Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Осень в жизни комнатных растений. Осень в жизни растений


Зима и осень в жизни растений

Зима и осень в жизни растений

Нередко цветы, которые все лето украшали комнату, с наступлением зимы начинают чахнуть, вытягиваться, листья у них желтеют и опадают. Дело в том, что условия, в которых они растут и развиваются, стали менее благоприятными: меньше света, реже проветривается помещение, батареи центрального отопления сушат воздух. В сухом и теплом воздухе быстрее просыхает земля в горшках, ее приходится чаще поливать, растения под влиянием тепла и влаги трогаются в рост, а так как света им не хватает, они становятся вытянутыми, хилыми.

Чтобы этого не случилось, зимой растениям следует дать отдохнуть, приостановить свой рост. Для этого нужно их реже поливать, усилив в то же время опрыскивание, чаще рыхлить поверхность земли в горшках, чтобы воздух лучше проникал к корням (этот способ иногда называют «сухой поливкой»). Растения лучше поставить поближе к окну, а там, где света мало, полезно устроить дополнительное освещение люминесцентными лампами.

При опрыскивании обязательно просматривайте листву и стебли, нет ли на них паразитов. Чтобы избавиться от мошек в земле, поливайте цветы раствором марганцево- кислого магния. Раствор делайте слабый. Поливайте несколько раз с промежутками в 5-6 дней.

Есть целая группа растений, которым зимой необходима невысокая температура – 8-10 градусов тепла. Они происходят из стран с субтропическим климатом, где зимы бывают прохладные, поэтому и в помещении им нужна приблизительно такая же температура. К этой группе относятся цикламены, мирт, лавр, олеандр, различные цитрусовые и хвойные. Большинству кактусов нужна еще более низкая зимняя температура и очень редкий полив. Усиленное тепло нужно лишь таким растениям, которые цветут зимой (примулы, цинерарии, гиацинты и другие).

Особенно вредна смена тепла и охлаждения. Перезимовав в такой контрастной температуре, комнатные цветы весной болеют, долго не оправляются.

Зимой, когда сильно замерзают окна, необходимо следить, чтобы растение на окне не обмерзло в холодные ночи. Часто это бывает на окнах, которые на ночь занавешивают занавесками. В подобных случаях цветы надо отодвигать от стекол окна. Кроме того, цветочные растения не следует ставить прямо на подоконник, в особенности каменный, а непременно на деревянную поставку или в невысокий ящик с опилками. Когда открываете форточку, убирайте все стоящие под ней растения, чтобы они не померзли и не простыли. Пальмы всю зиму до марта лучше держать посередине комнаты, подальше от окон. Пальмы не любят перемены местоположения. После обмывания, пересадки, уборки комнаты ставьте их той же стороной к свету, которой она стояла ранее.Лимоны зимой испытывают недостаток в свете. Поэтому их необходимо ставить в наиболее освещенное место на специальных подставках.

В комнатах зимой плохо цветут однолетние растения. При правильном уходе вас будут радовать пышными цветами почти всю зиму примулы, фуксии, гортензии, розы и комнатный жасмин.

Некоторые растения зимой имеют глубокий период покоя – они сбрасывают листья и стебли, в земле остаются зимовать разнообразного строения клубни. Это ахименес («волшебный цветок»), глоксиния, клубневая бегония, аморфофаллюс и сауроматум с единственным разрезным листом на прямом вертикально стоящем черешке, покрытом коричневыми пятнами. Клубни на зиму можно не вынимать из земли, а хранить в темном прохладном месте (10-12 градусов). Чтобы они не пересыхали, горшки можно поместить в полиэтиленовые мешки и плотно завязать. Примерно в феврале – начале марта клубни следует вынуть, освободить от почвы, посадить в свежую земляную смесь и, выставив горшки на свет, осторожно начать поливать.

Обрезать зимой здоровые взрослые растения фикуса и особенно олеандра не следует, это вредно для них.

Источник: nashdom.kz

florall.ru

Осень в жизни комнатных растений

Осень в жизни комнатных растений.

Все короче становятся дни и прохладней ночи. Близится долгий период покоя большинства комнатных растений. Их рост постепенно замедляется, а нередко и вовсе прекращается. Лишь кринум, кливия, амазонская лилия, узамбарская фиалка продолжают цвести.

Осенью цветы удобрять не следует, да и полив надо постепенно уменьшать.

Если какие-нибудь растения нуждались в пересадке, а вы не смогли это сделать весной, то обязательно пересадите их хотя бы в сентябре: позднее делать это вредно для растений.

Пора заняться и выгонкой луковичных: тюльпанов, нарциссов, гиацинтов, если вы хотите зимой видеть их цветущими. Для этого в конце лета выкопайте из грунта луковицы, держите их в прохладном, не очень сухом месте, а в сентябре или октябре высадите в горшки диаметром в 11 см.

Выгонка тюльпанов осенью.

Луковицы тюльпанов сажайте в горшок по 3 штуки, но так, чтобы они не касались друг друга. Затем горшки поставьте в ящик, заполненный песком или опилками, и перенесите в прохладное, тёмное место, например, в подвал, и держите там полтора-два месяца. Помните, земля в горшках должна быть постоянно умеренно влажной. Когда появятся достаточно длинные ростки, тюльпаны внесите в тёплую комнату, поставьте на окно, прикрыв от света бумажными колпачками. Через 9-10 дней колпачки снимите. Все это время температуру необходимо поддерживать на уровне 15-17 градусов тепла. Через месяц тюльпаны зацветут. Дальнейший уход состоит в умеренном поливе и опрыскивании водой. Отцветшие растения некоторое время понемногу поливайте, а когда листья засохнут, луковицы пересадите в открытый грунт.

Выгонка нарциссов и гиацинтов осенью.

Также производится и выгонка нарциссов и гиацинтов. Только перед тем, как поставить эти цветы на окно, проверьте длину их ростков. Она должна быть не менее 10-12 сантиметров, иначе они могут не зацвести. Да следите, чтобы температура во время выгонки гиацинтов была выше на 2-3 градуса, чем для тюльпанов.

Водная выгонка луковичных растений осенью.

Существует ещё водная выгонка луковичных. Если начать такую выгонку гиацинтов и тюльпанов в октябре — ноябре, то они зацветут уже в феврале — марте. Для этой цели пригодна любая посуда, только бы не провалились в неё луковицы, в противном случае её нужно прикрыть фанерой или картоном с отверстиями.

Луковицы положите так, чтобы их донца были на расстоянии 2-3 миллиметров от воды, налитой в посуду, и оставьте на 2-2,5 месяца в тёмном прохладном месте. Чтобы вода не загнивала, в неё опустите кусочек древесного угля. Когда ростки достигнут 12-13 сантиметров, растения перенесите в светлую комнату и в дальнейшем ухаживайте за ними так же, как и при выгонке в земле.

Вот и все, что мне удалось вам рассказать о цветах. Конечно, немногое, самое существенное. Тем из вас, кто пожелает подробнее познакомиться с комнатными растениями, рекомендую почитать наш раздел статей Комнатные растения и цветы  и Комнатные цветы и растения форум .

rudachnik.ru

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ

Цели: познакомить детей с осенними изменениями в жизни растений; рассказать о причине листопада; учить узнавать растения по листьям и плодам; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность в учебе.

Оборудование: рисунки с изображением деревьев в летнее и осеннее время; листья и семена растений.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока.

– Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду. Определите, какое это время года? (Осень.)

Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе, о приметах осени и о том, как разные растения осенью готовятся к наступлению суровой зимы.

II. Актуализация знаний.

Б е с е д а  «Изменения в неживой природе осенью».

– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе.

По мере того, как дети называют, на доске появляется запись: облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.

– Какая бывает погода летом?

– Какие вы наблюдали дожди? Если вы видели грозу, расскажите о ней.

– Какая летом бывает вода в водоемах – теплая или холодная?

– Что интересного вы заметили в жизни растений?

– Видели ли насекомых, рыб, птиц и других животных? Если вы наблюдали за ними, то расскажите, что интересного заметили в их жизни.

Учитель обобщает ответы детей и делает  в ы в о д: летом чаще всего бывает теплая погода и даже жаркая, летние дожди непродолжительные, иногда бывают грозы. Вода в водоемах теплая, можно купаться. Все растения зеленые, многие из них цветут. Летом созревают плоды и ягоды. Всюду много насекомых и птиц и т. д.

В ы в о д ы:

1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

– Расскажите о погоде осенью.

О б щ и й   в ы в о д: похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.

III. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  (с. 26–27).

– Рассмотрите центральный рисунок в книге. Какие изменения произошли в жизни растений осенью?

– Какие растения вы видите с вертолета?

– У каких растений листья меняют окраску?

– Что такое листопад?

– Рассмотрите рисунки-подсказки слева. Листья каких деревьев здесь нарисованы? (Клен, сосна, дуб, береза, осина.)

– Расскажите, как меняют цвет листьев эти деревья?

– Рассмотрите рисунки-подсказки справа. Какие деревья здесь нарисованы?

– На какие две группы можно разделить эти деревья? (Лиственные и хвойные растения.)

– У всех деревьев есть листья. Только листья бывают разные. Так, у ели, сосны листья похожи на иголочки. Такие листья называются хвоей, а деревья и кустарники – хвойными.

А бывают длинные-предлинные иголки или нет?

Как отличить ель и сосну? (У ели иголки короткие и растут по одной, у сосны – более длинные и растут по две или по три.)

– Рассмотрите рисунки-подсказки под центральным рисунком. Расскажите о жизни лиственницы в разное время года.

– Рассмотрите ветку лиственницы весной, летом, осенью и зимой. Сравните весеннюю ветку с летней. Чем они отличаются? (Хвоинки летом длиннее, шишки крупнее.)

– Как изменилась ветка осенью? (Хвоинки пожелтели.)

– Что можете сказать о зимней ветке лиственницы? (Хвоинок нет. Шишка крупная.)

– Подумайте, как же по-другому можно назвать хвоинки? Чем они являются для хвойных деревьев? (Хвоинки – это листья.)

 Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы весной сажали сад,

А Семен стоял у гряд.

Вот мы яблоки едим,

А Семену не дадим.

Нам лентяев здесь не надо!

Выходи, Семен, из сада.

2. Р а б о т а   п о   х р е с т о м а т и и.

Учитель читает рассказы «Как растения к зиме готовятся?», «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?», «Идет ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?».

IV. закрепление изученного материала.

1. Р а б о т а   в   п е ч а т н о й   т е т р а д и   (з а д а н и я  18, 19).

– наклейте изображения ягод, овощей и фруктов, которые вы помогали собирать взрослым осенью.

– Раскрасьте рисунки.

– Нарисуйте свои овощи и фрукты.

– Соедините рисунок каждого дерева с рисунком листа этого дерева.

– Какие деревья здесь нарисованы?

– Раскрасьте листья так, как они выглядят осенью.

2. И г р а  «Отгадай растение».

Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, и семена растений – гроздья рябины, семена-«вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев, листья и желуди дуба, листья березы.

– Расскажите, что вы знаете о жизни этих растений.

– А теперь послушайте небольшие рассказы о некоторых деревьях.

Береза

Полюбилась русскому народу белоснежная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.

Дуб

Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листов дуба в банку с солеными огурцами – они станут хрустящими, крепкими, вкусными.

Клен

Клен – желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых музыканты извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена.

В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.

Ель

Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба Яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно.

Обычай украшать елку пришел к нам издалека. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. А домой люди приносили еловые шишки.

Лиственница

Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400–500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина ее не гниет и со временем становится еще тверже, как бы каменеет.

V. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Отгадайте загадку:

Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели.

                                (Дерево.)

– О каких изменениях в жизни растений в осеннее время рассказывается в этой загадке?

Опавшей листвы разговор еле слышен:

– Мы с кленов…

– Мы с яблонь…

– Мы с вязов…

– Мы с вишен…

– С осинки…

– С черемухи…

– С дуба…

– С березы…

Везде листопад: на пороге – морозы!

                                Ю. Капотов

studfiles.net

Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений.

3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.

Цели урока.

  • Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.
  • Учить учащихся наблюдать за природой.
  • Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.
  • Развивать мышление, наблюдательность, речь.
  • Развивать умения ориентироваться на местности: знать названия окружающих деревьев, трав.
  • Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.
  • Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.
Оборудование: проектор, экран, у учащихся зелёный и красный карандаши, кленовые листья – жетоны, маршрутные листы по количеству учащихся, таблички для 4 групп с причинами и следствиями изменения окраски листьев, карточки с вопросами для д/з, Парты расставлены попарно для 4 групп.

Методы: исследовательский метод, групповая работа, дифференцированное обучение.

Ход урока.

1. Организационный момент СЛАЙД 1

2. Актуализация темы урока

У: - Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой, поэтому давайте вспомним правила поведения при работе в группах. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы, оценивать правильность ваших действий и вашу активность. За каждый правильный ответ вы получите кленовый листок. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!

Для сегодняшнего урока ребята приготовили стихи. (По одному человеку от группы) Послушайте их и постарайтесь определить тему урока. СЛАЙДЫ 2-5.

*** Жёлтой краской кто-то

Выкрасил леса,

Стали отчего-то

Ниже небеса,

Ярче запылали

Кисточки рябин.

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

— Что случилось вдруг?

И ответил папа:

— Это осень, друг.

Наталия Антонова

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Ирина Токмакова

***

***

Осенний трогая Огонь, Тянул я вверх Свою ладонь. Пожару осени, Как другу, Пожал Пылающую Руку. Я пробирался, Как во сне, Сквозь заросли Дождя В огне. Осталась Память У меня — Букет oдин Того Огня.

Семен Островский

- Кто догадался о чём пойдет речь на уроке? СЛАЙД 6

- В чём заключается главная причина всех осенних изменений в природе?

3. Минутка календаря.

У. – Ребята, проведем минутку календаря погоды. Дайте характеристику погодных условий сегодня. (СЛАЙД 7)

- О каких изменениях в природе говорят, проводя наблюдения над погодой.

У. – Какой день, по вашим наблюдениям, был самым холодным на этой неделе?

Какой день был самым теплым?

Что удивило вас в природе за неделю?

Объясните эти народные пословицы: СЛАЙД 8

Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

Октябрь – месяц близкой пороши.

Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.

У. - Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?

На что обращают внимание все народные приметы? (на связь неживой и живой природы)

4. Планирование работы на уроке.

Мы превращаемся с вами в исследователей. И будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые сейчас нам надо найти ответы. СЛАЙД 9.

- Почему у хвойных деревьев нет листопада?

- Что происходит осенью с травянистыми растениями?

- Почему начинается листопад?

- Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.

Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.

У. – Я благодарю вас, ребята, самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. СЛАЙД 10.

Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Почему начинается листопад?

Почему у хвойных деревьев нет листопада?

Что происходит осенью с травянистыми растениями?

У. – Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.

Исследовательская работа непростая и мы должны настроиться на это, подготовиться к ней.

5. Физкультминутка для глаз СЛАЙД 11

6. Изучение нового материала

У. –Какую примету осени описал Иван Бунин в стихотворении? СЛАЙД 12.

ЛИСТОПАДЛес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.

У. –Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.

У. –Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии:

Что изменяется в жизни растений осенью?

У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет?

Какого цвета листва сирени осенью?

У какого дерева листва желтеет первой?

Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?

Где найти правильный ответ на этот вопрос?

Давайте обратимся к с.46 учебника, которая поможет узнать почему листья меняют цвет. (Читаем первый абзац).

У. –Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев). Проверим. СЛАЙДЫ 13 – 15.

У. –. Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

Дети, получившие первоначальное представление о листопаде, отвечают на вопросы менее успешных учеников. Сотрудничество продолжается до положительной рефлексии усвоенного материала каждым учеником.

У. –Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд в ТПО с.13 задание №31. СЛАЙД 16.

У. – Проверим, что получилось. СЛАЙД 17 (Ключевое слово – листопад, слова – ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина. дуб).

У. – Как вы думаете, почему опадают листья?

У. –Проверить ваши ответы поможет учебник (второй абзац текста на с.46 учебника).

У. –Выделите причины листопада. (понижение температуры воздуха и почвы; замедление сокодвижения; уменьшение испарения влаги; образование пробкового слоя).

У. – Какова главная причина осенних изменений в природе?

У. – К чему приводят изменения в неживой природе?

У. –Проверим вашу наблюдательность и любознательность. Листья каких деревьев представлены на слайдах? СЛАЙД 18

7. Физминутка СЛАЙД 19.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!(Посмотрели вправо, влево) Руки подняли и покачали –Это деревья в лесу.Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. (И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.)

В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят.Как они тихо садятсяПокажем – крылья сложили назад. (И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.)

Наклонились и присели.Заниматься тихо сели.

У. –Какой вопрос подготовила Оля?

Оля – Как деревья узнают, что скоро наступит зима?

У. –Какой вопрос подготовила Катя?

Катя - Одинаково ли опадают листья у деревьев?

(Пересказ текста из первого абзаца с.47 учебника.)

У. –Прежде, чем вы оцените, как поняли информацию о листопаде, задайте интересующие Вас вопросы Оле и Кате.

Ребята, в маршрутном листе самостоятельно отметьте, на сколько усвоен материал о листопаде.

У. –Всем известная с детства загадка: зимой и летом одним цветом. (ель и сосна) Как одним словом назвать эти деревья?

У. –О какой особенности хвойных деревьев говорится в загадке?

У. – Почему у хвойных деревьев нет листопада?

У. –Познакомимся со статьёй учебника с.47 второй абзац.

У. –Почему же хвоя лиственницы опадает? (У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)

У. –Рассказ о лиственнице приготовил Игорь. СЛАЙД 20.

О сибирской лиственнице

С древнейших времен лиственница была известна, как превосходный строительный материал. Наиболее обширные площади она занимает в Сибири и на Дальнем Востоке. Образует чистые и смешанные с елью, пихтой и сосной насаждения.

Лиственница — дерево, обычно крупное, высотой до 35-50 м и диаметром до 1 м. Ее древесина лишь немного уступает дубовой по механическим свойствам и обладает замечательным качеством: она очень слабо подвержена гниению. Поэтому постройки из лиственницы стоят столетиями. Известно немало строений из лиственничной древесины, возраст которых превышает 500 лет. В доме из сибирской лиственницы снижается вероятность появления мигрени, неврозов, связанных со спазмами сосудов. На протяжении всего срока эксплуатации лиственница испаряет природные фитонциды, которые, попадая в дыхательные пути человека, предотвращает простудные и вирусные заболевания. Она способствует снижению артериального давления, повышается острота зрения, нормализуется обмен веществ.

На слайде представлены фотографии изделий из лиственницы. Это столб линии электропередач, мост, колесо, домашняя утварь.

У. –Есть вопросы к Игорю?

У. – Самостоятельно сделайте отметку в маршрутном листе.

У. – На какой вопрос нам предстоит найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.

У. – Вспомните и назовите известные вам травянистые растения.

У. – Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

У. –. Поделитесь своими наблюдениями. Как меняется окраска травы осенней порой?

У. –. Какие растения ещё цветут осенью?

У. –.Проверьте свои ответы, прочитав самостоятельно последний абзац текста на с 48 учебника.

У. –. Завершите работу с маршрутными листами.

8. Закрепление.

А сейчас (при достаточном количестве времени) предлагаю посмотреть небольшой фильм. СЛАЙДЫ 21 - 49 (презентация «Осенние превращения»)

9. Итог урока. Рефлексия.

У. –Почему осенью в природе происходят изменения?

В какой последовательности происходят изменения в природе?

Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными. СЛАЙД 50

- Кто сегодня удивил вас на уроке? (Отвечают консультанты групп)

- Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно смогли вернуться домой. Цели урока выполнили, т. к. показали, что знаете, какие изменения принесла осень.

Хорошо, дружно работали в командах.

Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.

10.Домашнее задание. СЛАЙД 53

У. – Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. Задания будут распределены по группам.

1 группа. Вопросы:

Где быстрее сбрасывают деревья листву: в парках или в лесу?

У больных или у здоровых деревьев раньше начинается листопад?

Какие деревья, молодые или старые, первыми сбрасывают листву?

2 и 3 группы. Вопросы:

Учебник с.48.

4 группа. Вопросы:

Составить кроссворд «Осенняя клумба»

На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Осень в природе».

kk.docdat.com

«Жизнь растений осенью»

Урок – экскурсия.

Тема: «Жизнь растений осенью».

Цели урока: познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью,

с разнообразием форм, окраски листьев в осенний период;

дать понятие о лиственных и хвойных растениях;

продолжить формирование деятельности наблюдения, показать

пример культуры поведения на природе;

собрать раздаточный материал для урока по теме «Учимся раз-

личать деревья и кустарники зимой».

1. Оргмомент.

2. Создание психологической комфортности на уроке.

- Ребята, какое время года сейчас?

- Вот в это прекрасное время года мы и совершим экскурсию.

- Сегодня мы узнаем некоторые тайны осени.

3. Актуализация опорных знаний.

- Нравится ли вам осенний лес?

- А что особенно вам нравится в осеннем лесу?

- Какие народные приметы осени вам известны?

4. Знакомство с правилами поведения на природе.

(разрешается идти парами, общаться между собой, негромко разговари-

вать, обращаться с вопросами или за помощью к учителю; нельзя рвать

растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насе-

комых, отставать от группы, играть в лесу в прятки).

5. Озвучивание темы урока.

6. Постановка проблемы.

- Постарайтесь отгадать загадку.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(дерево)

- Но сегодня мы будем говорить не только о деревьях, а вспомним кустарни-

ки, травянистые растения.

- А вы, дети, знаете загадки о деревьях, кустарниках?

7. Открытие новых знаний.

- Рассмотрите находящиеся недалеко от вас деревья, кустарники

и травянистые растения.(высказывания детей).

- А знаете ли вы их названия?

- Давайте попробуем разгадать загадки.

Стоит Алёна – платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза).

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч. (Дуб)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, его клюют. (Рябина).

- Ребята, потрогайте кору и листья разных деревьев, понюхайте веточки де-

ревьев, позднюю траву, соберите букеты опавших листьев.

- Обратите внимание на разнообразие цвета в ваших букетах.

- А знаете почему осенью листья меняют окраску?

- Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного

света, зелёное вещество в листьях разрушается и листья окрашиваются по-

разному.

- Послушайте стихотворение «Листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Полетели, полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

- О чём пойдёт речь? (о листопаде).

Рассказ учителя.

- Ребята, а почему нельзя разжигать костёр в осеннем лесу? (высказывания

детей).

- Огонь не только губит растения, их семена, но и животных леса, насекомых

8. Работа по группам. (индивидуальные задания).

9. Закрепление.

Выполнение заданий в тетрадях.

10. Подведение итогов.

- Какие изменения происходят в жизни растений с приходом осени?

- Как нужно относиться к природе?

Литература

1. Адольф Т.А. Заповедными тропами.-М. : Просвещение, 1988

2. Береги природу (серия книг).- М.: Педагогика, 1986-1990

3. Дмитриев Ю. Книга природы. – М.: Дет. лит., 1990

4. Крутогоров Ю. Рассказы о деревьях. – М.: Дет. лит., 1987

5. Плешаков А.А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе//

Начальная школа.- №8.- 1988

6. Плешаков А.А. Зелёные страницы.- М.: Просвещение, 1994

lib.znate.ru