Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Сельское хозяйство. Органическое питание растений это


Питание растений | Общество Садоводов

Чем питаются растения?  Навозом?  Компостом?  Аммиачной селитрой?   Нет! Для нормального  роста растениям  необходимо 16 элементов питания , три из которых, кислород , углерод ,водород , они получают в достаточном количестве из воздуха и воды.    Остальные 13 элементов (азот, фосфор , калий , магний , бор и т. д.) растении берут из почвы

Для того, чтобы превратить химические вещества в улеводы, белки и жиры , на маленьких зеленых фабриках происходит один и тот же химический процесс, независимо от того , получают ли они эти исходные вещества из минеральных или химических удобрений.

Какие же удобрения выбрать органические или минеральные?

1.содержание питательных элементов

1.Органические (навоз, компост)Минеральные (аммиачная селитра, нитроаммофоска,  калия хлорид и т.д.)
Одна тонна навоза:

6-20 кг азота

3-15 кг фосфора

3-15 кг калия

 

Одна тонна компоста

5-12 кг азота

3-8 кг фосфора

3-8 кг калия

Одна тонна аммиачной селитры-340 кг азота

 

 

 

Одна тонна нитроаммофоски-

170кг азота

170 кг фосфора

170 кг калия

 

Итак: трудно определить в точное количество питательных элементов в органике, а значит , создать правильное соотношение между макро и микроэлементами , и обеспечить растения нужным их количеством. На органике растении хронически «голодают».

2.скорость поступления питательных веществ

целый год потребуется для того, чтобы азот из навоза стал доступен растению.Питательные вещества из химических удобрений растворяются м переходят к растению за считанные часы или сутки.

 

Итак : растения, страдающее нехваткой питания, вряд ли «поправится», если помочь ему органическими удобрениями.

 

3.удобство внесения

Количество навоза для вашего участка измеряется машинамиКоличество минеральных компонентов измеряется небольшими баночками.

 

Итак: пот, пролитый вами на грядках, далеко не самое лучшее удобрение.

  1. количество урожая
Приведу лишь некоторые цифры с Миттлайдеровских грядок , где применялись смеси минеральных удобрений , составленных по рецептам доктора Миттлайдера.

Морковь-                     500-550 кг с одной сотки

Свекла    –                     450-500 кг с одной сотки

Капуста   –                      1300-1400кг с одной сотки

Помидоры-                  800-860 кг с одной сотки

Картофель-                   500-550 кг с одной сотки

 

Итак: заблуждается тот, кто думает, что без органики нет результатов. Результаты на лицо, забегая вперед скажу, что грядки на таком участке занимают лишь 30% его площади, это –тема наших следующих открытий.

  1. качество урожая.
овощиПДК, мг/кгСодержание нитритов

 

На органике

Содержание нитритов

На миттлайдеровских смесях минеральных удобрений

Редис

Кабачок

Капуста поздняя

1500

400

900

До 3000

До 700

3000

 200

100

400

Итак: дефицит элементов питания в навозе и компосте превышает цепочку химических превращений , создавая повышенное содержание нитратов как при , так и при недостаточном поступлении  азота.

И еще несколько слов о качестве овощей.

Токсичные вещества- вот что заставляет сделать решительный шаг в сторону минеральных удобрений . И вот почему. В органическом удобрении концентрируются все токсические вещества, которыми загрязнены почва и атмосфера. При применение органики все это приходит к нам на стол вместе с овощами. При традиционном земледелии на органике неизбежен дисбаланс питательных элементов. Это опасно! Растения ошибаются и начинают поглощать близкие по свойствам , но вредные элементы: калий растения заменяет радиоактивным цезием, кальций- радиоактивным стронцием. Конечно, есть смысл задуматься , чему отдать предпочтение.

Итак: растения на органических удобрениях травятся и пополняют наш рацион питания токсическими веществами. Смеси минеральных удобрений , составленные по рецептам доктора Миттлайдера , обеспечивают растения сбалансированным питанием, что необходимо для получения обильных здоровых овощей.

Миттлайдеровские смеси удобрений

Смесь №1 ;  Смесь № 2; Смесь № 2а

 

Смесь№1

компонентсколькоЗачем нужен
Известняк, доломитовая мука, мел

 

 

 

 

 

 

Борная кислота

1 кг

 

 

 

 

 

 

 

7-8 г(полторы чайные ложки)

11-12г (две чайные ложки)

Содержит кальций, который контролирует болезни, строит новые клетки , повышает сопротивляемость болезням. Благоприятствует образованию гумуса, улучшает структуру почвы, снижает кислотность почвы.

Содержит бор, который способствует увеличению урожайности корнеплодных культур, улучшает лежкоспособность.

 

 

Смесь № 2

Смесь №2  содержит азот, фосфор, калий, магний, бор, иногда рекомендуется молибден. Количество компонентов для смешивания определяется массовым содержанием питательных элементов в процентах от всей массы.

Удобрения, содержащие азот, фосфор , калий, составляют основу смеси.

Азот(N), фосфор(P), калий(K)- триада плодородия.

Азот(N)Основанной элемент питания растений, регулятор всех жизненных функций. Обеспечивает  быстрый рост, высокое содержание белка и высокий урожай.
Фосфор(P)Необходим для образования новых клеток. Он ускоряет созревание и делает растения зимнестойкими.
Калий(K)Про этот элемент говорят, что если азот – это количество, то калий – это качество.

Ваши помидоры не будут столь красивыми и ароматными, если в почве не хватает калия.

 

При подборе компонентов принимается в расчет такое соотношение:

Азот (N)-110, фосфор (P)- 60, калий (K)- 110

Компоненты можно использовать разные . Главное, чтобы соблюдалось соотношение макроэлементов.

Приведем пример композиции основы смеси №2.

компонентПроцентное содержаниесколько
Аммиачная селитра

Диаммофос

Хлорид калия

34-0-0

18-46-0

0-0-60

450г

200г

350г

 

Приведем еще несколько примеров:

Пример №1

компонентПроцентное содержаниесколько
Аммиачная селитра

Нитрофоска

Хлорид калия

34-0-0

17-17-17

0-0-60

250г

600г

150г

Пример №2

компонентПроцентное содержаниесколько
Карбамид

Двойной суперфосфат

калимагнезия

46-0-0

0-46-0

0-0-28

 

 

300г

200г

500г

 

К 1кг основы смеси №2 добавляются:

Сульфат магния………………….150г;

Борная кислота или бура……2-3г;

Молибден аммония………….2-3г.

Смесь  №2а применяется при выращивании растений в искусственной почвосмеси , лишенной естественного плодородия. Эта смесь содержит все 13 элементов питания растений.

К 3кг смеси №2 нужно добавить:

Железный купорос……………..210г;

Медный купорос…………………….4г;

Сульфат марганца…………………10г;

Сульфат цинка………………………..8г.

Смесь №2 желательно готовить непосредственно перед применением, иначе гранулы компонентов размокнут, и через некоторое время смесь затвердеет.

Итак: Миттлайдеровские смеси можно составить самим , но лучше отдать предпочтения смесям, приготовленным специалистами  в промышленных условиях, ведь в этом случае компоненты подбираются по их наилучшей растворимости и совместимости друг с другом. Это обеспечивает наилучшую усвояемость  их растениями.

Трехступенчатая программа подкормок

С помощью миттлайдеровских смесей удобрений мы даем растениям правильно сбалансированное питание , но давать это питание нужно регулярно и планомерно, помогая растениям на всех стадиях роста.

3.При симптомах

  1. Во время роста
  2. Перед посадкой

 

  1. Предпосадочное внесение удобрений включает в себя смесь №1 и смесь №2. Смеси разбрасываются по всей поверхности грядки перед посевом или высадки рассады, затем грядка перекапывается и формируется. Предпосадочное внесение удобрений дает растениям здоровый и сильный старт , обеспечивает их равномерный и единообразный рост.
  2. Еженедельные подкормки – это внесение смеси №2 каждые 7-10 дней.При температуре ниже 10 градусов С растения усваивают питательные вещества медленнее, так что интервал между подкормками в холодную погоду нужно увеличить до 14 дней. В зависимости от продолжительности роста культуры ,потребуется от 2 до 8 подкормок в течении всего вегетационного периода. Еженедельные подкормки помогают растениям на начальном этапе их роста , восполняя недостающий запас питательных элементов.
  3. Корректирующие подкормки устраняют дефициты питания растений . Внесение удобрения, содержащего тот или иной питательный элемент , которого не хватает растениям, может спасти весь урожай. Нужно только правильно поставить диагноз.

Итак : трехступенчатая программа подкормок делает питание растений систематичным, помогая на всех стадиях роста , во  всех сложных ситуациях.

 

 

 

 

 

Огородный доктор.

Как часто растения прост нас о помощи, показывая цветом своих листиков или их формой , что с ними не все в порядке, что им требуется лечение. Но лечение это не от настоящих болезней  а от нехватки того или иного питательного элемента.

Химический элементЗначение для растенияСимптомы нехваткиРастения индикаторыКоррекция (на одну стандартную грядку 9м*45см)
Азот-NЗеленый цвет; буйный рост; содержание протеина; производство потомства; лучшее усвоение калия; фосфора и др. элементовОбщее пожелтение всего растения; слабые плохо развивающиеся стебли и листья; отмирание старых листьев; плохое завязывание плодов.Кукуруза, помидор.450г аммиачной селитры
Фосфор-PОбразование новых клеток ;прорастание семян ;ускорение созревания; повышение зимнестойкости.Красные и фиолетовые цвета на верхней поверхности листьев, а также на нижней стороне листьев между прожилками; ствол растения; недостаточное количество и плохое качество плодов.Помидор, салат.225 г диаммофоса или аммофоса или двойного суперфосфата
 Калий-  KОбразование сахаров, белков; нормальный рост и деление клеток; увеличение размера и улучшение качества плодов; увеличение сопротивляемости растений к заболеваниямКраевой ожог листьев; бурые сухие пятна на листьях между прожилками; плоды плохого качества; плохой рост корней.Бобовые, картофель, помидор.450 г хлорида калия
Кальций- СаСнижение кислотности; контроль болезней растений; ускорение разложений органических веществ в почве; улучшение структуры почвы.Отмирание верхушечных почек растений; ожоги и отмирание крупных участков листа.450 г кальциевой селитры
Магний -МgКонтроль болезней растений; ускорение переработки химических элементов в усвояемые человеком питательные вещества; стимуляция активности в почве полезных микроорганизмов.Появление на листе ярких пятен желтого, оранжевого и фиолетового  цвета; пожелтение и опадание цветов; плохое развитие плодов.Свекла ,редька, капуста, помидор 450г сульфата магния
Бор -ВПовышает урожайность; улучшает качество плодов; стимулирует цветение и плодоношение, углеводородный обмен веществ.Отмирание верхушечной почки; закручивание листьев вверх; гниль сердцевины корнеплодов; розеточность верхушекЦветная капуста, помидор, кукуруза ,картофель30 г буры или 20г борной кислоты
Цинк -ZnОбразование  хлорофилла; улучшение завязывания плодов.Мелколистность вблизи верхушечной почки; полоски желтого цвета на листьях некоторых культур; бессемянные стручки у бобовых культур.Кукуруза, помидор, лук, фасоль30г цинкового купороса
Молибден -МоУчастие в обменных процессах; стимуляция плодоношения.Узкие длинные листья у капусты; опадание цветков; плохой урожай.Цветная капуста ,сельдерей, салат30 г молибдата аммония
Медь -СuКорневой обмен веществ; образования соединений, содержащих протеиныОбесцвечивание листьев от кремового до серого цвета; курчавость листьев; отмирание старых листьев.Капуста, помидор30г сульфата меди
Марганец- МnСинтез хлорофиллаСерая пятнистость, мозаичность; сухая пятнистостьСвекла, овес60 г сернокислого марганца
Сера-SСоставная часть протеина; помогает в синтезе масел.Окрашивание молодых листьев в цвета от кремового до белого.Апельсин, салат225 г серы марки для сельскохозяйственных нужд
Хлор- CLРаспределение влаги по всему растениюНеестественное увядание растенийСпециальной обработки не требуется, просто применяйте хлорид калия при составлении смеси №2
Железо- FeОбразование хлорофилла; повышение урожайностиПожелтение всего листа , кроме прожилок; прожилки остаются зеленымиЦветная капуста30г сульфата железа

 

Итак: будьте внимательны к своим зеленым питомцам и они отблагодарят Вас богатым урожаем.

 

 

zeleniimir71.ru

Питание и подкормка растений. Органические и минеральные удобрения.

Растениям для роста и развития необходимо питание. Питание растения получают из почвы, которая не всегда может его дать. На бедных почвах наблюдается замедление роста, да и урожаи меньше. Если почва исчерпала запас веществ, необходимых растению и для увеличения урожайности производят подкормки.

В реальных условиях не существует такой идеальной почвы, которая бы содержала полностью все необходимые элементы питания. Поэтому применяют различные удобрения.

Сколько и каких удобрений необходимо зависит от качества почвы, вида растения и стадии его развития. Весной, когда растения интенсивно растут, им необходим азот, а осенью для подготовки к зиме и закладке будущего урожая требуется фосфор и калий. Медленно действующие удобрения вносятся в почву осенью, реже рано весной. Быстродействующие удобрения используют при посадке, либо опрыскивают ими листья растений.

Все удобрения делятся на две большие группы: 1. органические, 2. минеральные.

1. Органические удобрения

К ним относится навоз, перегной, птичий помет, торф, ил, компост, зола, зеленые удобрения (сидеральные культуры). Органические удобрения содержат необходимые вещества (азот, фосфор, калий, микроэлементы). Органические удобрения вносятся не только для питания растений, но и для улучшения физических свойств почвы, что в свою очередь также способствует хорошему их росту. Разведенный птичий помет и коровяк являются источниками легкоусваиваемого растениями азота.  Зола из печки является хорошим калийным удобрением.

2. Минеральные удобрения

-Азотные

Мочевина, аммиачная селитра, сульфат аммония.

Различные азотные удобрения по-разному усваиваются растениями. Максимально азотные удобрения будут эффективны в начале роста растения. Избыток же азотных удобрений в середине лета и осенью может привести к гибели растений зимой, из-за того, что они не успеют подготовиться, так как будут продолжать активную вегетацию. При избытке азотных удобрений могут накапливаться нитраты. Мочевина меньше способствует их накоплению, чем аммиачная селитра. В растворенном виде удобрения усваиваются лучше.  Возможны внекорневые подкормки растений путем опрыскивания листьев. Но делать это нужно  вечером, когда нет солнца, чтобы растения не получили ожоги.

-Фосфорные

Суперфосфат, фосфоритная мука.

Фосфорные и калийные удобрения вносят со второй половины лета.

-Калийные

Хлористый калий, сернокислый калий, калимагнезия.

-Комбинированные удобрения

Нитрофоска, нитроаммофоска, калийная соль.

Некоторые советы:

Важно не перекармливать растения.

Перед удобрением растения должны быть политы.

На легких песчаных почвах подкормки требуются чаще, чем на тяжелых и глинистых.

Среднее число подкормок в течение лета — на тяжелых почвах — 3, на легких — 5, но  меньшими дозами.

Жидкие подкормки делаются всегда по влажной, политой почве. Сухие подкормки вносят (рассыпают) на расстоянии 5 -10см от растения и закапывают на 3-5см. Для полива 1м2 почвы нужно около 10л раствора.

Не забывайте про питание растений. Удачи.

 

Общайтесь со мной:

Related posts:

  1. Экстракты, мази, настойки, порошки, пасты. Препараты из лекарственных растений.
  2. Применение лекарственных растений. Рекомендации.
  3. Заготовка, сушка и хранение лекарственных растений
  4. Как украсить яйца на Пасху. Делаем орнамент с помощью растений.
  5. Настои, отвары и напары. Простейшие препараты из лекарственных растений готовим дома.

cvetnoimirsv.ru

Питание растений - Страница 3

Страница 3 из 29

Питание растений

 

 

Питание растений – один из важнейших факторов их жизни. В процессе питания происходит обмен веществ между растениями и окружающей средой.

Неорганические вещества почвы, атмосферы и воды поступают в растение, где используются в синтезе сложных органических соединений, а ряд веществ выводится из растительного организма в окружающую среду.

Вся жизнь на Земле обусловлена созидательной работой высших и низших растений. Зеленые растения земного шара ежегодно образуют в пересчете на глюкозу до 400 млрд т свежих органических веществ, в том числе 115 млрд т на суше. При этом связывается до 170 млрд т СО2 и разлагается при фотолизе в растениях 130 млрд т воды с выделением 115 млрд т свободного кислорода. Для синтеза органических веществ на земле растения используют до 2 млрд т азота и 6 млрд т зольных элементов.

Существует автотрофный и симбиотрофный (микотрофный и бактериотрофный) типы питания растений.

У большинства растений преобладает автотрофный тип питания (греч. «троф» – «пища»), т.е. самостоятельное обеспечение азотом и неорганическими элементами  почвы и углекислым газом, из которых синтезируются органические вещества самого растения. Кроме зеленых фотосинтезирующих растений к автотрофным организмам относятся некоторые бактерии, осуществляющие углеродное питание путем фотосинтеза или хемосинтеза.

Симбиотрофное питание предполагает участие в минеральном питании растений бактерий (бактериотрофное питание) или грибов (микотрофное питание).

При симбиотрофном типе питания наблюдается взаимное использование продуктов обмена веществ для питания. Границы симбиоза не всегда определены, поэтому часто трудно определить пользу, приносимую одним организмом другому.

При симбиозе высшего растения с грибами микориза гриба обеспечивает высшее растение водой и растворенными в ней минеральными солями и другими веществами, грибы же используют углеводы и ряд органических соединений, синтезируемых высшим растением. Биологическое значение микоризы заключается также и в увеличении поглощающей поверхности корней высшего растения за счет развития мицелия гриба. В последние годы открыты микоризные грибы, улучшающие питание высших растений фосфором, особенно на почвах с низким содержанием доступных форм этого элемента.

Наиболее наглядным примером бактериотрофного типа питания растений является симбиоз клубеньковых бактерий с бобовыми растениями. При создании условий, обеспечивающих эффективный симбиоз, величина биологической фиксации азота достигает несколько сотен килограммов на 1 га в год.

Ежегодно  в почву в результате симбиотической фиксации поступает до  40×106 т азота.

 

 

selo-delo.ru

Питание растений - это... Что такое Питание растений?

        процесс поглощения и усвоения растениями из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни; заключается в перемещении веществ из среды в цитоплазму растительных клеток и их химическом превращении в соединения, свойственные данному виду растений. Поглощение и усвоение питательных веществ (анаболизм) вместе с их распадом и выделением (катаболизм) составляют Обмен веществ (метаболизм) — основу жизнедеятельности организма.          В составе растений обнаружены почти все существующие на Земле химические элементы. Однако для П. р. необходимы лишь следующие: углерод (С), кислород (О), водород (Н), азот (N), фосфор (Р), сера (S), калий (К), кальций (Ca), магний (Mg), железо (Fe) и Микроэлементы: бор (В), марганец (Mn), цинк (Pb), медь (Cu), молибден (Mo) и др. Элементы питания поглощаются из воздуха — в форме углекислого газа (CO2) и из почвы — в форме воды (h3O) и ионов минеральных солей. У высших наземных растений различают воздушное, или листовое, питание (см. Фотосинтез) и почвенное, или корневое, питание (см. Минеральное питание растений). Низшие растения (бактерии, грибы, водоросли) поглощают CO2, h3O и соли всей поверхностью тела.          Потребность растительного организма в различных элементах неодинакова; наибольшая — в кислороде и водороде. Это объясняется тем, что живое растение на 80—90% состоит из воды, т. е. из кислорода и водорода в отношении 8: 1. Кроме того, растение расходует за свою жизнь в процессе транспирации (См. Транспирация) в сотни раз больше воды, чем его собственная масса (для предотвращения перегрева). Основу сухого вещества растения наряду с углеродом (45%) составляют также кислород (42%) и водород (6—7%). На долю элементов минерального питания, среди которых преобладают азот и калий, приходится всего 5—7% сухого вещества растения. Ни один элемент питания не может быть заменен другим (так называемый принцип незаменимости питательных элементов). Отсутствие или большой недостаток любого из них неизбежно приводит к прекращению роста и к гибели растения. Каждый из элементов выполняет в растительных тканях свою уникальную функцию, неразрывно связанную со всеми др. отправлениями организма. Так, углерод вместе с водородом и кислородом составляет основу всех молекул органических соединений (см. Биогенные элементы). Вещества, состоящие только из этих трёх элементов (углеводы),— главный субстрат дыхания (См. Дыхание). Из полимерных углеводов состоят также оболочки растительных клеток. Каждый вид и даже сорт растений поглощает преимущественно те элементы, которые в наибольших количествах нужны для свойственного ему обмена веществ. Поэтому, например, содержание калия в растениях обычно в десятки раз превышает содержание натрия, хотя в почвах отношение между этими элементами обратное. Некоторые виды растений способны накапливать в своих тканях редкие элементы (например, лантан), чем пользуются при геологической разведке (см. Индикаторные растения).          Типы питания. В зависимости от источника поглощаемого углерода различают несколько типов П. р. Часть низших растений (все грибы и большая часть бактерий) может использовать углерод только из органических соединений, в которых он содержится в восстановленной форме. При окислении таких соединений в процессе дыхания освобождается запасённая в них химическая энергия, которая затем может расходоваться на различные эндергонические (т. е. требующие затрат энергии) процессы: синтез более сложных соединений, передвижение веществ в растении и др. Питание этого типа называется гетеротрофным, а растения, потребляющие органические источники углерода,— гетеротрофными (см. Гетеротрофные организмы); питание за счёт мёртвых органических остатков называется сапрофитным, а растения, питающиеся мёртвыми органическими остатками,— сапрофитами (См. Сапрофиты). Этот тип питания свойствен всем гнилостным грибам и бактериям. Гетеротрофы, живущие за счёт органических соединений др. живых организмов, называются паразитами (См. Паразиты). К ним относятся все грибы и бактерии — возбудители болезней животных и растений, а также некоторые высшие растения, например заразиха, высасывающая с помощью специальных присосок соки др. растений. Паразитическое П. р. отличается от Симбиоза, при котором происходит постоянный обмен продуктами жизнедеятельности, полезный для обоих партнёров. Симбиотический П. р. наблюдается, например, у азотфиксирующих бактерий, поселяющихся в клубеньках на корнях бобовых растений (см. Азотфиксация), у шляпочных грибов, гифы которых проникают в корневые ткани древесных растений (см. Микориза), а также у лишайников, представляющих собой группу грибов, находящихся в постоянном сожительстве с водорослями. Большая часть растений способна усваивать углерод из углекислого газа, восстанавливая его до органических соединений. Этот тип питания называется автотрофным (см. Автотрофные организмы). Он свойствен всем высшим зелёным растениям, а также водорослям, некоторым бактериям. Восстановление CO2 до органических соединений требует затрат энергии либо за счёт поглощаемого солнечного света (фотосинтетики), либо за счёт окисления восстановленных соединений, поглощаемых из внешней среды (хемосинтетики).          Благодаря П. р. осуществляется большой биогеохимический Круговорот веществ в природе (рис. 1). Автотрофные (главным образом зелёные, или фотосинтезирующие) растения дают начало этому круговороту, удаляя из атмосферы CO2 и создавая богатые химической энергией органические вещества. Гетеротрофные растения (главным образом сапрофиты) замыкают этот круговорот, разлагая мёртвые органические остатки до исходных минеральных веществ.

         В процессе фотосинтеза растения не только поглощают вещества, но и накапливают энергию. Один из первичных продуктов фотосинтеза — сахара. При соединении 6 грамм-молекул CO2 и такого же количества h3O образуется 1 грамм-молекула глюкозы (180 г). Этот процесс происходит с поглощением 674 ккал (1 ккал = 4,19 кдж) энергии солнечного света, которая и запасается в химических связях сахара. Вместе с молекулами сахара эта запасённая химическая энергия может затем переместиться в другие, нефотосинтезирующие части растений, например в корень. Здесь в процессе дыхания она может освобождаться для синтеза более сложных соединений и для др. процессов жизнедеятельности растительных клеток. Хотя в фотосинтезе непосредственно участвуют только CO2 и h3O, для его осуществления и в особенности для последующих превращений его первичных продуктов необходимы все др. элементы П. р., в каких бы ничтожных количествах они не содержались в растении.

         Превращения питательных веществ происходят в различных органах и тканях и связаны друг с другом в непрерывный круговорот веществ в растительном организме (рис. 2). В листьях в процессе фотосинтеза из CO2 воздуха и поступающей из корня h3O образуются первичные органические продукты (ассимиляты). Один из них — сахароза — универсальная форма транспортировки углевода. Из фотосинтезирующих клеток листа сахароза поступает в специальную транспортную систему — ситовидные трубки флоэмы (См. Флоэма), обеспечивающие нисходящее перемещение веществ сначала по листовым жилкам, а затем по проводящим пучкам стебля в корень. Здесь ассимиляты покидают ситовидные трубки и распространяются по тканям корня. Навстречу притекающим из листьев ассимилятам движутся вода и ионы минеральных солей, которые сначала связываются поверхностью корневых клеток, а затем через клеточную мембрану проникают внутрь клеток. При этом одни элементы (калий, натрий, в значительной степени кальций, магний и др.) поступают в пасоку (См. Пасока) и подаются в надземные органы в неизменном состоянии. Другие (например, азот), встречаясь с центробежным потоком ассимилятов, вступают с ним во взаимодействие, включаясь в состав органических соединений (аминокислот и амидов), и в таком измененном виде поступают в пасоку. Наконец, третьи (такие, как фосфор), проходя через ткани корня, также включаются в органические соединения (нуклеотиды, фосфорные эфиры сахаров), но затем, снова отщепляясь, поступают в пасоку главным образом в виде свободных ионов. Так или иначе элементы корневого П. р. вместе с водой поступают в сосуды ксилемы (См. Ксилема) — вторую транспортную систему растения, обеспечивающую восходящее перемещение веществ в надземные органы. Движение воды и растворённых в ней веществ по сосудам происходит за счёт корневого давления и транспирации. В листе эти вещества из сосудов проникают в фотосинтезирующие клетки, где происходит их вторичное взаимодействие с ассимилятами. При этом образуются разнообразнейшие органические и органо-минеральные соединения, из которых после ряда усложнений развиваются новые органы растения.

         Роль питания. П. р. обеспечивает веществами и энергией следующие процессы: поддержание жизнедеятельности (возмещение убыли питательных веществ при дыхании и выделении в наружную среду), рост органов, отложение веществ в запас и, наконец, воспроизведение потомства (образование плодов и семян). При недостаточном П. р. питательными веществами обеспечиваются в первую очередь процессы, связанные с жизнедеятельностью и воспроизведением потомства. При умеренном недостатке П. р. рост молодых частей растения (верхних листьев, корневых окончаний) ещё продолжается за счёт реутилизации, т. е. повторного использования питательных элементов путём их оттока из более старых листьев. При резком недостатке П. р. рост прекращается, и все питательные ресурсы направляются на главную функцию растительного организма — воспроизведение потомства. В этих условиях ячмень, например, имеет высоту всего 4—5 см, но образует 2—3 вполне нормальные зерновки. Избыток тех или иных элементов П. р. так же вреден, как и их недостаток.

         Создание наилучших условий почвенного П. р. путём орошения и внесения удобрений — наиболее эффективное средство управления урожаем с.-х. растений. В закрытом грунте (парники, теплицы) можно регулировать также воздушное П. р.— путём изменения содержания CO2 в воздухе и дополнительного освещения (см. Светокультура растений). Создание оптимального комплекса условий для П. р.— главная задача растениеводства. На решение этой задачи направлены мероприятия по мелиорации засоленных почв (удаление вредного для П. р. избытка солей), агротехнические приёмы обработки почвы (создание условий плотности и аэрации, облегчающих П. р.), борьба с сорняками (конкурирующими с культурными растениями за элементы П. р.) и др.

         Лит.: Тимирязев К. А., Жизнь растений, Избр. соч., т. 3, М., 1949; Сабинин Д. А.. Физиологические основы питания растений, М., 1965; Максимов Н. А., Как живёт растение, 4 изд., [М., 1966].

         Д. Б. Вахмистров.

        

        Рис. 1. Биогеохимический круговорот веществ в природе.

        

        Рис. 2. Круговорот веществ в растении.

dal.academic.ru

Питание растений - это... Что такое Питание растений?

        процесс поглощения и усвоения растениями из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни; заключается в перемещении веществ из среды в цитоплазму растительных клеток и их химическом превращении в соединения, свойственные данному виду растений. Поглощение и усвоение питательных веществ (анаболизм) вместе с их распадом и выделением (катаболизм) составляют Обмен веществ (метаболизм) — основу жизнедеятельности организма.          В составе растений обнаружены почти все существующие на Земле химические элементы. Однако для П. р. необходимы лишь следующие: углерод (С), кислород (О), водород (Н), азот (N), фосфор (Р), сера (S), калий (К), кальций (Ca), магний (Mg), железо (Fe) и Микроэлементы: бор (В), марганец (Mn), цинк (Pb), медь (Cu), молибден (Mo) и др. Элементы питания поглощаются из воздуха — в форме углекислого газа (CO2) и из почвы — в форме воды (h3O) и ионов минеральных солей. У высших наземных растений различают воздушное, или листовое, питание (см. Фотосинтез) и почвенное, или корневое, питание (см. Минеральное питание растений). Низшие растения (бактерии, грибы, водоросли) поглощают CO2, h3O и соли всей поверхностью тела.          Потребность растительного организма в различных элементах неодинакова; наибольшая — в кислороде и водороде. Это объясняется тем, что живое растение на 80—90% состоит из воды, т. е. из кислорода и водорода в отношении 8: 1. Кроме того, растение расходует за свою жизнь в процессе транспирации (См. Транспирация) в сотни раз больше воды, чем его собственная масса (для предотвращения перегрева). Основу сухого вещества растения наряду с углеродом (45%) составляют также кислород (42%) и водород (6—7%). На долю элементов минерального питания, среди которых преобладают азот и калий, приходится всего 5—7% сухого вещества растения. Ни один элемент питания не может быть заменен другим (так называемый принцип незаменимости питательных элементов). Отсутствие или большой недостаток любого из них неизбежно приводит к прекращению роста и к гибели растения. Каждый из элементов выполняет в растительных тканях свою уникальную функцию, неразрывно связанную со всеми др. отправлениями организма. Так, углерод вместе с водородом и кислородом составляет основу всех молекул органических соединений (см. Биогенные элементы). Вещества, состоящие только из этих трёх элементов (углеводы),— главный субстрат дыхания (См. Дыхание). Из полимерных углеводов состоят также оболочки растительных клеток. Каждый вид и даже сорт растений поглощает преимущественно те элементы, которые в наибольших количествах нужны для свойственного ему обмена веществ. Поэтому, например, содержание калия в растениях обычно в десятки раз превышает содержание натрия, хотя в почвах отношение между этими элементами обратное. Некоторые виды растений способны накапливать в своих тканях редкие элементы (например, лантан), чем пользуются при геологической разведке (см. Индикаторные растения).          Типы питания. В зависимости от источника поглощаемого углерода различают несколько типов П. р. Часть низших растений (все грибы и большая часть бактерий) может использовать углерод только из органических соединений, в которых он содержится в восстановленной форме. При окислении таких соединений в процессе дыхания освобождается запасённая в них химическая энергия, которая затем может расходоваться на различные эндергонические (т. е. требующие затрат энергии) процессы: синтез более сложных соединений, передвижение веществ в растении и др. Питание этого типа называется гетеротрофным, а растения, потребляющие органические источники углерода,— гетеротрофными (см. Гетеротрофные организмы); питание за счёт мёртвых органических остатков называется сапрофитным, а растения, питающиеся мёртвыми органическими остатками,— сапрофитами (См. Сапрофиты). Этот тип питания свойствен всем гнилостным грибам и бактериям. Гетеротрофы, живущие за счёт органических соединений др. живых организмов, называются паразитами (См. Паразиты). К ним относятся все грибы и бактерии — возбудители болезней животных и растений, а также некоторые высшие растения, например заразиха, высасывающая с помощью специальных присосок соки др. растений. Паразитическое П. р. отличается от Симбиоза, при котором происходит постоянный обмен продуктами жизнедеятельности, полезный для обоих партнёров. Симбиотический П. р. наблюдается, например, у азотфиксирующих бактерий, поселяющихся в клубеньках на корнях бобовых растений (см. Азотфиксация), у шляпочных грибов, гифы которых проникают в корневые ткани древесных растений (см. Микориза), а также у лишайников, представляющих собой группу грибов, находящихся в постоянном сожительстве с водорослями. Большая часть растений способна усваивать углерод из углекислого газа, восстанавливая его до органических соединений. Этот тип питания называется автотрофным (см. Автотрофные организмы). Он свойствен всем высшим зелёным растениям, а также водорослям, некоторым бактериям. Восстановление CO2 до органических соединений требует затрат энергии либо за счёт поглощаемого солнечного света (фотосинтетики), либо за счёт окисления восстановленных соединений, поглощаемых из внешней среды (хемосинтетики).          Благодаря П. р. осуществляется большой биогеохимический Круговорот веществ в природе (рис. 1). Автотрофные (главным образом зелёные, или фотосинтезирующие) растения дают начало этому круговороту, удаляя из атмосферы CO2 и создавая богатые химической энергией органические вещества. Гетеротрофные растения (главным образом сапрофиты) замыкают этот круговорот, разлагая мёртвые органические остатки до исходных минеральных веществ.

         В процессе фотосинтеза растения не только поглощают вещества, но и накапливают энергию. Один из первичных продуктов фотосинтеза — сахара. При соединении 6 грамм-молекул CO2 и такого же количества h3O образуется 1 грамм-молекула глюкозы (180 г). Этот процесс происходит с поглощением 674 ккал (1 ккал = 4,19 кдж) энергии солнечного света, которая и запасается в химических связях сахара. Вместе с молекулами сахара эта запасённая химическая энергия может затем переместиться в другие, нефотосинтезирующие части растений, например в корень. Здесь в процессе дыхания она может освобождаться для синтеза более сложных соединений и для др. процессов жизнедеятельности растительных клеток. Хотя в фотосинтезе непосредственно участвуют только CO2 и h3O, для его осуществления и в особенности для последующих превращений его первичных продуктов необходимы все др. элементы П. р., в каких бы ничтожных количествах они не содержались в растении.

         Превращения питательных веществ происходят в различных органах и тканях и связаны друг с другом в непрерывный круговорот веществ в растительном организме (рис. 2). В листьях в процессе фотосинтеза из CO2 воздуха и поступающей из корня h3O образуются первичные органические продукты (ассимиляты). Один из них — сахароза — универсальная форма транспортировки углевода. Из фотосинтезирующих клеток листа сахароза поступает в специальную транспортную систему — ситовидные трубки флоэмы (См. Флоэма), обеспечивающие нисходящее перемещение веществ сначала по листовым жилкам, а затем по проводящим пучкам стебля в корень. Здесь ассимиляты покидают ситовидные трубки и распространяются по тканям корня. Навстречу притекающим из листьев ассимилятам движутся вода и ионы минеральных солей, которые сначала связываются поверхностью корневых клеток, а затем через клеточную мембрану проникают внутрь клеток. При этом одни элементы (калий, натрий, в значительной степени кальций, магний и др.) поступают в пасоку (См. Пасока) и подаются в надземные органы в неизменном состоянии. Другие (например, азот), встречаясь с центробежным потоком ассимилятов, вступают с ним во взаимодействие, включаясь в состав органических соединений (аминокислот и амидов), и в таком измененном виде поступают в пасоку. Наконец, третьи (такие, как фосфор), проходя через ткани корня, также включаются в органические соединения (нуклеотиды, фосфорные эфиры сахаров), но затем, снова отщепляясь, поступают в пасоку главным образом в виде свободных ионов. Так или иначе элементы корневого П. р. вместе с водой поступают в сосуды ксилемы (См. Ксилема) — вторую транспортную систему растения, обеспечивающую восходящее перемещение веществ в надземные органы. Движение воды и растворённых в ней веществ по сосудам происходит за счёт корневого давления и транспирации. В листе эти вещества из сосудов проникают в фотосинтезирующие клетки, где происходит их вторичное взаимодействие с ассимилятами. При этом образуются разнообразнейшие органические и органо-минеральные соединения, из которых после ряда усложнений развиваются новые органы растения.

         Роль питания. П. р. обеспечивает веществами и энергией следующие процессы: поддержание жизнедеятельности (возмещение убыли питательных веществ при дыхании и выделении в наружную среду), рост органов, отложение веществ в запас и, наконец, воспроизведение потомства (образование плодов и семян). При недостаточном П. р. питательными веществами обеспечиваются в первую очередь процессы, связанные с жизнедеятельностью и воспроизведением потомства. При умеренном недостатке П. р. рост молодых частей растения (верхних листьев, корневых окончаний) ещё продолжается за счёт реутилизации, т. е. повторного использования питательных элементов путём их оттока из более старых листьев. При резком недостатке П. р. рост прекращается, и все питательные ресурсы направляются на главную функцию растительного организма — воспроизведение потомства. В этих условиях ячмень, например, имеет высоту всего 4—5 см, но образует 2—3 вполне нормальные зерновки. Избыток тех или иных элементов П. р. так же вреден, как и их недостаток.

         Создание наилучших условий почвенного П. р. путём орошения и внесения удобрений — наиболее эффективное средство управления урожаем с.-х. растений. В закрытом грунте (парники, теплицы) можно регулировать также воздушное П. р.— путём изменения содержания CO2 в воздухе и дополнительного освещения (см. Светокультура растений). Создание оптимального комплекса условий для П. р.— главная задача растениеводства. На решение этой задачи направлены мероприятия по мелиорации засоленных почв (удаление вредного для П. р. избытка солей), агротехнические приёмы обработки почвы (создание условий плотности и аэрации, облегчающих П. р.), борьба с сорняками (конкурирующими с культурными растениями за элементы П. р.) и др.

         Лит.: Тимирязев К. А., Жизнь растений, Избр. соч., т. 3, М., 1949; Сабинин Д. А.. Физиологические основы питания растений, М., 1965; Максимов Н. А., Как живёт растение, 4 изд., [М., 1966].

         Д. Б. Вахмистров.

        

        Рис. 1. Биогеохимический круговорот веществ в природе.

        

        Рис. 2. Круговорот веществ в растении.

doc.academic.ru

Питание растений - это... Что такое Питание растений?

        процесс поглощения и усвоения растениями из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни; заключается в перемещении веществ из среды в цитоплазму растительных клеток и их химическом превращении в соединения, свойственные данному виду растений. Поглощение и усвоение питательных веществ (анаболизм) вместе с их распадом и выделением (катаболизм) составляют Обмен веществ (метаболизм) — основу жизнедеятельности организма.          В составе растений обнаружены почти все существующие на Земле химические элементы. Однако для П. р. необходимы лишь следующие: углерод (С), кислород (О), водород (Н), азот (N), фосфор (Р), сера (S), калий (К), кальций (Ca), магний (Mg), железо (Fe) и Микроэлементы: бор (В), марганец (Mn), цинк (Pb), медь (Cu), молибден (Mo) и др. Элементы питания поглощаются из воздуха — в форме углекислого газа (CO2) и из почвы — в форме воды (h3O) и ионов минеральных солей. У высших наземных растений различают воздушное, или листовое, питание (см. Фотосинтез) и почвенное, или корневое, питание (см. Минеральное питание растений). Низшие растения (бактерии, грибы, водоросли) поглощают CO2, h3O и соли всей поверхностью тела.          Потребность растительного организма в различных элементах неодинакова; наибольшая — в кислороде и водороде. Это объясняется тем, что живое растение на 80—90% состоит из воды, т. е. из кислорода и водорода в отношении 8: 1. Кроме того, растение расходует за свою жизнь в процессе транспирации (См. Транспирация) в сотни раз больше воды, чем его собственная масса (для предотвращения перегрева). Основу сухого вещества растения наряду с углеродом (45%) составляют также кислород (42%) и водород (6—7%). На долю элементов минерального питания, среди которых преобладают азот и калий, приходится всего 5—7% сухого вещества растения. Ни один элемент питания не может быть заменен другим (так называемый принцип незаменимости питательных элементов). Отсутствие или большой недостаток любого из них неизбежно приводит к прекращению роста и к гибели растения. Каждый из элементов выполняет в растительных тканях свою уникальную функцию, неразрывно связанную со всеми др. отправлениями организма. Так, углерод вместе с водородом и кислородом составляет основу всех молекул органических соединений (см. Биогенные элементы). Вещества, состоящие только из этих трёх элементов (углеводы),— главный субстрат дыхания (См. Дыхание). Из полимерных углеводов состоят также оболочки растительных клеток. Каждый вид и даже сорт растений поглощает преимущественно те элементы, которые в наибольших количествах нужны для свойственного ему обмена веществ. Поэтому, например, содержание калия в растениях обычно в десятки раз превышает содержание натрия, хотя в почвах отношение между этими элементами обратное. Некоторые виды растений способны накапливать в своих тканях редкие элементы (например, лантан), чем пользуются при геологической разведке (см. Индикаторные растения).          Типы питания. В зависимости от источника поглощаемого углерода различают несколько типов П. р. Часть низших растений (все грибы и большая часть бактерий) может использовать углерод только из органических соединений, в которых он содержится в восстановленной форме. При окислении таких соединений в процессе дыхания освобождается запасённая в них химическая энергия, которая затем может расходоваться на различные эндергонические (т. е. требующие затрат энергии) процессы: синтез более сложных соединений, передвижение веществ в растении и др. Питание этого типа называется гетеротрофным, а растения, потребляющие органические источники углерода,— гетеротрофными (см. Гетеротрофные организмы); питание за счёт мёртвых органических остатков называется сапрофитным, а растения, питающиеся мёртвыми органическими остатками,— сапрофитами (См. Сапрофиты). Этот тип питания свойствен всем гнилостным грибам и бактериям. Гетеротрофы, живущие за счёт органических соединений др. живых организмов, называются паразитами (См. Паразиты). К ним относятся все грибы и бактерии — возбудители болезней животных и растений, а также некоторые высшие растения, например заразиха, высасывающая с помощью специальных присосок соки др. растений. Паразитическое П. р. отличается от Симбиоза, при котором происходит постоянный обмен продуктами жизнедеятельности, полезный для обоих партнёров. Симбиотический П. р. наблюдается, например, у азотфиксирующих бактерий, поселяющихся в клубеньках на корнях бобовых растений (см. Азотфиксация), у шляпочных грибов, гифы которых проникают в корневые ткани древесных растений (см. Микориза), а также у лишайников, представляющих собой группу грибов, находящихся в постоянном сожительстве с водорослями. Большая часть растений способна усваивать углерод из углекислого газа, восстанавливая его до органических соединений. Этот тип питания называется автотрофным (см. Автотрофные организмы). Он свойствен всем высшим зелёным растениям, а также водорослям, некоторым бактериям. Восстановление CO2 до органических соединений требует затрат энергии либо за счёт поглощаемого солнечного света (фотосинтетики), либо за счёт окисления восстановленных соединений, поглощаемых из внешней среды (хемосинтетики).          Благодаря П. р. осуществляется большой биогеохимический Круговорот веществ в природе (рис. 1). Автотрофные (главным образом зелёные, или фотосинтезирующие) растения дают начало этому круговороту, удаляя из атмосферы CO2 и создавая богатые химической энергией органические вещества. Гетеротрофные растения (главным образом сапрофиты) замыкают этот круговорот, разлагая мёртвые органические остатки до исходных минеральных веществ.

         В процессе фотосинтеза растения не только поглощают вещества, но и накапливают энергию. Один из первичных продуктов фотосинтеза — сахара. При соединении 6 грамм-молекул CO2 и такого же количества h3O образуется 1 грамм-молекула глюкозы (180 г). Этот процесс происходит с поглощением 674 ккал (1 ккал = 4,19 кдж) энергии солнечного света, которая и запасается в химических связях сахара. Вместе с молекулами сахара эта запасённая химическая энергия может затем переместиться в другие, нефотосинтезирующие части растений, например в корень. Здесь в процессе дыхания она может освобождаться для синтеза более сложных соединений и для др. процессов жизнедеятельности растительных клеток. Хотя в фотосинтезе непосредственно участвуют только CO2 и h3O, для его осуществления и в особенности для последующих превращений его первичных продуктов необходимы все др. элементы П. р., в каких бы ничтожных количествах они не содержались в растении.

         Превращения питательных веществ происходят в различных органах и тканях и связаны друг с другом в непрерывный круговорот веществ в растительном организме (рис. 2). В листьях в процессе фотосинтеза из CO2 воздуха и поступающей из корня h3O образуются первичные органические продукты (ассимиляты). Один из них — сахароза — универсальная форма транспортировки углевода. Из фотосинтезирующих клеток листа сахароза поступает в специальную транспортную систему — ситовидные трубки флоэмы (См. Флоэма), обеспечивающие нисходящее перемещение веществ сначала по листовым жилкам, а затем по проводящим пучкам стебля в корень. Здесь ассимиляты покидают ситовидные трубки и распространяются по тканям корня. Навстречу притекающим из листьев ассимилятам движутся вода и ионы минеральных солей, которые сначала связываются поверхностью корневых клеток, а затем через клеточную мембрану проникают внутрь клеток. При этом одни элементы (калий, натрий, в значительной степени кальций, магний и др.) поступают в пасоку (См. Пасока) и подаются в надземные органы в неизменном состоянии. Другие (например, азот), встречаясь с центробежным потоком ассимилятов, вступают с ним во взаимодействие, включаясь в состав органических соединений (аминокислот и амидов), и в таком измененном виде поступают в пасоку. Наконец, третьи (такие, как фосфор), проходя через ткани корня, также включаются в органические соединения (нуклеотиды, фосфорные эфиры сахаров), но затем, снова отщепляясь, поступают в пасоку главным образом в виде свободных ионов. Так или иначе элементы корневого П. р. вместе с водой поступают в сосуды ксилемы (См. Ксилема) — вторую транспортную систему растения, обеспечивающую восходящее перемещение веществ в надземные органы. Движение воды и растворённых в ней веществ по сосудам происходит за счёт корневого давления и транспирации. В листе эти вещества из сосудов проникают в фотосинтезирующие клетки, где происходит их вторичное взаимодействие с ассимилятами. При этом образуются разнообразнейшие органические и органо-минеральные соединения, из которых после ряда усложнений развиваются новые органы растения.

         Роль питания. П. р. обеспечивает веществами и энергией следующие процессы: поддержание жизнедеятельности (возмещение убыли питательных веществ при дыхании и выделении в наружную среду), рост органов, отложение веществ в запас и, наконец, воспроизведение потомства (образование плодов и семян). При недостаточном П. р. питательными веществами обеспечиваются в первую очередь процессы, связанные с жизнедеятельностью и воспроизведением потомства. При умеренном недостатке П. р. рост молодых частей растения (верхних листьев, корневых окончаний) ещё продолжается за счёт реутилизации, т. е. повторного использования питательных элементов путём их оттока из более старых листьев. При резком недостатке П. р. рост прекращается, и все питательные ресурсы направляются на главную функцию растительного организма — воспроизведение потомства. В этих условиях ячмень, например, имеет высоту всего 4—5 см, но образует 2—3 вполне нормальные зерновки. Избыток тех или иных элементов П. р. так же вреден, как и их недостаток.

         Создание наилучших условий почвенного П. р. путём орошения и внесения удобрений — наиболее эффективное средство управления урожаем с.-х. растений. В закрытом грунте (парники, теплицы) можно регулировать также воздушное П. р.— путём изменения содержания CO2 в воздухе и дополнительного освещения (см. Светокультура растений). Создание оптимального комплекса условий для П. р.— главная задача растениеводства. На решение этой задачи направлены мероприятия по мелиорации засоленных почв (удаление вредного для П. р. избытка солей), агротехнические приёмы обработки почвы (создание условий плотности и аэрации, облегчающих П. р.), борьба с сорняками (конкурирующими с культурными растениями за элементы П. р.) и др.

         Лит.: Тимирязев К. А., Жизнь растений, Избр. соч., т. 3, М., 1949; Сабинин Д. А.. Физиологические основы питания растений, М., 1965; Максимов Н. А., Как живёт растение, 4 изд., [М., 1966].

         Д. Б. Вахмистров.

        

        Рис. 1. Биогеохимический круговорот веществ в природе.

        

        Рис. 2. Круговорот веществ в растении.

die.academic.ru