Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений". Осенние явления растений


Осенние явления в жизни древесных растений. Листопад |

Тема: Осенние явление в жизни древесных растений. Листопад.

Цель: Выяснить, как сезонные изменения погодных условий влияют на  жизнь растений осенью.

Задачи:

Обучающие:

  • Развить у учащихся понятие о древесных растениях, продолжительности их жизни.
  • Продолжить формирование понятия «приспособления растений к сезонным явлениям».

Развивающие:

  • Сформировать у кружковцев умения вести наблюдения за изменениями в жизни растений;
  • Объяснить причины этих изменений;
  • Находить черты приспособленности  растений к меняющимся погодным условиям.

Воспитательные:

  • Формировать у детей эстетическое восприятие природы и экологические навыки поведения в ней.

Подготовка к экскурсии

При подготовке к экскурсии педагог, прежде всего, знакомится с  теоретическими основами её  проведения. По проведению экскурсий, методист Райков Б.Е., дал ряд полезных советов. Они известны, как «десять заповедей экскурсионного дела»:

  • Помни, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
  • Изучи место, куда ведёшь экскурсию, наметь тему и составь её план.
  • Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
  • Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
  • Избегай длинных объяснений.
  • Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
  • Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
  • Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.
  • Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
  • Закрепи экскурсию в памяти учащихся последующей проработкой материала.

Подготовка учащихся к экскурсии:                                          

  • Они должны знать, что могут увидеть в природе, на что обратить внимание, что наблюдать.
  • Обувь должна быть удобной, одежда не яркой (чтобы не отпугивать птиц).
  • В группе желательно иметь блокноты, карандаши, папку для сбора листьев и другое в зависимости от темы экскурсии.
  • Необходимо знать правила поведения в природе, которые напоминаются педагогом на теоретических занятиях.

Время проведения экскурсии — сентябрь-октябрь.Место проведения экскурсии – дендрарий ДЭБЦ г.Бийска, в котором насчитывается 50 видов деревьев и кустарников.

Экскурсия рассчитана на детей 4-5 классов.

Проведение экскурсии

При проведение экскурсии воспользуемся методикой Джозефа Корнелла.

Этап 1 Пробуждения энтузиазма

«Падают, падают листьяВ нашем саду листопад,Жёлтые, красные листьяПо ветру вьются, летят».

Дети, представьте себя листиками разных деревьев. Что происходит с листьями осенью?

(Дети кружатся и приседают к земле ). Возьмите каждый по листику опавших с деревьев и кустарников. По виду собранных листьев дети разделяют на несколько групп, например с листьями берёзы, дуба, клёна, сирени.

Этап 2 Концентрация внимания

Сроднимся с деревом. Каждая группа подошла к своему выбранному дереву. В течение 30 секунд, закрыв глаза и прикоснувшись ладонями к коре, прислушайтесь к своим ощущениям.Кора тёплая (холодная)? Добрая? Шершавая?

Этап 3 Приобретение опыта

Этот этап является основным для достижения учебной цели.Каждая мини группа получает карточки – задания с одинаковыми вопросами, но объект изучения у всех разный (выбранное дерево или кустарник у всех разный). Для работы даётся 20 минут.

Карточка – задание:

1. Отметьте погодные условия.

2. Соберите листья и плоды данного дерева или кустарника.

3. Отметьте цвет листа.

4. Установите, где больше окрашенных листьев:  

- в верхней части кроны или нижней?- в наружной или внутренней части кроны?

5. Пронаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потянуть

— зелёный лист;- лист, начавший менять окраску;- лист, полностью изменивший окраску.

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

а) какой из листьев легче всего обрывается?б) как готовится лист растения к листопаду?

6. Зарисуйте внешний вид дерева или кустарника.

7. Сделайте мини отчёт по своему объекту наблюдения.

Через определённое время учащиеся возвращаются для обсуждения  результатов. Первой отчитывается группа, которой потребовалось меньше времени для выполнения задания. Ученики демонстрируют собранный материал, а остальные группы находят подобные экземпляры. Педагог помогает правильно назвать дерево, кустарник. Дети слушают выступающих, записывают у себя в блокнотах названия древесных растений, устно отмечаются особенности внешнего строения плодов и листьев, рассказывают о последовательности раскрашивания кроны деревьев.Педагог обобщает главные признаки в отчётах детских групп.

1.Погодные условия.

Осень принесла прохладу, понижается температура воздуха, солнце светит, но не греет. День становится короче, осенние дожди холодные, первые заморозки.

2.

Жёлтые листья у клёна, берёзы, дуба;Пунцово – красные — вишня, рябина, барбарис;пурпурные — черёмуха.

Листья желтеют, становится красными, фиолетовыми, потому что зелёное красящее вещество разрушается. Летом оно быстро и легко восстанавливается, и новые листья распускаются свежими, зелёными. Окраска листа летом не меняется, так как образование красящего вещества не отстаёт от его разрушения. Но вот дни убывают, света становится всё меньше и меньше, зёрна хлорофилла продолжают всё также быстро, как и летом разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше и лист бледнеет.

3. Листопад. Вслед за переменою окраски листьев наступает листопад, имеющий первую очередь значение предохранительного средства отзасыхания деревьев зимою, так как испарение воды через громадную листовую поверхность продолжалось бы, между тем всасывание её из охлаждающей почвы прекращается. Первыми теряют одежду- липа, вяз, берёза ; позже – клён боярышник ; потом – дуб, осина, ясень, черёмуха, бузина. Липа и тополь облетают снизу, у вяза, орешника, ясеня – сначала оголяются верхние ветки. Не все деревья и кустарники перекрашивают свою листву. Зелёными опадают листья ясеня, ольхи, сирени.

Вместе с листьями деревья и кустарники избавляются от вредных продуктов жизнедеятельности; например от щавелевокислого кальция. А полезные вещества – фосфор, крахмал, сахара к этому времени уже прочно заполняют кладовые – внутренние части растений.

Упавшие листья тоже приносят пользу. Разлагаясь, они обогащают почву известковыми удобрениями. Кроме того, плотный ковёр прошлогодней листвы служит хорошей преградой для дождевой и паводковой воды, не даёт ручьям размыть плодородный слой. Покрытые первым снегом опавшие листья – это ещё одно «одеяло» для тех, кто остался зимовать на поверхности почвы.

4. Сбрасывание листьев.Независимо от перекрашивания и других изменений в пластинах листьев, у основания их, в самых тканях или клетках листа происходит подготовка к сбрасыванию. В этом месте появляется так называемый разделительный слой клеток, где и происходит лёгко отделение под влиянием лёгкого дуновения ветра и даже под собственной тяжестью. Листья опадают и в безветренную погоду.

В заключении учащимся предлагаются вопросы:

  • В какое время года происходит листопад у древесных растений и почему?
  • Какие деревья и кустарники относятся к листопадным растениям?
  • Какие деревья и кустарники относятся к вечнозелёным растениям?
  • Есть ли растения, которые на зиму не сбрасывают листья?
  • Есть ли среди хвойных листопадные растения?
  • Какое значение имеет листопад для жизни деревьев и кустарников?

Обсуждая вопросы, учащиеся делают вывод: Растения, как и животные, готовятся к зиме. Усиленный листопад начинается вслед за первыми заморозками. Разные деревья и кустарники приобретают разную осеннюю окраску. Листопад – это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Осень время подготовки и перехода растений к зимнему покою. Но даже и в это время к деревьям и кустарникам надо относится бережно. А сейчас мы возвращаемся домой.

Этап 4. Вдохновение, чувствительный этап.

1. Педагог предлагает всем вспомнить приметы осени:

— У дуба и осины самый поздний листопад.- Если в осень лист с берёзы опадает нечисто – жди суровой зимы.- Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.- Весна да осень – на дню погод восемь.- В октябре и лист на дереве не держится.

2. Предлагается вспомнить стихи об осени:

«Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день …»(А. Пушкин ).

«Падают, падают листья,В нашем саду листопад,Жёлтые, красные листьяПо ветру вьются, летят …»(М. Красев).

«Поздняя осень,Грачи улетелиЛес обнажился,Поля опустели ».(Н.А. Некрасов).

«Унылая пора! Очей очарование!Приятна мне твоя прощальная красаЛюблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одеты леса!…»(А. Пушкин ).

По возвращению в кабинет, предлагаем детям выразить впечатление  об экскурсии в виде творческой  работы:

— написать рассказ, сочинить стихотворение, придумать сказку, нарисовать картину – лицо  «осени» , изготовить поделки из природного материала. Это можно выполнять и в виде домашнего задания.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

goxi.ru

Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"

Разделы: Биология

Цель:

  1. Выявить умение учащихся наблюдать во время экскурсии в природу, научить обращать внимание на необычное, устанавливая связи между явлениями. Продолжить развитие общебиологических понятий.
  2. Научить учащихся составлять письменный отчет и красочно оформлять коллекции.

Оборудование:

  • компьютер,
  • экран,
  • проектор,
  • авторская работа-презентация,
  • коллекции прошлых лет,
  • блокноты учащихся с записями во время экскурсии,
  • раздаточный материал.

Наглядность:

  • таблица “Листопад”,
  • календарь природы “Осень”.

Общебиологические понятия:

  • ритмичность,
  • биологические циклы,
  • обмен веществ,
  • приспособленность организмов к экологическим факторам,
  • взаимосвязь организма и среды,
  • размножение и развитие.

Частные биологические понятия:

  • пигменты,
  • хлорофилл,
  • фотосинтез,
  • передвижение веществ,
  • испарение,
  • выделение,
  • листопад.
  • функции организмов, их взаимосвязь.
  • жизненные формы,
  • продолжительность жизни,
  • озимые,
  • способы распространения плодов и семян.
  • закладка почек.
  • подземные побеги.
  • покой глубокий.
  • фенология.

План урока

I. Краткая вступительная беседа.

На дворе царица-осень Уж завершает листопад; Ковёр листвы на землю сброшен, Теперь он снегу будет рад. Как преобразилось всё вокруг двора: Кроны у деревьев, травы все сжелта, Листья опадают, дождик моросит, Осень золотая о себе гласит.

Учитель: Эти два четверостишья написаны вашими сверстниками, учениками прошлых лет. Пусть они не совсем совершенны, но искренни, а главное - правдивы.

А какой вы увидели осень во время экскурсии? Насколько были наблюдательными и внимательными, это выяснится в ходе урока, поскольку мы сегодня подытожим результаты экскурсии “Осенние явления в жизни растений”.

На экране вопросы к уроку (слайд №2):

  1. Почему осенью листья изменяют свою окраску?
  2. Как происходит листопад?
  3. Зачем деревья и кустарники сбрасывают листья:

а) роль листопада в жизни растения;

б) значение листопада в природе.

  1. Какие ещё явления в жизни растений можно наблюдать осенью?

А теперь вспомним, какие изменения в природе мы могли наблюдать до наступления недавних сильных заморозков, которые всё преобразили вокруг (слайд №3).

 II. На экране видеофильм, снятый во время экскурсии, сопровождаемый выдержками из стихотворений. Содержание стихов соответствует изображению на экране.

Мой школьный сад во власти красок Лучами Осени объят, Он душу раскрывает как бы И щедро дарит листопад. (Из стихотворения ученика)

Срок пришел Краснеть кленовым лапам. Ясень желт И вяз при самом слабом Вздохе ветерка Роняет листья. Осень, засверкав Плащом огнистым, В старый парк И в лес густой вошла И пожар Бездымный свой зажгла. Ясным днем Отправлюсь в путь заветный, А кругом Просторы многоцветны. Яркость позолоты У дороги… (Н. Уросов)

Как разгулялся ветер листопада! Сегодня он не просто рвёт листву, А гонит по реке барашков стадо, Дает волнам морскую синеву. И слышно, как река шуршит листвою, А листья пеной бьются о песок. И рядом с этой страшной синевою Летучим дымом кажется лесок. (В. Берестов)

Сколько листвы намело. Это лёгкие наших деревьев, Опустошенные, сплющенные пузыри кислорода (А. Тарковский)

Осень над парком тенистым. Ложится Золото клёнов на воды пруда. Кружатся листья. Умолкнули птицы, В похолодевшее небо глядится Астра, лучистая астра- звезда.

Осень. По утрам морозы. В рощах желтый листопад. Листья около березы Золотым ковром лежат. В лужах лед прозрачно-синий, На листочках белый иней. (Е. Головин)

Потом внезапно побелеет тьма, И всё, что раньше радовало взоры, Согнёт, причешет, упростит зима, Покрыв геометрическим узором. ( Беличенко)

Беседа: А что не смог увидеть объектив камеры?

(Похолодание, влияние северного ветра, сокращение долготы дня, уменьшение освещённости, заморозки)

Как эти изменения влияют на жизнь живого?

Вывод: жизнь растений зависит от условий окружающей среды.

III.Почему листья изменяют свою окраску.

Проверка домашнего задания. Какие краски осени (как живописца) вы нашли в стихах?

Работа в тетради. Ребята записывают свои примеры.

Изменение окраски листьев.

А) Листья пожелтели у … (липы, берёзы, лиственницы) (слайд №4).

Б) Листья покраснели у …(рябины, шиповника, аронии) (слайд №5).

В) Листья остались зелеными у …(ели, сирени, ивы) - в зависимости от даты про ведения экскурсии (слайд №6).

Демонстрация опыта. Учитель объясняет, что осенью от недостатка света и холода хлорофилл разрушается и зеленая окраска листьев пропадает, листья становятся желтыми. Но у некоторых растений листья с наступлением осени краснеют. Красная и фиолетовая окраска листьев зависит от особого красящего вещества – антоциана. В этом можно убедиться в результате опыта, приготовив отвар краснокочанной капусты. Профильтрованный раствор, слабо окрашенный в синий цвет, разлить в пробирки (на 1/3 их объема), в одни из них прилить кислоту (1, 2, 4, 8 капель), в другие – щелочь в том же количестве). С помощью стеклянной палочки перемешать жидкости в пробирках. В результате смешения красящего вещества краснокочанной капусты с кислотой получается красивая гамма красных расцветок, с щелочью – синих.

IV.Листопад. Как он происходит у разных растений (слайд №7).

Оно не может улететь на юг И отменить не в силах опаданья. Оно для листьев замыкает круг Рожденья, шелестенья, увяданья.

Работа в тетради. Ребята записывают свои примеры.

Листопад.

А) Листопад закончился у … (липы, клена остролистного, груши).

Б) Продолжается у … (тополя, березы, яблони).

В) Листья не опадают у … (ели, сосны, клюквы).

Как происходит листопад, веткопад (у кипариса)?

Как падают листья?

Дополнение к ответам учащихся (слайд №8).

“Медленно, неохотно и в то же время торжественно падал он, цепляясь за ветки, за изветренную кожу, за отломанные сучки, братски приникая ко встречным листьям – чудилось: дрожью охвачена тайга, которой касался падающий лист, и голосами всех живых деревьев она шептала: “Прощай! Прощай!.. Скоро и мы… Скоро и мы… скоро…скоро…”

Чем ниже опускался лист, было ему падать все тягостней и тягостней; встреча с большой, почти уже охладевшей землею страшила его, и потому миг падения листа все растягивался, время как бы замедлилось на размытом далью обрыве, удерживало себя, но могильная темь земли, на которую предстояло лечь листу, погаснуть, истлеть и самому стать землею, неумолимо втягивала его желтое свечение…”

Виктор Астафьев “Падение листа”

Закон природы.

Листик серебристый, листик золотистый, Падает, качается, словно парашют. Медлит, опускаясь, в воздухе кружится, Будто бы не хочет прервать он свой маршрут. Но вот уж не кружится, Вот уже ложится На траву холодную Листик золотой, И другие листья падают с березы, Заполняют воздух золотым дождем. Хочешь иль не хочешь, но закон природы Все твои желания ставит на своем. Стихотворение ученицы 5 кл.

V.Значение листопада в жизни растения (слайд №9).

  1. Приспособленность к уменьшению испарения влаги в зимнее время.
  2. Выделение из растения вместе с листьями ненужных веществ.
  3. Защита дерева от механического повреждения под тяжестью снега.

Значение листопада в природе.

  1. Создание листовой подстилки, задерживающей влагу, тепло, способствующей зимовке многих животных, в т. ч. полезных.
  2. Участие в почвообразовании и круговороте веществ в природе (перегной – минеральные соли).
  3. Опавшие листья служат пищей для дождевых червей, бактерий и др. организмов.

Зачитывается отрывок из рассказа А. Шевченко “Безответные”.

Листопад. Сойка ли прячет желуди – прячет про зимний запас, а вырастают дубки,- иль рябчик пробежит по опавшей листве – и уже шорох. Далеко слышно, как проскачет по сухим листьям лесной заяц-беляк. Ой, как боязно косому, все чудится ему, что, беспрерывно шурша, кто-то крадется к нему.

И в толк не возьмешь, кто кого тут опасается, говорят же: “Заяц от листья, а лягушка от зайца бежит”.

Лиса тоже обходит шуршащий покров, не нравится он ей: тут даже легким шагом вмиг выдашь себя соглядатаям. И разве к настороженной шелестом дичи подкрадешься мягко и тихо?

Вот подземному зверю – есть у нас такой, речь о нем впереди, - ему листопад даже на руку: готовая подстилка для логова.

…собирая грибы, шурша опавшими листьями, я приближался к подземному городку этого когтистого зверя.

Куда это еще он направляется? Степенно, с перевальцем заковылял серовато-темной спиной. Ага, к кучам листвы! Заготовил и подгребает к себе, в логово.

Тут и случилась препотешная история. Горка листьев, которых еще не касался барсук, вдруг покатила. Опешил мой зверь: листья еще никогда от него не удирали! Торопливо догнал убегающую кучку, попридержал лапой и ткнул в нее мордой – в чем , мол, тут дело? А кучка – “фук, фук”, так сердито, да как поддаст прямо в нос барсуку. Подпрыгнул толстяк, ощетинился, шипит. Трясет мордой, трет ее лапами. А горка покатила дальше.

То был еж. Он тоже собирал подстилку для логова, набрел на готовое и поживился чужим: покатался в листьях, нанизал их на иглы и потащил…

У замечательного поэта С. Наровчатого есть стихотворение “Листопад” Я осень давно не встречал в лесу

И, удивленный, глазею в оба, Как в тихих ладонях ветры несут Кленовое золото высшей пробы. Как на юру, выгорая дотла, Спеша на тщеславье богатство выменять, Сыплют червонцами вяз и ветла И другие, которых не знаю по имени.

Задание: А сможете ли вы по листьям определить названия растений? (слайд №10)

Раздаточный материал: коллекции листьев с номерами, соответствующими названиям растений, которые надо вписать в клетки кроссворда. Если задание выполнено правильно, в первых вертикальных столбцах должны прочитаться слова “листопад” в “сентябре”.

Для 1 варианта: липа, ива, сирень, тополь, осина, подорожник, акация, дуб.

Для 2 варианта: смородина, ель, ноготки, терн, яблоня, береза, рябина, ежевика.

Для предлога “в” можно взять вяз или вишню.

Дополнительное задание: в каждом варианте есть одно лишнее растение, какое и почему? (в 1 варианте - подорожник, во 2 – ноготки, т. к. травянистые растения) (слайд №11)

 Какие еще изменения в жизни растений происходят осенью? (слайды №12, №13)

Закладка зимующих почек.

Завершение образования годичного кольца.

Созревание плодов и семян.

Распространение плодов и семян.

Изменения в жизни травянистых растений.

Цветение поздноцветущих растений (слайд №14).

Увядшие растения. Снежинка пролетела. Но что там за цветение На грядке помертвелой?

Ах, розовые неженки, Промокшие до нитки, Осенние подснежники… Прощайте, маргаритки!

Вывод по уроку.

В природе постоянно происходят сезонные изменения, которые обязательно следуют друг за другом в определенной последовательности.

Жизнь растений зависит от условий окружающей среды.

Осенью растения готовятся к зиме.

А еще мы убедились, что знания можно получать в результате наблюдений за живой природой, знакомства не только с учебником, но и с художественной литературой.

Домашнее задание.

Стр. 90 и 91 §18 учебника “Природа” Т.С.Суховой, В.И.Строганова, стр. 9-11 учебника “Окружающий мир” З.И. Тюмасевой, Е.В. Гуськовой.

Написать в тетради о пользе и вреде сжигания листьев.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

листопад как одно из осенних явлений в жизни растений

НазваниеТема: листопад как одно из осенних явлений в жизни растений
Н.В. Гоголь происходил из помещичьей семьи среднего достатка. Де
Дата24.05.2013
Размер1.3 Mb.
ТипПрезентации

Тема: листопад как одно из осенних явлений в жизни растений

  • Тема: листопад как одно из осенних явлений в жизни растений

  • Объект исследования: осенние явления в жизни растений

  • Предмет исследования: листопад как одно из осенних явлений в жизни растений

  • Цель: описать листопад как одно из осенних явлений в жизни растений

Задачи:

  • Задачи:

  • изучить осенние явления

  • изучить листопад как одно из явлений в жизни растений

  • определить растения по форме листовой пластинки

  • Проблема: определить растения, которые сбрасывают листву

  • Гипотеза: листву сбрасывают не все растения

Листопад

  • Листопад

  • Увядание цветов

  • Созревание плодов

  • Изменения в жизни травянистых растений (пожелтение и отмирание надземных органов)

  • Закладка зимующих почек

  • Завершение образования годичных колец

Изучение опавших листьев растений на школьном участке

  • Изучение опавших листьев растений на школьном участке

В жизни растений приходит пора осенних явлений: у деревьев и кустарников — осеннее расцвечивание листьев и листопад, у многолетних травянистых растений — пожелтение и отмирание надземных органов (полное или частичное), у однолетников— полное отмирание. Все зимующие растения переходят в состояние осенне-зимнего покоя, а однолетники переживают зиму в виде семян.

  • В жизни растений приходит пора осенних явлений: у деревьев и кустарников — осеннее расцвечивание листьев и листопад, у многолетних травянистых растений — пожелтение и отмирание надземных органов (полное или частичное), у однолетников— полное отмирание. Все зимующие растения переходят в состояние осенне-зимнего покоя, а однолетники переживают зиму в виде семян.

  • Осенние явления оказывают большое влияние на жизнь растений.

Учебник «Биология» И.Н. Пономаренко, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко.

  • Учебник «Биология» И.Н. Пономаренко, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко.

  • Фотографии YANDEX Фотки

Похожие:

Урока: Среда обитания растений Роль света в жизни растений Роль тепла в жизни растенийВлияние воды на жизнь растений Вода и влажность, одно из условий, определяющих жизнедеятельность растений. По внешнему виду растения...Листопад и его значение Биология, 7 класс ЛистопадЛистопад происходит тогда, когда для растения создаются неблагоприятные условия, например, наступают зимние холода
Игровые технологии Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й. ХейзингаИгра одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая...Тема: «Вода источник жизни на земле»Аристотель определил роль воды как первоисточник жизни. В последующие два тысячелетия его гипотеза многократно подтверждалась, обретя,...
Это одно из самых распространенных комнатных растений. Это одно из самых распространенных комнатных растенийАзии. В естественных условиях растения фикусы насчитывают около 1000 видов. Относятся к семейству тутовыхГрибы, одно из царств живых организмов(ранее относили к низшим растениям). Сочетают признаки как растений(неподвижностьСочетают признаки как растений(неподвижность, верхушечный рост, наличие клеточных стенок и др.). Около 100 тысячи видов. Вегетативное...
Лекция №1. Тема: «Селекция как наука и отрасль с х. производства». История развития селекции растенийСелекция как наука о методах выведения сортов и гетерозисных гибридов с х растенийЛабораторная работа Тема: «Приспособление растений к совместному существованию» Задачи: Рассмотреть примеры приспособлений растений к условиям освещённостиРастения, а в частности, деревья полностью приспособились к условиям окружающей среды и поэтому им совсем стало легко выживать в...
1 совокупность данных об отраслях жизни; 2 область практической деятельностиСтатистика наука, характеризующая количественную сторону качественно-определенных массовых явлений в конкретных массовых явлений...Тема III. Тепло в жизни растений и животных Для чего тепло нужно живым организмам
Разместите кнопку на своём сайте:rpp.nashaucheba.ru rpp.nashaucheba.ru

rpp.nashaucheba.ru

«Осенние явления в жизни растений родного края» (на примере растений территории училища)

Класс

5 класс

Тема

«Осенние явления в жизни растений родного края» (на примере растений территории училища)

Цель

Продолжить формирование УУД кадет в процессе изучения многообразия растительного мира, выявления изменений растений в осенний период. Научить проводить самостоятельные наблюдения в природе.

Задачи

образовательные: показать многообразие растений, расширить знания кадет об изменениях в растительном мире осенью; формировать умение осуществлять наблюдение за живыми объектами и биологическими явлениями.

развивающие: развивать умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, развивать логическое мышление, речь, умение слушать, анализировать, делать рисунок, работать в заданном темпе.

воспитательные: формировать любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Тип урока

Урок-экскурсия

Применяемая технология

Технология исследовательской деятельности

Образовательный продукт урока

Лист наблюдения

Оборудование

Блокнот, рабочий лист урока, цветные карандаши, гербарные папки.

Источники информации

Л.Н. Сухорукова «Биология. Живой организм». 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2015.

Этап

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность кадет

Формируемые универсальные учебные действия

Время

1. Организационный момент.

Проверка готовности кадет к занятию.

Организация начала урока.

Инструктаж по ТБ.

Проверка готовности класса к уроку.

Принятие рапорта дежурного.

Организовывает вводную беседу, формулирует задачи экскурсии.

Знакомит с правилами поведения в природе и правилами техники безопасности во время экскурсии.

Организация рабочего места.

Сдача рапорта дежурным.

Слушают, расписываются в журнале по технике безопасности.

Регулятивные (волевая саморегуляция).

Личностные (смыслообразование)

5 мин

2. Сообщение темы, цели и задач

Организовать и целенаправить познавательную деятельность кадет

Цитирует стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…»

Просит ребят объяснить, почему Пушкину так нравилось это время года?

Предлагает кадетам определить тему урока, выяснить, как погодные условия влияют на жизнь растений осенью, какие растения обитают на территории училища.

Участвуют в обсуждении эпиграфа урока, отвечают на вопросы преподавателя и пытаются определить тему урока.

Личностные (смыслообразование).

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование).

Познавательные (создание алгоритмов деятельности).

3 мин

3. Актуализация опорных знаний

Повторить основные сведения;

актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала.

Организует повторение материала, изученного в курсе «Окружающий мир», выявляет уровень знаний кадет о растениях и осенних явлениях в природе.

Формулируют ответы на вопросы преподавателя; воспроизводят по памяти ранее полученную информацию о растениях и осенних явлениях в природе. Пытаются дать объяснения природным явлениям, называют известные им растения.

Личностные (смыслообразование).

Познавательные (установление причинно-следственных связей). Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации)

3 мин

4. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации

Изучить многообразие флоры на территории училища и осенние явления в жизни растений.

Виды растений нашей местности.

Проводит кадет по маршруту от объекта к объекту. Знакомит с видами растений данной местности, на данной территории и условиями их жизни.

Цветение растений осенью. Плоды и семена.

Обращает внимание кадет на разнообразие плодов и семян.

Листопад. Окраска листьев.

Обращает внимание на красоту осенних листьев и хвою, на листопад у разных видов растений.

Рассматривают встречающиеся на пути растения. Выясняют, какие листья быстрее приобретают осеннюю окраску (внутри или снаружи, вверху или внизу кроны), почему у клена крылатка, почему у рябины, черемухи, шиповника – сочные плоды, ищут эти растения, рассматривают кроны, плоды. Выявляют характерные приметы осени (уменьшение светового дня, понижение температуры, увеличение влажности, изменение окраски листьев, созревание плодов и семян, листопад и т. д.). Составляют тезисы для мини сочинения «Осенние явления в жизни растений».

Познавательные: наблюдение, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей.

Личностные: мотивация к учению, деятельности, интерес к новому учебному материалу.

Коммуникативные: общение в группе.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу: контролируют свои действия.

14 мин

5. Обобщение и систематизация знаний

Обобщить изученный материал

Организует выполнение заданий рабочего листа урока. Направляет и корректирует работу кадет.

Выполняют и комментируют выполнение заданий, заполняют таблицу, собирают гербарный материал.

Коммуникативные: построение понятных для партнеров высказывания; умение слушать других; применяют правила сотрудничества.

Регулятивные: планирование своей деятельности; контроль последовательности действий, и согласовывают действия.

Познавательные: анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей, формулировка ответов на вопросы.

15 мин

6. Подведение итогов экскурсии. Рефлексия.

Обобщить знания, полученные в ходе экскурсии.

Создать условия для оценки собственных достижений

Задает вопросы: не было ли затруднений при выполнении заданий? Если имелись, то, какие были затруднения и почему?

Какие чувства вызвала у вас осень в природе?

Хотелось бы вам изучать природу нашего края?

Оценивает и комментирует учебные достижения кадет.

Отвечают на вопросы. Определяют уровень достижений своих результатов. Участвуют в оценивании ответов товарищей, планируют дальнейшую работу по изучению темы.

Регулятивные: адекватно воспринимают замечания учителя, осуществляют само и взаимоконтроль; прогнозируют результат и качество выполнения задания

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе беседы, сравнивают разные высказывания, допускают существование разных мнений.

3 мин

7. Домашнее задание

Инструктаж по методике выполнения домашнего задания

Комментирует домашнее задание. Оформить отчет о выполнении заданий. В отчёте могут быть приведены стихи об осени.

Принимают к сведению учебную задачу и записывают в дневник.

Личностные (смыслообразование).

Регулятивные (планирование, саморегуляция).

2 мин

multiurok.ru