Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_krapivada.ru5.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/krapivada.ru/index.php on line 22
Осенние явления в жизни растений. Экскурсия "Разнообразие живых организмов". Осенние явления в жизни растений и животных

Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Осенние явления в жизни растений. Народные осенние праздники на Украине. 6 класс. Осенние явления в жизни растений


Фрагмент урока «Осенние явления в жизни растений. Листопад», ФГОС

Фрагмент к уроку "Осенние явления в природе"

 Биология, 5-6 класс, УМК любой

Материал  можно использовать на уроке или во внеклассной работе по теме «Осенние явления в жизни растений. Листопад».

Цель: ознакомление учащихся с внешним видом осенних листьев деревьев, развитие умений различать деревья по внешним признакам.

Задачи:

- Развивать умения узнавать деревья  по внешнему виду осенних листьев, создать проблемную ситуацию при изучении нового материала о листопаде.

- Способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, образного мышления.

- Воспитывать  эстетические чувства по  отношению к  осенней природе родного края.

Стихи  к  данному этапу урока

Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

И.Бунин

********

Листья в воздухе кружатся,

Так причудливо порой,

Тихо под ноги ложатся

То – коврами, то – горой…

Вот кленовый лист кружится

И пикирует в газон…

Как же нам не удивиться –

Так чудесно падал он!

Словно золотом залиты

Парки, скверы и сады…

 Всё вокруг листвой покрыто –

Это осени следы.

(А.Тесленко)

 

Кроссворд

Ответы к кроссворду

 

Презентация

Кроссворд "Парад осенних листьев"PPTX / 779.25 КбКроссворд для распечатки учащимсяDOCX / 293.07 Кб

Листья жёлтые танцуют,

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

Называют «листопад».

О.Киселёва

********** 

Опавшей листвы

Разговор еле слышен:

- Мы с кленов …

- Мы с яблонь …

- Мы с вишен …

 - С осинки …

- С черемухи …

- С дуба, с березы…

Везде листопад:

На пороге морозы!

Ю.Капотов

*********** 

Любимое время года.

Пришла увяданья пора.

Вся в пышном убранстве природа -

Осень стоит у двора.

Наполнился мир ожиданьем.

Грустит в одиночестве лес.

К нему я иду на свиданье,

Ни звука не слышно окрест.

Листва шелестит позолотой,

Ласкает и сердце и взор.

Красивой и тонкой работой

Расписан кленовый узор.

Я листья возьму на прощанье,

Поставлю в хрустальный бокал.

От осени светлой посланье

Зимой согревать будет зал.

Автор: А. Калинина

Использование ресурса:

1. Разгадывание кроссворда  по напечатанным листам, проверка по слайдам презентации.

2. Разгадывание кроссворда по презентации.

Источники:

лист клёна

Лист липы

Лист дуба

Лист каштана

Лист ясеня

Лист рябины

Лист тополя

Лист осины

Стихи о листопаде 

Шаблон презентации

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Осенние явления в жизни растений

Авторы:

Г.П. Кулягина, А.М. Миловзорова.

Возрастной диапазон:

5–6-й класс.

Изучаемые элементы содержания образования:

Понятия:

методы биологических исследований, осенние явления в жизни растений, листопад, пигменты, листопадные и вечнозеленые растения, жизненные формы растений (деревья, кустарники, травы), вид.

Умения:

ставить перед собой и выполнять задачи в познавательной деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Необходимое учебное оборудование:

маршрутный лист, рабочий лист, планшеты, компас, лупа.

Место проведения урока:

парк усадьбы «Коломенское» Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника.

Адрес: Москва, просп. Андропова, 39.

http://mgomz.ru/kolomenskoe

Вход свободный. Часы работы: 9:30–18:00.

Телефон для справок: 8 (495) 780-79-67, круглосуточно.

Е-mail: info@mgomz.ru.

http://mgomz.ru/kolomenskoe

Возможно указание на связанные памятные даты:

15–17 сентября – Российские дни леса;

10 ноября – Всемирный день науки.

Форма проведения урока:

урок в парке.

Галерея изображений:

1

10

11

12

13

14

15

16

2

3

4

5

6

7

8

9

Acer negundo

Acer platanoides

Quercus robur 2

Quercus robur

Swida alba 2

Swida alba

Viburnum opulus

task1

track

Свободное описание урока:

Прежде чем отправиться на экскурсию, ребята решают ситуационную задачу по выбору вида транспорта и маршрута следования. На уроке-экскурсии учащиеся наблюдают и фиксируют осенние явления в жизни растений, следуя по определённому маршруту. Урок-экскурсия предполагает следующие этапы, соответствующие пунктам маршрута:

  • 1-й этап. Ориентирование на местности.

Определяют, в каком направлении нужно двигаться, чтобы добраться в пункт 2.

  • 2-й этап. Исторический аспект.

При входе в парк учитель кратко знакомит учащихся с историческим прошлым Коломенского.

  • 3-й этап. Актуализация знаний.

В ходе перемещения из пункта 2 в пункт 3 проводится беседа с учащимися об осенних явлениях и жизненных формах растений, встречающихся по пути следования. Учащиеся проводят сравнительный анализ внешнего строения двух видов растений – клёна ясенелистного и клёна остролистного.

  • 4-й этап. Самостоятельная работа в малых группах.

Учащиеся выполняют задания рабочего листа на территории Музея деревянного зодчества.

  • 5-й этап. Анализ и обобщение работы групп.

Проводится заключительная конференция. Учащиеся фотографируют растения для фотовыставки «Очарование осени».

Приложения:

  • Коллекция элементов
  • Текстовые материалы учителя
  • Текстовые материалы для учеников
  • Задания
  • Кейсы
  • Ссылки
  • Сценарий

mosmetod.ru

Экскурсия "Разнообразие живых организмов". Осенние явления в жизни растений и животных Рабочая тетрадь по биологии 5 класс Пасечник (с ракушкой)

Главная › 5 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии 5 класс Пасечник (с ракушкой)

Отчёт

Место экскурсии – школьный парк.Задача экскурсии – изучить изменения в природе осенью.

Оборудование – папки, блокноты, карандаши, полиэтиленовые мешочки, лупы.Объекты: растения и животные парка.

Задание 1.

1) У каких деревьев и кустарников началось(лся):

а) изменение окраски листьев - клен, береза, осина;б) листопад - липа, тополь, рябина.

2) На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев?

На верхушке.

3) Каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке?

Жучки, гусеницы, собаки и кошки, птицы.

 

Задание 2.

1) У всех ли деревьев и кустарников одного вида, растущих в разных условиях, в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад? Данные занесите в таблицу.

2) Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

Животные запасаются пищей на зиму, впадают в спячку, птицы улетают в теплые края, а зимующие запасаются пищей.

 

Задание 3.

1) Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения. Данные занесите в таблицу.

2) Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

Мотыльки, мухи, комары. Большинство насекомых впадают в спячку, забираясь под кору деревьев.

Задание 4.

1) Выясните, у каких растения осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.

Липа и тополь опадают раньше всех. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.

2) Опишите приспособления встретившихся животных к определённым условиям жизни.

Животное Приспособление
Птица Крылья, обтикаемая форма тела
Медведь Теплый мех, жир
Жук Небольшие размеры тела
Червь Обтекаемая форма тела
Среды обитания организмовПроверка знаний по теме

dourokov.ru

Осенние явления в жизни растений. Народные осенние праздники на Украине. 6 класс.

Лебедева В.А. Лутугинская СШ №1

Осенние явления в жизни растений. Народные осенние праздники на Украине.

·        Рассмотреть осенние явления в жизни растений;

·        Изучить причины листопада и изменение окраски листьями осенью;

·        Показать многообразие плодов и семян и способы их распространения;

·        Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, находить взаимосвязи;

·        Рассмотреть осенние народные праздники на Украине, народные традиции, связанные с ярмаркой и жнивами;

·        Прививать любовь к родному краю, его природе. Традициям и обрядам своего народа.

·        Музыка Чайковского «Времена года», Грига «Утро»;

·        Таблицы «Строение листьев», «Листопад», «Разнообразие плодов и семян»;

·        Гербарии осенних листьев;

·        Коллекции плодов и семян.

Учитель:

Звучит музыка Э.Грига «Утро».

Дорогие ребята! Наш урок сегодня мне бы хотелось начать словами прекрасного украинского писателя и педагога Василия Сухомлинского: «Пусть каждый наш урок вспоминается вам, дети, в ярких солнечных образах:

- сад в белом наряде цветения;

- неповторимое звучание пчелиной агоры над полем гречихи;

- багровый закат;

- глубокое холодное осеннее небо с журавлиной стаей над горизонтом;

разноцветный ковер осенних листьев в лесу – всё это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце каждого из вас».

