкольников с природой можно на экскурсиях и прогулках, во время занятий и бесед.

Ценность каждой встречи ребенка с природой значительно возрастает, если познавательные, нравственные и эстетические задачи при этом решаются в единстве.

Готовясь к проведению прогулки или экскурсии, воспитатель должен не только четко продумать ее программное содержание (с какими явлениями познакомить, на что обратить внимание). Экскурсию целесообразно строить так, чтобы на каждом ее этапе решалась одна из поставленных задач: расширить и уточнить знания; воспитывать положительное отношение к природе; пробуждать эстетические чувства

При ознакомлении детей с природой родного края целесообразно одновременно показать им и труд взрослых в природе. Например, воспитательно-образовательная тема "Природа родного края" может быть раскрыта на следующих последовательно проведенных занятиях (занятия можно повторять в разные времена года):

Экскурсия в ближайший лес, лесопарк с целью наблюдения за растительным миром (деревья, кустарники, цветы).

Целевая прогулка или экскурсия на водоем (реку, пруд, озеро) для наблюдения за его состоянием.

Рассматривание репродукций с картин, иллюстраций в книгах и чтение произведений о природе.

Детей пятого года жизни воспитатель учит не только внимательно наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, но и выражать в речи результаты своих наблюдений, передавать в рассказах и высказываниях свое отношение к природе. Для этого педагог использует различные методы и приемы. Например, отбирает несложные произведения и предлагает их детям в качестве образца: дошкольники хорошо воспринимают цикл стихов Е. Серовой "Цветы" ("Одуванчик", "Колокольчики", "Мышиный горошек"), любят стихи И. Токмаковой "Весна" ("К нам весна шагает быстрыми шагами..."), "Ели" ("Ели на опушке - до небес макушки...").

В качестве образца для повторения может быть использован и рассказ самого воспитателя, который должен стать примеров образного видения природы.

Экскурсии и прогулки в лес, на реку, на поле дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе, конкретизировать их:

- не следует рвать много растений и цветов, достаточно принести один букет;

- для растений, которых ребята находят в лесу, следует создать условия,схожие с естественными (цветы поставить в воду).

В средней группе значительное место отводится наблюдениям за трудом взрослых в природе (подготовка цветников к зиме, посадка деревьев, внесение удобрений и др.). Дети знакомятся с различными сельскохозяйственными профессиями и сами принимают посильное участие в труде в природе: заготавливают корм для птиц, сеют овес, поливают огород, собирают сухие листья.

При этом воспитатель подчеркивает важность и необходимость любой работы, которую выполняют дети.

Поэтическое произведение дает доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован ими как образец для подражания.

Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождаются не только тогда, когда ребенок рассматривает цветы, гуляет по лесу, слушает птиц. Все это помогает воспитывать у дошкольников интерес и любовь к природе.

В старшей группе по-прежнему основными методами ознакомления детей с природой являются методы непосредственного общения с ней: прогулки, экскурсии, наблюдения. Тщательно готовясь к ним, воспитатель должен соблюдать определенные условия, способствующие их успешному проведению.

1. Объекты, отобранные для наблюдения, должны быть интересными исодержать элементы новизны.

Перед экскурсией необходимо сообщить детям ее цель и кратко рассказать о том, куда они пойдут и что увидят.

Экскурсию целесообразно построить так, чтобы дети не только рассматривали объект и отвечали на вопросы педагога, но и могли сделать для себя какие-то выводы, установить логические связи. Все это не только способствуетуглублению интереса к явлениям природы, но и развивает любознательность и умение размышлять.

Умелое руководство педагога помогает ребенку заметить удивительное в природе. Например, очень интересны наблюдения за некоторыми лекарственными растениями, сопровождающиеся рассказом воспитателя. Во время прогулки на луг весной он показывает детям цветы мать-и-мачехи и предлагает описать их ("На длинном стебельке, покрытом волосками и маленькими листочками, сидят желтые корзиночки цветов"). Рассказ детей продолжает воспитатель: "Это растение удивительное. После того как оно отцветет, у него начинают расти большие листья. Из этих листьев делают лекарство от кашля. Выпьет больной настой из этих листьев и перестанет кашлять".

Летом при повторной экскурсии на луг дети снова найдут мать-и-мачеху и рассмотрят ее листья. Воспитатель расскажет, почему это растение так называется ("Одна сторона листа теплая, нежная, будто мать, другая - холодная, словно недобрая мачеха"), и все вместе вспомнят, почему оно считается лекарственным.

Очень важно, чтобы воспитатель заботился об эмоциональном разнообразии встреч ребенка с природой.

Например, дети любуются цветовой гаммой летнего луга, сравнивают запахи различных цветов и трав. Очень привлекает их пение птиц в лесу. Можно объяснить ребятам, как различать по голосам некоторых птиц, живущих в данной местности; сороку, пеночку, кукушку и др.

Интерес к экскурсии возрастает, если дошкольники предварительно рассматривают специальные картины, репродукции, иллюстрации к книгам, изображающие пейзаж.

В старшей группе детям рекомендуется показывать репродукции с картин И. Левитана "Золотая осень", "Осенний день. Сокольники", "Весна. Большая вода", А. Рылова "Зеленый шум", "В голубом просторе", "Мартовское утро", И. Шишкина "Зима".

3. Опыт работы с детьми по выбранной теме.

Влияние природы каждый человек испытывает на себе. Природа является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные "хорошо-плохо", добро-зло", " красиво-некрасиво". Поэтому в экологическом воспитании большое внимание необходимо уделять эстетическому и нравственному аспекту.

Работая с дошкольниками подготовительной группы я научила детей понимать и объяснять особенности растительного мира разных экосистемах: лес, луга, река. Они знают, что особенностью растительного леса является многояростность: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы.

У реки растут влаголюбивые растения, т.к. почва насыщена водой, а на лугу растут травянистые растения, которые любят свет и солнце.

Для воспитания бережного отношения к растительному миру природы привлекают детей к труду в "зеленом" уголке, на участке детского сада. Детям всегда особенно дорого то, что они сами вырастили.

Читаю детям произведения Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Пришвина и др. О том, как человек заботится о сохранении растительного мира.

Дети моей группы знают редкие охраняемые растения, которые занесены в "красную книгу".

В группе я организовала детскую выставку, на которой в рисунках были представлены редкие виды растений нашего края "ветреница, купальница".

