Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Блог учителя биологии и химии Полежаевой Елены Феофиловны. Покрытосеменные растения размножение


Размножение покрытосеменных растений

Процесс полового размножения цветковых растений включает несколько этапов: цветение, опыление, оплодотворение, созревание и распространение семян.

Цветение - процесс, начинающийся с открытия бутонов, с последующим раскрытием пыльников, освобождением пыльцы, функционированием пестиков и увяданием цветка. Продолжительность цветения у разных видов варьирует от нескольких часов до нескольких недель.

 

Опыление - процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Различают два вида опыления: 1) самоопыление - перенос пыльцы с тычинок на пестики одной и той же цветка 2) перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок одного цветка на пестики другой.

 

Распространенный способ опыления - с помощью насекомых. Насекомые-опылители посещают цветки, чтобы использовать в пищу нектар и (или) пыльцу.

 

Цветки ветроопыляемых растений мелкие, лишенные яркой окраски и запаха, пыльца очень мелкий, легкий, образуется в огромных количествах.

 

Опылению предшествует процесс созревания пыльцы и пестиков. Эволюция растений шла по пути усложнения и совершенствования дипломы идного спорофита и редукции гаплоидного гаметофита. У покрытосеменных растений различия между гаметофитом и спорофитом достигли наивысшей степени.

 

Тычинка представляет собой эволюционирующий спорофил, ПИЛЯК - верхнюю часть микроспорофила с возросшими микроспорангиями. Внутри пыльника в результате мейотического деления образуются микроспоры, покрытые оболочкой. Затем микроспора прорастает под оболочкой. В результате одного деления образуются две клетки: маленькая - генеративные и большая - вегетативная. Это и есть мужской гаметофит. Оболочка микроспоры становится оболочкой гаметофита - пыльцевого зерна. Размеры пыльцевых зерен и форма оболочки могут значительно варьировать.

 

Пестик образуется в результате срастания краев одного или нескольких плодолистиков. Плодолистики образовались в процессе эволюции с мегаспорофилив. Внутри завязи содержится один или несколько семенных зачатков. Семенной зачаток состоит из ядра и покровов. Ядро семенного зачатка образовалось в ходе эволюции с мегаспорангия. В покровах семенного

 

зачатка является узкий проход - микропиле (через него в семенной зачаток проникает пыльцевая трубка). В семенном зачатке образуются мегаспоры - как правило, четыре, реже две или одна. Затем одна мегаспора начинает делиться, образуя зародышевый мешок, а другие рассасываются. В результате разделения мегаспора вытягивается, у ее полюсов образуется по четыре ядра. Далее от полюсов отделяется по одному ядру, которые направляются в центр зародышевого мешка и сливаются, образуя центральное ядро. Поскольку мегаспора сформировалась в результате мейотического деления, то образованные в ней ядра имеют гаплоидный набор хромосом. Центральное ядро имеет диплоидный набор хромосом, поскольку образуется в результате слияния двух гаплоидных ядер. Из ядер, оставшиеся у полюсов зародышевого мешка, образуются клетки. С клеток, расположенных у полюса, обращенного к микропиле, развиваются яйцеклетка и клетки-спутницы (синергиды). На противоположном конце образуются три клетки - антиподы.

worldofscience.ru

6. Половое размножение цветковых растений. Опыление

Половое размножение покрытосеменных растений связано с цветком. Его важнейшие части — тычинки и пестики. В них происходят сложные процессы полового размножения — опыление и оплодотворение.

Опыление — процесс, во время которого пыльца с пыльников тычинок растения переносится на рыльце пестика.

Существует два способа опыления:

  

1. при самоопылении пыльца с тычинок цветка попадает на рыльце пестика того же самого цветка.

Так опыляются овёс, пшеница, ячмень, фасоль, горох, хлопчатник.

Самоопыление чаще всего совершается до распускания цветка (в бутоне). Имеются растения, у которых цветы вообще не распускаются.

 

2. При перекрёстном опылении пыльца с тычинок одного цветка переносится на рыльце пестика другого цветка.

Перекрёстное опыление может происходить между различными цветками одного растения или разных растений. 

Перекрёстное опыление совершается при помощи ветра, насекомых, воды, птиц.

Опыление при помощи ветра. Признаки ветроопыляемых растений

Ветром опыляются тополь, ольха, дуб, берёза, орешник, рожь, кукуруза и другие растения.

Ветроопыляемые растения чаще растут большими скоплениями, например, заросли орешника, берёзовые рощи, дубравы.

Большинство деревьев, цветки которых опыляет ветер, цветёт весной, до распускания листьев.

У растений, цветочную пыльцу которых переносит ветер, цветки мелкие, в основном без околоцветника, часто собранные в соцветия. У таких цветков обычно пыльники на длинных свисающих нитях, очень мелкая, лёгкая, сухая пыльца. Пыльцы образуется очень много, но большая её часть на рыльца пестиков не попадает. На рисунке изображено, как мужские цветы, собранные в серёжковидные соцветия, раскачиваются на ветру и рассеивают пыльцу.

 

Опыление при помощи насекомых. Признаки насекомоопыляемых растений

Опыление при помощи насекомых является наиболее распространённым в природе способом опыления. Насекомые, питаясь выделяемым растениями нектаром и пыльцой, облетают много растений, чтобы обеспечить себя пищей, одновременно перенося на своём теле пыльцу от одного цветка к другому.

Чтобы привлечь насекомых, у растений образовались особые приспособления: крупные одиночные цветки или мелкие цветки, собранные в соцветия, яркая окраска лепестков или листочков простого околоцветника, наличие нектара и аромата.

 

Крупная, липкая, шероховатая пыльца цветков таких растений хорошо прилипает к мохнатому телу насекомого.

 

Во время цветения в сады привозят ульи с пчёлами. Пчёлы в поисках корма опыляют цветки плодовых деревьев, и урожай плодов повышается.

Тропические растения могут опыляться при помощи птиц.

 

 

Пыльца водных растений может переноситься водой.

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

www.yaklass.ru

Блог учителя биологии и химии Полежаевой Елены Феофиловны: Размножение Покрытосеменных (Цветковых) растений

Цветок – орган ……..размножения, то есть генеративный орган.

Пестик цветка –………..орган размножения.  Он состоит из:

·        рыльца; ·        …………. ;   

·        завязи.

·        ………… цветка  –  мужской орган размножения.Он состоит из:

  • тычиночной ………  ;                                                                
  • пыльцевого ……. (пыльника).
Обоеполыми называются цветки, содержащие одновременно и…., и….. Примеры: яблоня, черемуха, капуста, вишня, тюльпан. ……….. называются цветки, содержащие либо только пестики, либо только тычинки.  Примеры: огурец, тополь, облепиха, ольха Двудомные растения,  у которых мужские (тычиночные) и женские (пестичные) цветки находятся не на………., а на…………. Примеры: тополь, ива, осина, конопля, крапива и др.  …… растения, имеющие однополые цветки, при этом мужские и женские цветки располагаются на одном растении. –Цветки редко располагаются поодиночке, чаще всего собраны в группы(клевер, астра, кукуруза, груша).Такую группу называют……..; В цикле развития чередование поколений: бесполого и полового. –Само цветковое растение, которое мы встречаем в природе – спорофит……….поколение, состоящее из вегетативных органов – бесполого(вегетативного) размножения– …., …..и……... –Мужской ………..формируется в пыльнике (пыльцевом мешке).  В результате мейоза получаются микроспоры с половинным (гаплоидным) набором хромосом(n). Микроспора делится ……..и получается мужской гаметофит: две клетки – ……….(в.) и ………(г.). –Вегетативная клетка, на рыльце пестика, прорастёт в …………трубку, –…………клетка даст два спермия. Это и есть зрелый мужской гаметофит. –……… гаметофит формируется в зародышевом мешке завязи пестика. В результате …….получаются мегаспоры с половинным (………) набором хромосом(n).

–…….. делится митозом и получается 6-ядерный женский гаметофит: яйцеклетка (n), две клетки –……….. и три клетки – ………..

–Зародышевый мешок с этими клетками – зрелый женский гаметофит. –Центральная клетка тоже в завязи, но она………, содержит как неполовая клетка …….. набор хромосом.                   Двойное оплодотворение по Навашину. Насекомое, осыпанное пыльцой, прилетает на другой цветок. Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика. Так происходит……….   Вегетативная клетка,  находясь на рыльце пестика, ………внутри столбика, образуя пыльцевую……….   ……..клетка состоит из двух гамет – спермиев. Оба проникают по пыльцевой трубке внутрь завязи. В завязи, через пыльцевход, спермии проникают в………….. Происходит слияние:  1оплодотворение: один спермий сливается с……., образуется зигота –первая клетка зародыша……..(n +  n = 2n - диплоидный набор хромосом) 2 оплодотворение:  второй спермий сливается с ……..клеткой, получается питательное вещество для зародыша –….(2n +  n = 3n –…..набор хромосом) Поэтому называется Двойное оплодотворение. Образуется семя из семяпочки, в котором и находился женский гаметофит –клетка зародышевый мешок:     Семя=…….. + ……..(еда зародыша) + две ………. Завязь разрастается, превращается в………, семя оказывается …….плода. Поэтому Цветковые растения называются………... Плод-орган Цветковых растений служит для……, ……семян. То есть служит для размножения Цветковых растений.

polseal.blogspot.com

Размножения покрытосеменных растений

Процесс полового размножения цветковых растений включает несколько этапов: цветение, опыление, оплодотворение, созревание и распространение семян.

 

 

Цветение - процесс, начинающийся с открытия бутонов, с последующим раскрытием пыльников, освобождением пыльцы, функционированием пестиков и увяданием цветка.

 

Опыление - процесс переноса пыльцы

с тычинок на рыльце пестика. Различают два вида опыления: 1) самоопыление - перенос пыльцы с тычинок на пестики одной и той же цветка 2) перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок одного цветка на пестики другой.

 

Распространенный способ опыления - с помощью насекомых. Насекомые-опылители посещают цветки, чтобы использовать в пищу нектар и (или) пыльцу.

 

Цветки ветроопыляемых растений мелкие, лишенные яркой окраски и запаха, пыльца очень мелкий, легкий, образуется в огромных количествах.

 

Опылению предшествует процесс созревания пыльцы и пестиков. Эволюция растений шла по пути усложнения и совершенствования диплоидного спорофита и редукции гаплоидного гаметофита. У покрытосеменных растений различия между гаметофитом и спорофитом достигли наивысшей степени.

 

Тычинка представляет собой эволюционирующий спорофил, ПИЛЯК - верхнюю часть микроспорофила с возросшими микроспорангиями. Внутри пыльника в результате мейотического деления образуются микроспоры, покрытые оболочкой. Затем микроспора прорастает под оболочкой. В результате одного деления образуются две клетки: маленькая - генеративные и большая - вегетативная. Это и есть мужской гаметофит. Оболочка микроспоры становится оболочкой гаметофита - пыльцевого зерна. Размеры пыльцевых зерен и форма оболочки могут значительно варьировать. : С Пестик образуется в результате срастания краев и одного или нескольких плодолистиков. Плодолистики образовавшихся в процессе эволюции с мегаспорофилив. Внутри завязи содержится один или несколько семенных зачатков. Семенной зачаток состоит из ядра и покровов. Ядро семенного зачатка образовалось в ходе эволюции с мегаспорангия. В покровах семязачатка есть узкий проход - микропиле (через него в семенной зачаток проникает пыльцевая трубка). В семенном зачатке образуются мегаспоры - как правило, четыре, реже две или одна. Затем одна мегаспора начинает делиться, образуя зародышевый мешок, а другие рассасываются. В результате разделения мегаспора вытягивается, у ее полюсов образуется по четыре ядра. Далее от полюсов отводится по одному ядру, которые направляются в центр зародышевого мешка и сливаются, образуя центральное ядро. Поскольку мегаспора сформировалась в результате мейотического деления, то образованные в ней ядра имеют гаплоидный набор хромосом. Центральное ядро имеет диплоидный набор хромосом, поскольку образуется в результате слияния двух гаплоидных ядер. Из ядер, оставшиеся у полюсов зародышевого мешка, образуются клетки. С клеток, расположенных у полюса, обращенного к микропиле, развиваются яйцеклетка и клетки-спутницы (синергиды). На противоположном конце образуются три клетки - антиподы.

worldofscience.ru

Половое размножение покрытосеменных растений

У цветковых растений органом семенного размножения является цветок. Вспомним его строение.

Пестик является женской частью цветка. Тычинка является мужской частью цветка. В пыльниках тычинки образуются пыльцевые зёр­на, или пыльца.

Одновременно с образованием пыльцы в семязачатке пестика формируется зародышевый мешок. Каждый семязачаток одет покровом. На вершине семязачатка есть узкий канал — пыльцевход. Он ведёт к ткани, занимающей центральную часть семязачатка. В этой ткани в результате деления клеток образуется зародышевый мешок, состоящий из восьми клеток: по три клетки на полюсах, и две клетки в центре, сливаясь, образуют центральную клетку. На одном из полюсов находится крупная яйцеклетка.

Для дальнейшего развития  пыльца  должна попасть на рыльце пестика. Итак, опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Если пыльца попадает с  тычинки на рыльце пестика в пределах одного цветка, то  такой процесс называется самоопылением. Так опыля­ются пшеница, рис,  горох, фасоль.  При самоопылении сливаются половые клетки, образовавшиеся на одном растении и, следовательно, имеющие одинаковые наследствен­ные признаки. Вот почему потомст­во, образовавшееся в результате процесса самоопыления, очень похо­же на родительское растение.

А если пыльца цветка одного растения переносится на рыльце пестика цветка другой особи, то происходит перекрёстное опыление. При перекрёстном опылении происходит перераспределение наследственных признаков отцовского и материн­ского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родите­лей.

Разберёмся, как пыльца может попасть с тычинки на пестик. Чаще опыление происходит с помощью ветра или участием животных (насекомых, птиц и даже летучих мышей), а также с помощью воды и человека.

У водных растений перенос пыльцы осуществляет вода. У некоторых водных растений (элодея, валлиснерия) пыльца переносится водой. У таких растений оболочка пыльцы содержит много жирных веществ, благодаря которым пыльца плавает, не смачивается водой, не разбухает и не лопается.

Растения, которые опыляются с помощью насекомых, называются насекомоопыляемыми. Опылителями являются пчёлы, шмели, бабочки, жуки. Насекомые-опылители посещают цветки ради сбора пыльцы и нектара, которые служат для них пищей. У насекомоопыляемых растений выработался ряд приспособлений для привлечения опылителей. Многие растения имеют ярко окрашенные цветки, которые хорошо заметны на фоне зелёной листвы. Многие цветки выделяют сахаристую жидкость — нектар. У душистого табака, маттиолы цветки раскрываются в ночное время и издают приятный аромат, который привлекает ночных бабочек. Цветки рябины, наоборот, имеют неприятный запах, но он привлекает мух, которые их и опыляют. Для многих жуков пищей является пыльца, ради сбора которой они и посещают цветки. Перемазавшись в пыльце, они перелетают с одного растения на другое и переносят прилипшие к телу пы­линки на рыльца пестиков соседних цветков.

Растения, у которых опыление происходит с помощью ветра, называются ветроопыляемыми. Они имеют мелкие невзрачные цветки, лишённые нектарников и в большинстве случаев, не имеющих запаха, свисающие пыльники на длинных тычиночных нитях, длинные пестики с широкими рыльцами для улавливания большого количества пыльцы. Пыльца лёгкая и образуется в большом количестве.  Многие ветроопыляемые растения (орешник, ольха, берёза) растут большими скоплениями и цветут рано весной, когда на деревьях еще нет листьев, которые могли бы помешать распространению пыльцы.

Человек иногда сознатель­но переносит пыльцу с тычинок одного растения на рыльца пестиков другого растения. Та­кое опыление называют искусственным. Его осуще­ствляют с целью выведения новых сортов и повышения урожайности некоторых растений. Переносят пыльцу чистой сухой кисточкой.

Пыль­ца попадает на рыльце пестика и прикрепляет­ся к нему благодаря особенностям строения оболочки, а также липким сахаристым выделениям рыльца, к ко­торым пыльца прилипает. Пыльца одета двумя оболочками – тонкой, внутренней, и прочной, наружной. В наружной оболочке есть более тонкие участки – поры. Наружная оболочка, как правило, неровная, с шипиками, бородавочками. Каждое пыльцевое зерно покрытосеменных растений состоит из двух клеток: вегетативной и генеративной.

Процесс оплодотворения — очень важный биологический процесс. Под оплодотворением понимают слияние двух половых клеток — гамет. При половом размножении происходит слияние двух гамет и образуется особая клетка – зигота. Из которой в дальнейшем образуется новый организм. Запишем формулу полового размножения: гамета + гамета = зигота.

При попадании на рыльце пестика пыльцевое зерно  прорастает и  превращается в длинную, очень тонкую пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка образуется в результате деления вегетативной клетки. Генеративная клетка пыльцевого зерна перемещается в пыльцевую трубку, делится и образует два спермия. Когда пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с яйцеклеткой. Происходит оплодо­творение, и образуется зигота.

Второй спермий сливается с централь­ной клеткой и образуется эндосперм, в котором накапливаются запасы питатель­ных веществ. Они необходимы для питания и развития зародыша.

Таким образом, у цвет­ковых растений при оплодотворении происходит два слияния: первый спермий сливается с яйцеклеткой, в результате чего образуется зигота, а вто­рой спермий сливается с крупной центральной клеткой, и в результате образуется эндосперм. Этот процесс от­крыл в 1898 г. русский ботаник, академик Сергей  Гаврилович Навашин и назвал его двойным оплодотворением. Двойное оп­лодотворение характерно только для цветковых расте­ний.

Разберёмся, что же происходит с цветком после двойного оплодотворения. Сначала начинает образовываться эндосперм и в его клетках постепенно накапливаются запасные питательные вещества. После этого начинает делиться зигота. Из зиготы образуется зародыш — зачаток нового организма. Для своего развития он использует питательные вещества, накапливающиеся в клетках эндосперма.

После оплодотворения весь семязачаток разрастается и превращается в семя.

Параллельно с развитием семени завязь преобразуется в зрелый плод.

Стенки завязи образуют стенку плода — околоплодник. Околоплодник защищает семена от неблаго­приятных воздействий.

Если в образовании плода принимают участие только стенки завязи, то такой плод называется истинным (горох, томат). В образовании плода могут участвовать разросшиеся цветоложе, основания тычинок и лепестков. Такие плоды называются ложными (шиповник, яблоко).

Внутри плода развиваются семена. Таким образом, плод состоит из околоплодника и семян.

 

videouroki.net

Оплодотворение у покрытосеменных растений. 6-й класс

Разделы: Биология

Задачи:

  1. Показать, что покрытосеменные проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего.
  2. Сформулировать представление о половом размножении у покрытосеменных; совершенствовать умения узнавать органы цветкового растения.
  3. Продолжить формирование знаний о приспособленности растений к окружающей среде.

Оборудование: модели цветка, таблицы, флаш анимации, живые экземпляры, гербарии.

Ключевые понятия: Цветок. Пестик. Рыльце. Тычинки. Пыльца. Чашечка. Цветоложе. Семяпочка-завязь. Андроцей. Гинецей. Двойное оплодотворение.

Структура урока

1. Актуализация знаний.

Ответьте на вопросы:

  • Что вы понимаете под вегетативным размножением, приведите примеры с объяснениями этих видов размножения.
  • Какие преимущества и недостатки вегетативного размножения, т.е. его биологическое значение.
  • Работа на компьютере: расположите иллюстративные примеры вегетативного размножения под их названием.
  • Работа с дидак4тическими карточками по теме.

2. План изучения нового материала:

  • Особенности строения цветка покрытосеменных растений.

 

  • Многообразие цветков и пыльцевых зерен, как возможность эволюционного совершенства.

Многообразие форм, размеров, окраска и объединение одиночных цветков и является эволюционным приспособлением к продолжению жизни на Земле.

Пыльцевые зерна разных растений. Как видно из рисунка они также разные по форме, величине.

  • Растения однодомные и двудомные. Цветки обоеполые и разнополые. 

А) на одном растении пестичные и тычиночные цветки, такое растение называется однодомным.

Б) если на одном растении цветки только с тычинками, а на другом растении только с пестиками то они называются двудомными.

В) если в одном цветке располагаются пестики и тычинки, то цветок обоеполый.

Г) если в одном цветке только тычинки, называются тычиночные, а в другом только пестики, называются тычиночными или, они называются однополыми.

  • Виды опыления цветков. Признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Искусственное опыление.

  

  

Опыление с помощью ветра отражено на первом рисунке. С помощью насекомых или птиц на втором рисунке. Все они говорят о перекрестном опылении. Есть еще самоопыление. А искусственное опыление совершается с помощью человека.

Признаки насекомоопыляемых растений:

  • крупные размеры цветка или соцветия;
  • аромат;
  • нектар;
  • яркая окраска

Признаки ветроопыляемых растений:

  • мелкие размеры цветков;
  • много мелкой, сухой пыльцы;
  • ранее цветение;
  • скопление растений.
  • Двойное оплодотворение цветковых растений. Жизненный цикл цветкового растения.

Оплодотворение - это слияние гамет двух родительских организмов и образование зиготы. В растительном организме мужские гаметы образуются в андроцее, а женские гаметы образуются в гинецее.

В андроцее образуются гаплоидные микроспоры – пыльцевые зерна. Гаплоидное ядро пыльцевого зерна делится на два ядра: вегетативное и генеративное. Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика и образует пыльцевую трубку. Которая прорастает по направлению к завязи. В завязи находится зародышевый мешок с несколькими гаплоидными клетками, одна из которых - яйцеклетка. В пыльцевой трубке ядро делится еще раз, образуя два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой, в результате образуется диплоидная зигота. Из которой разовьется семя. Другой спермий сливается с двумя ядрами центральной клетки. В результате возникает триплоидный эндосперм или это запас питательных веществ для развития будущего зародыша семенили плода. Такой процесс оплодотворения получил название двойного оплодотворения. Открыл его русский ботаник С.Г.Навашин.

  • Биологическое значение оплодотворения и полового размножения у покрытосеменных   растений.
  1. Участвует две родительских особи.
  2. образуется новое растение более жизнеспособное.
  3. Происходит комбинация наследственной информации.
  4. В результате колоссальное увеличение наследственного разнообразия растений.

3. Закрепление изученного.

  1. Ответьте на вопросы задаваемые учителем по изученной теме.
  2. Решите кроссворд. Кроссворд «Половое размножение растений»

  1. Процесс слияние сперматозоида с яйцеклеткой.
  2. Многоклеточная нитчатая водоросль, встречающаяся на дне мелких водоемов.
  3. Мужские подвижные половые клетки.
  4. Зеленая одноклеточная водоросль, встречающаяся в лужах, стоячих прудах.
  5. Оплодотворение у цветковых растений.
  6. Образование, после слияния спермии с яйцеклеткой.
  7. Одна из важнейших частей цветка, принимающая участие в образовании семян и плодов.
  8. Процесс попадания пыльцевого зерна на рыльце пестика.
  9. Женская половая клетка.
  10. Водоросль, тело которой – длинная, неветвящаяся нить из одного ряда клеток.
  11. Орган полового размножения у покрытосеменных (цветковых) растений.
  12. Мужские половые клетки цветковых растений, развивающиеся в пыльцевых зернах.

4. Домашнее задание.

  1. читать страницы учебника 208-215;
  2. выполнить задания по теме в рабочей тетради;
  3. Найти сравнения размножения с другими группами растений.

Информация для учителя.

Помимо типичного полового процесса, в котором обязательно участвует две гаметы, существует особый тип полового процесса, при котором зародыш развивается из неоплодотворенной яйцеклетки. Это явление у растений чаще всего известно под названием апомиксиса. Апомиксис широко встречается у многих покрытосеменных растений.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"

Разделы: Биология

Цели:

  1. Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов.
  2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.
  4. Воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
  5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, поведение в окружающей среде.

Оборудование:

  • свидетельства о допуске к восхождению;
  • облака с заданиями;
  • таблички «ясно-пасмурно»;
  • цветки-поощрения;
  • таблички с этапами двойного оплодотворения;
  • аппликация строения цветка.

Ход урока

Урок 1

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

1. Проверка изученного.

а) «Что возьмем с собой в дорогу?»

Термины:

  • камбий
  • пробка
  • листопадные деревья
  • вечнозеленые деревья
  • побег
  • покрытосеменные растения
  • голосеменные растения
  • спермии
  • шишка
  • яйцеклетка

(Термины на карточках, отвечают по одному уч-ся, за правильный ответ получают цветок – 10 цветков.)

б) Метеосводка.

На магнитной доске прикреплены вырезанные из цветной бумаги 4 облака, на обратной стороне которых написан текст заданий.

Под каждым облаком прикреплена табличка «Пасмурно». Отвечая на вопросы и выполняя задания уч-ся меняют табличку на «Ясно. Восхождение разрешено».

  • 1 облако - Назовите составные части побега.
  • 2 облако - Какие бывают виды корней?
  • 3 облако - Какие бывают листья по форме?
  • 4 облако - По продолжительности жизни листья делятся на ..... (учащиеся продолжают).

(5 облаков – 5 цветков.)

2. Изучение нового материала.

Тренажер:

а) Аппликация  - строение цветка.

(Ребята из составных частей составляют цветок, называя его части.)

б) Двойное оплодотворение.

(Объяснение учителя – демонстрационная таблица.)

III. Закрепление изученного.

а) Составление схемы из карточек.

Слова на карточках:

- 2 карточки Яйцеклетка - 1 карточка Зигота - 1 карточка Центральная клетка - 1 карточка Эндосперм - 1 карточка Зародыш - 1 карточка + 2 карточки → 3 карточки

(Два ученика.)

б) Вегетативное размножение (дополнительно):

  • луковицы
  • клубни
  • черенки
  • прививка
  • усы
  • корневые отпрыски

III. Домашнее задание.

IV. Подведение итогов урока.

«Допущен к восхождению».

Урок 2

I. Организационный момент.

В начале урока уч-ся получают карточки-счетчики, где они в течении урока будут фиксировать прохождение каждой высоты в баллах. В конце урока «альпинисты» по счетчику дают оценку своей работе и выясняют удалось ли им покорить «горную высоту».

Счетчик (ф.и.)

Высота Баллы
1  
2  
3  
Общий результат  
Оценка  

II. Основная часть урока.

1. Первая высота «Снежная лавина».

Внесите в таблицу соответствующие номера в колонку и буквы в колонку.

(Работа выполняется по вариантам – 8 баллов.)

Двойное оплодотворение Участники процесса Результат процесса
1 оплодотворение    
2 оплодотворение    

1-спермий, 2-яйцеклетка, 3-центральная клетка, 4-камбий, а-зародыш, б-зигота, в- эндосперм, г-пробка.

2. Первый привал «Ну и ну!»

«Пузырчатка».

Хищные растения – это чудо природы. Их насчитывают около 450 видов, относящихся к 6 семействам. Их можно обнаружить по всему свету в самых разных местах обитания. Так как эти хищные растения питаются в основном мелкими насекомыми, то их называют насекомоядными.

Пузырчатка ловит добычу, как правило, водяных блох, с помощью набольших пузырьков на листьях. Вначале из каждого пузырька с помощью специальных желез выкачивается вода. При прикосновении к сигнальным волоскам у входного клапана-ловушки клапан распахивается, и вода вместе с добычей заполняет пузырек. Давление заставляет клапан открываться внутрь, и добыча засасывается с водой. Пузырьки растут в прудах, они могут или свободно плавать, или пускать корни.

3. Вторая высота «Ледовая трещина».

(На карточках написан рассказ-небылица, в котором уч-ся должны найти и исправить 6 ошибок – 3 балла за каждую ошибку (18 баллов).)

«Однажды летним теплым утром мы с друзьями пошли на прогулку в лес. Идем мы по лесу, вокруг стоят одни мохнатые ели. Вдруг видим среди них белоствольная березка. Подошли мы ближе. Смотрим, березка вся усыпана уже созревшими шишками. Тронули мы ветку, а из шишек посыпались споры. А на соседних ветках красовались огромные, яркие цветы. Ведь чтобы произошло опыление у березы, ей нужно привлечь много насекомых. А еще рядом мы увидели несколько пальм: финиковых и кокосовых Нам очень понравилась эта прогулка»

4. Второй привал. Клуб «Белый попугай».

  • Стоит Егорка в красной ермолке. Кто ни пройдет, всяк поклон подает (земляника).
  • Дом без окон и дверей, как зеленый сундучок, В нем шесть кругленьких детей, называется….(стручок).
  • Одноусый дед в соломину одет (овес).
  • Берега зеленые, вода красная, рыбки черные (арбуз).
  • Все детки на ветках - с рожденья в беретках С дерева упадут - береток не найдут (желуди).
  • Белые горошки На зеленой ножке (ландыш).
  • Никто не пугает, А она вся дрожит (осина).
  • Весной одевается, а осенью раздевается (лес).

5. Третья высота «Камнепад».

Задание 1.

а) Нарисуй схему строения обоеполого цветка и запишите название его частей.

(Школьники получают на выбор дифференцированные карточки-задания различной степени сложности.)

  • На бумаге красного цвета-«5» (задание 1).
  • На бумаге синего цвета- «4» (задание 2).
  • На бумаге желтого цвета- «3» (задание 3).

б) Подчеркните названия растений, плоды которых распространяются ветром.

  • Одуванчик, земляника, клен, горох, тополь, береза, слива.

Задание 2.

Название растений Способ размножения
Земляника  
Яблоня  
Огурец  
Картофель  
Ландыш  
Лук  
Смородина  

Задание 3.

Дайте определение понятий и приведите примеры растений:

  • Листопадные деревья: ___________________________
  • Вечнозеленые деревья: __________________________
  • Простой лист- _________________________________
  • Сложный лист- ________________________________

III. Подведение итогов урока.

«Дорогой альпинист! Если ты набрал более 30 баллов, то ты покорил горную вершину- молодец! Если набрал 24-30 баллов- покорил вторую высоту, хорошо! Если20-23 удовлетворительно, ты пока одолел первую высоту, это тоже неплохо. Если ты набрал менее 20 баллов, то ты остался у подножия вершины. Но не огорчайся! Тебе нужно еще раз пройти тщательную подготовку и повторить восхождение, твоя вершина еще впереди!»

(Учащиеся согласно рейтингу, проводят подсчет набранных баллов и выставляют себе оценку за урок.)

IV. Игра «Светофор».

Учащимся раздают комплекты состоящие из трех карточек разных цветов: красного, желтого, зеленого. Поднятием соответствующей карточки и коротким устным объяснением учащиеся могут выразить свое мнение по поводу проведенного урока.

  • Красный - урок очень понравился, особенно…..
  • Зеленый - урок понравился, но….
  • Желтый - урок не понравился, потому что….
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai