Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Питание. Почвенное питание растений. Почвенное питание растений


Почвенное питание растений — Kid-mama

У растений существует два вида питания — почвенное, или корневое, и воздушное. Оба они одинаково важны и  дополняют друг друга. Воздушное питание, или фотосинтез, подробно описан в другой статье, а здесь мы разберем, как осуществляется почвенное питание растения.

Для жизни растениям необходимы, кроме света и воздуха, вода и минеральные соли. Составляющие их химические элементы — металлы и неметаллы — входят в состав тканей и органов растений, участвуют в синтезе ферментов, витаминов и большинства органических веществ внутри клетки, являются катализаторами различных химических реакций.

Особенно важны для растения макроэлементы —  четыре металла — кальций, магний, калий и железо, — и три неметалла — азот, фосфор и сера. Недостаток этих химических элементов в почве сразу отражается на состоянии растения. Так, при дефиците азота, у растений  мельчают и желтеют листья, растения плохо развиваются. Недостаток калия приводит к снижению урожайности и устойчивости к неблагоприятным факторам среды. Дефицит магния ухудшает процессы фотосинтеза в хлоропластах и т.д.

В меньших количествах, но также необходимы растению и микроэлементы — марганец, цинк, бор, кобальт, никель, хлор, кремний, молибден и др.

Минеральные вещества могут всасываться корнями только в виде водного раствора их солей. Вот почему вода является необходимым условием существования растений. Во-первых, она — растворитель, а во-вторых — транспортное средство для минералов.

Мембраны клеток всасывающей зоны корня, корневых волосков, являются полупроницаемыми, они свободно пропускают молекулы воды, но плохо проницаемы для солей, которые попадают внутрь  клеток  в основном с помощью активного транспорта, при помощи белков-переносчиков, встроенных в мембраны клеток. Соответственно, процесс этот требует много энергии, поэтому в клетках всасывающей зоны много митохондрий.

Вода же всасывается пассивно, при помощи физического явления — осмоса. Более концентрированный раствор солей внутри клетки притягивает молекулы воды, заставляя ее входить в клетку. Этот процесс одностороннего прохождения растворов через полупроницаемую мембрану и называется осмосом.

Конечно, клетки корня не могут растягиваться  бесконечно, и поэтому они с силой выталкивают воду с растворенными минеральными веществами дальше, вглубь корня, где она попадает в  сосуды и трахеиды — проводящие ткани растения. По ним растворы поднимаются по стеблю к другим частям растения.  Давление, оказываемое на растворы при их транспорте наверх по сосудам, называется корневым давлением. Конечно, одного корневого давления недостаточно, чтобы поднять раствор, например, по стволу высокого дерева. Поэтому у корневого давления есть помощник — сосущая сила листьев, обусловленная испарением листьями воды.

По мере роста растений почва, на которой они растут, истощается. Особенно, если это культурные растения, и сбор урожая мешает естественному частичному возврату минеральных веществ в почву с листьями и плодами. Поэтому в сельском хозяйстве принято регулярно вносить удобрения и минеральные подкормки. Тут, однако, нужно помнить, что избыток макро и микроэлементов может повредить растению и даже сделать его ядовитым.

kid-mama.ru

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа

Минеральное питание растений

Виртуальная лабораторная работа "Корневое давление у растений"

Растения как живые организмы успешно растут и развиваются, если имеют все необходимые условия для жизни: свет, воду, воздух, пищу.

Пища нужна всем организмам, так как она – источник энергии.

Без притока энергии не могут осуществляться жизненно важные процессы в клетках, тканях и в организме в целом. Поэтому питание – необходимое условие для существования организма. Растительный организм с помощью корней и листьев добывает пищу в почвенной и наземной среде.

С помощью корней растение извлекает из почвы необходимые ему вещества – так осуществляется почвенное питание. В этом процессе особо важную роль играют корневые волоски в  зоне всасывания. Вот почему почвенное питание еще называют корневым питанием. Корневое питание обеспечивает поступление в растение воды и минеральных солей.

Поглощение воды и минеральных веществ корнем (Интерактивный рисунок)

С помощью корневых волосков растение получает из почвы соли калия, кальция, фосфора, магния, соединения азота, серы и другие химические элементы. Минеральные вещества корневая система поглощает из почвы в виде растворов вместе с водой. Корневые волоски принимают непосредственное участие в их поглощении. При этом они работают как маленькие насосы. Вещества, поступившие в корневой волосок, перемещаются в другие клетки всасывающей зоны корня и затем поступают в клетки проводящей ткани – трахеиды и сосуды древесины. По ним они транспортируются в зону проведения корня и далее через стебель ко всем частям растения.

Механизм функционирования проводящих сосудов корня (Анимация)

Почвенное питание – это минеральное питание растений.

Во всасывающей зоне корня идет не только поглощение воды и солей. В этой части корня с участием поглощенных растворов минеральных солей и органических веществ, поступивших от листьев, активно идут сложные химические процессы обмена веществ и образования различных новых соединений. Здесь синтезируются сложные химические вещества, из которых строятся потом белки, витамины, ростовые вещества и др. Они необходимы для нормального роста и развития растения. Таким образом, корень не только всасывает из почвы воду с минеральными солями, но и участвует в образовании многих новых органических веществ.

Процессы поглощения и преобразования растворенных минеральных веществ интенсивнее идут в дневные часы. Особенно активно эти процессы происходят в период цветения растений.

В естественном растительном покрове поглощенные растениями минеральные вещества частично возвращаются в почву с опавшими листьями, ветками, хвоей, цветками, отмершими корневыми волосками. Но после уборки урожая сельскохозяйственных растений поглощенные корнем минеральные вещества не возвращаются в почву. Так, вынос только кальция из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг, свеклы – 40 кг, а капусты – 60 кг.

Чтобы предотвратить истощение почвы и собирать большие урожаи, на поля вносят удобрения. Их разделяют на органические и минеральные.

Органические удобрения – это навоз, торф, компост и перегной (разлагающиеся остатки растений). Минеральные удобрения – это азотные соединения (селитра, мочевина), фосфорные (суперфосфат, костная мука), калийные (зола, хлористый калий, сульфат калия). Названные удобрения привносят в почву элементы минерального питания, которые требуются растениям в большом количестве. Вот почему их называют макроэлементные удобрения или макроудобрения (от греч. макрос – «большой»).

К минеральным удобрениям относятся и микроэлементы, которые потребляются растением в чрезвычайно малом количестве. Однако микроэлементы (медь, бор, молибден, марганец) не менее важны для жизнедеятельности растений. Они участвуют в обменных процессах организма, повышают устойчивость растений к болезням и неблагоприятным условиям окружающей среды.

Микроэлементы – группа незаменимых минеральных веществ, обеспечивающих жизнедеятельность растительных организмов.

Удобрения вносят в почву в разное время: до посева, одновременно с ним или после посева в виде подкормки. При внесении удобрений следует соблюдать нормы, так как их избыток снижает урожайность. Удобрения восстанавливают плодородие почвы и улучшают минеральное питание растений.

Корень – это специализированный орган минерального питания растений. Растение поглощает много минеральных веществ. В почву для сохранения плодородия и нормального роста и развития растений вносят органические и минеральные удобрения.

biolicey2vrn.ru

Почвенное питание растений, углеродное питание растений

жизнь в деревнеПосле написания статьи о формировании микроклимата в теплице, где был затронут вопрос питания растений, я поняла, что эту тему необходимо продолжить и более подробно рассказать о том, как питательные вещества из почвы поступают к верхушкам растений, то есть, как происходит почвенное питание растений, необходимое для их роста и плодоношения.

Дело в том, что мудрая природа создала особый процесс – осмос, суть которого основывается на законе перетекания жидкости в сообщающихся сосудах. Известно, что раствор одинаковой концентрации в сообщающихся сосудах всегда стоит на одном уровне. Но, если в эти сосуды налить растворы разной концентрации и перекрыть их проницаемой перегородкой, то возникнет давление (осмос), заставляющее жидкость с меньшей концентрацией перетекать в сосуд с жидкостью большей концентрации.

Этот процесс постоянно происходит внутри любого растения, где каждый лист играет роль насоса. Испаряющаяся влага с листа повышает концентрацию раствора элементов питания растений в его наземной части по сравнению с почвенным раствором, это служит командой для сосущих волосков корней всасывать почвенный раствор меньшей концентрации (задумайтесь, что будет, если в почву насыпать минеральные удобрения), состоящий из воды и минеральных солей. Далее, согласно действию закона, этот раствор поднимается в наземную часть растения.