Наблюдая, отношение детей к природе замечаю, как постепенно дети овладевают нормами и правилами, а так же ограничениями и запретами экологического характера.

Работая с детьми в подготовительной к школе группе, в системе организую обучение детей для формирования у них экологических представлений в процессе ознакомления с миром растений. Проводимые в системе экспериментальные исследования позволяет детям более близко ознакомится с миром растений.

Эксперимент организую так, чтобы он неразрывно был связан с игрой, незаметно вплетался во все виды деятельности и составлял с ним одно целое. При помощи экспериментальных опытов дети узнали о роли воды и удобрений в жизни растений, о влияние тепла и света для нормальной жизнедеятельности растений.

Использую эксперимент как способ познавательных задач, возникающей, а в процессе игр, труда или на специальных занятиях, в том случае, когда, не могли быть использованы другие способы /наблюдения, беседы/. Задачу могу выдвинуть я, но могут выдвинуть и сами дети, но обязательно задача должна быть ясной и четко сформулированной. Затем начинается поиск: анализ, соотношение известных и неизвестных данных. В результате анализа дети высказывают суждения, предположения о причинах явления, выбирают способ решения, условия и организацию опыта. Обсуждением условий опыта руковожу я. Все условия в опыте должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознано ими.

Планирую как длительные сравнительные опыты, так и кратковременные наблюдения. Поскольку в длительном сравнении наблюдений результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в рисунках, схемах. Например: скорость роста растения из проросшего семени и не проросшего или посадка семян на разную глубину /2см. и 6см./.

Во время длительных экспериментов дети сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше, и фиксируют в дневнике наблюдений или приклеивают к общему листу в порядке, соответствующем последовательности развития событий. Такой прием заставляет детей более внимательно присматриваться к отдельным деталям и запечатлеть в памяти внешний вид приростков на разных стадиях развития.

Специально организую опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений они позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства и особенности исследуемого объекта. Например: "обнаружение в почве питательных веществ".

После проведения опыта дети приходят к выводу, что в почве содержится больше солей, чем в воде. Эти соли называются питательными веществами и растения берут их из почвы.

В ходе опытов длительного характера поддерживаю интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращаю их к созданию того, зачем был поставлен опыт.

Заключительным моментом является формирование полученных результатов. Побуждаю детей самостоятельно делать выводы. Если же задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждения результатов опыта провожу сразу: анализируем с детьми условия протекания опыта, делаем вывод.

Эксперимент не самоцель, а только способ ознакомления детей с окружающим миром. Иногда эксперимент является ответом на детский вопрос. В организации опытов важно всегда помнить, что нельзя доводить объект до гибели и нарушать его жизненно важные функции.

Учу детей таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший уход рост. Только на примере положительных результатов труда детей, можно воспитать устойчивый интерес и бережное отношение к растениям.

(Приложение № 1 Занятие по экологическому воспитанию "Исчезающие виды растений Кемеровской области").

Литература.

  1. С. Николаева Теория и методика экологического образования. Пособие для высших педагогических учебных заведений. М, 2002г.;
  2. Николаева Методика экологического воспитания Учебное пособие.М., 1999г. В.
  3. В. Ашиков, С. Ашикова "Семицветик". Программа культурно-экологического образования дошкольников. М., 1999г.
  4. Н. Виноградова, Т. Куликова. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993г. 5. О.ЗебзиваОформа и методах экологического образования дошкольников. "Дошкольное воспитание" № 7 1998 г.
  5. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учебноепособие под редакцией Саморуковой. М, 1992г.
  6. Свидание с природой. Книга 100 авторов. Кемерово. 1979г.
  7. Т. Николаева Задачки на удивление. Май. Тайна одного дерева. "Дошкольное воспитание" №5 - 2001г., Июнь. Во что превращается цветок№ 6, 2001 г.
  8. Судакова Экологическое воспитание: региональный подходэкологическая тропа и методика работы на ней. "Дошкольноевоспитание" №7 - 2001г.
  9. С. Николаева Образ зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания. Дошкольное воспитание№7 - 2002 г.

25.06.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Знакомство детей с комнатными растениями

Знакомство детей с растениями

Из всего многообразия мира природы детям наиболее доступны для непосредственного наблюдения растения, расположенные на приусадебном участке или в непосредственной близости от дома, и комнатные. В процессе знакомства дошкольников с растениями  воспитывается не только любовь и понимание природы, но и обогащаются знания об окружающем мире, труде взрослых по сохранности природных богатств, происходит знакомство с новыми профессиями (лесничий, цветовод, рабочий парка и прочее), появляется желание выращивать растения и ухаживать за ними.

Взрослые же могут открыть своим детям многообразие и красоту окружающего мира и конкретных растений, знакомить своих малышей со свойствами и качеством растений, формировать элементарные понятия о растительном мире. Более того, усвоению знаний детьми способствует эмоциональное отношение взрослого к тому, о чём он рассказывает.

Комнатные растения присутствуют, практически, в каждом доме, но дети мало, что знают о них, так как чаще всего в разговорах они слышат общее название – «цветы». В статье «Работа с комнатными растениями» я писала о привлечении детей по уходу за растениями, имеющимися в вашем доме.  Сейчас хотелось бы поговорить о знакомстве ребят с комнатными растениями.

Знакомство детей с комнатными растениями цель

Проводя работу по знакомству, уточнению знаний о растениях, окружающих ребёнка, взрослые расширяют представления детей о растительном мире, учат узнавать растения по внешнему признаку, углубляют представления о разнообразности растений и их свойств, формируют понятия о зависимости растений от воды, воздуха, ухода за ними. В то же время у детей воспитывается привычка заботиться о растениях, расширяются знания и представления о них, развивается любознательность, наблюдательность и трудолюбие. А умение трудиться развивает такие качества, как активность, самостоятельность, привычку к чистоте и порядку и т.п.

Нельзя нацеливать детей только на знакомство и уход за растениями, следует обращать внимание на изменения в жизни растения (появление бутонов, цветов, новых отростков и т.п.), поощрять детей, когда они сами заметили эти изменения. С целью развития внимательности и усидчивости, старшим дошкольникам можно предлагать делать зарисовки комнатных растений, как с натуры, так и по памяти. Если ребёнок увлечён подобным рисованием, следует обращать внимание  на правильность изображения листьев,  стеблей, соцветий и прочее.

Беседа с детьми о комнатных растениях

Ознакомление дошкольников с растениями можно осуществлять, отводя специальное для этого время или в процессе ухода за ними. Беседа с детьми  о растениях начинается со знакомства  названия их. Если ребёнок не может быстро запомнить название, не торопите его, просто расскажите и покажите, чем это растение отличается от других, имеющихся у вас растений (формой листьев, их окраской, расположением стеблей и т.п.). Следующий этап ознакомления дошкольников с комнатными растениями — знакомство с частями растений (стебель, листья). Научите  малышей описывать форму листьев (круглые, овальные, как огурчик, окраску их (зелёные, пёстрые, с красным оттенком и прочее), величину (большие и маленькие), поверхность (гладкая, шероховатая, ворсистая и т.п.). 

В процессе бесед с дошкольниками о растениях необходимо привить им умения рассказывать о цветах выбранного вами растения, обращая внимание на их окраску, количество цветков на цветоножке.  Обязательно в процессе ознакомления детей  с комнатными растениями следует показать, что они отличаются дуг от друга и в чем заключается это отличие. Сначала обращается внимание на самые заметные отличительные признаки некоторых растений.

Чтобы дети лучше усвоили знания о растениях, проводите с ними игры типа:

  • «Найди, о чём я расскажу» — вы описываете растение, а ребёнок угадывает. Если он не может вспомнить название растения, пусть просто покажет его, а вы сами уточните название. Далее эта игра усложняется – взрослый просит ребёнка описать растение, а он будет говорить название его и покажет ребёнку. Таким способом вы поможете своему малышу запомнить название нужного растения. Следующий этап игры – взрослый говорит название, а ребёнок должен найти нужное растение среди других, имеющихся в доме. Иры с заданием «найди растение по названию» труднее, чем нахождение растений по описанию, поэтому их нужно проводить после того, как дети всё узнают о растении и запомнят его название.
  • Интересна группа игр «Найди такой же», в которых дети должны отыскивать растения, похожие друг на друга, с некоторыми небольшими отличиями (например, по цветовому признаку: ведь пеларгония (герань) может цвести красными, белыми, различными оттенками розового  цвета).

  • «Чего не стало?» — взрослый прячет хорошо знакомое растение, а  ребёнок должен понять и отгадать, какого растения не стало в комнате.
  • «Такой листок лети ко мне» — вы даёте своему малышу листья знакомых растений, описываете растение, ваш сын или дочь должны принести вам нужный листик.
  • «Найди листок» — вы говорите название цветка, а ребёнок отыскивает нужный листик.
  • «Найди пару» — описываете растение, ребёнок находит его. А затем  ищет такое же растение и похожее на него.
  • «Загадай, я отгадаю» — ребёнок даёт описание растения, а взрослый находит и называет его или просто говорит название растения.
  • «Беги к тому растению, которое я назову» — взрослый называет растение, а ребёнок должен добежать или дойти до него, повторив в последствие название растения.  

Беседуйте со своими детьми о растениях, животных, следите за происходящими изменениями в их жизни, так как любое общение с природой делает человека добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. А в воспитании детей это особенно важно.

bukvic.ru

Что такое цветок? - Растения - В мире животных - Детям

Цветы — одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Как много цветов!

Сколько радости приносит нам их разнообразная красота!

Цветки и отвечают за важнейший момент в жизни каждого растения — образование плода. В цветке происходит опыление (обычно насекомыми), здесь образуется и развивается плод.

Цветок заканчивает собой стебель. Ученые считают, что цветки произошли от воспроизводящих побегов древних растений, которые заканчивались шариками со спорами. Действительно, чашелистики, особенно после распускания бутона, очень похожи на обыкновенные листочки. Но у пиона, калужницы чашелистики становятся первыми распустившимися лепестками.

Лепестки — самая красивая часть цветка. Их задача — привлекать насекомых для опыления. Ученые считают, что лепестки одних цветов произошли из чашелистиков, как у пиона, а других — из тычинок, например у кувшинок, лютика, гвоздики.

Разнообразные по форме и окраске, цветки приятно пахнут. Но запах издают не сами лепестки, а нектар — сладкая на вкус, сахаристая жидкость. Ее вырабатывают особые железки — нектарники. На лепестках лютиков и купальниц нектарники — это небольшие углубления, прикрытые своеобразным язычком. У черники, брусники, табака, шалфея нектарник похож на кольцевой валик, он окружает основание завязи. А у настурции, липы, мальвы нектарник находится на чашелистиках. Бывают и другие нектарники.

Нектаром питаются многие насекомые, в том числе пчелы. Они перерабатывают нектар в мед. Очень много нектара в тропических цветках. Им питаются также и птицы, например крошечные колибри, которые опыляют цветы.

Во внутренней части цветка наверху цветоложа можно увидеть плодолистик (его называют также пестиком), окруженный тычинками, тонкими, как нити. Тычинки заканчиваются пыльниками, в которых созревает пыльца. У кактусов нет нектарников, зато в цветке бывает до 300 тычинок.

Плодолистик затрудняет прямой путь пыльцы к семязачаткам (семяпочкам), которые находятся внутри него. Зерна пыльцы при оплодотворении попадают на рыльце плодолистика и прорастают в нем, выпуская пыльцевую трубку. Она врастает внутрь плодолистика и достигает семязачатков (семяпочек), где происходит оплодотворение.

Семязачатки (или семяпочки) у цветковых растений мелкие, у них нет запаса питательных веществ. Оказавшись во влажной полости завязи, они быстро прорастают. У земляники завязь плодолистика как бы погружается в цветоложе и срастается с ним. У цветков яблони с завязью срастается цветочная трубка и созревает плод. Некоторые ботаники считают, что плод — это зрелый цветок.

Попробуйте представить…

Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие у края асфальтовой дороги. И дом сразу опустел. В нем стало неуютно без старинного дубового буфета, полного всяких припасов: чая, кофе, какао, банок с вареньем,…

Какие каштаны съедобны?

Съедобны плоды каштана настоящего. Это дерево выглядит несколько иначе, чем конский каштан. Листья у каштана настоящего продолговатые, эллиптические, с острыми зубчиками. Каждый лист черешком прикрепляется к ветке. У конского каштана листья сложные, пальчатые, на общем черешке их 5-7. Плоды каштана и плоды конского каштана похожи, но у настоящего в плюске (соплодии) их по 2-4. Когда…

Как искать грибы?

Только что пронесся неожиданный в разгаре летнего дня дождь. Вы, ребята, наверное, торопитесь схватить корзинку и быстрее бежать в лес за грибами. Но бабушка останавливает: подожди, дай грибам подрасти… А вы никогда не задавали вопроса: откуда грибы берутся и как растут? Сам гриб — похожая на паутину грибница-мицелий — спрятан в земле, А часть гриба,…

Как растет кофе?

О кофе узнали в Европе в 1591 г. от итальянского врача Проспера Альпинуса. С итальянским посольством он был в Египте и попробовал там кофе. Ему рассказали легенду о том, как один пастух из Эфиопии заметил, что его козы, поевшие ягод с куста с жесткими зелеными листьями, всю ночь не спали и были бодры и веселы….

Бывают ли текстильные деревья?

Кроме хлопчатника, льна, джута, рами, еще одно растение дает людям натуральные растительные волокна. Это сейба — высокое, до 45 м в высоту, дерево. Это наиболее величественное дерево в Центральной Америке, тем более что в этих засушливых районах все растения, как правило, низкорослы. Сейба — вообще интересное растение. У молодых деревьев ствол и ветки усажены мощными,…

Что такое мамонтово дерево?

Наверное, очень высокое и с очень толстым стволом, если так называется, — решат многие из нас. Мало кто из жителей России его видел. Ведь растет оно далеко за океаном, в Центральной Америке. Действительно, секвойя дендрон, или мамонтово дерево, бывает высотой до 100 метров с диаметром ствола до 10 м. Такое трудно себе представить. Дерево, которое…

Что такое оплодотворение?

После того как зерна пыльцы попали на рыльце пестика, то есть после опыления, зерно пыльцы разбухает и прорастает, образуя пыльцевую трубку. Постепенно она достигает семяпочки в завязи цветка. У растений может быть одна или несколько семяпочек. В нижней части пыльцевой трубки образуются спермин. Затем происходит так называемое двойное оплодотворение: один из спермиев сливается с яйцеклеткой,…

Как в лесу узнать крушину?

И в лесу, и в парках, вы, быть может, видели этот кустарник или небольшое дерево с разноцветными ягодами: зелеными, красными, черными. Это крушина. Среди других пород крушину всегда можно узнать благодаря некоторым ее особенностям. Зимой — по почкам, которые совершенно лишены защитных чешуек. Зачатки будущих листьев зимуют совершенно “голыми”, они лишь покрыты бурыми пушистыми волосками….

Какие бывают тыквы?

Если лето было достаточно теплым в средней полосе России, к осени на огородах созревают огромные, почти до метра в диаметре, желтые тыквы. Их почти не едят, это скорее забава для огородников. Многие любят пшенную кашу с тыквой, но чаще эти плоды идут на корм скоту. Цветки тыквы привлекают насекомых не только пыльцой и нектаром. Крупные,…

Что такое батат?

Это растение кормит жителей всех теплых стран. Его часто сравнивают с картофелем, потому что в батате много крахмала, и так же, как у картофеля, клубни батата образуются на корнях растения. Батат — сладкий на вкус и поэтому его называют “сладким картофелем”. Батат — многолетнее травянистое растение с длинными ползучими стеблями и с крупными цветками в…

www.poznovatelno.ru

Мир растений глазами детей младшего дошкольного возраста

Ребенок младшего дошкольного возраста знакомится с миром растений в ближайшем природном окружении.

Растения – благодатный объект для познания, для развития наблюдательности, мышления ребенка.

Они всегда доступны взору, их можно потрогать, понюхать, ощутить на вкус и т.д. Неподвижные и молчаливые на первый взгляд растения своими стеблями и листьями, цветками и плодами, ветками и почками дают богатую пищу для размышлений. Как в сельских, так и в городских условиях, как в теплое время года, так и зимой ребенок может видеть множество растений. И это многообразие растений, доступное наблюдению ребенка, предстает перед ним не в статичном, а постоянно изменяющемся виде.

Ребенок к трем годам уже осознает, что все в окружающем мире имеет свои названия. Замечая растения, он интересуется, как оно называется. Иногда его не устраивают обобщенные названия, типа цветок, ягодка и требует определенной конкретизации. Например, девочка держит в руках лесные орехи и интересуется:

— Это как называется?

— Орешки.

— Я знаю! А фамилия как?

Дети задумываются, почему растениям дали такое название. Услышав названия, они проводит определенные аналогии с уже известными им предметами. Так, услышав название цветок «гвоздика», ребенок предположил:

— Посадили гвозди и выросли гвоздики?

Названия растений соотносят с движениями, действиями, которые они должны совершать. Выяснив, что цветы называются колокольчики, ребенок интересуется:

— Ветер подует, и они зазвенят?

Услышав название куста «шиповник», один ребенок тут же поинтересовался:

— А почему он не шипит?

У другого ребенка название этого же растения вызывает иные ассоциации. Так два мальчика стоят перед кустом шиповника и спорят:

— Это роза!

— Нет, не роза!

— А что?

— Подшипник!

Слыша названия растений, дети приходят к выводу о принадлежности этих растений кому-либо, например, какому-либо животному. Так, во время прогулки в лесу, ребенку рассказали:

— Это заячья капуста, ее можно есть.

Ребенок, пожевав нежные, кислые листочки, окинул взглядом плантацию и деловито промолвил:

— Вкусная! Зайцы тут наквасят целую бочку.

Узнав название кустарника, один ребенок интересуется:

— Волчьи ягоды волк посадил?

Другой полагает, что название растения связано с его определенными свойствами. Например, ребенок рассказывает:

— Наша воспитательница сказала, что волчьи ягоды есть нельзя. А Дима ел!

— И что же он?

— Что, что… Пока не воет…

Название растений дети также соотносят с предполагаемым местом произрастания. Услышав в разговоре взрослых выражение «карликовые березы» девочка интересуется:

— А почему они у нас растут, а не у карликов?

Если в названии животных дети младшего дошкольного возраста больше стремятся подчеркнуть маленькие размеры животного, уточнить названия детенышей, то в мире растений они стремятся конкретизировать названия больших растений, крупных плодов. Так собирая урожай на грядке, девочка восторженно заявляет:

— А я нашла огур!

— Почему огур?

— Потому что огурчик – это маленький, а это большой, это – огур.

Во время прогулки на поле детям показывают, какие большие тыквы растут по обеим сторонам дороги. Один мальчик укоряет:

— Надо, говорить вежливо: не тыквы, а выквы.

Рассматривая растения, дети отмечают особенности их строения и характеризуют, используя названия частей тела человека. Например, рассматривая дерево, ребенок отмечает:

— У деревьев одна ножка и много рук.

Во время дождя ребенок замечает:

— Папа, мама, скорее, посмотрите – какие у деревьев шеи мокрые… .

Интерес к внутреннему строению растений у детей проявляется в большей степени к плодам. Так кушая сливы, ребенок с недоумением замечает:

— Одного не пойму: как это в сливы косточки запихивают?!

Другой ребенок, кушая яблоко, с уверенностью рассказывает о его строении:

— Я знаю: сверху у яблока кожура, а внутри лежит огрызок!

Наблюдая растения, дети четвертого года жизни отмечают и их наиболее яркие признаки внешнего вида. Например, впервые увидев вдалеке березу, ребенок заметил:

— А вон все дерево в газетах.

Рассматривая ягоды на кусте крыжовника, один мальчик увидел необыкновенно крупную ягоду и удивился:

— Какая ягода и небритая!

А другой поинтересовался:

— Почему крыжовник натыкался булавками?

Под влиянием взрослого дети младшего дошкольного возраста знакомятся с разнообразными свойствами растений. Но особого внимания детей заслуживают такие свойства, как:

  • запах растений

Один ребенок, нюхая букет цветов, отмечает:

— Цветы так вкусно пахнут – прямо как компот!

Другой ребенок, вдыхая аромат цветка, говорит:

— Как ново пахнет!

  • свойства жгучести, колючести.

Эти свойства для детей иногда являются важными для определения вида растения. Например, девочка интересуется:

— Это что, елка?

— Нет, сосна.

Подошла, потрогала:

— Нет, все-таки немножко елка.

Дети воспринимают эти свойства, как защитные свойства растений и их интересует, почему другие растения этими свойствами не обладают:

— Бабушка, почему чертополох колючий?

— Он не хочет, чтобы его коровы съели.

— А остальная трава хочет?

Выделяя свойства у растений, дети находят определенные сходства с предметным миром. Например, ребенок интересуется:

— Мама, а лук и мыло родственники!

— Почему?

— Они ведь оба глаза щиплют…

Или сходства с миром животных. Так мальчик интересуется:

— Дедушка, а крапива кусается?

— Еще как!

— А лаять она умеет?

Или по аналогии: животное заснуло-проснулось, ребенок интересуется:

— Цветочки завяли, а когда они отвянут?

  • свойства ядовитости.

Зная от взрослого, что от яда растений можно умереть, ребенок в своих размышления идет дальше:

— А если раздавить лопаткой ядовитую ягоду, лопатка умрет?

  • Выделяемые свойства растений дети используют для характеристики людей. Например, ребенок заявляет:

— Мальчики грубые, как солома, а девочки мягонькие, как трава.

Или:

— Мама, у тебя такие руки теплые – как травяная дорожка летом.

Дети в младшем дошкольном возрасте усваивают, что растения развиваются и изменяются, но для них наиболее яркими являются сезонные изменения. Дети хорошо усваивают, что осенью листья меняют окраску, опадают, а весной листья появляются:

  • мальчик несет опавший лист с комнатного растения:

— Смотрите, в большой комнате осень наступила!

  • весной девочка обращает внимание на деревья:

— Смотрите, как деревья листеют!

  • ребенок обобщает:

— Осенью листочки с деревьев улетают, а весной прилетают.

— Как хорошо кто-то придумал. Летом цветы цветут, а осенью – листья.

Из-за недостаточного объема представлений, дети четвертого года жизни, замечая изменения в растениях, могут неверно их трактовать:

  • мальчик увидел проросший картофель.

— Мама, смотри – макароны из картошки выросли!

  • Девочка показывает подружке колосок:

— Видишь, какие маленькие зернышки в нем появляются? Они растут, растут и становятся булками.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги большое внимание уделяют такому вопросу, как формирование представлений о том, что растения живые. В отличие от животных, растения не обладают такие яркими витальными признаками. И дети пытаются их уяснить, сравнивая потребности, проявления растений с человеком. Например,

  • Вечером гуляет с папой по парку, мальчик замечает:

— А почему деревья спят стоя?

  • Девочка просит:

— Мама, купи мне яблоко.

— Уже поздно, доченька, яблоки все спят.

— Это маленькие яблоки спят, а большие – еще нет.

  • Ребенок раскрашивает альбом. Мама спрашивает:

— А почему яблоко синее?

— А оно упало.

— Ну и что?

— И синяк получился.

  • Мальчик несет дыньку за хвостик и приговаривает:

— Потерпи немножко!

  • Вслушиваясь в шелест листьев на дереве, девочка поясняет:

— Это листочек-мама рассказывает листочку-ребенку сказку.

Но все же для детей главным проявление живого организма является движение, поэтому они интересуются, почему дерево нельзя переставить на другое место.

Дети обращают внимание на количество растений и пытаются одним словом назвать их совокупность. Например,

  • гуляя с мамой в парке, ребенок увидел полянку, где много одуванчиков:

— Ой, сколько цветов! Целая стая.

  • на прогулке дети вышли на лужайку, где много невысоких кустарников. Один из детей воскликнул:

— Ой, какая кустыня!

Отношение к растениям дети второй младшей группы могут высказывать:

  • в слове . Например, девочка заявила:

— Я очень люблю цветы, я настоящая любовница цветов.

  • через отношение к другим объектам природы. Например, мальчик в беседе с дедом:

— Дедушка, ты какое дерево больше всего любишь?

— Пальму.

— А я березку. Знаешь почему? На березе больше всего майских жуков и муравьев.

  • чаще всего через действия по отношению к растения. Например, дети, на прогулке в парке увидели желтую от одуванчиков полянку. Зная, что рвать растения нельзя, все дети метнулись срывать одуванчики. На возглас педагога, что нельзя рвать цветы, дети ответили:

— Но ведь они же без разрешения растут.

Для того чтобы у детей уже в младшем дошкольном возрасте складывались правильные представления о мире растений, необходимо использовать разнообразные формы и методы работы, наполняя их хоть и элементарной, но уже научной информацией.

Стреха Е. А.

vscolu.ru

Конспект открытого занятия детей среднего дошкольного возраста «Растение – живой организм. Посадка растений» - Экологическое воспитание - Дошкольное образование

Клименкова Марина Александровна

Воспитатель

МБДОУ №10

Конспект открытого занятия детей среднего дошкольного возраста

«Растение – живой организм. Посадка растений»

Программное содержание:

  1. Уточнить и закрепить представления детей о знакомых комнатных растениях.

  2. Уточнить и расширить представления детей об условиях, необходимых для роста растений: свет, воздух, тепло, вода.

  3. Формировать представление о растениях, как о живых организмах.

  4. Воспитывать желание заботиться о растениях.

  5. Дать понятие о новом способе выращивания растений – черенковании.

Учить детей правильным приёмам посадки черенка.

Материал: 4-5 комнатных растений, желательно по программе, фотографии, цветочные горшки, земля, керамзит, лопатки, лейки, фартуки, тазики с водой, тряпочки, полотенце, простыня и т.д.

Словарь: черенок, дренаж, керамзит, монстера.

Ход занятия: гости сидят в музыкальном зале. Дети под музыку заходят в зал, встают в центре зала.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам снова пришли гости. Недавно у нас были в гостях воспитатели нашего детского сада, а сегодня пришли воспитатели из других детских садов. Что мы должны сделать? Они пришли посмотреть, как мы умеем играть и дружно трудиться (дети садятся).

Воспитатель: Сегодня у нас будет много увлекательных игр и очень интересная и нужная работа с растениями. Но сначала нужно отгадать загадку:

Дышит, растет, а ходить не может (растение).

Воспитатель: Молодцы, это растение. Ребята, а кто к нам любит приходить в гости из леса, смотреть, как мы играем, трудимся? (Старичок-Лесовичок).

Раздается стук в дверь, появляется Старичок-Лесовичок.

Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Спешу к вам в гости. Ой, сколько у вас деревьев! Я только из леса пришел, и снова в лес попал!

Воспитатель: Дети, разве у нас лес? Скажите Старичоку-Лесовичоку что это? (комнатные растения).

Старичок-Лесовичок: Я живу в лесу, про деревья и кусты, про ягоды и грибы всё-всё знаю, а о комнатных растениях я не знаю ничего. Может быть вы мне расскажите, мне очень интересно. Я в лес вернусь, всё расскажу зайцам, белкам, Кикиморе и Водяному, а то им очень скучно…

Воспитатель: Старичок-Лесовичок, присаживайся, мы тебе расскажем, какие мы знаем комнатные растения.

Воспитатель: Ребята, какие комнатные растения живут в нашей группе? (дети перечисляют: традесканция, бегония и т.д.)

Воспитатель: Давайте, дети, мы сначала рассмотрим кливию. Какая она большая или маленькая? Кливия похожа на дерево или кустик?

Опишите листья у кливии (длинные, жесткие и расходятся веером, темно-зеленого цвета, похожи на ремни).

А какой листочек, если его погладить? (гладкий).

Воспитатель: А теперь рассмотрим монстеру.

Какая она большая или маленькая?

Монстера похожа на кустик или на дерево?

Опишите листья монстеры (круглые, большие, темно-зеленые, смотрят в разные стороны).

Воспитатель: А это что за растение? (дети рассматривают знакомое растение бальзамин).

Про это красиво цветущее растение ребята знают стихотворение Е.Благиной «Огонёк».

Старичок-Лесовичок: Какие умники, про растения стихи знают! Как интересно, оказывается в детском саду растут кустики и деревья, да все разные, красивые, даже в лесу таких нет.

Воспитатель: У нас в группе есть волшебное растение. Это растение лечит от насморка, ушибов. Вот это растение!

Старичок-Лесовичок: Я знаю, знаю это маленькая ёлочка. Вот у неё лапки, и колючки. Только я не знал, что ёлочка от насморка лечит.

Воспитатель: Ребята, это ёлочка? Как называется это растение? (алоэ, столетник).

Вот что я тебе скажу, Старичок-Лесовичок, таких растений в лесу нет. Сейчас тебе дети расскажут, почему такие растения не могут жить в лесу:

- комнатные растения любят тепло;

- зимой под снегом они замёрзнут;

- их нужно поливать;

- растения, которые живут в комнате, привезли из очень тёплых стран, где всегда жарко, где всегда лето, солнце (показ фотографий растений на юге).

Воспитатель: Ребята, чтобы наши гости хорошо запомнили, что необходимо комнатным растениям надо рассказать им наши правила. (дети встают в круг проговаривают слова стихотворения и имитируют движения по тексту).

Чтоб растение росло, и питалось, и цвело,

Его надо поливать, пыль с цветочков вытирать,

Рыхлить землю, удобрять и опрыскивать.

Надо помнить нам всегда: ему плохо в холода.

И во тьме не может жить, лучик света должен быть,

Много правил и забот знает мудрый цветовод!

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь наши гости знают все правила ухода за растениями.

Я приготовила для вас игру «Найди и покажи». Нужно выбрать на столе предметы, необходимые для ухода за растениями и перенести их на другой стол (лежат самые разнообразные предметы). Дети выбирают предметы и переносят на другой стол, участвует Старичок-Лесовичок, путает ребят, например, переносит большую корзину для грибов, игрушку.

Воспитатель: Дети, надо проверить, правильно ли мы всё выбрали. Что лишнее? (дети показывают ошибку Старичока-Лесовичока).

Воспитатель: А у меня для вас ещё одна игра. Называется «Чего не стало?»

Мы попросим гостей нам помочь (на столе стоят 4-5 разных растений, гости закрывают растения простынёй, воспитатель одно из растений убирает, дети угадывают – какого нет).

Воспитатель: Вы меня очень радуете.

Старичок-Лесовичок: Как бережно вы обращаетесь с растениями, даже горшочки переставляете осторожно. Но ведь растения неживые, им ничего не будет. Вот если я воробья дерну за хвостик, ему будет больно, он живой – летает, ест, пьёт. А растение не ходит, не летает, не ест, не видит, не слышит, оно наверно не живое…

Воспитатель: - Ребята, растения живые или неживые?

- Чтобы жить все существа что делают? – пьют, едят, дышат, им нужен свет, тепло.

- Если растения живые, чем тони пьют? – корнями.

- Что растения пьют и едят? – воду.

- Чем растении дышат? – листьями.

