Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Отдел Голосеменные Общая характеристика Строение Размножение Цикл развития Отдельные представители Значение. Особенности размножения голосеменных растений


размножение и строение. Особенности размножения голосеменных растений

Голосеменные - это самые древние семенные растения нашей планеты. Они сыграли важную роль в развитии живой природы и продолжают занимать значимую позицию в жизни Земли. Хорошо известные нам ель, сосна, пихта, туя, тис или лиственница и малоизвестные вельвичия, сага или гинкго - все это представители группы, именуемой "Голосеменные растения". Строение и размножение их мы и рассмотрим далее в статье.

Происхождение и возраст

Возраст голосеменных - 350 млн лет. Они появились в верхнем девоне (Палеозой) и к началу мезозойской эры уже достигли расцвета. Предположительно их происхождение связывают с постепенной эволюцией споровых - папоротников. По сравнению с ними, новый вид растений уже имел семяпочки и пыльцевые зерна, непосредственно участвовавшие в формировании семени. Налицо был ряд преимуществ, которыми обладали голосеменные:

  • размножение происходило без участия воды;
  • семенная кожура и запас питательных веществ обеспечивали сохранность проростка.

По этим причинам спустя короткое время зеленый покров планеты уже составляли большей частью голосеменные, строение и размножение которых способствовало успешному освоению новых территорий и экологических ниш.

Особенности строения

В основном названные растения произрастают в форме деревьев и кустарников, чаще - вечнозеленых, и редко - листопадных. Иногда они могут достигать огромных размеров (секвойя, кедр). Листья в подавляющем большинстве у них игловидные либо имеют вид чешуек. Они называются хвоей и содержат смоляные ходы.

Древесина составляет большую часть ствола. В ней содержатся полые омертвевшие клетки с перфорированными стенками - трахеиды. Их наличие - признак, специфичный для этой группы растений. Именно по ним осуществляется восходящий ток воды от корня к листьям.

Помимо трахеид, древесина голосеменных содержит также смоляные ходы. Поэтому представителей растений этой группы легко узнать по душистому хвойному запаху. Смола пропитывает древесину, что препятствует ее загниванию. Благодаря этому, среди хвойных деревьев очень много долгожителей. Например, возраст некоторых секвой насчитывает около 3 тыс. лет.

Наиболее важное эволюционное преимущество, которым обладают голосеменные, - размножение без участия капельной влаги и наличие образований, выполняющих роль органов размножения.

Органы размножения голосеменных растений

Отсутствие цветов - ключевая особенность, которой обладают голосеменные. Размножение этих растений происходит при участии шишек, или стробил. Эти образования легко распознать на сосне, ели, пихте, лиственнице и других представителях хвойных. Их можно назвать органами полового размножения.

Обычно шишки разнополые - они могут быть мужскими и женскими и располагаться либо на одном растении (однодомные), либо на разных (двудомные), отличаясь размерами и окраской.

Мужские шишки называют микростробилами, а женские - мегастробилами. Стробила представляет собой укороченный и видоизмененный побег, на котором располагаются спорофиллы - видоизмененные листья. В микростробилах созревает пыльца. В мегастробилах - семязачатки.

Особенности размножения голосеменных

Обычно процесс размножения голосеменных растений рассматривают на примере сосны обыкновенной. Это однодомное растение, т. е. мужские и женские шишки у него развиваются на одном дереве. Первые из них более крупные, красноватой окраски. Вторые - мелкие, зеленоватые или сизые.

Схема размножения голосеменных растений достаточно проста. Когда в микростробилах созревает пыльца, она высыпается, распространяется ветром и может преодолевать большие расстояния. Для этого каждое пыльцевое зерно снабжено специальными приспособлениями - пыльцевыми мешками. Пылинки попадают на семязачатки, развивающиеся на мегастробилах. Так происходит опыление.

Обычно оно приходится на конец весны или начало лета. Опылившиеся женские шишки смыкаются, их чешуйки склеиваются смолой. Оплодотворение происходит в семязачатках внутри сомкнувшихся шишек.

Как происходит процесс оплодотворения

Внутри семязачатка находится женский гаметофит, или зародышевый мешок, который предварительно проходит несколько стадий созревания. Пыльца попадает на пыльцевход семязачатка, она начинает прорастать в пыльцевую трубку по направлению к архегонию (от греческого arche — "начало", gone — "материнская утроба"). Данное образование содержит в себе яйцеклетку. Всего в семязачатке их развивается два, но оплодотворению подвергается только один.

К тому моменту в пыльцевом зерне уже созрели два спермия и начали продвижение по растущей трубке. Когда один из спермиев достигает яйцеклетки, происходит оплодотворение. Второй спермий при этом отмирает. После слияния двух половых клеток образуется зародыш семени - зигота. Сам же семязачаток преобразуется в семя. Прорастая, оно будет пользоваться запасом питательных веществ.

Именно так происходит размножение голосеменных растений. Схема этого процесса приведена на фотографии.

Созревание и распространение семян

После того как произошло оплодотворение, начинается созревание семени. У сосны обыкновенной оба эти процесса длятся в течение 2 лет. Созревая, шишки одревесневают и меняют окраску. Постепенно их чешуйки размыкаются, и из них высыпаются семена.

Голосеменные растения не образуют плодов. Но для того чтобы распространятся на большие расстояния, семена имеют специальные приспособления - крыловидные пленчатые выросты, легко переносимые ветром. Если внешние условия не благоприятствуют прорастанию, семя может длительное время покоиться до наступления оптимального температурного режима. Именно эти особенности позволили голосеменным достигнуть высокой численности видов и распространиться на больших территориях.

Численность видов и представители

Описываемая группа насчитывает около 600-700 видов. Не все из них сохранились до наших дней, некоторые представители существуют только в ископаемом виде. Например:

  • кордаитовые;
  • беннетитовые;
  • семенные папоротники.

Остальные представители распространены по всему земному шару и произрастают во всех климатических зонах: от южных тропических (саговые пальмы) до холодных северных широт (кедр, лиственница, ель, сосна).

Самый древний представитель голосеменных, существующий по сей день, - Гинкго Билоба (двулопастное). Это растение названо живым ископаемым, так как оно произрастает на планете с мезозойской эры, о чем свидетельствуют многочисленные отпечатки в отложениях древних горных пород.

Эволюционное развитие

Первые голосеменные, возникшие в Палеозойской эре, обладали целым рядом преимуществ, позволявших им в то время занять доминирующую позицию на планете. Эти эволюционно новые признаки носят название ароморфозов и позволяют выйти на новый уровень в освоении новых территорий и экологических ниш. Выделяют несколько таких особенностей, которыми обладают голосеменные:

  1. Размножение осуществляется без участия водной среды. Это позволило заселить большие территории на суше.
  2. Оплодотворение происходит внутри семязачатка и защищено от внешних воздействий - такие особенности размножения голосеменных растений обеспечивают большую сохранность будущего растения.
  3. Появление семени позволило обеспечить будущий зародыш защитными покровами (семенная кожура) и запасом питания (эндосперм), что, в свою очередь, увеличило численность растений этой группы.

Именно эти черты отличали их от предков - папоротникообразных. Следующим, и на сегодняшний день последним, этапом эволюционного развития растительного мира является появление покрытосеменных растений.

Значение голосеменных

Роль голосеменных растений трудно переоценить. Именно они наполняют около трети лесов земного шара, участвующих в очистке воздуха и постоянном обновлении кислорода. Кроме того, появление и широкое распространение на планете растений, продуцирующих большое количество кислорода, привело к появлению других организмов, способных использовать этот газ в процессе своего дыхания.

Хвойные - основные поставщики древесины для различных сфер жизни человека. Это сырье активно используют в изготовлении мебели, строительстве, производстве судов и в других стратегически важных областях хозяйственной деятельности. Волокна древесины ели особенно ценны при изготовлении высококачественных сортов бумаги.

Голосеменные нашли широкое применение в медицине. Особые вещества - фитонциды, выделяемые практически всеми хвойными деревьями, способны очищать воздух от болезнетворных микробов. По этой причине большинство санаториев и здравниц строят на территории хвойных лесов. Такая терапия способна значительно облегчить или устранить многие легочные заболевания.

autogear.ru

Отдел Голосеменные Общая характеристика Строение Размножение Цикл развития Отдельные представители Значение

НазваниеОтдел Голосеменные Общая характеристика Строение Размножение Цикл развития Отдельные представители Значение
О.К. Ястребова руководитель проекта ФЦПРО, консультант Минобрна
Дата13.05.2013
Размер2.64 Mb.
ТипПрезентации

Похожие:

Тема: Грибы. Общая характеристика. Питание и размножение. Общая характеристикаСреди грибов выделяются группы сапротрофных, паразитических и симбиотических организмовОтдел голосеменные растения Выполнили ученики: Чмужов Иван и Шаповалов АнатолийГолосеменные, древняя группа (отдел) семенных растений, у которых имеются семяпочки (в отличие от папоротников), но отсутствуют плодолистики...
Отдел лишайники. Общая характеристика и значение. Многообразие лишайниковВ природе встречается более 26 тысяч видов лишайников, они разнообразны по внешнему виду и цвету. Произрастают на всех континентах,...1. Общая характеристика Внешнее строение
Лекция 12 онтогенетический уровень организации жизни. Жизненный цикл и онтогенез: определение и общая характеристика. Периодизация онтогенеза. План лекцииЛекция 12 онтогенетический уровень организации жизни. Жизненный цикл и онтогенез: определение и общая характеристика. Периодизация...5 Общая характеристика управленческого решения. Общая характеристика управленческого решенияМы изменяем критерии, определяющие, что лошадь мертва, Мы разъясняем, что наша дохлая лошадь быстрее, лучше и дешевле, чем другие,...
Разнообразие- залог устойчивого развития природы!!!Изучить понятие «половое размножение организмов, гаметы», показать преимущества полового размножение перед бесполым и его эволюционное...Общая характеристика неметаллов V группы. Строение атомов азота и фосфора. Пятая вертикаль
Тема: Отдел: ГолосеменныеДать характеристику отделу, изучить биологические особенности основных представителейПингвины Общая характеристикаСамым большим из современных представителей является императорский пингвин (рост 110-120 см, вес до 46 кг), самые мелкие представители...
Разместите кнопку на своём сайте:rpp.nashaucheba.ru rpp.nashaucheba.ru

rpp.nashaucheba.ru

План урока " Голосеменные растения. Особенности размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной"

Класс: 6

Дата проведения: 02.02.2017г.

Тема урока: Особенности размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной. Значение голосеменных растений.

Цель урока: сформировать знания о размножении голосеменных растений и их значении.

Задачи

1.образовательные: изучить особенности размножения и значение голосеменных растений;

2.воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;

3. развивающие:

а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;

б)продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы растений.

Учащиеся должны знать:

1.особенности размножения голосеменных растений.

2.значение хвойных растений.

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором.

Учебник: §40 (страница 131-133), §41 (страница 134-135)

Рабочая тетрадь: лабораторная работа №21

Методы обучения: беседа, словесные, объяснительно-иллюстративные, работа с учебником, практическая работа, лабораторная работа.

Формы организации учебной деятельности (УД): фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Проблемный вопрос урока: Каковы особенности размножения голосеменных, чем они отличаются от высших споровых растений?

Технологическая карта урока

1.Общая характеристика голосеменных растений.

2.Многообразие хвойных растений.

3. Объяснение лабораторной работы «Внешнее строение голосеменных».

Объясняет новую тему с использованием мультимедийного оборудования, учебных плакатов, наглядного материала.

Записывают основные положения в тетрадь. Делают кластер по разнообразию голосеменных растений. Составляют опорный конспект на тему «Цикл развития голосеменных растений». Зарисовывают строение семени голосеменных растений. Выполняют таблицу «Значение голосеменных растений в природе и в жизни человека». Выполняют лабораторную работу «Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной».

30 мин

5.Заключение

Формирование собственной позиции.

Формулировка выводов

Задает вопросы. Просит сформулировать выводы.

Отвечают на вопросы. Делают выводы по пройденной теме.

1 мин

6.Домашнее задание

Дать установку на подготовку к следующему уроку

Делают записи домашнего задания в дневниках

Озвучивает домашнее задание

Записывают домашнее задание

1 мин

7.Рефлексия

Целостно обобщить полученную информацию

Опрос детей.

Задает вопросы: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею? ? -Достигнуты ли нами цели урока? -Как вы оцените сегодняшний урок?

Отвечают на вопросы. Делятся впечатлением

1 мин

Ход урока

1Организационный момент

2Актуализация знаний о строении и многообразии голосеменных растений.

Фронтальный опрос:

-Почему голосеменные так называются?

-Где распространены голосеменные растения?

-Кто явлется предками голосеменных растений?

- Каковы особенности строения голосеменных растений?

- Что такое семя? Чем семя отличается от споры?

- Приведите примеры голосеменных растений..

Игра «Четвертый лишний»:  Назовите лишнее растение. Почему оно лишнее?

 1) ель, 2) сосна, 3) кедр, 4) хвощ.

Лишнее – хвощ (отдел Хвощевидные)

 1) шиповник, 2) можжевельник, 3) лиственница, 4) тис.

Лишнее – гинкго (класс Двудольные)

 1) лиственница, 2) сосна, 3) ель, 4) пихта.

Лишнее – лиственница (листопадное)

3Подготовка к восприятию новой темы. Постановка цели урока.

Цель урока: изучить особенности размножения голосеменных посредством выполнения лабораторной работы. Узнать о значении голосеменных растений.

Результаты урока: учащиеся должны знать об особенностях размножения, значении хвойных растений. Выполнить лабораторную работу «Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной».

– Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса о размножении голосеменных, нам необходимо вспомнить основные понятия, которыми мы будем оперировать сегодня на уроке.

Игра “Биологическое лото”.

– На ваших столах лежат карты с определениями понятий. Понятия на большой карте закрываются соответствующими им маленькими карточками

Слияние двух половых клеток:

Мужская гамета, лишенная жгутика:

Оплодотворенная яйцеклетка:

Одноклеточные образования,служащие для размножения:

Зачаток высшего растения:

Половые клетки:

Женская половая гамета:

Ткань, содержащая питательные вещества:

Увеличение числа особей:

Образование, из которого развивается семя:

-Оплодотворение

-Спермий

-Зигота

-Спора

-Зародыш

-Гаметы

-Яйцеклетка

-Эндосперм

-Размножение

-Семязачоток

Проверка правильности выполненного задания.

Слайд 2. Ученики записывают тему урока.

4.Объяснение нового материала.

Учитель:Размножение семенами — основной признак, по которому голосеменные отличаются от растений, размножающихся спорами.

Ученики делают кластер:

Учитель: Слайд 5. Шишка- видоизмененный побег. Каждая шишка состоит из оси и сидячих на ней чешуй.

Ученики записывают в тетради:

На каждой чешуе женских шишек развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки). На чешуях мужских шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца.

Учитель: Созревшая пыльца высыпается и её подхватывает ветер, который может переносить её на большие расстояния.

Если пыльца попадает на женские шишки, происходит опыление. После этого чешуи женских шишек смыкаются и склеиваются смолой. Внутри женских шишек пыльца прорастает в пыльцевую трубку, в которой образуются мужские гаметы — спермии.

Способность голосеменных образовывать пыльцевую трубку, осуществляющую доставку неподвижных мужских гамет (спермиев) к яйцеклетке, — прогрессивный биологический шаг в эволюции растений.

В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение(летом следующего года). Из зиготы развивается зародыш, из всего семязачатка — семя (созревает полгода). Семена расположены в пазухах чешуек шишки, семенами к центру шишки, наружу «крылышками»

В семенах голосеменных растений имеется ткань, содержащая запас питательных веществ, — эндосперм, окружающий зародыш.

Шишки растут и древеснеют (сначала они зелёные, затем становятся коричневыми). Когда семена созреют (через полтора года после опыления), чешуи шишки раздвигаются и семена высыпаются из неё. На семенах имеется пленчатое «крыло», которое позволяет им с помощью ветра далеко отлетать от материнского растения.

Учитель: Объясняет цикл развития голосеменных растений.

Ученики записывают схему в тетради.

Учитель: Какое значение имеют голосеменные растения в природе и жизни человека?

Ученики отвечают на поставленный вопрос.

Учитель: давайте заполним таблицу значения голосеменных растений используя учебник.

Ученики: работают с учебником. Заполняют таблицу.

Предотвращает эрозию почв

Лесообразующие породы

Фотосинтезируют

Образуют органические вещества

В жизни человека

  • Благоприятно влияют на здоровье человека

  • Строительство

  • Служит сырьем для многих отраслей промышленности

  • Употребление в пищу

Проверка правильности выполненного задания.

Учащиеся получают карточки, с которыми работают в группе. Нужно составить правильный текст.

ЖЕЛТЫЙ: Сосна – обоеполое ветроопыляемое растение.

СИНИЙ: На молодых стеблях образуются два вида шишек: мужские - зеленовато-желтые шишки и женские-красноватые шишки.

КРАСНЫЙ: На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки.

ЗЕЛЁНЫЙ: На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца.

Проверка правильности выполненного задания.

Выполнение лабораторной работы «Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной».

Постановка цели лабораторной работы.

Цель: изучение особенностей размножения голосеменных растений в ходе лабораторной работы. Закрепление пройденного материала.

Ученики выполняют лабораторную работу.

5 Заключение. Подведение итогов урока

- Когда происходит размножение сосны? (весной)

- Сколько и какие виды шишек образуются на побегах? (два – мужские -  (желтые, крупные, у основания веток, и женские – красные, мелкие, на концах побегов)

- Где находятся спермии? (в пылинках )

- Где находятся яйцеклетки? (в семязачатках на чешуях женских шишек)

- Когда произойдет оплодотворение? (летом следующего года)

- Как изменяется женская шишка за время созревания семян? (растет, становится зеленой, одревесневает, становится бурой, раскрывается)

- Сколько времени созревает семя? (полгода)

- Давайте уточним, когда семена высыпаются из шишек? (в конце зимы)

- Какую роль играет крылышко семени? (способствует распространению ветром: летит по воздуху или скользит по ледяному насту).

6 Домашнее задание.

§39 (страница 129-130), §41 (страница 133-134,до значения голосеменных)

7 Рефлексия

Учитель: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею? -Достигнуты ли нами цели урока? -Как вы оцените сегодняшний урок? А свою работу на уроке?

infourok.ru

Урок на тему "Размножение голосеменных растений"

Старинский филиал

МОУ «Никифоровская сош №2»

Открытый урок на тему

"Размножение голосеменных растений"

6 класс

Давыдова Наталья Евгеньевна,

учитель биологии

с. В. Старинка

2011

Цели:

  • познакомиться с размножением голосеменных растений;
  • установить преимущество семенного размножения перед размножением спорами.
I. Определение темы урока.

– Какое жизненно важное свойство всех живых организмов мы с вами изучали на предыдущих уроках?

– Размножение

– Что такое размножение?

– Размножение – это увеличение числа особей.

– Какие виды размножения вам известны?

Ответ:

– Размножение каких отделов растений мы рассмотрели?

– Водорослей, мхов, папоротников.

– Сейчас мы определим объект нашего изучения.

Задание: Вашему вниманию предоставляются загадки. Вам необходимо выяснить о каком растении идет речь. (На магнитной доске появляются иллюстрации отгаданных растений.)

Что же это за девица?Не швея, не мастерица,Ничего не шьет,А в иголках круглый год. (Ель)

Елочка отличнаяТолько необычная -К холодам у этой елкиОсыпаются иголки. (Лиственница)

В жару слезою желтой плачет,А в холод слезы прячет.Не лиственница и не елка,Хоть есть и шишки, и иголки. (Cосна)

Шишки словно у сосны,Но орешки в них вкусны. (Кедр)

Зеленеет кустик стройный,Как сосна и елка хвойный,Но не колки, как у елки И у сосны, его иголки. (Можжевельник)

– К какому отделу относятся все эти растения?

– Отдел Голосеменные растения.

–  Вспомните основные признаки, характерные для голосеменного растения.

– Голосеменные – это очень древняя группа высших семенных растений.

  • Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.
  • Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.
  • Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.
  • Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.
– Итак, какова же тема сегодняшнего урока?

– Размножение голосеменных растений.

II. Постановка цели.

– Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса о размножении голосеменных, нам необходимо вспомнить основные понятия, которыми мы будем оперировать сегодня на уроке.

Игра “Биологическое лото”.

– На ваших столах лежат карты с определениями понятий. Понятия на большой карте закрываются соответствующими им маленькими карточками.

Проверка правильности выполненного задания на магнитной доске. При правильном выполнении этого задания получилась веточка сосны.

– Веточка какого растения получилась в результате правильного выполнения задания?

– Получилась веточка сосны. Именно на примере этого растения мы и будем рассматривать вопрос о размножении голосеменных растений.

III. Объяснение нового материала.

– Сейчас приступим к рассмотрению основного нашего вопроса. Выскажите свое предположение о способах размножения голосеменных растений, исходя из их названия.Основным способом размножения голосеменных является половой способ, то есть размножение с помощью специализированных половых клеток – гамет. Вегетативное размножение встречается очень редко.

Рассказ учителя с использованием таблицы:

Сосна – однодомное растение. Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собраны тесными группами у основания молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Шишки представляют собой видоизмененные побеги. Красноватые шишки – женские шишки. На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки, имеющие гаплоидный набор хромосом.

Зеленовато-желтые шишки – мужские. На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и два воздушных мешочка, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром.Весной сосны начинают “пылить”, то есть из мужских шишек начнет высыпаться пыльца. Созревшая пыльца высыпается, подхватывается ветром и переносится в женские шишечки на пыльцевход семязачатков. Этот процесс называется опылением.Голосеменные производят огромное количество пыльцы. Объясните почему?

– Перенос пыльцы ветром зависит от случая, малоэффективен, поэтому у хвойных образуется очень много пыльцы.

– После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у сосны происходит только на следующий год – через 12–14 мес. после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки внутри этой трубки образуются два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй – погибает. В результате оплодотворения образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Зигота дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка.

– Шишки растут и одревесневают. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года.Итак, в результате полового размножения у голосеменного растения образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – это приспособление для распространения семян ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало молодому растению.

Задание: В ядре клеток листьев сосны находится 24 хромосомы. Какой набор хромосом содержат половые гаметы данного растения: яйцеклетки и спермии?

– Появление семени – важный этап в эволюции растений. В чем заключается преимущество семенного размножения перед размножением спорами?

– В семени зародыш в течение длительного времени сохраняется от неблагоприятных условий. У всех семян имеется запас питательных веществ, который увеличивает шансы молодого растения на выживание. Семенное размножение не зависит от наличия воды.

IV. Работа в парах.

– У вас на столах выданы листы, имеющие двойную окраску (красная и зеленовато-желтая) и карточки с основными периодами размножения сосны:

красноватые шишки, зеленовато-желтые шишки, по 2 семязачатка на чешуйке, по 2 пыльцевых мешочка с пыльцой на чешуйке, женские гаметы – яйцеклетки ( n ), перенос пыльцы ветром, прорастание пыльцевой трубки с двумя мужскими гаметами – спермиями (n), оплодотворение, зигота (2n), зародыш семени (2n) + запас питательных веществ, проросток, молодое растение.

Ваша задача: составить схему размножения голосеменных.

Задание с сигнальными карточками: Какие утверждения верны? (Учащиеся, поднимая сигнальные карточки красной или зеленой стороной, сигнализируют о своей готовности к ответу на утверждение.

Красный цвет – “не согласен с утверждением”; Зеленый цвет – “утверждение верно”)

  1. Только у голосеменных растений имеется специализированный орган – видоизмененный побег – шишка.
  2. На побегах хвойных растений развивается три типа шишек.
  3. В женских шишках хвойных образуется пыльца.
  4. В мужских шишках образуются семязачатки с яйцеклетками.
  5. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток.
  6. Вегетативные и генеративные клетки не играют ни какой роли в процессе оплодотворения.
  7. Половые гаметы: яйцеклетка и сперматозоид имеют гаплоидный набор хромосом.
  8. После оплодотворения яйцеклетки и сперматозоида образуется зигота с гаплоидным набором хромосом.
  9. На чешуйках шишки образуется по два семени с крылышками.
  10. Запас питательных веществ в семени голосеменных находится в зародыше.
V. Итоги урока.

1. Голосеменные относят к особой группе высших растений – семенным растениям.2. Образование семян – прогрессивный шаг эволюции.3. Семена лежат открыто (голо) на семенных чешуях шишек. Образуются из семязачатков в результате опыления и оплодотворения.

VI. Домашнее задание.

1. Cоставить письмо Незнайки вашему классу по теме сегодняшнего урока.2. Объясните русскую поговорку: "Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине".

Литература.

  1. А. Скворцов и др. Универсальное учебное пособие. Биология 6–11 классы. М. “АСТ-ПРЕСС”, 2000
  2. В.В. Пасечник. Биология 6 класс. М. “Дрофа”, 2001
  3. Н. А. Заостровцева. Конспекты по биологии. Санкт-Петербург. “Питер”, 1998
  4. С.Г. Мамонтов. Биология для школьников старших классов. М. “Дрофа”, 1997
  5. Т.Л. Богданова и др. Биология. Справочник для старшеклассников. М.”АСТ- ПРЕСС ШКОЛА”, 2002
  6. Дмитриева Т.А. и др. Биология. 1600 задач, тестов и проверочных работ. М. Издательский дом “Дрофа”, 1999.

100-bal.ru