Лекарственные растения и травы

Меню сайта

§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Передвижение веществ в растении обеспечивает


Передвижение веществ по стеблю | Биология

Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ

Для осуществления процессов жизнедеятельности растениям нужна вода и растворенные в ней минеральные (неорганические) вещества. Получить их растение может в основном из увлажненной почвы. За всасывание водного раствора у растений отвечают корни. Однако не столько корни нуждаются в воде, сколько листья и другие надземные органы растения (развивающиеся почки, побеги, цветки, плоды). Поэтому у высших растениях в процессе эволюции получила развитие проводящая система, обеспечивающая транспорт веществ. Наиболее сложное строение она имеет у покрытосеменных растений.

За передвижение воды и минеральных веществ как по стеблю, так и по листьям и в корнях, отвечают сосуды. Они представляют собой мертвые клетки. Движение воды и минеральных веществ вверх обеспечивается за счет корневого давления и испарения воды листьями.

У древесных растений сосуды находятся в древесине стеблей. В этом можно убедиться, если поставить ветку в подкрашенный водный раствор. Через некоторое время на поперечном спиле можно увидеть, что окрасится только древесина. Это значит, что только по ней передвигаются вода и растворенные в ней минеральные вещества.

Передвижение по стеблю органических веществ

В зеленых листьях растений происходит фотосинтез, в процессе которого синтезируются органические вещества. Из этих веществ в дальнейшем синтезируются другие органические вещества, используемые в различных процессах жизнедеятельности и для получения энергии.

В органических веществах нуждаются не только зеленые части растения, но и другие органы и ткани. Кроме того, часть органических веществ откладывается про запас. Поэтому в растениях осуществляется передвижение не только воды и минеральных веществ, но и транспорт органических веществ. Обычно он идет в противоположную сторону от тока водного раствора.

Органические вещества у покрытосеменных растений передвигаются по ситовидным трубкам. Это живые клетки, их поперечные перегородки, которыми они соприкасаются друг с другом, похожи на сито.

У древесных растений ситовидные трубки расположены в лубе, который является часть коры, расположенной ближе к камбию (с внутренней стороны от камбия находится древесина).

Если кора стебля растения повреждается достаточно глубоко, и это препятствует оттоку органических веществ, то на стволе образуются так называемые наплывы, или наросты. В них скапливаются органические вещества. За их счет на повреждении ствола образуется раневая пробка. Далее в этом месте могут начать развиваться корни и почки.

Органические вещества у растений часто накапливаются в различных органах и тканях (корнях, стеблях, сердцевине). Весной эти вещества используются для того, чтобы у растения появились листья и новые побеги. Для этого запасенные органические вещества должны раствориться в воде и переместиться туда, где они требуются. И получается, что в это время органические вещества двигаются не по ситовидным трубкам, а по сосудам с водой и минеральными веществами.

biology.su

Передвижение питательных веществ по растению

Передвижение минеральных и органических веществ по растению имеет очень большое значение, так как это процесс, с помощью которого осуществляется фи­зиологическая взаимосвязь отдельных органов. Между органами, поставляющими питательные вещества, и органами, потребляющими их, создаются так называе­мые донорно-акцепторные связи. Донором минеральных питательных веществ служит корень, донором органических веществ — лист. В этой связи в растениях существуют два основных тока питательных веществ — восходящий и нисходящий. Большую роль в изучении путей передвижения отдельных питательных веществ сыграл прием кольцевания растений. Этот прием заключается в наложении коль­цевых вырезок на стебель растения; при этом кора (флоэма) удаляется, а древесина (ксилема) остается неповрежденной. С помощью этого приема еще в конце XVII в. итальянским исследователем М. Малышги было показано, что восходящий ток воды с минеральными веществами идет по ксилеме, нисходящий ток органических ве­ществ из листьев — по элементам флоэмы. Вывод этот был сделан М. Малышги на основании того, что над кольцевой вырезкой листья оставались тургесцентными, несмотря на удаление коры, в них продолжала поступать вода. Ток органических веществ приостанавливался, и это приводило к образованию над вырезкой утол­щении (наплывов). Ряд уточнений в вопрос о путях и направлении передвижения веществ по растению внесли исследования с применением меченых атомов. В настоящее время ученые считают, что система транспорта у растений вклю­чает внутриклеточный, ближний и дальний транспорт. Ближний транспорт — передвижение веществ между клетками внутри органа по неспециализирован­ным тканям, например по апопласту или симпласту. Дальний транспорт — это перемещение веществ между органами по специализированным тканям — про­водящим пучкам, т. е. по ксилеме и флоэме. Вместе ксилема и флоэма образуют проводящую систему, которая пронизывает все органы растения и обеспечивает непрерывную циркуляцию воды и веществ.

В этом разделе:

 

Передвижение элементов минерального питания (восходящий ток)

Круговорот минеральных веществ в растении. Реутилизация

Передвижение веществ по флоэме - флоэмный транспорт

fizrast.ru

Передвижение веществ у растений



ВСПОМНИТЕ

Вопрос 1. Из каких веществ состоят организмы?

Организмы состоят из органических и неорганических веществ.

Вопрос 2. Какие вещества передвигаются по растительному организму?

По растительному организму передвигаются как органические, так и неорганические вещества.

Вопрос 1. Какое значение имеет передвижение веществ в жизнедеятельности растительного организма?

Корни снабжают растение водой и минеральными веществами. А листья, в свою очередь, обеспечивают корни органическими веществами, которые образуются в процессе фотосинтеза. Передвижение веществ в растительном организме имеет важное значение. Благодаря этому процессу растения могут жить.

Вопрос 2. Сравните пути передвижения по растению минеральных и органических веществ.

Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, которые начинаются в корне, тянутся через стебель в лист и доходят до каждой его клетки. Сосуды — длинные трубки, представляющие собой мёртвые клетки, поперечные перегородки между которыми растворились.

Органические вещества образуются в листьях и передвигаются в другие органы — корни, цветки, плоды по ситовидным трубкам. Ситовидные трубки — живые вытянутые клетки, поперечные перегородки которых пронизаны мельчайшими порами. Ситовидные трубки расположены в коре — с внутренней стороны.

Вопрос 3. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?

Часть органических веществ откладывается в запас. У пшеницы, овса и ржи органические вещества откладываются в семенах, у моркови, свёклы и редиса — в корнеплодах, у ландыша и пырея — в корневищах. В семенах органические вещества служат для питания развивающегося зародыша, а накопленные в ветвях, корневищах, луковицах используются для образования новых органов.

1. Используя рисунок 72, составьте рассказ о передвижении веществ у растений.

Вода и минеральные вещества всасываются из почвы через корневые волоски и по сосудам передвигаются вверх к листьям растения. В свою очередь через устьица в листья растений поступает солнечный свет. В листьях зеленых растений на солнечном свету происходит процесс фотосинтеза, и образовываются органические вещества. Они по ситовидным трубкам поступают вниз к корням растения и другим органам.

2. Используя дополнительные источники информации, объясните, какую роль в передвижении веществ у растений играют корневые волоски и устьица.

В почвенном питании растений важнейших роль играют корневых волоски . Они поглощают воду с растворенными в ней минеральными веществами . Через устьица идет испарение воды. В результате осмотическое давление в клетках листа понижается.

Корневые волоски всасывают воду и она передвигается от большего давления ( в корне) к меньшему давлению ( в листе).

ПОДУМАЙТЕ

Как можно спасти дерево с повреждённой корой?

Рану дезинфицируют железным купоросом (300 г на ведро воды), обмазывают садовым варом и обматывают мешковиной, для предотвращения подсыхания тканей растения.

Многие садоводы натирают раны на плодовых деревьях свежими листьями садового или лесного щавеля, повторяя процедуру 2-3 раза с интервалом в 15 минут. Можно использовать "компресс" из измельченных листьев щавеля, который накладывают на рану на 15-20 дней. Кроме лечения, поврежденные деревья нуждаются в подкормках жидкими удобрениями и поливах.

resheba.me

Передвижение веществ в растении

Как же происходит передвижение веществ в растении, а именно воды с минеральными солями, растворенными в ней?

Путем процесса всасывания вода и растворенные в ней соли попадают из почвы в корневую систему. Далее передвижение растворов минеральных солей осуществляется по стеблю от корня к листьям растения. Нужно разобраться, какие отделы стебля растения принимают активное участие в транспортировке воды и солей: сердцевина, древесина или кора. Можно провести простой эксперимент и поставить ветку яблони или какого-либо другого дерева в воду, куда предварительно были добавлены чернила. Если через день вытащить ветку из воды и разрезать стебель вдоль, то можно заметить, что только слой древесины поменял цвет. Кора и сердцевина остались неизменными. Таким образом, можно сделать вывод, что именно по древесине передвигается вода с растворами солей от корня к листьям.

В состав древесины входят длинные полости в виде трубок, называемые сосудами растения. Именно они предназначены для перемещения по стеблю воды и минеральных солей. Принцип передвижения вдоль стебля органических соединений несколько отличается от описанного выше. Известно, что благодаря запасам органических веществ осуществляется рост и питание прорастающих семян. Можно понаблюдать, как помещенные в сосуд с водой ветки любого дерева «пускают» побеги с листьями, также у них быстро образуются придаточные корни под водой. Очевидно, появление новых структур обусловлено наличием в ветках запасов органических веществ. Перемещение органических веществ происходит по коре стебля. Это легко доказать, если со свежесрезанной ветки акации или каштана снять кору на небольшом участке ближе к нижнему краю, а затем поставить ветку в воду. Через некоторое время выше срезанной коры появится утолщение или наплыв, где просматриваются молодые придаточные корни. Ниже места, где кора удалена, корни или не появляются вовсе или очень тонкие и маленькие. Вывод напрашивается сам собой: срез коры не дает органическим веществам перемещаться от листьев к корням растения. В связи с этим выше среза образуется наплыв с придаточными корнями. Таким образом, это служит неопровержимым доказательством вышеприведенного утверждения о том, что транспортировка питательных веществ органической природы происходит по коре стебля растения. Распределяются эти вещества так, что в первую очередь обеспечивается рост молодых частей растения. Причем они передвигаются как вниз к корневой системе, так и вверх к побегам, цветкам и плодам растения.

beaplanet.ru

Урок биологии по теме "Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении"

Разделы: Биология

Цель урока: раскрыть особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении.

Задачи урока.

Образовательные:

  • сформировать представление об особенностях транспорта веществ в растении и его биологическом значении;
  • дать понятие о соответствии строения органов растения выполняемым функциям.

Развивающие: развивать умения анализировать и сравнивать;

  • продолжить работу над развитием наблюдательности через работу с наглядным материалом;
  • развивать умения точно излагать свои мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы.
  • Воспитывающие:

    • воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала;
    • воспитание бережного отношения к природе.

    Ход урока

    1. Оргмомент.

    Приветствие, проверить готовность к уроку, определить цели и задачи.

    2. Опрос.

    Проведение биологического диктанта: соотнесите типы дыхания с представителями животных.

    1. Амеба обыкновенная.
    2. Майский жук.
    3. Озерная лягушка.
    4. Прыткая ящерица.
    5. Сизый голубь.
    6. Омар.
    7. Бурый медведь.
    8. Осетр русский.
    9. Лиса обыкновенная.

    А – кожа

    Б – легкие

    В – жабры наружные

    Г – трахеи

    Д – легочные мешки

    Б – жабры внутренние

    Ж – клеточное дыхание

    3. Объяснение новой темы.

    Рассматривая при изучении темы “Дыхание” вопрос об эволюции дыхательной системы у животных, мы обратили внимание на тесную взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем между собой. Ведь дыхание – это не просто обмен газами в легких или других органах дыхания, жабрах, например, это еще и клеточное дыхание, а к клеткам кислород надо транспортировать, доставлять, Доставляется к клеткам не только кислород для дыхания, но и питательные вещества, А из клеток удаляются продукты жизнедеятельности – углекислый газ. Это характерно для всех живых организмов, Вопросы транспорта веществ в организме – наша сегодняшняя тема. Начинаем ее рассматривать на примере растений.

    Рассмотрим передвижение веществ на примере уже изученного процесса фотосинтеза. Где происходит этот процесс?

    - В зеленых клетках растения, в основном в листьях.

    Что необходимо для нормального протекания процесса фотосинтеза?

    - Наличие солнечного света, углекислого газа и воды.

    А теперь подойдем к самому главному: доставке или транспорту необходимых для фотосинтеза веществ.

    Каким путем доставляется к клеткам листа углекислый газ?

    - Через устьица.

    Вспомним, как они устроены.

    - Это две клетки, устьичная щель между ними, которая ведет в межклеточное пространство (рис. 59, с. 68 учебника).

    Межклетники пронизывают всю толщу листа, соединяясь между собой. Ведь устьица в основном расположены на нижней стороне кожицы листа, а фотосинтез идет в клетках более глубоко расположенных тканей. Вот эта система межклетников и помогает углекислому газу добраться к зеленым клеткам, чтобы быть использованным для создания в ходе фотосинтеза органических веществ.

    Помимо углекислого газа в зеленые листья поступает вода. Забирает ее растение из почвы. (Вспоминают, как это происходит). У эвкалиптов. Произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту 100 м. Что за сила заставляет ее двигаться так высоко по стеблю? Эта сила называется силой корневого давления. Корень работает, как насос, непрерывно подавая воду наверх по стеблю в листья.

    Куда же девается эта вода?

    - Испаряется.

    Совершенно верно. Два этих процесса, испарение и всасывание ее корнем, очень взаимосвязаны. Без одного из них не будет другого. Испаряясь с поверхности листьев, вода защищает лист от перегрева. Кроме того, транспорт веществ в растении обеспечивает доставку минеральных веществ к клеткам стебля, листьев, плодов и семян.

    Выполним таблицу, которая покажет соответствие строения транспортной системы растения выполняемым функциям.

    Название проводящих образований Особенности строения Соответствие строения функции
    Сосуды древесины Различной толщины трубки, состоящие из члеников, каждый членик – клетка, вытянутая и лишенная содержимого Толстые стенки защищают от смятия под напором соседних клеток; отсутствие живого содержимого не препятствует продвижению воды и минеральных веществ
    Ситовидные трубки луба Трубки имеют стенки, состоящие из целлюлозы и слегка одревесневшие; построены из смежных клеток, разделенных поперечными перегородками, пронизаны сквозными отверстиями, напоминая сито; через эти отверстия цитоплазмы соседних клеток соединяются; в этих клетках нет ядер и многих органоидов Утолщенные стенки защищают от напора соседние клетки. Пронизанные отверстиями поперечные перегородки помогают соседним клеткам сообщаться между собой, Отсутствие ядра и многих органоидов не мешает передвижению органических веществ вниз по стеблю.

    4. Закрепление.

    Работа на закрепление материала:

    1. Передвижение веществ в растении обеспечивает:

    а) покровная ткань; в) образовательная ткань;

    б) проводящая ткань; г) фотосинтезирующая ткань.

    2. Одностороннее движение воды от корней к побегам обеспечивает:

    а) испарение; в) поглощение воды коревыми волосками;

    б) корневое давление; г) крупные межклетники.

    3. Сосуды древесины состоят из клеток:

    а) живых; в) живых и мертвых;

    б) мертвых; г) не имеют клеточного строения.

    4. Вода из растения перемещается из:

    а) корня в стебель; в) листьев в стебли;

    б) цветков в стебли; г) стеблей в корни.

    5. Вода удаляется из растения через:

    а) древесину; в) устьица;

    б) пробку; г) ситовидные трубки.

    5. Лабораторная работа.

    Тема: “Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю”.

    Цель: выяснить, по каким частям стебля передвигаются в растительном организме минеральные и органические вещества.

    Оборудование:

    Опыт 1. Побеги растений, поставленные на 5-7 дней в подкрашенную чернилами воду. Чернила в этой работе заменяют растворенные минеральные вещества.

    Опыт 2. Два побега: один контрольный, а у другого снято кольцо коры ближе к нижнему концу. Побеги стоят в воде на свету в течение 5-7 дней.

    Ход работы

    1. Передвижение по стеблю растворенных минеральных веществ.

    - Рассмотрите результаты опыта 1 (поперечный и продольный срезы побега). Какая часть стебля окрасилась? ______________

    - Вспомните, какие структуры проводящей ткани проводят воду и минеральные соли.

    - В какой части стебля они находятся? ___________

    - Результаты наблюдений и выводы внесите в первую строку таблицы.

    2. Передвижение по стеблю органических веществ.

    - Рассмотрите результаты опыта 2. Обратите внимание на утолщение на одном из побегов – наплыв. Чем можно объяснить образование наплыва? Какие вещества скапливаются в этом утолщении? ___________

    - Откуда они взялись? ___________

    - Почему у другого побега наплыв на образовался? ___________

    - Результаты наблюдений и выводы внесите во вторую строку таблицы.

    6. Домашнее задание.

    С.74, с. 77.

    7. Список используемой литературы.

    1. Биология. Живой организм. 6 класс: методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина / З.А. Томанова, В.И. Сивоглазов. М.: Дрофа, 2009.

    2. Биология. Живой организм. 6 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин. -М.: Дрофа./ 2008.

    3. Энциклопедия для детей. Биология. Т.2. М.: Аванта+, 2001.

    20.03.2012

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Ответы@Mail.Ru: Помогите, пожалуйста!!!

    http://www.bonsai.ru/dendro/physiology11.html

    http://herba.msu.ru/russian/departments/physiology/spezkursi/10.html

    3. Транспорт веществ в живых организмах.1. Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Поглощение воды и минеральных веществ корневыми волосками, расположенными в зоне всасывания корня. Передвижение воды и минеральных веществ по сосудам — проводящей ткани корня, стебля, листа. Сосуды — длинные полые трубки, образованные одним рядом клеток, между которыми растворились поперечные перегородки.

    2. Корневое давление — сила, благодаря которой вода и минеральные вещества передвигаются по стеблю в листья. Роль корневого давления в перемещении воды и минеральных веществ из сосудов корня в жилки, а затем в клетки листа. Жилки — сосудисто-волокнистые пучки листа. Испарение воды листьями за счет непрерывного движения воды из корней вверх к листьям. Устьица — щели, ограниченные двумя замыкающими клетками, их роль в испарении воды: периодическое открывание и закрывание в зависимости от условий среды.

    3. Сосущая сила, возникающая в результате испарения воды, и корневое давление — причины передвижения минеральных веществ в растении. Путь воды из корня в листья — восходящий ток. Короткий восходящий ток у травянистых растений, длинный — у деревьев. Передвижение воды и минеральных веществ у ели на высоту до 30 м, у эвкалипта — до 100 м. Опыт со срезанной веткой, помещенной в подкрашенную чернилами воду, — доказательство передвижения воды по сосудам древесины.

    4. Передвижение органических веществ в растении. Образование органических веществ в клетках растений с хлоропластами в процессе фотосинтеза. Их использование всеми органами в процессе жизнедеятельности: рост, дыхание, движение. Передвижение органических веществ по ситовидным трубкам — живым тонкостенным удлиненным клеткам, соединенным узкими концами, пронизанными порами. Кора дерева, наличие в ней луба с лубяными волокнами и ситовидными трубками. Передвижение органических веществ из листьев во все органы — нисходящий ток. Опыт с окольцованной веткой, помещенной в сосуд с водой, — доказательство передвижения органических веществ по ситовидным трубкам луба.

    otvet.mail.ru

    Параграф 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении

    

    1. Какие типы проводящих тканей в стебле вы знаете?

    Древесина, луб.

    2. Каковы особенности строения клеток этих тканей?

    Внутренний слой коры называют лубом. В его состав входят ситовидные трубки и клетки-спутницы, толстостенные лубяные волокна, а также группы клеток основной ткани.

    Ситовидные трубки — это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями (как у сита), ядра в этих клетках разрушились, а цитоплазма прилегает к оболочке. Это проводящая ткань луба, по которой перемещаются растворы органических веществ. Жизнедеятельность ситовидных трубок обеспечивают клетки-спутницы.

    Лубяные волокна — вытянутые клетки с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками — представляют механическую ткань стебля. В стеблях льна, липы и некоторых других растений лубяные волокна развиты особенно хорошо и очень прочны.

    Сосуды — характерные проводящие элементы древесины покрытосеменных. Они представляют собой очень длинные трубки, образовавшиеся в результате слияния ряда клеток, соединившихся «конец в конец».

    3. Что такое корневое давление?

    Корневое давление - давление в проводящих сосудах корней, обеспечивающее передвижение воды и растворённых в ней минеральных веществ к надземным органам растения.

    Лабораторная работа

    Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

    1. Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2—4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.

    Окрасилась древесина.

    2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.

    Окрасилась древесина. В этом опыте чернила заменяли минеральные вещества, растворённые в воде. Растворы этих веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.

    3. Прочитайте в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.

    Сосуды — типичные водопроводящие элементы только лиственных пород представляют собой длинные тонкостенные трубки, образовавшиеся из длинного вертикального ряда коротких клеток, называемых члениками сосудов, путем растворения перегородок между ними.

    4. Зарисуйте срезы.

    5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.

    Растворы минеральных веществ поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.

    Вопросы

    1. Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?

    Проводящие ткани объединяются в сосудистые пучки, часто окружённые прочными волокнами механической ткани. Поэтому такие пучки называют сосудисто-волокнистыми. Они проходят по всему стеблю, соединяя корневую систему с листьями.

    2. Какой опыт доказывает, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?

    У побега, поставленного в воду с чернилами, окрасилась только древесина.

    3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?

    Испарение способствует передвижению воды в растении. Благодаря испарению вода поступает через корни по стеблю в листья. Поднимается вода в листья и силой корневого давления.

    4. На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?

    На стебле комнатного растения (например, драцены или фикуса) осторожно сделаем кольцевой надрез. Удалим с поверхности стебля кольцо коры и обнажим древесину. На стебле укрепим стеклянный цилиндр с водой. Вы помните, что стебель дерева или кустарника состоит из кожицы, пробки, первичной коры, луба, камбия, древесины и сердцевины. Ситовидные трубки, по которым передвигаются органические вещества из листьев в другие органы растения, расположены в лубе. Окольцевав ветку, мы перерезали эти трубки, поэтому органические вещества, оттекающие из листьев, дойдут до кольцевой вырезки и будут там накапливаться.

    На поверхности свежего среза у растения всегда образуется раневая пробка. Клетки, находящиеся под раневой пробкой, энергично делятся. Они используют питательные органические вещества, скопившиеся перед кольцевым надрезом. Вскоре возникает кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Из наплыва развиваются придаточные корни.

    Итак, органические вещества передвигаются по лубу. Причём они могут перемещаться как вверх, так и вниз.

    5. Где запасаются органические вещества у разных растений?

    Часть веществ откладывается про запас в клетках плодов и семян у однолетних растений, а у двулетних и многолетних растений, кроме того, в клетках корней, стеблей и их видоизменений.

    Корнеплоды моркови, свёклы, репы и некоторых других растений — это своеобразные кладовые питательных веществ. Капуста кольраби образует толстый шаровидный стебель, похожий на репу. В таком стебле растение запасает питательные вещества.

    У деревьев и кустарников основные запасы органических веществ откладываются в сердцевине и древесине.

    Подумайте

    Могут ли знания о передвижении питательных веществ в растениях помочь управлять их развитием? Если да, приведите примеры.

    Зная, как передвигаются в растении питательные вещества, можно управлять их движением. Например, если обрезать боковые побеги у томата и винограда, можно направить к плодам те органические вещества, которые использовались бы при развитии удалённых побегов. Это ускорит созревание плодов и увеличит урожай.

    Задания

    Для подготовки к изучению прорастания семян возьмите четыре стакана или небольшие стеклянные банки и поместите в них одинаковое количество семян огурцов, фасоли, зерновок овса или пшеницы. В первом стакане семена оставьте сухими. Во второй на дно налейте немного воды и поставьте в тёплое место. Третий стакан до краёв наполните кипячёной водой и накройте его стеклом. В четвёртый стакан налейте немного воды (как во второй), но поставьте его на холод, например в холодильник, или закопайте в снег. Наблюдайте, что произойдёт с семенами в каждом стакане. Во всех ли стаканах и все ли семена проросли? Сделайте вывод, какие условия необходимы для прорастания семян. Свои наблюдения, и вывод запишите.

    Семена проросли только во втором стакане. В остальных случаях не соблюдалось одно из условий для прорастания семян — это наличие воды, воздуха и тепла.

    В первом случае необходима вода, т.к. зародыш может потреблять питательные вещества только в виде раствора. Поэтому семена остались в состоянии покоя.

    В третьем стакане не было растворенного кислорода, нечем было дышать зародышу семени, после его гибели семя просто загнивало в воде.

    В четвертом стакане семена не проросли из-за отсутствия тепла (может прорости только пшеница, т.к. является холодостойкой).

    Задания для любознательных

    Наблюдайте за образованием наплыва и придаточных корней на одревесневших побегах комнатных растений, повторив опыт, изображённый на рисунке 83. Посадив побег с корнями в почву, наблюдайте за развитием растения из укоренившегося побега.

    resheba.me