Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Урок по окружающему миру в 4 классе «Тундра. Особенности животного и растительного мира тундры». Особенности растений в тундре


Каковы особенности растений и животных Тундры?

Растительный мир тундры состоит из лишайников, мхов, осоки, карликовые деревца, еще и морошка, вороника и другие растения. Летом тундра расцветает. За короткое полярное лето растения должны успеть отцвести и дать семена. Осенью тундра покрывается сизыми полями голубики, оранжевыми - морошки, всюду торчат шляпки грибов.

На крайнем севере Американского континента, в Канаде, Гренландии и на Аляске водится овцебык с крепкими рогами и длинной шерстью, подходящей для сурового климата этих областей. Овцебыки живут небольшими стадами, питаясь скудной арктической растительностью: мхом, ягелем и кустарниками. Это очень агрессивные животные, и нередко между ними завязываются жестокие битвы. Враги овцебыка - волчьи стаи и медведи.

Овцебыки при нападении на них волчьей стаи встают в круг, плотно смыкая его, и таким образом не только отражают атаку противника, но и защищают своих молодых сородичей, расположившихся внутри живого кольца.

Обычно самка овцебыка производит на свет одного теленка раз в два года.

Лемминг и суслик

Оба они представителя отряда мелких грызунов. Бытует мнение, что лемминги совершают массовые самоубийства: когда их численность резко возрастает, они бросаются в воду, чтобы сохранить неизменным число особей. Это мнение основывается на том, что во время весенних миграций лемминги действительно встречают на своем пути широкие реки и многие при попытке пересечь их погибают, но те, что остаются, быстро восстанавливают изначальную популяцию: лемминги чрезвычайно плодовиты.

Лемминг - это млекопитающее небольших размеров, живет в основном на севере. Питается семенами, листьями и молодыми побегами.

Лемминг никогда не впадает в спячку. Он роет себе нору и наполняет её съестными припасами.

Резцы у грызунов продолжают расти в течение всей жизни.

Суслик похож на сурка, но значительно меньше его (длинна тела около 22 сантиметров) .

Образ жизни суслики ведут наземный; живут колониями, в норах, которые выкапывают сами.

Питаются суслики надземными и подземными частями растений, всегда неподалёку от нор. Некоторые виды употребляют и насекомых. Они делают значительные запасы пищи из семян травянистых растений и зёрен хлебных злаков.

Активны суслики в утренние и вечерние часы; день проводят в норах. На холодный период года впадают в спячку, продолжительность которой сильно зависит от географического положения.

Полярный волк

Окрас полярного волка очень подходит к среде его обитания: его шкура сливается с белизной снега. Это позволяет волчьей стае неожиданно приближаться к своей добыче: в основном ею становится крупные травоядные, такие как овцебык и лось. Нападет волк и на мелких животных - бобров, кроликов, зйцев и крыс.

Преследуя стада карибу и оленей, волки иногда проходят более 100 километров в день.

Каждая самка рождает 5 - 6 волчат. О которых заботится в течение двух месяцев.

Один волк может съесть за день до 10 килограммов мяса.

Ездовые собаки

В холодных полярных областях люди используют для передвижения ездовых собак. Наиболее приспособлены к такой работе сибирская и эскимосская лайки. Они выносливы и неутомимы, хорошо переносят холод и довольствуются малым количеством пищи. Даже сегодня эти животные незаменимы, несмотря на все более частое использование автосаней.

Даже в снежные бури ездовые собаки сохраняют удивительную способность ориентироваться, которая позволяет им находить дорогу к дому.

Сибирская и эскимосская лайки произошли от волков, потому жестоки и неуживчивы, но очень верны хозяину.

Северный олень

В северных странах это животное на столько популярно, что о нем слагают легенды; согласно одной из них оленья упряжка везет сани Деда Мороза. На воле олени совершают миграции в поисках районов, богатых пищей. Во время таких переходов самки и оленята идут впереди са

otvet.mail.ru

Растения, животные и птицы зоны тундры

Зона тундры является по-своему уникальной частью территории России. Её существование обусловлено климатическими изменениями, наблюдаемыми при продвижении из любой точки земного шара на север или на юг. Принимают другой облик ландшафты, состав флоры и фауны: ближе к северу меньше деревьев и больше лишайников, а живут там песцы, северные олени и другие животные, не встречающиеся в остальных регионах.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Понятие природно-географической зоны

Природной (иначе, физико-географической) зоной называется такая область в географической оболочке Земли, которая характеризуется присущим только ей комплексом климатических, геологических и геохимических условий. Кроме того, учитываются особенности и состав почвы, рельеф, какие виды растений и животных характерны для определённой области. Но все же, наибольшее значение при выделении и описании месторасположения природной зоны имеют именно климатические условия.

Зональные изменения в климате и ландшафте практически можно наблюдать через каждый градус по меридиану или же через 120−140 километров. Если двигаться от экватора к одному из полюсов Земли, можно расположить физико-географические пояса таким образом:

  • постоянно-влажные леса;
  • переменно-влажные леса;
  • саванны и редколесья;
  • тропические пустыни и полупустыни;
  • жестколистные леса;
  • умеренные пустыни и полупустыни;
  • степи и лесостепи;
  • широколиственные леса;
  • смешанные леса;
  • тайга;
  • тундра и лесотундра;
  • арктические и антарктические пустыни.

Каждой природной зоне соответствует определённый климатический пояс. Например, смешанные леса находятся в умеренном поясе, а постоянно-влажные — в экваториальном.

Основные характеристики тундры

Наличие этой природной зоны характерно для Северного полушария, на карте она протягивается по двум материкам, Северной Америке и Евразии, занимая значительную часть площади России. Местоположение тундры определяется её соседним расположением с арктическими пустынями и тайгой.

Богатство природных ресурсов тундры влечёт за собой серьёзный интерес к особенностям уже со школы. Обычными являются темы «Растительный мир» или «Птицы тундры» для докладов в 4 классе, составляются различные таблицы, школьники готовят сообщения о местном населении или вовсе пишут интересные рассказы, основанные на полученной из уроков информации по определённому плану.

Тундра располагается в субарктическом (или субантарктическом) поясе между умеренным и арктическим. Это определяет довольно суровые условия жизни в этой местности. Здесь очень продолжительная зима, длительность которой достигает семи месяцев, а в короткий летний период весьма часто выпадает снег и случаются заморозки. Верхний предел температуры находится на уровне 10 градусов выше нуля. В силу низких температур с поверхности земли испаряется небольшое количество воды, поэтому почвы в тундре очень влажные. По той же причине практически не наблюдается относительно сильных дождей.

Ещё одна важная характеристика в описании климата тундры — очень сильный ветер. Он препятствует образованию глубокого снежного покрова, и земля часто остаётся открытой. Поэтому весь живой мир тундры вынужден выживать в условиях вечной мерзлоты: ближе к северу земля промерзает на 500 метров. Короткий летний период не способствует оттаиванию почвы: в среднем от ледяного панциря освобождается около 40 сантиметров земли. Поглощение влаги в таких условиях затруднено, поэтому значительная часть территории заболачивается.

Животные и растения тундры весьма своеобразны, поскольку местная природа определяется суровыми климатическими условиями, полярной ночью, которая длится всю зиму, и коротким летним днём.

Растительный мир

Главная особенность растительности тундры состоит в том, что деревья здесь расти не могут: промёрзлые почвы не позволяют развиваться корневой системе, а сильный ветер попросту сдувает высокие растения. Поэтому здесь особенно распространены низкорослые виды: различные кустарники и кустарнички, травы, мхи и лишайники. Ближе к югу, где тундра переходит в лесотундру, возможно произрастание некоторых деревьев, но на остальной площади природной зоны подобного не наблюдается. Этот факт повлиял на название этой местности: в переводе с финского tunturia означает «земля без леса».

Мхи и лишайники

Пожалуй, наиболее важными в экосистеме тундры являются многочисленные виды мхов и лишайников: кукушкин лён, ягель или олений мох, плевроциум и многие другие. Они являются важной частью рациона травоядных животных и выживают в столь суровых условиях благодаря следующим факторам:

  • низкая высота над уровнем земли, что позволяет в особенно холодное время зимовать даже под незначительным снежным покровом;
  • необходимые для жизни вещества они получают из атмосферы, так что бедные почвы не являются для них проблемой;
  • отсутствие развитой корневой системы.

Самый крупный из лишайников тундры: ягель. Его высота колеблется от 9 до 15 см. Это настоящее дерево в миниатюре. У наиболее крупных экземпляров можно заметить поразительное сходство с ветвями и листьями настоящего дерева.

Кустарники и травы

Помимо мхов и лишайников, наблюдается разнообразие кустарников и кустарничков. Это карликовые ивы и берёзы, багульник, голубика, водяника. Широко распространены многолетние травы: альпийский луговик, овсяница, арктический мятлик, осока, родиола розовая и морошка. Кустарники в высоту не превышают одного метра. Их ветви не устремлены вверх, а наоборот, расстилаются по земле. Небольшой размер листьев позволяет снизить количество испаряемой влаги, а тыльная сторона листа опушена.

В летнее время листья деревьев и трава являются ярко-зелёными, а ближе к осени в их окраске все сильнее проступают багряные оттенки. Многие виды являются цветущими, поэтому жёлтые, белые и красноватые цветы на ярко-зелёном фоне делают здешние места в летнее время особенно красивыми, позволяя в полной мере насладиться тем, как выглядит тундра.

Животный мир тундры

Фауна тундры отличаются значительным разнообразием, несмотря на суровые условия для выживания в этой природной зоне. Нельзя найти здесь только ящериц и других пресмыкающихся: отсутствие продолжительного тёплого сезона не позволяет обитать здесь холоднокровным видам.

Наземные млекопитающие

Животные в суровом субарктическом климате вынуждены приспосабливаться к условиям: у них густая и плотная шерсть, а птицы обзаводятся пышными перьями. Среди травоядных наиболее известен северный олень. Их широкие и мощные копыта облегчают длительные переходы по снегу (протяжённость миграционных маршрутов оленей составляет до 500 км), а особые углубления позволяют разгребать снег и находить ягель или другие растения, которыми они питаются.

Мощные рога позволяют оленю с успехом обороняться от хищников. Но в особенно суровые и голодные годы они слабеют и часто становятся жертвами тундровых волков. Те живут крупными стаями с ярко выраженной охотничьей специализацией: есть загонщики и нападающие. Это очень выносливое животное, способное обходиться без еды неделю. Но если же удаётся поймать кого-то, то начинается пир: жертву волки порой съедают со шкурой и костями.

Другим опасным хищником тундры является росомаха. Внешне она напоминает медведя и кажется весьма неуклюжей. Но это не так. Тело росомахи очень гибкое, сильные ноги позволяют развивать высокую скорость. При этом росомаха отличается выносливостью: если жертву не удаётся поймать, то хищник берёт её измором, преследуя до тех пор, пока та не свалится от усталости.

Частой жертвой росомахи, а порой и волка, оказываются лемминги: мелкие и плодовитые грызуны. Они не впадают в спячку и непрерывно находятся в поисках пищи. Едой могут оказаться оленьи рога, кора, почки кустарников. Поскольку лемминги быстро размножаются, привычные территории обитания оказываются перенаселёнными, и животные вынуждены мигрировать. Вслед за ними переселяются и хищники: совы, песцы и другие.

Песец известен своей шерстью: она пушистая и длинная (до 30 см). Обычно они охотятся на леммингов и переселяются вслед за ними, но порой не брезгуют и падалью. Норы песцов, прорытые в холмах, находятся в пользовании нескольких поколений хищников: проделывать новые ходы в условиях вечной мерзлоты — трудная задача. Живут они небольшими стаями, оказывая друг другу помощь, в том числе ухаживают за детёнышами, чьи родители погибли.

Виды птиц

Наряду с млекопитающими, в тундре обитает значительное количество видов птиц. Это определяется двумя взаимосвязанными факторами:

  • обилием заболоченных участков, рек и озёр;
  • наличием в этих областях значительного количества насекомых, особенно летом.

Многие птицы приспосабливаются к сезонности и не мигрируют, например, белая куропатка. Зимой её окрас позволяет маскироваться на снегу от крупных хищников, а летом перья становятся пёстрыми. При этом куропатка сравнительно редко поднимается в воздух и обитает в норах, которые прокапывает в снегу.

Поблизости от болот обитает белый журавль или стерх. Это эндемичный вид и находится на грани вымирания, поэтому занесён в Красную книгу. Стерх — довольно крупная птица, в высоту размер его тела доходит до полуметра. Условия обитания определили строение тела белого журавля: у него самый длинный клюв в сравнении с остальными представителями рода, а длинные ноги позволяют передвигаться по вязкой поверхности. Стерх всеяден: он может есть как яйца других птиц и рыбу, так и различные ягоды и определённые части растений.

Серьёзной опасностью для мелких млекопитающих и других птиц является белая, или полярная, сова. Она обладает превосходным зрением, поэтому с незначительной высоты (чаще всего осматривает местность с высоких кочек или камней) обнаруживает возможную жертву. После удачной охоты не поедает добычу целиком, оставляя все не употребившееся в пищу различным падальщикам. При этом сова может долго обходиться без еды, но это значительно влияет на появление потомства.

Обилие рек и прямой выход к морям и океану являются причиной того, что в тундре обитает множество водоплавающих птиц. Среди них особое место занимает тундровый лебедь — ещё одно редкое животное, находящееся под угрозой вымирания. Тундровые лебеди питаются водорослями, растениями, произрастающими вблизи воды, а также ловят рыбу. Небольшая продолжительность летнего периода заставляет животных выращивать молодняк в короткие сроки: в среднем это происходит за 40 дней.

Ещё одна представительница водоплавающих — гагара. На суше это неуклюжая птица, лёгкая добыча для хищников, но на воде поймать её практически невозможно: благодаря обтекаемой форме тела и острому клюву гагара является превосходным ныряльщиком. Этот навык позволяет не только добывать рыбу для прокорма, но и избегать многих опасностей.

Водоплавающие млекопитающие

В воде обитают и многие млекопитающие. От низких температур их спасает толстый слой подкожного жира. Некоторые имеют при этом и густую шерсть, например, морской лев. Такая защита позволяет ему погружаться на глубину, доходящую до 400 метров. В тёплый сезон морские львы часто выбираются на берег, чтобы погреться на солнце. В этом случае они передвигаются на четырёх конечностях.

Своего рода символом тундры стали тюлени. Они обитают в прибрежных областях, что обусловлено их режимом жизнедеятельности. В воде они добывают пищу, а на суше размножаются. Нос и уши тюленя построены так, что при погружении они плотно закрываются. Небезынтересным фактом является то, что это животное способно задерживать дыхание до одного часа, и это позволяет спасаться от наземных хищников.

Ещё одно характерное для тундровых областей животное — морж. Его масса колеблется в промежутке от одной тонны до полутора, а размеры тела доходят до пяти метров. Моржи известны своими крупными и мощными бивнями. Их прямое назначение может показаться удивительным: бивнями моржи раскапывают дно в поисках моллюсков, которые составляют основную часть их рациона. Но в случае если его жизни грозит опасность, морж используют бивни в качестве грозного оружия. Кроме того, это вопрос статуса: чем длиннее бивень, тем большим авторитетом пользуется морж в своей группе.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

1001student.ru

Урок по окружающему миру в 4 классе «Тундра. Особенности животного и растительного мира тундры»

Здесь Вы можете скачать Урок по окружающему миру в 4 классе «Тундра. Особенности животного и растительного мира тундры» для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

МОУ «Кулаевская средняя общеобразовательная школа

Пестречинского района Республики Татарстан»

Урок

по окружающему миру

в 4 классе

«Тундра.

Особенности животного

и

растительного мира тундры»

Учитель начальных классов I квалификационной категории

Ковязина Светлана Владимировна

Урок по теме: "Тундра. Особенности животного и растительного мира тундры"

Цель: Систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме "Природа тундры".

Задачи:

1. Познакомить учащихся с особенностями животного мира тундры. Формировать у младших школьников системы общеучебных практических умений и навыков.2. Развивать у младших школьников личностные качества: мышление, внимание, наблюдательность.3. Формировать у школьников бережное и ответственное отношение к природной среде, к ее охране.

Оборудование: карта природных зон России, компьютер, иллюстрации растений и животных тундры, магнитофон, Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

Литература: Дмитриева Н.Я. Мы и окружающий мир, учебник 4 класс, корпорация Федоров, "Учебная литература, 2003; Дмитриева Н.Я. корпорация Федоров, "Учебная литература, 2006г.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинается урок.

II. Проверка домашнего задания.

Покажите самую северную точку земного шара.

Назовите природную зону, которая её окружает. Обозначьте её границы. Богат ли растительный мир Арктики? (мхи, лишайники, водоросли)

Самое крупное арктическое животное? Кого считают царём Арктики? Да, «арктос» в переводе с греческого означает – медведь. Какая связь между медведем и водорослями?

III. Новая тема.

1. Природные условия .

Сегодня мы с вами ознакомимся с новой природной зоной. Вот что о ней говорят:

Зимой это царство холода, снега, пронизывающего ветра, многолетней мерзлоты, метелей и буранов. Летом вся поверхность земли покрыта многочисленными озерами и болотами. Весной сюда прилетает много птиц. Здесь можно наблюдать, как грибы возвышаются над деревьями. Что это за природная зона. Так говорят о тундре.

Слово «Тундра» в переводе с финского значит «бесплодная», или « враждебная». Она протянулась южнее ледяной зоны. На территории нашей страны она начинается узкой полосой на Кольском полуострове, и простирается вдоль берегов северных морей, а в Сибири заходит далеко в глубь материка.(Показ на карте зону тундры).

По берегам, каких морей тянется территория тундры?

Слайд 1-8.

Зима в тундре долгая и очень суровая ( мороз до – 50). В середине зимы примерно 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть полярные сияния.

Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю. К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. В тундре постоянно дуют очень сильные ветры. Зимой нередко бывает пурга, и скорость ветра достигает 30—40 м в секунду. Взметая тучи снега, сбивая с ног людей и переворачивая нарты с оленями, беснуется пурга на бескрайних просторах тундры. Нередко она продолжается 5—6 дней. Ветры сдувают снег с возвышенностей в лощины, долины рек и оголившаяся земля сильно промерзает.

Отдалятся от дома в пургу рискованно, заблудиться можно в 30 шагах от дома. Зима продолжается 7-8 месяцев

За зимой приходит весна, а затем лето. Теплый период в тундре короткий. Здесь нет четкой границы между весной и летом, летом и осенью. Не больше 2-3 недель длится время которое с полным правом можно назвать летом.. За это время оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от10 до 40 см. Талые воды не просачиваются, так как внизу находится слой вечной мерзлоты, а потому в тундре много болот. Озера занимают половину территории равнинной тундры.

2. Растительный мир. Слайд 9-10

В теплые дни тундра покрывается цветущим ковром – ни с чем не сравнить эту красоту: краски неяркие, но исключительно чистые, нежные.

Тундровые растения развиваются летом в условиях особого светового режима. Солнце поднимается не высоко, но зато на протяжении многих дней светит круглые сутки.

В тундре деревьев нет. Главные представители типичных тундр – осоки и мхи,

образующие сомкнутую дернину толщиной 5-10 см. В ней обитают грибы, лишайники, в нее погружены стебли и корневища цветковых растений. В тундре господствуют кустарнички, многолетние травы, мхи, которые хорошо переносят суровые природные условия

Ягель – олений мох Слайд 11

Зеленый мох Слайд 12

Торфяные мхи Слайд 12

Вороника Слайд 13

Толокнянка Слайд 14

В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад. Она пестрит яркими венчиками лепестков, огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. Не хватило бы и вдесятеро большего, чем теперь, населения, чтобы успеть собрать и сберечь урожаи съедобных ягод! Слайд 16

Морошка Слайд 17

Брусника Слайд 18

Клюква Слайд 19

Голубика Слайд 20

Черника Слайд 21

Водяника Слайд 22

Внимательно рассмотрите лес тундры. Слайд 23 Он представлен:

Карликовой березой Слайд 24

полярной ивой Слайд 25

Травянистые растения  представлены осоками, пушицами, злаками. Большую роль в растительности играет дриада, или куропаточья трава, различные виды камнеломок, разнообразные полярные маки, незабудочник. Одной из первых зацветает новосиверсия ледяная, которую называют арктической розой. Слайд26

Арктическая роза Слайд 27

Дриада Слайд 28.Эти листья сохраняются на растении и зимой, оставаясь зелеными. Листьями растения хорошо питаются куропатки. Особенно важное значение для птиц имеет этот корм в холодное время года, когда нет, свежей зелени.

Горец живородящий. Слайд 29Растения тундры не успевают принести зрелые семена. У некоторых растений выработалась способность к живорождению: в соцветия вместо цветков развиваются луковички или клубеньки.

Вероника седая и филлодоце. Слайд 30

Копеечник арктический и полярный мак Слайд 31

Мытник Эдера и родиола розовая Слайд 32

Жирянка обыкновенная Слайд 33

Очень красива тундра весной. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю. Слайд 34.

Как приспособлены растения в тундре:

  • карликовые формы растений;

  • их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом, имеют восковой налет ;

  • растения стелятся по земле, образуя подушки;

  • корни расположены близко к поверхности;

  • многие растения в цветущем состоянии переносят заморозки;

  • яркая окраска цветов, привлекает насекомых;

  • растения многолетние. Слайд 35.

3.Животный мир. Слайд 36.- А какие животные могут здесь жить? - Как они приспособились к условиям обитания? Рассказ учителя:Животный мир в тундре очень своеобразен, и отличается некоторыми особенностями от животных других природных зон. Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасают их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище.Летом в тундре бесчисленное множество насекомых: комаров, мошек, слепней. Это настоящее бедствие для людей и крупных животных.Птицы спешат за короткое лето вырастить своих птенцов. Вскоре они полетят в теплые края. На зиму остаются только те птицы, которые могут найти в мороз пищу.А сейчас я предлагаю вам, познакомится с некоторыми представителями животного мира тундры поближе.

Приспособление животных

к условиям тундры:

  • Белая окраска меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется на пёструю.

  • Накопление слоя подкожного жира.

  • Густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц.

  • Утепление конечностей на зиму: у песцов –тёплые стельки, у птиц опушение ног.

  • Зимняя спячка.

  • Сезонные миграции и кочевники ( осенью покидают тундру). Слайд 37.

Сначала с насекомыми:

Мошка, комар Слайд38.

северный золотой шмель Слайд 39

Долгоножки, мухи Слайд 40

Слепни Слайд 41

Неглубоко в почве живут дождевые черви. Слайд 42

В период гнездования в тундру слетается огромное количество птиц.

Растениями и насекомыми кормятся утки и кулики, которые прилетают на лето в тундру Слайд 43.

Кулик Слайд 44

Белоклювая гагара Слайд 45

Фильм о гагаре Слайд 46

Фильм о тундровом лебеде Слайд 47

Жаворонок рогатый Слайд 48

Чечетка Слайд 49

Белохвостый орлан Слайд 50

Очень много птиц прилетающие на свои места гнездования занесены в красную книгу

Розовая чайка Слайд 51

стерх, белый журавль Слайд 52

сокол-сапсан Слайд 53

очковая гага, гага гребенушка Слайд 54

белая куропатка Слайд 55

Тундряная куропатка - обычный обитатель арктической тундры. Для этой птицы характерны густоопушенные ноги, что предохраняет ее от морозов. Питаются тундряные куропатки почками и побегами кустарничков, семенами и ягодами

белая сова Слайд 56

Фильм о полярной сове Слайд 57

Волк и заяц – беляк Слайд 58

чёрношапочный сурок, полёвка Миддендорфа, горностай Слайд 59

овцебык Слайд 60

Овцебык внешне напоминает и быка, и овцу. У овцебыков густая длинная шерсть, направленные вниз рога. Чрезвычайно выносливы в условиях низких температур. Овцебыки находятся под охраной.

сибирский лемминг Слайд 61

Фильм о леммингах Слайд 62

Песец Слайд 65

Фильм о песце Слайд 64

Разнообразие животных тундры Слайд 65 - 66

Как можно представить тундру без северных оленей. Слайд 67

Северный олень - представитель копытных, способный существовать в открытой северной тундре. У него густой мех, широкие копыта…

Живут северные олени стадами: так удобнее добывать корм, защищаться от хищников и даже от ветра. Стада кочуют по тундре. К зиме они уходят в более южные районы, где легче прокормиться. За оленями следуют волки, которые охотятся на больных, отбившихся от стада животных. Питается лишайниками (ягелем), травой, почками и побегами кустарников. Зимой достает корм из-под снега, разбивая его копытами

Как вы думаете, сможет ли человек прожить в тундре без оленей. Олени для человека (использование) Слайд 68

Подсмотрите, как быстро мчатся олени по заснеженной тундре. Слайд 69

А как вы думаете, кто ещё может помогать человеку в тундре, при перевозке грузов и пастьбе оленей? Ну конечно собаки. Слайд 70.

4. Тундра и человек

А живет ли в тундре человек?

Из – за суровых природных условий население тундры немногочисленно. Плотность населения в тундре невелика: меньше 1 человека на 1 кв. км. Здесь живут ханты, манси, эскимосы, эвенки, саами, ненцы, якуты, чукчи и др.

Слайд 71-72

Основное занятие местных жителей – оленеводство. Оленеводы разводят домашних северных оленей. Круглый год животные должны быть на пастбищах. Бригады оленеводов со стадами всё время перемещаются по тундре. Ездят они на оленьих упряжках. Слайд 73

Фильм о жителях тундры Слайд 74

ФИЗМИНУТКА

А давайте, и мы отправимся в тундру в упряжке запряжёнными оленями.

Песня «По северу ехал один эскимос»

Как бы не суров был климат тундры. Человек построит там города.

Вот некоторые из них: Мурманск, Норильск. Слайд 75

В тундре были найдены огромные богатства – нефть, уголь и др. Благодаря развитию современной техники, трудности на пути освоения Заполярья перестали быть непреодолимыми. И люди устремились в эти края. Построили посёлки, города, проложили дороги, протянули линии электропередачи.

Как это отразилось на природе тундры? Слайд 76-77

-Отходы промышленных предприятий загрязнили воздух, воду, почву.

-От буровых установок - ручьи мазута и солярки.

-Замусоривание ( в тундре мусор нельзя закопать в землю,

вечная мерзлота выталкивает его на поверхность).

-Разрушение растительного покрова тундры современными транспортными средствами ( след от вездехода не зарастает несколько лет).

-Из-за бесконтрольной охоты некоторые животные стали редкими.

-На численность обитателей тундры влияет фактор беспокойства животных.

( нефтепроводы, газопроводы).

IV. Закрепление изученного материала.

Сегодня мы очень много узнали о тундре, о климате, растительном, животном мире тундры, о жизни человека в тундре.

Я хочу вам предложить решить со мной вот такую задачу Слайд 78

И прошу ответить на следующие вопросы Слайд 79

(Тест по теме «Тундра»)

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание. Стр. 51-59. Подготовить небольшой рассказ о любом жителе тундры.

docbase.org

Многообразие растений тундры и их приспособленность к суровым условиям Большеземельской тундры. — КиберПедия

Задания теоретического характера

1. Физико-географические характеристики Большеземельской тундры. Особенности приспособленности растений тундры к суровым условиям Большеземельской тундры (привести не менее 5-ти примеров).

 

Задание практического характера.

1. Составить конспект совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с растительным миром тундры (возрастная группа на выбор).

 

Рекомендуемые источники

1. Алексеев Ю. Е., Баландин С. А., Вахрамеева М. Г., Растения тундры [Текст]/ Алексеев Ю. Е., Энциклопедия растений России — Издательство: Классикс Стиль. — 2003. —208 с.

2. Мильков Ф.Н. Природные зоны СССР [Текст] / Ф.Н. Мильков. - М. : Мысль, 1977. - 296 с.

3. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

4. http://biofile.ru/bio/21354.html

5. http://www.allbest.ru/

6. http://www.syl.ru/article/174384/new_rasteniya-i-jivotnyie-tundryi-rasteniya-i-jivotnyie-tundryi-rossii

7. http://zhivaja-priroda.ru/rasteniya/rasteniya-tundry/

Вариант №3

Тема: Особенности приспособления животных к условиям Большеземельской тундры. Сезонные изменения в жизни животных.

Задания теоретического характера

1. Охарактеризуйте сезонные изменения в жизни животных тундры.

Задание практического характера.

1. Составить конспект совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с животным миром тундры (возрастная группа на выбор).

2. Составьте конспект природоведческой беседы (тема и возраст детей на выбор).

Рекомендуемые источники

1. Мильков Ф.Н. Природные зоны СССР [Текст] / Ф.Н. Мильков. - М. : Мысль, 1977. - 296 с.

2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

3. http://www.zoogeo365.ru/public_card/86/prisposobitelnye_osobennosti_zhivotnyh

4. http://www.syl.ru/article/174384/new_rasteniya-i-jivotnyie-tundryi-rasteniya-i-jivotnyie-tundryi-rossii

Вариант №4

Тема: Наблюдение как метод экологического воспитания. Организация и методика руководства наблюдением в разных возрастных группах.

 

Задания теоретического характера

1. Охарактеризуйте методику организации и проведения наблюдения в разных возрастных группах.

Задание практического характера.

1. Составьте конспект совместной образовательной деятельности для детей старшей группы «Наблюдение за полярной и шерстистой ивой».

Рекомендуемые источники

 

1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.

2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

 

Вариант №5

Тема: Модели, их виды и методика использования.

Задания теоретического характера.

1.Раскройте методику моделирования с детьми в разных возрастных группах ДОО.

Задание практического характера.

1. Составьте конспект занятия по экологическому образованию с детьми средней группы с использованием моделей. (Тема на выбор. Методический материал изготовить самостоятельно)

2. Составьте конспект природоведческой беседы (тема и возраст детей на выбор).

Рекомендуемые источники

1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.

2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy

 

 

Вариант №6

Тема: Игра, как метод экологического образования дошкольников. Игровые обучающие ситуации (ИОС).

Задания теоретического характера

1. Раскройте методику организации и проведения ИОС в разных возрастных группах. Охарактеризуйте историю разработки методики ИОС на примере отечественных и зарубежных исследований.

Задание практического характера.

1. Составьте конспект игровой обучающей ситуации (ИОС) для детей младшего дошкольного возраста с использованием игрушки-аналога (тема на выбор).

Рекомендуемые источники

1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.

2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

3. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=465114

4. http://www.bestreferat.ru/referat-220701.html

 

Вариант №7

cyberpedia.su