Лекарственные растения и травы

Меню сайта

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ: "ФИКУС", "КАКТУС", "БЕГОНИЯ". Пальчиковые игры про растения


Пальчиковые игры по лексическим темам.

Содержание

  1. Осень……………………………………………………………………………2

  2. Овощи. Огород…………………………………………………………………3

  3. Фрукты. Сад……………………………………………………………………4

  4. Деревья. Лес……………………………………………………………………5

  5. Грибы…………………………………………………………………………...6

  6. Ягоды…………………………………………………………………………...7

  7. Человек. Части тела……………………………………………………………7

  8. Семья……………………………………………………………………………8

  9. Дом……………………………………………………………………………...9

  10. Мебель………………………………………………………………………...10

  11. Посуда…………………………………………………………………………11

  12. Продукты питания……………………………………………………………12

  13. Одежда………………………………………………………………………...13

  14. Обувь………………………………………………………………………….14

  15. Игрушки………………………………………………………………………15

  16. Зима……………………………………………………………………………16

  17. Зимние забавы………………………………………………………………...16

  18. Новый год……………………………………………………………………..17

  19. Зимующие птицы……………………………………………………………..18

  20. Домашние птицы……………………………………………………………..19

  21. Домашние животные…………………………………………………………19

  22. Дикие животные……………………………………………………………...20

  23. Животные жарких стран……………………………………………………..21

  24. Животные севера……………………………………………………………..21

  25. Защитники Отечества………………………………………………………...22

  26. Профессии пап………………………………………………………………..23

  27. Мамин праздник……………………………………………………………...23

  28. Профессии мам……………………………………………………………….24

  29. Весна…………………………………………………………………………..25

  30. Перелетные птицы……………………………………………………………25

  31. Птицы………………………………………………………………………….26

  32. Инструменты. Бытовая техника……………………………………………..26

  33. Транспорт……………………………………………………………………..27

  34. Космос…………………………………………………………………………28

  35. Насекомые…………………………………………………………………….28

  36. Рыбы…………………………………………………………………………...29

  37. Комнатные растения. Цветы…………………………………………………30

  38. Школа………………………………………………………………………….31

  39. Лето……………………………………………………………………………32

  40. Хлеб……………………………………………………………………………32

  41. Город…………………………………………………………………………..33

Осень

«Осенняя прогулка»

Если мы идем гулять, («шагают» пальчиками по столу)

Зонт с собою нужно брать. («зонтик»-пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки)

Осенью от дождика (стучат пальчиком правой руки по левой ладони)

Спрячемся под зонтиком. («зонтик»)

(Метельская «100 физминуток»)

«Зонтик для мышонка»

По листьям дождик застучал. (стучат пальчиком право руки по левой ладони)

Мышонок быстро гриб сорвал

И спрятался под ним у пня.(на вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой.)

- Хороший зонтик у меня! («зонтик»-пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки).

(Метельская «100 физминуток»)

«Осень»

Осень, осень, непогода, (сжимать и разжимать кулачки)

Листья по ветру летят, (круговые движения кистями)

Лужи прямо у порога, (поднять руки ладошками к себе, соединив средние пальцы – «ворота»)

Мокнут ножки у ребят. (стряхнуть «воду» с рук).

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу, начиная с мизинца)

Вышел дождик погулять. (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить? («шагают» средним и указательным пальцами по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!» (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

«Ох!» (один хлопок)

И ушел. (ритмичные хлопки по столу)

Газон засох.

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Я по улице гуляла («шагают» пальчиками по столу)

И листочки собирала. (загибают поочередно пальцы)

Все в букетик собрала (двумя руками «держат» букет)

И ребятам принесла. (показывают ладони)

(Никитина «33 лексические темы»)

«Подарки осени»

Ходит осень по полям. («шагают» пальчиками по столу)

- Что ты, осень, принесла нам? (разводят руками в стороны)

С нами поделись ты!

- Вот рябины кисти, (загибают по очереди пальцы на руках)

Вот орехи спелые,

Вот грибы вам белые,

Вот вам подосиновики,

Сыроежки синенькие.

А еще – тяжелые бронзовые желуди. (сжимают пальцы в кулак и трясут ими)

Мой букет красив и ярок, (сжимают и разжимают пальцы рук)

Принесла его в подарок.

(Никитина «33 лексические темы»)

Овощи. Огород.

«Репка»

Расти большая, репка, (приседают и медленно поднимаются)

Вырастай крепкая, (сжимают и разжимают кулачки)

Сладкая да белая, («замок»-ладошки прижать друг к другу, пальцы переплести)

Чтоб детвора поела! (сжимают и разжимают кулачки)

(Метельская «100 физминуток»)

«В нашем огороде»

Огурцы, капуста, перец

В нашем огороде есть (загибают по одному пальцу)

Сварим, суп, в салат порежем, (круговые движения кулачков)

Можем и сырыми съесть! (хлопки в ладоши)

(Метельская «100 физминуток»)

«Огород»

В огороде много гряд: (сжимают и разжимают пальцы в кулак)

Тут и репа, и салат, (по очереди разжимают пальцы из кулака)

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Оставайся на год

Наш зеленый огород. (сжимают и разжимают пальцы).

(Никитина «33 лексические темы»)

У Лариски две редиски. (Сжимают пальцы в кулак, по одному пальцу разжимая)

У Сережки-сорванца два зеленых огурца.

А у Вовки две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

(Никитина «33 лексические темы»)

«Огород»

Огород у нас большой, (положить руки на стол тыльной стороной ладоней)

Урожай здесь неплохой. (положить руки на стол ладонями вниз)

Овощами называют (соединять все пальцы с большим сначала на правой, затем на левой )

То, что с грядок собирают.

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

«Сколько грядок в огороде?»

В огороде у Федоры (поочередно загибают пальцы)

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Феклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Поможем урожай собрать.

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

Повторяй за мной зарядку. (сжимают и разжимают пальцы)

В ней звук Т пришел на грядку.

Тыква – вот, а вот – томат. (по очереди загибают пальцы по одному)

Здесь – капуста, здесь – салат,

Тмин, картошка, артишок

И петрушки корешок.

Все, что вырастили мы,

Будем есть мы до весны.

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

Фрукты. Сад.