- Может ли растение заболеть? От чего растение может заболеть? – если нет воды, света, если холодно…

- Слышит ли растение? – растения растут лучше под красивую музыку…

Воспитатель: Старичок-Лесовичок, мы хотим тебе подарить комнатное растение, чтобы зимой в твоей избушке было красиво, ты будешь учиться ухаживать не только за растениями в лесу, но и за комнатными растениями. Но сначала мы тебе покажем, как мы будем сажать комнатные растения.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем сажать черенки растений в подарок Старичоку-Лесовичоку. Оденьте фартуки. Подойдите к столу (далее всё, что делает воспитатель проговаривает с детьми).

Что это в горшке? – дырка, отверстие.

Для чего это отверстие? – чтобы уходила лишняя вода.

Я насыпаю в горшок керамзит, дренаж. Для чего? – чтобы лучше уходила лишняя вода. Никита ,насыпь лопаткой в горшок немного земли, я аккуратно умну – это «подушка» для черенка.

Надо землю немного полить, чтобы земля пропиталась водой.

Я беру черенок, держу его аккуратно.

Черенок какого растения я взяла? – клёна.

Что есть у моего черенка? – корни.

Для чего нужны корни? – чтобы пить.

Черенок сажаю в горшок до первого листа…

Ребята, а можно сажать черенки без корней? – нет, они плохо приживаются.

Насыпайте землю осторожно, уплотняйте…

Для чего нужна земля? – чтобы росли корни, чтобы растение брало пищу из земли, чтобы растение не падало.

Что ещё нужно сделать, чтобы растение росло? – полить.

Обтираем горшок салфеткой и ставим на окошко. Пусть немного отдохнет и расти скорей начнет. А Старичок-Лесовичок его с собою заберет…

Старичок-Лесовичок: Спасибо вам, ребята. Я очень рад подарку. Вы многому меня сегодня научили. Ноя тоже не с пустыми руками пришёл, я вам подарочек лесной принёс – орешки лесные, полезные, вкусные.

Ребята прощаются со Старичоком-Лесовичоком и гостями. В заключение дружно рассказывают стихотворение:

Мы трудиться не боимся

Нам трудится нравиться

Кончил дело, гуляй смело.

Это нам и нравится!

Использованная литература:

- С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»;

- О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»;

- Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова «Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации»;

- Р. С. Буре «Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания»;

- Т.А.Маркова «Воспитание трудолюбия у дошкольников»;

- Г.Н.Година «Нравственное воспитание детей в совместной трудовой деятельности».

pedsovet.su

Тема 1. Особенности содержания знаний детей о растениях

Поиск Лекций

Контрольные работы по курсу «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста».

Пояснительная записка

Содержание контрольных работ по дисциплине «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста» отражают вопросы, которым не уделяется пристальное внимание в ходе аудиторных занятий, а потому студенты заочного отделения изучают их самостоятельно. Значимость указанных тем обусловили необходимость их рассмотрения в рамках контрольной работы. Структура написания контрольных работ предполагает рассмотрение теоретических и методических положений обозначенной проблемы, а также самостоятельное применение студентами методик выявления особенностей тех или иных экологических знаний у детей дошкольного возраста. Студентам предоставляется возможность выбора не только темы исследования, но и возрастного периода дошкольного детства.

Структура контрольной работы должна включать следующие компоненты: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Теоретическая часть работы должна содержать сноски или ссылки на литературные источники. Каждая глава должна заканчиваться краткими выводами. Помимо основной литературы, приведенной в каждой теме, желательно использовать дополнительные, самостоятельно обнаруженные студентом, источники.

В разработке первых четырех контрольных работ использовались рекомендации из пособия «Методические указания к самостоятельной работе студентов ОЗО» под ред. Н.Н. Кондратьевой и П.Г. Саморуковой. – С.Пб., 1996.- 40 с. Данные темы дополнены в соответствии с требованиями ГОСт 2005 г.

Тема 1. Особенности содержания знаний детей о растениях

Примерный план контрольной работы:

Введение

I. Психолого - педагогические основы формирования систем знаний экологического содержания о растениях

1. 1 Понятие «система знаний».

1.2 Роль систематизированных и системных знаний в умственном развитии детей и в формировании их отношения к окружающему.

1.3 Методы и приемы формирования системных знаний о растениях у дошкольников.

II. Особенности знаний экологического характера о растениях у дошкольников

2.1 Цель, задачи и методика выявления знаний о растениях у дошкольников.

2.2. Уровень знаний о растениях у детей.

2.3 Методические рекомендации по совершенствованию знаний о растениях для детей (возраст по выбору студента).

Заключение.

Литература:

1. Зебзеева В.В. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 173 - 187.

2. Кондратьева Н.Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. - Л., 1987.

3. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для пед.уч. по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева / Под ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: Акцидент, 1998. – 319 с.

4. «МЫ». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: Детство-пресс, 2002.

5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников: Учебн. пособие для студентов средних и высших пед. учебн. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 336 с.

6. Николаева С. Н, Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.

7. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа», М.: «Карапуз-Дидактика» 2005.

8. Саморукова П.Г. Систематизазия знаний детей о природе // Дошкольное воспитание.-1973. - № 4.- с.76.

9. Хайдурова И.А. Формирование начальной системы знаний о растениях у детей 5 лет //Умственное воспитание детей в детском саду.- Л.,1987.

10. Хайдурова И.А. Программа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с зависимостями в растительном мире //Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста.- Иркутск, 1977.

Методические указания:

Изучая психолого-педагогическую литературу, следует раскрыть основные понятия по теме: объектные, систематизированные, системные знания. Кроме того, с современных позиций обосновать значимость приобретения дошкольниками знаний экологического характера. Далее раскрыть важность системных знаний о растениях в умственном развитии ребенка и их влияние на правильное отношение к миру природы. В следующем параграфе описать методы и приемы формирования системных знаний о растениях.

Для выявления содержания и уровня знаний детей следует провести констатирующий эксперимент (для эксперимента взять 8-10 детей). Задания, цель и диагностические материалы представлены в таблице 1. Для данной темы следует выбрать задания, направленные на выявление знаний о растениях. По мере исследования следует вести протокол на каждого ребенка (таблица 2.). При анализе полученных данных в результате эксперимента необходимо отметить: наличие конкретных и обобщенных представлений у детей, элементарных понятий, знаний о связях и отношениях, соответствие выявленных знаний требованиям той «Программы воспитания и обучения в детском саду», по которой работает дошкольное учреждение. Кроме того, необходимо подробно описать полученные уровни знаний о растениях у дошкольников.

На основе изученной литературы и выявленных знаний составить методические рекомендации для воспитателей для повышения уровня знаний детей о растениях для возрастной группы, где обследовались знания детей.

Практическое задание. Схема изучения знаний детей о растениях и животных. Методика обследования (автор – Н.Н. Кондратьева) представлена в следующем издании: Экологическое образование дошкольников в Ломоносове / Авт.: В.В. Смирнова, Н.О. Никонова, Г.М. Парфенова. – СПб., 1998. Ч. I. – 92 с.

Таблица 1.

Диагностика экологических знаний детей о животных и растениях

 

Задания детям Цель Диагностические материалы
1. Выбери среди картинок живое. Объясни, как ты узнал, что это живое. Выявить умение детей видеть живое. Определить, на какие признаки дети при этом опираются. Картинки с изображением неживых объектов, животных, растений с признаками живого.
2. Выбери среди картинок животных/растения. Как ты узнал, что это животные/растения? Определить, на какие признаки опираются дети при узнавании животных/растений. Относят ли к животным рыб, птиц, насекомых или только млекопитающих.   --//--
1. Разложи картинки по группам: звери, рыбы, птицы, насекомые. Как ты отличил их друг от друга? Разложи картинки по группам: деревья, кустарники, травы, цветы. Как ты отличил их друг от друга? Выявить знание детьми классов животных. Какие признаки являются значимыми для отнесения животного к классу. Выявить, владеют ли дети элементарной систематикой растений. Определить признаки классификации растений. Картинки с изображением животных разных классов, по несколько картинок каждого класса с учетом возраста (мл.-по1; ср.-по 2; ст.-3-4. Растения – деревья, кустарники, травы, цветы (количество с учетом возраста).
4.Расскажи, какие органы есть у животного/ растения (называется конкретное животное/рас- тение). Для чего нужен каждый орган (орган называется конкретно). Что будет с животным/ растением, если орган будет поврежден. Выявить знание о внешнем строении животных/растений, а также понимание детьми значения каждого органа и его функции для жизни живого существа как целостного организма. Несколько картинок с изображением одного и того же животного/ растения, на каждом из которых художник «забыл» изобразить какой-либо орган.
5. Расскажи, что нужно для жизни животного/ растения. Выявить знания о потребностях животных/ растений как живых организмах. Картинки, обозначающие жизненные потребности живого (пища, тепло, и др.предметы, не являющие таковыми – луна, машина).
6. Расскажи (разложи на панно), где живут животные разных классов. Посади растения в их среду обитания – лес, луг, цветник, комната. Выявить знания детей о средах обитания животных разных классов. Выявить знания детей о среде обитания растений. Панно с изображением разных сред обитания животных/растений. Можно использовать д/игру «Зоологическое лото».
7. Расскажи, как звери приспособились к жизни на суше, в воде. Могут ли рыбы жить на суше (звери в воде)? Выявить знания о приспособленности животных к средам обитания. Определить понимание детьми экологической связи приспособления к среде.   --//--
8. Расскажи, какими растения бывают осенью (зимой, весной, летом). Почему растения изменяются по сезонам?     Расскажи, как разные животные приспосо-бились к зиме. Как зимует медведь, еж? Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются? Почему исчезают насекомые? Где они зимуют? Выявить знания о приспособлении растений к сезонным изменениям среды. Определить понимание детьми того, что сезонное состояние растений зависит от удовлетворения их потребностей (в почвенном питании, тепле, свете и т.д.) Выявить знания о сезонных приспособ- лениях животных. Определить понимание зависимости сезонного изменения образа жизни животных от удовлетворения их жизненных потребностей в пище, тепле. Пейзажные картинки с изображением природы в разные времена года.     Картинки с изображением животных в разные сезоны.
9.Расскажи, как рос горох (огурцы). Разложи картинки в той последовательности, как росло растение (мл./гр.-3 стадии, ср./гр.-4-5 стадий, ст.,подг./гр.-все стадии). Расскажи как рос цыпленок (котенок). Разложи картинки в определенной последовательности. Выявить знания о росте и развитии растений/ животных, понимании последовательности стадий развития.   Картинки с изображением стадий роста растений/ животных. Горох: 1-горошина. 2- проросток. 3 – росток с несколькими листьями. 4 – цветущее растение. 5 – растение со стручком. 6 – растение со стручком, который слегка раскрыт и из него начинают выпадать горошины. 7 – снова горошина. Цыпленок: 1 – яйцо. 2 – цыпленок проклюнулся из яйца. 3 – цыпленок пуховичок. 4 – цыпленок – подросток. 5 – взрослая курица. 6 – опять яйцо.

 

 

Таблица 2.

Форма протокола

 

Вопросы к детям Ответы детей Особенности проявлений и действий ребенка
     

 

Критерии оценки знаний о природе детей дошкольного возраста:

1. Полнота (или объем знаний) – многообразие объектов и сторон познаваемого объекта.

2. Существенность знаний - выделение существенного в объекте.

3. Обобщенность знаний – выявление сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса (отражается в обобщенных представлениях, элементарных понятиях).

4. Системность знаний – познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

Описание уровней знаний детей о природе.

Низкий уровень – Неустойчивые, поверхностные, часто неадекватны представления о природных объектах и их существенных свойствах. Живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения, непостоянные представления о некоторых особенностях живого. Относят к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не всегда выделяют группы предложенных растений и животных, не могут аргументировать свой выбор. Не знают внешнее строение растений (животных) и их функции. Не могут выделить стадии роста и развития живых организмов.

Средний уровень: Дети различают объекты природы. У них сложились некоторые представления о живом, знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому преимущественно животных и растений. Называют разные признаки живого (у человека, животных - в основном движение, питание, у растений - рост). Дети недостаточно овладели общими понятиями и связями. В основном правильно называют и выделяют группы предложенных растений и животных, иногда затрудняются аргументировать свой выбор. Называют внешнее строение растений (животных) и частично их функции. В основном правильно выделяют стадии роста и развития живых организмов.

Высокий уровень: Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы. Правильно относят животных и растения к живому, знания о живом носят обобщенный характер: характеризуют всю группу живого в целом. Умеет доказать принадлежность к живому людей, животных, растений (как отдельных объектов, так и группы в целом). Дети называют всю совокупность существенных признаков живого: двигаются, дышат, питаются, растут, рождают себе подобных. Дети называют все органы растения (животного) и их функции, условия необходимые для роста. Верно распределяют по группам предложенные растения и животных. Правильно выделяют стадии роста и развития живого организма. Знания их характеризуются основами системности.

 

Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru