Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Урок по биологии на тему "Органы цветковых растений.Корень" (6 класс). Органы цветковых растений 6 класс


Урок-игра в 6 классе "Органы цветкового растения"

МБОУ «Красновская средняя общеобразовательная школа»

План-конспект урока-игры

по биологии в 6 классе

по теме:

«Органы цветкового растения»

(УМК Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2011г.)

Учитель биологии:Гаврилюк Елена Сергеевна

2015 год.

Тема урока: «Органы цветковых растений»

Тип урока: урoк - обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщить знания учащихся о строении, значении и многообразии органов растительного организма.

Оборудование: презентация, конверты с заданиями, гербарный материал, справочники лекарственных растений, таблицы по темам: «Лист», «Корень», «Листорасположение, виды жилкования», «Плоды», карточки с названием станций, поезд.

Формы организации работы: игра- путешествие.

Подготовка к уроку: класс делиться на две команды (одинаковое количество учащихся, имеющих «5», «4» и «3» по биологии), которые должны придумать себе название и эмблему.

Ход урока:

1. Организационный момент. (Члены команд рассаживаются за столы. На столах находятся листы и ручки).

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами оправимся в занимательное и увлекательное путешествие на цветочном поезде в мир цветкового растения. Надеюсь, что мы сегодня очень плодотворно поработаем и поиграем, и чтобы настроиться на хорошую работу, послушаем стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» (аудиозапись)

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Учитель. Прежде чем начать нашу игру-путешествие давайте познакомимся.

Капитаны команд загадывают загадки о «своем» цветке. После того как соперники отгадывают загадку, участники команды наде­вают эмблемы с изображением этого цветка и зачитывают заранее приготовленные стихотворения о нем. На конкурс отводится 5 мин.

Учитель:

Ребята, мы с вами закончили раздел «Органы цветковых растений».

Сегодня на уроке мы еще раз вспомним об органах растений, их многообразии и значении. При подготовке к уроку вам пришлось использовать интернет и дополнительную литературу, чтобы найти ответы на предложенные задания, а также самим придумать вопросы для соперников. Я думаю, итогом нашей игры будет заботливое отношение к природе.

Мы с вами будем путешествовать на цветочном поезде (плакат на доске). Наш поезд будет останавливаться на разных станциях. Постепенно выполняя задания на станциях, мы прибудем на конечную остановку, где подсчитаем полученные вашими командами цветы и определим победителей. За каждый правильный ответ вы будете получать цветок. Каждый член команды собирает свой букет, который будет нужен для выставления отметки.

. Игра-путешествие.

Учитель. Итак, в путь! Перед вами первая станция.

1) Станция «Терминологическая». (Приложение 1)

Учитель. Ребята, на этой станции вам предстоит по описанию угадать о каком органе растения идет речь.

(капитаны по очереди вытягивают вопросы)

Основной орган растения, способный к фотосинтезу (лист)

  1. Органы цветка, образующие пыльцу (тычинки)

  2. Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами (корень)

  3. Орган, содержащий семена (плод)

  4. Совокупность чашечки и венчика цветка (околоцветник)

  5. Генеративный орган растения, в котором развиваются будущие семена (пестик)

  6. Плод картофеля (клубень)

  7. Часть стебля, на которой расположен цветок (цветоножка)

  8. Плод капусты (кочан)

  9. Часть тычинки в которой развивается пыльца (пыльник)

  10. Часть венчика цветка (лепестки)

  11. Орган, который на зиму растение сбрасывает (лист)

  12. Орган, которым растение удерживается в почве (корень)

  13. Часть цветка, несущая семяпочки (завязь)

  14. Орган, привлекающий насекомых (цветок)

  15. Орган, по которому двигаются минеральные вещества (стебель)

2) Станция «Третий лишний».

Ребята, исключите лишнее слово и объясните почему.

Команда № 1.

Корнеплод, корневище, клубень.

Цветок, лист, плод.

Устьица, чечевички, мякоть

Рыльце, пыльник, завязь, столбик.

Одуванчик, астра, ромашка, шиповник.

Команда № 2.

Корневые шишки, корневище, корнеплод

Колос, ягода, метелка.

Тополь, ольха, клевер, орешник.

Перистое, параллельное, пальчатое.

Лист, цветок, корен.

Остановка № 1. «Корзинка».

Учитель. Пора сделать еще одну остановку. Приглашается по одному члену из каждой команды. Перед вами корзины, в которые одному участнику необходимо сложить названия сочных плодов, а другому – сухих. Кроме этого вы должны назвать растения, имеющие такие плоды.

Корзина №1. Корзина №2.

Ягода (смородина) Желудь (дуб)

Тыквина (кабачок) Орех (лещина)

Костянка (вишня) Семянка (подсолнечник)

Яблоко (груша) Зерновка (пшеница)

3) Станция «Счастливый случай»

Учитель. Игру «Счастливый случай» вы тоже знаете. Для этого конкурса мы использовали элемент этой игры конкурс «Дальше, дальше...». Команды должны поочередно за одну минуту дать от­веты на возможно большее число вопросов.

За каждый правильный ответ присуждается один балл. Учитель называет правильный ответ, если команда допустила ошибку. Жюри подсчитывает число правильных ответов, данных командой.

Ученики.

Вопросы, которые задает 1 команда второй команде.

1. Наука о живой природе. (Биология.)

2. Растения, которые могут цвести хотя бы один раз в жизни. (Цветковые).

3. Составные части пестика. (Рыльце, столбик, завязь.)

4. Группа цветков, собранных в определенном порядке. (Соцве­тие.)

5. Зона корня, имеющая «корневые волоски». (Зона всасывания.)

6. Корневая система с хорошо развитым главным корнем. (Стер­жневая.)

7. Корень, развивающийся из корешка зародыша. (Главный.)

8. Верхний плодородный слой земли. (Почва.)

9. Мертвые клетки проводящих пучков». (Сосуды.)

10. Покровная ткань листа. (Кожица.)

11. Зеленые пластиды. (Хлоропласты.)

12. Характер расположения жилок на листовой пластинке. (Жил­кование.)

13. Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, соеди­ненных одним черешком. (Сложный.)

14. Жилкование листа ландыша. (Дуговое.)

15. Проводящие пучки листа. (Жилки.)

16. Листорасположение, при котором два листа развиваются из одного узла. (Супротивное.)

17. Угол между листом и вышележащим междоузлием. (Пазуха листа.)

18. Группа удобрений, к которой относится торф. (Органиче­ские.)

19. Отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений. (Пикировка.)

20. Чем заполнены вакуоли клеток?. (Клеточным соком.)

21. Самый простой увеличительный прибор, (Лупа.)

22. Часть микроскопа, к которой прикрепляется тубус. (Шта­тив.)

23. Наука о растениях. (Ботаника.)

24. Сухой плод, который вскрывается двумя створками. (Боб.)

25. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи, образую­щие плод. (Околоплодник.)

Вопросы, которые задает 2 команда первой команде.

26. Все корни растения. (Корневая система.)

27. Тельца, служащие для передачи наследственной информа­ции от клетки к клетке. (Хромосомы.)

28. Часть цветка, состоящая из лепестков. (Венчик.)

29. Часть корня, защищающая его от механических поврежде­ний. (Корневой чехлик.)

30. Части двойного околоцветника. (Венчик, чашечка.)

31. Группы плодов. (Сухие и сочные, односемянные и многосемянные.)

32. Жилкование листьев пшеницы. (Параллельное.)

33. Наука, изучающая периодические явления в жизни живот­ных и растений. (Фенология.)

34. Часть микроскопа, находящаяся в верхнем конце тубуса. (Окуляр.)

35. Тонкие участки клеточной оболочки. (Поры.)

36. Почки, развивающиеся на верхушке побега. (Верхушечные.)

37. Корни, растущие от стебля и листьев. (Придаточные.)

38. Длинный вырост наружной клетки корня. (Корневой воло­сок.)

39. Составные части тычинки. (Пыльник и тычиночная нить.)

40. Группа удобрений, к которой относится зола. (Минераль­ные.)

41. Ткань, которой образована зона деления корня. (Меристе­ма.)

42. Живые клетки проводящих пучков. (Ситовидные трубки.)

43. Зеленые клетки кожицы листа, образующие устьице. (Замы­кающие.)

44. Пространства между клетками. (Межклетники.)

45. Зона корня, где происходит образование новых клеток. (Зона деления.)

46. Часть листа, соединяющая его со стеблем. (Черешок.)

47. Корневая система без главного корня. (Мочковатая.)

48. Ткань, обеспечивающая прочность и упругость корня. (Ме­ханическая.)

49. Явление, способствующее поступлению воды из корня в сте­бель. (Корневое давление.)

50. Лист, имеющий одну листовую пластинку на одном череш­ке. (Простой.)

Остановка № 2. «Спортивная».

Физкультминутка (Презентация)

5) Станция. «Исследовательская»

Учитель: Каждому участнику предлагается гербарий. Ваша задача дать морфологическую характеристику растения.

Остановка «Собери цветок».

Ребята, я предлагаю сделать небольшую остановку. Вот поляна необычных цветов (на столе заготовки ). Их лепестки перемешались и нам надо для каждой сердцевины найти ее лепестки. Прошу по одному члену из каждой команды собрать свои «ромашки».

6) Станция. «Биологический футбол».

На этой станции члены команд должны задать соперникам по три вопроса. Если ответ правильный (отбили «мяч»), балл дается соперникам. Если нет, то – нападающим.

  1. Почему семена нельзя хранить в полиэтиленовых пакетах? (Потому что, находящийся там зародыш, может задохнуться).

  2. Почему при пересаживании растения важно не повредить кончик корня? (Потому что кончик корня – его верхушка, которой он растет).

  3. Почему в темных еловых лесах насекомоопыляемые цветы имеют белый околоцветник? (Чтобы они были заметны насекомым-опылителям).

  4. Что общего между картофелем и смородиной? (Эти растения имеют плод ягоду).

  5. Почему листья растений, которые находятся в тени, имеют меньше слоев клеток в столбчатой ткани мякоти? (Потому что в тени меньше солнечного света и меньше образуется органических веществ).

  6. Почему у некоторых растений имеются луковицы? (В них накапливается вода и питательные вещества, что необходимо для выживания в засушливых местах).

7)Станция. «Лекарственная»

Учитель: Ребята, каждой команде достанется по 2 лекарственных растения нашей местности. Пользуясь справочниками «Лекарственные растения», вы должны будете выяснить и рассказать, какие части растения являются лечебными, и от какого недуга помогают.

8) Станция «Самые, самые».

Учитель: Здесь я проверю, как вы справились с домашним заданием. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны как можно быстрее на них отвечать.

1. Растение, которое имеет самые большие листья. (Виктория амазонская – диаметр листьев до 2м)

2. Растение, у которого самые маленькие листья (Ряска)

3. Дерево, имеющее самый толстый ствол (Секвойя гигантская – 48м)

4. Растение, у которого самый длинный стебель (Ротанговая пальма – 300-400м)

5. Растения, у которых самые длинные корни (Пшеница, дикий инжир, верблюжья колючка)

6. Растение, которое имеет самый большой цветок (Аморфофаллус гигантский – 2,6м, 100кг).

91) Станция «Красная книга»

Учитель: по одному участнику из команды должны прочитать за определенное время названия охраняемых растений. Для этого в каждом горизонтальном ряду букв необходимо удалить одинаковые буквы. За каждый правильный ответ присуждается один балл.

МБЕДОУБГОНВГИВКЦАК

АГДБПЕЖКЖКИДАЕОГБН

ХЭЖЮАЮЭВРХВДСКСИД

Ученик. Ответ

Медуница

Пион

Жарки

10) Конечная станция.

Капитаны команд сначала подсчитают количество цветов, полученных каждым участником, и запишут результаты. Затем все сложите, и мы определим победителей.

Выставление отметок.

Те, кто проявлял большую активность и заработал для команд наибольшее количество баллов, собрал большой букет, а также те, кто, хоть и был более сдержанным, но участвовал в подготовке домашнего задания, получают «5». Остальные, набравшие по 8 и более цветов, получают «4». Отметку «3» никто не получит, так как мы только обобщали полученные вами знания по разделу «Органы цветковых растений».

6. Домашнее задание.

Подготовиться к итоговому тесту, повторить раздел «Органы цветкового растения»

7. Рефлексия.

Ребята, давайте в конце урока поиграем в «Светофор». У каждого из вас по три круга: красный, желтый и зеленый. Получили ли вы удовольствие от сегодняшнего урока? Действительно ли вам он помог перед предстоящим тестом?. Если да, то поднимите круг зеленого цвета. Если вы чем-то недовольны, то - желтого цвета. Но, а если у вас остались только негативные эмоции, то - красного цвета.

8. Подведение итогов.

Итак, растение – живой организм, который имеет определенные части - органы. Есть органы, которые участвуют только в размножении (генеративные). Другие – выполняют все основные жизненно важные функции (вегетативные). Каждый орган имеет определенное строение и выполняет соответствующую функцию. Вы узнали, что органы у растений имеют различные размеры, но все они необходимы. Я надеюсь, что проходя мимо дерева, кустарника, травинки вы десять раз подумаете, прежде чем сорвать лист, цветок или сломать ветку.

Список используемых источников:

  1. Н. И. Сонин. Биология. 6 кл. Живой организм: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2000.

  2. Биология.5-7 классы: внеклассные мероприяьтия.-вып. 2/авт.-сост. Е.А. Якушина и др. –Волгоград:Учитель, 2009.-214 с.

  3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. - М.: Эксмо, 2005.

  4. Гекалюк М.С. Биология. 6 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2012.

  5. http://greenai.ru/plants/interesting/best/

  6. http://www.detskysad.com/zanyatiya/1416-mir-vokrug-nas/24766-rasteniya-samie

  7. http://pandia.ru/text/79/467/35547.php

  8. http://yandex.ru/clck/jsredir

Станция «Терминологическая»

  1. Основной орган растения, способный к фотосинтезу

  2. Органы цветка, образующие пыльцу

  3. Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами

  4. Орган, содержащий семена

  5. Совокупность чашечки и венчика цветка

  6. Генеративный орган растения, в котором развиваются будущие семена

  7. Плод картофеля

  8. Часть стебля, на которой расположен цветок

  9. Плод капусты

  10. Часть тычинки в которой развивается пыльца

  11. Часть венчика цветка

  12. Орган, который на зиму растение сбрасывает

  13. Орган, которым растение удерживается в почве

  14. Часть цветка, несущая семяпочки

  15. Орган, привлекающий насекомых

  16. Орган, по которому двигаются минеральные вещества

Приложение 2

Станция «Третий лишний»

Команда № 1.

Корнеплод, корневище, клубень.

Цветок, лист, плод.

Устьица, чечевички, мякоть

Рыльце, пыльник, завязь, столбик.

Одуванчик, астра, ромашка, шиповник.

Команда № 2.

Корневые шишки, корневище, корнеплод

Колос, ягода, метелка.

Тополь, ольха, клевер, орешник.

Перистое, параллельное, пальчатое.

Лист, цветок, корен.

Приложение 3.

Остановка № 1. «Корзинка»

Ягода

Желудь

Тыквина

Орех

Костянка

Семянка

Яблоко

Зерновка

Приложение 4

Станция. «Пропущенные слоги»

Задание для первой команды

1.Ты_ _ _ка.

3. Ва _ _ лек.

5. Цве _ _ ло _ _ .

7. Оду _ _ _ чик.

9. Ми _ _ за.

Задание для второй команды

2. Цве _ _ нож _ _ .

4. Ро _ _ _ ка.

6. Ге _ _ гин.

8. Ле _ _с_ _к.

10. Ши _ _ _ ник.

Приложение 5

Остановка «Собери цветок»

Приложение 6

Станция. «Лекарственная»

Мать-и-мачеха Календула

Шиповник Мята перечная

Приложение 7

Станция «Красная книга»

МБЕДОУБГОНВГИВКЦАК

АГДБПЕЖКЖКИДАЕОГБН

ХЭЖЮАЮЭВРХВДСКСИД

МБЕДОУБГОНВГИВКЦАК

АГДБПЕЖКЖКИДАЕОГБН

ХЭЖЮАЮЭВРХВДСКСИД

infourok.ru

Органы цветковых растений. Биология. 6 класс. Разработка урока

УМК «Биология. 6 класс. Живой организм» под редакцией Н. И. Сонина.

Тип урока: комбинированный.

Цель: дать понятие об органе, показать что любой орган состоит из разных тканей, изучить органы цветкового растения и их функции.

Задачи:

1) Образовательные:

  • развить понятие об органах;
  • сформировать представление об особенностях их строения, расположения и функциях в растительном организме;
  • показать разновидности различных тканей в органах.

2) Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;
  • продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.

3) Развивающие:

  • продолжить развитие умений работать с учебником и тестовыми материалами;
  • способствовать развитию умений анализировать, обобщать и делать выводы.

Планируемые результаты учебного занятия:

1) Предметные:

  • знать суть понятия «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка»;
  • называть основные органы растений;
  • знать что лежит в строении всех живых организмов;
  • знать строение частей побега растений;
  • уметь распознавать и показывать на таблицах основные органы растений;
  • устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
  • исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблице.

2) Метапредметные:

регулятивные:

  • самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
  • организовывать свою учебную деятельность;

коммуникативные:

  • обсуждать в рабочей группе информацию;
  • слушать товарища и обосновывать свое мнение;
  • выражать свои мысли и идеи.

познавательные:

  • работать с учебником;
  • находить отличия;
  • объяснять значения новых слов;
  • сравнивать и выделять признаки;

3) Личностные:

  • формировать ответственное отношение к обучению;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  • оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
  3. Продолжить развитие навыков обучения.   

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование умения характеризовать органы цветкового растения.
  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, гербарный материал, натуральные объекты (комнатные растения)

Использованные источники

  1. Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2011г.
  2. Н. А. Касаткина. Биология. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. –М.: Дрофа, 2007г.
  3. М. В. Высоцкая. Биология живой организм 6кл. Лучшие нестандартные уроки–М.: Дрофа, 2005
  4. Е.Т.Бровкина, Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс Методическое пособие. М- Дрофа, 2007
  5. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина биологии 6 класс. Живой организм.

Ссылки на сайт:

Ход урока:

Этапы урока

Приём урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент (слайд 1)

Приветствие.

Определение целей и задач урока

1 мин

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Объявляет тему урока и сообщает задачи урока. Напоминает о правилах проведения уроке.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

2

Проверка домашнего задания.

Работа с проверочными заданиями по карточкам (Приложение 1)

7 мин

Учитель делит класс на три варианта ми выдает задания на карточках, объясняет выполнение, устанавливает время для выполнения

Работают с проверочными заданиями по карточкам

3.

Изучение нового материала Мотивация

Рассказ учителя с элементами беседы

2 мин

Учитель: «Живые организмы достаточно сложно устроены, поэтому их тело можно подразделить на органы. Орган – часть тела, имеющая определенное строение, местоположение и выполняющая определенную функцию (слайд 2)

Записывают определение в тетради, рассматривают и запоминают органы растений на слайде и в учебнике

Исследовательская работа «Корневая система растения»

15 мин

Учитель просит учащихся ознакомиться с планом проведения исследования корневых систем растений на слайде 3, выдает учащимся гербарии биолого-морфологические по тематике «Корень», корректирует и дополняет исследования учащихся. По прошествии заданного времени просит учащихся выступить с сообщением о проведенном исследовании.

Обобщает результаты подготовленных сообщений, делает выводы о строении и значении корней в жизни растений

Самостоятельно работают с текстом, выполняют исследования, выводы записывают в тетради.

Выступают перед учащимися класса, остальные внимательно слушают.

Высказывают предположения о связях строения корней с выполняемыми функциями.

 

 

Физкультминутка (слайд 4)

2 мин

Демонстрирует упражнение

Повторяют упражнения

Объяснение нового материала на основе фронтальной беседы (слайд 5-8)

8 мин

Учитель задает учащимся наводящие вопросы, выслушивает ответы, дополняет их новым материалом. При объяснении материала опирается на слады презентации и иллюстрации учебника параграфа 6 и натуральные комнатные растения в классе (демонстрирует на них разновидности листьев, стеблей, почек)

С поднятием руки отвечают на вопросы учителя, анализируют новый материал, делают выводы.

4

Закрепление нового материала

Выполнение заданий № 26-31 в рабочей тетради темы «Органы цветковых растений»

6 мин

Просит учащихся открыть тетради, называет номера заданий, объясняет их выполнение.

Выполняют задания в рабочих тетрадях

5

Итоги урока.

Домашнее задание (слайд 16)

Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке.

Рефлексия.

4 мин.

Организует беседу с классом по вопросам:

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. Какие затруднения у вас возникли при проведении исследовательской работы?

 

Демонстрирует слайд с домашним заданием.

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание

rosuchebnik.ru

Мастер-класс по биологии в 6 классе на тему: "Органы цветковых растений"

Муниципальный тур Всероссийского конкурса «Учитель года - 2011»

Каа-Хемского района Республики Тыва

Мастер-класс учителя биологии Лопсан Сергея Михайловича

МОУ СОШ с. Бурен-Хем Каа-Хемского района РТ

Предмет: биология.

Класс: 6 класс.

Тема урока: «Органы цветковых растений»

Форма: игра-путешествие.

Цели урока:

Образовательные:

  • Развитие интереса к изучаемому предмету, активизация познавательной деятельности учащихся.

  • Обобщение полученных знаний, на основе уже приобретенных, таких как: органы цветковых растений; о ткани, взаимосвязи строения и функции тканей и органов.

Воспитательные:

  • Развитие познавательных способностей через использование творческих форм игры, культуру умственного труда.

Развивающие:

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран.

Форма использования: проецирование на экран заданий туров и выбор правильных ответов командами.

Авторский медиапродукт: презентация, материалы к уроку.

Правила игры, работа с презентацией:

Учащиеся разделены на 2 команды по 6 человек, 3 человека – жюри, остальные болельщики.

Путешествие состоит из пяти туров, связанных с мультимедийными слайдами. Возможны дополнительные правила на усмотрение учителя.

Слайд 2. Перед началом игры, учащимся зачитать общие правила. Ориентируясь по стрелкам карты, вы должны пройти все этапы, набрав максимально возможное количество баллов и получить почетный приз.

В это время появляется окно «Кто первый» (с задержкой 5 сек). Нажать на окно, происходит переход на слайд 3.

Слайд 3. Нажать на куб со знаком «?», появляется вопрос и варианты ответов. Команда, которая первой ответит верно, получает право первой приступить к I конкурсному туру. Затем, в правом нижнем углу нажать на кнопку перехода к карте игры.

Слайд 4 Карта игры. Здесь располагаются знаки туров, последовательность которых определяется стрелками. После каждого тура команды возвращаются к карте по кнопке возврата (правый нижний угол слайда) и продолжают игру, кликая мышкой на знак следующего тура.

Слайды 5-11 - туры игры, где расположены вопросы для каждой команды. Команда, приступившая к игре первой, имеет право выбора блока вопросов. Цель команд - пройти пять этапов и ответить на все вопросы. В случае правильных ответов команда получает по 1 баллу за каждый и переходит на следующий этап. Если ответ неверный, баллы не начисляются, но команда так же переходит на следующий тур. При верном ответе куб ответа увеличивается в размере, при неверном ответе – слово «Неверно!».

Слайд 11. Команда, пришедшая первой на последний этап, имеет право выбора: ответить на один сложный вопрос (один замок справа) - 3 балла, либо на три менее сложных вопроса (три замка слева) по 1 баллу.

После правильного ответа на последний вопрос появляется картинка «Приз», при нажатии на которую происходит переход на слайд 12 – «Золотой свиток».

Подведение итогов, рефлексия.

Рефлексия учеников, обсуждение того, что повторили. Подсчет баллов. Выставление оценок.

Ход урока

Слайд 2. Организационный момент. Сегодняшний урок, ребята, необычный. Мы проводим своеобразное путешествие в страну знаний. Мы начинаем с вами рыцарский турнир. Приз – золотой свиток с одной из великих мудростей. Команда, которая займет первое место, получит самый главный приз – «5». У нас есть две команды – участницы, строгое жюри, которое будет оценивать мнения команд. (Учитель вызывает команды за игровые столы, объявляет жюри).

Итак, собираемся в путь. Будьте готовы к трудностям. С собой надо взять багаж – знания, которые помогут справиться с трудностями.

Слайд 3. Великий Ботаникус предлагает вам отправиться в путь за «Золотым свитком». Во время своего путешествия, используя «Волшебную карту», вы должны пройти пять этапов и ответить на все вопросы. В случае правильных ответов вы переходите на следующий этап и получаете по 1 баллу за каждый правильный ответ. Если ваш ответ неверный, баллы не начисляются. Цель команд - пройти пять этапов и ответить на все вопросы. В конце пути вас ожидает «Золотой свиток» с одной из великих мудростей. Вперед – юные рыцари, за золотым свитком!

А теперь определим, какая команда начнет состязания первой (переход на слайд 4).

Слайд 4. Дракон закрывает путь следования. Чтобы открыть его, необходимо сразиться с трехглавым чудовищем. Покорить его можно, только правильно ответив на вопросы.

1 блок.

Вопрос 1: Первым при прорастании появляется корень:

1. главный 2. боковой 3. придаточный

Вопрос 2: Мочковатая корневая система характерна для растений:

1. лопуха 2. ржи 3.одуванчика

Вопрос 3: Стержневая корневая система характерна для:

1. подорожника 2. лопуха 3. пшеницы

2 блок.

Вопрос 1: При окучивании появляются корни:

1. главный 2. боковые 3. придаточные

Вопрос 2: Стержневая корневая система характерна для:

1.редиса 2. фиалки 3. тюльпана

Вопрос 3: Мочковатая корневая система характерна для растений:

1. рогоза 2. петрушки 3. моркови

Слайд 5. Для прохождения данного тура вы должны внести свою долю знаний в Горшок мудрости. Каждый правильный ответ падает в горшок в виде золотой монетки.

1 блок.

Вопрос 1: Женский генеративный орган:

1. тычинка 2. пестик 3. венчик

Вопрос 2: Двойной околоплодник:

1. чашечка + чашелистики 2. венчик 3. чашечка + венчик

Вопрос 3: Орган генеративного размножения:

1. лист 2.корень 3. цветок

2 блок.

Вопрос 1: Мужской генеративный орган:

1. пестик 2. лепестки 3. тычинка

Вопрос 2: Орган генеративного размножения:

1. цветок 2. стебель 3. лист

Вопрос 3: Простой околоплодник:

1. венчик 2. чашечка + чашелистики 3. чашечка + венчик

Слайд 6. А теперь побываем в гостях у друида в священной роще. Ведь друиды были не просто хранителями и толкователями древней мудрости, но и обладателями особого учения, которое передавали своим ученикам в глубине пещер и лесов, в непосредственном общении с сакральной природой. Ответив на все вопросы, вы получаете возможность пройти на следующий тур.

1 блок.

Вопрос 1: Побег - это:

1. стебель - 2. стебель с листьями и почками 3. стебель, листья, корень

Вопрос 2: Растения, имеющие укороченный стебель: РРрр

1. лук 2. арбуз 3. одуванчик

Вопрос 3: Передвижение органических веществ идет по:

1. сосудам 2. лубу 3. древесине

2 блок.

Вопрос 1: Почка, имеющая зачаточный бутон:

1. верхученная 2. вегетативная 3. генеративная

Вопрос 2: Слой стебля, благодаря которому он растет в толщину:

1. луб 2. древесина 3. камбий

Вопрос 3: Слой стебля, в котором накапливаются питательные вещества:

1. сердцевина 2. луб 3. кора

Слайд 7. Волшебная Старая ива символизирует жизнь и долголетие. Ива обладает силой в борьбе со злыми духами, закрывающими путь познания, и, когда это нужно, может помочь изгнать их. Она поможет перейти на следующий тур, если вы правильно ответите на вопросы.

1 блок.

Вопрос 1: Вегетативное размножение луковицами:

1. чеснок - 2. топинамбур 3. пион

Вопрос 2: В чем сходство клубня и побега:

1. на свету зеленеет 2. нет почек 3. есть сердцевина

Вопрос 3: Вегетативное размножение листьями:

1. смородина 2. пион 3. фиалка

2 блок.

Вопрос 1: Вегетативное размножение усами:

1. георгин 2. земляника 3. ирис

Вопрос 2 В состав побега входят органы:

1. цветок и плод; 2. стебель и корень. 3. стебель с листьями и почками

Вопрос 3: Вегетативное размножение клубнями:

1. картофель 2. тюльпан 3. ландыш

Слайд 8. Вы попали в загадочный лабиринт Минотавра.

По легенде Минотавр - бык Миноса, царя Крита, был получеловеком-полубуйволом. Это - существо с туловищем человека и головой быка. По совету оракулов Минос заключил его в Лабиринт, здание, построенное Дедалом таким образом, что попавший в него уже не может выбраться оттуда.

Минотавр нашего лабиринта поможет пройти его без препятствий и покажет путь к следующему этапу, если вы правильно ответите на его вопросы.

1 блок.

Вопрос 1: В процессе фотосинтеза в воздух выделяется: 1. кислород; 2. углекислый газ; 3. азот и углекислый газ.

Вопрос 2: Какие клетки принимают участие в фотосинтезе

1. столбчатые 2.кожицы листа 3.замыкающие

Вопрос 3: Какие клетки участвуют в испарении:

1. губчатые 2. устьичные 3. столбчатые

2 блок.

Вопрос 1: Дыхание растения, находящегося в темноте; 1. не прекращается; 2. приостанавливается; 3. более энергично.

Вопрос 2 Какие вещества образуются при фотосинтезе1. белки 1. жиры 3. углеводы

Вопрос 3: У каких растений листья видоизменены в ловушки:

1. кактус 2. росянка 3. барбарис

Слайд 9. Поздравляем вас! Вы по праву получаете «Золотой свиток» с одной из великих мудростей.

Подведение итогов, рефлексия.

Рефлексия учеников, обсуждение того, что повторили. Подсчет баллов.

Выставление оценок.

Слайд 10. Спасибо за внимание!!!

infourok.ru

Органы цветковых растений (6 класс)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

Урок биологии "Органы цветковых растений"; 6 класс - Разработки уроков - Биология и экология

Краснодарский край Каневской район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Г.К. Нестеренко

Урок биологии в 6 классе

по теме:

«Органы цветковых растений»

Учитель биологии

МБОУ СОШ №1

Кравченко

Ольга Васильевна

2012-2013 учебный год

Тема: Органы цветковых растений.

Цель:

1) обобщить знания учащихся о строении, значении и многообразии органов растительного организма;

2) развить умения учащихся пользоваться дополнительной литературой, интернетом, способствовать творческому развитию учеников;

3) воспитать бережное отношение к растениям, которые украшают и поддерживают нашу жизнь, поощрять стремление сильных учащихся помогать отстающим.

Оборудование: ребусы, заготовки «ромашек», «корзинок», мультимедийная презентация, бумажные цветы, эпиграф на доске: «И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет» Рабиндранат Тагор.

Подготовка к уроку: класс делиться на две равноценные команды (одинаковое количество учащихся, имеющих «5», «4» и «3» по биологии), которые должны придумать себе название и эмблему; учащиеся готовят ребусы, капитаны команд организуют поиск ответов на предложенные заранее вопросы, готовятся к «биологическому футболу».

Ход урока:

1. Организационный момент.

Члены команд садятся за свои столы. На столах находятся эмблемы, листы и ручки.

2. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать нашу игру-путешествие давайте познакомимся (команды представляются). У каждой команды на столах есть эмблемы, которые несут в себе определенный смысл. Объясните, что означают символы ваших команд?

3. Вступление (тема, цель).

Ребята, мы с вами закончили раздел «Органы цветковых растений». Обратите внимание на эпиграф нашего урока. О чем он вам говорит? Растение – живой организм. Как и все живое – это сложная система, которая состоит из определенных компонентов – органов. Органы нужны растению, чтобы осуществлять процессы жизнедеятельности. Каждый орган имеет определенное строение и выполняет свойственные только ему функции. Если орган перестанет функционировать, погибнет все растение.

Сегодня на уроке мы еще раз вспомним об органах растений, их многообразии и значении. Многие из вас постарались проявить смекалку и художественные способности, составляя ребусы. При подготовке к уроку вам пришлось использовать интернет и дополнительную литературу, чтобы найти ответы на предложенные задания, а также самим придумать вопросы для соперников. Я думаю, итогом нашей игры будет заботливое отношение к природе.

Мы с вами будем путешествовать на цветочном трамвае (презентация). Наш трамвай будет заезжать на разные станции. Постепенно выполняя задания на станциях, мы прибудем на конечную остановку, где подсчитаем полученные вашими командами баллы и определим победителей. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны в форме цветов. Каждый член команды собирает свои цветы, которые будут нужны для выставления отметки.

4. Игра-путешествие.

Итак, в путь! Перед вами первая станция.

1) Станция «Шифровальная».

Ребята, на этой станции органы и части органов растений зашифрованы. Я буду показывать по очереди каждой команде ребусы. Вы должны их отгадывать.

2) Станция «Путаница».

На этой станции буквы в словах перемешались. Вам необходимо привести все в порядок и написать правильные ответы.

Команда №1. Команда №2.

ОЕПБГ (побег) ДЛОП (плод)

ИКПЕТС (пестик) ТБЕЕЬСЛ (стебель) СИЛТ (лист) ОЧАКП (почка) ЬКЕРОН (корень) ОЦЕКВТ (цветок)

3) Станция «Биологический футбол».

На этой станции члены команд должны задать соперникам по три вопроса. Если ответ правильный (отбили «мяч»), балл дается соперникам. Если нет, то – нападающим.

  1. Почему семена нельзя хранить в полиэтиленовых пакетах? (Потому что, находящийся там зародыш, может задохнуться).

  2. Почему при пересаживании растения важно не повредить кончик корня? (Потому что кончик корня – его верхушка, которой он растет).

  3. Почему в темных еловых лесах насекомоопыляемые цветы имеют белый околоцветник? (Чтобы они были заметны насекомым-опылителям).

  4. Что общего между картофелем и смородиной? (Эти растения имеют плод ягоду).

  5. Почему листья растений, которые находятся в тени, имеют меньше слоев клеток в столбчатой ткани мякоти? (Потому что в тени меньше солнечного света и меньше образуется органических веществ).

  6. Почему у некоторых растений имеются луковицы? (В них накапливается вода и питательные вещества, что необходимо для выживания в засушливых местах).

4)Станция «Зарядись!»

Ребята, сейчас вы на несколько минут забудете, что у вас есть соперники.

Я буду приглашать по одному человеку из каждой команды. Один из них будет читать упражнения, которые надо выполнить. Другой будет одновременно с ним показывать совсем другие упражнения. Сначала ваша задача будет выполнять то, что вам показывают и не слушать читающего. Затем наоборот.

5) Станция «Общая буква».

Каждой команде я раздам задания, где вместо слов есть только точки, которые означают количество букв в каждом слове. Но также имеется одна общая буква, которая встречается во всех этих словах.

Команда №1. Команда №2.

«Название соцветий». «Части цветка».

. . . о . (щиток) . . . . . . . к (лепесток)

. о . . . . (зонтик) . . . . . к (венчик)

. о . . . . . . (корзинка) . . . . . к (пестик)

. о . . . (колос) . . . . . к . (тычинки)

6) Остановка «Собери ромашку».

Ребята, я предлагаю сделать небольшую остановку. Вот поляна необычных ромашек (на столе заготовки «ромашек»). Их лепестки перемешались и нам надо для каждой «ромашки» найти ее лепестки. Прошу по одному члену из каждой команды собрать свои «ромашки».

7) Станция «Алфавит».

Поехали дальше. Я буду читать вам вопросы, ответы на которые начинаются с определенной буквы алфавита.

Ответы на букву А.

  1. Сладкий и полезный цитрус (апельсин).

Ответы на букву Б.

  1. Корень, который находится на главном корне (боковой).

  2. Плод гороха (боб).

Ответы на букву В.

  1. Совокупность всех лепестков цветка (венчик).

Ответы на букву Г.

  1. Почки клубня картофеля (глазки).

Ответы на букву Д.

  1. Укороченный стебель луковицы (донце).

Ответы на букву Ж.

  1. Сухой плод (желудь).

  2. Пучки проводящей ткани в листьях (жилки).

Ответы на букву З.

  1. Плод пшеницы (зерновка).

  2. Расширенная часть пестика (завязь).

Ответы на букву К.

  1. Подземный орган растения (корень).

  2. Слой постоянно делящихся клеток (камбий).

Ответы на букву Л.

  1. Видоизмененный побег (луковица).

Ответы на букву М.

  1. Соцветие (метелка).

Ответы на букву О.

  1. Часть плода (околоплодник).

Ответы на букву П.

  1. Женский половой орган (пестик).

  2. Зачаточный побег (почка).

Ответы на букву Р.

  1. Корнеплод (редис, репа).

Ответы на букву С.

  1. Группа цветков (соцветие).

  2. Часть стебля, где накапливаются питательные вещества (сердцевина).

Ответы на букву Т.

  1. Мужской половой орган (тычинка).

  2. Сочный плод (тыквина).

Ответы на букву У.

  1. Место на стебле, от которого отходит лист (узел).

Ответы на букву Ц.

  1. Генеративный орган растения (цветок).

Ответы на букву Ч.

  1. Часть околоцветника (чашечка).

Ответы на букву Э.

  1. Запас питательных веществ в семени (эндосперм).

Ответы на букву Я.

  1. Сочный плод (ягода).

8) Станция «Третий лишний».

Ребята, вам необходимо из предложенный слов убрать одно лишнее и объяснить, почему вы выбрали именно его.

Команда №1. Команда №2.

А) Корнеплод, корневище, клубень. А) Цветок, лист, корень.

Б) Цветок, лист, плод. Б) Корневые шишки, корневище, корнеплод

В) Устьица, чечевички, мякоть. В) Завязь, пыльник, рыльце.

Г) Колос, ягода, метелка. Г) Перистое, параллельное, пальчатое.

9) Остановка «Корзинка».

Пора сделать еще одну остановку. Приглашается по одному члену из каждой команды. Перед вами корзины, в которые одному участнику необходимо сложить названия сочных плодов, а другому – сухих. Кроме этого вы должны назвать растения, имеющие такие плоды.

Корзина №1. Корзина №2.

Ягода (смородина) Желудь (дуб)

Тыквина (кабачок) Орех (лещина)

Костянка (вишня) Семянка (подсолнечник)

Яблоко (груша) Зерновка (пшеница)

10) Станция «Загадка».

Один – в земле копается,

Другой – в свету купается;

И хотя они друзья,

Поменяться им нельзя.

(корни и листья)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце покраснела я,

И вот теперь я спелая.

(ягода)

Растут - зеленеют,

Упадут - пожелтеют,

Полежат – почернеют.

(листья)

Вырос в поле дом –

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

И стоит новый дом

На столбе золотом.

(колосок)

Рос шар бел,

Ветер дунул – улетел.

(одуванчик)

На ветках – плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки.

(почки)

Во мне есть все:

Я должен стать красивым,

Большим зеленым, как родитель мой.

Пока – покой. И я пока счастливый,

И мир вокруг хоть тесный, но живой.

(семя)

11) Станция «Самые, самые».

Здесь я проверю, как вы справились с домашним заданием. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны как можно быстрее на них отвечать.

1. Растение, которое имеет самые большие листья. (Виктория амазонская – диаметр листьев до 2м)

2. Растение, у которого самые маленькие листья (Ряска)

3. Дерево, имеющее самый толстый ствол (Секвойя гигантская – 48м)

4. Растение, у которого самый длинный стебель (Ротанговая пальма – 300-400м)

5. Растения, у которых самые длинные корни (Пшеница, дикий инжир, верблюжья колючка)

6. Растение, которое имеет самый большой цветок (Аморфофаллус гигантский – 2,6м, 100кг).

12) Конечная станция.

Капитаны команд сначала подсчитают количество цветов, полученных каждым участником, и запишут результаты. Затем все сложите, и мы определим победителей.

5. Выставление отметок.

Те, кто проявлял большую активность и заработал для команд наибольшее количество баллов, а также те, кто, хоть и был более сдержанным, но сделал ребусы или участвовал в подготовке домашнего задания, получают «5». Остальные, набравшие по 8 и более цветов, получают «4». Отметку «3» никто не получит, так как мы только обобщали полученные вами знания по разделу «Органы цветковых растений».

6. Домашнее задание.

Подготовиться к итоговому тесту, используя вопросы в рубрике «Проверь себя!»

7. Рефлексивная минутка.

Получили ли вы удовольствие от сегодняшнего урока? Действительно ли вам он помог перед предстоящим тестом? Если да, то украсьте цветами лист зеленого цвета. Если вы чем-то недовольны, то - лист желтого цвета. Но, а если у вас остались только негативные эмоции, то - лист красного цвета.

8. Подведение итогов.

Итак, посмотрите внимательно еще раз на эпиграф нашего урока. Растение – живой организм, который имеет определенные части - органы. Есть органы, которые участвуют только в размножении (генеративные). Другие – выполняют все основные жизненно важные функции (вегетативные). Каждый орган имеет определенное строение и выполняет соответствующую функцию. Вы узнали, что органы у растений имеют различные размеры, но все они необходимы. Я надеюсь, что проходя мимо дерева, кустарника, травинки вы десять раз подумаете, прежде чем сорвать лист, цветок или сломать ветку.

Литература.

1.Пономарева И.Н., Корнилова О.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. -М.: Вентана-Граф, 2009.

2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. - М.: Эксмо, 2005.

3. Гекалюк М.С. Биология. 6 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2012.

4. Багрова Л.А. Я познаю мир. Растения. – М: ТКО «АСТ», 1996.

pedsovet.su

Урок по биологии на тему "Органы цветковых растений.Корень" (6 класс)

Открытый урок по теме: «Органы цветковых растений. Корень».

Цель урока:

  • образовательная –  раскрыть понятие «орган», выяснить особенности строения  и значение корня в жизни растения, познакомиться с видами корней и их функциями;

  • развивающая – развивать умения сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, работать с рисунками учебника, гербариями, применять теоретические знания для решения практических задач;

  • воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям.

Оборудование:

Персональный компьютер, гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, учебник Биология. 6 класс. Н.И.Сонин.

Тип урока

 урок изучения нового материала

Этапы урока

Название урока

и его этапы

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД:

Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные

Личностные

  1. Орг. момент

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества

Познавательные УУД: целеполагание

Личностные УУД: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, мотивировать свои действия.

2Актуализация знаний

Мы знаем, что клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов. Клетки, сходные по строению, размерам и функциям образуют ткани. Но у каждого многоклеточного организма есть и органы, в том числе и у растений. На Земле огромное разнообразие растений. В современном мире насчитывают около 350тыс.видов растений. И их органы отличаются друг от друга не только степенью сложности, но иногда и их отсутствием у некоторых растений.

Дают определения понятиям клетка, ткань.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД: организация учебной деятельности.

  1. Формулирова-

ние темы урока.

  1. Изучение

нового материала

  1. Контроль и самопроверка знаний

Вопрос: Какие органы вы можете назвать у растений?

Правильно, в ходе эволюции растений на Земле постепенно, в ходе дифференциации усложнения организации появились стебли, листья, корни, цветки, плоды.

Вопрос: С помощью чего крепится растение?

Значит, мы можем назвать тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Органы цветковых растений. Корень».

Ребята ,вы сказали ,что корень-это главный орган растений.

Проблемный вопрос: А почему нет корней у водорослей? Как выживают они без корней?.

На этот вопрос мы попытаемся ответить в конце урока.

Давайте дадим определение, что такое орган?

Орган-часть тела, выполняющая  определенные функции

Все  органы делятся на вегетативные и генеративные (схема на слайде).

Давайте запишем определение вегетативных  и репродуктивных органов.

Вегетативные органы- это те органы, которые выполняют все функции, кроме размножения и распространения.

Генеративные органы выполняют функции размножения и распространения.

НО! Многие растения могут размножаться с помощью вегетативных органов: клубнями, корневыми, листовыми, стеблевыми черешками и др.

Посмотрите на схему и дайте определение корня.

Корень- это вегетативный корень.

Давайте рассмотрим строения корня: главный, придаточный и боковые корни.

Как вы думаете, какие функции выполняет корень?

Итак, перечислите функции корня.

Учащиеся перечисляют функции, затем записывают в тетрадь.

Основные функции корня:

-закрепление растения в почве;

-поглощение из почвы неорганических веществ;

-дыхание;

-запасание веществ.

Корни одного растения образуют корневую систему. У некоторых растений в такой системе выделяется главный корень, и система носит название- стержневая. Нет главного корня, от стебля отходят придаточные – мочковатая.(схема на слайде)

Рассмотрите в предложенных  вам гербариях растения с мочковатой и стержневой корневыми системами. Сравните с корневыми системами, которые принесли вы на урок.

1.Рассмотрие корневые системы, принесенные вами на урок.

2.Как называются эти корневые системы, и от каких они растений?

3.Зарисуйте корневые системы. Подпишите их части.

Перечисляют какие органы есть у растений.

Озвучивают тему урока, цель урока.

Слушают, записывают тему урока в тетрадь.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

Записывают определения в тетрадь

Отвечают на вопросы:

оппоненты доказывают свои точки зрения

Предлагают свои варианты

Выполняют практическую работу.

Познавательные УУД:

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию. Необходимую для решения учебной задачи; составлять таблицы , презентовать подготовленную информацию;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение точно и полно выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Регулятивные УУД: организация учащимися своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний.

Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; коррекция полученных знаний.

6. Закрепление изученного материала и рефлексия.

А теперь давайте ответим на наш вопрос, который был поставлен в начале урока:

 Почему у водорослей нет корней? И как выживают они без корней?

Слушают учителя.

Отвечают:

Одним из самых главных предназначений корней у растений является впитывание из более низких слоев почвы питательных веществ и воды. Именно поэтому корни некоторых растений ,особенно пустынных, достигают несколько метров! А водоросли итак находятся в среде с водой и растворенными в ней питательными веществами. Поэтому водорослям не нужны корни- они впитывают питательные вещества всей поверхностью тела.

Коммуникативные УУД: умение работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

Регулятивные УУД:

контроль, коррекция, оценка.

7. Домашнее задание

Ответить письменно на вопрос:

выпишите разновидности корней и их функций.

Записывают д/з в дневниках

Познавательные УУД: общеучебные – смысловое чтение, поиск информации.

www.metod-kopilka.ru