«Фрукты»

Я у бабушки в деревне (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке)

Фрукты собираю. (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке)

Груши, яблоки и сливы (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке)

С дерева срываю. (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

«Яблоко»

Яблочко из сада (округляют ладони, пальцы касаются друг друга)

Еж в нору принес («ежик»-кулачок правой руки прижать к ладони левой)

Наливное, сладкое (округляют ладони, поворачивая их в стороны)

Ежихе преподнес. («ежик»)

(Метельская «100 физминуток»)

«Фрукты»

Знают взрослые и дети: (сжимают и разжимают пальцы)

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины, (загибают пальцы по одному, начиная с мизинца)

Абрикосы, мандарины,

И бананы, и гранаты

Витаминами богаты.

(Никитина «33 лексические темы»)

«Компот»

Будем мы варить компот –

Фруктов нужно много. Вот. (левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»)

(Никитина «33 лексические темы»)

Палец толстый и большой (выполнять действия в соответствии с содержанием)

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

Деревья. Лес.

«Ветер по лесу летал»

Ветер по лесу летал, (плавные движения ладонями)

Ветер листики считал: (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, (загибают по одному пальцу, начиная с большого)

Листья рябины,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают пальцы)

(Никитина «33 лексические темы»)

«Осинка»

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру, (раздвинув пальцы на руках, трясут руками)

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару…(сжимают и разжимают пальцы рук)

Дайте осинке

Пальто и ботинки:

Надо согреться

Бедной осинке. (соединяют пальцы рук вместе и дуют на них)

(Никитина «33 лексические темы»)

Ветер северный подул:

«С-с-с», все листья

С липы сдул… (пошевелить пальцами, подуть на них)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (стучат пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (стучат кулачками по столу)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук )

Одеялом их накрыл. (ладони крепко прижать к столу)

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

«Мы пошли в лесок гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, (загибают пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малинкой,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

(Никитина «33 лексические темы»)

На березе, на осине (сжимают и разжимают кулачки)

Догорели листья…

Дунул ветер, и рябина (разжимают кулачки и тихонько кладут ладони на стол)

Уронила кисти…

Дождик моет желтый луг (поглаживание кисти правой, затем левой руки)

Ржавый и шершавый

И земля вздыхает:

- Уф!.. Отдохну, пожалуй… (спокойно положить руки на стол)

(Гомзяк «Говорим правильно»)

Грибы.

«По грибы»

В лес пойду я по грибы, (левую руку сжать в кулак, правую ладошку положить сверху)

Соберу боровики. (сжимать и разжимать кулачки)

Принесу я их домой. («домик»-соединить пальцы рук «крышей»)

Мама сварит суп грибной. (поочередно соединять пальцы с большим на обеих руках)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

«За грибами»

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками, (сжимают и разжимают кулачки)

Мы идем с лукошками,

Мы идем с корзинками. («шагают» пальчиками по столу)

Прямо за опушкой вдруг

Нашли волнушки мы (загибают по очереди пальцы)

И пенек с опенками под рябинкой тонкою.

Крепкий подберезовик вырос под березою,

Красный подосиновик вырос под осиною.

(Никитина «33 лексические темы»)

«Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимают и разжимают пальцы)

Мы идем грибы искать. (поочередно разгибают из кулачка по одному пальцу, с мизинца)

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов, («шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов. (переплести пальцы обеих рук)

Мухомор красный – гриб опасный. (поочередно загибают по одному пальцу)

А второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

(Нищева «Система коррекционной работы»)

«Опята»

На пеньке живет семья, (одна рука сжата в кулак, прикрыта ладошкой другой руки)

Мама, папа, братья, я. (ладошку снимают, пальчики поочередно разжимаются)

Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх)

Есть у каждого своя. («крыша» из ладошек)

(Гомзяк «Говорим правильно»)

Ягоды.

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы обеих рук «здороваются»)

В лес идем мы погулять. («шагают» указательный и средний пальцы по столу)

За черникой, за малиной, (загибают пальцы, начиная с большого)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(Никитина «33 лексические темы»)

«Малинка»

Что очень любит детвора (сжимают и разжимают кулачки)

Срывать с колючего куста (пальцы обеих рук поочередно касаются большого)

И собирать в корзинку? (из одной руки делают «корзинку», другой «кладут ягодки»)

Конечно же малинку.

(Никитина «33 лексические темы»)

С веток ягоды снимаю (пальцы обеих рук поочередно касаются большого)

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко! (сжимают и разжимают кулачки)

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть - (руки подносят ко рту – «едят»)

Легче будет к дому путь. («шагают» пальцы по столу)

Я поем еще малинки. («едят»)

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…(загибают пальцы по одному)

Снова буду собирать.

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

Человек. Части тела.

«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять – (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять – (затем сгибают пальцы в том же порядке)

В домик спрятались опять. (сжимают пальцы в кулачок)

Этот пальчик хочет спать, (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – ура! (разжимают кулачок)

В детский сад идти пора!

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

«Человечек»

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек. (развести руки в стороны)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

«Тело»

Есть на пальцах наших ногти, (указывают на упоминаемую часть тела)

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

Но она всего одна.

(Никитина «33 лексические темы»)

«Голова»

Есть у нас на голове (указывают на упоминаемую часть тела)

Уха два и мочки две.

Брови. Скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки. Нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот, что знаем мы с тобой!

(Никитина «33 лексические темы»)

«Пальцы»

(четыре пальца сложены в кулак, большой палец дотрагивается до каждого поочередно, «отвечая», каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается)

- Братец, принеси дрова!

- Заболела голова!

- Средний, ты наколешь дров?

- Я сегодня не здоров!

- Ну, а ты натопишь печку?

- Ох, болит мое сердечко!

- Ты, меньшой, свари обед!

- У меня силенок нет!

- Что же, сделаю все сам,

Но обеда вам не дам!

Голодать готовы?

- Мы уже здоровы!

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

Семья.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, (поочередно загибают пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – наш малыш,

Пальчики сжимаю я – (сжимают и разжимают пальчики)

Это вся моя семья!

(Метельская «100 физминуток»)

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая (ритмично хлопают в ладоши и ударяют кулачками)

Да веселая:

Два у лавки стоят, (загибают большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят, (загибают указательные пальцы)

Два Степана у сметаны объедаются. (средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. (безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (загибают мизинцы)

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

«Моя семья»

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимать и разжимать пальцы на обеих руках)

Начинаю я считать.

Папа – раз, (согнуть большой палец)

А мама – два, (согнуть указательный палец)

Три – сестра, (согнуть средний палец)

Четыре – я. (согнуть безымянный палец)

Деда и бабой не забуду, (согнуть мизинец)

Пять и шесть – считать я буду.

Как я рад, что у меня (сжимать и разжимать пальцы)

Очень дружная семья. (соединить обе руки в рукопожатии)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

Дом.

«Домик»

Дом мы строим («крыша» - соединить подушечки пальцев обеих рук)

Выше, выше!

Есть окошки в нем (добавить соединенные большие пальцы – «окно»)

И крыша!

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

«Строим дом»

Туки-туки молотком, (стучат кулаками один по другому)

Строю, строю новый дом. (ладони располагаются под углом)

Будет он большой, как ель,

Будут окна, будет дверь. (делают из пальцев «окно» и «дверь»)

Всех в него я поселю: (хлопают в ладоши)

Мышку, зайчика, лису.

(Никитина «33 лексические темы»)

«Строим дом»

Молотками мы стучим, (стучат кулачками, держа сверху то один, то другой)

Строить новый дом хотим. («домик» - соединяют ладони крышей)

Кто в доме будет жить?(сжимают и разжимают переплетенные пальцы обеих рук)

С нами кто будет дружить?

- Девочки и мальчики, (поочередно сжимают и разжимают кулачки обеих рук)

Маленькие пальчики! (пальчики «здороваются» друг с другом)

(Метельская «100 физминуток»)

«Мальчик строит дом»

Мальчик строит дом. (постукивают кулачками один о другой)

Он увлечен своим трудом:

Из камня мальчик строит дом. («домик»-соединить подушечки пальцев под углом)

Сердитый ветер налетел, (покачивают руками над головой)

Шел град, но дом остался цел. (стучат пальцами одной руки по ладони другой)

Лил дождь, был гром –

Не рухнул дом! («домик»)

(Метельская «100 физминуток»)

Мебель.

«Стул»

Ножки, сиденье и спинка –

Стульчик для нашей Иринки. (левую ладонь держать вертикально, к ней приставить правую руку, сжатую в кулак)

(Метельская «100 физминуток»)

«Стол»

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки. (правую руку сжать в кулачок, сверху положить выпрямленную ладонь левой руки)

(Метельская «100 физминуток»)

«Кровать»

Мы поставили кровать, (соединяют ладони перед грудью, опустив вниз большие пальцы и мизинцы)

Чтобы мягко было спать. (подносят сложенные вместе ладошки к щеке)

(Метельская «100 физминуток»)

«Диван»

В комнате стоит диван,

А на нем сидит Иван. (к ребру выпрямленной ладони приставить под прямым углом ребро второй выпрямленной ладони)

(Метельская «100 физминуток»)

«Мебель»

На эту кушетку, (поочередно загибают пальцы рук)

На эту тахту,

На эту кровать

Или даже на ту,

На этот диван

Или даже на тот,

Где целыми днями (сжимают и разжимают пальцы)

Валяется кот,

Ложитесь и спите, (ладони кладут под щеку)

Пожалуйста, сами!

(Никитина «33 лексические темы»)

«Шкаф»

Шкаф дремучий, шкаф из дуба. (сжимают и разжимают пальцы)

В нем – костюмы, платья, шубы. (поочередно загибают пальцы)

В нем - еноты, лисы, волки.

Белки там – на верхней полке.

И весь день в шкафу темно, (закрывают глаза руками)

Как в лесу или в кино. (открывают глаза).

(Никитина «33 лексические темы»)

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре – (загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают пальцы)

В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальцы, начиная с большого)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидим за столом,

Чай с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают и стучат кулачками)

Много мебели в квартире.

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

«Наша квартира»

В нашей комнате – столовой –

Есть отличный стол дубовый, (поочередно загибают по одному пальцу)

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Посуда.

«Помощница»

Я тарелки разложу, (переворачивать ладони вверх-вниз)

Ложки, вилки положу. (согнуть пальцы, образуя «ковшик», перевернуть руки ладошками вниз, пальцы в стороны, постучать ладошками по столу)

Маме помогаю, (соединить ладошки друг с другом)

На стол я накрываю. (левую сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь правой руки)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения)

И бежит, бренчит, стучит сковорода: («бегут» пальцами по столу)

«Вы куда? Куда? Куда?» (сжимают и разжимают пальцы)

А за нею вилки, (загибают поочередно пальцы)

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по дорожке. («скачут» пальцами по столу)

(Никитина «33 лексические темы»)

«Помощники»

Раз, два, три, четыре, (ударяют кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальцы по одному)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (загибают пальцы по одному)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (ударяют кулачками друг о друга)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

«Мамины помощницы»

Помогали дочки маме, (сжимают и разжимают кулачки)

Вымыли посуду сами: (трут одну ладошку другой)

Чайник, чашку, (загибают пальцы по одному)

Ложки, вазу,

Маленький зеленый тазик.

Мыли, мыли, мыли, мыли – (трут ладошки друг о друга)

Вазу вдребезги разбили, («рисуют» силуэт вазы, затем встряхивают кистями рук)

Потеряли где-то ложку. (разводят руки в стороны)

Маме помогли немножко! (хлопают в ладоши)

(Метельская «100 физминуток»)

Продукты питания.

«Пирожки»

Я пеку, пеку, пеку (имитируют лепку)

Деткам всем по пирожку.

Маком я притрушу, («посыпают» щепоткой)

В печь горячую сажу. (показывают, как двумя руками пирог «сажают» в печку)

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

«Угощенье»

Гости будут в воскресенье, (указательный и средний «шагают» по столу)

Приготовим угощенье: (руки сжаты в кулаки, круговые движения кулаками)

Торт, конфеты и пирог, (разжимают пальцы по одному, начиная с мизинца)

А еще вишневый сок!

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения)

«Зернышко»

Мышка зернышко нашла (сжимают и разжимают пальцы)

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку – с капустой, (загибают пальцы по одному, начиная с мизинца)

Мышонку – с картошкой,

Мышонку – с морковкой,

Мышонку – с морошкой.

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

«Машина каша»

Маша каши наварила, (указательным пальцем правой руки мешают в левой ладошке)

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку, (загибают по одному пальчику)

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (разжимают кулачок)

Все до крошки раздала. (сдувают «крошки» с ладошки)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Одежда.

«Стирка»

В таз воды я наливаю. (сжимают и разжимают кулачки)

Свои вещи достаю. (хватательные движения руками)

Их сама я постираю (потереть кулачок о кулачок)

И в порядок приведу. (стряхивают «воду» с рук)

Мама очень удивится, (развести руки)

Будет мной она гордиться. (поднять вверх большие пальцы обеих рук)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения)

«Это чья рубашка?»

Это чья рубашка – (сжимают и разжимают пальцы)

Белые горошины? (складывают пальцы, образуя «горошину»)

Бабушка старалась, (движения, напоминающие шитье иглой)

Шила для Алешеньки.

Это чей сарафан (сжимают и разжимают пальцы)

С белыми ромашками?

Бабушка старалась, («шьют» иголкой)

Шила для Наташеньки.

(Никитина «33 лексические темы»)

«Одежда»

В понедельник я кроила, (загибают по одному пальцу)

А во вторник – платье шила.

В среду – фартук вышивала,

А в четверг – белье стирала:

Все свои платочки

И братишкины носочки.

А в пятницу

infourok.ru

Пальчиковые игры о лекарственных растениях

Пальчиковые игры о лекарственных растениях

ЦВЕТКИ

Наши алые цветки распускают лепестки, (Медленно разгибать пальцы из кулаков)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.  (Покачивать кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветки закрывают лепестки,   (Медленно сжимать пальцы в кулаки)

Головой качают, тихо засыпают.               (Покачивать кулаки вперед – назад)

МАК

На пригорке вырос мак               (Пальцами левой руки сделать бутон)

Он склонил головку так.            (Бутон наклонить)

Бабочка над ним порхает,          (Кисти рук перекрестить, помахать,

Быстро крыльями мелькает.      (как бабочка крылышками)

ЦВЕТОК

Вырос красивый цветок на поляне,   (Прижать кисти рук, показывая цветок)

Ветер колышет его лепестки.      (Покачивать разведенными в стороны пальцами)

Всем лепесткам красоту и дыханье   (Прижать ладони тыльными сторонами

Дружно дают под землей корешки.   (Развести пальцы в стороны и покачать)

ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ

Друг от друга деревья росли далеко    (показать дерево обеими кистями)

Человеку пройти этот путь нелегко,   (Шагать указательным и средним пальцами

Только корни деревьев                         (Приложить кисти друг к другу тыльными

Однажды сплелись,                               сторонами, пальцы вниз)

Будто дерева два навсегда обнялись.   («Деревья»)

ЛЕС

Здравствуй, лес, дремучий лес,          (Поднять обе руки ладонями к себе, широко

Полный сказок и чудес!                      расставить пальцы)

      (С.Погореловский)                                                          Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика»

ЯГОДКИ

Чуть приподнимаем перед собой руку, так, чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.

С ветки ягодки снимаю            Пальцами другой руки поглаживаем каждый

                                                    пальчик от основания до самого кончика, как

                                                    будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.             Обе ладошки складываем перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко,            Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываем

                                                    другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.            Одна сложенная ладошка имитирует лукошко,

Я поем еще чуть-чуть,              другой рукой достаем воображаемые ягодки и

                                                    отправляем их в рот.

Легким будет к дому путь!       Имитируя ножки, средний и указательный

                                                     пальчики на обеих руках «убегают» как можно

                                                     дальше.

НА ПОЛЯНКЕ

Здравствуй, полянка большая!              Пальцы правой руки по очереди

Здравствуй, трава-мурава!                     «здороваются» с пальцами левой,

Здравствуй, ягодка лесная!                    похлопывая друг друга кончиками.

Ты поспела  и вкусна.

Мы лукошечко несем,                            

Всю тебя мы соберем.                           Одновременное соединение одноименных

                                                                 пальцев.

ТРАВКА

Ветерок шуршит травой               Ладони повернуты к себе, пальцы растопырены.

Прячет ягодку от нас,                   Интенсивное «трепетание» пальцами.

Только мы ее найдем,                   Поочередное соединение всех пальцев с большим

На варенье соберем.                     Имитируем сбор ягод.                 

БРУСНИКА

Я по лесу пойду,                       Дети ходят по ковру, собирая рассыпанные

Я бруснику найду.                   горошинки, читая стихотворение и имитируя

Если нет лукошка,                   движения.

Соберу в ладошку.

Прыгну через лужицу,

Голова закружится,

А в траве брусника –

Тут ее найди-ка!

  ЕЛКА

Елка быстро получается,                 Ладони от себя, пальчики пропускаются между

Если пальчики сцепляются,            собой, ладони под углом друг к другу. Пальцы

Локотки ты подними,                      выставляются вперед. Локти к корпусу не

Пальчики ты разведи.                      прижимаются.

    БЕРЕЗКА

У красы -березки                     Прижать руки тыльной стороной друг к другу.

Платье серебрится,                 Пальцы растопырены, подняты вверх.

У красы-березки                      Шевелить кистями и пальцами.

Зелены косицы.

Со двора к березке                 Перебирать пальцами по столу (бегут козы)

Выскочили козы.

Стали грызть березку             Сжимать и разжимать пальцы рук.

А березка в слезы.                   Потереть глаза кулачками (плачет)

       П.Воронько

КРЫЖОВНИК

Низок да колюч,                       Опустить ладони вниз, затем растопырить пальцы

Сладок, да пахуч,                     Сжимать и разжимать пальцы рук

Ягоду сорвешь -                        «Срываем»  ягоды

Всю руку обдерешь.                 Провести пальцами одной руки по тыльной стороне

          загадка                              кисти другой (царапаем)

СМОРОДИНА

Две сестры летом зелены,            Поочередное соединение всех пальцев с большим

К осени одна краснеет,                 Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук

Другая – чернеет.                          

         

Раз , два , три , четыре , пять, В лес идём мы погулять .За черникой , за малиной , За брусникой , за калиной .Землянику мы найдём И братишке отнесём! (Сначала загибаем или разгибаем пальчики на каждую ягодку. В конце - ладошки сложить лодочкой и "угостить" ягодками)

Мы шли - шли - шли , Землянику нашли . Раз , два , три , четыре , пять , Мы идём искать опять. (Сначала шагаем по столу, затемзагибаем пальчики одновременно на обеих руках, потом снова "шагаем" по столу.

С веток ягоды снимаю и в лукошко собираю.("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку.Ягод - полное лукошко ! Я попробую немножко.(щипотку поднести ко рту) Я поем ещё чуть - чуть - легче будет к дому путь! Я поем ещё малинки . Сколько ягодок в корзинке? Раз, два, три, четыре, пять… (загибаем пальчики)Снова буду собирать !

Пальчик, пальчик-непоседа, где ты бегал, где обедал? Я с мизинцем ел малинку, с безымянным ел калинку, Ел со средним землянику, с указательным клубнику! (загибаем пальчики)

«Ягоды» Ягоды – это крыжовник, (Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке) Клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, Смородина и земляника. Запомнил ягоды я наконец. (Поднимают плечи, удивляются) Что это значит? Я – молодец! (Большой палец вытягивают вперёд)

multiurok.ru

Пальчиковая гимнастика в стихах

Пальчиковая гимнастика в стихах – это очень полезная программа для развития моторики у детей разного возраста. Также она способствуют развитию речи и творческих способностей, где очень важным аспектом является то, что все действия в пальчиковых играх сопровождаются стихами. Рассмотрим некоторые примеры гимнастики для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика на тему «Овощи»

Цель - расширить знания и представления детей об овощах. Такая пальчиковая гимнастика в стихах может быть весьма занимательной для самых маленьких. Например, попробуйте выучить отрывок из стихотворения "Овощи" Ю. Тувима.

1. С базара однажды хозяйка пришла, («шагаем» средним и указательным пальцем по столу)

С базара хозяйка домой принесла: (по-очереди загибаем на руках пальцы)

Капусту,

Картошку,

Морковку

Свеклу,

Петрушку и горох.

Ох!.. (хлопок в ладоши)

2. Овощи спор завели на столе (пальцы на обеих руках сжимаем в кулаки и потом разжимаем)

Кто лучше, нужней и вкусней на земле: (загибаем пальцы на руках по-очереди)

Капуста?

Картошка?

Морковка?

Свекла?

Петрушка или горох?

Ох!..(хлопок в ладоши)

3. Тем временем ножик хозяйка взяла (ладонь раскрываем, другую ладонь ставим ребром и делаем режущие движения)

И этим ножом крошить начала: (загибаем пальцы на руках по-очереди)

Капусту,

Картошку,

Морковку,

Свеклу,

Петрушку и горох.

Ох!..(хлопок в ладоши)

4. Крышкой накрытые в душном горшке (раскрываем ладонь и накрываем другую руку, которая в это время сжата в кулак)

В крутом кипятке кипели, кипели: (по-очереди загибаем пальцы на руках)

Капуста,

Картошка,

Морковка,

Свекла,

Петрушка и горох.

Ох!...(хлопаем в ладоши)

Супчик овощной оказался неплох! (гладим себя по животу ладошкой)

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Цель - научить детей различать осенние цветы.

"Цветы"

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

Ещё одна пальчиковая гимнастика на тему «Цветы»

Посадили в землю зернышко, ("положите" в ладонь ребёнка «зернышко»)

На небе выглянуло солнышко.

Свети, солнышко, свети! (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)

Расти, зернышко, расти! (ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)

Появляются на стебельке листочки, (соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)

Распускаются на стебельке цветочки, (сжимаем кисти и по-очереди разжимаем)

Пальчиковая гимнастика в стихах на тему «Рыбки»

Пример:

Рыбки, где вы?

Где вы, где вы, рыбки, рыбки?

Рыбки воду полюбили.

Вы живете, рыбки, сами?

Двигаете вы плавниками.

На вашем теле чешуя.

Блестит она, как жар горя.

Вы не спите, рыбки, рыбки

Вы плывите! Вы плывите!

А теперь включив свое воображение, попробуйте придумать совместно со своим чадом движения для пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять, (ударить пальцами обеих рук по коленям. С мизинца - левой рукой, с большого пальца — правой рукой)

Дождик вышел погулять. (беспорядочные удары)

По привычке шел неспешно, (указательным и средним пальцами шагаем вперед)

Ведь спешить ему куда?

На табличке вдруг читает: (ударяем то кулачками, то ладонями)

"Не ходите по газону!"

Дождь тихонечко вздохнул: "Ох!» (часто и ритмично хлопаем в ладоши)

И ушел. Засох газон. (ритмично хлопаем по коленям)

Детская пальчиковая гимнастика с малышами до 1 года

С детками до года сначала делается пальчиковая гимнастика, а затем им читается стих. Вместе с ребенком выполните пальчиковую гимнастику в стихах описанную ниже. Постепенно ваш ребенок выучит текст и будет повторять его самостоятельно.

Пример:

  1. На счет «раз-два» - пальцы врозь-вместе (с положения ладони на столе).
  2. На счет «раз, два, три» - ладошка-кулачок-ребро.
  3. На счет «раз, два, три, четыре, пять» - на обеих руках соединяем пальцы: большой левой руки с большим правой руки, указательный на левой с указательным на правой и т.д. (пальчики здороваются).
  4. Средний и указательный пальцы левой, а потом правой руки бегают по столу (человечек).
  5. Движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют одновременно обе руки (дети бегут наперегонки).

«Мальчик-с-пальчик»

Мальчик-с-пальчик, где ты был?

С этим другом в лес ходил.

С этим другом щи варил.

С этим другом кашу ел.

С этим другом песни пел.

С этим – в дудочку дудел.

Каждый пальчик ребенка загибайте, будто бы разговаривая с ним: от указательного пальчика до мизинца.

Вот как много интересного вы узнали о детской гимнастики в стихах.

 

womanadvice.ru

Пальчиковая гимнастика. Группы. Пальчиковые игры о цветах. Пальчиковые игры о цветах. МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №29" Сергиев Посад

Пальчиковая гимнастика«Фиалка»

«Фьють, фьють!» - птицы распевают.       Пальцы рук плотно сжаты,

                                                                     открываем – закрываем «клювики».  

На лугу фиалки расцветают.                 Руки в вертикальном положении, ладони

                                                                      прижаты друг к другу,  пальцы округлить.                                                                                                  

И земля глядит на нас                             Поочередно соединяем каждый пальчик

Сотней фиолетовых глаз.                       руки с большим пальцем.

Пальчиковая гимнастика«Мы цветы в саду сажаем»

Мы цветы в саду сажаем,                     Ладошку левой руки сложить в горсть,

                                                                     правой взять «семя», опускать вниз.  

Их из лейки поливаем.                          Имитировать движение «полив из лейки».

Астры,                                                         Соединить кисти рук, образуя шарик.

Лилии,                                                         Раскрыть пальцы в стороны.                                                                                                  

Тюльпаны                                                  Сложить ладошки лодочкой.

Пусть растут для нашей мамы.          Медленно поднять руки вверх, раскрыть в

                                                                            стороны.

Пальчиковая гимнастика«Цветок распускается»

Солнце поднимается,                    Скрещенные руки с широко расставленными

Цветочек распускается.                 пальцами медленно поднимаются над головой.  

Солнышко садится,                         Ладони с сомкнутыми пальцами соприкасаются

Цветочек спать ложится.               запястьями.

 

Пальчиковая гимнастика«Цветы растут»

Высокие, красивые                           Скрещенные руки с широко расставленными

                                                                пальцами медленно опускаются.

Цветы у нас растут.                            Ладони вместе соприкасаются пальцами и

                                                                запястьями.

А корни под землею                         Руки вверх, ладони с сомкнутыми пальцами,

                                                                соприкасаются запястьями.

Для них водичку пьют.                            Руки опустить вниз, ладони соединить

                                                                 обратной стороной, широко расставить

                                                                 пальцы.

 

Пальчиковая гимнастика«Наши нежные цветки»

Наши нежные цветки               Руки в вертикальном положении. 

Распускают лепестки.                Развести пальцы рук.

Ветерок чуть дышит,                 Ритмичные движения пальцев рук.

Лепестки колышет.  

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.               Соединить пальцы вместе.

Тихо засыпают,                         Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.

Головой качают.    

 

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Утром рано он закрыт,              Кисти рук находятся в исходном положении.

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки –              Ладони отходят друг от друга, подушечки больших

                                                         пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук

                                                         напоминают полураскрытый бутон.

Красоту их вижу.                         Кисти рук у запястья соединены, пальцы плавно

                                                         расходятся в разные стороны, напоминая

                                                         раскрывшийся цветок.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик.                      Пальцы сомкнуты – нераскрывшийся цветок.

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.                 Кисти рук кладут под щеку – имитация сна. 

 

Пальчиковая гимнастика  «Мак»

На пригорке вырос мак,                 Пальцы левой руки собрать в щепоть,

                                                               сделать «бутон».

Он склонил головку так.                 Наклонить «бутон».

 

Бабочка над ним порхает,            Кисти рук перекрестить, помахать

Быстро крыльями мелькает.        крылышками, как бабочка.

По тугому стебельку                       Правая рука – «жук», перебирая пальцами- 

Жук ползет: «Что там вверху?»    лапками, ползет вверх по левой руке-

                                                              стебельку от локтя до запястья.

Вот дополз он до цветка,               Правой рукой отогнуть на левой руке

Отогнул два лепестка,                     большой и указательный палец.

Внутрь забрался, поворчал,          Пальцы правой руки вложить в ладонь левой.

Круглый домик увидал.                 Пальцы левой руки сложить в щепоть.

Лапкой в стенку постучал,            Каждым пальцем правой руки постучать

Но ответ никто не дал.                   в «коробочку» мака.

Облетели лепестки,                        Правой рукой отогнуть пальцы левой руки.                     

Высох домик от жары,

Стал греметь, как погремушка.    Пальцы левой руки сложить в кулак,

Вот так славная игрушка!               «погреметь», как погремушкой.

 

Пальчиковая гимнастика   «Цветок на поляне»

Вырос высокий цветок на поляне,      Руки в вертикальном положении, ладони

                                                                      прижаты друг к другу, пальцы округлить.                                                                                                      

Утром весенним раскрыл лепестки.  Развести пальчики в стороны

Всем лепесткам красоту и питанье     Ритмичное движение пальцами

                                                                       вместе – врозь.  

Дружно дают под землей корешки.   Тыльные стороны ладоней соединены,

                                                                       пальцы опущены вниз – корень растения.

 

Пальчиковая гимнастика    «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы                                 Руки в вертикальном положении,

Небывалой красоты.                                 ладони раскрыты.                                                                                                      

К солнцу тянутся цветы –                         Потянуться, руки вверх.

С ними потянись и ты.                                                                                                                    

Ветер дует иногда,                                     Взмахи руками, изображая ветер.

Только это не беда.                                                           

Наклоняются цветочки,                            Наклонить кисти рук.

Опускают лепесточки.

А потом опять встают                                Распрямить кисти рук, пальцы раскрыты.

И по-прежнему цветут.

 

Пальчиковая гимнастика    «Каждый бутончик»

Каждый бутончик                              Пальцы рук собраны в щепоть – «бутончики».

Склониться бы рад                                             

Влево и вправо,                                 Раскачивать «бутончики».

Вперед и назад.                                                                                                                    

От ветра и зноя                                  Соединить вместе локти и ладони рук,

Бутончики эти                                     образуя один большой «букет».

Спрятались  быстро                    

В цветочном букете.

 

Пальчиковая гимнастика    «Подсолнух»

У подсолнуха ладонь – ого-го!                Показать левую ладонь.                                                                            

Сто семян в ладони щедрой у него.      Постучать пальчиками правой руки по

                                                                         по левой ладони.

В тесноте, да не в обиде все сидят,       Сжать левую ладонь в кулачок.

С ясным солнышком о лете говорят.     Поднять обе руки вверх, растопырить

                                                                         пальчики.

 

29sp.detkin-club.ru

"ФИКУС", "КАКТУС", "БЕГОНИЯ". Новости 3 "Старшая группа". ГУО "Ясли-сад № 91 г. Гродно"

ФИКУС 

Ну-ка, фикус, похвались -                              ( Хлопки)

Вот какой огромный лист!                          (Растопырить пальцы рук)

Сделан будто бы из кожи,                            (Потереть ладони)

Фикус, мы тебе поможем:                           (Сжимать и разжимать кисти рук)

Каждый толстенький твой лист             (Прижать ладони друг к другу)

Вымоем старательно.                                  (Поглаживаем кисти («моем»)

Зеленей ты становись                                  (Хлопки)

Ростом - с воспитателя!                             (Потянуться, руки поднять вверх)

КАКТУС

Я с виду колючий, но добрый внутри,          (Растопырить пальцы, затем сжать

                                                                                                       кисти рук («рукопожатие»)

Не бойся, дружок, на меня посмотри.          (Погрозить пальцем)

Хоть я и погладить себя не даю,                   (Поочередное соединение всех пальцев с

                                                                                         большим, начиная с указательного)

Зато всех на свете я очень люблю.                (То же, начиная с мизинца)

БЕГОНИЯ

Какое красивое имя – бегония!                   (Ритмично сжимать и разжимать

                                                                                                                             пальцы рук)

Как будто все время куда-то бежит.           (Указательными и средними пальцами

                                                                                                                   «бежим» по столу)

Живет на окошке красавица скромная        (Поочередное соединение всех пальцев с

                                                                                                   большим, начиная с мизинца)

И убегать никуда не спешит.                            (Хлопки)

ddu91grodno.schools.by

Пальчиковая гимнастика на тему «Лес»

Чтобы стимулировать развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка, необязательно придумывать что-то особенное. Достаточно предложить детям игру, в ходе которой они, сами того не замечая, будут узнавать новые понятия и тренировать умственные способности.Так называемые пальчиковая игра позволит не только развить мелкую моторику детских ручек, но и поможет в становлении речи, внимательности и памяти. Пальчиковая гимнастика на лесную тему, как правило, очень нравится детям, так как они с самых первых лет жизни по сказкам знакомы с медведем, лисой, зайцем, волком и другими животными. Повторяя за ведущим движения и слова стихотворений, малыши узнают, где обитают лесные звери, что они едят и каковы их привычки; как называются лесные деревья, цветы и грибы, а также многое другое.

БелочкаХожу в пушистой шубке,(накрываем кулачок ладошкой)Живу в густом лесу(сцепляем пальцы в открытый замок)В лесу на старом дубе(перекрещиваем руки в запястьях и растопыриваем пальчики в разные стороны)Орешки я грызу.(складываем ладошки вместе, накрывая орех)

БерезкаПадали листочки осенью с берёзки(сжимаем кулачок).Зимушка снежинки вешала на ветки(смыкаем поочерёдно пальчики большой и указательный, большой и средний и т.д.).А весною почки лопались на ветках(хлопаем в ладоши).Угощала соком белая берёзка(ручки в горсть — «пьём»).Летом зеленели листья на берёзе,Укрывая деток от летнего зноя.(закрывают ладонями голову)

БутончикиКаждый бутончик(пальцы рук собраны в щепоть)Склониться бы радВлево и вправо,(раскачивать «бутончики»)Вперед и назад.От ветра и зноя(соединить вместе локти и ладони рук)Бутончики эти(образуя один большой «букет»)Спрятались быстроВ цветочном букете.

ГрибыРаз, два, три, четыре, пять!(«шагают» пальчиками по столу)Мы идем грибы искать.Этот пальчик в лес пошел,(загибают по одному пальчику)Этот пальчик гриб нашел,(мизинец)Этот пальчик чистить стал,(безымянный)Этот пальчик жарить стал,(средний)Этот пальчик все съел,(указательный)Оттого и потолстел.(большой)

ДеревьяВсем в лесу на удивленье(трут ладони друг о друга)Разные растут деревья:(открывают ладони и растопыривают пальцы)Вот уперлась в небесаВся смолистая сосна.(соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»)Распустила ветви-косыБелоствольная береза.(«фонарики» с движением сверху вниз)Как во полюшке былинка,Тонкая растет осинка.(показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак)Дуб раскинул свои ветви,И не страшен ему ветер.(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)Липа цветом зацвела,(собирают пальцы в щепотку — «бутон»)Пчелок в гости позвала.(делают круговые вращения указательным пальцем — пчелы летят)Ель иголки распушила(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)И грибочки все закрыла.(показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка)Шелестят листвой деревья,(трут ладони друг о друга — «шуршат»)Словно разговор ведут,(стряхивают ладони)Руки-ветви распустили,Птичек в гости к себе ждут.(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц)

ДятелДятел на суку сидит(перекрещиваем руки в запястьях и машем ими как крыльями)И долбит, долбит, долбит.(по столу стучим попеременно пальчиками)Он деревьям помогает,(перекрещиваем руки в запястьях и растопыриваем пальчики в разные стороны)От жучков он их спасает.(отрываем и соединяем вместе большой и указательный пальцы)

ЕлочкаУтром дети удивились,(разводят руки в стороны, подняв плечи)Что за чудеса случилисьЭтой ночью новогодней.Ожидали, что угодно,(сжимают и разжимают пальцы)А увидели парад:В ряд снеговики стоят,(руками рисуют в воздухе три круга)Глазки весело горят,(закрывают и открывают ладонями глаза)А перед ними ёлочка(хлопают в ладоши)Пушистая, в иголочках.

ЗернышкоПосадили в землю зернышко,(«положите» в ладонь ребёнка «зернышко»)На небе выглянуло солнышко.Свети, солнышко, свети!(сжимаем кисти и по очереди разжимаем)Расти, зернышко, расти!(ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)Появляются на стебельке листочки,(соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)Распускаются на стебельке цветочки,(сжимаем кисти и по очереди разжимаем)

ЛистьяРазбросала осень листья,(делают волнообразные движения ладонями)Разукрасила их кистью.(делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз)Мы в осенний парк пойдем,(«шагают» пальцами обеих рук)В букеты листья соберем.(скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)Лист кленовый, лист с осинки,(поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на название каждого листа)Лист дубовый, лист рябинки,Рыжий тополиный листНа дорожку спрыгнул вниз.(звонко хлопают в ладони)

МакНа пригорке вырос мак,(пальцы левой руки собрать в щепоть, сделать «бутон»)Он склонил головку так.(наклонить «бутон»)Бабочка над ним порхает,(кисти рук перекрестить, помахать)Быстро крыльями мелькает.(крылышками, как бабочка)По тугому стебельку(правая рука ползет вверх, перебирая пальцами)Жук ползет: «Что там вверху?»(ползет вверх по левой руке-стебельку от локтя до запястья)Вот дополз он до цветка,(правой рукой отогнуть на левой руке)Отогнул два лепестка,(большой и указательный)Внутрь забрался, поворчал,(пальцы правой руки вложить в ладонь левой)Круглый домик увидал.(пальцы левой руки сложить в щепоть)Лапкой в стенку постучал,(каждым пальцем правой руки постучать)Но ответ никто не дал.(в «коробочку» мака)Облетели лепестки,(правой рукой отогнуть пальцы левой руки)Высох домик от жары,Стал греметь, как погремушка.(пальцы левой руки сложить в кулак)Вот так славная игрушка!(«погреметь», как погремушкой)

На елкеМы на елке веселились,(ритмичные хлопки в ладоши)И плясали, и резвились,(ритмичные удары кулачками)После добрый Дед Мороз(«шагают» по столу средним и указательным)Нам подарки преподнес.(пальцами обеих рук)Дал большущие пакеты,(«рисуют» руками большой круг)В них же — вкусные предметы:(ритмичные хлопки в ладоши)Конфеты в бумажках синих,(загибают пальчики на руках, начиная с больших)Орешки рядом с ними,Груша, яблоко, одинЗолотистый мандарин.

Нежные цветыНаши нежные цветки(руки в вертикальном положении)Распускают лепестки(развести пальцы рук)Ветерок чуть дышит,(ритмичные движения пальцев рук)Лепестки колышит.Наши нежные цветкиЗакрывают лепестки.(соединить пальцы вместе)Тихо засыпают,(небольшие покачивания рук с сжатыми кулаками)Головой качают.

Прогулка в лесуПальчики пошли гулять,(шагаем по столу)Раз, два, три, четыре, пять.(загибают поочередно пальчики от большого к мизинцу)Были в поле и в лесу,(перекрещиваем руки в запястьях и растопыриваем пальчики в разные стороны)Видели они лису.(над головой делаем острые ушки, как у лисички)Пальчики пришли домой,(шагаем пальчиками по столу)Пальчик потерялся: ой!(указательным одной руки прижимаем большой палец другой руки)

РомашкиРомашки белые цветки —Как пальцы маленькой руки,(показываем ладошки, делаем вращающие движения кистями)И вот слетаются жукиСчитать ромашки лепестки!(считаем пальчики, делаем легкий массаж пальчиков)

ЦветыНаши красные цветочки(прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)Распускают лепесточки.(потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)Ветерок немножко дышит,(затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)Лепестки колышет.(кисти рук наклоняются влево и вправо)Наши красные цветочки(прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)Закрывают лепесточки,(показать пальчиками, как лепестки закрываются)Они тихо засыпают,И головкою кивают.

Цветы на лугуНа лугу растут цветы(руки в вертикальном положении)Небывалой красоты.(ладони раскрыты)К солнцу тянутся цветы –(потянуться, руки вверх)С ними потянись и ты.Ветер дует иногда,(взмахи руками, изображая ветер)Только это не беда.Наклоняются цветочки,(наклонить кисти рук)Опускают лепесточки.А потом опять встают(распрямить кисти рук, пальцы раскрыты)И по-прежнему цветут.

Цветы в садуМы цветы в саду сажаем,(ладошку левой руки сложить в горсть, правой взять «семя», опускать вниз)Их из лейки поливаем.(имитировать движение «полив из лейки»)Астры,(соединить кисти рук, образуя шарик)Лилии,(раскрыть пальцы в стороны)Тюльпаны(сложить ладошки лодочкой)Пусть растут для вашей мамы.(медленно поднять руки над головой, раскрыть ладони)

Фиалка«Фью, фью!» — птицы распевают.(пальцы рук плотно сжаты, открываем-закрываем «клювики»)На лугу фиалки расцветают.(руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, пальцы округлить)И земля глядит на нас(поочередно соединяем каждый пальчик с большим)Сотней фиолетовых глаз.

detiyasli.ru

Каталог игр на тему "Растения"

Каталог пальчиковых игр на тему «Комнатные растения»

Сядьте напротив ребенка и начните игру, приговаривая:

Пальчиковые игры:

1.Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,

Руки в вертикальном положении ладони

Прижаты друг к другу, округлить пальцы

Утром весенним раскрыл  лепестки.

Развести пальчики в стороны.

Всем лепесткам красоту и питанье

Ритмичное движение пальцами

вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки.

Положить ладони тыльной стороной на  

стол, пальцы развести .

2.Пальчиковая гимнастика «На лугу растут цветы».

На лугу растут цветы небывалой красоты.

Руки на столе в

вертикальном положении

с опорой на локти, пальцы

раскрыты.

К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты. 

Потягивания- руки вверх.

Ветер дует иногда, только это не беда.

Взмахи руками, изображая

ветер.  

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. Наклонить кисти рук.

А потом опять встают и по-прежнему цветут.

Распрямить кисти рук,

пальцы раскрыты.

3.Пальчиковая гимнастика «Каждый бутончик».

Каждый бутончик склониться бы рад

Поставить локти на стол,

пальцы обеих рук собраны в

щепоть – «бутончики».

Влево и вправо, вперед и назад.

Раскачивать «бутончики»

вправо-влево, вперед-назад.

От ветра и зноя бутончики эти

Соединить вместе локти и

ладони рук, образуя один большой

«букет»

Спрятались живо в цветочном букете. 

4.Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Наши нежные цветки распускают лепестки.

Поднять кисти рук вверх

с опорой на локти, пальчики

собраны в щепоть, раскрыть

пальчики.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Плавное раскачивание

раскрытых пальчиков

влево-вправо.

Наши алые цветки закрывают лепестки.

Собрать пальчики обеих рук

в щепоть.

Тихо засыпают, головой качают.

Плавное раскачивание пальчиков,

собранных в щепоть, влево-

вправо.

5.На окне цветок колючий

(Показать прямоугольник перед собой)

Смотрит за околицу

(Сделать «бинокль»из ладошек)

Вы его не троньте лучше

(Погрозить пальчиком)

Очень больно колется. 

Коррекционные игры:

  1. «На окне в горшочках». Развитие общей моторики, координации речи с движением. Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им сделать упражнение.

На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг,

Поднялись цветочки. медленно встают.

К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, руки вверх,

Солнцу улыбнулись. широко в стороны.

К солнышку листочки Ладони повернуть вверх.

Повернут цветочки.

Повернут бутоны, Руки соединить над головой,

В солнышке утонут. медленно повернуть в стороны.

  1. Игра – импровизация “Ласковый цветок и сердитые тучки”

Звучит музыка П.И.Чайковского “Песня жаворонка”. Ведущая рассказывает:

Рос – подрос цветок – лепесток. – дети присели, затем медленно поднимаются – “растут”Открыл глазок и удивился: “Интересно!” – открыли глаза, удивилисьСолнышко сияет, лучами согревает. – подняли руки вверхБабочка летит, – плавно машут “крыльями”Жук ползет, жужжит: “Ж-ж-ж”. – ползают, изображая жуков

Меняется характер музыки (П.И.Чайковский “Баба – Яга”)

Набежали тучки – хмурки. – дети хмурят бровиПришла темнота-темнотища – топают ногамиЗадрожал цветок – лепесток – изображают страхНа глазок упала росинка – слезинка – подносят кулачки к глазам – “плачут”Прошептал цветок – лепесток: “Солнышко, покажись! Ясное, появись!” – дети жалобно, с просьбой повторяют словаУслыхал ветрище – свистище. Дует – подует : “У-у-у!” – машут руками над головой, произносят: “у-у-у!”Испугались тучки-хмурки, разбежались. – разбегаются, садятся на скамеечки.Опять звучит нежная спокойная музыка, ведущая заканчивает сказку:Солнышко сияет, землю согревает, цветок-лепесток лучами ласкает.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

***

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

“Цветочная зарядка”.

Говорит цветку цветок: Дети поднимают и опускают руки.

“Подними-ка свой листок.

Выйди на дорожку. Дети шагают на месте, высоко.

Да притопни ножкой. Поднимая колен.

Да головкой покачай – Вращение головой.

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка – Наклоны туловища.

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхни и успокойся. Встряхивание кистями рук.

Наконец готовы все

День встречать во всей красе”.

Психогимнастика «Я – растение!»:

- Представьте, что вы маленькие комнатные растения. Вас посадили в теплую мягкую землю. Вы еще маленькие ростки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали, моют вас. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами…

infourok.ru