жизнь в деревне

Рассмотрим это действие с учетом процесса фотосинтеза. В растении имеются два типа клеток. По одним клеткам, как по каналам поднимается вверх от корней почвенный раствор (корневое питание растений), в составе которого есть вода, необходимая для фотосинтеза. Клетки эти называются – клетки ксилемы. А по другим – клеткам флоэмы, происходит обратная транспортировка раствора, состоящего из продуктов, образовавшихся в процессе фотосинтеза (углеродное питание растений), то есть из органических веществ – сахара и крахмала. Эти каналы разделены тончайшей перегородкой – слоем клеток камбия.

Так происходит движение питательных растворов внутри растения. Что касается проникновения диоксида углерода в само растение, надо сказать, что этот процесс происходит через специальные устьица, которые находятся в нижнем эпидермисе листа. Помним, что именно внизу – в приземном слое идет основное поступление углекислого газа, поставщиками которого являются обитатели почвы и мульчи (аэробные микробы, грибы, черви и другие микроорганизмы). Именно они создают необходимый для растений углекислый газ, являющийся источником углеродного питания растений.

Что дают нам эти знания? Понимание того, как важно не придумывать колесо, а поддерживать естественный, заботливо созданный природой, процесс создания плодородия почв. Почвы Земли просто обречены быть плодородными, при условии, конечно, невмешательства существ, стремящихся лишь к одному – сиюминутному обогащению.

жизнь в деревне

 

<<Освещение, влажность и состав воздуха в теплице, роль этих факторов в питании растений. Фотосинтез

Записи в дневнике.21 декабря 2012 года>>

www.zelenblog.ru

Урок "Почвенное питание растений"

Цели урока :

Раскрыть содержание понятия “питание”, особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе.

Познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования. Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительного организма на таблицах, рисунках, работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи.

Отработать навыки ухода за растениями (полив и подкормка).

Оборудование. Комнатные растения, таблицы “Корень и его зоны”, презентация по теме урока, ” компьютер, проектор.

Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы исследовательской деятельности.

Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).

Основные биологические понятия урока. Питание. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, основная ткань, корневое давление.

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент.  Презентация Слайд № 1

II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.

Актуализация знаний (Игра на компьютере «Смотри в корень», «Их корни», работа по карточкам).

КАРТОЧКА № 1. “ Подпишите пропущенные слова”

А)Поглощение воды и минеральных солей происходит с помощью _____________ .

Б)Какие типы корневых систем вам известны?______________ и _______________.

Карточка № 2

Какие видоизменения корней вам известны? Приведите примеры.

Карточка № 3

Нарисуйте внизу мочковатую корневую систему.

Биологическая разминка Слайд № 2, 3

- Какие вещества входят в состав растения?

- Как минеральные вещества поступают в растение?

- Какие органические вещества вы знаете?

- Как они поступают в растение?

- Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?

- Чем питание растений отличается от питания других организмов?

- Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? (СЛАЙДЫ № 4, 5)

- А что такое питание? Зачем всем живым организмам надо питаться? (учащиеся отвечают)

2. Постановка познавательной задачи.

3. Давайте послушаем заранее подготовленное сообщение учащегося по теме “Питание”. (СЛАЙД № 4)

Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

III. Изучение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы). Как мы уже услышали. Питание –это важнейший признак всех живых существ.

Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему). (СЛАЙД № 5)

img2

Растения и некоторые бактерии Грибы, животные, и бактерии

  1. И на этом уроке мы познакомимся особенностями питания растений. Слайд № 6. Растения обитают в двух питательных средах, в почве и в воздухе. Это привело к возникновению у растительных организмов двух органов питания- листа и корня. У них нет специальной пищеварительной системы как у животных так как питательные вещества образуются у них непосредственно в клетках либо проникают в них через клеточные мембраны(Слайд рис. )Лист приспособлен к поглощению углекислого газа из воздуха, а корень к поглощению воды и минеральных солей из почвы. Сегодня мы остановимся на почвенном (минеральном питании) растений. (Слайд № 8, 9 Опорная схема «почвенное питание растений»)

hello_html_37c87d9b.png

Демонстрация опыта с комнатным растением бальзамином. Слайд № 10

Убедимся демонстрацией опыта с комнатным растением бальзамином в том, что корни всасывают из почвы воду с растворенными веществами, что существует почвенное питание. Для этого срежем комнатное растение бальзамин, чтобы остался пенек высотой 2-3 см. На пенек наденем резиновую трубку длинной 3 см, нальем в нее немного воды и на ее верхний конец наденем стеклянную трубку с высотой 20-25 см, изогнутую так как изображено на рисунке. (Слайд № 10) Через некоторое время вода в стеклянной трубке поднимается и будет вытекать наружу. Откуда берется вода, вытекающая из трубки? Воду из почвы всасывает корень. По сосудам корня вода под давлением поступает в оставшийся пенёк, а затем в трубку. Это давление называют корневым. Корневое давление способствует поступлению воды из корня в стебель.

Слайд № 11 . Если почву в вазоне полить теплой водой, вода начнет быстрее подниматься по трубке и вытекать из ней. А после полива почвы холодной водой вода перестанет подниматься. Таким образом, поглощение корнем воды зависит от воды. Поэтому не следует поливать растения с холодной водой.

Работа на микроскопах . !!! На микроскопах заранее подготовленные микропрепараты поперечного среза корней. Показать по таблице путь передвижения воды через сосуды. (поры в микропрепарате)

Чтобы познакомить учащихся с ролью минеральных элементов в питании растений, используем следующую сказку.

Жила –была в саду старая Яблоня. Каждый год давала она богатый урожай. Хозяин тщательно ухаживал за ней: летом регулярно поливал, осенью убирал из-под ее кроны все опавшие листья и яблоки, зимой оберегал от мышей.

Но вдруг заметил Хозяин, что, несмотря на все его старания, стала яблоня слабеть: листья какие-то бледно-зеленые, яблоки измельчали, и зиму она еле-еле пережила…

Задумался садовод. В чем причина? Чего в моей яблоне не хватает? (Выслушиваем мнения детей)

Узнали о его беде братья химические элементы и стали рассуждать:

- Я,- говорит Азот (N),- могу помочь этой яблоне. Я же влияю на рост вегетативных органов, особенно побегов. С моей помощью листья ее снова станут сочными, ярко-зелеными.

-А я,- говорит Калий (K),- влияю на созревание плодов. Я тоже готов помочь.

- И я с вами заодно,- вмешался Фосфор (F),- я повышаю зимостойкость растения. А чтобы помочь яблоне, надо садоводу с нами подружиться. Лекарства особые раздобыть… И братьев наших младших позвать.

Задайте вопросы по тексту.

  1. Что это за лекарства, которые надо раздобыть?

  2. Правильно ли минеральные соли (удобрения) считать лекарствами для растений?

  3. О каких «младших братьях» идет речь в сказке?

3. Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).

Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения. Слайд № 12

Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. Слайд № 13

IV. Закрепление изученного материала.

Биологический диктант

Процесс получения организмом энергии и веществ через пищу мы называем _______ _____ (питанием)

Корневая система растения поглощает из почвы … и ….

В поглощении воды и минеральных солей участвует зона____________ (всасывания)

VI. Рефлексия.

Что мы нового узнали на уроке? Оценивание учащихся.

infourok.ru

Питание. Почвенное питание растений

6 класс, 14.12.2016 г., биология

Тема урока: Питание. Почвенное питание растений.

Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ).

Вид урока: мультимедиа-урок.

Цели:

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие схематичного мышления.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: питание, типы питания.

Задачи:

- обучающие: способствовать формированию у учащихся знаний о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности;

- развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, способствовать развитию логического мышления воспитанников;

- воспитательные: продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная работа, компьютерное тестирование, работа с компьютерной моделью, исследовательская работа.

Оборудование - интерактивная доска, учебник, тетрадь, коллекция минеральных удобрений, презентация.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Мотивация к учебной деятельности.

  3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

  4. Выявление места и причины затруднений.

  5. Построение проекта выхода из затруднения.

  6. Реализация построенного проекта

  7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  9. Включение в систему знаний и повторение.

  10. Рефлексия УД на уроке.

  11. Домашнее задание.

К числу основных свойств организма относится и тот процесс, который вы легко сможете определить, просмотрев анимацию и постарайтесь назвать тему нашего урока (демонстрация видеофрагмента – «Питание. Почвенное питаниерастений»).

Учитель добавляет, что речь пойдет также о питании растений, а именно, почвенном питании.

Запишите тему нашего урока «Питание растений и животных».

Перечисляют все известные им процессы

Просматривают, называют, что к числу основных свойств живого организма относится процесс питания. Озвучивают тему урока «Питание».

Записывают тему в тетрадь.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Выявление места и причины затруднений.

Питание - слово у каждого из вас на слуху, по несколько раз в день учителя, мамы, бабушки, зовут вас к завтраку, обеду, попить чайку, перекусить…

А теперь каждый из вас напишет, нарисует, схематично изобразит, что же, по его мнению, является питанием.

У всех получились замечательные работы, а насколько были верны ваши предположения, вы узнаете, обратившись к учебнику, найдя в нём определение понятия «питание» и выпишете его в словарь.

Изображают ассоциативные схемы, рисунки, слова, связанные с питанием.

Работают с учебником и словарём биологических терминов, выписывают понятие.

Питание - это процесс получения органических веществ и энергии.

Построение проекта выхода из затруднения.

Реализация построенного проекта

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Являясь открытой, саморегулирующей системой, любой организм должен постоянно получать энергию. По способу получения энергии организмы подразделяются на типы.

Вспомните какие, добавив недостающие слова в схему (на интерактивной доске)

Тип питания

hello_html_4883f374.gifhello_html_7cb53c4a.gif

? ?

Один ученик выполняет задание на доске. Все ли согласны с данной схемой?

Дополняют схему недостающими словами, анализируют ответ товарища на доске, вносят свои коррективы, если это необходимо.

Автотрофное (растения), гетеротрофное (животные и растения)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний и повторение.

Исходя из предложенной вами схемы, мы видим, что растения являются автотрофами.

Они не имеют специальной пищеварительной системы;

питательные вещества образуются в клетках или проникают в них через клеточные мембраны.

Проанализируйте рисунок. (Демонстрация) Какие существуют способы питания растений?

Учёные провели опыты с золой, и вот к какому выводу они пришли. В её состав входят почти все элементы, которые находятся в земной коре. И каждый из них находится в определённом количестве и оказывает определённое воздействие на жизнедеятельность растительного организма.

Поступают все эти вещества в растительный организм в виде растворов, благодаря особому органу – корню.

Перед вами презентация «Корневое питание растений» Каждый самостоятельно ознакомиться с этим модулем. По мере усвоения информации постарайтесь, не прибегая к помощи сцены «Выводы», сформулировать их самостоятельно. Кто будет ограничен во времени, или испытывать трудности при усвоении, может обратиться к этой сцене. Кто досрочно справиться с заданием, придумать для всего класса по 5 вопросов «да»или «нет».

Вопрос классу: «Как человек может улучшить почвенное питание растений?» (мозговой штурм)

Демонстрация правильного и неправильного полива. Рассказ о различных способах полива.

Но даже при наличии в почве всех необходимых для нормальной жизнедеятельности веществ, растения могут страдать от их недостатка. Какие же условия могут влиять на это? Для того чтобы ответить на этот вопрос, проведите эксперимент.

Теперь вы проверите, насколько полно усвоили вопрос об органических и минеральных удобрениях. Выполните предложенные тестовые задания.

Решите, правильны или неправильны суждения. Если суждение верно, ставим знак +, если нет знак -.

1.Корневые волоски находятся на всём протяжении корня.

2. Корневые волоски – это длинные выросты клеток наружного слоя проводящей зоны корня.

3. Клетки корневого чехлика недолговечны.

4. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.

5. Зона всасывания находиться между зоной роста и проводящей зоной корня.

Осуществляют анализ, дают развёрнутый ответ. Почвенное и воздушное питание растений.

Слушают учителя.

Изучают информационный модуль, делают выводы самостоятельно или воспользовавшись подсказкой. Кто справился быстрее других, выполняют творческое задание по составлению вопросов «данеток». Зачитывают выводы.

  • Растения питаются водой и минеральными солями.

  • Эти вещества они получают из почвы с помощью корней. Такой тип питания называется корневым питанием.

  • При недостатке элементов минерального питания растение плохо растет или погибает. Чтобы минеральных солей было достаточно, в почву нужно вносить удобрения.

Отвечают на вопросы «да» или «нет».

Обмениваются мнениям. Делают вывод о необходимости оптимального полива растений и применения удобрений.

Проводят эксперимент, делают вывод: эксперимент показал, что скорость поглощения воды корнем зависит от внешних условий. В нашем опыте – от температуры. Отвечают на проблемный вопрос.

Выполняют тест и самопроверку.

Выполняют задания. При проверке обмениваются тетрадями, анализируют ошибки.

1. -

2. -

3. +

4. +

5. +

Рефлексия

Что делали на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Где применяются знания сегодняшнего урока?

Сделайте вывод.

Учитель оценивает работу: учитывает правильность, самостоятельность, оригинальность.

Учитель выставляет отметки.

Отвечают на вопросы учителя.

Домашнее задание

Изучить раздел 10 о почвенном питании растений. Составить план рассказ об особенностях почвенного питания растений. Рубрика «Подумайте» вопросы 1-3, 11. При затруднении обратитесь к предложенным ссылкам. (Все необходимые ссылки выдаются на карточке)

Записывают задание в дневник, выставляют оценки за урок.

infourok.ru

Урок Почвенное питание растений | Образовательный портал WebUrok.com — учебно-методические материалы для учителей

Рзработка урока биологии для 6-го класса "Питание. Почвенное (минеральное )питание растений" Цели урока :Раскрыть содержание понятия “питание”, особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе. Познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования. Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительного организма на таблицах, рисунках, работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи. Отработать навыки ухода за растениями (полив и подкормка). Оборудование. Комнатные растения, таблицы “Корень и его зоны”, презентация по теме урока, ” компьютер, проектор. Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы исследовательской деятельности. Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные). Основные биологические понятия урока. Питание. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, основная ткань, корневое давление. ПЛАН УРОКА I. Организационный момент.  Презентация Слайд № 1 II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел. Актуализация знаний (Игра на компьютере «Смотри в корень», «Их корни», работа по карточкам). КАРТОЧКА № 1. “ Подпишите пропущенные слова” А)Поглощение воды и минеральных солей происходит с помощью _____________ . Б)Какие типы корневых систем вам известны?______________ и _______________. Карточка № 2 Какие видоизменения корней вам известны? Приведите примеры. Карточка № 3 Нарисуйте внизу мочковатую корневую систему. Биологическая разминка Слайд № 2, 3

weburok.com

Методическая разработка урока биологии для 6-го класса "Питание. Почвенное и воздушное питание растений"

Разделы: Биология

Задачи урока.

  1. Раскрыть содержание понятия “питание”, особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе.
  2. Развивать понятие о функциях листа.
  3. Познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования.
  4. Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительного организма на таблицах, рисунках, работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Отработать навыки ухода за растениями (полив и подкормка).

Оборудование. Комнатные растения, таблицы “Строение цветкового растения”, “Корень и его зоны”, “Поглощение света листом”, макет корня, презентация по теме урока, виртуальные уроки “Кирилла и Мефодия. 6 класс”, микроскопы.

Тип урока:

урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.

Основные методы:

проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).

Основные биологические понятия урока. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа.

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент.  Презентация

Домашнее задание: стр. 58–59, подготовить проектное задание о “нетрадиционных” способах питания растений - хищничестве и паразитизме.

II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.

1. Актуализация знаний (биологическая разминка, работа по карточкам).

КАРТОЧКА № 1. “Строение корня”

- Какие вещества входят в состав растения?

- Как минеральные вещества поступают в растение?

- Какие органические вещества вы знаете?

- Как они поступают в растение?

- Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?

- Чем питание растений отличается от питания других организмов?

- Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? (СЛАЙДЫ № 4, 5)

- Что такое питание?

2. Постановка познавательной задачи.

3. Сообщение ученика по теме “Питание”. (СЛАЙД № 6)

Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы).

Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему). (СЛАЙД № 7)

2. Особенность питания растений. Работа с учебником (гл. 10, с. 58).

Ученики изучают текст на с. 58 и отвечают на вопросы (работа по программированной карте). (СЛАЙД № 8)

- Что такое пищеварение, почему его нет у зеленых растений?

- Какие приспособления есть у листьев для поглощения углекислого газа из воздуха?

- Почему растения нельзя поливать холодной водой? Почему корневых волосков на 1 мм2 поверхности насчитывается десятки и сотни?

- В чем значение минеральных подкормок растений?

- Почему по отношению к удобрениям и воде не подходит поговорка: “Кашу маслом не испортишь”?

3. Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).

Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения.

Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.

Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. (СЛАЙД № 9)

Постановка вопроса урока. А что же такое воздушное питание растений? (СЛАЙД № 10)

Условия образования органических веществ (рассказ, работа с опорной схемой, составление характеристики по опорной схеме, работа с микроскопами).

Фотосинтез – это процесс образования сахара на свету из углекислого газа и воды в хлоропластах. (СЛАЙД № 11)

1-е условие фотосинтеза: наличие хлоропластов. (СЛАЙД № 3, УРОК № 14)

2-е условие фотосинтеза: наличие углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха.

3-е условие фотосинтеза: наличие воды (поступает из почвы).

4-е условие фотосинтеза: наличие света. (СЛАЙД № 12)

“Хлорофилл - это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил людям”. К.А.Тимирязев

4. Продукты фотосинтеза (обсуждение, связь с практическим значением органических веществ для питания). (СЛАЙД № 13)

IV. Закрепление изученного материала (работа с дифференцированными разноуровневыми заданиями, схемами). (СЛАЙДЫ № 3, 7)

Типы питания (дифференцированное закрепление изученного материала). (СЛАЙД № 14)

- Какие вещества необходимы растению?

- Где они их берут в процессе питания?

- Питание у растений различают: почвенное (минеральное) и воздушное (фотосинтез).

Обязательный уровень

(СЛАЙД № 15)

(СЛАЙД № 16)

 

Составление схемы “Питание растений”. (СЛАЙД № 17)

Повышенный уровень

  ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ

 

ВОЗДУШНОЕ ПИТАНИЕ

КОРЕНЬ

ОРГАН

ЛИСТ

ВСАСЫВАЮЩАЯ

ТКАНЬ

ОСНОВНАЯ

КОРНЕВЫЕ ВОЛОСКИ

КЛЕТКИ

СТОЛБЧАТЫЕ

-------

СТРУКТУРЫ

ХЛОРОПЛАСТЫ

ВОДА И МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ

ВЕЩЕСТВА

ОРГАНИЧЕСКИЕ (ГЛЮКОЗА)

(СЛАЙДЫ № 18, 19, 20)

V. Дифференциальная самостоятельная работа.

Обязательный уровень

1. Выберите правильные утверждения:

  1. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.
  2. Клетки корневого чехлика недолговечны.
  3. Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.
  4. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной.
  5. Лист – единственный орган растения, в котором происходит фотосинтез.
  6. Устьичные клетки не имеют хлорофилла.
  7. Почка – это зачаточный побег.
  8. Стержневая корневая система имеет один корень.
  9. Придаточные корни развиваются из корешка зародыша.

2. Докажите, что луковица видоизмененный побег.

Ключ: правильные утверждения: 2, 3, 4, 7.

Повышенный уровень

1. При дыхании корни поглощают:

а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;

г) растворенные минеральные вещества.

2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:

а) зона деления; б) зона роста;

в) зона всасывания; г) зона проведения.

3. Органическое удобрение:

а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.

4. Почка – это:

а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;

в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.

5. Клубень – это:

а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.

6. Вегетативные органы:

а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.

7. Фотосинтез происходит:

а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.

8. Стержневая корневая система имеет:

а) один корень; б) много корней;

в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.

9. Придаточные корни:

а) развиваются из корешка зародыша;

б) отрастают от стебля;

в) развиваются на главном корне;

г) отрастают от боковых корней.

Биологический диктант

Корневая система растения поглощает из почвы … и … с помощью … Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим … Через устьица к клеткам основной ткани поступает … В хлоропластах при участии света образуются … Происходит процесс … При этом выделяется газ …

Ключ: 1 г), 2 в), 3 а), 4 а), 5 б), 6 в), 7 а), 8 г), 9 б).

Биологический диктант: воду, минеральные вещества, корневых волосков, устьица, углекислый газ, органические вещества, фотосинтез, кислород.

VI. Рефлексия.

Что мы нового узнали на уроке? Оценивание учащихся.

Продолжить сказку о фотосинтезе. “Инопланетяне решили уничтожить жизнь на планете Земля. Они выяснили, чтобы уничтожить жизнь, необходимо уничтожить фотосинтез...”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai