Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями. 1991. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями. Удивительные опыты с растениями. Опыты с растениями зимой


Веселые эксперименты - с растениями, сахаром, с водой, с воздухом. ГУО "Ясли-сад № 87 г. Гродно"

Простые опыты с растениями

Маленькие научные открытия: как растения пьют воду С помощью этого простого и веселого эксперимента вы сможете объяснить и показать детям, как растения пьют воду. Опыт не требует особых приспособлений, а его наглядность говорит сама за себя — ребенок запомнит такое надолго, а скорее всего — попросит повторить опыт еще и еще раз! Вам понадобится: - китайская капуста; - пищевой краситель; - банка; - вода.

ВЫРАЩИВАЕМ СЛАДКИЕ КРИСТАЛЛЫ

У выращивания кристаллов две пользы! Первая - сладость для деток, а вторая - изучение химии, дети на всю жизнь запомнят веселую, вкусную, сладкую, разноцветную химическую реакцию. Вам понадобятся ингредиенты: баночки с широким горлышком или стаканы, деревянные шпажки, прищепки, пищевые красители, ароматизаторы, много много сахара и много много терпения!

Понадобится: пропорция - 10 стаканов сахара на 4 стакана воды. Налить в кастрюлю 4 стакана воды и насыпать 4 стакана сахара, поставить на огонь (учтите, что раствор наш увеличится в объеме, кастрюлю возьмите побольше), на среднем огне довести до закипания и добавить остальной сахар, при этом регулярно помешивая. Когда сахар весь растворится, отставить кастрюлю от огня на 15 минут.

Пока наш раствор остывает, подготовим палочки. Замочить их в воде, затем положить в сахар, чтобы положить начало образованию кристаллов, палочки мокрые - сахар приклеится. После этого нужно обязательно дать палочкам с прилипшим сахаром высохнуть полностью, если палочки будут даже слегка влажными - у вас ничего не получится, когда вы их поместите в горячий сахарный раствор, весь сахар осыпется и новым кристаллам не на чем будет расти.

Налить сахарный сироп в стеклянные баночки или стаканы, добавить пищевые красители. Медленно опустить палочки в раствор и закрепить прищепками. Обратите внимание, чтобы палочки не касались ни дна банки, ни друг друга, между ними должно остаться расстояние, для обрастания кристаллами. Поставить баночки в теплое или солнечное место. Кристаллы будут готовы через неделю.

Простые опыты с водой

 

Простые опыты с воздухом

 

ddu87grodno.schools.by

Удивительные опыты с растениями - страница 8

НАСТИИ

Помимо органов с радиальной симметрией, есть органы и с двусторонней симметрией — листья, усики некоторых растений (гороха по­севного) .

Благодаря различиям в строении, хими­ческом составе клеток верхней и нижней сторон, они способны реагировать на диффузное, рав­номерное изменение условий среды вокруг лис­та, цветка. Движения такого типа называются настическими или просто настиями (от греч. «настое»—уплотненный). Термин возник в связи со способностью некоторых видов рас­тений поднимать или опускать листья, плотно прижимая их друг к другу (рис. 32).

Названия настий, как и тропизмов, зависят от тех раздражителей, которые их вызывают. Различают фото-, термо-, никти-, хемо-, тигмо-, сейсмо-, электро-, травмонастии.

134Рис. 32. Настические движения листьев фасоли (а) и донника желтого (б).54. Наблюдения за движениями венчиков цветков

Для опыта нужны полоска миллиметровой бумаги длиной около 10 см, лист миллиметровой бумаги, цветущие растения: годеция круп­ноцветковая, деморфотека гибридная, ипо­мея пурпурная, маттиола двурогая, ноготки лекарственные, портулак крупноцветный, нивяник наибольший, табак душистый, эшшольция калифорнийская.

Никтинастии, обусловленные сменой дня и ночи, довольно медленные, плавные движе­ния, поэтому определить среднее время от­крытия и закрытия цветка визуально не просто. Для получения более точных данных необходимо провести наблюдения за движением

135

лепестков в течение всего дня, лучше в солнеч­ную погоду.

Основной показатель — расстояние между расположенными друг против друга лепест­ками венчика. Когда цветок закрыт, расстоя­ние между лепестками минимально, по ме­ре раскрытия венчика оно возрастает. Рас­стояние измеряйте полоской миллиметровой бумаги.

Опыт лучше начинать утром, когда венчи­ки большинства цветков еще закрыты. Или, наоборот, раскрыты, как у табака душистого и магтиолы двурогой.

Для наблюдения отберите 2 молодых цвет­ка изучаемого вида. На цветоножки повесьте небольшие этикетки с номером растения.

Измерения проводите с интервалом в 1—2 ч, заканчивая их вечером.

Полученные данные используйте для состав­ления графика движения лепестков венчика в течение дня. На оси абсцисс отложите часы суток, в которые были проведены измерения, на оси ординат — расстояние (мм) между проти­воположно расположенными лепестками вен­чика. На кривой, описывающей движение вен­чика в течение дня, отметьте время начала рас­крывания венчика, полного открытия его и за­крытия. Полученные данные сведите в таблицу и на ее основе составьте местный вариант цветочных часов.

Наблюдения показывают, что у исследован­ных видов растений венчики способны откры­ваться и закрываться в определенное, харак­терное для данного вида, время суток. Изме­нение условий, например дождь, облачность, приводит к сдвигу в ритмах движений венчиков. Это явление получило образное название «сна растений».

136

У календулы лекарственной венчики раскрываются около 10 ч утра и к 19—20 ч закрываются. Иной характер этих движений у ослинника двулетнего.

У большинства растений движения отчет­ливо выражены только у молодых цветков, а лепестки старых либо совсем не двигаются, либо их движения имеют несколько другой характер. Например, у портулака крупно­цветкового цветки начинают открываться в 9 ч утра и в 11 ч все уже открыты. Молодые цвет­ки «бодрствуют» до 15 ч, а старые тут же начи­нают закрываться и в 14 ч уже все «спят». Поэтому грядки портулака выглядят оригинально: в 14 ч часть цветков закрыта, часть открыта.

Наблюдения за движениями одного и того же цветка в течение нескольких дней убежда­ют, что ритмические движения венчиков со­вершаются непрерывно до тех пор, пока цветок не состарится.

На рисунке 36 представлена запись дви­жений венчика цветков картофеля в течение 3 дней. Каждый день цветки картофеля в 6—7 ч утра раскрывались и к 20—21 ч за­крывались.

Способностью к движениям обладают и листья. Семядольные листочки лебеды раски­дистой, томатов, перца овощного вечером под­нимаются, а днем опускаются, подставляя лис­товые пластинки солнцу. Сходным образом ведут себя листочки сложных листьев клеве­ра белого, горошка мышиного, кислицы, ро­бинии лжеакации.

137

Перистые листья робинии лжеакации (бе­лой акации) особенно чувствительны к суточ­ным изменениям освещенности и температу­ры В течение суток листочки их могут несколько раз менять свое положение Утром они распо­лагаются горизонтально, солнечный свет па­дает на всю поверхность листа. В полдень, когда интенсивность освещения возрастает, они

139

становятся ребром к солнечным лучам. С захо­дом солнца листочки свешиваются вниз.

Медленный, плавный характер многих никтинастий позволяет сделать вывод, что это ростовые движения Если клетки верхней стороны лепестка растут быстрее, венчик рас­крывается. Замедление их роста по сравнению со скоростью роста клеток нижней стороны лепестка приводит к закрытию цветка.

Этот вывод подтверждается и наблюде­ниями за способностью к движениям венчи­ков молодых и старых цветков.

141

В лепестках стареющих цветков клетки заканчивают растяжение, поэтому на изменение условий освещения реагируют слабее Никтинастические движения листьев, а также лепест­ков некоторых растений представляют собой не ростовые, а тургорные движения Движения листа происходят вследствие быстрого увели­чения или уменьшения объема клеток, распо­ложенных у основания органа.

Никтинастии — результат совместного влияния изменяющихся в течение суток осве­щенности и температуры. Большую роль игра­ют также внутренние раздражения — ха­рактерный для них суточный ритм движе­ний растения сохраняют, находясь в тече­ние нескольких суток в условиях равномерного освещения и температуры.

Задание. Изучите ритмы фотонастических движений венчиков дикорастущих рас­тений, например представителей семейства сложноцветных (ястребинки волосистой, кульбабы осенней, осота огородного). Сравните способность к движению молодых и старых цветков культурных и дикорастущих видов.55. Термонастии цветка тюльпана

Для опыта нужны побеги тюльпанов, ком­натный термометр, холодильник, часы.

Побеги с полностью раскрытыми цветками положите на нижнюю полку холодильника (око­ло +5°С). Когда цветки полностью закроются, достаньте побеги из холодильника и перене­сите в теплое помещение. Занесите в таблицу данные о времени, за которое лепестки откры­вались и закрывались.

142

Вид растения Повторность Продолжительность, мин
открытия закрытия
Тюльпан 1
2
3

Для вывода о механизме этого вида дви­жений проделайте опыт с состарившимися цветками.

И в природных условиях цветки тюльпа­нов, крокусов, галантуса белого (подснеж­ника), портулака крупноцветного в холодные дни не раскрываются.

Несомненно, термонастические движения лепестков играют защитную роль, предохра­няя завязь и пыльцу от переохлаждения и переувлажнения. И это особенно важно для раннецветущих растений: крокусов, галанту-сов, которые из-за капризов погоды порой могут оказаться под снегом.

Задание. Сравните скорость термонастических движений портулака крупноцветного и эшшольции калифорнийской. Выясните за­висимость скорости движений венчика от возраста цветков (считая первым днем день раскрытия бутона).56. Как движутся листья кислицы обыкновенной и робинии лжеакации

У небольшой группы растений имеются специализированные — моторные, или двига­тельные — клетки. Благодаря особому меха­низму их работы, реакция листочков и чувст­вительных волосков на раздражающие стимулы может наступать уже через несколько секунд,

143

Эти сейсмонастические движения — ответная реакция растений на толчки, сотрясения (при ветре, дожде, прикосновении насекомых). Наиболее детально изучены движения листь­ев мимозы стыдливой — полукустарника с двоякоперистыми листьями родом из Бразилии. В нашей стране мимоза выращивается только в оранжереях. У мимозы днем листочки слож­ного листа и сам лист располагаются горизон­тально. Если встряхнуть все растение, происхо­дят одновременно 3 движения: главный чере­шок отгибается вниз, весь лист повисает, при­жимаясь к стеблю; опускаются по направлению к главному черешку 4 листа; листочки слож­ного листа поднимаются вверх и прижима­ются друг к другу (рис. 39). Эти движения у мимозы могут происходить и в медленном темпе, под влиянием смены дня и ночи.

Чувствительность мимозы удивительна. Если слегка ударить по какому-нибудь лис­ту, волна возбуждения быстро распростра­няется по растению и листья начинают пооче­редно складываться.

В белорусской флоре тоже есть, хоть и менее чувствительные, но все же интересные в этом отношении растения — кислица обык­новенная, робиния лжеакация.

Для опытов необходимы растения кислицы, листья робинии лжеакации, часы, линейка, лист миллиметровой бумаги.

Кислица медленно раскрывает и склады­вает свои листья и лепестки венчика при сме­не дня и ночи (никтинастии) и намного быстрее в ответ на резкие механические (сейсмонастии) и температурные (термонастии) воздействия. Чувствительность кислицы по сравне-

144

нию с мимозой значительно ниже, поэтому легкого прикосновения к листу может быть недостаточно. Нужно слегка ударить палоч­кой по черешку листа. Отметьте начало опыта. Обратите внимание на поведение черешка, трех листочков сложного листа и частей ли­стовой пластинки. Определите скорость ре­акции листьев на раздражение и скорость возврата в исходное состояние.

Графическое изображение движений лис­точков и их половинок облегчит восприятие и анализ результатов. Методика построения кривых описана в опыте «Наблюдения за движе­ниями венчиков цветков», только интервал вре­мени между двумя измерениями сократите до 1—2 мин. Лучше всего всю сложную систе­му движений листьев кислицы предста­вить серией фотографий.

Исследование реакции листьев кислицы на механическое раздражение показывает, что реакция органа (складывание листьев) проте­кает немного быстрее, чем восстановление исходного состояния. Это характерная осо­бенность процесса возбуждения всех клеток.Рис. 39. Реакция мимозы стыдливой на раздражение.Обращает на себя внимание согласован­ность движений черешка, листочков и поло­винок листовой пластинки. Координация их обусловлена преобразованием механиче­ского раздражения в электрический сигнал. Он быстро распространяется по растению (у ми­мозы, например, скорость его передвижения около 2 см/с) и доходит до основания череш­ков. У основания черешка листа и черешков сло­жных листьев имеются особые утолщения — листовые подушечки (рис. 40) со специали­зированными моторными (двигательными)Рис. 40. Срез сочленовой подушечки мимозы.

145

клетками. Под влиянием электрических сигна­лов резко изменяется проницаемость мембран, вода выталкивается из вакуолей в межклетники и клетки быстро теряют тургор. Поэтому сейсмонастические движения относят к группе тургорных движений. Уменьшение или увеличе­ние объема листовых подушечек вызывает опу­скание и поднятие листьев кислицы, мимозы.

К группе тургорных движений относятся и никтинастии сложных листьев робинии лже­акации, различных видов клевера. Убедимся в этом.

Лист робинии лжеакации, листовая плас­тинка которого полностью развернута, поме­стите на несколько минут в стакан с водой, за­тем достаньте его и положите на стол.

146

Постепенно происходит обезвоживание листа, в том числе моторных клеток листовых подушечек. В результате начинается движение листочков сложного листа, они поднимаются вверх и скла­дываются. Вновь поставьте лист в воду, про­наблюдайте за восстановлением тургора.

Задание. Выясните, существует ли за­висимость сейсмонастических движений от возраста листа.57. Влияние ауксина на закручивание усиков гороха

Впервые этот опыт был проведен амери­канским ученым А. Гэлстоном.

Для опыта необходимы растения гороха посевного с усиками на листьях, 50 мл раство­ра ауксина (гетероауксина) концентрацией 150 мг/л, 3 пробирки, 3 чашки Петри, дере­вянная палочка.

Ауксин плохо растворяется в холодной воде, поэтому раствор нужно готовить накануне опыта. Для получения нужной концентрации растворите 8 мг ауксина в 50 мл воды, нагревая до 80—90 °С. Ауксин (гетероауксин) можно приобрести в магазинах бытовой химии.

В стоящие в штативе пробирки с водой осторожно, не прикасаясь к усикам, помести­те отрезки стебля гороха, несущие листья с молодыми, еще не закрученными усиками.

Рядом с пробирками поставьте 3 чашки Пет­ри. В первые две налейте воду, в третью — раствор ауксина.

Концы усиков осторожно опустите в под­готовленные чашки так, чтобы они не каса­лись края.

147

Усик, находящийся в первой чашке,— контрольный. Если предыдущие этапы работы выполнены аккуратно, то он до конца опыта не закручивается.

Нижнюю сторону верхушки второго усика несколько раз слегка потрите палоч­кой, имитируя соприкосновение усика с опо­рой. Под влиянием раздражения он начнет по­степенно закручиваться.

Усик же, опущенный в раствор ауксина, начинает закручиваться самопроизвольно, без дополнительного раздражения.

У гороха посевного в усик превращается верхняя часть сложного перистого листа, по­этому, как и лист, усик дифференцирован на верхнюю и нижнюю стороны, различающиеся по строению и свойствам. Поступающие из раствора дополнительные количества ауксина стимулируют рост только верхней стороны, что и приводит к закручиванию усика.

Перераспределение ауксина, увеличение его содержания в клетках верхней стороны усика — ответная реакция его на прикосно­вение.

Самой высокой степенью раздражимо­сти обладает верхняя треть усика, причем у гороха — нижняя его сторона. У некоторых растений чувствительность усиков настолько высока, что они могут воспринимать раздра­жение от прикосновения шерстяной, нитки массой 0,025 мг.

Таким образом, результаты проведенного опыта показывают, что закручивание уси­ка гороха посевного регулируется ауксином.

148

Задание. Проведите наблюдения за движениями усиков огурца посевного и тыквы обыкновенной, которые в отличие от усиков гороха являются видоизмененными побегами, т. е. имеют не двустороннюю, а радиальную симметрию. В какой части их усиков распола­гается зона, воспринимающая раздражение? Одинакова ли чувствительность различных сторон (пометьте одну из них краской)? Ка­кова скорость закручивания усиков?58. Хмель завивается...

Широко распространены у растений кру­говые или колебательные движения верхуш­ки стебля — нутации. В большей или меньшей степени они характерны для верхушек всех молодых растений, но наиболее отчетливо вы­ражены у вьющихся. Благодаря непрерывным круговым движениям верхушки (у хмеля диа­метр круга, описываемого верхушкой, достига­ет 50 см) растение обвивается вокруг опоры.

Направление движения у различных видов не одинаково: для одних (хмель обыкновен­ный) характерно правое (по часовой стрел­ке), для других (фасоль многоцветковая, вью­нок полевой) — только левое (против часовой стрелки), у третьих (горец вьюнковый) возмож­но вращение в обоих направлениях. Любо­пытно, что у растений преобладает левовинтовое движение.

Определите направление и скорость дви­жения верхушки стебля хмеля обыкновенного.

Для опыта нужны молодые вьющиеся растения хмеля обыкновенного, картон или фа­нера (20Х20 см), бумага (20Х20 см), отвес (нитка, к которой за шляпку привязан гвоздь), часы, кнопки.

149

Около стебля ра­стения положите лист картона с приколотой чистой бумагой. В картоне сделайте прорезь, чтобы за­фиксировать стебель. К верхушке растения, не касаясь ее, подне­сите отвес так, чтобы гвоздь острием почти касался бумаги. Про­екцию отвеса отметь­те на бумаге каран­дашом в виде точки и заметьте время Каж­дые 10—30 мин повто­ряйте измерения. На бумаге стрелкой ука­жите направление движения. Окончите опыт, когда верхушка побега завершит оборот.

Скорость вращения довольно велика. На­пример, в одном из опытов верхушка хмеля описала круг диаметром 33 см за 2 ч

В основе вращения лежит неравномерный рост клеток внешней и внутренней сторон орга­на, причем усиление роста идет по оси Ну­тации — пример автономных, или эндоген­ных, движений, которые регулируются внут­ренними процессами, имеющими ритмичный характер, т. н. биологическими часами

Задание. Выясните, зависит ли скорость вращения верхушки хмеля от возраста расте­ния, погодных условий.РАСТЕНИЯ ОСЕНЬЮ И ЗИМОЙБольшая часть территории Советского Со­юза расположена в зоне умеренного и холод­ного климата, для которого характерны длительные относительно сильные морозы до —20 °С, а в отдельных районах Восточной Си­бири до —68 °С. Районов, где совсем бы не было зимы, в Советском Союзе нет.

Понижение температуры ниже нуля создает серьезные трудности для выживания рас­тений. У большинства видов ростовые про­цессы могут идти только в интервале темпе­ратур от —5 до +55 °С, а фотосинтез и накоп­ление органического вещества—от +5 до +40 °С.

Жизнедеятельность растений прекраща­ется зимой потому, что из замерзшей почвы в растения перестают поступать вода и мине­ральные соли. В периоды длительных морозов гибель тканей растения наступает от повреж­дающего действия кристаллов льда, образую­щихся в межклетниках и цитоплазме клеток.

Приспособление растений к выживанию в экстремальных условиях шло в процессе эво­люции различными путями.

151

Так, однолетние травянистые растения за­канчивают свой жизненный цикл до на­ступления морозов и зимуют в виде семян, клубней, луковиц, находящихся в состоянии покоя.

Травянистые многолетники с отмирающи­ми на зиму листьями зимуют в виде заглуб­ленных в почву корневищ (осот полевой, хвощ полевой, пырей ползучий).

Многие травянистые растения уходят под снег с листьями, а ранневесенние растения (хохлатка, ветреница) даже способны к под­снежному росту.

Деревья и кустарники с наступлением холо­дов переходят в состояние покоя. Листопад­ные породы предварительно сбрасывают листву.

Переход от активного роста летом к глу­бокому покою зимой происходит постепенно, в течение осеннего сезона. Изменение условий внешней среды, прежде всего продолжитель­ности дня, вызывает перестройку гормональ­ного режима растений: постепенно уменьшается содержание гормонов, стимулирующих рост, и увеличивается количество ингибиторов роста (этилена, абсцизовой кислоты). Не случайно абсцизовую кислоту называют гормоном стресса, а этилен — гормоном старения. Уве­личение содержания ингибиторов роста при­водит к снижению интенсивности обмена веществ и постепенной остановке роста. Фор­мируются приспособления, повышающие устойчивость растений к морозам: сбрасыва­ние листвы, накопление Сахаров и других водо­растворимых веществ, обезвоживание клеток, переход растений в состояние покоя.

152

topuch.ru

Опыт с растениями "Цветы зимой" - ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ - Каталог файлов

Результаты предыдущего опыта показывают, что, даже если период глубокого покоя у растения и окончился, энергия распускания почки весной значительно выше, чем зимой. Существует много способов ускорения выхода растений из состояния покоя: обработка почек эфиром, теплыми ваннами, поранение тканей почки уколами, впрыскивание воды. Действительно, эти методы ускоряют на 2–6 дней распускание почек, особенно листовых.Надо иметь в виду, что легче всего поддаются выгонке растения, которые цветут до распускания листьев. Период глубокого покоя у них очень короткий, и никакой специальной обработки, если знать примерное время, необходимое для распускания почек в ноябре–апреле, не требуется. Чтобы получить цветущие ветки к Новому году, срежьте в ноябре–начале декабря побеги одного из перечисленных видов растений – форзиции пониклой, айвы японской, магонии падуболистной, вишни, черешни, алычи, абрикоса – и поставьте в воду.В феврале–марте побеги срезайте за 6–12 дней до праздника. Более точные рекомендации можно получить, проведя в течение 2–3 лет последовательное изучение продолжительности глубокого покоя и скорости выхода из него почек каждого вида растений, которые мы собираемся использовать для выгонки.Уход за побегами состоит в еженедельной смене воды, подрезании стеблей, ежедневном опрыскивании водой (набухание почек весной происходит в основном путем поглощения ими воды или влажного воздуха).Весьма заманчиво получить к Новому году цветущие побеги сирени, чубушника. В отличие от вишни, форзиции сирень и чубушник принадлежат к группе растений, у которых цветки появляются позже листьев. Для полного развития цветков требуется приток питательных веществ из листьев. Поэтому окрашенные соцветия сирени легче получить в декабре, когда в стеблях еще велик запас питательных веществ. Но если осень была благоприятна для фотосинтеза и в стеблях накоплен запас углеводов, если понижение температуры было достаточным для завершения гормональной перестройки тканей цветочных почек, то срезанные в начале декабря побеги сирени дают соцветия без дополнительных обработок.Более надежен другой способ. В начале ноября срежьте несколько побегов сирени с хорошо развитыми цветочными почками, удалите низкорасположенные почки. Для защиты от высыхания упакуйте в полиэтиленовую пленку и выдержите 4–5 недель в холодильнике при температуре +4 °С и ниже (побеги сирени выдерживают понижение температуры до –20 °С). В начале декабря достаньте побеги из холодильника и поставьте в сосуд с водой комнатной температуры. Ежедневно побеги опрыскивайте водой, а стебли периодически отмывайте от слизи и подрезайте. Для улучшения питания растений в воду добавьте сахарозу или глюкозу из расчета 8–10 г на 100 мл воды. Рекомендуются и более сложные рецепты, включающие, например, 15 г сахара, 0,8 г алюмокалиевых квасцов, 0,3 г хлорида калия и 0,2 г поваренной соли на 1 л воды. В растворах сахаров создаются благоприятные условия для развития гнилостных бактерий, в целях борьбы с ними можно бросить в сосуд с побегами несколько кусочков древесного угля или чайную ложку поваренной соли на 1 л воды. Окраска соцветий сирени будет ярче, если побеги получат дополнительное освещение.Ускорить выход растений из состояния глубокого покоя можно, используя также искусственные приемы воздействия на покоящиеся почки. Познакомимся с некоторыми из них.

xn----btbgtbailwebq2b.xn--p1ai

ОСЕННИЕ КРАСКИ - Удивительные опыты с растениями

ОСЕННИЕ КРАСКИНепременный признак осени — изменение цвета листвы, которое совпадает с началом формирования отделительного слоя. У каждого вида растений своя, характерная окраска листвы. У ольхи, робинии осенняя окраска выражена слабо. Листья липы — желто-зеле­ного цвета, тополей и берез — желтого. Прекрасны окрашенные в красные тона листья дуба красного, ирги канадской, гру­ши обыкновенной, бересклета европейского.

Это многообразие оттенков обусловлено различным сочетанием в осенних листьях трех групп пигментов: желто-оранжевых каротиноидов, зеленых хлорофиллов и красных антоцианов.

Изменение окраски листьев всегда начи­нается с прекращения синтеза хлорофилла. Имеющийся в хлоропластах хлорофилл на­чинает постепенно разрушаться: у одних видов —полностью (листья дуба), у других—ча­стично (слива).

В хлоропластах зеленых листьев всегда присутствуют 2 группы пигментов: зеленые

171

хлорофиллы и желто-оранжевые каротиноиды. Каротиноиды маскируются хлорофиллом, по­этому в зеленых листьях не заметны. В отли­чие от хлорофиллов, каротиноиды более устойчивы, осенью распад их идет гораздо мед­леннее, а у некоторых видов количество их да­же возрастает. В конечном итоге цвет листа будет зависеть от того, способен ли данный вид к синтезу в листьях антоцианов.

У деревьев и кустарников, не образующих в листьях антоцианы, в результате осеннего рас­пада хлорофилла становятся заметными каротиноиды, листья приобретают различные оттенки желтого, желто-зеленого цвета.65. Влияние условий освещения на пожелтение листьев

Различные факторы внешней среды (освещенность растений, температура воздуха, водоснабжение) оказывают влияние на окрас­ку листьев. Например, в зависимости от погод­ных условий цвет листьев клена меняется от желтого до пурпурно-красного.

Для опыта нужны листья нижних ярусов настурции большой, которые уже закончили рост, но еще не имеют внешних признаков старения, стакан, лист черной бумаги.

Половину листовой пластинки закройте с двух сторон черной бумагой. Лист помести­те в стакан с водой и поставьте в хорошо осве­щенное место. Спустя 4—5 дней снимите бума­гу, сравните цвет половинок листа. Хорошо за­метны различия в окраске: освещенная часть зеленая, а затемненная — желтая.

172

Результаты опыта свидетельствуют, что снижение интенсивности и продолжительности освещения листьев ускоряет распад молекул хлорофилла в хлоропластах.

У разных видов растений скорость распада хлорофилла различна. Это проявляется в неодновременности развития осенней окра­ски. Например, у шелковицы белой разру­шение хлорофилла происходит медленно, в течение 60 дней, а у магнолии быстрее — за 35 дней.

Задание. Сравните устойчивость хло­рофилла в листьях различных видов расте­ний, в молодых и старых листьях.66. Необходимость кислорода для разрушения хлорофилла

Стареющий, но еще сохранивший зеленый цвет лист любого светолюбивого растения опустите в стакан с водой так, чтобы только половина его находилась под водой.

Для этого закре­пите лист в прорези укрывающей стакан плотной бумаги или пропитанной пара­фином марли. Ста­кан поставьте в темное место.

Через 3—5 дней станут заметны раз­личия в окраске листа: находившая-Рис. 46 Необходимость кислорода для разрушения хлорофилла.ся в воде часть сохранит зеленый цвет, дру­гая—пожелтеет (рис. 46).

Уменьшение скорости распада хлорофилла в той части листа, которая находилась в воде, свидетельствует, что в разрушении хлорофилла важную роль играет процесс дыхания. Содер­жание кислорода в воде намного ниже, чем в воздухе.67. Искусственная осень

Многие виды растений одновременно с распадом хлорофилла синтезируют и накап­ливают в вакуолях клеток красный пигмент антоциан. У таких растений цвет листьев бу­дет определяться сочетанием желто-оранжевых каротиноидов, красных антоцианов и оста­точных количеств хлорофилла.

Ярко-красная окраска листьев бывает, однако, далеко не каждую осень у тех видов, для которых она характерна. Необходимы определенные условия: ясная солнечная по­года, достаточно высокие дневные темпера­туры, прохладные ночи.

В ясные солнечные дни в листьях еще довольно интенсивно идет процесс фотосин­теза, накапливаются углеводы, но отток орга­нических веществ из листа затруднен как пониженными ночными температурами, так и началом формирования отделительного слоя. В листе накапливается некоторый избыток Сахаров, которые и способствуют синтезу ан­тоцианов.

Для опыта нужны растущие в естественных условиях растения, синтезирующие антоцианы в листьях: виноград девичий пятилисточковый,Рис. 47. Искусственная осень.

174

дерен красный, клен остролистный, гру­ша и др.

В конце июля — начале августа на побеге растения сделайте поперечный, надрез при­мерно на 2/3 древесины

Спустя 2—3 недели сравните цвет листь­ев на надрезанном и неповрежденном по­бегах

Листья, расположенные на побеге выше надреза, приобретут ярко-красную окраску, тогда как на остальном растении они сохранят зеленый цвет (рис 47) Причина преждевре­менного усиления синтеза антоцианов в избы­точном накоплении Сахаров в листьях, распо­ложенных выше надреза

Задание Перерезав центральную жил­ку, изучите зависимость между накоплением углеводов и синтезом антоцианов на старею­щих, но еще сохранивших зеленый цвет листь­ях дуба красного, груши обыкновенной, вино­града девичьего

Условия освещения влияют на накопле­ние Сахаров и, в свою очередь, на синтез анто­цианов, образующихся не только в листьях, но и в созревающих плодах некоторых видов растений Проверьте эту зависимость на пло­дах яблонь.68. Надписи и рисунки на плодах

Для опыта нужны красноокрашенные яб­локи, темный чехол с вырезанным рисунком или темная изолента.

Опыт проводите в саду в июле — августе, когда рост плодов уже заканчивается, но цвет еще остается зеленым В этот период клетки плода приобретают способность к синтезу ферментов, необходимых для

176

образо­вания антоцианов из Сахаров.

Наденьте на яблоко чехол. Можно прикре­пить к плоду фигурку из темной бумаги или изоленты.

Чехол остается на плодах до того времени, пока не покраснеют остальные плоды на дере­ве Снимите чехол, убедитесь, что антоцианы образовались только в тех местах, на которые падал свет. Затененные места приобрели бледно-желтый цвет

Результаты опыта свидетельствуют, что для образования антоцианов нужен свет. В садах довольно часто можно видеть плоды, на поверхности которых видны светло-желтые от­печатки листа, затенявшего созревающий плод. У многих деревьев, например клена остро­листного, груши обыкновенной листва крас­неет только на той стороне, которая лучше ос­вещена, а в дождливую осень с обилием пасмур­ных дней остается желтой

Задание Проведите опыт с листьями растений, синтезирующими значительные количества антоцианов (дуб красный, груша обыкновенная, виноград девичий, ирга канад­ская).69. Тайны созревающих плодов

Созревание плодов — характерная примета осени Любой плод состоит из семян и около­плодника. Семена образуются из оплодотво­ренных семяпочек, а околоплодник — из раз­росшейся стенки завязи

Соответственно выделяют 2 этапа созрева­ния плодов Первый связан с формированием и созреванием

177

семян. Семяпочки в неоплодотворенной завязи очень маленькие. После оплодотворения семя начинает расти, в нем формируется зародыш, эндосперм (или утол­щаются семядольные листочки зародыша), семенная оболочка. К концу созревания семена обычно переходят в состояние покоя, поэтому для опыта мы предлагаем рожь и томаты, се­мена которых не имеют длительного периода покоя.

Второй этап — рост и созревание около­плодника. Маленькая завязь превращается в большой плод. Например, плоды томатов про­ходят всем хорошо знакомый путь от малень­ких и очень зеленых до крупных зеленых. За­тем рост прекращается, плоды белеют и через небольшое пожелтение переходят к красно-оранжевому цвету.

Что происходит в плодах? Почему около­плодник не растет безгранично? Что регулирует его рост? Почему семена не прорастают внутри плода? На все эти вопросы попытаемся дать ответ.

I часть опыта. Как растет околоплодник? Для роста и деления клеток обязательно нужен источник гормонов роста. В растении эти гормоны, конечно, образуются, но к периоду цветения и образования плодов способность растительных тканей к их синтезу значительно снижается. Поэтому вегетативные части рас­тений не могут служить источником гормонов роста для плодов. Эта закономерность до­статочно очевидна: из массы цветков дают пло­ды только те, которые были оплодотворены, в которых начал развиваться зародыш. Заро­дыш — очень молодое растение, все его клет­ки — места интенсивного образования гормо-

178

нов. Синтезирующиеся в зародышевом кореш­ке, стебельке, листочках гормоны поступают в клетки завязи, где стимулируют их деление и рост.

Чтобы убедиться в роли семян для разрас­тания завязи, попробуйте удалить семена и посмотрите, что произойдет с созревающими плодами. Чаще семена находятся внутри плода и проделать такую операцию, не по­вредив плодов, невозможно. Выбор растений, у которых семена находились бы на поверх­ности плода, невелик: земляника лесная или садовая. У этих растений ягода представ­ляет собой разросшееся цветоложе, на поверх­ности которого находятся мелкие сухие плодики (орешки). Такие образования называют ложными плодами.

Для опыта понадобятся 9 совсем зеленых молодых плодов. В опыте 3 варианта. Пер­вый — контроль, для него отберите 3 плода. Обязательно повесьте на плодоножку эти­кетку — небольшую пластинку из пластмассы на нитке. Подпись делайте мягким простым ка­рандашом.

У трех плодов, отобранных для второго вари­анта, очень осторожно иглой или крючком сни­мите плодики с одной половины земляничины.

В третьем варианте снимите все орешки с поверхности завязи.

Экспериментальная часть на этом заканчи­вается. Остается только внимательно наблю­дать за ростом ягод и в конце опыта зарисо­вать либо сфотографировать плоды. Опыт закончен, когда созреют плоды контрольной группы растений. Сравните их размеры, форму с опытными ягодами. В контрольной группе

179

они значительно крупнее, имеют правильную, округлую форму. Плоды с удаленными с одной стороны семенами вырастают однобокими. С той стороны, где семян нет, завязь не разрастается. В третьем варианте размеры завязи остаются теми же, что и в начале опыта. Результаты сви­детельствуют, что разрастание мякоти пло­да регулируется ростовыми веществами, по­ступающими из семян.

Задание. Осенью соберите в саду не­сколько округлых и неправильной формы пло­дов яблони, груши. Разрежьте. Сравните количество зрелых семян со степенью раз­вития мякоти.

II часть опыта. Когда заканчивается со­зревание семян?

Эти наблюдения лучше провести с рожью либо с мелкоплодными кистевидными сорта­ми томатов.

Суть опыта в том, чтобы через определен­ные промежутки времени, например через 6—10 дней (начав опыт как только можно бу­дет выделить семена из плода), отбирать семе­на для проверки их способности к прораста­нию. Выделенные семена промойте водой и разложите на влажной фильтровальной бума­ге. Для удобства сравнения результатов же­лательно брать одинаковое количество семян в каждом опыте либо вычислять всхожесть в процентах. Опыт продолжайте до сбора уро­жая. Охарактеризуйте внешний вид плодов, их вкусовые качества.

Результаты опыта убеждают, что созрева­ние семян и околоплодника происходит неодно­временно, но взаимосвязанно. Созревание семян заканчивается гораздо раньше. По вре-

180

мени оно совпадает с началом изменения окра­ски плода, например с зеленой на красную у то­матов. Одновременно прекращается рост пло­да, так как созревшие семена, как и стареющие растения, перестают синтезировать гормоны роста. У сухих плодов околоплодник засыхает, а у сочных начинается интенсивный процесс его созревания, в ходе которого происходят изменения, делающие плод привлекательным для животных: плоды меняют маскирую­щий их зеленый цвет на более яркий, кислый вкус на сладкий, твердую консистенцию на мягкую.

III часть опыта. Почему семена не прора­стают внутри плода?

Если семена полностью созревают до окон­чания созревания плода», то почему они не прорастают внутри его?

Для опыта необходимы созревшие томаты. Из плодов выделите семена и отожмите сок. Се­мена тщательно промойте, чтобы отделить от них слизистую оболочку. Можно, как это обыч­но делают при получении семян томатов, залить их водой и оставить на несколько дней.

Опытные семена разделите на 2 части. Одну поместите в чашке Петри на фильтроваль­ной бумаге, смоченной водой, другую — на фильтровальной бумаге, смоченной соком, вы­жатым из зеленых плодов. Через несколько дней семена в первом варианте начнут про­растать, тогда как семена, находящиеся на фильтровальной бумаге, смоченной соком пло­дов, останутся непроросшими. Следовательно, в мякоти плодов находятся вещества, тормозя­щие прорастание семян — ингибиторы роста. Если плоды имеют плотную

181

оболочку, как, например, у тыквы, то в процессе хранения про­исходит постепенное разрушение ингибиторов, и семена начинают прорастать внутри плода.ПОКОЙ — ЭТО ТОЖЕ ЖИЗНЬПосле созревания плодов и семян у расте­ний наступает период покоя, когда резко сни­жаются скорость роста и интенсивность об­мена веществ. Но все же жизнь растений про­должается.

В течение лета в листьях накапливается много органических и минеральных веществ, в том числе таких важных для растений, как азот, фосфор, калий. Несмотря на то что.над каждым квадратным метром земной поверх­ности находится 7,5 т молекулярного азота, усваивать его, использовать на построение бел1' ков и других азотсодержащих веществ много­клеточные растения не могут. Содержание минеральных азотистых веществ в почве край­не мало, а органические формы азота растения усваивают слабо. Вынужденные всю жизнь экономить питательные вещества, растения перед сбрасыванием старых листьев, а тем более перед полным удалением листвы в пери­од листопада, повторно используют многие со­держащиеся в старых листьях вещества. Под влиянием специально образующихся к этому времени ферментов белки старых листьев рас­падаются до

182

аминокислот, крахмал — на растворимые сахара, освобождаются фосфор, калий. По ситовидным трубкам они оттекают из отмирающих листьев либо к молодым побегам, если растение еще молодо, либо к запасающим органам (древесине, корням, клубням, лукови­цам), если растение готовится к переходу в со­стояние покоя. В сущности опадает не тот, наполненный жизнью лист, что мы видели ле­том, а лишь оболочка его.70. Много ли питательных веществ в опавших листьях

Убедиться в способности растений эко­номить питательные вещества можно с по­мощью метода крахмальной пробы.

Для опыта нужны раствор Люголя, 50—100 мл 96-процентного этилового спирта.

Осенью с одного растения сорвите 2 лис­та: один с верхушки побега, зеленый, другой — у основания, желтый. Прокипятите листья в воде до полного отмирания клеток, затем выдержите в горячем спирте (на водяной бане) для удаления пигментов. Обесцвеченные листья обработайте раствором Люголя. Раз­ница в окраске старых и молодых листьев оче­видна: молодой лист под действием йода окра­шивается в синий цвет, а старый остается жел­тым. Посинение листа происходит в результате взаимодействия йода с крахмалом, следова­тельно, желтые, опадающие листья крахмала не содержат. Перед листопадом крахмал пре­вращается в растворимые сахара, которые по проводящим пучкам перемещаются в запа­сающие органы: стебель и корень (древесные растения), семена (травянистые одно-, дву-, многолетники).

183

В клетках стебля и корня из растворимых сахаров снова синтезируется крах­мал. Разумеется, далеко не все вещества листьев повторно используются растением, например, избыточные количества солей каль­ция остаются в листьях и удаляются таким образом из растения.

Продолжите опыт и проследите за крах­малом, который после опадения листьев накап­ливается в стебле.71. Судьба запасного крахмала

Для опыта нужны ветки липы мелколист­ной или березы бородавчатой, раствор Люголя.

Осенью запасной крахмал скапливается в виде крахмальных зерен в живых клетках древесины, сердцевины. Убедитесь в этом, расщепив старую ветку и обработав ее раствором Люголя. Интенсивность синего окрашивания зависит от количества крахма­ла в стебле.

Запасной крахмал служит энергетическим материалом, за счет которого растения живут зимой. Он повышает устойчивость клеток к мо­розам, благодаря ему происходит рост расте­ний весной до появления листьев.

Зимой, несмотря на то что растения нахо­дятся в состоянии покоя и процессы видимого роста у них приостановлены, в клетках про­исходит постепенный распад крахмала и на­копление растворимых Сахаров и жиров.

В зависимости от характера превращения запасного крахмала древесные растения делят на 2 группы: крахмалистые (дуб, ива, сирень, лещина) и маслянистые (хвойные, а также бере­за, липа).

184

Проследите за превращением запасного крахмала в стеблях растений, относящихся к группе «маслянистых».

Опыт начните в октябре, сразу после окон­чания листопада. Один раз в месяц или 10 дней срезайте по 1—2 небольших побега липы мелколистной или березы бородав­чатой и на продольном расщепе их с помо­щью раствора Люголя определяйте наличие крахмала.

Содержание крахмала выразите в бал­лах: 4 — иссиня-черный цвет (содержание крахмала высокое), 3—темно-синий (содер­жание среднее), 2 — светло-синий (содержание низкое), 1—голубой (следы крахмала), 0— желтый (крахмал отсутствует). Результаты занесите в таблицу. Закончите опыт в ап­реле — мае.

Результаты показывают, что содержание крахмала в стеблях липы колеблется. К сере­дине зимы крахмал почти исчезает, однако с февраля его количество начинает постепенно возрастать.

Такие колебания в содержании запасного крахмала связаны с распадом крахмала и на­коплением жиров в вакуолях клеток, неред­ко вместе с крахмалом, запасными белками, а также в цитоплазме.

Простыми методами трудно проверить, дей­ствительно ли в клетках стебля липы в декаб­ре — январе появляется много жиров. Один из них описан в книге Н. Верзилина «По следам Робинзона», куда и отсылаем

185

интересующихся. Скорость превращения крахмала в жиры у маслянистых видов растений зависит от тем­пературы окружающей среды. Наступление сильных холодов ускоряет этот процесс. На­копление жиров в клетках помогает перезимо­вать не только животным, но и растениям. По­вышение температуры воздуха в конце зимы вызывает распад жиров и повторное накопление крахмала. К началу сокодвижения и распус­кания почек запасной крахмал окончательно распадается с образованием растворимых сахаров, которые используются растением на процессы роста. Чтобы убедиться в этом, не обязательно ждать весны.

Зимой внесите ветку сирени (дуба, ивы, ле­щины) в комнату, поставьте в воду на 3—4 недели. После появления листьев сделайте пробу на крахмал.

Механизм защитного действия жиров достаточно сложен. Он связан с регуляцией содержания воды в клетках. У морозостойких видов подготовка к зиме начинается заранее. Один из ее этапов — обезвоживание клеток. Жиры, накапливаясь в клетках, вытесняют из них воду. Оставшаяся вода прочно связана с молекулами белков, углеводов и теряет спо­собность к кристаллизации. Поэтому у моро­зостойких видов кристаллы льда внутри кле­ток не образуются. При значительном пони­жении температуры кристаллы льда начинают образовываться в межклетниках. Кристаллы растут, оттягивая воду из клеток. Сильное обезвоживание также вредно: оно приводит к разрушению структуры мембран, белков, ну­клеиновых кислот. Увеличение содержания жи­ров на поверхности протоплазмы препятству­ет дальнейшему выходу воды из клеток и тем

186

самым повышает устойчивость растений к морозам.

Морозостойкость связана с накоплением в клетках не только жиров, но и растворимых Сахаров. Например, накопление сахарозы и глюкозы в клетках характерно для листьев озимых злаков, а также зимующих видоизме­ненных органов — луковиц, корнеплодов мор­кови, свеклы.

Задание. Изучите сезонные изменения содержания крахмала в стеблях сирени обы­кновенной, ивы козьей, дуба черешчатого. Сравните с результатами, полученными в опыте с побегами липы мелколистной.

topuch.ru

Опыты и наблюдения зимой - МИР РАСТЕНИЙ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ - ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ - Каталог файлов

Строение дерева.

Строение деревьев лучше всего изучать зи­мой. Летом из-за обилия листьев это сделать труднее. Как уже было сказа­но, у дерева можно выделить две основные части: над­земную (стеблевую) и подземную (корневую). Место перехода подземной части в надземную называется корневой шейкой. Дети находят все названные части, а также почки — листовые и пло­довые.

Что можно рассказать детям о корневой системе? Основная масса корней расположена в слое почвы от 20 до 60 см, но вертикальные корни при благоприятных условиях уходят вглубь на 2—3 м. Горизонтальные корни у молодых деревьев распространяются в 2—3 раза дальше, чем проекция окончания ветвей кроны.

Педагог раскапывает почву и показывает детям корни. Но это надо делать осторожно, чтобы не повредить корневую систему. Корни, находящиеся на небольшом расстоянии от ствола, час­то хорошо выступают над поверхностью почвы, особенно в ме­стах пешеходных тропинок. Дети видят: корни бывают такими же толстыми, как и ветви.

Определение деревьев по силуэтам.

Зимой необходимо перио­дически упражнять детей в определении деревьев по силуэтам. Это можно делать в процессе беседы или в виде дидактической игры. К концу пребывания в детском саду дошкольники долж­ны уметь назвать все деревья своего участка в летний и зимний периоды. Для расширения представлений детей на эту тему пе­дагог предлагает им фотографии тех пород деревьев, которые растут на их участке.

Как правило, силуэты бывают очень красивыми, особенно если их рассматривать на фоне синего неба или белого снега. Педагог привлекает внимание детей к деревьям и кустарникам в разное время суток, при различной погоде. Предлагает найти самое красивое дерево, объяснить, почему это дерево кажется данному ребенку самым красивым.

Однако основная цель таких наблюдений не эстетическая, а сугубо биологическая. Нужно научить детей обращать внимание на цвет коры и ее поверхность (серая, коричневая, зеленая, белая, гладкая, шероховатая, покрытая глубокими трещинами, имеющая повреждения), на особенности веток, углы их отхождения от ствола и характер ветвления (толстые прямостоячие, тонкие повислые), на размер и форму почек. В зимнее время хорошо видны различные повреждения веток и стволов, кото­рые летом бывают незаметными из-за обилия листьев.

Цвет коры деревьев и кустарников.

Дети отмечают разные от­тенки коры деревьев. Взяв образцы коры зимой, сравнивают их с цветом коры весной. Убеждаются, что весной кора некоторых деревьев приобретает зеленоватый оттенок, особенно на моло­дых веточках.

Деревья и снегопад.

При рассматривании заснеженных дере­вьев педагог предлагает детям подумать, что случилось бы с деревьями, если бы они были покрыты густой листвой. Дети наглядно представят, что на облиственных деревьях задержа­лось бы много снега и они, не выдержав тяжести, сломались.

Обледенение деревьев.

Если зимой выпадет переохлажденный дождь и деревья покроются сплошной коркой льда, воспита­тель организует группу для оказания экстренной помощи зеленым друзьям. Осторожно постукивая по веткам деревянны­ми палочками, дети освобождают их от ледяного панциря. В процессе работы надо следить, чтобы не травмировались ни деревья, ни дети. Во избежание поломок ветвей удары должны быть легкими. Чтобы исключить детский травматизм, воспита­тель выбирает для детей кустарники и низкие деревья; под вы­сокими деревьями работают взрослые. При тяжелом оледене­нии, когда возникает серьезная угроза для деревьев и людей, к работе привлекаются только взрослые. Дети наблюдают за работой издали.

Во всех случаях особое внимание обращается на линии элек­тропередач: растянувшиеся под тяжестью льда провода могут порваться, что приведет к электротравме.

На следующий день педагог привлекает детей к оценке со­стояния деревьев. Они выясняют, не возникло ли серьезных повреждений деревьев на участке детского сада. Аналогичное задание дается «на дом»: дети осматривают деревья вокруг сво­его дома и на улице. Педагог подчеркивает значение проделан­ной накануне работы: «Видите, благодаря нашим усилиям ни одно дерево на участке не сломалось. А на улице мы видели поврежденные ветки. Значит, мы хорошо помогли своим зеле­ным друзьям. Летом они нам скажут за это спасибо».

Деревья в инее.

Педагог привлекает внимание детей к деревь­ям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных плас­тинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером — голубым. Воспитатель объясняет, что, в от­личие от снега и льда, иней деревьям не вреден. Рассмотрев строение инея (для этого используются лупы) и полюбовав­шись красотой своего участка, дети стараются сохранить воз­никшую картину как можно дольше, не прикасаясь к деревьям и не сбивая белоснежного покрова. В это время хорошо поиграть в царство Снежной Королевы и в иные игры.

Абсолютный и относительный покой деревьев.

Как говори­лось в предыдущем подразделе, зимой деревья «спят». Убедиться в наличии двух периодов покоя поможет простой опыт. Дети срезают ветки любых деревьев или кустарников и ставят их в воду. Вначале это делают в ноябре, затем — в декабре, январе и далее ежемесячно до весны. Для регистрации времени рас­пускания почек заводят календарь наблюдений и вертикаль­ными черточками отмечают каждый прошедший день. Черточ­ки располагаются в строчку. Ежемесячные отметки располага­ются строго друг под другом, так чтобы первый день отмечался под первым, второй — под вторым и т.д.

В ходе эксперимента дети убедятся, что в ноябре и декабре ветки либо не распустятся, либо распустятся не скоро. Чем поз­же срезаны ветки, тем быстрее они распускаются. В марте и осо­бенно в апреле это произойдет за 2—3 дня.

Проверка народной приметы.

Эксперимент, описанный ра­нее, позволит проверить народную примету: если веточка виш­ни, срезанная на Спиридона-солнцеворота (25 декабря) и по­ставленная в воду или во влажный песок, расцветет к Рожде­ству (7 января), урожай на садовые культуры ожидается хорошим, если не расцветет — плохим.

Строение почек.

В середине зимы педагог начинает знакомить детей с почками. Вначале они рассматривают крупные почки тополя и сирени. Для этого каждый ребенок получает по не­большой веточке (срезанной с поросли, которая весной подле­жит удалению), отрывает почку и, вскрывая ее, рассматривает строение. Дети самостоятельно делают открытие: почки — это туго скрученные маленькие листочки. Пока холодно, они спят. Чтобы листочки не замерзли, на них надето «пальто» — плот­ные темные чешуйки; чтобы «пальто» не распахивалось под ветром, вместо пуговиц служит липкая смола. Придет время — смола исчезнет и почки раскроются.

Почки разных деревьев.

На последующих занятиях дети рас­сматривают почки других деревьев; убеждаются, что их размер и форма неодинаковы. Запоминают, как выглядят почки разных деревьев. Выясняют, у каких деревьев участка и прилежащей территории почки самые крупные и самые мелкие. Составляют коллекцию почек, пришивая небольшие веточки разных дере­вьев на один лист бумаги.

Роль снега в жизни растений (цикл опытов).

Зимой дети осу­ществляют на своем участке работу по снегозадержанию, под­сыпая снег с дорожек под деревья.

Для понимания биологического смысла данного агротехни­ческого мероприятия осенью педагог показывает детям части растений, которые должны сохраниться до весны, — корни, кор­невища, семена. Снег является для них одеялом. Хоть под снегом и холодно, но не до такой степени, как на открытом месте.

Пониманию роли снега способствует модельный опыт: дети наливают воду в две одинаковые емкости (например, в бутыл­ки), одну оставляют на открытом месте, другую без предвари­тельного охлаждения закапывают в снег. Когда на стенках пер­вой емкости появится лед, выкапывают вторую емкость. На ее стенках льда нет.

Зимой (в конце января — в феврале) педагог предлагает де­тям раскопать снег в том месте, где летом росли злаки (пырей, житняк и др.). Дети обнаруживают молодую зеленую траву дли­ной 10—20 см. Снеговую яму сразу же засыпают, иначе расте­ния вымерзнут.

В период таяния снега сравнивают состояние почвы в мес­тах, где снега было мало и много. В первом случае почва будет сухой или слегка влажной, во втором — очень мокрой.

Весной проверяют, где раньше появится трава: там, где сне­га много, или в.местах, которые оставались открытыми, где ветер сдувал снег. Убеждаются, что на открытых местах травы меньше. Если открытых участков около детского сада нет, мож­но в порядке эксперимента систематически сгребать снег с ка­кого-то одного места.

В итоге данного цикла опытов у детей сформируется прочное осознанное представление о роли снега в жизни растений: зи­мой снег согревает растения, весной при таянии растения по­лучают много воды. Снеговая вода особо ценная, она намного полезнее, чем обычная вода. (К сведению воспитателя: ученые установили, что в талой воде молекулы располагаются упоря­дочение, поэтому она обладает повышенной биологической активностью; семена, намоченные в такой воде, быстрее про­растают, проростки растут более интенсивно, растения бывают более крепкими. Такая вода полезна не только растениям, но и животным, а также человеку — при условии, что она не загряз­нена различными примесями, содержащимися в настоящее время в воздухе.)

tetradkin-grad.3dn.ru

Опыт с растениями "Повышение морозоустойчивости тканей растений" - ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ - Каталог файлов

Для опыта нужен корнеплод свеклы столовой, 3 пробирки, штатив, термометр (на –25 °С), лед, поваренная соль, мешалка для льда.В вакуолях клеток столовой свеклы содержится водорастворимый пигмент из группы антоцианов – бета-цианин. Поскольку он, как и другие антоцианы, находится только в вакуолях, для выделения пигмента необходимо повредить мембрану.Пробочным сверлом из корнеплода вырежьте 6 небольших одинаковых (2х0,5 см) пластинок. Тщательно промойте их водой, чтобы удалить антоциан из разрезанных клеток (от этого будут зависеть результаты опыта).Затем перенесите пластинки в пробирки. В первую налейте на 1/4 объема воду, во вторую – столько же 0,5 М раствора сахарозы, в третью – столько же 1,0 М раствора сахарозы. Количество раствора в пробирках и количество пластинок свеклы в них должно быть одинаковым.Пробирки поместите в охлаждающую смесь: к 3 частям снега или мелко истолченного льда добавьте 1 часть поваренной соли и перемешайте. Измерьте температуру смеси. Когда она опустится до –20 °С, содержимое пробирок замерзнет.Через 15–20 мин достаньте пробирки и поставьте в стакан с водой комнатной температуры для оттаивания, после чего сравните окраску раствора в пробирках. В контрольной – раствор окрашивается в красный цвет. Выход антоцианов из вакуолей в раствор означает, что клетки погибли, мембраны их разрушены и уже не могут удержать содержимое клетки.В пробирках с 0,5 М и 1,0 М растворами сахарозы цвет отличается от контроля. Чем выше концентрация сахарозы, тем слабее окрашен раствор. Уменьшение выхода антоциана из тканей корнеплода свеклы, находившихся в растворах сахарозы, свидетельствует о том, что сахароза оказала защитное действие на цитоплазму клеток при их замораживании. Степень защитного действия зависит от концентрации сахарозы: в более концентрированном (1,0 М растворе) повреждение тканей оказалось минимальным.Внезапное, в течение 15–20 мин, понижение температуры от +20 до –20 °С вызывает в клетках корнеплода, находившегося в пробирке с водой, образование льда непосредственно в цитоплазме. Кристаллы льда повреждают структуру клеток, клетки погибают. В природных условиях такие резкие перепады температуры характерны для весенних заморозков.Защитное действие сахарозы во второй и третьей пробирках связано как с поступлением сахарозы из раствора в клетки, так и с выходом воды из клеток в наружный, более концентрированный раствор. Чем выше количество сахарозы в клетке, тем ниже температура замерзания цитоплазмы, поскольку сахароза, связывая внутриклеточную воду, уменьшает ее подвижность. Обезвоживание клеток также повышает их устойчивость к действию морозов, препятствуя внутриклеточному образованию льда. Не случайно у древесных растений зимой накапливается в клетках до 10% сахаров, а у озимых злаков – до 50%.Результаты опытов позволяют понять, почему для успешной зимовки как озимых травянистых растений, так и древесных важна солнечная осень. При пониженных ночных температурах, замедляющих отток сахаров в другие части растения, в зеленых листьях накапливаются углеводы. Самая низкая температура, которую выдерживают наиболее морозостойкие сорта озимой ржи, – около –30 °С на уровне почвы. Это не слишком высокая степень морозоустойчивости. Ведь почки древесных пород в Сибири выдерживают до –70 °С. Такая температура наблюдается в Якутии, где растут ель сибирская, сосна обыкновенная, береза пушистая, осина. Дополнительную морозостойкость почкам этих видов придает состояние глубокого покоя, переход в которое сопровождается сильным обезвоживанием клеток, накоплением жиров, углеводов, изменением состава белков.

Задание. Выясните, повысится ли после пребывания в 0,5 М и 1,0 М растворах сахарозы морозоустойчивость клеток мякоти яблок и других окрашенных антоцианами плодов, листьев свеклы столовой и капусты краснокочанной, лепестков цветков.

xn----btbgtbailwebq2b.xn--p1ai

Опыты с растениями, которые показали, что растения чувствуют и даже общаются с собратьями на других планетах

Продолжаем познание мира, на этот раз окунёмся в мир растений, окружающих нас повсюду. Они так давно с нами, так давно безмолвствуют, что мы привыкли их не замечать и перестали считать их живыми. Что стоит для нас, прогуливаясь где-нибудь на природе, сорвать травинку, цветок или сломать веточку.

Мы даже не представляем себе, какие муки испытывают при этом растения. Только опыты с растениями, проводимые множеством учёных могут дать представление о том чуде, которое растёт вокруг нас. Опытам этим не один десяток лет. Но они настолько опередили своё время, что о них предпочли умолчать.

Теперь уже мало кто помнит исследователя, который заметил проявления чувств у растений. Клив Бакстер то ли от скуки ради, то ли следуя велению свыше, решил проверить какова будет реакция растения на поливку. Ведь с насыщением растения влагой повышается его электропроводимость. Бакстер подключил к растению так называемый «детектор лжи». Каково же было его удивление, когда полиграф зафиксировал абсолютно противоположное явление. А именно — понижение электропроводности растения.]]>Что же такого необычного кроется в этом опыте с растением? А необычность здесь вот в чём. Подобная реакция очень напоминает реакцию человека. Тогда исследователь пошёл в своих опытах дальше. Он решил проверить реакцию растения на физическое воздействие. А именно – он решил поджечь один из листков растения. Эта простая шалость положила началом целой отрасли знаний. Полиграф зафиксировал сильный всплеск на энцифалограмме ещё до того как Бакстер поднёс спичку к листу. Вывод из этого напрашивался следующий: растения не просто чувствуют – они читают мысли…

Исследователь провёл много схожих опытов и все они дали точно такие же результаты. Тогда Бакстер выдвинул гипотезу наличия у растений так называемого «глубинного восприятия» — восприятия за пределами известных человеку органов чувств.

Ещё один опыт с растениями показал, что последние могут быть использованы как инструмент для считывания человеческих мыслей. Опыт был произведён с журналистом газеты «Sun». Бакстер называл цифры среди которых был и год рождения журналиста. И хотя журналист на все перечисленные годы отвечал отрицательно, полиграф зафиксировал резкий всплеск, во время произнесения исследователем года рождения журналиста.

Другой опыт с растениями показал, что растения обладают памятью. Из компании добровольцев наугад был выбран один человек, который должен был в тайне ото всех причинить вред растению на глазах у его точно такого же соседа. Кем окажется этот человек никто из собравшихся не знал. Когда к «зелёному свидетелю» по очереди подводили людей, растение бурно отреагировало (в виде всплеска на энцифалограмме) на убийцу соседа.

Итак, растения реагируют на мысли. Но каков предел расстояния подобного вида связи? Как показали опыты Бакстера, где бы не находился человек, между ним и растением существует эта «глубинная связь». Опыт заключался в следующем: были использованы два синхронизированных секундомера. Один исследователь всюду носил с собой и отмечал время происшедших с ним различных ситуаций, на которые он вынужден был, так или иначе, реагировать. Другой секундомер находился с растением. Когда Бакстер проверил ленту, то всплески на ней были зафиксированы в то же самое время, которое он отмечал.

Никакой известный человечеству способ экранировки не смог нарушить эту связь… Здесь будет уместно привести высказывание Бакстера целиком и без изменений:

Согласно восточной философии, существует вневременная связь между всем на свете. Вселенная находится в равновесии, и если в какой-то ее части равновесие нарушается, то нельзя ждать сотни световых лет, чтобы этот дисбаланс обнаружить и устранить. Возможно, речь идет как раз об этой вневременной связи, об этом единстве всего живого.

]]>Следующий опыт с растениями показал, что растения бурно реагируют на гибель живых клеток. Особенно человеческих. Исследователь обнаружил это, когда поранил палец и на энцифалограмме растений в этот момент был виден очень специфический график. И снова приведу высказывание Бакстера:

По-видимому, способность чувствовать не ограничивается клеточным уровнем, а распространяется до молекулярного, атомного и субатомного уровней. Мы привыкли считать неживыми многие предметы. Возможно, нам придется пересмотреть наш взгляд на природу жизни.

А вот что сказал об исследованиях Бакстера Уильям Бондюран, директор Фонда им. Мэри Рэйнольд Бэбок из Северной Каролины:

Его эксперименты указывают на возможность существования глубинной связи между всеми живыми существами, связи, выходящей за пределы известных нам законов физики.

После публикации Бакстером его работ множество людей решили подтвердить или опровергнуть его опыты, и они не просто подтвердили их, они пошли дальше.

К примеру, Пьер Поль Совин с помощью растений силой мысли управлял движением игрушечного электропоезда, а также предложил использовать растения для управления мыслями владельца всех систем, будь то открывание ворот гаража, включения отопления в доме и даже (!!!) управления баллистической ракетой… После этой информации начинаешь по другому относиться к своим мыслям, кто знает может и вправду жизнь на планетах Солнечной Системы своей мысленной энергией породила Солнце…

Но это всё не в счёт по сравнению с опытами с растениями, которые проводил учёный Джордж Лоуренс. Он создал некое подобие биологического приёмника сигналов от других растений. В основе которого была живая ткань растения. Этим прибором он хотел определить реакции растений на расстоянии, не подключая к ним электродов. Во время ланча прибор Лоуренса был направлен в небо и в этот момент он принял странный пульсирующий сигнал. В этот момент учёного посетила мысль, что это не что иное, как передача из других миров.

Он повторил свой эксперимент в 1972 году в глухой местности, лишённой растительности, дабы исключить влияние других растений. Лоуренс снова направил свой прибор в тот же сектор неба и снова зафиксировал странную передачу. Прибор был направлен в сторону созвездия Большой Медведицы… А ведь, как помнят мои читатели, это именно то место откуда прилетели Боги.

Вот как говорит об этом сам Лоуренс:

Я не думаю, что эти сигналы предназначены землянам. Возможно, мы стали свидетелями общения между каким-то видом живых существ на далекой планете со схожим видом на Земле. Но мы, земляне, совсем не осведомлены о биологическом способе общения, и поэтому никак в нем не участвуем. Я думаю, что уровень излучаемой при таком общении энергии фантастически высок. Этот сигнал преодолел астрономические расстояния, и все же улавливается нашими незамысловатыми приборами. Значит, на него было затрачено огромное количество энергии. Поэтому, возможно, это сигналы о помощи. Может быть, где-то там происходит что-то ужасное, и кто-то отчаянно зовет на помощь.

Комментарии я думаю излишни…]]>Лоуренс выдвинул гипотезу, что все существа в нашей Вселенной общаются между собой. И его опыты с растениями это доказывают. Этой связи не подвластно ни расстояние, ни время. И ещё одна цитата, принадлежит она астроному Джеймсу Джинсу:

Поток человеческого знания неуклонно движется в сторону немеханистической реальности. Вселенная уже представляется не как огромный механизм, а как всеобъемлющая мысль. Теперь сознание уже не считается случайным явлением в сугубо материальном мире. Понемногу мы начинаем понимать, что мысль — это сила, создавшая физическую реальность и управляющая ею.

По-моему замечательно сказано.

И в заключение пусть Вам не покажется, что наши русские учёные совершенно об этих опытах не слышали. Они не просто были осведомлены, но и пошли гораздо дальше. Например, Владимир Григорьевич Караманов, директор Лаборатории биокибернетики при Институте агрофизики добился того, что его фасоль сама регулирована длину светового дня и количество воды для собственной поливки. Это был революционный прорыв в сельском хозяйстве. Растения, сами удовлетворяя свои потребности, лишали человека тяжёлого труда и давали огромный урожай…

И где эти технологии сейчас? Можете не отвечать, это был риторический вопрос…

 

  • Почему проблема соблюдения режима дня неразрешима // 28th Май 2011 // 6
  • Нас спасёт розовый шум // 12th Март 2011 // 11
  • Вся правда про вред соли для организма // 27th Февраль 2011 // 42
  • Гипотеза органического происхождения нефти // 21st Февраль 2011 //
  • Необычная разгадка тайны Стоунхенджа // 3rd Февраль 2011 //
К записи 6 комментариев

28 06 2011 | Майя

Добрый день, Хронист!Благодарю за Научную статью!Я знала, что Растения Живые, но я не знала, что наши Растения Читают наши Мысли!!!

Ответить 28 06 2011 | Хронист

Спасибо за обратную связь, Майя!

Ответить 05 07 2011 | Джухи

Спасибо за информацию.Особенно деревья-в них мудрость чувствуется

Ответить 05 07 2011 | Хронист

Вам спасибо за обратную связь, Джухи

Ответить 22 07 2011 | Илья

Спасибо, очень интересные посты!

Чем больше читаю Ваш блог, тем чаще мне приходят в голову мысли о возможностях сотрудничества людей, заинтересованных подобными исследованиями и наблюдениями и тех, кто бы мог передать ценный опыт, или подтолкнуть первых к практической реализации своих идей.Думаю тут есть о чем подумать!

А еще хотел попросить лично у Хрониста, если это возможно, скинуть на почту или набрасать тут опытный план перехода на сыроедение. Ну не получается как то перейти, максимум держусь неделю, а потом чтонибудь захочу и все в трубу..

Еще раз спасибо!

Ответить 24 07 2011 | Хронист

Илья, читайте мою рубрику про сыроедение, там всё есть. Для таких целей есть мой личный e-mail: [email protected]

Ответить



hronist.ru