Я не случайно взяла эти слова эпиграфом к нашему уроку, ведь именно на нем мы сможем представить и почувствовать и «глубокое холодное осеннее небо» и «разноцветный ковер осенних листьев». Тема нашего урока: «Осенние явления в жизни растений. Народные праздники осенью на Украине».

Записывают тему в тетрадь.

Готовясь к сегодняшнему уроку, у нас сформировались творческие группы ребят по их способностям и интересам. Это группа ученых, группа метеорологов, группа артистов, группа художников, группа этнографов.

Работу каждой группы вы сможете увидеть и оценить на протяжении всего урока.

Музыка Чайковского «Времена года».

Осень… Чудное, неповторимое время года. Время раздумий и покоя в природе. Помните, как у Пушкина?

«Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя унылая пора,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса».

Какие же изменения происходят с погодой осенью? Как изменяется природа, готовясь к зиме? На нашем уроке присутствует группа учёных-метеорологов, которые сделают небольшое сообщение о погодных условиях осенью.

Выступают метеорологи – 3 мин.

Учитель:

Погода приближается к зимнему периоду. А как же растения и вся живая природа готовится к зиме? Что происходит с растениями осенью и почему?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте-ка мысленно перенесемся в лес, осенний, разукрашенный разными красками. Здесь нам сразу же бросаются в глаза осенние яркие листья деревьев.

Задание классу:

Приготовьте свои гербарии осенних листьев и расскажите, – какой чудный художник осень.

1.     какого цвета у вас листья?

2.     какие из листьев вам понравились, почему?

А вот в этой части леса в разгаре листопад. Бредешь по тропинке, а под ногами шуршит листва, опавшая с деревьев, навевая разные лирические чувства, напоминая стихи.

Осень – это лист кленовый

По ветру летящий,

Это лебедь одинокий,

В небесах парящий,

Это жёлудь золотистый

В тюбетейке новой.

Это белочка на ветке.

С шишкою сосновой.

А какие стихи вспоминаются вам, ребята?

Рассказывают несколько четверостиший.

Но на нашем уроке-экскурсии мы ведь должны не только наслаждаться красотой осеннего леса, но и ответить на 2 вопроса «Почему»:

1.     Почему листья изменяют свою окраску?

2.     почему в природе наступает листопад?

Две группы учёных-ботаников переработали много научной литературы и ответят сейчас нам на эти вопросы.

Отвечают на вопросы. Сообщения учащихся.

Продолжая наше путешествие по лесу, хочу обратить ваше внимание на огромное количество плодов и семян. Это не случайно, ведь осень – это время массового созревания плодов и семян и их распространение.

Задание 2:

Приготовьте свои коллекции плодов и семян, которые вы собрали, готовясь к сегодняшнему уроку. Назовите примеры семян и как они распространяются. Какие способы распространения семян вы знаете?

Отвечают.

Задание 3:

Посмотрите на почки на деревьях. Они образуют плотную чешую, которая зимой защитит зачаточные листочки, стебелёк от лютых морозов.

Рассматривают веточки разных деревьев, почки, записывают в тетрадь.

А еще осенью происходит отмирание надземных частей травянистых растений, под землёй глубоко остаются корни, которые зимуют, а весной снова дают молодые побеги.

Учитель вместе с ребятами делает вывод об осенних явлениях жизни растений.

Мы закончили первую часть нашего урока, но путешествие продолжается, экскурсия по лесу только немного изменит своё содержание.

Звучит украинская мелодия.

Украинский народ всегда любил осень, осеннюю природу за ее красоту и щедрость. Много праздников есть на Украине осенью, связанных с темой нашего сегодняшнего урока. А какие они? Помогут нам разобраться 3 украинских казака, которых случайно встретили на экскурсии в лесу. А вот и они сами! Давайте-ка, понаблюдаем за ними, ладно?

Украинские мелодии. На сцене бричка, запряженная парой волов. На ней сидят три казака: Вернигора, Вернидуб, Крутивус (спит).

Вернигора:

От і осінь настала! Листя пожовкле, шпаки полетіли у вирій.

Вернидуб:

Тю, дурний! Та чи тільки побачив. Як би не осінь, то чи б їхали ми з тобою на ярмарок? Як би не осінь, ми б у полі працювали, чи в садку, чи на городі. Сіяли б жито весною, а влітку жали, картоплю та огірки пололи. А зараз осінь, вся господарча робота позаду. Зібрали урожай – дай Боже! Он повна бричка, та і їдемо ми на велике українське свято – на ярмарок!

Вернигора:

Та хіба ж тільки цим осінь відзначається? Он зараз у ліс в’їхали. Ти поглянь навкруги. Он там на верхівці бугра – дуб кремезний. Ти поглянь який красень в яскраво-жовтому вбранні!

Вернидуб:

Та що там той дуб. Чи й не краса. Деревина висока, а в господарстві яка з нього користь? Хіба що жолуді свиням на прокорм. Та зараз залізти на маківку його та подивитись, чи багато людей на ярмарок понаїхало?

Крутивус:

Еге, та ще побачити, чи багато горілки шинкарі навезли.

Вернигора:

А он береза, погляньте, друзі, хіба ж не краса? Вітер дме, а сережки на гілках туди-сюди хитаються. Як вбрання на дівчині ясноокій та білолицій. Погляньте, як чудово у лісі коло берези. Від її жовтогарячого листя немов килим якийсь чародій по землі розкинув.

Крутивус:

Еге ж гарно зараз би на килимі поспати, а то ця клята бричка боки давить.

Вернидуб:

Чи й не килим з осіннього листя, перетліє за зиму, то хоч перегній буде.

Вернигора (не слухаючи нікого):

А он на самому виїзді з лісу калина червоніє!

Вернигора (не слухаючи нікого):

А он на самому виїзді з лісу калина червоніє!

Крутивус (прокинувшись):

Еге ж червоніє! В мене вчора ніс такого кольору був після пляшки слив’янки (знов хропе).

Вернидуб:

Тьху, калина! Ягоди гіркі, як ропа і свині б не їли.

Вернигора:

Та за теж краса!

Верни дуб (зневажливо):

Чи й не краса! Ото ж на ярмарку побачимо справжню красу!

Крутивус (прокинувшись):

Еге –ж.

Вернидуб:

Еге-ж, еге-ж, а неначе ми заблукали. Он дивись, якісь діти. Запитай як потрапити на ярмарок.

Дівчинка 1:

Та дуже ж просто! Їдьте через Диканьку чи Миргород, Опізню чи Лихвицю, Решетилівку чи Хорол – все одно будете на тім ярмарку. Будете там, де завжди шумить і вирує, продає й купує, славнозвісний український ярмарок!

Українські мелодії.

Дівчинка 2:

Що, боже ти мій господа! Чого нема на тому ярмаркові! Колеса, скло, тютюн, дьоготь, цибуля, овочі всякі. Так, що хоч би в кишені було рублів із тридцять, то й тоді б не купив усього ярмарку.

Гей ви, фарби базарні,

Всякий скарб, перукарні

Сміх дитячий, шум, качелі

І веселі каруселі.

 

Анекдоти, гумор, глас,

Справжній український квас

Забобони, шепіт, чутки,

Сварки, регіт, прибаутки.

 

Бараболя, борщ, цибуля,

Повітряна ярка куля.

От так ярмарок великий,

Заходьте всі – і дорослі, і діти.

Три козака повільно проходяться туди-сюди.

Вернидуб:

Ось, дивись, гарбуз!

Вернигора (знизавши плечима):

Гарбуз, як гарбуз.

Вернидуб:

А каша з нього яка смачна, язик з’їси разом з ложкою.

Крутивус:

А закуска ніяка, тьху!

Вернидуб:

А диня – диви яке диво.

Вернигора:

То і що, диня як диня.

Вернидуб:

Їси – в роті що мед.

Крутивус:

Тьху, а закуска ніяка.

Вернидуб:

А ось морква – гарна, правда?!

Вернигора:

То морква, як морква.

Вернидуб:

Та ні (смачно відкушує). Таку на одному кінці села відкусиш – на протилежному боці – хруст почути можна.

Крутивус:

Тьху, а закуска ніяка.

Вернидуб:

А ось буряки!

Вернигора:

То й буряки.

Верни дуб (розпачливо):

Та чи ти зовсім дурний? Який же український борщ без буряка.

Вернигора:

Та, кажуть можна. Кажуть є якісь там томати, теж кольором червоні – з Америки завезені.

Вернидуб:

Та які там томати – годі вам брехати!

Крутивус:

А на закуску як вони?

Дівчинка 1:

Та годі вам сперечатись. Краще відгадайте загадки про наш ярмарок та про те, чим тут торгують.

У зеленім картузі

На одній стоїть нозі

Щирим золотом світиться

Звичка в нього є ота

Він головку поверта

Вбік де сонце котиться

Родичем доводиться.

                                      Соняшник.

 

Жовтобокий карапуз

Йшов городом та й загруз

То насіння стільки має,

Що аж боки роздимає,

Через те й загруз.

                                      Гарбуз.

 

Що за кущ біля хатини

Розростається щоднини

І на ньому ягідки –

Не солодкі й не гіркі.

Як намистечко червоні.

І цілющим соком повні.

Повновиді й невеликі

І від кашлю добрі ліки.

                                      Калина.

 

Що родилося в садку

У зеленім повитку?

І було тоді на древі

Цвітом ніжним і рожевим,

Потім в зав’язь обернулось,

Все повніло й наливалось.

                                      Яблуко.

 

Я на сонці – сонцем сяю,

Родичів багато маю,

Гарбузову господиню усі знають

Хто я?

                                      Диня.

Дівчинка 1:

Добре! Добре! Знаєте овочі які є на нашому ярмарку!

Крутивус:

А це що – свято знов якесь?

Дівчинки:

А це свято – обжинки!

Учитель:

На Україні традиційно жнива вітає прекрасне свято – обжинки!

Зібравшись великим гуртом люди славлять працю хліборобів, щедрий урожай. Здавна ведеться у кінці ниви залишати невеликий клаптик пшениці або жита, який в народі називають Бородою. Його старанно обкопують, перев’язують стрічкою, а зерно витрушують на землю, щоб нива добре родила й на майбутнє.

Біля цієї Бороди збираються женці, звивають останній сніп – обжинок і наряджають його червоним шовком, прикрашають кеглями калини. Найкращій трудівниці дарують вінок із колосків, прикрашений польовими квітами, калиною. Обжинковий вінок – це символ закінчення жнив, краси і величі праці.

Дівчинка 1:

Збирайтеся, збирайтеся!

На свято чим скоріш!

Женчики всю пшеницю-жито пожали,

По колоску збирали

У снопи в’язали,

Та в кіпочки складали!

Хлопчик:

А на нашій нивці,

Сьогодні обжинки!

Дівчинка 2:

Пшеницю спілу женці пожали,

В круглі сніпочки ще й пов’язали

В круглі сніпочки густі-густенькі

В кіпки зложили часті-частенькі.

Хлопчик:

Ой снопе, снопе вусатий

Неси достаток у кожну хату,

Неси достаток кожній родині,

Славу великій нашій Україні.

Женчик:

Наша господиня домувала

Коли з поля женчиків чекала

Сім пар черевиків стоптала

Поки вечерю приготувала.

Господиня:

Ось вам, милі, із пшениченьки

Коровай високий, місячний.

Вносять коровай на рушникові.

Крутивус:

Хлібе рум’яний, тепло материнства. В хаті гостинно добро сієш ти, з тобою стрічають, у світ проводжають. Низький уклін тобі, хлібе мій.

Дівчинка 2:

Приносив тато мені окрайця

Казав, що у житі відняв у зайця.

Була в тім хлібі знайома казка,

Пропахла степом отецька ласка.

Дівчинка 1:

У ньому краплі жаркого поту

Рук роботящих жагуче злото

І людське щастя на всі часи

Будь гідний хліба, який їси!

Українська музика.

Господиня:

Ласкаво вас просимо,

На рушнику коровай вам підносимо

Друзям хорошим,

Гостям хорошим,

Хліб-сіль, коровай на святковому столі.

Підносить коровай.

Учитель:

Вот и закончился наш урок, немного фантастический и серьёзный, весёлый и лирический.

Обобщение знаний

Фронтальная беседа.

1.     Как природа, растения встречают осень?

2.     какие изменения происходят с растениями в осенний период?

3.     как украинский народ встречает осень?

4.     какие украинские праздники вы увидели на сегодняшнем уроке?

5.     какие герои этих праздников вам запомнились. Почему?

 

На сегодняшнем уроке мы рассмотрели, что происходит с природой осенью и почему желтеют и опадают листья, ещё сильнее полюбили наш чудесный украинский народ с его традициями и осенними праздниками. Поняли, как много значит для человека природа с её красотой, с её богатствами.

Так давайте же любить и ценить нашу прекрасную природу и наш чудесный край – нашу Украину, чтобы сберечь всё это нашим детям и внукам!

 

 

 

 

Средняя оценка:

Ваша оценка: None

my-edu.ru