Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Презентация к уроку : Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. (2 класс). Осенние изменения в жизни растений


Осенние изменения в жизни хвойных и лиственных растений

Приложение № 2

Урок – игра «Осенние изменения в жизни хвойных и лиственных растений»

Цели:

- Сформировать понятие о способах приспособления деревьев к зимним условиям. Воспитывать потребность в общении с природой, бережное к ней отношение, желание любоваться окружающим миром.

Планируемые достижения:

Предметные: знать различия хвойных и лиственных деревьев, об осенних изменениях в жизни растений.

Умения: различать виды деревьев (по картинке, по листьям), характеризовать способы приспособления деревьев к зимним условиям.

Метапредметные (УУД):

- Развивать умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи: состояние неживой природы - растительный мир.

- Самостоятельный поиск информации (даётся задание собрать информацию о различных деревьях, встречающихся в нашей местности)

Оборудование: листья березы, ветки сосны и ели, лиственницы, короны у учащихся, музыкальная композиция "Звуки леса", карточки со словами, картина леса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок -Начинается урок.Наши ушки на макушке,Глазки широко открыты.Слушаем, запоминаем,Ни минуты не теряем.

II. Вступительная беседа.

- Ребята, а какое сейчас время года? (осень)

- Обратите внимание на небо. Какое оно?

- Как греет солнце?

- Ребята, нас сегодня Лесовичок пригласил отправиться в путешествие. А вот куда, вы должны угадать сами.

- Отгадайте загадку:

Есть у ребят зеленый друг,Веселый друг, хороший друг,Он им протянет сотни рукИ тысячи ладошек.

- О каком зеленом друге говорится в загадке? (Это лес.)

- Сейчас вам необходимо представить небольшую поляну в лесу, на которой собралось очень много разных деревьев.

(На доске появляется картина с изображением леса осенью.)

III. Сюжетно-ролевая игра.

Звучит музыка "Шум леса" и выходит ученица в роли березки с печальным видом.

Учитель: Почему милая березка ты стоишь такая грустная, не гуляешь по полянке?

Береза: Я лиственное растение, живу на одном месте, потому что часть моего тела (корни) находятся в почве и мой ствол, на котором осталось так мало листиков вы можете видеть.

Учитель: Все прекрасно, у березки есть дом, корни, но она замерла, опустила свои ветки. Что же за беда к ней пришла? В чем причина? Сможем ли мы ей помочь?

Первым беду заметила почва.

Почва: Что с тобой случилось?

Береза: Я, наверное, заболела. Я, почему-то стала такая некрасивая - все листья облетели.

Почва: Ты заболела, потому что я охладилась.

Береза: Кто же виноват в том, что ты охладилась?

Почва: Наверное, солнце. Давайте у него спросим.

Солнце: Я стало греть все меньше и меньше согревать землю. Вот все растения и завяли, листья с деревьев облетели.

Почва: Вместе со мною охладилась и вода.

Вода: А меня, охлажденную, твои корни березка не станут всасывать!

Учитель: Давайте же, ребята, спросим у Лесовичка - он же все про все на свете знает о жизни леса. Что же за явление в природе пришло в лес?

Лесовичок: Явление, когда опадают листья с деревьев, называется листопадом. Листопад нужен дереву в лечебных целях. Дело в том, что с водой дерево впитывает из почвы различные минеральные соли, но используют их неполностью. Излишки накапливаются в листьях как зола в печи. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.

Учитель: А еще, ребята, листопад защищает тонкие хрупкие ветви дерева от тяжести выпавшего снега, тем самым, приспосабливая дерево к зиме.

Береза: Значит, мне теперь не страшны зимние морозы и снежные бури!

Ученики: Нет, не страшны!

Учитель: Зима для березы и для других лиственных деревьев не только холодное, но и главное сухое время года. Почему, как вы думаете?

Береза: Теряя свои листья, я защищаюсь от зимней засухи. Нет у меня листьев - нет и обильного испарения воды.

Учитель: Посмотрите, ребята! Все ли деревья изменились с приходом осени? (Выходят ель, сосна с ветками ели, сосны в руках.)

Ель:

Недаром про меня говорят:Зимой и летом - одним цветом.

Учитель: А почему так говорят?

Ель и Сосна: Да потому что наши листья покрыты толстой кожицей, она пропитана пробковым веществом. Поэтому наши листья испаряют влаги меньше, чем широкие листья берез и наши корни будут доставать из охлажденной почвы слишком мало воды.

Сосна:

Ребята, отгадайте загадку:Есть у родственницы елкиНеколючие иголки.Но, в отличие от елки,Опадают те иголки.

Учитель: Как называется это дерево? (лиственница) А почему назвали так? (Выходит лиственница.)

Лиственница: Мои хвоинки желтеют и опадают осенью так же как листья березы и других деревьев.

Учитель: Видите, ребята, как в природе все сложно. Что бы нам с вами хорошо все запомнилось, построим в лесу наших героев так, чтобы было видно, кто от кого зависит. (Из числа зрителей вызываются ученики и связываются руками друг с другом.)

IV. Подведение итога игры.

Вывешивается картина леса и на ней располагаются предметные картинки и слова на карточках.)

- Нарисуем связи на доске.

V. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Что такое листопад?- Какое значение имеет листопад в жизни растений?

VI. Рекомендации для занятий дома.

Дети дома могут выполнить задание на стр. Рабочей тетради - раскрасить деревья, так как они выглядят летом, осенью и зимой.

infourok.ru

Урок природоведения во 2 классе на тему "Какие изменения происходят в жизни растений осенью?"

УРОК ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

2 класс

ТЕМА. Какие осенние явления происходят в жизни растений?

ЦЕЛЬ: - ознакомить учащихся с осенними изменениями в жизни растений;

- учить наблюдать за растениями осенью;

- развивать наблюдательность, внимание, мышление, речь;

- учить видеть красоту осени.

ХОД УРОКА

І. Организация класса

ІІ. Актуализация опорных знаний

1. Минутка синоптика (Слайд 1)

- Назовите сегодняшнюю дату.

- Какое состояние неба сегодня?

- Какова температура воздуха? (+6)

- Наблюдается ли движение воздушных масс?

- Имеют ли место осадки?

2. Проверка д/з.

- Расскажите, что такое бабье лето.

- Отгадайте загадку. (Слайд 2)

- Какие изменения происходят в неживой природе осенью? (Слайд 3, 4)

ІІІ. Сообщение темы урока

- Сегодня мы снова побываем в гостях у осени. (Слайд 5)

ІV. Изучение нового материала

1. Беседа

- Нашу встречу с осенью хотелось бы начать словами русского поэта Ивана Бунина. (Слайд 6)

- Каким увидел лес поэт?

- Почему так говорят? (Слайд 7)

- Отчего же листья меняют свой цвет? (Не хватает солнечного тепла)

2. Игра «Отгадай растение» (Слайд 9, 10)

3. Раскрашивание осенних листьев

4. Беседа

- А что ещё происходит в жизни растений осенью? (Слайд 11)

ВИДЕО

- Почему опадают листья? (Слайд 12)

- Какие деревья сбрасывают листву? (Слайд 13)

4. Работа с учебником (с.46-47)

- Мы прочитали статью в учебнике. Скажите, кроме листопада, что ещё

происходит в жизни растений осенью? (Созревают плоды и семена)

- Проверьте примету.

ЕСЛИ ОСЕНЬЮ ЛИСТЬЯ У БЕРЁЗЫ И ДУБА ОПАДАЮТ НЕ ПОЛНОСТЬЮ – ЗИМА БУДЕТ СУРОВОЙ.

ФИЗМИНУТКА

Листья осенние тихо кружатся, (руки в стороны, покружиться)

Листья нам под ноги тихо ложатся. (присесть, руки опустить)

И под ногами шуршат, шелестят, (сидя поводить руками влево-вправо)

Будто опять закружиться хотят. (встать и на носочках покружиться)

V. Обобщение и систематизация знаний

1. Работа в тетради (с. )

2. Интересно знать! (Слайд 14)

3. Игра «Собери и объясни поговорку»

Осень на рябом коне ездит. (Слайд 15)

VI. Итог урока (Слайд16)

VII. Оценивание работы учащихся на уроке.

VIII. Д/з: сочинить рассказ «Осенняя жизнь растений»

infourok.ru

Сезонные изменения в живой природе

Сезонные изменения в живой природе

Сезонные изменения в живой природе

Подготовила Нилова Анастасия ученица 10А класса

Научный руководитель: Соболева Татьяна Геннадьевна

Введение

«Осенняя пора, очей очарованье…» так отзывался А.С.Пушкин об осени. Об осени так же сложено много народных пословиц и поговорок, например: «Осень - это перемен восемь; сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сапит, сверху льет, снизу метет».

Сентябрь нехотя замыкает лето. Приметы осени видны повсюду: вянет трава, поостыл воздух, срывается с деревьев первый желтый лист. Этот месяц называли "листопадом", "летопродавцем", "вересень" - еще одно имя сентября. Это пора цветения вереска - вечнозеленого низкого кустарника, часто встречающегося в Полесье, в лесах и иногда в лесостепи. Действительно, с наступлением осени листья на деревьях окрашивают в золотые тона, становится холоднее, меняется длина дня. Все меньше светит солнышко и все больше льют дожди. Но почему же так происходит? Зачем происходят такие изменения в природе, жизни растений и животных?

1. Изменение погодных условий

Годовой ход температур. В течение года температура воздуха постоянно меняется. При переходе от лета к осени температура понижается. В первую очередь температура изменяется из-за изменения угла падения солнечных лучей. Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечной энергии приходится на единицу площади земной поверхности, а значит, тем сильнее она нагреется, и сильнее нагреется воздух от нее. Осенью угол падения солнечных лучей меньше, чем летом, поэтому наблюдается заметное снижение температуры воздуха.

Однако на изменение температуры воздуха может повлиять и движение воздушных масс: приход теплых или холодных воздушных масс может существенно изменить типичный суточный ход температуры воздуха.

Так же изменение температуры воздуха при его нисходящих и восходящих движениях во многом зависит от того, сколько в нем содержится водяного пара.

Осадки. Атмосферные осадки - это содержащаяся влага в облаках, <#"227" src="doc_zip1.jpg" />

Иней - это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.

Длина светового дня. Осенью световой день становится короче, а ночь - длиннее. Это связано со скоростью движения Земли по орбите. Ось вращения Земли наклонена, поэтому в течение года меняется длина светового дня. Его продолжительность меняется также с изменением географической широты.

Вывод: Осень - время смены южных теплых и северных холодных потоков воздуха, отчего погода то ненастная и дождливая, то теплая и сухая. Уменьшается приток солнечного тепла. Погода осенью неустойчивая, часто случаются дожди, но в первой половине сентября нередки хорошие ясные солнечные дни.

. Сезонные изменения в жизни растений

Травянистые растения: большая часть травянистых растений, а именно стебли и листья отмирают на зиму, реже остаются в виде подземных видоизмененных корней, клубней, корневищ, луковиц в которых находится, запас питательных веществ, и может быть использован растением на следующий год на новый вегетативный период.

Цветы: увядание цветка означает лишь переход к новой стадии жизни растения. В большинстве случаев это зависит от температурного режима осенью, а также от чрезмерной влажности воздуха, недостатка света.

Изменение окраски и опадение листьев: летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин. Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина. Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену затяжным дождям приходит "бабье лето", то кроны деревьев за 1-2 дня окрашиваются в золотистые краски осени. Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.

Выводы: Осень - переломное время года: за короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме. Нужно всего 3 месяца, чтобы одетый зеленой листвой лес с пышным травяным покровом, принял вполне зимний вид - безлистные, голые деревья на белом фоне снега.

. Сезонные изменения в жизни животных

Приспособления холоднокровных животных к зимовке. Холоднокровные животные переносят зиму в неактивном состоянии. В их организме происходят изменения, которые начинаются заблаговременно с лета. К осени у них увеличиваются запасы питательных веществ, за счет которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. В их клетках уменьшается количество воды. Несмотря на такую подготовленность, многие холоднокровные животные зимуют в убежищах, в которых суровые условия зимы проявляются менее резко.

Приспособления теплокровных животных к зимовке. Теплокровные животные обладают меньшей способностью к переохлаждению, чем холоднокровные. Постоянная температура тела обеспечивается у них высокой интенсивностью обмена веществ. Для поддержания температуры на одном уровне у них возникают такие особенности, как теплоизолирующие покровы жировые отложения и др. Чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях, у них происходит осенняя линька - смена летнего меха у млекопитающих и оперения у птиц на более густое, зимнее. Теплокровные животные не впадают в состояние зимнего покоя, если они могут прокормить себя зимой. Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры до 40% массы тела, и устраиваются в убежище.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм.

Выводы: Весной, когда наступает тепло, прилетают перелетные птицы, пробуждаются от спячки млекопитающие, выходят из состояния оцепенения холоднокровные животные. Осенью с наступлением холодов у них происходит все наоборот. Установлено, что основным регулирующим фактором сезонных изменений в жизни животных является не смена температур, а изменения длины дня в течение года.

осадки животное зимовка сезонный

Вывод

Осень - волшебное время года. Все дорожки в парке устланы листвой и хвоей. Капли дождя отстукивают по земле приглушенный ритм. И мы с осенью шаг за шагом приближаемся к переменам. Осень - предвестник зимы, время наступления первых холодов. Осень - время, когда небо становится тёмным, а день - коротким. Осень - время обучения. Осень - время дождей. Осень - время поэтов. И ещё осень - это первый снег. А, значит, зима близко…

diplomba.ru

Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. (2 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:

- Почему у хвойных деревьев нет листопада? - Что происходит осенью с травянистыми растениями? - Почему начинается листопад? - Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

6 слайд Описание слайда:

- Почему происходит изменение окраски листьев осенью? - Почему начинается листопад? - Почему у хвойных деревьев нет листопада? - Что происходит осенью с травянистыми растениями?

7 слайд Описание слайда:

НАЗОВИТЕ ПЕРЕМЕНЫ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ ОСЕНЬЮ?

8 слайд Описание слайда:

хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев

9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:

Е Л Ь

12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:

Е Л Ь О С И Н А

14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:

Е Л Ь О С И Н А С И Р Е Н Ь

16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда:

Е Л Ь О С И Н А С И Р Е Н Ь Т О П О Л Ь

18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда:

Е Л Ь О С И Н А С И Р Е Н Ь Т О П О Л Ь С О С Н А

20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда:

Е Л Ь О С И Н А С И Р Е Н Ь Т О П О Л Ь С О С Н А Ш И П О В Н И К

22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда:

Е Л Ь О С И Н А С И Р Е Н Ь Т О П О Л Ь С О С Н А Ш И П О В Н И К Б Е Р Е З А

24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда:

Е Л Ь О С И Н А С И Р Е Н Ь Т О П О Л Ь С О С Н А Ш И П О В Н И К Б Е Р Е З А Д У Б

26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда:

понижение температуры воздуха и почвы; замедление сокодвижения; уменьшение испарения влаги; образование пробкового слоя

30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда:

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. А.С.Пушкин

32 слайд Описание слайда:

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Цели урока. Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений. Учить учащихся наблюдать за природой. Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения. Развивать мышление, наблюдательность, речь. Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.

Общая информация

Номер материала: 123268

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru